Рифмованный стих как пишется

Как правильно пишется слово «рифмованный»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: спуд — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «рифмованный&raquo

Синонимы к слову «рифмованный&raquo

Предложения со словом «рифмованный&raquo

  • У неё теперь часто сами по себе складываются какие-то рифмованные строчки – не то стихи, не то просто приукрашенные мысли, в подражание любимым поэтам.

Цитаты из русской классики со словом «рифмованный»

  • О, какое наслаждение испытывал я, повторяя сладостные стихи великого поэта, и с каким восторгом слушал меня добрый дядя, конечно не подозревавший, что память его любимца, столь верная по отношению к рифмованной речи, — прорванный мешок по отношению ко всему другому.

Сочетаемость слова «рифмованный&raquo

Значение слова «рифмованный&raquo

РИФМО́ВАННЫЙ , –ая, –ое. 1. прич. страд. прош. от рифмовать (во 2 знач.). (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «рифмованный&raquo

  • Он пел, как в сумраке ночей
    Поет влюбленный соловей.
    Он гимны пел родной природе;
    Он изливал всю душу ей
    В строках рифмованных мелодий.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «рифмованный&raquo

РИФМО́ВАННЫЙ , –ая, –ое. 1. прич. страд. прош. от рифмовать (во 2 знач.).

Предложения со словом «рифмованный&raquo

У неё теперь часто сами по себе складываются какие-то рифмованные строчки – не то стихи, не то просто приукрашенные мысли, в подражание любимым поэтам.

– Стихи очень короткие, – пояснила она. – Всего две рифмованные строки.

Он чаще всего сжигает написанное и, хотя ещё набрасывает рифмованные стихи, но большей частью их перечёркивает, оставляет в черновом виде.

Синонимы к слову «рифмованный&raquo

Ассоциации к слову «рифмованный&raquo

Сочетаемость слова «рифмованный&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Разбор по составу слова «рифмованный»

Сходные по морфемному строению слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: жандармерия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «рифмованный&raquo

Синонимы к слову «рифмованный&raquo

Предложения со словом «рифмованный&raquo

  • У неё теперь часто сами по себе складываются какие-то рифмованные строчки – не то стихи, не то просто приукрашенные мысли, в подражание любимым поэтам.

Цитаты из русской классики со словом «рифмованный»

  • О, какое наслаждение испытывал я, повторяя сладостные стихи великого поэта, и с каким восторгом слушал меня добрый дядя, конечно не подозревавший, что память его любимца, столь верная по отношению к рифмованной речи, — прорванный мешок по отношению ко всему другому.

Сочетаемость слова «рифмованный&raquo

Значение слова «рифмованный&raquo

РИФМО́ВАННЫЙ , –ая, –ое. 1. прич. страд. прош. от рифмовать (во 2 знач.). (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «рифмованный&raquo

  • Он пел, как в сумраке ночей
    Поет влюбленный соловей.
    Он гимны пел родной природе;
    Он изливал всю душу ей
    В строках рифмованных мелодий.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «рифмованный&raquo

РИФМО́ВАННЫЙ , –ая, –ое. 1. прич. страд. прош. от рифмовать (во 2 знач.).

Предложения со словом «рифмованный&raquo

У неё теперь часто сами по себе складываются какие-то рифмованные строчки – не то стихи, не то просто приукрашенные мысли, в подражание любимым поэтам.

– Стихи очень короткие, – пояснила она. – Всего две рифмованные строки.

Он чаще всего сжигает написанное и, хотя ещё набрасывает рифмованные стихи, но большей частью их перечёркивает, оставляет в черновом виде.

Синонимы к слову «рифмованный&raquo

Ассоциации к слову «рифмованный&raquo

Сочетаемость слова «рифмованный&raquo

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%83/%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9

РИФМОВАННЫЙ

Синонимы слова “РИФМОВАННЫЙ”:

Смотреть что такое РИФМОВАННЫЙ в других словарях:

РИФМОВАННЫЙ

рифмованный прил. Из прич. по знач. глаг.: рифмовать (2).

РИФМОВАННЫЙ

рифмованный прич. и прил.rhymed

РИФМОВАННЫЙ

рифмованный прил., кол-во синонимов: 2 • зарифмованный (3) • рифменный (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: зарифмованный

РИФМОВАННЫЙ

1) Орфографическая запись слова: рифмованный2) Ударение в слове: рифм`ованный3) Деление слова на слоги (перенос слова): рифмованный4) Фонетическая тран. смотреть

РИФМОВАННЫЙ

-ая, -ое. 1. прич. страд. прош. от рифмовать (во 2 знач.). 2. в знач. прил. Состоящий из рифмующихся строк; такой, в котором есть рифма.Если долго сде. смотреть

РИФМОВАННЫЙ

рифмо’ванный, рифмо’ванная, рифмо’ванное, рифмо’ванные, рифмо’ванного, рифмо’ванной, рифмо’ванного, рифмо’ванных, рифмо’ванному, рифмо’ванной, рифмо’ванному, рифмо’ванным, рифмо’ванный, рифмо’ванную, рифмо’ванное, рифмо’ванные, рифмо’ванного, рифмо’ванную, рифмо’ванное, рифмо’ванных, рифмо’ванным, рифмо’ванной, рифмо’ванною, рифмо’ванным, рифмо’ванными, рифмо’ванном, рифмо’ванной, рифмо’ванном, рифмо’ванных, рифмо’ван, рифмо’ванна, рифмо’ванно, рифмо’ванны, рифмо’ваннее, порифмо’ваннее, рифмо’ванней, порифмо’ванней. смотреть

РИФМОВАННЫЙ

корень – РИФМ; суффикс – ОВА; суффикс – НН; окончание – ЫЙ; Основа слова: РИФМОВАННВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ – РИФМ; ∧ – ОВА. смотреть

РИФМОВАННЫЙ

страд. прич., прош. вр.Краткая форма: рифмованот глагола: рифмоватьримований

РИФМОВАННЫЙ

Ударение в слове: рифм`ованныйУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: рифм`ованный

РИФМОВАННЫЙ

прич.; кр.ф. рифмо/ван, рифмо/вана, -вано, -ваны Синонимы: зарифмованный

РИФМОВАННЫЙ

рифмованныйחָרוּז, חֲרוּזִי; מְחוֹרָז* * *חרוזיСинонимы: зарифмованный

РИФМОВАННЫЙ

Przymiotnik рифмованный rymowany rymowany

РИФМОВАННЫЙ

рифм’ованный; кратк. форма -ан, -анаСинонимы: зарифмованный

РИФМОВАННЫЙ

1. riim-2. riimiline3. riimis4. riimitud

РИФМОВАННЫЙ

РИФМОВАННЫЙ рифмованная, рифмованное; рифмован, рифмована, рифмовано. Прич. страд. прош. вр. от рифмовать в 1 и 2 знач.; имеющий рифмы. Рифмованные строки.

РИФМОВАННЫЙ

рифмованный, ­ая, -ое 1. прич. от рифмовать; 2. прил. рифмаланган, рифмалуу, уйкаштырылган, уйкаштуу, уйкашы бар; рифмованные стихи рифмаланган ырлар. смотреть

РИФМОВАННЫЙ

рифмо́ванный, -ан, -ана, -ано, -аныСинонимы: зарифмованный

Источник статьи: http://rus-forms.slovaronline.com/63118-%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Как писать стихи – несколько полезных упражнений и советов

Как писать стихи – несколько полезных упражнений и советов.

Я часто нахожу на стихи.ру хорошие, искренние стихи. В которых автор показывает поразительную глубину мыслей и уникальную способность развивать самые тонкие и серьёзные темы. Но у многих из этих стихотворений есть существенный недостаток это погрешности “техники” того, под чем художники, музыканты и другие творческие практики разумеют правильность формального выражения.

Если вы пишите для себя, возможно это и не важно. Но если для читателя, то тут надо будет немного потренироваться изо дня в день. Предложите себе забавную игру в стихосочинялки. Кушая булочку во время обеда или отдыхая вечером на любимом диване. Это развлечёт вас и принесёт существенную пользу развитию вашего таланта.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 1. “Лёгкий стих”-=-=-

Напишете первую бессмысленную строчку. А потом продолжаете стихотворение, добавляя к ней всё, что приходит в голову.

“В саду цветёт пушистый пень”
Цветёт сегодня целый день
Ему цвести никак не лень
Его постигла дребедень
И все лягушки набекрень. ”
и т.д.

Стараетесь выдержать одну и ту же рифму и размер как можно дольше. Не пытайтесь угнаться за смыслом – это всего лишь упражнение. Оно развивает словарную гибкость, чувство рифмы и размера.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 2. “Рифмуем всеххх”-=-=-

А теперь можно отдельно потренировать рифму. Тоже пишем первое пришедшее в голову слово. А к нему все рифмы (слова и словосочетания), которые сможете придумать. Старайтесь быть как можно изобретательнее.

“Сосредоточится
Двоеточие
Раскурочили
Непорочные
Снова кочки
Очная
Сочные
Точно. ”
и т.д.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 3. “Польза классики”-=-=-

Теперь, если привлечь к труду корку мозга, можно неплохо развлечься, тренируясь выдерживать размер. Берете любое “правильное” стихотворение другого поэта и каждую строчку переписываете под его строчкой новыми словами.

___Онегин добрый мой приятель
Егоркин вечный умножатель
___Родился на брегах Невы
Не поднимая головы
___Где может быть родились вы,
Среди зелёненькой листвы
___Или гуляли, мой читатель.
Очистил от бедлама шпатель.
и т.д.

Часто возникают ситуации, когда стихи приходят не сами собой, а хочется написать о чём-то конкретном впечатлившим вас в данный момент. В уме возникают меткие сравнения, чёткие образы. Но попытка представить всё это богатство в стихах с треском проваливается. Не разочаровывайтесь. Чтобы быстро и правильно укладывать в стихотворную форму всё, что приходит вам в голову, тоже нужен определённый опыт. И как раз сейчас можно его приобрести, выполнив упражнение, которое чем-то напомнит вам задание из школьного учебника.

-=-=-Стихотворение-Упражнение 4. “Хочу написать то, что думаю”-=-=-

Вы просто выбираете тему – задаётесь описанием конкретного предмета, явления, сути. Записываете в строчку, через запятую все ассоциации и из них творите.

Например, стих про осень:
В уме (или лучше в блокноте): “осень, листья, кружиться, золото, увядание. ” и т.д.
Из этого стихоплётим:

“Осень кружит листьями, кружелистным золотом,
И увял на клумбе маленький цветок. “

Возьмите какую-нибудь собственную, уникальную тему, набросайте побольше исходного материалла. А может наоборот заезженная всеми тема развернёт для вас нечто особенное. Чем больше тем вы обкатываете тренеруясь, тем лаконичнее и ярче будет ваша стихотворная речь.

Я знаю, некоторые всплеснут руками, поднимут глаза к небу и воскликнут “А как же мой стиль?! Моя поэтическая уникальность.” Не тревожтесь. Стиль – атрибут мастерства. Т.е. сначала приходит мастерство, а потом появляется стиль. Он от вас никуда не денется – он находится в вас, это ваш образ мыслей, ваши предпочтения, ваши особенности. Наверное вы вспомните, как в младших классах писали в прописях свои первые буквы? Тогда было ещё рано говорить о подчерке. А потом с истинно природной неизбежностью вы почему-то стали по-своему выводить эти загогулины, закруглять всевозможные петельки и чёрточки, украшать заглавные буквы чернильными всплесками. Такой же эффект появляется во всём, чем вы занимаетесь. А в чём как не в стихах ему проявится сильнее всего? Это же ваши собственные мысли. Изречения великого мудреца – вашего настоящего Я.

Идея такой тренировки не моя. Её подсказал мне один добрый дедушка в поезде, когда мне было 5 или 6 (сама не верю!) лет. Предполагаю, что схожим образом занимаются многие люди, которые стремятся к совершенствованию своего мастерства. Возможно в их методике есть отличия и преимущества. Но мне, именно такой порядок упражнений показался мне наиболее естественным . Признаюсь честно – сама последний раз занималась ещё в школьные годы. Но поверьте, когда техника правильно поставлена, можно о чём угодно рассказать красивыми, запоминающимися, яркими стихами. Не мятся, не вымучивать по отдельности каждую фразу не нестись по кочкам не разбирая дороги, а Творить! Об этом мечтает каждый поэт, и если вы приложите определённые усилия – это ваше!

Анна Туренкова 2006/01/27 02:12 •

-=–=-
И ещё НА ЗАМЕТКУ (из личного опыта и моих наблюдений за творчеством авторов стихи.ры). Если вы хотите, чтобы ваши стихи _нравились_читателям_, то

1. Не начинайте “издалека”, пусть первая строчка будет вашей рекламой – старайтесь заинтересовать читателя.

2. Не отвлекайте читателя от темы. Какой бы она не была – реалистичной или абстрактной или даже если её и в помине не было. Старайтесь написать нечто цельное. Закройте глаза и представьте общее впечатление от того, что вы сотворили. Уберите лишнее, добавьте недостающее.

3. Старайтесь не допускать пустых и проходящих строк. Если таковые всё-таки возникли, отложите стихотворение, и вернитесь к нему через час или через несколько дней. Пересмотрите и внесите поправки. Лучший критик для вас – это вы сами, потому что только вы знаете, что вы хотели написать. Не позволяйте этому замечательному помощнику сидеть без дела.

4. Если вы пишете в классическом ключе, оцените всё ли в вашем стихотворении удобоваримо и читаемо. Возможно вам захочется убрать или заменить какие-либо слишком резкие, протеворечивые или нелогичные элементы.

5. Помните, что у вас качестве “изюминки” стихотворения. Сохраняйте и не искажайте её. Старайтесь чтобы остальной текст был на службе у вашей идеи.

6. Главное вовремя остановится. Избегайте “словестного поноса”. Вовремя говорите себе “стоп!” Вы должны помнить об этом, даже когда тема широка или вовсе абстрактна. Чем длиннее стихотворение, тем меньше читателей соизволят его прочесть.

7. Дописывайте до конца. Синдром “последней строчки” знаком практически всем. Лучше посидеть лишние 10 минут и придумать достойную рифму, чем убить хорошее впечатление, от всего стихотворения. Возможно то, что вы изобретёте напоследок станет восклицательным знаком и символически подытожит вышесказанное. Удачное и меткое завершение приводит читателя в восторг.

8. Когда вы пишете длинное стихотворение, старайтесь правильно обрабатывать КАЖДУЮ ИДЕЮ, которую вы высказываете.

а) Если вы употребите больше слов, чем требуется для её раскрытия рискуете оказаться в глазах читателей пустомелей-графоманом, даже если в вашем произведении содержиться серьёзная смысловая начинка. Они её просто не заметят в таком размытом состоянии. Это допустимо для прозы, но стихи губит на корню.

б) Если вы наоборот, не потратили на какую-либо свою находку достаточно красок и усилий, то взгляд читателя проскользнёт мимо. Таким образом общий смысл, общее настроение вашего произведения, будут переданы ему в искажённом виде, не в том, который содержится в вашем представлении. (Субъективность восприятия – это другое)

в) Не перенасыщайте свои стихи. Во-первых не забывайте про п.5. А во-вторых большим количеством материала трудно управлять и ещё сложнее сложить его в единое целое так, чтобы другие люди это поняли, и гораздо сложнее сделать так, чтобы читая и воспринимая, получали удовольствие.

г) Итак. Вы пишете поэму. Помните, что в этом мире всё циклично – времена года, процессы происходящие в человеческом организме, да и сами стихи. Есть множество различных способов упорядочивания текстовово массива. Но вы не ошибётесь, если будете следовать принципу “фаза напряжения чередуется с фазой расслабления”. Вот как раз во второй фазе, если вы не сумеете выполнить её в разрезе вашей основной темы, придётся оторвать читателя от неё, развлечь, убаюкать, утешить. Часто для этого используют лирические отступления, “детские” или “гуслярские” рифмовки и т.п. Иногда неплохо смотрятся фрагменты прозы или _удобная_ смена ритма.
Если вы не уверены в том, что у вас получится органично и хорошо соблюдать эти фазы, напишите сначала смысловую, серьёзную часть, а потом отдельно поработайте над вставками. Может быть придётся задуматься о равновесии. Не забывайте, что здесь оно смещено словами, использованными только из необходимости выдерживать ритм и находить рифму. Поэтому вряд ли стоит растягивать расслабляющую часть до объёма смысловой. Поэмы, в которых эти соотношения хорошо сбалансированы читаются “на одном дыхании”.

-=–=-
А это ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ, которые несомненно пригодятся на пути к творческой вершине:

http://www.stihi.ru/2003/10/26-1103
“От дилетанта-дилетантам (методы ведения войны со стихами)”
Никому Не Говори

http://www.stihi.ru/2003/08/28-61
“Как выжить на сайте стихи.ру. Не-FAQ, практические навыки”
Docking The Mad Dog

(. ) ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА автора – НЕ оставляйте, пожалуйста, рецензии на этой страничке.

Источник статьи: http://stihi.ru/2007/06/11-494

Как научиться рифмовать

Я рифмую уже более двадцати лет, хотя поэтом себя не считаю. Однако за столь продолжительное время и медведь бы научился слагать рифмы. В процессе сочинения зарифмованных текстов (стихами их можно назвать лишь условно) у меня выработались простые правила, руководствуясь которыми любой неглупый и грамотный человек может научиться рифмовать на моём уровне. Сам я считаю его средним. Если вас это интересует – читайте дальше, если нет – извините….
Естественно, я не обучался в Литературном институте имени пролетарского писателя Максима Горького и до всего дошёл сам, поэтому буду всё объяснять простыми русскими словами, не употребляя научных терминов «ямб», «хорей», «амфибрахий» и др. Примеры я буду приводить из своих стихов, поскольку лучше их знаю.
Рифмование (рифмоплётство, версификация) не является искусством, но подчиняется тем же законам, что и обычное стихосложение, которым за деньги занимаются профессиональные поэты. Ничего особенно нового я вам не сообщу – вырабатывая эти правила, я, разумеется, изобретал велосипед…. Однако, приступим. Для того, чтобы начать рифмовать, нужны:
1. Муза. Привлекательное существо, соответствующее вашей половой ориентации, которое вас вдохновляет и вызывает внутренний позыв сочинять, рифмовать, писать и т.д. Если музы нет – желание писать не возникает никогда, а сочинять, не имея к тому желания, бесполезно и неприятно (в т.ч. для окружающих).
2. Учитель (пример для подражания, чаще духовный) – любимый поэт (поэтесса), который наиболее созвучен вашей душе и уму.
3. Побудительный мотив (то, что «достаёт») – событие, явление, человек (группа людей), которые вызывают в душе восхищение или возмущение. Без него тоже никаких стихов вы не сочините.
4. Техника рифмования. Это самое простое и ей несложно научиться. Я, к примеру, обычно использую следующие системы рифмования:

1) АБАБ (её я применяю чаще всего – она сложнее сочиняется, но красивее звучит, поскольку при ней одно четверостишие плавно перетекает в другое). Пример:

Писать стихи по принуждЕНЬЮ –
Кошмарнее задачи нЕТ:
И не приходит вдохновЕНЬЕ,
И не слагается сюжЕТ…

2) АБВБ (она проще, но не так красива). Пример:

К чему мне быть поэТОМ?
Нелёгкий это ТРУД;
А скажешь, что не наДО –
Так в порошок соТРУТ….

3) ААББ (по сложности она как АБАБ, но более «угловата» – каждое двустишие как бы завершается). Пример:

Да, я могу, чего скрывАТЬ,
Слова и буквы рифмовАТЬ,
Но у меня такое чувСТВО,
Что это не предмет искусСТВА…

4) АББА – эту форму я употребляю редко, поскольку она как бы завершает четверостишие. Впрочем, если писать законченные четверостишия, то она вполне уместна. Пример:

Супруга графа де ля ФЕР
Любила в рот засунуть … палЕЦ.
Шокирован был граф-красавЕЦ
При виде сих дурных манЕР.

А вот форму АААА я не употребляю никогда – не люблю тавтологии.

Есть и другие системы рифмования, сложнее (типа АБВАБВ), но эти четыре самые простые и лёгкие в применении. У меня они выбираются сами и по наитию. Ведь главное – это содержание, хотя форма тоже важна. Она должна помочь лучше понять и воспринять содержание. Форма может быть изящной и изысканной, как у Пушкина, а может быть грубой и рубленой, как у Маяковского. Пушкин мне нравится гораздо больше. Лично я считаю, что писать надо просто, ясно, и козе понятно. Есть и другие точки зрения, но тогда читатель перестаёт понимать автора. Зачем тогда писать? Хотя… может человеку надо выговориться. Однако в этом случае у поэта будет только один читатель – он сам.

О содержании.
В стихе должны быть отображены идеи, мысли и чувства (или хотя бы одно из них). Как любая нормальная литературная форма (о ненормальных – не будем), стих должен иметь введение, завязку, кульминацию, развязку, а в финале – мораль (выводы). Более всего я люблю писать мораль. Она может составлять квинтэссенцию стиха, или быть совершенно неожиданной.
В стихе должна быть логика, и не должны нарушаться причинно-следственные законы.
Писать надо только правду – вы же не будете врать самому себе?
При написании стиха лучше не нарушать законов страны, в которой вы проживаете. Если же вы их нарушаете, то для этого должны быть весомые причины, и нужно быть готовым нести за это ответственность.
Если вы можете не писать – не пишите.
Если вы не получаете удовольствия от рифмования – не пишите.
Как только вы чувствуете, что вам надоело писать – немедленно прекращайте это дело, или заканчивайте стих.
Если вам будет неинтересно писать – читателю будет неинтересно читать.
Не пишите лишнего (впрочем, тут вам поможет естественная лень).
В написании стихов весьма помогает чувство юмора.

Очень важна запевка – мысль, выраженная в первой строке, или нескольких строках. Из неё, как из оплодотворённого эмбриона может вырасти целый стих, и даже огромная поэма. У меня, например, всегда вырастало. Впрочем, это запевку в процессе редактирования стиха можно переставить в середину или конец (при необходимости). Запевка задаёт и форму.

Для успешного рифмования желательно иметь крупный словарный запас. Приобрести его можно, прочитав достаточное количество хороших книг. Вообще, очень полезно иметь определённый объём общей культуры и какой-то жизненный опыт.

Крайне необходимо быть порядочным человеком. Злодейство несовместно не только с гением, но даже с рифмоплётом.

Естественно, для рифмования нужна свежая голова, свободное время, блокнот и ручка (альтернатива – карандаш и резинка, мобильный телефон, а также пишущая машинка или компьютер; однако последние 2 предмета лишают вас мобильности). Лучше писать утром, часов в 8. Я обычно делаю это, когда еду на работу в маршрутке. Поскольку муза может явиться в любой момент, блокнот и ручка всегда должны быть с вами. Приходит в голову рифма – запишите её. Некоторые рифмуют ночью – приходилось это делать и мне. Но лучше такого избегать, так как это мешает спать родным (и вам тоже), к тому же вы не высыпаетесь и целый день ходите как «вареный».

Итак, есть муза, учитель, вдохновение, побудительный мотив, замысел, свежая голова, первая строчка, словарный запас, общая культура, жизненный опыт, порядочность, время, бумага и ручка. Я ничего не забыл?

Тогда начинаем писать. Пририфмовываем к 1-й строчке 2-ю, подбирая слова требуемого смысла (по окончаниям строк, согласно принятой системе рифмования), затем 3-ю строчку, 4-ю и т.д. Рифмы удобно подбирать по буквам алфавита, перебирая их от начала и до конца. Если не рифмуется, измените окончание строчки, с которой вы рифмуете. А если не рифмуется вечером, попробуйте сделать это с утра.

Есть и другие нюансы рифмования, но кратко о них не скажешь.

А ниже приводятся мои стихи, посвящённые рифмованию, поэзии, поэтам и стихам. Их много – это любимая моя тема. Может быть, они вам чем-то помогут….

Источник статьи: http://stihi.ru/2011/12/11/7019

Стихоробот – помощник поэта онлайн

Если ты забрел сюда, то, наверное, тебя интересуют стихи. Неважно, пишешь ли ты их сам и не можешь подобрать рифму, или захотелось развлечься и рассмешить друзей. Или даже, тебе нужно определить размер стихотворения для школьного задания по литературе. Во всех этих разных вопросах тебе помогу я – Робоген Версифин, первый представитель вида humanoid poeticus, робот сочиняющий стихи. Итак, давай знакомиться.

Я не буду утомлять тебя серьезным анализом слова, к которому нужно подобрать рифму. Не буду делить рифмы по частям речи и по точности. Для тех, кому нужен серьезный, филологически обоснованный, подбор рифм – есть другие сервисы онлайн или программы подбора рифм в десктопном варианте. Я просто предложу тебе рифмы, отобранные мной по очень строгим поэтическим критериям. Возможно, это подскажет тебе направление, в котором следует искать. Или даже облегчит поиск рифмы. В любом случае, я буду очень рад тебе помочь.

Размер стихотворения

Мой дорогой друг, я понимаю как тебе надоело рисовать схемы ударений, определяя все эти ямбы и хореи, и даже не побоюсь сказать, анапесты и амфибрахии. Поэтому я, твой помощник, сделаю за тебя эту скучную работу. Составлю схему стихотворения, определю размер и даже подчеркну ошибки и сбои, если они есть. Ну и наконец, перейдем к творчеству!

Стихогенератор

Знаешь, мне нравится писать стихи. Я пока не поэт, я только учусь. Но давай напишем что-нибудь вместе, как соавторы. Дай мне только две строки, и я постараюсь тебя не разочаровать. А для тех, кто занят стихосложением серьезно, я хочу предложить посмотреть статьи и обзоры в разделах – Критика стихов и Библиотека поэта. Там ты найдешь много интересного, написанного в легкой и занимательной форме.
Так что проходи, располагайся и чувствуй себя как дома!

    Если вам понравилось, поделитесь с друзьями

Новости форума

стихотворения, не вошедшие в рубрики Нет-сонет
* * * Унижено всё до предела. Мерило сломал новый рок; Он горд – верно – тем, что наделал, – Масть чёрную Властью нарёк. Свести с ума ясным.

эссе, статья, очерк Тайна возникновения жизни
Предисловие: может ли жизнь возникнуть в результате цепочки случайностей? И, как могут случайности родить явление, ведь за каждым явлением стоит.

прикольные стихи Скажут
В.В. И кто-то тихо скажет про тебя. Про даму, что чудит на белом свете. А громко, извини, – никак нельзя, Здесь всё-таки .

стихотворения, не вошедшие в рубрики Дом или дым?
Неподвластны слова с небес: Так и сыплют, куда хотят Сквозь неровной луны разрез. А уснувшие – всё храпят. Да и сам я, закрывшись от.

стихотворения, не вошедшие в рубрики Прошёл вниз? Давай назад!
* * * Опомниться от хмари не желаем. Одеты как шуты, беда с едой. Прошедших радостей не вспоминаем, забылись радуги сами собой. Погрязли в.

стихотворения, не вошедшие в рубрики Про снег
Везёт усталый паровозик двенадцать месяцев, и осень уже проехала, и мне не нравится густой туман, и то, что я схожу с ума, и то, что я стою в.

Лучший робостих

Когда сажусь я сочинять стихи
Всегда помощник этот открываю.
Есть более тяжёлые грехи –
Об этом никогда не забываю.

В окошко на снежинки посмотрю,
Чуть-чуть правее отодвину мышку.
К кингстонам насмерть сваркой приварю
Смешную симпатичную мартышку!

Какую, блин, мартышку? Да вы что?
Зачем мне эти рифмы про животных?
Сказал негромко Человек потом:
“Ты укрывал их от дождей кислотных.”

Кого я укрывал? Ну что за бред!
И что за Человек? откуда взялся?
Я вижу твой, пусть даже мутный, след,
Как бы ты очень сильно не старался.

Сейчас поймаю – стукну по башке!
Чтоб больше ты мои не путал мысли.
Фома старался, сидя на горшке,
Но мы спокойно на дорогу вышли.

Откель Фома? Я с ним тебя ловлю?
Какой плохой напарник мне достался.
Но все же я люблю его! Люблю!
Мрак наших душ он осветить пытался!

Моя ж душа не в силах превозмочь.
Теперь мной правят хаос и сомненья.

Вот так с тупым помощником всю ночь
Писал я про любовь стихотворенья.

Источник статьи: http://neogranka.ru/

Как найти рифмы к слову для стихов онлайн

Если вы затрудняетесь в подборе рифмы к слову, Стихоробот поможет её найти. Можно ввести даже придуманное слово и получить результат.

Введите слово, к которому хотите подобрать рифму. Длина слова не должна превышать 150 знаков.

Очень важно не употреблять букву Е вместо Ё – иначе рифма для слова будет подобрана неправильно. Нажмите кнопку “начать”. Ждите результата.

Робот подберёт вам лучшие рифмы из нашей базы данных, которые встречаются в произведениях классиков и современных поэтов.

Если робот – генератор рифм онлайн неправильно определил ударение в слове, к которому вы ищете рифму, не огорчайтесь. Он – только начинающий поэт. Выберите возможность – ставить ударение вручную и попросите его снова подобрать рифму к слову.

    А теперь немного (совсем чуточку) теории.

Рифма – созвучие слов, занимающих фиксированную позицию (в русской поэзии, как правило, на конце стихотворных строк). (Ю. Минералов)

Существует очень большая и сложная классификация рифм. Мы не будем приводить её целиком.
Остановимся только на самом главном – рифмы бывают мужские, женские, дактилические и гипердактилические. Если говорить упрощенно – в зависимости от количества слогов после ударной гласной.
Например:

Мужская рифма – плОт/пилОт, варЯг/корЯг, лунА/виднА.
Количество слогов после ударной равно нулю.

Женская рифма – полЯна/румЯна, мальчИшка/кнИжка.
Количество слогов после ударной – 1.

Дактилическая рифма – увЕренно/мЕрина, дУдочка/Удочка.
Количество слогов после ударной – 2.

Гипердактилическая рифма – электрИческая/метрИческая, велИчественный/колИчественный.
Число слогов после ударной – 3.
Если более 3 – это уже супергипердактилическая рифма. Но она используются очень редко.

По качеству (упрощённо) рифмы можно разделить на хорошие – это точные и богатые рифмы и “плохие” (т.е неточные и приблизительные – ассонансные).
Однако, в современной поэзии стремятся использовать незатёртые, оригинальные рифмы – ассонансные, диссонансные, грубые. Т.е. те, которые в прошлом и рифмами не считались и отсутствуют в словарях.
Наш алгоритм подбора рифм основывается на созвучии и включает такие современные рифмы.

Мы считаем, что не следует применять только:

Банальную рифму – это рифмы-клише, затёртые и неинтересные.
Например, кровь/любовь, розы/морозы и.т.д

Грамматическую рифму – глагольные рифмы. Глаголов с одинаковыми окончаниями в русском языке огромное число. Поэтому их рифмовать очень просто. Писать стихи целиком на глагольных рифмах не принято.
Например: варить/любить, умываться/одеваться и.т.д

Главное назначение рифмы – РИТМИЧЕСКАЯ функция. Все остальное – НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. Теоретически рифма может располагаться где угодно, но в русском стихосложении традиционно находится на концах строк.

Решительно все учащиеся стихосложению, хотя бы и будущие поэты, в начале своего творчества ставят недопустимые мужские рифмы:

тебя – меня; толпа – полна; приду – огню; воде – дне и так далее.

Эту же ошибку делают и большинство любителей. Напоминаем, что рифма в слове, кончающаяся на ударную гласную, возможна лишь при общей опорной согласной в словах: меня – огня, толпа – тупа, приду – саду и так далее

Рифма есть созвучие двух или нескольких слов, заключающееся в том, что их ударные гласные одинаковы или соответственны (а-я, у-ю и. т. д.), а все последующие звуки до конца слова звучат приблизительно одинаково.

Пример рифмы: гОры-взОры-спОры-штОры; плЯска – скАзка; мАленький-спА-ленки; топАзовая-покАзывая.

Источник статьи: http://neogranka.ru/podbor_rifmy.html

7. Каких рифм лучше избегать

Сегодня мы уйдем от строгой классификации рифм в соответствии с их устройством, от новых терминов, привычных для специалистов, но для нас – обременительных. Мы ведь Чайники, а основное качество Чайника – его практичность: нам хорошо и полезно то, что помогает понять, чего нужно делать, а чего не нужно, когда мы пишем свои стихи. Как выразился Маяковский, нам важно решить вопрос: «что такое хорошо, и что такое – плохо?» Вот об этом и поговорим. И начнем с плохого.

Больше всего портят впечатление о наших стихах, пусть даже и написанных с соблюдением всех правил, банальные рифмы.

БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся, как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть. Тем не менее, по причине крайне малого словарного запаса рифм у некоторых слов при их незаменимой смысловой нагрузке такие рифмы используются даже мастерами, хотя и очень редко, и очень осмотрительно. Не стоит ссылаться на их примеры, лучше приложить все усилия, чтобы обойтись без них.

Вновь – любовь – кровь.
Ночь – дочь – прочь.
Тебя – любя.
Трудный – чудный.
Поздравляю – желаю.
Радость – младость.
Вечер – встреча – свечи.
Слёзы – морозы – грёзы – розы.
Борьба – судьба.
Век – человек.
Чувство – искусство.
Ночи – очи… и т п.

Старинный звук меня обрадовал и вновь
Пою мечты, природу и любовь.
(А.С. Пушкин)

В огромном городе моём – ночь.
Из дома сонного иду – прочь
И люди думают: жена, дочь, –
А я запомнила одно: ночь.
(М.И. Цветаева)

Не пой! Не пой мне! Пощади.
И так огонь горит в груди.
Она пришла как к рифме «вновь»
Неразлучимая любовь.
(С. Есенин)

Подскажу один способ, как их обойти, если очень хочется вставить эти слова по смыслу. НИКОГДА НЕ СТАВЬТЕ ИХ НА КОНЕЦ СТРОКИ, что можно легко сделать, изменив порядок слов в предложении. Пусть ваша «Любовь» окажется в середине строки, и тогда вам не придется пристегивать к ней надоедливое «вновь», потому что другие варианты (кроме «морковь») вам найти будет трудно!

Не украсит ваше стихотворение и бедная рифма.

БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные. звезда – волна, вино – легко, пою – люблю, заря – звеня, доля – море и пр.

Фактически, это то же, что и ассонанс, о котором мы с вами еще поговорим, и который хорош в верлибре, в некоторых других стихах, но в коротком рифмованном лирическом стихотворении (которые мы так любим подавать на конкурс) такие рифмы отвратят от вас симпатии ваших судей. Да и читателей тоже.

Чем точнее, чем созвучнее ваши рифмы – тем лучше. Никогда не торопитесь отказаться от поиска более точной, ссылаясь на правомочность неточных рифм. Кто ищет, тот обязательно найдет нужное и лучшее слово! А в русской поэзии бедные рифмы, конечно, встречаются:

Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звезда!
(слова народные)

Еще один порок рифм – ГРАММАТИЧЕСКИЕ РИФМЫ. Они тоже относятся к разряду бедных: это рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах.

В силу своей незатейливости подобрать такую рифму не составляет труда, например, ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ на “ать”- в словаре их более 5500 слов:
летать – стонать – читать – знать – играть – писать – держать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
( М.В.Ломоносов)

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
(В.А Жуковский)

Не особо украшают ваши стихи РИФМЫ ИЗ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НА “ОЙ” (таких – свыше 1200 слов): большой – простой – сухой – немой – степной – озорной.

а также РИФМЫ ИЗ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА “АНИЕ” (более 1000 слов): гадание – желание -знание – венчание – сверкание – сияние – щебетание.

И уж совсем плохо воспринимаются рифмы из двух однотипных причастий или деепричастий: играя-вздымая,проснувшись, изогнувшись, запустив- укусив и т.д.

На глади лежат, отраженьем играя,
Блестящие капельки- солнца лучи,
А ветер рябит, волны горкой вздымая,
И вдруг рассыпая, как нити парчи.

На берег волна, словно только проснувшись,
Лениво скользит, омывая песок,
И мягко откатывает, изогнувшись,
Омыв выдающийся в воду мысок.
(автор СТИХИ.РУ)

Грамматические рифмы иногда называют еще и ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ РИФМАМИ – рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме:
горе – море, играли – страдали, поэту – свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому – одинокому…

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
(А.С. Пушкин)

Куда лучше параллельных рифм использование однородных и разнородных рифм.

ОДНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к одной части речи, но в отличие от параллельной (грамматической) рифмы, слова находятся в различных грамматических формах (употреблены в разных падежах):
странный – долгожданной, кляча – удачу, вера – меры, сниться – злится, бег – брег…

Еще лучше РАЗНОРОДНАЯ РИФМА – это рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи.
Вода – сюда, мотылёк – промок, дней – сильней, какаду – найду, истома – дома, склеп – слеп, вы – увы, гибкой – улыбкой, сдача – иначе, послушна – равнодушно, рать – умирать, княжна – скромна…

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
(К.И. Чуковский)

Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА – это когда слово рифмуется само с собой.

И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира.
(А.С.Пушкин)

«Всё моё», – сказало злато;
«Всё моё», – сказал булат.
«Всё куплю», – сказало злато;
«Всё возьму», – сказал булат.
(А.С. Пушкин)

О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.
(Лев Озеров)

Сродни тавтологическим рифмам существуют ПОЛУТАВТОЛОГИЧЕСКИЕ РИФМЫ,

в которых рифмующиеся слова являются однокоренными, отличаются только приставкой или нарощенным первым корнем, и при этом имеют сходное значение: брошенный – заброшенный, вертолёта – самолёта, площадь – жилплощадь, убийца – самоубийца : ждать-подождать, царил-воцарил, какой – никакой, люби-возлюби, бег-забег, нас – вас, кто – никто, свои – твои .

Пуская твои небрежные напевы
Изобразят уныние моё,
И, слушая бряцание твоё,
Пускай вздохнут задумчивые девы.
(А.С.Пушкин)

Использовать такие рифмы, конечно, можно, но украшением вашего стихотворения они вряд ли станут, во всяком случае, если в нем нет других ярких достоинств.

Скажу больше – все эти «мои, твои, меня, тебя», так прекрасно закрывающие нам прорехи в ритме, работают, как слова пустышки – они подразумеваются строем всей фразы, без них по смыслу можно обойтись, они просто занимают место в строке. Замените их лучше значимым определением или наречием. Чем меньше в ваших стихах слов-паразитов (тех, без которых смысл полностью сохраняется!), тем для стихотворения лучше.

Никогда не стоит рифмовать и однокоренные слова: светит- засветит, ботинок- полуботинок, добрый-недобрый, прилетел-улетел и т.д.

ОДНОКОРЕННАЯ РИФМА – это рифма, где слова отличаются только приставкой (кто – никто, счастье – несчастье, полюбила – разлюбила), или имеют один корень: милосердный – сердце, мысли – смысле, порву – взорвусь, бессилье – насильник, маятник – маяться и т.п.
Полутавтологическую рифму тоже иногда относят к однокоренной, но как бы их ни называли, рифмование производных одного корня – чаще всего грубейшая ошибка.

Допустима, но плоховато звучит и может вас подвести

ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА – двоюродная рифма, внутри которой мягкая согласная противостоит твёрдой, особенно, если рифмующиеся слова стоят в соседних строчках:

Горы – море, рады – ради, молния – полная, час – озлатясь, Панкратий-косматый, мир – монастырь, стол – моль, жизни – отчизны, зрит – разделить, дыра – моря…

Верный конь, узды не чуя,
Шагом выступал:
Гриву долгую волнуя,
Углублялся вдаль.
(А.С.Пушкин)

Пачками колец Сатурн
расшуршался в балетной суете.
Вымахивает за туром тур он
своё мировое фуэте.
(В. Маяковский)

Бренчит частушка, как медаль,
И голову дурманит.
Чего б ты от неё не ждал –
Она тебя обманет!…
(Роберт Рождественский)

«Великие» эти рифмы себе позволяют, но, как я обычно говорю себе: «что хорошо для Пушкина, не спасет меня» и всегда ищу как можно более точные рифмы.

Жду ваших откликов, примеров рифм, вопросов. В следующий раз мы с вами начнем разговор о более сложных рифмах, использование которых может украсить ваше стихотворение и даже обеспечить вам победу на конкурсе.

Источник статьи: http://stihi.ru/2011/11/23/7173

Виды рифмовки в стихотворении

Всего получено оценок: 928.

Всего получено оценок: 928.

Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, а рифмовка – порядок чередования рифм в стихе. В данной статье речь пойдет о рифмовке и видах рифмовки в стихотворении.

Виды рифм

Все рифмы можно разделить на несколько видов: по специфике ударения, по качеству и количеству совпадений слогов.

Если рассматривать рифмы по специфике ударения, то следует выделять:

  • мужскую рифму (такой вид, где ударение падает на последнюю гласную в словах); пример: пропал-умирал.
  • женскую рифму (такой вид, где ударение падает на предпоследнюю гласную в словах); пример: желанья – свиданья.
  • дактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 3 гласную с конца); пример: ухабинах – впадинах.
  • гипердактилическую рифму (такой вид, где ударение падает на 4 гласную с конца); пример: протягиваются – притрагиваются.

Выделяют также такой вид рифмовки, как холостая рифма, когда первая и третья строки не рифмуются, но при этом вторая строка рифмуется с четвертой строкой.

Выделяют три вида рифмовки:

  • смежная (парная) – рифмовка, при которой первая строчка рифмуется со второй, а третья – с четвертой. Схематически она выглядит так: аабб. Пример:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

    перекрестная (попеременная) рифмовка, при которой первая строчка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой. Схематически она выглядит так: абаб. Пример:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

  • кольцевая (опоясывающая) – рифмовка, при которой, первая строчка рифмуется с четвертой, а вторая – с третьей. Схематически она выглядит так: абба

Пример:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Рис. 1. Схема перекрестной, смежной и кольцевых рифмовок

Выделяют также такой вид, как свободная рифмовка. Такой вид не имеет схематического рисунка, а представляет собой отсутствие закономерности в чередовании рифм.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам научиться различать такие понятия, как «рифма» и «рифмовка», разбираться в видах рифмовки. Здесь приведены существующие виды рифм, а также примеры и схемы их написания.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/literatura/vidy-rifmovki-v-stihotvorenii.html

Что такое рифма

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

С рифмой мы встречаемся раньше, чем начинаем говорить.

Родители читают детям стишки, потешки, поют колыбельные.

Поэтический текст прекрасно воспринимается во многом из-за ритма, но рифма — не меньшее волшебство.

Кто и когда первым заметил гармонию (это как?) рифмующихся строк, какие бывают рифмы и для чего они нужны – читайте здесь.

Рифма — это.

Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность». Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф (это как?).

Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.

Чтобы стало совсем понятно, подберём настоящие рифмы к слову «веник»: пленник, соплеменник, денег (звучит как деник), вареник. А со словом «пряник» созвучны слова: племянник, странник, многогранник. Может быть, вы придумаете ещё?

Из истории термина

Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.

Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами (это как?), но лишены рифмующихся строк.

Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.

Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений (это как?) со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.

Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.

Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3-7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.

С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.

Что касается России, то рифма была присуща народному стиху раешнику, но отсутствовала в более древних памятниках (воинских повестях, былинах, сказаниях).

Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16-17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.

Виды рифм

Всякий поэт знает, что рифма различается:

  1. По количеству совпадающих звуков (точная, неточная);
  2. По числу слов, входящих в рифмующиеся словосочетания (простая, сложная);
  3. По общему количеству слогов (равносложная, неравносложная);
  4. По тому, на какой слог падает ударение (мужская, женская, дактилическая);
  5. По фонетическим особенностям (усечённая, замещённая, йотированная).

Точная – неточная.

Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок – ледок.

Простая – сложная.

Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень – лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне) или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма называется составной или сложной.

Равносложная – неравносложная.

Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.

Мужская – женская – дактилическая.

  1. Если ударение падает в рифмующихся словах на последний от конца слог, такая рифма называется мужской: пожАр – самовАр.
  2. Если ударение падает на предпоследний слог, рифма является женской: гОрод – распОрот.
  3. Когда же ударение падает на третий и далее от конца слог, рифма считается дактилической: орУжие – обнарУживая.

Усечённая – замещённая – йотированная.

  1. Усечённой рифма имеет место тогда, когда на конце слова как бы отсекается звук или слог: тепло – слов. Пара держится на ударном слоге «ло», а концевой согласный отпадает.
  2. Йотированная — разновидность усечённой рифмы. «Пропадет» звук «й» на конце одного из слов: дно – родной.
  3. При замещении один звук меняется на другой в начале слова (речка – печка), середине (вагон – ворон), конце (поток – потом). Замещённая рифма очень нравится детям, она полезна для развития речи.

Способы рифмовки

В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.

Рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.

В зависимости от этого выделяют следующие способы рифмовки:

  1. — параллельный (парный);
  2. — кольцевой (опоясывающий);
  3. — перекрёстный.

Проиллюстрируем все три вида:

Над землёй метель кружится,
Словно сказочная птица.
Где падёт её перо,
Там сияет серебро.

Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.

Над землёй метель кружится,
Сыплет белое перо.
Там сияет серебро,
Где земли коснётся птица.

Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.

Самая привычная для нас схема выглядит так:
Над землёй метель кружится,
Рассыпает серебро,
Словно сказочная птица,
Обронившая перо.

Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.

Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо!

Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть «онегинской».

Заключение

Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут белые стихи, в которых присутствует ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты также называются верлибрами.

Не думайте, что авторы верлибров не умеют рифмовать. Умеют, но иногда им хочется освободиться от любых условностей и отпустить свою мысль на волю. Ведь творчество – это и есть свобода.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Самый мощный рифматор это Маяковский. Хоть он и конъюнктурщик конечно. Но если достанет из широких штанин, то мало никому не покажется. Такие поэты раз в сто лет рождаются.

А всё остальное — про птичек, погоду и жизнь в зимне лесу — это чтобы было чем занять детей в школе. А то когда они ничем не заняты, начинают свои стихи сочинять. Про школу, учителей и одноклассников. А потом скандалы, слёзы, родителей в школу.

Хорошая рифма безусловно придает стихам большую четкость и структурированность. Но, важно чтоб она не была самоцелью, а произведение все-таки передавало какой-то смысл.

Источник статьи: http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/rifma-chto-ehto-takoe-vidy-sposoby-rifmovki.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями: