Средства выразительности музыкального произведения
Стаккато и легато
Наверняка вы обращали внимание, что каждое фортепианное произведение, в зависимости от его жанра, темпа и характера звучит по-разному. Например, пьеса, изображающая картинку легкого летнего дождика, звучит весело, каждая нота будто «подпрыгивает» под руками пианиста, помогая нам создавать в воображении нужный образ. А нежная колыбельная звучит плавно и протяжно, каждая ее нота будто выливается из предыдущей. Каким образом достигается такое разное звучание на одном и том же инструменте?
Стаккато
Секрет заключается в разных способах звукоизвлечения. Если мы резко нажмем на клавишу и тут же уберем палец, звук будет резким и отрывистым. Такое исполнение называется «стаккато», в нотах оно обозначается точкой, расположенной над или под той нотой, которую нужно сыграть отрывисто. Чаще всего стаккато используется при исполнении ярких, быстрых, произведений: зажигательных народных танцев, веселых детских песенок и пьес.
Легато
Противоположностью стаккато является другой прием – легато. При этом звуки представляют собой одну непрерывную плавную линию, мелодия как будто льется сплошным потоком. Достигается такое звучание следующим образом: каждая предыдущая клавиша отпускается одновременно с нажатием следующей. Таким образом, звучание мелодии становится непрерывным. В нотном письме существует специальный значок – дуга, которая называется лигой. Лига ставится как над нотами, так и под ними и может объединять две и более ноты и даже сразу несколько тактов. Прием легато украшает медленные, спокойные, произведения, делая их звучание еще более нежным и душевным.
Тремоло
Есть и еще один интересный способ извлечения звука, когда звук, в зависимости от регистра, напоминает то переливы колокольчика, то барабанную дробь или раскат грома. Такой эффект достигается путем быстрого чередования двух нот. Называется этот прием исполнения «тремоло», а на письме обозначается следующим образом: под двумя нотами пишется значок «tr». По длительности эти две ноты звучат как одна. Такими выразительными штрихами могут быть украшены и классические фортепианные произведения, и народные песни, и аккомпанемент к вокальным партиям.
Нередко легато, стаккато и тремоло можно встретить в одном произведении, эти приемы заметно обогащают звучание, делая его ярким и выразительным.
Источник статьи: http://myfortepiano.ru/sposoby-zvukoizvlechenija.php
Стаккато
Стакка́то (итал. staccato — «оторванный, отделённый») — музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато — один из основных способов извлечения звука (артикуляции), противопоставляемый легато.
Обозначается словом staccato или точками над или под нотами у их головок.
Акцентированное стаккато (также называемое staccatissimo или «стаккато клином») — разновидность этого штриха, обозначающая ещё более отрывистое исполнение звуков. Обозначается клиньями (откуда русское название штриха) — короткими вертикальными, заострёнными к ноте чёрточками.
Стаккато может применяться к нотам любой длительности, обозначая в общем случае уменьшение её примерно вдвое.
Содержание
Стаккато на разных инструментах
Струнно-смычковых
Стаккато при игре на струнных инструментах — отрывистое движение смычка с остановкой; имеет ряд разновидностей — saltando, sautillé и др.
- Обыкновенное стаккато — «без настоящих пауз, при помощи одной артикуляции, достигаемой посредством перемены штриха (самый обыкновенный вид стаккато [non legato], особенно употребительный в оркестровой игре и применяемый в случае отсутствия дуг и точек);» [1] По артикуляции стаккато исполняется по-разному. Например, на скрипке стаккато исполняли: [2]
- Йозеф Иоахим — только кистью;
- Анри Вьетан — кистью и предплечьем;
- Генрик Венявский — только плечом.
- Большое стаккато — «отрывисто прижимая и отпуская струну при постоянно меняющемся штрихе (большое стаккато, grand détaché);» [1]
- Летучее стаккато или staccato volant (saltato, sautillé). При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн. Выполняется кистью. [1]
- Выполнение: ослабить давление пальцев на смычок, продолжая то же движение кистью, которое употребляется для коротких штрихов detache.
- Принцип действия:
- — смычок продолжает движение по струне;
- — смычок, потеряв фиксацию пальцев, совершает начальное вращательное движение вокруг пальцев и струны продавливая её;
- — сила давления струны на волос смычка возрастает, производя резкий звук;
- — струна отталкивает смычок от себя.
- Ошибки:
- — выполнение резких движений (препятствуют огибательному движению смычка по струне и последующему его отталкиванию);
- — увеличение давления на смычок (препятствует отскоку или возникают неуправляемые скачки).
- Спиккато (итал. spiccato — отрывать, отделять) — прыгающий штрих, выполняемый броском в сторону [3]
- Сотийе (фр.sautill’e — подрыгивать) — прыгающий штрих, выполняемый мелкими движениями только одной точкой смычка (близ его середины) в быстром темпе и при небольшой силе звучания. [4]
- Стаккато пикэ (фр.Staccado piqué — отрывистый) — прыгающий штрих. Исполняется посредством чуть заметных движений кистью на продолжающемся смычковом штрихе, — настоящее виртуозное стаккато. Обозначается рядом точек под дугой. [1][5]
Клавишных
- По принципу ударных. На фортепиано исполняется посредством ударов по клавишам.
- По принципу щипковых. Клавесин.
Духовых
Для исполнения стаккато на духовом инструменте используется язык для резкого прерывания струи воздуха. Обычно используют несколько повторений:
- Двойное стаккато;
- Тройное стаккато.
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/275352
Нюансы в музыке: штрихи (Урок 13)
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью и т.д.? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно.
Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.
Итак, что же такое артикуляция?
Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.
Штрихи, как вы догадываетесь, бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.
Начнем с самых основных штрихов и самых часто используемых – это:
- легато (legato)
- нонлегато (nonlegato)
- стаккато (staccato).
Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.
Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.
В нотах штрих legato обозначается лигой.
Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.
На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты — эта точка указывает на добавление половины её длительности).
Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.
Портаменто (итал. portamento «перенос») — способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.
Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.
Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо — сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.
Стаккато акценто — еще более акцентированные, короткие, отрывистые ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.
Это, пожалуй, все, что я хотела рассказать о штрихах в музыке. И напоследок пара произведений для практики, где встречаются изученные нами штрихи:
Источник статьи: http://propianino.ru/nyuansy-v-muzyke-shtrixi-urok-13
Легато, Стаккато и Нон Легато
Чтобы более точно выразить музыкальную мысль существуют различные приемы звукоизвлечения. Одним из наиболее распространенных способов является легато – плавный переход от одного звука к другому, звуки как бы “связываются”. При таком способе исполнения палец не снимается с клавиши до тех пор, пока другой палец не нажмет следующую клавишу. В нотах легато обозначается дугообразной линией, называемой лигой. Прошу запомнить, что нельзя менять направление меха при исполнении залигованных нот (если уж начали играть на разжим, так будьте добры, продолжайте, пока не закончится фраза).
Отрывистое исполнение называется стаккато. При таком способе исполнения пальцы должны коротко и четко ударять по клавишам, как бы отскакивая от них. В нотах стаккато отмечается точками над нотами или под ними.
Когда нет обозначений легато и стаккато, следует играть нон легато. В этом случае клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.
Портаменто – способ певучего исполнение мелодии. Звуки извлекаются подобно нон легато – более связно, подчеркивая каждую ноту.
1
Послушать
Не смотря на кажущуюся простоту пьесы Д.Кабалевского “Марш”, давайте разберем некоторые “новинки”, о которых еще не упоминалось на предыдущих занятиях. Это касается партии левой руки. Посмотрите внимательно: около некоторых аккордов “пририсована” ма-а-аленькая нота в скобках. Видите? Так вот, эта маленькая нотка обозначает от какой ноты (простите за часто повторяющееся слово “нота”) надо брать аккорд. Разберем на примере первого аккорда в левой руке во второй строке (легче Вам будет найти). Итак, бас – “до”, аккорд – “ре-мажор”. Играется все одновременно. Понятно? В звуковых примерах я иной раз специально утрировал исполнение стаккато, чтобы Вам лучше было услышать.
Послушать
Упражнения для левой руки:
Последнее упражнение разучите самостоятельно, используя навыки игры от разучивания предыдущих упражнений.
Источник статьи: http://www.7not.ru/accordion/9.phtml
Штрихи
Штрихи можно разделить на две группы – неакцентированные и акцентированные.
Неакцентированные штрихи
1. Легато (legato). Обозначается лигой под или над нотами. Переход от одного звука к другому происходит связанно, без перерыва (без атаки). Основное выразительное качество legato – певучесть звуковой линии, плавность переходов в интервалах.
2. Портато (portato). Обозначается черточками с лигой под или над нотами. Этот штрих исполняется динамически ровно, длительность звука предельно выдерживается до конца в основном в тихих нюансах. Атака – исключительно мягкая, нежная, незаметная, кончик языка едва касается альвеол (тю). Можно пользоваться наиболее мягкой артикуляцией ю, а также более четкой – кю.
Portato – штрих кантиленного, лирического характера.
3. Тенуто (tenuto). Обозначается черточками под или над нотами. Некоторые специалисты называют его détaché, отождествляя с нотой без обозначения и считая, что это одно и то же. С этим нельзя согласиться. В словаре А.Должанского (4-е издание Л., «Музыка», 1964.) говориться: «.. “Tenuto” – выдержанно, точно по длительности и ровно по силе, иначе обозначается черточкой над или под нотой». Для того, чтобы звук до конца выдерживался во времени (продолжительности) и силе (динамике), а лучше даже несколько передерживался (причем этот момент скорее психологический), выдох после атаки следует постоянно немного усиливать, крещендировать, поддерживая, таким образом, полное звучание.
По сравнению с предыдущим штрихом, tenuto чаще исполняется в нюансах большей громкости. Атака более твердая и четкая. Язык плотнее прижимается к верхним зубам или к внутренней части верхней губы, используя артикуляцию тю.
Этот штрих также напевного, протяжного характера, но более активного, волевого звучания.
4. Деташе (détaché). Специального обозначения не имеет. Это слово французское (détacher – отделять). В отличие от предыдущих штрихов, détaché характеризуется незначительным ослаблением силы звука к моменту его окончания, а также, на наш взгляд, минимально укороченным звучанием, особенно в медленных темпах и в более продолжительных нотах, когда между звуками угадываются паузы.
Détaché, наряду с legato, – наиболее распространенный в практике нотного письма штрих, который легко исполняем, но зато маловыразителен. Опытный музыкант, хорошо разбирающийся в стилях, добавляет к «голым» нотам, когда это требуется, нужные и необходимые штрихи. Особенно это уместно в музыке стиля барокко (в восьмых и четвертях) и частично классики.
Известно, что такие композиторы, как И.С.Бах, Г.Телеман, Г.Ф.Гендель, А.Вивальди и другие в своих сочинениях не выставляли штрихи и динамику. Каждый исполнитель сам, на свое усмотрение, делал редакцию исполняемого произведения, не нарушая стиля. При исполнении штриха détaché артикуляция и атака могут быть различными в зависимости от динамики и темпа.
5. Залигованное стаккато. Staccato – слово итальянского происхождения, означающее – отрывисто. Залигованное стаккато его разновидность. Оно обозначается точками с лигой под или над нотами. Соотношение звучания ноты к паузе примерно 3/5 к 2/5, опять же в зависимости от темпа и длительности нот. Этот штрих обычно применяется в спокойных, умеренных и медленных движениях (темпах), а также в тихих нюансах.
Атака языка – мягкая, выдох равномерный и спокойный, прерываемый для соблюдения и обозначения пауз между нотами.
Артикуляция может быть самой разнообразной: и кончиком языка ближе к альвеолам (тю и тё), и средней спинкой языка, посредством прижатия кончика языка к нижним зубам (как было сказано выше – наиболее мягкая атака), и задней частью языка (кю и кё).
6. «Тенутное стаккато». Обозначается точками с черточками под или над нотами. По продолжительности звучания этот штрих примерно схож с предыдущим (3/5 к 2/5), но в отличие от него вписывается в группировках меньшего количества нот для удобства письма и для более эстетического зрительного восприятия. Гораздо удобнее, например, большую группу нот залиговать с точками, нежели выписывать точки с черточками на каждой ноте. Тенутное стаккато лучше применять в группировках из двух-четырех нот, а также в конце фразы для убедительности ее окончания. Оно используется в произведениях всех стилей, от И.С.Баха до современных авторов, и чаще всего в медленных частях. Например, в первых частях си минорной, Ми-бемоль мажорной, Ля мажорной и ми минорной сонат И.С.Баха. Примеров можно привести бесчисленное множество. Артикуляция тю и тё, при которой атака языком должна производиться соприкосновением с верхними зубами или с помощью языка с внутренней частью верхней губы, дающего более четкое звукоизвлечение. В отличие от залигованного стаккато, атака языком при «тенутном» стаккато убедительнее и тверже. Штрих исполняется упруго, с некоторым нажимом и в нюансах средней громкости.
7. Стаккато (staccato). Обозначается точками под или над нотами.
Staccato – штрих легкий и изящный, исполняемый коротко и отрывисто быстрым отдергиванием языка, в результате чего звуки отделяются паузами. Время пауз должно быть значительно больше времени звучания, причем это соотношение меняется в зависимости от темпа и длительности нот. В медленном темпе пауза продолжительнее, в быстром – паузы на слух не прослушиваются, и поэтому стаккато приближается к détaché. В более продолжительных нотах доля паузы больше (1/4 к 3/4). На характер staccato оказывает влияние также и динамика. В нюансах большой громкости staccato звучит акцентированнее и поэтому становится ближе к штриху marcato или martelé.
Staccato исполняется двумя способами – одинарным (простым) ударом языка (простое, одинарное staccato) и двойным (сложным) ударом языка (двойное staccato). При первом способе атака производится соприкосновением, касанием кончика языка к внутренней части губы, или к верхним зубам, или немного выше их – в зависимости от характера и динамики музыки; при этом произносятся слоги тю и тё. При всех способах участвуют диафрагма и мышцы брюшного пресса, благодаря чему staccato получается более упругим, четким, «звучащим» и полетным. При втором способе – двойном, сложном ударе языка работает и кончик и задняя его часть (спинка), чередуя артикуляцию тю-кю, равные по силе.
В отличие от простого staccato, при двойном кончик языка должен находиться за верхними зубами и отталкиваться от них. В очень быстрых темпах кончик языка немного приподнимается, касаясь альвеол. Возникает ощущение вертикального движения языка. Триоли и квинтоли можно исполнять двойным и тройным (т-к-т т-к-т-к-т) ударом языка. При игре двойным ударом языка в быстрых темпах staccato не должно быть отрывистым, слишком коротким, особенно в произведениях классиков – Моцарта, Стамица, Девьена, Плейеля и других.
Стаккатиссимо (staccatissimo) – слово производное и специального обозначения не имеет и поэтому как самостоятельный штрих не существует. Упоминая здесь этот термин, обращаем внимание на то, что выполняется этот вид staccato предельно коротко. Такой характер штриха staccato встречается только в современной музыке.
Акцентированные штрихи
1. Маркато (marcato) – итальянское слово, которое можно перевести как «подчеркнуто», «четко». Обозначается акцентами – галочками под и над нотами. Начало звука акцентированное с последующим его затуханием. Этот штрих по характеру схож со сфорцандо. Выполняется он активной и твердой атакой кончиком языка по внутренней части верхней губы или в верхние зубы (тю или тё). Перед звукоизвлечением язык плотно прижимается к одной из упомянутых точек, а затем резко и быстро отталкивается назад. Под воздействие такой отрывистой атаки происходит отдача в мышцах живота в виде толчка. Таким образом, посыл воздуха в инструмент происходит под стремительным и большим скоростным напором, а начало звука получается сильным и упругим, после атаки следует ослабление выдоха.
При исполнении штриха macato большое значение имеет тренированный артикуляционный аппарат – губы, язык и мышцы, связанные с дыханием, особенно диафрагма, которая всегда должна при выдохе сохранять вдыхательное состояние, а также губы, не расслабляющиеся до окончания звучания штриха.
Если губы после атаки расслабить, как часто бывает, то выходящая струя воздуха потеряет скорость и концентрацию. А, как известно, распыленная струя ведет к расплывчатому и низкому по интонации звуку.
Артикуляция штриха marcato очень сложная и требует постоянной и долгой тренировки.
Используется он в умеренном движении и в сильных нюансах.
2. Мартелé (martelé). Это французское слово можно перевести как «отчеканивание». Обозначается акцентами – клиньями под или над нотами. Звукоизвлечение очень отрывистое, резкое и сильное.
Техника работы исполнительского аппарата та же, что и при marcato. Различие лишь в том, что после активной атаки звук не затухает, а выдерживается по силе до его окончания. Исполняется martelé в основном в подвижном и быстром темпах напористого характера, при этом используется артикуляциятю и тё с атакой в передние верхние зубы.
3. Маркированное стаккато. Обозначается акцентами с точками под или над нотами. Объединяет в себе два вида штриха – marcato и staccato, благодаря чему staccato получается акцентированным.. Исполняется этот штрих легким акцентом и менее коротко, staccato, поэтому длительность звука несколько больше, чем при staccato, а время паузы – меньше.
Артикуляция примерно та же, что и в штрихах marcato и martelé, но работа губ, языка и мышц дыхания менее активная. Поэтому маркированное стаккато отличается легкостью и непринужденностью звучания.
4. Маркированное тенуто. Обозначается акцентами с черточками под или над нотами. Надо сказать, что этот штрих, так же как предыдущий и последующий, можно объединить в одну группу – смешанных акцентированных. Но в отличие от других акцентированных штрихов, при этом штрихе после активной и резкой атаки следует незначительное ослабление звука с последующим его продолжением до конца на одном динамическом уровне, одинаковой силы и без пауз между звуками – как говориться, на одном дыхании.
Артикуляция та же, что и в предыдущих штрихах, – активная, сильная. Можно использовать удар языка по внутренней части верхней губы, а также в верхние зубы (тю, тё).
После атаки выдох немного ослабевает, а затем усиливается и продолжается на crescendo до следующей акцентированной атаки. Звучание этого штриха напоминает удары колокола. Исполняется увесисто, тяжело, записывается, как правило, нотами большой длительности.
5. Маркированное легато. Обозначается акцентами с лигой под или над нотами. Этот штрих артикулируется акцентами с помощью губ (произносится как буква ф), диафрагмы и мышц брюшного пресса с воздействием на эти мышцы резкими выдохами-толчками. Перерывов и пауз между звуками не должно быть, лига не должна нарушаться.
Весь артикуляционный процесс происходит без языка и на одном дыхании.
Если требуется более заметный акцент на каждую ноту, то можно при атаке подсоединить и язык, но так, чтобы не нарушить связь между нотами, то есть legato. Поэтому атака языка должна быть мягкой и пластичной, с легким прикосновением к верхним зубам и частично к альвеолам, а также с использованием артикуляции кю.
Обычно этот штрих употребляется в умеренно-медленном движении музыки. В качестве примера можно привести 15-й такт медленной части Венгерской фантазии Допплера, где используется этот штрих.
Все перечисленные штрихи известны. Но знать теоретически – это еще не значит уметь их выполнять практически. Часто приходится слышать игру флейтистов, лишенную штрихового разнообразия, со слабо развитой артикуляцией. В основном флейтисты (как правило, молодые и начинающие) играют только раздельно и связно, неправильно считая, что раздельно – это staccato, а связно – legato и что этого достаточно.
Штрихом staccato, как правило, серьезно не занимаются, а тем более в совершенно необходимых медленном и умеренном темпах, в которых только и можно достичь развитости и тренированности языка, короткой и четкой атаки и настоящего качественного staccato.
В медленном темпе легче контролировать артикуляцию, качество штриха, используя максимальные паузы между нотами (звуками). Как мы знаем, в быстром темпе нивелируется, сглаживается различие между длительностью ноты и длительностью паузы. Как уже говорилось выше, в быстрых, а тем более в очень быстрых темпах staccato переходит в détaché, а в медленных темпах раздельное исполнение звуков приводит к штриху tenuto. В результате получается так, что исполнитель, не овладев техникой работы языка при исполнении коротких звуков, а значит, и staccato, и других штрихов, требующих соответствующей атаки. На первых же уроках, когда ученик переходит к игре на флейте (после постановки дыхания и игры на голове флейты), он должен осваивать примеры атаки и штрихи legato и staccato. Именно эти штрихи являются основной, исполнительской базой всех других.
Артикуляцией и штрихами надо заниматься самостоятельно и ежедневно, так же как и другими видами техники.
Хорошо тренировать известные нам артикуляции, способы атаки и штрихи в гаммах, как в прямом движении снизу вверх и сверху вниз, так и по ступеням, по несколько квартолей и триолей на каждую ступень гаммы. Эти упражнения надо разучивать в нескольких темпах (примерно в четырех) – медленном, умеренном, подвижном и, когда ученик достигнет определенного технического мастерства, в быстром.
Особое внимание следует уделять развитию артикуляции, атаки и штриха и непосредственно staccato – в трудном для исполнения на флейте нижнем регистре, в звукоряде от соль до до 1-ой октавы.
Существует много различных упражнений, и исполнитель сам может выбрать любое.
В заключение немного остановимся на использовании штрихов в зависимости от стиля, традиций, эпохи. Значительность, активность и достаточное разнообразие штрихов можно наблюдать в произведениях композиторов XVII – середины XVIII века (стиль барокко). Одна из характерных особенностей этого стиля – укороченная длительность восьмых и четвертных звуков в быстрых частях сонат и концертов, близкая к не слишком короткому или маркированному staccato. И наоборот, нехорошо, не в стиле, играть построения из шестнадцатых штрихов staccato – здесь уместен штрих détaché.
Струнники и пианисты, как в прошлом, так и в настоящем играют именно таким образом, и никаких вопросов в этом смысле у них не возникает. К сожалению, большинство наших флейтистов продолжают неправильно исполнять восьмые штрихом détaché, а то и tenuto. Помимо записей выдающихся флейтистов ученикам следует больше слушать исполнение и других замечательных музыкантов – струнников, пианистов.
В классических произведениях (вторая половина XVIII – начало XIX века) штриховая палитра несколько ограничена в активности по сравнению с сочинениями эпохи барокко. Классицизму присущи изящество, легкость, полетность быстрых частей. Поэтому здесь превалирует штрих staccato и legato в различных сочетаниях, комбинациях. Но довольно часто нужно пользоваться и такими штрихами, как маркированное staccato, «тенутное» staccato, маркированное tenuto и другими.
Шестнадцатые в «классике» так же, как и в «барокко», не должны звучать коротко и отрывисто, что ведет к тяжелому, даже грубому исполнению. Стаккато должно быть мягким, деташированным и исполняться расслабленным языком, двойным способом, на легатном выдохе, сохраняя плавность и гибкость линии.
Романтической музыке (начало и конец XIX века) свойственна эмоциональность, экспрессия чувств, яркая образность и контрастность, бурная стремительность пассажей. Чтобы многограннее раскрыть характер образов (лирических, драматических, героических и прочих), надо великолепно владеть разнообразием штрихов, наравне с агогикой и динамикой. Хорошей иллюстрацией этому могут быть сочинения Ф.Шуберта, Б.Ромберга и выдающихся флейтистов XIX века – Т.Бёма, Ж.Демерссемана. Ф.Допплера, Ж.-Л.Тюлу, И.Андерсена и других, много сделавших для развития исполнительского искусства игры на флейте и обогативших ее репертуар.
Ю.Н.Должиков – Нотная папка флейтиста №1.
Тетрадь №1. Методика Упражнения Этюды. Начальные классы музыкальной школы,
– Москва, издательство «ДЕКА-ВС», 2004
Источник статьи: http://fromanov.com/blog/shtrihi
Легато, Стаккато и Нон Легато
Чтобы более точно выразить музыкальную мысль существуют различные приемы звукоизвлечения. Одним из наиболее распространенных способов является легато – плавный переход от одного звука к другому, звуки как бы “связываются”. При таком способе исполнения палец не снимается с клавиши до тех пор, пока другой палец не нажмет следующую клавишу. В нотах легато обозначается дугообразной линией, называемой лигой. Прошу запомнить, что нельзя менять направление меха при исполнении залигованных нот (если уж начали играть на разжим, так будьте добры, продолжайте, пока не закончится фраза).
Отрывистое исполнение называется стаккато. При таком способе исполнения пальцы должны коротко и четко ударять по клавишам, как бы отскакивая от них. В нотах стаккато отмечается точками над нотами или под ними.
Когда нет обозначений легато и стаккато, следует играть нон легато. В этом случае клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.
Портаменто – способ певучего исполнение мелодии. Звуки извлекаются подобно нон легато – более связно, подчеркивая каждую ноту.
1
Послушать
Не смотря на кажущуюся простоту пьесы Д.Кабалевского “Марш”, давайте разберем некоторые “новинки”, о которых еще не упоминалось на предыдущих занятиях. Это касается партии левой руки. Посмотрите внимательно: около некоторых аккордов “пририсована” ма-а-аленькая нота в скобках. Видите? Так вот, эта маленькая нотка обозначает от какой ноты (простите за часто повторяющееся слово “нота”) надо брать аккорд. Разберем на примере первого аккорда в левой руке во второй строке (легче Вам будет найти). Итак, бас – “до”, аккорд – “ре-мажор”. Играется все одновременно. Понятно? В звуковых примерах я иной раз специально утрировал исполнение стаккато, чтобы Вам лучше было услышать.
Послушать
Упражнения для левой руки:
Последнее упражнение разучите самостоятельно, используя навыки игры от разучивания предыдущих упражнений.
Источник статьи: http://www.7not.ru/accordion/9.phtml
Стаккато
Стакка́то (итал. staccato — «оторванный, отделённый») — музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато — один из основных способов извлечения звука (артикуляции), противопоставляемый легато.
Обозначается словом staccato или точками над или под нотами у их головок.
Акцентированное стаккато (также называемое staccatissimo или «стаккато клином») — разновидность этого штриха, обозначающая ещё более отрывистое исполнение звуков. Обозначается клиньями (откуда русское название штриха) — короткими вертикальными, заострёнными к ноте чёрточками.
Стаккато может применяться к нотам любой длительности, обозначая в общем случае уменьшение её примерно вдвое.
Содержание
Стаккато на разных инструментах
Струнно-смычковых
Стаккато при игре на струнных инструментах — отрывистое движение смычка с остановкой; имеет ряд разновидностей — saltando, sautillé и др.
- Обыкновенное стаккато — «без настоящих пауз, при помощи одной артикуляции, достигаемой посредством перемены штриха (самый обыкновенный вид стаккато [non legato], особенно употребительный в оркестровой игре и применяемый в случае отсутствия дуг и точек);» [1] По артикуляции стаккато исполняется по-разному. Например, на скрипке стаккато исполняли: [2]
- Йозеф Иоахим — только кистью;
- Анри Вьетан — кистью и предплечьем;
- Генрик Венявский — только плечом.
- Большое стаккато — «отрывисто прижимая и отпуская струну при постоянно меняющемся штрихе (большое стаккато, grand détaché);» [1]
- Летучее стаккато или staccato volant (saltato, sautillé). При игре смычок подскакивает, отрываясь от струн. Выполняется кистью. [1]
- Выполнение: ослабить давление пальцев на смычок, продолжая то же движение кистью, которое употребляется для коротких штрихов detache.
- Принцип действия:
- — смычок продолжает движение по струне;
- — смычок, потеряв фиксацию пальцев, совершает начальное вращательное движение вокруг пальцев и струны продавливая её;
- — сила давления струны на волос смычка возрастает, производя резкий звук;
- — струна отталкивает смычок от себя.
- Ошибки:
- — выполнение резких движений (препятствуют огибательному движению смычка по струне и последующему его отталкиванию);
- — увеличение давления на смычок (препятствует отскоку или возникают неуправляемые скачки).
- Спиккато (итал. spiccato — отрывать, отделять) — прыгающий штрих, выполняемый броском в сторону [3]
- Сотийе ( sautill’e — подрыгивать) — прыгающий штрих, выполняемый мелкими движениями только одной точкой смычка (близ его середины) в быстром темпе и при небольшой силе звучания. [4]
- Стаккато пикэ ( Staccado piqué — отрывистый) — прыгающий штрих. Исполняется посредством чуть заметных движений кистью на продолжающемся смычковом штрихе, — настоящее виртуозное стаккато. Обозначается рядом точек под дугой. [1][5]
Клавишных
- По принципу ударных. На фортепиано исполняется посредством ударов по клавишам.
- По принципу щипковых. Клавесин.
Духовых
Для исполнения стаккато на духовом инструменте используется язык для резкого прерывания струи воздуха. Обычно используют несколько повторений:
- Двойное стаккато;
- Тройное стаккато.
Источник статьи: http://guitarmag.net/wiki/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE
(25) Прием Стаккато, Приемы мягкой игры
Существует масса литературы, описывающей способы улучшения техники, это метод ритма (изменение ритма или акцентированные ноты), постукивание и пр. Большим недостатком таких методов является то, что они требуют очень большого количества времени, поскольку ритмов, в которых вам предлагается упражняться, существует огромное количество. Особенно эффективным методом развития независимого и точного движения пальцев, преподаваемым Комбе, является прием стаккато (ПС), когда каждая нота играется стаккато. Если изначально при игре стаккато вы чувствуете «неуклюжесть», это означает, что в данной технике вы откровенно не сильны. Таким образом, как и параллельные интервалы, ПС является одновременно и средством для обнаружения Ваших слабых сторон, и способом совершенствования техники игры. С помощью ПС устраняются трудности с плавными мелизмами или точными попаданиями в ноты. Параллельные интервалы позволяют набрать темп игры так быстро, что вы сможете начать игру двумя руками одновременно, раньше чем в достаточной степени сможете точно синхронизировать обе руки. ПС является лучшим способом для трансформации данного темпа в технику (игра каждой рукой по отдельности) и точно скоординировать обе руки (игра двумя руками одновременно). ПС нужно отрабатывать как каждой рукой в отдельности, так и обеими руками одновременно.
Прием стаккато преподавал Шопен; его метод заключается в упражнениях стаккато перед легато (Эжельдинге). Этот способ хорошо работает, поскольку при выполнении упражнений легато вы постоянно нажимаете на клавиши, а вам необходима мышца-разгибатель для тренировки независимости и скорости движения пальцев.
Существует три способа играть стаккато: используя только пальцы, только запястья или руку.
Стаккато Шопена отличается от стаккато Бетховена. Поскольку вы тренируете независимость пальца, то отрабатывайте ПС одним пальцем в медленном темпе, после чего для игры в более быстром темпе вам нужно добавить всего лишь легкое движение запястья и руки. Поскольку после нажатия клавиши палец находится над ней, при ПС вы теряете контроль над молоточком. Это еще одна причина, почему ПС так важен для практики управления молоточком, когда Вы теряете контроль над ним. При отработке ПС каждый палец отвечает за свою ноту, таким образом, слабые и пропущенные ноты сразу слышны. У большинства учащихся самый слабый палец четвертый, и при использовании ПС он смотрит вверх, тем самым требуя дополнительной тренировки.
ПС помогает быстро расслабиться, поскольку пальцы не прижимаются к клавиатуре постоянно, а возвращаются к исходному положению. Бах, понимая важность ПС, включил его в восемь из своих пятнадцати Инвенций. Хотя в его рукописях и не указано стаккато, места, где оно необходимо, очевидны, и в большинстве нот они указываются.
Удивительно то, что играть стаккато можно в любом темпе в сочетании с любыми техническими приемами, это и плавность рук, и расслабление, и быстрые переходы в другой регистр, и мягко, и громко и т.д. Особенно хороший результат достигается при исполнении быстрых и мягких пассажей – заветной мечты любого пианиста. Стаккато как нельзя лучше подходит для отработки техники Пианиссимо. ПС позволяет обрести уверенную технику и играть на любом фортепиано как сложные, так и простые произведения, при этом неизменно растет исполнительское мастерство. Тренируя стаккато, не меняйте игровых движений – просто добавьте стаккато.
Если вы раньше не упражнялись в стаккато, то поначалу вам будет нелегко. В этом нет ничего необычного; главное — упражняться, и с течением времени вы сможете играть каждую ноту с явно выраженным стаккато. И что показательно – преобразится ваша техника! Замедляя темп, играйте каждую ноту стаккато. Как только это станет получаться, постепенно увеличивайте темп. С увеличением темпа выделять каждую ноту стаккато будет все сложнее. Это говорит о необходимости дальнейших упражнений в ПС. Безошибочный признак того, что вы достигли определенного уровня в ПС, – это плавность рук. [ Плавность рук и пальцев ].
ПС повышает исполнительскую точность, поскольку в этом случае каждый палец «ищет» свою ноту самостоятельно, без помощи других пальцев, как это делается при игре легато. При этом гораздо легче набирается темп, потому что движение стаккато по своей природе быстрее, чем движение легато. Практикуя стаккато в одном темпе, вы отрабатываете движения, которые необходимы при игре в более быстром темпе, это достигается благодаря тому, что стаккато требует более быстрого движения пальцев. Можно сказать, что ПС – это один из способов выхода за ограничения по темпу. В самом быстром темпе, как правило, происходит слияние стаккато и нормальных движений: отсюда можно сделать вывод о том, что является залогом хорошей быстрой игры: самый быстрый темп достигается именно при движениях стаккато! О явных преимуществах ПС невозможно рассказать в нескольких предложениях, любой пианист, достигший определенного уровня, практикуя ПС, найдет бесконечное количество способов извлечь пользу из своего умения.
Применение ПС способствует лучшему запоминанию произведений, потому что по своей сути прием совсем не похож на механическое запоминание. Сигналом о том, что вы не запомнили произведение как следует, будет осознание необходимости еще поработать над запоминанием.
Чтобы улучшить координацию левой и правой рук, стаккато следует отрабатывать при игре двумя руками одновременно. Это особенно важно для тех, кто упражняется в игре каждой рукой в отдельности и в параллельных интервалах; хоть это и сокращает время, необходимое для начала игры двумя руками, в результате вы получаете их раскоординированность. Потеря компенсируется игрой ПС двумя руками. И еще раз: важность ПС нельзя переоценить.
Мягкая игра: Практические занятия, особенно проходящие с отработкой ПС, будут более результативными, если использовать прием мягкой игры. Вы долго не устаете, напряженность сводится к минимуму, расслабленное состояние позволяет сосредоточиться на технике. Громкое исполнение скрывает огрехи в технике, громко играть легче. Соответственно, за счет громкости можно увеличить темп, однако техничности это не добавит. Играя громко, вы получаете взамен плохие привычки, теряете в музыкальности и осваиваете технику медленнее, чем могли бы.
В большинстве случаев слушать, как занимаются учащиеся не доставляет большого удовольствия, потому что играют они чересчур громко. Музыка Бетховена преподает очень важный урок – музыка в основном мягкая, и на этом спокойном фоне короткие громкие пассажи звучат особенно ярко. Однако его музыка может быть настолько захватывающей, что все мы поддаемся искушению играть ее громче, чем следует, а от этого страдает и музыкальность, и исполнительская техника. Таким образом, даже громкие пассажи следует играть мягко, и делать это нужно вплоть до тех пор, пока не будет поставлена техника; в противном случае, она останется для вас несбыточной мечтой.
Высший пилотаж заключается в том, чтобы играть быстрые места мягко и четко, чтобы тот или иной исполняемый пассаж напоминал собой изящную нитку жемчуга. Мягкий ПС без педали [ (39) Игра с демпферной ( правой) педалью, физика фортепианного звука ] – это единственный способ достичь высокого уровня мастерства.
(11) Стандартное нажатие клавиш; Легато, Стаккато
Обычное нажатие клавиши состоит из трех основных компонентов: нажатие движением вниз, удерживание и снятие руки. Возможно, это звучит так, словно здесь совершенно нечему учиться, но это не так, потому что у каждого компонента есть своя цель и метод, и пианист должен знать, как контролировать шпиллер, контрфенгер и плечо гаммербанка при помощи клавиш (Аскенфельд, Андерс, ред.), и мало кто из новичков делает это правильно.
Движение вниз (нажатие) — это то, что создает звук; это должно быть одиночное ускоренное движение, с контролем громкости. Время, затрачиваемое на это движение, должно быть предельно точным. Когда нужно играть «глубоко в клавиши», это не означает, что первоначальное движение должно замедляться; оно должно ускоряться в течение всего времени на пути к клавише, чтобы не потерять контроль. Проверьте сами: начинайте нажимать на клавиши медленнее, а не ускоряйтесь в конце. «Ускоренное действие» фортепиано Стейнвей работает, потому что движение молоточка ускоряется, когда под сукно в центральной части клавиатуры помещают круглую втулку (см. п. 5 в (80) Структурная Схема Фортепиано, где показано, что на месте этой круглой втулки может быть просто войлочное сукно). Из-за этого место шарнира подается вперед вместе с нажатой клавишей, а значит, передняя часть клавиши укорачивается, а задняя — удлиняется, при этом капстан двигается быстрее для постоянного нажатия клавиши. Этот пример иллюстрирует, как важно ускорять нажатие клавиши для получения хорошего звука, и как заботятся об этом конструкторы фортепиано. Эффективность «ускоренного действия» сама по себе противоречива, потому что существуют отличные фортепиано без этого механизма — в этом случае ускорение полностью контролируется пианистом. Очевидно, что для пианиста важнее контролировать ускорение, чем полагаться на инструмент. Однако этот фактор может объяснить, почему подавляющее большинство концертирующих пианистов предпочитает фортепиано Стейнвей. Добавление механизма ускорения должно быть обычным делом, но это может оказаться бессмысленным, если не будет эффекта гаммербанка. Для удара по клавишам вниз нужны хороши развитые мышцы-сгибатели, а также навык расслабления сразу после взятия ноты.
Удерживание клавиши подразумевает удерживание молоточка, с использованием контрфенгера (п. 26 в (80) Структурная Схема Рояля) для точного контроля продолжительности ноты — это означает, что пианист должен регулировать силу нажатия клавиши во время ее удерживания. Если не удерживать клавишу, молоточек будет «болтаться», что может стать причиной проблем при игре повторяющихся нот и трелей. Таким образом, удерживание особенно важно для трелей. Новичкам всегда трудно делать быстрый переход от движения вниз к расслабленному удерживанию. Когда удерживаете ноту, не давите на клавишу, пытаясь сделать звук «еще глубже в фортепиано», потому что это, напротив, приведет к лишнему напряжению, боли в суставах и даже травмам. Может быть, в самом начале вы еще не будете давить на клавиши так сильно, но после нескольких лет неправильной практики студенты в итоге все-таки приобретают эту дурную привычку и играют, вкладывая просто невероятную силу. Помните, что гравитации вполне достаточно для того, чтобы клавиша оставалась нажатой и молоточек держался в нужной позиции. Именно длина удерживания ноты придает ее звучанию окраску и выразительность; следовательно, это очень важная часть музыкального исполнения и, возможно, наиболее трудная для контроля.
Во время снятия руки с клавиши модератор опускается на струны и прерывает звук. Как и удерживание, снятие также определяет длительность ноты. Снимать руку с клавиши нужно быстро, чтобы контролировать точную продолжительность ноты. Если модератор опустится недостаточно быстро, струна завибрирует, и получится гудящий звук. Поэтому пианист должен развивать быстроту мышц-разгибателей. Многие студенты, особенно играя быстро, совершенно забывают о важности снятия руки с клавиш, и игра в итоге получается разболтанной.
Обычно при игре снятие руки с предыдущей клавиши совпадает с движением вниз для нажатия следующей. Если вы раньше не пробовали играть, сосредотачиваясь на каждом элементе, начните играть последовательность «до» — «соль» (до мажор) пальцами 1-5, и практикуйте с «осознанием» каждого элемента на каждом пальце. Чтобы тренировать мышцы-разгибатели, ускорьте отрыв руки от клавиши; практикуйте быстрое снятие руки с немедленным расслаблением, но не поднимайте слишком высоко, задерживая руку в воздухе.
Эта базовая тренировка нажатия клавиш намного важнее, чем кажется большинству студентов. Очевидно, что вы не будете все время играть таким образом, так зачем же, казалось бы, практиковать это? Дело в том, что даже кратковременная практика позволит вам быстро сделать эти движения автоматическими, потому что вы начнете слышать разницу в звуках в зависимости от собственных движений. Отработка базового удара по клавишам — главный аргумент в пользу медленного постепенного подхода к изучению техники игры, используемого многими школами, например, школами Александера и Фельденкрайза.
Все пальцы, которые не играют в данный момент, должны слегка соприкасаться с клавишами. По мере того, как вы начинаете быстрее нажимать клавиши и снимать руку (примерно начиная со скорости нота в секунду), растет и напряжение; целью практики должно стать освобождение от этого напряжения. Постепенно увеличьте темп до максимального для вас, при котором вы чувствуете себя комфортно и все еще можете играть все элементы вашего фрагмента. В этом есть свое волшебство: если вы прилежный ученик, техника базового удара по клавишам окажется автоматически «встроенной» в вашу игру и при обычном темпе. Не беспокойтесь, что утратите навык этих движений, потому что вы будете отчетливо слышать разницу: звучание будет намного хуже, если эти движения неверны.
Теперь повторим то же самое на примере медленного произведения, например, 1-й части «Лунной Сонаты» Бетховена. Играем каждой рукой отдельно. Если вы не делали этого раньше, игра сразу двумя руками вместе будет неуклюжей, потому что вам придется скоординировать столько разных элементов для обеих рук. Однако, чем больше вы играете, тем лучше будет звучать произведение, тем лучше вы будете контролировать окраску и выразительность звучания. Если вы занимаетесь каждый день без перерывов, прогресс окажется очень быстрым. Вы увидите, что без хорошо отработанного навыка базового удара по клавишам (или если фортепиано не очень хорошо настроено), просто невозможно играть, потому что молоточек будет бесконтрольно болтаться, ухудшая качество звука.
Раньше студентов учили правильно исполнять произведения, добиваясь хорошего касания и тона, но не обращая никакого внимания на то, что происходит с механизмом фортепиано при игре. Но современные хорошо образованные студенты должны знать, как устроен инструмент, потому что так можно гораздо точнее понять, как именно следует исполнять произведения. Например, базовые принципы удара по клавишам отличаются для цифровых инструментов, потому что у них отсутствуют шпиллер, контрфенгер и молоточек, и именно поэтому большинство профессиональных пианистов предпочитают акустические фортепиано. Тем не менее, на цифровых инструментах все равно нужно практиковать базовый удар по клавишам, потому что это неотъемлемая часть техники игры, и его легко различить.
Легато — это плавная игра, которая получается в результате соединения нот, следующих друг за другом. Играя легато, нужно нажимать следующую ноту, не отпуская предыдущую. Алан Фрейзер рекомендует играть так, чтобы этот перехлест двух следующих друг за другом нот был довольно длинным. Начало ноты содержит в себе много «шума», поэтому перехлест не так заметен. Легато — это привычка, которая должна быть «встроена» в вашу игру, поэтому поэкспериментируйте с разной длиной перехлеста, чтобы увидеть, как лучше всего играть именно для вас, чтобы получить хорошее легато. Если у вас уже выработалась определенная привычка, ее может быть трудно изменить; будьте готовы к долгой работе. Практиковаться придется, пока новое идеальное движение не превратится в привычку. Шопен считал, что легато — это наиболее важная техника для новичка. Произведения Шопена требуют особых видов легато и стаккато (Баллада, соч. 23); слушайте запись и практикуйте на примере этого произведения.
Стаккато. Это просто потрясающе, как много книг по технике игры на фортепиано рассуждают о стаккато, но никогда не дают определение, что это такое! При игре стаккато молоточек отскакивает от струн и модератор немедленно возвращается на струны — таким образом, звук получается кратким, без задержки. Следовательно, здесь мы пропускаем удерживание как элемент базового удара по клавишам, и после нажатия рука поднимается над клавиатурой, а не остается на ней. Есть два обозначения стаккато, обычное (точки над нотами) и акцентированное (клинышки под/над нотами). В обоих типах шпиллер не высвобождается (№1 в (80) Структурная Схема Рояля). В нормальном стаккато палец «падает» на клавишу примерно с «полпути». В акцентированном стаккато — меньше, чем с полпути; при этом модератор возвращается к струнам быстрее, что приводит к меньшей длительности ноты. Палец движется вниз и вверх очень быстро. Контрфенгер здесь не задействован, поэтому молоточек может «скакать», поэтому начиная с определенной скорости, играть повторяющиеся стаккато становится трудно. Однако, если вам трудно играть повторяющиеся стаккато в быстром темпе, не спешите винить себя — возможно, молоточек вашего фортепиано движения с неправильной частотой, а значит, в неправильном направлении. После того как вы измените скорость и расстояние с которого рука «падает» на клавишу, проблема может исчезнуть.
В нормальном стаккато гравитация быстро возвращает модератор на струны (это о роялях; в обычных фортепиано используются пружины). В акцентированном стаккато модератор отскакивает от верхней планки ((80) Структурная Схема Рояля, нажмите на ссылку внизу, чтобы посмотреть более детальную схему), поэтому и возвращается быстрее. При контакте со струнами гаммербанк может двигаться в противоположном направлении, что уменьшает эффективную массу молоточку; таким образом, с помощью стаккато можно получать множество звуков разной окраски. Следовательно, движения молоточка, шпиллера, контрфенгера и модератора полностью меняются при игре стаккато. Очевидно, чтобы уверенно играть стаккато, лучше всего понимать устройство фортепиано. Не вините себя, когда случается что-то непредвиденное, потому что стаккато — это очень сложная для понимания техника; у вас только один выход — пробовать разное и выбирать, как именно получается лучше. Стаккато — это не просто короткая нота!
Стаккато можно поделить на три вида по типу игры: (1) пальцевое стаккато, (2) запястное стаккато и (3) локтевое стаккато, которое включает как движения вверх-вниз, так и поворот руки. По мере продвижения от 1-го типа к 3-ему, в пальцах ощущается больше массы; следовательно, тип 1 дает самое быстрое и легкое стаккато и должно использоваться для быстрых и мягких нот, а тип 3 дает наиболее тяжелое стаккато и используется для самых громких фрагментов и аккордов, состоящих из нескольких нот, но оно также и самое медленное. Тип 2 — среднее между 1 и 3. На практике большинство из нас скорее всего сочетают все три типа.
Из-за того, что запястье и предплечье медленнее (тяжелее), амплитуда их движений должна быть соответственно уменьшена, чтобы можно было играть стаккато в быстром темпе. Некоторые учителя вообще не одобряют запястное стаккато, предпочитая в основном пальцевое, из-за скорости, или локтевое, из-за силы; однако, лучше все же выбирать между тремя, чем двумя (или комбинировать все три). Например, сменив тип стаккато, можно дать отдых уставшей части руки, хотя стандартный метод отдыха — это смена пальцев. Играя стаккато, попробуйте играть все три типа (пальцами, запястьем, всей рукой) по отдельности, перед тем как решить, какой тип вам ближе или как именно лучше их сочетать.
Приемы звуковедения
Выработка правильного дыхания влечет за собой умение пользоваться в пении важным вокальным навыком – приемами звуковедения. Как в инструментальной, так и в вокальной музыке, приемы исполнительства – это различные штрихи.
Штрихи (приемы исполнительства) зависят от характера и темпа произведения. Они подразделяются на три вида и отличаются друг от друга приемами звуковедения.
Способы звуковедения
Есть три способа звуковедения:
- Legato (легато)
- Staccato (стаккато)
- Non legato (нон легато)
Legato
Legato (легато) – означает плавно, связно, без толчков. То есть, это связное, непрерывное пение. Легато – основная форма пения. При выработке легато нужно помнить, что поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко. Гласные нужно пропевать максимально долго. Переходы с одного звука на другой должны быть плавными, ровными, незаметными, но точными.
Легато легче петь на поступенной мелодии, труднее петь скачки. При пении скачков нужно помнить, что оба звука должны пропеваться в одной позиции, а именно, в высокой. Скачки должны сглаживаться, нижний звук нужно представить как высокий, чтобы не было «рваных» отрывков. Проще выстроить легато, когда скачки отсутствуют в мелодии. При пении нисходящей мелодии следует контролировать точность интонации, чтобы не наблюдалось смазывание звуков.
При работе над легато нужно обратить внимание на то, чтобы выдох был ровный, плавный, без толчков. Для выработки легато рекомендованы распевки на гласные звуки и пение закрытым ртом. Пропевая в упражнениях гласные звуки, звуковедение будет ровным и без толчков благодаря отсутствию согласных.
Присутствие согласных в тексте усложняет задачу качественного исполнения легато. Начинающим вокалистам нужно постоянно напоминать, что гласные должны звучать как можно дольше, а согласные – короткие, тем более что согласные в пении только произносятся, а не поются.
Овладеть навыками пения легато сложно, для этого нужна постоянная работа и приобретение опыта исполнения данного приема. Главный показатель овладения навыком исполнения легато – динамика при пении на одном уровне, без акцентов и провалов в звучании. Если происходит усиление (крещендо) или ослабление звука (диминуэндо), то этот процесс должен быть постепенным.
Staccato
Staccato (стаккато) – отрывистое пение.
Это прием звуковедения, при котором звучание короткое, с небольшими толчками-акцентами на слогах. Знак стаккато – точка над или под нотой.
Главное отличие стаккато – цезуры между звуками, то есть звуки отделяются друг от друга при звучании, не связываются.
При выработке стаккато нужно обратить внимание на то, чтобы звуки были короткие, а после них присутствовала длительная пауза.
При пении стаккато начинающие вокалисты допускают ошибку – берут дыхание не в конце фразы, а самопроизвольно, на любой из пауз. Это не допустимо. Дыхание берется между фразами.
Звуки, исполняемые на стаккато, должны звучать на непрерывной линии. А голос должен быть упругим, светлым, легким. Пение на стаккато очень полезно – оно выравнивает звук, делает интонацию чище, точнее, воспитывает гибкость звука и точность атаки.
При выработке стаккато нужно обратить внимание на правильный перенос слогов. Если слог заканчивается на согласный звук, то этот согласный переносят к следующему слогу. То есть, правило перенесения согласных к последующему слогу обязательно и при выполнении штриха стаккато. Исключение составляют согласные в конце слова.
Non legato
Non legato (нон легато) – промежуточный прием звуковедения.
Non – отрицательная частица, то есть не плавно, не связно.
При выполнении данного приема звуки разделяются, не связываются между собой. Но цезуры между звуками предельно короткие. В результате такого исполнения происходит подчеркивание слогов.
Сложность исполнения нон легато заключается в том, что этот способ объединяет в себе манеру исполнения и легато, и стаккато.
Работая над нон легато, но нужно следить, чтобы не было между звуками пауз, и не было резких, грубых акцентов. Но при этом каждый звук должен быть отчетливым и выразительным.
Источник статьи: http://vocalmuzshcola.ru/rubriki/vokal/priemy-zvukovedeniya/