Стел щийся туман как пишется

“СтелЯщийся” или “стелЮщийся” – как правильно пишется?

Характеристики причастия

В средней школе получают первые знания о причастии. Самостоятельная часть речи объединяет в себе характеристики глагола и прилагательного. Слова отвечают одновременно на несколько вопросов: какой? какая? какое? что делающий? что сделавший?

Причастие образовано от глагола, а значит, имеет некоторые его постоянные признаки. К ним относится падеж, число и род. Кроме этого, часть речи обозначает признак предмета, определяющийся вследствие какого-то действия.

Чтобы определить вид, необходимо задать вопрос. Значит, причастие имеет такой же вид, как и глагол, от которого оно образовано. Например, от слова «стлаться» — причастие стелющийся, стараться — старающийся, силиться — силящийся, временить — временящий. Есть правила, позволяющие понять, почему слово является именно этой частью речи. Следует обратить внимание на то, что отсутствует проверочное слово, но есть определённые правила, которое нужно запомнить.

Причастие отличается постоянным признаком — имеет время, но только прошедшее и настоящее (говорящий, говоривший). Будущего времени не имеет. Берут от возвратных глаголов суффиксы и добавляется -ся (стлать — стлаться).

Согласование с существительным происходит так же, как и у прилагательных, значит, причастие имеет такой же род, число и падеж. Их относят к непостоянным признакам (танцующий мальчик — танцующему мальчику). Некоторые слова могут образовывать краткую форму (сделанный — сделан).

Чтобы понять, как пишется слово «стелющийся», нужно запомнить, что в предложении причастие выполняет две синтаксические функции: является определением («Нарисованную Лео картину быстро продали на аукционе»), входит в состав именного сказуемого («Роза сорвана девочкой сегодня»). Рядом с причастием могут находиться зависимые слова. Тогда в предложении есть причастный оборот, который является определением. То есть, на письме выделяются все слова, которые входят в этот оборот.

Следует рассмотреть разбор слова «стелющийся» по составу. В нём есть такие морфемы: окончание — и, основа — стелющ, корень — стел, два суффикса — ющ и —ся. Так происходит образование других причастий от глаголов. Например, посеять — посеявший, рубить — рубящий, дремать — дремлющий, беспокоиться — беспокоящийся.

Правила спряжения

Чтобы понять, как правильно «стелющийся или стелящийся», нужно определить спряжение глагола, так как от него происходит образование причастия. В настоящем времени в изъявительном наклонении рассматривают глагол с личным окончанием «стелю». Чтобы понять принцип написания, нужно запомнить правила употребления в зависимости от склонения.

В прошедшем и настоящем времени первое склонение единственное и множественное число употребляют «я стелю и стелил, мы стелим и стелили». Во втором лице «ты стелешь, стелил, вы стелете, стелили». Для третьего лица правильно будет сказать «он стелет / стелется, они стелили».

В повелительном наклонении говорят «ты стели, вы стелите». От глагола образовывают и деепричастие. В настоящем времени правильно будет сказать: «Стеля линолеум, мы научились работать вместе». В прошедшем говорят «стелив, стеливши».

Употребление окончаний

В зависимости от значения в предложении употребляется образованное от глагола слово. Это будет прилагательное, если начальное слово было «стлаться». Его характеристики: мужской род, единственное число, винительный падеж, несовершенный вид, действительный залог.

Важное правило — употребление гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени (-ущ, -ющ, -ащ, -ящ). Буква -у (-ю) пишется, если причастие образовано от глагола I спряжения (тянущий — тянуть), -а (-я) пишется, если образование происходило от II спряжения (любящий — любить).

Глагол «стелить» — это слово-исключение первого спряжения. Образованные от него однокоренные слова имеют окончание -ют (жители что делают? стелют) — глагол настоящего времени, указывающий на множественное число.

Если личное окончание находится в безударной позиции, необходимо следовать простому алгоритму:

  • поставить слово в начальную форму;
  • определить спряжение;
  • выбрать окончание.

В словосочетании глагола в начальной форме «стелить». Несмотря на то что слово заканчивается на -ить, то есть имеет в составе словообразовательный суффикс -и, оно относится к первому спряжению. Изменяется по лицам и числам. Если поставить глагол в форму третьего лица множественного числа, то получим окончание -ют.

Нужно запомнить это правило, чтобы правильно писать образованное причастие «стелющий», проверить употребление буквы -ю невозможно. Нельзя поставить -я, так как это будет неграмотно. Из таблицы можно понять, как пишется «стелющийся туман». Для этого словосочетание необходимо просклонять по падежам.

  1. Им. стелющийся туман
  2. Род. —егося тумана
  3. Дат. —емуся туману
  4. Вин. —ийся туман
  5. Тв. —имся туманом
  6. Предл. о —емся тумане

Правила придерживаются при использовании причастия в предложении. «Стелющийся в воздухе туман закрывает облака».

Морфологический разбор

Сделать анализ слова, как части речи, значит, произвести морфологический разбор. Первые сведения учитель даёт уже в начальной школе, где изучают имя существительное, прилагательное и глагол. В средней школе изучают разбор служебных частей речи.

Существует теория, что прилагательное «стелярный» образовано от глагола «стелить». Однако в русском языке такого слова не существует. А вот слово «стелящийся» может выступать как причастием, так и прилагательным. В этом случае будет отличаться морфологический разбор.

Рассмотрим словосочетание «стелющийся ковёр». Здесь часть речи — прилагательное. Слово употребляется в начальной форме, поэтому стоит в именительном падеже единственного числа мужского рода, имеет полную форму. Всё это непостоянные признаки. Постоянный — относительное. В предложении выступает определением.

Например, «Ещё недавно стелющийся по земле снег искрился и переливался, а теперь быстро таял на глазах». В предложении причастие, образованное от глагола «стлаться». В начальной форме «стелющийся». Имеет такие же непостоянные характеристики, как и в том случае, когда выражен прилагательным. Среди постоянных особенностей несовершенный вид, действительное, настоящее время. Отвечает на вопрос какой? Является определением.

Нужно запомнить, что вариантов разбора может быть несколько:

  1. Полная форма имени прилагательного мужского рода, в именительном падеже и единственном числе.
  2. Такая же часть речи, но имеет другие характеристики: неодушевлённое, в винительном падеже.
  3. Ещё один вариант — причастие. Непереходное, несовершенного вида, употребляется в настоящем времени; действительный залог, мужской род, единственное число, именительный падеж.
  4. Последний вид имеет одинаковые характеристики с третьим, только неодушевлённое и стоит в винительном падеже.

Чтобы правильно сделать морфологический разбор, необходимо придерживаться алгоритма. Сначала определяют часть речи, выявляют грамматическое значение, выписывают глагол, от которого произошло образование.

Обязательно выделяют морфологические признаки. Определяют начальную форму в Им. п., ед. ч., м. р. Для указания постоянных характеристик необходимо определить время, совершенный и несовершенный вид, возвратность. Обязательно проверяют действительное оно или страдательное. Признаки, которые могут изменяться в зависимости от контекста. Форма может быть полной и краткой, если причастие страдательное. Определяют падежное склонение, число и род. Обозначают синтаксическую роль.

Для различения прилагательного и причастия нужно запомнить, что первая часть речи обозначает признак, свойственный определённому предмету. А причастие указывает на признак по действию, значит, со временем он может измениться или совсем пропасть. Например, смелый — осмелевший, хлопотливый — хлопочущий. Можно запомнить суффиксы, с помощью которых происходит образование причастий: -ущ или -ющ, -ащ или -ящ, -вш, -ем, -им, -ом.

Чтобы правильно писать причастие, нужно запомнить, что оно образовано от глагола-исключения. Следует запомнить морфемы, с помощью которых происходит образование новых слов. Это поможет определять и отличать имя прилагательное от причастия, грамотно его употреблять в предложении и производить морфологический разбор.

Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/stelyashchiysya-ili-stelyushchiysya.html

Стел щийся туман как пишется

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Зависят от СПРЯЖЕНИЯ глагола (есть исключения и разноспрягаемые глаголы)

1. Личные окончания глагола настоящего и будущего времени:

в глаголах 1-го спряжения пишется Е, ЮТ/УТ

в глаголах 2-го спряжения пишется И, АТ/ЯТ

2. В суффиксах причастий настоящего времени действительных: если они образованы

от глаголов 1-го спряжения, то пишутся -УЩ/ЮЩ-

от глаголов 2-го спряжения, то пишутся -АЩ/ЯЩ-

неприемл ем ый от (не)приемлем (1 спр)

колебл ем ый от колеблем (1 спр)

3. В суффиксах причастий настоящего времени страдательных: если они образованы:

от глаголов 1-го спряжения, то пишутся -ЕМ/ОМ-

от глаголов 2-го спряжения, то пишется -ИМ-

Зависят от ИНФИНИТИВА (начальной формы) глагола

1. Остаётся суффикс основы инфинитива в действительных причастиях прошедшего времени, деепричастиях прошедшего времени, в глаголах прошедшего времени

2. В причастиях прошедшего времени страдательных перед НН, Т остаётся суффикс инфинитива, если глагол не оканчивается на -ИТЬ-

расчерч енн ый от расчерт ить

3. В причастиях прошедшего времени страдательных перед НН, Т пишется Е, если глагол оканчивается на -ИТЬ: суффикс И меняется на -ЕНН-

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния уча­щи­е­ся долж­ны знать:

—что такое лич­ная форма глагола;

—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;

—как за­ви­сит на­пи­са­ние суф­фик­са при­ча­стия от спря­же­ния глагола;

—в каких слу­ча­ях на­пи­са­ние суф­фик­са причастия/деепричастия опре­де­ля­ет­ся спряжением, а в каких нет.

11.1 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

Правило опре­де­ле­ния спря­же­ния гла­го­ла яв­ля­ет­ся базовым, ос­нов­ным пра­ви­лом для ТРЁХ орфограмм, из­ло­жен­ных в этом пункте.

В зависимости от буквы в окончании все гла­го­лы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы

Глаголы первого спряжения в окончаниях имеют буквы Е (Ё) и УТ(ЮТ)

Глаголы второго спряжения в окончаниях имеют буквы И и АТ(ЯТ)

1. Если личное окон­ча­ние на­хо­дит­ся под ударением, то опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла легко: в приведённых парах лич­ные формы гла­го­лов ИДТИ, ПЕТЬ и СИ­ДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют удар­ные лич­ные окончания.

Гла­гол от­но­сит­ся к I спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит Е; УТ/ЮТ .

Гла­гол от­но­сит­ся к II спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит И; АТ/ЯТ .

Слов с удар­ным окон­ча­ни­ем до­ста­точ­но много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.

Обратите внимание: по­яв­ле­ние приставки ВЫ не вли­я­ет на на­пи­са­ние окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.

2. Вто­рые пары слов, лич­ные формы гла­го­лов ПИ­САТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют уда­ре­ния на окончании. В них на­пи­са­ны буквы Е- УТ и И -ЯТ толь­ко потому, что было установлено: это гла­го­лы I и II спряжения. Спи­сок слов с без­удар­ным окон­ча­ни­ем го­раз­до более обширен.

Спряжения слова с без­удар­ным окон­ча­ни­ем определяют, ис­хо­дя из того, на какие буквы оканчивается гла­гол в на­чаль­ной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).

Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.

Все осталь­ные гла­го­лы на -ОТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ТИ,-УТЬ, -АТЬ, -ЫТЬ.

1) все гла­го­лы на -ИТЬ, кроме

стелить (употребляется толь­ко в ин­фи­ни­ти­ве и про­шед­шем времени; лич­ные гла­голь­ные формы об­ра­зу­ют­ся от гла­го­ла стлать — стелют),

2) 4 гла­го­ла на -АТЬ и 7 гла­го­лов на -ЕТЬ: гнать, держать, смот­реть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть .

Об­ра­ти­те внимание : до­бав­ле­ние при­став­ки не из­ме­ня­ет спря­же­ние глагола. Таким образом, и ЗАгнать, и ПРИсмотреть, и Услы­шать будут по-прежнему глаголами вто­ро­го спряжения.

Примечание 1: В на­чаль­ной школе вас учили опре­де­лять спря­же­ние по тре­тье­му лицу глагола: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—глагол I спряжения, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это пра­ви­ло работает, но толь­ко в том случае, если вы точно знаете, как пра­виль­но на­пи­сать тре­тье мно­же­ствен­ное (ОНИ). В этих примерах—они бор..тся или они слыш..т— выбрать буквы Я/Ю или А/У сложно, а вот уме­ние опре­де­лять спря­же­ние по ин­фи­ни­ти­ву не подведёт: бо­роть­ся (на ОТЬ, I спряжение, значит, пишем ЮТ; слы­шать (II спр., исключ., пишем АТ).

Примечание 2 : Ин­фи­ни­тив дол­жен быть того же вида, что и лич­ная форма глагола. К примеру, есть слово «настраивает» (он). Ин­фи­ни­тив будет «настраивать», что делать?, не­со­вер­шен­ный вид, как и у слова «настраивает». Это пер­вое спряжение, по­это­му пи­шет­ся Е. Если же оши­боч­но взять ин­фи­ни­тив дру­го­го вида, «на­стро­ить» (что сделать), то уж вы­хо­дит вто­рое спряжение, и нужно пи­сать И. Это букву мы на­пи­шем в форме «на­стро­Ит» (что сделает, со­вер­шен­но­го вида).

Примечание 3 . По­стфикс СЯ/СЬ не вли­я­ет на спряжение.

Примечание 4 . В не­ко­то­рых ин­фи­ни­ти­вах на­пи­са­ние букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вы­зы­ва­ет сложности. Таб­ли­ца таких гла­го­лов опуб­ли­ко­ва­на в «Справке» к за­да­нию 10.

Примечание 5: К некоторым глаголам подобрать неопределённую форму непросто. Записывайте такие глаголы и запоминайте их начальные формы. Например, слово «уколет» имеет начальную форму уколоть (не уколить), глагол «мелет» имеет форму молоть (не мелить).

Рассмотрим орфограммы, ос­но­ван­ные на этом правиле.

11.1.1 Без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов

Чтобы определить, пи­сать в окон­ча­нии гла­го­ла букву И или Е, тре­бу­ет­ся уста­но­вить его спряжение.

Первым делом убе­ди­тесь в том, что в гла­го­ле нет при­став­ки вы, если же она есть, убе­ри­те её и сле­дуй­те ос­нов­но­му пра­ви­лу опре­де­ле­ния спря­же­ния глагола. Не об­ра­щай­те вни­ма­ния на пост­фикс СЯ или СЬ, он не вли­я­ет на спряжение. Например, даны слова: постро..шь, устраива..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).

Увидели при­став­ку вы в слове вынес..т, убра­ли её, оста­лось слово несЁТ с удар­ным окончанием.

Остальные гла­го­лы ста­вим в на­чаль­ную форму (не пу­та­ем ВИД!) и опре­де­ля­ем спряжение: по­стро­ИТЬ (II спряжение, на ИТЬ), устра­и­вАТЬ (I спряжение, на АТЬ, нель­зя «устроить», вид не тот), оби­дЕТЬ­ся (II спряжение, исключение). Встав­ля­ем буквы: построИшь, устра­и­ва­Ет (он), оби­дИт­ся (он), вы­не­сЕт (он).

11.1.2 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Ключевым мо­мен­том этого пра­ви­ла яв­ля­ет­ся по­ни­ма­ние того, что при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов на­сто­я­ще­го времени, а выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ за­ви­сит от спря­же­ния глагола . Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 3 лице. Сравним:

И это не сов­па­де­ние не случайно, ведь для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы УЩ/ЮЩ, а для образования при­ча­стий от гла­го­лов II спря­же­ния — АЩ/ЯЩ.

Как видно из таблицы, гласные буквы в окончаниях глаголов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) совпадают с буквами в суффиксах причастий: они мечтаЮт — они мечтаЮщие; они колЮт — они колЮщие; они дремлЮт — они дремлЮщие.

Рассмотрим на примерах, как зна­ние пра­вил об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни по­мо­га­ет из­бе­жать ошибок.

Возьмём гла­гол «следовать». Об­ра­зу­ем от гла­го­ла «следовать», 1 спряжения, 3-е лицо: следуЮТ. Уберём окончание, оста­вим основу, до­ба­вим суффикс: следу+ЮЩ+ий=следуЮЩий. Вот почему неверно «следущий», без буквы Ю.

Об­ра­зу­ем при­ча­стие от слова «быть», 1 спряжение. Ставим в третье лицо, они будУТ Об­ра­зу­ем причастие, беря основу: буд+УЩ+ий= будУЩий. Вот почему неверно «будующий», с буквой Ю.

Возьмём слово с не­яс­ной букой в суф­фик­се леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в инфинитиве, значит, не можем определить спряжение. Такие слова нужно запоминать. В «Справке» к за­да­нию 10 это слово было в табличке, по­то­му впи­сы­ва­ем лелеЯть, а далее по схеме: спря­же­ние I, значит, они лелеЮТ, значит, лелеЮЩий.

В за­да­нии 11 нам пред­ла­га­ет­ся прой­ти об­рат­ный путь, то есть опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла по уже об­ра­зо­ван­но­му при­ча­стию и вста­вить букву.

Кашля. щий←кашляЮТ←кашлЯТЬ. Спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←борОТЬся. По тре­тье­му лицу спря­же­ние не уда­лось определить, по на­чаль­ной легко, I спряжение, нужен суф­фикс ЮЩ;

Увлека..щийся←увлекаЮТся←увлекАТЬся, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Мел..щий (кофе, зерно или говорящий ерунду, чепуху )←молОТЬ, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ

Запомним слова-исключения из этого правила:

брезжУЩий, зыблЮЩийся, зиждУЩийся, внемлЮЩий.

11.1.3 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Как и в преды­ду­щем пункте, выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий ЕМ или ИМ за­ви­сит от спря­же­ния глагола.

Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 1 лице мно­же­ствен­но­го числа (мы). Сравним:

Для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы ЕМ/ОМ, а для при­ча­стий от гла­го­лов II спряжения— ИМ.

Рассмотрим, как применять это правило на примерах.

Расходу. мый (материал)← (мы) расходуЕМ← так как «расходовАТЬ» — глагол I спря­же­ния , суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ;

Неконтролиру. мый (процесс)←(мы) не контролируЕМ←так как «контролировАТЬ» — глагол I спря­же­ния, суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ.

Запомним слова, на­пи­са­ние букв в суф­фик­се ко­то­рых вы­зы­ва­ет затруднение:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕМый.

Слово дви­жИ­Мый пи­шет­ся с ИМ, так как об­ра­зо­ва­но не от слова «двигать», а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

11.2 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ НЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

Сформулируем общее правило, по­ни­ма­ние ко­то­ро­го поз­во­лит не до­пус­кать ошибок: при­ча­стия и де­е­при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы инфинитива , поэтому до­ста­точ­но знать, как пи­шет­ся ин­фи­ни­тив и как про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние гла­голь­ных форм.

11.2.1 Глас­ные перед суф­фик­сами дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Написание про­пу­щен­ной буквы в при­ча­сти­ях типа увидЕвший, обидЕвший, на­кле­Ив­ший опре­де­ля­ет­ся толь­ко тем, какая буква была на этом месте в на­чаль­ной форме глагола , ведь эти слова об­ра­зо­ва­ны от основ увидЕть, обидЕть, на­кле­Ить при по­мо­щи суф­фик­са ВШ. Эта буква—та же самая, что и перед Л в гла­го­лах про­шед­ше­го времени: тот, ко­то­рый увидЕл—увидЕвший, отредактировАл—отредактировАвший, переписывАл—переписывАвший.

Приведём примеры из задания 11

ненавид. вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: ненавидЕть. Вписываем эту букву в причастие, ненавидЕвший.

Обратите внимание : то, что глагол входит в список исключений, для данного правила не имеет никакого значения.

Приведём пример ошибочного рассуждения: слово образовано от глагола -исключения, значит, нужно писать и. (Букву и нужно писать, но только в формах не прошедшего времени, а в формах настоящего).

выгор..вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: выгорЕть. Вписываем эту букву в причастие, выгорЕвший.

11.2.2 Ана­ло­гич­но пра­ви­ло ра­бо­та­ет и при опре­де­ле­нии без­удар­ной глас­ной буквы перед суф­фик­сами деепри­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни :

Сравним пары слов в столбиках:

Причастия (какой?, ко­то­рый что сделал) Деепричастия (что сделав?)

Гласная буква—суффикс на­чаль­ной формы— перед вы­де­лен­ны­ми суф­фик­са­ми ОДНА и та же, и она «перешла» вме­сте с ос­но­вой на­чаль­ной формы глагола, от ко­то­рой обе формы образованы.

Приведём сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).

11.2.3 Глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Формы стра­да­тель­ных при­ча­стий об­ра­зу­ют­ся от основ ин­фи­ни­ти­ва при помощи суффикса ЕНН или НН.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся не на ИТЬ, то есть с со­хра­не­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;

замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;

обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.

Таким образом, перед НН пи­шет­ся та же самая буква, что и в ос­но­ве инфинитива.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ИТЬ, то есть с усе­че­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН.

Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.

Отдельно стоит от­ме­тить случаи, если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ЕТЬ: не­ко­то­рые линг­ви­сты счи­та­ют в при­ча­сти­ях суф­фикс ЕНН, дру­гие видят два суффикса, Е и НН:

УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, ука­за­ны два суффикса;

рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, ука­зан один суффикс.

При раз­ном под­хо­де к опре­де­ле­нию со­ста­ва слова на­пи­са­ние буквы Е перед НН остаётся неизменным.

Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.

Этим же пра­ви­лам под­чи­ня­ют­ся и отглагольные прилагательные, об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида:

пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕН;

вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;

сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.

Ряд слов, об­ра­зо­ван­ных от ПО­ХО­ЖИХ гла­го­лов нужно от­ме­тить особо.

выкачАнная (качАть) из ко­лод­ца вода — вы­ка­чЕн­ная из под­ва­ла бочка (выкатИть);

развешАнное бельё (развешАть) — на­ве­шЕн­ная дверь (навесИть); взве­шЕнн­ный товар (взвесИть);

замешАнный в аван­тю­ру (замешАть) — за­ме­шЕн­ное тесто (замесИть);

вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вы­ва­лЕн­ный мусор (вывалИть).

Знание пра­виль­ной формы ин­фи­ни­ти­ва по­мо­га­ет и в на­пи­са­нии слов

измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;

измерЕННый (измерИть, что сделать?, от из­ме­рЯть при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни не образуется);

Источник статьи: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=12558

Правописание суффиксов. Для правильного написания гласной в суффиксе причастия лучше всего пользоваться следующими приемами

Для правильного написания гласной в суффиксе причастия лучше всего пользоваться следующими приемами.

а). Для начала установите для себя тип причастия, проще говоря – присмотритесь, на какие буквы причастие оканчивается. У вас может быть четыре варианта:

· причастие оканчивается на – ЩИЙ (лелеющий, строящий);

· причастие оканчивается на – МЫЙ (лелеемый, строимый);

· причастие оканчивается на – ВШИЙ (лелеявший, строивший);

· причастие оканчивается на – ННЫЙ (взлелеянный, встроенный).

б). Если вы имеете дело с причастиями первых двух типов (они называются причастиями настоящего времени), гласные в их суффиксах определяются так же, как гласные в окончаниях глаголов, от которых они образованы, – то есть по спряжению. Вам достаточно сообразить, как пишутся эти глаголы в определенных формах:

· для причастий на– ЩИЙ следует вспомнить форму 3 лица множественного числа (они что делают?): лелеют – лелеющий, строят – строящий; · для причастий на – МЫЙ необходимо использовать форму 3 лица единственного числа (он что делает?): лелеет – лелеемый, строит – строимый.

в). Если же перед вами причастие прошедшего времени, нужно просто вспомнить начальную форму глагола, от которого оно образовано.

В суффиксе причастия прошедшего времени (на – ВШИЙ или на –ННЫЙ) пишется та гласная, которая в неопределенной (начальной) форме глагола стоит перед –ТЬ: лелеять – лелеявший, лелеянный, видеть – видевший, виденный и т.д.

Исключение: страдательные причастия, образованные от глаголов на – ИТЬ (строить, клеить, учить, лечить и т.д.); в таких причастиях гласная –И– заменяется на –Е-:

встроить – но встроенный, заклеить – но заклеенный, выучить – но выученный и т.д.

Справедливости ради добавлю, что причастия, конечно, могут образовываться и с помощью других суффиксов, но с их правописанием у вас проблем точно не будет (например, суффикс –Т-: умытый, продвинутый и т.п. – ошибиться невозможно).

И ещё: в причастиях на –ЩИЙ не забывайте о правописании ЧУ/ЩУиЧА/ЩА, не пишите их, как некоторые первоклассники, через ЮилиЯ (рокочущий, трепещущий, лечащий, тащащий и т.п.).

Чтобы лучше всё это запомнить, воспользуйтесь схемой:

пишется гласная-суффикс неопределенной формы глагола, от которого образовано причастие ( строивший- от строить лелеянный – от лелеять ) * исключение: страдательные причастия от глаголов на – ИТЬ – ( встроенный – встроить) – в них всегда пишется -Е-

Упражнение 64. Вставьте пропущенные буквы.

Игра..щие дети, кол..щие шипы, люб..щий взгляд, та..щий сугроб, пада..щий снег, гон..щий по дороге, тащ..щий соломинку, сыпл..щийся сверху, верт..щий обруч, беле..щий вдали, развалива..щийся на глазах, дыш..щий тяжело, ненавид..щий всех, многое знач..щий, ве..щий ветер, стел..щийся туман, бре..щий наголо, се..щий дождь, мел..щий зерно, пил..щий дрова, плещ..щийся в пруду, кле..щий подметку, бор..щийся с врагом, хлопоч..щий по делам, стро..щийся дом, пряч..щийся ребенок, терп..щий понапрасну, трепещ..щий от страха, готов..щийся к экзамену, слыш..ший всё, ка..щийся искренне, вид..щий это, реж..щий булку, леч..щий врач, мысл..щий тростник, цен..щий добро.

Упражнение 65. Вставьте пропущенные буквы.

Напутству..мый родителями, ненавид..мый всеми, броса..мый взгляд, слыш..мый звук,исследу..мый район, вид..мый глазом, кле..мый аккуратно, разреша..мый начальством, муч..мый стыдом,знач..мая морфема, рифму..мая строка, стро..мое здание, выполня..мый приказ, цитиру..мый автор,восстанавлива..мый сектор, гоня..мый по кабинетам, уважа..мый человек, бре..мый клиент, поддержива..мый под руку, изобража..мые в лицах, меша..мый соус, немысл..мый поступок, приемл..мый вариант, открыва..мая дверь, необита..мый остров, независ..мый характер, проветрива..мыый класс, неиссяка..мый источник, невысыха..мая лужа.

Упражнение 66. Вставьте пропущенные буквы.

Выраст..вший детей, стро..вший на века, закашл..вшийся старик, завис..вший от обстоятельств, выуч..вший правило, ма..вшийся весь день, закле..вший конверт, наде..вшийся на лучшее, выдерж..вший испытание, вид..вший всё, опостыл..вший этюд, вытерп..вший оскорбления, облед..невшее крыльцо, разве..вший надежды, знач..вший многое, муч..вший стыд, зате..вший перестановку,окам..невший от изумления, раска..вшийся в содеянном, ужал..вшая пчела, вылин..вший заяц, ненавид..вший ложь,ре..вший в вышине,обид..вший соседа, учу..вший выгоду, обезлюд..вший двор, обеспамят..вший от ужаса,вконец обессил..вший, завес..вший окно, леле..вший замыслы, завеш..вший все стены,посе..вший пшеницу, быстро выздоров..вший, громко ла..вший.

Упражнение 67. Вставьте пропущенные буквы.

Раскле..нные объявления, задерж..нный преступник, застрел..нный в бою, разброс..нные вещи,расстрел..нный по приговору, выращ..нная рассада, купл..нный по случаю, увенч..нный славой,взвеш..нный ответ, выкач..нное орудие, выкач..нная вода, брош..нная изба, утеш..нный ребенок, посе..нный хлеб, потер..нный ключ, разве..нные иллюзии, припа..нный проводник, взлеле..нные мечты, исправл..нные ошибки, выслуш..нный доклад, замеч..нный вовремя, просмотр..нные книги, замасл..нный фартук, удосто..нный награды, обиж..нный на друзей, слом..нный стул, сломл..нный горем,засуш..нный лист, измер..нный рост, покраш..нный пол, оконч..нный труд, разгруж..нный воз, полом..нная скамья, огранич..нный временем, увид..нный впервые, обвеш..нный покупатель, скош..нный луг.

Упражнение 68.Вставьте пропущенные буквы.

Кол..щий, завис..щий, бор..щийся, клокоч..щий, пыш..щий, меч..щийся, слыш..щий, наде..щийся, реж..щий, грохоч..щий, ре..щий, ищ..щий, ка..щийся, пиш..щий, кле..щий, ненавид..щий, чувству..щий, стро..щий, бре..щий, стел..щий, досаду..щий, пользу..щийся, ве..щий, терп..щий.

Почу..вший, обид..вший, выраст..вший, опостыл..вший, закле..вший, вид..вший, кле..вший, раста..вший, слыш..вший, наде..вшийся, ненавид..вший, леле..вший, выдерж..вший.

Ненавид..мый, исследу..мый, рифму..мый, кле..мый, стро..мый, рекоменду..мый, вид..мый, насажда..мый, муч..мый, знач..мый, слыш..мый, леле..мый, независ..мый, приемл..мый, предлага..мый.

Купл..нный, потер..нный, прикле..нный, разве..нный, задерж..нный, законч..нный, запа..нный, застрел..нный, взлеле..нный, брош..нный, засе..нный, просмотр..нный, несломл..нный, обиж..нный, выслуш..нный.

Упражнение 69.Вставьте пропущенные буквы.

Мел..щий муку, дыш..щий, пил..щий дерево, плещ..щиеся в воде, знач..щееся по списку, бор..щийся, сража..щийся, ненавид..щий, ненавид..мый, исполня..мый, рису..мый, слыш..мый, ла..щая собака, пряч..щийся, трепещ..щий, готов..щийся, стел..щийся, крас..щий, реж..щий ухо, люб..щий, клокоч..щий, сломл..нный, высуш..нный, заслуш..нный, законч..нный, заслуж..нный, выдерж..нный, обещ..нная, потер..нная, измер..нный, обиж..нный, сбереж..нный, раскле..нные объявления, покраш..нный, подстрел..нный, замасл..нный, удосто..нный, разве..нные иллюзии, выровн..нный, услыш..нный, вывеш..нный. Тесто хорошо замеш..но. Он был замеш..н в историю. Картины развеш..ны по стенам. Окно завеш..но шторами. Орудия выкач..ны на передовую. Вся вода из водоема выкач..на. Окопы обстрел..ны неприятелем. Преступник застрел..н при задержании.

Упражнение 70 (обобщающее).Вставьте пропущенные буквы.

Кле..щий, бор..щийся, хлопоч..щий, стел..щий, кол..щий, ненавид..щий, пряч..щийся, терп..щий, трепещ..щий, дремл..щий, дыш..щий, мел..щий зерно, пил..щий доски, плещ..щийся в бассейне, готов..щийся, люб..щий, слыш..щий, слыш..вший, ла..щий, наде..щийся, наде..вшийся, вид..вший, вид..мый, кле..вший, подстрел..нный, цитиру..мый, слыш..мый, знач..вший, знач..мый, окле..нный, зате..нный, утеш..нный, купл..нный, увенч..нный, рокоч..щий, бре..щий, цен..щийся, мысл..щий, скач..щий, напутству..мый, ненавид..мый, броса..мый, исследу..мый, кле..мый, разреша..мый, муч..мый, выполня..мый, отта..вший, обезлюд..вший, учу..вший, выстро..нный, бре..щий, пиш..щий, ненавид..щий, стро..щий, леч..щий, спе..щий виноград, хлещ..щий, грохоч..щий, реж..щий, ропщ..щий, меч..щийся, ищ..щий, та..щий, вид..щий.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

studopedia.su – Студопедия (2013 – 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление

Генерация страницы за: 0.008 сек. –>

Источник статьи: http://studopedia.su/13_174926_pravopisanie-suffiksov.html

Карточка №1. «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Стел…щийся, корм…щий, дыш…щий, бор…щийся, плач…щий, держ…щий, ре…щий, скач…щий, мел…щий, пил…щие, плещ…щиеся, пен…щийся, клокоч…щий, кле…щий, сража…щийся, хлопоч…щая, расстила…щаяся, стро…щееся, кол…щий, ненавид…щий, пряч…щийся, готов…щийся, дремл…щий, слыш…щийся, ла…щая, спеш…щий, завис…щий, знач…щий, колебл…щийся.

Карточка №2. Действительные причастия прошедшего времени.

Вставьте пропущенные буквы.

Стро…вший, се…вший, увид…вший, ве…вший, высме…вший, ре…вший, замет…вший, огорош…вший, наде…вшийся, раска…вшийся, раста…вший, слыш…вший, прав…вший, обид…вший, направ…вший, постро…вший, ужал…вший, ла…вший, отта…вший, завис…вший, ненавид…вший, встрет…вший, отча…вшийся, зажмур…вшийся.

Карточка №3. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.
ПОМОГИТЕ
Изуча…мый, слыш…мый, обурева…мый, избира…мый, независ…мый, движ…мый, оберега…мый, исполня…мый, колебл…мый, реша…мый, обрабатыва…мый, ненавид…мый, поднима…мый, сдвига…мый, знач…мый, чита…мый, внуша…мый, склоня…мый, вид…мый, пополня…мый, объявля…мый, замеча…мый, отправля…мый.

Ответы

Стелющийся, кормящий, дышащий, борющийся, плачущий, держащий, реющий, скачущий, мелющий, пилящие, плещущиеся, пенящийся, клокочущий, клеющий, сражающийся, хлопочущая, расстилающаяся, строящееся, колющий, ненавидящий, прячущийся, готовящийся, дремлющий, слышащийся, лающая, спешащий, зависящий, значащий, колеблющийся.

Карточка №2. Действительные причастия прошедшего времени.

Вставьте пропущенные буквы.

Строивший, сеявший, увидавший, веявший, высмеявший, реявший, заметавший, огорошивший, надеявшийся, раскаявшийся, растаявший, слышавший, правивший, обидевший, направивший, построивший, ужаливший, лаявший, оттаявший, зависевший, ненавидевший, встретивший, отчаявшийся, зажмурившийся.

Карточка №3. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Изучаемый, слышимый, обуреваемый, избираемый, независимый, движимый, оберегаемый, исполняемый, колеблемый, решаемый, обрабатываемый, ненавидимый, поднимаемый, сдвигаемый, значимый, читаемый, внушаемый, склоняемый, видимый, пополняемый, объявляемый, замечаемый, отправляемый.

1) Стелящийся, кормящий, дышащий, борющийся, плачущий, держащий, реющий, скачущий, мелящий, пилящие, плещущиеся, пенящийся, клокочущий, клеящий, сражающий, хлопочущая, расстилающаяся, строящееся, колющий, ненавидящий, слышащийся, лающая, спешащий, зависящий, значащий, колеблющийся.

2) Строивший, сеявший, увидевший, веявший, высмеявший, реявший, заметивший, огорошивший, надеявшийся, раскаявшийся, растаявший, слышавший, правивший, обидевший, направивший, построивший, ужаливший, лаявший, оттаявший, зависящий, ненавидевший, встретивший, отчаявшийся, зажмурившийся.

3) Изучаемый, слышимый, обуреваемый, избираемый, независимый, движимый, оберегаемый, исполняемый, колеблемый, решаемый, обрабатываемый, ненавидимый, поднимаемый, сдвигаемый, значимый, читаемый, внушаемый, склоняемый, видимый, пополняемый, объявляемый, замечаемый, отправляемый.

Источник статьи: http://sous-otvet.net/vopros/35121639.html

Упражнения по русскому языку

I. Увид..те стел..щийся над реч..нкой туман; завис..мое от обстоятельств; тревож..щая мысль; жал..щие комары; будто се..щий через сито дождь; грохоч..щий водопад; движ..мые чувством страха; леч..щийся травами; рокоч..щий гром; едва брезж..щий рассвет; плач..щего малыша; выращива..мые растения; плещ..щейся волны; терп..щий бедствие; колебл..мые ветром; наде..щийся на помощь; та..щие на щеках; клокоч..щего водопада; о стро..щемся доме; самокле..щихся обоев; меч..щегося из стороны в сторону; беспоко..щегося о результатах; едва вид..мого; щебеч..щей птицей; завис..щий от погоды; рекоменду..мая для чтения; от жал..щих пчел; бор..щийся с волнами; едва слыш..мого шепота; гон..щегося за зайцем; у ла..щей собачонки; в расстила..щемся тумане.

II. Расе..нные тучи; посаж..нный сад; вырубл..нный лес; ове..нный славой; услыш..нный разговор; расстрел..нные патроны; выкач..нная бочка; выкач..нная нефть; развеш..нные картины; развеш..нная мука; размеш..нные краски; замеш..нный в преступлении; замеш..нное тесто; скле..нный клеем; подстрел..нный зверек; потер..нное время; поддерж..нный другом; разве..нный ветром; посе..нный в поле; постро..нный в срок; дорога изъезж..на; тропинка протопт..на; книга прочит..на.

III Вел..чаво во(с, сс)еда..щ..й на своём р..скошном троне Зевс держал в правой руке маленькую фигурку крылатой богин.. Ники которая, к..залось, только что слетела с в..ршины Олимпа. Левой рукой он оп..рался на жезл, украш..нный фигурой св..ще(нн, н)ого орла. Голову Зевса укр..шал с..яющий золотой в..нец из ветвей масличного дерева. Струящ..еся волосы и борода о(т, тт)еняли его сп..койное пр..красное лицо. Через обн..ж..нный торс был перекинут золотой плащ, украш..нный изобр..жениями лилий звёзд и животных и свободными складками сп..да..щий на колени. Ноги Зевса обутые в сандалии поко..лись на скамеечке поддерж..ва..мой по краям золотыми львами. Голова торс руки Зевса и фигура Ники были сдел..ны из слоновой кости. Всё остальное венец одежда сандалии Зевса священный орёл венок Ники — из чистейшего золота.

I. Увидите стелющийся над речонкой туман; зависимое от обстоятельств; тревожащая мысль; жалящие комары; прыснет, будто сеющий через сито дождь; грохочущий водопад; движимые чувством страха; лечащийся травами; рокочущий гром; едва брезжащий рассвет; плачущего малыша; выращиваемые растения; плещущейся волны; терпящий бедствие; колеблемые ветром; надеющийся на помощь; тающие на щеках; клокочущего водопада; о строящемся доме; самоклеящихся обоев; мечущегося из стороны в сторону; беспокоящегося о результатах; едва видимого; щебечущей птицей; зависящий от погоды; рекомендуемая для чтения; от жалящих пчел; борющийся с волнами; едва слышимого шепота; гонящегося за зайцем; у лающей собачонки; в расстилающемся тумане.

II. Рассеянные тучи; посаженный сад; вырубленный лес; овеянный славой; услышанный разговор; расстрелянные патроны; выкаченная бочка; выкачанная нефть; развешанные картины; развешенная мука; размешанные краски; замешанный в преступлении; замешенное тесто; склеенный клеем; подстреленный зверек; потерянное время; поддержанный другом; развеянный ветром; посеянный в поле; построенный в срок; дорога изъезжена; тропинка протоптана; книга прочитана.

III Величаво восседающий на своём роскошном троне Зевс держал в правой руке маленькую фигурку крылатой богини Ники, которая, казалось, только что слетела с вершины Олимпа. Левой рукой он опирался на жезл, украшенный фигурой священного орла. Голову Зевса украшал сияющий золотой венец из ветвей масличного дерева. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо. Через обнажённый торс был перекинут золотой плащ, украшенный изображениями лилий, звёзд и животных и свободными складками спадающий на колени. Ноги Зевса, обутые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами. Голова, торс, руки Зевса и фигура Ники были сделаны из слоновой кости. Всё остальное: венец, одежда, сандалии Зевса, священный орёл, венок Ники — из чистейшего золота.

Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/603/32034.php

Понравилась статья? Поделить с друзьями: