“СтелЯщийся” или “стелЮщийся” – как правильно пишется?
Характеристики причастия
В средней школе получают первые знания о причастии. Самостоятельная часть речи объединяет в себе характеристики глагола и прилагательного. Слова отвечают одновременно на несколько вопросов: какой? какая? какое? что делающий? что сделавший?
Причастие образовано от глагола, а значит, имеет некоторые его постоянные признаки. К ним относится падеж, число и род. Кроме этого, часть речи обозначает признак предмета, определяющийся вследствие какого-то действия.
Чтобы определить вид, необходимо задать вопрос. Значит, причастие имеет такой же вид, как и глагол, от которого оно образовано. Например, от слова «стлаться» — причастие стелющийся, стараться — старающийся, силиться — силящийся, временить — временящий. Есть правила, позволяющие понять, почему слово является именно этой частью речи. Следует обратить внимание на то, что отсутствует проверочное слово, но есть определённые правила, которое нужно запомнить.
Причастие отличается постоянным признаком — имеет время, но только прошедшее и настоящее (говорящий, говоривший). Будущего времени не имеет. Берут от возвратных глаголов суффиксы и добавляется -ся (стлать — стлаться).
Согласование с существительным происходит так же, как и у прилагательных, значит, причастие имеет такой же род, число и падеж. Их относят к непостоянным признакам (танцующий мальчик — танцующему мальчику). Некоторые слова могут образовывать краткую форму (сделанный — сделан).
Чтобы понять, как пишется слово «стелющийся», нужно запомнить, что в предложении причастие выполняет две синтаксические функции: является определением («Нарисованную Лео картину быстро продали на аукционе»), входит в состав именного сказуемого («Роза сорвана девочкой сегодня»). Рядом с причастием могут находиться зависимые слова. Тогда в предложении есть причастный оборот, который является определением. То есть, на письме выделяются все слова, которые входят в этот оборот.
Следует рассмотреть разбор слова «стелющийся» по составу. В нём есть такие морфемы: окончание — и, основа — стелющ, корень — стел, два суффикса — ющ и —ся. Так происходит образование других причастий от глаголов. Например, посеять — посеявший, рубить — рубящий, дремать — дремлющий, беспокоиться — беспокоящийся.
Правила спряжения
Чтобы понять, как правильно «стелющийся или стелящийся», нужно определить спряжение глагола, так как от него происходит образование причастия. В настоящем времени в изъявительном наклонении рассматривают глагол с личным окончанием «стелю». Чтобы понять принцип написания, нужно запомнить правила употребления в зависимости от склонения.
В прошедшем и настоящем времени первое склонение единственное и множественное число употребляют «я стелю и стелил, мы стелим и стелили». Во втором лице «ты стелешь, стелил, вы стелете, стелили». Для третьего лица правильно будет сказать «он стелет / стелется, они стелили».
В повелительном наклонении говорят «ты стели, вы стелите». От глагола образовывают и деепричастие. В настоящем времени правильно будет сказать: «Стеля линолеум, мы научились работать вместе». В прошедшем говорят «стелив, стеливши».
Употребление окончаний
В зависимости от значения в предложении употребляется образованное от глагола слово. Это будет прилагательное, если начальное слово было «стлаться». Его характеристики: мужской род, единственное число, винительный падеж, несовершенный вид, действительный залог.
Важное правило — употребление гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени (-ущ, -ющ, -ащ, -ящ). Буква -у (-ю) пишется, если причастие образовано от глагола I спряжения (тянущий — тянуть), -а (-я) пишется, если образование происходило от II спряжения (любящий — любить).
Глагол «стелить» — это слово-исключение первого спряжения. Образованные от него однокоренные слова имеют окончание -ют (жители что делают? стелют) — глагол настоящего времени, указывающий на множественное число.
Если личное окончание находится в безударной позиции, необходимо следовать простому алгоритму:
- поставить слово в начальную форму;
- определить спряжение;
- выбрать окончание.
В словосочетании глагола в начальной форме «стелить». Несмотря на то что слово заканчивается на -ить, то есть имеет в составе словообразовательный суффикс -и, оно относится к первому спряжению. Изменяется по лицам и числам. Если поставить глагол в форму третьего лица множественного числа, то получим окончание -ют.
Нужно запомнить это правило, чтобы правильно писать образованное причастие «стелющий», проверить употребление буквы -ю невозможно. Нельзя поставить -я, так как это будет неграмотно. Из таблицы можно понять, как пишется «стелющийся туман». Для этого словосочетание необходимо просклонять по падежам.
- Им. стелющийся туман
- Род. —егося тумана
- Дат. —емуся туману
- Вин. —ийся туман
- Тв. —имся туманом
- Предл. о —емся тумане
Правила придерживаются при использовании причастия в предложении. «Стелющийся в воздухе туман закрывает облака».
Морфологический разбор
Сделать анализ слова, как части речи, значит, произвести морфологический разбор. Первые сведения учитель даёт уже в начальной школе, где изучают имя существительное, прилагательное и глагол. В средней школе изучают разбор служебных частей речи.
Существует теория, что прилагательное «стелярный» образовано от глагола «стелить». Однако в русском языке такого слова не существует. А вот слово «стелящийся» может выступать как причастием, так и прилагательным. В этом случае будет отличаться морфологический разбор.
Рассмотрим словосочетание «стелющийся ковёр». Здесь часть речи — прилагательное. Слово употребляется в начальной форме, поэтому стоит в именительном падеже единственного числа мужского рода, имеет полную форму. Всё это непостоянные признаки. Постоянный — относительное. В предложении выступает определением.
Например, «Ещё недавно стелющийся по земле снег искрился и переливался, а теперь быстро таял на глазах». В предложении причастие, образованное от глагола «стлаться». В начальной форме «стелющийся». Имеет такие же непостоянные характеристики, как и в том случае, когда выражен прилагательным. Среди постоянных особенностей несовершенный вид, действительное, настоящее время. Отвечает на вопрос какой? Является определением.
Нужно запомнить, что вариантов разбора может быть несколько:
- Полная форма имени прилагательного мужского рода, в именительном падеже и единственном числе.
- Такая же часть речи, но имеет другие характеристики: неодушевлённое, в винительном падеже.
- Ещё один вариант — причастие. Непереходное, несовершенного вида, употребляется в настоящем времени; действительный залог, мужской род, единственное число, именительный падеж.
- Последний вид имеет одинаковые характеристики с третьим, только неодушевлённое и стоит в винительном падеже.
Чтобы правильно сделать морфологический разбор, необходимо придерживаться алгоритма. Сначала определяют часть речи, выявляют грамматическое значение, выписывают глагол, от которого произошло образование.
Обязательно выделяют морфологические признаки. Определяют начальную форму в Им. п., ед. ч., м. р. Для указания постоянных характеристик необходимо определить время, совершенный и несовершенный вид, возвратность. Обязательно проверяют действительное оно или страдательное. Признаки, которые могут изменяться в зависимости от контекста. Форма может быть полной и краткой, если причастие страдательное. Определяют падежное склонение, число и род. Обозначают синтаксическую роль.
Для различения прилагательного и причастия нужно запомнить, что первая часть речи обозначает признак, свойственный определённому предмету. А причастие указывает на признак по действию, значит, со временем он может измениться или совсем пропасть. Например, смелый — осмелевший, хлопотливый — хлопочущий. Можно запомнить суффиксы, с помощью которых происходит образование причастий: -ущ или -ющ, -ащ или -ящ, -вш, -ем, -им, -ом.
Чтобы правильно писать причастие, нужно запомнить, что оно образовано от глагола-исключения. Следует запомнить морфемы, с помощью которых происходит образование новых слов. Это поможет определять и отличать имя прилагательное от причастия, грамотно его употреблять в предложении и производить морфологический разбор.
Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/stelyashchiysya-ili-stelyushchiysya.html
Стел щийся туман как пишется
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
в глаголах 1-го спряжения пишется Е, ЮТ/УТ
в глаголах 2-го спряжения пишется И, АТ/ЯТ
от глаголов 1-го спряжения, то пишутся -УЩ/ЮЩ-
от глаголов 2-го спряжения, то пишутся -АЩ/ЯЩ-
колебл ем ый от колеблем (1 спр)
от глаголов 1-го спряжения, то пишутся -ЕМ/ОМ-
от глаголов 2-го спряжения, то пишется -ИМ-
Для успешного выполнения задания учащиеся должны знать:
—что такое личная форма глагола;
—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;
—как зависит написание суффикса причастия от спряжения глагола;
—в каких случаях написание суффикса причастия/деепричастия определяется спряжением, а в каких нет.
11.1 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
Правило определения спряжения глагола является базовым, основным правилом для ТРЁХ орфограмм, изложенных в этом пункте.
В зависимости от буквы в окончании все глаголы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы
1. Если личное окончание находится под ударением, то определить спряжение глагола легко: в приведённых парах личные формы глаголов ИДТИ, ПЕТЬ и СИДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют ударные личные окончания.
Глагол относится к I спряжению, если его окончание содержит Е; УТ/ЮТ .
Глагол относится к II спряжению, если его окончание содержит И; АТ/ЯТ .
Слов с ударным окончанием достаточно много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.
Обратите внимание: появление приставки ВЫ не влияет на написание окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.
2. Вторые пары слов, личные формы глаголов ПИСАТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют ударения на окончании. В них написаны буквы Е- УТ и И -ЯТ только потому, что было установлено: это глаголы I и II спряжения. Список слов с безударным окончанием гораздо более обширен.
Спряжения слова с безударным окончанием определяют, исходя из того, на какие буквы оканчивается глагол в начальной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).
Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.
Все остальные глаголы на -ОТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ТИ,-УТЬ, -АТЬ, -ЫТЬ.
1) все глаголы на -ИТЬ, кроме
стелить (употребляется только в инфинитиве и прошедшем времени; личные глагольные формы образуются от глагола стлать — стелют),
2) 4 глагола на -АТЬ и 7 глаголов на -ЕТЬ: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть .
Обратите внимание : добавление приставки не изменяет спряжение глагола. Таким образом, и ЗАгнать, и ПРИсмотреть, и Услышать будут по-прежнему глаголами второго спряжения.
Примечание 1: В начальной школе вас учили определять спряжение по третьему лицу глагола: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—глагол I спряжения, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это правило работает, но только в том случае, если вы точно знаете, как правильно написать третье множественное (ОНИ). В этих примерах—они бор..тся или они слыш..т— выбрать буквы Я/Ю или А/У сложно, а вот умение определять спряжение по инфинитиву не подведёт: бороться (на ОТЬ, I спряжение, значит, пишем ЮТ; слышать (II спр., исключ., пишем АТ).
Примечание 2 : Инфинитив должен быть того же вида, что и личная форма глагола. К примеру, есть слово «настраивает» (он). Инфинитив будет «настраивать», что делать?, несовершенный вид, как и у слова «настраивает». Это первое спряжение, поэтому пишется Е. Если же ошибочно взять инфинитив другого вида, «настроить» (что сделать), то уж выходит второе спряжение, и нужно писать И. Это букву мы напишем в форме «настроИт» (что сделает, совершенного вида).
Примечание 3 . Постфикс СЯ/СЬ не влияет на спряжение.
Примечание 4 . В некоторых инфинитивах написание букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вызывает сложности. Таблица таких глаголов опубликована в «Справке» к заданию 10.
Примечание 5: К некоторым глаголам подобрать неопределённую форму непросто. Записывайте такие глаголы и запоминайте их начальные формы. Например, слово «уколет» имеет начальную форму уколоть (не уколить), глагол «мелет» имеет форму молоть (не мелить).
Рассмотрим орфограммы, основанные на этом правиле.
11.1.1 Безударные личные окончания глаголов
Чтобы определить, писать в окончании глагола букву И или Е, требуется установить его спряжение.
Первым делом убедитесь в том, что в глаголе нет приставки вы, если же она есть, уберите её и следуйте основному правилу определения спряжения глагола. Не обращайте внимания на постфикс СЯ или СЬ, он не влияет на спряжение. Например, даны слова: постро..шь, устраива..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).
Увидели приставку вы в слове вынес..т, убрали её, осталось слово несЁТ с ударным окончанием.
Остальные глаголы ставим в начальную форму (не путаем ВИД!) и определяем спряжение: построИТЬ (II спряжение, на ИТЬ), устраивАТЬ (I спряжение, на АТЬ, нельзя «устроить», вид не тот), обидЕТЬся (II спряжение, исключение). Вставляем буквы: построИшь, устраиваЕт (он), обидИтся (он), вынесЕт (он).
11.1.2 Безударные гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Ключевым моментом этого правила является понимание того, что причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени, а выбор присоединяемых суффиксов причастий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ зависит от спряжения глагола . Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 3 лице. Сравним:
И это не совпадение не случайно, ведь для образования причастий от глаголов I спряжения используются суффиксы УЩ/ЮЩ, а для образования причастий от глаголов II спряжения — АЩ/ЯЩ.
Как видно из таблицы, гласные буквы в окончаниях глаголов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) совпадают с буквами в суффиксах причастий: они мечтаЮт — они мечтаЮщие; они колЮт — они колЮщие; они дремлЮт — они дремлЮщие.
Рассмотрим на примерах, как знание правил образования причастий настоящего времени помогает избежать ошибок.
Возьмём глагол «следовать». Образуем от глагола «следовать», 1 спряжения, 3-е лицо: следуЮТ. Уберём окончание, оставим основу, добавим суффикс: следу+ЮЩ+ий=следуЮЩий. Вот почему неверно «следущий», без буквы Ю.
Образуем причастие от слова «быть», 1 спряжение. Ставим в третье лицо, они будУТ Образуем причастие, беря основу: буд+УЩ+ий= будУЩий. Вот почему неверно «будующий», с буквой Ю.
Возьмём слово с неясной букой в суффиксе леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в инфинитиве, значит, не можем определить спряжение. Такие слова нужно запоминать. В «Справке» к заданию 10 это слово было в табличке, потому вписываем лелеЯть, а далее по схеме: спряжение I, значит, они лелеЮТ, значит, лелеЮЩий.
В задании 11 нам предлагается пройти обратный путь, то есть определить спряжение глагола по уже образованному причастию и вставить букву.
Кашля. щий←кашляЮТ←кашлЯТЬ. Спряжение I, суффикс причастия ЮЩ;
Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←борОТЬся. По третьему лицу спряжение не удалось определить, по начальной легко, I спряжение, нужен суффикс ЮЩ;
Увлека..щийся←увлекаЮТся←увлекАТЬся, спряжение I, суффикс причастия ЮЩ;
Мел..щий (кофе, зерно или говорящий ерунду, чепуху )←молОТЬ, спряжение I, суффикс причастия ЮЩ
Запомним слова-исключения из этого правила:
брезжУЩий, зыблЮЩийся, зиждУЩийся, внемлЮЩий.
11.1.3 Безударные гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Как и в предыдущем пункте, выбор присоединяемых суффиксов причастий ЕМ или ИМ зависит от спряжения глагола.
Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 1 лице множественного числа (мы). Сравним:
Для образования причастий от глаголов I спряжения используются суффиксы ЕМ/ОМ, а для причастий от глаголов II спряжения— ИМ.
Рассмотрим, как применять это правило на примерах.
Расходу. мый (материал)← (мы) расходуЕМ← так как «расходовАТЬ» — глагол I спряжения , суффикс причастия ЕМ, окончание глагола ЕМ;
Неконтролиру. мый (процесс)←(мы) не контролируЕМ←так как «контролировАТЬ» — глагол I спряжения, суффикс причастия ЕМ, окончание глагола ЕМ.
Запомним слова, написание букв в суффиксе которых вызывает затруднение:
приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕМый.
Слово движИМый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать», а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.
11.2 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
Сформулируем общее правило, понимание которого позволит не допускать ошибок: причастия и деепричастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива , поэтому достаточно знать, как пишется инфинитив и как происходит образование глагольных форм.
11.2.1 Гласные перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени
Написание пропущенной буквы в причастиях типа увидЕвший, обидЕвший, наклеИвший определяется только тем, какая буква была на этом месте в начальной форме глагола , ведь эти слова образованы от основ увидЕть, обидЕть, наклеИть при помощи суффикса ВШ. Эта буква—та же самая, что и перед Л в глаголах прошедшего времени: тот, который увидЕл—увидЕвший, отредактировАл—отредактировАвший, переписывАл—переписывАвший.
Приведём примеры из задания 11
ненавид. вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: ненавидЕть. Вписываем эту букву в причастие, ненавидЕвший.
Обратите внимание : то, что глагол входит в список исключений, для данного правила не имеет никакого значения.
Приведём пример ошибочного рассуждения: слово образовано от глагола -исключения, значит, нужно писать и. (Букву и нужно писать, но только в формах не прошедшего времени, а в формах настоящего).
выгор..вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: выгорЕть. Вписываем эту букву в причастие, выгорЕвший.
11.2.2 Аналогично правило работает и при определении безударной гласной буквы перед суффиксами деепричастий прошедшего времени :
Сравним пары слов в столбиках:
Причастия (какой?, который что сделал)
Гласная буква—суффикс начальной формы— перед выделенными суффиксами ОДНА и та же, и она «перешла» вместе с основой начальной формы глагола, от которой обе формы образованы.
Приведём словообразовательные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).
11.2.3 Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Формы страдательных причастий образуются от основ инфинитива при помощи суффикса ЕНН или НН.
Если основа глагола оканчивается не на ИТЬ, то есть с сохранением гласной буквы основы, например:
ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;
замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;
обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.
Таким образом, перед НН пишется та же самая буква, что и в основе инфинитива.
Если основа глагола оканчивается на ИТЬ, то есть с усечением гласной буквы основы, например:
УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН.
Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.
Отдельно стоит отметить случаи, если основа глагола оканчивается на ЕТЬ: некоторые лингвисты считают в причастиях суффикс ЕНН, другие видят два суффикса, Е и НН:
УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, указаны два суффикса;
рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, указан один суффикс.
При разном подходе к определению состава слова написание буквы Е перед НН остаётся неизменным.
Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.
Этим же правилам подчиняются и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида:
пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суффикс И усекается, добавляется ЕН;
вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;
сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.
Ряд слов, образованных от ПОХОЖИХ глаголов нужно отметить особо.
выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть);
развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕннный товар (взвесИть);
замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вывалИть).
Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов
измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;
измерЕННый (измерИть, что сделать?, от измерЯть причастия прошедшего времени не образуется);
Источник статьи: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=12558
Правописание суффиксов. Для правильного написания гласной в суффиксе причастия лучше всего пользоваться следующими приемами
Для правильного написания гласной в суффиксе причастия лучше всего пользоваться следующими приемами.
а). Для начала установите для себя тип причастия, проще говоря – присмотритесь, на какие буквы причастие оканчивается. У вас может быть четыре варианта:
· причастие оканчивается на – ЩИЙ (лелеющий, строящий);
· причастие оканчивается на – МЫЙ (лелеемый, строимый);
· причастие оканчивается на – ВШИЙ (лелеявший, строивший);
· причастие оканчивается на – ННЫЙ (взлелеянный, встроенный).
б). Если вы имеете дело с причастиями первых двух типов (они называются причастиями настоящего времени), гласные в их суффиксах определяются так же, как гласные в окончаниях глаголов, от которых они образованы, – то есть по спряжению. Вам достаточно сообразить, как пишутся эти глаголы в определенных формах:
· для причастий на– ЩИЙ следует вспомнить форму 3 лица множественного числа (они что делают?): лелеют – лелеющий, строят – строящий; · для причастий на – МЫЙ необходимо использовать форму 3 лица единственного числа (он что делает?): лелеет – лелеемый, строит – строимый. |
в). Если же перед вами причастие прошедшего времени, нужно просто вспомнить начальную форму глагола, от которого оно образовано.
В суффиксе причастия прошедшего времени (на – ВШИЙ или на –ННЫЙ) пишется та гласная, которая в неопределенной (начальной) форме глагола стоит перед –ТЬ: лелеять – лелеявший, лелеянный, видеть – видевший, виденный и т.д. |
Исключение: страдательные причастия, образованные от глаголов на – ИТЬ (строить, клеить, учить, лечить и т.д.); в таких причастиях гласная –И– заменяется на –Е-:
встроить – но встроенный, заклеить – но заклеенный, выучить – но выученный и т.д.
Справедливости ради добавлю, что причастия, конечно, могут образовываться и с помощью других суффиксов, но с их правописанием у вас проблем точно не будет (например, суффикс –Т-: умытый, продвинутый и т.п. – ошибиться невозможно).
И ещё: в причастиях на –ЩИЙ не забывайте о правописании ЧУ/ЩУиЧА/ЩА, не пишите их, как некоторые первоклассники, через ЮилиЯ (рокочущий, трепещущий, лечащий, тащащий и т.п.).
Чтобы лучше всё это запомнить, воспользуйтесь схемой:
|
пишется гласная-суффикс неопределенной формы глагола, от которого образовано причастие ( строивший- от строить лелеянный – от лелеять ) * исключение: страдательные причастия от глаголов на – ИТЬ – ( встроенный – встроить) – в них всегда пишется -Е- |
Упражнение 64. Вставьте пропущенные буквы.
Игра..щие дети, кол..щие шипы, люб..щий взгляд, та..щий сугроб, пада..щий снег, гон..щий по дороге, тащ..щий соломинку, сыпл..щийся сверху, верт..щий обруч, беле..щий вдали, развалива..щийся на глазах, дыш..щий тяжело, ненавид..щий всех, многое знач..щий, ве..щий ветер, стел..щийся туман, бре..щий наголо, се..щий дождь, мел..щий зерно, пил..щий дрова, плещ..щийся в пруду, кле..щий подметку, бор..щийся с врагом, хлопоч..щий по делам, стро..щийся дом, пряч..щийся ребенок, терп..щий понапрасну, трепещ..щий от страха, готов..щийся к экзамену, слыш..ший всё, ка..щийся искренне, вид..щий это, реж..щий булку, леч..щий врач, мысл..щий тростник, цен..щий добро.
Упражнение 65. Вставьте пропущенные буквы.
Напутству..мый родителями, ненавид..мый всеми, броса..мый взгляд, слыш..мый звук,исследу..мый район, вид..мый глазом, кле..мый аккуратно, разреша..мый начальством, муч..мый стыдом,знач..мая морфема, рифму..мая строка, стро..мое здание, выполня..мый приказ, цитиру..мый автор,восстанавлива..мый сектор, гоня..мый по кабинетам, уважа..мый человек, бре..мый клиент, поддержива..мый под руку, изобража..мые в лицах, меша..мый соус, немысл..мый поступок, приемл..мый вариант, открыва..мая дверь, необита..мый остров, независ..мый характер, проветрива..мыый класс, неиссяка..мый источник, невысыха..мая лужа.
Упражнение 66. Вставьте пропущенные буквы.
Выраст..вший детей, стро..вший на века, закашл..вшийся старик, завис..вший от обстоятельств, выуч..вший правило, ма..вшийся весь день, закле..вший конверт, наде..вшийся на лучшее, выдерж..вший испытание, вид..вший всё, опостыл..вший этюд, вытерп..вший оскорбления, облед..невшее крыльцо, разве..вший надежды, знач..вший многое, муч..вший стыд, зате..вший перестановку,окам..невший от изумления, раска..вшийся в содеянном, ужал..вшая пчела, вылин..вший заяц, ненавид..вший ложь,ре..вший в вышине,обид..вший соседа, учу..вший выгоду, обезлюд..вший двор, обеспамят..вший от ужаса,вконец обессил..вший, завес..вший окно, леле..вший замыслы, завеш..вший все стены,посе..вший пшеницу, быстро выздоров..вший, громко ла..вший.
Упражнение 67. Вставьте пропущенные буквы.
Раскле..нные объявления, задерж..нный преступник, застрел..нный в бою, разброс..нные вещи,расстрел..нный по приговору, выращ..нная рассада, купл..нный по случаю, увенч..нный славой,взвеш..нный ответ, выкач..нное орудие, выкач..нная вода, брош..нная изба, утеш..нный ребенок, посе..нный хлеб, потер..нный ключ, разве..нные иллюзии, припа..нный проводник, взлеле..нные мечты, исправл..нные ошибки, выслуш..нный доклад, замеч..нный вовремя, просмотр..нные книги, замасл..нный фартук, удосто..нный награды, обиж..нный на друзей, слом..нный стул, сломл..нный горем,засуш..нный лист, измер..нный рост, покраш..нный пол, оконч..нный труд, разгруж..нный воз, полом..нная скамья, огранич..нный временем, увид..нный впервые, обвеш..нный покупатель, скош..нный луг.
Упражнение 68.Вставьте пропущенные буквы.
Кол..щий, завис..щий, бор..щийся, клокоч..щий, пыш..щий, меч..щийся, слыш..щий, наде..щийся, реж..щий, грохоч..щий, ре..щий, ищ..щий, ка..щийся, пиш..щий, кле..щий, ненавид..щий, чувству..щий, стро..щий, бре..щий, стел..щий, досаду..щий, пользу..щийся, ве..щий, терп..щий.
Почу..вший, обид..вший, выраст..вший, опостыл..вший, закле..вший, вид..вший, кле..вший, раста..вший, слыш..вший, наде..вшийся, ненавид..вший, леле..вший, выдерж..вший.
Ненавид..мый, исследу..мый, рифму..мый, кле..мый, стро..мый, рекоменду..мый, вид..мый, насажда..мый, муч..мый, знач..мый, слыш..мый, леле..мый, независ..мый, приемл..мый, предлага..мый.
Купл..нный, потер..нный, прикле..нный, разве..нный, задерж..нный, законч..нный, запа..нный, застрел..нный, взлеле..нный, брош..нный, засе..нный, просмотр..нный, несломл..нный, обиж..нный, выслуш..нный.
Упражнение 69.Вставьте пропущенные буквы.
Мел..щий муку, дыш..щий, пил..щий дерево, плещ..щиеся в воде, знач..щееся по списку, бор..щийся, сража..щийся, ненавид..щий, ненавид..мый, исполня..мый, рису..мый, слыш..мый, ла..щая собака, пряч..щийся, трепещ..щий, готов..щийся, стел..щийся, крас..щий, реж..щий ухо, люб..щий, клокоч..щий, сломл..нный, высуш..нный, заслуш..нный, законч..нный, заслуж..нный, выдерж..нный, обещ..нная, потер..нная, измер..нный, обиж..нный, сбереж..нный, раскле..нные объявления, покраш..нный, подстрел..нный, замасл..нный, удосто..нный, разве..нные иллюзии, выровн..нный, услыш..нный, вывеш..нный. Тесто хорошо замеш..но. Он был замеш..н в историю. Картины развеш..ны по стенам. Окно завеш..но шторами. Орудия выкач..ны на передовую. Вся вода из водоема выкач..на. Окопы обстрел..ны неприятелем. Преступник застрел..н при задержании.
Упражнение 70 (обобщающее).Вставьте пропущенные буквы.
Кле..щий, бор..щийся, хлопоч..щий, стел..щий, кол..щий, ненавид..щий, пряч..щийся, терп..щий, трепещ..щий, дремл..щий, дыш..щий, мел..щий зерно, пил..щий доски, плещ..щийся в бассейне, готов..щийся, люб..щий, слыш..щий, слыш..вший, ла..щий, наде..щийся, наде..вшийся, вид..вший, вид..мый, кле..вший, подстрел..нный, цитиру..мый, слыш..мый, знач..вший, знач..мый, окле..нный, зате..нный, утеш..нный, купл..нный, увенч..нный, рокоч..щий, бре..щий, цен..щийся, мысл..щий, скач..щий, напутству..мый, ненавид..мый, броса..мый, исследу..мый, кле..мый, разреша..мый, муч..мый, выполня..мый, отта..вший, обезлюд..вший, учу..вший, выстро..нный, бре..щий, пиш..щий, ненавид..щий, стро..щий, леч..щий, спе..щий виноград, хлещ..щий, грохоч..щий, реж..щий, ропщ..щий, меч..щийся, ищ..щий, та..щий, вид..щий.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su – Студопедия (2013 – 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек. –>
Источник статьи: http://studopedia.su/13_174926_pravopisanie-suffiksov.html
Карточка №1. «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.
Стел…щийся, корм…щий, дыш…щий, бор…щийся, плач…щий, держ…щий, ре…щий, скач…щий, мел…щий, пил…щие, плещ…щиеся, пен…щийся, клокоч…щий, кле…щий, сража…щийся, хлопоч…щая, расстила…щаяся, стро…щееся, кол…щий, ненавид…щий, пряч…щийся, готов…щийся, дремл…щий, слыш…щийся, ла…щая, спеш…щий, завис…щий, знач…щий, колебл…щийся.
Карточка №2. Действительные причастия прошедшего времени.
Вставьте пропущенные буквы.
Стро…вший, се…вший, увид…вший, ве…вший, высме…вший, ре…вший, замет…вший, огорош…вший, наде…вшийся, раска…вшийся, раста…вший, слыш…вший, прав…вший, обид…вший, направ…вший, постро…вший, ужал…вший, ла…вший, отта…вший, завис…вший, ненавид…вший, встрет…вший, отча…вшийся, зажмур…вшийся.
Карточка №3. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.
ПОМОГИТЕ
Изуча…мый, слыш…мый, обурева…мый, избира…мый, независ…мый, движ…мый, оберега…мый, исполня…мый, колебл…мый, реша…мый, обрабатыва…мый, ненавид…мый, поднима…мый, сдвига…мый, знач…мый, чита…мый, внуша…мый, склоня…мый, вид…мый, пополня…мый, объявля…мый, замеча…мый, отправля…мый.
Ответы
Стелющийся, кормящий, дышащий, борющийся, плачущий, держащий, реющий, скачущий, мелющий, пилящие, плещущиеся, пенящийся, клокочущий, клеющий, сражающийся, хлопочущая, расстилающаяся, строящееся, колющий, ненавидящий, прячущийся, готовящийся, дремлющий, слышащийся, лающая, спешащий, зависящий, значащий, колеблющийся.
Карточка №2. Действительные причастия прошедшего времени.
Вставьте пропущенные буквы.
Строивший, сеявший, увидавший, веявший, высмеявший, реявший, заметавший, огорошивший, надеявшийся, раскаявшийся, растаявший, слышавший, правивший, обидевший, направивший, построивший, ужаливший, лаявший, оттаявший, зависевший, ненавидевший, встретивший, отчаявшийся, зажмурившийся.
Карточка №3. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.
Изучаемый, слышимый, обуреваемый, избираемый, независимый, движимый, оберегаемый, исполняемый, колеблемый, решаемый, обрабатываемый, ненавидимый, поднимаемый, сдвигаемый, значимый, читаемый, внушаемый, склоняемый, видимый, пополняемый, объявляемый, замечаемый, отправляемый.
1) Стелящийся, кормящий, дышащий, борющийся, плачущий, держащий, реющий, скачущий, мелящий, пилящие, плещущиеся, пенящийся, клокочущий, клеящий, сражающий, хлопочущая, расстилающаяся, строящееся, колющий, ненавидящий, слышащийся, лающая, спешащий, зависящий, значащий, колеблющийся.
2) Строивший, сеявший, увидевший, веявший, высмеявший, реявший, заметивший, огорошивший, надеявшийся, раскаявшийся, растаявший, слышавший, правивший, обидевший, направивший, построивший, ужаливший, лаявший, оттаявший, зависящий, ненавидевший, встретивший, отчаявшийся, зажмурившийся.
3) Изучаемый, слышимый, обуреваемый, избираемый, независимый, движимый, оберегаемый, исполняемый, колеблемый, решаемый, обрабатываемый, ненавидимый, поднимаемый, сдвигаемый, значимый, читаемый, внушаемый, склоняемый, видимый, пополняемый, объявляемый, замечаемый, отправляемый.
Источник статьи: http://sous-otvet.net/vopros/35121639.html
Упражнения по русскому языку
I. Увид..те стел..щийся над реч..нкой туман; завис..мое от обстоятельств; тревож..щая мысль; жал..щие комары; будто се..щий через сито дождь; грохоч..щий водопад; движ..мые чувством страха; леч..щийся травами; рокоч..щий гром; едва брезж..щий рассвет; плач..щего малыша; выращива..мые растения; плещ..щейся волны; терп..щий бедствие; колебл..мые ветром; наде..щийся на помощь; та..щие на щеках; клокоч..щего водопада; о стро..щемся доме; самокле..щихся обоев; меч..щегося из стороны в сторону; беспоко..щегося о результатах; едва вид..мого; щебеч..щей птицей; завис..щий от погоды; рекоменду..мая для чтения; от жал..щих пчел; бор..щийся с волнами; едва слыш..мого шепота; гон..щегося за зайцем; у ла..щей собачонки; в расстила..щемся тумане.
II. Расе..нные тучи; посаж..нный сад; вырубл..нный лес; ове..нный славой; услыш..нный разговор; расстрел..нные патроны; выкач..нная бочка; выкач..нная нефть; развеш..нные картины; развеш..нная мука; размеш..нные краски; замеш..нный в преступлении; замеш..нное тесто; скле..нный клеем; подстрел..нный зверек; потер..нное время; поддерж..нный другом; разве..нный ветром; посе..нный в поле; постро..нный в срок; дорога изъезж..на; тропинка протопт..на; книга прочит..на.
III Вел..чаво во(с, сс)еда..щ..й на своём р..скошном троне Зевс держал в правой руке маленькую фигурку крылатой богин.. Ники которая, к..залось, только что слетела с в..ршины Олимпа. Левой рукой он оп..рался на жезл, украш..нный фигурой св..ще(нн, н)ого орла. Голову Зевса укр..шал с..яющий золотой в..нец из ветвей масличного дерева. Струящ..еся волосы и борода о(т, тт)еняли его сп..койное пр..красное лицо. Через обн..ж..нный торс был перекинут золотой плащ, украш..нный изобр..жениями лилий звёзд и животных и свободными складками сп..да..щий на колени. Ноги Зевса обутые в сандалии поко..лись на скамеечке поддерж..ва..мой по краям золотыми львами. Голова торс руки Зевса и фигура Ники были сдел..ны из слоновой кости. Всё остальное венец одежда сандалии Зевса священный орёл венок Ники — из чистейшего золота.
I. Увидите стелющийся над речонкой туман; зависимое от обстоятельств; тревожащая мысль; жалящие комары; прыснет, будто сеющий через сито дождь; грохочущий водопад; движимые чувством страха; лечащийся травами; рокочущий гром; едва брезжащий рассвет; плачущего малыша; выращиваемые растения; плещущейся волны; терпящий бедствие; колеблемые ветром; надеющийся на помощь; тающие на щеках; клокочущего водопада; о строящемся доме; самоклеящихся обоев; мечущегося из стороны в сторону; беспокоящегося о результатах; едва видимого; щебечущей птицей; зависящий от погоды; рекомендуемая для чтения; от жалящих пчел; борющийся с волнами; едва слышимого шепота; гонящегося за зайцем; у лающей собачонки; в расстилающемся тумане.
II. Рассеянные тучи; посаженный сад; вырубленный лес; овеянный славой; услышанный разговор; расстрелянные патроны; выкаченная бочка; выкачанная нефть; развешанные картины; развешенная мука; размешанные краски; замешанный в преступлении; замешенное тесто; склеенный клеем; подстреленный зверек; потерянное время; поддержанный другом; развеянный ветром; посеянный в поле; построенный в срок; дорога изъезжена; тропинка протоптана; книга прочитана.
III Величаво восседающий на своём роскошном троне Зевс держал в правой руке маленькую фигурку крылатой богини Ники, которая, казалось, только что слетела с вершины Олимпа. Левой рукой он опирался на жезл, украшенный фигурой священного орла. Голову Зевса украшал сияющий золотой венец из ветвей масличного дерева. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо. Через обнажённый торс был перекинут золотой плащ, украшенный изображениями лилий, звёзд и животных и свободными складками спадающий на колени. Ноги Зевса, обутые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами. Голова, торс, руки Зевса и фигура Ники были сделаны из слоновой кости. Всё остальное: венец, одежда, сандалии Зевса, священный орёл, венок Ники — из чистейшего золота.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/603/32034.php