Стелющийся туман как пишется правильно и почему

“СтелЯщийся” или “стелЮщийся” – как правильно пишется?

Характеристики причастия

В средней школе получают первые знания о причастии. Самостоятельная часть речи объединяет в себе характеристики глагола и прилагательного. Слова отвечают одновременно на несколько вопросов: какой? какая? какое? что делающий? что сделавший?

Причастие образовано от глагола, а значит, имеет некоторые его постоянные признаки. К ним относится падеж, число и род. Кроме этого, часть речи обозначает признак предмета, определяющийся вследствие какого-то действия.

Чтобы определить вид, необходимо задать вопрос. Значит, причастие имеет такой же вид, как и глагол, от которого оно образовано. Например, от слова «стлаться» — причастие стелющийся, стараться — старающийся, силиться — силящийся, временить — временящий. Есть правила, позволяющие понять, почему слово является именно этой частью речи. Следует обратить внимание на то, что отсутствует проверочное слово, но есть определённые правила, которое нужно запомнить.

Причастие отличается постоянным признаком — имеет время, но только прошедшее и настоящее (говорящий, говоривший). Будущего времени не имеет. Берут от возвратных глаголов суффиксы и добавляется -ся (стлать — стлаться).

Согласование с существительным происходит так же, как и у прилагательных, значит, причастие имеет такой же род, число и падеж. Их относят к непостоянным признакам (танцующий мальчик — танцующему мальчику). Некоторые слова могут образовывать краткую форму (сделанный — сделан).

Чтобы понять, как пишется слово «стелющийся», нужно запомнить, что в предложении причастие выполняет две синтаксические функции: является определением («Нарисованную Лео картину быстро продали на аукционе»), входит в состав именного сказуемого («Роза сорвана девочкой сегодня»). Рядом с причастием могут находиться зависимые слова. Тогда в предложении есть причастный оборот, который является определением. То есть, на письме выделяются все слова, которые входят в этот оборот.

Следует рассмотреть разбор слова «стелющийся» по составу. В нём есть такие морфемы: окончание — и, основа — стелющ, корень — стел, два суффикса — ющ и —ся. Так происходит образование других причастий от глаголов. Например, посеять — посеявший, рубить — рубящий, дремать — дремлющий, беспокоиться — беспокоящийся.

Правила спряжения

Чтобы понять, как правильно «стелющийся или стелящийся», нужно определить спряжение глагола, так как от него происходит образование причастия. В настоящем времени в изъявительном наклонении рассматривают глагол с личным окончанием «стелю». Чтобы понять принцип написания, нужно запомнить правила употребления в зависимости от склонения.

В прошедшем и настоящем времени первое склонение единственное и множественное число употребляют «я стелю и стелил, мы стелим и стелили». Во втором лице «ты стелешь, стелил, вы стелете, стелили». Для третьего лица правильно будет сказать «он стелет / стелется, они стелили».

В повелительном наклонении говорят «ты стели, вы стелите». От глагола образовывают и деепричастие. В настоящем времени правильно будет сказать: «Стеля линолеум, мы научились работать вместе». В прошедшем говорят «стелив, стеливши».

Употребление окончаний

В зависимости от значения в предложении употребляется образованное от глагола слово. Это будет прилагательное, если начальное слово было «стлаться». Его характеристики: мужской род, единственное число, винительный падеж, несовершенный вид, действительный залог.

Важное правило — употребление гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени (-ущ, -ющ, -ащ, -ящ). Буква -у (-ю) пишется, если причастие образовано от глагола I спряжения (тянущий — тянуть), -а (-я) пишется, если образование происходило от II спряжения (любящий — любить).

Глагол «стелить» — это слово-исключение первого спряжения. Образованные от него однокоренные слова имеют окончание -ют (жители что делают? стелют) — глагол настоящего времени, указывающий на множественное число.

Если личное окончание находится в безударной позиции, необходимо следовать простому алгоритму:

  • поставить слово в начальную форму;
  • определить спряжение;
  • выбрать окончание.

В словосочетании глагола в начальной форме «стелить». Несмотря на то что слово заканчивается на -ить, то есть имеет в составе словообразовательный суффикс -и, оно относится к первому спряжению. Изменяется по лицам и числам. Если поставить глагол в форму третьего лица множественного числа, то получим окончание -ют.

Нужно запомнить это правило, чтобы правильно писать образованное причастие «стелющий», проверить употребление буквы -ю невозможно. Нельзя поставить -я, так как это будет неграмотно. Из таблицы можно понять, как пишется «стелющийся туман». Для этого словосочетание необходимо просклонять по падежам.

  1. Им. стелющийся туман
  2. Род. —егося тумана
  3. Дат. —емуся туману
  4. Вин. —ийся туман
  5. Тв. —имся туманом
  6. Предл. о —емся тумане

Правила придерживаются при использовании причастия в предложении. «Стелющийся в воздухе туман закрывает облака».

Морфологический разбор

Сделать анализ слова, как части речи, значит, произвести морфологический разбор. Первые сведения учитель даёт уже в начальной школе, где изучают имя существительное, прилагательное и глагол. В средней школе изучают разбор служебных частей речи.

Существует теория, что прилагательное «стелярный» образовано от глагола «стелить». Однако в русском языке такого слова не существует. А вот слово «стелящийся» может выступать как причастием, так и прилагательным. В этом случае будет отличаться морфологический разбор.

Рассмотрим словосочетание «стелющийся ковёр». Здесь часть речи — прилагательное. Слово употребляется в начальной форме, поэтому стоит в именительном падеже единственного числа мужского рода, имеет полную форму. Всё это непостоянные признаки. Постоянный — относительное. В предложении выступает определением.

Например, «Ещё недавно стелющийся по земле снег искрился и переливался, а теперь быстро таял на глазах». В предложении причастие, образованное от глагола «стлаться». В начальной форме «стелющийся». Имеет такие же непостоянные характеристики, как и в том случае, когда выражен прилагательным. Среди постоянных особенностей несовершенный вид, действительное, настоящее время. Отвечает на вопрос какой? Является определением.

Нужно запомнить, что вариантов разбора может быть несколько:

  1. Полная форма имени прилагательного мужского рода, в именительном падеже и единственном числе.
  2. Такая же часть речи, но имеет другие характеристики: неодушевлённое, в винительном падеже.
  3. Ещё один вариант — причастие. Непереходное, несовершенного вида, употребляется в настоящем времени; действительный залог, мужской род, единственное число, именительный падеж.
  4. Последний вид имеет одинаковые характеристики с третьим, только неодушевлённое и стоит в винительном падеже.

Чтобы правильно сделать морфологический разбор, необходимо придерживаться алгоритма. Сначала определяют часть речи, выявляют грамматическое значение, выписывают глагол, от которого произошло образование.

Обязательно выделяют морфологические признаки. Определяют начальную форму в Им. п., ед. ч., м. р. Для указания постоянных характеристик необходимо определить время, совершенный и несовершенный вид, возвратность. Обязательно проверяют действительное оно или страдательное. Признаки, которые могут изменяться в зависимости от контекста. Форма может быть полной и краткой, если причастие страдательное. Определяют падежное склонение, число и род. Обозначают синтаксическую роль.

Для различения прилагательного и причастия нужно запомнить, что первая часть речи обозначает признак, свойственный определённому предмету. А причастие указывает на признак по действию, значит, со временем он может измениться или совсем пропасть. Например, смелый — осмелевший, хлопотливый — хлопочущий. Можно запомнить суффиксы, с помощью которых происходит образование причастий: -ущ или -ющ, -ащ или -ящ, -вш, -ем, -им, -ом.

Чтобы правильно писать причастие, нужно запомнить, что оно образовано от глагола-исключения. Следует запомнить морфемы, с помощью которых происходит образование новых слов. Это поможет определять и отличать имя прилагательное от причастия, грамотно его употреблять в предложении и производить морфологический разбор.

Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/stelyashchiysya-ili-stelyushchiysya.html

Как правильно пишется слово «стелющийся»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: комиссарский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «стелющийся&raquo

Предложения со словом «стелющийся&raquo

Цитаты из русской классики со словом «стелющийся»

  • Кроме растущей здесь в изобилии калины, орешника и леспедецы мы заметили перистые пятерные листочки и характерные бледно-желтые цветы лапчатки, затем кустарниковую низкорослую рябину, дающую мелкие и почти безвкусные светло-красные плоды, а рядом с нею даурский можжевельник, стелющийся по земле и поднимающий кверху свои густые зеленые ветви с матово-синим оттенком и прошлогодними сухими ягодами.

Сочетаемость слова «стелющийся&raquo

Что (кто) бывает «стелющимся»

Значение слова «стелющийся&raquo

СТЕ́ЛЮЩИЙСЯ , –аяся, –ееся. 1. Прич. наст. от стлаться. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «стелющийся&raquo

Предложения со словом «стелющийся&raquo

Низко стелющийся туман создавал вокруг сюрреалистичный волшебный мир.

В тундре для этого используется низко стелющаяся ива, карликовая берёза и можжевельник.

Клюква – вечнозелёный стелющийся кустарник с тонкими побегами-веточками.

Синонимы к слову «стелющийся&raquo

Сочетаемость слова «стелющийся&raquo

Что (кто) бывает «стелющимся»

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%8F

Стелющийся туман как пишется и почему

Характеристики причастия

В средней школе получают первые знания о причастии. Самостоятельная часть речи объединяет в себе характеристики глагола и прилагательного. Слова отвечают одновременно на несколько вопросов: какой? какая? какое? что делающий? что сделавший?

Причастие образовано от глагола, а значит, имеет некоторые его постоянные признаки. К ним относится падеж, число и род. Кроме этого, часть речи обозначает признак предмета, определяющийся вследствие какого-то действия.

Чтобы определить вид, необходимо задать вопрос. Значит, причастие имеет такой же вид, как и глагол, от которого оно образовано. Например, от слова «стлаться» — причастие стелющийся, стараться — старающийся, силиться — силящийся, временить — временящий. Есть правила, позволяющие понять, почему слово является именно этой частью речи. Следует обратить внимание на то, что отсутствует проверочное слово, но есть определённые правила, которое нужно запомнить.

Согласование с существительным происходит так же, как и у прилагательных, значит, причастие имеет такой же род, число и падеж. Их относят к непостоянным признакам (танцующий мальчик — танцующему мальчику). Некоторые слова могут образовывать краткую форму (сделанный — сделан).

Чтобы понять, как пишется слово «стелющийся», нужно запомнить, что в предложении причастие выполняет две синтаксические функции: является определением («Нарисованную Лео картину быстро продали на аукционе»), входит в состав именного сказуемого («Роза сорвана девочкой сегодня»). Рядом с причастием могут находиться зависимые слова. Тогда в предложении есть причастный оборот, который является определением. То есть, на письме выделяются все слова, которые входят в этот оборот.

Следует рассмотреть разбор слова «стелющийся» по составу. В нём есть такие морфемы: окончание — и, основа — стелющ, корень — стел, два суффикса — ющ и —ся. Так происходит образование других причастий от глаголов. Например, посеять — посеявший, рубить — рубящий, дремать — дремлющий, беспокоиться — беспокоящийся.

Правила спряжения

Чтобы понять, как правильно «стелющийся или стелящийся», нужно определить спряжение глагола, так как от него происходит образование причастия. В настоящем времени в изъявительном наклонении рассматривают глагол с личным окончанием «стелю». Чтобы понять принцип написания, нужно запомнить правила употребления в зависимости от склонения.

В прошедшем и настоящем времени первое склонение единственное и множественное число употребляют «я стелю и стелил, мы стелим и стелили». Во втором лице «ты стелешь, стелил, вы стелете, стелили». Для третьего лица правильно будет сказать «он стелет / стелется, они стелили».

В повелительном наклонении говорят «ты стели, вы стелите». От глагола образовывают и деепричастие. В настоящем времени правильно будет сказать: «Стеля линолеум, мы научились работать вместе». В прошедшем говорят «стелив, стеливши».

Употребление окончаний

В зависимости от значения в предложении употребляется образованное от глагола слово. Это будет прилагательное, если начальное слово было «стлаться». Его характеристики: мужской род, единственное число, винительный падеж, несовершенный вид, действительный залог.

Если личное окончание находится в безударной позиции, необходимо следовать простому алгоритму:

Правила придерживаются при использовании причастия в предложении. «Стелющийся в воздухе туман закрывает облака».

Морфологический разбор

Сделать анализ слова, как части речи, значит, произвести морфологический разбор. Первые сведения учитель даёт уже в начальной школе, где изучают имя существительное, прилагательное и глагол. В средней школе изучают разбор служебных частей речи.

Существует теория, что прилагательное «стелярный» образовано от глагола «стелить». Однако в русском языке такого слова не существует. А вот слово «стелящийся» может выступать как причастием, так и прилагательным. В этом случае будет отличаться морфологический разбор.

Рассмотрим словосочетание «стелющийся ковёр». Здесь часть речи — прилагательное. Слово употребляется в начальной форме, поэтому стоит в именительном падеже единственного числа мужского рода, имеет полную форму. Всё это непостоянные признаки. Постоянный — относительное. В предложении выступает определением.

Например, «Ещё недавно стелющийся по земле снег искрился и переливался, а теперь быстро таял на глазах». В предложении причастие, образованное от глагола «стлаться». В начальной форме «стелющийся». Имеет такие же непостоянные характеристики, как и в том случае, когда выражен прилагательным. Среди постоянных особенностей несовершенный вид, действительное, настоящее время. Отвечает на вопрос какой? Является определением.

Нужно запомнить, что вариантов разбора может быть несколько:

Чтобы правильно сделать морфологический разбор, необходимо придерживаться алгоритма. Сначала определяют часть речи, выявляют грамматическое значение, выписывают глагол, от которого произошло образование.

Обязательно выделяют морфологические признаки. Определяют начальную форму в Им. п., ед. ч., м. р. Для указания постоянных характеристик необходимо определить время, совершенный и несовершенный вид, возвратность. Обязательно проверяют действительное оно или страдательное. Признаки, которые могут изменяться в зависимости от контекста. Форма может быть полной и краткой, если причастие страдательное. Определяют падежное склонение, число и род. Обозначают синтаксическую роль.

Чтобы правильно писать причастие, нужно запомнить, что оно образовано от глагола-исключения. Следует запомнить морфемы, с помощью которых происходит образование новых слов. Это поможет определять и отличать имя прилагательное от причастия, грамотно его употреблять в предложении и производить морфологический разбор.

Спряжение глагола «стелющийся туман»

В современном русском языке у глаголов два спряжения: первое (I) и второе (II), и определяется оно по суффиксу, который обозначается буквами а, я, о, е, и, у, нуи находится перед окончанием -тьнеопределённой формы глагола (инфинитива).

Глаголы, относящиеся к тому или другому из этих спряжений, имеют совершенно определённые окончания в 1-м, 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа.

Для чего нужно знать спряжение?

Спряжение необходимо знать для того, чтобы безошибочно писать Е или И в безударныхокончаниях.

Как определить спряжение?

Спряжение глаголов определяется двумя способами:

1-й способ для определения спряжения

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:

Как узнать, какие глаголы относятся к тому или иному спряжению?

Ко II спряжению относятся:

Например: услышать, догнать, стерпеть, завертеть.

К I спряжению относятся:

Например: плавать, думать, сохнуть, лаять.

При спряжении неопределённая форма глагола (начальная) изменяется на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе. И если личные окончания глаголов безударные, то возникают трудности при выборе гласной в написании. Вот здесь как раз и нужны знания спряжения.

Например, нам нужно вставить нужные буквы в личные окончания глагола плакать

Личные окончания глагола плакать безударные.

Какую букву нужно писать в окончаниях?

Как в этой ситуации ведут себя глаголы-исключения брить, стелить и зиждиться?

Как видим, глаголы изменяются точно так же, как все глаголы I спряжения.

Теперь выбираем нужную букву в глаголе II спряжения.

Изменим глагол жарить по лицам и напишем выбранную букву:

Личные окончания глагола жарить безударные.

А как поведут себя 11 глаголов-исключений?

Вывод: глаголы исключения имеют такие же личные окончания, как и все глаголы II спряжения.

Все формы глагола должны быть одного вида, иначе можно ошибиться в определении спряжения:

2-й способ определения спряжения

Во втором способе, мы будем определять спряжение по ударному окончанию.

Ударные личные окончания не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу.

Примечание:
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:

Что такое разноспрягаемые глаголы?

Это такие глаголы, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения.

К разноспрягаемым глаголам относятся глаголы бежать, брезжить, чтить и хотеть и однокоренные с ними приставочные глаголы: сбежать, вбежать, забрезжить; захотеть, расхотеть и др.

Как же спрягаются разноспрягаемые глаголы?

Рассмотрим таблицу: Спряжение разноспрягаемого глагола « хотеть»

Спряжение разноспрягаемых глаголов бежать, брезжить, чистить

Хотеть
по 1 спряжению по 2 спряжению
Бежать, брезжить, чтить

по 1 спряжению

по 2 спряжению

бег у, брезж у, чт у

беж ишь, брезж ишь, чт ишь

беж ит, брезж ит, чт ит

беж им, брезж им, чт им

беж ите, брезж ите, чт ите

бег ут, брезж ут, чт ут

Глаголы особого спряжения.

В русском языке есть три глагола: дать, создать, есть, которые при спряжении имеют окончания, отличные от окончаний первого и второго спряжений, но и к разноспрягаемым глаголам они не относятся.

Они имеют особые окончания:

Это и есть глаголы особого спряжения.

Особые окончания этих глаголов остались ещё от древнерусского языка.

Оставшаяся особенность заключается в способе образования форм, когда личные окончания присоединяются непосредственно к корню глагола. Таких глаголов в древнерусском языке было немного. Это так называемая группа нетематических глаголов, к которым относились и глаголы дать, создать, есть.

Кстати, к глаголам особого спряжения относятся и глаголы, образованные от указанных при помощи приставок, например: задать, отдать, наподдать и т.п.; недоесть, переесть и т.п.

Проблем с правильным написанием глаголов особого спряжения обычно не возникает, поскольку их окончания ударные.

Источник статьи: http://kak.voipscan.ru/how/stelyuschiysya-tuman-kak-pishetsya-i-pochemu.html

Морфологический разбор «стелющийся туман»

Морфологический разбор «стелющийся»:

«Стелющийся» – омоним

Грамматический разбор

«Стелющийся» – омоним

Грамматический разбор

Морфологический разбор «туман»:

«Туман»

Грамматический разбор

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»

Морфологический разбор «стелющийся туман»

Фонетический разбор «стелющийся туман»

Карточка «стелющийся туман»

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

“Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).”

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • – качественное (теплый, молчаливый);
      • – относительное (вчерашний, читальный);
      • – притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Источник статьи: http://how-to-all.com/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F:%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%8F%20%D1%82%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD

Спряжение глагола “стелющийся туман”

Спряжение – один из постоянных признаков глагола, обозначающий изменение глагола по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени.

В современном русском языке у глаголов два спряжения: первое (I) и второе (II), и определяется оно по суффиксу, который обозначается буквами а, я, о, е, и, у, нуи находится перед окончанием -тьнеопределённой формы глагола (инфинитива).

Глаголы, относящиеся к тому или другому из этих спряжений, имеют совершенно определённые окончания в 1-м, 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа.

Для чего нужно знать спряжение?

Спряжение необходимо знать для того, чтобы безошибочно писать Е или И в безударныхокончаниях.

Как определить спряжение?

Спряжение глаголов определяется двумя способами:

  1. если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется по суффиксу неопределённой формы
  2. по личному окончанию, если оно ударное

1-й способ для определения спряжения

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:

  1. поставить глагол в неопределённую форму (пишет – пис ать); (рубит – руб ить)
  2. определить, какая гласная стоит перед -ть.
  3. выбрать спряжение

Как узнать, какие глаголы относятся к тому или иному спряжению?

Ко II спряжению относятся:

  • глаголы в неопределённой форме, оканчивающиеся на -ить(кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться);
  • 7 глаголов на -еть:смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
  • 4 глагола на -ать:слышать, дышать, гнать, держать и их однокоренные глаголы с приставками.

Например: услышать, догнать, стерпеть, завертеть.

К I спряжению относятся:

  • Все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на-еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть.

Например: плавать, думать, сохнуть, лаять.

  • Глаголыбрить,стелить, зыбиться, зиждиться и производные от них.

При спряжении неопределённая форма глагола (начальная) изменяется на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе. И если личные окончания глаголов безударные, то возникают трудности при выборе гласной в написании. Вот здесь как раз и нужны знания спряжения.

Например, нам нужно вставить нужные буквы в личные окончания глагола плакать

  • 1 лицо – я плачу,мы плач .м
  • 2 лицо – ты плач .шь,вы плач .те
  • 3 лицо – он плач .т, они плач .т

Личные окончания глагола плакать безударные.

Какую букву нужно писать в окончаниях?

По инфинитиву глагола можно определить его спряжение: глагол на -ать, не исключение, значит – I спряжение, поэтому в личных формах нужно писать буквы е (в ед.ч.) и у (во мн.ч.):

Как в этой ситуации ведут себя глаголы-исключения брить, стелить и зиждиться?

  • 1 лицо – я брею, стелю, мы бре ем, стел ем
  • 2 лицо – ты бреешь, стел ешь, вы бре ете, стел ете
  • 3 лицо – он бреет, стел ет, зижд ется,они бре ют, стел ют, зижд утся (глагол зиждиться употребляется только в двух данных формах).

Как видим, глаголы изменяются точно так же, как все глаголы I спряжения.

Теперь выбираем нужную букву в глаголе II спряжения.

Изменим глагол жарить по лицам и напишем выбранную букву:

  • 1 лицо – я жарю, мы жар .м
  • 2 лицо – ты жар .шь, вы жар .те
  • 3 лицо – он жар .т, они жар .т

Личные окончания глагола жарить безударные.

По инфинитиву глагола можно определить его спряжение:
глагол на -ить, не исключение, значит – II спряжение, поэтому в личных формах нужно писать буквы и (в ед.ч.) и а (во мн.ч.).

  • 1 лицо – я жарю, мы жар им
  • 2 лицо – ты жар ишь, вы жар ите
  • 3 лицо – он жар ит, они жар ят

А как поведут себя 11 глаголов-исключений?

Возьмём глаголы-исключения на -ать – гнать, на -еть – вертеть и однокоренной глагол с приставкой завертеть.

Вывод: глаголы исключения имеют такие же личные окончания, как и все глаголы II спряжения.

Все формы глагола должны быть одного вида, иначе можно ошибиться в определении спряжения:

  • Встретишь – встретить (сов. вид, II спряжение)
  • Встречаешь – встречать (несов. вид, I спряжение)

2-й способ определения спряжения

Во втором способе, мы будем определять спряжение по ударному окончанию.

Ударные личные окончания не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу.

  • Смеяться – сме ёшься – сме ётся – сме ются – I спряжение
  • Сидеть – сид ишь – сид ит – сид ят – II спряжение

Примечание:
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:

Помимо глаголов I и II спряжений, в русском языке есть глаголы, не относящиеся ни к одному из них – это разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения.

Что такое разноспрягаемые глаголы?

Это такие глаголы, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения.

К разноспрягаемым глаголам относятся глаголы бежать, брезжить, чтить и хотеть и однокоренные с ними приставочные глаголы: сбежать, вбежать, забрезжить; захотеть, расхотеть и др.

Как же спрягаются разноспрягаемые глаголы?

Рассмотрим таблицу: Спряжение разноспрягаемого глагола « хотеть»

Спряжение разноспрягаемых глаголов бежать, брезжить, чистить

Хотеть
по 1 спряжению по 2 спряжению
Бежать, брезжить, чтить

по 1 спряжению

по 2 спряжению

бег у, брезж у, чт у

беж ишь, брезж ишь, чт ишь

беж ит, брезж ит, чт ит

беж им, брезж им, чт им

беж ите, брезж ите, чт ите

бег ут, брезж ут, чт ут

Итак, мы убедились, что данные глаголы действительно разноспрягаемые: глагол хотеть в единственном числе имеет личные окончания первого спряжения, а во множественном числе – окончания второго спряжения; глаголы бежать, брезжить, чтить в третьем лице множественного числа имеют окончание первого спряжения, а в остальных лицах – второго спряжения.

Глаголы особого спряжения.

В русском языке есть три глагола: дать, создать, есть, которые при спряжении имеют окончания, отличные от окончаний первого и второго спряжений, но и к разноспрягаемым глаголам они не относятся.

Они имеют особые окончания:

  • я да/м, ты да/шь, он да/ст, мы дад/им, вы дад/ите, они дад/ут;
  • я созд/ам, ты созд/ашь, он созд/аст, мы создад/им,
  • вы создад/ите, они создад/ут;
  • я е/м, ты е/шь, он е/ст, мы ед/им, вы ед/ите, они ед/ят.

Это и есть глаголы особого спряжения.

Особые окончания этих глаголов остались ещё от древнерусского языка.

Оставшаяся особенность заключается в способе образования форм, когда личные окончания присоединяются непосредственно к корню глагола. Таких глаголов в древнерусском языке было немного. Это так называемая группа нетематических глаголов, к которым относились и глаголы дать, создать, есть.

Кстати, к глаголам особого спряжения относятся и глаголы, образованные от указанных при помощи приставок, например: задать, отдать, наподдать и т.п.; недоесть, переесть и т.п.

К этой же группе глаголов особого спряжения относится глагол быть, но у него особая судьба: в современном русском языке сохранились редко употребительные формы настоящего времени – есть и суть. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров), а формы будущего времени образуются от другого корня: буду, будешь, будет, будем, будете, будут.

Проблем с правильным написанием глаголов особого спряжения обычно не возникает, поскольку их окончания ударные.

Итак, теперь мы знаем, что такое спряжение глаголов, как его определять и главное – зачем?

Ответ простой – чтобы грамотно писать.

А эта таблица будет верным помощником.

Спряжение 10-ти случайных глаголов

  • паникерствовать
  • перфорироваться
  • ерепениться
  • взрыхлять
  • заштриховать
  • стачать
  • хромать
  • подвешивать
  • двигать
  • растрепаться

Источник статьи: http://www.slovogriz.ru/sprjazhenie-glagolov/%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%8F%20%D1%82%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD

Туман стелется или стелится

«СтелЯщийся» или «стелЮщийся» — как правильно пишется?

Характеристики причастия

В средней школе получают первые знания о причастии. Самостоятельная часть речи объединяет в себе характеристики глагола и прилагательного. Слова отвечают одновременно на несколько вопросов: какой? какая? какое? что делающий? что сделавший?

Причастие образовано от глагола, а значит, имеет некоторые его постоянные признаки. К ним относится падеж, число и род. Кроме этого, часть речи обозначает признак предмета, определяющийся вследствие какого-то действия.

Чтобы определить вид, необходимо задать вопрос. Значит, причастие имеет такой же вид, как и глагол, от которого оно образовано. Например, от слова «стлаться» — причастие стелющийся, стараться — старающийся, силиться — силящийся, временить — временящий. Есть правила, позволяющие понять, почему слово является именно этой частью речи. Следует обратить внимание на то, что отсутствует проверочное слово, но есть определённые правила, которое нужно запомнить.

Причастие отличается постоянным признаком — имеет время, но только прошедшее и настоящее (говорящий, говоривший). Будущего времени не имеет. Берут от возвратных глаголов суффиксы и добавляется -ся (стлать — стлаться).

Согласование с существительным происходит так же, как и у прилагательных, значит, причастие имеет такой же род, число и падеж. Их относят к непостоянным признакам (танцующий мальчик — танцующему мальчику). Некоторые слова могут образовывать краткую форму (сделанный — сделан).

Чтобы понять, как пишется слово «стелющийся», нужно запомнить, что в предложении причастие выполняет две синтаксические функции: является определением («Нарисованную Лео картину быстро продали на аукционе»), входит в состав именного сказуемого («Роза сорвана девочкой сегодня»). Рядом с причастием могут находиться зависимые слова. Тогда в предложении есть причастный оборот, который является определением. То есть, на письме выделяются все слова, которые входят в этот оборот.

Следует рассмотреть разбор слова «стелющийся» по составу. В нём есть такие морфемы: окончание — и, основа — стелющ, корень — стел, два суффикса — ющ и —ся. Так происходит образование других причастий от глаголов. Например, посеять — посеявший, рубить — рубящий, дремать — дремлющий, беспокоиться — беспокоящийся.

Правила спряжения

Чтобы понять, как правильно «стелющийся или стелящийся», нужно определить спряжение глагола, так как от него происходит образование причастия. В настоящем времени в изъявительном наклонении рассматривают глагол с личным окончанием «стелю». Чтобы понять принцип написания, нужно запомнить правила употребления в зависимости от склонения.

В прошедшем и настоящем времени первое склонение единственное и множественное число употребляют «я стелю и стелил, мы стелим и стелили». Во втором лице «ты стелешь, стелил, вы стелете, стелили». Для третьего лица правильно будет сказать «он стелет, они стелили».

В повелительном наклонении говорят «ты стели, вы стелите». От глагола образовывают и деепричастие. В настоящем времени правильно будет сказать: «Стеля линолеум, мы научились работать вместе». В прошедшем говорят «стелив, стеливши».

Употребление окончаний

В зависимости от значения в предложении употребляется образованное от глагола слово. Это будет прилагательное, если начальное слово было «стлаться». Его характеристики: мужской род, единственное число, винительный падеж, несовершенный вид, действительный залог.

Важное правило — употребление гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени (-ущ, -ющ, -ащ, -ящ). Буква -у (-ю) пишется, если причастие образовано от глагола I спряжения (тянущий — тянуть), -а (-я) пишется, если образование происходило от II спряжения (любящий — любить).

Глагол «стелить» — это слово-исключение первого спряжения. Образованные от него однокоренные слова имеют окончание -ют (жители что делают? стелют) — глагол настоящего времени, указывающий на множественное число.

Если личное окончание находится в безударной позиции, необходимо следовать простому алгоритму:

  • поставить слово в начальную форму;
  • определить спряжение;
  • выбрать окончание.

В словосочетании глагола в начальной форме «стелить». Несмотря на то что слово заканчивается на -ить, то есть имеет в составе словообразовательный суффикс -и, оно относится к первому спряжению. Изменяется по лицам и числам. Если поставить глагол в форму третьего лица множественного числа, то получим окончание -ют.

Нужно запомнить это правило, чтобы правильно писать образованное причастие «стелющий», проверить употребление буквы -ю невозможно. Нельзя поставить -я, так как это будет неграмотно. Из таблицы можно понять, как пишется «стелющийся туман». Для этого словосочетание необходимо просклонять по падежам.

  1. Им. стелющийся туман
  2. Род. —егося тумана
  3. Дат. —емуся туману
  4. Вин. —ийся туман
  5. Тв. —имся туманом
  6. Предл. о —емся тумане

Правила придерживаются при использовании причастия в предложении. «Стелющийся в воздухе туман закрывает облака».

Морфологический разбор

Сделать анализ слова, как части речи, значит, произвести морфологический разбор. Первые сведения учитель даёт уже в начальной школе, где изучают имя существительное, прилагательное и глагол. В средней школе изучают разбор служебных частей речи.

Существует теория, что прилагательное «стелярный» образовано от глагола «стелить». Однако в русском языке такого слова не существует. А вот слово «стелящийся» может выступать как причастием, так и прилагательным. В этом случае будет отличаться морфологический разбор.

Рассмотрим словосочетание «стелющийся ковёр». Здесь часть речи — прилагательное. Слово употребляется в начальной форме, поэтому стоит в именительном падеже единственного числа мужского рода, имеет полную форму. Всё это непостоянные признаки. Постоянный — относительное. В предложении выступает определением.

Например, «Ещё недавно стелющийся по земле снег искрился и переливался, а теперь быстро таял на глазах». В предложении причастие, образованное от глагола «стлаться». В начальной форме «стелющийся». Имеет такие же непостоянные характеристики, как и в том случае, когда выражен прилагательным. Среди постоянных особенностей несовершенный вид, действительное, настоящее время. Отвечает на вопрос какой? Является определением.

Нужно запомнить, что вариантов разбора может быть несколько:

  1. Полная форма имени прилагательного мужского рода, в именительном падеже и единственном числе.
  2. Такая же часть речи, но имеет другие характеристики: неодушевлённое, в винительном падеже.
  3. Ещё один вариант — причастие. Непереходное, несовершенного вида, употребляется в настоящем времени; действительный залог, мужской род, единственное число, именительный падеж.
  4. Последний вид имеет одинаковые характеристики с третьим, только неодушевлённое и стоит в винительном падеже.

Чтобы правильно сделать морфологический разбор, необходимо придерживаться алгоритма. Сначала определяют часть речи, выявляют грамматическое значение, выписывают глагол, от которого произошло образование.

Обязательно выделяют морфологические признаки. Определяют начальную форму в Им. п., ед. ч., м. р. Для указания постоянных характеристик необходимо определить время, совершенный и несовершенный вид, возвратность. Обязательно проверяют действительное оно или страдательное. Признаки, которые могут изменяться в зависимости от контекста. Форма может быть полной и краткой, если причастие страдательное. Определяют падежное склонение, число и род. Обозначают синтаксическую роль.

Для различения прилагательного и причастия нужно запомнить, что первая часть речи обозначает признак, свойственный определённому предмету. А причастие указывает на признак по действию, значит, со временем он может измениться или совсем пропасть. Например, смелый — осмелевший, хлопотливый — хлопочущий. Можно запомнить суффиксы, с помощью которых происходит образование причастий: -ущ или -ющ, -ащ или -ящ, -вш, -ем, -им, -ом.

Чтобы правильно писать причастие, нужно запомнить, что оно образовано от глагола-исключения. Следует запомнить морфемы, с помощью которых происходит образование новых слов. Это поможет определять и отличать имя прилагательное от причастия, грамотно его употреблять в предложении и производить морфологический разбор.

Правописание безударных
личных окончаний

Цель: формирование навыков правильного написания безударных личных окончаний глаголов.

Задача: создать условия для запоминания безударного личного окончания глагола стелить.

1. Записываем и анализируем предложение.

– Кто из вас наблюдал туман?

– Каким вы его представляете?

(Необходимо, чтобы дети представили «живую картину» – туман движется, ложится, стелется.)

– Как вы понимаете слово стелется? В каком значении чаще всего употребляется это слово?

«Стелить постель», «расстелить постель», «застелить постель» (ассоциации, связанные с домом, очень важны) – все словосочетания проговариваются, записываются.

– А как может туман стелиться? (Очень важно, чтобы дети нарисовали представленную картину. А.А. Леонтьев писал, что «функция обобщения формировалась в диалоге языковых средств с неязыковыми, к каковым, в частности, относятся рисунок и письмо», а Л.В. Выготский доказал, что «сформировать у детей уровень обобщения на ранних этапах позволяют именно неязыковые средства фиксации смысла: рисунок, пиктограмма и т.п.»).

2. Выписываем слово стелется, ставим ударение. Определяем часть речи.

– Какое орфографическое правило демонстрирует это слово? (Правописание безударного личного окончания глаголов.)

– Поставим глагол в начальную форму:

– Чем необычен этот глагол? (Оканчивается на -ить, относится к 1-му спряжению.)

– Объясняем безударное личное окончание глагола.

3. Записываем небольшой текст. (Желательно текст списать.)

Яркое солнце освещает окрестность. Ты стоишь на скалистом берегу и любуешься чудесной картиной.

До самого горизонта стелется ровная гладь. Вода плещется у твоих ног.

Волны катятся, бьются о скалы, разлетаются брызгами в разные стороны.

– Попутно объясняем орфограммы.

– Какую картину вы представили?

– Определяем тип речи. Что описывает автор?

– Море спокойное, неподвижное? Как вы об этом догадались? (Гладь стелется – плещется – катятся – бьются. Глаголы обозначают разные по силе движения.)

– Вновь нам встретилось слово стелется, но в другом контексте. (Вспомним первое предложение. Ср.: стелется туман – стелется ровная гладь.) Как вы это представляете?

4. Выписываем в столбик глаголы с безударным личным окончанием глаголов. Поставим глаголы в инфинитив.

Стелется – что делает?что делать? – стелиться.

Плещется – что делает?что делать? – плескаться.

Катятся – что делают? что делать? – катиться.

Разлетаются – что делают? что делать? – разлетаться.

– Сгруппируем глаголы по схожим признакам.

– Проверим окончание. Соответствует ли окончание спряжению?

– Еще какое правило демонстрируют эти глаголы? (-Тся, -ться.) Правильно ли мы написали? Как проверить?

Домашнее задание. Дети рисуют иллюстрацию к тексту. Рисунок подписывают. Выписывают из текста глаголы с зависимыми словами.

На следующем уроке работаем с текстом Н.Матвеевой «День в конце августа».

Ягоды с листьев катятся,
Вертится ветер жаркий.
Пестрое пляшет платьице
Там, на веревке, в парке.
Солнце огнем рассеянным
Плавит на тучах медь.
Скоро дожди осенние
Будут опять шуметь.
В это сейчас не верится,
Все до корней прогрето.
Свет по дорогам стелется,
Кажется вечным лето.
Если же листик свалится
С ветки вблизи меня,
Трудно о нем печалиться
В блеске такого дня.

– Какая картина возникает в вашем воображении?

– Почему трудно проиллюстрировать эту картину? Работаем с новым контекстом, в котором встретилось слово стелется, повторяя предыдущие: туман стелется – ровная гладь стелется – свет по дорогам стелется.

– Объясняем написание окончаний глаголов, используя алгоритм.

На следующих уроках детям можно предложить сочинение-миниатюру с обязательным использованием трудных глаголов, в том числе глагола стелется.

Туман

Стелются над землей осенние туманы. Кажется, будто низко-низко опустились облака и окутали землю белым густым покровом.

На самом деле, и облака в небе, и туманы низко над землей — это близкие родственники. И там и тут они состоят из крохотных капелек воды.

И в облаках на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает этот пар в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды.

Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей — туманом. Туманы бывают во все времена года осенью и весной, летом и даже зимой. Совершенно прозрачный при обыкновенных условиях воздух теряет свою прозрачность, делается мутным и предметы, даже находящиеся сравнительно близко от наблюдателя, становятся плохо видимыми. Непрерывная продолжительность туманов составляет обычно от нескольких часов (а иногда полчаса-час) до нескольких суток, особенно в холодный период года. Относительная влажность воздуха при туманах обычно близка к 100 % .

Обычно туманы стелются над рекой, в низине, там, где много влаги, где в воздухе много водяных паров. Гуще всего туман бывает по утрам, когда земля сильно остыла.

Но вот взошло солнце, пригрело землю — и туман тут же рассеялся, растаял, исчез. Он снова превратился в прозрачный пар.

Туман стелется над самой поверхностью земли или воды, образуя слой толщиной примерно от метра до десятков метров (иногда до сотен метров). Он снижает горизонтальную видимость, ограничивает ее расстояниями от километра (слабый туман) до нескольких метров (очень сильный туман).

Когда и где образуется туман? Все знают, что туман часто образуется в низинах, оврагах, болотистых местах, где воздух достаточно влажный. Возникает они над поверхностью воды (морские, озерные, речные туманы). Туман может образоваться утром, но может появиться и вечером — после захода солнца. Иногда туман не прекращается целые сутки.

В больших городах существенную роль в образовании туманов могут играть мелкие частицы пыли, плавающие в воздухе и, играющие роль ядер, на которых должно начаться образование водяных капелек. Чем больше в воздухе этой пыли, тем легче идет образование тумана. Поэтому, именно большой город с большим количеством отапливаемых зданий всегда почти окутан слабым туманом, к которому городские жители уже настолько привыкают,что даже не замечают его, но который, однако, ясно виден приближающемуся к городу извне наблюдателю. Но, благодаря этому незаметному для городского жителя туману, воздух гораздо легче поддается образованию и настоящего, уже заметного для наблюдателя тумана. В этом отношении особенно интересны знаменитые лондонские туманы. Обильный водяными парами воздух, вместе с копотью и дымом обладает здесь необычайной способностью даже при небольших сравнительно понижениях температуры образовать необыкновенно густые и интенсивные туманы.

Давайте рассмотрим какие бывают виды туманов на некоторых примерах.

Например, над хорошо прогреваемым солнцем водоемом – прудом или озером за ночь воздух охладится в большей степени, чем сама вода, и его температура будет существенно ниже. Возникает утренний туман. Этот туман весьма нестоек. Взойдет солнце, и он растает без следа.

Другой пример. Холодный воздух переносится ветром в горизонтальном направлении и оказывается над теплой водой. И тут же над водой начинает образовываться туман. Такой туман можно наблюдать, например, в Арктике, когда слои холодного воздуха над льдами перемешаются на открытую воду.

Иногда, теплый воздух переносится ветром в горизонтальном направлении и оказывается над холодной поверхностью. При этом он охлаждается, и в результате возникает туман. Такой туман образуется, например, когда воздушные массы, получившие теплоту от реки, перемещаются к покрытому снегом холодному берегу.

А если находящиеся над нагретой водой теплые слои воздуха поднимаются по склону горы вверх и попадают в область относительно холодного воздуха, то наверху, в процессе охлаждения поднявшегося теплого воздуха, образуется туман, который по склону горы опускается затем вниз, к воде.

Бывает также, что после захода солнца нагретая за день земля остывает быстрее, чем воздух. Приповерхностные слои воздуха оказываются теплее; они начинают отдавать теплоту земле и, как следствие, охлаждаются. Возникает вечерний туман.

Подобные картины обычно наблюдают на природе — в полях и лугах, на лесных полянах и среди холмов.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном виде тумана — сухом тумане.

Сухие туманы, мгла — это значительное ухудшение видимости за счёт дыма лесных, торфяных или степных пожаров, либо за счёт частиц пыли и песка, поднимаемых и переносимых ветром иногда на значительные расстояния, а также за счёт выбросов промышленных предприятий. Не редка и переходная ступень между сухими и влажными туманами — такие туманы состоят из водяных частиц вместе с достаточно большими массами пыли, дыма и копоти

Цвет же у туманов бывает различный. Туманная дымка над морем имеет голубоватый цвет. Густые городские туманы плотные, белесые. Лондонские туманы могут иметь бурый и даже черный цвет. Луна или солнце, наблюдаемые сквозь неплотный туман, кажутся красноватыми.

Туман — явление природы самое обыкновенное, однако эти крохотные капельки воды, подвешенные в воздухе, бывают очень полезны. Туманы и росы — существенный источник влаги, необходимой растениям.

Туман применяют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, охранить их от заморозков, от вредителей. С помощью туманов делают дезинфекцию в квартирах, чтобы уничтожить вредных микробов или же вредителей — жучков. В таких случаях туман насыщают особыми химическими веществами, убивающими вредоносных крохотных жителей.

туман стелется

1 стлаться

4 brouillard

5 brouillasse

6 brouillasser

7 brumasse

8 brumasser

12 dénébuler

14 mélasse

17 rabattre

18 rantanplan

См. также в других словарях:

ТУМАН — муж. (тьма, темень) густой пар, водяные пары в низших слоях воздуха, на поверхности земли; омраченный парами воздух. Туман ложится по низам и по долинам. Туман стелется пеленою. Туман в глазах, я все вижу в тумане, мутно, темно, неясно, как в… … Толковый словарь Даля

туман — 1. ТУМАН, а ( у); м. [тюрк. туман] 1. Скопление мелких водяных капелек или ледяных кристаллов в приземных слоях воздуха, делающее его непрозрачным. Сильный, редкий, густой т. Седой т. Пелена, дымка, мгла тумана. Т. над озером, над рекой. Идти в… … Энциклопедический словарь

туман — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? тумана и туману, чему? туману, (вижу) что? туман, чем? туманом, о чём? о тумане; мн. что? туманы, (нет) чего? туманов, чему? туманам, (вижу) что? туманы, чем? туманами, о чём? о туманах 1. Туманом… … Толковый словарь Дмитриева

туман — I а ( у); м. (тюрк. туман) см. тж. туманище, туманчик, туманный 1) Скопление мелких водяных капелек или ледяных кристаллов в приземных слоях воздуха, делающее его непрозрачным. Сильный, редкий, густой тума/н. Седой тума/н … Словарь многих выражений

СТЛАТЬСЯ — [слаться], стелюсь, стелешься, прош. вр. стлался, стлалась, стлалось несовер. 1. страд. к стлать. Половики стелются на вымытый пол. 2. Расти, распространяясь горизонтально, по земле. Хмель стлался по земле. || перен. Припадать, склоняться к чему… … Толковый словарь Ушакова

стлаться — стелюсь, стелешься; стелющийся; нсв. 1. Лежать, покрывая поверхность, прилегая к поверхности чего л. Нефтепровод стелется по земле. Кабель стелется. 2. Лежать, простираться на большом пространстве; расстилаться. Стелется морская гладь. Стелются… … Энциклопедический словарь

стлаться — I см. стлать; сте/лется; страд. II стелю/сь, сте/лешься; сте/лющийся; нсв. 1) Лежать, покрывая поверхность, прилегая к поверхности чего л. Нефтепровод стелется по земле. Кабель стелется. 2) Лежать, простираться на большом пространстве;… … Словарь многих выражений

Образование некоторых личных форм — 1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1 го лица… … Справочник по правописанию и стилистике

си́зый — ая, ое; сиз, сиза, сизо. 1. Серо синий, серо голубой. Звездочка сверкает вдали; сизый туман стелется под ногами. Гоголь, Записки сумасшедшего. Над всеми тремя трубами завода едва курится сизый дымок. Кочетов, Журбины. Сосновые венцы и тес на… … Малый академический словарь

чурова долина — заколдованное место Ср. Бывают времена, когда предчувствия (загадочной и ничем не мотивированной угрозы) захватывают целую массу людей, и словно злокачественный туман стелется над местностью, превращая ее в Чурову долину. Салтыков. Дневник… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

покрывать — ▲ закрыть ↑ поверхность покрыть закрыть поверхность; лечь сверху; положить сверху. покрываться (река покрылась льдом). одеть, ся. подернуть, ся. заплыть (пруд заплыл тиной). подернуть, ся. стелить, ся (туман стелется). стлать, ся. припорошить.… … Идеографический словарь русского языка

Поприщин, Аксентий Иванович («Записки сумасшедшего») — Смотри также Дворянин, чиновник, титулярный советник сорока двух лет . Урод , совершенная черепаха в мешке , волоса на голове похожи на сено . Сидит в директорском кабинете и очинивает перья для его пр ства . Достатков нет вот в чем беда! Утешает … Словарь литературных типов

СТЕЛИТЬСЯ — СТЕЛИТЬСЯ, стелюсь, стелешься; несовер. 1. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.). Расти, простираясь низко по земле, по поверхности чего н. Мох стелется по камням. Стелющиеся растения. 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), перен. Распространяться,… … Толковый словарь Ожегова

СТЛАТЬ — СТЛАТЬ, менее правильно слать и стелить что, по(на)стилать, класть что плоское, пластом, всем полотнищем или плашмя. Стелют ли постели? Уж постланы . Пора потолки стлать! Они уже выстланы, застланы, настланы . Двор, стланый лещадью. Стлать… … Толковый словарь Даля

Противотуманная фара — Противотуманные фары должны излучать белый или селективно жёлтый свет, но одинаковый для обеих фар установленных на ТС, дающие плоский и широкий горизонтальный луч, который стелется непосредственно над дорогой, чтобы освещать толщу тумана… … Википедия

ЛОЖИТЬ — (также лагать), класть, укладывать, употр. только с предлогами. Ложиться, южн. легать, класть себя самого, укладываться, валиться, протягиваться плашмя, выражает начало действия, коего окончание есть лечь, лечи (в народе также легчи, легти), а… … Толковый словарь Даля

Источник статьи: http://yasenevo-flowers.ru/lunnyi-kalendar/tuman-steletsya-ili-stelitsya.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями: