Стихотворение не выучено как пишется правильно

Как правильно пишется словосочетание «выучить стихотворение»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: передовица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «выучить&raquo

Ассоциации к слову «стихотворение&raquo

Синонимы к словосочетанию «выучить стихотворение&raquo

Предложения со словосочетанием «выучить стихотворение&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «выучить стихотворение»

  • Без всякого усилия с моей стороны я выучивал все лучшие стихи из Державина, Ломоносова и Капниста, которые выбирал для меня мой строгий воспитатель; стихотворения же Ив.

Сочетаемость слова «выучить&raquo

Сочетаемость слова «стихотворение&raquo

Значение слова «выучить&raquo

ВЫ́УЧИТЬ , –чу, –чишь; сов., перех. (несов. учить). 1. (несов. также выучивать). Уча, запомнить, усвоить. Выучить урок. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «стихотворение&raquo

СТИХОТВОРЕ́НИЕ , -я, ср. Небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. Читать стихотворение. Стихотворения А. Блока. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «выучить&raquo

  • Нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтобы выучить их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «выучить&raquo

ВЫ́УЧИТЬ , –чу, –чишь; сов., перех. (несов. учить). 1. (несов. также выучивать). Уча, запомнить, усвоить. Выучить урок.

Значение слова «стихотворение&raquo

СТИХОТВОРЕ́НИЕ , -я, ср. Небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. Читать стихотворение. Стихотворения А. Блока.

Предложения со словосочетанием «выучить стихотворение&raquo

И вот ты уже выучила стихотворение, повторила его миллион раз, и даже мысленно рассказала у доски.

Учительница по литературе задала к очередному занятию выучить стихотворение на свободную тему и прочитать его с выражением.

Так и у тебя, например, не получится одновременно выучить стихотворение и решить задачку по математике.

Синонимы к словосочетанию «выучить стихотворение&raquo

Ассоциации к слову «выучить&raquo

Ассоциации к слову «стихотворение&raquo

Сочетаемость слова «выучить&raquo

Сочетаемость слова «стихотворение&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%B2%D1%8B%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Давайте разберемся, как пишется “не” с причастиями

В таких словах, наверное, чаще всего допускаются ошибки. Вот сидишь и думаешь, как написать это слово – слитно или раздельно. Можете не огорчаться, иногда даже самые великие умы допускают ошибки в правописании “не” с причастиями. Поэтому предлагаю еще раз разобраться в правилах и прочитать некоторые примеры, которые помогут понять принцип написания таких слов.

Это самостоятельная часть речи, которая является формой глагола. Причастие – признак предмета, который зависит от его действия. Он заключает в себе свойства как прилагательного, так и глагола, и отвечает на вопросы “Какой?”, иногда “Что делать?” или “Что сделать?” Например – построенный, то есть тот, который построили. Дом (какой?) – построенный. Большую проблему, у детей в особенности, вызывает вопрос: «Как пишется частица “не” с причастиями?». Давайте перейдем непосредственно к правилам

Есть всего три правила, в которых говорится о том, когда “не” с причастиями пишется слитно. Их необходимо знать.

  1. Если слово происходит от глагола, который всегда пишется с «не» слитно. Давайте рассмотрим примеры глаголов и образованных от них причастий: ненавидеть – ненавидящий, недоумевать – недоумевающий. Теперь рассмотрим пример предложения, в котором “не” с причастиями пишется слитно: “Ненавидящий плохую погоду Коля решил не идти с друзьями в поход, так как передавали дождь”.
  2. Если слово происходит от глагола, у которого есть приставка “недо-“. Давайте рассмотрим примеры глаголов и образованных от них причастий: “недосмотрел – недосмотренный, недопонял – недопонятый”. Теперь рассмотрим пример предложения, в котором не с причастиями пишется слитно: “Так как фильм был недосмотренный, программа на вечер была решена заранее”.
  3. Если слово является страдательным или же действительным, но не имеет зависимых слов. Например: “невысохшая одежда, неосвещенная улица, непрочитанная газета”. Теперь рассмотрим пример предложения: “Непроверенные цифры привели к тому, что эксперимент был сорван”. “Мария поспешно снимала с веревки невысохшую одежду, так как надвигалась гроза”.

Теперь давайте рассмотрим правила, говорящие о том, когда принято “не” с причастиями писать раздельно:

  1. Если у причастия есть зависимое слово. Например: “не возвращенная библиотекарю книга, не замеченные учителем ошибки”. Теперь рассмотрим пример предложения: “Не возвращенная однокласснику тетрадь привела к тому, что он получил двойку за домашнее задание”.
  2. Если к слову можно найти противопоставление. Например: “не придуманная, а реальная ситуация; не украденный, а купленный кошелек”. Теперь рассмотрим пример предложения, в котором “не” с причастиями пишется раздельно: “Еще не напечатанная, но уже давно написанная книга была сдана автором на проверку”.
  3. Если слово краткое. Например: “стих не выучен, книга не сдана”. Теперь рассмотрим пример предложения: “Когда мама увидела, что посуда не вымыта, она тут же запретила сыну идти гулять с друзьями”.

Вот и все, по сути, здесь всего 6 простых правил. Надеюсь, что они помогут вам наконец-то разобраться в правописании “не” с причастиями и больше никогда не допускать подобных ошибок.

Источник статьи: http://www.syl.ru/article/96410/davayte-razberemsya-kak-pishetsya-ne-s-prichastiyami

Давайте разберемся, как пишется “не” с причастиями

В таких словах, наверное, чаще всего допускаются ошибки. Вот сидишь и думаешь, как написать это слово – слитно или раздельно. Можете не огорчаться, иногда даже самые великие умы допускают ошибки в правописании “не” с причастиями. Поэтому предлагаю еще раз разобраться в правилах и прочитать некоторые примеры, которые помогут понять принцип написания таких слов.

Это самостоятельная часть речи, которая является формой глагола. Причастие – признак предмета, который зависит от его действия. Он заключает в себе свойства как прилагательного, так и глагола, и отвечает на вопросы “Какой?”, иногда “Что делать?” или “Что сделать?” Например – построенный, то есть тот, который построили. Дом (какой?) – построенный. Большую проблему, у детей в особенности, вызывает вопрос: «Как пишется частица “не” с причастиями?». Давайте перейдем непосредственно к правилам

Есть всего три правила, в которых говорится о том, когда “не” с причастиями пишется слитно. Их необходимо знать.

  1. Если слово происходит от глагола, который всегда пишется с «не» слитно. Давайте рассмотрим примеры глаголов и образованных от них причастий: ненавидеть – ненавидящий, недоумевать – недоумевающий. Теперь рассмотрим пример предложения, в котором “не” с причастиями пишется слитно: “Ненавидящий плохую погоду Коля решил не идти с друзьями в поход, так как передавали дождь”.
  2. Если слово происходит от глагола, у которого есть приставка “недо-“. Давайте рассмотрим примеры глаголов и образованных от них причастий: “недосмотрел – недосмотренный, недопонял – недопонятый”. Теперь рассмотрим пример предложения, в котором не с причастиями пишется слитно: “Так как фильм был недосмотренный, программа на вечер была решена заранее”.
  3. Если слово является страдательным или же действительным, но не имеет зависимых слов. Например: “невысохшая одежда, неосвещенная улица, непрочитанная газета”. Теперь рассмотрим пример предложения: “Непроверенные цифры привели к тому, что эксперимент был сорван”. “Мария поспешно снимала с веревки невысохшую одежду, так как надвигалась гроза”.

Теперь давайте рассмотрим правила, говорящие о том, когда принято “не” с причастиями писать раздельно:

  1. Если у причастия есть зависимое слово. Например: “не возвращенная библиотекарю книга, не замеченные учителем ошибки”. Теперь рассмотрим пример предложения: “Не возвращенная однокласснику тетрадь привела к тому, что он получил двойку за домашнее задание”.
  2. Если к слову можно найти противопоставление. Например: “не придуманная, а реальная ситуация; не украденный, а купленный кошелек”. Теперь рассмотрим пример предложения, в котором “не” с причастиями пишется раздельно: “Еще не напечатанная, но уже давно написанная книга была сдана автором на проверку”.
  3. Если слово краткое. Например: “стих не выучен, книга не сдана”. Теперь рассмотрим пример предложения: “Когда мама увидела, что посуда не вымыта, она тут же запретила сыну идти гулять с друзьями”.

Вот и все, по сути, здесь всего 6 простых правил. Надеюсь, что они помогут вам наконец-то разобраться в правописании “не” с причастиями и больше никогда не допускать подобных ошибок.

Источник статьи: http://www.syl.ru/article/96410/davayte-razberemsya-kak-pishetsya-ne-s-prichastiyami

Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения

Содержание статьи:

Краткий видео-обзор статьи:

В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на – е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Источник статьи: http://yourwriter.ru/articles/crib/neni/

Разговоры о важном

Общероссийский конкурс для учеников 1-11 классов

Подача заявок до 2 марта

Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки

900 курсов от 770 рублей

Примите участие в конкурсе «Старт»

Наградные всем учителям и ученикам

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Трещагина Светлана Сергеевна

2. Класс: 6 класс. Дата: 15.12.16 Предмет: русский язык № урока по расписанию: 3

3. Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

4. Место и роль урока в изучаемой теме: Раздел «Причастие», урок «открытия» новых знаний

5. Цель урока: Сформировать у учащихся представления о причастии и слитном/раздельном написании НЕ с причастиями; Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1. Изучить слитное и раздельное написание Не с причастиями.

1. Формировать умения понимать учебную задачу, сравнивать и классифицировать информацию.

1. осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

Активные приемы обучения, направленные на:

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Учитель приветствует учеников.

-Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

– Посмотрите, пожалуйста, на слайд№1.На нем вы видите стихотворение о частице НЕ. Давайте прочитаем его и выполним предложенное задание. (учитель читает стихотворение)

Задание: исправьте ошибки, допущенные в тексте стихотворения. (Читает)

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.

-Молодцы! Переходим к следующему заданию.

Слайд №2 . Определите написание НЕ с различными частями речи и обоснуйте свой ответ.

4. вовсе (не) обыкновенный человек

-Давайте вспомним с вами как пишется частица Не с именами существительными, именами прилагательными и глаголами. Сделайте вывод.

Открывают тетради и делают запись.

Детям раздается карта самоанализа работы.

1.Стихотворение о частице НЕ

2.Написание Не с разными частями речи

7.Задание с самопроверкой по эталону

1 балл – справился с помощью

2 балла – справился самостоятельно

Дети внимательно слушают стихотворение и смотрят на слайд. После прочтения учителем стихотворения, находят ошибки. Дети называют слова, которые без частицы НЕ не употребляются.

Дети в тетради выполняют задание.

3. не широкая, а узкая река

4. вовсе не обыкновенный человек

Дети высказывают свои версии и фиксируют знания о написании с частицей НЕ имён существительных, имён прилагательных, глаголов(на доске).

3.ничуть не, отнюдь не, вовсе не.

Вывод: Данные части речи с частицей НЕ пишутся практически одинаково.

– осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; (л)

– умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии(П);

2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

А справитесь ли вы с этим заданием?

Задание: Определите написание НЕ со словами.

1. Комната была (не)освещена, так как лампы были не зажжены.

2. Лёд (не)окрепший на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит.

3. В воздухе закружилась (не) опавшая, а сорванная с деревьев листва.

4. Волны с (не) умолкающим шумом бились о борт корабля.

Ребята пробуют выполнить задание, но возникают сложности, т.к. не хватает знаний по данной теме. (Не знают, как пишутся Не с причастиями)

– умение извлекать необходимую информацию из предложений (П);

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Анализ учащимися возникшей ситуации, определение причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Все ли получилось при выполнении задания?

-Какие слова при определении написания с НЕ вызвали сложности?
-Почему?
-К какой части речи относятся эти слова?

-При выполнении задания возникли сложности, потому что тема нами не изучена.

-Мы не знаем, как частица НЕ пишется с этими словами, но можем предположить.

1. Комната была не освещена (крат.форма), так как лампы были не зажжены.

2. Лёд неокрепший(тонкий) на речке студёной, словно как тающий сахар, лежит.

3. В воздухе закружилась не опавшая (союз А), а сорванная с деревьев листва.

4. Волны с неумолкающим(синоним) шумом бились о борт корабля.

-Слова относятся к причастиям.

– умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии (П);

– умение подводить под понятие (П);

– умение выполнять пробное учебное действия (Р);

– умение фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии (Р);

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

-Можете ли вы сформулировать тему урока?

Слайд №5,6. Постановка целей урока.

Дети формулируют тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Дети выполняют физминутку. (2 мин.)

– умение формулировать цель (П)

– умение выдвигать гипотезы и их обосновывать (П);

5.Этап реализации построенного проекта.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

А сейчас я предлагаю поработать с

лингвистическим текстом на стр.184 (работа по учебнику) в парах и ответить на в следующие вопросы:

1.Что общего в написании частицы НЕ с причастием и другими частями речи?

2.Выявите особенности причастий.

Работа по учебнику осуществляется в парах. Дети обсуждают и выявляют общее в написании частицы НЕ с причастием и другими частями речи и выявляют особенности написания НЕ с причастиями.

– умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии,

– умение находить необходимую информацию (П);

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Учитель просит озвучить свои результаты. (2 пары)

Просит сверить свои выводы с таблицей на слайде.

Слайд №9.

-Следующее задание: комментированное письмо.

1. (Не)поставленная на место книга

2. (не) забытая, а созданная вновь песня

3. (не) выученное стихотворение

Каждая пара проговаривает полученные результаты (новое/знакомое)

Фронтальная работа. Дети выполняют работу по цепочке, ответ комментируют, с опорой на памятку.

1. не поставленная на место книга

2. не забытая, а созданная вновь песня

3. невыученное стихотворение

– умение выстраивать логической цепи рассуждений (П);

– умение формулировать и аргументировать свое мнение в коммуникации (К);

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Интериоризациянового способа действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить самостоятельно задание и сверить по эталону.

Задание с самопроверкой: напишите слова слитно или раздельно

5. (не) рассказанная на ночь сказка

7. (не) нуждающиеся в совете

Индивидуальная работа с заданием. Свою работу сверяют по эталону.

5. не рассказанная на ночь сказка

7. не нуждающиеся в совете

– умение выполнять действие по алгоритму (П);

– умение контролировать себя (Р);

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

Повторение и закрепление ранее изученного.

Учитель предлагает выполнить самостоятельно задание посложнее и сверить по эталону.

Задание с самопроверкой: исправь ошибки.

2. еще неутихший после шторма ветер

3. участок земли необработан

4. не истовствовавший ветер

5. не приятный для всех сосед

6. нерассеянные, а внимательные ученики

«Корректоры» Самопроверка по эталону:

2. еще не утихший после шторма ветер

3. участок земли не обработан

4. неистовствовавший ветер

5. неприятный для всех сосед

6. не рассеянные, а внимательные ученики

– умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (П);

–умение выстраивать логической цепи рассуждений (П);

– умение контролировать, корректировать, оценивать (Р);

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Итак, подведем итоги. Перед вами рефлексивные карты, в которых зафиксированы все этапы нашей работы на уроке. Проанализируйте свою работу на каждом этапе по предложенным критериям. Подведите итог. Подпишите свои карты и сдайте.

Домашнее задание на выбор упр.461,463

Самоанализ работы за урок. Работа с рефлексивной картой. (оценивание своей работы на каждом этапе)

– умение оценить результаты своей деятельности,

– умение усвоить новый способ деятельности

  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий репетитором. Русский язык. 6 класс.: пособие для учащихся Л.А.Ахременкова.-М.:Просвещение, 2015.
  2. Т.Ю.Угроватова Подсказки на каждый день: русский язык на уроке в 7 классе: универ.рабочая тетрадь- Калининград: Редкая книга,1996.
  3. Русский язык.6 кл: учебник /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.-4-е изд.,стереотип.-М.: Дрофа,2016.
  4. yandex.ru/images

Мультимедийный короткофокусный проектор

Доска школьная универсальная (с возможностью магнитного крепления).

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей

Лучшее для учеников, педагогов и родителей

Опытные
онлайн-репетиторы

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 6 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 132 307 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Добавить в избранное

  • 12.01.2017 2027
  • DOCX 80.5 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трещагина Светлана Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

Выдаём документы
установленного образца!

Онлайн-занятия с репетиторами

о которых мечтает каждая женщина

Методика воспитания гибкости у детей дошкольного возраста

Развитие психологической устойчивости учащихся к воздействию СМИ

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-prichastiyami-1511403.html

Как правильно писать НЕ с прилагательными?

Написание не с прилагательными – одно из самых сложных правил в русском языке, так как и дети, и взрослые легко могут запутаться в написании. «Не удобный» или «неудобный», «некрасивый» или «не красивый» — разберёмся, как правильно.

Не с прилагательными: когда пишем слитно?

Запомним простые правила слитного правописания НЕ с прилагательными.

Слово не употребляется без НЕ

Если без НЕ нельзя употреблять (оно теряет свой смысл), то его следует писать слитно.

Ненастная погода (настная погода сказать нельзя);
Небрежный почерк;
Ненасытный пёс (слова насытный не существует);
Несчастный человек (счастный человек сказать нельзя);
Непоколебимые убеждения;
Невзрачный вид;
Нерадивый брат.

Есть сопоставление

Условие: слова не должны противоречить друг другу. Они с разных сторон описывают одну и ту же ситуацию. Подсказка: наличие союзов «но» и «и».

Двор небольшой, но красивый.
Комната небольшая и современная.
Зал небольшой, уютный.

Если пояснительные слова – наречия меры или степени.

Если прилагательное, перед которым стоит НЕ, поясняют наречия почти, гораздо, полностью, вполне, крайне и так далее.

Это было крайне несправедливое решение.
Наш сосед оказался гораздо неопрятнее и нескладнее, чем мы предполагали.
Наш старый тайник стал полностью небезопасным.

К прилагательному можно подобрать синоним без НЕ

Условие: слово не должно потерять смысл, а противопоставление должно отсутствовать.

Неинтересная история (скучная)
Непростой примёр (сложный)
Негорячий чай (тёплый)

Достаточно запомнить эту таблицу, чтобы больше никогда не путаться в слитном написании НЕ с прилагательными.

Когда писать прилагательные с НЕ раздельно?

Мы выяснили то, как пишется НЕ с прилагательными: когда нет противопоставления, когда можно подобрать синоним без НЕ, или когда слово не употребляется без этой частицы. Но как понять, что слово нужно писать раздельно? Запомним следующее правило:

Есть противопоставление

Если две части предложения противопоставляются друг другу, то НЕ с прилагательными следует писать раздельно, даже если прилагательное краткое.Подсказка: наличие союза «а», слова в предложении – антонимы.

Крыша была не низкой, а высокой.
Терем на холме не близок, а далёк.
Двор был не большой, а маленький.
Комната вышла не яркая, а тусклая и мрачная.
Их отношения были не дружескими, они были врагами.

Если пояснительные слова – отрицательные наречия или местоимения

Наличие отрицательных местоимений и наречений. Если видите в предложении вовсе не, отнюдь не – правило требует писать его раздельно. Сюда можно отнести и: нисколько не, ничуть не и так далее.

Он вовсе не рассеянный.
Я ничуть не грустный человек.
Мама отнюдь не строгая.
Папа ничуть не серьезный.

Если НЕ стоит с относительными прилагательными

Когда предложение отрицает свойства (или свойство) предмета, используя прилагательное с НЕ, оно пишется раздельно.

Не золотые цепи;
Не шёлковое платье;
Не металлический стул;
Не каменный колодец;
Не шерстяной шарф.

Прилагательное передаёт цвет или вкус

Отрицание цвета или вкуса описываемого предмета обязательно пишется раздельно.

Не кислое яблоко.
Не розовое платье.
Не красная обложка.
Не сладкий сок.
Не сливочный вкус.

Не используется с притяжательным прилагательным

Когда предложение отрицает принадлежность того или иного предмета кому-либо, НЕ пишется раздельно. Вопросы: Чей? Чья? Чьи? Чьё?

Не мамино платье.
Не папин ремень.
Не родительский дом.
Не мамина тушь.
Не дедушкин нож.
Не бабушкины бусы.

Если это предложение отрицает два одинаковых признака сразу

Когда несколько прилагательных последовательно отражают одно качество предмета, то они пишутся раздельно.

Бабушка не стара и не молода.
Липа не тонка и не стройна.
Игрушка не цветная и не раскрашенная.

Если прилагательное используется в сравнительной степени

Можно определить по наличию слов: лучше, выше и так далее.

Степа был не выше мамы.
Ира училась не лучше Даши.

Раздельное правописание НЕ с прилагательными тоже не будет вызывать никаких трудностей, если своевременно выучить правило и запомнить примеры.

НЕ с краткими прилагательными: как пишется?

НЕ с краткими прилагательными пишется раздельно, если:

Когда к слову нельзя подобрать полную форму и сохранить его значение и смысл, написание частицы НЕ с прилагательным будет раздельным.

В предложении есть слова, которые противопоставляются друг другу.

Как пишется не с прилагательными в отдельных и особых случаях?

Случается так, что на письме нас могут интересовать только отдельные или сложные случаи написания. Разберёмся и с ними.

«Несложно» как пишется — слитно или раздельно?

При написании сочинения или рассказа может возникнуть вопрос: «несложно или не сложно» – как пишется? Всё зависит от того, какой смысл несёт предложение, от этого напрямую зависит как пишется «не сложно» — слитно или раздельно.

  1. Это несложно понять (= просто).
  2. Решить эту задачу несложно (= легко).
  3. Приготовить блины по этому несложному рецепту (= лёгкому)
  1. Это не сложно, а легко.
  2. Мне совсем не сложно сделать это задание.

Некрасиво — как пишется (слитно или раздельно)?

Принцип такой же. Чтобы понять, почему НЕ с «некрасиво» пишется слитно или раздельно, нужно определить, какую роль в предложении играет слово и вспомнить правило.

  1. Сын поступил очень некрасиво, когда обидел маму.
  2. Она всегда одевалась некрасиво.

Раздельно, если есть вовсе не, отнюдь не, далеко не или «а»:

  1. Он поступил не красиво, а безобразно.
  2. Эта картина была написана далеко не красиво.

Теперь вы ни за что не перепутаете, как пишется «не красиво» или «некрасиво»!

«Не спеша» — как пишется (слитно или раздельно)?

Так как не спеша – деепричастие, оно пишется с НЕ раздельно:

  1. Не спеша читал книгу.
  2. Она говорила не спеша.

«Неактуально» как пишется — слитно или раздельно?

Чаще всего это слово пишется слитно, но есть исключения:

  1. Эти данные не актуальны, не полны, не достоверны (при усилении отрицания)
  2. Вы прибыли не актуально, но очень своевременно (при противопоставлении с отрицанием)

Как пишется «неудобно» — слитно или раздельно?

Чтобы точно запомнить, как пишется «неудобно» (слитно или раздельно), нужно обратиться к правилу: наречие с приставкой «не» пишется слитно, а с частицей «не» — раздельно.

  1. Мне неудобно просить кого-то о помощи (= неловко, плохо)
  2. Саше не удобно, а тесно в новой комнате.

Как пишется «неудивительно» — слитно или раздельно?

Есть два варианта написания. Все зависит от смысла и положения в тексте.

  1. Неудивительно, что Паша увлекался большим теннисом.
  2. Неудивительно, что ты выбрал именно такое решение вопроса.
  1. Это не удивительно, а абсолютно банально.
  2. Это вовсе не удивительно.

Как писать «не полностью» — слитно или раздельно?

Так как полностью – наречие, оно пишется раздельно с частицей НЕ.

  • Не полностью собранная модель.
  • Я решил этот тест не полностью.

«Несовсем» или «не совсем» — как пишется?

«Не совсем» — как пишется? Строго раздельно. Написание «несовсем» является неправильным и противоречит правилам русского языка. Запомним, что «не совсем» пишется так.

«Неприятно» — как пишется (слитно или раздельно)?

Запомним, что это слово можно писать и так, и так. Важно использовать те правила, которые мы разобрали выше.

  1. Осенью на улице зябко и неприятно.
  2. Я чувствовал себя не приятно, а удручённо, хотя причин для плохого настроения не было.
  3. Мне вовсе не приятно, что ты так себя ведёшь.

Как писать «не заметно» — слитно или раздельно?

Если предложение содержит утверждение, то «незаметно» пишется слитно, а если в предложении есть противопоставления и так далее, то раздельно.

  1. Бабочка незаметно сидела в траве.
  2. Моё волнение не заметно, а явно для окружающих.
  3. Ничуть не заметно, что он рад нашей встрече.

Как писать «не случайно» — слитно или раздельно?

Обратимся к ранее изученному правилу.

Это решение не случайно, а закономерно.

«Не было» — как пишется?

Раздельно, так как было – глагол.

«Не то чтобы» — как пишется?

Запоминаем, что «не то чтобы» — один элемент, поэтому его не нужно разделять запятой или отделять его части друг от друга.

«Не принципиально» — как пишется?

Чаще всего пишется слитно, но если есть противопоставление, то раздельно.

  1. Это вовсе не принципиально.
  2. Маша сделала это не принципиально, а из-за злости.

«Не всегда» или «невсегда» — как пишется?

Не всегда пишется только раздельно. Слитное написание считается ошибочным.

«Не особо» — как пишется?

Не с наречением «особо» стоит писать именно раздельно, так как это не противоречит нормам русского языка.

«Всеже» — слитно или раздельно?

Правильное написание – все же. Никогда не пишите его слитно.

«Никоим образом» — как пишется?

Если между частями «никоим» нет предлогов, то оно пишется слитно.

«Не с проста» — как пишется?

Неспроста пишется только слитно и никак иначе. Запоминайте, что это слово нельзя записывать по-другому.

«Не очень» — как пишется?

Наречие, которое выражает меру и степень, пишется только раздельно. Правильный вариант – не очень.

Мы разобрали все возможные варианты написания не с прилагательными, и другими частями речи, а также как пишется «не» с краткими прилагательными, похожими на наречия. Закрепите материал составлением предложений или написанием текста с НЕ.

Источник статьи: http://penfox.ru/blog/kak-pravilno-pisat-ne-s-prilagatelnymi/

Не выученный урок как пишется слитно или раздельно

В 1:40 поступил вопрос в раздел Русский язык, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Не выученный урок как пишется слитно или раздельно

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике “Русский язык”. Ваш вопрос звучал следующим образом:

Не выученный урок как пишется слитно или раздельно

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

В данном сочетании слитно, а вот в предложении надо смотреть.
невыученный урок

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Кириллова Полина Владиславовна – автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 57 486 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы – в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи – раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Красивые высказывания – цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.

Источник статьи: http://uchees.ru/answer-479780.html

Немного или не много – как правильно писать слово и как разобраться в его правописании раз и навсегда

Пишем слитно, если значение «чуть-чуть».

Чтобы правильно писать слово «немного», надо один раз вникнуть в его значение. Смотрите, «немного» значит «чуть-чуть», «капельку», «самую малость»: «Вы немного припозднились» = «совсем чуть-чуть припозднились».

«Не много» не значит «чуть-чуть». Оно значит, что у вас что-то есть, но не в огромном количестве. «У меня не много яблок в этом году» – они есть, но их не прямо вот гора. «Я вам принес немного яблок» – «я принес вам чуть-чуть яблок, парочку яблок».

Это было общее правило, углубимся теперь в тонкости.

В каких случаях слово «немного» пишется слитно

«Немного» надо писать слитно только тогда, когда оно является наречием. Напомню вам о том, что большинство наречий в русском языке пишутся слитно. И именно потому, что «немного» – наречие, мы его можем заменять другими наречиями. Например: «чуть-чуть».

К этому наречию можно задать вопрос «в какой степени»: «Я немного простыл» – «Я простыл (в какой степени?) немного = чуть-чуть» – вопрос «в какой степени?» легко задается. А вот в предложении «У меня не много денег» – вот тут уже вопрос «в какой степени» задать нельзя. Тут задается только вопрос «сколько» и речь идет именно о количестве, а не о степени проявления признака.

На уроке русского языка учительница также может вас спросить: «Каким членом предложения является слово «немного»?”. Отвечайте смело: «обстоятельство меры и степени».

Когда «не много» надо писать раздельно

«Не много» пишется раздельно, если это числительное с частицей «не». А числительное, соответственно, отвечает на вопрос «сколько». То есть если у вас в предложении речь именно о количестве, а не о степени проявления признака, тогда писать надо раздельно. Примеры:

  1. У меня не много друзей. У меня друзей (сколько?) не много. То есть 1-2 и всё.
  2. Я не много уроков пропустил. Я пропустил уроков (сколько?) не много. Ну, два дня в школе не был и всё тут.
  3. Сколько денег зарабатывает Таня? Не много. 15 000 рублей в месяц.

Если «много» – числительное, то его всегда можно заменить на другое числительное. Например: «Не много друзей» = «2 друга», «не много уроков» – «6 уроков», «не много золота» – «4 слитка».

А вот наречие вы на число никогда не замените. «Я немного задремал» – нельзя вместо «немного» подставить какое-то число.

Помните об этом принципе замены числительного на числительное и наречия на наречие. И о вопросах «в какой мере/степени» и «сколько» помните тоже. Тогда вы не будете ошибаться.

О чем еще надо помнить

Если «не много» – числительное, то после него обязательно будет какое-то существительное. Аналогичная ситуация с числами – после числа всегда указывается предмет, с которым это число связано: «не много солдат» – «12 солдат».

Существительное со словом «не много» образует неделимое словосочетание. Это неделимое словосочетание очень часто бывает подлежащим в предложении: «Не много ребят вернулось тогда с поля боя» – подлежащее «не много ребят». Подчеркивайте его одной сплошной чертой и говорите: “Выражено неделимым словосочетанием числительного «не много» и существительного «ребят»”.

Как правильно объяснять правописание «немного» на письме

Раздельное или слитное написание надо подчеркнуть, затем в скобках привести объяснение. Например: «Маша немного (нар.) устала».

Вот мое видео о том, как правильно объяснять орфограммы, я его записал специально для вас. Посмотрите.

Полезные материалы по теме

Если вы учитесь в школе и готовитесь сдавать выпускные экзамены, то я вам рекомендую обязательно посмотреть четыре моих статьи с курсами по русскому. Я собрал там очень много классных программ. Они вам обойдутся дешевле, чем занятия с репетитором, а результат дадут даже более впечатляющий.

Если с теорией по русскому у вас всё окей, но надо отработать практические навыки – рекомендую вам курс «Идеальный русский» от проекта Викиум. Он стоит 890 рублей, его разработчики включили в материал основные правила русского языка и три уникальных онлайн-тренажера. На них можно упражняться хоть круглосуточно и постоянно оттачивать свои навыки.

И последнее. Я могу вам сбросить архив с четырьмя хорошими справочниками по русскому языку. Их написали учителя специально для учеников, поэтому все справочники очень легко читаются. Кроме текста там есть таблицы и схемы, которые облегчают запоминание материала. Чтобы получить пособия, напишите на этой странице ваш электронный адрес, пособия отправятся на него автоматически.

Заключение

Понимаете ли вы теперь разницу между словами «немного» и «не много»? Сможете ли писать эти слова без ошибок и правильно их объяснять на уроке русского языка? Если у вас остались вопросы – пишите их в комментариях, я отвечаю обычно в течение 1-2 дней.

Вы также можете предлагать в комментариях другие темы для разбора, я подготовлю по ним статьи.

Источник статьи: http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/nemnogo-ili-ne-mnogo

15 коварных ударений из ЕГЭ по русскому языку. И стишки, чтобы точно их запомнить

В ЕГЭ по русскому языку есть задание на правильную постановку ударений. Мы заглянули в орфоэпический словник КИМ 2023 года, выбрали самые неочевидные варианты и сделали для вас конспект. Бонус: для запоминания можно использовать веселые стишки.

Правильно: Не боитесь ЕГЭ? Вы кремЕнь.

Не важно, в прямом или переносном смысле используется это слово, — ударение будет на последний слог. Правило актуально и для родительного падежа — «кремнЯ». Мы уже писали, что правильное произношение легко запоминается с помощью стихотворений. Вот вам коротенькое на эту тему: «Нет дыма без огня, а искры без кремня».

Правильно: сосредото́чение всех сил

Оно точно понадобится, чтобы запомнить: ударение в этом слове падает на «о». Как в глаголе «сосредото́читься». Сосредоточьтесь и говорите правильно.

Правильно: стоматолог посоветовал пломбировАть зуб

Именно так. Стоматолог зуб «пломбирУет». А когда процедура будет успешно завершена, вы сможете гордиться «пломбирОванным» зубом. И правильным ударением. Стишок:

Правильно: важно дозИровать время в соцсетях

А тут все наоборот (потому что правила тоже нужно дозировать). Ударение нужно ставить на второй слог, как в слове «позИровать».

Будете время свое вы дозировать —

Сможем победу мы вам гарантировать.

Правильно: в доме чинят мусоропровОд

Многие делают в этом слове ошибку из-за существования слова «прОвод». Но если оно не стоит отдельно, а прикрепляется к другому корню и образует сложное слово, ударение будет на последний слог: «водопровОд», «газопровОд», «трубопровОд», «мусоропровОд» и даже «нефтепровОд». Запомнить правило поможет Сергей Михалков:

Правильно: вишня начала плодоносИть

Опять коварное ударение в глаголе. Можно запомнить, что плодоносИть — значит «плоды приносИть». Так же можно проверить и другие формы этого глагола:

  • я «плодоношУ» («плоды приношУ»);
  • ты «плодонОсишь» («плоды принОсишь»);
  • он плодонОсит («плоды принОсит»)
  • мы «плодонОсим» («плоды принОсим»);
  • они «плодонОсят («плоды принОсят»).

Правильно: свобода вероисповЕдания

И снова на помощь приходит здравый смысл: «вероисповЕдание» — от «веру исповЕдать». Но помните: в однокоренном слове «исповедь» ударение будет на первом слоге.

Правильно: он кАшлянул и продолжил говорить

Очень хочется сделать ударение на последний слог, как в слове «чихнУл», но это ошибочная аналогия. «КАшель», «кАшлять», «кАшлянуть» — лучше использовать такой ассоциативный ряд. И не болеть!

Правильно: отзЫв из страны

С «отзывом о книге» все понятно: ударение на первый слог. А вот «отзЫв» из страны — омограф того «отзыва», то есть пишутся они одинаково. Но звучат по-разному, так что не путайте их!

Правильно: сосед целый день сверлИт стену

Печальная ситуация, но еще печальнее, когда это слово неправильно произносят. Ударение в нем корректно ставить на последний слог. Как в словах «звонИт» и «щемИт». Крепитесь и запоминайте:

Целый день ужасный грохот,

Слово отличается от других наречий со значением крайней степени какого-то действия («дОсыта», «дОверху») ударением. Кроме того, запомните: нельзя ставить ударение, как в «нельзЯ». Остается золотая середина.

Правильно: знание ударений облегчИт подготовку к ЕГЭ

Нас сбивает с толку сравнительная степень слова — «лЕгче». Но можно вспомнить похожий глагол «упростИть», поставить в нем ударение на средний слог — гораздо меньший соблазн. Стишок для запоминания мы уже советовали:

Борьбу с драконом облегчит

Правильно: опОшлить чужую мысль

А здесь все иначе. Отталкиваемся от значения: «опОшлить» — значит «делать пОшлым». Не надо так.

Что ни скажу — ты все опошлишь,

Правильно: выбрал этот товар из-за его дешевИзны

Просто запомните, что ударение падает на суффикс «-изн-». Кстати, как и в слове «дороговИзна». А рифмуются они со словом «капризна» — стихотворение для запоминания вы можете придумать сами или заглянуть в наш сборник стихов про котиков.

Правильно: чЕрпать знания можно отовсюду

В этом слове чувствовал себя неуверенно даже Маяковский. Во «Флейте-позвоночнике» он даже выделил букву «е»:

Праздник нарядных черпал и чЕрпал.

Так что запоминаем по ритму правильный вариант. Согласитесь, «исчЕрпывающе».

Ещё больше весёлых и полезных карточек о русском языке — в «Грамотности» на «Меле» во «ВКонтакте». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!

Фото: RealPeopleStudio / Shutterstock / Fotodom

«Кот укрылся в уголок и погрыз мой каталог». 10 стихов, которые помогут запомнить ударения. Готовимся к ЕГЭ по русскому

Попробуйте не вылететь из школьного чата! Новая игра на «Меле»

А мы тут плюшками бАлуемся. Или балУемся? Тест по ударениям, который поставит вас в тупик

Источник статьи: http://mel.fm/gramotnost/kak-govorit/1290754-15-kovarnykh-udareny-iz-yege-po-russkomu-yazyku-i-stishki-chtoby-tochno-ikh-zapomnit

Как пишется слово «не было» – слитно или раздельно, с «е» или «и» – как легко запомнить правило и никогда не путаться

Всегда раздельно. С «не», если значение отрицательное.

Слово «не было» всегда пишется раздельно. Это однозначный и единственный вариант написания. А вот с буквой «е» в частице «не» все немного сложнее. Если значение отрицательное, то надо писать «е», например: «У меня не было денег». А если положительное, то «и». Например: «Как бы там ни было».

Давайте разбираться с этой орфограммой более подробно. В статье я также расскажу, как правильно ее комментировать в школе, на уроке русского языка.

«Не было» всегда пишется раздельно

Возможно только раздельное написание, потому что «было» – глагол, а «не» – частица. Вы с начальной школы должны помнить правило «Не с глаголами пишется раздельно».

Чтобы на уроке доказать, что «было» – глагол, просто задайте к нему вопрос. «Было» отвечает на вопрос «что делало?» и обозначает действие какого-то предмета.

«Не было» можно писать с буквами «е» и «и» в частицах

Вот это достаточно сложный момент. Чтобы разобраться, надо почувствовать оттенки значения. Смотрите, «не» однозначно что-то отрицает. То есть чего-то «не было» и все тут. Например, не было воды, не было денег, света, молока, пирожков, настроения тоже не было.

А «ни было» употребляется обычно с частицей «бы» и означает, что что-то «было», причем этого чего-то было очень много. Вот вам примеры с «ни», вчитайтесь в них:

  1. Как бы там ни было, мы должны начать подготовку.
  2. Чего бы там ни было, а войти все равно придется.
  3. Сколько бы ни было у вас неудач, не отчаивайтесь.
  4. Как бы ни было тяжело, продолжайте идти.

Чувствуете отличия «ни было» от «не было»? Когда мы употребляем «ни», мы говорим, что да, было всякое, были неудачи, было тяжело, в общем, все было. Смысл утвердительный, а не отрицательный.

Как объяснять эту орфограмму в школе

В этом блоке статьи я расскажу, как правильно надо комментировать слитное/раздельное написание, а также буквы «е», «и» в частице.

Слитное и раздельное написание

Графические пояснения должны быть такими. Вы одной чертой подчеркиваете «пробел» между «не»/«ни» и «было», над «не» или «ни» пишете «ч» (частица), а над «было» – «гл» (глагол).

Вслух надо сказать следующие магические слова: «Частица «не» («ни») пишется раздельно с глаголом «было», потому что «не» («ни») с глаголами пишется раздельно».

Иногда «не» с глаголом может писаться слитно. Это происходит в случаях, когда глагол перестал употребляться без «не». Например, «ненавидеть», «нездоровиться». Но «было» легко употребляется без «не», так что без лишних вопросов пишем раздельно.

«Ни» с глаголами вообще всегда пишется раздельно, тут исключений нет и быть не может.

Буквы «е», «и» в частицах

Эту орфограмму мы графически объясняем так. Одну черту проводим под буквой «е» или «и», а после глагола «было» в скобочках пишем «(утверд.)» или «(отриц.)» То есть утвердительный или отрицательный смысл.

Если смысл отрицательный, то мы напишем «е», а если утвердительный – «и».

Вслух говорите следующее: «В частице «не» пишется «е», потому что смысл отрицательный». Или: «В частице «ни» пишется «и», потому что смысл утвердительный».

Если вам вообще непонятно, зачем нужны все эти подчеркивания и комментарии, посмотрите вот это мое видео о правилах объяснения орфограмм. Если вы будете каждую орфограмму объяснять так, как я показываю в видео, то проблем с грамотностью у вас не будет. Да и репетиторы по русскому, скорее всего, вам будут не нужны.

Примеры предложений с «не было» и «ни было»

Я приведу десять примеров предложений с «не было» и «ни было». Ваша задача – прочитать каждое предложение вслух и вдуматься в смысл, почувствовать, где утверждение (и частица «ни»), а где отрицание (и частица «не»).

  1. У нас вчера не было горячей воды.
  2. Почему вашей мамы не было на собрании?
  3. Как бы вам ни было грустно, постарайтесь улыбнуться.
  4. У меня не было настроения вчера делать домашнюю работу.
  5. Было или не было, прошло или нет.
  6. Сколько бы ни было претензий, мы не остановим выпуск тетрадок.
  7. Как бы там ни было, в школу все равно надо было идти.
  8. Где бы ни было затеряно ваше счастье, оно обязательно найдется.
  9. У вас как будто бы вообще никогда не было денег.
  10. Молодость прошла, как будто ее и не было.

Полезные материалы по теме

Если у вас часто возникают вопросы наподобие того, который мы разобрали сегодня, я могу вам посоветовать несколько полезных материалов и бесплатных сервисов.

Первый и самый классный – Викиум. Там много всего про мозг, эмоции, выход из депрессий и пр., но недавно появился еще и русский язык. Вот страница с бесплатными программами-тренажерами Викиума. Зайдите туда, кликните по ссылочке «Способность к работе с текстом» и «поиграйтесь» со всеми тренажерами, которые там приводятся. Их десять, некоторые из них направлены на запоминание орфографических правил, некоторые – на расстановку запятых и пр. Все абсолютно бесплатно и доступно круглосуточно.

Второе. Я нашел в интернете несколько хороших пособий по русскому, которые были размещены там в открытом доступе. Я их скачал, проверил на вирусы и заархивировал. Напишите здесь свой электронный адрес, я вам на него эти пособия вышлю. В них очень хорошо объясняются трудные правила русского языка, дается много примеров, схем, таблиц. Все аналогично бесплатно.

Третье. Рекомендую вам к прочтению вот эти мои статьи.

  1. Как стать грамотным. Пошаговая инструкция по быстрому усвоению правил орфографии и пунктуации, которой может воспользоваться любой желающий.
  2. Что такое орфография. В статье я не только рассказываю, что изучает этот раздел языкознания, но и объясняю, как правильно его осваивать, чтобы знания надолго остались в памяти.
  3. Что такое пунктуация. Аналогично, только про знаки препинания, а не про буквы в словах.
  4. Что такое орфограмма. Это вот как раз о пропущенных буквах в словах, которые в школе обязательно надо объяснять. В конце этой статьи я рассказываю про свою первую двойку по русскому – почитайте, я думаю, вам будет интересно.
  5. Курсы русского языка для подготовки к ЕГЭ. Я собрал в этом материале лучшие курсы по приемлемым ценам, которые помогут вам эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Четвертое. На том же сайте Викиум недавно появился платный курс «Идеальный русский». Он очень дешевый, продается всего за 890 рублей. Как мне кажется, курс стоит своих денег. В нем очень хорошо объясняется теория, а для практики есть три онлайн-тренажера. Сэкономьте на 1-2 походах к репетитору, приобретите этот курс и внимательно его изучите.

Заключение

Наша статья о правописании слова «не было» подошла к концу. Запомнили ли вы, в каком случае надо писать «не», а в каком «ни»? Сможете ли теперь правильно объяснить эту орфограмму на уроке русского языка?

Если остались вопросы – пишите их в форму для комментариев под статьей. Буду ждать от вас обратной связи.

Источник статьи: http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/ne-bylo-kak-pishetsya

Понравилась статья? Поделить с друзьями: