Как правильно пишется словосочетание «табор цыган»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: брение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «табор»
Ассоциации к слову «цыган»
Синонимы к словосочетанию «табор цыган»
Предложения со словосочетанием «табор цыган»
- Может случиться так, что прежде, чем съест мясо виновный, целые таборы цыган будут охвачены бешенством, и гибель будет грозить тысячам людей.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «табор цыган»
Сочетаемость слова «табор»
Сочетаемость слова «цыган»
Значение слова «табор»
ТА́БОР , -а, м. 1. Ист. Походное боевое расположение войска, прикрытое обозными повозками в Русском государстве 15—17 вв., укрепленный военный лагерь. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «цыган»
1. представитель индоевропейскоязычного народа (цыгане), рассеянного небольшими группами по многим странам мира и традиционно ведущего кочевой образ жизни (Викисловарь)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «табор»
ТА́БОР , -а, м. 1. Ист. Походное боевое расположение войска, прикрытое обозными повозками в Русском государстве 15—17 вв., укрепленный военный лагерь.
Значение слова «цыган»
1. представитель индоевропейскоязычного народа (цыгане), рассеянного небольшими группами по многим странам мира и традиционно ведущего кочевой образ жизни
Предложения со словосочетанием «табор цыган»
Может случиться так, что прежде, чем съест мясо виновный, целые таборы цыган будут охвачены бешенством, и гибель будет грозить тысячам людей.
Ночью же, когда таборы цыган погружены в глубокий сон, они спускаются с гор, тихо, чуть касаясь земли ногами, подходят к колыбели новорождённых и определяют их судьбу.
Не зря он шутил, что его подкинул маме табор цыган. Кстати, спасибо генам, мне дар танцевать тоже передался.
Склонение существительного «цыган»
Существительное «цыг а́ н» (одуш.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
цыг а́ н | цыг а́ не |
Родительный Кого? Чего? |
цыг а́ на | цыг а́ н |
Дательный Кому? Чему? |
цыг а́ ну | цыг а́ нам |
Винительный (одуш.) Кого? Что? |
цыг а́ на | цыг а́ н |
Творительный Кем? Чем? |
цыг а́ ном | цыг а́ нами |
Предложный О ком? О чём? |
цыг а́ не | цыг а́ нах |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заиндеветь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «цыган»
Синонимы к слову «цыган»
Предложения со словом «цыган»
- Неподалёку от бревенчатого сруба, ограждавшего колодец, к раскидистой яблоне прижался спиной молодой цыган, скорее цыганёнок, выставив перед собой кривой нож.
Цитаты из русской классики со словом «цыган»
- Возле коровы лежал гуляка парубок с покрасневшим, как снегирь, носом; подале храпела, сидя, перекупка, с кремнями, синькою, дробью и бубликами; под телегою лежал цыган; на возу с рыбой — чумак; на самой дороге раскинул ноги бородач москаль с поясами и рукавицами… ну, всякого сброду, как водится по ярмаркам.
Сочетаемость слова «цыган»
Каким бывает «цыган»
Значение слова «цыган»
1. представитель индоевропейскоязычного народа (цыгане), рассеянного небольшими группами по многим странам мира и традиционно ведущего кочевой образ жизни (Викисловарь)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «цыган»
1. представитель индоевропейскоязычного народа (цыгане), рассеянного небольшими группами по многим странам мира и традиционно ведущего кочевой образ жизни
Предложения со словом «цыган»
Неподалёку от бревенчатого сруба, ограждавшего колодец, к раскидистой яблоне прижался спиной молодой цыган, скорее цыганёнок, выставив перед собой кривой нож.
Одежда старого цыгана состояла из каких-то лохмотьев, а шляпа его, совершенно выцветшая от солнца, была нахлобучена на самый лоб, как будто для того, чтобы скрыть его лицо.
Когда-то неподалёку, в деревянных домишках, построенных после пожара 1812 года, жили цыгане.
Значение словосочетания «табор цыган»
Значение слова «табор»
ТА́БОР , -а, м. 1. Ист. Походное боевое расположение войска, прикрытое обозными повозками в Русском государстве 15—17 вв., укрепленный военный лагерь. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «цыган»
1. представитель индоевропейскоязычного народа (цыгане), рассеянного небольшими группами по многим странам мира и традиционно ведущего кочевой образ жизни (Викисловарь)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: консилиум — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «табор»
Ассоциации к слову «цыган»
Синонимы к словосочетанию «табор цыган»
Предложения со словосочетанием «табор цыган»
- Может случиться так, что прежде, чем съест мясо виновный, целые таборы цыган будут охвачены бешенством, и гибель будет грозить тысячам людей.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «табор цыган»
Сочетаемость слова «табор»
Сочетаемость слова «цыган»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «табор»
ТА́БОР , -а, м. 1. Ист. Походное боевое расположение войска, прикрытое обозными повозками в Русском государстве 15—17 вв., укрепленный военный лагерь.
Значение слова «цыган»
1. представитель индоевропейскоязычного народа (цыгане), рассеянного небольшими группами по многим странам мира и традиционно ведущего кочевой образ жизни
Предложения со словосочетанием «табор цыган»
Может случиться так, что прежде, чем съест мясо виновный, целые таборы цыган будут охвачены бешенством, и гибель будет грозить тысячам людей.
Ночью же, когда таборы цыган погружены в глубокий сон, они спускаются с гор, тихо, чуть касаясь земли ногами, подходят к колыбели новорождённых и определяют их судьбу.
Не зря он шутил, что его подкинул маме табор цыган. Кстати, спасибо генам, мне дар танцевать тоже передался.
Как правильно пишется слово «цыгане»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кавалергард — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «цыгане»
Синонимы к слову «цыгане»
Предложения со словом «цыган»
- Неподалёку от бревенчатого сруба, ограждавшего колодец, к раскидистой яблоне прижался спиной молодой цыган, скорее цыганёнок, выставив перед собой кривой нож.
Цитаты из русской классики со словом «цыгане»
- Рассказчица утерла слезы, бежавшие из одинокого ее глаза; толстый цыган кряхтел и отвернулся, чтобы не показать на лице своем слез, изменявших его обыкновенной флегме.
Сочетаемость слова «цыган»
Какими бывают «цыгане»
Значение слова «цыгане»
ЦЫГА́НЕ , –га́н и (устар.) ЦЫГА́НЫ , –ов, мн. (ед. цыга́н и устар. цыга́нин , -а, м.; цыга́нка , -и, мн. цыга́нки, –нок, –нкам, ж.). Народ индийского происхождения, живущий в разных странах мира, а также лица, относящиеся к этому народу. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «цыгане»
ЦЫГА́НЕ , –га́н и (устар.) ЦЫГА́НЫ , –ов, мн. (ед. цыга́н и устар. цыга́нин , -а, м.; цыга́нка , -и, мн. цыга́нки, –нок, –нкам, ж.). Народ индийского происхождения, живущий в разных странах мира, а также лица, относящиеся к этому народу.
Предложения со словом «цыган»
Неподалёку от бревенчатого сруба, ограждавшего колодец, к раскидистой яблоне прижался спиной молодой цыган, скорее цыганёнок, выставив перед собой кривой нож.
Одежда старого цыгана состояла из каких-то лохмотьев, а шляпа его, совершенно выцветшая от солнца, была нахлобучена на самый лоб, как будто для того, чтобы скрыть его лицо.
Когда-то неподалёку, в деревянных домишках, построенных после пожара 1812 года, жили цыгане.
Синонимы к словосочетанию «табор цыган»
Связанные слова и выражения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зонировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Связанные слова (по тематикам)
- Люди: цыган, цыганка, конокрад, бродяга, гадалка
- Места: табор, кибитка, бивуак, бивак, становище
- Предметы: бешмет, зурна, подвода, кошма, нагайка
- Действия: ночлег, кочевье, ночёвка, конокрадство, базар
- Абстрактные понятия: полуверста, верста, вольница, многолюдство, дорога
Ассоциации к слову «табор»
Ассоциации к слову «цыган»
Предложения со словосочетанием «табор цыган»
- Может случиться так, что прежде, чем съест мясо виновный, целые таборы цыган будут охвачены бешенством, и гибель будет грозить тысячам людей.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «табор цыган»
Сочетаемость слова «табор»
Сочетаемость слова «цыган»
Значение слова «табор»
ТА́БОР , -а, м. 1. Ист. Походное боевое расположение войска, прикрытое обозными повозками в Русском государстве 15—17 вв., укрепленный военный лагерь. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «цыган»
1. представитель индоевропейскоязычного народа (цыгане), рассеянного небольшими группами по многим странам мира и традиционно ведущего кочевой образ жизни (Викисловарь)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «табор»
ТА́БОР , -а, м. 1. Ист. Походное боевое расположение войска, прикрытое обозными повозками в Русском государстве 15—17 вв., укрепленный военный лагерь.
Значение слова «цыган»
1. представитель индоевропейскоязычного народа (цыгане), рассеянного небольшими группами по многим странам мира и традиционно ведущего кочевой образ жизни
Предложения со словосочетанием «табор цыган»
Может случиться так, что прежде, чем съест мясо виновный, целые таборы цыган будут охвачены бешенством, и гибель будет грозить тысячам людей.
Ночью же, когда таборы цыган погружены в глубокий сон, они спускаются с гор, тихо, чуть касаясь земли ногами, подходят к колыбели новорождённых и определяют их судьбу.
Не зря он шутил, что его подкинул маме табор цыган. Кстати, спасибо генам, мне дар танцевать тоже передался.
Значение слова «табор»
1. Ист. Походное боевое расположение войска, прикрытое обозными повозками в Русском государстве 15—17 вв., укрепленный военный лагерь. Другой Езерский, Елизар, Упился кровию татар Между Непрядвою и Доном. Ударя с тыла в табор их С дружиной суздальцев своих. Пушкин, Езерский. || Войсковой казачий лагерь с обозами. Петр не был спокоен. В первом часу ночи разбудил Меншикова, и они поскакали в казачий табор. Там было тихо. Казаки беспечно спали на возах. А. Н. Толстой, Петр Первый.
2. Группа семейств цыган, кочующих вместе, а также их стан, обоз. Однажды близ кагульских вод Мы чуждый табор повстречали; Цыганы те, свои шатры Разбив близ наших у горы Две ночи вместе ночевали. Пушкин, Цыганы. — Я ведь цыган, под шатром родился. — А потом рассыпался наш табор. Зачем кочевать, когда никто не гонит? Б. Полевой, Золото.
3. обычно кого или какой. Разг. Большая группа людей, расположившаяся на временную стоянку; лагерь. Вскоре вокруг вокзала образовался громадный табор беженцев. Степанов, Порт-Артур. Мы третий день косили в Опасовском лесу. Был вечер, солнце село. Наш табор расположился на полянке, около лощины. Вересаев, Об одном доме.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Та́бор — группа цыган, связанных родством или проживающих/кочующих совместно, а также цыганский лагерь или место компактного проживания.
Табор — название передвижного военного лагеря (гуляй-города) у чехов, украинцев, поляков, румын, венгров.
Табор (также табур) — эквивалент батальона в армии Османской империи.
Табор — остров-призрак в Тихом океане.
Табо́р — церковь в Тбилиси.
ТА’БОР, а, м. [тур. tabur]. 1. У казаков — расположенное лагерем войско с обозами (старин.). Они поскакали в казачий табор. А. Н. Толстой. || Расположенный станом обоз кочевников, переселенцев и т. п. Вдали дороги столбовой ночует табор кочевой. А. Кольцов. 2. У кочевых цыган — группа семейств, кочующих вместе. Однажды, близ кагульских вод, мы чуждый табор повстречали. Пушкин.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Табор
1. город в Чехии ◆ Но под натиском объединившихся панских отрядов в марте 1420 г. гуситам пришлось покинуть и эту твердыню, уйти на юг Чехии, в Табор. О. Е. Иванова, В. А. Якубский, «Табор», 1960 г.
2. район в Южночешском крае, Чехия
3. деревня в Лужском районе Ленинградской области
4. деревня в Духовщинском районе Смоленской области
та́бор
1. истор. в Русском государстве XV–XVII в. — походное боевое расположение войска, прикрытое обозными повозками
3. группа семейств цыган, кочующих вместе, а также их стан, обоз
4. перен. разг. большая группа людей, расположившаяся на временную стоянку; лагерь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: трайлер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80
Табор цыган как правильно пишется
Цыганы или цыгане?
По этому случаю А. С. Пушкин как-то заметил: “Кстати, о грамматике. Я пишу цыганы, а не цыгане”. Однако в названии известной поэмы им употреблялись оба варианта. Первое из них – цыганы – до сих пор сохраняется в качестве названия поэмы, независимо от того, какое это издание: академическое или школьное. Второй вариант встречается в письмах поэта: “Кстати, о стихах: сегодня кончил поэму “Цыгане”. Оба варианта можно найти в сочинениях А. С. Пушкина и не в связи с названием поэмы: “Гусляры нас в глаза укоряют: Долго ли вам мироволить янычарам? Долго ли вам терпеть оплеухи? Или вы уже не сербы-цыганы? Или вы не мужчины – старухи?” (“Песни западных славян”); “В Молдавии цыгане составляют большую часть народонаселения”. (Журнальные заметки)
Такая непоследовательность, двойственность в употреблении окончания именительного падежа множественного числа в этом слове наблюдается и в более позднее время, вплоть до наших дней. Например, А. П. Баранников назвал свою книгу “Цыганы СССР” (М., 1931 г.), а в книге Витвера “Экономическая география зарубежных стран” сказано: “В Румынии есть еще цыгане. ” В вышедшем сравнительно недавно (1957 г.) 47-м томе Большой советской энциклопедии указывается как наиболее распространенный вариант с окончанием -ы: “Цыганы, цыгане (самоназвание рома, ед. число ром) – народ, связанный происхождением с кочевыми народами сев. Индии”. В книге А. Дикого “Повесть о театральной юности”, изданной в том же году, это слово имеет окончание -е: “Несколько раз приезжали к нам в театр цыгане – настоящие, таборные, очень своеобразные. “
В народном языке та же картина. Например, “Великорусские народные песни”, собранные А. И. Соболевским, содержат оба варианта:
В чем причина такой непоследовательности в употреблении формы именительного падежа множественного числа у этого слова? Объясняется это следующим. Слово цыгане является заимствованным. Оно стало известно на Руси сравнительно поздно, не ранее XIV века, как и сама народность. Об этом красноречиво говорят старинные памятники письменности. Например, в одном из древнерусских рукописных сборников, куда вошли в основном иностранные слова, объясняется: “Цыгане – есть люди в Польше. На всякое зло хитры”. В другой старинной рукописи, так называемой Козмографии (описании земель), сказано: “Царство Магданское. нравы и обычаи в них египетских люден, есть же у них некие люди, нарицаемые цыганы, образом (на вид) смуглы и сухи”.
Слово цыган мужского рода. Как и все имена существительные мужского рода, оно могло иметь по общему правилу и имеет в именительном падеже множественного числа окончание -ы: стол – столы, баран – бараны. Однако ко времени заимствования этого слова в Русском языке накопилось большое количество названий народностей, оканчивающихся на -ан. Эти названия были образованы при помощи суффикса -ан (-ян). Все они могли иметь по традиции окончание -е: славяне, поляне, древляне и т. п. И слово цыган, будучи во множественном числе названием народности, получило по аналогии тоже окончание -е.
Но какое из двух окончаний считать “правильным”, нормативным? В последнем (семнадцатом) томе Большого академического словаря (1965 г.), на наш взгляд, справедливо указано, что окончание -е является в настоящее время литературным, а -ы – просторечным. Действительно, сила грамматической аналогии (имеющихся образцов склонения) необычайно велика. И другие заимствованные названия народов или социальных слоев населения, оканчивающиеся на -ан, получают в литературном языке окончание -е в именительном падеже множественного числа: дехкане, могикане, парфяне, пейзане, пуритане, роксалане. Сравните также христиане, мусульмане, басурмане, которые тоже не имеют суффикса -ан. А ведь было время, когда эти слова могли употребляться в письменности с окончанием -ы: “И поганые басурманы покрыта головы своя руками своими”. (Слово о “Задонщине”); “Христианы же отполонивше (освободили из плена), пустиша на свободу вси”. (Ипатьевская летопись) Теперь же никто не напишет: “дехканы, иарфяны, роксаланы; христианы, мусульманы” и т. п.
Слово цыган нередко затрудняет нас не только в форме именительного падежа множественного числа, но и родительного. Как вы скажете: я не видел выступления цыган или цыганов? А. С. Пушкин употреблял форму только с окончанием -ов:
Эта форма на -ов встречалась и ранее в старинных памятниках письменности: “А старый Египет ныне пуст, немного в нем живет египтян, цыганов“. (“Хождение Трифона Коробейникова”, конец XVI века) Она употреблялась и в официальных документах: “Ее Императорское величество (Екатерина II) 16 августа 1759 года высочайше указать соизволила цыганов в Санкт-Петербург и близ оного отнюдь не пущать”.
Можно привести примеры употребления формы цыганов в художественной литературе и в более поздний период: “К тому знай: я из цыганов, с табором кочевал”. (Г. Шолохов-Синявский “Волгины”) Однако ближе к нашему времени в родительном падеже множественного числа стала больше употребляться форма цыган: “Я прежде всего поехал в Москву и цыган послушал”. (А. П. Чехов “Иванов”); “Анна Ильинишна вернулась поздно утром из загородного ресторана, где слушали цыган“. (А. Н. Толстой “Любовь”)
Эта форма родительного падежа без окончания и стала в современном русском языке литературной. Почему именно она? Потому что слово цыгане склоняется сейчас в литературном языке, как все существительные с суффиксом -ане (мещане, мещан, мещанам и т. д.). Окончания -ов они имеют лишь при склонении их по образцу обычных существительных мужского рода на твердую согласную (стакан – стаканы – стаканов, великан – великаны – великанов). Но такое склонение, как мы говорили, признается в настоящее время просторечным.
Ну, а как мы назовем одного представителя народности, о которой идет речь: цыган или цыганин? Все слова, оканчивающиеся в именительном падеже множественного числа на -ане, в единственном числе присоединяют к себе еще суффикс -ин: англичане – англичанин, парижане – парижанин, горожане – горожанин. Значит, по этому правилу должно быть: цыгане – цыганин. Такую форму действительно можно услышать в разговорном русском языке. Она признана литературной в родственных славянских языках, например болгарском и сербском. Однако в русском литературном общении она не получила распространения. Права гражданства приобрела форма цыган: “Староста Антип Седельников, смуглый и черноволосый, как цыган, подошел к избе с топором и вышиб окно”. (А. П. Чехов “Мужики”); “Я ведь цыган, в таборе родился”. (Б. Полевой “Золото”)
И еще одну загадку нередко задает нам слово цыган. С каким ударением его произносить: на первом или Последнем слоге? С давних пор встречается ударение на первом слоге: “Бил челом в Чугуеве перед воеводою Коробьиным цыган Васька Иванов”. (“Дела приказной избы”, 1696 год) То же самое до сих пор наблюдается часто в народном языке: цыган, цыгана, цыгану:
Возможно, такое произношение является наиболее старым, так как оно встречается не только в народном русском языке, но и в украинском, белорусском, сербском и некоторых других литературных славянских языках. Однако в современном русском литературном языке закрепилось произношение цыган:
Итак, именительный падеж единственного числа – цыган, именительный падеж множественного числа – цыгане, родительный падеж множественного числа – цыган.
Теперь вы знаете, какие группы слов есть в русском языке, как они образуются, почему должны различаться в употреблении, где о них можно навести справку в случае какой-либо неясности. Но слова какого-то одного типа никогда не используются в речи изолированно, вне связи с другими группами лексики. В зависимости от различных причин они могут находиться в неодинаковом соотношении между собой. Знать эти причины и соотношения говорящим или пишущим так же необходимо, как строителю иметь – при наличии готового материала – план возведения здания в целом. В противном случае даже хорошо знакомый материал, строительный, а в данном случае – словесный, не принесет большой пользы. Он будет лежать в кладовых вашей памяти без применения или будет использоваться не по назначению. Иначе говоря, нужно представлять себе, как использовать словесный материал в речевой практике, с учетом того, что наша речь не едина по своему содержанию и форме.
Источник статьи: http://genling.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st030.shtml
Война, интриги, свадьба: один день из жизни цыганского табора
I. Монолог таксиста
9:00, дорога в Плеханово
Прошло уже четыре года, но таксист Миша отлично помнит, как начался цыганский бунт на окраине Тулы, в бывшей деревне Плеханово. Он тогда перевозил семьи цыган, вынужденных бежать из сломанных домов: «Рядом с табором дома-пятиэтажки стоят русские, и херак, у них давления в трубах нет. Пошли проверки, выяснилось, что цыганы воруют газ, самовольно подрубившись к трубам. К пятиэтажкам не доходит, сука. Ну, обрезали у цыганов эти трубы нахер — а на следующий день опять давления нет. Соответственно, дошло это вплоть до губернатора. По сути, этот табор жил за счет народа. Так же? Ты нахлобучиваешь кого? Ты нахлобучиваешь своих соседей с этой пятиэтажки. Сначала цыганы начали кидаться на трактора, которые их сносить пришли. Но там не было никакого спецназа-хераза, больше разговоров. Было человек десять омоновцев и переодетых под ОМОН мусоров. Мусора зашли туда, одного-второго жопой об асфальт — и все сразу мирно разошлись, поняли, что ловить здесь нехер. Против чего ты попрешь? Это государственная машина. И что, государство послушает тебя и скажет: “Воруйте, чуваки”? Даже если бы вы сегодня справились с этим ОМОНом, с этими мусорами, завтра пришла бы армия. Завтра вас бы не тракторами, а танками бы давили. И всё».
Дети в поселке Плеханово Фото: Василий Огарков
II. Соседи
10:00, Плеханово
Пустыри на месте сломанных нелегальных домов застроились новыми, правда, как утверждает местный барон Иван Михай, теперь у него в таборе все по документам. По большей части это хибары, сколоченные наскоро. Обычные дома: треугольник налеплен на квадрат, но сделано все из самых дешевых материалов — так, чтобы можно было уехать в любую секунду. Жизнь цыгана чаще всего начинается в таком наскоро сколоченном доме, а куда его занесет — неизвестно. Цыган может зарезать какого-нибудь русского, и тогда придется бежать всему табору. Цыган, ничего не понимающий в том, как устроено коммунальное хозяйство, умеет, однако, подключиться к газовой трубе, и тогда приедут власти, ОМОН, полиция и снесут эти дома. Так уже было, а значит, может повториться. И когда все это закончится — неизвестно.
Баро плехановского табора Иван Михай Фото: Василий Огарков
Плехановские русские неохотно говорят о соседях. Милая женщина шестидесяти трех лет, Татьяна Васильевна, в прошлом воспитатель детского сада, ненавидит цыган без конкретных причин испытывать ненависть; по ее мнению, «цыгане — это развязные злобные твари». Она отказывается фотографироваться, потому что боится, что цыганские подростки приедут к ней на раздолбанной девятке и подожгут ее дом. Так думают многие соседи цыган из Плеханова и других районов Тулы, где есть таборы, например, с Косой Горы: «Цыгане банчат наркотой», — утверждают те, кто ни разу ее у них не покупал; «Цыгане воруют детей», — считают те, у кого нет детей. «Защищать цыган, конечно, тоже самонадеянно — криминала хватает, но чаще это разборки между ними. А они остаются внутри табора и местных не касаются», — резюмирует еще один человек, всю жизнь проживший с цыганами рядом, бывший сотрудник полиции.
III. Изгой
12:00, Тула, проспект Ленина
Больше других тульских цыган плехановские события затронули жизнь Евгения Михая — бизнесмена, когда-то бывшего влиятельным человеком в другом таборе, расположенном на юге Тулы, на окраине входящего в городскую черту поселка Косая Гора.
Все его несчастья начались почти сразу после плехановских событий, случившихся в марте 2015 года. Через несколько месяцев тульские власти, разобравшись с Плехановом, решили сделать то же самое с табором на Косой Горе, часть построек которого располагалась на территории заповедного леса. «26 июля 2015 года где-то часов в семь утра окружили весь табор, — вспоминает Евгений, — пришла техника, они перекрыли дорогу. Я смотрел, чтобы не было бунта, как в Плеханове. Нас там жило тогда больше 60 домов. Я всех успокоил, сказал, что если нужно — пускай сносят, если мы живем незаконно — пусть отрезают газ».
Дома в судаковском таборе Фото: Василий Огарков
После сноса часть цыган с Косой Горы переехала на новые земли в расположенное в пяти километрах Судаково, где они строились под началом косогорского барона Славы. Там теперь живет один из братьев Евгения и его бывшая жена. Сам Евгений живет в необставленной четырехкомнатной квартире на главном проспекте города со своей русской женой. Его единственный сын — в тюрьме, племянник мертв, а три дорогих иномарки и соседский «жигуль» сгорели в результате поджога. Со слов Евгения, именно баро Слава виноват в этих бедах.
Пока жена Евгения разливает чай по золоченым чашкам и режет кусочки сервелата в золоченое блюдце, он пытается подобрать русские слова, которые объяснят, как это все так вышло.
«Тишины, тишины хочу» — звонит его мобильник.
В тот день, когда происходил снос домов, сына Евгения арестовали. «Я тогда подошел, там был полковник. Я у него разрешение взял, чтобы народ выехал, кому надо в больницу или по другим делам. Я у него спросил: сыну надо срочно уехать, потому что он занимается строительством дач по субботам. Он мне сказал: Женя, там есть окружная дорога, которая идет через лес, пусть через нее едет. Я сыну и еще одному парню разрешил там выехать. Они уехали, а там оказались менты, которые борются с наркотой. Поймали их. Менты знали мою профессию, что я торгую металлом и очень хорошо заработал. Того второго малого отпускают — он не имеет ничего за душой, а сына задерживают. Под капотом машины, между стойкой и бачком омывателя, там не будет даже держаться сверток, который они нашли! Но они вызывают следственно-оперативную группу, два часа сын лежит на земле. Кто сдал? Я знаю, кто сдал. Славин сын оказался крысой».
Слава утверждает, что занимается ремонтом домов, Евгений говорит, что торгует металлом. Они обвиняют друг друга. Евгений говорит, что давно точил зуб на баро Славу, потому что тот занимается аферами с банковскими карточками и продажей липовых справок. «Женщинам продает справки, что они у него работают, чтобы они детские получали. И берет у нее по двадцать тысяч за год, — рассказывал он мне. — Или выставляется техника на сайт Avito, просят предоплату. Ну люди кидают деньги, засвечивают свои карты. После этого его люди звонят с номера 900 и говорят человеку, что карта заблокирована, просят сообщить пароль, который придет на телефон. В это время создается аккаунт на “Сбербанк онлайн” и деньги с этого счета просто воруют». Цыгане из судаковского табора, который возглавляет баро Слава, обвиняют Евгения в торговле наркотиками и в том, что его заколдовали.
IV. Монолог таксиста — 2
13:00, Объездное шоссе
«Они разные — цыгане. Вот есть Плеханово, где бунт был, Косая Гора, есть Судаково — туда сбежали те, кто уехал с Косой Горы после всей херни. Одни, косогорские, вроде как считаются русские цыгане, вторые, которые плехановские, — они крымские цыгане. Крымские цыгане — это всегда наркотики-херотики и вся мутота эта. Русские цыгане — это гадалки, или что-нибудь уволокут по мелочи. Металл пойти сдать, и вся херня. Раньше, например, наркотой ни хера не херачили, потому что даже на Косой Горе был всегда смотрящий. Здесь жили воры в законе на Косой Горе, то есть, соответственно, порядок здесь будет воровской. Какие цыгане? Цыгане здесь никогда ничего не решали, жили спокойно и рот свой не раскрывали. Потому что если бы были за ними какие-то косяки, то их бы сожгли нахер всех. Порядок такой, если даже везде торговали этой херней, на Косой Горе ни хера не торговали. Если узнавали, что кто-то торгует на Косой Горе, просто били нахер, просто ломали носы, ломали всего, нахер. Не шли к мусорам. Такие порядки были».
16-летний цыган Саша сегодня женится Фото: Василий Огарков
V. Свадьба
14:00, Плеханово
Тем временем в Плеханове идет мирная, спокойная жизнь.
«Ты первую любовь свою потерял», — слышу я, еще не зная, что так обычно начинается цыганское гадание, за которое у прохожего просят сколько не жалко. «Бабушка умеет гадать», — подтверждает соседка бабушки, а бабушка улыбается четырьмя золотыми зубами и просит, «если нет денег, хотя бы три сигареты». С золотыми зубами здесь бегают и дети, которые в ответ на вопрос, зачем им золотые зубы, деловито поясняют, что любят золото, потому что это хорошее вложение. «Телефон продаешь? Дай сигарету. Ты мент? Сколько ты зарабатываешь?» — их интересуют лишь по-настоящему важные вещи.
Свадьба в Плеханово Фото: Василий Огарков
Дети здесь такие деловитые, может быть, потому, что совсем скоро они вступят в брак. Рамазан, внук местного баро, не хочет жениться — ему всего десять: «Я еще маленький, через пару лет можно будет подумать». Цыган Яша готов к свадьбе — ему пятнадцать, и жену уже выбрали родители. Их выбору он доверяет. У Яши модная стрижка, модные шмотки, Matrang и Скриптонит в плейлисте. Он говорит мне, что быть цыганом означает расслабиться. «Быть цыганом — это хотеть дом и так много денег, как это возможно». Яша проводит свой будний день так: с утра он едет в город на 42-й маршрутке, чтобы расклеить примерно тысячу объявлений, в которых рассказывается о скупке металлолома. Возвращается домой пообедать — около полудня. А по вечерам снова ездит в центр — гулять по недавно обустроенной набережной. Там он знакомится с девушками, как правило школьницами и студентками, в надежде переспать с ними. Он признает, что это случается редко. Скоро он станет женатым мужчиной, но не планирует, что его жизнь всерьез изменится. Потерять свободу он не боится: «Мы же не русские», — говорит он со снисходительной улыбкой.
Свадьба в Плеханово Фото: Василий Огарков
Сегодня в Плеханове женится Саша, ему шестнадцать. «Он уже запозднился, — говорит мне один из гостей. — Взяли ему девочку из Рязани. Она хорошая. Родители плохого не выберут». Саша в модном костюме и бабочке, абсолютно счастливый и немного смущенный. Он перестал ходить в школу пару лет назад, потому что пора было начинать работать, а сегодня станет женатым человеком, хотя невесту видел до этого пару раз. «Родители плохого не выберут», — повторяет он за гостями. На часах около двух часов дня, но невеста только собирается, а основное торжество начнется вечером. Пока что цыгане пьют пиво и слушают песни, один из гостей под midi-аранжировки поет в микрофон цыганские песни. Звучит песня про бедного цыгана, который пришел свататься к богатой. Цыгане чокаются и улыбаются: «Вот же парень не в себе».
Гость на цыганской свадьбе Фото: Василий Огарков
«Это как Цой или “Любэ” у русских, песня про нас», — объясняют они.
Нарядные дети лет пяти-семи бегают вокруг стола с диковинно выглядящими бутылками. Пройдет всего семь-десять лет, и их тоже женят.
V. Тварь
15:00, Тула, ЦПКиО
Барон Слава приезжает на встречу на новеньком «Лэнд Ровере» — в его свите сын Семен, русский адвокат и еще несколько человек. Все размещаются в дешевом кафе с картонной вывеской «Чудо-печка». Барон Слава говорит тихо, вкрадчиво, спокойно, но, когда речь заходит о его конфликте с Евгением, называет оппонента не иначе как «тварь» и объясняет, что еще шесть лет назад Евгений заказал своего родного брата, а он, Слава, спас его. Поэтому Слава не любит Евгения.
При слове «тварь» другие цыгане улыбаются.
Баро Слава в кабинете Фото: Василий Огарков
«Он всегда был отшельником табора, всегда. Его никто не любил. Одним словом — тварь. Он ни с кем не общался, не пил чаю, не обсуждал никакие дела, как заработать денег. Мы со всеми ребятами там работаем, вкладываемся, зарабатываем, всё обсуждаем и делаем вместе. А с ним мы никогда не работали. А сейчас с металлом стало плохо и все занимаются только строительством, а он там один чем-то занимается с русской женщиной».
На этих словах Слава делает акцент — немыслимо, чтобы цыган бросил свою жену и ушел к русской женщине. Особенно, подчеркивает он, если учесть, что эта женщина — следователь, которая занималась делом его сына. Сам Евгений предпочел об этом не упоминать. «Когда сын Жени попал в тюрьму за наркотики, ему никто не стал помогать вообще, потому что наркотики — это плохо. Я не знал о том, что он торгует, потому что у нас никто этим не занимается, — утверждает барон, — и на него насели мошенники: один только адвокат запросил еще до начала дела 600 тысяч, а потом там посредники и так далее, чтобы деньги заносить. Всего он через них отдал больше трех миллионов — на взятки. Но сына все равно посадили».
У дома баро Славы в Судаково Фото: Василий Огарков
Сыну Евгения дали четыре года тюрьмы. По словам Славы, дальше «мошенники» решили рассорить Евгения с цыганами, и тогда Евгению прислали эсэмэску, где было написано, что тайный свидетель с закрытым лицом, который давал показания против сына Жени, — это не кто иной, как Семен, сын барона Славы. «Тогда мой сын собрался прийти на суд, чтобы доказать, что это не он. Там в этот день должен был выступать тайный свидетель, и если бы они оба оказались в суде одновременно: вот свидетель говорит, а вот Семен сидит — это бы доказало, что это не он». Но за два дня до суда зять Славы Троян покончил с собой.
«Мы с ним разговаривали в тот день, он признался, что это он отправил Жене эсэмэску с обвинениями в адрес моего сына. Троян зашел ко мне, мы с ним поговорили, покурили. Но я не мог его принуждать к чему-то. Свою дочь лишать мужа я, что ли, буду? Я не знаю, почему после этого разговора он поехал в магазин, купил 70-процентный уксус и выпил».
Мать и жена баро Славы на веранде собственного дома в Судаково Фото: Василий Огарков
Вместо того чтобы идти на суд, Семен остался дома оплакивать свояка и так и не смог доказать, что это не он — тайный свидетель. А затем у Евгения сгорели автомобили. Слава говорит, что не мстил Жене за клевету, а сгоревшие в мае в таборе на Косой Горе четыре автомобиля — дело рук «врагов Жени, которых у него много». «Мы люди умные, порядочные, мы Женю просто так отпускаем — Бог с ним, пусть решает, его и так Бог уже наказал. Но его ищут враги, он их много нажил. И скоро что-то случится».
Больше говорить об этом Славе не хочется, у него разрывается телефон и пора ехать по делам. Вечером мы еще раз встречаемся для того, что сделать пару фото в таборе. В Судакове, куда переехала часть цыган с Косой Горы после сносов, — самый опрятный вид; даже дома-времянки, построенные на время, пока в течение пары лет цыгане не возведут капитальные дома, выглядят почти идиллически. В таборе тихо, потому что все мужчины, рассказывает Слава, еще на работе.
Баро Слава на фоне семейного портрета Фото: Василий Огарков
На веранде его дома, обставленного хоть и не без шика, но вполне умеренно (семейные портреты разных лет, позолота, дорогая мебель), сидят цыганки: мать Славы, жена, дочери — пьют чай; Слава показывает голубую отполированную раритетную «Волгу», которую он надеется успеть отреставрировать к параду ретроавтомобилей, который скоро пройдет в Туле. Слава вспоминает, как несколько раз снимался в кино, в популярном в нулевых сериале «Гражданин начальник». После этого и сын снялся в кино. Сейчас сыну за тридцать — женившийся в одиннадцать лет, теперь он уже дедушка. Это улыбчивый молодой мужчина — именно по его приглашению мы и приехали в табор. «Покажешь, как хорошо у нас, Путин землю дал», — объяснял Семен, весело подмигивая. «Здесь спокойно, мирно, — говорит Слава тихим голосом и уточняет про будущий текст: — Может, не надо этой твари вообще слово давать, обойтись без него?»
VI. Старики и старухи
17:00, Плеханово
Катерина Иванус Фото: Василий Огарков
Пока женятся дети и сражаются взрослые, цыганская старуха Катерина Баратеоновна Иванус плачет. Она плачет потому, что у нее нет денег. Она утверждает, что в 2015 году сама разобрала времянку, в которой жила, но государство все равно решило взыскать с нее полмиллиона рублей и теперь каждый месяц забирает из семитысячной пенсии-минималки половину. «Что остается?» — кричит Катерина Баратеоновна и всплескивает руками, а затем приглашает в свой дом посмотреть, как она живет. У нее бесчисленное количество детей и внуков, а жить приходится в сарае. Небо ползет на табор, и скоро его зальет дождем, а значит, дорогу опять затопит.
Старый баро Иван Михай сидит во дворе своего дома на табуретке, погруженный в мысли: может быть, думая о том, как построить нормальную дорогу, а может, о других проблемах табора. Рядом с ним, тут же, жена, дети и внуки, и чаще всего именно так он, похожий на старого дона из фильмов про сицилийскую мафию, проводит свои дни.
При этом его судьба вполне вписывается в биографию обычного советского человека, ныне ставшего пенсионером: «работал с 14 лет», «всю жизнь занимался металлом», «в 90-е было тяжело финансово, а теперь финансово лучше, но нет здоровья», «ходить до поликлиники далеко, а приходится часто». Во время нашего разговора кто-то подносит баро стакан с пивом — выпить за свадьбу, но он отказывается: «Вчера на чьей-то помолвке выпил рюмочку, хотя уже полгода не пил, и сегодня что-то не очень хорошо».
Старый баро при всем своем патриархальном виде не придерживается консервативных понятий: он говорит, что порядки нынче поменялись и это хорошо, потому что раньше из-за них цыганам жилось слишком туго. «Например, раньше нельзя было смотреть, когда девушка улицу переходит. А теперь все проще, мы становимся частью русского мира», — размышляет баро. Но цыганам — не только Ивану, но и его десятилетнему внуку Рамазану — кажется немыслимым вопрос, почему никто не уезжает из табора жить отдельной, собственной жизнью. «Я не смогу, просто не смогу жить отдельно, — говорит Рамазан и искренне удивляется: — А зачем?»
VII. Цыган, который не может уйти
19:00, Косая Гора, дом Николая
У въезда в косогорский табор сидит немой, кажется, цыган и читает газету. Он машет въезжающим в табор, сначала делает знак у собственного рта, что, мол, не говорит, и показывает на соседний дом. В соседнем доме живет Николай, брат Евгения. Он хочет убить баро Славу и его сына Семена.
Николай, отец Трояна Фото: Игорь Залюбовин
«В 2018 году 14 февраля Слава Михай (нынешний барон. — Прим. ред.) поругался со мной. Сын моего брата Жени попался и сидит. И будто мой сын Троян — его, Славин, зять, — сказал, что сын Славы Семен — крыса, продался ментам. И Слава вызвал моего сына к себе, напугал, что-то ему там сделал. Сын вышел оттуда, сел в машину, пошел в магазин, купил уксус. Выпил и умер. Сыну тридцать семь лет было».
Но и этого, по словам Николая, Славе было мало: «Слава потом пришел и сказал, что будет война между нами. А потом пришел его сын Семен и привез на девяти машинах кавказцев, чтобы заставить меня силой уехать, чтобы он сюда переехал. Я отказал ему. Он тоже сказал, что будет война».
По словам Николая, Слава решил выселить его из косогорского табора. «Кто-то из них спросил: “Послушай, ты не боишься, что придет кто-нибудь и сожжет твой дом?” А я говорю: “Что ты меня пугаешь?”» Через неделю после этого, утверждает Николай, около его дома сгорели четыре машины Евгения. Евгений уехал и старается в таборе не появляться. Правда, другие цыгане, попросившие не называть их имен, рассказали, что незадолго до этого Женя чинил в машине проводку и, возможно, пожар случился из-за этого.
Николай смотрит в пол, разглядывая свои ноги. Он хотел бы, чтобы справедливость восторжествовала, хотя, похоже, сам боится этого: «Черт его знает, чем это закончится. Перестрелкой, чем. Я хочу его, Славу, застрелить. Купить ружье и застрелить его и его сына. Он наглеет. А я инвалид второй группы, у меня инфаркты и инсульты были, сахарный диабет. И мешает только здоровье мое, не могу ходить никуда пока. И отсюда не могу никуда. Не только потому, что не могу ходить. Просто я здесь живу».
Источник статьи: http://snob.ru/entry/179825/
Табор цыган как правильно пишется
Несмотря на кажущуюся сторонним наблюдателям хаотичность устройства цыганского табора, на самом деле в нем существует четкая иерархия. Любой табор построен по кастовой системе, аналогичной той, что существует в Индии. Классическую кастовую структуру табора можно наблюдать у цыган-лудильщиков, которые называют себя кэлдэрарами.
Как образовывался табор
Существует два способа образования табора. Первый — когда из соображений безопасности объединяются несколько разных семей. У кэлдэрар такое объединение называлось «кумпанией». Любая семья при желании могла выйти из табора (но это случалось редко). Жили цыгане-кочевники в палатках. В одной кумпании могло насчитываться от 10 до 25 палаток. В наше время бродячая кумпания преобразовалась в общину, проживающую оседло в том или ином районе.
Также табор мог образоваться по принципу товарищества, во главу угла которого было положено какое-то общее занятие, профессия. Это объединение называлось «вортэчией» (у русских цыган — «амалом»). В таборе мужчины жили отдельно от женщин, доходы делились на всех поровну, включая древних стариков. Меньше выделяли только холостякам, поскольку им не нужно было кормить детей.
Управление в таборе
Все семьи цыган-кочевников многодетные и зачастую сложные, то есть включают несколько поколений родственников. Во главе табора всегда стоит вожак, самый мудрый, опытный и «заслуженный» цыган. Обязательно женатый. Помимо него в семью могут входить его престарелые родители (если еще живы), дети, зятья и невестки, их дети и т.д. Все, как один, обязаны подчиняться вожаку. Его слово — закон для всех членов семьи в частности и табора в целом. Вожаку не перечат даже его родители.
Метод управления цыганским табором — резко авторитарный. Мнение вожака не обсуждается. Он априори является выразителем древней цыганской мудрости и неписанных законов, которые все обязаны свято чтить. В исторических хрониках вожака табора обычно рисуют эдаким деспотом, который может послать любого члена табора на преступление, и тот не посмеет ослушаться. Это справедливо лишь отчасти.
Вожак табора
Обычно вожаком становится авторитетный человек, который заслужил это право и доказал всем членам табора, что способен защитить их интересы в любой ситуации. Вожака беспрекословно слушались все, но он обязан был являться выразителем мудрости и придерживаться цыганских законов. Если же он был несправедлив, мог остаться вообще без табора (но это случалось крайне редко).
Цыгане вожака нередко называют «баро» (не «барон»!), что в переводе обозначает «главный», «большой». Никаких цыганских баронов на самом деле не существует. Этот миф придумали не сведущие в цыганских обычаях европейцы. Сами же ромалэ просто поддерживают его, не считая нужным спорить с окружающими. У этого народа принято говорить то, что посторонние хотят услышать.
Вожак решает все споры, подтверждает браки, назначает наказание провинившимся и пр. Самым суровым наказанием раньше считалось изгнание из табора. Оно могло привести наказанного к скитаниям и лишениям, поскольку в другом обществе цыгане-одиночки практически не могли прижиться и обычно оказывались за решеткой.
Иерархия цыганского общества и традиции
После вожака по важности идут другие мужчины-главы семейств и старейшины. Затем — старшие женщины, на которых ложится основная забота о заработке и пропитании. Мнение дам в таборе почти никогда не спрашивают, а они сами, зная устав, на нем и не настаивают. Самыми бесправными, практически лишенными права голоса являются молодые холостяки, незамужние девушки и дети.
Все спорные моменты решает цыганский суд. В какой бы стране табор ни жил, на государственное судопроизводство он никогда не полагает надежд. Даже при столкновении с официальной властью вожак всегда отстаивает право решить проблему внутри табора при помощи цыганского суда, полагая, что чужаки просто не способны понять устройство жизни и законы цыганского общества.
Одной из самых больших проблем современных цыган являются принятые у них ранние браки. Мальчиков женят в 14-15, девочек могут выдать замуж и в 12 лет. Во многих регионах цыгане почти не дают возможности своей молодежи учиться. В лучшем случае, ребенок может окончить 2-3 класса средней школы, научиться сносно читать и отлично считать деньги.
Получение нормального образования цыгане считают бессмысленным. Подростка зачастую забирают из школы и насильно женят. Так в 12-14 лет дети оказываются отягощены собственной семьей с детьми. Браки заключают только со своими. Союзы с представителями других наций для ромал — нонсенс, незаконное деяние. За это могут выгнать из табора. Такая практика повторяется из поколения в поколение, образуя очень закрытую, в какой-то степени «окаменелую» структуру цыганского общества.
Источник статьи: http://russian7.ru/post/kak-rabotaet-cyganskiy-tabor/
Как живет цыганский табор: образование, управление, иерархия, традиции
Что происходит внутри цыганского табора? Несмотря на кажущуюся сторонним наблюдателям хаотичность устройства цыганского табора, на самом деле в нем существует четкая иерархия. Любой табор построен по кастовой системе, аналогичной той, что существует в Индии.
Классическую кастовую структуру табора можно наблюдать у цыган-лудильщиков, которые называют себя кэлдэрарами.
Как образовывался табор
Существует два способа образования табора. Первый — когда из соображений безопасности объединяются несколько разных семей. У кэлдэрар такое объединение называлось «кумпанией». Любая семья при желании могла выйти из табора (но это случалось редко). Жили цыгане-кочевники в палатках. В одной кумпании могло насчитываться от 10 до 25 палаток. В наше время бродячая кумпания преобразовалась в общину, проживающую оседло в том или ином районе.
Также табор мог образоваться по принципу товарищества, во главу угла которого было положено какое-то общее занятие, профессия. Это объединение называлось «вортэчией» (у русских цыган — «амалом»). В таборе мужчины жили отдельно от женщин, доходы делились на всех поровну, включая древних стариков. Меньше выделяли только холостякам, поскольку им не нужно было кормить детей.
Управление в цыганском таборе
Все семьи цыган-кочевников многодетные и зачастую сложные, то есть включают несколько поколений родственников. Во главе табора всегда стоит вожак, самый мудрый, опытный и «заслуженный» цыган. Обязательно женатый. Помимо него в семью могут входить его престарелые родители (если еще живы), дети, зятья и невестки, их дети и т.д. Все, как один, обязаны подчиняться вожаку. Его слово — закон для всех членов семьи в частности и табора в целом. Вожаку не перечат даже его родители.
Метод управления цыганским табором — резко авторитарный. Мнение вожака не обсуждается. Он априори является выразителем древней цыганской мудрости и неписанных законов, которые все обязаны свято чтить. В исторических хрониках вожака табора обычно рисуют эдаким деспотом, который может послать любого члена табора на преступление, и тот не посмеет ослушаться. Это справедливо лишь отчасти.
Лидер-вожак цыганского табора
Обычно вожаком становится авторитетный человек, который заслужил это право и доказал всем членам табора, что способен защитить их интересы в любой ситуации. Вожака беспрекословно слушались все, но он обязан был являться выразителем мудрости и придерживаться цыганских законов. Если же он был несправедлив, мог остаться вообще без табора (но это случалось крайне редко).
Цыгане вожака нередко называют «баро» (не «барон»!), что в переводе обозначает «главный», «большой». Никаких цыганских баронов на самом деле не существует. Этот миф придумали не сведущие в цыганских обычаях европейцы. Сами же ромалэ просто поддерживают его, не считая нужным спорить с окружающими. У этого народа принято говорить то, что посторонние хотят услышать.
Английские кочующие цыгане
Вожак решает все споры, подтверждает браки, назначает наказание провинившимся и пр. Самым суровым наказанием раньше считалось изгнание из табора. Оно могло привести наказанного к скитаниям и лишениям, поскольку в другом обществе цыгане-одиночки практически не могли прижиться и обычно оказывались за решеткой.
Иерархия цыганского общества и традиции
После вожака по важности идут другие мужчины-главы семейств и старейшины. Затем — старшие женщины, на которых ложится основная забота о заработке и пропитании. Мнение дам в таборе почти никогда не спрашивают, а они сами, зная устав, на нем и не настаивают. Самыми бесправными, практически лишенными права голоса являются молодые холостяки, незамужние девушки и дети.
Цыганская детвора в России
Все спорные моменты решает цыганский суд. В какой бы стране табор ни жил, на государственное судопроизводство он никогда не полагает надежд. Даже при столкновении с официальной властью вожак всегда отстаивает право решить проблему внутри табора при помощи цыганского суда, полагая, что чужаки просто не способны понять устройство жизни и законы цыганского общества.
Одной из самых больших проблем современных цыган являются принятые у них ранние браки. Мальчиков женят в 14-15, девочек могут выдать замуж и в 12 лет. Во многих регионах цыгане почти не дают возможности своей молодежи учиться. В лучшем случае, ребенок может окончить 2-3 класса средней школы, научиться сносно читать и отлично считать деньги.
Румынские цыгане празднуют рождение Девы Марии
Получение нормального образования цыгане считают бессмысленным. Подростка зачастую забирают из школы и насильно женят. Так в 12-14 лет дети оказываются отягощены собственной семьей с детьми. Браки заключают только со своими. Союзы с представителями других наций для ромал — нонсенс, незаконное деяние. За это могут выгнать из табора. Такая практика повторяется из поколения в поколение, образуя очень закрытую, в какой-то степени «окаменелую» структуру цыганского общества.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник статьи: http://bravedefender.ru/post407181096/