Старый паровоз как пишется

Как правильно пишется слово «паровоз»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: нети — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «паровоз&raquo

Синонимы к слову «паровоз&raquo

Предложения со словом «паровоз&raquo

Цитаты из русской классики со словом «паровоз»

  • Действительно, вдали уже свистел паровоз. Через несколько минут платформа задрожала, и, пыхая сбиваемым книзу от мороза паром, прокатился паровоз с медленно и мерно нагибающимся и растягивающимся рычагом среднего колеса и с кланяющимся, обвязанным, заиндевелым машинистом; а за тендером, всё медленнее и более потрясая платформу, стал проходить вагон с багажом и с визжавшею собакой; наконец, подрагивая пред остановкой, подошли пассажирские вагоны.

Сочетаемость слова «паровоз&raquo

Каким бывает «паровоз»

Значение слова «паровоз&raquo

ПАРОВО́З , -а, м. Локомотив с паровым двигателем, предназначенный для тяги поездов по железной дороге. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «паровоз&raquo

ПАРОВО́З , -а, м. Локомотив с паровым двигателем, предназначенный для тяги поездов по железной дороге.

Предложения со словом «паровоз&raquo

Дал гудок паровоз, на платформу упали клубы паровозного дыма, всё вокруг наполнилось шумом и грохотом.

Работал уже четыре года, привык к своему делу, мечтал стать машинистом паровоза.

Обычно пугливые и осторожные, олени стали появляться на железнодорожной линии и, не боясь свистков паровоза, подбирали случайно упавшую с платформ сахарную свёклу.

Синонимы к слову «паровоз&raquo

Ассоциации к слову «паровоз&raquo

Сочетаемость слова «паровоз&raquo

Каким бывает «паровоз»

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7

Синонимы к словосочетанию «старый паровоз»

Связанные слова и выражения

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: розетта — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: машинист, стрелочник, кондуктор, железнодорожник, старик
  • Места: паровоз, локомотив, тепловоз, вагон, поезд
  • Предметы: электровоз, рельс, семафор, паровик, буфер
  • Действия: переезд, тендер, перегон, гудок, внука
  • Абстрактные понятия: дорога, пора, старость, знать, правда

Ассоциации к слову «старый&raquo

Ассоциации к слову «паровоз&raquo

Предложения со словосочетанием «старый паровоз&raquo

  • На железнодорожном пути против вокзальной платформы стоял один небольшой старый паровоз и два пустых товарных вагона.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «старый паровоз»

  • Нил. Ну, рожа у меня не велика, вымою живо, а вот есть я хочу, как волк! Дождь, ветер, холодище, паровоз старый , скверный… Измаялся я в эту ночь — прямо сил нет! Заставить бы начальника тяги прокатиться в такую погодку да на этаком паровозе …

Сочетаемость слова «старый&raquo

Сочетаемость слова «паровоз&raquo

Значение слова «старый&raquo

СТА́РЫЙ , –ая, –ое; стар, стара́, ста́ро и старо́; ста́ры и стары́; ста́рше, старе́е и (устар.) ста́рее, ста́ре; старе́йший. 1. Проживший много лет, достигший старости; противоп. молодой. Старый человек. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «паровоз&raquo

ПАРОВО́З , -а, м. Локомотив с паровым двигателем, предназначенный для тяги поездов по железной дороге. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «старый&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «старый&raquo

СТА́РЫЙ , –ая, –ое; стар, стара́, ста́ро и старо́; ста́ры и стары́; ста́рше, старе́е и (устар.) ста́рее, ста́ре; старе́йший. 1. Проживший много лет, достигший старости; противоп. молодой. Старый человек.

Значение слова «паровоз&raquo

ПАРОВО́З , -а, м. Локомотив с паровым двигателем, предназначенный для тяги поездов по железной дороге.

Предложения со словосочетанием «старый паровоз&raquo

На железнодорожном пути против вокзальной платформы стоял один небольшой старый паровоз и два пустых товарных вагона.

Сейчас я тоже поднимаюсь на крышу старого паровоза и оттуда, с самой верхней точки, оглядываю весь парк.

Над ней возвышался старый паровоз, который шипел и подрагивал, извергая из трубы желтоватый пар.

Ассоциации к слову «старый&raquo

Ассоциации к слову «паровоз&raquo

Сочетаемость слова «старый&raquo

Сочетаемость слова «паровоз&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B-%D0%BA-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%83/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9+%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7

Как правильно пишется слово «паровозик»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: уломанный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «паровозик&raquo

Синонимы к слову «паровозик&raquo

Предложения со словом «паровозик&raquo

  • Кроме того, я реквизировал на заводе два маленьких паровозика из шести и достаточное количество вагонов.

Цитаты из русской классики со словом «паровозик»

  • Вот на закруглении или у переезда жидко и старательно засвистел паровозик — машинист боялся кого-нибудь задавить.

Сочетаемость слова «паровозик&raquo

Каким бывает «паровозик»

Значение слова «паровозик&raquo

1. уменьш. от паровоз 2. разг. то же, что вереница; идущие друг за другом люди, машины и т. д. (Викисловарь)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «паровозик&raquo

1. уменьш. от паровоз 2. разг. то же, что вереница; идущие друг за другом люди, машины и т. д.

Предложения со словом «паровозик&raquo

Кроме того, я реквизировал на заводе два маленьких паровозика из шести и достаточное количество вагонов.

Им подражал игрушечный паровозик, который был моделью настоящего паровоза и жил в детской уже два года.

Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.

Синонимы к слову «паровозик&raquo

Ассоциации к слову «паровозик&raquo

Сочетаемость слова «паровозик&raquo

Каким бывает «паровозик»

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%BA

Значение слова «паровоз»

ПАРОВО́З, -а, м. Локомотив с паровым двигателем, предназначенный для тяги поездов по железной дороге. Издали показался паровоз — тот самый, который должен был повести состав. Казакевич, Дом на площади.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Парово́з — автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателя паровые машины. Паровозы были первыми передвигающимися по рельсам транспортными средствами, само понятие локомотив появилось гораздо позже и именно благодаря паровозам. Паровоз является одним из уникальных технических средств, созданных человеком, и роль паровоза в истории трудно переоценить. Так, благодаря ему появился железнодорожный транспорт, и именно паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX и первой половине XX века, сыграв колоссальную роль в подъёме экономики целого ряда стран. Паровозы постоянно улучшались и развивались, что привело к большому разнообразию их конструкций, в том числе и отличных от классической. Так, существуют паровозы без тендера, без котла и топки, с турбиной в качестве двигателя, с зубчатой трансмиссией. Однако с середины XX века паровоз был вынужден уступить более совершенным локомотивам — тепловозам и электровозам, которые существенно превосходят паровоз по экономичности. Тем не менее, паровозы ещё продолжают работать, водя поезда, а в ряде стран они и поныне продолжают работать на магистралях.

ПАРОВО’З, а, м. Паровой двигатель на колесах, везущий железнодорожный поезд.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

парово́з I

1. ж.-д. локомотив, использующий в качестве двигателя паровую машину ◆ Паровоз засвистел, начал тормозить. Паустовский, «Дорожные разговоры», 1943 г. ◆ Паровозы пыхтели, испуская клубы пара и осыпая искрами рельсовый путь. Э. Г. Казакевич, «Звезда», 1946 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Паровоз пускает под себя мощную струю отработанного пара — и по пару, по пару… Василий Шукшин, «Печки-лавочки», 1970–1972 гг. г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

парово́з II

1. карт. в преферансе — приём, позволяющий отдать заказавшему неудачный мизер (

парово́з III

1. сленг способ курения наркотиков, когда один курильщик выдувает дым в рот другому ◆ Кондукторы, матросы забивают папиросы // И по кругу раздают друг другу паровозы. Децл, «Лигалайз»

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: шнапс — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «паровоз&raquo

Синонимы к слову «паровоз&raquo

Предложения со словом «паровоз&raquo

Цитаты из русской классики со словом «паровоз»

  • Действительно, вдали уже свистел паровоз. Через несколько минут платформа задрожала, и, пыхая сбиваемым книзу от мороза паром, прокатился паровоз с медленно и мерно нагибающимся и растягивающимся рычагом среднего колеса и с кланяющимся, обвязанным, заиндевелым машинистом; а за тендером, всё медленнее и более потрясая платформу, стал проходить вагон с багажом и с визжавшею собакой; наконец, подрагивая пред остановкой, подошли пассажирские вагоны.

Сочетаемость слова «паровоз&raquo

Каким бывает «паровоз»

Понятия со словом «паровоз»

Военные паровозы или Кригслокомотивы (нем. Kriegslokomotive), также ещё известные как паровозы-солдаты или паровозы без роскоши, по сравнению с обычными серийными паровозами имели упрощённую конструкцию, что позволяло наладить их крупносерийное производство при сложных экономических условиях военного времени. На военных паровозах вместо дорогих меди и бронзы, а также легированных сталей, использовалась обычная углеродистая сталь, а допуски при сборке были существенно свободнее. Всё это позволяло.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «паровоз&raquo

Дал гудок паровоз, на платформу упали клубы паровозного дыма, всё вокруг наполнилось шумом и грохотом.

Работал уже четыре года, привык к своему делу, мечтал стать машинистом паровоза.

Обычно пугливые и осторожные, олени стали появляться на железнодорожной линии и, не боясь свистков паровоза, подбирали случайно упавшую с платформ сахарную свёклу.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7

Как правильно пишется слово «паровозик»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пленэр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «паровозик&raquo

Синонимы к слову «паровозик&raquo

Предложения со словом «паровозик&raquo

  • Кроме того, я реквизировал на заводе два маленьких паровозика из шести и достаточное количество вагонов.

Цитаты из русской классики со словом «паровозик»

  • Вот на закруглении или у переезда жидко и старательно засвистел паровозик — машинист боялся кого-нибудь задавить.

Сочетаемость слова «паровозик&raquo

Каким бывает «паровозик»

Значение слова «паровозик&raquo

1. уменьш. от паровоз 2. разг. то же, что вереница; идущие друг за другом люди, машины и т. д. (Викисловарь)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «паровозик&raquo

1. уменьш. от паровоз 2. разг. то же, что вереница; идущие друг за другом люди, машины и т. д.

Предложения со словом «паровозик&raquo

Кроме того, я реквизировал на заводе два маленьких паровозика из шести и достаточное количество вагонов.

Им подражал игрушечный паровозик, который был моделью настоящего паровоза и жил в детской уже два года.

Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко.

Синонимы к слову «паровозик&raquo

Ассоциации к слову «паровозик&raquo

Сочетаемость слова «паровозик&raquo

Каким бывает «паровозик»

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D0%BA

Синонимы к слову «паровоз»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сагитировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Связанные слова и выражения

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: машинист, стрелочник, кондуктор, железнодорожник, кочегар
  • Места: паровоз, локомотив, тепловоз, вагон, поезд
  • Предметы: электровоз, рельс, семафор, паровик, буфер
  • Действия: тендер, перегон, гудок, остановка, переезд
  • Абстрактные понятия: закругление, дорога, расписание, мгла, кубометр

Ассоциации к слову «паровоз&raquo

Предложения со словом «паровоз&raquo

Цитаты из русской классики со словом «паровоз»

  • Действительно, вдали уже свистел паровоз. Через несколько минут платформа задрожала, и, пыхая сбиваемым книзу от мороза паром, прокатился паровоз с медленно и мерно нагибающимся и растягивающимся рычагом среднего колеса и с кланяющимся, обвязанным, заиндевелым машинистом; а за тендером, всё медленнее и более потрясая платформу, стал проходить вагон с багажом и с визжавшею собакой; наконец, подрагивая пред остановкой, подошли пассажирские вагоны.

Сочетаемость слова «паровоз&raquo

Каким бывает «паровоз»

Значение слова «паровоз&raquo

ПАРОВО́З , -а, м. Локомотив с паровым двигателем, предназначенный для тяги поездов по железной дороге. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «паровоз&raquo

ПАРОВО́З , -а, м. Локомотив с паровым двигателем, предназначенный для тяги поездов по железной дороге.

Предложения со словом «паровоз&raquo

Дал гудок паровоз, на платформу упали клубы паровозного дыма, всё вокруг наполнилось шумом и грохотом.

Работал уже четыре года, привык к своему делу, мечтал стать машинистом паровоза.

Обычно пугливые и осторожные, олени стали появляться на железнодорожной линии и, не боясь свистков паровоза, подбирали случайно упавшую с платформ сахарную свёклу.

Ассоциации к слову «паровоз&raquo

Сочетаемость слова «паровоз&raquo

Каким бывает «паровоз»

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B-%D0%BA-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%83/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7

Паровоз. Как он устроен и работает.

В соседнем сообществе и в своём блоге опубликовал статью о последнем Советском паровозе, здесь же хочу продолжить тему паровозов и рассказать о том как устроена и работает уникальная паровая машина, изобретённая ещё в 18 веке! Конструкция паровоза, это масса технических изобретений и идей, ибо заставить работать бесперебойно и безопасно паровую машину, в топке которой температура порой достигает 1800℃, а нагрузка в котлах паровозов повышенного давления доходит до 60 атм, при мощностях некоторых моделей до 8000 л.с., очень не просто! Паровозы, на протяжении всей своей истории, совершенствовались и модернизировались, для повышения надёжности конструкции и улучшения КПД, который так и не удалось поднять выше 9,22%, на сегодня, это лучший показатель, который был у советского паровоза ЛВ. Паровоз обслуживался бригадой из 3х человек — машинист, помощник и кочегар. В качестве топлива, в зависимости от модели, использовались, как твёрдое топливо — уголь, торф, древесина, так и нефтепродукты или газ.

Так как же устроен паровоз?

Обратимся к Википедии, там есть удачная картинка с описанием:

Описание работы паровоза в этом видео:

Интересный фильм о паровозах:

Ну и фрагмент статьи из журнала Популярная механика:

Вприхлопку: Как устроен паровоз
Машинисты паровозов всегда отличались богатырским здоровьем и хорошей зарплатой

Буквально какие-то 20 лет назад увидеть паровоз можно было запросто. Они стояли, заколоченные, на станциях. И вся инфраструктура тоже сохранялась на случай войны. Теперь все не так: нет ни паровозов (осталось, дай бог, штук триста на всю страну), ни машинистов — навыки уходят вместе с ветеранами. Как же функционирует стальная машина?

Растопка
Холодный паровоз доставляют в депо и ставят в стойло (термин, доставшейся чугунке в наследство от времен почтовых лошадей). Из котла вынимают мешочки с силикагелем — веществом, впитывающим влагу (его кладут в котел на время консервации паровоза). Отмывают соляркой детали от консервационной смазки. Доверху наполняют водой котел и тендер. Развешивают на колесах ведущие дышла и кулисные тяги. В топку сначала забрасывают негодные шпалы, дрова и доски, которые поджигают. Когда растопка запылает, осторожно бросают первые лопаты угля и ждут, когда он займется. Постепенно добрасывают еще и еще, пока вся колосниковая решетка не окажется охваченной ровным горящим слоем. Вода в котле закипит часа через три-четыре. Как только в котле создастся давление 34 атмосферы, паровоз делается вполне автономным: оживает сифон — устройство, создающее искусственную тягу в топке.

Начинается подготовка к рейсу. В тендер паровоза выливают порцию антинакипина. Один миллиметр толщины слоя накипи на трубах — это 600 кг (!) лишнего веса в котле. Раньше пробу воды снимали после каждого рейса: набирали воду в особый чайник из краника на котле, который так и называется — «водопробный», и сдавали в лабораторию. В лаборатории устанавливали необходимую дозу антинакипина, которая зависела от жесткости грунтовых вод на участке работы паровоза. До сих пор на тендерах паровозов можно встретить надпись: «Вода отравлена. Для питья непригодна». Впрочем, старики утверждают: «Сколько раз пили — и ничего».
Из масленок с длинными носами заливают масло в смазочные пресс-аппараты, турбинку и воздушный насос. На паровозе масло применяется разных сортов, важно его не перепутать и не залить, скажем, в паровой цилиндр масло, предназначенное для смазки букс. Сегодня настоящие паровозные масла — «вапор», «цилиндровое», «вискозин» — также стали музейными экспонатами, и все заменяются обычным дизельным маслом. А на самых первых паровозах для смазки использовали говяжье сало, олеонафт и растительное масло.

Помощник машиниста ручным винтовым прессом вгоняет смазку в подшипники машины. Машинист тем временем обстукивает молоточком гайки на дышлах, тягах и крейцкопфах. Проверяет, надежно ли они затянуты, готов ли к пути механизм. На паровозе, как в оркестре, все на слух.

Стрелка парового манометра приближается к красной черте предельного давления. Можно ехать. Машинист спускает реверс на передний ход на полную отсечку, дает полнозвучный свисток и плавно открывает регулятор, вслушиваясь в дыхание машины. Плавно, потому что при резком открытии регулятора воду может подхватить и бросить из котла в цилиндры. Последствия бросания бывали таковы, что 300килограммовое дышло, вращающее ведущие колеса, сгибало в дугу, как пластилиновое, а с цилиндров сшибало чугунную крышку, привинченную 20 болтами.

Искусство кидания
Управляет паровозом машинист, а вот топит не кочегар, как думает большинство непосвященных, а помощник машиниста. Отопление требует большого опыта, сообразительности, и слова «Бери больше — кидай дальше!» тут совершенно неприменимы.

Уголь забрасывают в топку вручную особой лопатой, сугубо паровозной, с длинным ковшом и коротким черенком. Угли бывают самые разные и сильно различаются как по размерам кусков, так и по свойствам: например, бурый подмосковный уголь паровозники звали «землей» — он почти не горел, приходилось заваливать им топку чуть не до потолка. А вот, скажем, донецкие антрациты горели очень жарко, но, если помощник упускал момент, плавились и заливали колосники, из-за чего прекращался доступ в топку воздуха — после этого паровоз оставалось лишь тушить и образовавшийся монолит разбивать отбойным молотком. Самые лучшие — так называемые газовые, длиннопламенные и паровично-жирные угли, сами названия которых, кажется, горят.

От того, насколько искусен помощник, зависит жизненно важный вопрос — хватит ли в пути пару? А кочегар на паровозе обычно выполняет лишь вспомогательные работы — смазывает буксы тендера, подгребает уголь в лоток, набирает воду из колонки и т. п. В старину кочегарами обычно были практиканты или пенсионеры.

Когда паровоз движется с работающей машиной, а не по инерции, топят «вприхлопку» — то есть помощник бросает уголь, а кочегар открывает дверцы топки только в момент броска лопаты и сразу же их закрывает, чтобы в топку не шел холодный воздух. Очень важно не переохлаждать котел: паровоз простужается как человек, но, увы, с куда более серьезными последствиями, вплоть до взрыва котла (мощностью с приличную фугасную бомбу), а иногда и улетания оного в небо, как ракеты, что в свое время случалось не так уж редко.

Работа на паровозе — нелегкий физический труд. Однако он всегда был высокооплачиваемым и очень престижным, овеян огромным уважением и почетом. Кроме того, по статистике паровозники были физически здоровее, чем их коллеги, работающие на тепловозах и электровозах. Когда машинист шел по улице в фуражке с особым белым кантом и поездочным «сундучком-шарманкой», встречные приветствовали его, снимая шапку.

ЗЫ: И в заключении рекомендую почитать Будни паровозной бригады, очень интересно!

Источник статьи: http://www.drive2.ru/c/2835171/

Как устроен и работает паровоз. Часть 1

Автор: Ильдар Хуснутдинов · Опубликовано 26.06.2020 · Обновлено 29.01.2023

Коснемся прародителя всей славной семьи локомотивов – Паровоза. Итак, если вы думаете, что этот экземпляр уже далеко в прошлом, то вы ошибаетесь.

В настоящее время паровозы еще активно работают на многих железных дорогах мира, даже в таких передовых странах, как США, Китай, Канада. Встречаются они и у нас во главе ретро-поездов. Много паровозов стоит и на базах запаса в законсервированном состоянии на случай непредвиденных обстоятельств.

” data-medium-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/038-jj09-prosto-o-slozhnom-331-722-300×140.jpg” data-large-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/038-jj09-prosto-o-slozhnom-331-722-1000×466.jpg” decoding=”async” width=”1000″ height=”466″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/038-jj09-prosto-o-slozhnom-331-722-1000×466.jpg” alt=”Устройство паровоза” data-srcset=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/038-jj09-prosto-o-slozhnom-331-722-300×140.jpg 300w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/038-jj09-prosto-o-slozhnom-331-722-1000×466.jpg 1000w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/038-jj09-prosto-o-slozhnom-331-722-768×358.jpg 768w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/038-jj09-prosto-o-slozhnom-331-722-1536×716.jpg 1536w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/038-jj09-prosto-o-slozhnom-331-722-2048×955.jpg 2048w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/038-jj09-prosto-o-slozhnom-331-722-520×242.jpg 520w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/038-jj09-prosto-o-slozhnom-331-722-720×336.jpg 720w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/038-jj09-prosto-o-slozhnom-331-722-320×149.jpg 320w” data-sizes=”(max-width: 1000px) 100vw, 1000px” /> Устройство паровоза

Устройство паровоза

Паровоз – это мобильный локомотив, приводимый в движение силой пара. А где же его берут? Пар образуется в паровом котле, а для этого в котел подается вода, разогреваемая огнем, горящим внизу в топке. Это основа паровоза. Котел имеет в своем составе топку, в верхней части которой греется вода, дымогарные трубы, жаровые трубы, сухопарники, дымовую коробку.

Котел опирается на экипажную часть. Пар, получаемый в котле направляется по паропроводам в паровую машину. Паровая машина через кривошипно-шатунный механизм соединена с ведущими колесами, закрепленными на оси. Ведущие колеса, через кривошип, соединены с паровой машиной главным дышлом, а остальные колеса соединяются с ведущими колесами системой прицепных дышел, чтобы также участвовать в тяге.

Управление паровозом осуществляется из будки машиниста. Для хранения запасов угля и воды к паровозу прицеплен тендер.

” data-medium-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/041-jj09-prosto-o-slozhnom-405-895-300×177.jpg” data-large-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/041-jj09-prosto-o-slozhnom-405-895-1000×591.jpg” decoding=”async” width=”1000″ height=”591″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/041-jj09-prosto-o-slozhnom-405-895-1000×591.jpg” alt=”Устройство паровоза: котел, топка, паровоз в разрезе.” data-srcset=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/041-jj09-prosto-o-slozhnom-405-895-300×177.jpg 300w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/041-jj09-prosto-o-slozhnom-405-895-1000×591.jpg 1000w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/041-jj09-prosto-o-slozhnom-405-895-768×454.jpg 768w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/041-jj09-prosto-o-slozhnom-405-895-1536×908.jpg 1536w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/041-jj09-prosto-o-slozhnom-405-895-2048×1211.jpg 2048w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/041-jj09-prosto-o-slozhnom-405-895-520×307.jpg 520w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/041-jj09-prosto-o-slozhnom-405-895-720×426.jpg 720w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/041-jj09-prosto-o-slozhnom-405-895-320×189.jpg 320w” data-sizes=”(max-width: 1000px) 100vw, 1000px” /> Устройство паровоза

Итак, уголь поступил в топку из тендера (на ранних моделях уголь закидывался в топку вручную, помощником машиниста, кочегар отвечал за тендер и подачу угля к лотку, откуда помощник брал его лопатой). На более поздних конструкциях устанавливались автоматические углеподатчики (стокеры), вал которых приводился в движение силой пара. Уголь хорошо горит, вода, поступившая из тендера, путем перекачки инжекторами, закипела, что дальше?

Чтобы пар с полной силой двигал поршни паровой машины он должен быть перегретым, т.е., вода должна закипеть не при 100 градусах Цельсия, как обычно, а при 200 и даже более. Это достигается путем создания в котле избыточного давления. Топка обмуровывается огнестойким кирпичом, уголь подается на колосниковую решетку, на которой и происходит горение.

Непосредственно топка (огневая коробка) имеет стальной кожух, тем самым между топкой и кожухом есть пространство, заполненное водой, где она и греется. Топка с кожухом соединены посредством стальных стержней – топочных связей по всему своему периметру. Конструкция топки опирается на раму паровоза. Все продукты сгорания уходят через дымогарные трубы в дымовую коробку, а оттуда через трубу в атмосферу.

Для перегревания пара существуют трубы жаровые, они также находятся в котле, но дополнительно подогревают пар, эти устройства называются пароперегревателями. Топка работает в очень тяжелом режиме: температура сгорания топлива может составлять до 1600 градусов, вода закипает при температуре 200 и более градусов, давление пара достигает десятков атмосфер.

Топка паровоза — ШУРОВОЧНОЕ отверстие

” data-medium-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/004-jj09-prosto-o-slozhnom-276-077-300×169.jpg” data-large-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/004-jj09-prosto-o-slozhnom-276-077-1000×563.jpg” decoding=”async” width=”1000″ height=”563″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/004-jj09-prosto-o-slozhnom-276-077-1000×563.jpg” alt=”Топка паровоза – ШУРОВОЧНОЕ отверстие” data-srcset=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/004-jj09-prosto-o-slozhnom-276-077-300×169.jpg 300w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/004-jj09-prosto-o-slozhnom-276-077-1000×563.jpg 1000w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/004-jj09-prosto-o-slozhnom-276-077-768×432.jpg 768w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/004-jj09-prosto-o-slozhnom-276-077-1536×864.jpg 1536w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/004-jj09-prosto-o-slozhnom-276-077-2048×1152.jpg 2048w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/004-jj09-prosto-o-slozhnom-276-077-520×293.jpg 520w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/004-jj09-prosto-o-slozhnom-276-077-720×405.jpg 720w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/004-jj09-prosto-o-slozhnom-276-077-320×180.jpg 320w” data-sizes=”(max-width: 1000px) 100vw, 1000px” /> Топка паровоза — ШУРОВОЧНОЕ отверстие

В топке имеется шуровочное отверстие, через которое происходит загрузка угля и контроль за состоянием горения топлива и внутренних узлов топки. Данное отверстие закрыто створками, которые открываются вручную посредством рычага и автоматически (силой пара или воздуха). Пар из котла поступает в сухопарники (эти устройства можно видеть на крыше котла, в виде таких больших, как бы сказать, кастрюль). В сухопарниках пар оставляет излишнюю влагу, а оттуда по паропроводам поступает в цилиндры паровой машины, к ее поршням, через цилиндр золотников.

Паровая машина

Паровая машина имеет цилиндры силовых поршней и над ними расположены цилиндры поменьше – для золотников. Из цилиндров золотниковых, пар, через два канала, поступает в цилиндр главного поршня, с одного или другого торца, двигая тем самым поршень, в ту или другую стороны.

” data-medium-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/030-jj09-prosto-o-slozhnom-590-030-300×199.jpg” data-large-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/030-jj09-prosto-o-slozhnom-590-030-1000×664.jpg” decoding=”async” width=”1000″ height=”664″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/030-jj09-prosto-o-slozhnom-590-030-1000×664.jpg” alt=”Паровая машина в разрезе устройство” data-srcset=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/030-jj09-prosto-o-slozhnom-590-030-300×199.jpg 300w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/030-jj09-prosto-o-slozhnom-590-030-1000×664.jpg 1000w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/030-jj09-prosto-o-slozhnom-590-030-768×510.jpg 768w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/030-jj09-prosto-o-slozhnom-590-030-1536×1020.jpg 1536w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/030-jj09-prosto-o-slozhnom-590-030-2048×1360.jpg 2048w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/030-jj09-prosto-o-slozhnom-590-030-520×345.jpg 520w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/030-jj09-prosto-o-slozhnom-590-030-720×478.jpg 720w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/030-jj09-prosto-o-slozhnom-590-030-320×213.jpg 320w” data-sizes=”(max-width: 1000px) 100vw, 1000px” /> Паровая машина

А как это достигается?

Конечно, посредством расположенных в верхнем цилиндре золотников. Золотник представляет из себя два небольших поршня, расположенных на одном штоке, с обоих его сторон, скажем так, в виде гантели. Золотники передвигаются взад и вперед, перекрывая своим поршнем один канал для подачи пара и открывая другой, обеспечивая тем самым, возвратно-поступательные движения главного поршня. Как это происходит мы рассмотрим далее.

Поршень также располагается на штоке, один конец которого входит в зацепление с ведущим дышлом. Цилиндры паровой машины расположены с обоих сторон паровоза. Отработанный в цилиндрах пар выпускается через специальные клапаны, расположенные снизу с обоих концов цилиндра в атмосферу.

Движение паровоза

Теперь нам остается подать пар в цилиндры и ехать. Но ехать еще рано. Необходимо выбрать направление движения нашего паровоза, так сказать, отреверсировать. Как это достигается?

Мы уже коснулись такого понятия, как, кривошипно-шатунный механизм, так вот, все это его работа. Для изменения направления движения паровоза включается в работу кулисный механизм с сервомотором. Сервомотор представляет из себя обычный цилиндр, в нем находится поршень со штоком. Сервомотор переводится силой сжатого воздуха или силой пара, располагается, как правило, с правой стороны над экипажной частью. Управляет им машинист, посредством рычага реверса. Шток сервомотора соединен с верхней частью кулисы, согнутой в виде полумесяца деталью, с прорезью.

Устройство паровоза — сервомотор и кулисный механизм

” data-medium-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/088-jj09-prosto-o-slozhnom-515-503-300×179.jpg” data-large-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/088-jj09-prosto-o-slozhnom-515-503-1000×597.jpg” decoding=”async” width=”1000″ height=”597″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/088-jj09-prosto-o-slozhnom-515-503-1000×597.jpg” alt=”устройство паровоза – сервомотор и кулисный механизм” data-srcset=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/088-jj09-prosto-o-slozhnom-515-503-300×179.jpg 300w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/088-jj09-prosto-o-slozhnom-515-503-1000×597.jpg 1000w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/088-jj09-prosto-o-slozhnom-515-503-768×459.jpg 768w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/088-jj09-prosto-o-slozhnom-515-503-1536×917.jpg 1536w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/088-jj09-prosto-o-slozhnom-515-503-2048×1223.jpg 2048w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/088-jj09-prosto-o-slozhnom-515-503-520×311.jpg 520w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/088-jj09-prosto-o-slozhnom-515-503-720×430.jpg 720w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/088-jj09-prosto-o-slozhnom-515-503-320×191.jpg 320w” data-sizes=”(max-width: 1000px) 100vw, 1000px” /> Устройство паровоза — сервомотор и кулисный механизм

Сама кулиса закрепляется посредине к раме паровоза. В этой прорези находится устройство, называемое, кулисный камень. Кулисный камень передвигается в пазах кулисы, он соединен тягой со штоком золотников. Нижняя часть кулисы тягой соединяется с кривошипом главного ведущего колеса, на котором расположен эксцентрик. Таким образом шток сервомотора разворачивает кулису, в ней, вверх или вниз, перемещается кулисный камень, который своей тягой переводит золотники в одно из положений, необходимое для движения в ту или другую сторону, открывая тем самым нужный паропроводный канал над одной из сторон главного поршня. Другой тягой, расположенной в нижней части кулисы, переводится кривошип с эксцентриком, в сторону нужного направления движения.

Но это еще не все функции кулисного механизма, он очень важен, далее мы рассмотрим еще одну главную его функцию.

Ну теперь-то можно ехать? Попробуем. На торце котла, со стороны машиниста расположен регулятор, именно им регулируется подача пара в цилиндры. Это рычаг с рукояткой, имеющей фиксатор, расположенный на зубчатом секторе. Верхняя его часть тягой соединена со специальной заслонкой, расположенной в сухопарнике, которая регулирует величину подачи пара. Итак, паровоз отреверсирован, пар у нас есть, все, можно ехать.

Машинист переводит регулятор в первое положение

” data-medium-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/032-jj09-prosto-o-slozhnom-177-099-300×169.jpg” data-large-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/032-jj09-prosto-o-slozhnom-177-099-1000×563.jpg” decoding=”async” width=”1000″ height=”563″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/032-jj09-prosto-o-slozhnom-177-099-1000×563.jpg” alt=”Машинист паровоза переводит регулятор в первое положение” data-srcset=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/032-jj09-prosto-o-slozhnom-177-099-300×169.jpg 300w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/032-jj09-prosto-o-slozhnom-177-099-1000×563.jpg 1000w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/032-jj09-prosto-o-slozhnom-177-099-768×432.jpg 768w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/032-jj09-prosto-o-slozhnom-177-099-1536×865.jpg 1536w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/032-jj09-prosto-o-slozhnom-177-099-2048×1153.jpg 2048w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/032-jj09-prosto-o-slozhnom-177-099-520×293.jpg 520w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/032-jj09-prosto-o-slozhnom-177-099-720×405.jpg 720w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/032-jj09-prosto-o-slozhnom-177-099-320×180.jpg 320w” data-sizes=”(max-width: 1000px) 100vw, 1000px” /> Машинист переводит регулятор в первое положение

Машинист переводит регулятор в первое положение, заслонка в сухопарнике открывается и пар пошел в цилиндры, через золотники, к главным поршням. Паровоз двинулся в нужную нам сторону.

Так вот, теперь уже кривошип главного колеса, вращаясь передвигает нижнюю часть кулисы, а эта нижняя часть, как нам уже известно, соединена со штоком золотников, посредством кулисного камня с тягой. Система парораспределения работает, золотники, соединенные тягой с кривошипом, двигаются взад и вперед, подавая пар то в один, то в другой канал цилиндра главного поршня, он перемещается и посредством штока перемещает главное (ведущее) дышло.

Так паровоз и движется. Главные колеса соединены с другими прицепными дышлами, таким образом работают на движение все колеса паровоза. Необходимо отметить, что шток поршня соединяется с ведущим дышлом посредством специального механизма – крейцкопфа.

” data-medium-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/034-jj09-prosto-o-slozhnom-277-133-300×123.jpg” data-large-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/034-jj09-prosto-o-slozhnom-277-133-1000×409.jpg” decoding=”async” width=”1000″ height=”409″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/034-jj09-prosto-o-slozhnom-277-133-1000×409.jpg” alt=”Крейцкопф паровоза” data-srcset=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/034-jj09-prosto-o-slozhnom-277-133-300×123.jpg 300w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/034-jj09-prosto-o-slozhnom-277-133-1000×409.jpg 1000w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/034-jj09-prosto-o-slozhnom-277-133-768×314.jpg 768w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/034-jj09-prosto-o-slozhnom-277-133-1536×628.jpg 1536w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/034-jj09-prosto-o-slozhnom-277-133-2048×837.jpg 2048w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/034-jj09-prosto-o-slozhnom-277-133-520×213.jpg 520w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/034-jj09-prosto-o-slozhnom-277-133-720×294.jpg 720w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/034-jj09-prosto-o-slozhnom-277-133-320×131.jpg 320w” data-sizes=”(max-width: 1000px) 100vw, 1000px” /> Крейцкопф

Крейцкопф (ползун) – это деталь вышеописанного кривошипно-шатунного механизма, который совершает по неподвижным направляющим возвратно-поступательное движение. Применение крейцкопфа позволяет разгрузить поршень со штоком от действия силы нагрузки, в этом случае ее действие переносится на крейцкопф. Дополнительно создается вторая рабочая полость в цилиндре под поршнем. Таким образом один конец ведущего дышла закреплен в крейцкопфе, а второй посажен на кривошип.

Все ведущие колеса паровоза исполняются для облегчения веса с вырезами в виде спиц или отверстий. Обязательно эти колеса имеют противовесы.

Безгребневые бандажи паровозных колес

” data-medium-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/033-jj09-prosto-o-slozhnom-474-506-300×200.jpg” data-large-file=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/033-jj09-prosto-o-slozhnom-474-506-1000×667.jpg” decoding=”async” width=”1000″ height=”667″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/033-jj09-prosto-o-slozhnom-474-506-1000×667.jpg” alt=”Безгребневые бандажи паровозных колес” data-srcset=”https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/033-jj09-prosto-o-slozhnom-474-506-300×200.jpg 300w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/033-jj09-prosto-o-slozhnom-474-506-1000×667.jpg 1000w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/033-jj09-prosto-o-slozhnom-474-506-768×512.jpg 768w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/033-jj09-prosto-o-slozhnom-474-506-1536×1024.jpg 1536w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/033-jj09-prosto-o-slozhnom-474-506-2048×1366.jpg 2048w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/033-jj09-prosto-o-slozhnom-474-506-520×347.jpg 520w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/033-jj09-prosto-o-slozhnom-474-506-720×480.jpg 720w, https://cd2.dvizhenie24.ru/2023/01/033-jj09-prosto-o-slozhnom-474-506-320×213.jpg 320w” data-sizes=”(max-width: 1000px) 100vw, 1000px” /> Безгребневые бандажи паровозных колес

Как правило бандажи главных колес не имеют гребней (безгребневые), это сделано для улучшения прохождения (вписывания) паровозом кривых.

На верхней части цилиндров паровой машины установлены пресс-масленки, для смазывания трущихся частей кривошипно-шатунного механизма. Сжатый воздух, необходимый для работы автотормозов состава и нужд самого паровоза получается в паровоздушном насосе, типа тандем компаунд. Расположен данный насос, как правило, в передней части паровоза, в зависимости от конструкции паровоза. Из насоса сжатый воздух поступает в главные резервуары, расположенные под котлом паровоза. Перед троганием с места цилиндры паровоза продуваются паром, для удаления влаги, во избежание гидравлического удара.

Источник статьи: http://dvizhenie24.ru/railway/writer/pos/kak-ustroen-i-rabotaet-parovoz/

Как были устроены паровозы

Так выглядит кабина паровоза «Серго Орджоникидзе» (это СО17-1137). Множество трубок сверху — это пароразборная колонка, к каждому потребителю отходит своя труба. А потребителей в уже достаточно зрелом технически паровозе много: две паровые машины слева и справа для движения колёс, свисток, механический углеподатчик, инжекторы для закачки воды, электрический генератор для освещения, насос для воздушной магистрали и так далее.

До электрических ламп использовали керосиновые фонари прямо впереди паровоза и ацетиленовые химические прожекторы. Потом примерно в начале двадцатого века «люксовые» вагоны обзавелись электрическим светом, а потом и паровоз стал освещаться яркими лампами, в частности, чтобы видеть, что происходит с колёсами и осями. Потому что помощнику машиниста иногда нужно было выйти на ходу и постучать кувалдой по кулисе, так как снег забился и смёрзся в лёд.

Отечественный пассажирский паровоз отличается от грузового визуально очень легко. Он выглядит нарядно, цветной (чаще всего зелёный или синий), у него большие сцепные колёса. Для пассажирского была важна скорость, для грузового — тяга, поэтому у грузового сцепные колёса меньше. И грузовые паровозы обычно чёрные.

Впереди паровоза есть маленькая бегунковая тележка, которая имеет возможность поворачиваться относительно основной рамы. Вот она сразу перед зелёной паровой машиной:

Она нужна для того, чтобы паровоз вписывался в кривые (мог поворачивать легче).

Вот паровая машина, она преобразует энергию пара в механическую энергию, движущую колёса:

За паровозом идёт вагон-тендер, туда грузятся запасы угля и воды. Обратите внимание на характерную русскую контрбудку: она соединяется с будкой на паровозе специально для обеспечения более комфортных условий работы паровозной бригады в зимнее время.

Вот принципиальное устройство паровоза (здесь и дальше мы ходим по Музею железных дорог России в Петербурге). Они сделали замечательный стенд с анатомией паровоза:

Чтобы паровоз шёл, в него надо загрузить уголь (топливо), воду (рабочее тело) и бригаду из машиниста, помощника машиниста и кочегара. Вот так с помощью гидроколонки грузилась вода через специальный люк в тендере:

Дальше бригада топит котёл и управляет поездом. Соответственно выделяются топка, котёл, колпак сухопарника и труба. Около колёс — паровые машины, которые делают движение из энергии пара. Внутри паровоза происходит парообразование, затем пару раз пар прогоняется по контуру трубок внутри устройства.

Паровозом почти до современности управлять надо было очень нежно и аккуратно, и для этого нужен был высокий профессионализм. Дело в том, что любой участок пути имеет наклоны: спуски и подъёмы. Вагоны взаимодействуют неравномерно, и сцепки между ними рвутся. Поезд может рассыпаться, и это закончится плохо. Плюс просто надо учитывать огромную инерцию и уметь управлять всей этой махиной. Поэтому в будке были два квалифицированных человека: помощник, умеющий топить котёл, и машинист, умеющий управлять поездом и вообще всё остальное.

Вот рабочее место машиниста и его обзор:

А вот помощника с дверью наружу:

Кочегар, вопреки распространённому мнению, не топил, а просто подавал уголь в бункер в паровозе из тендера. Это обычно был здоровый мужик, который умел много работать лопатой.

На этой лопате, кстати, помощники сдавали негласный экзамен машинистам при приёме в бригаду. Надо было пожарить яичницу. Для этого надо было равномерно растопить топку, закидывая уголь по углам отсека, правильно удерживать лопату, оценивать температуру в отсеке по цвету деталей и угля и управлять температурой лопаты. Если яичница получалась сгоревшей или «с соплями», это был негодный помощник. Если отличной — можно было есть, запивая водой из баков. Вот из этого, где написано «Вода отравлена, пить нельзя»:

Воду из баков, несмотря на надпись, кипятил и пил почти каждый машинист. Но это было запрещено, потому что после загрузки воды в неё надо было кинуть несколько таблеток средства от накипи, которое не очень полезно для здоровья. Это чтобы трубочки внутри паровых и водяных систем не забивались слишком быстро. Мягкая вода так ценилась, что, если находился источник около железной дороги, там сразу ставилась станция, даже если не было населённого пункта по дороге. Среднее расстояние между английскими станциями — 20 километров, а между нашими — 80. И то потому, что это почти предел хода паровоза без дозаправки водой.

Это проблема, и требовалось хоть какое-то её решение. Первый дизельный тепловоз придумали и собрали у нас, чтобы решить часть недостатков паровозной системы. Конкретно очень хотелось уйти от зависимости по воде и упростить манёвры на станциях. Маневровый тепловоз хорош тем, что его не надо постоянно топить: есть работа — включил двигатель, нет работы — выключил. В итоге попробовали собрать прототип и сделали вот это творение сумрачного русского гения — Щ-ЭЛ-1 1924 года:

Он, увы, проработал недолго и широко не распространился. У прототипа было слишком много проблем, связанных с тем, что пар давал мгновенную обратную связь, а ДВС требовал коробку передач между двигателем и колёсами. Переключение передач создавало жёсткие толчки, и они могли послужить причиной обрыва сцепок. Понадобилась электрическая система передач, что повлекло вот такую конструкцию:

В итоге на некоторое время от тепловозов отказались и стали проводить опыты сразу с электрическими двигателями. Как вы можете догадаться, аккумуляторы тогда были не очень, и поэтому распространение они получили только там, где могли ходить трамваи. То есть на трамвайных рельсах по ночам ползали грузовые поезда для предприятий Москвы.

Но, конечно, паровозы всё больше и больше устаревали. В какой-то момент в СССР сделали невероятно красивый и эффективный паровоз. Вот он, в музее стоит последний паровоз серии П36. У него четырёхзначный номер 0251, но произвели его ровно вот столько:

Из-за этого лампаса его прозвали «Генерал».

И примерно в этот же момент Америка сняла с производства паровозы, и у нас на XX съезде партии Хрущёв решил тоже поставить на тепловозы. Так появился ТЭЗ — убийца паровозов:

А это палубные крепежи для того, чтобы поставить тепловоз в СССР морем. Везли через Владивосток и вагоны (разобранные), и тепловозы.

Потом была богатая история тепловозов СССР. Из интересного стоит отметить вот эти экспонаты:

Рейсовый дизельный автобус АВ 758 — румынский. Ходил он 110 километров в час, то есть не сильно быстрее паровозов (паровозы могли и до 120 км/ч развить), но зато не останавливался для дозаправки водой.

Вот на ТЭ-6769 (Т означает трофейный эквивалент того, что после Т, то есть максимально близкий по характеристикам к серии Э) очень хорошо видно песочницу:

Отводы от неё ведут к каждому колесу и заканчиваются примерно вот так:

Так песок подаётся под колёса для увеличения трения. Это нужно при экстренном торможении или при обледенении путей.

Под колёсами ещё хорошо видно рессоры, магистрали и тормоза:

А вот с помощью этого устройства можно было узнать скорость паровоза:

Скорость вращения снималась с передней оси, а затем преобразовывалась в линейную скорость на приборе.

Есть ещё интересный класс паровозов, это так называемые паровозы-танки. Они отличаются от обычных только тем, что уголь и вода у них — на самом паровозе, а не в тендере:

Понятно, что запасы там не очень большие, но иногда так действительно проще.

На этом танке есть отличный карбидный фонарь. Верхний с жёлто-оранжевой кромкой — это «американский фонарь», он же — ацетиленовый химический прожектор. В ёмкость с карбидом капала вода (напор воды регулировался вручную), она реагировала, выделялся горючий газ, который затем горел в горелке. Получалось яркое пламя, которое давало света куда больше, чем «фары на свечах» снизу. Кстати, свечные фонари — съёмные, чтобы можно было осмотреть паровоз. Позже стали делать освещение. Вот лампа серии СО, которая освещает колёса:

И, возвращаясь к рабочему месту помощника машиниста СО, там рядом — распредщит, пока небольшой, как раз для таких ламп:

Очень интересно устройство поворотного круга. Депо тогда были основаны на архитектуре поворотного круга:

Эти паровозы в музее были расставлены именно таким кругом, который находится в центре экспозиции (это когда-то было действующее депо):

Альтернатива такому кругу — треугольники стрелок. Но круги, как видите, были куда удобнее, особенно когда от ручного поворота перешли к двигателям.

Теперь давайте посмотрим на паровозы сверху. Вот здесь хорошо видно шнек для подачи угля из тендера:

Предохранительные клапаны (позже на более мощных паровозах их стали делать по три, тут два на случай выхода одного из строя):

На тепловозах сверху и с боков — ещё характерные решётки для холодильника: поскольку двигатели ставили судовые, надо было их как-то охлаждать, чтобы не закипели. В воде это просто (водой), а на железной дороге до четверти локомотива занимает холодильная установка.

Вот это реконструкция середины рабочего дня на станции:

Сзади видно таблицу с локомотивами и начальниками бригад. Бригады могли быть закреплены за локомотивом (три бригады, один старший машинист) или меняться. Первый способ обеспечивал лучшее обслуживание «родного» локомотива, а второй — меньший пробег, поскольку бригады отдыхали в оборотном депо и иногда не могли сразу выйти назад.

И последнее. Паровоз с большим аккумулятором для пара, бестопочный. Он использовался на химических заводах, где огонь был запрещён:

Передняя часть — это большой бак для пара, по сути. Паровоз приходил к котлу, заправлялся вот так:

И шёл в опасную зону работать. Пара хватало примерно на два часа.

Источник статьи: http://habr.com/ru/company/tuturu/blog/441714/

Старый паровоз как пишется

Постой, паровоз

Песня. Этот простой, но в то же время самый популярный вид вокальной музыки с древних времён в жизни людей играл весьма важную роль. Песня всегда помогала человеку справляться с трудной работой, переживать безутешное горе или радостно веселиться на праздниках. Из этого следует, что песни по своему характеру весьма разнообразны, а в некоторых из них бывает сюжет, описывающий конкретную и порой очень тяжёлую жизненную ситуацию. Обычно этим отличаются композиции, которые в простонародье называют блатными. Например, одна из них с названием «Постой, паровоз», весьма впечатляюще прозвучала в кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», сразу вызвав живой интерес у зрителей,

Историю создания песни «Постой, паровоз», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

В 1965 году на экраны советских кинотеатров вышла комедия режиссёра Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», сразу попавшая в лидеры кинопроката. В заключительной части киноленты, состоящей из трёх новелл, режиссёр вновь задействовал в сюжете популярных антигероев: Труса, Балбеса и Бывалого, хорошо знакомых зрителям по короткометражным лентам «Самогонщики» и «Пёс Барбос». В этой последней истории, которая и носит название «Операция «Ы», в исполнении Юрия Никулина, а затем и Георгия Вицина довольно душещипательно прозвучала композиция «Постой паровоз». Эту песню услышала вся страна, а такое весьма запоминающее выступление, идеально вписавшееся в сюжет, для композиции с уголовным окрасом было лучшей рекламой.

Прошло немного времени и у песни, которая ранее считалась народной, стали объявляться авторы. Одним из борцов за авторство был Николай Ивановский – человек с биографией, весьма подходящей для сочинения такой композиции. В четырнадцать лет за воровство он попал в колонию, откуда несколько раз сбегал, и за это, соответственно, получал новые сроки. В 1953 году, по амнистии Берии, в возрасте двадцати пяти лет Ивановский освободился и сразу начал новую жизнь, устроившись рабочим на один из заводов Ленинграда.

В 1955 году он в качестве осветителя попал на киностудию «Ленфильм», где затем занял должность начальника цеха светотехники, а впоследствии благодаря этой работе объехал половину страны. Спустя время Ивановский начал писать стихи, повести и рассказы, которые публиковались в периодической печати, и в итоге в 1983 году стал Членом Союза писателей. В одном из интервью Николай Николаевич рассказал, что сочинил песню «Постой, паровоз» в восемнадцать лет, когда отбывал срок в одной из колоний Карелии и при этом уточнил: слова его, а мелодия чужая.

Как только Ивановский объявил о своём авторстве песни, то многие исследователи подобного фольклора в прессе стали рьяно высказывать сомнения относительно поступившего заявления. Они утверждали, что «Постой, паровоз» — это русская народная песня, существующая во многих вариантах, которые исчисляются не одним десятком. Приводились примеры более ранних версий этой композиции и доказательства того, что Ивановский просто перефразировал одну из них. Во время жарких дискуссий в печати был представлен вариант дореволюционной солдатской песни, рассказывающей о солдате, который получил краткосрочный отпуск, чтобы перед отправлением на фронт проститься с матерью. Похожая композиция с названием «Вот тронулся поезд» есть в репертуаре не только популярной певицы Жанны Бичевской, но и у других исполнителей народных песен, которые именуют её старинной песней, записанной у алтайских казаков. Вслед за этим историки, изучающие такого рода фольклор, привели в пример образец приспособленной под уголовную тематику композиции, появившейся в конце двадцатых годов. Помимо этого исследователями данного творчества были представлены и другие варианты популярной песни. Например, из романа В. Астафьева «Тают снега», изданного в 1958 году, из работы В. Юрасова о песнях в советских тюрьмах и лагерях, написанной в 1950 году, из романа Михаила Демина «Блатной», а также из коллекции А. Варди – эмигранта, с 1939 по 1941 год отбывавшего срок в магаданской колонии.

Впоследствии ещё одним претендентом на авторство знаменитого «Паровоза» объявили Генриха Соломоновича Сечкина – известного гитариста, педагога и в то же время титулованного вора в законе, который в раннем возрасте немалый срок провёл в местах заключения. Его имя также постоянно фигурировало в изыскательских материалах, посвящённых истории происхождения популярной композиции.

Интересные факты

  • Юрий Никулин сразу после окончания школы, в 1939 году был призван в ряды Красной Армии и поэтому он был участником советско-финских столкновений, а затем во время Великой Отечественной войны оборонял Ленинград. Через все войны будущий знаменитый артист пронёс с собой альбом, в который ещё в юные годы начал записывать песенные тексты и анекдоты. История умалчивает о том, когда песня «Постой паровоз» появилась в его «творческом дневнике».
  • Во время съёмок фильма «Операция «Ы» Леонид Гайдай заявил, что для яркой характеристики непутёвой троицы нужна особенная песня: возможно даже блатная. Юрий Никулин, как знаток данного «фольклора» предложил несколько вариантов, из которых был выбран именно «Паровоз».
  • Николай Ивановский на киностудии «Ленфильм», где его любили, проработал 35 лет и помимо работы с осветительным оборудованием, он одно время был подручным выдающегося оператора Евгения Шапиро. С его участием как оператора в 1968 году снимался фильм «Виринея», в 1974 году – «Соломенная шляпка». Помимо этого Николай Николаевич в киноленте «Досье на самого себя» снялся в небольшой роли второго плана.
  • Песня «Постой паровоз» стала пользоваться такой популярностью, что её перевели на английский язык и иврит.
  • Владимир Семёнович Высоцкий сделал большое количество записей, так называемых «лагерных» песен, среди которых есть и композиция «Постой паровоз».

Содержание и текст песни «Постой, паровоз»

«Постой паровоз». Из всего вышесказанного следует, что данная композиция имеет большое количество разных вариантов, которые отличаются не только текстовым содержанием, но и мотивами. Тем не менее, самой популярной стала именно та, что прозвучала в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Поскольку в «лагерном» репертуаре обычно воспеваются родные просторы, вокзалы и поезда, то и в данной версии песни, включающей в себя только три куплета, первое обращение героя звучит именно к паровозу. Затем в мыслях он разговаривает со своей матерью, объясняя насколько опасна жизнь её сына, и что он сам хотел бы всё изменить, но это, к сожалению, не так просто.

«Постой, паровоз». Увы, но кто, когда и где сочинил эту популярную композицию, в нынешнее время достоверно неизвестно. Впрочем, может быть это и не важно, так как песня сегодня продолжает звучать и не только в определённых кругах, но и в исполнении известных эстрадных певцов со сцен больших концертных залов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник статьи: http://soundtimes.ru/populyarnye-pesni-3/postoj-parovoz

Понравилась статья? Поделить с друзьями: