Средневековая русь как пишется

Поиск ответа

Вопрос № 306922

Подскажите, пожалуйста, нужна ли здесь запятая в скобках: Но откуда искусственные бриллианты в Средневековье ? Здесь одно из двух: либо я ошибаюсь(,) и камень натуральный, либо автор книги лжет.

Ответ справочной службы русского языка

По поводу написания с большой буквы названия эпохи “Средние века”. Вы в ответах ссылаетесь на Орфографический словарь – Средние века (ист. эпоха). А вот исследователь языка Древней Руси И. С. Улуханов, автор монографии “О языке Древней Руси”, которая размещена у вас на портале, пишет “средние века” с маленькой: http://gramota.ru/biblio/research/o_yazyke0/o_yazyke1/ От просто ошибается? Нет других объяснений? К слову, ” средневековье ” в значении чего-то устаревшего пишется с маленькой буквы. У словосочетания “средние века” нет аналогичного значения? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Как название исторической эпохи верно: Средние века. При употреблении в переносном значении (о чем-либо устаревшем) возможно написание со строчной.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, в сочетании: специалист по истории античности, средневековья и нового времени – будут где-то прописные буквы? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Названия исторических эпох пишутся с большой буквы: Античность, Средневековье , Новое время.

Добрый день! Очень прошу ответить: как в данных предложениях и словосочетаниях пишутся слова – “В музее наиболее полно представлена история грязелечения от А(а)нтичности, С(с)редневековья и до наших дней”; “археологическая коллекция от палеолита до С(с)редневековья”. Вроде бы с прописной надо, но не уверена. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В данных предложениях с прописной буквы пишутся слова Античность и Средневековье .

Подскажите, пожалуйста, как пишется П(п)оздняя Античность? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Корректно по отношению к исторической эпохе: поздняя Античность.

Слово Античность как название исторической эпохи следует писать с прописной буквы (см. словарную фиксацию). Прилагательное поздний в сочетании поздняя Античность пишется со строчной буквы по аналогии с сочетанием раннее Средневековье (см.: Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., 2011).

Здравствуйте.
В Средневековье была распространена болезнь эрготизм, которая имела также народное название. Это название пишут по-разному: «Антониев огонь», Антониев огонь и антониев огонь. Кавычить-то точно не стоит, но как быть с прописной/строчной?

Ответ справочной службы русского языка

Словарная фиксация: антонов огонь.

С какой буквы (строчной или прописной) правильно писать слово Средневековье ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Средневековье (название исторической эпохи) и средневековье (в значении ‘устарелые обычаи, отсталый уровень’).

Здравствуйте! Уважаемая Грамота, как правильно: П(п)озднее/Р(р)аннее Средневековье .

Ответ справочной службы русского языка

В орфографическом словаре В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой «Прописная или строчная?» (М., 2011) зафиксировано: раннее Средневековье . По аналогии: позднее Средневековье .

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, нужно ли тире после слова «это» в предложении «Хоть мне и наплевать на геев, это — отдает средневековье м»?

Ответ справочной службы русского языка

По основному правилу тире не нужно. Возможна только постановка авторского, интонационного тире.

Здравствуйте, я бы хотела узнать, почему ” Средневековье ” пишется с большой буквы? Ведь, например, “древность” пишется с маленькой.
Заранее спасибо.
Юлия

Ответ справочной службы русского языка

В значении ‘историческая эпоха’ Средневек о вье пишется с прописной (большой) буквы, в значении ‘устарелые обычаи, отсталый уровень’ корректно написание со строчной (маленькой) буквы. Ср.: Древний мир (как эпоха) пишется с прописной буквы.

В середине предложения ” Средневековье ” пишется с большой или маленькой буквы?
Как пишется папа Римский?

Ответ справочной службы русского языка

Согласно словарям: Средневек о вье , -я ( ист. эпоха ) и средневек о вье, -я ( устарелые обычаи, отсталый уровень ); П а па Р и мский ( при офиц. титуловании ).

Как пишутся Средневековье , Древний мир или средневековье ,древний мир?

Ответ справочной службы русского языка

Если имеются в виду исторические эпохи, то верно: _ Средневековье , Древний мир_. В других значениях верно написание с маленькой буквы.

высокое Средневековье или Высокое Средневековье ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно с прописной: _Высокое Средневековье _.

Это картины мастеров средневековья, Возрождения, барокко, классицизма. Правильно ли применены большие и маленькие буквы в названиях эпох?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _ Средневековье , Возрождение (эпохи); барокко, классицизм (стили)_.

Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5

§ 19. Названия исторических эпох и событий, геологических периодов

1. С прописной буквы пишутся названия исторических эпох и событий; в составных наименованиях с прописной буквы пишутся все собственные имена, например: Древний Египет, Древний Рим (государство; но: древний Рим — город), Римская империя, Новгородская Русь, эпоха Возрождения, раннее Возрождение, позднее Возрождение, Ренессанс, Реформация, эпоха Просвещения, Смутное время, Петровская эпоха (но: допетровская эпоха, послепетровская эпоха), Куликовская битва, Семилетняя война, Июльская монархия, Вторая империя, Пятая республика, Парижская коммуна, Переяславская Рада, Ленский расстрел, Версальский мир, Великая Отечественная война, Война за независимость (в Северной Америке), Декабрьское вооруженное восстание 1905 года, Февральская революция 1917 года, Октябрьский переворот, Гражданская война (если это конкретное историческое событие ввязано с определенной датой), Вторая мировая война.

Примечание. По этому же правилу в соответствии с традицией пишется: Великая Октябрьская социалистическая революция.

2. В названиях конгрессов, съездов, конференций с прописной буквы пишется первое слово и все собственные имена, например: Съезд народных депутатов Российской Федерации, Всемирный конгресс профсоюзов, Всероссийский съезд Советов, Парижская мирная конференция 19191920 гг., Потсдамская (Берлинская) конференция 1945 г.

Примечание. Также с прописной буквы пишется в соответствии с традицией слово Пленум в названиях пленумов ЦК КПСС, например, апрельский Пленум 1985 года.

3. Названия исторических эпох и событий, не являющиеся собственными именами, а также названия геологических периодов пишутся со строчной буквы, например: античный мир, средневековье, феодализм, русско-турецкие войны, мезозойская эра, эпоха палеолита, каменный век, ледниковый период, гражданская война (о типе войны).

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Источник статьи: http://rozental.gramatik.ru/iii-upotreblenie-propisnyh-bukv/ss-19-nazvaniya-istoricheskih-epoh-i-sobytiy-geologicheskih-periodov

Как «Древняя» Русь стала «Средневековой» Русью?

Виктория Ткаченко, медиевистка из Московского государственного университета, рассказывает о периодизации отечественной истории, ее «древнем» периоде и появлении понятия «русское Средневековье». Публикация сделана на основе доклада, прозвучавшего на конференции «Как создается „современное“ Средневековье, или Medievalism Studies» (30 мая 2019 года, НИУ ВШЭ, Москва)

Говоря о формировании образа русского Средневековья в отечественной культуре, необходимо, прежде всего, задаться вопросом: в какой момент ранняя русская история начинает восприниматься именно как средневековая? Этот вопрос не так прост, как может показаться.

На сегодняшний день не существует единой периодизации истории России. Для обозначения её начального этапа используются термины «Киевская Русь», «Домонгольская Русь», «Древняя Русь», «Средневековая Русь» и др. Несмотря на кажущуюся синонимичность, каждый из них несет с собой целый ряд сопутствующих смыслов.

Довольно размыты и их хронологические границы. Так, период «Киевской Руси» условно ограничен распадом единого централизованного государства в начале XII в. и перенесением столицы великих князей во Владимир. Период «домонгольской Руси» заканчивается началом Батыева нашествия зимой 1237–1238 г. Что же касается понятия «Древняя Русь», то оно может приобретать самые разные временные характеристики. В узком смысле, «древнерусский период» часто приравнивается либо к киевскому, либо домонгольскому. В широком же значении он может доводиться вплоть до конца XVII в. (особенно часто настолько широкая трактовка «Древней Руси» встречается в литературоведческих и искусствоведческих работах).

Рис. 1–3. Разные трактовки понятия «Древняя Русь» на обложках книг

Такое же неоднозначное определение имеет и «Средневековая Русь». С одной стороны, этим понятием часто обозначают период, начавшийся с распадом централизованного государства на удельные княжества, как бы приходящий на смену «Древней Руси». При этом, с точки зрения западноевропейской периодизации, образовавшееся в IX в. русское государство сразу же оказывалось государством средневековым. Размыта и верхняя граница русского «Средневековья»: разными исследователями она локализуется в пределах от завершения объединения русских земель вокруг Москвы (кон. XV — нач. XVI в.) до Смутного времени (нач. XVII в.), а в некоторых случаях доводится даже до петровских преобразований (нач. XVIII в.). Кроме того, довольно часто словосочетания «Древняя Русь» и «Средневековая Русь» выступают как взаимозаменяемые синонимы.

Вся эта терминологическая путаница возникла в историографии буквально за последние полтора столетия. До этого же понятия «Средневековой Руси» не существовало вовсе, а для обозначения русского прошлого использовалось почти исключительно слово «древность». И образ этой «русской древности» заметно отличался от образа «русского Средневековья».

Где кончается древность?

В разные исторические эпохи понимание границ «древнего» и «нового» постоянно менялось. После крещения Руси русская культура переняла общехристианские исторические представления, согласно которым человеческая история понималась как линейное движение от Сотворения мира к Страшному суду. Главным событием, разделившим ее ход на древнюю (ветхозаветную) и новую (новозаветную) историю, был приход в мир Иисуса Христа.

Однако это деление почти сразу было переосмыслено в русской книжности. Уже в древнейшем памятнике русской литературы, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, мы видим, что рубежом между «древним» и «новым» становится не Рождество Христово, а крещение Руси — рождение нового христианского народа. «Благословен Господь Иисус Христос, иже возлюби новыя люди, Рускую землю, и просвети ю крещением святым», — говорилось и в «Повести временных лет».

В дальнейшем довольно четко осознаваемая русскими книжниками граница между «древними» («старыми») и «новыми» временами постоянно смещается в сторону современности. После распада единого русского государства на удельные княжества как «древность» стало восприниматься былое единство Руси. В «Слове о Полку Игореве», где автор противопоставлял «старых князей» «новым князьям», к «древним временам» относилась эпоха правления Владимира и Ярослава, а к «новым» — период раздробленности и междоусобиц. Ни о каких «средних» временах здесь речи еще не идет.

Новым рубежом, разделившим русскую историю на «до» и «после», стало нашествие татар. «Задонщина» заканчивала «первых лет времена» Калатской ратью (т. е. битвой на Калке): «И оттоля Руская земля сидит невесела». При этом с конца XIV в. в русской книжности впервые формируются представления о «троичности» русской истории: 1) древняя домонгольская Русь (своеобразный «Золотой век»); 2) «темное» время ордынского ига; 3) время новое, одновременно представляющее собой возврат к «старине». Переход к этому «новому» времени предвещала Куликовская битва. «А от Калатьские рати до Момаева побоища 160 лет», — говорилось в «Задонщине». С некоторой долей условности, эти 160 лет и можно назвать впервые обозначенным в исторической мысли русским «Средневековьем».

Рис. 4. Сказание о Мамаевом побоище. Лицевая рукопись XVII в. из собрания Государственного Исторического музея. Источник изображения: https://kulturologia.ru/blogs/130315/23664

В полной мере данная концепция реализовалась уже в эпоху Московской Руси. Собирание земель вокруг Москвы позиционировалось как возвращение к былому единству и процветанию. Москва воспринимается как «второй Киев», московские князья и цари — как преемники киевских князей. Идея возвращения исконно русских земель под власть московских государей звучала вплоть до присоединения Левобережной Украины в XVII в.

Таким образом, к концу XVII в. трехчастная модель русской истории (в соответствии с мифологической триадой: «свет угасающий — тьма — свет возрождающийся»), в целом, существовала. Но эта концепция будет почти полностью стерта из общественной мысли царствованием Петра, которое снова поделит русскую историю только на две части: «древнюю», допетровскую, и «новую», послепетровскую Россию.

«Русская античность»

XVIII в. был одновременно и временем зарождения русской исторической науки и началом переосмысления исторических событий в русском искусстве. Несмотря на то, что принятая в Европе периодизация истории была хорошо известна в Российской Империи в XVIII в. (и даже сам В. Н. Татищев в предуведомлении к своей «Истории» отмечал, что некоторые делят её по временам на «древние», «средние» и «новые»), она не была воспринята первыми отечественными историками. Русский исторический процесс, как правило, разделялся ими на периоды по времени правления князей и царей. При этом для его общей характеристики преобладало определение «древность». Достаточно посмотреть на названия исторических сочинений этой эпохи: «История Российская с самых древнейших времен» В. Н. Татищева, «Древняя российская история» М. В. Ломоносова, «История Российская от древнейших времен» М. М. Щербатова, «Российская история жизни всех древних» Ф. А. Эмина, издаваемая Н. И. Новиковым «Древняя российская вивлиофика», чуть более поздняя «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина и т. д.

Одновременно образ русской древности начинает формироваться в художественной литературе, живописи и драматургии. Его воплощение в искусстве оказывается под сильным влиянием канонов классицизма. Русские писатели этого времени не ставили перед собой задачи достоверного изображения исторической действительности. В своем творчестве они опирались на «Поэтику» Аристотеля и традиции французского театра эпохи классицизма, а потому Древняя Русь (а если точнее, «Древняя Россия») в их изображении приобрела многочисленные античные черты.

Сами сюжеты первых русских трагедий зачастую заимствовались из сочинений Вольтера, Корнеля, Расина и др. и лишь переносились на русскую почву. «Хорев» А. П. Сумарокова перекликался с вольтеровским «Брутом», «Ольга» Я. Б. Княжнина — с «Меропой» и т. д. В качестве костюмов при постановке спектаклей использовались «римские платья», в качестве декораций — классические интерьеры с арками, колоннами и пилястрами.

Рис. 5–7. Иллюстрации к изданию П. Львова «Храм Славы Российских героев» (1803) и комментарий к ним

Противоположной тенденцией в изображении русской древности в искусстве XVIII в. было её «осовременивание». Уже Феофан Прокопович в трагикомедии «Владимир» (первом русском драматическом произведении на историческую тему) приписывал Владимиру Святому черты Петра I, а крещение Руси сопоставлял с петровскими преобразованиями.

Древнерусские князья в художественных произведениях XVIII в. именовались монархами и непрестанно рассуждали на темы монаршей власти, долга перед отечеством и подданными, чести и свободы, актуальные для Нового времени, но имевшие мало общего с идейным миром эпохи средневековья. Внешность русских правителей (в особенности Петра I) иногда становилась прототипом для художественных изображений их предшественников.

Рыцари и богатыри

Первые проявления влияния образов западноевропейского Средневековья на формирование представлений о прошлом в русской культуре следует связывать не с историографией, а с искусством. В XVIII в. формируется еще один литературный жанр, связанный со своеобразным изображением русской древности, — это литературные сказки. Сказки М. И. Попова, М. Д. Чулкова, В. А. Левшина повествовали о славянских и русских богатырях, но при этом, с точки зрения своего жанрового своеобразия, оказывались близки к авантюрно-рыцарскому роману. Они были наполнены приключениями и поединками, любовными историями и волшебством. Их герои — славянские витязи и князья — представали прекрасными и храбрыми рыцарями.

Именно так именуется в сказке Н. М. Карамзина Илья Муромец:

Он подобен маю красному:
розы алые с лилеями
расцветают на лице его.
Он подобен мирту нежному:
тонок, прям и величав собой.
Взор его быстрей орлиного
и светлее ясна месяца.
Кто сей рыцарь? — Илья Муромец.

К обетам странствующих рыцарей близка и клятва, принесенная Ильей: «Я клянуся вечно следовать богатырским предписаниям и уставам добродетели, быть защитником невинности, бедных, сирых и несчастных вдов, и наказывать мечом своим злых тиранов и волшебников, устрашающих сердца людей!»

Рис. 10–11. Илья Муромец. Лубочные картинки XVIII в.

В поисках русского Средневековья

В научной историографии вопрос о поисках «русского средневековья» встает, судя по всему, со второй четверти XIX в. и должен быть связан с проблемой соотнесения периодизации русской истории с периодизацией европейской.

В статье «За русскую старину» (1845 г.) М. П. Погодин размышлял: «Средний век у нас был как и в Западной Европе, но только под другою формою; тот же процесс у нас совершался, как и там; те же задачи разрешались, только посредством других приемов; те же цели достигались, только другими путями. Доказывать, что Русская История имела свой Средний век не значит ли доказывать, что белокурый может также называться человеком, как и черноволосый? Не значит ли доказывать, что между всякими двумя краями всегда бывает средина?»

В общественной мысли XIX века русское Средневековье противопоставлялось Средневековью европейскому. И это противопоставление могло быть представлено как в положительном, так и в отрицательном ключе. «Воображая себе русское общество древних времен, — писал славянофил И. В. Киреевский, — не видишь ни замков, ни окружающей их подлой черни, ни благородных рыцарей, ни борющегося с ними короля. Видишь бесчисленное множество маленьких общин, по всему лицу земли Русской расселенных, и имеющих, каждая на известных правах, своего распорядителя, и составляющих, каждая, свое особое согласие, или свой маленький мир». Все вместе они сливались в «общее огромное согласие всей Русской земли, имеющее над собою великого князя всея Руси», что с его точки зрения было гораздо более «естественными, простыми и единодушными» общественными отношениями, чем установившиеся в Европе феодальные порядки.

И, напротив, западникам русское Средневековье казалось варварским и темным. Желая охарактеризовать героя романа «Бесы» Артемия Павловича Гаганова, М. Ф. Достоевский писал: «Еще в детстве укоренились в нем некоторые поэтические воззрения: ему понравились замки, средневековая жизнь, вся оперная часть ее, рыцарство; он чуть не плакал уже тогда от стыда, что русского боярина времен Московского царства царь мог наказывать телесно, и краснел от сравнений».

«Средневековая» и «феодальная» Русь

Наконец, решающую роль в формировании представлений о средневековой Руси сыграло развитие в историографии концепции феодализма. Применительно к русской истории она была обоснована в начале XX столетия Н. П. Павловым-Сильванским, а после революции 1917 г. и становления марксистской методологии в исторической науке была фактически возведена в статус непреложного догмата. Проблема генезиса феодализма на Руси надолго стала одним из главных направлений исторических исследований.

Начиная с 1930-х гг. в советской историографии использование термина «средневековая Русь» развивается наравне с использованием понятия «феодальная Русь». С точки зрения своего сущностного содержания они представлялись практически синонимами. И речь здесь шла, разумеется, уже не о возвышенном рыцарском Средневековье, а об эпохе феодального землевладения со свойственной ей системой общественно-экономических отношений.

При этом надо отметить, что наследуемый от предшествующей историографии термин «Древняя Русь» также сохранился в научном лексиконе, как и известное ранее понятие «Киевская Русь», которое получило широкое распространение благодаря попаданию в школьные учебники и выходу одноименной фундаментальной монографии Б. Д. Грекова. «Средневековая Русь» при этом стала отождествляться преимущественно с эпохой «феодальной раздробленности», наследовавшей Древней (Киевской) Руси.

Рис. 12–14. «Феодальная», «Киевская» и «Средневековая» Русь в советской историографии

Таким образом, начало более или менее устойчивого употребления понятия «Средневековая Русь» можно относить только к XX столетию. Что же касается конструирования образа русской древности в отечественной культуре, то он неоднократно переосмысливался в разные эпохи и испытывал на себе влияние не только представлений о западноевропейском Средневековье, но и античных канонов, и русского фольклора. Можно утверждать, что сформированный на сегодняшний день в историческом сознании образ Руси крайне многослоен и сочетает в себе самые разнообразные черты.

Источник статьи: http://voxmediiaevi.com/2019/12/18/tkachenko/

Поиск ответа

Вопрос № 306922

Подскажите, пожалуйста, нужна ли здесь запятая в скобках: Но откуда искусственные бриллианты в С редневековье ? Здесь одно из двух: либо я ошибаюсь(,) и камень натуральный, либо автор книги лжет.

Ответ справочной службы русского языка

По поводу написания с большой буквы названия эпохи “Средние века”. Вы в ответах ссылаетесь на Орфографический словарь – Средние века (ист. эпоха). А вот исследователь языка Древней Руси И. С. Улуханов, автор монографии “О языке Древней Руси”, которая размещена у вас на портале, пишет “средние века” с маленькой: http://gramota.ru/biblio/research/o_yazyke0/o_yazyke1/ От просто ошибается? Нет других объяснений? К слову, “с редневековье ” в значении чего-то устаревшего пишется с маленькой буквы. У словосочетания “средние века” нет аналогичного значения? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Как название исторической эпохи верно: Средние века. При употреблении в переносном значении (о чем-либо устаревшем) возможно написание со строчной.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, в сочетании: специалист по истории античности, средневековья и нового времени – будут где-то прописные буквы? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Названия исторических эпох пишутся с большой буквы: Античность, С редневековье , Новое время.

Добрый день! Очень прошу ответить: как в данных предложениях и словосочетаниях пишутся слова – “В музее наиболее полно представлена история грязелечения от А(а)нтичности, С(с)редневековья и до наших дней”; “археологическая коллекция от палеолита до С(с)редневековья”. Вроде бы с прописной надо, но не уверена. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В данных предложениях с прописной буквы пишутся слова Античность и С редневековье .

Подскажите, пожалуйста, как пишется П(п)оздняя Античность? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Корректно по отношению к исторической эпохе: поздняя Античность.

Слово Античность как название исторической эпохи следует писать с прописной буквы (см. словарную фиксацию). Прилагательное поздний в сочетании поздняя Античность пишется со строчной буквы по аналогии с сочетанием раннее С редневековье (см.: Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., 2011).

Здравствуйте.
В С редневековье была распространена болезнь эрготизм, которая имела также народное название. Это название пишут по-разному: «Антониев огонь», Антониев огонь и антониев огонь. Кавычить-то точно не стоит, но как быть с прописной/строчной?

Ответ справочной службы русского языка

Словарная фиксация: антонов огонь.

С какой буквы (строчной или прописной) правильно писать слово С редневековье ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: С редневековье (название исторической эпохи) и с редневековье (в значении ‘устарелые обычаи, отсталый уровень’).

Здравствуйте! Уважаемая Грамота, как правильно: П(п)озднее/Р(р)аннее С редневековье .

Ответ справочной службы русского языка

В орфографическом словаре В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой «Прописная или строчная?» (М., 2011) зафиксировано: раннее С редневековье . По аналогии: позднее С редневековье .

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, нужно ли тире после слова «это» в предложении «Хоть мне и наплевать на геев, это — отдает с редневековье м»?

Ответ справочной службы русского языка

По основному правилу тире не нужно. Возможна только постановка авторского, интонационного тире.

Здравствуйте, я бы хотела узнать, почему “С редневековье ” пишется с большой буквы? Ведь, например, “древность” пишется с маленькой.
Заранее спасибо.
Юлия

Ответ справочной службы русского языка

В значении ‘историческая эпоха’ Средневек о вье пишется с прописной (большой) буквы, в значении ‘устарелые обычаи, отсталый уровень’ корректно написание со строчной (маленькой) буквы. Ср.: Древний мир (как эпоха) пишется с прописной буквы.

В середине предложения “С редневековье ” пишется с большой или маленькой буквы?
Как пишется папа Римский?

Ответ справочной службы русского языка

Согласно словарям: Средневек о вье , -я ( ист. эпоха ) и средневек о вье, -я ( устарелые обычаи, отсталый уровень ); П а па Р и мский ( при офиц. титуловании ).

Скандинавское С(с) редневековье . Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно написание с большой буквы.

Как пишутся С редневековье , Древний мир или с редневековье ,древний мир?

Ответ справочной службы русского языка

Если имеются в виду исторические эпохи, то верно: _С редневековье , Древний мир_. В других значениях верно написание с маленькой буквы.

высокое С редневековье или Высокое С редневековье ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно с прописной: _Высокое С редневековье _.

Это картины мастеров средневековья, Возрождения, барокко, классицизма. Правильно ли применены большие и маленькие буквы в названиях эпох?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _С редневековье , Возрождение (эпохи); барокко, классицизм (стили)_.

Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5

12 исторических событий и эпох, которые неверно пишут даже в учебниках

В географических названиях и праздниках всё более-менее понятно (а если непонятно — почитайте). А вот как быть с названиями исторических событий и эпох, ясно не всегда. Рассказываем, как разобраться во всех названиях и больше не путать Античность с античной жизнью.

Если вы внимательно читаете разные книги и статьи (исторические и не очень) то наверняка обращали внимание, что названия эпох пишутся иногда с прописной буквы, а иногда со строчной. Даже в разных учебниках по истории — разные варианты.

Если брать правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, то там сказано, что в названиях исторических событий, эпох, документов, произведений искусства с прописной буквы пишется только первое слово. Но при этом по этим правилам названия некоторых исторических эпох именами собственными не считаются. И вот средневековье и античность — в их числе.

«Грамота.ру» даёт другой вариант, ссылаясь на орфографический словарь под редакцией Владимира Лопатина: Средние века (Средневековье) нужно писать с прописной буквы. Нам кажется, что эпоха Возрождения или Просвещения (которые по правилам 1956 года пишутся с прописной буквы) недалеко ушли от Средневековья или Античности. Поэтому правильнее названия этих эпох писать именно с большой буквы. Если, конечно, вы не имеете в виду «что-то устаревшее»: «Тут как будто средневековье — мрак!», «античная жизнь она была такая — не очень-то радостная».

Правильно: Раннее Возрождение

С Возрождением, как мы писали выше, всё более понятно, чем с недооценёнными Античностью и Средневековьем. Возрождение точно пишется с большой буквы, а его составные части — это не какое-то определение, а целиком название эпохи. Поэтому Раннее, Высокое и Позднее Возрождение (или по-другому Ренессанс) — пишутся с прописных букв.

Древняя Русь не намекает, что Русь была древней (хотя IX век — это и правда ужасно давно). Древняя Русь, или Киевская Русь, или Древнерусское государство — всё это названия государства, где много-много-много лет назад правили Рюриковичи (точно знакомые вам ребята). А в названиях государств все слова пишутся с прописных букв: Северная Корея, Объединённые Арабские Эмираты, Российская Федерация и так далее. А вот прилагательное «древнерусский» уже будет писаться с маленькой буквы. Сравните: литература Древней Руси, но древнерусская история. Ловко, правда?

Правильно: Гражданская война (в России и США)

Правильно: гражданская война (описание характера войны)

В общепринятом значении, которое можно, например, встретить в СМИ, гражданская война пишется именно так — строчными буквами. То есть когда мы говорим о характере войны. А прописная буква появляется, если мы говорим о двух важных войнах в истории: Гражданской войне в России в 1918–1920 годах и Гражданской войне в США в 1861–1865 годах. В этих случаях это не только «характер», но и название войн.

Правильно: каменный век, ледниковый период

А вот с названиями геологических и археологических периодов всё проще простого. Они всегда пишутся со строчной буквы, так что точно не ошибётесь! Запоминайте: мезозойская эра (и мезозой), каменный век, ледниковый период и так далее. И не верьте названию фильма «Парк Юрского периода» — юрский период тоже пишется с маленькой буквы, даже если кинопрокатчики считают иначе.

Правильно: Первая мировая война

И снова война, правда, двух правил. В старых справочниках и энциклопедиях действительно названия всех войн писались исключительно строчными буквами, потому что ещё 70 лет назад они не считались именами собственными. Во многом это было связано с политическими запретами того времени. Но в 90-е годы всё изменилось, и от запретов отказались. Теперь названия исторических событий пишутся по общему правилу: первое слово с прописной буквы. Так что будет Первая мировая война, Вторая мировая война, Куликовская битва, Русско-японская война и тому подобное.

Правильно: Великая Отечественная война

С ВОВ немного иначе. Её можно считать историческим событием-исключением из правил. По сложившейся традиции в названии Великой Отечественной войны с прописной пишется не только первое слово, но и второе. А ещё такое же исключение (и чуть ли не единственное в праздниках) мы делаем для Дня Победы. Да, для того самого праздника, который мы отмечаем 9 мая. Кстати, «Девятое Мая» (9 Мая) в значении праздника, а не даты, правильно тоже писать прописными буквами.

Правильно: Холокост (историческое событие)

Правильно: холокост (синоним «геноцида»)

Ещё одно неприятное слово, которое важно правильно писать. Некоторые словари разделяют значения: Холокост — как обозначение массового уничтожения евреев в годы Второй мировой войны (то есть как историческое событие). И холокост — как синоним слова «геноцид». Но всё-таки в большинстве словарей, в том числе орфографический словарь РАН, фиксирует правописание слова «холокост» строчными буквами.

Правильно: оттепель, перестройка, Смутное время

Если вы уже рвёте на себе волосы и отчаялись понять логику, то, похоже, придётся продолжить (рвать волосы). Часто выбор прописной или строчной буквы определяется просто традицией. Поэтому разные периоды в истории Советского Союза — оттепель и перестройка — словари рекомендуют писать со строчной буквы. А вот другой период в истории России — Смута (или Смутное время) — уже с прописной. Никакой логики, просто запоминайте.

Источник статьи: http://mel.fm/gramotnost/kak-pisat/7368210-12

Поиск ответа

Вопрос № 306922

Подскажите, пожалуйста, нужна ли здесь запятая в скобках: Но откуда искусственные бриллианты в С редневековье ? Здесь одно из двух: либо я ошибаюсь(,) и камень натуральный, либо автор книги лжет.

Ответ справочной службы русского языка

По поводу написания с большой буквы названия эпохи “Средние века”. Вы в ответах ссылаетесь на Орфографический словарь – Средние века (ист. эпоха). А вот исследователь языка Древней Руси И. С. Улуханов, автор монографии “О языке Древней Руси”, которая размещена у вас на портале, пишет “средние века” с маленькой: http://gramota.ru/biblio/research/o_yazyke0/o_yazyke1/ От просто ошибается? Нет других объяснений? К слову, “с редневековье ” в значении чего-то устаревшего пишется с маленькой буквы. У словосочетания “средние века” нет аналогичного значения? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Как название исторической эпохи верно: Средние века. При употреблении в переносном значении (о чем-либо устаревшем) возможно написание со строчной.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, в сочетании: специалист по истории античности, средневековья и нового времени – будут где-то прописные буквы? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Названия исторических эпох пишутся с большой буквы: Античность, С редневековье , Новое время.

Добрый день! Очень прошу ответить: как в данных предложениях и словосочетаниях пишутся слова – “В музее наиболее полно представлена история грязелечения от А(а)нтичности, С(с)редневековья и до наших дней”; “археологическая коллекция от палеолита до С(с)редневековья”. Вроде бы с прописной надо, но не уверена. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В данных предложениях с прописной буквы пишутся слова Античность и С редневековье .

Подскажите, пожалуйста, как пишется П(п)оздняя Античность? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Корректно по отношению к исторической эпохе: поздняя Античность.

Слово Античность как название исторической эпохи следует писать с прописной буквы (см. словарную фиксацию). Прилагательное поздний в сочетании поздняя Античность пишется со строчной буквы по аналогии с сочетанием раннее С редневековье (см.: Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. М., 2011).

Здравствуйте.
В С редневековье была распространена болезнь эрготизм, которая имела также народное название. Это название пишут по-разному: «Антониев огонь», Антониев огонь и антониев огонь. Кавычить-то точно не стоит, но как быть с прописной/строчной?

Ответ справочной службы русского языка

Словарная фиксация: антонов огонь.

С какой буквы (строчной или прописной) правильно писать слово С редневековье ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: С редневековье (название исторической эпохи) и с редневековье (в значении ‘устарелые обычаи, отсталый уровень’).

Здравствуйте! Уважаемая Грамота, как правильно: П(п)озднее/Р(р)аннее С редневековье .

Ответ справочной службы русского языка

В орфографическом словаре В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой «Прописная или строчная?» (М., 2011) зафиксировано: раннее С редневековье . По аналогии: позднее С редневековье .

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, нужно ли тире после слова «это» в предложении «Хоть мне и наплевать на геев, это — отдает с редневековье м»?

Ответ справочной службы русского языка

По основному правилу тире не нужно. Возможна только постановка авторского, интонационного тире.

Здравствуйте, я бы хотела узнать, почему “С редневековье ” пишется с большой буквы? Ведь, например, “древность” пишется с маленькой.
Заранее спасибо.
Юлия

Ответ справочной службы русского языка

В значении ‘историческая эпоха’ Средневек о вье пишется с прописной (большой) буквы, в значении ‘устарелые обычаи, отсталый уровень’ корректно написание со строчной (маленькой) буквы. Ср.: Древний мир (как эпоха) пишется с прописной буквы.

В середине предложения “С редневековье ” пишется с большой или маленькой буквы?
Как пишется папа Римский?

Ответ справочной службы русского языка

Согласно словарям: Средневек о вье , -я ( ист. эпоха ) и средневек о вье, -я ( устарелые обычаи, отсталый уровень ); П а па Р и мский ( при офиц. титуловании ).

Скандинавское С(с) редневековье . Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно написание с большой буквы.

Как пишутся С редневековье , Древний мир или с редневековье ,древний мир?

Ответ справочной службы русского языка

Если имеются в виду исторические эпохи, то верно: _С редневековье , Древний мир_. В других значениях верно написание с маленькой буквы.

высокое С редневековье или Высокое С редневековье ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно с прописной: _Высокое С редневековье _.

Это картины мастеров средневековья, Возрождения, барокко, классицизма. Правильно ли применены большие и маленькие буквы в названиях эпох?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _С редневековье , Возрождение (эпохи); барокко, классицизм (стили)_.

Источник статьи: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5

Поиск ответа

Вопрос № 302491

По поводу написания с большой буквы названия эпохи “Средние века”. Вы в ответах ссылаетесь на Орфографический словарь – Средние века (ист. эпоха). А вот исследователь языка Древней Руси И. С. Улуханов, автор монографии “О языке Древней Руси “, которая размещена у вас на портале, пишет “средние века” с маленькой: http://gramota.ru/biblio/research/o_yazyke0/o_yazyke1/ От просто ошибается? Нет других объяснений? К слову, “средневековье” в значении чего-то устаревшего пишется с маленькой буквы. У словосочетания “средние века” нет аналогичного значения? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Как название исторической эпохи верно: Средние века. При употреблении в переносном значении (о чем-либо устаревшем) возможно написание со строчной.

За наименьший закуп аксессуаров на автомобиль . “Закуп” в таком значении считаю ошибкой. Я права, или это такой профессиональный сленг теперь? Буду признательна за ответ

Ответ справочной службы русского языка

Слово закуп фиксируется в толковых словарях в таком значении: ‘в Древней Руси : лицо, получившее ссуду (купу) и попавшее тем самым в зависимость от землевладельца’. В приведенном Вами предложении будет правильно употребить слово закупка.

Подскажите как правильно: “на Древней Руси ” или “в Древней Руси “? Например в выражении: . сбитень варили в саклах.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: в Древней Руси (хотя без прилагательного – на Руси ).

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, есть ли подтверждение в словарях ( и в каких) тому, что древнеславянское название медведя – ком ´komos ( отсюда- Комоедица). Данная информация найдена у Рыбакова Б.А. в книге Язычество Древней Руси (глава 13-
ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНЕСТВА XI — XIII вв). В этимологических словарях Фасмера и Черных данная форма в статье Медведь отсутствует, праслав. и индоевроп. формы не похожи на komos. У Даля не встречается ничего по этому поводу.В некоторых источниках говорится, что komos- от комедия и комоедица -аналог праздника Дионисия. Другие же утверждают, что это из белорусского языка. Помогите, пожалуйста, найти достоверный источник, объясняющий, откуда этот komos (желательно словарь) и медведь ли это по-русски ( может быть это диалектное или так говорили в народе,т.к. существовало табу на называние имени прародителя ?), если эта форма не является научной догадкой. Заранее спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Комос (др.-греч. κώμος) — это не медведь. Это название ритуального шествия в Древней Греции в музыкальном сопровождении кифар и флейт. Вопрос о просхождении слова комоедица остается открытым. Изложенное Вами предположение Б. А. Рыбакова не находит убедительной аргументации.

Здравствуйте. Хотелось бы узнать, откуда пошло название уголовный (розыск, кодекс и т.п.).

Ответ справочной службы русского языка

Прилагательное «уголовный» было введено в правовой лексикон в последней четверти XVIII века. Его происхождение является двояким: с одной стороны, оно восходит к юридическим памятникам Древней Руси , употреблявшим такие термины, как «голова» (убитый человек), «головник» (убийца), «головщина» (убийство), «головничество» (вознаграждение родственникам убитого), с другой стороны — к латинскому прилагательному capitalis (от caput — голова, человек, индивидуум), которое в римском праве входило в названия наиболее суровых видов наказаний, связанных со смертной казнью, лишением свободы или римского гражданства. (Источник: Википедия.)

Ответ справочной службы русского языка

Неделя – общеславянское слово, производное на базе ne delati “не делать”. Исходная семантика – “день отдыха” – известна сейчас во всех славянских языках, кроме русского. Неделей в Древней Руси называли воскресенье.

Верно ли написание с заглавной буквы: памятники Древней Руси , Древнерусская литература и подобные?

Ответ справочной службы русского языка

В названии Древняя Русь оба слова пишутся с прописной буквы. А вот прилагательное древнерусский пишется со строчной буквы. Правильно: памятники Древней Руси , но: древнерусские памятники, древнерусская литература.

Источник статьи: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8

Средневековая Русь

Содержание

Терминология

Средневековая Русь (Русь в средние века) — реальное название с учетом общепринятой в мировой науке хронологии страны и государства, которые фигурируют в публикациях как Древнерусское государство, Киевская Русь, Новгородско-Киевская Русь, феодальные княжества, Московская Русь и т. д.

Киевская Русь

Киевская Русь, также Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступила в состояние политической раздробленности (в советской марксистской историографии — феодальная раздробленность) и фактически распалась на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев формально продолжал считаться главным столом Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.

См. также

Литература

  • Средневековая русь в авторском журнале Histnet.ru
  • Россия в Средние века и раннее Новое время
  • Журавель А. В. Суточный счёт в средневековой Руси //Сборник РИО. Т.9 (157). М.: Русская панорама, 2003
  • Русь средневековая. Альманах
  • Средневековая Русь. М.: Наука, 1976—368 с.
  • Средневековая Русь / отв. ред. А. А. Горский. Вып. 1-9. М., 1996—2011.
  • Гумилёв Л. Н.От Руси к России. Очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992.
  • Гуревич А. Я.Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.
  • Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.
  • Борисов Н. С.Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. М.: Молодая гвардия, 2004.

В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое “Средневековая Русь” в других словарях:

Средневековая Франция — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Средневековая Италия — История Италии … Википедия

Средневековая Хорватия — Приморская Хорватия/Хорватское Королевство Primorska Hrvatska/Hrvatsko kraljevstvo ← … Википедия

Средневековая медицина — Содержание 1 Банщики цирюльники 2 Святые 3 Амулеты 4 Больницы … Википедия

Киевская русь — 862 1240 … Википедия

Древняя Русь. Вопросы медиевистики — Специализация: научный (лингвистика, литературоведение, история) Периодичность: четыре раза в год Язык: русский Адрес редакции: Москва, ул. 2 й Кожевнический пер., д. 8 … Википедия

Ордынская Русь — «Новая хронология» неакадемическая теория, утверждающая, что общепризнанная хронология исторических событий в целом неверна, и предлагающая свой вариант хронологии и вообще истории человечества. Согласно утверждениям её авторов, основана на… … Википедия

Парк Киевская Русь — международный фестиваль культуры и истории, который проходит в Киевской области. Основной идеей и задачей фестиваля является воссоздание древнего детинца города Киева V XIII веков. Содержание 1 Организаторы 2 Суть проекта … Википедия

Назаренко, Александр Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Назаренко. Александр Васильевич Назаренко Дата рождения: 16 января 1948(1948 01 16) (64 года) Место рождения: Паневежис, Литовская ССР, (ныне Литва) Страна … Википедия

Горский, Антон Анатольевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Горский. Антон Анатольевич Горский Дата рождения: 8 февраля 1959(1959 02 08) (53 года) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/422534

Средневековая русь как пишется

После объединения восточнославянских племён в Русскую землю вся она стала считаться владением рода Рюриковичей. Разделы русских земель между детьми Святослава и Владимира подразумевали не раздел страны, а форму совместного управления Русской землёй членами рода Рюриковичей. Попытка организовать подобное совместное управление на принципах старшинства в роду («лествичный принцип») многочисленными наследниками Ярослава Мудрого привела к затяжным кровавым усобицам. В ходе них князья оспаривали власть над волостями – исторически сложившимися территориальными единицами Русского государства.

Составные части Древнерусского государства ХI века нередко именуют «княжествами». Но если обратиться к историческим источникам, то оказывается, что слово «княжество» впервые фиксируется ненамного раньше, чем слово «государство», лишь в конце XIV столетия. Поэтому, по мнению доктора исторических наук, профессора кафедры истории России до XIX века Исторического факультета МГУ Антона Горского, в домонrольской Руси никаких «княжеств» не было. Как не было и «уделов», поскольку само это слово появляется оно только в XIV веке, причем обозначает территории, которыми наделяются отдельные представители той или иной княжеской семьи по воле ее rлавы. Таким образом, в XII- XIII столетиях никаких «уделов» и «княжеств» на Руси не знали.

По мнению Горского, правильно называть территориальные единицы единого раннефеодального государства волостями. (Сам по себе термин «волость» дожил до начала XX века. В дoреволюционной России им обозначалась мелкая административно-территориальная единица в сельской местности, охватывающая несколько сельских поселений).

Волость XI столетия являлась крупной территориальной единицей, с центром в городе, где имелся княжеский стол. То есть волостью управлял князь, представитель русского княжеского рода Рюриковичей, выполнявший в ней функции наместника верховного правителя – киевского князя. Главной его функцией был сбор дани с территории волости; часть ее (обычно две трети) князь должен был отправлять в Киев. Термин “волость” стал с середины XII в. обозначать преимущественно не крупное княжество (“землю”) в целом, а часть его территории, находящуюся под властью того или иного князя из числа младших родственников главного князя.

Тогда в большинстве волостей (в Новгороде, Смоленске, Переяславле, Владимире Волынском, Tyрове, Ростове) сидели сыновья и внуки Владимира Мономаха. Правители волостей со столицами в Черниrове, Перемышле и Теребовле подчинялись воле киевских князей, а князей Полоцка после проявления ими непокорства Мстислав лишил их столов и отправил в ссылку в Византию.

Чтобы покончить с усобицами, в 1096 г. на Любечском съезде князей было решено закрепить волости за потомками тех или иных детей Ярослава Мудрого, что положило начало формированию независимых «земель». Этим словом в древнерусском языке обозначались суверенные государства (более поздний термин – княжества). До смерти сына Владимира Мономаха Мстислава (1132 г.) на Руси ещё сохранялась верховная власть киевского князя, но с 1132 земли становятся полностью независимыми.

Таким образом, в XII столетии на Руси на основе волостей сложились тринадцать образований, начавших называться “землями”. Девять из них управлялись определенными ветвями княжеского рода Рюриковичей. Столы волостей внутри земли распределялись, как правило, между представителями одной ветви по принципу родового старшинства (подобно тому, как это ранее происходило в составе единого государства): старший в роду княжил в главном городе (столице) данной земли, его младшие братья, сыновья и племянники – в менее крупных городах. Старшему брату наследовали младшие в порядке старшинства, затем правление переходило (опять же, в порядке старшинства) к сыновьям старшего брата, а затем – к сыновьям следующих братьев и т.д. По мере смены старшего князя остальные переезжали по старшинству из города в город.

Ранее всех обособилась Полоцкая земля: с конца X в. Полоцкая волость была передана киевским князем Владимиром Святославичем своему сыну Изяславу и закрепилась за его потомками – Изяславичами. В конце XI в. за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича (Ростиславичами) были закреплены Перемышльская и Теребовльская волости, позже объединившиеся в Галицкую землю. С вокняжения в Ростове – Юрия Владимировича Долгорукого (он был сыном Владимира Всеволодовича Мономаха и правнуком Ярослава Мудрого) в начале XII в. берет начало обособление Суздальской земли, где стали княжить его потомки – Юрьевичи. 1127 годом можно датировать окончательное обособление Черниговской земли. В этом году произошло разделение владений потомков Святослава Ярославича (сына Ярослава Мудрого) на Черниговскую и Муромскую земли. В Черниговской земле княжили потомки Олега Святославича (Ольговичи), а в Муроме – Ярослав Святославич (внук Ярослава Мудрого) и его потомки. Позже Муромская земля разделилась на две — Муромскую и Рязанскую. Смоленская земля закрепилась за Ростиславичами – потомками Ростислава Мстиславича (внука Владимира Мономаха), вокняжившегося в Смоленске в 20-х гг. XII в. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича (Изяславичи). Во второй половине XII в. за потомками князя Святополка Изяславича (сына Изяслава Ярославича и внука Ярослава Мудрого) закрепляется Турово-Пинское княжество.

В отличие от девяти названных княжеств, четыре земли (Киевская, Новгородская, Псковская и Переяславская) не закрепились в XII в. за какой-то определенной княжеской ветвью и оспаривались представителями разных ветвей Рюриковичей. При этом Киевский стол номинально продолжал считаться “старейшим”, а Киев — столицей всей Руси. В первой половине В первой трети XIII в. ведущую роль в борьбе за Киевский стол и в политической жизни Руси в целом играли четыре земли и соответствующие им четыре княжеские ветви — Черниговская (Ольговичи), Волынская (Изяславичи), Смоленская (Ростиславичи) и Суздальская (Юрьевичи).

После монголо-татарского нашествия середины XIII в. пути развития русских земель расходятся. В Северо-Восточной Руси в XIV в. начинается процесс собирания земель вокруг Московского княжества, приведший к формированию Российского государства. Южные и западные русские земли в течение второй половины XIII – начала XV в. включаются в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства.

В процессе разделения средневековой Руси Суздальская земля (обычно именуемая в исторической литературе Владимиро-Суздальской) выросла из волости с центром в Ростове. В 1130-е гг. она становится независимой от Киева. Князь Юрий Владимирович Долгорукий перенес столицу земли из Ростова в Суздаль. Впоследствии его сын Андрей Боголюбский сделал столицей Владимир-на-Клязьме. После смерти сына Юрия Долгорукого – Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1212 г.) во Суздальской земле складывается несколько княжеств на основе раздела земли между сыновьями и внуками Всеволода Юрьевича: великое княжество Владимирское, Переяславское, Ростовское, Юрьевское, Стародубское, Ярославское и Углицкое княжества. Центральное положение среди них занимало великое княжество Владимирское. В процессе дальнейшего деления в XIII в. возникли еще ряд княжеств: Московское, Тверское, Белозерское, Стародубское, Костромское, Галицко-Дмитровское (разделенное затем на два – Галицкое и Дмитровское), Городецкое (Нижегородское), Суздальское (объединено с Нижегородским княжеством в Нижегородско-Суздальское княжество). В отношении средневековой Руси XI – XV вв. историки часто используют понятие «княжество». Однако, как верно отмечает в этой связи профессор А. А. Горский, в русскоязычных исторических источниках слово «княжество» появляется лишь в конце XIV века (применительно к Литовскому государству), и только с конца XV в. слово «княжество» появляется в Московской Руси. Примечательно, что им обозначали не отдельные государственные образования, а составные части уже единого (к тому времени) Московского государства.

Таким образом, и в домонгольской Руси, и в эпоху зависимости Руси от Орды (вторая половина XIII – конец XV в.) «княжеств», строго говоря, не существовало. Данный термин применяется историками для обозначения русских «земель» (фактически самостоятельных политических образований, например, «Суздальская земля», «Московская земля», «Тверская земля») и волостей (владений представителей данной княжеской вести в пределах земли). В XIV в. для обозначения княжеских волостей в составе земли, управляемой главным князем, в исторических источниках появляется слово «удел». Оно обозначает территорию с центром в городе, переданную главным князем под управление кому-либо из его младших родственников-князей на правах наместника.

В XIV в. в Суздальской земле в ходе процесса территориального объединения возникает новое понятие – «великое княжение». Так назывались владения великого князя владимирского (главного князя этой земли). В конце XIV в., при князе Дмитрии Донском, великое княжение становится наследственным достоянием московских князей, под властью которых продолжается процесс объединения русских земель. К концу XV в. (при Иване III) под властью московского великого князя оказывается вся Северо-Восточная и Северо-Западная Русь. С этого времени правитель государства титуловался уже не только великим князем, но и «государем всея Руси», а страна стала именоваться Русским (или Российским) государством. В нижеследующих разделах для обозначения самостоятельных государственных образований, возникших в процессе разделения средневековой Руси в XI – XIII вв., будет использоваться закрепившееся в исторической литературе и привычное для читателя понятие «княжество».

Таким образом, в XIV в., в условиях политической зависимости от Орды, в Северо-Восточной Руси начинается центростремительный процесс: большинство мелких княжеств постепенно возвращаются в состав Великого княжества Владимирского, власть в котором переходит к московским князьям. В 1383 г. в княжение Дмитрия Донского произошло окончательное закрепление Великого княжества Владимирского за московскими князьями. Процесс объединения территории бывшей Суздальской земли под властью великих князей Московских фактически завершается в 1485 г. при Иване III с присоединением Великого княжества Тверского к Московскому великому княжеству. Великое княжество Московское переросло в Российское государство.

Источник статьи: http://runivers.ru/rusland/zemli-i-knyazhestva/

Глава 8 РУСЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

8.1. Общая характеристика средневековой Руси

В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков, сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности, сложилась богатейшая культура. Об этом периоде существует огромная историография. Среди вопросов, традиционно вызывающих дискуссии историков, следует назвать такие, как: происхождение термина «Русь», роль экзогенных факторов на ранних этапах становления древнерусской государственности, генезис феодализма у восточных славян и роль геополитического фактора, повлиявшего на специфику русской истории и культуры, концепцию Предвозрождения в русской культуре конца XIV–XV в. и др.

В истории средневековой Руси прослеживаются три периода:

I — древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.;

II — вторая половина XIII–XV в.;

Историю Древнерусского государства можно разделить на три этапа. Первый из них — это время довольно длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х годов IX в. почти до конца Х в. Второй этап — это время существования относительно единого Киевского раннефеодального государства, приблизительно со времени Владимира I до 20-х годов XIII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества. И, наконец, третий этап — господство феодальной раздробленности — от 20-х годов XII в. до монгольских нашествий 30–40-х годов XIII в.

Объединение восточнославянских земель было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами. Славянская в своей основе Киевская Русь вобрала балтские, финно-угорские племена, причем объединение Севера и Юга было ускорено участием в этом процессе варяжских дружин.

В рамках Древнерусского государства происходил генезис феодализма, специфика которого отразилась на формировании его основы — феодальной земельной собственности, социально-классовой структуре. Особенно значимым фактором развития явилось принятие в конце Х в. христианства, превратившегося в форму господствовавшей в средневековом обществе идеологии, определявшей психологию и социальное поведение людей того времени.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры, которая обрела совершенно новые черты. Наиболее значительным после принятия христианства стало византийское влияние, однако и оно вскоре было переосмыслено и переработано на основе самобытной культуры, истоки которой восходят к глубокой древности.

Историю русских земель II периода можно разделить на три этапа. Первый охватывает 40-е годы XIII — начало XIV в. и характеризуется глубоким демографическим кризисом, замедлением социально-экономического развития, что явилось следствием монголо-татарского нашествия 30-х годов XIII в. Второй этап приходится на XIV столетие. В это время кризис постепенно преодолевается, ускоряется развитие феодальных отношений, складываются политические центры, борющиеся за ведущее положение в регионе, делаются первые попытки освобождения от иноземного ига. Третий этап — XV в. — характеризуется сравнительно быстрыми темпами роста производительных сил, вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно-угорским населением за счет внутренней колонизации в Северо-Восточной Руси. Укрепляются города. К концу XV в. образовалось государство типа сословной монархии — Московское государство, добившееся полного освобождения от монголо-татарской зависимости. Начиная с XV в. постепенно складывались предпосылки формирования новых народностей, выделения их языков, особенностей материальной и духовной культуры. В пределах Русского государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси.

Русская культура за два с половиной века прошла путь от страшного разорения, приостановившего ее развитие, через упорное возрождение, приведшее к высочайшим достижениям конца XIV–XV вв. Многообразная по своим местным особенностям, она все более складывалась как единое целое.

В III период в условиях Московского государства в основных чертах сформировался феномен России. Тогда же родилось и закрепилось само название страны.

Медленной поступью уходила в прошлое средневековая Русь. В XVII в. процесс генезиса капиталистических отношений был уже необратимым. Претерпело существенные изменения государственное устройство России — из сословно-представительной монархии она превращалась в абсолютистскую монархию. Наступил кризис религиозной идеологии и церковной организации. Общество стало более открытым. В течение середины второй половины XVI — первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории — подготовки страны к эпохе реформ Петра I.

Читайте также

Глава IV. Свет и цвет в Средние века

Глава IV. Свет и цвет в Средние века Фрагмент Ватиканского манускрипта с литургией Святого Иоанна Златоуста, X-XI вв. Ватикан, Апостольская

Глава I СРЕДНИЕ ВЕКА Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье

Глава I СРЕДНИЕ ВЕКА Их протяженность. «Прекрасное» и «уродливое» Средневековье — В школе нам говорят, что XVI век — это эпоха Возрождения, XVII век — эпоха классицизма, XVIII — век Просвещения. А когда начинается и заканчивается Средневековье?— Средневековье длилось очень

Глава 4 Международные отношения в Средние века

Глава 4 Международные отношения в Средние века «Европа в Средние века развивалась не в изоляции, но в постоянных контактах с ближайшими к ней континентами. До Великих географических открытий конца XV века европейцы были незнакомы с Новым Светом (давние открытия норманнов

ГЛАВА 2 СРЕДНИЕ ВЕКА

Глава 10 Средние века (600-1450)

Глава 10 Средние века (600-1450) Искусственное богатство включает вещи, которые сами по себе не удовлетворяют естественных потребностей, например деньги, являющиеся человеческим изобретением. Фома Аквинский Если в Осевое время возникли товарные рынки и мировые религии,

Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века)

Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века) После окончательного разрыва с восточной православной церковью в католической церкви было достигнуто догматическое единство; длительное время народные ереси, направленные против церковной иерархии,

Глава VI Общий обзор Европы в средние века

Глава VI Общий обзор Европы в средние века Венецианские корабли привозят крестоносцев в Константинополь, столицу и обширнейший порт греческой империи в средние векаЗападная ЕвропаЕвропа в период нашествия варваров (V–XI в.) — Вторжения новых племен, начавшиеся с начала

Глава IV Средние века

Глава IV Средние века В раннем Средневековье, начиная с 300 г., картография, подобно Римской империи, была «обращена» в христианство и поглощена им. Еще в 150 г. Клавдий Птолемей на своем рабочем месте в Александрийской библиотеке видел, должно быть, знаки и предвестники этого

Глава первая Бастилия в средние века

Глава первая Бастилия в средние века Строительство Бастилии Шел тридцать второй год войны, которая позже получила название Столетней (1337—1453). Франция, потерявшая цвет рыцарства в битвах при Креси и Пуатье, разоренная набегами англичан и наваррцев, была вынуждена

Глава 1 На азовском море в древние и средние века

Глава 1 На азовском море в древние и средние века

Глава 2 Средние века

Глава 6. КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Глава 6. КНИГА В СРЕДНИЕ ВЕКА 6.1.РУКОПИСНАЯ КНИГА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Восстание рабов, кризис и падение рабовладельческого строя привели к оскудению центров культуры и к уничтожению массы книг. В эпоху раннего Средневековья Европа вернулась к временам первобытной дикости.

Глава 2. Древность и средние века

Глава 2. Древность и средние века Подобно многим другим народам, тибетцы возводили династии своих правителей к божествам. С Небом был связан древний клан Ча (Птицы). <32>Его резиденция — замок Юмбулаганг — был построен в долине Ярлунг, там, где сливаются реки Ярлунг и Дарпо.

Источник статьи: http://history.wikireading.ru/284091

Понравилась статья? Поделить с друзьями: