Степени уваляности войлока в процессе валяния.
Доброго времени суток дорогие валяльщики и любители войлока!
Хочу представить вашему вниманию МК или статью о качестве войлока и степени его увалки в картинках. Обо всех изменениях и отличительных особенностях во время валяния от уже законченной раскладки до полной увалки.
Сама я не сразу узнала, какой должен быть хорошо увалянный войлок, т.к. тогда, когда я только осваивала это ремесло
мастер-классов и мастеров было не много. А также не знала, чем так важен хорошо увалянный войлок.
Войлока было тоже очень мало и он был очень разный.
Сейчас же МК разнообразны: фото и видео как хорошие, ОЧЕНЬ хорошие, так и не очень.Так вот и войлока стало очень много и также очень разного. Не все мастера внимательно относятся к тому что делают, не обращают внимания на некоторые нюансы, даже приобретая опыт в войлоке! Я прекрасно понимаю это состояние эйфории, когда сам от и до делаешь вещь и она получается. В первый момент даже не думаешь и не видишь недостатков, но всё же надо периодически спускаться с небес на землю и обращать внимание на качество того, что делаешь. Качество мастера работает на мастера, а также на его ремесло. Так вот, изучая мастер-классы и сравнивая их, если быть более внимательным, именно внимательным и пытливым, можно делать качественные вещи даже не посещая платных мастер классов и живя в отдалённом, маленьком населённом пункте.
Примеры буду показывать на вещах которые я сама и делала, и носила, и выставляла в каталоге! )))
Для начала расскажу и покажу, как выглядят недовалянные вещи и их недостатки:
Недовал : это рыхлое, мягкое, воздушное, бугристое полотно, в котором отчётливо видны волокна и их направления.
На этих фото хорошо виден так называемый целлюлит))) рыхлость и бугристость.
Очень хорошо видно как выглядит плохо привалянное волокно вискозы или шёлка. Оно прихватилось только поверхностно, будто лежит сверху как приклеенное, шерсть и декор это не единое цельное полотно. И его довольно просто оторвать.
На этом фото очень хорошо видно волокна шерсти их направление и рыхлость полотна.
Вот как выглядит одежда недоваляная( Каюсь, этот жакетик у меня в магазине. Ну нравится он мне сам по себе, жалко удалять из каталога, но по-честному он катастрофически недовалян). Кстати говоря, я его потом забрала у подруги, подваляла до более приличного состояния, и его стала ностить её дочка)))))
А вот ещё немного самодоноса)))) Как говорится- почувствуйте разницу))))
Вот я, вся такая радостная, сваляла первый жакет и вообще цельноваляную вещь с рукавами))) И вот спустя года 1,5-2(!) я его доваляла с 46 размера до размера 3х летней дочки) подрезала этот “авторскЫй” воротник, и вообще привела в нормальный вид)))) Практически у всех в процессе развития бывают казусы и не надо этого стыдиться, не боги горшки обжигают, главное исправлять ошибки и шагать вперёд!
Далее я покажу этапы валяния и изменения внешнего вида шерстяного полотна, пряжи и волокон. Именно на пряжу и волокно я советую обращать внимание, т.к. видно как изменяется их рисунок (волнистый) от прямого до сильно извилистого, а так же на то, как меняется цвет декора, в зависимости от степени увалянности полотна. И то как декор с полотном сливается в единое целое проникая друг в друга.
Так же я сделаю акцент на ошибках, которые допускала сама и думала, что это особенность войлока и превращала это в “авторскую фишку”. пока не поняла как делать правильно.
1- раскладка готовая к притирке, смоченая мыльным раствором. Волокна вискозы и пряжа прямые:
2- Притёртое , схватившееся изделие, можно скручивать в рулон и аккуратно валять.Если есть лишняя вода её надо убрать Волокна и пряжа пока без изменений, лишь слегка сцепились с шерстью.
3- После аккуратного валяния в разных направлениях , скручивая в рулон, произошла небольшая усадка. Вискоза с пряжей дали первую волну. Можно снимать с шаблона. (С шаблона можно снять и после хорошей притирки шлиф-машинкой, но есть риск деформировать не очень стабильное полотно).
4- Поваляли ещё изделие в разных направления, скручивая в рулон, каждый раз расправляя и притирая “швы” и смещая их немного чтобы их избежать. Усадка уже довольно хорошая, На приближенном фото чуть ниже видно появившуюся бугристость, и ещё большую волну у вискозы и пряжи, но они пока “лежат” на поверхности полотна и шерсть пока только прицепилась к ним или они к шерсти)))
Кстати сказать, такие “готовые” изделия встречаются в продаже(О УЖАС. )
Мы уже видим большую усадку (не смотрите на усадку,смотрите на войлок, усадку можно сделать большую раньше времени, разными способами, а вот увалять войлок только усердием. ))))
Так вот, усадка идет не везде равномерно, и мы видим как края полочек длиннее и воланятся.
Для того чтобы выровнять наше изделие уваливаем те места что нас смущают, трём только их:
складывем полочки вместе и скручачиваем (как говорил сынуля будучи маленьким) в рулон и катаем усердно именно ту часть где полочки длинные.
Раскручиваем и смотрим результат. На мой взгляд очень даже прилично, по сравнению с тем что было, эх. конец “авторской фишке”)))) :
То же самое проделываем с боками , складываем бока друг с другом, скручиваем и катаем, выравнивая изделие:
Раскрываем и смотрим что получилось, если всё выровнялось, то продолжаем валять в более интенсивном режиме, уваливая и уваливая волокна. Скручиваем рулон, разворачиваем, поправляем, переворачиваем наше изделие то на спину, то на перед и т .п. чтобы всё изделие уваливалось равномерно и пропорционально.
6- Смотрим наше полотно и волокна дальше:
Вот уже видна приличная увалка. И обратите внимание на декор, он стал будто припорошённый шерстью, волна стала частым зигзагом, все эти признаки говорят о правильной технологии валяния. Идёт постепенная увалка, методичное сцепление шерстинок между собой и усадка, а так же сцепление декора с шерстью (без термошоков и киданий).
Этот, я бы сказала, предпоследний этап валяния, зачастую вводит в заблуждение и выматывает очень сильно. Тут я лично частенько отдыхаю сама и даю отдохнуть шерсти. Т.к. бывает сил тратишь много и вещь практически уваляна в размер, осталось совсем чуточку, а войлок упёрся как “баран” )))) и стоит без изменения . Да ещё и на ощупь практически как надо, НО не тут то было. Надо валять дальше. Не забыли примерить и посмотреть как изделие сидит.
Смотрим усадку на шаблоне:
7- Итак , посмотрели на то, как увалялся жилет, отдохнули и валяем дальше, теперь уже до полной готовности, примеряем, поправляем, сажаем на фигуру, манекен или на ногу, голову, руку смотря, что мы делаем. Похлопываем, трём подсаживаем или подтягиваем там, где это необходимо.
И вот смотрим какая теперь разница между шаблоном и готовым (пока не выполосканном и не высушенным) изделием:
Вот такая приличная разница получается. Теперь пора выполаскивать мыло и отжимать, этот процесс тоже даёт усадку.
Затем придаём окончательную форму нашему изделию и если есть необходимость отпариваем или просто оставляем сушить.
Вот так выглядит хорошо и правильно свалянное полотно:
Уже не однократно именитые Мастера описывали каким должен быть качественный войлок. Повторюсь и я, как говорится: “Повторение -мать учения”
Хорошо увалянный войлок – это плотное, упругое полотно какой бы толщины оно не было. Это однородное, гладкое, или слегка бугристое(как пшено) полотно, без выделяющихся волокон и прядей!
Итак подвожу итог всего выше описанного:
В чём преимущество хорошо свалянного войлока, прежде всего ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ! Именно хорошо свалянные вещи служат долго, они дольше не истираются и меньше скатываются в катышки. Лично я могу сравнить это на своём опыте, как быстро протирается рыхлый войлок и расползается в местах трения и местах нагрузки. И могу сказать что на хорошо свалянном войлоке приходится снимать немного катышков один раз после первой носки и потом 1-2 катышка в конце сезона)))
Так же хочу подробнее описать отличительные особенности войлока разной толщины. Тапочки, валенки, пальто и жилеты и даже шарфы- паутинки должны быть уваляны одинаково хорошо!
Но шарфикам всё же можно дать небольшую поблажку и не обязательно уваливать так фанатично т.к. на них такой нагрузки нет. Но всё же уваливать надо т.к. они тоже трутся и подвергаются механическому воздействию. Например многие мастера считают что шарфы паутинки очень лёгкие и воздушные и их не надо так уж сильно уваливать, но я вот категорически не согласна с этим. У таких изделий % усадки очень большой и раскладка должна быть очень тонкая, чтоб и увалять и в тоже время сделать паутинку. И признаки увалянности у тонкого войлока почти те же. Не должно быть видно направления волокон шерсти , а волокна декора должны иметь нужную извилистость и соединение с шерстью, а не прихваченными и лежащими на поверхности. В процессе эксплуатации это всё быстро отходит , отваливается и теряет вид.
Тоже в нуно войлоке, если имеется шёлковый декор , особенно объёмный, то чем дольше и лучше валяешь-катаешь (не жамкаешь), тем лучше приваливается ткань, и даёт характерную, богатую, бугристую фактуру.
Качественный войлок НЕ БОИТСЯ СТИРКИ и УСАДКИ. Не скрою, происходит небольшая усадочка, как при стирке обычных вещей.Стирая недовал, автоматически шерсть подваливается и естественно даёт усадку. И очень боьшую усадку, а так же при стирке недовала, может произойти деформация изделия. Я свои пальто стираю в машинке на режиме шерстьшёлк и достаю вещь своего размера.
Надеюсь, моя статья или своеобразный мастер-класс, будет вам полезными. Я старалась как можно более подробно и наглядно описать этот процесс. И, если будут у кого какие-либо дополнения, то я буду с интересом читать! Всем лёгкого войлоковаляния и удачи!
Автор: Финогенова Катерина.
Редакторы: Рогачева Евгения и Дарья Осипова.
Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/591433-stepeni-uvalyanosti-vojloka-v-protsesse-valyaniya
Апельсин.ру
Мокрое валяние: притирание, уваливания, полоскание и сушка шерсти
Валяние — процесс увлекательный и творческий. Для получения готового плотного войлока из непряденых шерстяных волокон нужно:
- Хорошо перемешать между собой шерсть для соединения
- Сократить свободное расстояние между волокнами максимально равномерно
Мыло создает щелочную среду, раскрывает чешуйки на шерстинках, и только после этого начинается процесс валяния. В зависимости от направления раскладки материалов, их количества, продолжительности и направления валяния, приложенной силы и интенсивности, будет зависеть результат работы.
Этапы валяния
Сначала займитесь подготовкой и раскладкой шерсти, затем поэтапно выполните следующие действия, выбрав, подходящий для вашего изделия, способ:
Притирание
На начальном этапе валяния с помощью мокрой технологии требуется очень деликатно и аккуратно соединить раскладку, обеспечить сцепление всех разложенных волокон между собой. Этот этап еще называют притирание.
1. Для этого после раскладки волокон на рабочей поверхности смачиваем их мыльным раствором и накрываем укрывным материалом (например, воздушно-пузырьковой пленкой). Промачиваем теплой водой температурой 30-40 °С, так как это приводит к лучшему раскрытию чешуек шерсти, что способствует быстрому и качественному уваливанию.
2. Придавливаем всю раскладку руками или раскатываем скалкой (трубой), чтобы вся поверхность промокла, а также вышел лишний воздух из-под волокон.
3. Далее необходимо обеспечить наличие мыла на всей поверхности раскладки. Поэтому можно полить раскладку готовым разведенным мыльным раствором или натереть бруском мыла через предварительно размещенную на шерсть антимоскитную сетку или тюль. Важно промылить всю толщину и площадь раскладки. При этом вода не должна вытекать за пределы раскладки и капать. Ее должно быть ровно столько, чтобы полотно было влажным и слегка пружинило под нажатием руки, а в процессе валяния позволило образоваться мыльной пене.
4. Приступаем к валянию без усилий, стараясь не смещать пряди, поглаживая раскладку в разных направлениях, аккуратно втирая мыло в шерсть (фото 4а). В случае использования пленки в качестве укрывного слоя, похлопывающими движениями обработайте всю поверхность войлока. В случае использования сетки — периодически приподнимайте ее и отделяйте волокна, если они попытаются спутаться поверх сетки (фото 4б).
5. Первичное сцепление можно продолжить способом «волны». Он применяется для валяния тонкого войлока небольшого размера — варежек, шарфов, заготовок цветов. Рабочую поверхность из пленки, влажную раскладку на ней (возможно, и с шаблоном) и укрывную пленку крепко захватываем двумя руками. Поднимаем на 10-15 см над столом и опускаем, имитируя волну (фото 5а).
Работаем 5-10 минут с каждой стороны, переворачивая раскладку по часовой стрелке. Это способствуют соединению волокон и прекрасному первичному сцепливанию при минимальном усилии. Можно ускорить данный процесс, используя виброшлифовальную машину. Также возможно комбинировать все способы для равномерности процесса соединения волокон. Лишнюю пену, образовывающуюся в процессе валяния, нужно своевременно убирать, так как ее избыточное количество препятствует свали-ваемости волокон. Эти действия продолжаем до тех пор, пока волокна не соединятся между собой. Периодически проверяем плотность войлока.
Для этого трем пальцем по поверхности раскладки — шерстинки не должны перемещаться. Если вы потянули шерстяную прядь вверх и она свободно приподнялась, при этом полотно тоже стало тянуться за шерстинкой, значит, сцепление уже произошло и можно приступать к следующему этапу (фото 5б).
Уваливание
Уваливанием называется процесс окончательного соединения волокон между собой и уменьшения изделия в размере. Уваливание заканчивается, когда изделие достигло желаемого вами размера. Полотно при этом должно быть упругое на ощупь, пружинить при надавливании и не расползаться. А если потянуть за шерстяную прядь вверх, то из него можно вытянуть лишь единичную шерстинку.
Способы уваливания
После притирания войлочное полотно еще довольно нестабильное и может разорваться при перемещении, поэтому способы уваливания должны быть очень нежными и деликатными.
1. Уваливание с помощью притирания
Уваливание руками с помощью притирания заключается в трении поверхности рукой в полиэтиленовой перчатке. За счет нажима и скольжения по поверхности шерсть уплотняется в вертикальном направлении. Если вы использовали декор из пряжи или ткани, то на этом этапе необходимо осуществить притирку с изнаночной стороны декора, т. е. со стороны шерсти, на которую выложили декор. Это дополнительно укрепит соединение волокон и сохранит рисунок без повреждений.
2. Притирание «шерсть об шерсть»
Для этого обе руки размещают под валяным полотном ладонями к шерсти. Захватывая шерсть между большим и указательным пальцами, ладони соединяют таким образом, чтобы шерсть сложилась, и двигают войлок от направления основания ладони к пальцам поочередно. В результате шерсть притирается и усаживается в направлении движения рук.
3. Уваливание с помощью виброшлифовальной машины
Использование виброшлифовальной машины стало неожиданным открытием применения инструмента, обычно задействованного в строительных работах.
За счет вибрации поверхность машины в процессе работы обеспечивает быстрое сцепление волокон на начальном этапе валяния. Вибро-шлифовальная машина одинаково востребована как при валянии тонкого войлока (палантины, головные уборы, одежда, нуноваляние), так и в работе с толстым войлоком (обувь, сумки, приваливание флиса и кудрей).
Перед работой виброшлифовальную машину нужно подготовить. Рабочая поверхность у нее оснащена резиновой прослойкой. Для валяния это не подходит. Поэтому поверхность закрывают воздушно-пузырьковой пленкой и закрепляют боковыми крепежами, расположенными на машине. Пленка дополнительно защитит машину от попадания внутрь влаги, и она прослужит вам долго.
Работать виброшлифовальной машиной можно как напрямую по войлоку, так и накрыв раскладку пленкой. Эффективнее и быстрее работать напрямую по войлоку, но многие мастера перестраховываются и первые минуты обрабатывают раскладку через защитный слой, а после работают непосредственно по войлоку.
Чем тоньше раскладка, тем ровнее (глаже) должен быть укрывной материал, иначе вибрация машинки и неровности пленки могут сместить волокна и образовать ненужные дырочки в полотне.
Виброшлифовальная машина заменяет процесс притирки шерсти через сетку и тюль. Поэтому ее используют после того, как смочили раскладку мыльным раствором и равномерно распределили влагу. Количество воды на раскладке должно быть умеренным: визуально полотно влажное, но при этом брызги не летят в стороны из-под машинки. Избыток влаги можно убрать: раскладку накрывают сеткой и промакают полотенцем.
Время обработки войлока с помощью виброшлифовальной машины зависит от толщины раскладки и материала: чем грубее шерсть и толще разложено полотно, тем больше времени нужно для работы с машиной.
На пленке машиной валяют совсем недолго, важно, чтобы волокна шерсти немного сцепились между собой и не приставали в дальнейшем к рабочей поверхности машины. Далее пленку снимают и продолжают валять полотно до готовности с обеих сторон. Готовность при этом определяют по количеству отстающих шерстинок от поверхности — чем меньше их, тем лучше.
Работа виброшлифовальной машины на всей поверхности войлока заключается в следующем: машину поднимают, перемещают на соседнюю область на расстояние, равное размеру рабочей поверхности машины и опускают вертикально вниз. Когда волокна соединились между собой и не перемещаются, можно передвигать машину по войлоку, не отрывая от поверхности. Движения в этом случае похожи на работу с утюгом, только траектория перемещения должна быть по спирали.
4. Уваливание с помощью катания в рулоне
Уваливание с помощью катания в рулоне удобно при создании шарфов, одежды, панно, сумок, валенок, так как позволяет равномерно уваливать большое изделие по всей длине.
Для этого используют трубу или вал, на которые наматывают раскладку со всеми укрывными пленками (фото 4а). Поверх пленки можно намотать полотенце и зафиксировать малярным скотчем или жгутом края, чтобы раскладка не развернулась (фото 4б). Полотенце впитывает излишки влаги. Далее рулон прокатывают вперед и назад по плоской поверхности.
Сделав около 100 движений туда и обратно, рулон разворачивают и располагают изделие так, чтобы его внешний край оказался в глубине. Вновь заматывают рулон и катают с нажимом рубелем или тыльной стороной рук (фото 4в).
Таким образом катают в рулоне со всех четырех сторон полотна, а затем, перевернув его изнаночной стороной вверх, снова повторяют катание с четырех сторон.
Так происходит уваливание изделия в плоскости.
После деликатной увалки шерсть представляет собой уже довольно прочное соединение. Можно применять более активные действия — усаживать войлок и приступать к агрессивному валянию.
5. Уваливание методом кидания
Уваливание руками методом кидания применяют для тонкого войлока — шарфов, палантинов, нуновойлока. Намыленное изделие хаотично сминают и роняют на рабочую поверхность с высоты 10-15 см. Под весом полотна происходит уваливание в объеме и уменьшение размера.
Когда войлок становится толще и прочнее, увалку заменяют на намеренное кидание с силой, по 10-15 раз на рабочую поверхность. Этот способ позволяет контролировать степень готовности и качество войлока (фото 5а).
Характерной чертой является появление бугристости на войлоке, так называемое «зерно» (фото 5б).
6. Уваливание руками методом «велосипед»
Войлок захватывают обеими руками между большим пальцем и ладонью, сжатой в кулак, на расстоянии 4-5 см. Производят движение руками, напоминающие кручение педалей на велосипеде. Также уместно использовать движения, напоминающие жамкание, сминание, стирку вещей. Применять метод лучше на полуготовом войлоке для равномерности проваливания.
Выравнивают поверхность такого войлока «утюжком», мыльницей, камнем, так как просто рукой убрать бугристость уже затруднительно (фото 6а). Рекомендуется чередовать уваливание в плоскости с уваливанием в объеме, т. е. после кидания применять притирку в плоскости. Притирать войлок на этом этапе можно об рабочую поверхность, подложку, воздушно-пузырьковую пленку (фото 6б).
7. Уваливание колотушкой
Уваливание колотушкой применяется при валянии обуви. Недовалянный войлок натягивают на подходящую форму и тщательно отбивают со всех сторон колотушкой, чтобы получилась плотная посадка по форме.
8. Уваливание в стиральной машине
Стиральная машина используется для окончательной увалки на форме и для валяния объемных изделий, например войлочных шариков (фото 8а).
У стиральных машин разных производителей процесс уваливания может длиться от 10 до 60 минут, поэтому необходимо опытным путем определить время, приемлемое для увалки. Температура воды не должна быть выше 40-50 °С, в качестве моющего средства удобно использовать остатки мыла или мыльную стружку, а для защиты фильтров от попадания шерсти — мешочки для стирки или капроновый гольф. Последний также защитит от возможного перемещения волокон в процессе валяния.
При валянии на форме поместите изделие в капрон, а после окончания стирки можно извлечь форму из войлока, разрезав его ножницами.
Для дополнительного воздействия на войлок в барабан стиральной машины можно добавить массажные пластиковые или резиновые мячики (фото 8б).
Рекомендуется заканчивать работу увалкой в плоскости, тогда готовый войлок будет выглядеть плотным ровным полотном, без торчащих ворсинок и бугров. Готовность войлока можно отследить по размеру изделия и качеству полотна — при надавливании оно должно легко пружинить и принимать первоначальную форму.
Полоскание и сушка
Закончив уваливание, с полотна убирают остатки мыльной пены и несколько раз промывают в проточной воде.
Выжимать вещи из войлока не рекомендуют, они могут деформироваться. Лучше оставить их на решетке, чтобы вода стекла. Когда мыло выполощется и вода стечет, можно еще раз сбрызнуть войлок водой. Если на поверхности вода выступает отдельными каплями, значит, полотно хорошо свалено. Этот эффект еще называют «слезинки войлока».
После этого вещь расправляют и сушат на махровом полотенце. Если изделие уваливалось на форме, то его сушат на форме или набив бумагой. Слегка влажную вещь можно отпарить утюгом.
Источник статьи: http://apelsyn.ru/mokroe-valyanie-pritiranie-uvalivaniya-poloskanie-i-sushka-shersti
По-армянски, шьем шерстяное одеяло.
Шерсь я покупала у знакомой, которая держит овец, кстати, самая лучшая шерсть та, которую состригают в мае. Стоит шерсть недешево ( уже стираная), можно купить грязную, она вдвое дешевле, но мыть её -морока несусветная, вы представляете, какая она грязная? И к тому же она вдвое уменьшается по весу
Купленную шерсть я все равно снова замочила, простирала, высушила и взбила с помощью специального прута. После взбивания она раскрывается и становится пушистой.
Дома в зале соорудила вот такую конструкцию из двух столов и старенькой швейной машинки
Затем начинаем постепенно раскладывать шерсть
Середину оставляем пустой, т. к. в процессе стегания шерсть собирается в середине..
Теперь самый сложный момент-нужно вывернуть одеяло так, чтобы шерсть оказалась внутри.
Для этого одеяло начинаем сворачивать руликом с той стороны, которая уже сшита. Это обычно делается вдвоем.
Вот одеяло вывернуто, зашиваем открытый край.
Вот такими иголками буду стегать.
Я стегаю сразу тремя иглами.
Это начало. В середину кладем что-нибудь тяжелое, чтобы шерсть не скучивалась в середине.
Ну и вот так по кругу.
Источник статьи: http://www.stranamam.ru/post/11823778/
Валяние из шерсти для начинающих
Валяние из шерсти для начинающих не такой простой процесс, как хотелось бы. Приходится разбираться в технологии, оценивать “на ощупь”, шерсть, иглы для валяния, учиться регулировать нажим на иглу, т.к. поначалу они “летят только так”, в смысле очень ломаются. Нас приучили в детстве брать инструмент, как шариковую ручку, поначалу тоже самое делаешь с иглой. Не тот нажим, и все. Валяние из шерсти для начинающих выглядит отпугивающе, думаешь:”Ну его нафиг, займусь чем-нибудь попроще”.
Если не хотите читать “мозговню” по теме валяния, где описывается чуть – ли не каждая зазубринка на игле, а Вам нужно просто знать, что покупать для валяния, чтобы не переплатить и не прогадать – читайте эту тему и все комментарии, что ниже! Поймете!
На самом деле, валяние не так сложно. Терпение и труд – все перетрут. А терпения надо много, особенно если валяние сухое. Изделия, валяные игрушки из шерсти с кулак величиной, делаются новичками не меньше 2-х недель. Профи справляются за 4-5 дней. Сам процесс уплотнения шерсти для начинающих валяние, часто кажется тягомотиной. С другой стороны, многие говорят, что это “расслабляет”.
Что нужно знать для начинающих валяние из шерсти?
Прежде всего, одно из двух: либо сразу понравится и “дело пойдет”, либо не понравится и “далеко не уедешь” и быстро забросишь. Уже на первых этапах можно понять, ваш это вид рукоделия или нет. Впрочем, если неправильно понять принцип – можно разочароваться. Чтобы не разочаровываться сразу – читайте эту тему.
– Потребуется много, очень много времени и терпения
– Материалы не слишком дешевые
– Без вдохновения лучше и не браться за валяние
Для валяния из шерсти, к примеру, игрушки размером с кулак, нужно около 100 грамм натуральной шерсти. Именно шерсти, а не синтетики – вискозы. Лучшая шерсть фабрик:
– Семеновская Пряжа
– Камтекс
– RTO
Первые два типа – наиболее дешевые, стоимость 100 грамм шерсти в районе 100 рублей. Шерсть RTO от 150 до 180, на ней вообще спекулируют, поэтому лучше сразу ехать к производителю, например, на Семеновскую фабрику, которая находится на м.Семеновская в Москве, буквально в 2-х шагах от метро. С другой стороны, у семеновской пряжи тоже есть недостаток – ограниченное количество цветов, но в принципе, цвета благородные.
Вот так она выглядит, в пакетах-колбасках:
Пряжа Камтекс всегда с таким значком:
Кстати, наборы лучше не покупать, потому что хоть они и выглядят красиво, стоят не дешево и как раз рассчитаны на неискушенного покупателя, который “поведется” на красочность, совершенно не задумываясь о том, как он будет валять из всего этого разнообразия. Ну разве что, игрушку с разноцветными ручками-ножками, либо цветок. С другой стороны, например, для создания картин из шерсти, где расход шерсти не такой большой – наличие набора дает преимущество. В общем, для мокрого валяния различных изделий типа сумок, разноцветных шарфов, наборы могут быть хорошим решением.
А вообще, шерсти должно быть много, если Вы хотите начать валяние из шерсти основательно. Потому что поначалу кажется, что отщипнул с перебором, но когда начинаешь валять, все “уваливается” раза в 3 или 4. И еще не мало времени пройдет, пока валяние из шерсти для начинающих станет понятно, сколько шерсти брать, чтобы получился нужный размер изделия.
Но самое простое, это выдрать клок шерсти и максимально сильно смять его в руке – вот “насколько сминается” – такого размера и будет изделие.
С другой стороны, шерсть покупают не только для сухого валяния, но и для мокрого.
Чем отличается мокрое валяние от сухого?
В мокром валянии мы делаем войлок из шерсти, брызгая на шерсть мыльным раствором. Затем раскатываем сверху скалкой, также как тесто. Чтобы волокна сцепились, нужно не менее 200 раз катать туда-сюда, периодически переворачивая “блинчик”. Короче, это занятие совсем не для хилых людей. Именно поэтому раньше в Монголии валянием занимались в основном мужчины, ведь требуется огромная сила, чтобы спрессовывать шерсть. Ну и выдержка тоже.
Пример “мокрого валяния из шерсти”
Те кто думает, что валяние из шерсти это “очень легко” и правы и не правы одновременно. Если терпение есть и вдохновение -легко, а если нету – проклянете все на свете.
Мокрое валяние из шерсти используется для создания “плоского войлока” по другому “фетра”. Но тот фетр, что продается в магазине сделан не ручным валянием, а машинным, поэтому он очень плотный и аккуратный. Мокрое валяние ручным способом дает больше творчества, им можно делать сумки, ковры, шляпы, одежду, короче говоря, любые изделия “тканного вида”.
Пример “сухого валяния из шерсти”
Для создания игрушек и скульптур из шерсти используется всегда сухое валяние. В нем используется только чистая шерсть, иглы и обычная губка. Поговорим об иглах.
Иглы для валяния из шерсти
Иглы для валяния из шерсти заслуживают отдельного разговора, потому что они также как и кисти, ведут себя непредсказуемо. Мы сделали вывод, что импортные иглы, японские Tulip LTD и немецкие PRYM – лучшие иглы, потому что у них качественная сталь, они меньше тупятся и при адекватном использовании, прослужат долго. Другое дело – иглы Гамма и прочие, которых засилие. Они, конечно, поначалу хорошие, но потом быстро тупятся и ломаются. Тупые иглы вообще непонятно куда девать, вроде и выбрасывать жалко, но и как основные для валяния уже не возьмешь в руки – потому что игла, которая плохо сваливает – это наше время, силы и нервы.
Для начинающих валяние из шерсти надо знать одно – чем игла тоньше и качественнее, тем она лучше сваливает. Чем игла тоньше – тем она дороже, например, в иглах Гамма есть маркировка:
FN – 005 №38 или №40 вот эти номера являются тонкими иглами, все что ниже -уже толстые (они так и называются – грубые толстые, их номера 25 и 36). Толстые иглы можно использовать на начальных этапах сваливания, либо когда нужно уплотнить еще больше уже хорошо свалянный комок. Ну, например, глазницы сделать для игрушки.
Для начинающих валяние из шерсти, этой информации уже достаточно – выбирайте 38 или 40 номер смело, эти номера мало чем отличаются, обе пачки покупать не обязательно. Только иглы должны быть стандартные. Потому что есть всякие “для декорирования”.
К ним относятся всякие “звездчатые трехгранные и четырехгранные”, “корона” и есть еще особый тип игл – обратные, чтобы распушать изделие, т.е. делать так, чтобы игрушка из шерсти выглядела пушистой, как будто из меха.
В общем, по поводу этих декоративных особо заморачиваться не стоит, что трехгранные, что четырехгранные – примерно одинаковые. Они используются когда нужно валять плоские элементы или для улучшения “текстуры” изделия в самом конце, это еще называется “последующая обработка”.
Что касается игл для распушивания – там не важно, толстая или тонкая, любая подойдет. Берите те, что дешевле. А если кто-то из ваших друзей также как и Вы валяет из шерсти – скиньтесь с ними и купите пачку из 5 обратных игл. За всю историю нашего валяния еще ни одна обратная игла не поломалась. Выходит, пользуемся одной такой иглой, а 4 еще лежат в запасе.
Вот так иглы для валяния выглядят:
Валяние из шерсти для начинающих загадочно, первый вопрос: “Ну и что делать то?” Да элементарно, покупаете шерсть, обычную губку, можно банную, или кусок поролона. Кладете шерсть на губку и сверху тыкаете в нее иглой, что будет происходить сами увидите, главное тыкать настойчивее и не бояться “испортить”, потому что шерсть такой материал, что там все, что угодно изменить и переделать можно. Тем то он и привлекателен, что в отличие от глины, можно отложить и доделать, когда захочется.
Вот, в общем-то и все. Валяние шерсти для начинающих не такой уж и сложный процесс, просто трудоемкий. Главное дерзать и все получится.
Вопросы можно задавать в этой теме.
Список последних тем раздела:
Как выбрать шерсть для валяния?
В магазинах продается разная шерсть, как я уже сказал, в основном это марки:
– Семеновская Пряжа
– Камтекс
– RTO
Если Вы новичок, то Вам без разницы, какую шерсть брать и на какой учиться валять. Шерсть для валяния отличается лишь толщиной, есть грубая шерсть, а есть тонкая. Грубая от тонкой отличается “степенью мягкости” или “жесткости”.
В магазинах, в основном, продают тонкую шерсть. Она приятна на ощупь и качественно и равномерно окрашена в разные цвета. Однако и такая тонкая шерсть отличается по жесткости. К примеру, Семеновская Пряжа – это очень тонкая шерсть, Камтекс и RTO – более жесткая.
Если Вы валяете сухим валянием, к примеру, игрушки из шерсти, то здесь я советую брать более жесткую шерсть Камтекс и RTO, дело в том, что с помощью такой шерсти проще добиться “плотности” изделия. Если говорить строительными терминами, то такая шерсть лучше “армируется” и меньше пушится впоследствии.
Пример более жесткой тонкой шерсти (волокна выглядят слегка “пестро”):
Пример игрушки, свалянной из более жесткой тонкой шерсти (видны неровности, однако плотность игрушки весьма хорошая, т.е. игрушка более “износостойкая”):
Пример тонкой шерсти (волокна выглядят однородно и ровно, а шерсть на ощупь, “как шелковая”):
Пример игрушки из тонкой шерсти(выглядит однородно, однако при прикосновении будет пушиться):
Зато тонкая шерсть типа Семеновской Пряжи, выглядит более аккуратно, однородно, но начинает “пушиться” со временем. Если задача сделать игрушку и распушить ее потом специальной иглой, то лучше использовать изначально такую шерсть.
Если Вы делаете картины, изделия из шерсти методом мокрого валяния, когда иглы уже не используются, здесь лучше всего выбирать максимально тонкую шерсть. Проще будет добиться плавных цветовых переходов.
Пример картины из шерсти (автор: Александра Федорова):
Сколько нужно шерсти для валяния?
Сколько нужно шерсти для валяния детского одеяла, игрушки, шляпы, картины? Такие вопросы чаще всего волнуют.
Здесь все очень просто. В магазинах чаще всего продают шерсть по 50 и 100 грамм. И действительно не понятно сколько шерсти для валяния нужно взять, чтобы получилось изделие нужных габаритов.
Здесь самый важный вопрос в том, какой толщины планируется изделие. К примеру, для валяния шляпы из шерсти, размером 50 на 50 сантиметров нужно где-то 150 г. шерсти, при этом толщина изделия будет где-то 3-4мм. Соответственно, выходит, что на 1 квадратный метр изделия толщины 3-4 мм. нужно 300 грамм шерсти минимум. Советую брать 400г/м2 c запасом, потому что в процессе валяния при не очень равномерном распределении шерсти могут быть “просветы” и лучше сразу накладывать побольше шерсти, если валяем изделия типа детского одеяла.
Детское одеяло имеет размеры, обычно, 1 метр по ширине и 1,5-2м по длине. Таким образом количество шерсти для валяния детского одеяла выходит: 800 грамм шерсти(это с запасом) или 8 пакетов шерсти по 100 грамм или 16 пакетов по 50 грамм.
По стоимости это выходит порядка 1000р., если брать за основу Семеновскую Пряжу, которую продают в пакетах – колбасках по 100 грамм и стоимостью 120р за пакет.
Если говорить об игрушках, размером с кулак, то здесь нужно всего 150 грамм.
Если говорить о картинах из шерсти, то тут вообще все просто. Нужно купить 50 грамм шерсти разных цветов (при чем не наборов, наборы всегда дороже). И нужно купить шерсть для подосновы, 2 пакета по 100 грамм. Можно для подосновы использовать готовый войлок.
Валяние сумок – тоже самое, что с одеялом, рассчитайте сколько в квадратных метрах получается сумка и считайте количество шерсти из расхода 300 грамм на 1 квадратный метр.
Да и никогда не забывайте, что если Вы валяете мокрым валянием, т.е. делаете войлок, плоские изделия, шляпы, шарфы, сумки, одеяла, то делать их нужно размером в 1,5 раза больше, чем будет фактический размер изделия. Дело в том, что при сваливании изделие дает усадку в 1,5 раза.
Если Вы валяете 1 квадратный метр изделия, то нужно фактически укладывать шерсть размером 1,5х1,5м.
Как выбрать иглы для валяния из шерсти?
Иглы для валяния – основной и наиболее важный инструмент. На иглах для валяния лучше не экономить, но это понимаешь только со временем. В магазинах представлен достаточно широкий ассортимент игл для валяния, однако не все эти иглы “одинаково хороши”. Почему?
Рукодельная область сейчас очень сильно развивается, поэтому появляется множество “дельцов”, которые хотят сделать на этом выгодный бизнес. Первое и самое важное, что нужно знать – никогда не покупайте иглы черного “закопченного” цвета в прозрачных пакетиках с пометкой Gamma.
Лично я сомневаюсь, что эти иглы вообще имеют какое-то отношение к популярной фирме Gamma. Скорее всего, это подделка. Нет, безусловно, этими иглами тоже можно валять и их стоимость по сравнению оригинальными иглами Gamma в твердых пластиковых упаковках ниже рублей на 50-60.(Оригинальные иглы Gamma стоят от 150-250 рублей за пачку из 5 игл(стоимость зависит от вида иглы, толстые – дешевле, тонкие – дороже), иглы же в пакетиках стоят порядка 100 рублей). Но эти “поддельные” иглы имеют очень низкую остроту зубцов, так что шерсть ими сваливать можно, но достаточно долго. А нам в валянии важно, прежде всего – время. Короче говоря, не покупайте такие иглы!
Что касается оригинальных игл Gamma в твердой пластиковой упаковке. Они хорошие, но тоже не идеальные. Бывают и лучше. К тому же эти иглы для валяния достаточно ломкие. Но зато их можно найти практически в любом магазине и легче найти нужную их разновидность.
Кстати, нужно упомянуть о разновидностях игл. Новичков в валянии из шерсти разновидность игл пугает. Особенно если учесть их стоимость 150-250 рублей, покупать себе “всю коллекцию” игл, чтобы их потом опробовать, не представляется возможным. Дорого. Поэтому нужно знать всего-лишь одно правило.
При выборе игл для валяния выбирайте пачку толстых и пачку средних игл.
Толстые иглы нужны для того, чтобы быстрее свалять шерсть в самом начале, когда комок шерсти “воздушный”, а иглы средней тонкости – это основные иглы для валяния, ими можно уплотнять шерсть практически “до победного финала”. Также толстые иглы используются, чтобы уплотнять шерсть в уже свалянном изделии, например, сделать глазницы для игрушки.
FN – 005 №38 или №40 – это средние иглы для валяния по классификации фирмы Gamma. Все, что ниже номером – уже толстые, не ошибетесь! (толстые это 25 и 36 номер, на пачке написано – толстые, грубые или и то и другое).
Зачем нужны остальные иглы? Попробую объяснить, какие есть и какие чаще всего используются.
– Обратная игла для распушивания уже свалянного изделия. Зачем его распушивать? Это если, например, Вы хотите, чтобы ваша игрушка на вид была, как будто из меха. Как уже было сказано в начальной статье – обратную иглу надо иметь всего одну и все равно какого номера.
Вот так выглядит, например, сова, распушенная такой иглой:
– Трехлучевые, четырехлучевые, звездчатые иглы. Я объединил их в одну категорию, потому что это по-сути одно и то же, особенно, что касается трех и четырехлучевых. Эти иглы короткие, засечки имеют только на конце, они используются для всяких там “улучшений изделия”. Ну, к примеру, свалять тонкие детали, губы игрушки, веки. В общем, это иглы, которые не сваливают глубоко, а работают только на поверхности. В принципе, они не особо нужны. Можно купить потом и желательно четырехлучевые, они как-то лучше. Но если Вы хотите валять что-то маленькое (размером меньше ладони), то эти иглы идеально подходят. Они острее других и лучше протыкают уже свалянное изделие, что приводит к еще большей его плотности.
– Иглы типа “корона”, зачем нужны не знаю, применения им практически нет, у них есть засечка на конце, но все то же самое, что делают эти иглы – можно сделать обычными или трех-четырех лучевыми. В общем, на иглы типа “корона” не тратьте деньги – девать их абсолютно некуда, если речь идет о валянии игрушек или объемов. Может для валяния картин, когда они используются с держателем – есть какой-то смысл. Картины не валял, сказать не могу.
Игла “корона” разве что для “перфекционистов”, ну к примеру, решили Вы свалять игрушку так плотно, что на ощупь она будет “дуб дубом”, да, такое возможно! Ну и вот эта плотность уже настолько сильна, что обычные иглы туда “не лезут”. А хочется, чтобы поверхность была ровная, однородная, а не как “гофрированная”, вот здесь игла корона может помочь, только нужно ею тыкать осознанно в места “между дырочками”, тогда можно добиться очень однородной поверхности. Но можно не заморачиваться, потому что свалянный плотно войлок, как “сжатая пружина”, со временем “пружина разжимается” и поверхность и так становится ровной и однородной.
Здесь главное не перестараться, потому что можно “дотыкаться” до такой степени, что шерсть из плотной превратится в труху.
Кстати, о держателях. Очень часто в магазинах продаются иглы Gamma аж за 500 рублей, вместе с неким держателем. Если Вы не планируете валять картины из шерсти – не покупайте эти иглы. Те иглы, которые в держателе – это те же 38 и 40 номера, получается, что Вы переплачиваете 320 рублей за “пластиковую фигню”, которой потом пользоваться не будете.
То же самое относится к деревянным и пластиковым держателям для одной иглы. С виду кажется, что это удобно, но на самом деле, все эти держатели по принципу шариковой ручки только будут способствовать поломке игл, ибо можно не рассчитать нажим и всё, “игла тю-тю”. Учитесь валять иглами без держателей сразу. Держатели выглядят так:
Продолжим о марках игл. Две марки я уже назвал это:
– Подделка Gamma в пакетиках – не покупайте
– Настоящая Gamma в пластиковых коробочках – покупайте
В общем, на этом “сказание о более плохих иглах” заканчивается. Начинаем рассматривать фаворитов.
Лучшими, на мой взгляд, иглами являются иглы японской фирмы:
– Tulip LTD (тюльпан переводится), эти иглы кажутся тонкими, но их прочность и острота настолько существенна, что можно валять ими одними все сразу от начала и до конца. Вообще японские иглы очень качественные, поэтому если видите Made in Japan на упаковке – смело покупайте, даже если эти иглы в 2 раза дороже той же Gamma. Они того стоят. 2 иглы в упаковке стоят 150 рублей.
Логотип у фирмы такой:
– Вторыми, на удивление, идут китайские толстые иглы. Они часто встречаются в магазинах, но на них нет никакой маркировки. Эти толстые иглы очень качественные, они отлично сваливают шерсть в самом начале. Можно существенно сэкономить время. Коробка у них салатовая с розовыми цветочками, такая:
– Немецкие иглы PRYM. Качественные, долговечные и хорошо сваливают. Хуже японских, но лучше Gamma. Стоят дороже, рублей 200 за 3 шт. в упаковке. Вот так выглядят:
– Недавно попали в руки иглы Clover (клевер), тоже японские. По качеству сваливания примерно как Prym. Стоят 400 рублей за 5 игл. Выглядят так:
– Очень хорошие немецкие иглы для валяния марки Rayher. Они ведут себя совсем иначе, чем все предыдущие иглы, сваливают шерсть хорошо и без особых усилий. Я бы сказал, ими очень комфортно валять. Эти иглы недавно появились в хобби-гипермаркете Леонардо, стоят 250р за упаковку, в упаковке 3 иглы. Выглядят эти иглы так:
– Недавно нам в руки попали витые иглы для валяния. Для чего они нужны? Утверждается, что они быстрее сваливают шерстяной ком и не оставляют дырочек. Но опытным путем это подтвердить не удалось. Эти иглы ведут себя также как и обычные, по скорости даже проигрывают. Так что эта “новинка” далека от совершенства, тспользовать ее или нет – дело Ваше.
Как выбрать иглы для валяния из шерсти?
Итог: Вам нужны японские(в идеале Tulip LTD) или немецкие иглы среднего и толстого размера. 1 обратная игла и парочка четырехлучевых. Если нету таких марок в вашем магазине, то можно выбирать фирму Gamma. Если не планируете валять картины из шерсти – держатели для игл Вам не нужны и нет смысла переплачивать за ненужный пластик.
Источник статьи: http://solium.ru/forum/showthread.php?t=7840
Материалы и инструменты Валяние фильцевание Мокрое валяние Как мы определяем свалялось ли изделие? Шерсть
Здравствуйте, милые рукодельницы!
Вопрос о готовности войлока и свалянности изделия актуален всегда, особенно на первых порах. Когда впервые раскладываешь, валяешь, промываешь.
Возникает вопрос, а как же понять когда же изделие готово? Свалялось ли оно?
В этой статье я постаралась подробно собрать все признаки, по которым вы сможете
самостоятельно определить на сколько сваляно ваше изделие.
Поделим признаки на те, которые помогут вам непосредственно во время валяния и на несколько дополнительных, которые можно увидеть уже на готовом изделии.
1. Усадка не менее 20% -25%
Первое на что мы с вами обратим свое внимание, это на усадку изделия. Чтобы вы не валяли и какой бы толщины не было ваше изделие ,усадка должна быть не менее 20% -25% по площади. Конечно, иногда попадается некачественная шерсть! И тогда вещь ни в какую не садится и даже протирается. На моем опыте, в такой ситуации очень сложно получить качественно сваленную вещь.
2. Бугорки, «зернистость»
Есть такое понятие ,у валяльщиков, «зерно» на шерсти или мелкие бугорки. Если ваше изделие свалено слабо, то бугорки рыхлые и крупные. А на хорошо сваленном изделии «зерно» становится мельче и напоминает пшенную крупу, приблизительно 2-3 мм в диаметре. И конечно , учитывайте то, что размер бугорков меняется в зависимости и от вида породы и тонины шерсти.
Когда мы увидели такие бугорки на изделии, отжимаем излишки пены и рассматриваем наше валяние – посмотрите полотно на просвет и попытайтесь определить направление волокон. Если вы легко угадываете направление раскладки, то изделие явно не довалено! Ваше валяние должно быть, вроде однородным полотном, но с таким причудливым рисунком.
3. Движение волокон
Необходимо проверить движение волокон шерсти. Подцепите полотно двумя пальцами ( лучше чтобы пальцы были сухие, сырые могут просто соскальзывать) и начните круговыми движениями «растирать» войлок, это еще напоминает как мы солим суп. И если, вы чувствуете движение пальцев, относительно друг друга, а внутри движение шерстинок, то надо валять дальше. А если полотно цельное, не двигается, то очень вероятно, что сваливание волокон у вас получилось!
По структуре полотно должно быть однородной – упругое, эластичное, единое целое. Важно не упустить из внимания то, что изделие должно быть целостным, не распадаться на волоски или пряди. Из хорошо сваленного изделия невозможно выдрать ни одного волоска целиком!
4. « Слезинки войлока»
Если всеми предыдущими признаками вы довольны, то можно отправляться с изделием в ванную, где его нужно хорошенько прополоскать. Когда ваше изделие освободится от мыла, вы заметите, что во время отжима вода из шерсти выступает отдельными капелями. Этот эффект и называют « слезинки войлока». И их появление тоже указывает на доваленность полотна. Попробуйте еще брызнуть на отжатую вещь водой –капельки впитаются, а будут лежать на поверхности!
Вот самые главные и наиболее характерные признаки готовности (доваленности) изделия во время самого процесса валяния. И давайте еще рассмотрим несколько признаков по которым мы сможем определить хорошо сваленную вещь уже в готов изделии:
Блеск
Хорошо доваленное изделие имеет мягкий приглушенный блеск ( на солнце), как блестит натуральное не обработанное лаком или морилкой светлое дерево. Хочу заметить интересное свойство, каждая шерстинка в изделии сама по себе отражает свет,
если они свяляны плотно, то получается такой эффект «зеркала». Теперь понятно откуда хорошо доработанное изделие имеет такой характерный блеск! А, если изделие рыхлое, то свет будет проникать между волокон и рассеиваться. Как правило, это признак относится к изделиям из мериноса и лестера.
Толщина
Всегда готовое уваленное полотно тоньше неувалянного, это понятная аксиома! При том это не зависит от толщины используемой шерсти. Просто сожмите двумя пальчиками ваше изделие (полотно), и если полотно прогнется, сожмется, станет тоньше, выпустив воздух – это значит валяние не закончено, надо продолжать.
Звук
Хорошо сваленное изделие звучит звонко! Я нашла в интернете хорошее сравнение со звуком простыни – если встряхнуть войлочным изделием, как мы встряхиваем простыню, то мы должны услышать хлопок, который издает простыня.
Отсутствие ворса
И в этом вопросе тоже многое зависит от качества шерсти. Но чем лучше вы сваляли изделие, тем оно менее ворсисто. Здесь следует отметить , что этот признак не самый важный по определению доваленности. Потому что «пушок» может быть из-за нарушения технологии валяния, а именно интенсивного натирания изделия о пленку пупырку или стиральную доску).
Однородная, ровная поверхность
Готовое свяляное изделие (полотно) на просвет не имеет дыр, залысин или проплешин. Просто посмотрите на источник света и убедитесь в отсутствии явных утолщений и темных пятен. Вот все эти признаки в совокупности дают ясное понимание о доваленности изделия или полотна. Практика и наблюдения – это еще одни верные ваши помощники в этом вопросе. Валяйте, эксперементируйтуе, продолжайте свое обучение и вы обязательно приобретете сое чутье валяльщики. И ваши руки сами начнут чувствовать- изделие увалялось.
Ваша Юля Елькина
Желаю вам легкого и правильного валяния!
Источник статьи: http://stranamasterov.ru/node/799548