Как правильно пишется слово сможешь?
Правильный вариант написания слова: сможешь
Правило
Мягкий знак в конце
- в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова сможешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: смочь (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Сладко будет ей к тебе приникнуть, Целовать со злобой бесконечной. Ты не сможешь двинуться и крикнуть…
За гробом. Гумилев. Читать стихотворение онлайн.
Много тут есть для тебя и ахейцев, – рази, кого сможешь. И обменяемся нашим оружьем. Пускай и все эти Знают, что оба с тобою мы дедовской дружбой гордимся». Так говорили они. Со своих колесниц соскочили, За руки крепко…
Этим, однако, достичь ничего ты не сможешь, а только Больше меня оттолкнешь. И хуже придется тебе же. Если я так поступаю, то, значит, мне это угодно!
Источник статьи: http://pravica.ru/smozhesh
Правописание глагола “сможете”: грамматика, спряжение, примеры
Писать правильно слова «сможете», «сможет» нужно так, как тут – с суффиксом «е».
Поэтому написания «сможите», «сможит», «сможат», «сможут», «сможили» – глубоко, непростительно ошибочны . Однако объяснимы, поскольку классическая «школьная» орфография неправильно относила исходную форму (инфинитив) «смочь» к 1-му спряжению, а «лихие» языковеды «лохматых» годов вкупе с их современными последователями окончательно запутали проблему, о чём подробнее можно прочитать в статье о слове «приедешь».
Правила
Глаголы несовершенного вида «мочь» и соответствующий ему совершенного вида «смочь» очень древние, оставшиеся в русском языке от древнеславянского, в котором времён и спряжений было больше. Удобные для произношения и написания архаичные формы выжили; неудобные отмерли, заменившись подходящими из актуальных спряжений. Спряжения таких глаголов называются изолированными, так как они (соответствующие глаголы) спрягаются каждый по-своему, особенно. То есть, некоего общего «изолированного типа» спряжений нет. Если в грамматическом описании глагола значится «изолированное спряжение», то это не значит, что другой глагол с такой же пометкой спрягается аналогично. Правописание глаголов изолированного спряжения нужно просто запоминать; к счастью, в русском языке таких немного: бежать, болеть, брать, быть, дать, есть, мочь/смочь (см. ниже), трепать, хотеть – вот, пожалуй, и все из часто употребляемых.
Примечание: дополнительно о причинах и ходе «редукции форм» в русском языке см. в конце.
Для ряда глаголов изолированного спряжения характерна смена согласных в корне. В нашем случае «ч » – «г» – «ж»: «смочь» – «смог» – «сможешь». Наткнувшись на слова, в которых наблюдается подобное явление, справляйтесь об их правописании обстоятельнее. К сожалению, пресловутый Викисловарь, следуя, видимо, своей идеологической «сверхзадаче», напускает в данном вопросе изрядно туману. Так, в нём типичнейшим, так сказать, образцовым глаголам 1-го спряжения «приехать» и «прийти» назначено изолированное (!) спряжение, а для нашего «мочь» указано некое спряжение 8c/b. Поднять источник – его автор, похоже, пытается вернуться к древнеславянским спряжениям, сдабривая их собственными, мягко говоря, недостаточно обоснованными домыслами.
Грамматика
Итак, слова «сможете» и «сможешь» суть личные формы древнего глагола совершенного вида изолированного спряжения смочь, состоящего из приставки «с-» и корня «-мочь». Соответствующий глагол несовершенного вида «мочь». Напомним, глаголы совершенного вида обозначают действие уже совершённое или совершающееся, результат которого очевиден. И обратно – глаголы несовершенного вида значат, что действие или предстоит совершить, или же его результат неоднозначен. Оба глагола «мочь» и «смочь» непереходные, т.е. действие происходит с субъектом высказывания, с тем, кто действует, а не производится тем же субъектом над чем-то или кем-то.
Личные формы глагола «смочь» таковы:
- (Я) смогу́ (будущ.)/ смо́г (прошедш. муж.)/ смогла́ (прош. жен.)/ смо́г (смогла́) илисмо́г (смогла́) (сослагательн.)/ (Я/мы) смо́чьили (Мне/вам) смо́чь (повелительн.).
- (Мы) смо́жем (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́ или смогли́ (сослагательн.)/ смо́чьили (Мне/нам) смо́чь /смо́жем / смо́жем; смо́жемте (повелительн.).
- (Ты) смо́жешь (будущ.)/ смо́г (смогла́) (прошедш.)/ смо́г (смогла́) илисмо́г (смогла́) (сослагательн.)/ смо́чь; смоги́ (повелительн., устаревшая форма).
- (Вы) смо́жете (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́илисмогли́ (сослагательн.)/ смо́чь (повелительн.); смоги́те (повелительн., устаревшая форма).
- (Он) смо́жет (будущ.)/ смо́г (прошедш.)/ смо́гилисмо́г (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
- (Она) смо́жет (будущ.)/ смогла́ (прошедш.)/ смогла́илисмогла́ (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
- (Оно) смо́жет (будущ.)/ смогло́ (прошедш.)/ смогло́илисмогло́ (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
- (Они) смо́гут (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́илисмогли́ (сослагательн.)/ смо́гут (повелительн.).
Действительное причастие прошедшего времени смо́гший. Деепричастие прошедшего времени смо́гши.
Разделение переносами: смо-гу́; смо-гла́; смог-ла́; смо́-жем; смо́ж-ем; смо-гли́; смог-ли́; смо-ги́; смо́-жете; смо́ж-ете; смо́же-те; смо-ги́те; смоги́-те; смо́-жемте; смо́ж-емте; смо́же-мте; смо́жем-те; смо́-жешь; смо́ж-ешь; смо-ги́те; смог-и́те; смоги́-те; смо́-жет; смо́ж-ет; смо-гло́; смог-ло́; смо́-гут; смо́г-ут.
Значение
Глагол «смочь» и его словоформы в русском языке имеют всего три значения:
- Быть или прийти в состояние для свершения чего-либо; оказаться в соответствующих условиях: «Вы сможете приехать ко мне после работы?»; «Давай-ка застеклим балкон металлопластиком. Тогда я смогу мастерить что-нибудь полезное и зимой». Частичные синонимы «суметь», «наладиться».
- Решиться на некое дело или предприятие (как правило, взвесив все обстоятельства): «Да, пожалуй, мы смогли бы раскошелиться на капитальное остекление балкона». Синоним «осилить».
- Довести до успешного конца начатое (как правило, невзирая на препоны): «Мама, смотри, я сегодня смог сам поделать все уроки!»; «Смоги подтягиваться пять раз на турнике – сможешь делать и подъём переворотом». Синоним «суметь»; частичные «довершить», «осилить».
О временах и спряжениях
Кирилл и Мефодий, как известно, разработали первославянскую грамматику на основе латинской. Латиняне же свою основали на древнегреческой. В те времена то и другое было более чем оправдано: славянский язык тогда был малоразвит, а греки первыми создали общедоступный литературный язык – койнэ – на котором можно было выражать тончайшие оттенки человеческой мысли; свидетельства тому достижения греческой науки и литературы. Шумерскому опыту («Сказание о Гильгамеше») не повезло – он по ряду объективных причин канул в лету, а колоссальные творения индийцев и китайцев долгое время оставались фактически в культурной изоляции, т.к. их создатели не рассчитывали на аудиторию с совершенно иным образом мыслей. Греки же придумали грамматику, изначально приспособленную к внятному общению представителей различных социокультурных групп – к тому времени единая ойкумена уже сложилась.
Однако разработка оптимальной флексии – очень трудная штука. Если её мало, мысли плохо выражаются. Если слишком много – язык становится сложным, тяжёлым, учить его трудно. Поэтому койнэ, латынь и непосредственно происходящие от них современные европейские языки ещё не вполне флективны: в них были и есть вспомогательные слова для указания, к примеру, родов, обобщённых количеств (одно, несколько, много), категорий времени (давнопрошедшее, прошедшее, завершающееся, только что завершившееся, совершающееся, вот-вот совершащееся, которое совершится), и отношений модальности (возможности, обязанности, долженствования: «можешь, если хочешь», «давай, разрешаю», «должен, делай, и нечего тут»). Подобный способ изъяснения достаточно удобен и потому дожил до наших дней.
Судьба древнерусского языка оказалась особенной: он и задолго до монгольского нашествия сильнейшим образом взаимодействовал с тюркскими языками. А в них словообразование происходит принципиально иным способом – агглютинативным, «склеиванием» корней и частиц, имеющих каждая своё собственное значение, причём значение «склеенного» слова получается другое. К примеру, «кара» это чёрный, «ак» белый, а «су» – текущая вода, струя. Но «карасу» означает мутную речку или ручей; «аксу» – чистую, прозрачную.
Агглютинация как способ выражения мыслей в целом гораздо менее удобна, чем флексия, но общение с тюркоязычными народами дало русичам опыт работы с частицами и окончаниями, который Западу, как говорится, и не снился, расширило «ассортимент предлогов» и позволило кардинально усовершенствовать, так сказать, технологию словосборки. Артикли, модальные глаголы и пр. «лишние слова» (по выражению Бернарда Шоу) стали не нужны – великорусский язык стал чисто флективным, по гибкости (в т.ч. и по восприимчивости иностранных слов) не имеющим себе равных.
Однако на этом русский язык надолго впал в летаргию: давление на Русь и с Востока, и с Запада было отнюдь не только и не столько культурным. «Заснули» вместе со строем языка и устаревшие словоформы, оставшиеся от «латиноподобной» грамматики. Немало поспособствовали этому и церковники – статус грамотного священнослужителя в те очень «нескучные» времена обеспечивал личную безопасность и благосостояние, которых подчас не имели и владетельные особы, так что клир, храня монополию на грамотность, всячески препятствовал упрощению письменной речи.
Первым, кто, образно говоря, растолкал русский язык под микитки, был Пётр Великий. А внезадолге М. В. Ломоносов уже вполне по-научному оптимизировал его грамматику, повыкидывав лишнее, ничего не говорящее, или дублирующее более понятное. После того было ещё несколько реформ языка, но и современная русская грамматика в основе своей ломоносовская. Глаголы изолирующего спряжения в ней остались неспроста: они доказали свою жизнеспособность, т.е. сказать/написать то же самое, насильно вгоняясь в некие формальные рамки, будет сложнее и смутнее.
Что же касается выразительности, то в ней «греко-латинические» языки и русский фактически равны. Там – Гомер с Еврипидом, Шекспир и Байрон; здесь – Пушкин и Лев Толстой. Но способы выражения там и там всё-таки различны. Попытки «переломать» строй языка под иной умаляют его выразительность, и обращение к изжившим себя способам словообразования, равно как отказ от действительных в живом языке это, самое меньшее, весьма и весьма неумный подход к решению лингвистических вопросов.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Источник статьи: http://pishempravilno.ru/smozhete/
«Сможете» или «сможите»: как пишется слово?
Выбор гласной в окончании глагола может оказаться проблематичным. Чтобы не допустить ошибку на письме, необходимо выяснить, к какому спряжению относится глагол, и применить соответствующее правило. Таким образом, следует поступить и при выборе правильного варианта между «сможете» или «сможите».
Как правильно пишется?
Несмотря на то, что рассматриваемое слово часто встречается в письменной речи, его часто пишут с ошибкой.
Согласно русской орфографии, оно имеет единственный верный вариант написания: «сможете».
В этом случае интересующая орфограмма стоит в окончании глагола и проверяется соответствующим правилом: «В глаголах, относящихся к первому спряжению, могут употребляться окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)».
Чтобы разобраться с написанием глагола «сможете», для начала необходимо выяснить его спряжение. Делают это, как правило, по окончанию инфинитива. Но поскольку инфинитив «смочь» имеет нулевое окончание, обращаем внимание на окончание этого глагола в третьем лице: «смогут» − окончание «ут» соответствует первому спряжению.
Так как слово «сможете» является глаголом первого спряжения, окончание в нем будет -ете.
Морфемный разбор слова «сможете»
«Сможете» состоит из следующих морфем:
с мож ете
- «с» − приставка;
- «мож» − корень;
- «ете» − окончание;
- «смож» − основа слова.
Слово «сможете» − это глагол, который выполняет функцию сказуемого в предложении.
Примеры предложений
- Вы сможете мне помочь выбрать нужный костюм?
- Думаю, вы сможете справиться с этим отчетом самостоятельно.
- Сможете выйти вместо меня завтра на работу?
- Вы обязательно сможете преодолеть эти временные трудности.
- Сделайте, пожалуйста, это задание настолько быстро, насколько сможете.
Синонимы слова «сможете»
Слово «сможете» имеет следующие синонимы: сумеете, сдюжите, будете в состоянии, найдете в себе силы, будете в силах, преодолеете, найдете способ, добьетесь успеха, решите проблему, сдержите слово.
Ошибочное написание слова «сможете»
Рассматриваемый глагол неправильно писать с гласной «и» в окончании: вариант «сможите» будет являться нарушением орфографии русского языка.
Заключение
Написание рассматриваемого слова регулируется правилом употребления окончаний в глаголах первого спряжения. Это правило необходимо запомнить, чтобы избегать ошибок на письме.
Источник статьи: http://znanieinfo.ru/orfografiya/smozhete-ili-smozhite.html
Как правильно писать – “сможете” или “сможите”?
В словах, часто употребляемых в устной речи, можно допускать большее количество ошибок, чем в лексемах, используемых редко. Связано это с уверенностью, что они пишутся, так как слышатся. Убеждение неверное. Например, как правильно писать слово сможете или сможите? С буквой е или и? И как доказать, что вариант с одной из букв является безошибочным?
Определение и разбор слова
Лексема – глагол второго лица, множественного числа, будущего времени. Лексическое значение:
- суметь чего-нибудь достигнуть, выполнить;
- оказаться в состоянии что-либо сделать, преодолеть;
- получить возможность проявить себя в деятельности.
Слово произошло от старославянского глагола мошти, древнеславянского могу. Структура слова:
- корень –мож-, его определяют по выделению общей части в однокоренных словах: могут, смогли, может;
- приставка с-;
- окончание –ете.
Спряжение глагола
Безударная гласная, приводящая к сомнениям в написании, располагается в окончании лексемы. Её нельзя проверить, поставив звук в ударную позицию. Для проверки буквы нужно воспользоваться грамматической категорией: спряжением.
По грамматическому правилу, чтобы определить спряжение глагола, необходимо найти его начальную форму. Так как лексема совершенного вида, для поиска инфинитива задают вопрос «Что сделать?» Ответ смочь и будет найденной неопределённой формой.
“Не поздно” или “непоздно” – пишется слитно или раздельно? Читайте ответ в этой статье.
Но в условиях, по которым делятся глаголы на два типа спряжения, ничего не говорится о нулевом окончании. Значит, это правило в данном случае не работает. Определяют окончание по форме лексемы в третьем лице множественного числа. Используя местоимение они, к слову задают вопрос «Что сделают?» и получают ответ: смогут.
Окончания –ут, -ют, -ете, -ешь, -ем характерны для глаголов первого спряжения. Для удобства рядом ставим местоимение вы, делаем вывод: вы сможете – первый тип спряжения.
Проверочный вопрос
Для правильного написания окончания необходимо учесть, что для данной лексемы проверочным вопросом будет «Что сделаете?». Написание гласных на конце вопроса и слова полностью совпадают. Если запомнить, как пишется вопрос, по аналогии можно вписать то же самое окончание в слове.
Как запомнить правильность написания слова “сможете”
Глагола сможите в русском языке не существует. Подсказкой, как верно пишется слово сможете, является вспомогательное местоимение вы. Если в предложение можно подставить местоимение, то у лексемы на конце обязательно будет сочетание –ете.
Предложения со словом
- Сможете сделать отчёт за второй квартал к концу недели?
- Не переживайте, вы сможете ходить на работу и одновременно учиться на курсах повышения квалификации.
- Мы верим, вы сможете одержать победу в международном конкурсе.
Рассматриваемый глагол утверждает какое-либо действие. Антонимом станет слово с частицей: не сможете. Отрицательная частица всегда пишется отдельно, за исключением глагольных форм, которые теряют значение без не: ненавидеть, невзлюбить и приставкой недо-: недоделать, недоедать.
А знаете ли вы, как пишется “неверно” – слитно или раздельно? Мы подготовили материал, который расставит все точки над “и” в этом вопросе!
Не у всех глаголов проверяют написание окончания через поиск инфинитива с последующим выяснением спряжения. В исключительных случаях правописание гласных на конце определяют по форме исходного слова в множественном числе, третьем лице.
Источник статьи: http://kakpravilno.ru/pravopisanie/smozhete-ili-smozhite
Правописание глагола “можете”: грамматика, спряжение, употребление
Слово «можете» правильно пишется, оканчиваясь на «-ете»: «Можете подвинуться?»; «Можете войти»; «Можете продолжать»; «Можете помочь?»; «Что можете предложить?». Писать то же слово на «-ите» ( «можите» ) ошибка грубая, но объяснимая. «Можете» это форма множественного числа настоящего времени 2-го лица инфинитивной (исходной, безличной, неопределённой) формы глагола «мочь» (в смысле быть способным, иметь возможность сделать что-то). Но «мочь» – глагол «неправильный», изолированного спряжения (спрягается особенным, не укладывающимся в нормативные схемы образом). Причин такой «неправильности» коснёмся в конце, а разбор слова начнём с его грамматики, так как правописание словоформ «мочь» нужно просто запоминать; к счастью, их немного, и они несложны.
Грамматика
Слово «мочь» – непереходный невозвратный глагол несовершенного вида изолированного спряжения (спрягается особым образом). Состоит из одного лишь корня. Соответствующий глагол совершенного вида «смочь». Пояснения к грамматической характеристике:
- «Непереходный» – действие совершается самим действующим субъектом. Если я не могу что-то сделать, то и не сделаю, действия не будет.
- «Несовершенный вид» говорит о том, что действие ещё не совершено или совершается, но не закончено. Может быть, думал, что могу, и взялся за дело, но не осилил. А вот если смог, закончил начатое, то уж точно сделал.
- «Невозвратный» – действие не обращено на себя. Чтобы я что-то смог, нужно, чтобы было за что и чем взяться. Возможно, какой-то частью себя, но обязательно на что-то вне себя. Чтобы я мог видеть, нужны глаза и нечто, на что смотреть. Чтобы я мог, например, лечь, нужно какое-то ложе или хотя бы пригодная для этого поверхность. Но, к примеру, «почесаться» возвратный глагол (о чём говорит суффикс «-ся»): чтобы почесаться, скажем, за ухом, достаточно самого себя или только частей себя – руки с пальцами, уха.
Личные формы глагола «мочь» таковы:
- (Я) могу́ (наст.)/ мог (прошедш. муж.)/ дала́ (прош. жен.)/ мог (могла́́) илимог (могла́́) (сослагательн.).
- (Мы) мо́жем (наст.)/ могли́ (прошедш.)/ могли́ или могли́ (сослагательн.).
- (Ты) мо́жешь (наст.)/ мог (могла́́) (прошедш.)/ мог (могла́́) илимог (могла́́) (сослагательн.)/ моги́ (повелительн.)*.
- (Вы) мо́жете (наст.)/ могли́ (прошедш.)/ могли́илимогли́ (сослагательн.)/ моги́те (повелительн.)*.
- (Он) мо́жет (наст.)/ мог (прошедш.)/ могилимог (сослагательн.).
- (Она) мо́жет (наст.)/ могла́ (прошедш.)/ могла́илимогла́ (сослагательн.).
- (Оно) мо́жет (наст.)/ могло́ (прошедш.)/ могло́илимогло́ (сослагательн.).
- (Они) мо́гут (наст.)/ могли́ (прошедш.)/ могли́илимогли́ (сослагательн.).
Действительное причастие настоящего времени могу́щий; прошедшего мо́гший; страдательное да́нный. Деепричастие прошедшего времени мо́гши.
Будущее время образуется сочетаниями инфинитива со вспомогательным глаголом «быть» (который и спрягается): «буду/будем/будете/будет/будут мочь».
Повелительного наклонения 1-го и 3-го лиц не существует. Повелительные наклонения 2-го лица (отмечены *) употребляются в грубом просторечии. Помните песенку беспризорников из старого фильма «Республика Шкид»? «У кошки четыре ноги, / А сзади у ей длинный хвост. / Но трогать её не моги / За её малый рост, малый рост». Если не необходимо употребить «мочь» в повелительном наклонении, то используется совершенный глагол «смочь»: «смогу», «сможем», «смоги», и т.д.
Значение
Глагол «мочь» употребляется в русском языке в трёх прямых значениях:
- Быть в силах (способным, в состоянии) сделать что-то: «Я могу пять раз сделать подъём переворотом на турнике»; «Он может класть из кирпича стены, но не печи»; «Она могла бы выгодно выйти замуж, но пока не хочет».
- Быть пригодным на что-то: «Сегодня вы можете получить у нас скидку»; «Вы не можете служить в армии – у вас плоскостопие».
- Иметь возможность что-то сделать: «Вы не могли бы дать мне взаймы до конца месяца? – К сожалению, не могу, сам на мели».
О причинах «неправильности»
Слово «мочь» с его словоформами – древнейшее, выжившее со времён Древней Руси. Тогда этот глагол был правильным: древнерусский язык по строю был близок к современным романо-германским; в нём, в частности насчитывалось 4 прошедших времени, 2 будущих и 7 (или 8?) спряжений. Монгольское нашествие фактически полностью уничтожило Древнюю Русь как государственное и этнокультурное явление: пережившим иго русичам пришлось начинать свою историю практически с нуля.
Но – худа без добра не бывает. В результате взаимодействия с монгольским языком – тюркской языковой семьи и совершенно иного, агглютинативного, типа – русский язык стал чисто флективным и приобрёл необычайную выразительность. Помните старый непристойный анекдот о том, что на русском одним словом можно всё сказать? Придумали его, между прочим, филологи, а использованы в нём далеко не все формы того самого нехорошего слова из трёх букв.
Однако не бывает и добра без худа: ничто даром не даётся, и русский язык, наряду с китайским классическим, делит первое место в мире по сложности и трудности изучения. Но, к слову, неправильных глаголов в русском мало сравнительно с теми же романо-германскими языками.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Источник статьи: http://pishempravilno.ru/mozhete/
«СможЕте» или «сможИте» – как правильно пишется?
Как правильно писать окончания глаголов? Выбор нужной буквы зависит от спряжения. В зависимости от данного признака можно поставить е или и. Например, окончание слова сможете как пишется, можно определить после выяснения, к какому спряжению оно относится.
Грамматическое описание слова
Исследуемая лексема состоит из 3-х слогов по числу гласных звуков. Ударным является первый. При изменении в корне происходит чередование согласных ж//г//ч (смогу, смочь). Гласные в окончании занимают слабую позицию, поэтому вызывают трудности в написании.
Слово составлено из нескольких частей. В неё входят приставка (с), корень (мож), окончание (ете). Образовано оно приставочным способом от глагола в инфинитиве мочь.
С точки зрения грамматики данная языковая единица относится к глаголам совершенного вида I спряжения. Окончание -ете указывает на форму будущего времени множественного числа 2-го лица. На уровне предложения она играет роль сказуемого.
Правописание глагола
Чтобы определить, как пишется – сможите или сможете, следует обратить внимание на спряжение глагола, которым является рассматриваемое слово.
Существует 2 способа прояснить этот момент:
по инфинитиву. Если неопределённая форма оканчивается на –ить, глагол II спряжения. Сюда добавляются 11 слов-исключений (7 на -еть и 4 на -ать). Если же начальная форма оканчивается на другое сочетание, это I спряжение. К нему также относятся брить, стелить;
по форме 3-го лица множественного числа. Глаголы I спряжения в данной форме имеют окончания –ут (-ют), а II-го – -ат (-ят).
Знание обозначенного признака позволяет определить, какую букву писать в окончании. Е фигурирует в глаголах I спряжения, а И – II-го.
Рассматриваемое нами слово относится к I спряжению. Значит, личные окончания у него пишутся с буквой Е, включая морфему – ете.
Сочетание букв –ите возможно у глаголов повелительного наклонения. Тогда и является суффиксом, а –те окончанием. Этот факт не относится к исследуемой лексеме, так как она в изъявительном наклонении.
Примеры предложений
Это общеупотребительное слово, которое широко используется в разговорной и книжной речи. Оно активно проявляет себя в контексте.
Если сможете, придите пораньше.
«Я уверен: вы сможете выиграть соревнования», – обратился тренер к спортсменам.
Вы не сможете решить задачу, если не знаете её условия.
Читайте также, как пишутся другие проблемные слова:
Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/smozhete-ili-smozhite-kak-pravilno-pishetsya.html
Как пишется “не сможет” – слитно или раздельно?
В речи слово не сможет употребляется довольно часто. Когда требуется написать выражение, возникает вопрос: слово пишется полностью слитно или делится на две части? На этот случай в русском языке есть правило.
Правильно пишется
Сочетание состоит из двух частей. Не – это отрицательная частица. Основное её назначение: обозначать в тексте отрицание какого-либо действия или признака.
Сможет – глагол в форме 3-го лица, единственного числа. Лексическое значение: утверждение, что человек, о котором говорят собеседники, в состоянии выполнить какое-то действие, совершить конкретный поступок.
Как остаточное напоминание об этом, в однокоренных лексемах наблюдается чередование согласных звуков и букв: ч/г/ж. Примеры:
- корень неопределённой формы глагола оканчивается на ч – мочь;
- корень глагола 1-го лица, единственного числа на конце имеет согласную г: могу;
- значимая часть слова в 1-м лице, множественного числа оканчивается на ж: сможем.
Между вариантами: слитное написание фразы несмогу или раздельное не смогу, следует выбирать второй способ. Форма лица и числа не влияют то, как пишется выражение: не смогут во множественном, не может в единственном числе подчиняются общему правилу.
Лексемы с отрицательной частицей нужно отличать от глаголов с приставкой недо-:
- в значении неполного действия: недолюбливают, недовесить;
- недостатка времени действия: недодержать, недокиснуть;
- недостаточной интенсивностью действия: недослышать, недодумать.
Для них характерно слитное написание. Среди слов с приставкой недо- выделяется группа глаголов, не употребляющихся без не: недомогаю, недоумевать, недооценил. Таких лексем, как домогаю, доумевать, дооценивал не бывает.
Правописание “как никак” – раздельно или через дефис? Ответ читайте в этой статье.
Примеры предложений
- Павел не сможет оказать помощь Петру, он уехал в командировку.
- Мальчишки не смогут доказать, что они не курили возле школы.
- Бабушка одна не может перейти дорогу.
Неправильно пишется
Ошибочно писать выражение полностью слитно, не выделяя главное и служебное слово, с буквой и в окончании: несможит. Это противоречит и правилу, и грамматике русского языка.
Под ударение попадает гласная о в корне. Буква е в окончании –ет находится в слабой позиции и произносится нечётко. Проверяют букву, опираясь на спряжение глаголов.
Принято определять тип спряжения по инфинитиву слова. Но у рассматриваемой лексемы неопределённая форма имеет нулевое окончание: мочь. Поэтому за основу берут глагол 3-го лица множественного числа. Получившееся окончание –ут соответствует I типу спряжения. Для слов I спряжения – ет характерное окончание в форме 3-го лица единственного числа.
А вы знаете, как правильно пишется название города Москва с предлогами и родовыми существительными? Если данный вопрос заставил вас задуматься, то переходите в следующую статью и читайте наш познавательный материал на эту тему.
Правописание тесно связано с правилами русского языка, имеющими доказательную логику утверждений. Полагаться на интуицию не рекомендуется, она способна подвести. Служебные части речи (частицы и предлоги) пишутся отдельно от самостоятельных лексем. Слитное употребление допускается в исключительных случаях, если слова без не теряют смысл.
Если в окончании имеется безударная гласная, это приводит к увеличению количества ошибок. Безударные глагольные окончания нельзя проверить ударением. Гласную проверяют через спряжение.
Источник статьи: http://kakpravilno.ru/pravopisanie/ne-smozhet
Можешь – как правильно пишется слово, с «е» или «и», с мягким знаком или без него – разбираемся во всех тонкостях
Пишем только так: «можешь». С «е» и с мягким знаком на конце.
Глагол «можешь» мы всегда пишем с «ь» и с буквой «е» после «ж». Мягкий знак необходим, потому что глагол употреблен в форме второго лица единственного числа, а «е» пишется, потому что глагол первого спряжения.
Давайте разбираться в правописании этого слова более детально. И учиться объяснять его написание в школе.
Почему «можешь» пишется с «ь»
Итак, причина в том, что глагол во втором лице единственном числе.
Как понять, что лицо второе? Вот смотрите, первое лицо – это Я. Второе – тот, с кем я говорю, то есть Ты. Третье – постороннее лицо, которое в нашем разговоре вообще не участвует – Он.
К слову «можешь» легко подставляется местоимение «ты». «Ты можешь». Вывод – глагол во втором лице.
Ну а то, что число единственное, и так понятно. Во множественном была бы форма «могут».
Как объяснять мягкий знак на уроке
Когда вы делаете домашнее задание или работаете у доски, надо сделать со словом «можешь» следующие махинации.
Во-первых, надо подчеркнуть мягкий знак одной чертой. Одна черта показывает, что написание этой буквы вызывает у вас сомнения, вы колеблетесь.
Во-вторых, надо выделить ту морфему, то есть часть слова, где находится сомнительная буква. В нашем случае это окончание «-ешь». Если учитель спросит, почему окончание именно такое, просто измените слово: можешь – могут. Буквы «г» и «ж» чередуются, на них внимание не обращаем. А все, что после «г» и «ж», меняется. Следовательно, это окончание.
В-третьих, надо дать объяснение. Напишите рядом со словом в скобках следующее: «(2 л. е. ч.)» – второе лицо, единственное число. Этого достаточно.
Почему в слове «можешь» пишется «е»
Разбираемся теперь со второй орфограммой. Мы пишем «е», потому что глагол «можешь» относится ко второму спряжению. Учительница может вас попросить доказать, что спряжение второе, и вот тут надо не спасовать.
- Личные окончания у глагола «мочь» безударные: ты мОжешь, вы мОжете, он мОжет и пр.
- Смотрим на инфинитив. Что делает? Может. Что делать? Мочь. Оканчивается не на -ить, к исключениям не относится. Вывод: спряжение первое.
- У глаголов первого спряжения в окончаниях никогда не пишется «и». У них могут быть только окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
- Вывод: глагол «мож…шь» пишется с «е».
Как объяснять букву «е» на уроке
Вслух на уроке вы должны проговорить то, что я написал выше. А в тетради и у доски оформить объяснение следующим образом:
- Подчеркнуть «е».
- Выделить окончание «-ешь».
- Надписать над глаголом «I» (то есть спряжение первое).
Что еще почитать и посмотреть
В каждой своей статье по орфографии я рекомендую к просмотру свой ролик про орфограмму. В нем я объясняю и показываю, как правильно работать с орфограммами на уроке. Посмотрите, ролик небольшой.
Еще рекомендую вам к прочтению несколько моих статей по русскому:
- Курсы русского языка. Подборка начинается с хороших бесплатных тренажеров по русскому языку. В статье вы также найдете ссылку для скачивания нескольких бесплатных электронных пособий. Они незаменимы при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому.
- Что такое орфография. Я объясняю в этой статье, как правильно учить орфографические правила, чтобы они быстро запоминались и не вылетали потом из памяти.
- Как научиться писать грамотно. Материал будет полезен школьникам, а также всем тем, кто работает с текстом. Например, копирайтерам, редакторам.
Заключение
Мы разобрали правописание слова «можешь». Все ли вам понятно? Сможете ли вы теперь грамотно объяснить на уроке обе орфограммы, которые в нем встречаются?
Если остались какие-то вопросы – пишите их в комментариях. Я стараюсь отвечать в течение суток.
Источник статьи: http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/mozhesh-kak-pravilno-pishetsya-slovo
Получится или получиться – как правильно пишется слово, как легко запомнить правило и больше никогда не путаться
У меня всё (что сделает?) получится. У меня должно (что сделать?) получиться. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе «получиться» он тоже есть.
Давайте разбираться, в каких случаях надо писать «получится», а в каких – «получиться». Чтобы не путаться, надо просто задать вопрос к этому слову. Смотрите: «Картина у меня (что сделает?) получится». В вопросе нет «ь», в глаголе тоже нет. «Картина должна (что сделать?) получиться». В вопросе мягкий знак есть, в слове «получиться» тоже есть.
Это правило применимо вообще ко всем глаголам с тся/ться. Просто приучите себя сразу задавать к ним вопрос.
В принципе, это все, что вам надо знать. Но я советую пробежаться взглядом по всей статье, потому что дальше я объясню, как надо комментировать эту орфограмму в школе, приведу примеры с получится/получиться, порекомендую хорошие материалы по русскому языку.
Как объяснять слово «получится»
Вот вы делаете домашнее задание и видите слово «получит…ся». Какие ваши действия? Надо не просто это слово списать, надо еще его объяснить.
Предположим, у вас предложение «У Маши получит…ся этот пирог». Вы мысленно задаете вопрос «что сделает?», понимаете, что мягкого знака там нет, и переписываете «получится» без «ь».
Дальше наступает самый сложный этап. Надо правильно объяснить это слово.
Подчеркните букву «т» и выделите ту часть слова, в которой она находится. У нас это окончание «ит». Если вы не уверены, что это именно окончание – измените слово. Получится, получатся – то, что после «ч», меняется, значит это окончание. Обвели в квадратик.
Рядом в скобках надо написать объяснение. То есть надо пояснить, почему вы выбрали именно вариант «получится».
В 5-6 классах достаточно будет для объяснения написать в скобках вопрос «(что сделает?)» и выделить в нем окончание «ет». Учитель поймет: «Ага, в вопросе мягкого знака нет, в глаголе тоже нет, объяснение дано верно».
Но начиная с 7 класса школы, учителя обычно требуют чуть более сложный комментарий. И правило это они объясняют немного иначе.
Правило для 7-11 класса
«Получится» пишется без «ь», если это глагол в форме 3 лица единственного числа.
Вот так. То есть в объяснении вам надо будет указать морфологическую форму этого глагола, написать «(3 л., ед. ч.)».
Как запомнить, что это именно 3 лицо? Подставить местоимение. Я, мы – это первое лицо; ты, вы – второе; он, она, оно, они – третье.
Подставляем: «Пирог получится» – «Он получится». Вот и всё, третье лицо, единственное число.
Как говорить правильно
Обратите внимание, пожалуйста, что при устном ответе надо будет сказать: «Глагол в третьем лице, единственном числе». Потому что эти признаки – непостоянные. А вот если бы они были постоянными, то мы бы сказали: «глагол третьего лица, единственного числа». Тонкость, но все же…
Как объяснять слово «получиться»
Для примера возьмем предложение «Это может получит…ся». Вы начинаете его писать, мысленно задаете вопрос: «Это может (что сделать?) получиться». В вопросе мягкий знак есть, в глаголе, следовательно, тоже есть.
Написали «получиться», переходим к объяснению.
Когда вы задали вопрос «что сделать?», у вас в голове сразу должно вспыхнуть: «Это начальная форма глагола, или инфинитив!» Да, потому что именно глагол в начальной форме отвечает на «что делать?» и «что сделать?»
А раз это инфинитив, то у него какое окончание? «-ть». Это однозначно и бесповоротно. Иначе быть не может вообще никак.
Ваши действия – подчеркнуть «ть», обвести эти буквы в квадратик (знак окончания). И написать в скобках объяснение.
В 5-6 классах сгодится «(что сделать?)» с выделенным окончанием «ть». В более старших классах лучше указывать форму слова, то есть писать «(н. ф.)» (начальная форма) или «(инф.)» (инфинитив).
Для закрепления можете посмотреть мое видео о том, как пишется слово «получится».
О чем еще надо помнить
На некоторых сайтах это правило объясняется через ударение. Например, если ударение падает на «у», то мягкий знак не пишется, а если на «и», то пишется:
- У меня полУчится.
- У меня должно получИться.
Мне такое объяснение не нравится, и я вам не рекомендую его запоминать. Почему? Потому что, во-первых, запомнить трудно, вы всегда будете путаться. Во-вторых, это объяснение не логичное. С вопросом намного логичнее – там мягкий знак, значит и в глаголе мягкий знак.
В третьих, это правило применимо только к «получится». А если вы в голове будете задавать вопрос, то сможете проверять абсолютно все глаголы с тся/ться. Вот вообще все.
И это очень круто. Это сразу крылья за спиной, огонь в глазах и пр.
Примеры предложений со словами «получится» и «получиться»
В каждой статье по орфографии я обязательно привожу несколько примеров с анализируемым словом. Примеры я даю не по порядку. Прочитайте их все вслух и объясните разными способами наличие и отсутствие мягкого знака.
- А у меня получится?
- Я уверен, что у вас все получится.
- Если применить мою формулу, то должно получиться.
- Так нарисовать не получится.
- Если повернуть на 90 градусов, то может получиться, да?
О синтаксической роли слов «получится» и «получиться»
Этот материал тоже возьмите на заметку. Он пригодится вам в 8 и 9 классах, когда начнется синтаксис.
«Получится» – вполне себе обыкновенный глагол. Он в предложении будет простым глагольным сказуемым. Например: «Текст получится слишком большим». Что? Текст – подлежащее. Текст что сделает? Получится – простое глагольное сказуемое.
А «получиться» – инфинитив. Он сам по себе в предложении быть никогда не может. У него обязательно будет вспомогательный глагол или слова «должен», «обязан» и пр. А в целом они будут образовывать составное глагольное сказуемое.
Например: «Это дело может получиться, попробуйте». Что? Дело – подлежащее. Что говорится о деле? Может получиться – составное глагольное сказуемое. Двумя сплошными чертами его подчеркнули и надписали над «может» – всп. гл. (вспомогательный глагол), а над «получиться» – инф. (инфинитив).
Полезные материалы по теме статьи
Обязательно посмотрите мою статью-подборку с курсами русского языка. В самом начале подборки я ссылаюсь на бесплатные тренажеры по русскому языку от сайта Викиум, а еще даю ссылочку на бесплатный архив с четырьмя пособиями для подготовки к экзаменам.
Посмотрите мое видео о том, как надо объяснять орфограммы на уроке. Старайтесь всегда делать объяснение именно по такой схеме, чтобы орфографические правила не выпадали у вас из памяти.
И еще рекомендую вам к прочтению вот эти мои статьи:
- Что такое пунктуация – на основании каких правил мы ставим запятые в русском языке. И можно ли эти правила освоить за достаточно короткий срок.
- Что такое орфография – рассказываю, как быстро запоминать даже очень сложные орфографические правила, тренировать орфографическую зоркость.
- Как увеличить словарный запас – в последние годы этот материал особенно актуален для учеников, потому что появился устный экзамен по русскому языку. Да и в сочинении/изложении хороший словарный запас не повредит.
- Как научиться писать грамотно – я думаю, вам понравятся практические упражнения, которые я в этой статье привожу. И вы поймете, что писать грамотно – это совсем не трудно.
Заключение
Мы разобрали правописание слов «получится» и «получиться». Понятно ли вам теперь, в каком случае они пишутся с мягким знаком и без него? Сможете ли вы грамотно объяснить орфограмму в этих словах при выполнении письменных работ?
Уважаемые читатели, если остались вопросы, обязательно их задавайте в комментариях.
Буду ждать от вас обратной связи, всем спасибо.
Источник статьи: http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/poluchitsya-ili-poluchitsya
Как правильно пишутся окончания -ться и -тся: какой вопрос задать, правило русского языка, правописание
Содержание статьи:
В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.
Правило -тся, -ться можно считать одним из самых простых и логичных в русском языке. Однако, люди часто сомневаются, какое окончание правильно, и это является одной из самых распространённых орфографических ошибок.
В этой статье вам будет предложено подробно ознакомиться и понять, в чем же разница между -тся, -ться и как не ошибиться в постановке правильного окончания.
Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.
Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:
- Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
- Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
- Осторожно! Эта собака может кусаться!
- Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
- Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.
Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:
- Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
- Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
- Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
- Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
- Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).
Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).
Рассмотрим примеры других предложений:
- Они сегодня задерживаются.
- Завтра она представится своим коллегам.
- Смотри! Он приближается!
- Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
- Пусть они хорошенько там повеселятся.
- Они сегодня что делают? Задерживаются.
- Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
- Смотри! Он что делает? Приближается!
- Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
- Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.
Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.
-ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов.
Что делать? Что сделать?
Что (с)делает? Что (с)делают?
Заберётся, забирается, заберутся, забираются
Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.
Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.
В учебнике русского языка 5-го класса (авторы: Ладыженская, Тростенцова) правило –тся и -ться в глаголах выглядит следующим образом:
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).
В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).
Проще говоря, для того чтобы определить, как правильно пишется -тся, -ться в окончания глаголов нужно использовать следующий алгоритм.
- Необходимо определить, от какого слова зависит интересующий глагол.
- Поставить вопрос к глаголу. Примеры таких вопросов были рассмотрены выше.
- Если в вопросе есть мягкий знак, то и в окончании будет писаться -тЬся.
- Если в вопросе не содержится мягкого знака, то и в окончании его не будет, т.е. пишем –тся.
Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.
Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.
Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.
Чтобы проверить, насколько вы усвоили правописание -тся и -ться в глаголах, после прочтения статьи, предлагается выполнить следующее задание:
Поставить вопросы к глаголам и вставить –тся, -ться в окончания. Если сомневаетесь, поставить -тся или –ться, см. образец выше.
- Я предпочитаю развлека___ с друзьями, нежели в одиночку. А моя сестра всегда развлекае___ одна.
- Занима___ спортом – значит воспитывать силу воли. Но он совсем не занимае___ спортом.
- Завтра он будет труди___ до поздней ночи. А я не привык так труди___.
- Посмотри, как она старае___! Этим можно бесконечно восхища___.
- Дети меня не слушаю___. Разве можно так балова___?
- Знаю, что одному мне не справи___. Она прекрасно справляе___ с этим заданием.
- Поезд до Петрозаводска отправляе___ сегодня в девять часов по московскому времени. Как же я могу отправи___ туда без тебя?
- Мне кажется, ей понрави___ мой подарок. Он всем должен понрави___.
- Разве можно так громко смея___? Скажи ему, пусть смеё___ потише.
- Они же совсем не хотят учи___! Вот не выуча___ и не смогут быть хорошими специалистами.
Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.
Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.
Мягкий знак пишется всегда:
- В неопределенной форме глагола (инфинитив). Эта форма, как уже было сказано выше, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры: учиться, печь, помочь, стричься.
- В глаголах 2-го лица единственного числа (перед которыми стоит или мысленно можно подставить местоимение ТЫ). Примеры: почистишь, читаешь, намоешься, выучишься.
- В глаголах повелительного наклонения. Примеры: приготовься, приготовьте, намажьте.
Зная это, необходимо учесть и следующие правила:
- Если вы видите, что перед вами глагол во 2-м лице настоящего и будущего времени, то в конце слова после шипящих будет ставиться «Ь»: моешь – моешься – помоешься, чистишь – почистишь;
- У глаголов, которые выражают приказ (совет), мягкий знак перед постфиксом «ся» сохраняется: добавь – добавься, исправь – исправься, намажь – намажься.
Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.
- Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа настоящего времени: рисовать, изучать, понимать, прибегать, развивать, практиковать, думать, плавать.
- Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа будущего времени: придумать, выступать, позвать, пригласить, позвонить, рассказать.
- Определите неопределенную форму глаголов (инфинитив): бегу, решаем, меняет, планирую, развиваем, читает, играю, изучаешь.
Любите и изучайте русский язык! –Ться, -тся, в таком случае, как и многое другое, станет понятно и с легкостью покорится вам. Тем более, наша работа и ее качество — это хорошее знание русского языка и умение его правильно использовать.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Источник статьи: http://yourwriter.ru/articles/crib/tsarsya/