5 дневная рабочая неделя как пишется

Как правильно пишется словосочетание «пятидневная рабочая неделя»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: легализованный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к словосочетанию «рабочая неделя&raquo

Ассоциации к слову «рабочий&raquo

Ассоциации к слову «неделя&raquo

Синонимы к словосочетанию «пятидневная рабочая неделя&raquo

Предложения со словосочетанием «пятидневная рабочая неделя&raquo

  • Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Сочетаемость слова «пятидневный&raquo

Сочетаемость слова «рабочий&raquo

Сочетаемость слова «неделя&raquo

Значение словосочетания «рабочая неделя&raquo

Рабо́чая неде́ля — установленная Трудовым законом продолжительность работы в течение календарной недели. (Википедия)

Значение слова «пятидневный&raquo

ПЯТИДНЕ́ВНЫЙ , –ая, –ое. Продолжающийся пять дней. Пятидневный путь. Пятидневное ожидание. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «рабочий&raquo

РАБО́ЧИЙ 1 , –его, м. а) В капиталистическом обществе: наемный работник, лишенный средств и орудий производства, вынужденный жить продажей своей рабочей силы; пролетарий. [Гернгросс] стал рассказывать о положении дел в рудниках. Дела эти шли плохо, так как труд рабочих отличался крайне низкой производительностью. — — От улучшения условий жизни горных рабочих отечество имело бы прямую выгоду, но никто, решительно никто не желает меня слушать! Брегова, Сибирское лихолетье Федора Достоевского. б) В социалистическом обществе: трудящийся, занятый производительным трудом на общенародных социалистических предприятиях, принадлежащий к рабочему классу, являющемуся ведущей силой общества, владеющему совместно со всем народом средствами производства. Социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Конституция СССР.

РАБО́ЧИЙ 2 , –ая, –ее. 1. Относящийся к рабочим 1 , принадлежащий рабочим, находящийся в руках рабочих, выражающий интересы рабочих. Рабочая власть. Рабочее движение. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «неделя&raquo

НЕДЕ́ЛЯ , -и, ж. Единица исчисления времени, равная семи дням, от понедельника до воскресенья включительно. Первый день недели. На будущей неделе. (Малый академический словарь, МАС)

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B0%D1%8F+%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8F

Поиск ответа

Вопрос № 247987

Как правильно в 3 дневный или 3 дневной срок?

Ответ справочной службы русского языка

Шанс проверить, так ли это, дает 15- дневный тур. Подскажите, пожалуйста, верна ли пунктуация, спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Как правильно написать “15-дневная”. Это верный вариант или нет?

Ответ справочной службы русского языка

Верное написание можно узнать в окне «Проверка слова» (набрать, например, * дневный ).

Здравствуйте!
Не могли бы Вы подсказать, как правильно писать:
3- дневный
3-х дневный
3-х дневный

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Англ. casual буквально означает “обиходный, повсе дневный стиль”.

Здравствуйте! Рекламодатели настаивают на написании числительного в таком виде (именно так – цифрой): “2-х дневный “, 2-х комнатная квартира”!!
Мы правим на “2- дневный “, “2-комнатный”. Им не нравится!!
Помогите убедить:) Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно: “3- дневный ” или “3-х дневный “?

Ответ справочной службы русского языка

Подскажите, пожалуйста, как правильно написать: 5-и дневный или 5- дневный ? Часто встречается в договорах. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Уважаемые эксперты, помогите, пожалуйста, разобраться с окончаниями в прилагательных, образованных от сочетаний числительных с существительными. 473 грамма – четыреста(?)семидесятитрехграммовый. 196 дней – сто(?)девяносто(?)шести дневный . И под. Почему двадцативосьмитысячный (Род. п. + Род. п.), но девяностодвухмиллионный (И. п. + Род. п.)? Апеллирую к вам как к последней инстанции. :)

Ответ справочной службы русского языка

Верно: четырехсотсемидесятитрехграммовый, стодевяностошести дневный . Интерфиксы и (десятиметровый), ух (двухэтажный), ёх (трехстворчатый), а (сорокаметровый) появляются в сложных прилагательных после основ числительных, кроме собирательных и девяносто, сто.

Здравствуйте! Как правильно написать: 18-ти дневный или 18- дневный поход? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! В правилах образования прилагательных из словосочетания “числительное+существительное” приводятся примеры с небольшими числами: трехлитровый, двадцатипроцентный и т.д. Скажите, правильным ли с позиций этих правил будет написание “двухтысячвосьмисотпятидесятишести дневный переход”? Я понимаю, что в реальной ситуации это слово будет написано “2856- дневный переход” и что в жизни такие слова-монстры не используются, но хотелось бы узнать.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: _двухтысячевосьмисотпятидесятишести дневный _.

Подскажите, пожалуйста, как будет правильно: 3-х дневный срок или 3-х дневный срок? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Как написать «двух дневный » не словом, а цифрой? Верно ли написание “2-х- дневный “, “1- дневный “?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _2- дневный , 1- дневный _.

Уважаемое С.БЮРО! Давно мечтал узнать,какая связь между словом и понятием “З Л О” и “ЗЛОБА ДНЯ” ,”ЗЛОБО ДНЕВНЫЙ “?

Ответ справочной службы русского языка

Источник статьи: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9&start=15

Пятидневная рабочая неделя

Сколько часов составляет пятидневная рабочая неделя?

Нормальная длительность (норма часов) пятидневной рабочей недели составляет 40 часов. Эта норма не зависит от следующих факторов:

  • организационно-правовой формы компании;
  • режима рабочего времени (например, работа в режиме гибкого графика или стандартной пятидневной рабочей недели)

Так как количество рабочих часов при пятидневной рабочей неделе – 40 часов, стандартно один рабочий день составляет восемь часов.

Оплата выходных дней при пятидневной рабочей неделе

При 5-дневной рабочей неделе у работников предусмотрено два выходных в неделю, общепринятыми выходными являются суббота и воскресенье, редко – воскресенье и понедельник. В отдельных случаях работодатель может установить на предприятии такой режим работы, когда общепринятые выходные являются рабочими днями. Например, при сменном режиме работы выходные устанавливаются графиком сменности и являются «плавающими», то есть могут попадать на разные дни недели с учетом чередования смен. Иногда бывают такие ситуации: работник трудится по стандартному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, но работодателю необходимо, чтобы работник вышел на работу в свой выходной день. Для этого должны соблюдаться следующие условия.

  • для того, чтобы работники вышли на работу в их выходной день, работодатель должен иметь законное основание;
  • понадобится согласие работника, оформленное письменно (предусмотрены исключения);
  • необходимо считаться с мнением профсоюза (в некоторых случаях, установленных законом);
  • понадобится распоряжение работодателя, оформленное письменно.

Стоит иметь ввиду, что оплата «рабочих» выходных дней при пятидневной рабочей неделе будет повышенной либо вы можете компенсировать их днем отдыха, дополнительно предоставленном работнику. Однако в данном случае есть и исключения: они касаются сотрудников, с которыми заключен трудовой договор на срок до 2 месяцев. В таком случае, если вы попросите работника выйти на работу в его выходной день, компенсировать его труд вы сможете только в денежном эквиваленте и не менее чем в двойном размере.

Приказ о переходе на пятидневную рабочую неделю

Если вы хотите увеличить или уменьшить продолжительность рабочей недели, то необходимо придерживаться следующей процедуры:

1. Издать приказ о переходе на иной режим работы (пятидневную рабочую неделю). Приказ необходимо составить в свободной форме.

В приказе обязательно нужно указать:

  • список должностей, профессий или отдельных работников, для которых устанавливается новый режим работы, например, пятидневная рабочая неделя;
  • порядок введения пятидневной рабочей недели;
  • список работников, которые ответственны за введение пятидневной рабочей недели;
  • сроки исполнения приказа.

Работников, если они переходят на новый режим работы, необходимо ознакомить с приказом.

Пример приказа о переходе на пятидневную рабочую неделю:

2. Установить другую длительность рабочей недели (например, пятидневную или шестидневную) в Правилах внутреннего трудового распорядка (коллективном договоре). Изменения в Правилах внутреннего трудового распорядка оформляются приказом руководителя предприятия или лица им уполномоченного, а в коллективном договоре – дополнительным соглашением к нему. Со всеми изменениями, которые внесены в Правила внутреннего трудового распорядка или с их новой редакцией все работники обязательно должны быть ознакомлены под подпись.

3. Отразить переход на другую длительность рабочей недели в трудовых договорах с работниками, которым она устанавливается, путем составления дополнительных соглашений к трудовым договорам.

Источник статьи: http://spmag.ru/articles/pyatidnevnaya-rabochaya-nedelya

Пятидневная рабочая неделя

Каждый наниматель устанавливает для персонала тот режим работы, который наиболее отвечает целям организации. Он может быть одинаковым для всех категорий работников или отличаться в зависимости от сферы их занятости. Одним из основных режимов труда и отдыха является пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

Пятидневная рабочая неделя: ТК РФ

Стандартный режим работы предполагает, что наемный персонал в рамках календарной недели трудится по такому графику:

  • 5 дней рабочих;
  • 2 дня выходные.

По такому графику в основном работает персонал офисных профессий и руководители. Для рабочих профессий он также может применяться, но в этом случае все зависит от технологии производства.

При этом выходные дни не обязательно совпадают с официальными выходными днями (суббота и воскресенье). Они могут быть сдвинуты или разделены. Такой график называется скользящим.

Например, часть персонала может работать с понедельника по пятницу, а часть со вторника по субботу. Соответственно, выходные будут либо суббота и воскресенье, либо воскресенье и понедельник.

Режим рабочего времени должен быть указан в трудовом договоре или коллективном соглашении.

Устанавливается такой график работы распорядительным документом за подписью руководителя компании. В приказе указывают:

режим работы в виде пятидневной рабочей недели;

  • ежедневную продолжительность труда и регламентированное время перерывов в течение рабочего дня;
  • категории наемного персонала, для которых он устанавливается;
  • распоряжение руководителям подразделений и специалистам по кадровой работе по приведению различной документации в соответствии с приказом.
  • Поэтому наемный персонал должен быть заранее проинформирован о его изменении.

    Пятидневная рабочая неделя: сколько часов

    Общая продолжительность рабочего времени составляет 40 часов еженедельно (ТК РФ, ст. 91).

    К таким категориям персонала относят:

    • дети до 16 лет — 24 часа;
    • подростки от 16 лет до 18 лет — 35 часов;
    • персонал с инвалидностью (I и II группы) — 35 часов;
    • рабочие, чьих местах работы условия труда отнесены к вредным (3 и 4 класс) или опасным — 36 часов.

    При этом оплату труда им рассчитывают, как за стандартную 40-часовую неделю.

    Помимо еженедельной продолжительности труда, наниматели устанавливают и ежедневную длительность рабочего времени. При стандартных 40 часах работник обязан трудиться в течение 8 часов.

    Это время должно быть отдано только работе. Перерывы на обед или внутрисменный отдых добавляются к рабочему времени.

    Например, рабочий день длится 8 часов. Дополнительно работник имеет право на два перерыва по 15 минут и часовой перерыв на обед.

    Общая продолжительность нахождения на работе будет составлять 9,5 часов. То есть режим работы будет выглядеть следующим образом:

    • рабочий день с 8-00 до 17-30;
    • перерыв на обед с 13-00 до 14-00;
    • маленькие перерывы с 10-45 до 11-00 и с 15-45 до 16-00.

    При стандартной 40-часовой неделе наниматель в исключительных случаях может привлекать персонал к дополнительной работе.

    Например, сотрудник должен выехать к месту командировки в воскресенье, чтобы с утра в понедельник начать выполнение командировочного задания.

    За сверхурочную работу по окончании рабочего дня или выход на работу в выходные дни устанавливается дополнительная оплата. Работник может получить двойную оплату за эти дни или часы, либо простую оплату и дополнительный выходной день.

    Исходя из потребностей бизнеса, наниматель может устанавливать пятидневную рабочую неделю для всего или части персонала. При такой организации труда каждый сотрудник должен отработать по 40 часов в неделю. Некоторым категориям работников устанавливают сокращенную рабочую неделю (за счет меньшего количества часов ежедневной работы). Однако оплачиваться такие сокращенные рабочие недели должны так же, как и стандартные пятидневные недели.

    Режим труда в виде стандартной рабочей недели должен быть установлен специальным приказом руководства и условиями трудовых или коллективных соглашений.

    Источник статьи: http://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/pyatidnevnaya-rabochaya-nedelya.html

    Русский язык и лингвистика

    Более 3 дней или 3-х дней? 2-недельный или 2-х недельный?

    Всем привет! Сегодня поговорим о количественных числительных и их оформлении на письме.

    Что не так с числительными?

    Числительные можно назвать самой пострадавшей частью речи в русском языке. Произносят их как попало (вместо «две тысячи двадцатый» многие говорят «двухтысячнодвадцатый» или ещё как-нибудь поиздеваются). Просклонять числительные вроде «875» или «389» далеко не каждый сможет без запинки. На письме числа зачастую тоже оформляют как придётся.

    Кроме того, мало где доходчиво и обстоятельно говорится о наращении числительных. Пожалуй, только в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой подробно рассказано, как записывать числительные, когда и где какую форму предпочесть: словесную или цифровую. И ещё Д. Э. Розенталь объяснял эти подробности в книге «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию».

    Важна одна деталь. В художественных, публицистических текстах числительные от одного до десяти пишутся буквами. К заголовкам это не относится.

    А теперь перейдём к сути вопроса.

    Запись количественных числительных

    Наращения при записи количественных числительных не используются. Поскольку они выражают значение числа в полной мере. Буквенные окончания дописываются только к порядковым.

    • Более 3 дней (трёх дней). Девушка лет 30 (лет тридцати). Словарь в 4 томах (четырёх томах). Рисовать 9 карандашами (девятью карандашами). От 8 дней (восьми дней).
    • В магазине должны находиться не более 3 покупателей.
    • 2-недельный, двухнедельный. 2-слойный, двухслойный. 3-комнатная квартира, трёхкомнатная квартира. 5-дневная (пятидневная) рабочая неделя.
    • 2-летие (двухлетие), 5-летие (пятилетие).

    Посмотрим объяснение в уже упомянутом справочнике Розенталя:

    Недопустимы наращения при количественных числительных, обозначениях дат, а также при римских цифрах: из 25 участников, 24 мая, VII съезд.

    Как вы уже поняли, это касается и количественных числительных в составе сложных слов: 2-недельный отдых (двухнедельный отдых), 14-дневный срок.

    Записи вроде «2-х недельный» бессмысленны и ошибочны. Потому что «2-х» — это сокращённая запись порядкового числительного «вторых». И по правилам орфографии словесно-цифровая запись оформляется без пробела перед второй частью слова.

    Логично, что конструкции «5-ти», «8-ми», «18-ти» тем более не несут смысла, поскольку нет слов «пятити», «восьмими», «восемнадцатити». И смотрятся они нелепо.

    Поделитесь этой статьёй с вашими знакомыми, чтобы как можно больше людей её прочитали. Если вы пользуетесь Телеграмом, подписывайтесь на наш канал.

    Источник статьи: http://lgram.ru/bolee-3-dnej-ili-3-h-dnej-2-nedelnyj-ili-2-h-nedelnyj/

    Поиск ответа

    Вопрос № 309637

    Здравствуйте! Пожалуйста, не оставьте без внимания мой вопрос, задаю его много раз, но не получаю ответа, а для меня это очень важно. В кавычках или без пишется название фестиваля форума – Российская креативная неделя? И еще, пожалуйста, скажите как пишется (с кавычками или без) это название с родовым словом (фестиваль, форум, фест-форум) и без него. Заранее огромное спасибо за помощь!

    Ответ справочной службы русского языка

    Названия мероприятий со словом неделя пишутся без кавычек, так как не выделяются кавычками собственные наименования, если они не имеют условного характера (например, Российский государственный гуманитарный университет, Московский театр кукол, Институт языкознания Российской академии наук). У слова неделя фиксируется значение ‘семи дневный промежуток времени, посвящённый чему-л., какому-л. событию’. Ср. с названиями, закрепленными в словаре. В сочетании названия (как несклоняемого приложения) с родовым словом кавычки уместны.

    Добрый день! 7-(семи-) дневный . Как правильно написать, если в банковском договоре нужно прописать число и цифрой, и буквами?

    Ответ справочной службы русского языка

    Разъясните правописание сложных прилагательных, образованных на основе существительного и числительного. Например, как написать 21-минутный буквами – двадцатиодноминутный или двадцати одноминутный? 38- дневный – тридцативосьми дневный ? 2500-летний – дветысячипятьсотлетний? Спасибо за разъяснения.

    Ответ справочной службы русского языка

    Пишем слитно: двадцатиодноминутный, тридцативосьми дневный , дветысячипятИсотлетний .

    Как будет правильно:
    В.И.Соболеву в трех дневный срок представить предложения
    или
    В.И.Соболеву в трех дневный срок предоставить предложения

    Ответ справочной службы русского языка

    В пяти дневный срок или в пятидневной срок

    Ответ справочной службы русского языка

    Как правильно написать:
    Объявить под росписть в 3-х дневный срок.
    или
    Объявить под роспись в 3- дневный срок.

    Ответ справочной службы русского языка

    Правильно: в 3- дневный срок. Обратите внимание: не под роспись , а под подпись. См. в «Словаре трудностей»: Подпись, роспись и виза.

    Всем, нижеперечисленным сотрудникам, в двух дневный сроксдать фотографии в отдел кадров. Запятые нужны?

    Ответ справочной службы русского языка

    Здравствуйте. Не могу решить, как правильно писать сложные слова, когда первая часть числительное пишется цифрой. Подскажите. например: 3-х дневный , 3-х дневный или 3- дневный , или вообще по-другому. Спасибо за справку.

    Ответ справочной службы русского языка

    Правильно только такое оформление: 3- дневный .

    Скажите, пожалуйста, как правильно разобрать по составу слово ОБЫДЕННОСТЬ? Какое слово явл. однокоренным:быть или день? Это то, что обычно бывает или каждый день бывает? Правильно ли так: о-приставка, быд-корень, дальше суффиксы?
    Спасибо. Елена.

    Ответ справочной службы русского языка

    В современном русском языке морфемный состав слова обыденность такой: корень обыденн- и суффикс -ость, у слова обыденный – корень обыденн- и окончание -ый (см.: Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка. М., 1996). Что касается истории этих слов, то первоначальное значение обыденный в древнерусском языке – ‘сделанный в один день’; ‘одно дневный ‘. Слово происходит от сочетания * об-ин-день ‘в один день’, где ин ‘один’ (ср. др.-рус. инорогъ ‘единорог’). Значение ‘повсе дневный ‘ у слова обыденный появилось позже. Сейчас корень – ден – у слов обыденный, обыденность уже не выделяется.

    Здраствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно расставить запятые в предложении “предписываем Вам в 3-х дневный срок с момента получения предписания демонтировать самовольно установленный навес.”

    Ответ справочной службы русского языка

    Запятые в этом предложении не нужны. Правильно: 3- дневный .

    Подскажите, пожалуйста, какое окончание необходимо писать у прилагательного, которое стоит перед рядом существительных: Еже дневный (или ежедневные) сбор, обновление и ведение электронных данных?

    Ответ справочной службы русского языка

    Здесь лучше поставить определение в форму множественного числа: ежедневные сбор, обновление и ведение электронных данных , т. к. при единственном числе неясно, связано ли определение только со словом сбор или со всем рядом однородных членов.

    “Пробил” слово “довлеть” и получил удивительный ответ: господствовать, тяготеть над и пр.
    Но ведь это совершенно неверно. Значение этого глагола: быть достаточным, полным, хватать. См. в Библии “довлеет дневи злоба его”, т.е. на каждый день ДОСТАТОЧНО, хватает его (дня) забот. Да и у Ожегова есть (или было?)предупреждение: не путать с давлением. Что современная неграмотность уже заползает и в словари? Буду вам искренне благодарен за разъяснение и ВАШ комментарий. yurko66

    Ответ справочной службы русского языка

    Глагол довлеть произошел от унаследованного русским литературным языком старославянского глагола довлети , означавшего ‘быть достаточным, хватать’. В первоначальном значении этот глагол употребляется в евангельском выражении довлеет дневи злоба его , переводимом ‘хватает на каждый день своей заботы, довольно для каждого дня своей заботы’ (отсюда и устойчивое сочетание злоба дня – повседневная забота, нужда данного момента, требующая немедленного удовлетворения; потом и прилагательное з лобо дневный ).

    Слово довлеет встречается и в другом устойчивом выражении – довлеть самому (самой) себе , означающем ‘зависеть в своем существовании и развитии только от себя’, например: природа сама себе довлеет. Отсюда прилагательное самодовлеющий – ‘достаточно значительный сам по себе, имеющий вполне самостоятельную ценность’.

    Однако в XX веке у глагола довлеть возникло совершенно новое значение – ‘тяготеть, преобладать, господствовать’. Вот как об этом пишет Л. Успенский в книге «Слово о словах»:

    «Нам, особенно не знающим древнеславянского языка, “довлеть” по звучанию напоминает “давить”, “давление”, – слова совсем другого корня. В результате этого чисто внешнего сходства произошла путаница. Теперь даже очень хорошие знатоки русского языка то и дело употребляют (притом и в печати) глагол “дОвлеть” вместо сочетания слов “оказывать дАвление”:

    “Гитлеровская Германия довлела над своими союзниками”.

    “Над руководителями треста довлеет одна мысль: как бы не произошло затоваривания. “

    В этих случаях “довлеет” значит уже “давит”, “висит”, “угнетает”, – все что угодно, только не “является достаточным”.

    По поводу этого обстоятельства в нашей прессе возникли бурные споры. Писатель Ф. Гладков опротестовал подобное понимание слова, совершенно справедливо считая его результатом прямой ошибки, неосведомленности в славянском языке. Казалось бы, он совершенно прав.

    Однако посыпались возражения. Старое древнеславянское значение слова забылось, говорили многие, утвердилось новое. Какое нам дело до того, чт о “довлеть” значило во дни Гостомысла? Теперь оно значит другое, и смешно возражать против этого. Подобные превращения происходят в языке постоянно. »

    Таким образом, новое значение глагола довлеть постепенно прижилось в русском языке. Сейчас говорить довлеть над кем-то в значении ‘господствовать, тяготеть’ допустимо, употребление соответствует норме. Но управление еще испытывает колебания в стилистическом плане. Так, довлеть над кем-чем отмечено как нейтральное в “Толковом словаре русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, но с пометой “разговорное” в “Большом толковом словаре русского языка” под редакцией С. А. Кузнецова.

    Подробно об истории этого слова можно прочитать в книге: В. В. Виноградов. История слов. М., 1994.

    Здравствуйте. Объясните правильно ли употреблено слово оплатить в предложении: “Вы обязаны в трех дневный срок оплатить за коммунальные платежи”.

    Ответ справочной службы русского языка

    В предложении допущена ошибка. Можно сказать: оплатить коммунальные услуги; внести коммунальные платежи .

    Необходима ли запятая перед либо в следующем предложении? Прошу Вас в пяти дневный срок освободить помещение либо заключить договор аренды указанного имущества предприятия.

    Ответ справочной службы русского языка

    Как правильно писать 3-х дневный семинар или 3- дневный ?

    Ответ справочной службы русского языка

    Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9

    Понятие пятидневной рабочей недели + нормы часов и дней по ТК РФ

    Трудовое законодательство предусматривает стандартную схему режима трудового распорядка, которым является пятидневная рабочая неделя (статья 91 ТК РФ России).

    Все иные подзаконные акты, применимые в трудовых правоотношениях, используют за основу пятидневный график работы.

    Работодатель имеет право отклоняться от установленных законом общих правил путем оформления соответствующей локальной распорядительной документации с обязательным указанием причины такого отклонения.

    Что такое по ТК РФ?

    Основным показателем, лежащим в основе времени работы и расчете оплаты выполненных работниками должностных функций, лежат нормы рабочей недели и трудовых часов.

    Указанные показатели объединяются единым понятием режима трудового распорядка.

    В соответствии с нормами ТК РФ указанные режимы могут быть представлены:

    Также к представленному понятию относится возможность привлечения сотрудников к сверхурочке и к труду в ночное время.

    Среди всех представленных категорий Международной организацией труда закрепляется единый стандартный режим, рекомендованный к использованию всеми предприятиями (организациями) – пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

    Рабочая неделя – это количество дней в календарной неделе, на протяжении которых работник обязуется в оговоренное время присутствовать в месте постоянного трудоустройства и выполнять возложенные на него трудовым договором производственные обязанности.

    Стандартным графиком при пятидневной рабочей принято считать пять рабочих дней с понедельника по пятницу и два выходных – суббота и воскресенье, однако допустимо также использование плавающих выходных (обязательный – воскресенье и один другой, как совмещенный, так и отдельный, день недели).

    Сколько дней в году, часов в дне — нормы

    ТК РФ закрепляет ограничение по количеству часов, в течении которых на протяжении одной рабочей недели работник может быть привлечен к выполнению своих должностных обязанностей, которое составляет 40 часов.

    Исходя из указанного количества рабочего времени при пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного исполнения трудовых обязанностей работниками должна составлять 8 часов без учета перерывов для приема пищи и отдыха.

    Несмотря на представленное ограничение, работодатель имеет право привлекать работника к ненормированному графику или сверхурочным работам с дальнейшей финансовой компенсацией или предоставлением дополнительных отпускных (выходных) дней.

    Также следует соблюдать ограничение по привлечению работников к исполнению производственных заданий накануне праздничных и выходных дней – продолжительность такого времени работы должна быть сокращена на час от стандартного режима, т.е. при стандартном графике с 5 рабочими днями это 7 часов.

    Могут ли выходные быть по скользящему графику?

    В силу специфики деятельности отдельных производств на них может быть установлен скользящий график. Представленное понятие не соответствует гибкому режиму труда, а включает в себя следующее:

    • работник привлекается к работе пять дней в календарной неделе;
    • выходные по скользящему графику не установлены на определенные дни и могут меняться в соответствии с необходимостью выполнения трудовых функций в разные дни недели;
    • выходные дни планируются графиком, составленным в соответствии со временем учета рабочего времени (неделя, 10 дней, месяц и т.п.);
    • количество рабочих часов при скользящем графике не может превышать общепринятого количества в 40 часов;
    • заработная плата трудящимся со скользящим графиком выплачивается в соответствии с установленной ставкой и в случае недостатка количества трудовых часов в учетном периоде выплачивается в полном объеме.

    Важно! Выходные дни по скользящему графику могут совпадать с праздничными без предоставления дополнительного отдыха.

    Указанный режим может быть установлен путем закрепления в коллективном трудовом договоре, индивидуальном трудовом соглашении или введен в действие путем издания руководством компании соответствующего приказа.

    Выводы

    Пятидневный режим работы является стандартным графиком, рекомендованным к использованию всеми предприятиями (организациями).

    Для трудящихся по представленному режиму установлена максимальная продолжительность работы в 40 часов и два обязательных выходных.

    С учетом специфики отдельных производств законодатель допускает применение скользящего графика с неустановленными выходными днями.

    Источник статьи: http://kadrovik-otchet.ru/trudovoe-pravo/rabochee-vremya/vazhnoe-rabochee-vremya/pyatidnevnaja-nedelya.html

    ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

    Какие действия надо предпринять для перевода школы или класса с шестидневного обучения на пятидневное? Примеры и последовательность действий. Насколько реально перевести школу на пятидневку?

    Новость о возможном введении в школах шести дней обучения озадачила многих родителей. Некоторые категорически не хотят переходить на шестидневку. Для других информация о том, что не все, как они, учатся по шесть дней в неделю, стала неожиданностью. Они тоже хотели бы перейти на пять дней. Но как это сделать?

    Сколько школ в России учатся по шестидневке?

    Начнем с того, что у нас в стране никто не знает точное количество школ, находящихся на шестидневке. Это происходит не потому, что школы не подают такую отчетность, а из-за того, что данная величина «плавающая» и зависит от многих факторов. Родители школьников часто не знают, что соседняя школа учится по другому графику.

    Каждый регион, каждая местная власть и даже руководство местной школы имеют право действовать в этом вопросе, как они пожелают. Такое право им дано Минпросвещения и Законом об образовании. В школах страны нет не только единой программы обучения, но и единого графика учебы.

    На пресс-конференции «Известий», посвященной возможному переходу на школ на шестидневку, эксперт Общероссийского народного фронта, директор фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова заявила, что нет четкой статистики о том, сколько школ находятся на шестидневке и сколько на пятидневке.

    Вот что она ответила на этот вопрос:

    «Ну такой статистики, я думаю, нет, поскольку для этого нужно все 44 000 школ опросить либо какую-то другую форму учета придумать. Сегодня каждая школа самостоятельно решает эти вопросы согласно Закону об образовании. Ничто не мешает директору школы вместе с администрацией, при учете мнения родителей, на какой-то период или полноценно перейти на шестидневку, если есть какие-то проблемы именно в подготовке.
    Есть школы, которые могут перейти на шестидневку, например, на месяц. Есть школы, которые занимаются по триместрам. Например, 1-й и 2-й триместр — шестидневка, а остальные пятидневка. Это зависит от учебного плана, от наличия свободных аудиторий, от занятий, когда детей надо делить на группы и т.д. Т.е. школа этими вопросами занимается самостоятельно. Никто не может менять этот план, ни муниципальные власти, ни федеральные», — сказала она.

    Одним словом, никто точно не знает, какие школы и как учатся. Есть лишь усредненные, приблизительные данные.

    Попробуем подсчитать

    Учитывая такой интерес к этой теме и закрытость более точных статистических данных для публичного доступа, попытаемся сами подсчитать эту цифру.

    Для этого воспользуемся открытыми данными:

    Согласно всероссийскому опросу, проведенному в 2019 году, оказалось, что около трети опрошенных родителей заявила, что их дети учатся по шестидневке.

    Путем несложных расчетов можно определить приблизительное число школ, в которых учатся шесть дней в шеделю.

    Итак: Общее количество школ в России около 44 000. Около трети (33%) на шестидневке.
    Итого: около 14 520 школ учатся шесть дней в неделю.
    Остальные 29 480 школ находятся на пятидневке.

    Напоминаем, что это лишь грубые подсчеты. Реальные цифры могут отличаться.

    Что лучше пяти или шестидневка?

    Мнения на этот счет различны. Каждый приводит свои доводы.

    Сторонники шестидневки:

    Считается, что переход на шестидневку удобен тем, что все дополнительные занятия и различные кружки в школах, а также учебная программа — выдаются в полном объеме.

    Вопрос о пяти- и шестидневках в школах поднимался еще в 70-х годах прошлого века. В прибалтийском городе Пярну проводился эксперимент. Всех учеников перевели на пятидневку, думая о том, как это скажется на досуге и успеваемости школьников. В результате — около 80% учеников были предоставлены сами себе.
    Эксперимент показал, что большинство школьников в выходные дни занимаются своими привычными делами, которые они делали по воскресеньям, а именно — отдыхали и развлекались (кино, игры, прогулки и т.д.).

    Целесообразность уменьшения учебной недели для повышения качества знаний в этом эксперименте не была доказана.

    К аргументам «за» шестидневку относят и такой — при шестом учебном дне дети получают дополнительные знания от профессионалов (учителей), которые они не могут получить самостоятельно, находясь на отдыхе.

    Сторонники пятидневки

    Основные доводы:

    — Школа не дает необходимых знаний для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, поэтому необходимы репетиторы, для которых и нужен дополнительный день.

    — Сторонники разностороннего развития говорят о необходимости дополнительного выходного дня для выявления предпочтений школьников путем дополнительных занятий в кружках и и спортивных секциях вне школы. Отсутствие такого выходного дня означает ограничение возможности ребенка найти свое призвание в чем-то другом.

    Можно ли перевести школу на пятидневку и обратно?

    Возможно ли это? Да, Закон об образовании это допускает.

    Решение о смене продолжительности учебной недели школа принимает самостоятельно на основании (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

    Решается это не одним днем, а путем предватительной тщательной подготовки.

    При переходе на пятидневку (шестидневку) надо учитывать:

    • правовую базу школы;
    • основные образовательные программы начального и основного образования в соответствии с требованиями ФГОС и ФКГОС;
    • режим занятий для учащихся в соответствии с требованиями СанПиН школы.

    Отдельный вопрос — с какого периода можно менять продолжительность учебной недели?

    Федеральное законодательство не определяет четких сроков, с которых школа может перейти на пятидневную учебную неделю. Однако рекомендуется переходить на новый режим с нового учебного года, нового полугодия или новой учебной четверти.

    Вопросы, возникающие при переходе.

    Закон об образовании прямо указывает на возможность школы (при согласии родителей и учеников) переходить на другой режим обучения. Однако на практике оказывается, что не все так просто.

    К Закону существует большое количество дополнительных инструкций и подзаконных актов, которые способны сделать этот процесс если не невозможным, то, по крайней мере, очень трудным.

    С чего начать?

    Вопрос изменения продолжительности учебной недели решает «Управляющий совет школы»

    Управляющий совет школы — это коллегиальный орган Государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой.

    В состав Управляющего совета, кроме родителей, могут входить представители администрации, учащиеся, выпускники школы и просто неравнодушные граждане, чьи дети даже никогда не учились в этом учебном заведении. Он может решать многие вопросы касающиеся образовательного процесса, в том числе и продолжительность учебной недели.

    Начинать процесс перехода на пятидневку надо со сбора Управляющего совета школы. На нем выясняется принципиальная возможность такого перехода.

    Прежде всего надо понять, способна ли вообще школа перейти на пятидневку. Здесь необходимо учесть много факторов — количество свободных классов и возможности педагогов (в плане увеличения их нагрузки на пятидневной неделе).

    Дело в том, что независимо от того, сколько дней в неделю учятся школьники, количество учебных часов остается прежним. Просто часть учебных часов с субботы переносится на другие учебные дни.

    * Максимальная нагрузка школьников в неделю

    Часто при детальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что существующие условия в школах не позволяют перейти на пятидневку (переполненность классов, нехватка педагогов, нормы СанПина и др).

    Наверняка многие из тех, кто прочитал эти строки, сразу подумали, что все перечисленное относится и к их школе.

    К сожалению, вследствие различных «улучшений» и «оптимизаций» количество школ в России за последние 20 лет сократилось на 27,5 тысяч единиц, что вызвало повышение нагрузки на оставшиеся школы.

    * За период с 2000 по 2018 годы было закрыто более 27 000 школ.

    В результате такого сокращения многие дети стали учиться в более многочисленных классах, часто во вторую смену. Как правило, именно в таких переполненных школах и введено шестидневное обучение.

    Обучать большое количество школьников в пятидневку они просто не в состоянии. Если похожая сиутация наблюдается и в школе Вашего ребенка — говорить о возможности перехода на пятидневку не имеет смысла.

    В больших городах ситуация с обеспечением населения школами заметно лучше. В этом случае переход на пятидневку по-прежнему возможен.

    И так если условия позволяют — переходим к следующему шагу.

    Проверка Устава школы

    Вероятно, не все родители, определяющие своих детей в школу, читали ее Устав, но именно от него зависит, имеет ли право школа переходить на пятидневку.

    Каждое образовательное учреждение должно иметь свой Устав, в котором оно определяет свои задачи и цели. Они четко прописаны в этом документе. Устав является юридически значимым документом, отклонение от которого в своей деятельности не допускается.

    В Уставах школ вариант обучения школьников (пяти- или шестидневка) может быть как прописан, так и нет.

    Если такой пункт отсутствует — управляющий совет вправе изменять количество учебных дней. А если в Уставе прописано обучение по шестидневной неделе, то для того чтобы перевести ее на пятидневку, потребуется перерегистрация самого Устава школы, что само по себе проблематично и маловероятно. Для этого нужны согласия всех ее учредителей, которые получить чрезвычайно трудно.

    В государственной школе получить согласие на перерегистрацию Устава крайне сложно, и на этом попытку перевода детей на пятидневку можно прекращать.

    Если Устав позволяет это сделать, то после проведенной подготовки силами школы оформляются необходимые документы. Директором образовательного учреждения издается приказ о переводе школы на пятидневное обучение.

    * Приказ о переводе школы на пятидневное обучение

    В заключение:

    Вопрос о переходе школ на иной график учебы относится к ведению самой школы. Однако переход туда-обратно часто сопряжен с большими трудностями.

    В настоящее время из-за пандемии коронавируса это сделать особенно трудно. Школы находятся в затруднительной ситуации из-за рекомендаций Роспотребнадзора, ограничивающих число учеников в классе и вводящих дополнительные санитарно- эпидемиологические требования к очному обучению.

    Источник статьи: http://obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_6_21_perevod.html

    Пятидневную рабочую неделю ввели всего 55 лет назад. Как раньше жили и трудились люди?

    Пятьдесят пять лет тому назад в Советском Союзе ввели новый рабочий график. В марте 1967 года на смену шестидневке пришла пятидневная рабочая неделя с восьмичасовым рабочим днем, по которой мы живем и сегодня.

    Введение 40-часовой рабочей недели в большинстве европейских стран произошло в начале 1960-х, после того, как это предложила Международная организация труда. Вскоре и правительства других стран стали вводить пятидневную рабочую неделю. Правда в разных странах объем рабочего времени до сих пор остается разным по причине отличия степени развития экономики.

    7 марта 1967 года постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Произошло это благодаря уровню развития экономики.

    Трудовая общественность СССР с энтузиазмом приняла нововведение. Однако вскоре выяснилось, что за пять дней на рабочем месте нужно успевать делать то, что раньше выполняли за шесть. К тому же, если раньше работали 6 дней и зарплата соответственно начислялась за 42 рабочих часа, то теперь рабочая неделя составляла 40 часов, а значит, уменьшалась и заработная плата.

    Вместе с плюсами появились и свои минусы, пациенты в больницах обнаружили, что у врачей суббота тоже стала выходным днём. Не ощутили ценностей пятидневки школьники и студенты, в школах и вузах по-прежнему занимались шесть полноценных дней.

    Предполагалось, что лишний выходной люди используют на общение с семьей или повышение общего культурного уровня. И действительно, появилось время для домашних дел, детей, работы на приусадебном участке. С появлением второго выходного дня в Советском Союзе началась массовая раздача дачных участков и создание дачных поселков. Люди строили там небольшие домики, проводили выходные на природе, выращивали овощи и фрукты.

    Кроме того благодаря дополнительному выходному стала расширяться сеть театров, кинозалов и стадионов. Перед некоторыми гражданами неожиданно встал вопрос, а что делать со свободным временем? Вероятно, в связи с этим новый рабочий график совпал с очередной антиалкогольной кампанией. Прямую связь между этими фактами никто не доказал, но уже в 1968 году на заводах и фабриках стали повсеместно создавать комиссии по борьбе с пьянством.

    Возникла и еще одна проблема. При шестидневной рабочей неделе с понедельника по пятницу рабочий день был семичасовым, а по субботам – еще на один час короче. В сумме рабочая неделя составляла 41 час. После перехода на пятидневную рабочую неделю возникла необходимость отрабатывать этот самый 41-й час. Проблему решали по-разному. На многих предприятиях страны периодически устраивались рабочие субботы, которые в народе именовались «чёрными». В других коллективах рабочий день продолжался 8 часов и 12 минут, например с 8:00 до 17:12.

    В 1971 году максимальная продолжительность рабочей недели в 41 час была закреплена в Кодексе законов о труде в РСФСР, а в 1977 году – в Конституции СССР.

    В последнее время в некоторых странах стали проводить эксперименты с введением четырехдневной рабочей недели и сокращением рабочего графика. Эти попытки эксперты объясняют желанием организаций и государств повысить производительность труда и снизить нагрузку на работающих.

    Источник статьи: http://komkur.info/advice/pyatidnevnuyu-rabochuyu-nedelyu-vveli-vsego-55-let-nazad-kak-ranshe-zhili-i-trudilis-lyudi

    50 лет назад в СССР была утверждена пятидневная рабочая неделя

    Сегодня рабочая неделя в России и многих других странах регулируется трудовым законом, который устанавливает ее продолжительность. В большинстве цивилизованных стран она составляет около 40 часов в неделю.

    Но так было не всегда. На территории России привычная пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями появилась только 50 лет назад.

    7 марта 1967 года ЦК КПСС, Совет министров СССР и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями».

    Спустя неделю Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

    После отмены крепостного права, положившей начало капиталистической формации в стране, крестьяне работали по найму, занимаясь всем подряд, от плетения лаптей и извоза до гончарного дела и обработки льна. Ни о каких нормах рабочего времени тогда и речи не шло. Зимой крестьяне почти не работали, летом же вставали на самой заре и работали, пока солнце не сядет. Крестьянское население было большей частью занято на полях, в рабочую пору ходили в поле и по воскресеньям — от жары пшеница могла осыпаться. Обычно же воскресенье было выходным днем, когда крестьяне посещали церковь, а затем расходились — кто по домам, кто по трактирам.

    В городе ситуация была ненамного лучше. Рабочие часто были заняты на фабриках по 14–16 часов в сутки. Лишь к 1897 году был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», устанавливающий 11,5-часовой рабочий день для мужчин и 10-часовой для женщин. Воскресенье было выходным днем. Но по особому договору можно было вводить еще и сверхурочные работы, так что на практике время работы не изменилось.

    Серьезные изменения произошли после Октябрьской революции 1917 года.

    Тогда Совет народных комиссаров издал декрет, в котором говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю.

    Сама же рабочая неделя осталась шестидневной.

    Дальше советская власть принялась экспериментировать с рабочими часами. Сначала в 1929 году рабочую неделю сократили до 42 часов — по 7 рабочих часов в день. Потом рабочая неделя стала пятидневной — четыре рабочих дня и один выходной. Из-за этого даже пришлось выпускать специальные календари, чтобы народ не путался: с одной стороны дни шли, как принято в григорианском календаре, с другой — были разбиты на пятидневки. Все рабочие были разделены на пять групп, выходные которых в календаре были выделены отдельным цветом. Это позволяло властям организовать непрерывное производство, но было неудобно для самих рабочих — выходные дни членов семьи и знакомых не совпадали, что усложняло личную и общественную жизнь. Наркоматы и некоторые другие учреждения с 1931 года работали на шестидневке и отдыхали 6-го, 12-го, 18-го, 24-го и 30-го числа каждого месяца, а также 1 марта.

    Источник статьи: http://www.gazeta.ru/science/2017/03/07_a_10561031.shtml

    Понравилась статья? Поделить с друзьями: