Сунь-цзы
Это статья о китайском стратеге и военачальнике Сунь Цзы. Об одноименном китайском математике см. Сунь Цзы (математик).
Сунь Цзы (кит. трад. 孫子 , упр. 孙子 , пиньинь: sūnzǐ) — китайский стратег и мыслитель, предположительно, живший в VI или, по другим источникам, в IV веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».
Исторические факты
Биографические данные о Сунь-цзы записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Имя Сунь Цзы было У. Он родился в царстве Ци. Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю Хо Люйу в царстве У.
Согласно Сыма Цяню, князь пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» — никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После это все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.
На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу — город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь. Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемое царями династии Чжоу, а царь Хо Люй вошёл в состав «чжухоу» — официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы».
Сунь Цзы написал по просьбе князя Хо Люя трактат о военном искусстве [1] , традиционно называемый «Искусство войны» (переводы Н. И. Конрада, В. А. Шабана). Затем он вернулся в своё родное царство Ци и там вскоре умер. На происхождение от Сунь-цзы столетия спустя претендовали жившие в эпоху Троецарствия члены клана Суней (Сунь Цзянь, Сунь Цэ, Сунь Цюань).
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/14127
СУНЬ-ЦЗЫ
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .
Смотреть что такое “СУНЬ-ЦЗЫ” в других словарях:
Сунь-цзы — (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь: sūnzǐ) … Википедия
“СУНЬ-ЦЗЫ” — “СУНЬ ЦЗЫ” (“[Трактат] Учителя Суня”, “Сунь цзыбин фа” “Сунь цзы о военном искусстве”, “Законы войны Учителя Суня”) древнейший в мире военно теоретический трактат из 13 глав (пянь), основополагающий текст “школы военной философии” (бин цзя),… … Философская энциклопедия
«СУНЬ-ЦЗЫ» — («[Трактат] Учителя Суня», «Сунь цзы бин фа» – «Сунь цзы о военном искусстве», «Законы войны Учителя Суня») – древнейший в мире военно теоретический трактат из 13 глав (нянь), основополагающий текст «школы военной философии» (бин цзя), главный в… … Философская энциклопедия
СУНЬ-ЦЗЫ — СУНЬ ЦЗЫ (Сунь У, Чжан цин) (6 5 вв. до н. э.) древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник “школы военной философии” (бич цзя). Уроженец “срединного” царства Ци, прославившийся победоносными боевыми… … Философская энциклопедия
Сунь-Цзы — древнекитайский военный теоретик и полководец. VI V вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика). * * * СУНЬ ЦЗЫ СУНЬ ЦЗЫ, древнекитайский военный теоретик и полководец в 6 5 вв. до … Энциклопедический словарь
Сунь-Цзы — Сунь У (6 5 вв. до н. э.), древнекитайский полководец и военный теоретик. Родился в царстве Ци. В 514 496 до н. э. был военачальником царства У и успешно руководил походами против царств Чу, Ци и Цзинь. Автор трактата о военном искусстве… … Большая советская энциклопедия
СУНЬ-ЦЗЫ — древнекитайский военный теоретик и полководец в 6 5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика) … Большой Энциклопедический словарь
Сунь-Цзы — СУНЬ ЦЗЫ́ (65 вв. до н. э.), др. кит. воен. теоретик и полководец. Автор трактата о воен. иск ве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика) … Биографический словарь
СУНЬ-ЦЗЫ — 1. древнекитайский полководец СУНЬ ЦЗЫ Сунь У (Воинственный), Чжанцин (6 5 до н.э.), древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник школы военной философии (бин цзя). Уроженец срединного царства Ци,… … Энциклопедия Кольера
Сунь Цзы (математик) — Это статья о китайском математике Сунь Цзы. Об одноименном китайском стратеге и военачальнике см. Сунь Цзы. Сунь Цзы (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь: sūn zǐ) китайский математик и аст … Википедия
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/17009/%D0%A1%D0%A3%D0%9D%D0%AC
Сунь-Цзы — об авторе
Информация
Биография
Сунь-Цзы (имя при рождении Сунь У, второе имя Чжанцин) — древнекитайский стратег и мыслитель, автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны», живший около IV в. до н.э. Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов.
Биографические данные о нем изложены Сыма Цянем в его «Исторических записках». Сунь-цзы служил наёмным полководцем князю Хэлюю в царстве У. Командуя войсками,он разгромил сильное царство Чу, захватив его столицу город Ин, а также нанёс поражение царствам Ци, и…
Сунь-Цзы (имя при рождении Сунь У, второе имя Чжанцин) — древнекитайский стратег и мыслитель, автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны», живший около IV в. до н.э. Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао, космическим циклизмом школы инь-ян, легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов.
Биографические данные о нем изложены Сыма Цянем в его «Исторических записках». Сунь-цзы служил наёмным полководцем князю Хэлюю в царстве У. Командуя войсками,он разгромил сильное царство Чу, захватив его столицу город Ин, а также нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь. Благодаря его победам царство У, вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемое монархами династии Чжоу. Сам же Хэлюй вошёл в число «чжухоу» — официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В конце жизни Сунь-Цзы написал по просьбе князя Хо Люя трактат о военном искусстве, традиционно называемый «Искусство войны». Затем вернулся в своё родное царство Ци и там вскоре умер. На происхождение от него столетия спустя претендовали жившие в эпоху Троецарствия члены клана Суней (Сунь Цзянь, Сунь Цэ, Сунь Цюань).
Сунь Цзы считал войну вынужденным злом, которое следует избегать, как только возможно: «война — это как огонь, люди, которые не сложат оружия, погибнут от собственного же оружия». Войну следует вести быстро во избежание экономических потерь: «Ни одна долгая война не принесла прибыли стране: 100 побед в 100 сражениях — это просто смешно. Каждый, кто отличился сокрушением врагов, получал победу еще до того, как вражеская угроза становилась реальной». Следует избегать резни и зверств, потому что это может спровоцировать сопротивление и дать противнику возможность обратить войну в свою пользу.
Идеи Сунь Цзы обобщёны в 5 принципах:
— «пути» (единодушия народа и верхов),
— «неба» (соответствия времени),
— «земли» (соответствия месту),
— «полководца» (правильного руководства, характеризующегося благонадежностью и гуманностью),
— «закона» (организованности и дисциплинированности).
Данные принципы должны реализовываться посредством 7 «расчётов»:
— наличия у правителя дао,
— наличия у полководца способностей,
— постижения особенностей неба и земли,
— осуществимости законов и приказов,
— силы войска,
— обученности командиров и солдат,
— ясности наград и наказаний.
Источник статьи: http://www.livelib.ru/author/16087-suntszy
всех правил не сформулируешь, все тексты не прочтешь, всю правку не внесешь.
но к этому надо стремиться
Comments
Мильчин
3.2.11. Китайские личные имена
В китайских собственных именах, состоящих из двух частей, обе части пишутся с прописной буквы. Напр.: Ли Бо, Лю Хуацин, Сун Юй, Сунь Ятсен, Дэн Сяопин, Лю Шаоци.
Re: Мильчин
Re: Мильчин
Транскрибирование личных имен
В печатных изданиях, выходящих на русском или одном из западно-европейских языков, личные имена китайцев передаются с помощью либо русской транскрипции, либо китайского фонетического алфавита (пиньинь), созданного на латинской основе. В начале 1979 г. Международная организация по стандартизации ISO при Юнеско разработала рекомендации для издательств и библиографических учреждений, вносящие изменения в транскрипцию китайских собственных названий вообще и китайских личных имен в частности. Эти рекомендации заключаются в следующем: переход на слитное написание двусложного китайского имени; использование китайского фонетического письма в качестве общепринятой нормы транскрипции китайских собственных названий, в том числе собственных имен. Рекомендации были приняты по предложению китайских представителей в этой международной организации в целях унификации транскрипции китайских собственных названий. В настоящее время принято слитное написание китайских двусложных имен при передаче их с помощью русской или латинской транскрипции.
Например, Го Можо (Guo Moruo) вместо Го Мо-жо (Guo Mo-ruo); Дэн Сяопин (Deng Xiaoping) вместо Дэн Сяо-пин (Deng Xiao-ping). При библиографическом поиске и при уточнении библиографических данных книги или статьи китайского автора следует учитывать различие в написании китайских имен в изданиях, вышедших до начала 80-х гг., и в современных изданиях. В согласии с рекомендациями ISO в библиографических изданиях, выпускаемых в нашей стране, в качестве нормы транскрипции принят китайский фонетический алфавит вместо приминявшейся ранее русской транскрипции. Китайский фонетический алфавит на латинской основе (пиньинь) существует в Китае с 1958 г. Он используется для транскрипции иероглифов в целях распространения единой (наддиалектной) орфоэпической нормы общегосударственного языка (путунхуа).
Однако русская транскрипция продолжает использоваться в прикнижных и пристатейных указателях литературы, а также в каталогизационном описании. За единую норму русской транскрипции принимается транскрипция иероглифических знаков, используемая в «Большом китайско-русском словаре» под редакцией И.М.Ошанина (М., 1984). В библиографических изданиях, выходящих за рубежом, также употребляется китайское фонетическое письмо. Этот же вид транскрипции применяется и в пристатейных и в прикнижных указателях, и в библиографических описаниях, составляемых для каталогов библиотек. В связи с изменениями в форме транскрипции и отсутствием единой формы транскрипции в нашей стране библиограф нередко оказывается в сложной ситуации. В этих случаях трудно обойтись без сравнительных таблиц или консультации специалиста, знающего китайский язык.
Автор – Н.В. Морозова
Источник – Советская библиография. Научно-практический журнал №6 (244). М., ноябрь-декабрь
1990. С.24-28.
Источник статьи: http://korrektor-ru.livejournal.com/492319.html
СУНЬ-ЦЗЫ
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .
Полезное
Смотреть что такое “СУНЬ-ЦЗЫ” в других словарях:
Сунь-цзы — (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь: sūnzǐ) … Википедия
“СУНЬ-ЦЗЫ” — “СУНЬ ЦЗЫ” (“[Трактат] Учителя Суня”, “Сунь цзыбин фа” “Сунь цзы о военном искусстве”, “Законы войны Учителя Суня”) древнейший в мире военно теоретический трактат из 13 глав (пянь), основополагающий текст “школы военной философии” (бин цзя),… … Философская энциклопедия
«СУНЬ-ЦЗЫ» — («[Трактат] Учителя Суня», «Сунь цзы бин фа» – «Сунь цзы о военном искусстве», «Законы войны Учителя Суня») – древнейший в мире военно теоретический трактат из 13 глав (нянь), основополагающий текст «школы военной философии» (бин цзя), главный в… … Философская энциклопедия
СУНЬ-ЦЗЫ — Сунь У (6 5 вв. до н. э.), др. кит. полководец и воен. теоретик. Род. в царстве Ци. В 514 496 до н. э. служил военачальником в царстве У. Благодаря воен. искусству С. ц. армия этого небольшого царства сумела нанести поражения войскам более… … Советская историческая энциклопедия
СУНЬ-ЦЗЫ — СУНЬ ЦЗЫ (Сунь У, Чжан цин) (6 5 вв. до н. э.) древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник “школы военной философии” (бич цзя). Уроженец “срединного” царства Ци, прославившийся победоносными боевыми… … Философская энциклопедия
Сунь-Цзы — древнекитайский военный теоретик и полководец. VI V вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика). * * * СУНЬ ЦЗЫ СУНЬ ЦЗЫ, древнекитайский военный теоретик и полководец в 6 5 вв. до … Энциклопедический словарь
Сунь-Цзы — Сунь У (6 5 вв. до н. э.), древнекитайский полководец и военный теоретик. Родился в царстве Ци. В 514 496 до н. э. был военачальником царства У и успешно руководил походами против царств Чу, Ци и Цзинь. Автор трактата о военном искусстве… … Большая советская энциклопедия
СУНЬ-ЦЗЫ — древнекитайский военный теоретик и полководец в 6 5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика) … Большой Энциклопедический словарь
Сунь-Цзы — СУНЬ ЦЗЫ́ (65 вв. до н. э.), др. кит. воен. теоретик и полководец. Автор трактата о воен. иск ве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика) … Биографический словарь
Сунь Цзы (математик) — Это статья о китайском математике Сунь Цзы. Об одноименном китайском стратеге и военачальнике см. Сунь Цзы. Сунь Цзы (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь: sūn zǐ) китайский математик и аст … Википедия
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2580/%D0%A1%D0%A3%D0%9D%D0%AC
Сунь-цзы
Не следует путать с Сюнь-цзы (荀子; прибл. 313—238 гг. до н. э. — также известным как Сюнь Куан).
Сунь-цзы | |
Статья в Википедии | |
Медиафайлы на Викискладе |
Сунь-цзы (кит. трад. 孫子 , упр. 孙子 , пиньинь: sūnzǐ) — китайский стратег и мыслитель, предположительно, живший в VI или, по другим источникам, в IV веке до н. э. Традиционно считается автором трактата «Искусство войны», канонический текст которого был сформирован на рубеже II—III веков н. э. Другие его произведения неизвестны.
«Искусство войны» [ править ]
Война — это великое дело государства, основа жизни и смерти, путь к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать.
Война — это путь обмана. Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность. Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда цель близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко.
Война любит победу и не любит продолжительности.
Сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего — покорить чужую армию, не сражаясь.
Самая лучшая война — разбить замыслы противника; на следующем месте — разбить его союзы; на следующем месте — разбить его войска. Самое худшее — осаждать крепости.
Тот, кто знает, когда он может сражаться, а когда не может, будет победителем.
Возможность проиграть заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике.
Управлять многими — то же, что управлять немногими. Дело в организации.
Когда солдаты подвергаются смертельной опасности, они ничего не боятся; когда у них нет выхода, они держатся крепко; когда они заходят в глубь неприятельской земли, их ничто не удерживает; когда ничего поделать нельзя, они дерутся.
Сначала будь как невинная девушка — и противник откроет у себя дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц — и противник не успеет принять мер к защите.
Если ты узнал, что у тебя появился шпион противника и следит за тобой, обязательно воздействуй на него выгодой; введи его к себе и помести его у себя.
Знай противника и знай себя, и ты будешь непобедим. [1]
Источник статьи: http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BD%D1%8C-%D1%86%D0%B7%D1%8B
Сунь Цзы – Sun Tzu
544 г. до н.э. (традиционный)
Ци или Ву, Королевство Чжоу
Гусу, У, Королевство Чжоу
Транскрипции | |
---|---|
Стандартный мандарин | |
Ханю Пиньинь | Сунзо |
Бопомофо | ㄙ ㄨ ㄣ ㄗ ˇ |
Гвойеу Роматзих | Suentzyy |
Уэйд – Джайлз | Sun¹ Tzŭ³ |
Йельский романизация | Свундж |
MPS2 | Suēntž |
IPA | [swən.tsɹ̩̀] |
Ву | |
Сучжоуский | Сен-цо |
Юэ: кантонский диалект | |
Йельский романизация | Сюнджи |
Ютпин | Syun1zi2 |
IPA | [sýːn.tsǐː] |
Южный Мин | |
Hokkien POJ | Сунь-чу |
Тай-ло | Сунь-цу |
Среднекитайский | |
Среднекитайский | suən t͡sɨ X |
Старый китайский | |
Бакстер – Сагарт (2014) | * [s] ˤu [n] tsəʔ |
Транскрипции | |
---|---|
Стандартный мандарин | |
Ханю Пиньинь | Сун Ву |
Бопомофо | ㄙ ㄨ ㄣ ㄨ ˇ |
Гвойеу Роматзих | Суен Ву |
Уэйд – Джайлз | Сунь У³ |
Йельский романизация | Swūn Wǔ |
MPS2 | Suēn Wǔ |
IPA | [swə́n ù] |
Среднекитайский | |
Среднекитайский | suən mɨo X |
Старый китайский | |
Бакстер – Сагарт (2014) | * [s] ˤu [n] m (r) aʔ |
Транскрипции | |
---|---|
Стандартный мандарин | |
Ханю Пиньинь | Чанцин |
Бопомофо | ㄔ ㄤ ˊ ㄑ ㄧ ㄥ |
Гвойеу Роматзих | Charngching |
Уэйд – Джайлз | Ch’ang²-chʻing¹ |
Йельский романизация | Chángchīng |
MPS2 | Chángchīng |
IPA | [ʈʂʰǎŋ.tɕʰíŋ] |
Среднекитайский | |
Среднекитайский | ɖɨɐŋ kʰˠiæŋ |
Старый китайский | |
Бакстер – Сагарт (2014) | * Cə- [N] -traŋ C.qʰraŋ |
Tôn Tử
孫子
손자
孫子
Транскрипции | |
---|---|
Пересмотренная романизация | Сонму Соня |
孫子
そ ん し
Транскрипции | |
---|---|
Романизация | Сонбу Сонши |
Сунь – цзы ( / s ˙U п d г ˙U , S ˙U н сек ˙U / скоро DZOO , скоро СОО ; китайский : 孫子 ; пиньинь : Sūnzǐ ) был китайский генерал, военный стратег, писатель и философ, живший в Восточной Чжоу период в древнем Китае . Сунь-цзы традиционно считается автором «Искусства войны», влиятельного труда в области военной стратегии, оказавшего влияние как на западную, так и на восточноазиатскую философию и военное мышление. Его работы гораздо больше сосредоточены на альтернативах битве, таких как хитрость, промедление, использование шпионов и альтернатив самой войне, создание и поддержание союзов, использование обмана и готовность подчиниться, по крайней мере временно, большему количеству людей. могущественные враги. Сунь-цзы почитается в китайской и восточноазиатской культуре как легендарный исторический и военный деятель. Его имя при рождении было Сунь У ( китайское : 孫武 ), и он был известен за пределами своей семьи под своим любезным именем Чанцин ( китайский : 長卿 ). Имя Сунь Цзы, под которым он более известен, является почетным, что означает «Мастер Сунь ».
Историчность Сунь-Цзы сомнительна. Историк династии Хань Сыма Цянь и другие традиционные китайские историки назначили его министром короля У Хелюя и датировали его жизнь 544–496 годами до нашей эры. Современные ученые, признающие его историчность, относят сохранившийся текст «Искусства войны» к более позднему периоду Сражающихся царств, основываясь на его стиле композиции и описаниях войн. Традиционные источники утверждают, что потомок генерала Сунь Бин написал трактат о военной тактике, также названный «Искусство войны» . Поскольку Сунь У и Сунь Бин упоминались как Сунь Цзы в классических китайских текстах, некоторые историки считали их идентичными до повторного открытия трактата Сунь Бина в 1972 году.
Работа Сунь Цзы получила высокую оценку и использовалась в войне в Восточной Азии с момента ее создания. В течение двадцатого века «Искусство войны» стало популярным и нашло практическое применение и в западном обществе . Он продолжает влиять на многие конкурентные начинания в мире, включая культуру, политику, бизнес и спорт, а также современные войны.
СОДЕРЖАНИЕ
Жизнь
Самые старые доступные источники расходятся во мнениях относительно того, где родился Сунь-Цзы. Весна и осень Annals и Сыма Цянь «S позже Ши цзи ( Шиджи государства), что Сунь – цзы родился в Ци . Оба источника также согласны с тем, что Сунь-Цзы родился в конце весенне-осеннего периода и что он был активным генералом и стратегом, служа королю Хелю из Ву в конце шестого века до нашей эры, начиная примерно с 512 г. до н.э. Победы Сунь-Цзы вдохновили его на написание «Искусства войны» . Искусство войны было одним из самых читаемых военных трактатов в последующий период Сражающихся царств, время постоянной войны между семью древними китайскими государствами – Чжао, Ци, Цинь, Чу, Хань, Вэй и Янь, которые боролись за контроль. обширные плодородные земли в Восточном Китае.
Одна из наиболее известных историй о Сунь-Цзы, взятая из Сыма Цянь, иллюстрирует темперамент Сунь-Цзы следующим образом: перед тем, как нанять Сунь-цзы, король У испытал навыки Сунь-Цзы, приказав ему превратить гарем из 180 наложниц в солдат. Сунь-цзы разделил их на две роты, назначив их командирами двух наложниц, которых король больше всего любил. Когда Сунь-Цзы впервые приказал наложницам повернуться лицом к лицу, они хихикнули. В ответ Сунь Цзы сказал, что генерал, в данном случае сам, несет ответственность за то, чтобы солдаты понимали отданные им команды. Затем он повторил команду, и наложницы снова захихикали. Затем Сунь-Цзы приказал казнить двух любимых наложниц короля, в знак протеста короля. Он объяснил, что если солдаты генерала понимали их команды, но не подчинялись, это была вина офицеров. Сунь-цзы также сказал, что после того, как генерал был назначен, его долг – выполнить свою миссию, даже если король протестует. После того, как обе наложницы были убиты, на их место были выбраны новые офицеры. После этого обе компании, теперь хорошо осознавшие цену дальнейшего легкомыслия, безупречно выполнили свои маневры.
Сыма Цянь утверждал, что Сунь Цзы позже доказал на поле боя, что его теории были эффективны (например, в битве при Боджу ), что он сделал успешную военную карьеру и что он написал «Искусство войны» на основе своего проверенного опыта. Тем не менее, Zuozhuan, исторический текст, написанный на столетия раньше, чем Shiji, предоставляет гораздо более подробный отчет о битве при Боджу, но не упоминает Сунь-Цзы вообще.
Историчность
Примерно в XII веке нашей эры некоторые китайские ученые начали сомневаться в историческом существовании Сунь-Цзы, прежде всего на том основании, что он не упоминается в классическом историческом произведении Цзо чжуань, в котором упоминается большинство известных фигур периода Весны и Осени. Имя «Сунь У» ( 孫武 ) не встречается ни в одном тексте до « Записок Великого историка» и, возможно, было выдуманным описательным когноменом, означающим «беглый воин» – фамилию «Солнце» можно интерпретировать как родственный термин «беглец» ( Сюнь 遜 ), а «У» является древним китайским достоинством «военных, доблестным» ( Wǔ 武 ), что соответствует роли Сунь Цзы как герой двойник в истории в Zi . Единственная историческая битва, приписываемая Сунь-Цзы, битва при Боджу, не содержит записей о его участии в этой битве.
Скептики ссылаются на возможные исторические неточности и анахронизмы в тексте, и что книга на самом деле была компиляцией разных авторов и военных стратегов. Авторство «Искусства войны» варьируется среди ученых и включает людей и движения, включая Солнце; Ученый из Чу Ву Цзысюй ; анонимный автор; школа теоретиков Ци или У ; Sun Bin ; и другие. Сунь Бин, похоже, был настоящим человеком, который был подлинным авторитетом в военных вопросах, и, возможно, был вдохновением для создания исторической фигуры «Сунь-цзы» с помощью формы эвгемеризма . Имя Сунь У действительно появляется в более поздних источниках, таких как Шиджи и У Юэ Чунцю, но было написано спустя столетия после эпохи Сунь Цзы.
Однако использование полосок в других работах, таких как «Методы Сима», считается доказательством исторического приоритета Сунь-Цзы. По словам Ральфа Сойера, весьма вероятно, что Сунь-Цзы действительно существовал и не только служил генералом, но и написал ядро книги, носящей его имя. Утверждается, что существует несоответствие между крупномасштабными войнами и изощренными методами, подробно описанными в тексте, и более примитивными мелкомасштабными сражениями, которые, по мнению многих, преобладали в Китае в 6 веке до нашей эры. Против этого Сойер утверждает, что учения Сунь У, вероятно, передавались последующим поколениям в его семье или небольшой школе учеников, в которую в конечном итоге вошел Сунь Бин. Эти потомки или студенты, возможно, изменили или расширили некоторые моменты исходного текста.
Скептики, которые отождествляют проблемы с традиционалистским взглядом, указывают на возможные анахронизмы в «Искусстве войны», включая термины, технологии (такие как анахроничные арбалеты и не упомянутая кавалерия ), философские идеи, события и военные методы, которые не должны были быть доступны Сунь У. Кроме того, нет никаких записей о профессиональных генералах в весенний и осенний период ; они сохранились только с периода Воюющих царств, поэтому есть сомнения в ранге и звании Сунь Цзы. Это вызвало большую путаницу относительно того, когда на самом деле было написано «Искусство войны» . Первая традиционная точка зрения состоит в том, что она была написана в 512 г. до н.э. историческим Сунь У, действовавшим в последние годы весеннего и осеннего периода (ок. 722–481 до н.э.). Вторая точка зрения, которой придерживаются такие ученые, как Сэмюэл Гриффит, относит «Искусство войны» к середине и концу периода Сражающихся царств (ок. 481–221 до н. Э.). Наконец, третья школа утверждает, что листки были опубликованы во второй половине V века до нашей эры; это основано на том, как его приверженцы интерпретируют бамбуковые палочки, обнаруженные в Иньцэ-Шане в 1972 году нашей эры.
Искусство войны
Искусство войны традиционно приписывается Сунь-Цзы. Он представляет собой философию войны для управления конфликтами и победы в битвах. Его считают шедевром стратегии, на него часто ссылаются и ссылаются генералы и теоретики с тех пор, как он был впервые опубликован, переведен и распространен по всему миру.
Существует множество теорий относительно того, когда текст был завершен, и относительно личности автора или авторов, но археологические находки показывают, что Искусство войны приняло примерно свою нынешнюю форму, по крайней мере, к раннему ханьскому периоду. Поскольку невозможно окончательно доказать, когда Art of War было завершено до этой даты, различные теории относительно автора или авторов работы и даты завершения вряд ли будут полностью разрешены. Некоторые современные ученые считают, что он содержит не только мысли своего первоначального автора, но также комментарии и пояснения более поздних военных теоретиков, таких как Ли Цюань и Ду Му .
Из военных текстов, написанных до объединения Китая, и последующего сожжения книг Ши Хуанди во втором веке до нашей эры, сохранились шесть основных работ. Во времена гораздо более поздней династии Сун эти шесть произведений были объединены с текстом Тан в сборник под названием « Семь военных классиков» . В качестве центральной части этого сборника «Искусство войны» легло в основу ортодоксальной военной теории в раннем современном Китае. Чтобы проиллюстрировать этот момент, книгу необходимо было прочитать, чтобы пройти тесты для назначения на имперские должности в армии.
« Искусство войны» Сунь Цзы использует язык, который может быть необычным для западных текстов о войне и стратегии. Например, в одиннадцатой главе говорится, что лидер должен быть «безмятежным и непостижимым» и способным постигать «непостижимые планы». Текст содержит много похожих замечаний, которые давно сбивают с толку западных читателей, не осознающих восточноазиатский контекст . Смысл таких утверждений становится яснее, если их интерпретировать в контексте даосской мысли и практики. Сунь-цзы рассматривал идеального генерала как просвещенного даосского мастера, что привело к тому, что «Искусство войны» считается ярким примером даосской стратегии.
Книга также стала популярной среди политических лидеров и руководителей бизнеса . Несмотря на название, «Искусство войны» рассматривает стратегию в широком смысле, затрагивая вопросы государственного управления и планирования. В тексте излагаются теории битвы, но также пропагандируется дипломатия и налаживание отношений с другими странами как важные для здоровья государства.
10 апреля 1972 года гробницы Инькешань Хань были случайно обнаружены строителями в Шаньдуне . Ученые обнаружили коллекцию древних текстов, написанных на бамбуковых полосках необычайно хорошо сохранившейся формы . Среди них были «Искусство войны» и « Военные методы Сунь Бина » . Хотя библиографии династии Хань отметили, что последняя публикация сохранилась и написана потомком Солнца, ранее она была утеряна. Повторное открытие работ Сунь Бина рассматривается учеными как чрезвычайно важное как из-за отношения Сунь Бина к Сунь-цзы, так и из-за того, что работа пополнила корпус военной мысли в поздней античности Китая. Открытие в целом значительно расширило корпус уцелевшей военной теории Воюющих Государств . Трактат Сунь Бина – единственный известный военный текст, сохранившийся от периода Сражающихся царств, обнаруженный в двадцатом веке и имеющий самое близкое сходство с «Искусством войны» из всех сохранившихся текстов.
Наследие
Искусство войны Сунь-цзы повлияло на многих известных деятелей. Китайский историк Сыма Цянь рассказал, что первый исторический Китай император, Цинь «s Ши Хуанди, считал книгу неоценимым в окончании времени от воюющих государств . В 20 – м веке, китайский коммунистический лидер Мао Цзэдун частично приписывают его 1949 победу над Чан Кай-ши и Гоминьдана в Искусство войны . Работа сильно повлияла на сочинения Мао о партизанской войне , что в дальнейшем повлияло на коммунистические мятежи во всем мире.
Искусство войны было введено в Японии c. 760 г. н.э., и книга быстро стала популярной среди японских генералов. Благодаря своему более позднему влиянию на Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, он значительно повлиял на объединение Японии в эпоху раннего Нового времени. До Реставрации Мэйдзи самураи почитали мастерство его учения, и его учения поддерживались и воплощались в жизнь влиятельными даймё и сёгунами . Он оставался популярным среди японских императорских вооруженных сил . Адмирал Флота Того Хэйхатиро, который привел сил Японии к победе в русско-японской войне, был заядлым читателем Сунь Цзы.
Хо Ши Мин перевел работу для изучения вьетнамским офицерам. Его генерал Вы Нгуен Зиап, стратег, стоящий за победами над французскими и американскими войсками во Вьетнаме, также был заядлым учеником и приверженцем идей Сунь Цзы.
Азиатские конфликты Америки против Японии, Северной Кореи и Северного Вьетнама привлекли внимание американских военачальников к Сун-Цзы. Департамент армии в Соединенных Штатах, через командно-штабной колледж, направил все подразделения поддерживать библиотеки в своей соответствующем штабе – квартире для непрерывного образования кадров в искусстве войны. Искусство войны упоминается как пример работ, которые должны храниться на каждом объекте, и дежурные офицеры обязаны готовить короткие доклады для представления другим офицерам о своих чтениях. Точно так же « Искусство войны» Сунь Цзы внесено в программу профессионального чтения морской пехоты . Во время войны в Персидском заливе в 1990-х генералы Норман Шварцкопф-младший и Колин Пауэлл использовали принципы Сунь-Цзы, касающиеся обмана, скорости и нанесения ударов по слабым местам врага. Однако Соединенные Штаты и другие западные страны подвергались критике за то, что они не понимали по-настоящему творчество Сунь Цзы и не ценили «Искусство войны» в более широком контексте китайского общества.
В фильме 1987 года « Уолл-стрит» главный герой Гордон Гекко часто цитирует отрывки из «Искусства войны» как руководящие принципы своих агрессивных методов торговли.
Даосская риторика – это составная часть Искусства войны . Согласно Стивену Ч. Комбсу в книге «Сунь-цзы и искусство войны : риторика скупости», война «используется как метафора для риторики, и то и другое является философским искусством». Комбс пишет: «Война аналогична убеждению, как битва за сердца и умы». Применение стратегии «Искусство войны» на протяжении всей истории объясняется ее философской риторикой. Даосизм – центральный принцип военного искусства . Комбс сравнивает древнюю даосскую китайскую риторику с традиционной аристотелевской риторикой, особенно из-за различий в убеждениях. Даосская риторика в стратегиях ведения войны «Искусство войны» описывается как «мирная и пассивная, предпочитающая молчание речам». Эта форма общения является скупой . Экономное поведение, которое в «Искусстве войны» особо подчеркивается как избегание конфронтации и духовное по своей природе, формирует основные принципы даосизма.
Марк Макнейли в своей книге « Сунь-цзы и искусство современной войны» пишет, что современная интерпретация Солнца и его значения на протяжении всей истории Китая имеет решающее значение для понимания стремления Китая стать сверхдержавой в двадцать первом веке. Современные китайские ученые явно полагаются на исторические стратегические уроки и «Искусство войны» при разработке своих теорий, видя прямую связь между их современной борьбой и борьбой Китая во времена Сунь Цзы. Учения Сунь Цзы и других традиционных китайских писателей представляют большую ценность, которые регулярно используются при разработке стратегий китайского государства и его лидеров.
В 2008 году китайский телепродюсер Чжан Цзичжун адаптировал историю жизни Сунь Цзы в 40-серийный исторический драматический телесериал под названием « Бин Шэн», в котором Чжу Явэнь сыграл Сунь Цзы в главной роли.
Видеоигра Age of Empires II: Definitive Edition содержит испытательные миссии, основанные на « Искусстве войны» Сунь Цзы, в котором объясняется военная тактика и стратегии.
Источник статьи: http://ru.abcdef.wiki/wiki/Sun_Tzu
Сунь Цзы
Материал из ВикиВоины
Сунь Цзы — китайский стратег и мыслитель, живший в VI веке до н. э. (по другим источникам, в IV веке до н. э.). Автор знаменитого трактата о военной стратегии “Искусство войны”.
Содержание
Биография [ править ]
Биографические данные о Сунь-цзы записаны Сыма Цянем в его “Исторических записках”. Имя Сунь Цзы было “У”. Он родился в царстве Ци. Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю Хэлюю в царстве У.
Согласно Сыма Цяню, князь Хэлюй пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать “направо”, “налево”, “вперёд” — никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После этого все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.
На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу — город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь. Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемого царями династии Чжоу, а царь Хэлюй вошёл в состав “чжухоу” — официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: “Был человек, который имел всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы”.
Сунь Цзы написал по просьбе князя Хэлюя трактат о военном искусстве, традиционно называемый “Искусство войны” (переводы Н. И. Конрада, В. А. Шабана, В. В. Малявина). Затем он вернулся в своё родное царство Ци и там вскоре умер. На происхождение от Сунь-цзы столетия спустя претендовали жившие в эпоху Троецарствия члены клана Суней (Сунь Цзянь, Сунь Цэ, Сунь Цюань).
Галерея [ править ]
Реконструкция Сунь Цзы с мечом цзянь, кадр из промо к телепрограмме “Непобедимый воин”.
Источник статьи: http://wikiwarriors.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BD%D1%8C_%D0%A6%D0%B7%D1%8B
Сунь-Цзы
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое “Сунь-Цзы” в других словарях:
Сунь-цзы — (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь: sūnzǐ) … Википедия
“СУНЬ-ЦЗЫ” — “СУНЬ ЦЗЫ” (“[Трактат] Учителя Суня”, “Сунь цзыбин фа” “Сунь цзы о военном искусстве”, “Законы войны Учителя Суня”) древнейший в мире военно теоретический трактат из 13 глав (пянь), основополагающий текст “школы военной философии” (бин цзя),… … Философская энциклопедия
«СУНЬ-ЦЗЫ» — («[Трактат] Учителя Суня», «Сунь цзы бин фа» – «Сунь цзы о военном искусстве», «Законы войны Учителя Суня») – древнейший в мире военно теоретический трактат из 13 глав (нянь), основополагающий текст «школы военной философии» (бин цзя), главный в… … Философская энциклопедия
СУНЬ-ЦЗЫ — Сунь У (6 5 вв. до н. э.), др. кит. полководец и воен. теоретик. Род. в царстве Ци. В 514 496 до н. э. служил военачальником в царстве У. Благодаря воен. искусству С. ц. армия этого небольшого царства сумела нанести поражения войскам более… … Советская историческая энциклопедия
СУНЬ-ЦЗЫ — СУНЬ ЦЗЫ (Сунь У, Чжан цин) (6 5 вв. до н. э.) древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник “школы военной философии” (бич цзя). Уроженец “срединного” царства Ци, прославившийся победоносными боевыми… … Философская энциклопедия
Сунь-Цзы — древнекитайский военный теоретик и полководец. VI V вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика). * * * СУНЬ ЦЗЫ СУНЬ ЦЗЫ, древнекитайский военный теоретик и полководец в 6 5 вв. до … Энциклопедический словарь
СУНЬ-ЦЗЫ — древнекитайский военный теоретик и полководец в 6 5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика) … Большой Энциклопедический словарь
Сунь-Цзы — СУНЬ ЦЗЫ́ (65 вв. до н. э.), др. кит. воен. теоретик и полководец. Автор трактата о воен. иск ве (связь войны и политики, факторы победы, стратегия и тактика) … Биографический словарь
СУНЬ-ЦЗЫ — 1. древнекитайский полководец СУНЬ ЦЗЫ Сунь У (Воинственный), Чжанцин (6 5 до н.э.), древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник школы военной философии (бин цзя). Уроженец срединного царства Ци,… … Энциклопедия Кольера
Сунь Цзы (математик) — Это статья о китайском математике Сунь Цзы. Об одноименном китайском стратеге и военачальнике см. Сунь Цзы. Сунь Цзы (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь: sūn zǐ) китайский математик и аст … Википедия
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/137105/%D0%A1%D1%83%D0%BD%D1%8C
Сунь-Цзы – биография, новости, личная жизнь
Сунь-Цзы
Сунь Цзы (кит. трад. 孫子, упр. 孙子, пиньинь: sūnzǐ) – китайский стратег и мыслитель, предположительно, живший в VI или, по другим источникам, в IV веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны».
Биографические данные о Сунь-цзы записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Имя Сунь Цзы было У. Он родился в царстве Ци. Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю Хо Люйу в царстве У.
Согласно Сыма Цяню, князь пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» – никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После этого все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.
На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу, захватил его столицу – город Ин, нанёс поражение царствам Ци, и Цзинь. Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемое царями династии Чжоу, а царь Хо Люй вошёл в состав «чжухоу» – официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы».
Сунь Цзы написал по просьбе князя Хо Люя трактат о военном искусстве, традиционно называемый «Искусство войны» (переводы Н. И. Конрада, В. А. Шабана). Затем он вернулся в своё родное царство Ци и там вскоре умер. На происхождение от Сунь-цзы столетия спустя претендовали жившие в эпоху Троецарствия члены клана Суней (Сунь Цзянь, Сунь Цэ, Сунь Цюань).
Источник статьи: http://stuki-druki.com/authors/SunjCzi.php