Поиск ответа
Вопрос № 256333 |
Как правильно: “с помощью чего-либо” или ” при помощи чего-либо”?
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения авторов толковых словарей варианты равноправны. Однако в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» приведена такая рекомендация: с помощью – обычно при указании орудия, средства совершения действия, при помощи – при указании лица.
Как лучше: ” при помощи . ” или “с помощью. “?
Есть ли разница?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения авторов толковых словарей варианты равноправны. Однако в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» приведена такая рекомендация: с помощью – обычно при указании орудия, средства совершения действия, при помощи – при указании лица.
Добрый день.
Всем этим событиям есть вполне логическое (логичное?) объяснение.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: есть вполне логичное (=укладывающееся в правила логики) объяснение; есть логическое (= при помощи логики) объяснение .
Подскажите, пожалуйста, правило написания личных прилагательных типа “танина варежка”. В каких случаях они пишутся с большой буквы? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правила таковы: имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, если они образованы от собственных имён при помощи суффикса -ов (-ев) или -ин : Юлина юбка, Танина варежка, Машины пирожки (в составе фразеологических оборотов такие прилагательные пишутся со строчной буквы: ахиллесова пята, сидорова коза ). Если же соответствующие прилагательные имеют в своём составе суффикс -ск- , они пишутся со строчной буквы: пушкинские стихи, петровские преобразования, булгаковский стиль .
как правильно говорить: при помощи или с помощью?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Возник вопрос относительно правильности формы слова “споемте” (“споемте, друзья!”), посмотрела в словарях у вас на портале, но не нашла такого слова. Интересно, почему не зафиксировано в словарях? Есть же “пойдемте”, например? Пожалуйста, разъясните, в каких случаях возможны формы на -те (глаг. побудит. мн. ч.)?
Ответ справочной службы русского языка
Дело в том, что словари не приводят все возможные формы слов; в словарях представлены только такие формы (да и то не все), которые представляют затруднения для говорящих и пишущих на русском языке. Воспроизвести в словаре все формы слов русского литературного языка в полном объеме пока что представляется технически нереализуемой задачей.
Форма глагола споемте (от спеть ) существует, более того, у этой формы есть свое название. Это форма повелительного наклонения совместного действия . Вот что сказано об этой форме в академической “Русской грамматике”:
Формы совместного действия – это формы мн. ч.; обозначаемое ими побуждение всегда относится к двум или более лицам: к собеседнику (либо собеседникам, группе лиц, включающих собеседника) и к самому говорящему. Значение повелит. накл. у этих форм выражается при помощи постфикса -те, присоединяемого: 1) у глаголов сов. вида и у глаголов однонаправленного движения – к форме 1 л. мн. ч. изъявит. накл.: пойдемте, поедемте, идемте, летимте, плывемте; Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой (Лерм.); А, впрочем, станемте-ка лучше чай пить (Тург.); 2) у глаголов несов. вида (кроме глаголов однонаправленного движения) – к частице давай, соединяющейся с инфинитивом этого глагола: давайте петь, давайте играть; Давайте, – говорю, – ласковые, в жмурки по полянке бегать (Леск.). Частица давай(те) употребляется и при формах совместного действия глаголов сов. вида: давай(те) напишем; давай(те) сыграем; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: Давай улетим! (Пушк.). Из возможных дублетных образований типа покормимте – давайте покормим, сыграемте – давайте сыграем более употребительны сочетания с частицей давай(те).
Как Вы, наверное, заметили, в современном русском языке формы типа “споемте” конкурируют с формой “давай споем”, причем последняя постепенно вытесняет форму “споемте” (что можно объяснить общим стремлением русского языка к аналитизму, проще говоря, к образованию составных грамматических форм). Видимо, с явлением “вытеснения” грамматической формы “споемте” и связан Ваш вопрос о правомерности этой формы.
ВысокопотерЬный – в литературных нормах не приемлимо, а в технических? слово используется в официальном письме.
Ответ справочной службы русского языка
Нужный смысл следует выразить иначе, например при помощи сочетания слов: связанный с высоким уровнем потерь.
Скажите, как правильно произносить эти глаголы: бралА или брАла; спалА или спАла (о сне); клалА или клАла?
Ответ справочной службы русского языка
Ударение легко проверить при помощи сервиса “Проверка слова” на нашем портале. Для проверки задайте формы инфинитива: брать, спать, класть и т. д.
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, в каких случаях правильно “с помощью”, а в каких — ” при помощи “?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения авторов толковых словарей варианты равноправны. Однако в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке») приведена такая рекомендация: с помощью – обычно при указании орудия, средства совершения действия, при помощи – при указании лица.
Здравствуйте!Скажите,пожалуйста,в каких случаях перед “если” ставится запятая?Заранее спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится между частями сложноподчиненного предложения, соединенными при помощи этого союза.
Пожалуйста, помогите разобраться. По каким признакам определить деепричастие “благодаря” и предлог “благодаря”?
Ответ справочной службы русского языка
Предлог благодаря употребляется со значением “вследствие” или ” при помощи “. Деепричастие соотносится по значению с глаголом благодарить . Кроме этого, различается грамматическая сочетаемость. Ср.: Сдал экзамен благодаря (чему) феноменальной памяти; Зрители хлопали, благодаря (кого) артиста.
Здравствуйте! Мне интересно узнатьзначения приставок по- и до-. В этой связи хотелось бы узнать смысловое различие слов позволять и дозволять. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Семантические различия между данными глаголами лучше всего выяснить при помощи толковых словарей (например, при помощи Малого академического словаря на www.feb-web.ru).
О значении приставок см. в “Русской грамматике” (М., 1980): www.rusgram.narod.ru
Ответ справочной службы русского языка
На нашем портале Вы можете проверить словесное ударение и произношение в рубрике “Проверка слова” при помощи электронной версии словаря “Русское словесное ударение”.
В проверке слов написано, что правильно пишется симпатяшка. А в ответах справки – симпатяжка. Какой же вариант верный?
Ответ справочной службы русского языка
Давайте разбираться. Если интересующее нас слово образовано от существительного симпатяга при помощи суффикса -К-, то верным будет только написание симпатяжка (ср.: подруга – подружка, работяга – работяжка, дворняга – дворняжка и т. д.).
Написание через Ш – симпатяшка – может означать лишь то, что данное слово образовано иначе, по другой словообразовательной модели. И эта модель – нерегулярная, что вообще характерно для разговорной речи. Можно условно провести аналогию со словами мультфильм – мультик – мультяшка .
Помогите разобраться: при помощи какого типа кальки были образованы старославянские слова Бог и грех?
Ответ справочной службы русского языка
Не думаем, что эти слова образованы при помощи кальки.
Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%9F%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8&start=75
Поиск ответа
Вопрос № 256333 |
Как правильно: “с помощью чего-либо” или ” при помощи чего-либо”?
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения авторов толковых словарей варианты равноправны. Однако в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» приведена такая рекомендация: с помощью – обычно при указании орудия, средства совершения действия, при помощи – при указании лица.
Как лучше: ” при помощи . ” или “с помощью. “?
Есть ли разница?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения авторов толковых словарей варианты равноправны. Однако в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» приведена такая рекомендация: с помощью – обычно при указании орудия, средства совершения действия, при помощи – при указании лица.
Добрый день.
Всем этим событиям есть вполне логическое (логичное?) объяснение.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: есть вполне логичное (=укладывающееся в правила логики) объяснение; есть логическое (= при помощи логики) объяснение .
Подскажите, пожалуйста, правило написания личных прилагательных типа “танина варежка”. В каких случаях они пишутся с большой буквы? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правила таковы: имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, если они образованы от собственных имён при помощи суффикса -ов (-ев) или -ин : Юлина юбка, Танина варежка, Машины пирожки (в составе фразеологических оборотов такие прилагательные пишутся со строчной буквы: ахиллесова пята, сидорова коза ). Если же соответствующие прилагательные имеют в своём составе суффикс -ск- , они пишутся со строчной буквы: пушкинские стихи, петровские преобразования, булгаковский стиль .
как правильно говорить: при помощи или с помощью?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Возник вопрос относительно правильности формы слова “споемте” (“споемте, друзья!”), посмотрела в словарях у вас на портале, но не нашла такого слова. Интересно, почему не зафиксировано в словарях? Есть же “пойдемте”, например? Пожалуйста, разъясните, в каких случаях возможны формы на -те (глаг. побудит. мн. ч.)?
Ответ справочной службы русского языка
Дело в том, что словари не приводят все возможные формы слов; в словарях представлены только такие формы (да и то не все), которые представляют затруднения для говорящих и пишущих на русском языке. Воспроизвести в словаре все формы слов русского литературного языка в полном объеме пока что представляется технически нереализуемой задачей.
Форма глагола споемте (от спеть ) существует, более того, у этой формы есть свое название. Это форма повелительного наклонения совместного действия . Вот что сказано об этой форме в академической “Русской грамматике”:
Формы совместного действия – это формы мн. ч.; обозначаемое ими побуждение всегда относится к двум или более лицам: к собеседнику (либо собеседникам, группе лиц, включающих собеседника) и к самому говорящему. Значение повелит. накл. у этих форм выражается при помощи постфикса -те, присоединяемого: 1) у глаголов сов. вида и у глаголов однонаправленного движения – к форме 1 л. мн. ч. изъявит. накл.: пойдемте, поедемте, идемте, летимте, плывемте; Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой (Лерм.); А, впрочем, станемте-ка лучше чай пить (Тург.); 2) у глаголов несов. вида (кроме глаголов однонаправленного движения) – к частице давай, соединяющейся с инфинитивом этого глагола: давайте петь, давайте играть; Давайте, – говорю, – ласковые, в жмурки по полянке бегать (Леск.). Частица давай(те) употребляется и при формах совместного действия глаголов сов. вида: давай(те) напишем; давай(те) сыграем; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: Давай улетим! (Пушк.). Из возможных дублетных образований типа покормимте – давайте покормим, сыграемте – давайте сыграем более употребительны сочетания с частицей давай(те).
Как Вы, наверное, заметили, в современном русском языке формы типа “споемте” конкурируют с формой “давай споем”, причем последняя постепенно вытесняет форму “споемте” (что можно объяснить общим стремлением русского языка к аналитизму, проще говоря, к образованию составных грамматических форм). Видимо, с явлением “вытеснения” грамматической формы “споемте” и связан Ваш вопрос о правомерности этой формы.
ВысокопотерЬный – в литературных нормах не приемлимо, а в технических? слово используется в официальном письме.
Ответ справочной службы русского языка
Нужный смысл следует выразить иначе, например при помощи сочетания слов: связанный с высоким уровнем потерь.
Скажите, как правильно произносить эти глаголы: бралА или брАла; спалА или спАла (о сне); клалА или клАла?
Ответ справочной службы русского языка
Ударение легко проверить при помощи сервиса “Проверка слова” на нашем портале. Для проверки задайте формы инфинитива: брать, спать, класть и т. д.
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, в каких случаях правильно “с помощью”, а в каких — ” при помощи “?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения авторов толковых словарей варианты равноправны. Однако в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке») приведена такая рекомендация: с помощью – обычно при указании орудия, средства совершения действия, при помощи – при указании лица.
Здравствуйте!Скажите,пожалуйста,в каких случаях перед “если” ставится запятая?Заранее спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится между частями сложноподчиненного предложения, соединенными при помощи этого союза.
Пожалуйста, помогите разобраться. По каким признакам определить деепричастие “благодаря” и предлог “благодаря”?
Ответ справочной службы русского языка
Предлог благодаря употребляется со значением “вследствие” или ” при помощи “. Деепричастие соотносится по значению с глаголом благодарить . Кроме этого, различается грамматическая сочетаемость. Ср.: Сдал экзамен благодаря (чему) феноменальной памяти; Зрители хлопали, благодаря (кого) артиста.
Здравствуйте! Мне интересно узнатьзначения приставок по- и до-. В этой связи хотелось бы узнать смысловое различие слов позволять и дозволять. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Семантические различия между данными глаголами лучше всего выяснить при помощи толковых словарей (например, при помощи Малого академического словаря на www.feb-web.ru).
О значении приставок см. в “Русской грамматике” (М., 1980): www.rusgram.narod.ru
Ответ справочной службы русского языка
На нашем портале Вы можете проверить словесное ударение и произношение в рубрике “Проверка слова” при помощи электронной версии словаря “Русское словесное ударение”.
В проверке слов написано, что правильно пишется симпатяшка. А в ответах справки – симпатяжка. Какой же вариант верный?
Ответ справочной службы русского языка
Давайте разбираться. Если интересующее нас слово образовано от существительного симпатяга при помощи суффикса -К-, то верным будет только написание симпатяжка (ср.: подруга – подружка, работяга – работяжка, дворняга – дворняжка и т. д.).
Написание через Ш – симпатяшка – может означать лишь то, что данное слово образовано иначе, по другой словообразовательной модели. И эта модель – нерегулярная, что вообще характерно для разговорной речи. Можно условно провести аналогию со словами мультфильм – мультик – мультяшка .
Помогите разобраться: при помощи какого типа кальки были образованы старославянские слова Бог и грех?
Ответ справочной службы русского языка
Не думаем, что эти слова образованы при помощи кальки.
Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%9F%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8&start=75
Поиск ответа
Вопрос № 310336 |
Как правильно писать слово радиоподкаст? Слитно или раздельно? Корректно ли вообще такое сочетание, если подкаст публикуется в Телеграме?
Ответ справочной службы русского языка
Написание корректно слитное. Об употреблении судить сложнее, так как само слово подкаст еще достаточно новое, лексическая норма пока формируется. На наш взгляд, для обозначения звукового подкаста больше подходит слово аудиоподкаст, так как часть аудио обозначает отнесённость к воспроизведению и записи звука вне зависимости от места и способа его записи, а часть радио связана с определенным способом передачи и приёма звуковых сигналов — с помощью электромагнитных волн, распространяемых специальными станциями.
Здравствуйте! Пожалуйста, ответьте на срочный вопрос. Писала три раза. Итак, вопрос. Почему в предложении: “Разумеется, это дядюшка-адмирал, этот старый чудак и завзятый морской волк, отчаянный деспот и крикун и в то же время безграничный добряк, живший одиноким холостяком вместе с таким же, как он, стариком Лаврентьевым, отставным матросом, в трех маленьких комнатках на Васильевском острове, сиявших тем блеском. ” перед “и в то же время” НЕ ставится запятая? Очень жду ответ. Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Однородные члены чудак и морской волк, деспот и крикун соединены союзом попарно. К этим парам присоединяется еще один однородный член добряк — уже с помощью одиночного союза. Получается иерархичная структура: (а и б), (в и г) и д.
“Паскуда” – общего рода, “сволочь” – женского. “Судья” и “коллега” – общего рода, “модель” и “звезда” – женского, и фразы вроде “Модель Сергей прошлась по подиуму” выглядят нелепо и смешно. Вопрос: кто, как и исходя из чего решает, какие слова “достойны” быть общего рода, а какие – нет? По-моему, в этом деле много недочётов, мягко говоря!
Ответ справочной службы русского языка
«Решает», какого рода то или иное слово, язык. Грамматические свойства слов формируются в языке естественным путем, лингвисты фиксируют сложившиеся нормы и могут с помощью кодификации (фиксации в нормативных источниках) немного направлять этот процесс, но только в рамках возможностей, которые дает нам язык. Мы можем сказать моя коллега, но сочетание красивый модель невозможно. Язык сделал выбор.
Добрый день! уточните, пожалуйста, написание слова «генотерапевтический». В предыдущем ответе у вас дефисное написание: генно-терапевтический и с двумя Н, но в энциклопедии зафиксировано написание ГЕНОТЕРАПИ́Я (от ген и терапия) (генная терапия), направление в медицинской генетике, разрабатывающее метод лечения заболеваний с помощью введения генетического материала (ДНК, РНК) в организм больного с целью его экспрессии (проявления контролируемых им признаков) или изменения экспрессии собственных генов больного (https://bigenc.ru/medicine/text/4420466). Далее в статье есть прилагательное, образованное от генотерапии: Вирусные векторы обладают выраженным в большей или меньшей степени тропизмом к определённой ткани, что может быть использовано для направленной доставки ГЕНОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ конструкции. Как все-таки правильно писать? Или это разные слова с разным значением? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Ответ на вопрос № 273557 мы давали, когда это слово еще не было зафиксировано в нормативных словарях русского языка. Теперь словарная фиксация появилась. В 2019 году Академический орфографический ресурс «АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН зафиксировал написание генотерапевтический.
Исправили предыдущий ответ, чтобы не было разнобоя в ответах.
Добрый день. Портал больше не отвечает на вопросы? Делаю уже четвёртую попытку спросить. Выпускаем уже вторую книгу (первая, вероятно, вышла с ошибкой) и сталкиваемся с той же самой проблемой. Заказчики утверждают, что нужно писать “Ребёнок занимается в школе искусств ПО классУ гитары”. Мы полагаем, что правильно будет “Ребёнок занимается в школе искусств, В классЕ гитары”. Кто из нас прав?
Ответ справочной службы русского языка
Оборот по классу вокала корректен. В этом можно убедиться с помощью нормативных толковых словарей. Например, в Малом академическом словаре значение слова класс «подразделение учащихся в специальной школе (обычно художественной), занимающихся у определенного преподавателя или проходящих определенный предмет. Класс рояля, Класс живописи» иллюстрируется примером: Я много работала у Добужинского по классу композиции и у Яковлева — по рисунку (Каверин, Перед зеркалом).
Вопрос о правописании названия поэмы Н. Некрасова “Мороз Красный Нос”. Вы рекомендуете именно такое написание имени сказочного персонажа. В однотомнике, вышедшем вскоре после смерти поэта, написано “Мороз Красный-нос”. В советском издании серии “Классики и современники”, как и повсюду в интернете, предлагается написание “Мороз, Красный нос”. Мой вопрос не столько о прописной или строчной, сколько о запятой. Не очень понятно, откуда взялась запятая в советских изданиях. И очень любопытно, почему в дореволюционном сборнике появляется дефис.
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание можно осмыслять по-разному, то есть по-разному определять границы имени собственного, и в зависимости от осмысления выбирать графическую форму. Запятая возможна, если считать красный нос приложением, также возможно тире. Дефис объяснить труднее. Можем осторожно предположить, что с помощью дефиса хотели показать слитность, цельность сочетания, которое присоединяется к первой части имени как единый компонент. О собственных именах с приложением можно прочитать в научной статье «Прописные и строчные буквы в собственных именах, прозвищах, псевдонимах, кличках: Проект академических правил».
Как правильно? “Будут сниться сны” или Будут снится сны.?
Ответ справочной службы русского языка
В Вашем предложении употреблена составная форма будущего времени. Она образуется с помощью глагола быть в личной форме и инфинитива. В инфинитиве пишется мягкий знак, поэтому правилен первый вариант.
Добрый день! Какой справочник является авторитетным на данный момент? 56 года или словарь Лопатина? На что опираться при подготовке к ЕГЭ по русскому? И второе: чередующийся корень зар-зор, исключение зАревать или зОревать?
Ответ справочной службы русского языка
Полный академический справочник под ред. В. В. Лопатина — преемник Правил русской орфографии и пунктуации 1956 года, это авторитетное и действительно более полное руководство по правописанию, чем Правила 1956 года. Но ни одно из названных изданий не является пособием по подготовке к ЕГЭ. Повышать уровень практической грамотности, расширять знания о системе правил, об орфографических и пунктуационных нормах, конечно, можно и нужно с помощью Справочника под ред. В. В. Лопатина. Также могут быть полезны словарно-справочные ресурсы «Академос» и «Орфографическое комментирование русского словаря». Для отработки навыков грамотного письма можно воспользоваться «Учебником Грамоты».
Установить нормативное написание слова можно по одному из словарных ресурсов.
Здравствуйте! Предположил бы, что “осточертеть” – от “сто чертей”, но ведь с этим начальным осто- есть ещё парочка аналогичных по смыслу слов (пусть и куда менее цензурных), и получается, что сотня чертей тут уже ни при чём и что осто- – это цельная приставка со значением предельности/максимальности/крайности, с помощью которой возможны (хотя бы в качестве окказионального словотворчества) и дальнейшие словообразования вроде “остонадоесть”, “остоприесться”, “остоустать”, “остовымотаться” и т. п., так ли это?
Ответ справочной службы русского языка
Нет, здесь все прозрачно: слово осточертеть возникло на базе фразеологического оборота надоесть как сто чертей. Ну а всякие непечатные слова на осто– возникли на базе осточертеть путем замены корня -черт- другими корнями.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, почему в словах дать, давать корень да-, а в слове бросать корень брос, а -а- является суффиксом? Спасибо за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
В словах, однокоренных слову бросать, общая часть (корень) – –брос-/-брош-/-бра́с- (ср.: бросить, брошенный, бросивший, выброс, бросок, отбрасывать). Гласная а является суффиксом (еще ее называют тематической гласной), который вместе с и образует видовые пары (например: бросать – бросить, скупать – скупить, выпускать – выпустить).
В словах, однокоренных слову дать, общая часть – -да- (подавший, данный, отдавать, придание (от придать), задание). Гласная а не имеет видового значения. Видовая пара образуется с помощью суффикса –ва-, который прибавляется к корню –да- (давать).
“Не ставший и вряд ли когда-либо СТАНУЩИЙ популярным. “, “Заранее для всех НАЛЕТЯЩИХ сейчас сюда с вопросами. ” – а есть ли вообще такие слова или нужно перестраивать фразы с помощью придаточных и т. п.?
Ответ справочной службы русского языка
Причастия не имеют форм будущего времени, предложения нужно перестраивать.
Ещё раз здравствуйте. Жаль, что не нахожу ответа на свой животрепещущий вопрос. Но задам в третий раз! “Твёрдость поверхности образца металла измерялась НА твердомере( речь о стационарном) или твердомером? “, как правильно указывать это в справке?
Ответ справочной службы русского языка
Измерить можно твердомером или с помощью твердомера.
Здравствуйте. Как правильно: “они перечат” или “они перечут”?
Ответ справочной службы русского языка
Правилен первый вариант. Глагол перечить относится ко II спряжению, так как имеет безударные личные окончания, в инфинитиве заканчивается на -ить, не относится к исключениям. В личных окончаниях глаголов II спряжения пишутся гласные и, а, я.
Определить окончание глагола можно с помощью орфографического словаря. Там указывается форма первого и третьего лица единственного числа. Окончание третьего лица единственного числа позволяет установить спряжение. Окончание -ет говорит о том, что глагол относится к I спряжению, -ит — ко II спряжению.
Может ли добавление суффикса изменять род слова? Недавно довелось услышать (лепили пельмени): “Ух какое пельменище у тебя получилось!” Или правильно только “какой пельменище получился”?
Ответ справочной службы русского языка
Существительные, образованные с помощью суффикса -ищ(е) с увеличительным значением от слов мужского рода, относятся к мужскому роду: гвоздь — гвоздище, дождь — дождище, завод — заводище, медведь — медведище, сугроб — сугробище, холод — холодище, пельмень — пельменище.
Вопросы про сложные составные порядковые числительные. 1) числительные на “-тысяча”, “-миллион”, “-миллиард” пишутся слитно. Верно ли, что “-квадриллион”, “-квинтиллион”, “-вигинтиллион” пишутся раздельно? например, “двух октиллионный”. 2) нигде нет примеров написания составных порядковых числительных для длинных и больших числел, например для “42_000_042_000й”. верно ли, что это число можно записать так: “сорок два миллиарда сорокадвухтысячный” – т.е. длинная часть пишется как для колличественных числительных, а часть на “-тысяча”, “-миллион”, “-миллиард” слитно.
Ответ справочной службы русского языка
Пишутся слитно порядковые числительные, образованные с помощью конечных частей:
1) -дцат(ый), -надцат(ый), -десят(ый), -сот(ый), напр.: тридцатый, двенадцатый, шестидесятый, четырехсотый;
2) -тысячн(ый), -миллионн(ый), -миллиардн(ый) и т. д., напр.: двухтысячный, пятнадцатитысячный, двадцатипятитысячный, двухсоттысячный, трехсоттидцатитрехтысячный; пятимиллиардный, шестисотмиллионный, стовосьмидесятимиллионный.
По этому правилу можно написать и числительные на -квадриллионн(ый), -квинтиллионн(ый) и т. д.
Раздельно пишутся составные порядковые числительные с последним компонентом — простым порядковым числительным от первый до девятый, напр.: пятьдесят первый, сто пятьдесят второй, тысяча девятьсот шестьдесят третий, две тысячи двадцать четвертый, три миллиона четыреста восемьдесят пятый.
Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D1%81+%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C%D1%8E
Поиск ответа
Вопрос № 256333 |
Как правильно: “с помощью чего-либо” или ” при помощи чего-либо”?
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения авторов толковых словарей варианты равноправны. Однако в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» приведена такая рекомендация: с помощью – обычно при указании орудия, средства совершения действия, при помощи – при указании лица.
Как лучше: ” при помощи . ” или “с помощью. “?
Есть ли разница?
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения авторов толковых словарей варианты равноправны. Однако в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» приведена такая рекомендация: с помощью – обычно при указании орудия, средства совершения действия, при помощи – при указании лица.
Добрый день.
Всем этим событиям есть вполне логическое (логичное?) объяснение.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: есть вполне логичное (=укладывающееся в правила логики) объяснение; есть логическое (= при помощи логики) объяснение .
Подскажите, пожалуйста, правило написания личных прилагательных типа “танина варежка”. В каких случаях они пишутся с большой буквы? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правила таковы: имена прилагательные, обозначающие индивидуальную принадлежность, пишутся с прописной буквы, если они образованы от собственных имён при помощи суффикса -ов (-ев) или -ин : Юлина юбка, Танина варежка, Машины пирожки (в составе фразеологических оборотов такие прилагательные пишутся со строчной буквы: ахиллесова пята, сидорова коза ). Если же соответствующие прилагательные имеют в своём составе суффикс -ск- , они пишутся со строчной буквы: пушкинские стихи, петровские преобразования, булгаковский стиль .
как правильно говорить: при помощи или с помощью?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Возник вопрос относительно правильности формы слова “споемте” (“споемте, друзья!”), посмотрела в словарях у вас на портале, но не нашла такого слова. Интересно, почему не зафиксировано в словарях? Есть же “пойдемте”, например? Пожалуйста, разъясните, в каких случаях возможны формы на -те (глаг. побудит. мн. ч.)?
Ответ справочной службы русского языка
Дело в том, что словари не приводят все возможные формы слов; в словарях представлены только такие формы (да и то не все), которые представляют затруднения для говорящих и пишущих на русском языке. Воспроизвести в словаре все формы слов русского литературного языка в полном объеме пока что представляется технически нереализуемой задачей.
Форма глагола споемте (от спеть ) существует, более того, у этой формы есть свое название. Это форма повелительного наклонения совместного действия . Вот что сказано об этой форме в академической “Русской грамматике”:
Формы совместного действия – это формы мн. ч.; обозначаемое ими побуждение всегда относится к двум или более лицам: к собеседнику (либо собеседникам, группе лиц, включающих собеседника) и к самому говорящему. Значение повелит. накл. у этих форм выражается при помощи постфикса -те, присоединяемого: 1) у глаголов сов. вида и у глаголов однонаправленного движения – к форме 1 л. мн. ч. изъявит. накл.: пойдемте, поедемте, идемте, летимте, плывемте; Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой (Лерм.); А, впрочем, станемте-ка лучше чай пить (Тург.); 2) у глаголов несов. вида (кроме глаголов однонаправленного движения) – к частице давай, соединяющейся с инфинитивом этого глагола: давайте петь, давайте играть; Давайте, – говорю, – ласковые, в жмурки по полянке бегать (Леск.). Частица давай(те) употребляется и при формах совместного действия глаголов сов. вида: давай(те) напишем; давай(те) сыграем; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: Давай улетим! (Пушк.). Из возможных дублетных образований типа покормимте – давайте покормим, сыграемте – давайте сыграем более употребительны сочетания с частицей давай(те).
Как Вы, наверное, заметили, в современном русском языке формы типа “споемте” конкурируют с формой “давай споем”, причем последняя постепенно вытесняет форму “споемте” (что можно объяснить общим стремлением русского языка к аналитизму, проще говоря, к образованию составных грамматических форм). Видимо, с явлением “вытеснения” грамматической формы “споемте” и связан Ваш вопрос о правомерности этой формы.
ВысокопотерЬный – в литературных нормах не приемлимо, а в технических? слово используется в официальном письме.
Ответ справочной службы русского языка
Нужный смысл следует выразить иначе, например при помощи сочетания слов: связанный с высоким уровнем потерь.
Скажите, как правильно произносить эти глаголы: бралА или брАла; спалА или спАла (о сне); клалА или клАла?
Ответ справочной службы русского языка
Ударение легко проверить при помощи сервиса “Проверка слова” на нашем портале. Для проверки задайте формы инфинитива: брать, спать, класть и т. д.
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, в каких случаях правильно “с помощью”, а в каких — ” при помощи “?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
С точки зрения авторов толковых словарей варианты равноправны. Однако в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке») приведена такая рекомендация: с помощью – обычно при указании орудия, средства совершения действия, при помощи – при указании лица.
Здравствуйте!Скажите,пожалуйста,в каких случаях перед “если” ставится запятая?Заранее спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится между частями сложноподчиненного предложения, соединенными при помощи этого союза.
Пожалуйста, помогите разобраться. По каким признакам определить деепричастие “благодаря” и предлог “благодаря”?
Ответ справочной службы русского языка
Предлог благодаря употребляется со значением “вследствие” или ” при помощи “. Деепричастие соотносится по значению с глаголом благодарить . Кроме этого, различается грамматическая сочетаемость. Ср.: Сдал экзамен благодаря (чему) феноменальной памяти; Зрители хлопали, благодаря (кого) артиста.
Здравствуйте! Мне интересно узнатьзначения приставок по- и до-. В этой связи хотелось бы узнать смысловое различие слов позволять и дозволять. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Семантические различия между данными глаголами лучше всего выяснить при помощи толковых словарей (например, при помощи Малого академического словаря на www.feb-web.ru).
О значении приставок см. в “Русской грамматике” (М., 1980): www.rusgram.narod.ru
Ответ справочной службы русского языка
На нашем портале Вы можете проверить словесное ударение и произношение в рубрике “Проверка слова” при помощи электронной версии словаря “Русское словесное ударение”.
В проверке слов написано, что правильно пишется симпатяшка. А в ответах справки – симпатяжка. Какой же вариант верный?
Ответ справочной службы русского языка
Давайте разбираться. Если интересующее нас слово образовано от существительного симпатяга при помощи суффикса -К-, то верным будет только написание симпатяжка (ср.: подруга – подружка, работяга – работяжка, дворняга – дворняжка и т. д.).
Написание через Ш – симпатяшка – может означать лишь то, что данное слово образовано иначе, по другой словообразовательной модели. И эта модель – нерегулярная, что вообще характерно для разговорной речи. Можно условно провести аналогию со словами мультфильм – мультик – мультяшка .
Помогите разобраться: при помощи какого типа кальки были образованы старославянские слова Бог и грех?
Ответ справочной службы русского языка
Не думаем, что эти слова образованы при помощи кальки.
Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%9F%D1%80%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8&start=75
Поиск ответа
Вопрос № 310336 |
Как правильно писать слово радиоподкаст? Слитно или раздельно? Корректно ли вообще такое сочетание, если подкаст публикуется в Телеграме?
Ответ справочной службы русского языка
Написание корректно слитное. Об употреблении судить сложнее, так как само слово подкаст еще достаточно новое, лексическая норма пока формируется. На наш взгляд, для обозначения звукового подкаста больше подходит слово аудиоподкаст, так как часть аудио обозначает отнесённость к воспроизведению и записи звука вне зависимости от места и способа его записи, а часть радио связана с определенным способом передачи и приёма звуковых сигналов — с помощью электромагнитных волн, распространяемых специальными станциями.
Здравствуйте! Пожалуйста, ответьте на срочный вопрос. Писала три раза. Итак, вопрос. Почему в предложении: “Разумеется, это дядюшка-адмирал, этот старый чудак и завзятый морской волк, отчаянный деспот и крикун и в то же время безграничный добряк, живший одиноким холостяком вместе с таким же, как он, стариком Лаврентьевым, отставным матросом, в трех маленьких комнатках на Васильевском острове, сиявших тем блеском. ” перед “и в то же время” НЕ ставится запятая? Очень жду ответ. Заранее спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Однородные члены чудак и морской волк, деспот и крикун соединены союзом попарно. К этим парам присоединяется еще один однородный член добряк — уже с помощью одиночного союза. Получается иерархичная структура: (а и б), (в и г) и д.
“Паскуда” – общего рода, “сволочь” – женского. “Судья” и “коллега” – общего рода, “модель” и “звезда” – женского, и фразы вроде “Модель Сергей прошлась по подиуму” выглядят нелепо и смешно. Вопрос: кто, как и исходя из чего решает, какие слова “достойны” быть общего рода, а какие – нет? По-моему, в этом деле много недочётов, мягко говоря!
Ответ справочной службы русского языка
«Решает», какого рода то или иное слово, язык. Грамматические свойства слов формируются в языке естественным путем, лингвисты фиксируют сложившиеся нормы и могут с помощью кодификации (фиксации в нормативных источниках) немного направлять этот процесс, но только в рамках возможностей, которые дает нам язык. Мы можем сказать моя коллега, но сочетание красивый модель невозможно. Язык сделал выбор.
Добрый день! уточните, пожалуйста, написание слова «генотерапевтический». В предыдущем ответе у вас дефисное написание: генно-терапевтический и с двумя Н, но в энциклопедии зафиксировано написание ГЕНОТЕРАПИ́Я (от ген и терапия) (генная терапия), направление в медицинской генетике, разрабатывающее метод лечения заболеваний с помощью введения генетического материала (ДНК, РНК) в организм больного с целью его экспрессии (проявления контролируемых им признаков) или изменения экспрессии собственных генов больного (https://bigenc.ru/medicine/text/4420466). Далее в статье есть прилагательное, образованное от генотерапии: Вирусные векторы обладают выраженным в большей или меньшей степени тропизмом к определённой ткани, что может быть использовано для направленной доставки ГЕНОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ конструкции. Как все-таки правильно писать? Или это разные слова с разным значением? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Ответ на вопрос № 273557 мы давали, когда это слово еще не было зафиксировано в нормативных словарях русского языка. Теперь словарная фиксация появилась. В 2019 году Академический орфографический ресурс «АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН зафиксировал написание генотерапевтический.
Исправили предыдущий ответ, чтобы не было разнобоя в ответах.
Добрый день. Портал больше не отвечает на вопросы? Делаю уже четвёртую попытку спросить. Выпускаем уже вторую книгу (первая, вероятно, вышла с ошибкой) и сталкиваемся с той же самой проблемой. Заказчики утверждают, что нужно писать “Ребёнок занимается в школе искусств ПО классУ гитары”. Мы полагаем, что правильно будет “Ребёнок занимается в школе искусств, В классЕ гитары”. Кто из нас прав?
Ответ справочной службы русского языка
Оборот по классу вокала корректен. В этом можно убедиться с помощью нормативных толковых словарей. Например, в Малом академическом словаре значение слова класс «подразделение учащихся в специальной школе (обычно художественной), занимающихся у определенного преподавателя или проходящих определенный предмет. Класс рояля, Класс живописи» иллюстрируется примером: Я много работала у Добужинского по классу композиции и у Яковлева — по рисунку (Каверин, Перед зеркалом).
Вопрос о правописании названия поэмы Н. Некрасова “Мороз Красный Нос”. Вы рекомендуете именно такое написание имени сказочного персонажа. В однотомнике, вышедшем вскоре после смерти поэта, написано “Мороз Красный-нос”. В советском издании серии “Классики и современники”, как и повсюду в интернете, предлагается написание “Мороз, Красный нос”. Мой вопрос не столько о прописной или строчной, сколько о запятой. Не очень понятно, откуда взялась запятая в советских изданиях. И очень любопытно, почему в дореволюционном сборнике появляется дефис.
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание можно осмыслять по-разному, то есть по-разному определять границы имени собственного, и в зависимости от осмысления выбирать графическую форму. Запятая возможна, если считать красный нос приложением, также возможно тире. Дефис объяснить труднее. Можем осторожно предположить, что с помощью дефиса хотели показать слитность, цельность сочетания, которое присоединяется к первой части имени как единый компонент. О собственных именах с приложением можно прочитать в научной статье «Прописные и строчные буквы в собственных именах, прозвищах, псевдонимах, кличках: Проект академических правил».
Как правильно? “Будут сниться сны” или Будут снится сны.?
Ответ справочной службы русского языка
В Вашем предложении употреблена составная форма будущего времени. Она образуется с помощью глагола быть в личной форме и инфинитива. В инфинитиве пишется мягкий знак, поэтому правилен первый вариант.
Добрый день! Какой справочник является авторитетным на данный момент? 56 года или словарь Лопатина? На что опираться при подготовке к ЕГЭ по русскому? И второе: чередующийся корень зар-зор, исключение зАревать или зОревать?
Ответ справочной службы русского языка
Полный академический справочник под ред. В. В. Лопатина — преемник Правил русской орфографии и пунктуации 1956 года, это авторитетное и действительно более полное руководство по правописанию, чем Правила 1956 года. Но ни одно из названных изданий не является пособием по подготовке к ЕГЭ. Повышать уровень практической грамотности, расширять знания о системе правил, об орфографических и пунктуационных нормах, конечно, можно и нужно с помощью Справочника под ред. В. В. Лопатина. Также могут быть полезны словарно-справочные ресурсы «Академос» и «Орфографическое комментирование русского словаря». Для отработки навыков грамотного письма можно воспользоваться «Учебником Грамоты».
Установить нормативное написание слова можно по одному из словарных ресурсов.
Здравствуйте! Предположил бы, что “осточертеть” – от “сто чертей”, но ведь с этим начальным осто- есть ещё парочка аналогичных по смыслу слов (пусть и куда менее цензурных), и получается, что сотня чертей тут уже ни при чём и что осто- – это цельная приставка со значением предельности/максимальности/крайности, с помощью которой возможны (хотя бы в качестве окказионального словотворчества) и дальнейшие словообразования вроде “остонадоесть”, “остоприесться”, “остоустать”, “остовымотаться” и т. п., так ли это?
Ответ справочной службы русского языка
Нет, здесь все прозрачно: слово осточертеть возникло на базе фразеологического оборота надоесть как сто чертей. Ну а всякие непечатные слова на осто– возникли на базе осточертеть путем замены корня -черт- другими корнями.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, почему в словах дать, давать корень да-, а в слове бросать корень брос, а -а- является суффиксом? Спасибо за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
В словах, однокоренных слову бросать, общая часть (корень) – –брос-/-брош-/-бра́с- (ср.: бросить, брошенный, бросивший, выброс, бросок, отбрасывать). Гласная а является суффиксом (еще ее называют тематической гласной), который вместе с и образует видовые пары (например: бросать – бросить, скупать – скупить, выпускать – выпустить).
В словах, однокоренных слову дать, общая часть – -да- (подавший, данный, отдавать, придание (от придать), задание). Гласная а не имеет видового значения. Видовая пара образуется с помощью суффикса –ва-, который прибавляется к корню –да- (давать).
“Не ставший и вряд ли когда-либо СТАНУЩИЙ популярным. “, “Заранее для всех НАЛЕТЯЩИХ сейчас сюда с вопросами. ” – а есть ли вообще такие слова или нужно перестраивать фразы с помощью придаточных и т. п.?
Ответ справочной службы русского языка
Причастия не имеют форм будущего времени, предложения нужно перестраивать.
Ещё раз здравствуйте. Жаль, что не нахожу ответа на свой животрепещущий вопрос. Но задам в третий раз! “Твёрдость поверхности образца металла измерялась НА твердомере( речь о стационарном) или твердомером? “, как правильно указывать это в справке?
Ответ справочной службы русского языка
Измерить можно твердомером или с помощью твердомера.
Здравствуйте. Как правильно: “они перечат” или “они перечут”?
Ответ справочной службы русского языка
Правилен первый вариант. Глагол перечить относится ко II спряжению, так как имеет безударные личные окончания, в инфинитиве заканчивается на -ить, не относится к исключениям. В личных окончаниях глаголов II спряжения пишутся гласные и, а, я.
Определить окончание глагола можно с помощью орфографического словаря. Там указывается форма первого и третьего лица единственного числа. Окончание третьего лица единственного числа позволяет установить спряжение. Окончание -ет говорит о том, что глагол относится к I спряжению, -ит — ко II спряжению.
Может ли добавление суффикса изменять род слова? Недавно довелось услышать (лепили пельмени): “Ух какое пельменище у тебя получилось!” Или правильно только “какой пельменище получился”?
Ответ справочной службы русского языка
Существительные, образованные с помощью суффикса -ищ(е) с увеличительным значением от слов мужского рода, относятся к мужскому роду: гвоздь — гвоздище, дождь — дождище, завод — заводище, медведь — медведище, сугроб — сугробище, холод — холодище, пельмень — пельменище.
Вопросы про сложные составные порядковые числительные. 1) числительные на “-тысяча”, “-миллион”, “-миллиард” пишутся слитно. Верно ли, что “-квадриллион”, “-квинтиллион”, “-вигинтиллион” пишутся раздельно? например, “двух октиллионный”. 2) нигде нет примеров написания составных порядковых числительных для длинных и больших числел, например для “42_000_042_000й”. верно ли, что это число можно записать так: “сорок два миллиарда сорокадвухтысячный” – т.е. длинная часть пишется как для колличественных числительных, а часть на “-тысяча”, “-миллион”, “-миллиард” слитно.
Ответ справочной службы русского языка
Пишутся слитно порядковые числительные, образованные с помощью конечных частей:
1) -дцат(ый), -надцат(ый), -десят(ый), -сот(ый), напр.: тридцатый, двенадцатый, шестидесятый, четырехсотый;
2) -тысячн(ый), -миллионн(ый), -миллиардн(ый) и т. д., напр.: двухтысячный, пятнадцатитысячный, двадцатипятитысячный, двухсоттысячный, трехсоттидцатитрехтысячный; пятимиллиардный, шестисотмиллионный, стовосьмидесятимиллионный.
По этому правилу можно написать и числительные на -квадриллионн(ый), -квинтиллионн(ый) и т. д.
Раздельно пишутся составные порядковые числительные с последним компонентом — простым порядковым числительным от первый до девятый, напр.: пятьдесят первый, сто пятьдесят второй, тысяча девятьсот шестьдесят третий, две тысячи двадцать четвертый, три миллиона четыреста восемьдесят пятый.
Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D1%81+%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C%D1%8E
Слово «помощь» как пишется?
Слово «помощь» пишется с мягким знаком после шипящего согласного как существительное женского рода III склонения в соответствии с правилом орфографии.
В русском языке этим словом обозначают
- содействие, поддержку в чём-либо;
- материальные средства; денежное пособие;
- в медицине меры по излечению больных (первая помощь).
«Помощь» или «помощ», как правильно?
Чтобы безошибочно написать это слово с мягким знаком после шипящего согласного, предпримем следующие шаги:
- определим часть речи, к которой принадлежит это слово;
- выясним род имени существительного;
- применим правило орфографии о написании мягкого знака после шипящих.
Кажется, ему нужна медицинская помощь.
Это слово обозначает предмет и отвечает на вопрос что? По этим грамматическим признакам можно установить, что исследуемое слово принадлежит к самостоятельной части речи имени существительному. Далее важно определить категорию рода этого неодушевленного существительного. Имеем в виду, что в русском языке существительные мужского и женского рода отличаются написанием мягкого знака после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ».
Чтобы определить род этого существительного, подберем к нему местоимения и прилагательные:
Эта сочетаемость позволит узнать, что это существительное женского рода. Чтобы понять, пишется ли в этом слове мягкий знак после шипящего согласного, применим правило орфографии русского языка.
Посмотрим, как используется это правило в написании слов:
Отличаем написание существительных женского рода III склонения от слов мужского рода II склонения, у которых мягкий знак не ставится после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ».
Понаблюдаем, как правильно пишутся такие слова:
Чтобы усвоить правильное написание анализируемого слова с мягким знаком, прочтём примеры предложений.
Примеры
Окажите детскому дому посильную помощь в приобретении компьютеров.
Бескорыстная помощь — это настоящее проявление милосердия.
Бабушке Галине Ивановне нужна помощь внука Артёма.
Слышите, кто-то на реке громко зовёт на помощь.
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/slovo-pomosch-kak-pishetsya.html
Правописание слова “помощь”: почему с “ь”,грамматика, примеры употребления
Слово «помощь» правильно пишется с мягким знаком, поскольку это имя существительное женского рода, оканчивающееся на шипящую согласную: «оказать первую помощь», «прийти на помощь», «получить материальную помощь». Писать его без «ь» («помощ») совершенно неправильно , оно тем самым якобы переводится в мужской род, но никакого «помоща» в русском языке нет и не бывало. Если же имелась в виду одна помоча (подтяжка для штанов или бретелька), так они тоже женского рода.
Правописание
Правила орфографии касательно слов с корнем на шипящие «ч», «ш», «щ» в нашем случае таковы:
- Имена существительные женского рода с корнем, оканчивающимся на шипящую согласную, в единственном числе именительного падежа пишутся с мягким знаком «ь»: «вещь», «мощь», «вошь», «мышь», «сушь», «тишь», «ночь», «печь», «помощь», «речь», «сволочь», «течь», и т.д.
- «ь» после корня сохраняется в таких словах и в падежных формах единственного числа, помимо оканчивающихся на «и» (см. в конце).
- Без мягкого знака после тех же шипящих в конце корня пишутся существительные мужского рода: «клещ», «овощ», «плащ», «прыщ», «свищ», «гладыш» (водяной клоп, очень кусачий), «кукиш», «кыш» (в значении существительного), «малыш», «мякиш», «окатыш», «бич» (сакраментальное), «врач», «калач», «меч», «палач», «плач», и др.
Хорошим примером для запоминания, где после «щ» нужен «ь», а где нет, является высказывание «Он хороший товарищ, всегда придет на помощь» («товарищ» мужского рода; «помощь» женского).
Значение
Существительное «помощь» в русском языке употребляется в следующих значениях:
- Действия, меры, мероприятия или средства для облегчения, упрощения чего-либо: «дружеская помощь», «моральная (духовная) помощь», «медицинская помощь», «хозяйственная помощь», «финансовая помощь», «техническая помощь», «консультативная помощь», «материальная помощь», «экстренная помощь», «военная помощь», и т.п. Синонимы «подмога», «содействие», «способствование», «споспешествование»; частичный «поддержка».
- То же самое ради избавления от опасности, её устранения, спасения жизни, здоровья, имущества: «скорая медицинская помощь», «помощь при пожаре», «помощь утопающим в воде», «экологическая помощь природным биоценозам». Синонимы те же, но все частичные; частично синонимическое выражение «служба спасения» (к винительному падежу, может подразумеваться: «служба спасенияна водах»; «служба спасения»).
- Материальное пособие, вспомоществование (синонимы): «А где тут записывают на помощь многодетным?» Ещё синоним «субсидия»; грубо просторечный, с уничижительным смысловым нюансом «подачка».
- На компьютерном жаргоне (сленге) – раздел пользовательской программы (приложения), в котором описан порядок пользования ею, или клавиша (либо экранный сенсор), по нажатию на которую данный раздел открывается (почти всегда F1): «Чего паришься? Дави на“помощь” и читай». Синонимы «хелп», «эф-один» (оба транслитерированы с английских help и F1).
Грамматика
Слово «помощь» – неодушевлённое имя существительное женского рода 3-го склонения в школьной традиции (III академического). Состоит из приставки «по-» и корня «-мощь». Постановка ударения и разделение переносами по́-мощь; неправильный перенос по́м-ощь считается грубой пунктуационной ошибкой и в текстах от руки на случайных клочках бумаги. Падежные формы (во множественном числе малоупотребительно):
- Именительный: по́мощь (ед. ч.); по́мощи (мн. ч.).
- Родительный: по́мощи (ед. ч.); по́мощей (мн. ч.).
- Дательный: по́мощи (ед. ч.); по́мощам (мн. ч.).
- Винительный: по́мощь (ед. ч.); по́мощи (мн. ч.).
- Творительный: по́мощью (ед. ч.); по́мощами (мн. ч.).
- Предложный: по́мощи (ед. ч.); по́мощах (мн. ч.).
Примечание: в диалектном просторечии российской глубинки «щ», особенно в формах множественного числа, нередко заменяется на «ч» («А ну тебя с твоими по́мочами»). Хотите выразиться «по-народному», не путайте с помо́чами, которые подтяжки.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Источник статьи: http://pishempravilno.ru/pomoshh/
“С помощью” или “При помощи”?
About | |||
---|---|---|---|
|