Пол юли как пишется

Русский язык. Литература

Рубрики

  • “Человек есть то, что он читает” (64)
  • 10 класс (401)
  • 11 класс (561)
  • 5 класс (620)
    • Литература (285)
    • Русский язык (184)
  • 6 класс (458)
  • 7 класс (507)
  • 8 класс (675)
  • 8. ОГЭ (13)
  • 9 класс (606)
  • 9″В”. Мы (14)
  • 9в. Доп (33)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (9)
  • Архитектурные стили. Э.Польский (1)
  • ВКласс. Егор и Севастьян (3)
  • Гимназия в лицах и личностях (1)
  • Говорим грамотно (4)
  • ЕГЭ (178)
  • ЕГЭ -КТ (6)
  • Занимаемся летом В 9 класс (20)
  • Индивидуальные траектории (4)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (3)
  • Л. ря 7 (5)
  • М.П. (3)
  • Матвей (18)
  • Метод.сундук (18)
  • Москва (6)
  • МХК (389)
  • Научные исследования (5)
  • Нннн (10)
  • ОГЭ (60)
  • Олимпиады (14)
  • ПП (2)
  • Программы и КТП (7)
  • Проект Geroiskazok.ru (2)
  • Проект Тихона Войтенко (2)
  • Проект Фёдора Сопова (1)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (45)
  • Прочее (282)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
  • Разговор наедине :-) (родителям) (41)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (136)
  • Список для чтения (17)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Философия. Иван Ильин (1)
  • Цитата дня (28)
    • Слова, которые меняют (8)
  • Январь 2023

    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова – это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    Сложные слова. Правило Юли

    Размещено 6.11.13 в рубрике 6 класс

    Д.з.: упр. 168, 176 (или по выбору Ахременкова с.35, упр.3)

    Авторы пособий по русскому языку (для индивидуальных занятий по русскому языку):
    Розенталь, Голуб,
    Греков, Крючков, Чешко.
    Сборник упражнений для 10-11 кл. или Сборник упражнений для поступающих в вузы.

    1.В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о, после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е. Например: домосед, стихоплет, кожеед, птицелов, Лжедмитрий

    2. В некоторых случаях конечный мягкий согласный первой основы в, н, р, т произносится твердо и после него пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляется и такие, в которых согласно правилу пишется е). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество. Ср. разные образования после основы на ц: трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).

    Сложные слова без соединительной гласной

    1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (псих + терапия) – психастения (псих + астения).
    2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение: семядоля, семяножка, семяпочка (ср.: семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).
    3.Без соединительной гласной образованы термины типа азотсодержащий, впередсмотрящий и т.п.
    4. Сохраняется буква а на конце компонента -авиа- (сокращение от авиационный), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т.п.
    5. падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний слова сумасшедший, умалишенный и подобные.
    6. В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трехметровый, пятиразовый, семилетка. Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча, например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый, 40 – с соединительной гласной а(сорокадневный) и с соединительной гласной о (сорокоуст, сороконожка).
    7. Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтер – электрификация, где в первых словах этих пар выделяются два корня и соединительная гласная, а во вторых – один корень. Ср. также сложные слова с соединительной гласной о – агротехника, агрокультура, агроминимум и полностью заимствованное устаревшее слово агрикультура – от лат. agriculture – полеводство, земледелие.

    ПРАВИЛО ЮЛИ

    пол пишется со словами обычно вместе. Через дефис надо писать пол-, если следующее слово начинается
    с большой буквы – Ю- пол-России
    с л – л- пол-литра
    с гласной – я пол-яблока
    Полдома, полмандарина, полплеча, полкниги, пол-Москвы, пол-Максима, пол-Татьяны, пол-ананаса, пол-лимона.

    Комментарии

    Елена Юрьевна, что за книга » ахрименкова»?

    Елена Юрьевна написал(а):

    Соня, рада Вам!:-) Ахременкова — это автор учебных пособий по русскому языку. Их кто-то приобрёл, кто-то — нет…Народ 🙂 попросил что-то задать из Ахременковой тем, у кого она есть. Задала вот…на выбор.

    Соня Акинина написал(а):

    У меня есть только 6 класс.

    Соня Акинина написал(а):

    Лиза Болога написал(а):

    Источник статьи: http://rusq.ru/?p=3069

    Имя числительное

    В СТРАНЕ ВОСПОМИНАНИЙ

    Правописание сложных слов, начинающихся с пол

    Это правило еще называют «правилом Юли», потому что в слове Юля содержатся все подсказки, когда в сложных словах с первой частью пол– надо писать дефис:

    пол-Юли (вместо буквы Ю может быть любая другая прописная буква);
    пол-лимона (вторая часть начинается с л):
    пол-ириски (вместо и может быть любая гласная).
    НО: полдома

    если слово начинается с прописной буквы, или с согласной л, или с гласной, пол– пишется через дефис.
    А если слово начинается с согласной (кроме л), пол– пишется слитно.

    46. Придумайте как можно больше своих примеров на это правило.

    47. Представьте себе, что вы разрезали пополам яблоко, грушу, апельсин, помидор, батон, арбуз. Запишите, что у вас получилось.

    48. Представьте себе, что вам удалось объездить половину Москвы, проплыть половину Волги, что вы прошли пешком через половину города, половину поселка, половину леса. Запишите, что у вас получилось.

    49.1. Раскройте скобки, выпишите из данных примеров только те слова, в которых есть пол- в значении «половина».

    (Пол)аршина, (пол)тора, (пол)овник, (пол)Франции, пол(день), (пол)ковник, (пол)килограмма, (пол)второго, (пол)линейки, (пол)одиннадцатого, (пол)часа, пред(пол)агать, (пол)Петербурга, (пол)тораста.

    50.1. Прочитайте выразительно текст.

    Мы с Мишкой получили пригласительный билет на детский праздник. Сначала нам ужасно не везло.
    И вдруг видим: стоят весы. И к ним небольшая веселая очередь, которая быстро движется, и все тут шутят и хохочут. И около весов – клоун.
    Я спрашиваю:
    – Это что за весы?
    А мне говорят:
    – Становись, взвешивайся. Если в тебе окажется двадцать пять кило весу, тогда твое счастье. Получишь премию: годовую подписку на журнал «Мурзилка».
    Я говорю:
    – Мишка, давай попробуем?
    Гляжу, а Мишки нет. Я решил один попробовать.
    А очередь движется, и никто не весит ровно двадцать пять кило, и вот доходит дело до меня.
    Я влез на весы – рычажки щелк-щелк, и клоун говорит:
    – Ого! Знаешь игру в горячо – холодно? У тебя довольно горячо получилось. Твой вес – двадцать четыре кило пятьсот граммов. Не хватает ровно полкило. А жаль. Будь здоров!
    Подумаешь, всего только полкило не хватает! У меня совсем настроение испортилось. Вот какой день невезучий!
    И тут Мишка появляется и говорит:
    – А ну-ка я!
    И клоун щелкнул рычажком и захохотал:
    – Небольшой перебор! Двадцать пять кило пятьсот граммов. Вам надо похудеть. Следующий!
    Мишка слез и говорит:
    – Эх, зря я ситро пил. …
    Я говорю:
    – А при чем здесь ситро?
    Тут Мишка прямо зашипел:
    – Я целую бутылку выпил! Разве ты (не)знаешь, что в бутылке помещает(?)ся ровно (пол)литра воды? А (пол)литра воды – это и есть (пол)кило. Пят(?)сот граммов! Если бы я (не)пил воду, я бы весил ровно двадцать пять кило!

    И тут меня словно осенило….

    50.2. Перепишите выделенные предложения, раскрывая скобки. Из остальной части текста выпишите числительные, укажите их разряд по составу и по значению.

    50.3. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Напишите ее продолжение.

    Если вы еще не читали рассказ В.Драгунского «Ровно 25 кило!», из которого взят этот отрывок, прочтите. Вы получите массу удовольствия.

    13. Старинные меры длины и веса

    «Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения» – так описывает И.С. Тургенев своего героя в начале рассказа «Муму».

    Читатель знает, что Герасим – богатырь, но какого он все-таки был роста? Что означают слова «двенадцати вершков роста»? Что такое вершок? Призовем на помощь словарь и узнаем, что вершок – старинная мера длины, равная 4,45 сантиметра. Выходит, тургеневский герой был всего 53 сантиметров? Что, он карлик? Что-то здесь не так.

    Читателю XIX века было хорошо известно, что рост человека часто определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин. (Аршин – русская мера длины, равная 0,71 метра.) Этот смысл прямо не выражался, а подразумевался. Тургенев рассчитывал на наше знание ситуации. Однако полтора столетия, отделяющие нас от времени создания классических произведений Пушкина, Гоголя, Тургенева, создали ситуацию, при которой мы не понимаем значения многих слов и даже целых фрагментов текста.

    К таким словам относятся и старинные меры длины и веса, часто встречающиеся на страницах художественных произведений. О них и пойдет речь в этом параграфе.

    51. А теперь подсчитайте, чему же все-таки равнялся рост богатыря дворника.

    Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей человеческого тела. Таковы сажень (мера длины в размах обеих рук), локоть (название говорит само за себя) и пядь (расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами).
    В Англии и США до сих пор используются фут (30,5 см) – величина средней ступни, дюйм (2,54 см) – «большой палец» и даже ярд – единица измерения, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки (91 см). Представляете себе эту длину?
    Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу поприще, замененную позже верстой (в разных местностях верста считалась по-разному – от 500 до 750 саженей). Это слово вы наверняка встречали у Пушкина. Вспомните строки из стихотворения «Бесы»:

    Там верстою небывалой
    Он торчал передо мной;
    Там сверкнул он искрой малой
    И пропал во тьме пустой.

    От восточных купцов пошла единица аршин. Существовали разные аршины: турецкий, персидский и другие. Поэтому и возникла поговорка «мерить на свой аршин».

    Саженей тоже было несколько. Кроме обыкновенной сажени, равной 2,13 метра, были распространены еще маховая и косая. Маховая сажень – это расстояние между концами пальцев, которые раздвинуты на полный мах рук (1,76 м). Косая сажень – расстояние от концов пальцев поднятой вверх правой руки до конца пальцев левой ноги (2,48 м).
    В связи с развитием торговли назрела необходимость установить четкие соответствия между разными мерами. При Петре I русские меры были приведены в определенную систему.
    Она выглядела так:

    1 верста = 500 саженям (1,06 км);
    1 сажень = 3 аршинам (2,13 м);
    1 аршин = 16 вершкам (0,71 м);
    1 вершок = 4,45 см;
    1 пуд = 40 фунтам (16,4 кг);
    1 фунт = 96 золотникам (410 г);
    1 золотник = 4,3 г.

    В конце XIX века в большинстве стран мира, в том числе и в России, была введена метрическая система мер. Однако по традиции и в настоящее время иногда пользуются старыми единицами. Моряки измеряют расстояния милями (1852 м) 1 и кабельтовыми (десятая часть мили), а скорость – узлами (1 миля в час). Массу алмазов измеряют в каратах (0,2 г – масса пшеничного зерна). Объем нефти измеряют в баррелях (159 л) и т.д. А программисты, уж на что современные люди, измеряют длину монитора. … в дюймах. Существуют, например, 17-дюймовые мониторы.
    Особенно любят свои старые названия англичане. Несмотря на общепринятую метрическую систему, и сегодня в Англии и других англоязычных странах применяют футы, дюймы, ярды и мили. Такова сила традиции.

    52.2. Перескажите, что вы узнали о старинных мерах длины и веса. Постарайтесь запомнить, чему равны самые распространенные меры в переводе на метрическую систему.

    53.1. Прочитайте идиомы (фразеологизмы) с числительными. Попробуйте объяснить, что они обозначают.

    1. Стричь под одну гребенку.
    2. От горшка два вершка.
    3. Как две капли воды.
    4. Семи пядей во лбу.
    5. За семь верст киселя хлебать.
    6. За семью замками.
    7. Два сапога – пара.
    8. Наговорить с три короба.
    9. Пуд соли съесть.
    10. Как аршин проглотил.

    53.2. Выпишите те идиомы, в которых встречаются старинные меры длины или веса. Проверьте себя: не забыли ли вы, чему равны эти величины в переводе на метрическую систему?

    54. Какие вы еще знаете фразеологизмы с числительными? Запишите как можно больше. Можно устроить в классе соревнование. Определите, в каком падеже стоит числительное в каждом случае.

    55.1. Прочитайте отрывок из хорошо знакомого вам произведения.

    – Интересно: сколько миль я уже пролетела? – сказала Алиса вслух. – Я, верно, приближаюсь к центру Земли. Дайте-ка вспомнить. … Это, кажется, около четырех тысяч миль вниз….
    Видишь ли, Алиса выучила кое-что в этом роде на уроках в классной, и, хоть сейчас был не самый подходящий момент демонстрировать свои познания – никто ведь ее не слышал, она не могла удержаться.
    – Да, так, верно, оно и есть, – продолжала Алиса. – Но интересно: на какой же я тогда широте и долготе?

    55.2. Подсчитайте, чему равно расстояние до центра Земли не в милях, а в километрах. Запишите полученное числительное и расскажите о нем все, что знаете.

    56.1. Прочитайте текст. При чтении не только обращайте внимание на устаревшие слова, обозначающие меры длины, но и переводите их мысленно в нашу метрическую систему. Иначе вы эту картину не представите.

    После довольно долгих поисков я нашел наконец небольшую ровную полянку на скате высокого холма под крутым, отвесным, как стена, обрывом, так что ничто мне не грозило сверху. В этой отвесной стене было небольшое углубление, как будто вход в пещеру, но никакой пещеры дальше не было.
    Вот на этой-то зеленой полянке, возле самого углубления, я и решил разбить свою палатку. Площадка имела не более ста ярдов в ширину и ярдов двести в длину. Прежде чем ставить палатку, я начертил перед углублением полукруг радиусом ярдов в десять, следовательно, ярдов двадцать в диаметре.
    Затем по всему полукругу я набил в два ряда крепкие колья, прочно, как сваи, заколотив их в землю. Верхушки кольев я заострил. Мой частокол вышел около пяти с половиной футов вышиной. Между двумя рядами кольев я оставил не более шести дюймов свободного пространства. Ограда вышла у меня прочная, перелезть через нее не мог бы никто: ни человек, ни зверь.

    56.2. Найдите словосочетания, в которых числительное управляет существительным, и словосочетание, в котором числительное согласуется с существительным.

    56.3. Узнали ли вы автора и произведение?

    Прочтите еще один отрывок из романа Е.Киселева «Девочка и птицелет».

    От Евгении Лаврентьевны на каждом уроке узнаешь что-нибудь совершенно неожиданное и удивительное. Вот, например, есть такая пословица: «Чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть». Я думала, что для того, чтобы съесть пуд соли, нужно лет двадцать, ну, не двадцать, так десять. Но Евгения Лаврентьевна рассказала нам, что каждый человек с пищей съедает в год от 8 до 10 килограммов соли. Значит, вдвоем они съедают пуд соли всего за год.

    14. Склоняем трудные числительные

    Больше всего хлопот доставляют сложные и составные числительные. Поэтому давайте займемся ими.

    Рассмотрите образцы склонения сложных числительных.

    В чем особенность склонения этих числительных?

    Вы правы, если увидели, что при склонении сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяется каждая часть слова.

    Труднее всего склоняются числительные с сотнями, например: триста, шестьсот, восемьсот. Мы надеемся, что здесь вам поможет подсказка, придуманная одним учителем 2 . В случае затруднения подставьте вместо второй части сложного числительного, оканчивающегося на –сот, слово нота (оно того же склонения). Вот так:

    При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово в отдельности. А каждое из этих слов склоняется по своим правилам: семьсот двадцать пять, семисот двадцати пяти, семистам двадцати пяти. …

    Это правило очень часто нарушается, особенно в разговорной устной речи. Многие произносят не семьюстами двадцатью пятью (т.п.), а семистами двадцатью пятью, или семьсот двадцатью пятью, или вообще не склоняют числительное.
    Однако, если вы хотите овладеть литературным русским языком, вы должны научиться правильно склонять числительные, в том числе составные. Конечно, это нелегкое дело, но совершенно необходимое любому культурному человеку.
    Поэтому настало время тренировки.

    57.1. Директору одной школы, в которой было 863 ученика, приходилось постоянно писать всякие отчеты, а значит, употреблять составное числительное восемьсот шестьдесят три в разных падежах. Посмотрите, как он это делал.

    И.п. Восемьсот шестьдесят три – количество учеников на 2003/2004 учебный год.
    Р.п. У всех восьмисот шестидесяти трех учеников имеется форма.
    Д.п. Всем восьмистам шестидесяти трем ученикам объявлена благодарность.
    В.п. Я обязан наградить восемьсот шестьдесят трех 3 учеников почетными грамотами.
    Т.п. Я как директор школы горжусь всеми моими восемьюстами (восьмьюстами) шестьюдесятью тремя учениками.
    П.п. Учителя ежедневно и еженощно думают о восьмистах шестидесяти трех учениках.

    Вы, конечно, поняли, что это шутка. Но и в шутке нужно правильно склонять числительные.

    57.2. А теперь представьте себе, что учеников в этой школе было не 863, а 974, и составьте с этим числительным 6 предложений, ставя числительные в 6 разных падежах.

    58. Перепишите предложение, расставляя знаки препинания и дописывая окончания числительных.

    Обезьяна Уошу которую ученые обучили языку глухонемых через пять лет обучения владела ст_ шест_десят_ словами а к концу занятий ее словарь включал около восьм_сот слов глаголов существительных и прилагательных.

    А сейчас у нас с вами начнется грамматика с математикой.

    59. Прочитайте и запишите примеры, употребляя термины: сумма, разность, произведение, частное. Не забывайте при этом каждое числительное поставить в форме р.п.

    60. Прочитайте задание из учебника математики. Называя числительные, употребляйте их в форме р.п., а ответ – в форме д.п.

    Вычислите суммы пар чисел-перевертышей: 12 и 21; 123 и 321; 1234 и 4321. Заметьте свойства суммы таких чисел и, пользуясь ими, найдите быстро сумму 123 456 + 654 321. Если хотите, можете проверить сложением.

    Числительные, конечно же, встречаются не только в учебниках математики.

    61.1. Прочитайте текст из книги известного ученого-филолога М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция». Не забывайте называть числительные в нужном падеже.

    Окружность земного шара впервые измерил древнегреческий философ Эратосфен, живший на юге Египта, в городе Сиене.
    Сиена лежала как раз на Северном тропике: раз в году, 22 июня, солнце в полдень стояло там в зените и предметы не отбрасывали тени. (Путешественники нарочно приезжали в Сиену посмотреть на такую диковину.) Этим и воспользовался Эратосфен. Александрия была севернее, там от предметов в этот день падали тени. Эратосфен измерил, под каким углом они падают. Получилось семь с лишним градусов – одна пятидесятая часть окружности. Следовательно, заключил Эратосфен, расстояние по суше между Сиеной и Александрией равняется одной пятидесятой части всей окружности земного шара. Расстояние это у египтян считалось равным 5 тысячам стадиев, то есть 800 километрам. Следовательно, окружность Земли была в 50 раз больше – около 40 тысяч километров.
    Точно это или не точно? 2000 лет спустя, накануне Французской революции, французские астрономы сделали такое же измерение у себя во Франции и получили окружность Земли ровно в 40 тысяч километров. (Говорю «ровно», потому что именно от этого измерения пошла наша нынешняя единица «метр»: она равна одной сорокамиллионной Парижского меридиана.)
    Точность Эратосфенова измерения изумительна. Это одна из самых славных побед античной науки.

    61.2. Составьте план текста, а затем по плану перескажите его. Проверьте, правильно ли употребили в своем тексте числительные. Устно укажите разряд каждого числительного по составу и по значению.

    62.1. Прочитайте текст вслух так, будто вы ведущий телепередачи «Очевидное – невероятное». Определите, какой это текст: художественный, научный или научно-популярный.

    Загадка Атлантиды волнует человечество вот уже десять тысяч лет. Впервые об Атлантиде и об очень древней цивилизации атлантов рассказал античный философ Платон в своих знаменитых «Диалогах». Атлантида находилась якобы к западу от Геркулесовых столпов (пролива Гибралтар), в Атлантическом океане. Материк погиб более девяти тысяч лет назад в результате сильнейших землетрясений и наводнений.
    Платон сообщал, что источником ему послужили работы афинского ученого по имени Солон, который, в свою очередь, получил сведения об исчезнувшем материке во время поездки в Египет около 600 года до н.э., беседуя со жрецами и исследуя архивы.
    За миллионы лет своего существования Атлантида пережила четыре катастрофы, после каждой из которых материк уменьшался и дробился. За 90–100 веков до н.э. Атлантида погибла, погрузившись в пучину вод.
    Сказание Платона, изложенное в диалогах «Тимэй» и «Критий», поражает воображение. Оно повествует о могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и о великом и достойном удивления союзе царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка.
    Платон описал столицу последнего царства Атлантиды – Город Золотых Врат, круглую, как диск Солнца, которому поклонялись атланты. Равнина, окружавшая столицу с трех сторон, была преобразована людьми в гладкий правильный прямоугольник длиной 555 километров и шириной 370 километров. Вокруг равнины по периметру был выкопан ров глубиной 32 метра, шириной 85 метров, длина его, соответственно, равнялась 1850 километрам. Вся территория равнины была пересечена с севера на юг 289 каналами, ширина каждого из которых была 30 метров, а длина – 370 метров.
    В стране были развиты письменность, наука, техника, искусство. У атлантов были даже летательные аппараты. В продолжение многих поколений это была страна богатства, изобилия и справедливости.
    Но атланты постепенно отвернулись от добродетели. Во время последней Атлантиды они являли собой постыдное зрелище. И тогда, рассказывают легенды, Зевс, бог богов, решил наложить на народ Атлантиды кару. Пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений. … И Атлантида погрузилась в пучину.
    Так описывает Платон Атлантиду, отданную Посейдоном своему первенцу Атланту.

    62.2. Перепишите, подчеркивая ошибкоопасные места, ту часть текста, где говорится о столице Атлантиды. Числительные записывайте словами. Так всегда поступают, когда готовятся произнести трудный текст. Над числительными надпишите разряд по значению и по составу.

    62.3. Подготовьтесь к пересказу текста. Знаете ли вы что-нибудь еще об Атлантиде? Расскажите.

    В копилку слов

    катастрофа
    цивилизация

    15. Порядковые прилагательные тоже доставляют много хлопот

    Вспомните, какие прилагательные мы назвали порядковыми.
    (Вы правы, если ответили так: порядковые прилагательные – это прилагательные, которые обозначают порядок предметов при счете. Например: первый, второй, пятьсот семьдесят пятый, двухтысячный).
    А как изменяются эти прилагательные?
    (Так же, как и обычные прилагательные, то есть по родам, числам и падежам.)
    Трудность вызывают только порядковые прилагательные, состоящие из нескольких слов.
    Обратите внимание: при склонении составных порядковых прилагательных изменяется только последнее слово. Например: М.Ю. Лермонтов родился в тысяча восемьсот четырнадцатом году. На уроке истории мы узнали много нового о тысяча восемьсот двенадцатом годе.

    63. Просклоняйте словосочетания: 2004 вида бабочек, 2004 год. Сделайте вывод о различии в склонении составных количественных числительных и составных порядковых прилагательных.

    А сейчас будьте особенно внимательны! В таких случаях пишут: NB (произносится: «нотабене»).

    Порядковые прилагательные, оканчивающиеся на –тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово: стотысячный город, девятимиллионная столица, стосорокамиллионное население.

    Однако легче, конечно же, такие слова записывать цифрами. Особенно если это сочетания с половиной. Вот так: 51/2-тысячный городок (вместо пяти с половиной тысячный).

    64. «Съешьте» слова глазами, а затем напишите их под диктовку. С 2–3 из них составьте предложения.

    Двухсотый, пятитысячный, стодвадцатипятимиллионный, девятимиллиардный; двухметровый, четырехэтажный, трехъярусный, сорокалетний, девяностолетний.

    В названиях праздников и знаменательных дат порядковые прилагательные пишутся с прописной буквы: Поздравляем с праздником Восьмое марта (или с Восьмым марта). Если дата написана цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ней слово: С праздником 8 Марта!

    65. Напишите поздравительную открытку к одному из праздников.

    23 февраля, 9 Мая, 1 Мая, 8 Марта.

    16. Морфологический разбор числительного

    Как вы думаете: какие признаки числительного относятся к постоянным?
    (К постоянным признакам числительного относятся разряд по составу и разряд по значению.)
    А какие признаки числительного непостоянные?
    (Это падеж, а для числительных один, два, оба, полтора еще и род.)

    А теперь произведем морфологический разбор имени числительного. Будем действовать в таком порядке:

    1. Часть речи. Вопрос, на который отвечает слово, – сколько? (В любом падеже.) Начальная форма (и.п.).

    а) разряд по составу (простое, или сложное, или составное)
    и
    б) разряд по значению (обозначает целое число, или дробное, или собирательное числительное).

    а) падеж (для всех числительных)
    и
    б) род (для числительных один, два, оба, полтора).

    Делать морфологический разбор числительного – не такое уж интересное занятие. Однако совершенно необходимое. Сейчас вы выполните несколько таких заданий.

    66.1. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Какие знаки вы еще не можете объяснить?

    Тридцать седьмая звездная экспедиция была направлена на планетную систему близкой звезды в созвездии Змееносца единственная населенная планета которой – Зирда давно говорила с Землей и другими мирами по Великому Кольцу. Внезапно она замолчала. Более семидесяти лет не поступало ни одного сообщения. Долг Земли выяснить что случилось.
    Звездолет с четырьмя астронавтами несся к Зирде со скоростью 5/6 скорости света. На Земле за время пути прошло уже около семи лет, называвшихся независимыми. Что ждет астронавтов впереди? Что найдут они на Зирде? И найдут ли?

    66.2. Сделайте морфологический разбор числительных из этого текста.

    Тем из вас, кто интересуется научной фантастикой, мы советуем прочитать роман известного писателя-фантаста Ивана Ефремова «Туманность Андромеды».

    67. Придумайте предложение, в котором было бы наибольшее количество числительных. Посоревнуйтесь: у кого длиннее предложение и больше числительных? Одно из числительных разберите как часть речи.

    68. Сочините текст на одну из предложенных тем:

    1. Звездная экспедиция.
    2. Компьютеры будущего.
    3. В поисках Атлантиды.

    Постарайтесь использовать в своем сочинении разные типы числительных. Но помните золотое правило: все хорошо в меру.

    Теперь потренируемся.

    69.1. Проверьте себя, ответив на следующие вопросы:

    1. Какая часть речи называется именем числительным?
    2. Как изменяются числительные?
    3. Какой частью речи являются слова тысяча, миллион, миллиард? Аргументируйте свой ответ.
    4. Назовите разряды числительных по составу. Приведите примеры.
    5. Какие вы знаете разряды числительных по значению? Приведите примеры.
    6. С какими существительными «дружат» собирательные числительные?
    7. В чем особенность склонения сложных числительных? Составных числительных?
    8. Какие числительные имеют только две падежные формы?
    9. Почему порядковые прилагательные не относятся к числительным?
    10. В каких числительных мягкий знак пишется в середине, а в каких – в конце?

    1. Имя числительное – это….
    2. Имена числительные изменяются по….
    3. Слова тысяча, миллион, миллиард – это…. так как они. …
    4. По составу числительные делятся на….
    5. По значению числительные делятся на. …
    6. Собирательные числительные «дружат»….
    7. При склонении сложных числительных изменяется. … При склонении составных числительных изменяется….
    8. Числительные. … имеют только две падежные формы: … .
    9. Порядковые прилагательные не относятся к числительным, так как. …
    10. В числительных от. … до…. мягкий знак пишется в середине. В числительных от. … до. … мягкий знак пишется на конце.

    «Здравствуй, Никита! Как и обещал, пишу тебе. Правда, на девятый день, а не сразу. Напрасно ты мне завидовал. Это не турлагерь, а дурлагерь. Собралось человек тридцать дураков, и каждый мнит себя завзятым туристом. Поднимаются в шесть утра, минут двадцать пять как заведенные делают зарядку, потом, не разбирая дороги, несутся к реке. Плещутся, ныряют. Я смотрю на них и думаю: нормальный человек и за сто рублей не полезет в такую холодину в воду.
    На завтрак тут дают кашу. Пока были бабушкины пирожки (пятнадцать штук), я приносил их в столовку и ел вместо каши. Но на четвертый день они кончились, попробовал кашу: ничего, есть можно.
    В первый однодневный поход я не пошел. Нашел себе другое занятие. Тут много разных камней, решил собрать коллекцию. Они вернулись из похода поздно. Двое подошли, увидели камни и говорят: “А ты здесь время не терял, Плюшкин”. Я долго ломал голову: что за Плюшкин? Потом догадался: это им, наверное, бабушкины пирожки показались плюшками.
    Во второй поход они меня все-таки утащили с собой. Я сложил свои камни в рюкзак (в лагере ни сторожей, ни дежурных) и отправился.
    Еле дотащил свой рюкзак до второго привала. Здесь они решили устроить рыбалку. У меня удочки не было, и я пошел собирать новые камни. Вернулся и вижу: поймали одиннадцать больших рыбин, собираются варить уху. Я предложил: “Давайте эту рыбу испечем, тогда всем достанется поровну, а в ухе все разварится, и не поймешь, кто сколько съел”. Ты представить не сможешь, Никита, как они хохотали.
    А когда возвращались обратно, они вот что сотворили. Вытряхнули из моего рюкзака все шестьдесят восемь камней и поделили между собой, по два и по три. У меня остались каких-то полтора – большой и маленький. Я чуть не бросился на них с кулаками. А они: “Да не бушуй, отдадим мы тебе твои вериги, когда вернемся”. И действительно отдали. Теперь вот думаю: зачем им надо было тащить в своих рюкзаках мои камни. »
    На этом письмо обрывалось. Может быть, автор потерял его? Но хочется думать, что он перечитал свое письмо, что-то понял и не стал дописывать.

    70.2. Проверьте правильность заполнения таблицы примерами из этого текста. Сделайте морфологический разбор числительных и прилагательных (по одному из каждой колонки).

    Числительные, обозначающие целые числа

    тридцать, шесть, сто, пятнадцать, одиннадцать, шестьдесят восемь

    Собирательные числительные

    Порядковые прилагательные

    девятый, четвертый, однодневный, второй, второго

    70.3. В предложениях, выделенных курсивом, объясните знаки препинания.

    1 Морская миля равна 1852 м, сухопутная – 1609 м.

    2 Этот прием использует Т.Л. Служевская в книге «Уроки русской словесности». СПб., 1994. С.125.

    3 Числительные два, три, четыре имеют разные формы в.п., когда сочетаются с одушевленными или неодушевленными существительными: восемьсот шестьдесят трех учеников, восемьсот шестьдесят три стола.

    Источник статьи: http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200400802

    «Полезные мелочи» по русскому языку

    1. Пол – Юли. Не пугайтесь, Юля осталась целой и невредимой

    Правописание сложных существительных с первым корнем пол – можно запомнить с помощью тех самых трех букв, что составляют корень. Через дефис пишутся слова, у которых второй корень начинается на:

    2) о или другую гласную букву;

    Вот, маленький фокус: достаточно запомнить такое сочетание, например, пол-Юли. Ю – прописная буква, л – понятно, и – любая гласная.

    2. Как запомнить 11 глаголов – исключений?

    Сгруппируем глаголы. Сначала запоминаем 7 глаголов на – еть. В первую группу попадут глаголы смотреть, видеть, ненавидеть (первые два – синонимы, третий рифмуется со вторым). Во вторую – зависеть – обидеть (того, кто от меня зависит, я могу обидеть – хотя и безнравственно, но отчего-то запоминается навек). В третью – вертеть и терпеть (вертеть в руках иголку – терпеть боль).

    Так же поступаем с глаголами на – ать. Они все про нас с вами: слышать (ушами), дышать (ртом), держать (что-либо в руках), гнать (этими же самыми руками). Если, называя глагол, еще при этом и показывать действие, эффект получается поразительный.

    группируем трудные слова и придумывает смешные предложения. Например, такое:

    Предпочел дирижер дирижабль дилижансу. Обратившись к Словарю иностранных слов, обнаружим, что слова дирижер и дирижабль – родственники, оба пришли в русский язык из французского, и при этом первое образовано от глагола со значением «управлять», второе буквально означает «управляемый»; дирижабль – управляемый аэростат. А дилижанс (многоместный крытый экипаж, запряженный лошадьми) роднит с двумя другими словами только французское происхождение. Да и элементарное созвучие очень сильно помогает запомнить одинаково звучащие звуки.

    4. Части речи и члены предложения

    Отвлечемся на время от орфографических проблем и поговорим о том, как можно объяснять некоторые грамматические понятия.

    «Вот представьте себе людей в толпе. Они все – разные частички, части этой толпы, в которой мы различаем мужчин, женщин, мальчиков, девочек (как бывают части речи – мы различаем существительные, прилагательные, глаголы и проч.). Но эти же люди – члены своих семей; главные члены семьи – отец и мать, родители. Остальные – сыновья и дочки – второстепенные (хотя тоже очень важные). Вот точно так же в предложении, как в семье, есть главные члены – подлежащее и сказуемое – и второстепенные, хотя тоже очень важные – определение, дополнение, обстоятельство».

    Очень непростая тема – виды односоставных предложений. Может быть, потому, что в школьных учебниках она изложена недостаточно отчетливо. Может быть, если четче представить себе этапы изучения этой темы, дело пойдет легче и веселее.

    Во-первых, мы должны научиться твердо отличать двусоставные неполные предложения от односоставных с единственным главным членом – сказуемым (с назывными предложениями обычно проблем меньше, и мы их сейчас в расчет не берем). В односоставном предложении подлежащее не пропущено – оно вообще не нужно, это такая специальная конструкция с определенным значением. В двусоставном неполном подлежащее пропущено, потому что и так ясно, какое оно, – из предыдущих предложений в диалоге, из других частей сложного предложения.

    «Пришел, увидел, победил» – понятно без контекста? Кто такой быстрый и счастливый – я, ты, эскадрон гусар, Юлий Цезарь? Неизвестно без подлежащего, а подлежащие возможны разные. Нужно знать, о чем шла речь, или видеть ситуацию, в которой это предложение произносится. Значит, предложение двусоставное неполное. «Не пугай нас, милый друг, гроба близким новосельем!» – здесь как будто тоже неизвестно, к кому обращены пушкинские слова (из названия, а не из данного предложения узнаем – к Кривцову, а из примечаний можем почерпнуть сведения о том, кто он такой). Но – внимание! – для того, чтобы определить тип предложения, нам и не надо это знать. Важно другое: подразумевается единственное возможное подлежащее – ты, и это ясно не из контекста, а из самого предложения – из формы глагола-сказуемого. Значит, перед нами односоставное предложение.

    Основные типы односоставного предложения удобнее изучать не последовательно, один за другим, а одновременно, в сравнении. И пусть ученики сразу привыкают обращать внимание на две вещи: 1) какое значение возникает у предложения из-за отсутствия подлежащего, иными словами, что можно сказать о том, кто совершает действие; 2) в какой форме стоит глагол-сказуемое.

    Об определенно-личном предложении говорим (и коротко записываем): производитель действия вполне определенный – я, ты, мы или вы, это ясно из соответствующих форм сказуемого – глаголов 1-го или 2-го лица (другие формы в предложении этого типа невозможны).

    Неопределенно-личное предложение употребляется, когда действие кто-то производит, но кто именно – неважно или не хочется называть: Кому-то принесли от мастера ларец; Ее пригласили на детский праздник. Обратим внимание: множественное число глагола вовсе не означает, что тех, кто нес ларец и посылал приглашение, было несколько.

    В безличном предложении говорится о действии, производителя которого невозможно вообразить. Чтобы это осознать, сравним: Ветер сорвал крышу – производитель очевиден. А в предложении Ветром сорвало крышу, где ветер – лишь инструмент? Какой производитель действия в предложениях: Нездоровилось; Хочется спать; Мне было грустно? Заметим, что во всех примерах глагол-сказуемое (или связка, если сказуемое составное именное) обязательно стоит в среднем роде прошедшего времени или условного наклонения или в 3-м лице единственного числа.

    Это, конечно, лишь схема изучения, дальше – разговор об обобщенно-личных предложениях, форма сказуемого у которых такая же, как у определенно-личных или неопределенно-личных предложений, а значение другое, потом конкретизация, рассмотрение отдельных случаев и упорные тренировки.

    6. Форма и цвет, или раскрасим глаголы

    Еще один совет. Очень удобно в связи с изучением этой темы повторить все о глаголе как части речи. Можно вычертить таблицу всех глагольных форм (это совсем не трудно, хотя и громоздко: по горизонтали укажем такие графы, как наклонения, в изъявительном наклонении – времена, а по вертикали – число и лицо или род). А потом раскрасим эту таблицу цветными карандашами: все формы, которые встречаются в определенно-личных предложениях (1-е и 2-е л. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.) – одним цветом, в неопределенно-личных (3-е л. мн. ч. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.; мн. ч. усл. накл. и прош. вр. изъяв. накл.) – другим, в безличных (3-е л. ед. ч. пов. накл. и наст. и буд. вр. изъяв. накл.; ср. род ед. ч. усл. накл. и прош. вр. изъяв. накл.) – третьим. Когда все будет раскрашено, станет очень наглядно видно, что односоставные предложения «разобрали» почти все глагольные формы, ни разу не столкнувшись. Каждая глагольная форма может употребляться только в одном типе односоставных предложений (еще раз напомним, что это не относится к обобщенно-личным). Только четыре клеточки остались не закрашенными: глаголы условного наклонения и прошедшего времени в м. и ж. р. единственного числа не могут быть сказуемыми в односоставных предложениях.

    Стихотворные ритмы и рифмы могут быть подспорьем при изучении безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Придумаем для запоминания что-то вроде рифмованных пословиц с неправиль-ными ударениями:

    Не пашУт и не сеЮт, только песенки поют.

    Хорошо строЯт – дома вечно стоят.

    Карандаш клеЯщий похож на настоящий.

    Теплые дни настают – скоро снега растаЮт. (Вариант: быстро сугробы таЮт.)

    Ежики колЮтся, в руки не даются.

    Такие рифмованные предложения приятно произносить и запоминать, если в классе атмосфера соответствующая – деловая, но открытая для шутки.

    Тема «Как пишется частица не с наречиями».

    Жить без цели, жить напрасно.

    трудно бывает определить падеж существительного второго склонения. И даже требование ставить от слова к слову двойной вопрос: что? кто? или кого? чего? не всегда помогает. Научим решительно подставлять вместо сомнительного слова существительное первого склонения – и дети уже не смогут спутать винительный падеж ни с родительным, ни с именительным. И совсем не обязательно подбирать подходящее по смыслу – для того чтобы прояснить падеж зависимого слова в сочетании прочитал роман, одинаково пригодны и прочитал книгу, и прочитал бочку, и прочитал утку. Лучше договориться о постоянном применении какого-нибудь одного слова и не отвлекаться на содержание.

    9. Да ты же сам знаешь, джазист!

    запомнить согласные, после которых пишется суффикс профессии – чик: «Когда пишется – чик? Да ты же сам знаешь!». Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: Д, Т, Ж, С, З».

    это же правило усваивают с помощью слова ДЖаЗИСТ.

    Наверное, мало есть на свете людей, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов одеть и надеть. Вот простой прием, который поможет и нам, и нашим ученикам контролировать себя. Запомним: одевать Надежду – надевать одежду.

    Почему надо писать мужЧина, но женЩина? Ответить просто, если вспомнить, что кого интересует: мужа – чин, жену – щи..

    Щи в уменьшительно-ласкательном виде помогают запомнить все буквы, соответствующие глухим согласным. Надо всего лишь выучить такой диалог: «Степка, хочешь щец?» – «Фи!». Чуть измененный вариант: «Фока, хочешь поесть щец?». Также предлагается запоминать буквы, соответствующие звонким согласным, с помощью фразы «Мы же не забывали друга». Правда, это может помешать при фонетическом разборе, когда они должны думать не о буквах, а о звуках. Зато очень пригодится при написании слов с приставкой на – з/-с.

    И снова словарные слова. предлагаю так запоминать слова интеллигент и президент: это слова-зигзаги, в них нет одинаковых гласных в соседних слогах; от конечной ударной е движемся влево, чередуя е и и.

    Слова можно особым образом записать на доске и в тетрадях:

    Добавим к этой паре третье слово – артиллерист и запомним гласные в нем подобным же образом (в первой гласной никто не ошибается).

    А об удвоенной л скажем так: артиллеристы долгое время были самыми образованными людьми в армии – своего рода военные интеллигенты. В отличие от кавалеристов. И слово кавалерист пишется просто, «прямо»: без удвоенных согласных, подряд в двух слогах безударные а (третью гласную запоминать не надо – она проверяется ударением).

    на этот раз о корнях с чередованием. Обычно выучивают пары зор/зар, гор/гар, клон/клан, твор/твар и говорят, какая именно гласная пишется в безударном положении. А проще запоминать только корни с безударными гласными: зар, гор, клон, твор.

    не будем путать, перед какой согласной пишется о в корне скак/скоч, если вспомним слово скотч (хотя, разумеется, оно никакого отношения к корням с чередованием не имеет).

    Вспомним стихотворение, которое помогает выучить некоторые слова с непроизносимой согласной в корне, а также другие слова, в которых непроизносимую согласную писать не надо:

    Всем известно, как прелестно

    правописание корней с чередованием о – а, в которых выбор гласной зависит от ударения. Рисуем незатейливый пейзаж с заходом солнца и записывают монолог светила (в нем все корни с безударными гласными, т. е. с теми, которые и нужно запоминать):

    Речь солнца покажется более внятной и связной, если мы будем воспринимать слово зАрю как существительное в винительном падеже, а не как глагол-неологизм. А если хочется все-таки представить для запоминания именно ряд глаголов, напишем озАрю: во-первых, такой глагол есть в языке, а во-вторых, опять слово с А в корне противопоставлено остальным – на этот раз количеством слогов.

    С пятым из подобных корней – плав/плов/плыв – сложнее, и даже если добавить на картинке поплАвок, это проблемы не решит. Придумаем смешное глуповатое продолжение монолога:

    но плОвец и плОвчиха плывут на восток

    и держат в зубах поплАвок

    Рифмованная загадка, составлена из слов с удвоенной согласной ж:

    Кто Жжет, жуЖЖит и держит воЖЖи,

    Ест моЖЖевельник и пьет дроЖЖи? (Жук.)

    Надеемся, что никто из наших учеников не начнет, познакомившись с этим забавным двустишием, писать дерЖЖит.

    17. «Посоветовали? И я посоветую!»

    «Правописание гласных в суффиксах глаголов – – ова – (-ева-) и

    -ыва- (-ива-) ученики усваивают с трудом, потому что правило отягощено «грамматизмами». Учебники предлагают: “Чтобы правильно писать суффикс в инфинитиве, нужно образовать форму 1-го л. ед. ч. наст. и буд. времени. Если глагол в 1-м л. оканчивается на – ую (-юю), то в инфинитиве (и в формах прош. времени) нужно писать суффикс – ова – (-ева-) и т. д.”

    Поскольку среднестатистический ученик тяжело представляет себе форму “1-го л. ед. ч. наст. и буд. вр.”, то я ввел в практику вспомогательную форму я сейчас, в которой я указывает на 1-е л. ед. ч., сейчас – на наст. время.

    А далее все по правилу: советовать – я сейчас советую, пробовать – я сейчас пробую, приказывать – я сейчас приказываю. Мне кажется, помогает!»

    18. Вот бы знать наперечет!

    Какая трудная тема производные предлоги. Запоминать предлоги, пишущиеся слитно. Слитно пишутся предлоги:

    «глупенькое и крохотное правило»: измени слово или подбери родственное, чтобы безударный гласный оказался под ударением, – во многих случаях бесполезно, а то и вредно, если предварительно не разобраться с чередующимися гласными: «В учебниках начальных классов предлагается проверять ударением слова выш_вать, нал_вать, заб_вать, как будто все обязательно подберут слова шить, лить, бить и никто не попытается проверять их словами шей, бей, лей».

    20. Запомним, во что бы то ни стало

    Знать орфографические правила и уметь их применять, как всем известно, недостаточно. Очень уж много исключений, словарных слов. Мы должны узнавать «опасные» слова и помнить, как именно надо их писать. А чтобы запомнить, как пишется выражение во что бы то ни стало прибавим еще отбивание ритма; произнесем слова внятно, хлопая в ладоши.

    Слова сверстник и ровесник можно разучивать по-разному. Обратившись к этимологическим словарям, оба эти слова образованы с помощью суффикса – ик от исчезнувших прилагательных со значениями, соответственно, одинаковый по возрасту и одинаковый (ровный) по годам; но дальние родственники их живут и здравствуют в современном языке. У слова сверстник это – существительное верста, а у слова ровесник – прилагательное ровный и существительное ровня. Слово весна ни в каком родстве с ровесником не состоит, но, честно предупредив об этом учеников, все же предложим им для запоминания глуповатые стишки – цель оправдывает средства.

    Сверстник вырастет с версту.

    Рос ровесник всю весну (на всю строчку – ни одной буквы т!).

    22. Уж сколько раз твердили миру.

    Безударные личные окончания глаголов – неиссякаемый источник орфографических ошибок. Фольклор сохранил несколько вариантов зарифмованного перечня глаголов не на -ить, относящихся ко второму спряжению (лучше избегать названия «глаголы-исключения», потому что дети в таком случае запоминают все наоборот: считают, что эти глаголы второго спряжения, но как исключения пишутся с гласными е и ю в окончаниях):

    Гнать, дышать, держать, зависеть,

    Расскажу историю с двумя участниками. Один гонит, тяжело дышит, держит, обидит, другой слышит обиду, видит, зависит; первый вертит, смотрит; второй ненавидит и терпит.

    запомнить названия падежей и принятый порядок их следования. Здесь тоже может помочь немудрящий стишок, в котором первые буквы слов – подсказка:

    24. Не мытьем, так катаньем

    При повторении фонетики использовать слова с чередованием в корнях – гор-/-гар – и -зор-/-зар-.

    Вот образцы примеров и заданий.

    Утром над горным озером все еще ярко огоньки-звездочки горели.

    Задание. Подчеркните буквы, обозначающие звук [о] в сильной позиции, одной чертой, в слабой – двумя. Последнее слово разберите по составу.

    На западе отсверкали зарницы, а на рассвете разлилась над заливом румяная заря.

    Задание. Подчеркните буквы, обозначающие звук [а] в сильной позиции, одной чертой, в слабой – двумя.

    В русском языке много слов с затемненным составом; ошибки в них неизбежны. Таково и слово предварительно.

    Надоело людям, жившим в каменном веке, есть сырое мясо. Решили они его сварить и задумались: с чего начать? Оказалось, что нужно добыть огонь, найдя кремневый камень или сделав трут; собрать сухой хворост; изобрести посуду и т. д. То есть перед варкой еды необходимо произвести множество действий предвАрительных.

    Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/303/59561.php

    LiveInternetLiveInternet

    Ссылки

    Метки

    Цитатник

    ДОРОГИЕ МОИ ЧИТАТЕЛИ И ГОСТИ ДНЕВНИКА! ДЛЯ ВАС ЗДЕСЬ Я СОБРАЛА САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ РЕЦЕПТЫ КРАСОТ.

    Серая юбка с рюшами крючком Хорошенькая юбочка с рюшами, связанная крючком из вискозной пряжи.

    Данный прием закрытия петель иглой используется в любом вязании, машинном или ручном. Это н.

    Теперь делаю твердый сыр только так. Уникальный рецепт . Ингредиенты для приготовления до.

    Если Вы любите печь торты самостоятельно, рано или поздно возникает такая дилемма &nda.

    Рубрики

    • Возня с компьютером (333)
    • рамочки,схемы , флешки (176)
    • училка (82)
    • фотошоп (39)
    • чайникам (62)
    • Ин.Яз (2)
    • Ин.Яз (0)
    • Всё детям (26)
    • вязание (340)
    • кофточки,кардиганы,платья, (77)
    • макраме (9)
    • узоры спицами и крючком (93)
    • цветы (11)
    • шапки,шляпки,шарфы,снуды (55)
    • красота и молодость (56)
    • Домоводство (122)
    • вышивка (5)
    • дача (6)
    • засолка , консервация (14)
    • интерьер (6)
    • комнатные цветы (5)
    • наливки ,настойки, . (6)
    • Огород на подоконнике (16)
    • Хитрости жизни (56)
    • закон,история,политика (24)
    • тайны,загадки,расследования (5)
    • здоровье (275)
    • Сосуды (19)
    • ИЗЛЕЧЕНИЯ РАКА (12)
    • суставы,артрит,ревматизм (5)
    • настойки,мази,бальзамы (3)
    • гранат ,айва, хурма (4)
    • настроение (87)
    • отложение солей (3)
    • почки (15)
    • расшифровка анализов (1)
    • сердце (16)
    • искусство , живопись,кино ,хобби. (290)
    • мои плейкасты (9)
    • Аудикниги онлайн (4)
    • видео ( фильмы) (65)
    • музыка (157)
    • стихи (86)
    • кулинария (197)
    • торты (46)
    • десерты (2)
    • Выпечка .Лучшие рецепты. (40)
    • закуски , бутерброды (21)
    • рецепты в хлебопечке . (1)
    • салаты (9)
    • На заметку о разном. (232)
    • интересно (117)
    • лохотрон (5)
    • Магия и обереги (51)
    • Праздники (55)
    • Религия,иконы,молитвы (8)
    • Шьём (22)
    • Мода и время (13)
    • Юмор (48)

    Музыка

    Всегда под рукой

    Поиск по дневнику

    Подписка по e-mail

    Друзья

    Постоянные читатели

    Сообщества

    Статистика

    Я люблю русский язык! Правило Юли: в каком случае слова, начинающиеся с «пол», нужно писать через дефис.


    Юля – это не только прекрасное женское имя, но и удобный способ запомнить: в каком случае слова, начинающиеся с «пол», нужно писать через дефис.

    1) Буква «Ю» в имени — заглавная. После «пол» нужно ставить дефис, если слово начинается с заглавной буквы (слово является именем собственным).

    Пример: пол-Москвы, пол-Европы.

    2) Буква «л». После «пол» нужно ставить дефис, если слово начинается с буквы «л».

    Пример: пол-лимона (исключение: поллитровка).

    3) Буква «я» – гласная. После приставки «пол» нужно ставить дефис, если слово начинается с гласной буквы.

    Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/3800165/post250543804/

    Полезные мелочи

    После летних каникул мы возобновляем рубрику «Полезные мелочи». По-прежнему ждем от вас, дорогие коллеги, поступлений в нашу общую копилку.

    1. Добавим круги и стрелы

    Мне очень хотелось разнообразить орфографические задания на уроках русского языка. Арсенал мой был небогат. Ну, напишем слово несколько раз под диктовку, ну, предъявим его с пропущенными буквами и попросим восстановить. Можно задать лексическое значение нужного слова подбором синонимов или антонимов. И все.

    И вот как-то раз я прочитала в журнале «Русский язык в школе» рекомендации, которым потом с удовольствием следовала. (Дело было много лет назад, и, к сожалению, я не помню автора так понравившейся мне статьи. Если читатели сообщат его имя, газета его обязательно обнародует.) Предлагалось при изучении словообразования и связанных с ним правил правописания изображать приставки графически – с помощью кружков и стрелок.

    Каждый такой значок легко расшифровывается и запоминается, потому что содержит указание на пространственное значение приставки, но при этом годится для обозначения приставки в любом из других ее значений. Иными словами, значком мы обозначим приставку и в слове разбежались, и в словах раскричались и рассчитали.

    С помощью таких значков можно на любом уроке очень быстро и эффективно позаниматься орфографией и словообразованием. Задание на доске может выглядеть так:

    Что хорошего в такой форме задания? Во-первых, в ней есть некоторая новизна, а это всегда приятно. Во-вторых, это – ненавязчивое, но настойчивое напоминание о том, что слово состоит из морфем – значимых элементов. В-третьих, перед учениками нетрудная, но все же задачка, требующая некоторых умственных усилий и, соответственно, приносящая удовольствие, когда решена и «слово найдено». В-четвертых, здесь требуется иная степень орфографической бдительности по сравнению с диктантом, где опасность грозит буквально отовсюду, и обычным упражнением, где опасность обозначена скобками или многоточием.

    Записывая слово по нашему заданию, ученик должен всегда держать в уме ограниченную, но значительную группу правил, связанных с правописанием приставок и букв на стыке приставки и корня. Разумеется, задания можно усложнять, подбирая трудные корни, предлагая записать с полученными словами словосочетания и т.п.

    2. Вот бы знать наперечет!

    Каждый учитель знает, какая трудная тема производные предлоги. Запоминать предлоги, пишущиеся слитно, Светлана Геннадьевна Зелинская предлагает с помощью рифмовки:

    НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,
    еще НАПОДОБИЕ,
    знаю все наперечет:
    ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ.

    А Елена Алексеевна Кантур рассказывает, что рисовала на доске такую табличку:

    Эту же табличку ученики периодически воспроизводили на доске и в тетрадях.

    3. Пол-Юли

    Как запомнить правило правописания сложных слов с первым корнем пол-? Очень эффективный способ придумала Светлана Маратовна Евграфова. Записывая примеры на дефисное написание таких слов, рядом с первой строчкой (скажем, пол-Парижа, пол-Европы), пишем ЗГЛ (дефис – перед заглавной буквой второго корня), рядом со второй (пол-апельсина, пол-яблока) – ГЛ (перед гласной), рядом с третьей (пол-листа) – Л.

    Итак, ЗГЛ – ГЛ – Л (или даже просто ЗГЛ) – и все правило как на ладони.

    А Елена Васильевна Лукашевич и ее ученики называют его «правилом Юли» и записывают так:

    (т.е. опять наглядно представлены все случаи написания дефиса в словах с первым корнем пол-, только в другом порядке: заглавная буква, Л, гласная).

    4. Проверено. Столько-то мин

    Константин Иванович Прохоренко из Зеленограда пишет нам: «Я пришел к выводу, что никаких непроверяемых гласных не существует, все могут быть проверены. Почему кОрабль, лЕйтенант, рИсунок, сЕкунда, мИнута? Потому что линкор, старлей, рис. 2, столько-то мин. и столько-то сек.».

    5. Бить? Не бей!

    Этот же опытный методист напоминает о том, что «глупенькое и крохотное правило»: измени слово или подбери родственное, чтобы безударный гласный оказался под ударением, – во многих случаях бесполезно, а то и вредно, если предварительно не разобраться с чередующимися гласными: «В учебниках начальных классов детям предлагается проверять ударением слова выш_вать, нал_вать, заб_вать, как будто все обязательно подберут слова шить, лить, бить и никто не попытается проверять их словами шей, бей, лей».

    Источник статьи: http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200203706

    расскажите, пожалуйста, как писать приставку “пол” с различными…

    About

    Profile
    ex_latinizei516 posting in pishu_pravilno
    Blurb
    перед тем как задать вопрос, прочтите, пожалуйста, FAQ. уважайте чужое время.
    Ноябрь 2022
    1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30
    Navigation
    Свежие записи
    Архив
    Друзья
    Личная информация
    Поделиться
    Пожаловаться

    Page Summary
    [#] (без темы)
    [#] (без темы)
    [#] (без темы)
    [#] (без темы)
    [#] (без темы)
    [#] (без темы)

    4 мар, 2006 @ 20:38

    с нарицательными существительными, которые начинаются на согласную букву, кроме л, пишется пол через – полдома
    с нарицательными сущ-ми, которые начинаются на гласную, всегда через-
    пол-огурца
    с именами собственными обственными – через – пол-Москвы, пол-Алушты.

    через дефис
    – слова на гласную (пол-огурца)
    – слова на “л” (пол-лимона)
    – именные сущ. (пол-Европы)

    Числительное пол- (половина) в составе сложного слова:
    а) пишется слитно, если вторая часть сложного слова (обычно имя существительное нарицательное в форме родительного падежа) начинается с согласной буквы (кроме л), например: полметра, полкилограмма, полдесятого;

    б) пишется через дефис, если вторая часть начинается с гласной буквы или согласной л либо является собственным именем, например: пол-апельсина, пол-лимона, пол-Бельгии, пол-Атлантики.

    Числительное пол- в составе наречий пишется слитно, например: вполголоса, вполоборота.

    Примечание. Слово поллитровка пишется слитно, так как вторая часть его не является существительным в форме родительного падежа.

    Если числительное пол имеет самостоятельное значение и оторвано от последующего существительного согласованным определением, то оно пишется отдельно, например: пол столовой ложки, пол фруктового сада (такие выражения имеют только разговорный характер).

    Слово четверть в составе сложных слов пишется слитно, например: четвертьфинал (четвертьфинальные игры), четвертькровные животные.

    Источник статьи: http://pishu-pravilno.livejournal.com/1873429.html

    Хочется напомнить правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-

    В настоящее время читаю роман, который написан очень грамотно. Но все-таки споткнулась на правописании слов, начинающихся с ПОЛ-.

    …и приобрести очки в роговой оправе на пол лица.

    И оказалась на пол головы ниже Дениса.

    Для того чтобы безошибочно писать слова начинающиеся с «пол-», необходимо просто запомнить, что они всегда пишутся вместе, кроме трех случаев:

    1) если после приставки «пол-» стоит слово, которое начинается на гласную (пол-арбуза);

    2) начинается на букву Л (пол-лица);

    3) стоит имя собственное (пол-Москвы).

    Если «пол» не относится к следующему слову, то пишется раздельно (пол учебного года).

    Правильно: пол-лица и полголовы.

    Слова начинающиеся с «полу-» всегда пишутся слитно.

    Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

    Объясните мне, почему детей учат ставить точку в заголовке? Начальная школа. Задала вопрос учительнице. Она меня вежливо проигнорировала.

    Я не учитель, да и школу закончила в далеком 1977 году, так что объяснить не смогу. Но помню, что в своей дипломной работе в заголовках никаких точек не ставила.

    Познавательно и востребовано, потому и необходимо любому пишущему – на любом уровне. Но для кого? Если появился писательский зуд и понесло покорять просторы ХудЛит, нужно иметь надёжную основу – знание литературного русского языка. Литературного и письменного языка, а пишущий человек всегда склонен сомневаться в своих глубоких языковых знаниях. И вынужден постоянно себя контролировать:

    Литературный язык – это основное средство коммуникации между людьми одной национальности. Он характеризуется двумя главными свойствами: обработанностью и нормированностью.

    Обработанность литературного языка возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка, в результате специальных исследований учеными-филологами, общественными деятелями.

    Нормированность – употребление языковых средств, регулируемое единой общеобязательной нормой. Норма как совокупность правил словоупотребления необходима для сохранения целостности и общепонятности национального языка, для передачи информации от одного поколения другому. Если бы не было единой языковой нормы, то в языке могли бы произойти изменения, при которых люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга.

    Значит, писать – работать по правилам. Самый простой вариант: сомневаешься – спроси у поисковой строки. Не сомневаешься? Тут одно из двух: ты, либо – литературный гений, либо – ещё не понял, что все правила пролетели мимо головы или глаз. Не сомневающийся плохо реагирует на правила и инструкции, в результате – ущербен в языковом плане.

    В ХудЛит же есть ещё одно правило: мало писать правильно, ещё нужно это делать художественно, образно, описательно, свободно и доступно для читателя.

    Источник статьи: http://author.today/post/103617

    Написание пол-, полу- со словами

    Слова, начи­на­ю­щи­е­ся с пол-, могут писать­ся слит­но, с дефи­сом и раз­дель­но. Укажем пра­ви­ло напи­са­ния слов с пол-, полу-.

    Полу- пишет­ся слит­но с любой частью речи.

    В рус­ском язы­ке сло­ва, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых име­ет­ся корень пол- (поло­ви­на), в зави­си­мо­сти от опре­де­лён­ных усло­вий пишут­ся по-разному:

    Рассмотрим пра­во­пи­са­ние слов с кор­нем пол-. Выясним, от чего зави­сит дефис­ное, слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние.

    Правило написания пол- через дефис

    Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка в слож­ных по соста­ву сло­вах поста­вим дефис после пол- в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

    1. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с любой глас­ной бук­вы. Напомним, что в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся десять глас­ных букв:

    Примеры

    2. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с соглас­но­го «л»:

    Обратим вни­ма­ние, что в таких слож­ных сло­вах суще­стви­тель­ное име­ет фор­му роди­тель­но­го паде­жа.

    Слово «пол­лит­ров­ка», в соста­ве кото­ро­го вто­рая часть име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, пишет­ся слит­но. Отличаем его напи­са­ние от сло­ва «пол-литра», кото­рое пишет­ся через дефис соглас­но обще­му пра­ви­лу.

    3. Дефис ста­вим после пол-, если вто­рая часть сло­ва явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным и пишет­ся с про­пис­ной бук­вы:

    Слитное написание слов с пол-

    В осталь­ных слу­ча­ях, если корень нари­ца­тель­но­го име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с любо­го соглас­но­го, кро­ме «л», сло­ва с пол- пишут­ся слит­но.

    Понаблюдаем:

    • полвека
    • полдела
    • полтонны
    • полчетвёр­то­го
    • полнеба
    • полкаст­рюли
    • полстака­на.

    Пол- пишется раздельно

    Если меж­ду кор­нем пол- и суще­стви­тель­ным име­ет­ся согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, сло­во­со­че­та­ние пишет­ся раз­дель­но в три сло­ва:

    • пол чай­ной лож­ки,
    • пол мор­ско­го побе­ре­жья,
    • пол ябло­не­во­го сада,
    • пол соч­но­го арбу­за,
    • пол город­ской окра­и­ны,
    • пол жиз­нен­ной доро­ги,
    • пол седь­мо­го клас­са.

    Таблица ‘Правописание слов с пол-‘

    Слитное напи­са­ние Дефисное напи­са­ние Раздельное напи­са­ние
    Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с соглас­но­го, кро­ме ‘л’:

    полмину­ты,
    полбага­жа

    Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся на глас­ную или на ‘л’:

    пол-листа,
    пол-арбу­за,

    Между пол и сло­вом есть опре­де­ле­ние:

    пол сти­раль­ной маши­ны,
    пол чай­ной лож­ки,
    пол Мурманской обла­сти,
    пол Великого Новгорода

    Присоединяемая часть сло­ва — имя соб­ствен­ное, состо­я­щее из одно­го сло­ва:

    пол-Москвы,
    пол-Африки

    Присоединяемая часть сло­ва содер­жит дефис (в том чис­ле и име­на соб­ствен­ные):

    пол-конференц-зала,
    пол-мини-юбки,
    пол-Нью-Йорка

    Написание слов с полу-

    В рус­ском язы­ке сло­ва, при­над­ле­жа­щие к любой части речи, с полу- пишут­ся все­гда слит­но:

    полу­си­дя, полу­шу­тя, полу­ле­жать, полу­мас­ка, полу­эс­кад­рон, полу­ша­рие, полу­шё­по­том, полу­фи­наль­ный, полу­фе­о­даль­ный, полу­сон­ный

    Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние наре­чий, в соста­ве кото­рых име­ет­ся часть пол-. Такие сло­ва пишут­ся слит­но:

    • рабо­тать впол­си­лы,
    • сидеть впол­обо­ро­та,
    • оста­но­вить впол­пу­ти,
    • гово­рить впол­го­ло­са,
    • спать вполгла­за.

    Источник статьи: http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/napisanie-pol-polu-so-slovami.html

    Правописание “Юлии”: верная форма, примеры, грамматика, склонение

    В правовых и деловых документах личные имена следует писать в полной форме и соответствующем падеже. К примеру, правильно пишется « справка выдана Юлии », «Юлия Синицына находится в декретном отпуске», и тому подобно. Писать же, например, «предоставить Юлие такой-то материальное пособие» – грубейшая ошибка, и орфографическая, и правовая: ошибочно оформленный документ теряет силу действия. Может быть воспринято и как личное оскорбление, поскольку пишущий определённо думал о какой-то « Юльке» . Что отсюда воспоследует в сочетании с неполучением желаемого (и, возможно, надлежащего по закону), воображайте сами, а мне что-то не хочется.

    Значение

    Слово Юлия личное женское имя. Существует и в мужском роде – Юлий. Происходит, по-видимому, от древнегреческого ϊουλος – «пушистый, кудрявый» (читается «юлос»). Как личное имя широко введено в обход римлянами: Julia значит родившаяся в июле или принадлежащая к роду Юлиев.

    Уменьшительное от Юлия в русском языке Юля; ласкательное Юленька; уменьшительно-ласкательное Юлечка. В просторечии – Юлька (уменьшительное фамильярное); редкие – Юлуся или Юлюся (уменьшительно-ласкательные). Уменьшительное с оттенками порицания и пренебрежения Юла (вертлявая, непоседливая, беспокойная, суматошная).

    Когда Юлия не человек

    Имя Юлия становится несклоняемым, если принадлежит не женщине (изредка – домашнему или приручённому животному), но неодушевлённому предмету; на письме при этом берётся в кавычки:

    В топонимах (наименованиях географических объектов) то же имя пишется без кавычек и опять же не склоняется, оставаясь в изначальном падеже (не обязательно именительном):

    • «Остров Юлии более известен под именем Фернандина».

    Грамматика

    Слово Юлия – одушевлённое имя существительное женского рода 1-го склонения в школьной традиции (II академического). Имя собственное, личное имя. Состоит из корня «Юли-» и окончания «-я». Пишется с большой буквы. Постановка ударения Ю́лия. Падежные формы:

    • Именительный: Ю́лия (ед. ч.); Ю́лии (мн. ч.).
    • Родительный: Ю́лии (ед. ч.); Ю́лий (мн. ч.).
    • Дательный: Ю́лии (ед. ч.); Ю́лиям (мн. ч.).
    • Винительный Ю́лию (ед. ч.); Ю́лий (мн. ч.).
    • Творительный: Ю́лией или Ю́лиею (ед. ч.); Ю́лиями (мн. ч.).
    • Предложный: Ю́лии (ед. ч.); Ю́лиях (мн. ч.).

    Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

    Источник статьи: http://pishempravilno.ru/yulii/

    Азбучные истины

    Интерактивный диктант

    Учебник ГРАМОТЫ: орфография

    Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

    Имена и названия. Интерактивный тренажер

    Учебники

    Олимпиады

    Видео

    Полезные ссылки

    Летнее чтение

    Запоминалки

    Цитаты о языке

    Скороговорки

    Пословицы и поговорки

    Учебник ГРАМОТЫ: орфография

    Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

    Слова, начинающиеся с ПОЛ- и ПОЛУ-

    Правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-

    Для того чтобы безошибочно писать такие слова, необходимо запомнить, что ПОЛ- пишется слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, какая буква следует дальше, а ПОЛУ- пишется слитно всегда.

    Запомните примеры и объяснения:

    ПОЛЧЕТВЕРТИ – ПОЛ- пишется слитно, так как далее следует согласная.

    ПОЛ-УРОКА – ПОЛ- пишется через дефис, так как далее следует гласная.

    ПОЛ-ЛЕКЦИИ – ПОЛ- пишется через дефис , так как далее следует буква Л.

    ПОЛ УЧЕБНОГО ГОДА – ПОЛ пишется раздельно, так как он не относится к следующему слову.

    ПОЛУГОДИЕ – ПОЛУ всегда пишется слитно.

    Обратите внимание: если ПОЛ- оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис , например: пол-Европы, пол-Петербурга.

    Вот шествие по улице идет,
    и кое-кто в пол_голоса поет… (Иосиф Бродский)

    Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от
    приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

    …А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

    …А как напоишь слезами своими под собой землю на пол_аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

    Принесено немного; кто принес пол_лукошка , а кто и совсем на донышке. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»)

    Прах друга своего схоронить невозможно, предварительно не расстроив своего здоровья и не раздав пол_имения своего извозчикам! (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге»)

    Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)

    Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)

    Отец его, боевой генерал 1812 года, полу_грамотный , грубый, но не злой русский человек, всю жизнь тянул свою лямку… (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

    …Коляска проехала пол_версты , прежде чем разговор возобновился между ними. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

    Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.

    …Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

    Пол_России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести – шагу нам ступить некуда. (И. С. Тургенев. «Новь»)

    Расплачивалась по счету Варвара Петровна каждые пол_года , и день расплаты почти всегда бывал днем холерины. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

    О «светлых надеждах» он говорил всегда тихо, с сладостию, полу_шепотом , как бы секретно. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

    В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)

    Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)

    Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками. (И. С. Тургенев. «Муму»)

    Из-под таинственной, холодной полу_маски
    Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
    Светили мне твои пленительные глазки
    И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)

    Теперь один старик седой,
    Развалин страж полу_живой ,
    Людьми и смертию забыт,
    Сметает пыль с могильных плит… ( М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

    А у тебя уж условный рефлекс выработался: как пенсия, так обязательно пол_литра . ( В. Шукшин. «Горе»)

    Упражнение подготовили Д. А. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).

    Источник статьи: http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_64

    Понравилась статья? Поделить с друзьями: