Составить уравнение как пишется

«В уравнение» или «в уравнении», как правильно?

«В уравнении» правильно пишется с буквой «и» в окончании предложного падежа. Слово «в уравнение» имеет окончание «е» как форма винительного падежа с предлогом.

Определим, как различать слова «в уравнении» или «в уравнение» по их грамматическим признакам в контексте.

Слова «в уравнение» и «в уравнении» — это падежные формы существительного среднего рода «уравнение». Они имеют один и тот же предлог «в» и звучат одинаково из-за безударного окончания:

  • в у равн е́ни е — приставка/корень/суффикс/окончание;
  • в у равн е́ни и — приставка/корень/суффикс/окончание.

Чтобы правильно выбрать окончание, обозначенное буквой «е» или «и», определим падежную форму существительного в контексте.

Когда пишется «в уравнение»?

Когда пишется «в уравнение», выясним, если зададим к нему падежный вопрос в предложении:

Вам следует вставить в уравнение неизвестные величины, обозначенные x и y.

Следует вставить (во что?) в уравнение

Рассматриваемое слово имеет форму винительного падежа единственного числа. Как неодушевленное существительное, оно в винительном падеже имеет такое же безударное окончание, как и форме именительного падежа:

(что?) уравне́ни е — (во что?) в уравне́ни е .

Правописание слова «в уравнении»

Чтобы выяснить, почему «в уравнении» пишется окончание «и», укажем, что предлог «в» может использоваться также в форме предложного падежа существительных:

  • поставить ударение (в чём?) в сло́в е
  • выросло (в чём?) в по́л е
  • заметил (в чём?) в окн е́ .

Как видим, в этой падежной форме существительные среднего рода имеют типичное окончание -е, кроме слов, заканчивающихся буквосочетанием -ие. Такие слова склоняются по-особому. В форме предложного падежа с любым предлогом существительные с конечным сочетанием -ие имеют безударное окончание :

  • созвезд ие — увидим (в чём?) в созве́зди и
  • описан ие — узнаешь (при чём?) при описа́ни и
  • расстоян ие — поставьте (на чём?) на расстоя́ни и
  • измерен ие — расскажете (о чём?) об измере́ни и .

Обратим внимание, что существительное среднего рода «уравнение» также заканчивается буквосочетанием -ие. Посмотрим, как оно изменяется по падежам в единственном числе:

  • и. п. (что?) уравне́ни е
  • р. п. формула (чего?) уравне́ни я
  • д. п. добавлю (к чему?) к уравне́ни ю
  • в. п. напишу (что?) уравне́ни е
  • т. п. занят (чем?) уравне́ни е м
  • п. п. найдем (в чём?) в уравне́ни и

Поупражняемся в определении падежных форм слова «уравнение» и написании окончаний или .

Примеры

В уравнение с неизвестными величинами подставьте их значения.

Запишите символы величин, входящих в уравнение.

При решении учтите, что в уравнении не проставлены все коэффициенты.

Ученый внес изменения в уравнение, по-своему понимая физику твердого тела.

В уравнении имеется ошибка, которую вам предстоит указать.

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/v-uravnenie-ili-v-uravnenii-kak-pravilno.html

«В уравнение» или «в уравнении», как правильно

Определим, как раз­ли­чать сло­ва «в урав­не­нии» или «в урав­не­ние» по их грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам в контексте.

Слова «в урав­не­ние» и «в урав­не­нии» — это падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода «урав­не­ние». Они име­ют один и тот же пред­лог «в» и зву­чат оди­на­ко­во из-за без­удар­но­го окончания:

  • в уравне́ние — приставка/корень/суффикс/окончание;
  • в уравне́нии — приставка/корень/суффикс/окончание.

«В урав­не­нии» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «и» в окон­ча­нии пред­лож­но­го паде­жа. Слово «в урав­не­ние» име­ет окон­ча­ние «е» как фор­ма вини­тель­но­го паде­жа с предлогом.

Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние, обо­зна­чен­ное бук­вой «е» или «и», опре­де­лим падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го в контексте.

Когда пишется «в уравнение»?

Когда пишет­ся «в урав­не­ние», выяс­ним, если зада­дим к нему падеж­ный вопрос в предложении:

Вам сле­ду­ет вста­вить в урав­не­ние неиз­вест­ные вели­чи­ны, обо­зна­чен­ные x и y.

Следует вста­вить (во что?) в урав­не­ние

Рассматриваемое сло­во име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла. Как неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное, оно в вини­тель­ном паде­же име­ет такое же без­удар­ное окон­ча­ние, как и фор­ме име­ни­тель­но­го падежа:

(что?) уравне́ние — (во что?) в уравне́ние.

Слово «в урав­не­ние» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «е» в окон­ча­нии вини­тель­но­го паде­жа с предлогом.

Правописание слова «в уравнении»

Чтобы выяс­нить, поче­му «в урав­не­нии» пишет­ся окон­ча­ние «и», ука­жем, что пред­лог «в» может исполь­зо­вать­ся так­же в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа существительных:

Как видим, в этой падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­ные сред­не­го рода име­ют типич­ное окон­ча­ние -е, кро­ме слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ие. Такие сло­ва скло­ня­ют­ся по-особому.

В фор­ме пред­лож­но­го паде­жа с любым пред­ло­гом суще­стви­тель­ные с конеч­ным соче­та­ни­ем -ие име­ют без­удар­ное окон­ча­ние :

  • созвездие — уви­дим (в чём?) в созве́здии
  • опи­сание — узна­ешь (при чём?) при описа́нии
  • рас­сто­яние — поставь­те (на чём?) на расстоя́нии
  • изме­рение — рас­ска­же­те (о чём?) об измере́нии.

Обратим вни­ма­ние, что суще­стви­тель­ное сред­не­го рода «урав­не­ние» так­же закан­чи­ва­ет­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ие. Посмотрим, как оно изме­ня­ет­ся по паде­жам в един­ствен­ном числе:

  • и. п. (что?) уравне́ние
  • р. п. фор­му­ла (чего?) уравне́ния
  • д. п. добав­лю (к чему?) к уравне́нию
  • в. п. напи­шу (что?) уравне́ние
  • т. п. занят (чем?) уравне́нием
  • п. п. най­дем (в чём?) в уравне́нии

Слово «в урав­не­нии» пишет­ся с бук­вой «и» в без­удар­ном окон­ча­нии пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го «урав­не­ние», закан­чи­ва­ю­ще­го­ся на -ие.

Поупражняемся в опре­де­ле­нии падеж­ных форм сло­ва «урав­не­ние» и напи­са­нии окон­ча­ний или .

Примеры

В урав­не­ние с неиз­вест­ны­ми вели­чи­на­ми под­ставь­те их значения.

Запишите сим­во­лы вели­чин, вхо­дя­щих в уравнение.

При реше­нии учти­те, что в урав­не­нии не про­став­ле­ны все коэффициенты.

Ученый внес изме­не­ния в урав­не­ние, по-своему пони­мая физи­ку твер­до­го тела.

В урав­не­нии име­ет­ся ошиб­ка, кото­рую вам пред­сто­ит указать.

Источник статьи: http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kak-pravilno-pishetsja/264381-v-uravnenie-ili-v-uravnenii-kak-pravilno.html

Уравнение или уровнение как пишется

Склонение существительного «уравнение»

Существительное «уравн е́ ние» (неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный
Кто? Что?
уравн е́ ние уравн е́ ния
Родительный
Кого? Чего?
уравн е́ ния уравн е́ ний
Дательный
Кому? Чему?
уравн е́ нию уравн е́ ниям
Винительный (неод.)
Кого? Что?
уравн е́ ние уравн е́ ния
Творительный
Кем? Чем?
уравн е́ нием уравн е́ ниями
Предложный
О ком? О чём?
уравн е́ нии уравн е́ ниях

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: преграждать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «уравнение&raquo

Синонимы к слову «уравнение&raquo

Предложения со словом «уравнение&raquo

  • Сила тяготения, к примеру, нелинейна – этот технический термин означает, в сущности, что вы не можете решать уравнения движения при помощи красивых формул.

Цитаты из русской классики со словом «уравнение»

Сочетаемость слова «уравнение&raquo

Каким бывает «уравнение»

Значение слова «уравнение&raquo

УРАВНЕ́НИЕ , -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. уравнять и состояние по знач. глаг. уравняться. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «уравнение&raquo

УРАВНЕ́НИЕ , -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. уравнять и состояние по знач. глаг. уравняться.

Предложения со словом «уравнение&raquo

Сила тяготения, к примеру, нелинейна – этот технический термин означает, в сущности, что вы не можете решать уравнения движения при помощи красивых формул.

В итоге начинается решение дифференциальных уравнений гуманитарным способом или сочинение диалогов на языке программирования высокого уровня, а в тяжёлых случаях всё сразу и одновременно.

Второй этап состоит из собственно решения уравнения регрессии и нахождения его параметров.

«В уравнение» или «в уравнении», как правильно

Определим, как раз­ли­чать сло­ва «в урав­не­нии» или «в урав­не­ние» по их грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам в контексте.

Слова «в урав­не­ние» и «в урав­не­нии» — это падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода «урав­не­ние». Они име­ют один и тот же пред­лог «в» и зву­чат оди­на­ко­во из-за без­удар­но­го окончания:

  • в уравне́ние — приставка/корень/суффикс/окончание;
  • в уравне́нии — приставка/корень/суффикс/окончание.

«В урав­не­нии» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «и» в окон­ча­нии пред­лож­но­го паде­жа. Слово «в урав­не­ние» име­ет окон­ча­ние «е» как фор­ма вини­тель­но­го паде­жа с предлогом.

Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние, обо­зна­чен­ное бук­вой «е» или «и», опре­де­лим падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го в контексте.

Когда пишется «в уравнение»?

Когда пишет­ся «в урав­не­ние», выяс­ним, если зада­дим к нему падеж­ный вопрос в предложении:

Вам сле­ду­ет вста­вить в урав­не­ние неиз­вест­ные вели­чи­ны, обо­зна­чен­ные x и y.

Следует вста­вить (во что?) в урав­не­ние

Рассматриваемое сло­во име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла. Как неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное, оно в вини­тель­ном паде­же име­ет такое же без­удар­ное окон­ча­ние, как и фор­ме име­ни­тель­но­го падежа:

(что?) уравне́ние — (во что?) в уравне́ние.

Слово «в урав­не­ние» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «е» в окон­ча­нии вини­тель­но­го паде­жа с предлогом.

Правописание слова «в уравнении»

Чтобы выяс­нить, поче­му «в урав­не­нии» пишет­ся окон­ча­ние «и», ука­жем, что пред­лог «в» может исполь­зо­вать­ся так­же в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа существительных:

  • поста­вить уда­ре­ние (в чём?) в сло́ве
  • вырос­ло (в чём?) в по́ле
  • заме­тил (в чём?) в окне́.

Как видим, в этой падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­ные сред­не­го рода име­ют типич­ное окон­ча­ние -е, кро­ме слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ие. Такие сло­ва скло­ня­ют­ся по-особому.

В фор­ме пред­лож­но­го паде­жа с любым пред­ло­гом суще­стви­тель­ные с конеч­ным соче­та­ни­ем -ие име­ют без­удар­ное окон­ча­ние :

  • созвездие — уви­дим (в чём?) в созве́здии
  • опи­сание — узна­ешь (при чём?) при описа́нии
  • рас­сто­яние — поставь­те (на чём?) на расстоя́нии
  • изме­рение — рас­ска­же­те (о чём?) об измере́нии.

Обратим вни­ма­ние, что суще­стви­тель­ное сред­не­го рода «урав­не­ние» так­же закан­чи­ва­ет­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ие. Посмотрим, как оно изме­ня­ет­ся по паде­жам в един­ствен­ном числе:

  • и. п. (что?) уравне́ние
  • р. п. фор­му­ла (чего?) уравне́ния
  • д. п. добав­лю (к чему?) к уравне́нию
  • в. п. напи­шу (что?) уравне́ние
  • т. п. занят (чем?) уравне́нием
  • п. п. най­дем (в чём?) в уравне́нии

Слово «в урав­не­нии» пишет­ся с бук­вой «и» в без­удар­ном окон­ча­нии пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го «урав­не­ние», закан­чи­ва­ю­ще­го­ся на -ие.

Поупражняемся в опре­де­ле­нии падеж­ных форм сло­ва «урав­не­ние» и напи­са­нии окон­ча­ний или .

Примеры

В урав­не­ние с неиз­вест­ны­ми вели­чи­на­ми под­ставь­те их значения.

Запишите сим­во­лы вели­чин, вхо­дя­щих в уравнение.

При реше­нии учти­те, что в урав­не­нии не про­став­ле­ны все коэффициенты.

Ученый внес изме­не­ния в урав­не­ние, по-своему пони­мая физи­ку твер­до­го тела.

В урав­не­нии име­ет­ся ошиб­ка, кото­рую вам пред­сто­ит указать.

«В уравнение» или «в уравнении», как правильно?

«В урав­не­нии» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «и» в окон­ча­нии пред­лож­но­го паде­жа. Слово «в урав­не­ние» име­ет окон­ча­ние «е» как фор­ма вини­тель­но­го паде­жа с предлогом.

Определим, как раз­ли­чать сло­ва «в урав­не­нии» или «в урав­не­ние» по их грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам в контексте.

Слова «в урав­не­ние» и «в урав­не­нии» — это падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода «урав­не­ние». Они име­ют один и тот же пред­лог «в» и зву­чат оди­на­ко­во из-за без­удар­но­го окончания:

Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние, обо­зна­чен­ное бук­вой «е» или «и», опре­де­лим падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го в контексте.

Когда пишется «в уравнение»?

Когда пишет­ся «в урав­не­ние», выяс­ним, если зада­дим к нему падеж­ный вопрос в предложении:

Вам сле­ду­ет вста­вить в урав­не­ние неиз­вест­ные вели­чи­ны, обо­зна­чен­ные x и y.

Следует вста­вить (во что?) в урав­не­ние

Рассматриваемое сло­во име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла. Как неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное, оно в вини­тель­ном паде­же име­ет такое же без­удар­ное окон­ча­ние, как и фор­ме име­ни­тель­но­го падежа:

(что?) уравне́ни е — (во что?) в уравне́ни е .

Правописание слова «в уравнении»

Чтобы выяс­нить, поче­му «в урав­не­нии» пишет­ся окон­ча­ние «и», ука­жем, что пред­лог «в» может исполь­зо­вать­ся так­же в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа существительных:

  • поста­вить уда­ре­ние (в чём?) в сло́в е
  • вырос­ло (в чём?) в по́л е
  • заме­тил (в чём?) в окн е́ .

Как видим, в этой падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­ные сред­не­го рода име­ют типич­ное окон­ча­ние -е, кро­ме слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ие. Такие сло­ва скло­ня­ют­ся по-особому. В фор­ме пред­лож­но­го паде­жа с любым пред­ло­гом суще­стви­тель­ные с конеч­ным соче­та­ни­ем -ие име­ют без­удар­ное окон­ча­ние :

  • созвезд ие — уви­дим (в чём?) в созве́зди и
  • опи­сан ие — узна­ешь (при чём?) при описа́ни и
  • рас­сто­ян ие — поставь­те (на чём?) на расстоя́ни и
  • изме­рен ие — рас­ска­же­те (о чём?) об измере́ни и .

Обратим вни­ма­ние, что суще­стви­тель­ное сред­не­го рода «урав­не­ние» так­же закан­чи­ва­ет­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ие. Посмотрим, как оно изме­ня­ет­ся по паде­жам в един­ствен­ном числе:

  • и. п. (что?) уравне́ни е
  • р. п. фор­му­ла (чего?) уравне́ни я
  • д. п. добав­лю (к чему?) к уравне́ни ю
  • в. п. напи­шу (что?) уравне́ни е
  • т. п. занят (чем?) уравне́ни е м
  • п. п. най­дем (в чём?) в уравне́ни и

Поупражняемся в опре­де­ле­нии падеж­ных форм сло­ва «урав­не­ние» и напи­са­нии окон­ча­ний или .

Примеры

В урав­не­ние с неиз­вест­ны­ми вели­чи­на­ми под­ставь­те их значения.

Запишите сим­во­лы вели­чин, вхо­дя­щих в уравнение.

При реше­нии учти­те, что в урав­не­нии не про­став­ле­ны все коэффициенты.

Ученый внес изме­не­ния в урав­не­ние, по-своему пони­мая физи­ку твер­до­го тела.

В урав­не­нии име­ет­ся ошиб­ка, кото­рую вам пред­сто­ит указать.

Источник статьи: http://al-shell.ru/articles/uravnenie-ili-urovnenie-kak-pishetsya/

«В уравнение» или «в уравнении», как правильно

Определим, как раз­ли­чать сло­ва «в урав­не­нии» или «в урав­не­ние» по их грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам в контексте.

Слова «в урав­не­ние» и «в урав­не­нии» — это падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода «урав­не­ние». Они име­ют один и тот же пред­лог «в» и зву­чат оди­на­ко­во из-за без­удар­но­го окончания:

  • в уравне́ние — приставка/корень/суффикс/окончание;
  • в уравне́нии — приставка/корень/суффикс/окончание.

«В урав­не­нии» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «и» в окон­ча­нии пред­лож­но­го паде­жа. Слово «в урав­не­ние» име­ет окон­ча­ние «е» как фор­ма вини­тель­но­го паде­жа с предлогом.

Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние, обо­зна­чен­ное бук­вой «е» или «и», опре­де­лим падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го в контексте.

Когда пишется «в уравнение»?

Когда пишет­ся «в урав­не­ние», выяс­ним, если зада­дим к нему падеж­ный вопрос в предложении:

Вам сле­ду­ет вста­вить в урав­не­ние неиз­вест­ные вели­чи­ны, обо­зна­чен­ные x и y.

Следует вста­вить (во что?) в урав­не­ние

Рассматриваемое сло­во име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла. Как неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное, оно в вини­тель­ном паде­же име­ет такое же без­удар­ное окон­ча­ние, как и фор­ме име­ни­тель­но­го падежа:

(что?) уравне́ние — (во что?) в уравне́ние.

Слово «в урав­не­ние» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «е» в окон­ча­нии вини­тель­но­го паде­жа с предлогом.

Правописание слова «в уравнении»

Чтобы выяс­нить, поче­му «в урав­не­нии» пишет­ся окон­ча­ние «и», ука­жем, что пред­лог «в» может исполь­зо­вать­ся так­же в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа существительных:

  • поста­вить уда­ре­ние (в чём?) в сло́ве
  • вырос­ло (в чём?) в по́ле
  • заме­тил (в чём?) в окне́.

Как видим, в этой падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­ные сред­не­го рода име­ют типич­ное окон­ча­ние -е, кро­ме слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ие. Такие сло­ва скло­ня­ют­ся по-особому.

В фор­ме пред­лож­но­го паде­жа с любым пред­ло­гом суще­стви­тель­ные с конеч­ным соче­та­ни­ем -ие име­ют без­удар­ное окон­ча­ние :

  • созвездие — уви­дим (в чём?) в созве́здии
  • опи­сание — узна­ешь (при чём?) при описа́нии
  • рас­сто­яние — поставь­те (на чём?) на расстоя́нии
  • изме­рение — рас­ска­же­те (о чём?) об измере́нии.

Обратим вни­ма­ние, что суще­стви­тель­ное сред­не­го рода «урав­не­ние» так­же закан­чи­ва­ет­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ие. Посмотрим, как оно изме­ня­ет­ся по паде­жам в един­ствен­ном числе:

  • и. п. (что?) уравне́ние
  • р. п. фор­му­ла (чего?) уравне́ния
  • д. п. добав­лю (к чему?) к уравне́нию
  • в. п. напи­шу (что?) уравне́ние
  • т. п. занят (чем?) уравне́нием
  • п. п. най­дем (в чём?) в уравне́нии

Слово «в урав­не­нии» пишет­ся с бук­вой «и» в без­удар­ном окон­ча­нии пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го «урав­не­ние», закан­чи­ва­ю­ще­го­ся на -ие.

Поупражняемся в опре­де­ле­нии падеж­ных форм сло­ва «урав­не­ние» и напи­са­нии окон­ча­ний или .

Примеры

В урав­не­ние с неиз­вест­ны­ми вели­чи­на­ми под­ставь­те их значения.

Запишите сим­во­лы вели­чин, вхо­дя­щих в уравнение.

При реше­нии учти­те, что в урав­не­нии не про­став­ле­ны все коэффициенты.

Ученый внес изме­не­ния в урав­не­ние, по-своему пони­мая физи­ку твер­до­го тела.

В урав­не­нии име­ет­ся ошиб­ка, кото­рую вам пред­сто­ит указать.

Читайте также: «На расстояниЕ» или «на расстояниИ» — как правильно писать.

Источник статьи: http://litfest.ru/kak-pisati/yravnenie.html

«В уравнениИ» или «в уравнениЕ», как пишется?

«В урав­не­нии» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «и» в окон­ча­нии пред­лож­но­го паде­жа. Слово «в урав­не­ние» име­ет окон­ча­ние «е» как фор­ма вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

Определим, как раз­ли­чать сло­ва «в урав­не­нии» или «в урав­не­ние» по их грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам в кон­тек­сте.

Слова «в урав­не­ние» и «в урав­не­нии» — это падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода «урав­не­ние». Они име­ют один и тот же пред­лог «в» и зву­чат оди­на­ко­во из-за без­удар­но­го окон­ча­ния:

Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние, обо­зна­чен­ное бук­вой «е» или «и», опре­де­лим падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го в кон­тек­сте.

Когда пишется «в уравнение»?

Когда пишет­ся «в урав­не­ние», выяс­ним, если зада­дим к нему падеж­ный вопрос в пред­ло­же­нии:

Вам сле­ду­ет вста­вить в урав­не­ние неиз­вест­ные вели­чи­ны, обо­зна­чен­ные x и y.

Следует вста­вить (во что?) в урав­не­ние

Рассматриваемое сло­во име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла. Как неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное, оно в вини­тель­ном паде­же име­ет такое же без­удар­ное окон­ча­ние, как и фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа:

(что?) уравне́ни е — (во что?) в уравне́ни е .

ВыводСлово «в урав­не­ние» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «е» в окон­ча­нии вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

Правописание слова «в уравнении»

Чтобы выяс­нить, поче­му «в урав­не­нии» пишет­ся окон­ча­ние «и», ука­жем, что пред­лог «в» может исполь­зо­вать­ся так­же в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных:

  • поста­вить уда­ре­ние (в чём?) в сло́в е
  • вырос­ло (в чём?) в по́л е
  • заме­тил (в чём?) в окн е́ .

Как видим, в этой падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­ные сред­не­го рода име­ют типич­ное окон­ча­ние -е, кро­ме слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ие. Такие сло­ва скло­ня­ют­ся по-особому. В фор­ме пред­лож­но­го паде­жа с любым пред­ло­гом суще­стви­тель­ные с конеч­ным соче­та­ни­ем -ие име­ют без­удар­ное окон­ча­ние :

  • созвезд ие — уви­дим (в чём?) в созве́зди и
  • опи­сан ие — узна­ешь (при чём?) при описа́ни и
  • рас­сто­ян ие — поставь­те (на чём?) на расстоя́ни и
  • изме­рен ие — рас­ска­же­те (о чём?) об измере́ни и .

Обратим вни­ма­ние, что суще­стви­тель­ное сред­не­го рода «урав­не­ние» так­же закан­чи­ва­ет­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ие. Посмотрим, как оно изме­ня­ет­ся по паде­жам в един­ствен­ном чис­ле:

  • и. п. (что?) уравне́ни е
  • р. п. фор­му­ла (чего?) уравне́ни я
  • д. п. добав­лю (к чему?) к уравне́ни ю
  • в. п. напи­шу (что?) уравне́ни е
  • т. п. занят (чем?) уравне́ни е м
  • п. п. най­дем (в чём?) в уравне́ни и

ВыводСлово «в урав­не­нии» пишет­ся с бук­вой «и» в без­удар­ном окон­ча­нии пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го «урав­не­ние», закан­чи­ва­ю­ще­го­ся на -ие.

Поупражняемся в опре­де­ле­нии падеж­ных форм сло­ва «урав­не­ние» и напи­са­нии окон­ча­ний или .

Примеры

В урав­не­ние с неиз­вест­ны­ми вели­чи­на­ми под­ставь­те их зна­че­ния.

Запишите сим­во­лы вели­чин, вхо­дя­щих в урав­не­ние.

При реше­нии учти­те, что в урав­не­нии не про­став­ле­ны все коэф­фи­ци­ен­ты.

Ученый внес изме­не­ния в урав­не­ние, по-своему пони­мая физи­ку твер­до­го тела.

В урав­не­нии име­ет­ся ошиб­ка, кото­рую вам пред­сто­ит ука­зать.

Источник статьи: http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kak-pravilno-pishetsja/168432-v-uravnenii-ili-v-uravnenie-kak-pishetsya.html

«В уравнениИ» или «в уравнениЕ», как пишется?

«В урав­не­нии» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «и» в окон­ча­нии пред­лож­но­го паде­жа. Слово «в урав­не­ние» име­ет окон­ча­ние «е» как фор­ма вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

Определим, как раз­ли­чать сло­ва «в урав­не­нии» или «в урав­не­ние» по их грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам в кон­тек­сте.

Слова «в урав­не­ние» и «в урав­не­нии» — это падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го сред­не­го рода «урав­не­ние». Они име­ют один и тот же пред­лог «в» и зву­чат оди­на­ко­во из-за без­удар­но­го окон­ча­ния:

Чтобы пра­виль­но выбрать окон­ча­ние, обо­зна­чен­ное бук­вой «е» или «и», опре­де­лим падеж­ную фор­му суще­стви­тель­но­го в кон­тек­сте.

Когда пишется «в уравнение»?

Когда пишет­ся «в урав­не­ние», выяс­ним, если зада­дим к нему падеж­ный вопрос в пред­ло­же­нии:

Вам сле­ду­ет вста­вить в урав­не­ние неиз­вест­ные вели­чи­ны, обо­зна­чен­ные x и y.

Следует вста­вить (во что?) в урав­не­ние

Рассматриваемое сло­во име­ет фор­му вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла. Как неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное, оно в вини­тель­ном паде­же име­ет такое же без­удар­ное окон­ча­ние, как и фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа:

(что?) уравне́ни е — (во что?) в уравне́ни е .

ВыводСлово «в урав­не­ние» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «е» в окон­ча­нии вини­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом.

Правописание слова «в уравнении»

Чтобы выяс­нить, поче­му «в урав­не­нии» пишет­ся окон­ча­ние «и», ука­жем, что пред­лог «в» может исполь­зо­вать­ся так­же в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных:

  • поста­вить уда­ре­ние (в чём?) в сло́в е
  • вырос­ло (в чём?) в по́л е
  • заме­тил (в чём?) в окн е́ .

Как видим, в этой падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­ные сред­не­го рода име­ют типич­ное окон­ча­ние -е, кро­ме слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ие. Такие сло­ва скло­ня­ют­ся по-особому. В фор­ме пред­лож­но­го паде­жа с любым пред­ло­гом суще­стви­тель­ные с конеч­ным соче­та­ни­ем -ие име­ют без­удар­ное окон­ча­ние :

  • созвезд ие — уви­дим (в чём?) в созве́зди и
  • опи­сан ие — узна­ешь (при чём?) при описа́ни и
  • рас­сто­ян ие — поставь­те (на чём?) на расстоя́ни и
  • изме­рен ие — рас­ска­же­те (о чём?) об измере́ни и .

Обратим вни­ма­ние, что суще­стви­тель­ное сред­не­го рода «урав­не­ние» так­же закан­чи­ва­ет­ся бук­во­со­че­та­ни­ем -ие. Посмотрим, как оно изме­ня­ет­ся по паде­жам в един­ствен­ном чис­ле:

  • и. п. (что?) уравне́ни е
  • р. п. фор­му­ла (чего?) уравне́ни я
  • д. п. добав­лю (к чему?) к уравне́ни ю
  • в. п. напи­шу (что?) уравне́ни е
  • т. п. занят (чем?) уравне́ни е м
  • п. п. най­дем (в чём?) в уравне́ни и

ВыводСлово «в урав­не­нии» пишет­ся с бук­вой «и» в без­удар­ном окон­ча­нии пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го «урав­не­ние», закан­чи­ва­ю­ще­го­ся на -ие.

Поупражняемся в опре­де­ле­нии падеж­ных форм сло­ва «урав­не­ние» и напи­са­нии окон­ча­ний или .

Примеры

В урав­не­ние с неиз­вест­ны­ми вели­чи­на­ми под­ставь­те их зна­че­ния.

Запишите сим­во­лы вели­чин, вхо­дя­щих в урав­не­ние.

При реше­нии учти­те, что в урав­не­нии не про­став­ле­ны все коэф­фи­ци­ен­ты.

Ученый внес изме­не­ния в урав­не­ние, по-своему пони­мая физи­ку твер­до­го тела.

В урав­не­нии име­ет­ся ошиб­ка, кото­рую вам пред­сто­ит ука­зать.

Источник статьи: http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kak-pravilno-pishetsja/168432-v-uravnenii-ili-v-uravnenie-kak-pishetsya.html

Составить уравнение как пишется

Составить уравнение – значит выразить в математической форме связь между данными (известными) задачи и искомыми (неизвестными) ее величинами. Иногда эта связь, настолько явно содержится в формулировке задачи, что составление уравнения есть просто дословный пересказ задачи, на языке математических знаков.

Пример 1

Петров получил за работу на 160 руб. больше, чем половина суммы, которую получил Иванов. Вместе они получили 1120 руб. Сколько получили за работу Петров и Иванов?

Обозначим через х заработок Иванова. Половина его заработка есть 0,5x ; месячной заработок Петрова 0,5x + 160 вместе они зарабатывают 1120 руб.; математическая запись последней фразы будет

Уравнение составлено. Решая его по раз установленным правилам, находим, заработок Иванова х = 640руб.; заработок же Петрова 0,5x + 160 = 480 (руб.).

Чаще, однако, случается, что связь между данными и искомыми величинами не указывается в задаче прямо; ее нужно установить, исходя из условий задачи. В практических задачах так и бывает почти всегда. Только что приведенный пример носит надуманный характер; в жизни почти никогда подобных задач не встречается.

Для составления уравнения поэтому нельзя дать вполне исчерпывающих указаний. Однако на первых порах полезно руководствоваться следующим. Примем за значение искомой величины (или нескольких величин) какое-нибудь наугад взятое число (или несколько чисел) и поставим себе задачу проверить, угадали ли мы правильное решение задачи или нет. Если мы сумели провести эту проверку и обнаружить либо то, что догадка наша верна, либо то, что она неверна (скорее всего случится, конечно, второе), то мы немедленно можем составить нужное уравнение (или несколько уравнений). Именно, запишем те самые действия, которые мы производили для проверки, только вместо наугад взятого числа введем буквенной знак неизвестной величины. Мы получим требуемое уравнение.

Пример 1

Кусок сплава меди и цинка объемом в 1 дм 3 весит 8,14 кг. Сколько меди содержится в сплаве? (уд. вес меди 8,9 кг/дм 3 ; цинка – 7,0 кг/дм 3 ).

Возьмем наугад число, выражающее искомый объем меди, например 0,3 дм 3 . Проверим, удачно ли мы взяли это число. Так как 1 кг/дм 3 меди весит 8,9 кг, то 0,3 дм 3 весят 8,9 * 0,3 = 2,67 (кг). Объем цинка в сплаве есть 1 – 0,3 = 0,7 (дм 3 ). Вес его 7,0 * 0,7 = 4,9 (кг). Общий вес цинка и меди 2,67+ +4,9 = 7,57 (кг). Между тем вес нашего куска, по условию задачи, 8,14 кг. Догадка наша несостоятельна. Но зато мы немедленно получим уравнение решение которого даст правильный ответ. Вместо наугад взятого числа 0,3 дм 3 обозначим объем меди (в дм 3 ) через х. Вместо произведения 8,9 * 0,3 = 2,67 берем произведшие 8,9 x. Это — вес меди в сплаве. Вместо 1 – 0,3 = 0,7 берем 1 – х; это – объем цинка. Вместо 7,0 * 0,7 = 4,9 берем 7,0 (1 – x); это — вес цинка. Вместо 2,67 + 4,9 берем 8,9х + 7,0 (1 – х); это – общий вес цинка и меди. По условию он равен 8,14 кг; значит, 8,9х +7,0 (1 – x) = 8,14.

Решение этого уравнения дает x = 0,6. Проверку наугад взятого решения можно делать различными способами; соответственно этому можно получить для одной и той же задачи различные виды уравнения; все они, однако, дадут для искомой величины одно и, то же решение, такие уравнения называются равносильными друг другу.

Разумеется, после получения навыков в составлении уравнений нет нужды производить проверку наугад взятого числа: можно для значения искомой величины брать не число, а какую-нибудь букву (х, у и т. д.) и поступать так, как если бы эта буква (неизвестное) была тем числом, проверить которое мы собираемся.

Источник статьи: http://www.maths.yfa1.ru/algebra.php?id=16

Составить уравнение как пишется

Когда химические вещества вступают во взаимодействие, химические связи между их атомами разрушаются и образуются новые, уже в других сочетаниях. В результате одни вещества превращаются в другие.

Рассмотрим реакцию горения метана, происходящую в конфорке газовой плиты:

Молекула метана (CH₄) и две молекулы кислорода (2O₂) вступают в реакцию, образуя молекулу углекислого газа (CO₂) и две молекулы воды (2H₂O). Связи между атомами углерода (С) и водорода (H) в метане, а также между атомами кислорода (O) разрываются, и образуются новые связи между атомами углерода и кислорода в молекуле углекислого газа (CO₂) и между атомами водорода и кислорода в молекуле воды (H₂O).

Картинка даёт наглядное представление о том, что произошло в ходе реакции. Но зарисовывать сложные химические процессы такими схемами неудобно. Вместо этого учёные используют уравнения химических реакций.

Химическое уравнение — это условная запись химической реакции с помощью формул и символов.

Их записывают в виде схемы, в которой отражён процесс превращения. В левой части располагаются формулы реагентов — веществ, вступающих в реакцию. Завершается уравнение продуктами реакции — веществом или веществами, которые получились в результате.

Новые вещества образуются потому, что изменяются связи между атомами, но сами атомы не возникают из ниоткуда и не исчезают в никуда. На рисунке видно, что атом углерода из состава метана перешёл в состав углекислого газа, атом водорода — в состав воды, а атомы кислорода распределились между молекулами углекислого газа и воды. Число атомов не изменилось.

Согласно закону сохранения массы, общая масса реагентов всегда равна общей массе продуктов реакции. Именно поэтому запись химической реакции называют уравнением.

Виды химических реакций

Вещества вступают в реакции по-разному, можно выделить четыре наиболее частых варианта:

  • Соединение. Два или несколько реагентов образуют один продукт. В реакцию могут вступать как простые вещества, так и сложные. Например, простые вещества водород и кислород взаимодействуют и образуют сложное — воду:

Сложное вещество негашёная известь соединяется с водой, и образуется новое сложное вещество — гашёная известь:

  • Разложение. Обратный процесс: одно вещество распадается на несколько более простых. Например, если нагреть известняк, получаются негашёная известь и углекислый газ:

Стрелка вверх означает, что образовался газ. Он улетучивается и больше не участвует в реакции.

  • Замещение. В реакции участвуют два вещества — простое и сложное. Если атомы химического элемента в простом веществе более активны, они замещают атомы одного из менее активных химических элементов в составе сложного вещества.

В примере атомы цинка замещают атомы водорода в составе хлороводорода, и образуется хлорид цинка:

  • Обмен. Два сложных вещества обмениваются составными частями, в результате получаются два новых сложных вещества. В такой реакции обязательно образуется вода, газ или осадок.

Стрелка вниз означает, что вещество выпало в осадок, поскольку оно нерастворимо.

Коэффициенты в уравнениях химических реакций

Чтобы составить уравнение химической реакции, важно правильно подобрать коэффициенты перед формулами веществ.

Коэффициент в химических уравнениях означает число молекул (формульных единиц) вещества, необходимое для реакции. Он обозначается числом перед формулой (например, 2NaCl в последнем примере).

Коэффициент не следует путать с индексом (числом под символом химического элемента, например, О₂). Индекс обозначает количество атомов этого элемента в молекуле (формульной единице).

Чтобы узнать общее число атомов элемента в формуле, нужно умножить его индекс на коэффициент вещества. В примере на картинке (2H₂O) — четыре атома водорода и два кислорода.

Подобрать коэффициент — значит определить, сколько молекул данного вещества должно участвовать в реакции, чтобы она произошла. Далее мы расскажем, как это сделать.

Алгоритм составления уравнений химических реакций

Для начала составим схему химической реакции. Например, образование оксида магния (MgO) в процессе горения магния (Mg) в кислороде (O₂). Обозначим реагенты и продукт реакции:

Чтобы схема стала уравнением, нужно расставить коэффициенты. В левой части схемы два атома кислорода, а в правой — один. Уравняем их, увеличив число молекул продукта:

Теперь число атомов кислорода до и после реакции одинаковое, а число атомов магния — нет. Чтобы уравнять их, добавим ещё одну молекулу магния. Когда количество атомов каждого из химических элементов в составе веществ уравнено, вместо стрелки можно ставить равно:

Уравнение химической реакции составлено.

Рассмотрим реакцию разложения. Нитрат калия (KNO₃) разлагается на нитрит калия (KNO₂) и кислород (О₂):

В обеих частях схемы по одному атому калия и азота, а атомов кислорода до реакции 3, а после — 4. Необходимо их уравнять.

Для начала удвоим коэффициент перед реагентом:

Теперь в левой части схемы шесть атомов кислорода, два атома калия и два атома азота. В левой по-прежнему по одному атому калия и азота и четыре атома кислорода. Чтобы уравнять их, в правой части схемы нужно удвоить коэффициент перед нитритом калия.

Снова посчитаем число атомов каждого химического элемента в составе веществ до и после реакции: два атома калия, два атома азота и шесть атомов кислорода. Равенство достигнуто.

Химические уравнения не только позволяют предсказать, что произойдёт при взаимодействии тех или иных веществ, но и помогают рассчитать их количественное соотношение, необходимое для реакции.

Учите химию вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду CHEMISTRY892021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсам химии за 8 класс и 9 класс.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Источник статьи: http://externat.foxford.ru/polezno-znat/wiki-himiya-uravneniya-himicheskih-reakcij

Как составлять ионные уравнения. Задача 31 на ЕГЭ по химии

Достаточно часто школьникам и студентам приходится составлять т. н. ионные уравнения реакций. В частности, именно этой теме посвящена задача 31, предлагаемая на ЕГЭ по химии. В данной статье мы подробно обсудим алгоритм написания кратких и полных ионных уравнений, разберем много примеров разного уровня сложности.

Зачем нужны ионные уравнения

Напомню, что при растворении многих веществ в воде (и не только в воде!) происходит процесс диссоциации – вещества распадаются на ионы. Например, молекулы HCl в водной среде диссоциируют на катионы водорода (H + , точнее, H 3 O + ) и анионы хлора (Cl – ). Бромид натрия (NaBr) находится в водном растворе не в виде молекул, а в виде гидратированных ионов Na + и Br – (кстати, в твердом бромиде натрия тоже присутствуют ионы).

Записывая “обычные” (молекулярные) уравнения, мы не учитываем, что в реакцию вступают не молекулы, а ионы. Вот, например, как выглядит уравнение реакции между соляной кислотой и гидроксидом натрия:

Разумеется, эта схема не совсем верно описывает процесс. Как мы уже сказали, в водном растворе практически нет молекул HCl, а есть ионы H + и Cl – . Так же обстоят дела и с NaOH. Правильнее было бы записать следующее:

H + + Cl – + Na + + OH – = Na + + Cl – + H 2 O. (2)

Это и есть полное ионное уравнение . Вместо “виртуальных” молекул мы видим частицы, которые реально присутствуют в растворе (катионы и анионы). Не будем пока останавливаться на вопросе, почему H 2 O мы записали в молекулярной форме. Чуть позже это будет объяснено. Как видите, нет ничего сложного: мы заменили молекулы ионами, которые образуются при их диссоциации.

Впрочем, даже полное ионное уравнение не является безупречным. Действительно, присмотритесь повнимательнее: и в левой, и в правой частях уравнения (2) присутствуют одинаковые частицы – катионы Na + и анионы Cl – . В процессе реакции эти ионы не изменяются. Зачем тогда они вообще нужны? Уберем их и получим краткое ионное уравнение:

Как видите, все сводится к взаимодействию ионов H + и OH – c образованием воды (реакция нейтрализации).

Все, полное и краткое ионные уравнения записаны. Если бы мы решали задачу 31 на ЕГЭ по химии, то получили бы за нее максимальную оценку – 2 балла.

Итак, еще раз о терминологии:

  • HCl + NaOH = NaCl + H 2 O – молекулярное уравнение (“обычное” уравнения, схематично отражающее суть реакции);
  • H + + Cl – + Na + + OH – = Na + + Cl – + H 2 O – полное ионное уравнение (видны реальные частицы, находящиеся в растворе);
  • H + + OH – = H 2 O – краткое ионное уравнение (мы убрали весь “мусор” – частицы, которые не участвуют в процессе).

Алгоритм написания ионных уравнений


  1. Составляем молекулярное уравнение реакции.
  2. Все частицы, диссоциирующие в растворе в ощутимой степени, записываем в виде ионов; вещества, не склонные к диссоциации, оставляем “в виде молекул”.
  3. Убираем из двух частей уравнения т. н. ионы-наблюдатели, т. е. частицы, которые не участвуют в процессе.
  4. Проверяем коэффициенты и получаем окончательный ответ – краткое ионное уравнение.

Пример 1 . Составьте полное и краткое ионные уравнения, описывающие взаимодействие водных растворов хлорида бария и сульфата натрия.

Решение . Будем действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Составим сначала молекулярное уравнение. Хлорид бария и сульфат натрия – это две соли. Заглянем в раздел справочника “Свойства неорганических соединений”. Видим, что соли могут взаимодействовать друг с другом, если в ходе реакции образуется осадок. Проверим:

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 &#x2193 + 2NaCl.

Таблица растворимости подсказывает нам, что BaSO 4 действительно не растворяется в воде (направленная вниз стрелка, напомню, символизирует, что данное вещество выпадает в осадок). Молекулярное уравнение готово, переходим к составлению полного ионного уравнения. Обе соли, присутствующие в левой части, записываем в ионной форме, а вот в правой части оставляем BaSO 4 в “молекулярной форме” (о причинах этого – чуть позже!) Получаем следующее:

Ba 2+ + 2Cl – + 2Na + + SO 4 2- = BaSO 4 &#x2193 + 2Cl – + 2Na + .

Осталось избавиться от балласта: убираем ионы-наблюдатели. В данном случае в процессе не участвуют катионы Na + и анионы Cl – . Стираем их и получаем краткое ионное уравнение:

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 &#x2193.

А теперь поговорим подробнее о каждом шаге нашего алгоритма и разберем еще несколько примеров.

Как составить молекулярное уравнение реакции

Должен сразу вас разочаровать. В этом пункте не будет однозначных рецептов. Действительно, вряд ли можно рассчитывать, что я смогу разобрать здесь ВСЕ возможные уравнения реакций, которые могут встретиться вам на ЕГЭ или ОГЭ по химии.

Ваш помощник – раздел “Свойства неорганических соединений”. Если вы хорошо знакомы с четырьмя базовыми классами неорганических веществ (оксиды, основания, кислоты, соли), если вам известны химические свойства этих классов и методы их получения, можете на 95% быть уверены в том, что у вас не будет проблем на экзамене с написанием молекулярных уравнений.

Оставшиеся 5% – это некоторые “специфические” реакции, которые мы не сможем перечислить. Не будем лить слез по поводу этих 5%, а вспомним лучше номенклатуру и химические свойства базовых классов неорганических веществ. Три задания для самостоятельной работы:

Упражнение 1 . Напишите молекулярные формулы следующих веществ: оксид фосфора (V), нитрат цезия, сульфат хрома (III), бромоводородная кислота, карбонат аммония, гидроксид свинца (II), фосфат стронция, кремниевая кислота. Если при выполнении задания у вас возникнут проблемы, обратитесь к разделу справочника “Названия кислот и солей”.

Упражнение 2 . Дополните уравнения следующих реакций:

  1. KOH + H 2 SO 4 =
  2. H 3 PO 4 + Na 2 O=
  3. Ba(OH) 2 + CO 2 =
  4. NaOH + CuBr 2 =
  5. K 2 S + Hg(NO 3 ) 2 =
  6. Zn + FeCl 2 =

Упражнение 3 . Напишите молекулярные уравнения реакций (в водном растворе) между: а) карбонатом натрия и азотной кислотой, б) хлоридом никеля (II) и гидроксидом натрия, в) ортофосфорной кислотой и гидроксидом кальция, г) нитратом серебра и хлоридом калия, д) оксидом фосфора (V) и гидроксидом калия.

Искренне надеюсь, что у вас не возникло проблем с выполнением этих трех заданий. Если это не так, необходимо вернуться к теме “Химические свойства основных классов неорганических соединений”.

Как превратить молекулярное уравнение в полное ионное уравнение

Начинается самое интересное. Мы должны понять, какие вещества следует записывать в виде ионов, а какие – оставить в “молекулярной форме”. Придется запомнить следующее.

В виде ионов записывают:


  • растворимые соли (подчеркиваю, только соли хорошо растворимые в воде);
  • щелочи (напомню, что щелочами называют растворимые в воде основания, но не NH 4 OH);
  • сильные кислоты (H 2 SO 4 , HNO 3 , HCl, HBr, HI, HClO 4 , HClO 3 , H 2 SeO 4 , . ).

Как видите, запомнить этот список совсем несложно: в него входят сильные кислоты и основания и все растворимые соли. Кстати, особо бдительным юным химикам, которых может возмутить тот факт, что сильные электролиты (нерастворимые соли) не вошли в этот перечень, могу сообщить следующее: НЕвключение нерастворимых солей в данный список вовсе не отвергает того, что они являются сильными электролитами.

Все остальные вещества должны присутствовать в ионных уравнениях в виде молекул. Тем требовательным читателям, которых не устраивает расплывчатый термин “все остальные вещества”, и которые, следуя примеру героя известного фильма, требуют “огласить полный список” даю следующую информацию.

В виде молекул записывают:


  • все нерастворимые соли;
  • все слабые основания (включая нерастворимые гидроксиды, NH 4 OH и сходные с ним вещества);
  • все слабые кислоты (H 2 СO 3 , HNO 2 , H 2 S, H 2 SiO 3 , HCN, HClO, практически все органические кислоты . );
  • вообще, все слабые электролиты (включая воду. );
  • оксиды (всех типов);
  • все газообразные соединения (в частности, H 2 , CO 2 , SO 2 , H 2 S, CO);
  • простые вещества (металлы и неметаллы);
  • практически все органические соединения (исключение – растворимые в воде соли органических кислот).

Уф-ф, кажется, я ничего не забыл! Хотя проще, по-моему, все же запомнить список N 1. Из принципиально важного в списке N 2 еще раз отмечу воду.

Пример 2 . Составьте полное ионное уравнение, описывающие взаимодействие гидроксида меди (II) и соляной кислоты.

Решение . Начнем, естественно, с молекулярного уравнения. Гидроксид меди (II) – нерастворимое основание. Все нерастворимые основания реагируют с сильными кислотами с образованием соли и воды:

Cu(OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O.

А теперь выясняем, какие вещества записывать в виде ионов, а какие – в виде молекул. Нам помогут приведенные выше списки. Гидроксид меди (II) – нерастворимое основание (см. таблицу растворимости), слабый электролит. Нерастворимые основания записывают в молекулярной форме. HCl – сильная кислота, в растворе практически полностью диссоциирует на ионы. CuCl 2 – растворимая соль. Записываем в ионной форме. Вода – только в виде молекул! Получаем полное ионное уравнение:

Сu(OH) 2 + 2H + + 2Cl – = Cu 2+ + 2Cl – + 2H 2 O.

Пример 3 . Составьте полное ионное уравнение реакции диоксида углерода с водным раствором NaOH.

Решение . Диоксид углерода – типичный кислотный оксид, NaOH – щелочь. При взаимодействии кислотных оксидов с водными растворами щелочей образуются соль и вода. Составляем молекулярное уравнение реакции (не забывайте, кстати, о коэффициентах):

CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O.

CO 2 – оксид, газообразное соединение; сохраняем молекулярную форму. NaOH – сильное основание (щелочь); записываем в виде ионов. Na 2 CO 3 – растворимая соль; пишем в виде ионов. Вода – слабый электролит, практически не диссоциирует; оставляем в молекулярной форме. Получаем следующее:

СO 2 + 2Na + + 2OH – = Na 2+ + CO 3 2- + H 2 O.

Пример 4 . Сульфид натрия в водном растворе реагирует с хлоридом цинка с образованием осадка. Составьте полное ионное уравнение данной реакции.

Решение . Сульфид натрия и хлорид цинка – это соли. При взаимодействии этих солей выпадает осадок сульфида цинка:

Na 2 S + ZnCl 2 = ZnS&#x2193 + 2NaCl.

Я сразу запишу полное ионное уравнение, а вы самостоятельно проанализируете его:

2Na + + S 2- + Zn 2+ + 2Cl – = ZnS&#x2193 + 2Na + + 2Cl – .

Предлагаю вам несколько заданий для самостоятельной работы и небольшой тест.

Упражнение 4 . Составьте молекулярные и полные ионные уравнения следующих реакций:

  1. NaOH + HNO 3 =
  2. H 2 SO 4 + MgO =
  3. Ca(NO 3 ) 2 + Na 3 PO 4 =
  4. CoBr 2 + Ca(OH) 2 =

Упражнение 5 . Напишите полные ионные уравнения, описывающие взаимодействие: а) оксида азота (V) с водным раствором гидроксида бария, б) раствора гидроксида цезия с иодоводородной кислотой, в) водных растворов сульфата меди и сульфида калия, г) гидроксида кальция и водного раствора нитрата железа (III).

В следующей части статьи мы научимся составлять краткие ионные уравнения и разберем большое количество примеров. Кроме того, мы обсудим специфические особенности задания 31, которое вам предстоит решать на ЕГЭ по химии.

Источник статьи: http://www.repetitor2000.ru/ionnye_uravnenija_01.html

Как решать химические уравнения – схемы и примеры решения для разных реакций

Различные процессы, происходящие с веществами, сопровождаются разрывом и образованием различных связей. Чтобы представить происходящее в понятном виде используют специальные уравнения. С их помощью можно предсказать, что произойдёт при взаимодействии элементов даже без опытов. Это фактически отражение реакций в доступном виде. Существуют определённые правила, позволяющие решать химические уравнения, которые необходимо знать при изучении химии.

Основные термины и понятия

Составление уравнений химических реакций невозможно без знания определённых обозначений, показывающих, как проходит реакция. Объединение атомов, имеющих одинаковый ядерный заряд, называют химическим элементом. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов. Первые совпадают с числом атомного номера элемента, а значение вторых может варьироваться. Простейшими веществами называют элементы, состоящие из однотипных атомов.

Любой химический элемент описывается с помощью символов, условно обозначающих структуру веществ. Формулы являются неотъемлемой частью языка науки. Именно на их основе составляют уравнения и схемы. По своей сути они отражают количественный и качественный состав элементов. Например, запись HNO3 сообщает, что в соединении содержится одна молекула азотной кислоты, а оно само состоит из водорода, азота и кислорода. При этом в состав одного моля азотной кислоты входит по одному атому водорода и азота и 3 кислорода.

Символика элементов, условное обозначение, представляет собой химический язык. В значке содержится информация о названии, массовом числе и порядковом номере. Международное обозначение принято, согласно периодической таблице Менделеева, разработанной в начале 1870 года.

Взаимодействующие между собой вещества называются реагентами, а образующиеся в процессе реакции — продуктами. Составление и решение химических уравнений фактически сводится к определению результатов реакций, поэтому просто знать формулы веществ мало, нужно ещё уметь подбирать коэффициенты. Располагаются они перед формулой и указывают на количество молекул или атомов, принимающих участие в процессе. С правой стороны от химического вещества ставится индекс, указывающий место элемента в системе.

Записывают уравнения в виде цепочки, в которой указываются все стадии превращения вещества начиная с левой части. Вначале пишут формулы элементов в исходном состоянии, а затем последовательно их преобразование.

Виды химических реакций

Химические явления характеризуются тем, что из двух и более элементов образуются новые вещества. Уравнения описывают эти процессы. Впервые с объяснениями протекания реакций знакомят в восьмом классе средней образовательной школы на уроках неорганической химии. Ученикам демонстрируют опыты, в которых явно наблюдаются различия в протекании реакций.

Всего существует 4 типа химического взаимодействия веществ:

  1. Соединение. В реакцию могут вступать 2 простых вещества: металл и неметалл или неметалл и неметалл. Например, алюминий с серой образуют сульфид алюминия. Кислород, взаимодействуя с водородом, превращается в воду. Объединятся могут 2 оксида с растворимым основанием, как оксид кальция с водой: CaO + H2O = Ca (OH)2 или основной оксид с кислотным: CaO + SO3 = CaSO4.
  2. Разложение. Это процесс обратный реакции соединения: было одно вещество, а стало несколько. Например, при пропускании электрического тока через воду получается водород и кислород, а при нагревании известняка 2 оксида: CaCO3 = CaO + CO2.
  3. Замещение. В реакцию вступают 2 элемента. Один из них простой, а второй сложный. В итоге образуются 2 новых соединения, при котором атом простого вещества заменяет сложный, как бы вытесняя его. Условие протекания процесса: простое вещество должно быть более активным, чем сложное. Например, Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2. Величину активности можно узнать из таблицы ряда электрохимических напряжений.
  4. Обмен. В этом случае между собой реагируют 2 сложных элемента, обменивающиеся своими составными частями. Условием осуществления такого типа реакции является обязательное образование воды, газа или осадка. Например, CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O. Чтобы узнать, смогут ли вещества прореагировать, используют таблицу растворимости.

Основными признаками химических реакций является изменение цвета, выделение газа или образование осадка. Различают их по числу веществ, вступивших в реакцию и образовавшихся продуктов. Правильное определение типа реакции особо важно при составлении химических уравнений, а также определения свойств и возможностей веществ.

Окислительно-восстановительный процесс

Составление большинства реакций сводится к подбору коэффициентов. Но при этом могут возникнуть трудности с установлением равновесия, согласно закону сохранения массы веществ. Чаще всего такая ситуация возникает при решении заданий, связанных с расстановкой количества атомов в уравнениях окислительно-восстановительных процессов.

Под ними принято понимать превращения, протекающие с изменением степени окисления элементов. При окислении происходит процесс передачи атомом электронов, сопровождающийся приобретением им положительного заряда или ионом, после чего он становится нейтральным. При этом также происходит процесс восстановления, связанный с присоединением элементарных частиц атомом.

Для составления уравнений необходимо определить восстановитель, окислитель и число участвующих в реакции электронов. Коэффициенты же подбирают с помощью метода электронно-ионного баланса (полуреакций). Его суть состоит в установлении равенства путём уравнивания количества электронов, отдаваемых одним элементом и принимаемым другим.

Классический алгоритм

В основе решения задач этим методом — закон сохранения массы. Согласно ему, совокупная масса элементов до реакции и после остаётся неизменной. Другими словами, происходит перегруппировка частиц. Если рассматривать решение химического уравнения поэтапно, оно будет состоять из трёх шагов:

  1. Написания формул элементов, вступающих в реакцию с левой стороны.
  2. Указания справа формулы образующихся веществ.
  3. Уравнивания числа атомов с добавлением коэффициентов.

Перед тем как переходить к сложным соединениям, лучше всего потренироваться на простых. Например, нужно составить уравнение, описывающее взаимодействие двух сложных веществ: гидроксида натрия и серной кислоты. При таком соединении образуется сульфат натрия и вода.

Согласно алгоритму, в левой части уравнения необходимо записать реагенты, а в правой продукты реакции: NaOH + H2SO 4 → Na 2SO4 + H2O. Теперь следует уравнять коэффициенты. Начинают с первого элемента. В примере это натрий. В правой части содержится 2 его атома, а в левой один, поэтому необходимо возле реагента поставить цифру 2. Затем нужно уровнять водород. В результате получится выражение: 2 NaOH + H2SO 4 → Na2 SO4 +2H2O.

Ещё одним наглядным примером является процесс реакции тринитротолуола с кислородом. При их взаимодействии образуется: C7H5N3O6 + O2 → CO2 + H2O + N2. Исходя из того, что слева находится нечётное число атомов H и N, а справа чётное, нужно их уравнять: 2C7H5N3O6 + O2 → CO2 + H2O + N2.

Теперь становится понятным, что 14 и 10 атомов углерода и водорода должны образовать 14 долей диоксида и 5 молекул воды. При этом 6 атомов азота превратятся в 3. Итоговое уравнение будет выглядеть как 2C7H5N3O6 + 10,5O2 → 14CO2 + 5H2O + 3N2.

Перед тем как начинать тренировку по составлению уравнений, следует научиться расставлять валентность. Это параметр, равный числу соединившихся атомов каждого элемента. Фактически это способность к соединению. Например, в формуле NH3 валентность атома азота равна 3, а водорода 1.

Решение методом полуреакций

Алгоритм для решения примеров химических уравнений проще рассмотреть на конкретном задании. Пускай необходимо описать процесс окисления пирита азотной кислоты с малой концентрацией: FeS2 + HNO3. Решать этот пример необходимо в следующей последовательности:

  1. Определить продукты реакции. Так как кислота является сильным окислителем, сера получит максимальную степень оксидации S6+, а железо Fe3+. HNO3 может восстановиться до одного из двух состояний NO2 или NO.
  2. Исходя из состава ионов и правила, что вещества, переходящие в газовую форму или плохо растворимые, записываются в молекулярном виде, верным будет записать: FeS2 — Fe3+ + 2SO2−4. Гидролизом можно пренебречь.
  3. В записи уравнивают кислород. Для этого в левую часть добавляют 8 молекул воды, а в правую 16 ионов водорода: FeS2 + 8H20 — Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+. Так как заряда в левой части нет, а в правой он равный +15, то серное железо должно будет отдать 15 электронов. Значит, уравнение примет вид: FeS2 + 8H20 — 15e → Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+.
  4. Теперь переходят к реакции восстановления нитрата иона: NO-3 →NO. Для её составления нужно отнять у оксида азота 2 атома кислорода. Делают это путём прибавления к левой части 4 ионов водорода, а правой — 2 молекул воды. В итоге получится: NO-3 + 4H+ → NO + 2H2O.
  5. Полученную формулу уравнивают добавлением к левой части 3 электронов: NO-3 + 4H+ 3e → NO + 2H2O.
  6. Объединяют найденные выражения и записывают результат: FeS2 + 8H20 + 5NO-3 + 20H+ → Fe3+ + 2SO2−4 + 16H+ + 5NO + 10H2O.

Уравнение можно сократить на 16H + и 8H2O. В итоге получится сокращённое выражение окислительно-восстановительной реакции: FeS2 + 5NO – 3 + 4 H + = Fe3 + + 2SO 2- 4 + 5NO + 2H2O.

  • Добавив в обе части нужное количество ионов, записывают молекулярное уравнение: FeS2 + 8HNO3 = Fe (NO 3) 3 + 2H2SO4 + 5NO + 2H2O.
  • Такой алгоритм считается классическим, но для упрощения понимания лучше использовать способ электронного баланса. Процесс восстановления переписывают как N5+ + 3e → N2+. Степень же окисления составить сложнее. Сере нужно приписать степень 2+ и учесть, что на 1 атом железа приходится 2 атома серы: FeS2 → Fe3++ 2S6+. Запись общего баланса будет выглядеть: FeS2 + 5N5+ = Fe3+ + 2S6+ + 5N2+.

    Пять молекул потратятся на окисление серного железа, а ещё 3 на образование Fe (NO3)3. После уравнения двух сторон запись реакции примет вид, аналогичный полученному с использованием предыдущего метода.

    Использование онлайн-расчёта

    Простые уравнения решать самостоятельно довольно просто. Но состоящие из сложных веществ могут вызвать трудности даже у опытных химиков. Чтобы получить точную формулу и не подбирать вручную коэффициенты, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами. При этом их использовать сможет даже пользователь, не особо разбирающийся в науке.

    Чтобы расстановка коэффициентов в химических уравнениях онлайн происходила автоматически, нужно лишь подключение к интернету и исходные данные. Система самостоятельно вычислит продукты реакции и уравняет обе стороны формулы. Интересной особенностью таких сайтов является не только быстрый и правильный расчёт, но и описание правил с алгоритмами, по которому выполняются действия.

    После загрузки калькулятора в веб-обозревателе единственное, что требуется от пользователя — правильно ввести реагенты в специальные формы латинскими буквами и нажать кнопку «Уравнять». Иногда возникает ситуация, когда запись сделана верно, но коэффициенты не расставляются. Это происходит, если суммы в уравнении могут быть подсчитаны разными способами. Характерно это для реакций окисления. В таком случае нужно заменить фрагменты молекул на любой произвольный символ. Таким способом можно не только рассчитать непонятное уравнение, но и выполнить проверку своих вычислений.

    Источник статьи: http://nauka.club/khimiya/khimicheskie-uravneniya.html

    Понравилась статья? Поделить с друзьями: