Стерео звучание как пишется

СТЕРЕОЗВУК

Синонимы слова “СТЕРЕОЗВУК”:

Смотреть что такое СТЕРЕОЗВУК в других словарях:

СТЕРЕОЗВУК

стереозвук м. Звучание, переданное или воспроизведенное способом стереофонии.

СТЕРЕОЗВУК

стереозвук сущ., кол-во синонимов: 1 • стереозвучание (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: стереозвучание

СТЕРЕОЗВУК

Трус Трос Трок Треск Трек Трезво Торс Торекс Тор Ток Тоз Тес Терек Теор Текс Сутор Сут Сурок Сукре Сук Суевер Строев Стр Стокер Сток Стереозвук Стер Стек Створ Срок Срез Сотр Соте Сорт Сор Сокер Сок Совр Совет Скутер Скот Сков Сквот Сквер Сет Серов Серо Серко Серет Серв Сектор Секрет Сек Сеево Севр Севок Северо Север Сев Своз Свекор Руте Руст Рот Рост Рок Роек Ров Рет Резус Резко Рез Рев Отсек Отсев Отсверк Отрез Откус Отзвук Отек Отвес Остер Ост Осетр Орт Орск Орс Орк Орест Окрест Озу Озерск Овес Кутор Кут Кусторез Куст Кус Курс Курос Курево Кузов Куверт Кувез Ктор Ксероз Круто Крот Кров Крест Крез Кот Костер Кос Кортес Корт Корсет Корвет Ковер Кзот Кетоз Квт Квестор Зуек Зуев Зот Зостер Зов Зет Зеро Зер Зевок Зево Зев Звук Зверок Зверек Евро Евр Вуз Втуз Втрое Всуе Вскоре Все Воск Ворс Туер Туес Туесок Вор Туз Тук Тур Турок Увет Увоз Узерк Воз Вето Ветерок Узерко Вест Укос Веско Вес Урез Урок Вектор Утес Утор Веко Век Веерок Веер Утро Верес Вереск Вертекс Вертко Укор Узор Ветер Узко Взор Вкус. смотреть

СТЕРЕОЗВУК

1) Орфографическая запись слова: стереозвук2) Ударение в слове: стереозв`ук3) Деление слова на слоги (перенос слова): стереозвук4) Фонетическая транскр. смотреть

СТЕРЕОЗВУК

корень – СТЕРЕ; соединительная гласная – О; корень – ЗВУК; нулевое окончание;Основа слова: СТЕРЕОЗВУКВычисленный способ образования слова: Сложение осн. смотреть

СТЕРЕОЗВУК

сте́реозву́к, сте́реозву́ки, сте́реозву́ка, сте́реозву́ков, сте́реозву́ку, сте́реозву́кам, сте́реозву́к, сте́реозву́ки, сте́реозву́ком, сте́реозву́ками, сте́реозву́ке, сте́реозву́ках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: стереозвучание. смотреть

СТЕРЕОЗВУК

Ударение в слове: стереозв`укУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: стереозв`ук

СТЕРЕОЗВУК

СТЕРЕОЗВУ́К, у, ч.Звучання, відтворене способом стереофонії.

СТЕРЕОЗВУК

сущ. муж. рода, только ед. ч.экон.стереозвук

СТЕРЕОЗВУК

м. suono m stereofonico, stereofonia f

СТЕРЕОЗВУК

сте`реозву’к, сте`реозву’ки, сте`реозву’ка, сте`реозву’ков, сте`реозву’ку, сте`реозву’кам, сте`реозву’к, сте`реозву’ки, сте`реозву’ком, сте`реозву’ками, сте`реозву’ке, сте`реозву’ках. смотреть

СТЕРЕОЗВУК

імен. чол. роду, тільки одн.стереозвук

СТЕРЕОЗВУК

-а, м. Звучание, воспроизведенное по способу стереофонии.Синонимы: стереозвучание

Источник статьи: http://rus-orthography-dict.slovaronline.com/32937-%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA

Стерео звучание как пишется

стереозвук

Слитно. Раздельно. Через дефис. . Б. З. Букчина .

Смотреть что такое «стереозвук» в других словарях:

стереозвук — стереозвук … Орфографический словарь-справочник

стереозвук — сущ., кол во синонимов: 1 • стереозвучание (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Стереозвук — м. Звучание, переданное или воспроизведенное способом стереофонии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

стереозвук — стереозвук, стереозвуки, стереозвука, стереозвуков, стереозвуку, стереозвукам, стереозвук, стереозвуки, стереозвуком, стереозвуками, стереозвуке, стереозвуках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Стереозвук — … Википедия

стереозвук — стереозв ук, а … Русский орфографический словарь

стереозвук — (2 м) … Орфографический словарь русского языка

стереозвук — у, ч. Звучання, відтворене способом стереофонії … Український тлумачний словник

стереозвук — а; м. Звучание, воспроизведённое по способу стереофонии. ◁ Стереозвуковой, ая, ое … Энциклопедический словарь

стереозвук — а; м. см. тж. стереозвуковой Звучание, воспроизведённое по способу стереофонии … Словарь многих выражений

Значение слова «стереозвучание»

стѐреозвуча́ние

1. звучание стереофонической записи, создающее у слушателя впечатление объёмности

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пустоватый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «стереозвучание&raquo

Предложения со словом «стереозвучание&raquo

Понятия, связанные со словом «стереозвучание»

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «стереозвучание&raquo

Благодаря паре ушей наш слух не становится вдвое лучше, но мы слышим стереозвучание.

От этого сверхстереовидения я временами начинал говорить сам с собою; на меня снизошло такое спокойствие, что людей вокруг я стал ощущать как плоских или даже одномерных манекенов, которые не имели настоящего стереозвучания.

И вдруг замечаю, что какоето типа стереозвучание появилось.

Значение слова «стереозвук»

СТЕРЕОЗВУ́К, -а, м. Звучание, воспроизведенное по способу стереофонии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

стереозву́к

1. запись, передача или воспроизведение звука, при которых сохраняется аудиальная информация о расположении его источника посредством раскладки звука через два (и более) независимых аудиоканала

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: жгучий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «стереозвук&raquo

Предложения со словом «стереозвук&raquo

Понятия, связанные со словом «стереозвук»

Медиаплеер (также проигрыватель мультимедиа или мультимедиапроигрыватель) — компьютерная программа, предназначенная для воспроизведения файлов мультимедиа-контента.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «стереозвук&raquo

Иногда для получения стереозвука колонки встраивают прямо в монитор.

Первые компакт-диски предназначались для записи и воспроизведения музыки (собственно говоря, они для этого и создавались) и позволяли хранить до 74 минут высококачественного стереозвука.

Акустика там выстроена насколько здорово, что в нужной точке любой желающий петь может добиться дивного звучания, от которого уйдёт из профессии любой отчаявшийся современный спец по чистому стереозвуку.

Разбор по составу слова «стереозвук»

стере корень
о соединительная
гласная
звук корень
ø нулевое
окончание

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: воплощение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «стереозвук&raquo

Предложения со словом «стереозвук&raquo

Значение слова «стереозвук&raquo

СТЕРЕОЗВУ́К , -а, м. Звучание, воспроизведенное по способу стереофонии. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «стереозвук&raquo

СТЕРЕОЗВУ́К , -а, м. Звучание, воспроизведенное по способу стереофонии.

Предложения со словом «стереозвук&raquo

Иногда для получения стереозвука колонки встраивают прямо в монитор.

Первые компакт-диски предназначались для записи и воспроизведения музыки (собственно говоря, они для этого и создавались) и позволяли хранить до 74 минут высококачественного стереозвука.

Акустика там выстроена насколько здорово, что в нужной точке любой желающий петь может добиться дивного звучания, от которого уйдёт из профессии любой отчаявшийся современный спец по чистому стереозвуку.

Значение слова «стереозвук»

СТЕРЕОЗВУ́К, -а, м. Звучание, воспроизведенное по способу стереофонии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

стереозву́к

1. запись, передача или воспроизведение звука, при которых сохраняется аудиальная информация о расположении его источника посредством раскладки звука через два (и более) независимых аудиоканала

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова норд-вест (существительное):

Синонимы к слову «стереозвук&raquo

Предложения со словом «стереозвук&raquo

Понятия, связанные со словом «стереозвук»

Медиаплеер (также проигрыватель мультимедиа или мультимедиапроигрыватель) — компьютерная программа, предназначенная для воспроизведения файлов мультимедиа-контента.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «стереозвук&raquo

Иногда для получения стереозвука колонки встраивают прямо в монитор.

Первые компакт-диски предназначались для записи и воспроизведения музыки (собственно говоря, они для этого и создавались) и позволяли хранить до 74 минут высококачественного стереозвука.

Акустика там выстроена насколько здорово, что в нужной точке любой желающий петь может добиться дивного звучания, от которого уйдёт из профессии любой отчаявшийся современный спец по чистому стереозвуку.

Источник статьи: http://bookizhuki.ru/stereo-zvuchanie-kak-pishetsya/

СТЕРЕО.

Современная энциклопедия . 2000 .

Смотреть что такое “СТЕРЕО. ” в других словарях:

стерео — СТЕРЕО. stéreo.. <гр. stereos пространственный, плотный. Первая часть сложных слов, соответствующая по знач. слову стереоскопический, напр.: стереокино, стереофотография. БАС 1. У нас, кажись, тоже така машинка есь, говорит Мавра Васильевна,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

стерео. — СТЕРЕО. [от греч. stereos пространственный, объёмный, телесный, твёрдый] Первая часть сложных слов. 1. Вносит зн.: обладающий стереофоническим звучанием, стереозвуком. Стереоканал, стереомузыка, стереоплейер. 2. Вносит зн.: имеющий… … Энциклопедический словарь

стерео. — стерео. (гр. stereos твердый, пространственный) первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению: 1) слову твёрдый , напр.: стереотип; 2) слову пространственный , напр.: стереометрия, стереоскоп, стереофония. Новый словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

СТЕРЕО. — СТЕРЕО. (от греч. stereos телесный твердый, объемный, пространственный), часть сложных слов, указывающая на: объемность или наличие пространственного распределения (напр., стереокино, стереометрия); твердость, постоянство (напр., стереотип) … Большой Энциклопедический словарь

Стерео. — стерео. Начальная часть сложных слов, вносящая значение слов 1) стереоскопический (стереоизображение, стереокино, стереофильм и т.п.) 2) стереофонический (стереозвук, стереозвучание, стереомагнитофон и т.п.) 3) стереометрический (стереообмер)… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

стерео. — стерео. Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к стереоскопическому изображению, напр. стереокино, стереомикроскоп, стереорентгенограмма, стереосъёмка, стереотелевидение, стереофильм; 2) относящийся к стереофонии, напр. стереозвук,… … Толковый словарь Ожегова

стерео — неизм. (сокр. прил. стереофонический). разг. Такой, который производит или воспроизводит звук, обладающий свойствами стереофонии. Это обычный магнитофон или с. ? Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М: Русский язык, 1998 … Словарь иностранных слов русского языка

стерео.. — стерео. первая часть сложных слов, пишется слитно … Слитно. Раздельно. Через дефис.

стерео — сущ., кол во синонимов: 1 • макростерео (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

стерео. — стерео… первая часть сложных слов, пишется всегда слитно … Морфемно-орфографический словарь

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/45350

Про . СТЕРЕО [cutting it close]

Стереофонический эффект впервые был продемон­стрирован в 1881 году в Гранд Опера в Париже. На сцене установили два микрофона, а слушателям раз­дали наушники. Звук от первого микрофона поступал к одному наушнику, от второго — к другому. Почти семьдесят лет от­деляет первую демонстрацию стереофонического эф­фекта от широкого распространения стерео грампла­стинок (1958 год). [1] Это объясняется в первую очередь трудностью массового изготовления носителя стерео звука. Примечательно, что стереозвук пошёл в народ после выпуска стереомагнитофона (1955) и первые годы распространялся-продавался только на бобинах.

Казалось бы, тема проще пареной репы, однако незнание принципов формирования стереофонии неизбежно порождает домыслы и манипуляции. Зачастую слышишь безапелляционный вердикт якобы слухача: “Звук плоский!”. На вопрос что именно автор имеет и в виду, получаешь жёсткий ответ, мол, сие как пень ясно. Всё-таки, под “плоским” подразумевается малая глубина/ширина воссоздаваемой стерео сцены, или что-то иное? Типа, слишком ровная АЧХ. ;)))

Подтема противостояния стерео с многоканалом была уже неоднократно избита, в промежуточных итогах все остались при своих (мнениях?). Хотя очевидно, что в идеале сколько в записи источников звука, столько должно быть и каналов. Ну, или на 1 меньше, поскольку “лишний” источник звука всегда можно виртуально разместить между двумя каналами. Представьте, как бы было здорово, если бы мы располагали студийной многоканальной записью и сами (или с помощью подсказок искусственного интеллекта) микшировали в домашнем процессоре в нужное нам число каналов, исходя из имеющегося числа колонок и их расстановки в помещении прослушивания.

И почему двух колонок/каналов для реализации пространственного звучания многим вполне достаточно? Объяснение, что у человека 2 уха, а не 4 оставим для наивных-доверчивых. На самом деле в необходимости как минимум двух колонок (напомню, максимум равен числу источников звука) кроется глубокий сермяжный физический смысл. Система слуха человека оценивает “пространственность” в совокупности через определение расстояния-удаления (по задержке прихода сигнала между правым и левым ухом) и по отражённым эхом звукам. Т.е. если никакого эха вообще нет (в безэховой камере), то система слуха недополучает полезной информации. Например, с закрытыми глазами только по эху человек легко определяет, где находится, в ванной комнате или в лесу. Поэтому чтобы в записи придать вокалу или музыкальным инструментам “объемности” звучания, издавна добавляется реверберация, причем, как правило, искусственная в студии. Так проще-дешевле. С другой стороны помещение прослушивания привносит своё эхо, не учитывать которое, значит, блуждать в потёмках своего мракобесия.

По сути же, на всём этапе развития индустрии звука стереофония – это сплошное введение в заблуждение системы слуха человека. Точнее, просто ловкость рук “звукрежа” и ни какого мошенства.

Акустические стерео эффекты обычно формируются в диапазоне частот от 300-600 Гц до 3000-5000 Гц либо искусственно при так называемом сведении в студии, либо непосредственно при записи в 2 микрофона без последующего микширования. В последнем случае пространственное звучание на слух воспринимается более натуральным, очевидно, по причине целостности фазовой структуры записанных аудио сигналов. Однако акустическое помещение при такой записи должно обладать идеальными акустическими свойствами, причем оптимальность времени реверберации зависит от жанра музыки.

В живую ниже 100-150 Гц локализация источника звука на слух не возможна в принципе (расстояние между нашими ушами не как у слона), а выше 5-6 кГц азимутальная локация осуществляется только за счёт разницы интенсивности пришедших звуковых сигналов. Точность определения направления прихода звука в горизонтальной плоскости составляет 3—4°, в вертика­льной же плоскости эта особенность выражена значи­тельно слабее и не превышает, как правило, 0—15° [2].

Легко подсчитать, что в диапазоне частот стереофонии в воздухе длина волны составляет примерно от 1 м до 6 см. Не удивительно, зона выраженного стереоэффекта в реальности не редко мала, как бы не был крут сетап, а желанная sweet spot вообще вырождается в точку – смещение головы на какие то сантиметры влево-вправо и а-ля у-лю. Расширение зоны стереоэффекта возможно путём ухудшения направленности акустических систем, а значит, за счёт снижения локализации кажущегося источника звука (КИЗ). Природу не обманешь!

Изначально стереоэффекты основывались на элементарном разделении размещения по каналам голосов или инструментов. Например, в ранних стерео записях The Beatles вокал доносится из одного канала, а все музыкальные звуки из другого. Позже при сведении в стерео источники звука стали виртуально расставлять в пространстве благодаря вводимой разнице громкости между левым и правым каналами, а псевдо глубину стерео сцены варьировать ревербератором.

Полезно вникнуть в кухню стерео на примере 2го трека [Deezer]
c 1го альбома Queen, записанного с января 1972 по январь 1973 года в Trident Studios London (6й трек в De Lane Lea Studios), благо тут собран полный букет стерео достижений той поры. Между прочим, на CD 0777 7 89274 2 4 отмастерен Abbey Road Studios в 1994 довольно удачно, с чем поспорит более “мягкий” по звуку, аккуратно компрессированный ремастер 2018 года MQA x UHQCD UICY-40251.

«Doing All Right» (песня создана еще группой предшественницей Smile) в ремастере 1994

Лидирующий вокал локализуется над (и временами за) ударной установкой, что на слух непривычно, т.к. хай-хэт, соло барабан и райд выдвинуты на передний план. Как будто фальцетом солирует сам ударник (Тейлор?), причем эффект более выражен при прослушивании в наушниках. Партия акустической гитары «Hairfred» в исполнении Брайана Мэя сведена с реверберацией, он же в некоторых местах играет на фортепиано (на вступлении с ревером в правый канал), хотя «Doing Alright» была первой песней Queen, в живых исполнениях которой на фоно резвился Меркьюри. По ходу песни фортепиано из одного канала перекликается с электрогитарой в другом канале. А в кульминационные моменты электруха занимает законное место по центру, играясь эхом с другими инструментами. Судя по всем признакам, стерео эффекты здесь (22 Мб) получены либо панорамированием, либо реверберацией без каких либо синтезированных штучек-дрючек. Поэтому в плане объема прекрасно звучит на любой стерео аппаратуре. А вот использовались ли фэйзер, хорус и флэнжер вынесем-ка в обсуждение;))) Вообще, дебютный альбом искрится идеями и слушается на удивление свежо, более того многократно в кайф переслушивается.

По мере совершенствования техники звукозаписи и познаний в области психоакустики стали использоваться фазовые задержки между звуками разных каналов. Так, если одинаковый по амплитуде речевой сигнал воспроизвести с левого канала с задержкой

Эффект Хааса. Бинауральный психоакустический эффект: если за звуком следует другой звук, разделенный достаточно короткой временной задержкой (ниже порога эха слушателя), то слушатель воспринимают их как одно звуковое событие, при этом пространственное расположение источника определяется в основном по первому звуку. То есть, отстающий звук влияет на воспринимаемое местоположение, однако его эффект подавляется первым поступающим звуком. Слияние происходит, когда задержка между двумя звуками находится в диапазоне от 1 до 5 мс для щелчков и до 40 мс для более сложных звуков, таких как речь или фортепианная музыка. Если задержка длиннее, то второй звук слышится как эхо. [4]

Как бы там ни было с исследованиями психоакустики (далеко не всегда открытыми), на практике получается чтобы точнёхонько воссоздавать фазовые задержки порядка 0.02-5 мс, да еще и на стыке СЧ и ВЧ в многополосных АС, необходимы особо высококачественные компоненты ВСЕГО тракта стерео аппаратуры. Не удивительно, что не имеющие корёживающего фазу стыка широкополосные АС (да еще и с идентично подобранными в пары динамиками) озвучивают стерео эффекты с гораздой лучшей локализацией в пространстве и более реалистично. При доминировании вокала многополосным АС полегче: наиболее значительное влияние на локализацию кажущегося источника звука оказывает полоса частот 300-1000 Гц, где сосредоточена наибольшая часть энергии речевого сигнала [3].

Таким образом, возможны 3 способа реализации стереофонии: амплитудный, фазовый, смешанный. Очевидно при выраженных чистых тонах оптимальная задержка фазы между каналами зависит от частоты. Иначе для того же 440 Гц задержка в 1 мс (с копейками) просто даст противофазу. А таковая – блуждающий, зависящий от отражений в помещении кажущийся источник звука (Линда_Танцы тибетских лам_4 – Ляп-ляп-ляп_фрагмент ). Для винила амплитудный способ ограничен существенным проникновением между каналами, зато фазовому раздолье.

В отличие от современного стерео, построенного преимущественно на смешивании фазовых задержек, многоканальный звук (в частности, 5.1) в основном “миксят” за счёт простейшего панорамирования [5], т.е. чисто амплитудного эффекта. Поэтому технические требования к звуковоспроизводящим трактам (в том числе многоканального AV ресивера) существенно снижаются – не кувыркать фазу по всем частотам удовольствие дорогое.

Площадь зоны приемлемого пространственного восприятия многоканала несколько больше, но тут многое зависит от технических средств, применённых звукорежиссером при сведении в 5 и более каналов. Самый простой способ в домашних условиях раздвинуть пространство стерео записи: сознательно ограничившись 4-мя колонками, зеркально распараллелить каналы, и если не нравится сидеть в центре музыкального коллектива, отодвинуть сцену балансом, не связываясь с DSP обработкой, выполняемой на лету в ресиверах по прежнему кое-как.

Ориентировочное определение зоны прослушивания для 5 каналов

Но если всё так расчудесно, то почему многоканал не получил массового признания? Во-первых, разместить в помещении прослушивания 4-5 колонок плюс сабвуфер по всем правилам мало кто себе может позволить, компромиссное встискивание же в жилое порождает косяки. Во-вторых, стремление сэкономить и реклама домтеатров привели к повальному приобретению посредственных колонок тыловых и центрального каналов. В-третьих, музыка в многоканале преобладает в виде концертников, а на SACD малочисленна, при этом DVD-audio не выдержал конкуренции – video с DD/DTS дорожками на расхожей аудио аппаратуре звучали даже лучше. Ну и наконец, многоканальные ресиверы конструктивно рассчитаны на активный сабвуфер, поэтому банально проседают на НЧ, особенно с низкоомной нагрузкой, тогда как добротные стерео усилители ещё и плодят заметно меньше искажений. Увы, многообещающий многоканал сейчас обосновался в кино (да и там не без наездов, типа, мешает созерцанию), отдав на откуп нишу стерео музыкальной индустрии.

Да, классическое стерео способно весьма убедительно воссоздавать “пространственный” звук, но стоимость сопоставимо “объёмно” звучащей стерео аппаратуры на вскидку как минимум в 2 раза больше, чем 4 канальной. Как говориться, хорошо что успели вовремя [cutting it close]. врубиться ;)))

Между прочим, КВАДРО в своё время загнулось не по вине формата как такового, а из-за дороговизны аппаратуры (прежде всего бытовой) и носителей звука. К тому же, квадро винил звучал хуже, чем стерео по причине уплотнения канавок и полного обрезания выше 15 кГц.

[1] Чедд Г. Звук. (В мире науки и техники) Пер. с англ. Г. И. Кузнецова. Ред. и предисл. С. Б. Гуревича. М., «Мир», 1975. 206 с., ил.

[2] Ковалгин Ю.А. и др. Акустические основы стереофонии. – М.: Связь, 1978. — 336 с., ил.

[3] Л. М. Кононович, Ю. А. Ковалгин. Стереофоническое воспроизведение звука. — М.: Радио и связь, 1981 . – 184 с., ил.

[4] Haas, H. (1951). “Uber den Einfluss eines Einfachechos auf die Horsamkeit von Sprache, ” Acustica, 1, 49—58.

[5] Звукорежиссура: Создание стереообраза. Краткий гайд.

Источник статьи: http://stereo.ru/p/pimg2-pro-stereo-cutting-it-close

Рецепт правильного и вкусного mp3, часть 1: Joint-Stereo, вред или польза?

Что мой маленький автолюбитель-меломан, сидишь слушаешь музыку в формате mp3? А я сейчас расскажу страшную сказку про этот формат, да и не только.
Сейчас бичом индустрии и форматов звука стал Joint-Stereo.
Вопрос. О чём вообще речь?
Ответ. Представь себе. Ты слушаешь за рулём свою любимую музыку, например ambient, chillout, rock, metal, trance, house, и она играет как-то не объёмно, словно стереофазу сдвинули до размеров баррелевой бочки в 200 литров. Объёмные электрогитары играют как будто из одного канала, синтезаторы, признаные делать объём тоже где-то теряются, вокал, который хотели сделать в студии позиционным или объёмным тоже замкнут, словно его задавили. Это и есть издержки Joint-Stereo.
Вопрос. Что это такое?
Ответ. Это алгоритм сжатия звука, когда кодек анализирует 2 канала стерео и складывает из них якобы одинаковые элементы в моно, если они присутствую в обоих каналах в один и тот же тот же момент времени, дабы сэкономить битрейт и направить его на другие цели, например, на высокие частоты.
Вопрос. Почему Joint-Stereo съедает объёмность звучания стереозвука и чем он отличается от привычного нам стерео?
Ответ. Дело в том, что музыка это настолько одновременно сложный и в то же время простой с точки зрения технической организации алгоритм работы звуковых волн, что сухими техническими методами очень сложно добиться здесь определённой оптимизации. Joint-Stereo не умеет анализировать точно то, что может слышать человек. И то, что по алгоритму режима является одинаковыми элементами обоих сигналах для человека может различаться и довольно ощутимо, особенно в случае прослушивания музыки в наушниках и в автомобиле, т.к. это является обусловлено закрытой средой распространения звука. При включении кодирования привычного нами стерео кодек работает так: он просто кодирует независимо оба канала, распределяя битрейт так, чтобы он оптимально использовался между стерео и сложностью самого сигнала в каждом из каналов.
Вопрос. Как добиться правильного стерео в mp3?
Ответ. Давай рассмотрим данный вопрос на примере приложения CDex для Windows. Это простой и довольно удобный инструмент конвертации звука в mp3 посредством кодека Lame. Дисклеймер: на момент написания статьи версия приложения была 1.80 релиз от 16 апреля 2016 года с кодеком Lame версии 3.99. Приложение можно загрузить отсюда.

Вопрос. Зачем mp3, когда есть FLAC, ведь он вообще делает точную копию исходника и там стерео никак не страдает?
Ответ. FLAC замечательный формат. Но его поддержка до сих пор не организована рядом устройств да и весит прилично, а mp3 воспроизводится на всём, начиная от некоторых детских игрушек и будильников, заканчивая серьёзными домашними проигрывателями и сложными аудиосистемами автомобилей.
Вопрос. Если Joint-Stereo настолько плох, тогда для чего он был придуман?
Ответ. Joint-Stereo был придуман не просто так и он не плох, просто его неправильно используют, не зная его назначения. На малых битрейтах от 160 до 224 кбит/с (про 128 кбит/с успешно забудем) мало ресурсов, чтобы обеспечить адекватное воспроизведение стерео и высоких частот без особо ощутимых потерь и артефактов. Для этой цели и был, придумал Joint-Stereo – для оптимизации использования ресурсов в пределах заданного низкоскоростного битрейта. На скоростях от 224 до 320 кбит/с использовать Joint-Stereo нецелесообразно, поскольку в пределах этих битрейтов кодеку хватает ресурсов, чтобы адекватно кодировать звук без ощутимых потерь стерео и частот.
Вопрос. Почему сейчас подавляющее большинство файлов mp3 – это именно Joint-Stereo, даже на высокоскоростных битрейтах?
Ответ. Кодек mp3 – вещь, имеющая кучу настроек и ими нужно правильно пользоваться. Люди в силу просто обычного незнания привыкли, что битрейты от 224 до 320 кбит/с это залог качества, но они не в курсе, что есть куча других параметров, определяющих качество файла mp3, полученного в результате. Просто отсутствие грамотного подхода, а также использование приложений, которые не способны предоставить расширенные настройки кроме выбора битрейта и частоты дискретизации, и есть причина того, что мы имеем кучу некачественных файлов mp3. Просто люди часто ставят этот режим чтобы было. А те кто пишет всякие конвертеры типа: “Нажми 1 кнопку, чтобы сделать всё!” — не задумываются о написании правильных предустановок (пресетов) в своём ПО.
Вопрос. А могу ли я перекодировать имеющиеся файлы Joint-Stereo в стерео?
Ответ. *с выражением лица умника, напяливаю очки и беру учебник по технологии продукции общественного питания и цитирую кусок*: Под действием тепловой энергии в продукте возникают такие сложные физико-химические процессы, как клейстеризация крахмала, денатурация белков, гидротермическая дезаг­регация биополимеров (коллаген мяса, рыбы, протопектин растительных продуктов), образование новых вкусовых и аро­матических веществ, изменение цвета продукта, разрушение витаминов и др. Данный процесс является необратимым…”. Из этого волшебства не будет, только потеряешь в качестве, что сделает ещё хуже. Т.е. если изначально звук был испорчен, как его потом не перекодируй — не получишь качество выше и лучше. Жареное яйцо не превратишь в сырое обратно.

На этом я заканчиваю своё повествование в первой части об формате mp3. Дальше мы рассмотрим режимы кодирования звука в формат mp3 по битрейту а также влияние этого фактора на конечный звук.

Источник статьи: http://www.drive2.ru/b/2990044/

Слово «стереозвучание»

Слово состоит из 14 букв, начинается на согласную, заканчивается на гласную, первая буква — «с», вторая буква — «т», третья буква — «е», четвёртая буква — «р», пятая буква — «е», шестая буква — «о», седьмая буква — «з», восьмая буква — «в», девятая буква — «у», 10-я буква — «ч», 11-я буква — «а», 12-я буква — «н», 13-я буква — «и», последняя буква — «е».

ПРОВЕРЬ СВОИ НАУШНИКИ НА ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОСТЬ! ТЕСТ НАУШНИКОВ

★ ШУМ МОРЯ для ГЛУБОКОГО СНА без рекламы ▶ 8 часов ▶ ЗВУКИ МОРЯ

Как сделать стерео звучание на телефоне,если у тебя только один динамик?

7.1 Тест звука “Вертолет” [HD] – проверка качества наушников (скачать в описании)

Михаил Шуфутинский – 3 сентября (Remastered! Улучшенное стереозвучание, 720p)

. КАК СДЕЛАТЬ СТЕРЕОЗВУК НА REDMI NOTE 7 + MIUI 11?

Синонимы к слову «стереозвучание»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Слова

Фразы

Написание слова «стереозвучание» наоборот

Как это слово пишется в обратной последовательности.

Написание слова «стереозвучание» в транслите

Как это слово пишется в транслитерации.

в армянской 🇦🇲 ստերեոզվուչանիե

в грузинской 🇬🇪 სთერეოზვუჩანიე

в латинской 🇬🇧 stereozvuchaniye

Как это слово пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

Как это слово пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

c n t h t j p d e x f y b t

Написание слова «стереозвучание» шрифтом Брайля

Как это слово пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

Передача слова «стереозвучание» на азбуке Морзе

Как это слово передаётся на морзянке.

Произношение слова «стереозвучание» на дактильной азбуке

Как это слово произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача слова «стереозвучание» семафорной азбукой

Как это слово передаётся флажковой сигнализацией.

Морфемный разбор слова «стереозвучание»

Как это слово разбирается по составу.

Схожие по морфемному строению слова

Какие ещё слова имеют похожую морфемную структуру.

Остальные слова из 14 букв

Какие ещё слова состоят из такого же количества букв.

Комментарии

Что значит слово “стереозвучание”? Как это понять.

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Источник статьи: http://xn--80aukmf7a.xn--p1ai/%D1%81/%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Кто придумал стерео запись звука?

Эту статью я уже публиковал на другом ресурсе, но надеюсь и читателям Хабра также будет интересно.

Стерео звук полвека с момента изобретения никому не был нужен, а теперь мы даже не представляем моно музыку. Как же такое могло произойти?

В 1881 году в Париже проводилась электротехническая выставка. Организаторам нужна была сенсационная изюминка для посетителей. Инженер Клеман Адер предложил кабинки для прослушивания оперы, способные передать пространственную акустику настоящего театра. Для этого на сцене Парижской национальной оперы установил два микрофона и сигнал по проводам передал на территорию выставки. Для каждого посетителя было два наушника. Практически это был первый прообраз стереофонии.

Сенсация удалась и посетители были впечатлены. Вскоре во Франции и Англии начали предоставлять услугу прослушивания постановок через “Театрофон”. В аппарате стоял таймер, ограничивающий время прослушивания, в зависимости от номинала брошенной монеты.

Правда звук в “Театрофоне” уже был не стерео-тянуть две отдельные линии к каждому аппарату было очень дорого.

С развитием индустрии звукозаписи, начались эксперименты по записи стерео звука на грампластинки. Наибольших успехов в этом направлении удалось достигнуть талантливому британскому инженеру Алану Дауэр Блюмлейн (Alan Dower Blumlein).

За два года работы в звукозаписывающей компании The Gramophone Company, Алан полностью разработал заново и запатентовал все устройства для записи грампластинок, заметно улучшив качество записи и освободив компанию от патентных отчислений.

Алана не устраивает моно звучание и он ставит цель максимально точно записать объемный звук. Он математически рассчитал оптимальный тип микрофонов, необходимые характеристики и их взаимное расположение. Он первым предлагает преобразовать сдвиг фаз между каналами в разницу амплитуд для увеличения стереоэффекта.

Через 50 лет эти расчеты очень помогут создателям Dolby Surround.

Так же он нашел блестящее решение по записи стереозвука на грампластинки. Алан предложил записывать левый и правый канал на разные стенки звуковой канавки грампластинки по формуле +45/-45. Это стало всемирным стандартом стерео грамзаписи. Другие фирмы предлагали двухканавочную запись или записывать по формуле 0/90.

Разработанная технология стереозаписи опередила время. В 1933 году еще не было материала для долгоиграющих грампластинок.

Блюмлейн активно учувствует в создании британского телевизионного стандарта, за огромный вклад стандарту ТВ присваивают его имя. Работая над схемами электронных блоков, он старался везде вносить улучшения. За ним числятся оригинальные схемные решения катодного повторителя , отрицательной обратной связи, линии задержки, ультралинейного и дифференциального каскадов и т.д.

С началом Второй мировой войны переключается на создание радаров для ночных бомбардировщиков. Алан Блюмлейн погиб в авиакатастрофе во время испытания радара в 1942 году. Ему было всего 38 лет.

За короткую жизнь успел получить 128 патентов на изобретения, многими из которых мир пользуется до сих пор. Подробности его работы по военной тематике засекречены до сих пор.

В 2017 году Национальная академия искусства и науки звукозаписи США посмертно наградила Блюмлейна « Грэмми » как создателя стереофонической звукозаписи

Первая стерео грампластинка была изготовлена только в 1958 году на аппарате Westrex (США).

Тут интересный казус: в СССР выпуск стерео электрофонов начался раньше производства пластинок. Первый электрофон “Юбилейный -Стерео” поступил в продажу в 1957 году.

Электрофон имел оригинальный корпус в виде двух чемоданов: в одном сам проигрыватель, а второй чемодан разделяется пополам на две звуковые колонки.

Стерео усилитель электрофона, за счет выходного каскада на лампах 6П18П, выдавала мощность 2х12 Вт. Двухполосные акустические колонки, по 4 динамика каждая, имели полосу 70. 12000 Гц, что очень прилично для тех лет. К сожалению, вскоре схему упростили для снижения себестоимости.

1961 году начали выпускать первый советский стереофонический магнитофон модель «Яуза-10». Конструктивно магнитофон получился так же “двухчемоданный”

Интересное распределение акустики: в магнитофоне два динамика 1ГД-9-150, а на выносных колонках используются 5ГД-1-РРЗ. Практически формат 2.1. образца 61 года.)))

Первым кассетным стереомагнитофоном стала модель “Вильма-Стерео” 1972 года.

Даже сегодня, несмотря на обилие форматов звукозаписи, многие из нас продолжают слушать музыку в формате, придуманном Алан Блюмлейн 90 лет тому назад-стереофонии.

Источник статьи: http://habr.com/ru/post/551160/

Рецепт правильного и вкусного mp3, часть 1: Joint-Stereo, вред или польза?

Что мой маленький автолюбитель-меломан, сидишь слушаешь музыку в формате mp3? А я сейчас расскажу страшную сказку про этот формат, да и не только.
Сейчас бичом индустрии и форматов звука стал Joint-Stereo.
Вопрос. О чём вообще речь?
Ответ. Представь себе. Ты слушаешь за рулём свою любимую музыку, например ambient, chillout, rock, metal, trance, house, и она играет как-то не объёмно, словно стереофазу сдвинули до размеров баррелевой бочки в 200 литров. Объёмные электрогитары играют как будто из одного канала, синтезаторы, признаные делать объём тоже где-то теряются, вокал, который хотели сделать в студии позиционным или объёмным тоже замкнут, словно его задавили. Это и есть издержки Joint-Stereo.
Вопрос. Что это такое?
Ответ. Это алгоритм сжатия звука, когда кодек анализирует 2 канала стерео и складывает из них якобы одинаковые элементы в моно, если они присутствую в обоих каналах в один и тот же тот же момент времени, дабы сэкономить битрейт и направить его на другие цели, например, на высокие частоты.
Вопрос. Почему Joint-Stereo съедает объёмность звучания стереозвука и чем он отличается от привычного нам стерео?
Ответ. Дело в том, что музыка это настолько одновременно сложный и в то же время простой с точки зрения технической организации алгоритм работы звуковых волн, что сухими техническими методами очень сложно добиться здесь определённой оптимизации. Joint-Stereo не умеет анализировать точно то, что может слышать человек. И то, что по алгоритму режима является одинаковыми элементами обоих сигналах для человека может различаться и довольно ощутимо, особенно в случае прослушивания музыки в наушниках и в автомобиле, т.к. это является обусловлено закрытой средой распространения звука. При включении кодирования привычного нами стерео кодек работает так: он просто кодирует независимо оба канала, распределяя битрейт так, чтобы он оптимально использовался между стерео и сложностью самого сигнала в каждом из каналов.
Вопрос. Как добиться правильного стерео в mp3?
Ответ. Давай рассмотрим данный вопрос на примере приложения CDex для Windows. Это простой и довольно удобный инструмент конвертации звука в mp3 посредством кодека Lame. Дисклеймер: на момент написания статьи версия приложения была 1.80 релиз от 16 апреля 2016 года с кодеком Lame версии 3.99. Приложение можно загрузить отсюда.

Вопрос. Зачем mp3, когда есть FLAC, ведь он вообще делает точную копию исходника и там стерео никак не страдает?
Ответ. FLAC замечательный формат. Но его поддержка до сих пор не организована рядом устройств да и весит прилично, а mp3 воспроизводится на всём, начиная от некоторых детских игрушек и будильников, заканчивая серьёзными домашними проигрывателями и сложными аудиосистемами автомобилей.
Вопрос. Если Joint-Stereo настолько плох, тогда для чего он был придуман?
Ответ. Joint-Stereo был придуман не просто так и он не плох, просто его неправильно используют, не зная его назначения. На малых битрейтах от 160 до 224 кбит/с (про 128 кбит/с успешно забудем) мало ресурсов, чтобы обеспечить адекватное воспроизведение стерео и высоких частот без особо ощутимых потерь и артефактов. Для этой цели и был, придумал Joint-Stereo – для оптимизации использования ресурсов в пределах заданного низкоскоростного битрейта. На скоростях от 224 до 320 кбит/с использовать Joint-Stereo нецелесообразно, поскольку в пределах этих битрейтов кодеку хватает ресурсов, чтобы адекватно кодировать звук без ощутимых потерь стерео и частот.
Вопрос. Почему сейчас подавляющее большинство файлов mp3 – это именно Joint-Stereo, даже на высокоскоростных битрейтах?
Ответ. Кодек mp3 – вещь, имеющая кучу настроек и ими нужно правильно пользоваться. Люди в силу просто обычного незнания привыкли, что битрейты от 224 до 320 кбит/с это залог качества, но они не в курсе, что есть куча других параметров, определяющих качество файла mp3, полученного в результате. Просто отсутствие грамотного подхода, а также использование приложений, которые не способны предоставить расширенные настройки кроме выбора битрейта и частоты дискретизации, и есть причина того, что мы имеем кучу некачественных файлов mp3. Просто люди часто ставят этот режим чтобы было. А те кто пишет всякие конвертеры типа: “Нажми 1 кнопку, чтобы сделать всё!” — не задумываются о написании правильных предустановок (пресетов) в своём ПО.
Вопрос. А могу ли я перекодировать имеющиеся файлы Joint-Stereo в стерео?
Ответ. *с выражением лица умника, напяливаю очки и беру учебник по технологии продукции общественного питания и цитирую кусок*: Под действием тепловой энергии в продукте возникают такие сложные физико-химические процессы, как клейстеризация крахмала, денатурация белков, гидротермическая дезаг­регация биополимеров (коллаген мяса, рыбы, протопектин растительных продуктов), образование новых вкусовых и аро­матических веществ, изменение цвета продукта, разрушение витаминов и др. Данный процесс является необратимым…”. Из этого волшебства не будет, только потеряешь в качестве, что сделает ещё хуже. Т.е. если изначально звук был испорчен, как его потом не перекодируй — не получишь качество выше и лучше. Жареное яйцо не превратишь в сырое обратно.

На этом я заканчиваю своё повествование в первой части об формате mp3. Дальше мы рассмотрим режимы кодирования звука в формат mp3 по битрейту а также влияние этого фактора на конечный звук.

Источник статьи: http://www.drive2.ru/b/2990044/

Как слушать стерео: шесть полезных советов [перевод]

Чтобы получить «истинный» стереозвук, нужно немного постараться. Стерео бывает разным. Аудиозапись игры в пинг-понг или звук поезда, движущегося слева направо или справа налево — это теоретически тоже стерео. Для прослушивания стереозаписей можно использовать дешевые компьютерные колонки, но если вы хотите услышать настоящее стерео с эффектом погружения, глубокой, широкой сценой и точной передачей исходного местоположения инструментов, то вам понадобится не только хорошее оборудование, но и правильно организованная комната для прослушивания.

Большинство любителей музыки с этим согласны, но я заметил, что многие аудиофилы и даже эксперты часто нарушают базовые принципы, которые влияют на конечный результат. Мне кажется, рассказать еще раз об этих принципах лишним не будет. Большинство вещей, о которых пойдет речь ниже, вам уже должно быть знакомо. Однако я надеюсь, что статья все рано получится интересной. В конце материала я уделил внимание одному важному аспекту, о котором часто забывают. Итак, предлагаю вам несколько техник, улучшающих процесс прослушивания стерео.

1. Уберите все, что находится между вами и вашими колонками

Качество стереофонического эффекта зависит от разных мелких нюансов. Многое зависит от того, как именно звуки доходят до уха. Звуки, доносящиеся до нас самыми последними — это то, что мы слышим в данный момент. Эти звуки играют важную для нас роль, но когда речь идет о стерео, срабатывает «эффект предшествования». Под этим психоакустическим термином подразумевается особенность нашего мозга не придавать значения «последним» звукам. [От переводчика: эффект предшествования или эффект Хааса — это свойство слуховой системы человека, при котором он слышит только одиночный звук, который быстрее достиг уха. Этот эффект проявляется при излучении двух похожих звуков из разных направлений в быстрой последовательности].

Между вами и колонкой ничего быть не должно. Все лишнее с пола и потолка следует убрать. Можно оставить ковер на полу, что поможет минимизировать ВЧ-отражения. Если у вас низкий потолок, то было бы неплохо, если бы он был мягким. По крайней мере, он должен быть ровным. Суть в том, что все объекты (компоненты системы, мебель и т.д.) мешают равномерному распространению звука. Если между колонкой и слушателем что-то находится, то теряется стереофонический эффект.

Несколько лет назад Демиан Мартин (Demian Martin) продемонстрировал мне, как это работает. Мы устроили слепой тест. Я с закрытыми глазами сидел в кресле для прослушивания и пытался уловить разницу в звучании. Без сомнений, разница была: в один момент стерео «рассыпалось» на части, звук стал расфокусированным, а чувство пространства ухудшилось. Оказалось, что Демиан молча положил на пол конверт от пластинки. Он положил его между колонками. Казалось бы, такое небольшое физическое изменение, но оно очень негативно повлияло на стереоэффект.

Представляете, как тогда влияет на звук журнальный столик между вами и колонками? А ведь это не редкость. Разумеется, столик перед вами позволяет удобно разложить пульт, диски и поставить напитки. Однако делать так не стоит. Если вы все-таки нарушаете это правило, то имейте в виду, что стерео способно на большее.

Мне вспоминается Кевин Воекс (Kevin Voecks), который как-то рассказал об одном аудиофиле, покрывшим пол дорогими акустическими рассеивателями. Не каждый бы пошел на такое. Но в чем смысл? Воекс тогда сказал, что «речи об образности звука уже, конечно, не было».

2. Уберите все лишнее рядом с вами

Рядом с вашими ушами также не должно быть никаких посторонних объектов. Например, вам не нужно кресло с высокой, огибающей голову спинкой. Лучше всего сидеть на специальном стуле или на кресле с низкой спинкой. Если ваша спина не выдержит такого испытания, то хотя бы выберите кресло, спинка которого не доходит до головы, и убедитесь, что обивка кресла мягкая.

Диваны и кресла из плотной кожи не подходят, так как они отражают высокие частоты. Если у вас такое кресло, то накройте его пледом. Лучше всего использовать стул или кресло с низкой спинкой. Попробуйте сами — и вы поймете, насколько лучше зазвучала ваша система.

3. Соблюдайте симметрию

Стереоэффект базируется на симметрии между двумя каналами. Раньше, когда мы не понимали принцип работы стерео и не придавали должного значения интерауральным различиям, многие пытались отрегулировать разницу звучания каналов с помощью настройки баланса и эквалайзера. Результат получался очень печальным, так как эквалайзер и баланс не помогут решить проблему с интерауральными временными различиями.

Процессорная обработка может помочь, но лучше соблюдать симметрию насколько это возможно. Как правило, DSP-коррекция лучше всего проявляет себя, когда в АЧХ нет резких подъемов и спадов.

Стоит учитывать и ваше положение в пространстве. Слушатель должен сидеть так, чтобы его уши были равноудалены от колонок. Большинство аудиофилов стараются не забывать об этом, но все равно нужно относиться к процессу щепетильнее.

Обратимся к цифрам. Наши уши способны улавливать различия вплоть до одной стотысячной секунды. Давайте нарочно занизим этот показатель до одной пятидесятитысячной. Важно то, как далеко звук успеет уйти за такой промежуток времени. Подсчитаем. За одну миллисекунду звук уйдет примерно на 30,5 см. За одну пятидесятитысячную секунды он убежит приблизительно на 0,6 см. Таким образом, чтобы получить от стереосистемы максимум, вам нужно точно замерить расстояние до каждой из колонок. Нужно постараться выставить их строго на одной линии. Здесь вам поможет измерительная рулетка.

4. Сядьте поближе к колонкам

Как бы мы ни старались, так называемые «ранние отражения» всегда будут присутствовать в музыке. Можно попытаться минимизировать их и сделать симметричными, но полностью от них не избавиться. Чтобы снизить воздействие ранних отражений, нужно добавить к ним максимум прямого сигнала. Именно поэтому нужно сидеть ближе к колонкам. Разумеется, слишком близко сидеть не получится и так делать не нужно. Кстати, чем ближе вы к акустике, тем выше вероятность расслышать нежелательные микровибрации. В любом случае добиться более качественного стереоэффекта можно, расположившись ближе к колонкам (в разумных пределах). Многие аудиофилы сидят слишком далеко от источников звука, слушая «комнату», а не прямой сигнал. Если сесть поближе, то можно изменить отношение прямой сигнал/отражения.

Также есть смысл сидеть подальше от стены за вами, и акустику тоже нужно ставить подальше от стены (если это, конечно, не встройка или специализированные колонки для установки рядом со стеной). Стоит отметить, что отражения от боковых стен не так страшны, но от них тоже нужно стараться избавиться.

5. Помещение должно быть «мягким»

Большинство музыкальных записей делаются с расчетом на появление отражений во время прослушивания. Аудиозаписи, созданные с расчетом на безэховые условия, встречаются редко. Как бы там ни было, добиться дома идеальных условий практически невозможно.

С моей точки зрения, лучше всего слушать стерео в комнате, где есть зона без отражений. В таком помещении слушатель получает прямой звуковой сигнал, а ранние отражения поглощаются или рассеиваются до незначительной степени. То есть отражения доходят до ушей, но гораздо позже прямого звука.

Создать зону без отражений весьма сложно, но частично добиться такого эффекта можно, если сделать стены мягкими. Поглощение высоких частот важно само по себе, а также это улучшает восприятие стереозаписей. В комнате с мягкими поглощающими панелями звук становится «приятнее», а передача стерео — правильнее.

Хуже всего слушать музыку в комнате со стеклянными стенами. Если у вас панорамные окна, то хорошо бы закрывать их плотными занавесками. Когда-то давно Питер Лингдорф (Peter Lyngdorf) притащил в мою квартиру в Копенгагене систему с коррекцией звучания. Квартира была замечательной — в ней была большая длинная стена из стекла и стали. Питер сказал мне, что слушать музыку в таком пространстве невозможно, но занавески могут помочь.

6. Расслабьтесь, сидите спокойно и закройте глаза

Симметрия предполагает прослушивание без лишних движений. Как только вы начнете двигаться вперед или назад, вы нарушите всю симметрию. Однако сидеть спокойно нужно не только по этой причине. Чтобы понять, о чем я, давайте уделим внимание нашему восприятию в целом. Тема сложна, поэтому я затрону ее лишь в общих чертах.

Восприятие окружающего мира подразумевает множество процессов, контролируемых мозгом. Все, что мы видим и слышим, это не просто свет в глазах и звуки в ушах: грубо говоря, восприятие складывается из множества составляющих, и если одна из них отсутствует, наш мозг сам находит ей замену.

Наверное, это все кажется вам пустой болтовней, но есть простой эксперимент, который доходчиво объяснит вам, как работает восприятие. Посмотрите на картину или фотографию с большим количеством трехмерных объектов или с перспективой. Затем закройте один глаз, а вторым посмотрите на изображение через какую-нибудь трубу, которая полностью закрывает все фоновые объекты за исключением самой картинки. Вы почувствуете, насколько усилился 3D-эффект. Если раньше вы не пробовали так делать, то вы не поверите своим глазам (точнее, глазу).

Почему это происходит? Суть в том, что мозг воспринимал картинку двумя глазами, а также анализировал фоновую визуальную информацию: какие-то составляющие подсказали мозгу, что на картине или фото изображены трехмерные объекты, а другие — что изображение двухмерно. Бинокулярное зрение позволило мозгу понять, что картинка плоская. Другими словами, наше зрение и мозг восприняли все правильно, поняв, что сама картинка двухмерна, но на ней изображены трехмерные объекты.

Когда вы смотрели на картинку одним глазом без какого-либо видимого фона, то подсказок для мозга не было — он воспринял изображение как трехмерное. Мы заставили наш мозг изменить восприятие.

Вернемся в мир звука. Наш мозг воспринимает расположение предметов в комнате и ее форму за счет небольших движений головой и мгновенного анализа изменений в звуке. Так мы можем понять, что находится впереди нас, а что — позади. Движения головы позволяют нам, кстати, определить расположение колонок в помещении, а также уловить акустические свойства комнаты.

По моему личному опыту (хотя, возможно, этому есть и документальное подтверждение), если сидеть спокойно и не шевелить головой во время музыкального сеанса, то мозг перестает пользоваться подсказками. Однако для восприятия ему нужны другие подсказки, и он начинает использовать те, что дают ему стереосигналы. Как мне кажется, эффект довольно ощутим. Слушатель будто бы погружается в стереофоническое пространство. Не могу ничего гарантировать, но вам тоже стоит попробовать этот метод. Если почувствуете разницу, то привыкните сидеть спокойно. Такое состояние подобно медитации, что хорошо подходит для прослушивания музыки. Как по мне, то стереоэффект становится более убедительным.

Наконец, о глазах: если закрыть глаза, когда слушаешь музыку, то исчезнут подсказки, указывающие на то, что ты не в концертном зале, а у себя дома. Не буду развивать эту тему. Полагаю, что многие пробовали так делать. Тем, кто не пробовал сидеть спокойно, настоятельно рекомендую устроить такой эксперимент.

Подведем итог

Глаза следует закрыть, тело расслабить, головой не вертеть. Сидеть нужно на стуле или на кресле с низкой спинкой, комната должна быть мягкой. Колонки должны стоять симметрично и не слишком близко к стене. Кресло для прослушивания также стоит расположить подальше от задней стены. Никаких объектов между вами и акустикой!

Если вы не соблюдаете хоть одно из эти правил, то вы еще не знаете, насколько хорошо работает стерео. Если же сделать все правильно, стереозвук можно будет сравнить с миражом. Приятного прослушивания!

(Фото никак не относятся к советам автора и поставлены только для оформления статьи)

Источник статьи: http://stereo.ru/p/9vkso-kak-slushat-stereo-shest-poleznyh-sovetov-perevod

Теория звука. Что нужно знать о звуке, чтобы с ним работать. Опыт Яндекс.Музыки

Звук, как и цвет, люди воспринимают по-разному. Например, то, что кажется слишком громким или некачественным одним, может быть нормальным для других.

Для работы над Яндекс.Музыкой нам всегда важно помнить о разных тонкостях, которые таит в себе звук. Что такое громкость, как она меняется и от чего зависит? Как работают звуковые фильтры? Какие бывают шумы? Как меняется звук? Как люди его воспринимают.

Мы довольно много узнали обо всём этом, работая над нашим проектом, и сегодня я попробую описать на пальцах некоторые основные понятия, которые требуется знать, если вы имеете дело с цифровой обработкой звука. В этой статье нет серьёзной математики вроде быстрых преобразований Фурье и прочего — эти формулы несложно найти в сети. Я опишу суть и смысл вещей, с которыми придётся столкнуться.

Поводом для этого поста можете считать то, что мы добавили в приложения Яндекс.Музыки возможность слушать треки в высоком качестве (320kbps). А можете не считать. Итак.

Оцифровка, или Туда и обратно

Прежде всего разберёмся с тем, что такое цифровой сигнал, как он получается из аналогового и откуда собственно берётся аналоговый сигнал. Последний максимально просто можно определить как колебания напряжения, возникающие из-за колебаний мембраны в микрофоне.


Рис. 1. Осциллограмма звука

Это осциллограмма звука — так выглядит аудио сигнал. Думаю, каждый хоть раз в жизни видел подобные картинки. Для того чтобы понять, как устроен процесс преобразования аналогового сигнала в цифровой, нужно нарисовать осциллограмму звука на миллиметровой бумаге. Для каждой вертикальной линии найдем точку пересечения с осциллограммой и ближайшее целое значение по вертикальной шкале — набор таких значений и будет простейшей записью цифрового сигнала.


Рис. 2. Интерактивный пример сложения волн и оцифровки сигнала.
Источник: www.desmos.com/calculator/aojmanpjrl

Воспользуемся этим интерактивным примером, чтобы разобраться в том, как накладываются друг на друга волны разной частоты и как происходит оцифровка. В левом меню можно включать/выключать отображение графиков, настраивать параметры входных данных и параметры дискретизации, а можно просто двигать контрольные точки.

На аппаратном уровне это, разумеется, выглядит значительно сложнее, и в зависимости от аппаратуры сигнал может кодироваться совершенно разными способами. Самым распространённым из них является импульсно-кодовая модуляция, при которой записывается не конкретное значение уровня сигнала в каждый момент времени, а разница между текущим и предыдущим значением. Это позволяет снизить количество бит на каждый отсчёт примерно на 25%. Этот способ кодирования применяется в наиболее распространённых аудио-форматах (WAV, MP3, WMA, OGG, FLAC, APE), которые используют контейнер PCM WAV.

В реальности для создания стерео-эффекта при записи аудио чаще всего записывается не один, а сразу несколько каналов. В зависимости от используемого формата хранения они могут храниться независимо. Также уровни сигнала могут записываться как разница между уровнем основного канала и уровнем текущего.

Обратное преобразование из цифрового сигнала в аналоговый производится с помощью цифро-аналоговых преобразователей, которые могут иметь различное устройство и принципы работы. Я опущу описание этих принципов в данной статье.

Дискретизация

Как известно, цифровой сигнал — это набор значений уровня сигнала, записанный через заданные промежутки времени. Процесс преобразования непрерывного аналогового сигнала в цифровой сигнал называется дискретизацией (по времени и по уровню). Есть две основные характеристики цифрового сигнала — частота дискретизации и глубина дискретизации по уровню.


Рис. 3. Дискретизация сигнала.
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Sampling_(signal_processing)

Частота дискретизации указывает на то, с какими интервалами по времени идут данные об уровне сигнала. Существует теорема Котельникова (в западной литературе её упоминают как теорему Найквиста — Шеннона, хотя встречается и название Котельникова — Шеннона), которая утверждает: для возможности точного восстановления аналогового сигнала из дискретного требуется, чтобы частота дискретизации была минимум в два раза выше, чем максимальная частота в аналоговом сигнале. Если брать примерный диапазон воспринимаемых человеком частот звука 20 Гц — 20 кГц, то оптимальная частота дискретизации (частота Найквиста) должна быть в районе 40 кГц. У стандартных аудио-CD она составляет 44.1 кГц


Рис. 4. Квантование сигнала.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Квантование_(обработка сигналов)

Глубина дискретизации по уровню описывает разрядность числа, которым описывается уровень сигнала. Эта характеристика накладывает ограничение на точность записи уровня сигнала и на его минимальное значение. Стоит специально отметить, что данная характеристика не имеет отношения к громкости — она отражает точность записи сигнала. Стандартная глубина дискретизации на audio-CD — 16 бит. При этом, если не использовать специальную студийную аппаратуру, разницу в звучании большинство перестаёт замечать уже в районе 10-12 бит. Однако большая глубина дискретизации позволяет избежать появления шумов при дальнейшей обработке звука.

В цифровом звуке можно выделить три основных источника шумов.

Джиттер

Это случайные отклонения сигнала, как правило, возникающие из-за нестабильности частоты задающего генератора или различной скорости распространения разных частотных составляющих одного сигнала. Данная проблема возникает на стадии оцифровки. Если описывать «на пальцах» «на миллиметровке», это происходит из-за немного разного расстояния между вертикальными линиями.

Шум дробления

Он напрямую связан с глубиной дискретизации. Так как при оцифровке сигнала его реальные значения округляются с определённой точностью, возникают слабые шумы, связанные с её потерей. Эти шумы могут появляться не только на стадии оцифровки, но и в процессе цифровой обработки (например, если сначала уровень сигнала сильно понижается, а затем — снова повышается).

Алиасинг

При оцифровке возможна ситуация, при которой в цифровом сигнале могут появиться частотные составляющие, которых не было в оригинальном сигнале. Данная ошибка получила название Aliasing. Этот эффект напрямую связан с частотой дискретизации, а точнее — с частотой Найквиста. Проще всего понять, как это происходит, рассмотрев вот эту картинку:


Рис. 5. Алиас. Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Алиасинг

Зелёным показана частотная составляющая, частота которой выше частоты Найквиста. При оцифровке такой частотной составляющей не удаётся записать достаточно данных для её корректного описания. В результате при воспроизведении получается совершенно другой сигнал — жёлтая кривая.

Уровень сигнала

Для начала стоит сразу понять, что когда речь идёт о цифровом сигнале, то можно говорить только об относительном уровне сигнала. Абсолютный зависит в первую очередь от воспроизводящей аппаратуры и прямо пропорционален относительному. При расчётах относительных уровней сигнала принято использовать децибелы. При этом за точку отсчёта берётся сигнал с максимально возможной амплитудой при заданной глубине дискретизации. Этот уровень указывается как 0 dBFS (dB — децибел, FS = Full Scale — полная шкала). Более низкие уровни сигнала указываются как -1 dBFS, -2 dBFS и т.д. Вполне очевидно, что более высоких уровней просто не бывает (мы изначально берём максимально возможный уровень).

Поначалу бывает тяжело разобраться с тем, как соотносятся децибелы и реальный уровень сигнала. На самом деле всё просто. Каждые

6.02 dB) указывают на изменение уровня сигнала в два раза. То есть, когда мы говорим о сигнале с уровнем -12 dBFS, понимаем, что это сигнал, уровень которого в четыре раза меньше максимального, а -18 dBFS — в восемь, и так далее. Если посмотреть на определение децибела, в нём указывается значение — тогда откуда берётся 20? Всё дело в том, что децибел — это логарифм отношения двух одноимённых энергетических величин, умноженный на 10. Амплитуда же не является энергетической величиной, следовательно её нужно перевести в подходящую величину. Мощность, которую переносят волны с разными амплитудами, пропорциональна квадрату амплитуды. Следовательно для амплитуды (если все прочие условия, кроме амплитуды принять неизменными) формулу можно записать как %2020%20log(a%2Fa_0)” alt=”10log(a^2/a0^2) => 20log(a/a0)”/>

N.B. Стоит упомянуть, что логарифм в данном случае берётся десятичный, в то время как большинство библиотек под функцией с названием log подразумевает натуральный логарифм.

При различной глубине дискретизации уровень сигнала по этой шкале изменяться не будет. Сигнал с уровнем -6 dBFS останется сигналом с уровнем -6 dBFS. Но всё же одна характеристика изменится — динамический диапазон. Динамический диапазон сигнала — это разница между его минимальным и максимальным значением. Он рассчитывается по формуле , где n — глубина дискретизации (для грубых оценок можно пользоваться более простой формулой: n * 6). Для 16 бит это

144.49 dB. Это означает, что самый большой перепад уровня, который можно описать с 24-битной глубиной дискретизации (144.49 dB), на 48.16 dB больше, чем самый большой перепад уровня с 16-битной глубиной (96.33 dB). Плюс к тому — шум дробления при 24 битах на 48 dB тише.

Восприятие

Когда мы говорим о восприятии звука человеком, следует сначала разобраться, каким образом люди воспринимают звук. Очевидно, что мы слышим с помощью ушей. Звуковые волны взаимодействуют с барабанной перепонкой, смещая её. Вибрации передаются во внутреннее ухо, где их улавливают рецепторы. То, насколько смещается барабанная перепонка, зависит от такой характеристики, как звуковое давление. При этом воспринимаемая громкость зависит от звукового давления не напрямую, а логарифмически. Поэтому при изменении громкости принято использовать относительную шкалу SPL (уровень звукового давления), значения которой указываются всё в тех же децибелах. Стоит также заметить, что воспринимаемая громкость звука зависит не только от уровня звукового давления, но ещё и от частоты звука:


Рис. 6. Зависимость воспринимаемой громкости от частоты и амплитуды звука.
Источник: ru.wikipedia.org/wiki/Громкость_звука

Громкость

Простейшим примером обработки звука является изменение его громкости. При этом происходит просто умножение уровня сигнала на некоторое фиксированное значение. Однако даже в таком простом деле, как регулировка громкости, есть один подводный камень. Как я уже отметил ранее, воспринимаемая громкость зависит от логарифма звукового давления, а это значит, что использование линейной шкалы громкости оказывается не очень эффективным. При линейной шкале громкости возникает сразу две проблемы — для ощутимого изменения громкости, когда ползунок находится выше середины шкалы приходится достаточно далеко его сдвигать, при этом ближе к самому низу шкалы сдвиг меньше, чем на толщину волоса, может изменить громкость в два раза (думаю, с этим каждый сталкивался). Для решения данной проблемы используется логарифмическая шкала громкости. При этом на всей её длине передвижение ползунка на фиксированное расстояние меняет громкость в одинаковое количество раз. В профессиональной записывающей и обрабатывающей аппаратуре, как правило, используется именно логарифмическая шкала громкости.

Математика

Тут я, пожалуй, немного вернусь к математике, потому что реализация логарифмической шкалы оказывается не такой простой и очевидной вещью для многих, а найти в интернете данную формулу не так просто, как хотелось бы. Заодно покажу, как просто переводить значения громкости в dBFS и обратно. Для дальнейших объяснений это будет полезным.

Цифровая обработка

Теперь вернёмся к тому, что мы имеем цифровой, а не аналоговый сигнал. У цифрового сигнала есть две особенности, которые стоит учитывать при работе с громкостью:

  • точность, с которой указывается уровень сигнала, ограничена (причём достаточно сильно. 16 бит — это в 2 раза меньше, чем используется для стандартного числа с плавающей точкой);
  • у сигнала есть верхняя граница уровня, за которую он не может выйти.

Из того, что уровень сигнала имеет ограничение точности, следует две вещи:

  • уровень шумов дробления возрастает при увеличении громкости. Для малых изменений обычно это не очень критично, так как изначальный уровень шума значительно тише ощутимого, и его можно безопасно поднимать в 4-8 раз (например, применять эквалайзер с ограничением шкалы в ±12dB);
  • не стоит сначала сильно понижать уровень сигнала, а затем сильно его повышать — при этом могут появиться новые шумы дробления, которых изначально не было.

Из того, что сигнал имеет верхнее ограничение уровня, следует, что нельзя безопасно увеличивать громкость выше единицы. При этом пики, которые окажутся выше границы, будут «срезаны» и произойдёт потеря данных.


Рис. 7. Клиппинг.
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Clipping_(audio)

На практике всё это означает, что стандартные для Audio-CD параметры дискретизации (16 бит, 44,1 кГц) не позволяют производить качественную обработку звука, потому что имеют очень малую избыточность. Для этих целей лучше использовать более избыточные форматы. Однако стоит учитывать, что общий размер файла пропорционален параметрам дискретизации, поэтому выдача таких файлов для он-лайн воспроизведения — не лучшая идея.

Измерение громкости

Для того чтобы сравнивать громкость двух разных сигналов, её для начала нужно как-то измерить. Существует по меньшей мере три метрики для измерения громкости сигналов — максимальное пиковое значение, усреднённое значение уровня сигнала и метрика ReplayGain.

Максимальное пиковое значение достаточно слабая метрика для оценки громкости. Она никак не учитывает общий уровень громкости — например, если записать грозу, то большую часть времени на записи будет тихо шелестеть дождь и лишь пару раз прогремит гром. Максимальное пиковое значение уровня сигнала у такой записи будет довольно высоким, но большая часть записи будет иметь весьма низкий уровень сигнала. Однако эта метрика всё равно является полезной — она позволяет вычислить максимальное усиление, которое можно применить к записи, при котором не будет потерь данных из-за «обрезания» пиков.

Усреднённое значение уровня сигнала — более полезная метрика и легко вычислимая, но всё же имеет существенные недостатки, связанные с тем, как мы воспринимаем звук. Визг циркулярной пилы и рокот водопада, записанные с одинаковым средним уровнем сигнала, будут восприниматься совершенно по-разному.

ReplayGain наиболее точно передает воспринимаемый уровень громкости записи и учитывает физиологические и психические особенности восприятия звука. Для промышленного выпуска записей многие звукозаписывающие студии используют именно её, также она поддерживается большинством популярных медиа-плееров. (Русская статья на WIKI содержит много неточностей и фактически не корректно описывает саму суть технологии)

Нормализация громкости

Если мы можем измерять громкость различных записей, мы можем её нормализовать. Идея нормализации состоит в том, чтобы привести разные звуки к одинаковому уровню воспринимаемой громкости. Для этого используется несколько различных подходов. Как правило, громкость стараются максимизировать, но это не всегда возможно из-за ограничений максимального уровня сигнала. Поэтому обычно берётся некоторое значение немного меньше максимума (например -14 dBFS), к которому пытаются привести все сигналы.

Иногда нормализацию громкости производят в рамках одной записи — при этом различные части записи усиливают на разные величины, чтобы их воспринимаемая громкость была одинаковой. Такой подход очень часто применяется в компьютерных видео-плеерах — звуковая дорожка многих фильмов может содержать участки с очень сильно отличающейся громкостью. В такой ситуации возникают проблемы при просмотре фильмов без наушников в позднее время — при громкости, на которой нормально слышен шёпот главных героев, выстрелы способны перебудить соседей. А на громкости, при которой выстрелы не бьют по ушам, шёпот становится вообще неразличим. При внутри-трековой нормализации громкости плеер автоматически увеличивает громкость на тихих участках и понижает на громких. Однако этот подход создаёт ощутимые артефакты воспроизведения при резких переходах между тихим и громким звуком, а также порой завышает громкость некоторых звуков, которые по задумке должны быть фоновыми и еле различимыми.

Также внутреннюю нормализацию порой производят, чтобы повысить общую громкость треков. Это называется нормализацией с компрессией. При этом подходе среднее значение уровня сигнала максимизируется за счёт усиления всего сигнала на заданную величину. Те участки, которые должны были быть подвергнуты «обрезанию», из-за превышения максимального уровня усиливаются на меньшую величину, позволяя избежать этого. Этот способ увеличения громкости значительно снижает качество звучания трека, но, тем не менее, многие звукозаписывающие студии не брезгуют его применять.

Фильтрация

Я не стану описывать совсем все аудио-фильтры, ограничусь только стандартными, которые присутствуют в Web Audio API. Самым простым и распространённым из них является биквадратный фильтр (BiquadFilterNode) — это активный фильтр второго порядка с бесконечной импульсной характеристикой, который может воспроизводить достаточно большое количество эффектов. Принцип работы этого фильтра основан на использовании двух буферов, каждый с двумя отсчётами. Один буфер содержит два последних отсчёта во входном сигнале, другой — два последних отсчёта в выходном сигнале. Результирующее значение получается с помощью суммирования пяти значений: текущего отсчёта и отсчётов из обоих буферов перемноженных на заранее вычисленные коэффициенты. Коэффициенты данного фильтра задаются не напрямую, а вычисляются из параметров частоты, добротности (Q) и усиления.

Все графики ниже отображают диапазон частот от 20 Гц до 20000 Гц. Горизонтальная ось отображает частоту, по ней применяется логарифмический масштаб, вертикальная — магнитуду (жёлтый график) от 0 до 2, или фазовый сдвиг (зелёный график) от -Pi до Pi. Частота всех фильтров (632 Гц) отмечена красной чертой на графике.

Lowpass


Рис. 8. Фильтр lowpass.

Пропускает только частоты ниже заданной частоты. Фильтр задаётся частотой и добротностью.

Highpass


Рис. 9. Фильтр highpass.

Действует аналогично lowpass, за исключением того, что он пропускает частоты выше заданной, а не ниже.

Bandpass


Рис. 10. Фильтр bandpass.

Этот фильтр более избирателен — он пропускает только определённую полосу частот.

Notch


Рис. 11. Фильтр notch.

Является противоположностью bandpass — пропускает все частоты вне заданной полосы. Стоит, однако, отметить разность в графиках затухания воздействия и в фазовых характеристиках данных фильтров.

Lowshelf


Рис. 12. Фильтр lowshelf.

Является более «умной» версией highpass — усиливает или ослабляет частоты ниже заданной, частоты выше пропускает без изменений. Фильтр задаётся частотой и усилением.

Highshelf


Рис. 13. Фильтр highshelf.

Более умная версия lowpass — усиливает или ослабляет частоты выше заданной, частоты ниже пропускает без изменений.

Peaking


Рис. 14. Фильтр peaking.

Это уже более «умная» версия notch — он усиливает или ослабляет частоты в заданном диапазоне и пропускает остальные частоты без изменений. Фильтр задаётся частотой, усилением и добротностью.

Фильтр allpass


Рис. 15. Фильтр allpass.

Allpass отличается ото всех остальных — он не меняет амплитудные характеристики сигнала, вместо чего делает фазовый сдвиг заданных частот. Фильтр задаётся частотой и добротностью.

Фильтр WaveShaperNode

Вейвшейпер (en) применяется для формирования сложных эффектов звуковых искажений, в частности с помощью него можно реализовать эффекты «дисторшна», «овердрайва» и «фузза». Данный фильтр применяет к входному сигналу специальную формирующую функцию. Принципы построения подобных функций довольно сложные и тянут на отдельную статью, поэтому я опущу их описание.

Фильтр ConvolverNode

Фильтр, производящий линейную свёртку входного сигнала с аудио-буфером, задающим некую импульсную характеристику. Импульсная характеристика — это ответ некой системы на единичный импульс. Простым языком это можно назвать «фотографией» звука. Если реальная фотография содержит информацию о световых волнах, о том, насколько они отражаются, поглощаются и взаимодействуют, то импульсная характеристика содержит аналогичную информацию о звуковых волнах. Свёртка аудио-потока с подобной «фотографией» как бы накладывает эффекты окружения, в котором была сняла импульсная характеристика на входной сигнал.

Для работы данного фильтра требуется разложение сигнала на частотные составляющие. Это разложение производится с помощью быстрого преобразования Фурье (к сожалению, в русскоязычной Википедии совершенно несодержательная статья, написанная, судя по всему, для людей, которые и так знают, что такое БПФ и сами могут написать такую же несодержательную статью). Как я уже говорил во вступлении, не стану приводить в данной статье математику БПФ, однако не упомянуть краеугольный алгоритм для цифровой обработки сигналов было бы неправильно.

Данный фильтр реализует эффект реверберации. Существует множество библиотек готовых аудио-буферов для данного фильтра, которые реализуют различные эффекты (1, 2), подобные библиотеки хорошо находятся по запросу [impulse response mp3].

Материалы

Большое спасибо моим коллегам, которые помогали собирать материалы для этой статьи и давали полезные советы.

Отдельное спасибо Тарасу Audiophile Ковриженко за описание алгоритмов нормализации и максимизации громкости и Сергею forgotten Константинову за большое количество пояснений и советов по данной статье.

UPD. Поправил раздел про фильтрацию и добавил ссылки по разным типам фильтров. Спасибо Денису deniskreshikhin Крешихину и Никите merlin-vrn Киприянову за то, что обратили внимание.

Источник статьи: http://habr.com/ru/company/yandex/blog/270765/

Понравилась статья? Поделить с друзьями: