Родоплеменной строй как пишется

родоплеменной

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .

Смотреть что такое “родоплеменной” в других словарях:

родоплеменной — родоплеменн ой … Русский орфографический словарь

родоплеменной — … Орфографический словарь русского языка

Ысык — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Ысык (каз. Ысық) казахский род, входит … Википедия

Вождь — У этого термина существуют и другие значения, см. Вождь (значения). Вождь глава племени или вождества. Существовали различные типы вождей: глава совета старейшин или народного собрания военный вождь (который мог избираться только на время… … Википедия

Агинские буряты — (бур. Агын буряадууд) этнотерриториальная группа в составе бурятского этноса. Расселены в низовьях рек Онон, Ага и в среднем течении Ингоды в Агинском Бурятском автономном округе и Агинском районе Забайкальского края. Содержание 1 Родоплеменной… … Википедия

Вождь (племя) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вождь. Вождь глава племени или вождества. Типы Существовали различные типы вождей: глава совета старейшин или народного собрания военный вождь (который мог избираться только на время военных … Википедия

крестьянство — в Африке в отличие от развитых стран ещё не представляет собой единого сформировавшегося целого. Здесь это социальная группа, занятая производством сельскохозяйственной продукции, состоящая из мелких сельскохозяйственных производителей, в том… … Энциклопедический справочник «Африка»

Берег Слоновой Кости — Республика Берег Слоновой Кости (франц. République de Côte d lvoire), государство в Западной Африке. Граничит на З. с Либерией и Гвинейской Республикой, на С. с Мали и Верхней Вольтой, на В. с Ганой. На Ю. омывается Гвинейским заливом.… … Большая советская энциклопедия

СССР. Феодальный строй — В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО — Понятие открытого общества часть философского наследия Карла Поппера. Выдвинутое как антитеза понятию тоталитарного общества, оно впоследствии употреблялось для обозначения общественных условий для достижения свободы. Свободные общества являются… … Энциклопедия Кольера

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/rus_orthography/74993/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9

Поиск ответа

Вопрос № 291960

Хочу уточнить, как все же правильно пишется: родо- племенной, как в словаре у вас, или родоплеменной, как в словаре ударений опять же на вашем сайте?

Ответ справочной службы русского языка

Писать слова нужно в соответствии с рекомендациями орфографического словаря. Правильно: родо- племенной.

Здравствуйте! Если “журавль стерх” пишется раздельно, то почему “лен-долгунец” – через дефис (это же тоже родовое и видовое). Мне казалось, если бы было “птица стерх”, то раздельно, а конкретнее “журавль-стерх” – через дефис. Или я ошибаюсь? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Два нарицательных существительных, выражающих родовое и видовое понятия в классификации природных объектов, пишутся раздельно. Ср.: птица иволга, рыба треска, дерево ольха, цветок роза, минерал лазурит, металл литий.

В справочниках по правописанию рекомендуется отличать такие сочетания от сочетаний типа птица-носорог, рыба-попугай, в которых названием является сочетание целиком, поскольку носорог — не птица, а попугай — не рыба. Подобные составные наименования пишутся через дефис.

Сочетание лен-долгунец занимает промежуточное положение между приведенными группами. С одной стороны, компоненты находятся в родо- видовых отношениях, с другой — представляют собой устойчивое наименование. Слово долгунец редко употребляется как самостоятельное название льна в отличие от слова стерх, которое часто используется для называния журавлей.

скажите пожалуйста как правильно: родожанровый или родо- жанровый

Ответ справочной службы русского языка

Корректно дефисное написание (как родо- видовой ).

Помогите, пожалуйста, с правописанием слова видо- родо- жанровый. Нужны дефисы?

Ответ справочной службы русского языка

Уважаемая Справка! Очень срочно! Как правильно: кислород-водородная смесь, кисло родо- водородная смесь или как-то иначе? Обязательно ответьте! Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В ответе на вопрос № 206570 Справка писала: Корректно: мама-утка, папа-ёж, дедушка-кабан, малыш зайчонок, крошка фея, паренек-бурундучок, художник-кузнечик. Ранее, на вопрос № 198591 Справка писала, чтот бродяга-кот,тихоня-сом корректно без дефиса. Мне кажется, что в сочетаниях № 206570 (мама утка, папа ёж и пр.) сначала более общий признак, а потом конкретное уточнение (так же, как и в № 198591). Например, мама может быть и утка, и человек, а второе слово утка конкретное. Поэтому я считаю корректным написание без дефиса ВСЕХ пар слов вопроса 206570. А вот наоборот (напр. утка-мама) действительно через дефис. Правильно ли моё предположение?

Ответ справочной службы русского языка

В случаях _бродяга кот, тихоня сом_ (как и _малыш зайчонок, крошка фея_) предшествующее однословное приложение может быть по значению приравнено к определению-прилагательному (ср.: _бродячий кот, тихий сом, маленький зайчонок, крошечная фея_). В примерах _мама-утка_ и др. этого сделать нельзя. Родо- видовых отношений между определяемым словом и приложением в этих примерах тоже нет. Поэтому корректно написание через дефис.

подскажите, пожалуйста, как (слитно или через дефис)пишется сложное слов “родовидовой” (родовидовые связи)? спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Источник статьи: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE-

родоплеменной

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: “Азбуковник” . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

Смотреть что такое “родоплеменной” в других словарях:

родоплеменной — родоплеменной … Орфографический словарь-справочник

родоплеменной — … Орфографический словарь русского языка

Ысык — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Ысык (каз. Ысық) казахский род, входит … Википедия

Вождь — У этого термина существуют и другие значения, см. Вождь (значения). Вождь глава племени или вождества. Существовали различные типы вождей: глава совета старейшин или народного собрания военный вождь (который мог избираться только на время… … Википедия

Агинские буряты — (бур. Агын буряадууд) этнотерриториальная группа в составе бурятского этноса. Расселены в низовьях рек Онон, Ага и в среднем течении Ингоды в Агинском Бурятском автономном округе и Агинском районе Забайкальского края. Содержание 1 Родоплеменной… … Википедия

Вождь (племя) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вождь. Вождь глава племени или вождества. Типы Существовали различные типы вождей: глава совета старейшин или народного собрания военный вождь (который мог избираться только на время военных … Википедия

крестьянство — в Африке в отличие от развитых стран ещё не представляет собой единого сформировавшегося целого. Здесь это социальная группа, занятая производством сельскохозяйственной продукции, состоящая из мелких сельскохозяйственных производителей, в том… … Энциклопедический справочник «Африка»

Берег Слоновой Кости — Республика Берег Слоновой Кости (франц. République de Côte d lvoire), государство в Западной Африке. Граничит на З. с Либерией и Гвинейской Республикой, на С. с Мали и Верхней Вольтой, на В. с Ганой. На Ю. омывается Гвинейским заливом.… … Большая советская энциклопедия

СССР. Феодальный строй — В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО — Понятие открытого общества часть философского наследия Карла Поппера. Выдвинутое как антитеза понятию тоталитарного общества, оно впоследствии употреблялось для обозначения общественных условий для достижения свободы. Свободные общества являются… … Энциклопедия Кольера

Источник статьи: http://lopatin.academic.ru/126416/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9

родоплеменной

Орфографический словарь русского языка . 2006 .

Смотреть что такое “родоплеменной” в других словарях:

родоплеменной — родоплеменной … Орфографический словарь-справочник

родоплеменной — родоплеменн ой … Русский орфографический словарь

Ысык — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Ысык (каз. Ысық) казахский род, входит … Википедия

Вождь — У этого термина существуют и другие значения, см. Вождь (значения). Вождь глава племени или вождества. Существовали различные типы вождей: глава совета старейшин или народного собрания военный вождь (который мог избираться только на время… … Википедия

Агинские буряты — (бур. Агын буряадууд) этнотерриториальная группа в составе бурятского этноса. Расселены в низовьях рек Онон, Ага и в среднем течении Ингоды в Агинском Бурятском автономном округе и Агинском районе Забайкальского края. Содержание 1 Родоплеменной… … Википедия

Вождь (племя) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вождь. Вождь глава племени или вождества. Типы Существовали различные типы вождей: глава совета старейшин или народного собрания военный вождь (который мог избираться только на время военных … Википедия

крестьянство — в Африке в отличие от развитых стран ещё не представляет собой единого сформировавшегося целого. Здесь это социальная группа, занятая производством сельскохозяйственной продукции, состоящая из мелких сельскохозяйственных производителей, в том… … Энциклопедический справочник «Африка»

Берег Слоновой Кости — Республика Берег Слоновой Кости (франц. République de Côte d lvoire), государство в Западной Африке. Граничит на З. с Либерией и Гвинейской Республикой, на С. с Мали и Верхней Вольтой, на В. с Ганой. На Ю. омывается Гвинейским заливом.… … Большая советская энциклопедия

СССР. Феодальный строй — В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО — Понятие открытого общества часть философского наследия Карла Поппера. Выдвинутое как антитеза понятию тоталитарного общества, оно впоследствии употреблялось для обозначения общественных условий для достижения свободы. Свободные общества являются… … Энциклопедия Кольера

Источник статьи: http://orthographic.academic.ru/69649/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9

родоплеменной

Орфографический словарь русского языка . 2006 .

Смотреть что такое “родоплеменной” в других словарях:

родоплеменной — родоплеменной … Орфографический словарь-справочник

родоплеменной — родоплеменн ой … Русский орфографический словарь

Ысык — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Ысык (каз. Ысық) казахский род, входит … Википедия

Вождь — У этого термина существуют и другие значения, см. Вождь (значения). Вождь глава племени или вождества. Существовали различные типы вождей: глава совета старейшин или народного собрания военный вождь (который мог избираться только на время… … Википедия

Агинские буряты — (бур. Агын буряадууд) этнотерриториальная группа в составе бурятского этноса. Расселены в низовьях рек Онон, Ага и в среднем течении Ингоды в Агинском Бурятском автономном округе и Агинском районе Забайкальского края. Содержание 1 Родоплеменной… … Википедия

Вождь (племя) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вождь. Вождь глава племени или вождества. Типы Существовали различные типы вождей: глава совета старейшин или народного собрания военный вождь (который мог избираться только на время военных … Википедия

крестьянство — в Африке в отличие от развитых стран ещё не представляет собой единого сформировавшегося целого. Здесь это социальная группа, занятая производством сельскохозяйственной продукции, состоящая из мелких сельскохозяйственных производителей, в том… … Энциклопедический справочник «Африка»

Берег Слоновой Кости — Республика Берег Слоновой Кости (франц. République de Côte d lvoire), государство в Западной Африке. Граничит на З. с Либерией и Гвинейской Республикой, на С. с Мали и Верхней Вольтой, на В. с Ганой. На Ю. омывается Гвинейским заливом.… … Большая советская энциклопедия

СССР. Феодальный строй — В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО — Понятие открытого общества часть философского наследия Карла Поппера. Выдвинутое как антитеза понятию тоталитарного общества, оно впоследствии употреблялось для обозначения общественных условий для достижения свободы. Свободные общества являются… … Энциклопедия Кольера

Источник статьи: http://orthographic.academic.ru/69649/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9

Слово «родоплеменной»

Слово состоит из 13 букв, начинается и заканчивается на согласную, первая буква — «р», вторая буква — «о», третья буква — «д», четвёртая буква — «о», пятая буква — «п», шестая буква — «л», седьмая буква — «е», восьмая буква — «м», девятая буква — «е», 10-я буква — «н», 11-я буква — «н», 12-я буква — «о», последняя буква — «й».

Как создавались Империи.Хетты. Жестокие воины Древности

Родоплеменной строй власти США (Познавательное ТВ, Михаил Величко)

А.В. Трехлебов – Как и с кем создается родоплеменной строй. Роднение.

А.В. Трехлебов – Что такое РодоПлеменной Строй?

Грабли элиты России! Кланы и родоплеменной строй! Зазнобин В.М.

The making of an empire:Khozh-Akhmed Noukhaev

Синонимы к слову «родоплеменной»

Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.

Фразы

Написание слова «родоплеменной» наоборот

Как это слово пишется в обратной последовательности.

Написание слова «родоплеменной» в транслите

Как это слово пишется в транслитерации.

в армянской 🇦🇲 րոդոպլեմեննոյ

в грузинской 🇬🇪 როდოპლემენნოი

в еврейской 🇮🇱 רודופלאמאננוי

в латинской 🇬🇧 rodoplemennoy

Как это слово пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

Как это слово пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

h j l j g k t v t y y j q

Написание слова «родоплеменной» шрифтом Брайля

Как это слово пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

Передача слова «родоплеменной» на азбуке Морзе

Как это слово передаётся на морзянке.

Произношение слова «родоплеменной» на дактильной азбуке

Как это слово произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача слова «родоплеменной» семафорной азбукой

Как это слово передаётся флажковой сигнализацией.

Остальные слова из 13 букв

Какие ещё слова состоят из такого же количества букв.

Комментарии

Что значит слово “родоплеменной”? Как это понять.

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Источник статьи: http://xn--80aukmf7a.xn--p1ai/%D1%80/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9

родоплеменной

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

Смотреть что такое “родоплеменной” в других словарях:

родоплеменной — родоплеменной … Орфографический словарь-справочник

родоплеменной — родоплеменн ой … Русский орфографический словарь

родоплеменной — … Орфографический словарь русского языка

Ысык — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Ысык (каз. Ысық) казахский род, входит … Википедия

Вождь — У этого термина существуют и другие значения, см. Вождь (значения). Вождь глава племени или вождества. Существовали различные типы вождей: глава совета старейшин или народного собрания военный вождь (который мог избираться только на время… … Википедия

Агинские буряты — (бур. Агын буряадууд) этнотерриториальная группа в составе бурятского этноса. Расселены в низовьях рек Онон, Ага и в среднем течении Ингоды в Агинском Бурятском автономном округе и Агинском районе Забайкальского края. Содержание 1 Родоплеменной… … Википедия

Вождь (племя) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вождь. Вождь глава племени или вождества. Типы Существовали различные типы вождей: глава совета старейшин или народного собрания военный вождь (который мог избираться только на время военных … Википедия

крестьянство — в Африке в отличие от развитых стран ещё не представляет собой единого сформировавшегося целого. Здесь это социальная группа, занятая производством сельскохозяйственной продукции, состоящая из мелких сельскохозяйственных производителей, в том… … Энциклопедический справочник «Африка»

Берег Слоновой Кости — Республика Берег Слоновой Кости (франц. République de Côte d lvoire), государство в Западной Африке. Граничит на З. с Либерией и Гвинейской Республикой, на С. с Мали и Верхней Вольтой, на В. с Ганой. На Ю. омывается Гвинейским заливом.… … Большая советская энциклопедия

СССР. Феодальный строй — В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО — Понятие открытого общества часть философского наследия Карла Поппера. Выдвинутое как антитеза понятию тоталитарного общества, оно впоследствии употреблялось для обозначения общественных условий для достижения свободы. Свободные общества являются… … Энциклопедия Кольера

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_udarenie/36800/%D1%80%D0%BE%CC%81%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%CC%81%D0%B9

Родоплеменной строй

Категории Социальная антропология | Под редакцией сообщества: Социология

Родоплеменной строй – организация общественной власти в догосударственном обществе, основанная на кровно-родственных связях.

Исходные кирпичики, из которых складывается социальная структура родоплеменного общества, в зарубежной литературе именуются кланами, локальными группами и линиджами[1], а в отечественной – родами. Принципиальной разницы между этими терминами нет.

Социальная организация кроманьонцев характеризовалась семейной общиной – малой локальной группой либо кланом. В основе семейной общины лежали родственные отношения, объединявшие несколько поколений: родителей, молодую пару и их детей. Они могли объединяться, опять же на родственной основе, в более крупные союзы для защиты от нападения, организации боевых походов, коллективной охоты, религиозных ритуалов. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку такую организацию определяют как родовой строй.

Родоплеменной строй – это обобщающее название для очень большого и крайне многообразного в культурном и социальном плане политического пространства главным образом Африканского континента, на котором мирно или немирно уживаются небольшие племена охотников и собирателей, каждое численностью не более 100 человек (бушмены в пустыне Калахари), и мультинациональные объединения в несколько миллионов человек, познавшие уже радости товарно-денежных отношений, как например народность Фулани.

Племенем называют совокупность небольшого числа формально независимых общин, занимающих одну и ту же территорию, объединенных общим языком и культурой, а что еще более важно – родственными связями. Территориально-поселенческая ячейка такого общества – это, как правило, одна деревня, занимающаяся земледелием, или локальная группа, продолжающая вести бродячий образ жизни охотников и собирателей. Плотность населения колеблется от 1 до 250 человек на км 2 .

Основу хозяйства составляли собирательство, охота и рыболовство. Для охоты на мелких животных и птиц используется лук со стрелами, силки, ловушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной получила развитие индивидуальная охота с засадами и скрадыванием. Простое присваивающее хозяйство позволяло получать минимально необходимый и, только как исключение, избыточный продукт. В коллективной собственности находились промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства. Коллективной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные орудия труда – топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения – являлись личной собственностью. Собственность на пищу или другую добычу была также коллективной. Распределение ее было уравнительным.

Род представляет союз кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка, отличающихся особым родовым именем и связанных узами крови[2]. Там, где происхождение считается по женской линии, что было общераспространенным в архаическом периоде, род состоит из предполагаемой праматери и ее детей, а равно детей ее женских потомков. Там же, где происхождение считается по мужской линии, род состоит из предполагаемого прародителя и его детей, а равно детей его мужских потомков. Современная семья представляет собой неорганизованный род с нарушенной кровной связью, члены которого рассеяны всюду, где встречается данная фамилия.

Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия. Коллективная воля сородичей имела определяющее значение при решении любых вопросов. Особым авторитетом при этом обладали зрелые, умудренные опытом люди, как правило, старшее поколение. Именно эта среда выдвигала предводителей, которые руководили повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива.

Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:

  1. 1. Общее собрание рода;
  2. 2. Совет старейшин (старейшина);
  3. 3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.

Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный в ораторском мастерстве. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись.

Племя – это макроструктура первобытного общества. Над ним почти ничего не возвышалось, если не считать образовавшихся позже надстроечных структур – конфедерации или союза племен. Зато внизу располагалось множество родов, объединенных в племенное целое родственными и хозяйственными узами, общей территорией, оборонительными функциями и общей культурой (культом предков, обычаями и традициями, отправлением религиозных ритуалов), наконец, управленческо-административной структурой (общий племенной совет).

Согласно мнению Л.Моргана , именно родовая организация вывела человечество из стадии дикости и привела его к цивилизации. Исследовав быт и старинные обычаи американских индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества.

Род – совокупность кровных родственников, имеющих общее родовое имя, – выступил основанием (первым этажом) огромной социальной пирамиды, надстроившейся над ним. У американских индейцев роды являлись экзогамными коллективами матрилинейных родственников, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования, взаимопомощи и взаимозащиты. Они имели свои тотемные имена. Род имел право адопции, отдельное от других родов кладбище.

Вторым этажом служила фратрия – подразделение племени, объединяющее несколько взаимобрачных родов, которые большей частью произошли первоначально из одного рода[3]. Это слово греческого происхождения: phratria – братство. Здесь кроется подсказка: впервые ученые обнаружили такую форму социальной организации в древнегреческом обществе. Когда американские ученые, в частности Морган, стали изучать индейцев, они перенесли на их структуру данную терминологию.

В Афинах, согласно конституции Солона, каждая из четырех фил подразделялась на 3 фратрии, а каждая фратрия – на 30 ген (т.е. родов). Попасть в фратрию было не так-то просто. Только после семилетнего возраста ребенок вносился в списки фратрии, т.е. становился настоящим товарищем, сочленом. Их объединяли преимущественно религиозные цели.

Фратрия была объединением «братских» родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными. Роды одной фратрии выступали солидарно, поддерживая друг друга, особенно в экстремальных ситуациях: в случаях убийства в племени, выборах предводителя и т. п. Фратрии имели свои религиозные братства, особые обряды посвящения, церемонии.

Третий этаж – племя, соединение родов, обычно организованных во фратрии, все члены которых говорили на одном диалекте. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры – бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социально-потестарными функциями[4].

Четвертым выступала конфедерация племен, члены которых говорили на соответствующих диалектах одного и того же основного языка. Все это в целом составляло родовое общество, предшествовавшее политическому обществу, т.е. государству. Основу родоплеменного общества в доколумбовой Америке составляли несколько конфедераций племен: Конфедерация ирокезов, состоящая из пяти независимых племен, Конфедерация криков (6 племен), Конфедерация оттава (3 племени), Лига дакота (7 «огней совета»), Конфедерация моки (7 пуэбло) и Ацтекская конфедерация из трех племен.

В результате получалась матрешечная иерархий: рода вкладывались во фратрии, те – в племена, которые объединялись в конфедерацию либо союз племен.

Союз племен – временное объединение родственных или соседствующих племен, образованное прежде всего для отражения угрозы нападения врага. В ряде случаев союзы племен, возникшие в оборонительных целях, продолжали свое существование, но уже в социально-экономических интересах входивших в них племен (ирокезская лига, конфедерация криков и др.). Обычно после устранения военной угрозы союзы распадались. Союзы племен возникли в период перехода к классовому обществу, который получил название периода военной демократии, когда наряду с обычным выборным вождем возрастает социальная роль военачальников, избираемых демократическим путем членами племени или совета племен. Эти союзы можно считать предтечей государства, а их военных предводителей – праобразом королевской, княжеской власти[5]. В зарубежной антропологии они получили название вождеств.

Через родоплеменной строй прошла и античная Греция. Эллины были организованы в роды, фратрии и племена, а последние путем слияния были соединены в нации. В некоторых случаях органический ряд был не полон. Как у отдельных племен, так и у наций управление основывалось на роде как единице организации и давало в результате родовое общество или народ, строй, резко отличающийся от политического общества или государства. Органом управления был совет вождей совместно с агорой, или народным собранием, и басилевсом или военачальником. Народ был свободен, а его учреждения демократичны.

Объединение родов в племя происходило на основе двух признаков – кровного родства и общей территории. Поэтому племя, с одной стороны, является кровнородственным союзом, поскольку его образуют ячейки, связанные кровным родством, с другой – территориальным союзом, поскольку группы родственников проживают на одной территории, образуя одну деревню. К объединению их толкала необходимость обороняться от внешнего врага, хозяйственные потребности либо действия захватчика, который захватил огромные территории и создал империю.

У племени два органа управления – собрание, или совет племени (в котором принимали участие все члены племени), и совет вождей (старейшин родов). Избирался также военный предводитель, игравший значительную роль преимущественно в периоды войн. Чаще всего племенные союзы возникали из потребностей военного характера, поскольку между племенами часто происходили столкновения, в которых уничтожались и материальные блага, и люди. Истории известны захватнические походы, предпринимавшиеся в древние века большими народами – китайцами, персами, египтянами, греками и римлянами. На завоеванных территориях они утверждали свое государственное устройство и навязывали свой язык, обычаи и культуру.

По выражению дореволюционного социолога Н.Рожкова[6], род давал территорию семье, свободно ею используемую в ее пределах; племя давало родам племенную территорию, в пределах которой роды могли также свободно передвигаться и временно использовать землю особенно для охоты, бортничества, а также для скотоводства и отчасти для земледелия.

По мнению Б.Малиновского, племя «является такой единицей, которая складывается в результате преобразования групп распространенных на определенной территории по мере развития (социальной) организации и сотрудничества. Я считаю необходимым провести различие между племенем, в культурном смысле слова, и племенем как политически организованной единицей. Племя как крупнейший носитель единой культуры представляет собой группу людей, имеющих общие традиции, обычное право и методы производства, а также характеризуется единой организацией, свойственной таким входящим в ее состав малым группам, как семья, локальная группа, профессиональная гильдия или трудовой коллектив. Наиболее характерным признаком племенного единства я лично считаю общность языка, поскольку общее наследие умений и знаний, обычаев и верований может сохраняться группой людей лишь тогда, когда они пользуются одним и тем же языком»[7].

Экономической основой родоплеменного общества выступают чаще всего два уклада – огородничество (примитивное фермерство) и скотоводство. Политическая организация носит неформальных характер и не приобрела еще каких-либо государственных форм. Вождество и лидерство, особенно на уровне деревни или группы, также неформальное. Во многих племенных обществах исходной политической единицей, сплачивающей племя, выступают

  • а) клан – совокупность людей, считающих, что они происходят от общего предка;
  • б) возрастные классы – разделение людей на разные статусные группы в зависимости от принадлежности к детям, юношам, зрелым мужчинам и старикам;
  • в) группы интересов, которые со временем выделяются в политические партии, экономические классы, религиозные конфессии.

Формирование племен из разрозненных объединений начинается в период неолита. Органом самоуправления выступает племенной совет, включающий военных и гражданских вождей. В дальнейшем отдельные племена разрастаются, образуя союзы племён. Из них позже возникают еще более крупные общности – народности.

Родоплеменная организация является самым продолжительным общественным строем, который только знало человечество. Она возникла несколько тысяч лет назад и сохранилась на обширных пространствах Африки, Азии, Латинской Америки, Австралии и даже Европы по сей день.

Ссылки

  1. Линидж (англ. lineage, от лат. linea – линия, ряд, поколение, род) – система чьих-то родственников, начиная с самых первых колен. ↑ 1
  2. В античном мире русскому слову “род” соответствовал термин “гене”, отсюда понятие гентильный коллектив (общность), гентильная организация в значении родовой коллектив, родовая организация. ↑ 1
  3. Иногда термин “фратрия” ошибочно применяется как аналог рода. ↑ 1
  4. История мировых цивилизаций // www.distance.ru. ↑ 1
  5. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991. С. 69. ↑ 1
  6. Рожков Н. Очерк истории труда в России // Архив истории труда в России. Петроград, 1922. Кн. 5. Ч. 1. С. 62. ↑ 1
  7. Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997. С. 693-694. ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Источник статьи: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128866:article

Родоплеменной строй: главные признаки, принцип власти, социальные связи

Среди многочисленных форм общественной организации, которые прошло человечество на пути своего развития, наиболее продолжительным, по мнению ученых, является родоплеменной строй. Зародившись несколько тысячелетий назад, он по сей день сохранился в виде исторических пережитков у некоторых народностей Африки, таких, например, как бушмены, населяющие пустыню Калахари, и фулани, живущие на территории, простирающейся от Мавритании до Судана. Остановимся подробнее на его главных характеристиках.

Общность, основанная на кровном родстве

Принцип власти при родоплеменном строе основан на кровно-родственных связях, из которых складывается вся структура общества. В научной литературе они именуются локальными группами, кланами, линиджами или просто родами. Все эти термины сходны по значению и не имеют между собой принципиальной разницы.

Среди наиболее характерных признаков родоплеменного строя принято выделять семейные связи всех членов общины. Объединяющие их родственные отношения, как правило, охватывают сразу несколько поколений, включая родителей и их детей. Кроме того, для совместных занятий земледелием, охотой, выполнения религиозных обрядов и т. д. могут быть использованы и более широкие социальные связи, охватывающие многочисленных дальних родственников.

Объединение родов в племена

Что же касается решения таких масштабных задач, как организация военных походов с целью захвата новых территорий или отражение агрессии со стороны соседей, то в этом случае всегда требовались большие человеческие ресурсы, и члены отдельных родовых кланов объединялись в племена.

Их численность, по всей вероятности, была невелика. Во всяком случае, среди народностей, живущих до нашего времени родоплеменным строем, она редко превышает 100 человек. Исключения составляет лишь упомянутая выше весьма многочисленная народность фулани, проживающая в западной части Африканского континента и успевшая приобщиться ко многим достижениям цивилизации. Ученые полагают, что к началу XXI века ее численность могла достичь 1 млн человек.

Социальный строй, переживший тысячелетия

Таким образом, под термином «племя» в данном случае следует понимать совокупность отдельных самостоятельных и компактно проживающих общин, члены которых объединены общими занятиями, культурой и языком. Однако основой их социальных связей по сей день является внутриобщинное кровное родство. Если члены племени ведут оседлый образ жизни, образуя территориально-поселенческую ячейку, то они представляют собой население отдельной деревни, размеры которой варьируются от числа жителей.

Значительно чаще представители данных народностей предпочитают не обустраиваться на одном месте, а постоянно мигрировать, добывая себе пищу собирательством, охотой и рыболовством. В этом случае, по подсчетам ученых, плотность их населения может колебаться от 1-2 до 250-300 человек на квадратный километр. Сколь бы маловероятным это ни казалось, но родоплеменной строй, являющийся крайне архаичной формой организации общества, сумел, пережив тысячелетия, сохраниться до наших дней.

Пути изучения родового строя

Изучая особенности жизни бушменов, населяющих пустыню Калахари, западно-африканских фулани и ряда других народностей, много веков назад остановившихся в своем социальном развитии, ученые имеют возможность более полно представить особенности общественного самоуправления при родоплеменном строе, который объединял когда-то наших отдаленных предков. При этом учитываются и особенности существования различных этнических групп.

Пример древнейшей демократии

Результаты археологических раскопок, а главное, наблюдения, сделанные экспедициями, работавшими в труднодоступных районах Африки, говорят о том, что структура власти в племенах, объединенных родоплеменным строем, включала в себя три основных элемента. Наибольшими полномочиями в принятии тех или иных решений обладал вождь племени, но при этом он был обязан учитывать мнения членов совета старейшин, который не был выборным органом, а формировался исключительно из лиц, достигнувших определенного возраста.

Что же касается особо важных случаев, таких как организация военных походов, смена территории совместного проживания или миграции и т. д., то вопрос выносился на общее собрание членов рода. В компетенции этого органа общественной власти находился выбор вождя, а также его замена в случае несоответствия предъявляемым требованиям. Кандидатами на столь высокий пост становились наиболее сильные и опытные члены рода, но без общественной поддержки они не могли обойтись. Характерно, что в этом отношении наши отдаленные предки стояли на вполне демократических позициях.

Значение родоплеменного строя в мировой истории

Роль, которую в истории человечества сыграла родоплеменная организация жизни, необычайно велика. Один из основоположников современной антропологии − американский археолог и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881) − в своих работах неоднократно подчеркивал, что именно она позволила людям порвать с первобытной дикостью и шаг за шагом привела к цивилизации. Портрет ученого приводится ниже.

Разумеется, к таким выводам ученые пришли, используя в основном наблюдения за нашими современниками, не сумевшими до сих пор порвать со своим историческим прошлым, и лишь отчасти оперируя данными, полученными в ходе раскопок. Однако о многом поведали и артефакты, добытые археологами. В частности, они позволили составить достаточно полную картину разложения родоплеменного строя у восточных славян.

Ослабление родственных связей у славян

Этот процесс, начавшийся еще в первые века минувшего тысячелетия, привел к тому, что уже в VI столетии хозяйственная система большинства земледельческих общин, основанных на территориально-племенных отношениях, превратилась в полугосударственное образование, где доминирующую роль играли не кровно-родственные, а политические и военные связи. Кроме того, существенным фактором, упрочившим эти социальные структуры, была общность направлений экономического развития всей общины.

Результаты проведенных исследований показывают, что в период VIII-IX веков у восточных славян на смену родоплеменному строю пришло широкое распространение соседских общин. Объясняется это прежде всего тем, что ввиду низкой производительности труда возникала необходимость в большом количестве работников, которых не могли предоставить социальные группы, составленные лишь на основе родовых связей. Кроме того, в этот период шло активное освоение новых территорий, и в одиночку малые племена не могли обеспечить контроль за их распределением.

Распад родового строя

Эти и многие другие факторы стали причиной того, что уже во второй половине X века у восточных славян родовой строй уступил место новой формации, которая стала именоваться соседской общиной, или, по-старинному, «вервью». Она оказалась весьма жизнеспособной и, претерпев лишь незначительные изменения, сохранилась вплоть до начала XX века.

В России эти общины, распространенные исключительно в сельской местности и состоявшие из компактно проживавших крестьян, назывались «миром». Отмечается, что в силу своей многочисленности и экономической стабильности, они оказали существенное влияние на многие исторические процессы. Конец крестьянским общинам был положен лишь с приходом к власти большевиков и началом массовой коллективизации.

Источник статьи: http://fb.ru/article/440332/rodoplemennoy-stroy-glavnyie-priznaki-printsip-vlasti-sotsialnyie-svyazi

Родоплеменной строй

Категории Социальная антропология | Под редакцией сообщества: Социология

Эта версия статьи от 06 Октябрь 2010 09:58, редактировал Кравченко Альберт Иванович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Родоплеменной строй – организация общественной власти в догосударственном обществе, основанная на кровно-родственных связях.

Исходные кирпичики, из которых складывается социальная структура родоплеменного общества, в зарубежной литературе именуются кланами, локальными группами и линиджами, а в отечественной – родами. Принципиальной разницы между этими терминами нет.

Социальная организация кроманьонцев характеризовалась семейной общиной – малой локальной группой либо кланом. В основе семейной общины лежали родственные отношения, объединявшие несколько поколений: родителей, молодую пару и их детей. Они могли объединяться, опять же на родственной основе, в более крупные союзы для защиты от нападения, организации боевых походов, коллективной охоты, религиозных ритуалов. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку такую организацию определяют как родовой строй.

Родоплеменной строй – это обобщающее название для очень большого и крайне многообразного в культурном и социальном плане политического пространства главным образом Африканского континента, на котором мирно или немирно уживаются небольшие племена охотников и собирателей, каждое численностью не более 100 человек (бушмены в пустыне Калахари), и мультинациональные объединения в несколько миллионов человек, познавшие уже радости товарно-денежных отношений, как например народность Фулани.

Племенем называют совокупность небольшого числа формально независимых общин, занимающих одну и ту же территорию, объединенных общим языком и культурой, а что еще более важно – родственными связями. Территориально-поселенческая ячейка такого общества – это, как правило, одна деревня, занимающаяся земледелием, или локальная группа, продолжающая вести бродячий образ жизни охотников и собирателей. Плотность населения колеблется от 1 до 250 человек на км 2 .

Основу хозяйства составляли собирательство, охота и рыболовство. Для охоты на мелких животных и птиц используется лук со стрелами, силки, ловушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной получила развитие индивидуальная охота с засадами и скрадыванием. Простое присваивающее хозяйство позволяло получать минимально необходимый и, только как исключение, избыточный продукт. В коллективной собственности находились промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства. Коллективной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные орудия труда – топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения – являлись личной собственностью. Собственность на пищу или другую добычу была также коллективной. Распределение ее было уравнительным.

Род представляет союз кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка, отличающихся особым родовым именем и связанных узами крови. Там, где происхождение считается по женской линии, что было общераспространенным в архаическом периоде, род состоит из предполагаемой праматери и ее детей, а равно детей ее женских потомков. Там же, где происхождение считается по мужской линии, род состоит из предполагаемого прародителя и его детей, а равно детей его мужских потомков. Современная семья представляет собой неорганизованный род с нарушенной кровной связью, члены которого рассеяны всюду, где встречается данная фамилия.

Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия. Коллективная воля сородичей имела определяющее значение при решении любых вопросов. Особым авторитетом при этом обладали зрелые, умудренные опытом люди, как правило, старшее поколение. Именно эта среда выдвигала предводителей, которые руководили повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива.

Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:

  1. 1. Общее собрание рода;
  2. 2. Совет старейшин (старейшина);
  3. 3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.

Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный в ораторском мастерстве. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись.

Племя – это макроструктура первобытного общества. Над ним почти ничего не возвышалось, если не считать образовавшихся позже надстроечных структур – конфедерации или союза племен. Зато внизу располагалось множество родов, объединенных в племенное целое родственными и хозяйственными узами, общей территорией, оборонительными функциями и общей культурой (культом предков, обычаями и традициями, отправлением религиозных ритуалов), наконец, управленческо-административной структурой (общий племенной совет).

Согласно мнению Л.Моргана , именно родовая организация вывела человечество из стадии дикости и привела его к цивилизации. Исследовав быт и старинные обычаи американских индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества.

Род – совокупность кровных родственников, имеющих общее родовое имя, – выступил основанием (первым этажом) огромной социальной пирамиды, надстроившейся над ним. У американских индейцев роды являлись экзогамными коллективами матрилинейных родственников, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования, взаимопомощи и взаимозащиты. Они имели свои тотемные имена. Род имел право адопции, отдельное от других родов кладбище.

Вторым этажом служила фратрия – подразделение племени, объединяющее несколько взаимобрачных родов, которые большей частью произошли первоначально из одного рода. Это слово греческого происхождения: phratria – братство. Здесь кроется подсказка: впервые ученые обнаружили такую форму социальной организации в древнегреческом обществе. Когда американские ученые, в частности Морган, стали изучать индейцев, они перенесли на их структуру данную терминологию.

В Афинах, согласно конституции Солона, каждая из четырех фил подразделялась на 3 фратрии, а каждая фратрия – на 30 ген (т.е. родов). Попасть в фратрию было не так-то просто. Только после семилетнего возраста ребенок вносился в списки фратрии, т.е. становился настоящим товарищем, сочленом. Их объединяли преимущественно религиозные цели.

Фратрия была объединением «братских» родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными. Роды одной фратрии выступали солидарно, поддерживая друг друга, особенно в экстремальных ситуациях: в случаях убийства в племени, выборах предводителя и т. п. Фратрии имели свои религиозные братства, особые обряды посвящения, церемонии.

Третий этаж – племя, соединение родов, обычно организованных во фратрии, все члены которых говорили на одном диалекте. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры – бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социально-потестарными функциями.

Четвертым выступала конфедерация племен, члены которых говорили на соответствующих диалектах одного и того же основного языка. Все это в целом составляло родовое общество, предшествовавшее политическому обществу, т.е. государству. Основу родоплеменного общества в доколумбовой Америке составляли несколько конфедераций племен: Конфедерация ирокезов, состоящая из пяти независимых племен, Конфедерация криков (6 племен), Конфедерация оттава (3 племени), Лига дакота (7 «огней совета»), Конфедерация моки (7 пуэбло) и Ацтекская конфедерация из трех племен.

В результате получалась матрешечная иерархий: рода вкладывались во фратрии, те – в племена, которые объединялись в конфедерацию либо союз племен.

Союз племен – временное объединение родственных или соседствующих племен, образованное прежде всего для отражения угрозы нападения врага. В ряде случаев союзы племен, возникшие в оборонительных целях, продолжали свое существование, но уже в социально-экономических интересах входивших в них племен (ирокезская лига, конфедерация криков и др.). Обычно после устранения военной угрозы союзы распадались. Союзы племен возникли в период перехода к классовому обществу, который получил название периода военной демократии, когда наряду с обычным выборным вождем возрастает социальная роль военачальников, избираемых демократическим путем членами племени или совета племен. Эти союзы можно считать предтечей государства, а их военных предводителей – праобразом королевской, княжеской власти. В зарубежной антропологии они получили название вождеств.

Через родоплеменной строй прошла и античная Греция. Эллины были организованы в роды, фратрии и племена, а последние путем слияния были соединены в нации. В некоторых случаях органический ряд был не полон. Как у отдельных племен, так и у наций управление основывалось на роде как единице организации и давало в результате родовое общество или народ, строй, резко отличающийся от политического общества или государства. Органом управления был совет вождей совместно с агорой, или народным собранием, и басилевсом или военачальником. Народ был свободен, а его учреждения демократичны.

Объединение родов в племя происходило на основе двух признаков – кровного родства и общей территории. Поэтому племя, с одной стороны, является кровнородственным союзом, поскольку его образуют ячейки, связанные кровным родством, с другой – территориальным союзом, поскольку группы родственников проживают на одной территории, образуя одну деревню. К объединению их толкала необходимость обороняться от внешнего врага, хозяйственные потребности либо действия захватчика, который захватил огромные территории и создал империю.

У племени два органа управления – собрание, или совет племени (в котором принимали участие все члены племени), и совет вождей (старейшин родов). Избирался также военный предводитель, игравший значительную роль преимущественно в периоды войн. Чаще всего племенные союзы возникали из потребностей военного характера, поскольку между племенами часто происходили столкновения, в которых уничтожались и материальные блага, и люди. Истории известны захватнические походы, предпринимавшиеся в древние века большими народами – китайцами, персами, египтянами, греками и римлянами. На завоеванных территориях они утверждали свое государственное устройство и навязывали свой язык, обычаи и культуру.

По выражению дореволюционного социолога Н.Рожкова, род давал территорию семье, свободно ею используемую в ее пределах; племя давало родам племенную террито­рию, в пределах которой роды могли также свободно передвигаться и временно использовать землю особенно для охоты, бортничества, а также для скотоводства и отчасти для земледелия.

По мнению Б.Малиновского, племя «является такой единицей, которая скла­дывается в результате преобразования групп распространен­ных на определенной территории по мере развития (социаль­ной) организации и сотрудничества. Я считаю необходимым провести различие между племенем, в культурном смысле слова, и племенем как политически организованной едини­цей. Племя как крупнейший носитель единой культуры пред­ставляет собой группу людей, имеющих общие традиции, обычное право и методы производства, а также характеризу­ется единой организацией, свойственной таким входящим в ее состав малым группам, как семья, локальная группа, про­фессиональная гильдия или трудовой коллектив. Наиболее характерным признаком племенного единства я лично считаю общность языка, поскольку общее наследие умений и знаний, обычаев и верований может сохраняться группой людей лишь тогда, когда они пользуются одним и тем же языком».

Экономической основой родоплеменного общества выступают чаще всего два уклада – огородничество (примитивное фермерство) и скотоводство. Политическая организация носит неформальных характер и не приобрела еще каких-либо государственных форм. Вождество и лидерство, особенно на уровне деревни или группы, также неформальное. Во многих племенных обществах исходной политической единицей, сплачивающей племя, выступают

  • а) клан – совокупность людей, считающих, что они происходят от общего предка;
  • б) возрастные классы – разделение людей на разные статусные группы в зависимости от принадлежности к детям, юношам, зрелым мужчинам и старикам;
  • в) группы интересов, которые со временем выделяются в политические партии, экономические классы, религиозные конфессии.

Формирование племен из разрозненных объединений начинается в период неолита. Органом самоуправления выступает племенной совет, включающий военных и гражданских вождей. В дальнейшем отдельные племена разрастаются, образуя союзы племён. Из них позже возникают еще более крупные общности – народности.

Родоплеменная организация является самым продолжительным общественным строем, который только знало человечество. Она возникла несколько тысяч лет назад и сохранилась на обширных пространствах Африки, Азии, Латинской Америки, Австралии и даже Европы по сей день.

Линидж (англ. lineage, от лат. linea – линия, ряд, поколение, род) – система чьих-то родственников, начиная с самых первых колен.

В античном мире русскому слову “род” соответствовал термин “гене”, отсюда понятие гентильный коллектив (общность), гентильная организация в значении родовой коллектив, родовая организация.

Иногда термин “фратрия” ошибочно применяется как аналог рода.

История мировых цивилизаций // www.distance.ru.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991. С. 69.

[6] Рожков Н. Очерк истории труда в России // Архив истории труда в России. Петроград, 1922. Кн. 5. Ч. 1. С. 62.

[7] Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997. С. 693-694.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Выходные данные:

  • Просмотров: 6
  • Комментариев: 0
  • Опубликовано: 06.10.2010
  • Версий: 10 , текущая: 10
  • Статус: пользовательская
  • Рейтинг: 0.0

Автор:

  • профессор; доктор социологических наук
  • Редактор

Источник статьи: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128866:article?vnum=25677

Понравилась статья? Поделить с друзьями: