Как правильно пишется словосочетание «стратегически важный»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: облатка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «важный»
Синонимы к слову «стратегически»
Синонимы к слову «важный»
Предложения со словосочетанием «стратегически важный»
- После формирования финансовой цели необходимо будет выявить одну-две приоритетные, амбициозные и стратегически важные цели, которые станут ключевыми факторами достижения этой финансовой цели.
Сочетаемость слова «важный»
Значение слова «важный»
ВА́ЖНЫЙ , –ая, –ое; –жен, –жна́, –жно, ва́жны и важны́. 1. Имеющий особенно большое значение. Важный вопрос. Важное открытие. Важная роль. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «стратегически»
1. Наречие от прилагательного стратегический (Викисловарь)
Афоризмы русских писателей со словом «важный»
- В важных делах жизни всегда надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «важный»
ВА́ЖНЫЙ , –ая, –ое; –жен, –жна́, –жно, ва́жны и важны́. 1. Имеющий особенно большое значение. Важный вопрос. Важное открытие. Важная роль.
Значение слова «стратегически»
1. Наречие от прилагательного стратегический
Предложения со словосочетанием «стратегически важный»
После формирования финансовой цели необходимо будет выявить одну-две приоритетные, амбициозные и стратегически важные цели, которые станут ключевыми факторами достижения этой финансовой цели.
Вся сложность заключается в том, чтобы реализовывать стратегически важные цели в то время, когда вам нужно также заниматься текущей рутиной.
Сельское хозяйство и другие наиболее уязвимые и стратегически важные отрасли развитых стран сокращаются постоянно.
Русский язык, 7 класс, муниципальный этап
Центр образования школьников «Олимп»
Всероссийская олимпиада школьников учебного года
Русский язык, 7 класс, муниципальный этап
Смирновского ошибочно. К гласным звукам относятся следующие: а, о, э, у, ы, и. Я, е, ю – являются буквами. В русском языке по твердости – мягкости противопоставляются согласные: д – д’; с – с’; м – м’, при этом после твердых согласных обычно идут буквы а, о, э, у, ы, после мягких – я, е, ю, и.
2 балла – за объяснение ошибочности утверждения.
1. Типун тебе на язык (ироническое пожелание тому, кто высказал недобрую мысль, предсказал неприятное).
2. Держи хвост трубой (быть бодрым, ничего не бояться, сохранять оптимизм).
3. Один как перст (о том, кто не имеет семьи, близких, о совершенно одиноком человеке).
4. Кусок в горло не идет (о состоянии, когда человек не может есть от волнения, усталости и т. п.).
5. Ломиться в открытую дверь (Настойчиво утверждать, доказывать то, что очевидно, всем хорошо известно, что не вызывает возражений, против чего никто не спорит).
6. Куда Макар телят не гонял (очень далеко).
7. Брать грех на душу (впадать в искушение, впадать в соблазн, грешить).
8. Держать порох сухим (быть предусмотрительным, бдительным, готовым к защите, обороне; соблюдать меры предосторожности).
1 балл – за каждый верно составленный фразеологизм;
1 балл – за толкование фразеологизма.
анфас – лицом к смотрящему; вернисаж – торжественное открытие выставки в присутствии специально приглашенных гостей; досуг – свободное от работы время; кворум – число присутствующих на собрании, необходимое для того, чтобы признать собрание правомочным; зачинщик – тот, кто начинает что-либо неблаговидное.
1 балл – за определение каждого слова, значение которого указано неверно (3 балла).
1 балл – за верное толкование (3 балла).
«Когда я вечером шел, – читал в письме Коля, – с грохотом и шумом мимо промчался поезд». «Поезда тут, – говорят старожилы, – ходят очень давно». Коля стоял и ждал брата во дворе, который был огорожен забором.
0,5 балла – за каждое исправление знаков препинания (4,5 балла).
За устранение искажения смысла по 0,5 балла (1 балл).
вред – вредить – вредитель – вредительство – вредительствовать.
Боль – болеть – болезнь – безболезненный (префиксально-суффиксальный способ) – безболезненно.
Коснуться – прикоснуться – прикосновение – прикосновенный – неприкосновенный – неприкосновенность или коснуться – прикоснуться – прикосновение – прикосновенный –прикосновенность – неприкосновенность.
Граница – граничить – ограничить – ограниченный – ограниченность – неограниченность или граница – граничить – ограничить – неограниченный –– неограниченность.
0,5 балла – за каждое звено в словообразовательной цепочке (7 баллов).
0,5 балла – за определение способа словообразования (7 баллов).
Оцениваются все предложенные правильные варианты словообразовательных цепочек.
казачий, казацкий, лазурный, лазуревый, лазоревый, артиллерийский, лоточный, лотковый, помещичий, помещицкий, гречишный, черепичный, черепитчатый, черепичатый.
1 балл – за каждое верно образованное прилагательное.
Ответ: А) 1; Б) 2; В) 2; Г) 1; Д) 2.
1 балл – за указание каждого неправильного варианта.
Только переходные глаголы несовершенного вида способны образовывать все четыре формы причастий.
Читать – читаемый, читанный, читающий, читавший;
Улыбаться – улыбающийся, улыбавшийся;
Запрячь – запряженный, запрягший;
Видеть – видимый, виденный, видящий, видевший;
1 балл – за каждое правильно образованное причастие,
1 балл – за ответ на вопрос о способности глаголов образовывать причастия.
1) длинное платье, длительное заболевание, длительная переписка, длинная улица, длительная осада, длинная веревка.
2) дельный совет, деловая переписка, деловая поездка, деловитые муравьи, деловые качества.
1 балл – за каждое верно составленное словосочетание.
1) точка, запятая, дефис, тире (знак при написании слов, а не предложений);
2) прилагательное, приложение, определение, дополнение (часть речи, а не синтаксическая функция);
3) действительное причастие прошедшего времени, страдательное причастие будущего времени, страдательное причастие прошедшего времени, действительное причастие настоящего времени (у причастий нет будущего времени);
4) качественное, относительное, порядковое, притяжательное (разряд числительного, а не прилагательного);
5) повелительное, условное, побудительное, изъявительное (характеристика предложения, а не название наклонения глагола).
1 балл – за верный выбор лишнего слова,
Максимально за все задания олимпиады – 98,5 балла.
Русский язык, 7 класс, муниципальный этап
, ассистент кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ЯГПУ им. К. Д., кандидат филологических наук
В дореволюционном школьном учебнике русского языка (П. Смирновского, 1914 г.) говорится: «Гласные звуки делят на твердые и соответствующие им мягкие: твердые – а, о, э, у, ы; мягкие – я, е, ю, и». Докажите, ошибочно ли данное утверждение.
Впишите недостающие слова в приведенные фразеологические обороты, дайте толкование фразеологизмов.
1. ___________ тебе на язык.
2. Держи ________ трубой.
3. Один как _________.
4. Кусок в ________ не идет.
5. Ломиться в открытую ________.
6. Куда ________ телят не гонял.
7. Брать _______ на душу.
8. Держать __________ сухим.
Лексические значения каких слов сформулированы неправильно? Дайте их верное толкование.
анфас – лицом к смотрящему; вернисаж – демонстрация каких-либо предметов; досуг – свободное от работы время; кворум – общее количество присутствующих на собрании; зачинщик – основоположник какого-либо течения, направления.
Устраните искажение смысла в предложениях и правильно расставьте знаки препинания.
«Когда я вечером, – читал в письме Коля – шел с грохотом и шумом, мимо промчался поезд». Поезда тут говорят: старожилы ходят очень давно. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата.
Составьте словообразовательные цепочки, начальными и конечными звеньями которых являются следующие слова. Укажите способ словообразования каждого нового слова в словообразовательной цепочке.
Вред…вредительствовать, боль…безболезненно, коснуться…неприкосновенность, граница…неограниченность.
Образуйте от данных ниже существительных все возможные прилагательные: казак, лазурь, артиллерия, лоток, помещик, гречиха, черепица.
Найдите неправильный вариант.
Б) 1. Так ты ему скоро опротивеешь.
2. Так ты ему скоро опротивишь.
В) 1. Я держу в руках книги.
2. Я держу учителям сам не знаю отчего.
Г) 1. Езжай на лифте: сумка тяжелая.
2. Поезжай на лифте: сумка тяжелая.
Д) 1. Пожалуйста, предварительно выдвиньте все ящики.
2. Пожалуйста, предварительно выдвините все ящики.
Образуйте от данных глаголов все возможные причастия. Объясните, чем обусловлена способность глаголов образовывать все четыре формы причастий?
Читать, улыбаться, запрячь, видеть, забежать, построиться.
Составьте словосочетания с нужным словом.
1) длинный, длительный: платье, заболевание, переписка, улица, осада, веревка.
2) деловой, деловитый, дельный: совет, переписка, поездка, муравьи, качества.
Найдите четвертое лишнее. Свой ответ обоснуйте:
1) точка, запятая, дефис, тире;
2) прилагательное, приложение, определение, дополнение;
3) действительное причастие прошедшего времени, страдательное причастие будущего времени, страдательное причастие прошедшего времени, действительное причастие настоящего времени;
4) качественное, относительное, порядковое, притяжательное;
5) повелительное, условное, побудительное, изъявительное.
Русский язык, 8 класс, муниципальный этап
2) Ловить рыбу в мутной воде
4) Куда Макар телят не гонял
1 балл – за каждый правильный фразеологизм.
В группе А слово белый является производящим словом для всех остальных слов, которые равноправны по отношению друг к другу и находятся в отношениях сопроизводности. В группе Б слова находятся в отношениях последовательной производности, т. е. составляют словообразовательную цепочку: белый → белить → побелить→ побелка → побелочный (ср. побелочные работы).
2 балла – за установление отношений в группе А.
2 балла – за установление отношений в группе Б.
Простые грамматические формы образуются при помощи окончаний (ср.: река – реки – реку; иду – идешь – идет) или суффиксальным путем (ср.: сильный – сильнее; сказать – сказал). Составные грамматические формы состоят из основной и вспомогательной части, ср. выше – простая форма сравнительной степени, более (менее) высокий – составная форма сравнительной степени. Примерами составной грамматической формы являются будущее время глаголов несовершенного вида: буду читать, условное (сослагательное) наклонение: спел бы и др.
2 балла – за определение сложных форм.
1 балл – за каждый пример составной формы.
1 балл – за верно названное предложение.
1) признак места, где находится предмет или происходит действие: горница, восток, запад;
2) признак назначения предмета: мыло, шило;
3) признак цвета предмета: желток, белок, чернила, белка, белье, черника;
4) признак материала, из которого сделан или состоит предмет: чан (доска), мешок (мех), корыто (кора).
1 балл – за выделение каждой группы (максимум – 4 балла).
1 балл – за распределение каждого слова (максимум – 14 баллов).
Максимум за задание – 18 баллов.
Ударение в указанных парах позволяет разграничить:
1) разные формы одного слова;
3) разные формы разных слов;
1 балл – за определение функции ударения в каждой паре слов.
1) кредо – система взглядов;
2) ассорти – специально подобранная смесь чего-либо;
3) аншлаг – объявление о том, что все билеты проданы;
4) диаспора – пребывание части какого-либо народа вне страны происхождения;
5) контрамарка – талон, заменяющий билет в театр; записка на право получения бесплатного места в театре.
1 балл – за определение каждого слова, значение которого указано неверно (4 балла).
1 балл – за верное толкование (4 балла).
Философ метафорически говорит об активном и пассивном составе лексики. Появление новых предметов и явлений неизбежно вызывает изменения в языке, пополнение словарного состава новыми словами (неологизмами) и вытеснение слов, называющих устаревшие реалии. Слова могут либо выходить из употребления, как и реалии, которые они обозначают (историзмы), либо заменяться новыми (архаизмы). Барщина, оброк; ристалище, ланиты и др.
3 балла – за объяснение смысла выражения Горация и указание на неологизмы, историзмы, архаизмы.
За пример неологизма – 1 балл, историзма – 1 балл, архаизма – 1 балл.
Словарная статья – краткая лингвистическая характеристика слова. Структура словарной статьи зависит от типа словаря.
Обязательным компонентом этимологического словаря является историко-этимологическая справка (см. пример 1).
Основными компонентами словарной статьи толкового словаря являются следующие:
1) заглавное слово; 2) акцентологическая, грамматическая и (если необходимо) стилистическая характеристика слова; 3) толкование лексического значения; 4) иллюстративный материал как средство раскрытия значения (значений) слова (см. пример 2).
В словарях синонимов приводится весь синонимический ряд, возглавляемый заглавным словом-доминантой, отмечаются стилистические особенности синонимичных слов (см. пример 3).
1 балл – за определение словарной статьи;
1 балл – за определение типа словаря в каждом примере (3 балла);
1 балл – за выделение особенностей каждого типа словаря (3 балла).
Глаголы в приведенном четверостишии (не обожгло, не обломало) употреблены в безличном значении: они называют действие вне связи с его производителем, употребляются в форме среднего рода прошедшего времени и являются главным членом односоставного безличного предложения.
1 балл – за определение грамматических характеристик данных глаголов;
1 балл – за синтаксические характеристики.
Максимально за все задания олимпиады – 63 балла.
Русский язык, 8 класс, муниципальный этап
, ассистент кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ЯГПУ им. К. Д., кандидат филологических наук
Замените выделенные слова фразеологизмами.
1) Здесь скучно, все дни очень похожи друг на друга.
2) В такое тяжелое время многие извлекают для себя большую выгоду.
3) Ему ничего не оставалось, как тянуть время, притворяться и лицемерить.
4) Другого бы за такие дела загнали очень далеко.
5) Места здесь очень засушливые, летом дожди – самое желанное и необходимое.
6) Он говорил просто, без всяких затей и умничанья.
7) В моих словах нет тайного умысла.
Эти бездарные детективы уже всем очень надоели.
Каков характер словообразовательных отношений между данными словами в каждой из групп? В чем заключается различие групп А и Б?
А. Белый, белить, белеть, белизна, белок (яйца), белянка, беловатый, бело.
Б. Белый, белить, побелить, побелка, побелочный.
Приведите не менее трех разных примеров составных форм в морфологии русского языка. Чем простые формы отличаются от составных?
Какое из предложений соответствует данной характеристике:
«Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми»?
1) В театре я зашел в буфет выпить кофе и не услышал третьего звонка.
2) Несмотря на поздний час, на улицах гуляли и веселились.
3) Он был бледен, худ, подвержен простуде.
4) В коридоре разговаривали и шумели.
Этимологический анализ слов позволяет установить, какие признаки предметов положены в основу наименований. Сгруппируйте слова в соответствие с признаками, положенными в основу следующих названий:
желток, восток, чан, белок, шило, чернила, белка, белье, мешок, корыто, горница, запад, мыло, черника.
Определите функцию ударения в каждой паре слов:
Лексические значения каких слов сформулированы неправильно? Дайте их верное толкование.
1) кредо – точка зрения, мнение;
2) ассорти – специально подобранная смесь чего-либо;
3) аншлаг – повышенный интерес;
4) диаспора – группа единомышленников;
5) контрамарка – незаконный провоз через границу чего-либо.
Объясните смысл выражения Горация: «Слова и выражения цветут и упадают, как древесные листья: для них есть своя весна и осень». Приведите примеры (не менее трех), доказывающие правильность слов философа.
Дайте определение понятию словарная статья. В каких словарях содержатся приведенные ниже словарные статьи? Ответ докажите.
1) Ехидный. Заимств. из ст.-сл. яз., в котором ехидьнъ – «хитрый, зловредный» восходит к греч. echidna – «змея».
2) ДОБЛЕСТЬ, – и, ж. (высок.). 1. Мужество, отвага, храбрость. Воинская д. 2. Высокая самоотверженность в работе. Трудовая д.
3) ГЛАЗА, ОЧИ приподн., ВЕЖДЫ трад.-поэт., ЗЕНИЦЫ трад.-поэт., БУРКАЛЫ разг. (преимущ. о выпуклых больших глазах), ГЛЯДЕЛКИ простор., презр., МИГАЛКИ простор., презр., БЕЛЬМА груб.-простор., ЗЕНКИ груб.-простор.
Какую общую особенность имеют глаголы в строфе из стихотворения Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…»?
Листьев не обожгло,
Веток не обломало.
День промыт, как стекло.
Только этого мало.
Русский язык, 9 класс, муниципальный этап
За каждое правильно подобранное слово – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 3.
Примеры слов: поёт, куёт, суёт.
За правильно сформулированное определение метафоры и метонимии – по 1 баллу.
За каждое правильно выписанное слово – 1 балл.
За неправильно выписанное слово снимается балл.
Максимальное количество баллов – 5.
Метафора – это перенос наименования с одного понятия на другое на основе сходства.
Например, блестящий успех, рассеянный взгляд.
Метонимия – это перенос наименования с одного понятия на другое на основе смежности.
За каждую правильно выписанную пару антонимов – 1 балл.
За правильно сформулированное определение – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 7.
Контекстуальные антонимы – это слова, имеющие противоположное значение только в данном тексте:
За каждый правильно подобранный антонимичный и синонимичный фразеологический оборот – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 3.
За тридевять земель – рукой подать, в двух шагах.
За тридевять земель, на краю света.
За правильно отнесенное в группу слово – 1 балл.
Если слово неправильно отнесено в группу, снимается балл.
Максимальное количество баллов – 6.
У-дивл-ени-е, раз-мышл-ени-е, раз-общ-ени-е.
Рас-смотр-е-ни-е, на-пис-а-ни-е, ис-пыт-а-ни-е.
За каждую правильно образованную форму – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5.
За каждое правильно выписанное слово – 0,5 балла.
За каждое правильное объяснение – 0,5 балла.
Максимальное количество баллов – 5.
Пылесосить, очутиться, победить не образуют форму 1 лица единственного числа, так как данная форма у этих глаголов является неблагозвучной.
Дерзить не образует форму 1 лица единственного числа, так как данная форма у этого глагола совпадает с аналогичной формой глагола держать, который является более употребительным.
Ржаветь не образует форму 1 лица единственного числа, так как действие, обозначаемое данным глаголом, не может выполнять одушевлённое лицо.
За каждую правильно выписанную грамматическую основу предложения – 1 балл,
за определение типа сказуемого – 0,5 балла.
Максимальное количество баллов – 6.
Брат научил (простое глагольное сказуемое).
Бабушка ушла (простое глагольное сказуемое).
Он стал рассказывать (составное глагольное сказуемое).
Я буду бегать (простое глагольное сказуемое).
За верно указанное неправильное объяснение орфограммы – 1 балл.
За правильный вариант – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 2.
Тущёнка – в суффиксе существительного после шипящей под ударением пишется ё.
Правильно: в суффиксе отглагольного существительного после шипящей под ударением пишется ё.
количество аргументов (за каждый аргумент – 2 балла);
соответствие типу текста-рассуждения (за соответствие композиционной схеме рассуждения – 2 балла);
языковая и речевая грамотность (за каждую ошибку любого типа снимается 0,5 балла).
Без учета задания № 10 максимально за все задания олимпиады – 42 балла.
Русский язык, 9 класс, муниципальный этап
, доцент кафедры теории коммуникации и рекламы факультета русской филологии и культуры ЯГПУ им. , кандидат филологических наук
Подберите и запишите слова (3 примера), соответствующие фонетическому описанию:
1 звук – согласный глухой парный, твёрдый парный,
3 звук – согласный звонкий непарный, мягкий непарный,
4 звук – гласный, безударный,
5 звук – согласный глухой парный, твёрдый парный.
Дайте определение метафоры и метонимии. Выпишите примеры метафорического и метонимического переноса.
Блестящий успех, читать Пушкина, добрый человек, интересная книга, рассеянный взгляд.
Выпишите из текста контекстуальные антонимы. Дайте научное определение, что принято называть контекстуальными антонимами.
А нынче всё косится в сторону.
Все жаворонки нынче вороны.
О вопль женщин всех времён:
Мой милый, что тебе я сделала?
Подберите к фразеологизму антонимичный и синонимичный фразеологический оборот.
Выпишите слова, имеющие одинаковую структуру слова. Объясните свой ответ.
Удивление, рассмотрение, написание, размышление, разобщение, испытание.
Образуйте краткую форму единственного числа мужского рода у прилагательных.
Тёплый, добрый, острый, кислый, хитрый.
У каких глаголов форма 1 лица единственного числа настоящего или будущего времени не образуется? Объясните почему.
Сделать, подумать, пылесосить, дерзить, очутиться, рассказать, ржаветь, победить.
Выпишите грамматическую основу предложений, определите тип сказуемого.
Мой брат научил меня рисовать. Бабушка ушла погулять. Он стал рассказывать удивительную историю о мореплавателях. Я буду бегать по утрам.
Укажите неправильное объяснение орфограммы. Предложите правильный вариант.
Тущёнка – в суффиксе существительного после шипящей под ударением пишется ё.
Кумачовый – в суффиксе прилагательного после шипящей под ударением пишется о.
Печёнка – в корне слова после шипящей под ударением пишется ё, так как можно проверить словом печень.
Дирижёр – в суффиксе заимствованного существительного после шипящей под ударением пишется ё.
Напишите текст-рассуждение (12-15 предложений) на тему «Можно ли использовать в речи жаргонные слова?». Приведите три аргумента, обосновывающие вашу позицию.
Русский язык, 10 класс, муниципальный этап
булочная – сочетание звуков «шн»;
горький – конечный согласный основы к может произноситься твердо (старая норма) и мягко (новая норма);
облегчИть – во всех формах этого слова ударение падает на этот слог (облегчАт, облегчИшь).
За неполный ответ – 0,5 балла.
Максимальная оценка – 5 баллов.
[с] – свет; [з] – сдать; [с’] – стелет; [з’] – сделает; [ш] – сшить; [ш’] – с чаем; [ц] – улыбается.
За каждый звук с примером – 1 балл;
при неправильном примере или неправильно названном звуке (за половину ответа) – 0,5 балла.
Максимальная оценка – 7 баллов.
Есть общий корневой элемент порт- (от франц. носить). Этот же элемент есть в словах портативный, портмоне, портсигар, экспорт и др.
Максимальная оценка – 6 баллов.
Говорить чепуху. О-кол-ес-иц-у: корень кол имеет значение круг; родственное слово колесо с суффиксом –ес-, как и в словах чудо – чудеса; небо – небеса.
за комментарий (указание родственных слов, значение суффикса или корня) – 1 балл. Максимальная оценка – 5 баллов.
Приставка, если далее идут буквы Ъ, звонкие согласные д, г, ж и др.; корень, если далее идут буквы – ь, е, ё,ю, я.
За каждую правильно указанную букву – 1 балл.
Максимальная оценка – 6 баллов.
Глаголы называют действия, которые не может выполнять человек, поэтому у глаголов не используются формы 1-го и 2-го лица в прямом значении. То же наблюдается у глаголов опадать, обезлюдеть, плодоносить и т. п.
Максимальная оценка – 5 баллов.
жено – звательный падеж единственного числа;
въ руцѣ – винительный падеж двойственного числа;
За каждый правильный ответ – 1 балл,
за неполный ответ – 0,5 балла.
Максимальная оценка – 4 балла.
Относительное местоименное наречие (союзное слово) – Не знаю, как тебя благодарить. Вопросительное местоименное наречие – Как лучше поступить?
Подчинительный союз – Как выпадет снег, поедем на лыжах.
Частица – Как хорошо вокруг! Лес как терем расписной.
Междометие – Как? Ты еще не готов?
Часть составного союза как…, так и.
За каждый ответ с примером – 1 балл.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Люди гуляют, когда дождь кончается.– Сложноподчиненное.
Дождь кончился, и люди гуляют. – Сложносочиненное.
Дождь кончился, и можно гулять. – Сложносочиненное, одна из частей односоставное безличное.
Люди гуляют: дождь кончился. – Бессоюзное.
Гуляют, когда дождь уже кончился.– Сложноподчиненное, одна из частей односоставное неопределенно-личное.
За каждый пример с комментарием – 1 балл,
за неполный ответ – 0,5 балла.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Междометия – это слова, которые не называют, а только выражают чувства человека. Они не являются знаменательными, так как не являются членами предложения и не отвечают на вопросы. Междометия не относятся и к служебным словам, так как, в отличие от частиц, предлогов и союзов, выступают в качестве самостоятельных высказываний, не содержащих в себе самостоятельных частей речи.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Максимально за все задания олимпиады – 53 балла.
Русский язык, 10 класс, муниципальный этап
, старший преподаватель кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ЯГПУ им. , кандидат филологических наук
Охарактеризуйте приведенные слова с точки зрения орфоэпической нормы:
булочная, иначе, горький, знамение, облегчить.
Какие звуки может обозначать буква «с» в русском языке? Каждое свое решение подтвердите примером.
Что общего между портфелем и импортом? Какие еще слова можно добавить в эту группу?
Объясните значение фразеологизма нести околесицу. Каково морфемное строение слова околесица с исторической точки зрения? Ответ прокомментируйте.
Если слово в русском языке начинается на букву «с», оно может иметь в своем морфемном составе приставку, а может и не иметь. Назовите буквы, которые должны следовать сразу за начальной «с» и по которым можно точно определить, является буква «с» приставкой или входит в состав корня (в каждой группе должно быть 3 буквы).
Даны глаголы: колоситься, темнеть, вызревать, ржаветь, выцвести. По какому морфологическому признаку эти глаголы объединены в одну группу? Добавьте в эту группу еще три глагола на том же самом основании.
Определите число и падеж подчеркнутых существительных в старославянских фразах: имамъ пять хлѣбъ и дъвѣ рыбѣ; чьто естъ мьнѣ и тебѣ жено не прииде година моя; и сынъ чьловѣчьскый прѣдастъ ся въ руцѣ грѣшьникомъ.
В качестве каких частей речи может выступать слово как? Свой ответ подтвердите примерами.
Одну и ту же мысль можно выразить разными по структуре предложениями. Например: Здесь надо работать – простое односоставное безличное; Здесь работают – простое односоставное неопределенно-личное; Здесь люди работают – простое двусоставное. Постройте как можно больше предложений разной структуры, выражающих одну и ту же мысль: Люди гуляют после дождя. Определите структурные признаки каждого придуманного вами предложения.
О какой части речи говорит Марина Цветаева в своем стихотворении «Молвь»: Емче органа и звонче бубна Молвь – и одна на всех: Ох – когда трудно, и ах – когда чудно, А не дается – эх! Почему ученые говорят об особом положении этих слов в системе частей речи современного русского языка?
Русский язык, 11 класс, муниципальный этап
солистка←солист (суффиксальный способ, суффикс – к-),
модистка←мода (суффиксальный способ, суффикс –ист/к-),
чудесный←чудеса (суффиксальный способ, суффикс – н-),
древесный←дерево (суффиксальный способ, суффикс –ес/н-).
Таким образом, слова в каждой из пар образованы не одинаково: при образовании слов модистка и древесный мы имеем дело с чересступенчатым словообразованием: ближайшее звено в словообразовательной цепи отсутствует (нет слов модист и древеса), отсюда – более сложное словообразовательное средство, восполняющее «недостающее» производящее слово.
4 балла – за словообразовательный разбор слов,
1) опёнок, опушка; значение приставки – распространение чего-либо вокруг (опята – грибы, растущие вокруг пня, опушка – меховая обшивка по краям одежды или край леса, обрамлённый деревьями). Сюда можно отнести слово обрамлённый.
2) осколок, огарок; значение приставки – частица какого-либо предмета, оставшаяся в результате того или иного действия (осколок – отколовшаяся часть, огарок – остаток недогоревшей свечи). Сюда можно отнести слова огрызок, окурок.
3) ошибка, оплошность; значение приставки – наличие ошибки, промаха в действии (ошибаться (шибать – ударять) исходно – промахнуться, ударить мимо цели, оплошность – от оплохъ – ошибка, ср.: сплоховать). Сюда можно отнести слова описка, опечатка, обмолвиться, оступиться.
4) ошеломить; значение приставки – неожиданно потрясти (буквально – «сбить с врага шлем», привести в замешательство). Сюда можно отнести слова опешить («растеряться от неожиданности», буквально – сбросить с коня, т. е. сделать пешим – беспомощным), оболванить.
по 0,5 балла – за каждое слово в нужной группе;
по 1 баллу – за правильную формулировку значения;
по 0,5 балла – за свой пример в каждой группе (!оценивается только по одному слову в группе).
Эти глаголы называются разноспрягаемыми, т. е. совмещающими окончания обоих спряжений.
Глагол хотеть в ед. числе имеет окончания I спряжения, во мн. числе – II спряжения.
Глагол бежать в ед. числе имеет окончания II спряжения, во мн. числе – II (1 и 2 лицо) и I (3 лицо).
Глагол чтить в 3 лице мн. числа имеет два равноправных окончания – чтУТ и чтЯТ.
по 1 баллу за анализ спряжения каждого глагола, 1 балл – за объяснение, 1 балл – за термин.
В этих словосочетаниях наблюдается метонимическое соединение в зависимом слове объекта действия и его результата (Ср.: молоть зерно – молоть муку (мука – это уже результат действия), сушить хлеб – сушить сухари, рубить поленья – рубить дрова).
Аналогичное соотношение наблюдается в словосочетаниях пилить доски, копать яму, рыть окопы, варить варенье и т. п.
1 балл – за пример (!оценивается только один пример).
В первом случае перед нами имя существительное, во втором и третьем – слово категории состояния.
Лень – имя существительное
Имеет категории рода (ж. р.), числа (ед. ч.), падежа (им. пад.)
В предложении является подлежащим, распространяется прилагательным.
Лень – слово категории состояния
Значение предметности теряется. Выражает состояние.
Нет значений рода, числа, падежа. Может иметь формы времени и наклонения (ср.: было лень проснуться и т. п.).
Не может распространяться прилагательным. Выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.
по 1 баллу – за верное определение частеречной принадлежности каждого из трёх слов,
по 1 баллу – за развёрнутое описание семантических, морфологических и синтаксических особенностей каждой части речи.
Смысл фразы в следующем: никто не безгрешен; прежде чем осуждать других, сам избавься от пороков и недостатков.
Врачу – это устаревшая форма звательного падежа слова врач.
В предложении врачу является обращением, которое необходимо обособить.
по 1 баллу – за правильный ответ на каждый вопрос.
всемирно-исторический (несмотря на то, что сложное прилагательное образовано от сочетания с подчинительной связью – всемирная история – оно пишется через дефис как словарное слово (традиционное написание));
детски наивный (наречное сочетание с наречием на –ски(значение сравнения));
стратегически верный (наречное сочетание с наречием на –ски (значение «в данном отношении));
западноевропейский (нарицательное имя, образовано от сочетания с подчинительной связью – Западная Европа);
древнерусский (прилагательное, образовано от сочетания с подчинительной связью – Древняя Русь);
вальтер-скоттовский (сложное прилагательное, образованное от сочетания имени и фамилии);
потрясающе прекрасный (наречное сочетание с наречием на –юще (значение степени));
нежно-розовый (сложное прилагательное, обозначающее качество и его оттенок).
по 0,5 балла – за правильное написание,
по 0,5 балла – за правильное объяснение.
«удивительный» знак – это восклицательный знак, т. к. он участвует в выражении восклицательных интонаций (в том числе эмоции удивления);
«вместительный» знак – это скобки, т. к. «слово или целый разум вмещает без союза и порядочного сочинения», вмещает дополнительную интонацию.
Это сочинение «Российская грамматика».
по 1,5 балла за расшифровку знаков,
1 балл – за название его сочинения.
1) Аннушка, наша Аннушка! (составное именное сказуемое, согласованное определение) – простое предложение, двусоставное, распространённое, неполное.
2) С Садовой! (несогласованное определение) – простое предложение, двусоставное, распространённое, неполное.
3) Это её работа! (составное именное сказуемое, местоимение «её» тоже входит в его состав, раскрывая слово «работа») – простое предложение, двусоставное, нераспространённое, полное.
4) Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей! (простые глагольные сказуемые, второе – с частицей «и») – простое предложение, двусоставное, распространённое, полное. *Это предложение можно рассмотреть как сложное, сложносочинённое (так есть запятая перед союзом «да» + морфологическое выражение сказуемых различно), тогда вторая предикативная единица в его составе будет двусоставным неполным предложением.
по 1 баллу – за правильное выделение членов предложения и указание их типов в каждом предложении, по 1,5 балла – за верную характеристику каждого предложения.
Автор сочинения должен показать знание этимологии слова Волга. Существует несколько версий, объясняющих название реки:
1) Наличие рек Волга-Йоки, Волгома, Вольга, озера Волгозеро на пространстве от Оки до Карелии, а также вероятная связь с названием Волхов позволяет предполагать возникновение названия Волга в языке племён, живших во времена неолита в её верхнем течении и распространившихся позже по более северным областям.
2) Но истоки и само верхнее течение реки находятся в зоне, где до первых веков II тыс. проживали балтийские племена. В балтийских языках есть термин валка – «небольшой ручей; ручей, текущий по болоту; небольшая речка; родник», который легко сопоставим с названием Волга.
3) Есть и другие гипотезы, но сейчас самой обоснованной является следующая: слово Волга исконно русское, образовано от древнего славянского слова, родственного словам влага, волглый. Форма *Vьlga изменилась в форму Волга в связи с тем, что перед отвердевшим Л ь изменился в ъ, а затем после падения редуцированных прояснился в гласный полного образования О. *Vьlga означало «влажная, мокрая».
Кроме того, текст сочинения должен соответствовать жанру статьи в школьном журнале, то есть нести черты научно-популярного стиля:
автор не только сообщает информацию, но и объясняет, стремится заинтересовать читателя, отсюда – упрощенность терминологии, «объяснительные» обороты, приёмы диалогизации, примеры, образные средства, увлекательный заголовок и т. д..
Пример – статья «О Волге и влаге» в книге «В мире слов».
до 3 баллов – за фактологическую точность; за каждую дополнительную версию – по 1 баллу, за соответствие текста жанру и стилю – до 5 баллов, за связность и грамотность изложения – до 2 баллов.
Максимально за все задания олимпиады – 72,5 балла.
Русский язык, 11 класс, муниципальный этап
, старший преподаватель кафедры русского языка факультета русской филологии и культуры ЯГПУ им. ,
кандидат филологических наук
Можно ли утверждать, что слова в каждой из данных пар слов образованы одинаково? Обоснуйте свой ответ.
Прочитайте следующие слова:
опёнок, осколок, опушка, ошеломить, ошибка, огарок, оплошность.
В этих словах есть или когда-то была приставка о-. Эта приставка использовалась для выражения различных значений.
Сгруппируйте данные слова в зависимости от словообразовательного значения приставки о-. Сформулируйте эти значения. Дополните каждую группу своим примером.
В чём проявляются особенности спряжения глаголов хотеть, бежать, чтить?
Как называются такие глаголы?
Чем необычны с точки зрения смысловой организации следующие словосочетания? Обоснуйте свой ответ.
Молоть муку, сушить сухари, рубить дрова.
Продолжите этот ряд своим примером.
Проанализируйте особенности функционирования слова лень в следующих строках:
Определите, в роли какой (каких) части (частей) речи выступает выделенное слово. Свой ответ аргументируйте, рассмотрев семантические, морфологические и синтаксические особенности данного слова.
Есть известное изречение: Врачу исцелися сам.
Каково значение этого выражения в современном русском языке? Какова синтаксическая роль слова врачу? В каком падеже оно стоит? Нужны ли внутри фразы какие-нибудь знаки препинания?
Запишите текст, раскрыв скобки. Объясните написание выделенных слов.
На (всемирно)исторические проблемы он имел (детски)наивный взгляд. Вместо того чтобы вырабатывать (стратегически)верный план спасения (западно)европейской цивилизации, этот мечтатель, увлекавшийся (древне)русской литературой и (вальтер)скоттовскими романами, тихо наслаждался (потрясающе)прекрасным видом (нежно)розового заката.
«Кроме букв, в российском языке употребительных, ставят при них разные знаки», – писал русский учёный. Что понимал он под «удивительным» знаком и «вместительным» знаком? Объясните.
Укажите также, о каком учёном идёт речь и как назывался его труд.
Прочитайте отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и сделайте синтаксический разбор выделенных предложений:
– подчеркните члены предложения (в последнем предложении – только главные члены);
– укажите тип каждого члена предложения;
– укажите, простое это предложение или сложное, определите тип сложного предложения;
– у простого предложения укажите, является ли оно двусоставным или односоставным (определите тип односоставного предложения), распространённым или нераспространённым, полным или неполным.
Однако неожиданно возле него столкнулись две женщины, и одна из них закричала так:
– Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это её работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей!
Напишите для школьного лингвистического журнала статью, посвящённую истории слова Волга.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/78/079/22920.php
Как правильно пишется словосочетание «верный вывод»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: голенастый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «верный»
Ассоциации к слову «вывод»
Синонимы к словосочетанию «верный вывод»
Предложения со словосочетанием «верный вывод»
- Узнав, в чём урок, и сделав верные выводы, вы освободитесь даже от застарелых, годами не решаемых проблем.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «верный вывод»
- Мы толкуем, спорим между собой о том, что будет: верного вывода сделать нельзя с этим младенческим, отсталым, но лукавым народом.
Сочетаемость слова «верный»
Сочетаемость слова «вывод»
Значение слова «верный»
ВЕ́РНЫЙ , –ая, –ое; ве́рен, –рна́, –рно, ве́рны и верны́. 1. Заслуживающий полного доверия; преданный. Верная помощница. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «вывод»
ВЫ́ВОД , -а, м. 1. Действие по глаг. вывести—выводи́ть (в 1, 2, 3, 4, 5 и 6 знач.). Вывод войск из населенного пункта. Вывод математической формулы. Вывод птенцов. Вывод молодняка. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «верный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «верный»
ВЕ́РНЫЙ , –ая, –ое; ве́рен, –рна́, –рно, ве́рны и верны́. 1. Заслуживающий полного доверия; преданный. Верная помощница.
Значение слова «вывод»
ВЫ́ВОД , -а, м. 1. Действие по глаг. вывести—выводи́ть (в 1, 2, 3, 4, 5 и 6 знач.). Вывод войск из населенного пункта. Вывод математической формулы. Вывод птенцов. Вывод молодняка.
Предложения со словосочетанием «верный вывод»
Узнав, в чём урок, и сделав верные выводы, вы освободитесь даже от застарелых, годами не решаемых проблем.
Убедитесь, что ваш аналитик понимает, каким образом организовать проведение экспериментов, чтобы получать статистически надёжные результаты и делать из них верные выводы.
Поэтому он знает, с какими потенциальными противниками вероятнее всего придётся столкнуться, и может сделать стратегически верные выводы.
Как правильно пишется слово «стратегический»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мыслиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «стратегический»
Синонимы к слову «стратегический»
Предложения со словом «стратегический»
Цитаты из русской классики со словом «стратегический»
- В этом видят мудрое решение трудной стратегической задачи со стороны командующего маньчжурской армией генерал-адъютанта А. Н. Куропаткина.
Сочетаемость слова «стратегический»
Что (кто) бывает «стратегическим»
Значение слова «стратегический»
СТРАТЕГИ́ЧЕСКИЙ , –ая, –ое. 1. Прил. к стратегия. Стратегические планы. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «стратегический»
СТРАТЕГИ́ЧЕСКИЙ , –ая, –ое. 1. Прил. к стратегия. Стратегические планы.
Предложения со словом «стратегический»
Подлинной целью стратегического плана должен быть длительный прочный мир.
Сегодня на рынке есть множество высоколобых книг, многословно описывающих процесс формирования планов достижения стратегических целей.
Основные задачи стратегического планирования, которые решались в моих проектах, я разделила на группы с условными названиями.
Синонимы к слову «стратегический»
Ассоциации к слову «стратегический»
Сочетаемость слова «стратегический»
Что (кто) бывает «стратегическим»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Как правильно пишется словосочетание «верные сведения»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отлаиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «верный»
Ассоциации к слову «сведение»
Синонимы к словосочетанию «верные сведения»
Предложения со словосочетанием «верные сведения»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «верные сведения»
- В мире о нравах и жизни нового гражданского Дома имели гораздо меньше верных сведений , чем о жизни в старых католических монастырях, о которых когда-то любили рассуждать.
Сочетаемость слова «верный»
Сочетаемость слова «сведение»
Значение слова «верный»
ВЕ́РНЫЙ , –ая, –ое; ве́рен, –рна́, –рно, ве́рны и верны́. 1. Заслуживающий полного доверия; преданный. Верная помощница. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «сведение»
СВЕ́ДЕНИЕ , -я, ср. 1. обычно мн. ч. (све́дения, –ий). Известия, сообщения о чем-л. Когда же будет бенефис Горбунова? Я не имею никаких сведений. А. Островский, Письмо Ф. А. Бурдину, 4 янв. 1881.
СВЕДЕ́НИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. свести—сводить 2 (во всех знач., кроме 2 и 3). Сведение пятен. Сведение лесов. Сведение дивизий в армию. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «верный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «верный»
ВЕ́РНЫЙ , –ая, –ое; ве́рен, –рна́, –рно, ве́рны и верны́. 1. Заслуживающий полного доверия; преданный. Верная помощница.
Значение слова «сведение»
СВЕ́ДЕНИЕ , -я, ср. 1. обычно мн. ч. (све́дения, –ий). Известия, сообщения о чем-л. Когда же будет бенефис Горбунова? Я не имею никаких сведений. А. Островский, Письмо Ф. А. Бурдину, 4 янв. 1881.
СВЕДЕ́НИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. свести—сводить 2 (во всех знач., кроме 2 и 3). Сведение пятен. Сведение лесов. Сведение дивизий в армию.
Предложения со словосочетанием «верные сведения»
Я сам только что справился в путеводителе и получил верные сведения.
Правда, среди этих испытуемых встречались и те, кто чисто интуитивно давал верные сведения о себе самом, не умея обосновать правомерность своих умозаключений.
Казалось бы, для получения самых верных сведений проще всего было обратиться к председателю, секретарю или вообще к кому-либо из членов названного общества.
«Не верно» или «неверно», как правильно пишется?
Слово «неверно», которое заменяется синонимом «ошибочно», пишется слитно при отсутствии противопоставления и слов, усиливающих отрицание в предложении. «Не верно» пишется раздельно при противопоставлении с союзом «а» или отрицании в высказывании.
Как правильно писать «не верно» или «неверно», слитно или раздельно, зависит от грамматических условий в контексте.
Чтобы понять, в каких случаях слово «верно» пишется слитно или раздельно с «не», понаблюдаем, как оно образовано и в какой речевой ситуации употребляется.
Когда слово «неверно» пишется слитно
От качественного прилагательного «верный» с помощью приставки не- образуется слово-антоним «неверный». Оно имеет лексическое значение «ошибочный», «ложный», «не соответствующий истине». От прилагательного «неверный» с помощью суффикса -о образуется слово «неверно»:
верный → не верный → неве́рн о .
Как видим, в морфемном составе однокоренного наречия имеется приставка не-, которая присоединилась к производящему прилагательному на предыдущей ступени словообразования.
В зависимости от контекста это слово может быть кратким прилагательным среднего рода единственного числа или однокоренным наречием.
Но в написании этих слов существует общее правило: если нет противопоставления и ряда других условий, о которых речь пойдет дальше, то слово «неверно» в предложении, содержащем утверждение, констатацию факта, пишется слитно с приставкой не-, например:
Это решение задачи абсолютно неве́рно.
Анализируемое прилагательное с приставкой не- можно заменить синонимом без этой приставки — «ложно», «ошибочно». Обратим внимание, что присутствие в контексте наречий меры и степени «абсолютно», «совершенно», «очень», «крайне», «весьма» и пр. не влияет на слитное написание прилагательных с не-.
В этом контексте это слово — знаменательное наречие;
доказали (как?) неверно, что тождественно слову «ошибочно».
Укажем, что практически это слово чаще используется в сообщениях с утверждением.
В высказывании могут присутствовать наречия меры и степени (крайне, очень, совершенно, абсолютно, почти, полностью, слегка и пр.), которые не влияют на слитное написание анализируемого слова.
Примеры
Номер телефона набран неве́рно.
Ваше сообщение совершенно неве́рно.
Абсолютно неве́рно утверждение, что паук — это насекомое.
В этой сложной ситуации ты поступила неве́рно.
Раздельное написание слова «не верно»
Слово «не верно» пишется раздельно в предложении, содержащем отрицание, которое выражается с помощью частицы «не». Отрицание создается различными лексическими и синтаксическими средствами:
1. в контексте существует противопоставление
Это решение задачи не верно, а содержит ошибку.
Вы объяснили задачу не верно, а ошибочно.
2. Наличие слов «отнюдь», «вовсе», «далеко», которые подчеркивают отрицание.
Это написание слова далеко не верно.
3. Наличие в контексте слов с начальным ни-, отрицательных местоимений и наречий, также задает раздельность написания рассматриваемого слова.
Нисколько не верно утверждение, что человеку достаточно четырех часов сна.
Ничуть не верно, что планета Земля плоская.
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/neverno-ili-ne-verno.html
Как пишется «неверный» или «не верный», слитно или раздельно?
Слово «неверный», которое можно заменить синонимом «ошибочный», пишется слитно в предложении, не содержащем отрицания. «Не верный» пишется раздельно с отрицательной частицей «не», если имеется противопоставление или слова, усиливающие отрицание.
Оба слова «неверный» и «не верный» существуют в письменной речи. Эти слова пишутся слитно или раздельно в зависимости от грамматических условий в контексте. Рассмотрим их подробно.
Слово «неверный» пишется слитно
Чтобы выяснить, в каких случаях это слово пишется слитно, обратимся сначала к словообразованию.
Качественное прилагательное «верный» образует с помощью приставки не- слово с противоположным значением:
Это новое слово можно заменить синонимами без приставки — «ложный», «ошибочный».
Понаблюдаем:
На мой запрос был дан неве́рный ответ.
На мой запрос был дан ошибочный ответ.
Прием синонимичной замены аналогичных прилагательных, образованных с помощью приставки не-, убедит нас в их слитном написании:
- интересный — не интересный рассказ — скучный рассказ;
- легкий — не легкий труд — тяжелый труд;
- сильный — не сильный шум — слабый шум.
Примеры
Неве́рный результат исказил конечный итог вычислений.
Неве́рный подход к проблеме тормозит её решение.
Мы получили неве́рный адрес нужного нам дома.
Когда слово «не верный» пишется раздельно?
Слово «не верный» пишется раздельно в предложении, содержащем отрицание, которое выражается с помощью частицы «не». Отрицание создается следующими грамматическими средствами:
1. в предложении имеется противопоставление с сочинительным союзом «а»
Не верный, а ложный путь имеет для нас негативные последствия.
2. В контексте содержатся слова «отнюдь», «вовсе», «далеко»
Вовсе не верный чертеж ввел в заблуждение исполнителя заказа.
Далеко не верный аккорд звучал фальшиво.
Отметим, что в этом важном разговоре вами был выбран отнюдь не верный тон.
3. В предложении употребляются отрицательные местоимения (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего и пр.) и наречия (нисколько, ничуть, никогда, нигде, никак и пр.)
Ни для кого не верный шаг не останется без последствий.
Ничуть не верный метод не оправдал себя.
Аналогично выберем слитное и раздельное написание однокоренных слов «неверно» и «не верно».
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/nevernyi-ili-ne-vernyi.html
Как правильно пишется словосочетание «верные сведения»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мелодика — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «верный»
Ассоциации к слову «сведение»
Синонимы к словосочетанию «верные сведения»
Предложения со словосочетанием «верные сведения»
Цитаты из русской классики со словосочетанием «верные сведения»
- В мире о нравах и жизни нового гражданского Дома имели гораздо меньше верных сведений , чем о жизни в старых католических монастырях, о которых когда-то любили рассуждать.
Сочетаемость слова «верный»
Сочетаемость слова «сведение»
Значение слова «верный»
ВЕ́РНЫЙ , –ая, –ое; ве́рен, –рна́, –рно, ве́рны и верны́. 1. Заслуживающий полного доверия; преданный. Верная помощница. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «сведение»
СВЕ́ДЕНИЕ , -я, ср. 1. обычно мн. ч. (све́дения, –ий). Известия, сообщения о чем-л. Когда же будет бенефис Горбунова? Я не имею никаких сведений. А. Островский, Письмо Ф. А. Бурдину, 4 янв. 1881.
СВЕДЕ́НИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. свести—сводить 2 (во всех знач., кроме 2 и 3). Сведение пятен. Сведение лесов. Сведение дивизий в армию. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «верный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «верный»
ВЕ́РНЫЙ , –ая, –ое; ве́рен, –рна́, –рно, ве́рны и верны́. 1. Заслуживающий полного доверия; преданный. Верная помощница.
Значение слова «сведение»
СВЕ́ДЕНИЕ , -я, ср. 1. обычно мн. ч. (све́дения, –ий). Известия, сообщения о чем-л. Когда же будет бенефис Горбунова? Я не имею никаких сведений. А. Островский, Письмо Ф. А. Бурдину, 4 янв. 1881.
СВЕДЕ́НИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. свести—сводить 2 (во всех знач., кроме 2 и 3). Сведение пятен. Сведение лесов. Сведение дивизий в армию.
Предложения со словосочетанием «верные сведения»
Я сам только что справился в путеводителе и получил верные сведения.
Правда, среди этих испытуемых встречались и те, кто чисто интуитивно давал верные сведения о себе самом, не умея обосновать правомерность своих умозаключений.
Казалось бы, для получения самых верных сведений проще всего было обратиться к председателю, секретарю или вообще к кому-либо из членов названного общества.
верный
Верный расчёт. | Верные данные. | Эта информация не совсем верна. | Если верна теория развития по спирали, то в скором времени компьютеры должны появиться на каждом рабочем столе. |
Найдётся мало людей, способных верно оценить последствия такого шага.
Ей удалось найти верную интонацию.
Верный признак болезни. | Верная примета.
На этот раз дело будет верное. Вагоны никто не сторожит.
Отсюда пешком идти — верных полчаса. | На этом деле я мог заработать верных десять тысяч.
Она оставалась верной идеалам коммунизма.
Супружеская верность. | Верность родине, присяге.
Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .
Полезное
Смотреть что такое “верный” в других словарях:
ВЕРНЫЙ — ВЕРНЫЙ, верная, верное; верен, верна, верно. 1. кому чему. Вполне преданный, неизменный в своих чувствах, отношениях, в выполнении своих обязанностей, достойный полного доверия. Верный слуга. Верно (нареч.) служить кому нибудь. Верный друг.… … Толковый словарь Ушакова
верный — См. безопасный, истинный, надежный, неизбежный, постоянный, правильный, точный, убедительный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. верный безопасный, истинный, надёжный,… … Словарь синонимов
ВЕРНЫЙ — название г. Алма ата (ныне столица Казахстана) до 1921 … Большой Энциклопедический словарь
ВЕРНЫЙ — ВЕРНЫЙ, ая, ое; рен, рна, рно, рны и рны. 1. Соответствующий истине, правильный, точный. Верная мысль. Верное решение. Верно (нареч.) скопировать. 2. полн. Несомненный, неизбежный. В. выигрыш. Идти на верную гибель. 3. Надёжный, прочный, стойкий … Толковый словарь Ожегова
Верный — см. Алма Ата Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
верный — верный, кратк. ф. верен, верна, верно, верны и верны; сравн. ст. вернее … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
верный — надежный достоверный безопасный — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы надежныйдостоверныйбезопасный EN sure … Справочник технического переводчика
верный — • абсолютно верный • беззаветно верный • глубоко верный • до последнего вздоха верный • до последнего дыхания верный • необычайно верный • очень верный • совершенно верный … Словарь русской идиоматики
Верный — У этого термина существуют и другие значения, см. Верный (значения) … Википедия
верный — ая, ое; ен, на/ 1) Соответствующий действительности, правильный, точный. Верный ответ. Верный расчет. Выбрать верное направление. Найти верное средство. Сделать верный ход. Синонимы: безоши/бочный, в … Популярный словарь русского языка
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/347/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9
«Неверный» или «не верный»: слитно или раздельно?
1. Пишутся слитно прилагательные с «не», если они приобретают противоположное значение с «не». В таких случаях, как правило, их можно заменить синонимом без «не». Например: неверный — ошибочный.
Как оказалось, он выбрал неверный путь развития.
2. Пишется раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление.
Как оказалось, он выбрал не верный, а ложный путь развития.
3. Пишется раздельно, если есть пояснительные слова отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни») или сочетаний «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не».
Его решение было нисколько не верным. (отнюдь не верным, вовсе не верным).
Примечание 1. Иногда пишется раздельно, если слово «не верный» с зависимыми словами стоит после определяемого существительного:
Он выбрал решение, не верное для себя.
4. Пишется слитно, если в качестве пояснительного слова выступает наречие меры и степени («весьма», «крайне», «очень», «почти», наречное выражение «в высшей степени» и т. п.)
Он выбрал крайне неверное решение.
Его подход оказался в высшей степени неверным.
Примечание 2. При наличии в качестве пояснительного слова наречия «совсем» возможно как слитное, так и раздельное написание, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие:
1) «совершенно, очень»;
2) «отнюдь», «никоим образом»;
Совсем неверное решение. (Совершенно ошибочное).
Совсем не верное решение. (Никоим образом не истинное).
Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе»:
1) «отнюдь»;
2) «совсем, совершенно» — в разговорном стиле речи;
Хотя он и имел докторскую степень, но решения его были вовсе не верными. (Отнюдь не верными).
Он часто ошибался, и иногда вовсе предлагал неверные решения. (Совсем неверные).
Примечание. В некоторых случаях возможно двоякое толкование и, поэтому, двоякое написание:
Решение неверное. (Утверждается ошибочность).
Решение не верное. (Отрицается правильность).
5. Пишется слитно, если есть наречия меры и степени: «весьма», «очень», «крайне», «почти», наречное выражение «в высшей степени» и т. п.
Его решение оказалось крайне неверным.
6. Пишется раздельно в вопросительном предложении, если подчеркивается отрицание:
Не верным ли оказалось его решение?
Примечание. Но пишется слитно, если отрицание не подчеркивается:
Разве его решение оказалось неверным?
Источник статьи: http://gramatik.ru/nevernyj-ili-ne-vernyj-slitno-ili-razdelno/