Рисующий детьми как пишется

Как правильно пишется слово «рисовать»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сапожки — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «рисовать&raquo

Синонимы к слову «рисовать&raquo

Предложения со словом «рисовать&raquo

Цитаты из русской классики со словом «рисовать»

  • Он совсем недурно рисовал карандашом и углем, свободно писал акварелью и немножко маслом, ловко делал портреты и карикатуры, умел мило набросать пейзаж и натюрморт.

Сочетаемость слова «рисовать&raquo

Значение слова «рисовать&raquo

РИСОВА́ТЬ , –су́ю, –су́ешь; прич. страд. прош. рисо́ванный, –ван, -а, -о; несов., перех. 1. (несов. нарисовать) также без доп. Изображать, воспроизводить предметы на плоскости (карандашом, пером, углем, красками и т. п.). Рисовать акварелью. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «рисовать&raquo

  • Но у Гоголя есть нечто такое, что заставляет не замечать небрежности его языка, — есть слог, Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «рисовать&raquo

РИСОВА́ТЬ , –су́ю, –су́ешь; прич. страд. прош. рисо́ванный, –ван, -а, -о; несов., перех. 1. (несов. нарисовать) также без доп. Изображать, воспроизводить предметы на плоскости (карандашом, пером, углем, красками и т. п.). Рисовать акварелью.

Предложения со словом «рисовать&raquo

До рождения ребёнка воображение рисует картины младенца, мирно спящего большую часть суток.

Мысль о предстоящем большом приключении взволновала его, а воображение рисовало картины будущего путешествия.

В свободное время он любил рисовать пейзажи в разное время года, натюрморты, портреты дочерей.

Синонимы к слову «рисовать&raquo

Ассоциации к слову «рисовать&raquo

Сочетаемость слова «рисовать&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C

Как правильно пишется слово «рисовать»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: декомпозиция — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «рисовать&raquo

Синонимы к слову «рисовать&raquo

Предложения со словом «рисовать&raquo

Цитаты из русской классики со словом «рисовать»

  • Он совсем недурно рисовал карандашом и углем, свободно писал акварелью и немножко маслом, ловко делал портреты и карикатуры, умел мило набросать пейзаж и натюрморт.

Сочетаемость слова «рисовать&raquo

Значение слова «рисовать&raquo

РИСОВА́ТЬ , –су́ю, –су́ешь; прич. страд. прош. рисо́ванный, –ван, -а, -о; несов., перех. 1. (несов. нарисовать) также без доп. Изображать, воспроизводить предметы на плоскости (карандашом, пером, углем, красками и т. п.). Рисовать акварелью. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «рисовать&raquo

  • Но у Гоголя есть нечто такое, что заставляет не замечать небрежности его языка, — есть слог, Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «рисовать&raquo

РИСОВА́ТЬ , –су́ю, –су́ешь; прич. страд. прош. рисо́ванный, –ван, -а, -о; несов., перех. 1. (несов. нарисовать) также без доп. Изображать, воспроизводить предметы на плоскости (карандашом, пером, углем, красками и т. п.). Рисовать акварелью.

Предложения со словом «рисовать&raquo

До рождения ребёнка воображение рисует картины младенца, мирно спящего большую часть суток.

Мысль о предстоящем большом приключении взволновала его, а воображение рисовало картины будущего путешествия.

В свободное время он любил рисовать пейзажи в разное время года, натюрморты, портреты дочерей.

Синонимы к слову «рисовать&raquo

Ассоциации к слову «рисовать&raquo

Сочетаемость слова «рисовать&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C

Склонение существительного «рисование»

Существительное «рисов а́ ние» (неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный
Кто? Что?
рисов а́ ние рисов а́ ния
Родительный
Кого? Чего?
рисов а́ ния рисов а́ ний
Дательный
Кому? Чему?
рисов а́ нию рисов а́ ниям
Винительный (неод.)
Кого? Что?
рисов а́ ние рисов а́ ния
Творительный
Кем? Чем?
рисов а́ нием рисов а́ ниями
Предложный
О ком? О чём?
рисов а́ нии рисов а́ ниях

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: продпункт — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «рисование&raquo

Синонимы к слову «рисование&raquo

Предложения со словом «рисование&raquo

  • Ведь показать-то их мне некому – нет в нашей школе уроков рисования, потому что нет учителя по этому предмету.

Цитаты из русской классики со словом «рисование»

  • Она тотчас же влюбилась в портрет, по обыкновению всех девочек в пансионах, влюбляющихся во что ни попало, а вместе и в своих учителей, преимущественно чистописания и рисования.

Сочетаемость слова «рисование&raquo

Каким бывает «рисование»

Значение слова «рисование&raquo

РИСОВА́НИЕ , -я, ср. Действие по знач. глаг. рисовать. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «рисование&raquo

РИСОВА́НИЕ , -я, ср. Действие по знач. глаг. рисовать.

Предложения со словом «рисование&raquo

Ведь показать-то их мне некому – нет в нашей школе уроков рисования, потому что нет учителя по этому предмету.

При помощи этой игры учитель рисования сможет не только привлечь к своим урокам учащихся других классов, но и продемонстрирует необходимость применения детьми полученных знаний на практике.

Умение рисовать, как и творческие способности, заложено в каждом из нас с детства, поэтому заниматься рисованием можно начать в любом возрасте.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5/%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Как правильно пишется слово рисуешь?

Правильный вариант написания слова: рисуешь

Правило

Мягкий знак в конце

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова рисуешь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: рисовать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Карандаши бросая, Прошу за грубость мне не делать сцен: Когда свинью рисуешь у сарая — На полотне не выйдет belle Helene. Саша Черный.

Источник статьи: http://pravica.ru/risuesh

Что рисуют дети: первые звоночки, когда ребенку нужен психолог

Почти все дети рисуют с удовольствием. Рисунок — это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или что пережил. В рисунке отражается внутренний мир маленькой личности, через рисунок ребенок как бы «рассказывает» о том, как воспринимает себя и ощущает свое место в мире. Как научиться понимать внутренний мир своих детей через рисунки — рассказывает психолог семейного центра «Семья» Вероника Александрова.

В каракулях скрываются эмоции

«Рисунки детей до 5 лет мы не анализируем, так как до трех-четырех лет дети только учатся держать и пользоваться карандашами, фломастерами, кистями и красками. Они учатся различать цвета, знакомятся с палитрой различных оттенков. Задача родителей на раннем этапе развития ребенка (от года до четырех лет) — обогащать среду разнообразными художественными средствами и создавать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша», — говорит специалист.

Первые рисунки всех детей — это «головоноги» (кружочки с палочками). А вот рисунки пятилетних детей уже более информативны. По ним можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что он чувствует, и где могут быть скрытые внутренние проблемы. Какие рисунки наиболее информативны?

  • Рисунок семьи. Расскажет о взаимоотношениях внутри семьи. Попросите ребенка нарисовать свою семью.
    На что следует обратить внимание: кто входит в состав семьи, кого рисует или кого «забыл» нарисовать ребенок? Хорошо, если вся семья в сборе. Но бывает так, что ребенок вместо семьи рисует просто дом, где не видно ни одного человека. Это значит, что общение с родными не дает ему необходимого понимания. Более того, обстановка в семье настолько напряженная, что малыш считает ее враждебной по отношению к себе.
    Второй момент — какое настроение у членов семьи? Они дружат, ругаются, спорят?
    Рост и размер членов семьи — очень интересный показатель. Он может быть реальный (например, папа в реальности выше мамы), а может говорить и о том, кто в семье главный.
    Как расположены фигуры на листе? Фигуры могут быть расположены далеко, каждый «сам по себе». Хорошо, если вся семья «в сборе». Здесь мы можем увидеть эмоциональные связи ребенка с членами семьи, близкие или разобщенные. Потребность в общении и во внимании со стороны тех, кого нарисовал «поодаль».
  • Рисунок человека. Попросите ребенка нарисовать человека, похожего на себя.
    Данный продукт творчества покажет, как ребенок воспринимает себя: о чем мечтает, каким хочет быть. Обратите внимание на то, каким он себя изображает, насколько прорисованы части тела, одежда.
    Как ребенок располагает себя в группе людей: если он меньше других и находится в стороне, то это может говорить о сложностях в общении. Также следует обратить внимание на настроение человека на рисунке.
  • Рисунки-ситуации: «Я в детском саду», «Я в гостях», «Я на приеме у врача» или «Я в школе» и так далее.
    Рисунок ситуации — это прекрасный повод узнать, как ваш ребенок чувствует себя в детском саду, в гостях, в школе, у врача, и что с ним происходит в этот момент. Дети не всегда могут рассказать об этом напрямую, а вот через рисунок вы узнаете много интересных подробностей. Спросите ребенка, где он на рисунке, что он чувствует, какой он — веселый или грустный — и почему? Что делают и что говорят другие люди на рисунке (друзья, воспитатели, учителя, врачи)?

Когда нужна помощь специалиста

Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке и родителям стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков, но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание. Вот несколько тревожных сигналов, которые не стоит игнорировать.

  • Очень слабый нажим на карандаш. Нечеткость линий. У детей старше 5-6 лет — неспособность закрасить область внутри замкнутой линии (штриховка выходит далеко за область контура или значительно не доходит до контура).
    О чем это может говорить? Эти проявления могут указывать на неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Стоит обратиться к педиатру и неврологу.
  • На рисунке присутствуют изображения внутренних органов. Тут мы не берем в расчет изображения «сердечек» для принцессы или доктора Айболита.
    Однако если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, стоит проконсультироваться у психиатра.
  • Разрозненность частей тела на рисунке. Руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны друг с другом. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это может говорить о личностной дезорганизации или психических нарушениях.
  • Множество повторений одного и того же рисунка с одинаковым расположением, цветом и одинаковыми элементами. Это может быть признаком психологической травмы. Для ребенка что-то является очень важным, он пытается прожить какую-то тревожную и непонятную для него ситуацию. В этих многократных зарисовках так защищается его психика.
  • На рисунках полностью отсутствуют люди и животные. Ребенок рисует только неодушевленные предметы или абстрактные рисунки. Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру, аутистического спектра.
  • Сильный акцент на агрессии. Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую (или открытую) агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно впечатлившей его ситуации или новости. Поговорите с ребенком спокойно, спросите, что изображено и что чувствуют персонажи, что там произошло и почему. И как он себя чувствует после рисунка. Что его пугает или злит. И, конечно, проконсультируйтесь у детского психолога.
  • Травмы у людей. Это может быть актуальная физическая боль, о которой он боится сказать. Внимательно посмотрите, где расположены травмы у людей или зверей, куда наложен пластырь на рисунках. Спросите ребенка или осмотрите это место, быть может, он ушибся или у него ссадина и т. п.
  • Полный отказ рисовать. Причиной полного отказа от рисования может быть как недоразвитая мелкая моторика, так и скрытые психологические проблемы. Возможно, ребенок боится совершить ошибку, боится выразить себя, или, быть может, он пережил психотравмирующую ситуацию и боится проявлять свои чувства. В этом случае также стоит обратиться к детскому психологу.

Общее впечатление

Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции они передают, какое общее впечатление складывается. Попытайтесь представить, какие эмоции ребенок испытывал, пока рисовал: радовался, грустил, злился или сожалел о чем-то. Лучше всего смотреть несколько рисунков, а не один. Отдельная картинка может говорить лишь о мимолетном состоянии, впечатлении ребенка.

«Детский рисунок — это хороший повод для теплой беседы. Почаще говорите с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать собственные эмоции и управлять ими . Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от нас, дорогие родители, зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире», — говорит специалист.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник статьи: http://dszn.ru/press-center/news/3944

Картину «пишут» или «рисуют» — как правильно?

Картины ПИШУТ. Но есть и те художники, которые РИСУЮТ. Разбираемся в особенностях изобразительного искусства и русского языка.

Каждая профессия имеет свои нюансы и тонкости. В том числе, и в правильности написания терминов, произношении и понятий некоторых слов.

Если вы художник, или довольно много интересуетесь изобразительным искусством, то наверняка не раз слышали спор о том, что, художник пишет или рисует. Так как же все-таки будет правильно? Давайте разбираться вместе!

Историческая справка

Если мы обратимся к словарям, то увидим, что слово «рисовать» появилось в русском языке в начале XVIII века, и было заимствованно из языков Западной Европы. До этого использовались такие слова, как «чертить», «царапать», «вырезать». Рисование значило передавать изображение на плоскости пером, углем, карандашом.

Слово же «писать» более старое, оно известно еще с XI века. Но значение его было приближенно к современному – изображать красками. Достаточно вспомнить, что предтечей живописи была иконопись. А ведь иконы писали как раз специальными красками, уделяя внимание деталям, использовали различные поверхности, например, дерево, не бумагу.

Почему картины пишут? Как правильно?

Само слово живопись, а также живописец, имеют в своем корне производное от слова письмо.

Художники, которые работают с краской, создают свои картины при помощи живописи, то есть, живописного письма.

Если же мы говорим о других, графических материалах, таких как карандаш, уголь, тушь, то тут уже применимо понятие рисовать, а не писать, так как этими материалами рисуют!

Соответственно, все, что будет касаться работы с бумагой и графическими материалами – это рисование и художники рисуют, а то, что связано с красками и холстами – живопись, художники пишут.

Как быть с акварелью и пастелью?

У вас может возникнуть вопрос по поводу еще нескольких материалов, о которых мы не говорили.

Например, акварель. Этой краской художники работают на бумаге, но произносят все равно «писать акварелью». Как быть в таком случае? Точно так же, как и в случае с маслом, акрилом и другими красками. Акварель – это акварельная живопись. И при употреблении этого понятия нужно говорить писать акварелью, а не рисовать. Исключением может служить употребление в контексте детского творчества. Например, ребенок взял акварельные краски, чтобы порисовать. Дети рисуют акварелью. Профессиональные же художники пишут акварелью.

В случае с пастелью все еще проще. Можно говорить и так, и так. Можно употребить выражение «я нарисовала пейзаж пастелью» или «я написала портрет пастелью». Ошибки в этом не будет.

Да, если вы говорите о графических работах, то лучше называть их не картинами, а рисунками, работами, так как картина, это все-таки изображение на холсте в красках, а не на бумаге.

Портрет пишут или рисуют? Как правильно сказать

В живописи цвет – главное изобразительное средство выразительности, а в графике – линии, штрихи и так далее.

Исходя из этого, и всего вышесказанного, если ваш портрет выполнен карандашом – то вы нарисовали портрет, если красками – написали портрет.

Такие вот тонкости и особенности в нашем с вами языке. Но, к слову, если вы возьмете любой другой язык, там будут свои особенности и их тоже нужно учитывать, например, если вы читаете или учитесь по зарубежным книгам, курсам, мастер-классам.

Пишите в комментариях к этой статье, какие еще у вас сложности с понятиями в живописи, будем разбирать их вместе!

Источник статьи: http://nyblog.ru/kartiny-pishut-ili-risuyut-kak-pravilno/

Прописи — это не страшно. Как учить детей писать через весёлую игру

Многие дети до школы охотно пишут большими печатными буквами, иногда пропускают буквы, иногда часть букв пишут зеркально, но при этом им нравится писать! Но вот они идут в школу, и прописи становятся ночным кошмаром. Почему? И как это изменить? Рассказывает Женя Кац.

В разных странах разное отношение к тому, нужно ли писать буквы без отрыва, нужны ли прописи и каллиграфия, и если да, то с какого возраста. В Англии и США дети пишут скорее отдельными печатными буквами. Во Франции пишут прописи, и на этом настаивают. В Китае рано начинают учить иероглифы.

Многие психологи и физиологи сходятся на том, что писать буквы без отрыва полезно не всем детям, и рекомендуют писать отдельные буквы, не пытаясь всё писать слитно.

В чём же сложности с прописными буквами? Можно ли научиться красиво писать от руки спокойно и без слёз? В каком возрасте лучше начинать? Как часто возвращаться к заданиям на прописи? Можно ли научиться писать красиво, если уже сформировался плохой почерк? Ответы на эти вопросы очень интересуют родителей и учителей.

Начнём с того, что все дети разные, и сложности при освоении письма тоже разные. В зависимости от ситуации, надо выбирать подходящие игры и методы решения. Какие сложности с письмом встречаются чаще всего?

Слабая рука, слабая мелкая моторика, ребёнок быстро устаёт держать карандаш и давить на него

В такой ситуации важно предлагать посильные письменные задания — и подбирать удобные письменные материалы. Иногда родители, видя трудности, решают, что надо просто отложить все занятия, связанные с карандашами, пока ребёнку самому не захочется.

В итоге мы встречаем ребёнка, про которого родители говорят: «Знаете, ему 6 лет, но он ещё не выбрал, какой рукой писать, и в итоге не пишет ни правой, ни левой». Это тоже не очень верно. Пусть пишет и рисует хоть понемногу, пусть пишет разными материалами, но не стоит совсем откладывать эти упражнения.

Вряд ли ребёнок, который вообще не привык рисовать, вдруг научится писать красивые палочки и буковки только из-за того, что станет старше и пойдёт в школу

У нас в группе часто бывают дети со слабой моторикой, которым сложно держать карандаш. Мы специально для них держим толстые трёхгранные карандаши 4В или как минимум 2В. Можно писать мягкими фломастерами, кисточками, восковыми мелками.

Некоторые учителя в такой ситуации дают тонкий твёрдый карандаш, мол, пусть потрудится, чтобы линию было видно. Это часто приводит к тому, что дети ещё сильнее напрягаются, сжимая карандаш, и намного быстрее устают. Мы советуем, наоборот, давать такие материалы, которыми рисовать легко и приятно, а результат был виден сразу.

Многим детям нравится писать мелом на асфальте, писать соком ягод на больших листах, играть с манкой или пеной и писать по ним буковки.

Детям, у которых рука быстро устаёт от письма, важно постепенно добавлять нагрузку. Чем больше они устали, тем хуже держат карандаш. С другой стороны, если ребёнок не любит и не умеет писать в 4-5 лет, и не может написать своё имя, то иногда родители считают, что надо просто подождать — само станет лучше. А потом — бах — и первый класс, и сразу надо много писать от руки, причём на всех предметах — на русском, на математике, и потом ещё домашние задания! Родители вдруг спохватываются, начинают настаивать на красивом почерке, дети огорчаются, отказываются, злятся. Это не самый приятный для всех сценарий, прямо скажем.

Мы обычно начинаем с того, что просим в 4-5 лет подписывать имя на картинках, потом — имя и название, потом зовём ребёнка, чтобы он помог нам написать список покупок, список гостей, рецепт пирога. Играем в дорисовки, где годится любая смешная закорючка. Придумываем самые разные игры с буквами, постепенно добавляя разные письменные варианты словесных игр.

Ребёнку сложно писать маленькими буквами

Если мы видим, что у ребёнка не получается провести ровную линию, не выходит нарисовать или аккуратно закрасить, не получаются кружочки, линия дрожит — надо начинать с очень крупных образцов. Не стоит пытаться написать мелкие буковки, втискивая их на узкие линеечки.

Почему школьники должны продолжать писать от руки

Сделайте наоборот: берите огромный лист и пишите букву на нём. Можно взять лист А4 и вложить его в прозрачную папку-файл, или заламинировать листы с крупными буквами — по одной буковке на целый лист. А потом по прозрачному пишем маркером для доски.

В таком случае мы закрепляем моторный образ буквы, но при этом не упираемся в проблемы с мелкой моторикой. Можно писать гигантские буквы палкой на песке, губкой на стене в ванной, мелом на асфальте. Что, как показывает мой опыт, не очень помогает — штриховки и игра с мелким Лего.

Родители часто удивляются: мол, как же может быть плохая моторика, он же часами в лего играет!

Увы. Для лего нужны совершенно другие движения, не такие, как для письма. И умение соединять кубики и кирпичики никак не помогает плавным координированным движениям, которые нужны для прописных букв.

Моя знакомая, мама девяти детей Олеся Лихунова, рассказывала, как она всех своих детей учила писать: начинали они не с букв, а самых разных игр с глиной и пластилином, чтобы у ребёнка была хорошая моторика, глазомер, и хорошая координация глаз-рука. После этого брали большой лист и на весь лист рисовали одну букву. Одну, огромную! Сперва мама рисует, а ребёнок эту букву обводит пальцем. Потом пробует написать фломастером. И самую красивую из пяти попыток показывают всем домочадцам и хвастаются: «Смотрите, наш Петя-то каков! Никто его не учил прописным буквам, а он сегодня вон какую „А“ красивую написал!»

В идеале — сделать первоклашкам, которым сложно писать маленькие буковки, тетрадку из широких линеек. Можно подарить учителю, который будет вести занятия у первоклашек, стопку бумаги с крупными линейками. Если мы хотим, чтобы у ребёнка сформировался образ буквы, то полезно писать каждую букву самыми разными способами:

  • рукой в воздухе
  • губкой по стене ванной
  • мелом на асфальте
  • брызгалкой по песку или по тротуару
  • цветной водой по снегу
  • кисточкой на большом листе
  • пальцем или всей ладошкой — по глине, манке, песку или пене для бритья.

Полезно выкладывать буквы из палочек, из пластилиновых колбасок, из шнурочков, из гаек и деталей конструктора.

Обводить буквы по пунктиру не так полезно, а вот вокруг буквы-образца рисовать семейство похожих букв-деток — хорошо и полезно.

А ещё можно делать буквы-матрёшки разного размера, одну внутри другой, или рисовать буквы на горке и под горой, расчертив лист по диагонали.

Ребёнок умеет писать буквы, но они получаются «неправильные»

Случается, что у ребёнка образ буквы сформирован не очень точно, и он не понимает, какой ширины, высоты надо написать букву, чтобы вышло красиво. Или просто не помнит, в какую сторону хвостик у Б или Д, или путает письменные буквы Ч и Ц. В таком случае полезно одну и ту же букву рисовать мелом, выкладывать из счётных палочек, из горсти рисинок или фасолин, из пластилиновых колбасок. Важно использовать разные материалы, чтобы можно было легко изменить пропорции буквы, и посмотреть, стало ли лучше. Можно рисовать линию, на которой мы рисуем буквы, не прямую, а изогнутую, чтобы «буквы шли по горам», и тогда не страшно, что одна буква наклонилась вправо, другая согнулась — так даже смешнее. Вообще, чем больше игры и смеха будет в ваших занятиях, тем лучше!

Ребёнок отвлекается и путает буквы

Мой брат в первом классе писал «первое девраля» вместо «февраля», потому что путал буквы, и не любил прописи. И писал он это злосчастное «девраля» весь месяц, и в классе, и в домашней работе. В такой ситуации хорошо работают разные игры на внимание: например, найти все письменные буквы «д» среди письменных букв «в», «ф» и «б».

Можно делать каждый день небольшие задания типа корректурной пробы — на внимание и аккуратность. Можно сочинять смешные фразы, в которых все слова начинаются на эту букву: «Фиолетовый фонарь фыркал фиалкам». «Добрая дыня дырявила дуб».

Ребёнок забывает, как пишется и как выглядит та или иная буква

Некоторым детям сложно читать и писать, потому что они не могут запомнить, как выглядят те или иные буквы. Взрослые привыкли, что этот значок обозначает этот звук. А для детей все эти значки зачастую слишком похожи. В таком случае нам понадобятся азбуки в картинках. Это называется «формирование ассоциации с образом буквы». Мы советуем взять «Азбуку» Дарьи Герасимовой, там в книжке «Азбука с превращениями» у каждой буквы свой образ, и к нему — стишок.

Можно собирать букву А из арбузных семечек, или из колечек апельсина, О — из колечек огурцов, П — из палочек, Ш — из шишек, Ф — из фиников или фисташек, К — из каштанов и тд. Тогда образ буквы будет ассоциироваться с материалом.

Можно вспоминать и записывать разные слова, начинающиеся на эту букву. Рисуем букву «А» и вокруг неё записываем и рисуем разные слова, которые начинаются на эту букву: автобус, арка, акробат, апельсин, арбуз. Потом рисуем букву «Б» — и вокруг неё появляются белка, баран, банан, барабан, булка.

Что детям нравится писать?

По моим наблюдениям, дети охотнее всего пишут своё имя, свои сочинения, сказки, самодельные книжки, подсказки для поиска сокровищ, надписи на своей карте, ценники при игре в магазин, билеты — при игре в театр, свой заказ — при игре в кафе. Своё собственное имя многие дети готовы написать хоть десять раз подряд, и при этом готовы экспериментировать, писать буквы разного размера, украшать буковки завитушками, писать каждую букву новым цветом, осваивать письменные буквы (не все буквы, а только своего имени), писать буквы широкие или узкие, высокие или низкие.

Можно в игры с прописями добавить элемент случайности. Бросаем игральный кубик, и сколько точек выпало, столько раз рисуем выбранную букву или выбранное короткое слово. Когда работа разделена на небольшие обозримые кусочки, делать её намного проще, и не так страшно начинать. Возможно, в какой-то момент ребёнок увидит, что осталось немного — и уже просто допишет буковки до конца строчки сам.

Если мы только учим ребёнка писать, важно разделить грамотное письмо и прописи

Очень трудно научиться сразу всему, успевать следить за орфографией, за смыслом, за красотой буковок. И поэтому разумнее всего эти стороны обучения разделять. И в любом случае не надо торопить ребёнка, которому сложно.

Допустим, в упражнении мы делаем упор на том, чтобы писать грамотно. Тогда начинаем с того, что выбираем те слова, которые большинство детей может написать без ошибок. Пусть там не будет непроверяемых гласных, и даже безударных. И пусть будет понятно, звонкая или глухая буква на конце. Не обязательно списывать, можно выбирать картинки — и к ним писать подписи. Дом, кот, кит, лук, жук, лампа, стол, стул, лиса, волк, рука, каша, диван, робот, арка, лес, парк, ёлка — в этих словах трудно ошибиться. Распечатываем картинки — без слов, и просим ребёнка выбрать любые 5 карточек и написать к ним подписи! И мы можем с чистой совестью похвалить каждого, кто так много слов написал правильно. А потом можно придумывать смешные сочетания с этими словами: «дом летает», «синий кот», «красный кит», «весёлый лук» — и их тоже списывать. Или можно отдельные карточки с прилагательными прикладывать к словам, которые мы уже умеем писать — и записывать самое смешное. Для этого, кстати, отлично подходят карточки от игры «тройная чепуха». А можно перелистывать странички книжки-разрезалки — и записывать получившуюся чепуху. Если мы хотим научить детей сочинять, писать осмысленные тексты — в этот момент надо отложить в сторону и грамотность, и красоту буковок. Пусть пишет как попало, пропуская буквы, ошибаясь, стирая и зачёркивая, лишь бы идеи в тексте были интересные и сюжет увлекательный. Как говорит один знакомый учитель, пусть напишут сочинение с миллионом ошибок! Зато сами!

«Как курица лапой»: как исправить детский почерк и нужно ли это делать

А если мы делаем упор на каллиграфии, то в этот момент не надо придираться к скорости, к грамотности и тп. Прописи в школе дают для того, чтобы дети научились писать быстро и могли быстро конспектировать. Идея отличная, но по исследованиям многих психологов, каллиграфия хорошо идёт лет в 9-10, а для многих шестилеток прописи сложны. Для безотрывного письма им надо очень сильно напрягать руку, они устают, начинают ещё сильнее сжимать ручку в руке, появляется тремор, буквы дрожат и «сползают» со строчки.

Можно ли изменить ситуацию и сделать работу в прописях приятным делом?

Если мы хотим, чтобы писать красиво было интересно, то начать надо с мотивации. Если мы только заставляем, то ребёнок быстро устаёт, начинает отвлекаться, пишет всё хуже. А если разрешить самому выбрать, в каком порядке списывать слова, что изменится? Он что, меньше напишет? Тогда давайте разрешим ему установить свой порядок!

Можно устроить урок-квест, и предложить ребёнку самому выбрать 5 или 10 слов, которые он готов написать аккуратно и красиво.

Ещё можно предложить сделать красиво половину задания — и не доделывать вторую часть. Можно предложить вместо текста из учебника списать любимое стихотворение, анекдот или текст песенки. А можно сделать самодельную книжку с картинками. Или записать историю, придуманную по стори-кубикам. Можно писать список гостей на день рождения или список покупок в магазин. А можно разделить ответственность: одну фразу придумывает ребёнок, а взрослый записывает, а вторую — наоборот. Взрослый придумывает, ребёнок записывает. Пусть это будет смешная чепуха — придумывать и писать смешное куда интереснее!

Если мы хотим, чтобы дети больше писали сами, и лучше понимали письменные буквы, мы можем чаще оставлять им записки, написанные от руки

И поначалу это будут записки, написанные большими печатным буквами, а потом можно и прописными написать часть слов или даже все. Если ребёнок не умеет читать курсив, то учиться писать по прописям не имеет смысла. Он будет копировать текст как картинку, не разделяя её на отдельные буквы и слова. И это будет механическое копирование, которое не поможет научиться писать отдельно каждую из букв.

Бонус: для взрослых

Рекомендую взрослым два упражнения, чтобы вспомнить свои ощущения от прописей: возьмите карандаш или ручку в непривычную руку, и напишите число и слова «домашняя работа «. А потом можно попробовать после каждой буквы менять цвет ручки. Учтите, что у взрослых-то образ буквы сформирован, вам не надо вспоминать, как пишется «а» и в какую сторону хвостик у «д», а всё равно писать непривычной рукой бывает не очень легко. Когда вы пишете текст, у вас не возникают такие сложности, вы думаете, а рука сама пишет нужные закорючки. Но если приходится после каждой буквы останавливаться (вам — для того, чтобы сменить цвет, а ребёнку — вспомнить, как пишется та или иная буква), то ошибок будет больше, вы легко можете тоже пропустить букву.

Письмо — навык сложный, и многим детям сложнее всего именно писать без отрыва. Давайте тогда отделим скорость письма и аккуратность. Если мы хотим красивых буковок, то не будем торопить и подгонять. Те буквы, которые удобно писать слитно, он сам напишет вместе. Это же для его удобства придумано по идее.

«Заменяя прописи клавиатурой, мы пропускаем важный этап развития ребёнка»

Когда мне приходится слышать, что детям в первом классе очень легко, практически нечего делать, я понимаю, что родители забыли про письмо и про прописи. Чем старше дети, тем твёрже рука, и тем проще им овладеть навыками письма. Но этот навык требует большой работы. И задача родителей в этот момент — помочь и поддержать ребёнка. Научить первоклассника отдыхать и расслаблять руку, найти стирающуюся ручку — или договориться с учителем о том, что ему можно писать карандашом и исправлять ошибки.

Удачи вам и вашим детям на этом нелёгком пути.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник статьи: http://mel.fm/blog/zhenya-kats/68549-propisi–eto-ne-strashno-kak-uchit-detey-pisat-cherez-veseluyu-igru

Надо ли биться над почерком? Отвечает Марьяна Безруких

Для чего нужен красивый почерк?

Вопрос эстетического восприятия красивого и некрасивого почерка — вещь индивидуальная. А вот четкий и читаемый почерк — это необходимость. Ведь человек пишет не просто для того, чтобы поставить закорючку, а для того, чтобы изложить свою мысль, чтобы его поняли.

То есть важно поставить именно такую задачу — четкие и читаемые буквы. Они должны быть примерно одинаковой высоты, ширины, все прямые линии параллельны. Такое определение красивого почерка звучит понятнее, оно более универсально, и достичь этой цели проще, чем какой-то эфемерной красоты. Поэтому именно на такую задачу я рекомендую настраиваться родителям.

Почему дети пишут как курица лапой?

Письмо — это сложнейший когнитивный навык. Причем не только моторный, как многие думают. Это сложнейший комплекс последовательных движений и действий, связанных с мелкой моторикой, с фонетико-фонематическим восприятием, перекодировкой звучащей фонемы в графему. В этом процессе задействованы функции внимания, восприятия, зрительной и слухо-моторной памяти.

Это огромный комплекс когнитивных функций, который к школьному возрасту должен развиться до определенного уровня.

На сегодняшний день только у 30% первоклашек хорошо сформирована речь , которая — одно из базовых оснований формирования навыка письма. Ребенок ведь не просто рисует крючки — он должен услышать звук, понять, какая это буква, а затем ее написать. Все это происходит одновременно и поэтому очень сложно.

Если ребенок пришел в школу с недостаточно зрелыми когнитивными функциями, то быстро научиться писать ему будет крайне сложно. Детей, у которых к семи годам не сформированы внимание, речь, зрительно-пространственное и фонематическое восприятие — примерно 90%.

Второй фактор, который затрудняет освоение навыка письма, а за ним и возможность писать красиво, — это огромные темпы в современной российской школе . За последние 20 лет время обучения письму сократилось как минимум в пять раз. Уроки чистописания — это не столько про само чистописание, сколько про формирование навыка. А этот навык не формируется быстро, он развивается медленно и постепенно. Если мы перескакиваем через этапы развития навыка письма, то, естественно, теряется его качество, и, как результат, мы получаем ужасный почерк.

Во многих зарубежных странах детям разрешают писать печатными буквами, не курсивом, и это значительно проще. Таким образом они выигрывают время, хотя внешне это, возможно, выглядит не так красиво, как слитное письмо курсивом.

Еще один фактор, который мешает становлению красивого почерка — это то, что мы начинаем обучение в 6-6,5 лет. Будет гораздо лучше, если ребенок приступит к школьной программе в 7-7,5 лет . В современную школу по всем показателям, не только из-за письма, стоит пойти на год позже, если есть такая возможность. Ребенок будет больше готов к тем нагрузкам, требованиям и интенсивности работы, которые сейчас требуются.

Что должно насторожить родителей?

Иногда родители жалуются: «У ребенка ужасный почерк, наверное, с ним что-то не так». Мы не можем говорить о нарушениях на начальных этапах становления навыка.

Некрасивый почерк в первом классе — это не повод тревожиться.

А вот если дальше ребенок не может провести ровную линию, все они дрожащие и прерывистые, разнонаправленные, буквы разной высоты и с разным наклоном, овалы похожи на каракули — тогда можно показать ребенка специалисту, и я бы начала с логопеда.

Логопед проверит, с чем это связано — с развитием речи, фонетико-фонематическим восприятием или чем-то еще. Ведь плохой почерк может быть из-за неврозоподобного состояния, а может быть и нормой. Просто ребенок торопился. И здесь возникает вопрос: ребенок никогда не может написать ровные понятные буквы, или у него «Классная работа» написано хорошо, а дальше он поспешил и получилось не очень? В таких случаях дело не в лени или отсутствии старательности, а в чрезмерно высоком темпе, который задали ребенку в школе.

Если все-таки говорить о почерке как об индикаторе состояния ребенка, то нужно обращать внимание на внезапные его изменения. Например, писал хорошо и аккуратно, и вдруг что-то случилось, и почерк резко испортился — это сигнал тревоги. Это может говорить о стрессе, тревожности, чрезмерной физической усталости, быть предвестником наступающего заболевания. При условии, что обычно у ребенка стабильный почерк.

Очень часто встречаю детей, которые все время торопятся, когда пишут.

Прошу ребенка: «Давай медленно». А он говорит: «Не могу!» Так привык. В школе его все время подгоняют, очень высокий темп обучения и работы в классе. Но это не значит, что он в принципе не способен писать нормально. Просто для этого не созданы правильные условия.

Что нужно делать до школы?

Обязательно лет в пять и не раньше нужно начинать работу по подготовке к письму, и главный шаг — это научить ребенка правильно держать ручку. Не в кулаке, не между пальцами, а как следует.

Пока он этому не научился, писать не должен. Родителям важно помнить, что время непрерывного письма пяти-шестилетнего ребенка — это три минуты. Работа с прописями рассчитана на пять минут в день, но, если вы будете заниматься в течение года до школы — то увидите результат. Занятия дольше пяти минут бессмысленны — ребенок перестает концентрировать внимание, у него устают рука, мышцы спины — пользы ноль.

Я знаю многих родителей, которые до школы учат детей писать прописные буквы — этого делать нельзя.

Максимум, к чему можно прийти в этом возрасте, — это печатные буквы, но начинать нужно, конечно, не с них. Недаром я назвала книгу «10 шагов к письму». В ней каждый шаг важен, перепрыгивать вперед нельзя, и написание даже печатных букв — это уже последняя ступень, а не первая.

Для тех, кто хочет глубже изучить вопрос, я рекомендую видео на YouTube и свои прописи или книги: серию «Ступеньки к школе», «10 простых шагов к красивому и правильному письму», «Азбука письма — 365 шагов к школе», «Пишем буквы от А до Я».

Если у вас уже школьник, и уже есть проблема с почерком, то учите ребенка не торопиться. Лучше разделить задание на части. Если, например, задание занимает 40 минут, то ребенок точно не может выполнить его хорошо за один подход. Вначале будет хорошо, а потом нет. Лучше сделать по частям и спокойно, чем быстро и плохо. Но у нас какие установки в ходу: «Сделал дело — гуляй смело», «Сделай уроки — пойдешь гулять». Это ошибочная стратегия.

Ну и, конечно, никогда нельзя заставлять ребенка что-либо переписывать. Переписанное всегда хуже, чем написанное изначально — это очень утомительно. Не мучайте ребенка.

«Все пишут как хотят и никому нет дела». Опыт других стран

— Когда мы приехали в Израиль, моей младшей дочери было пять лет, она пошла в детский сад, а в шесть — уже в сад, который по типу школы. Три или четыре года они писали карандашами — в пенале у дочки были только карандаши и фломастеры для рисования. Писали в основном в учебниках, в тетрадках мало.

Сейчас она переходит в 7-й класс — в среднюю школу. Как таковых оценок до сих пор не было. Оценивают только большие проекты и презентации, и то по стобалльной процентной системе. До этого были словесные формулировки: «Молодец», «Старайся», «В следующий раз получится лучше» и так далее.

Что касается письменных работ, у них были своего рода прописи. Вы понимаете, что иврит очень своеобразный язык — правой рукой нужно писать справа налево. На мой взгляд, эти прописи имели одну задачу — научить руку двигаться. Проблем никаких с этим не было.

Как ни странно, большинство детей пишут ровно, хотя акцента на письменные задания нет.

В начальной школе предметы, связанные с письмом и счетом, идут наравне с социальными навыками. Например, есть предмет, который в дословном переводе называется «Искусство жизни». Кроме того, очень много физкультуры — они постоянно прыгают, бегают, танцуют.

Моя дочь пишет плохо, это связано с тем, что у нее синдром Аспергера. И первой это заподозрила школа и попросила проверить. Никаких оценок за почерк нет, ни одной фразы по поводу того, что не аккуратно написано, я не слышала. Если учитель понял — он оценил, если нет — то спорил. Когда они подрастают, многое делают на компьютере.

За все шесть лет я ни разу не сидела над душой у ребенка и не делала с ней уроки. Домашних заданий в начальной школе практически нет.

— К каллиграфии в Италии относятся спокойно, оно и ожидаемо — мало кто из знакомых итальянцев может похвастаться не только изящным, но и попросту разборчивым почерком, причем это мы не о врачах говорим.

Мои дети в итальянской школе, конечно, учились чистописанию, но, что называется, «без фанатизма»: просто дорисовывали буковки по пунктиру. Русские же прописи поначалу застали их врасплох, но они быстро привыкли. Старшая дочка успела отходить год на уроки каллиграфии в русской школе, а младший сын в самый первый локдаун научился не только читать, но и освоил чистописание по-русски. В русской школе почерку уделяют куда больше внимания, чем в итальянской, а за неаккуратное письмо, как водится, снижают оценку.

И все же мне кажется, что, как и во всем, в обучении чистописанию должна быть золотая середина: мне жаль упущенного итальянской школой обучения правильному захвату ручки, но в то же время и плохие оценки только за неряшливый почерк мне кажутся перебором.

— Расспросила свою дочь Полину про почерк и чистописание. Она ответила, что в немецкой школе вообще никто и никогда никаких замечаний не делал. В России первая учительница нам всем выправляла специальными тетрадями почерк, делала замечания, нам это было неприятно, и мы все старались. А тут все пишут как хотят и никому нет дела.

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/u-rebenka-plohoj-pocherk-on-prosto-lenitsya-ili-eto-zabolevanie-otvechaet-maryana-bezrukih/

«Почерк Леонардо»: что делать, если ребёнок пишет зеркально

Многие родители дошкольников сталкиваются с такой проблемой: ребенок начинает писать, но делает это зеркально. И возникает масса вопросов: это норма? Или срочно к специалистам? Наш блогер, психолог Елена Каштанова, рассказывает, что такое зеркальное письмо и нужно ли сразу бить тревогу.

Зеркальное написание букв и слов часто еще называют «почерком Леонардо», потому что многое, написанное Леонардо да Винчи, было сделано именно зеркально. В быту родители чаще просто говорят — «он зеркалит», когда дошкольник пишет в зеркальном отражение.

Что такое зеркальное написание букв

Это означает, что ребенок пишет некоторые буквы (или цифры), повернутыми в другую сторону или вверх ногами. Например, печатные R и Я, С и ꓛ, (право-лево). Письменные: т и ш (отражение по вертикали).

Нормально ли это

«До семи лет — абсолютно нормально», — рассказывает логопед Людмила Поплавская, один из авторов программы «Зазеркалье» для 1-2 классов, направленных на улучшение пространственных представлений.

Маленькие дети нередко путают буквы, когда читают и пишут. Но если дети старше 7 лет допускают частые ошибки в написании букв, отображая их зеркально, это может говорить о проблемах с чтением или письмом. При этом зеркальное написание букв не обязательно свидетельствует о том, что у ребенка дислексия или дисграфия.

Дислексия, дисграфия, дискалькулия: что такое трудности в обучении и почему об этом важно знать

Какие еще могут быть причины, по которым ребенок пишет буквы зеркально:

· недостаточно сформированные пространственные представления;

· не усвоил образ букв и путает их;

· есть трудности зрительного восприятия.

Перерастают ли дети «отзеркаливание»

Большинство детей перерастают зеркальное письмо, так как лучше осваивают навыки чтения и письма. Но некоторым, всё же, нужна помощь.

Если ребенок продолжает писать буквы зеркально к концу 1-го класса, имеет смысл обратиться к специалистам: логопеду и нейропсихологу.

Как помочь ребенку дома

  • играйте в игры на пространственные представления
  • работайте с запоминанием написания букв. Например, придумайте, на что похожа буква? Пусть ребенок нарисует.
  • придумайте правило: все буквы смотрят вправо, то есть в ту сторону, куда мы пишем. Кроме букв ЗУЧЭЯ, эти буквы смотрят влево. Поиграйте с ребенком, может быть ЗУЧЭЯ — это чье-то имя? Придумайте историю про этого героя.
  • лепите буквы, выкладывайте их из любых материалов.

Важно

  • в день изучайте не больше одной буквы или цифры. Особенно, если они похожи.
  • обязательно соотносите образ буквы и звук. Например, попросите ребенка провести по контуру буквы и произнести звук, который она обозначает.
  • сравнивайте похожие буквы, обсуждайте их сходства и отличия.
  • задействуйте больше органов чувств: например, зрение (цветной пластилин, блестящие бусины), осязание (лепка буквы, украшение ее зернами, ощупывание объемных букв с закрытыми глазами), слух (слушать слова и находить первую/третью букву среди букв, лежащих на столе).

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник статьи: http://mel.fm/blog/elena-kashtanova/81452-pocherk-leonardo-chto-delat-esli-rebenok-pishet-zerkalno

Как понимать рисунки детей

Приблизительное время чтения: 15 мин.

Родители с умилением смотрят, как малыш малюет на листе кисточкой, чиркает фломастером, выводит карандашом ручки-ножки-огуречик. Детские рисунки фотографируют, с гордостью вывешивают в блогах, а оригиналы складывают в папочку на долгую память. Между тем рисунок ребенка — это не только его первый шедевр. Это еще и возможная информация, маркер, указатель, по которому психиатры, психологи, педагоги могут сделать выводы о здоровье юного художника, о его психическом и эмоциональном состоянии, о благополучии его семьи. Как понимать рисунки детей? Несколько рекомендаций для родителей — в нашем материале.

Что почитать по теме и что иметь в виду?

Все написанное ниже — не домыслы и фантазии. Это обобщенное мнение современных детских психологов, основанное на многолетних исследованиях. Если вы хотите глубже вникнуть в тему, узнать подробности, которые не вместила эта статья, рекомендуем книги:

  • Алла Баркан «О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов»;
  • Джозеф Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация»;
  • Марина Озерова «О детском рисовании».

И еще — об этом мы будем упоминать здесь не раз: предлагаемые в статье интерпретации рисунка не окончательные диагнозы, а лишь предположения об эмоциональном состоянии ребенка. Рисуночные тесты не могут заменить собой другие формы диагностики, а используются только как дополнение, поскольку вероятность погрешностей довольно велика. Изображение все же вторично, а первичны слова ребенка, как он сам объясняет то, что изобразил. И не нужно делать выводы, основываясь на одном-единственном рисунке: перед обращением к психологу, неврологу, психиатру понаблюдайте за ребенком в динамике, наберите статистику!

С какого возраста рисунки можно оценивать?

Принято считать, что до пяти лет детские рисунки малоинформативны. Малыш пока учится удерживать в пальцах карандаш и кисточку, экспериментирует с нажимом, учится координировать движения, знакомится с цветами. Если мы в этот период просто обеспечим ребенка всем необходимым — чем рисовать, на чем рисовать, временем, доброжелательной атмосферой, — этого будет достаточно. Разве что можно почаще подбадривать и хвалить юного творца и изредка подсказывать: «Смотри, а можно еще и так. » Напомним: речь идет о ребенке до пяти лет. Конечно, в каждом конкретном случае это может быть и чуть меньше пяти, и чуть больше.

Но вот примерно с пяти лет рисунки детей можно уже рассматривать предметно и целенаправленно. И больше не надо подсказывать, что рисовать.

Какой рисунок расскажет о ребенке больше?

Повторим и запомним: по одному рисунку никаких «диагнозов» не ставят. Вчера дочь рисовала усталая и сонная, сегодня взялась за карандаши после просмотра веселых мультиков, завтра у нее во время рисования побаливал живот — в каждый момент времени один и тот же цветочек получится разным, в зависимости от состояния. А вот собрав пять-шесть образцов, мы уже сможем определить какую-то тенденцию.

Допустим, наше чадо в данный момент пребывает в благодушном настроении, время подходящее, и мы предлагаем ему изобразить. что? Обычно психологи просят детей нарисовать человека, дом, дерево и свою семью.

Больше всего информации для психологического тестирования содержат рисунки с изображением людей — себя, своей семьи, различных жанровых сценок с другими людьми. Хорошо, если ребенок сам, по своей инициативе рисует человечков и животных. Если нет, если он предпочитает абстрактные орнаменты или неодушевленные предметы, это может свидетельствовать о сложностях в социализации, общении, выстраивании отношений. В крайних случаях полное отсутствие живых существ на рисунках — признак неврологических нарушений, возможно, даже аутизма.

Опять же, оговоримся, если сын рисует сплошь танки, самолеты, машинки без человечков, это не значит, что сразу нужно впадать в панику: «Аутист! Невроз. » Может быть, он просто сейчас в этой теме, и самолетик для него не менее живой, чем летчик. Но за тенденцией мы следим.

Можно дать ребенку простое задание: «Нарисуй человека, похожего на тебя!», «Нарисуй нашу семью!», «Нарисуй садик!», «Нарисуй то, что мы сегодня делали, куда ходили, что ты видел. » Только, если мы хотим объективности в оценках, не надо конкретизировать: «Нарисуй маму, папу, брата Толика, тетю Зину и бабушку Клаву! А дядю Петю не рисуй — он злой!» И не подсказываем: «А что ж ты уши не нарисовал? И вот здесь на руках не три пальца нужно, а пять! А дереву еще веточек добавь!» Пусть отобразит то, что считает нужным. Не изображенное на рисунке — это тоже важная для нас информация.

Если мы хотим протестировать рисунок, тогда в качестве инструмента лучше дать юному живописцу не краски, а карандаши. Так можно будет оценить силу нажима, она тоже маркер, дополнительная характеристика.

Если ребенок нарисует ситуацию — себя в гостях, визит к доктору, прогулку, школу или садик, — надо попросить его прокомментировать свое произведение. Можно поинтересоваться, где он изобразил себя, что происходит на рисунке, что делает он сам и другие люди на картине, какое у него-нарисованного настроение — веселое или грустное и почему. Таким образом для самого ребенка рисунок станет подспорьем не только в описании ситуации, но и в формулировке своего состояния, называния эмоций. Это полезное упражнение.

О чем расскажет рисунок семьи?

Сын или дочка нарисовали свою семью. На что имеет смысл обратить внимание нам, родителям, в первую очередь?

  • Все члены семьи изображены или кого-то «забыли»?
  • Кого ребенок нарисовал первым?
  • Кто оказался выше и крупнее всех?
  • Кто — в центре, а кто — сбоку?

Понятно, что все эти признаки указывают на иерархию в семье с точки зрения ребенка. Если папа — высокий «по жизни» — это одно. Если же его рост сопоставим с маминым, а на рисунке папа занял пол-листа, у него гигантская голова и неестественно богатырская комплекция — это другое! Значит, для ребенка папа в семье не просто главный, а более значимый, чем все остальные.

Если мама изображена в центре рисунка, яркая, красивая, хорошо прорисованная, а остальные члены семьи дорисованы не до конца, фигуры их мельче и деталей в них меньше, значит мама для ребенка — «пуп земли», самая-самая важная и любимая, а остальные домочадцы остаются пока «в тени».

«В центре вселенной» на рисунке может оказаться и сам художник. Значит, по его мироощущению, все должно крутиться вокруг него, он — главный и самый значимый. Это нормально для ребенка. А вот младшую сестренку художник вдруг почему-то не нарисовал. Или наоборот, изобразил гигантом, нависающим над другими фигурами. Что за этим кроется? Может быть, просто забыл — бывает. А возможно, так проявляется ревность к сестре — она появилась в семье, и все внимание мамы с папой переключилось на нее. Или это, наоборот, гипертрофированное чувство ответственности старшего за младшую — ребенку кажется, что за младшего братика или сестричку отвечает теперь он, старший, и ему очень страшно не справиться с тяжелой ношей. Все очень индивидуально. Нам важно отметить эту деталь в рисунке, а уже потом оценить в зависимости от конкретной ситуации в конкретной семье. Понятно, что никаких замечаний, а тем более упреков, самому рисовавшему мы не делаем. Просто спрашиваем. Интерпретация автора важнее изображения.

Рассматриваем рисунок дальше

Как члены семьи расположены друг относительно друга? Они взаимодействуют, стоят рядом, держатся за руки? Если так — хорошо: семья в сборе, ребенок эмоционально связан с каждым. Домочадцы отвернулись друг от друга, разобщены, каждый сам по себе? Ребенок изобразил, как близкие ругаются, или «разбежались» по разным углам листа? Тогда есть повод задуматься над «погодой в доме», которая, как мы помним, важней всего. Например, если члены семьи заштрихованы или разбросаны по разным краям листа это может говорить о тревожности ребенка. Стоит расспросить художника, что он нарисовал и почему именно так.

Бывают случаи, когда на просьбу изобразить семью ребенок ограничивается изображением кого-то одного — только мамы, только бабушки. Значит, этот человек в сознании ребенка в данный момент заслонил собой всех других членов семьи. Может быть, ребенок скучает по нему. Или это единственный человек, которого ребенок считает своей семьей, кому доверяет.

Крайний случай — людей на рисунке нет вообще. Есть, например, один домик. О чем это может говорить? Похоже, что родные маленького живописца не понимают. Они — где-то там, «в домике», а он — снаружи на домик смотрит. Обстановка в семье кажется ребенку напряженной, враждебной, ему в домик заходить не очень хочется. Или наоборот, очень хочется — малыш мечтает о границах семьи, о ее безопасности, — а почему-то не получается.

Нарисованный дом, кстати, тоже может быть разным и содержать в себе много информации. Скажем, количество окон в доме часто соответствует количеству членов семьи. А если окон нет вообще, и дверей тоже нет, вероятно, в данный момент у автора есть желание уединиться, потребность в закрытии своих границ. Он сейчас не очень хочет общаться, не хочет на что-то смотреть.

О чем расскажет автопортрет?

Очень интересно проследить, как ребенок воспринимает самого себя и изображает то, каким бы хотел быть. Попросим его нарисовать свой портрет.

Внимание! Ко всем дальнейшим характеристикам мы добавляем слова «возможно», «в некоторых случаях», «как вариант», и так далее. То есть везде — «не всё так однозначно. ». И опять — обязательно просим ребенка объяснить нарисованное.

Итак, какова поза изображенной фигуры? Например, наклоненная фигура в некоторых случаях является признаком психологической неуравновешенности и нестабильности.

Если ребенок изобразил себя как на египетской фреске — тело развернуто «на зрителя», а голова повернута в профиль — возможно, он испытывает напряженность в отношениях с другими детьми. «Возможно», но не обязательно: может быть, он просто научился изображать профиль и гордо демонстрирует свои достижения в этом.

Тело, повернутое на три четверти, демонстрирует творческую направленность ребенка.

Если фигура нарисована в движении или в момент выполнения какой-то работы, вероятно, рисовал ее ребенок активный, энергичный.

Художник изобразил себя сидячим или лежачим, руки безвольно опущены — возможный признак пассивности, вялости.

Если впереди себя малыш изобразил какой-то предмет — стол, табурет, большую игрушку, — это может говорить о сложностях в общении, проблемах социализации, негативизме, желании оградиться от других.

Обратите внимание: нарисовал ребенок себя «просто так» или в какой-то роли? Например, «Я — принцесса!» «Я — спортсмен!» «Я — артист!». Если художник выбрал себе персонажа, он явно нуждается во внимании, восхищении, похвале, он — чувствительный и любит произвести впечатление.

У психологов есть даже интерпретации конкретных ролей.

Клоун, шут — заниженная самооценка. Возможно, этот ребенок сознательно нарушает нормы и правила, чтобы его заметили.

Царь — царица, принц — принцесса — высокий уровень притязаний.

Солдат, военный, генерал — демонстрация силы, способности защищать, показать, что он взрослый и сильный.

Любой «плохой» персонаж — Карабас-Барабас, Бармалей, жулик, Кощей, пьяница, Баба Яга — асоциальность, негативное самопредъявление, антисоциальность. Сюда же, как ни удивительно, относятся роли «я — полицейский», «я — омоновец». Впрочем, иногда полицейский — это просто полицейский. Особенно если ребенок рисует по горячим следам: видел полицейского, слушал рассказы о нем. Мы помним, что рисунок вторичен, а первичны комменарии ребенка.

  • «Я — старичок», «я — бабушка» — депрессия, плохое настроение.
  • «Я — богач», «я — нищий» — недовольство своим материальным положением.
  • «Я — робот», «я — инопланетянин» — одиночество, замкнутость, закрытость, интровертность.

Вновь обратимся к автопортрету и рассмотрим подробно главную его часть — голову.

С головы дети, как правило, начинают рисовать человека и прорисовывают ее наиболее подробно. Это норма: голова — вместилище собственого «я», своих мыслей, убеждений. Шляпа, очки, усы и борода, прически и украшения на голове — это хорошо, но слишком сильная зацикленность ребенка на прорисовывании разных деталей головы, по мнению психологов, демонстрирует ослабление умственных способностей или самоконтроля. Но вот небрежно нарисованная голова без всяких деталей может свидетельствовать о плохой социальной адаптации ребенка.

Соотношение головы и туловища — демонстрация соотношения духовного и физического начала в авторе рисунка.

Слишком большая голова — берем на заметку, может быть, ребенок страдает головным болями? У него была травма, и он подсознательно пытается указать нам на место дискомфорта? Часто при большой голове рисуется треугольная шея. Это признак проблем в шейном отделе и плохого снабжения головы кровью. Иногда непропорциональную голову рисуют дети, отстающие в психическом или умственном развитии.

Маленькая голова на большом мускулистом теле — показатель агрессивности.

Если девочка «залипает» на вырисовывании локонов, кудрей, пышных и вычурных причесок, это свидетельствует о начале ее сексуального созревания.

Черты лица, прорисованные слабо и нечетко, могут говорить о робости, сложностях в общении, проблемах с социализацией.

Лица вообще не видно, оно не прорисовано, человек изображен со спины, в профиль — вероятный показатель негативизма.

Наоборот, черты лица подчеркнуты, слишком сильно прорисованы, нарочиты — ребенок пытается выглядеть успешным, общительным, примерным, возможно, компенсируя тем самым реальное не самое радужное свое состояние.

Выражение лица имеет значение. Какое оно?

Грустное. Возможно, ваш ребенок чувствует одиночество, он устал, ослаблен. Не исключена депрессия.

Растерянное. Это свидетельство неуверенности, ощущения бессилия, тревоги, невротического состояния.

Отстраненное. Малыш, желая защититься от не слишком дружелюбного мира, погружается в свой мир, мир фантазий. Возможно, он интроверт.

Мрачное. Может быть, у ребенка депрессия, болезненно-пониженное настроение. Он не может приспособиться к реальности, которая слишком часто и резко меняется. Понаблюдайте за ним — он излишне раздражителен, часто злится, слишком педантичен, зацикливается на чем-то. Или просто очень не хочет рисовать.

Злое, неприятное, отталкивающее. Это признак негативизма, агрессивности, импульсивности. Иногда даже психопатии. Если рисовал подросток — подростковый кризис. Или, опять же, отрицательное отношение к самому процессу рисования.

Тревожным знаком считают лицо, которое вообще ничего не выражает, обезличенное.

Лоб на нарисованном лице символизирует самоконтроль, область социальных контактов. Если лба нет, ребенок сознательно игнорирует интеллектуальную сферу.

Глаза дети, как правило, рисуют со зрачками и смотрят они прямо на зрителя. Если зрачков нет, можно предполагать проблемы в общении, внутренние страхи, фобии и даже признаки аутизма у рисовавшего.

Широко открытые глаза рисуют дети любознательные, а маленькие глазки — скрытные, поглощенные собственными переживаниями. Закрытые глаза — художник хочет отгородиться от внешнего мира, ограничить контакты с окружающими.

Взгляд прямой, но пронизывающий, не дружелюбный — агрессия, склонность к демонстративному вызывающему поведению.

Брови. Ребенок, который обращает внимание на свою внешность, нарисует брови аккуратные и ровные. Строптивый, грубый, резкий изобразит густые брови. Высокомерный высоко поднимет брови своему нарисованному герою.

Если носа на лице нет, это может свидетельствовать о некоторой интеллектуальной незрелости. Если нос, наоборот, слишком большой, а художнику уже больше семи лет, возможно, ребенок недоволен своей внешностью.

На автопортрете оскаленные зубы или, наоборот, маленькие поджатые губы — автор рисунка настроен к миру агрессивно и враждебно. Юный художник очень тщательно вырисовывает зубы или открывает своему нарисованному герою рот — это признак речевой активности.

Если девочка замалевывает себе красным карандашом на рисунке губы — это хорошо: губы — символ сексуальной сферы, ребенок верно идентифицирует себя по половому признаку. Хотя все может быть проще: у нее очень яркий красный карандаш, цвет которого ей нравится.

Подбородок — символ упорства, воли, властности. Выделение подбородка на рисунке, корректирование этой части лица, перерисовывание ее — либо попытка справиться со своей нерешительностью, либо открытое стремление к превосходству над окружающими, либо развитая волевая сфера.

Шея — связь физического начала, тела, с интеллектуальным центром, головой. Сильный акцент на шее — свидетельство неуверенности в себе. Длинная шея — чрезмерный самоконтроль, скованность, зажатость. Короткая шея — прямолинейность. Вообще нет шеи — признак незрелости. Вообще необычная шея на рисунке может свидетельствовать об особенностях кровоснабжения головы, о травмах шеи или головы и так далее.

Кратко — о теле нарисованного человечка.

Обратим внимание на, кажется, несущественные мелочи: как человечек «собран». Руки и ноги присоединены к туловищу? Хорошо. Нет? Человечек «рассыпается»? Тревожно. Сигнал о возможной личностной дезорганизации или психических нарушениях у автора рисунка.

Ребенок изобразил себя с длинными и большими руками — он уверен, что физически развит, силен и ловок. А вот если чувствует свою слабость, руки на рисунке будут маленькими. Если руки спрятаны за спину или в карманы — автор рисунка не уверен в себе. Об агрессии свидетельствуют руки, поднятые вверх, о желании действовать — широко раскинутые руки.

Ноги — символ опоры в реальной жизни. Длинные ноги на рисунке — ребенок мечтает о независимости. Ноги широко расставлены — художник в себе уверен.

О мужественности говорит квадратное или угловатое туловище, нарисованное мальчиком. Туловище маленькое, непропорциональное — ребенок чувствует себя униженным.

Что означают цвета на рисунке?

Цветов на рисунке может быть много, но какие-то карандаши юный живописец выбирал особенно часто — мы это сразу заметим. Определим, какого оттенка больше всего, и узнаем, как интерпретируют цвета на детских рисунках психологи.

Много голубого, розового, лилового и других пастельных оттенков. Автор — гармоничная свободная личность. Очень любит обнимашки, поглаживания, поцелуи, любые приятные тактильные ощущения.

Много кр а сного . Автор открыт, активен, непоседлив, возбудим, бывает непослушным от переизбытка энергии. Такие дети вырастают успешными, пробивными, многого добиваются в жизни.

Много синего. Автор уравновешен, спокоен, нетороплив.

Много зеленого (говорим о случаях, когда на рисунке изображены люди, а не лес или луг, где зеленый цвет необходим). Автор упрям и настойчив. При этом оттенки имеют значение: светло-зеленый преобладает — ребенку необходима защита. Темно-зеленый — ребенку не хватает любви и внимания, он замкнут, его нужно поддержать, похвалить.

Много желтого. Автор — фантазер, у него отличное воображение, любит мечтать и играть в одиночестве. Для игры достаточно палочек, камешков, песка и воды.

Много оранжевого. Оранжевый — цвет жизнерадостных людей. Автор фонтанирует энергией, перевозбужден, ищем достойный, интересный и безопасный канал для выхода этой неуемной энергии.

Много фиолетового. Автор — чувствительная, творческая, ранимая натура с богатым внутренним миром. Таким детямнеобходима не просто поддержка, а восхищение их творчеством, поощрение всего, что они делают.

А вот дальше — цвета, которые должны заставить нас насторожиться и обеспокоиться.

Много коричневого. Возможно, автор болезненно переживает семейные неурядицы. Возможно, у него проблемы со здоровьем или слишком много отрицательных эмоций в последнее время.

Много серого. Если автор упорно выбирает простой карандаш, ему не хватает положительных эмоций. Он замкнут, отторгает мир вокруг себя, ощущает себя бедным и несчастным.

Много черного. Автор чувствует угрозу, пережил стресс или даже психологическую травму.

Много темно-красного, бордового. Автор в тревожном состоянии, возможно, у него депрессия.

Если названные цвета преобладают в рисунках, причем на протяжении долгого времени, это достаточный повод, чтобы обратиться к психологу для уточнения состояния ребенка.

Сильный нажим и слабый нажим — что за признак?

Выше мы говорили, почему для тестирования по рисунку стоит предпочесть краскам карандаши. Нажим — это тоже характеристика.

Очень слабый нажим, нечеткие линии, постоянное обращение к ластику: нарисовал — стер — перерисовал, могут свидетельствовать о неврологических нарушениях, робости, пассивности, неуверенности, тревожности. А могут указывать на патологию зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Заметили такое за ребенком — можно подумать об обращении к педиатру и неврологу.

С другой стороны, если художник в процессе создания произведения так сильно давит на карандаш, что ломает грифель и продырявливает лист, это признак переполняющих его эмоций, гиперактивности.

О том, как понимать рисунки детей, написаны тома. Имеют значение и положение, и размер рисунка, и его структура, и общее впечатление. Арт-терапевты, социальные работники, психологи, нейропсихологи, психиатры, педагоги, воспитатели — специалисты многих направлений, знающие специфические нюансы, о которых родители не догадываются, могут помочь мамам и папам верно интерпретировать детские рисунки. Главное — не спешим делать выводы, ставить диагнозы и паниковать. Детей любим, о детях заботимся, к детям проявляем внимание. Ну, и в блоги не забываем очередных нарисованных чадом человечков запостить!

Источник статьи: http://foma.ru/kak-ponimat-risunki-detej.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями: