Старое пенсне как правильно пишется

Как правильно пишется слово «пенсне»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: непалец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «пенсне&raquo

Синонимы к слову «пенсне&raquo

Предложения со словом «пенсне&raquo

Цитаты из русской классики со словом «пенсне»

  • Это был маленький человечек, неопределенного возраста, лысоватый, жиденькие серые волосы зачесаны с висков на макушку, на тяжелом, красноватом носу дымчатое пенсне, за стеклами его мутноватые, печальные глаза, личико густо расписано красными жилками, украшено острой французской бородкой и усами, воинственно закрученными в стрелку.

Сочетаемость слова «пенсне&raquo

Значение слова «пенсне&raquo

ПЕНСНЕ́ , нескл., ср. Очки без заушных дужек, держащиеся при помощи зажимающей переносицу пружины. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «пенсне&raquo

ПЕНСНЕ́ , нескл., ср. Очки без заушных дужек, держащиеся при помощи зажимающей переносицу пружины.

Предложения со словом «пенсне&raquo

Сквозь стёкла пенсне внимательно смотрели редко улыбавшиеся, полные удивления глаза.

– Эта домни пойдёт последней, – сообщил камергер и важно поправил пенсне.

Ворон перелетел со шкафа на стол, открыл выдвижной ящик, долго рылся там и наконец выудил миниатюрное золотое пенсне, которое ловко нацепил на клюв.

Синонимы к слову «пенсне&raquo

Ассоциации к слову «пенсне&raquo

Сочетаемость слова «пенсне&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BD%D0%B5

Задание 7. Морфологические нормы

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) яблонь, свечей, платьев, блюдцев, баклажанов
2) в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году, много ботинок, сто четыре кандидата, около четырёх миллионов трёхсот тысяч книг, по семьдесят лет
3) доктора, шофёры, слесаря, мастера, офицеры
4) богаче, более содержательный, более лучший, обильнее
5) ляг, высунь, полоскай, положи, боксёры
6) выздоровею, оплешивить, опротивеет, ощущу, ляг
7) тремястами, пятьюдесятью рублями, по длинной авеню, договоры, избежать дебатов, очень вкуснейшая
8) инспекторы, наши господины, пять абрикосов, хуже, мало отметок
9) двести граммов, началися каникулы, инструкторы, их тетради, самый молодой
10) в обеих сумках, бухгалтеры, лучшее всего, корректоры, нет претензий
11) пять сосисек, пятьюдесятью днями, наистраннейшая лекция, инструкторы, обе девушки
12) более глубочайший, лягте на пол, инженеры, в трёхстах метрах, лекторы
13) крайне необходимый, пекари, отказаться от джинсов, старое пенсне, зажгёт
14) термоса, профессора, повара, адреса, коромысла
15) приехавшие гости, шесть апельсин, красивый тюль, пять кеглей, нарождающиеся отношения
16) очень стройный, неудачный пенальти, ваши игрищи, распродажа чулок, профессиональные слесари
17) склады, тетеревы, конкурсы, аэропорты, снайперы
18) в сто тридцать пятый раз, умнее всех, тренеры, жёгший, полоскает (бельё)
19) веера, жернова, голоса, выговора, берега
20) горше, поезжай, в ихнем классе, тремястами рублями, снайперы
21) жестяные жёлобы, взводы новобранцев, гербы городов, новые бульдозеры, известные промыслы
22) более худший, терпимее, всех свищу, несколько спазмов, интереснее
23) вкусный трюфель, килограмм мандаринов, пятеро телят, самый богатейший, наши паспорта
24) прочные циркули, сказочные чудищи, оборонительные форты, надёжные тросы, просроченные векселя
25) пара ботинок, пара чулок, много джинсов, много макаронов, кварталы, новостроек

1. блюдец
2. в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году
3. слесари
4. лучше
5. полощи
6. оплешиветь
7. вкуснейшая
8. господа
9. начались
10. лучше всего
11. сосисок
12. глубокий
13. зажжёт
14. термосы
15. апельсинов
16. игрища
17. тетерева
18. полощет
19. выговоры
20. их
21. желоба
22. хуже
23. богатый
24. чудища
25. макарон

Источник статьи: http://4ege.ru/trening-russkiy/63321-zadanie-7-morfologicheskie-normy.html

Словари

Очки без заушных дужек, держащиеся с помощью пружинки, защемляющей переносицу.

ПЕНСНЕ́ [нэ ], нескл., ср. Очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу.

ПЕНСНЕ́ [нэ́], неизм.; ср. [франц. pince-nez] Очки без заушных дужек, держащиеся при помощи зажимающей переносицу пружины. Надеть п. Ходить в п.

ПЕНСНЕ – ПЕНСНЕ́ (франц. pince-nez от pincer – защемить и nez – нос), очки без заушных дужек, держащиеся на носу посредством зажимающей переносицу пружины.

ПЕНСНЕ (франц. pince-nez от pincer – защемить и nez – нос) – очки без заушных дужек, держащиеся на носу посредством зажимающей переносицу пружины.

Очки без заушных дужек, держащиеся при помощи зажимающей переносицу пружины.

Единственный физический изъян его была близорукость, которую он сам развил себе очками, и теперь уже не мог ходить без пенсне. Л. Толстой, Дьявол.

[Старик] извлек из кармана гимнастерки старомодное пенсне, посадил его на нос. Б. Полевой, Золото.

пенсне́. Произносится [пенснэ́].

Название этой вышедшей из моды и употребления разновидности очков восходит к французскому pince-nez, в котором pince – “щипать” и nez – “hoc”: ведь эти очки “закреплялись” на переносице с помощью специальной прищепки.

Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где pince-nez – сложение pince «зажим» и nez «нос».

пенснэ́ (Чехов и др.). Из франц. рinсеnеz от рinсеr “щипать”, nеz “нос”.

ПЕНСНЕ нескл., ср. pince-nez m. Очки без заушных дужек, держащиеся с помощью пружинки, защемляющей переносицу. БАС-1. Условия мои такие, что я теперь почище рыночного приказчика, а пожалуй повыше и гостинодворского несмотря на то, что гостинодворские пенсну на носах носят. Лейкин Из зап. кн. отставного приказчика. // Лейкин Шуты 72. Мужчины нашил, что “учитель приличен. а штаб-офицер пытливо осмотрел его в pince-nez. 1874. Станюкович Без исхода. – А ведь вот скажи, пожалуйста, никакой в тебе сочинительской видимости нет .. учености этой самой! Ни бороды, ни длинноволосия, ни пансэ этих самых на руле <носу. В речи купца>. Дело 1882 7 2 43. Тетя Лавровская сняла свой золотой щипонос, как она называет pince-nez в целях очищения русского языка. А. А. Виницкая Два рассказы. // ВЕ 1901 2 595. Приходит Васенька, не узнала его. Усы сбриты, в пенснех, франт такой. И. Шмелев Няня из Москвы. // Москва 1993 10 144. Докладчики бывают тоже! Эх ты, губкомовец в пенснах! А. Безыменский Комсомолия. // Разв. грам. 1964 178. Ср. Светлые они знаменитого адвоката, сверкавшие из-под “щипоноса” в золотой оправе. Набл. 1903 1 1 122. Пенсневидные подвески в захоронениях <андроновоской культуры>. Природа 1929 6 542. – Норм. Во всяком <иностранном> слове, попавшем в просторечие, е смягчает предшествующий согласный: пеньсне, штемпель, тест. С. И. Ожегов О просторечии. // ВЯ 2000 5 100. – Лекс. Углов 1859: пенсне; Даль-3: пенснэ/; Ож. 1952: пенсне/.

ПЕНСНЕ (фр. pince-nez, от pincer – сдавливать, и nez – нос). Род очков с пружинкою, которая удерживает их на носу.

– Очки, которым не нужны уши.

– Треснутый атрибут булгаковского Коровьева.

– Переведите на французский язык выражение «ущипни нос».

– Неотъемлемая деталь имиджа Чехова, Луначарского и Берии.

– Рассказ Конан Дойла о Шерлоке Холмсе «. в золотой оправе».

ПЕНСНЕЙНЫЙ ая, ое. pince-nez m. Первоначально окказионализм у А. Белого. Кобылинский .. губы презрительно сжал, раздул ноздри, откинулся, пальцем за серый жилет зацепился, пенснэйной лентой играя. Белый В начале века 260. Никита Васильич сидел, перекутав колени вигоневым плэдом: строчил свой “эссе”, подложив под себя неуклюжую ногу, мотаясь пенснэйною лентою. Белый Моск. чудак 166. Мотается палец накрученной лентой пенснейной. 1932. А. Белый Москва (маски). // Б. Тула 1989 464. Здесь можно также вспомнить слова Марины Цветаевой из писем лета 1926 года о ее нелюбви к интеллигенции, “сплошь пенснейной”, и непричислении себя к ней. Знамя 1998 4 151.

Источник статьи: http://sanstv.ru/dict/%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BD%D0%B5

Словари

Очки без заушных дужек, держащиеся с помощью пружинки, защемляющей переносицу.

ПЕНСНЕ́ [нэ ], нескл., ср. Очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу.

ПЕНСНЕ́ [нэ́], неизм.; ср. [франц. pince-nez] Очки без заушных дужек, держащиеся при помощи зажимающей переносицу пружины. Надеть п. Ходить в п.

ПЕНСНЕ – ПЕНСНЕ́ (франц. pince-nez от pincer – защемить и nez – нос), очки без заушных дужек, держащиеся на носу посредством зажимающей переносицу пружины.

ПЕНСНЕ (франц. pince-nez от pincer – защемить и nez – нос) – очки без заушных дужек, держащиеся на носу посредством зажимающей переносицу пружины.

Очки без заушных дужек, держащиеся при помощи зажимающей переносицу пружины.

Единственный физический изъян его была близорукость, которую он сам развил себе очками, и теперь уже не мог ходить без пенсне. Л. Толстой, Дьявол.

[Старик] извлек из кармана гимнастерки старомодное пенсне, посадил его на нос. Б. Полевой, Золото.

пенсне́. Произносится [пенснэ́].

Название этой вышедшей из моды и употребления разновидности очков восходит к французскому pince-nez, в котором pince – “щипать” и nez – “hoc”: ведь эти очки “закреплялись” на переносице с помощью специальной прищепки.

Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где pince-nez – сложение pince «зажим» и nez «нос».

пенснэ́ (Чехов и др.). Из франц. рinсеnеz от рinсеr “щипать”, nеz “нос”.

ПЕНСНЕ нескл., ср. pince-nez m. Очки без заушных дужек, держащиеся с помощью пружинки, защемляющей переносицу. БАС-1. Условия мои такие, что я теперь почище рыночного приказчика, а пожалуй повыше и гостинодворского несмотря на то, что гостинодворские пенсну на носах носят. Лейкин Из зап. кн. отставного приказчика. // Лейкин Шуты 72. Мужчины нашил, что “учитель приличен. а штаб-офицер пытливо осмотрел его в pince-nez. 1874. Станюкович Без исхода. – А ведь вот скажи, пожалуйста, никакой в тебе сочинительской видимости нет .. учености этой самой! Ни бороды, ни длинноволосия, ни пансэ этих самых на руле <носу. В речи купца>. Дело 1882 7 2 43. Тетя Лавровская сняла свой золотой щипонос, как она называет pince-nez в целях очищения русского языка. А. А. Виницкая Два рассказы. // ВЕ 1901 2 595. Приходит Васенька, не узнала его. Усы сбриты, в пенснех, франт такой. И. Шмелев Няня из Москвы. // Москва 1993 10 144. Докладчики бывают тоже! Эх ты, губкомовец в пенснах! А. Безыменский Комсомолия. // Разв. грам. 1964 178. Ср. Светлые они знаменитого адвоката, сверкавшие из-под “щипоноса” в золотой оправе. Набл. 1903 1 1 122. Пенсневидные подвески в захоронениях <андроновоской культуры>. Природа 1929 6 542. – Норм. Во всяком <иностранном> слове, попавшем в просторечие, е смягчает предшествующий согласный: пеньсне, штемпель, тест. С. И. Ожегов О просторечии. // ВЯ 2000 5 100. – Лекс. Углов 1859: пенсне; Даль-3: пенснэ/; Ож. 1952: пенсне/.

ПЕНСНЕ (фр. pince-nez, от pincer – сдавливать, и nez – нос). Род очков с пружинкою, которая удерживает их на носу.

– Очки, которым не нужны уши.

– Треснутый атрибут булгаковского Коровьева.

– Переведите на французский язык выражение «ущипни нос».

– Неотъемлемая деталь имиджа Чехова, Луначарского и Берии.

– Рассказ Конан Дойла о Шерлоке Холмсе «. в золотой оправе».

ПЕНСНЕЙНЫЙ ая, ое. pince-nez m. Первоначально окказионализм у А. Белого. Кобылинский .. губы презрительно сжал, раздул ноздри, откинулся, пальцем за серый жилет зацепился, пенснэйной лентой играя. Белый В начале века 260. Никита Васильич сидел, перекутав колени вигоневым плэдом: строчил свой “эссе”, подложив под себя неуклюжую ногу, мотаясь пенснэйною лентою. Белый Моск. чудак 166. Мотается палец накрученной лентой пенснейной. 1932. А. Белый Москва (маски). // Б. Тула 1989 464. Здесь можно также вспомнить слова Марины Цветаевой из писем лета 1926 года о ее нелюбви к интеллигенции, “сплошь пенснейной”, и непричислении себя к ней. Знамя 1998 4 151.

Источник статьи: http://sanstv.ru/dict/%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BD%D0%B5

Что такое пенсне? Подробный разбор

В статье рассказывается о том, что такое пенсне, когда появилось это устройство и чем оно отличается от обычных очков.

Древние времена

Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет, за это время на планете сменилось множество биологических видов, и если рассматривать даже самые примитивные их них, то их устройство, действие и слаженность кажутся невероятными. К сожалению, все живые существа далеко не идеальны, а уж про человека и говорить нечего. И один из дефектов, которые приобретают люди в процессе жизни (в редких случаях – сразу после рождения), – это плохое зрение. Причин, по которым происходит подобное, очень много. В наше время дальнозоркость, близорукость и прочее научились лечить, однако так было далеко не всегда, и долгое время в употреблении были такие устройства, как пенсне. Так что такое пенсне? И чем оно отличается от очков? Об этом мы и поговорим в данной статье.

Определение

Слово это имеет французские корни, а само устройство впервые начинает встречаться в культуре (картины, стихи) начиная с середины XVI века. И представляет оно собой специальные очки, у которых нет заушных дужек, и крепятся на носу они посредством пружинного зажима. Теперь мы знаем, что такое пенсне.

Но такие очки – это не первое устройство, которым пользовались люди для коррекции зрения. К примеру, в Древнем Риме многие носили с собой куски специального стекла, через которые смотрели на особо мелкие или же далекие предметы. И кстати, сам император Нерон использовал вогнутый изумруд при просмотре гладиаторских боев. Видимо, исправляя таким образом свою близорукость. Так что мы разобрали вопрос о том, что такое пенсне. Но рассмотрим историю появления этого устройства более подробно, а также разберем род данного слова.

История

Как уже было сказано, линзы в пенсне удерживались на переносице специальным зажимом, который мог быть жестким и неподвижным или же регулируемым – менял расстояние между линзами, высоту расположения и прочее. И само собой, сам зажим изготавливался из какого-то достаточно мягкого материала. Правда, долго и комфортно носить изделие все равно не удавалось.

Однако в середине XIX века, когда при изготовлении пенсне стали применяться новые, более прочные и легкие материалы, это позволило носить их с большим удобством. И это дало распространению данного устройства как предмета стиля и оптического аксессуара новый толчок.

В те времена очки-пенсне часто изготавливались из таких материалов, как рог, древесина, каучук, целлулоид, драгоценные металлы и прочее. Изначально сами проемы для линз имели круглую форму, но в том же XIX в. в моду вошли и пенсне овальной формы.

Для удобства использования и ношения к некоторым моделям прикрепляли шнурок или цепочку. Последняя, кстати, обычно крепилась к одежде, что позволяло избежать потери устройства. И кстати, часто можно встретить вопрос о том, какого рода «пенсне». Согласно словарю, слово имеет средний род.

Новейшая история

К концу XIX – началу XX века пенсне прочно вошло в моду, причем нашло применение у довольно разных слоев населения. И часто его использовали как некий аксессуар даже в тех случаях, когда человек обладал нормальным зрением. Потому иногда в продаже появлялись пенсне с обычными стеклами, или же таковые можно было заказать специально.

Использовали пенсне в том числе и представители российской царской семьи: на фотографии 1860-х годов запечатлен Великий князь Константин Николаевич, на носу которого можно увидеть это оптическое устройство.

Распространено оно было по всему миру, но особенно в Европе, где стало непременным атрибутом светской жизни. Использовали его как мужчины, так и женщины, но, само собой, для тех и других выпускали специальные модели, отличающиеся внешним видом, наличием каких-то украшений и т. п. Помимо устройства, которое помогало лучше видеть, пенсне было своеобразным символом интеллигентности, образованности и культурности. Использовали его такие деятели политики, как Берия, Троцкий, Молотов и прочие.

Выход из употребления

Мода на пенсе продолжалась вплоть до 50-х годов XX века, но уже в период Второй мировой войны популярность их стала сильно падать. Причин тому несколько – новые модели обычных очков (в том числе и солнцезащитных), да и просто смена моды. Так что мы разобрали, для чего использовался этот аксессуар, род слова «пенсне» и его разновидности.

В наше время пенсне практически не используется, однако все равно находятся эпатажные любители старины, которые носят его. Но сейчас это именно предмет стиля, ведь по уровню удобства пенсне очень сильно уступает обычным очкам с дужками, и уж тем более контактным линзам. К тому же современные методы позволяют исправлять дальнозоркость и близорукость очень просто и быстро, к примеру с помощью лазерной коррекции зрения.

Так что мы разобрали вопрос о том, что такое пенсне, и выяснили род этого слова. Надеемся, данная информация будет вам полезна.

Источник статьи: http://fb.ru/article/250482/chto-takoe-pensne-podrobnyiy-razbor

Пенсне — что это такое? Признаки минувшей эпохи

Определение

Слово это имеет французские корни, а само устройство впервые начинает встречаться в культуре (картины, стихи) начиная с середины XVI века. И представляет оно собой специальные очки, у которых нет заушных дужек, и крепятся на носу они посредством пружинного зажима. Теперь мы знаем, что такое пенсне.

Но такие очки — это не первое устройство, которым пользовались люди для коррекции зрения. К примеру, в Древнем Риме многие носили с собой куски специального стекла, через которые смотрели на особо мелкие или же далекие предметы. И кстати, сам император Нерон использовал вогнутый изумруд при просмотре гладиаторских боев. Видимо, исправляя таким образом свою близорукость. Так что мы разобрали вопрос о том, что такое пенсне. Но рассмотрим историю появления этого устройства более подробно, а также разберем род данного слова.

Камни для чтения и другие оптические приборы


Камень для чтения
Средневековые монахи использовали свойства линз для чтения рукописей – для этого применялись «камни», обработанные специальным образом. Материалом для изготовления камней для чтения служили горный хрусталь, берилл или стекло. Было это уже в конце первого тысячелетия новой эры. О полусферических линзах писал средневековый философ Роджер Бэкон еще в XIII веке.

Долгое время не существовало никаких приборов для коррекции близорукости, и все изобретения были ориентированы на дальнозорких. Еще одна особенность – «зрительные линзы» использовались лишь для одного глаза.

Первое в истории изображение очков — фрагмент фрески из Тревизо, XIV век.
А первые очки, то есть две линзы, закрепленные на основе-оправе, сконструировали в конце XIII века в Италии. Документально авторство никак не подтверждено, но принято считать, что изобретателем был некий Алессандро Спина, монах из Пизы.

Доподлинно известно, что к середине XIV века очки уже вовсю использовались теми, кто стремился видеть более отчетливо, и что вещица эта была тогда штукой новой и встретившей признание. Итальянцы даже стали производить их на экспорт – в большом количестве. Так первые очки попали и в Китай – как раз тогда их усовершенствовали для чиновников суда.
Скульптура собора в Мо, Франция

Мода на очки стремительно распространялась по Европе, поначалу главным образом по монастырям. А первый специализированный магазин очков был открыт в Страсбурге, на территории Священной Римской империи, в 1466 году.

Известно, что царь Алексей Михайлович пользовался очками в серебряной оправе с диоптриями. Дужек в те времена еще не существовало – их изобрел в начале XVIII века английский оптик Эдвард Скарлетт.

Эль Греко. Кардинал Ниньо де Гевара. Около 1600 г.
Наполеон Бонапарт перед походом в Египет заказал изготовление крупной партии очков для своей армии – очков, защищающих глаза. Южное солнце было губительно для глаз европейцев, не привыкших к яркому свету. Решение себя полностью оправдало, те, кто избегал приказа о ношении очков, позже страдали от глазных заболеваний, часто необратимых, вплоть до катаракты.
Очки XVI века

История очков


Фрагмент картины «Мадонна каноника ван дер Пале» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге), Ван Эйк, 1436 г.

До появления очков в качестве приборов, улучшающих зрение, использовались отдельные полированные кристаллы или куски стекла для одного глаза.

Для защиты глаз от солнца первые «солнечные очки» придумывали эскимосы: они делали прорези в костях животных и использовали их как очки.

Очки были изобретены, по-видимому, в Италии в XIII веке. Примерный год изобретения — 1285, о чём говорит в проповеди брат-доминиканец Джордано да Ривалто: «Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире.

Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним». Первое изображение очков содержится на фреске церкви Тревизо (Италия), сделанной в 1352 г. монахом Томмазо да Модена.

Первая попытка определить авторство изобретения сделана Карло Роберто Дати (1619—1676) из Флоренции в работе «Очки, являются ли они изобретением древности или нет?», приписавший изобретение Алессандро Спина ( 1313), монаху и учёному из Пизы, впрочем, возможно, что Спина только без чьей-либо помощи воссоздал метод изготовления очков — изобретения более раннего.

Начиная с 1300 года, в уставах гильдии венецианских стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла, что свидетельствует о быстром вхождении очков в моду в Венеции.

Развитие

Очковые линзы в пенсне удерживались переносицей с помощью креплений и носовых упоров, которые могли быть либо гибкими, либо неподвижными. Приблизительно со второй половины XIX века, во многом благодаря применению в изготовлении пенсне новых материалов, стало возможным создание моделей, бывших одновременно и легкими и прочно сидевшими на носу, что дало новый толчок бурному распространению пенсне как повсеместному оптическому аксессуару. Металл в пенсне часто оказывался заменен другими материалами, такими как рог, целлулоид, каучук и др. Также распространились пенсне, называемые китайскими или японскими, переносица которых изготавливались из черепахового панциря.

Первоначально световые проемы пенсне были круглыми, а с 1841 году на рынке оптических приборов появились также и овальные модели. Очень часто к оправе пенсне было приделано небольшое колечко для возможности брать прибор руками. Постепенно через данное колечко к пенсне начали прикреплять цепочку или шнурок. Цепочка могла использоваться для крепления пенсне за ухом, а шнурок мог быть приколот к одежде, чтобы пенсне, сорвавшееся с переносицы, не падало на пол. Шнурок также мог использоваться как элегантный аксессуар одежды. Особенности конструкции придавали возможности использования пенсне в качестве средства коммуникации. Как правило, носители пенсне могли осуществлять умышленный сброс его с переносицы, как проявление неудовольствия происходящим.

Использование в светской среде

Первым документальным свидетельством использования пенсне царственными особами Российской империи стали фотографии 1860-х гг. великого князя Константина Николаевича, сфотографированного в пенсне. Впоследствии и другие князья и княгини России стали публично носить пенсне. В 1906 году в Люксембурге появилась почтовая марка, на которой был изображён великий герцог Вильгельм IV в пенсне, что сделало пенсне аксессуаром светской жизни в Европе.

Пенсне пользовались одинаковой популярностью как у мужчин, так и у женщин, и являлись символом интеллигентности их носителя. Имеется мнение, что пенсне были более популярным и используемым оптическим аксессуаром в период с конца XIX — до начала XX века, чем современные очки с заушниками, которые вошли в активное употребление с 1920-х гг. В 1910-е гг. в моду вошли безободковые модели пенсне. В 1917 году в одном оптическом журнале было написано: «Для нас, оптиков, пенсне является постоянным источником дохода. Чаще всего ремонт пенсне связан с заменой линз и пружинок».

Выход из употребления

Пенсне, так же, как, например, лорнет и монокль имели распространение до окончания Второй мировой войны, уступив место современным очкам.

Появление

Пенсне как оптический прибор для коррекции зрения появился в XVI веке. Первоначально его стекла закреплялись на медной или железной пружине, позже, чтобы не травмировать металлом кожу носа, под него начали крепиться кожаные прокладки. Пенсне получили широкое распространение с XVII века.

Песне в XIX веке

Как уже было сказано, линзы в пенсне удерживались на переносице специальным зажимом, который мог быть жестким и неподвижным или же регулируемым — менял расстояние между линзами, высоту расположения и прочее. И само собой, сам зажим изготавливался из какого-то достаточно мягкого материала. Правда, долго и комфортно носить изделие все равно не удавалось.

Однако в середине XIX века, когда при изготовлении пенсне стали применяться новые, более прочные и легкие материалы, это позволило носить их с большим удобством. И это дало распространению данного устройства как предмета стиля и оптического аксессуара новый толчок.

В те времена очки-пенсне часто изготавливались из таких материалов, как рог, древесина, каучук, целлулоид, драгоценные металлы и прочее. Изначально сами проемы для линз имели круглую форму, но в том же XIX в. в моду вошли и пенсне овальной формы.

Для удобства использования и ношения к некоторым моделям прикрепляли шнурок или цепочку. Последняя, кстати, обычно крепилась к одежде, что позволяло избежать потери устройства. И кстати, часто можно встретить вопрос о том, какого рода «пенсне». Согласно словарю, слово имеет средний род.

Монокль и пенсне

Монокль наряду с пенсне вошёл в моду в XIX веке и представлял собой одну линзу в оправе. Монокль изначально имел ручку, но довольно быстро эта деталь ушла, и линзу стали зажимать мышцами лица.

Пенсне в XIX столетии приобрело статус светского аксессуара и являлось символом интеллигентности и просвещённости его обладателя. Пенсне держалось благодаря плотной пружине на переносице. Его носили известные деятели политики и культуры. А своей популярностью в России этот аксессуар обязан царской семье, которая во второй половине XIX века стала постоянно им пользоваться.

Источник статьи: http://clubhistory.ru/byitovyie-predmetyi/pensne-chto-eto-takoe.html

В чем смысл рассказа «Пенсне» Михаила Осоргина

Михаил Осоргин в своем рассказе «Пенсне» показал нам, что каждая вещь имеет свою личную жизнь. Иногда они выходят «погулять», а затем возвращаются. Могут предметы и прятаться от нас, поэтому-то мы нередко и находим их в самых необычных местах. Такая же история случилась и в самом рассказе «Пенсне». Но если ли у этого произведения смысл? Что хотел донести до нас автор? Давайте разбираться!

Краткое содержание рассказа «Пенсне»

Рассказчик спокойно сидит в кресле и читает. Помогает ему в этом любимое пенсне, с которым он почти не расстается. Но вот незадача — оно неожиданно падает и закатывается куда-то под кресло. Удивительно то, что рассказчик четко слышал звук падения, но найти пенсне не смог. Даже прислуга во время уборки не заметила пенсне. Оно будто бы пропало.

Мужчина уже забыл о своем «друге», поэтому купил новое пенсне. Оно не было таким же удобным, как старое, но выбора не было. И вот однажды оно находится. Причем, в очевидном месте, которое проверял абсолютно каждый. Тогда мужчина делает вывод, что пенсне ходило «погулять», а сейчас вернулось.

Тогда он ставит его к стене и велит никому его не трогать, в знак наказания. Вот только пенсне не выдерживает такого наказания и в тот же день, когда рассказчик чихнул, упало и разбилось. Интересно, что в это время мужчина тянулся за рукописями, для чтения которых ему потребовалось бы пенсне. Видимо, предмет не выдержало бы снова работать на благо обидевшего его человека.

Смысл рассказа «Пенсне»

Смысл произведения, хоть и достаточно размыт, четко прослеживается в произведении. Автор хотел оказать нам, что все окружающие нас предметы имеют самую настоящую душу, поэтому не стоит их обижаться или же самим обижаться на них. Дело в том, что иногда им тоже нужно отдохнуть от нас, людей. Поэтому они «случайно» пропадают так, что никто не может их найти. А потом оказывается, что предмет лежал на видном месте. Так он «возвращается» домой и пытается показать, что всегда был рядом.

А если мы начинаем обижаться на то, что используем ежедневно, то такая вещь может перестать служить на благо владельца. Она разобьется, упадет, пропадет, достанется другому, да и что угодно. Но не будет уважающая себя вещь терпеть оскорбления. Поэтому к каждому предмету нужно относиться с уважением. Он не будет терпеть.

Также в рассказе показывается, что давно полюбившемуся предмету очень сложно найти хорошую замену. Новое пенсне рассказчика ему жутко не нравилось. Оно было не удобным, да и вообще не таким прекрасным, как старое. В этот момент он, пожалуй, и понял, что ему жутко не хватает того старенького пенсне. Оно приносило ему только комфорт. В такие моменты мы и задумываемся над истинной ценностью любимых вещей и предметов. Такое, наверняка, происходило и с вами!

Обратите внимание на то, что песне имело виноватый вид. После своего исчезновения оно вернулось немного «побитым жизнью». Дело в том, что предметы, когда пропадают, понимают свою вину. Но ничего поделать с этим они не могут, ведь жажда некой свободы иногда способна затмить сознание. Итак, вдоволь нагулявшись, они возвращаются и надеются на прощение от своих владельцев. Но наш герой достаточно жестоко обошелся с любимым пенсне, поэтому наказал его. Поэтому оно и прыгнуло на пол, чтобы разбиться — не перенесло душевной травмы. Все, как у людей.

А вот верить в жизнь наших домашних предметов или нет — дело каждого читателя. Михаил Осоргин рассказал нам чудесную историю, которая всеми силами пытается показать, что да, это возможно. Поэтому стоит запомнить, что нужно бережно относиться к нашим вещам, ведь они все помнят. И в один момент какой-то обиженный предмет сможет просто покинуть нашу жизнь, даже если его многое связывает с владельцем.

Источник статьи: http://kakoy-smysl.ru/meaning-book/v-chem-smysl-rasskaza-pensne-mihaila-osorgina/

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

четверг, 2 февраля 2023 г.

М. Осоргин “Пенсне”, олицетворения и метафоры, 8 класс

М. Осоргин “Пенсне”

1. Рассказ Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться? В чём хочет нас убедить рассказчик?

Этот вопрос: живут ли вещи своей особенной жизнью.

Именно в этой особой жизни вещей автор призывает не сомневаться. Он пытается убедить читателя в том, что любая вещь обладает своим характером, имеет индивидуальность.

2. Кто же является героем рассказа? Как вы понимаете строки авторского текста: “пенсне моё гуляло, и гуляло долго, до изнеможения. “?

Героями рассказа являются вещи, в частности – пенсне, которое упало и, по словам автора, отправилось гулять. Автор одушевляет пенсне, говоря, что оно гуляло до изнеможения, отсутствовало долгое время, и только потом нашлось само.

3. Кто из писателей 19 века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина? Приведите примеры.

Подобное мистическое одушевление предметов, которые внезапно становились самостоятельными, мы находим у:

Н. Гоголя “Нос”: “Нос поглядел на обе стороны, закричал кучеру: “Подавай!” – сел и уехал”.

А. Пушкина “Медный всадник”: “За ним несётся всадник медный на звонко-скачущем коне”.

Л. Андреева “Ангелочек”: “Вот ангелочек встрепенулся, словно для полёта, и упал. “

Использование олицетворения характерно для поэтов во все времена. И, конечно, не будем забывать о великом Андерсене, который написал множество сказок, героями которых становились обычные вещи: “Бутылочное горлышко”, “Штопальная игла”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Снеговик” и другие.

4. Использует ли Осоргин в своём рассказе олицетворения и метафоры? Приведите примеры.

Автор использует метафоры, образованные по принципу олицетворения: часы шагают, ножницы кричат, книги дышат, шляпа передразнивает и т.д.

Какой приём используется автором, чтобы показать необычную жизнь вещей? Почему именно эти глаголы поставлены рядом с каждой из названных вещей?

Автор использует олицетворение.

2. Какие интонации мы слышим в чтении Сергея Сазонтьева – иронические, комические, повествовательные, сатирические?

В чтении актёра чаще звучат комические интонации, особенно в описании вещей. Присуствует в чтении ирония и сатира, как в описании знатока испанской литературы.

3. Что в чтении актёра вам хотелось бы изменить? Почему?

Мне понравилось чтение актёра, я бы не стала в нём ничего менять.

4. Помогает ли музыка Грига лучше понять рассказ?

Музыкальное вступление весёлое, оно задаёт настроение слушателям. Музыка, сопровождающая поиск пенсне, таинственная, загадочная, что помогает понять недоумение автора. Находка пенсне сопровождается триумфальной музыкой.

5. Какой художественный приём мы используем когда говорим: пенсне моё гуляло, часы шагают. Как звучит этот приём в актёрском чтении?

Этот приём олицетворение. Актёр читает описание вещей спокойно, но с юмором, словно подтрунивая над ними.

6. Согласны ли вы с автором, размышляющим о путешествии вещей?

Я согласна, что вещи имеют свой характер, но думаю, что это отражение чувств и эмоций хозяина вещей, который так к ним привыкает, что начинает воспринимать их живыми.

7. Как заканчивается рассказ? С какой интонацией финал был прочитан актёром?

Пенсне разбивается и автор думает, что оно совершило самоубийство. Он жалеет бедняжку. Актёр читает финал назидательным тоном, не оставляя сомнения в правдивости рассказа. В последних словах проскальзывает сожаление о несправедливости, которую люди проявляют по отношении к вещам.

Источник статьи: http://nohemnogy.blogspot.com/2023/02/2.html

Краткое содержание «Пенсне»

Всего получено оценок: 1302.

О произведении

Рассказ «Пенсне» Осоргина был написан в 1929 году, когда писатель пребывал в эмиграции. Это история о том, как привычные людям вещи способны жить собственной жизнью и даже покидать хозяев ради увлекательных путешествий.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пенсне» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Место и время действия

События рассказа происходят в квартире рассказчика, время не уточняется.

Главные герои

Краткое содержание

Рассказчик не сомневается, что все без исключения вещи живут собственной жизнью — « часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется… книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках ». Каждая вещь обладает своим собственным, неповторимым характером и привычками. Так, к честным труженикам автор относит стеариновую свечу и стакан, представителем интеллигенции является термометр, а носовой платок — « неудачник из мещан ». Они несколько презрительно относятся к пальто с жалкой душонкой, шляпе с забулдыжно-актёрским лицом, легкомысленным дамским украшениям, известной сплетнице — почтовой марке.

Особый интерес для рассказчика представляют те вещи, которые любят путешествовать: карандаш, расчёска, коробок спичек и прочие. Подмечено, что эти « вещи время от времени уходят гулять — на минуту, на час, иногда на очень долгий срок ». Совершают они это по доброй воле, без какого-либо участия человека. Заметив исчезновение вещи, люди склонны объяснять это « то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей ».

Ни для кого не секрет, как легко потерять мелкую вещицу: карандаш, коробок спичек, небольшой ножик. Их можно искать долго и безрезультатно, и, отчаявшись, неожиданно найти в самом неподходящем месте. В большинстве своём люди не придают этому никакого значения, но, если приглядеться повнимательнее, то « откроется целый новый мир вещей, живущих параллельно » привычной человеческой жизни.

Рассказчик припоминает поразительный случай, который приключился с его пенсне. Это было самое обычное, ничем не примечательное « простое пенсне, без оправы — два стекла и лёгкая дужка ». Расположившись в кресле с книгой, он снял пенсне, чтобы протереть стёкла. Но пенсне самым загадочным образом исчезло. Ни в самом кресле, ни под ним, ни в книге, ни в складках одежды пенсне не оказалось.

Ситуация показалась рассказчику настолько нелепой, что он даже разделся и тщательно обыскал одежду, а затем подмёл пол. Более того, он обыскал и соседнюю комнату и даже заглянул в ванну — пенсне нигде не было. Вспомнив, что « слышал звук падения пенсне », рассказчик долго ползал по полу, но так и не обнаружил в паркете щель, в которую могло бы провалиться пенсне.

Прошла неделя. Друзья, узнав о пропаже, безуспешно попытались сами отыскать пенсне, а прислуга так выдраила квартиру и заодно чёрную лестницу, что « вся квартира обновилась, посвежела — но пенсне не было ».

Один из приятелей рассказчика, знаток испанской литературы, « хотел дойти до разгадки индуктивным способом ». Он задавал множество странных вопросов, начертил план комнаты, записал номер пенсне, но так и не смог разгадать тайну их исчезновения. « Раньше это был спокойный человек, умеренных политических убеждений », но неразгаданная загадка подействовала на него удручающе: по словам супруги, он стонал всю ночь.

Как-то раз рассказчик сел в то самое кресло, чтобы почитать книгу. На его лице красовалось « уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее ». Когда у рассказчика упал карандаш, он поспешил его достать и к большому удивлению заметил у стены своё старое пенсне. Весь его внешний вид говорил о рабском смирении и признании вины.

Рассказчик попытался объяснить самому себе « странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться », но так и не смог найти ответ на этот вопрос. Он не сомневался лишь в том, что его пенсне « гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости ».

В качестве наказания рассказчик на несколько часов оставил гуляку у стены, показывая его прислуге и всем знакомым. В итоге закончило это пенсне трагически: оно « упало плашмя на пол и разбилось в мельчайшие осколки ». Рассказчик предпочёл считать это досадное происшествие несчастным случаем, а не самоубийством, вызванным публичным позором.

Рассказчику было жаль расставаться с пенсне, ведь вместе они « прочли много добрых и глупых книг », в которых люди могли предаваться сильным чувствам и страстям, а вещам было отказано в праве « на мельчайшее проявление индивидуальности ».

И что в итоге?

Рассказчик — находит пенсне, «наказывает» его, оставив у стены и показывая знакомым, вследствие чего пенсне разбивается.

Заключение

Автор даёт понять, что в этом мире нет ничего мелкого, незначительного — всё имеет индивидуальность, всё имеет право на самоопределение и свободное выявление собственных чувств.

После ознакомления с кратким пересказом «Пенсне» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/books/osorgin/pensne

Осоргин «Пенсне» (ГДЗ, ответы на вопросы)

­ Расскажите, что вы узнали об Осоргине, прочитав статью.

Осоргин – это псевдоним писателя, а настоящее его имя Михаил Андреевич Ильин. Он родился в Перми, у него было счастливое детство. С юных лет любил читать, публиковать свои работы начал, когда был гимназистом 7 класса.

В студенчестве работал журналистом в местных газетах. В результате революционной деятельности оказался в тюрьме. После освобождения, в 1906 г, уехал в Италию. Работал в журнале «Вестник Европы», много путешествовал.

После революции работал в комитете помощи голодающим, но из-за конфликта с Лениным был арестован и затем выслан из страны. Жил в Берлине, Париже, много печатался в европейских журналах, но скучал по России и мечтал о русском читателе.

Познакомьтесь с рассказом Осоргина «Пенсне». Подумайте, какими представляются писателю окружающие его предметы. Случались ли с вами подобные истории? Расскажите об этом.

Окружающие предметы кажутся писателю одушевлёнными. Он читает, что у каждой вещи есть характер, который можно узнать, если внимательно приглядеться. Любой предмет повседневного обихода кого-то напоминает автору.

Часто бывает так, что вещи теряются, а потом неожиданно находятся. Причём кажется, что сам ты никак не мог положить ключи, телефон или нужный документ именно туда. Иногда прячутся продукты в холодильнике. «Теряются» обычно очень нужные предметы в такой момент, когда спешишь куда-то. Приходится напрасно тратить время на поиски, а потом, вернувшись, обнаруживаешь потерянное на привычном, самом видном месте.

Рассказ М. Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чем никто не должен сомневаться? В чем хочет нас убедить рассказчик?

В первом же предложении автор задаёт читателю вопрос: «Что вещи живут своей жизнью – кто же сомневается?» Осоргин делится с нами своими наблюдениями о характере вещей, а уже потом рассказывает практически детективную историю о потерянном пенсне. Рассказчик хочет донести до читателя мысль, что у вещей, которые неожиданно пропадают из поля зрения людей, а потом так же неожиданно возвращаются, есть веские причины для исчезновения.

Цель рассказчика – опровергнуть представление о «пассивности и неодушевлённости» окружающих нас вещей.
Необычный по содержанию рассказ заставляет нас по-новому взглянуть на мир обычных предметов.

Кто же является героем этого рассказа? Как вы понимаете строки авторского текста: «. пенсне мое гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости, — в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу»? Кто из писателей XIX века использовал приемы, которые есть в рассказе Осоргина? Приведите примеры.

Главный герой рассказа Осоргина – пенсне. Автор наделяет его характером, душой, которая может устать. Эта цитата делает пенсне похожим на подростка, который сбежал из дома, никого не предупредив, но после нескольких дней отсутствия вернулся усталым, душевно разбитым, раскаявшимся в своём побеге.
Весь рассказ Осоргина построен на олицетворении. Можно предположить, что он опирается на традицию Гоголя, у которого в рассказе «Нос» отрезанный нос чиновника начал жить самостоятельной жизнью.


Будьте внимательны к слову и к тому, как автор говорит о «жизни» вещей: часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках.
Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
Почему именно эти глаголы поставлены рядом с каждой из названных вещей?

Во всех случаях автор использует олицетворение, причём подбирает очень точные глаголы.
Часы шагают, хворают, кашляют – мы привыкли к выражению «часы идут», а здесь автор подбирает синоним «шагают», чтобы подчеркнуть свой особый взгляд. «Хворают, кашляют» – старинные часы издавали много звуков, которые можно истолковать как покашливание.
Печка мыслит – глядя на пламя в печи, хочется посидеть и подумать, живой огонь навевает приятные мысли.
Письмо подмигивает и рисуется – нераспечатанное письмо – это загадка, неизвестность, поэтому оно «подмигивает и рисуется», создаёт интригу.
Раздвинутые ножницы кричат – раскрытые лезвия ножниц напоминают рассказчику широко раскрытый рот кричащего человека.
Кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю – большое мягкое кресло такое же тяжёлое и неповоротливое, как старый дядя, но зато оно уютное и любимое.
Книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках – в книгах хранятся мысли многих умных людей, поэтому они не могут молчать, им необходимо делиться друг с другом тем, что в них написано. Книги вообще являются самыми «живыми» из неодушевлённых предметов, ведь за ними стоят их создатели.

Источник статьи: http://www.chitalnya.ru/work/3488196/

Понравилась статья? Поделить с друзьями: