Сможешь как пишется правило

Как правильно пишется слово сможешь?

Правильный вариант написания слова: сможешь

Правило

Мягкий знак в конце

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова сможешь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: смочь (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Сладко будет ей к тебе приникнуть, Целовать со злобой бесконечной. Ты не сможешь двинуться и крикнуть…

За гробом. Гумилев. Читать стихотворение онлайн.

Много тут есть для тебя и ахейцев, – рази, кого сможешь. И обменяемся нашим оружьем. Пускай и все эти Знают, что оба с тобою мы дедовской дружбой гордимся». Так говорили они. Со своих колесниц соскочили, За руки крепко…

Этим, однако, достичь ничего ты не сможешь, а только Больше меня оттолкнешь. И хуже придется тебе же. Если я так поступаю, то, значит, мне это угодно!

Источник статьи: http://pravica.ru/smozhesh

Правописание глагола “сможете”: грамматика, спряжение, примеры

Писать правильно слова «сможете», «сможет» нужно так, как тут – с суффиксом «е».

Поэтому написания «сможите», «сможит», «сможат», «сможут», «сможили» – глубоко, непростительно ошибочны . Однако объяснимы, поскольку классическая «школьная» орфография неправильно относила исходную форму (инфинитив) «смочь» к 1-му спряжению, а «лихие» языковеды «лохматых» годов вкупе с их современными последователями окончательно запутали проблему, о чём подробнее можно прочитать в статье о слове «приедешь».

Правила

Глаголы несовершенного вида «мочь» и соответствующий ему совершенного вида «смочь» очень древние, оставшиеся в русском языке от древнеславянского, в котором времён и спряжений было больше. Удобные для произношения и написания архаичные формы выжили; неудобные отмерли, заменившись подходящими из актуальных спряжений. Спряжения таких глаголов называются изолированными, так как они (соответствующие глаголы) спрягаются каждый по-своему, особенно. То есть, некоего общего «изолированного типа» спряжений нет. Если в грамматическом описании глагола значится «изолированное спряжение», то это не значит, что другой глагол с такой же пометкой спрягается аналогично. Правописание глаголов изолированного спряжения нужно просто запоминать; к счастью, в русском языке таких немного: бежать, болеть, брать, быть, дать, есть, мочь/смочь (см. ниже), трепать, хотеть – вот, пожалуй, и все из часто употребляемых.

Примечание: дополнительно о причинах и ходе «редукции форм» в русском языке см. в конце.

Для ряда глаголов изолированного спряжения характерна смена согласных в корне. В нашем случае «ч »«г»«ж»: «смочь»«смог»«сможешь». Наткнувшись на слова, в которых наблюдается подобное явление, справляйтесь об их правописании обстоятельнее. К сожалению, пресловутый Викисловарь, следуя, видимо, своей идеологической «сверхзадаче», напускает в данном вопросе изрядно туману. Так, в нём типичнейшим, так сказать, образцовым глаголам 1-го спряжения «приехать» и «прийти» назначено изолированное (!) спряжение, а для нашего «мочь» указано некое спряжение 8c/b. Поднять источник – его автор, похоже, пытается вернуться к древнеславянским спряжениям, сдабривая их собственными, мягко говоря, недостаточно обоснованными домыслами.

Грамматика

Итак, слова «сможете» и «сможешь» суть личные формы древнего глагола совершенного вида изолированного спряжения смочь, состоящего из приставки «с-» и корня «-мочь». Соответствующий глагол несовершенного вида «мочь». Напомним, глаголы совершенного вида обозначают действие уже совершённое или совершающееся, результат которого очевиден. И обратно – глаголы несовершенного вида значат, что действие или предстоит совершить, или же его результат неоднозначен. Оба глагола «мочь» и «смочь» непереходные, т.е. действие происходит с субъектом высказывания, с тем, кто действует, а не производится тем же субъектом над чем-то или кем-то.

Личные формы глагола «смочь» таковы:

  • (Я) смогу́ (будущ.)/ смо́г (прошедш. муж.)/ смогла́ (прош. жен.)/ смо́г (смогла́) илисмо́г (смогла́) (сослагательн.)/ (Я/мы) смо́чьили (Мне/вам) смо́чь (повелительн.).
  • (Мы) смо́жем (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́ или смогли́ (сослагательн.)/ смо́чьили (Мне/нам) смо́чь /смо́жем / смо́жем; смо́жемте (повелительн.).
  • (Ты) смо́жешь (будущ.)/ смо́г (смогла́) (прошедш.)/ смо́г (смогла́) илисмо́г (смогла́) (сослагательн.)/ смо́чь; смоги́ (повелительн., устаревшая форма).
  • (Вы) смо́жете (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́илисмогли́ (сослагательн.)/ смо́чь (повелительн.); смоги́те (повелительн., устаревшая форма).
  • (Он) смо́жет (будущ.)/ смо́г (прошедш.)/ смо́гилисмо́г (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
  • (Она) смо́жет (будущ.)/ смогла́ (прошедш.)/ смогла́илисмогла́ (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
  • (Оно) смо́жет (будущ.)/ смогло́ (прошедш.)/ смогло́илисмогло́ (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
  • (Они) смо́гут (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́илисмогли́ (сослагательн.)/ смо́гут (повелительн.).

Действительное причастие прошедшего времени смо́гший. Деепричастие прошедшего времени смо́гши.

Разделение переносами: смо-гу́; смо-гла́; смог-ла́; смо́-жем; смо́ж-ем; смо-гли́; смог-ли́; смо-ги́; смо́-жете; смо́ж-ете; смо́же-те; смо-ги́те; смоги́-те; смо́-жемте; смо́ж-емте; смо́же-мте; смо́жем-те; смо́-жешь; смо́ж-ешь; смо-ги́те; смог-и́те; смоги́-те; смо́-жет; смо́ж-ет; смо-гло́; смог-ло́; смо́-гут; смо́г-ут.

Значение

Глагол «смочь» и его словоформы в русском языке имеют всего три значения:

  1. Быть или прийти в состояние для свершения чего-либо; оказаться в соответствующих условиях: «Вы сможете приехать ко мне после работы?»; «Давай-ка застеклим балкон металлопластиком. Тогда я смогу мастерить что-нибудь полезное и зимой». Частичные синонимы «суметь», «наладиться».
  2. Решиться на некое дело или предприятие (как правило, взвесив все обстоятельства): «Да, пожалуй, мы смогли бы раскошелиться на капитальное остекление балкона». Синоним «осилить».
  3. Довести до успешного конца начатое (как правило, невзирая на препоны): «Мама, смотри, я сегодня смог сам поделать все уроки!»; «Смоги подтягиваться пять раз на турнике – сможешь делать и подъём переворотом». Синоним «суметь»; частичные «довершить», «осилить».

О временах и спряжениях

Кирилл и Мефодий, как известно, разработали первославянскую грамматику на основе латинской. Латиняне же свою основали на древнегреческой. В те времена то и другое было более чем оправдано: славянский язык тогда был малоразвит, а греки первыми создали общедоступный литературный язык – койнэ – на котором можно было выражать тончайшие оттенки человеческой мысли; свидетельства тому достижения греческой науки и литературы. Шумерскому опыту («Сказание о Гильгамеше») не повезло – он по ряду объективных причин канул в лету, а колоссальные творения индийцев и китайцев долгое время оставались фактически в культурной изоляции, т.к. их создатели не рассчитывали на аудиторию с совершенно иным образом мыслей. Греки же придумали грамматику, изначально приспособленную к внятному общению представителей различных социокультурных групп – к тому времени единая ойкумена уже сложилась.

Однако разработка оптимальной флексии – очень трудная штука. Если её мало, мысли плохо выражаются. Если слишком много – язык становится сложным, тяжёлым, учить его трудно. Поэтому койнэ, латынь и непосредственно происходящие от них современные европейские языки ещё не вполне флективны: в них были и есть вспомогательные слова для указания, к примеру, родов, обобщённых количеств (одно, несколько, много), категорий времени (давнопрошедшее, прошедшее, завершающееся, только что завершившееся, совершающееся, вот-вот совершащееся, которое совершится), и отношений модальности (возможности, обязанности, долженствования: «можешь, если хочешь», «давай, разрешаю», «должен, делай, и нечего тут»). Подобный способ изъяснения достаточно удобен и потому дожил до наших дней.

Судьба древнерусского языка оказалась особенной: он и задолго до монгольского нашествия сильнейшим образом взаимодействовал с тюркскими языками. А в них словообразование происходит принципиально иным способом – агглютинативным, «склеиванием» корней и частиц, имеющих каждая своё собственное значение, причём значение «склеенного» слова получается другое. К примеру, «кара» это чёрный, «ак» белый, а «су» – текущая вода, струя. Но «карасу» означает мутную речку или ручей; «аксу» – чистую, прозрачную.

Агглютинация как способ выражения мыслей в целом гораздо менее удобна, чем флексия, но общение с тюркоязычными народами дало русичам опыт работы с частицами и окончаниями, который Западу, как говорится, и не снился, расширило «ассортимент предлогов» и позволило кардинально усовершенствовать, так сказать, технологию словосборки. Артикли, модальные глаголы и пр. «лишние слова» (по выражению Бернарда Шоу) стали не нужны – великорусский язык стал чисто флективным, по гибкости (в т.ч. и по восприимчивости иностранных слов) не имеющим себе равных.

Однако на этом русский язык надолго впал в летаргию: давление на Русь и с Востока, и с Запада было отнюдь не только и не столько культурным. «Заснули» вместе со строем языка и устаревшие словоформы, оставшиеся от «латиноподобной» грамматики. Немало поспособствовали этому и церковники – статус грамотного священнослужителя в те очень «нескучные» времена обеспечивал личную безопасность и благосостояние, которых подчас не имели и владетельные особы, так что клир, храня монополию на грамотность, всячески препятствовал упрощению письменной речи.

Первым, кто, образно говоря, растолкал русский язык под микитки, был Пётр Великий. А внезадолге М. В. Ломоносов уже вполне по-научному оптимизировал его грамматику, повыкидывав лишнее, ничего не говорящее, или дублирующее более понятное. После того было ещё несколько реформ языка, но и современная русская грамматика в основе своей ломоносовская. Глаголы изолирующего спряжения в ней остались неспроста: они доказали свою жизнеспособность, т.е. сказать/написать то же самое, насильно вгоняясь в некие формальные рамки, будет сложнее и смутнее.

Что же касается выразительности, то в ней «греко-латинические» языки и русский фактически равны. Там – Гомер с Еврипидом, Шекспир и Байрон; здесь – Пушкин и Лев Толстой. Но способы выражения там и там всё-таки различны. Попытки «переломать» строй языка под иной умаляют его выразительность, и обращение к изжившим себя способам словообразования, равно как отказ от действительных в живом языке это, самое меньшее, весьма и весьма неумный подход к решению лингвистических вопросов.

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Источник статьи: http://pishempravilno.ru/smozhete/

«Сможете» или «сможите»: как пишется слово?

Выбор гласной в окончании глагола может оказаться проблематичным. Чтобы не допустить ошибку на письме, необходимо выяснить, к какому спряжению относится глагол, и применить соответствующее правило. Таким образом, следует поступить и при выборе правильного варианта между «сможете» или «сможите».

Как правильно пишется?

Несмотря на то, что рассматриваемое слово часто встречается в письменной речи, его часто пишут с ошибкой.

Согласно русской орфографии, оно имеет единственный верный вариант написания: «сможете».

В этом случае интересующая орфограмма стоит в окончании глагола и проверяется соответствующим правилом: «В глаголах, относящихся к первому спряжению, могут употребляться окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)».

Чтобы разобраться с написанием глагола «сможете», для начала необходимо выяснить его спряжение. Делают это, как правило, по окончанию инфинитива. Но поскольку инфинитив «смочь» имеет нулевое окончание, обращаем внимание на окончание этого глагола в третьем лице: «смогут» − окончание «ут» соответствует первому спряжению.

Так как слово «сможете» является глаголом первого спряжения, окончание в нем будет -ете.

Морфемный разбор слова «сможете»

«Сможете» состоит из следующих морфем:

с мож ете

  • «с» − приставка;
  • «мож» − корень;
  • «ете» − окончание;
  • «смож» − основа слова.

Слово «сможете» − это глагол, который выполняет функцию сказуемого в предложении.

Примеры предложений

  1. Вы сможете мне помочь выбрать нужный костюм?
  2. Думаю, вы сможете справиться с этим отчетом самостоятельно.
  3. Сможете выйти вместо меня завтра на работу?
  4. Вы обязательно сможете преодолеть эти временные трудности.
  5. Сделайте, пожалуйста, это задание настолько быстро, насколько сможете.

Синонимы слова «сможете»

Слово «сможете» имеет следующие синонимы: сумеете, сдюжите, будете в состоянии, найдете в себе силы, будете в силах, преодолеете, найдете способ, добьетесь успеха, решите проблему, сдержите слово.

Ошибочное написание слова «сможете»

Рассматриваемый глагол неправильно писать с гласной «и» в окончании: вариант «сможите» будет являться нарушением орфографии русского языка.

Заключение

Написание рассматриваемого слова регулируется правилом употребления окончаний в глаголах первого спряжения. Это правило необходимо запомнить, чтобы избегать ошибок на письме.

Источник статьи: http://znanieinfo.ru/orfografiya/smozhete-ili-smozhite.html

Как правильно писать – “сможете” или “сможите”?

В словах, часто употребляемых в устной речи, можно допускать большее количество ошибок, чем в лексемах, используемых редко. Связано это с уверенностью, что они пишутся, так как слышатся. Убеждение неверное. Например, как правильно писать слово сможете или сможите? С буквой е или и? И как доказать, что вариант с одной из букв является безошибочным?

Определение и разбор слова

Лексема – глагол второго лица, множественного числа, будущего времени. Лексическое значение:

  • суметь чего-нибудь достигнуть, выполнить;
  • оказаться в состоянии что-либо сделать, преодолеть;
  • получить возможность проявить себя в деятельности.

Слово произошло от старославянского глагола мошти, древнеславянского могу. Структура слова:

  • корень –мож-, его определяют по выделению общей части в однокоренных словах: могут, смогли, может;
  • приставка с-;
  • окончание –ете.

Спряжение глагола

Безударная гласная, приводящая к сомнениям в написании, располагается в окончании лексемы. Её нельзя проверить, поставив звук в ударную позицию. Для проверки буквы нужно воспользоваться грамматической категорией: спряжением.

По грамматическому правилу, чтобы определить спряжение глагола, необходимо найти его начальную форму. Так как лексема совершенного вида, для поиска инфинитива задают вопрос «Что сделать?» Ответ смочь и будет найденной неопределённой формой.

“Не поздно” или “непоздно” – пишется слитно или раздельно? Читайте ответ в этой статье.

Но в условиях, по которым делятся глаголы на два типа спряжения, ничего не говорится о нулевом окончании. Значит, это правило в данном случае не работает. Определяют окончание по форме лексемы в третьем лице множественного числа. Используя местоимение они, к слову задают вопрос «Что сделают?» и получают ответ: смогут.

Окончания –ут, -ют, -ете, -ешь, -ем характерны для глаголов первого спряжения. Для удобства рядом ставим местоимение вы, делаем вывод: вы сможете – первый тип спряжения.

Проверочный вопрос

Для правильного написания окончания необходимо учесть, что для данной лексемы проверочным вопросом будет «Что сделаете?». Написание гласных на конце вопроса и слова полностью совпадают. Если запомнить, как пишется вопрос, по аналогии можно вписать то же самое окончание в слове.

Как запомнить правильность написания слова “сможете”

Глагола сможите в русском языке не существует. Подсказкой, как верно пишется слово сможете, является вспомогательное местоимение вы. Если в предложение можно подставить местоимение, то у лексемы на конце обязательно будет сочетание –ете.

Предложения со словом

  1. Сможете сделать отчёт за второй квартал к концу недели?
  2. Не переживайте, вы сможете ходить на работу и одновременно учиться на курсах повышения квалификации.
  3. Мы верим, вы сможете одержать победу в международном конкурсе.

Рассматриваемый глагол утверждает какое-либо действие. Антонимом станет слово с частицей: не сможете. Отрицательная частица всегда пишется отдельно, за исключением глагольных форм, которые теряют значение без не: ненавидеть, невзлюбить и приставкой недо-: недоделать, недоедать.

А знаете ли вы, как пишется “неверно” – слитно или раздельно? Мы подготовили материал, который расставит все точки над “и” в этом вопросе!

Не у всех глаголов проверяют написание окончания через поиск инфинитива с последующим выяснением спряжения. В исключительных случаях правописание гласных на конце определяют по форме исходного слова в множественном числе, третьем лице.

Источник статьи: http://kakpravilno.ru/pravopisanie/smozhete-ili-smozhite

Правописание глагола “можете”: грамматика, спряжение, употребление

Слово «можете» правильно пишется, оканчиваясь на «-ете»: «Можете подвинуться?»; «Можете войти»; «Можете продолжать»; «Можете помочь?»; «Что можете предложить?». Писать то же слово на «-ите» ( «можите» ) ошибка грубая, но объяснимая. «Можете» это форма множественного числа настоящего времени 2-го лица инфинитивной (исходной, безличной, неопределённой) формы глагола «мочь» (в смысле быть способным, иметь возможность сделать что-то). Но «мочь» – глагол «неправильный», изолированного спряжения (спрягается особенным, не укладывающимся в нормативные схемы образом). Причин такой «неправильности» коснёмся в конце, а разбор слова начнём с его грамматики, так как правописание словоформ «мочь» нужно просто запоминать; к счастью, их немного, и они несложны.

Грамматика

Слово «мочь» – непереходный невозвратный глагол несовершенного вида изолированного спряжения (спрягается особым образом). Состоит из одного лишь корня. Соответствующий глагол совершенного вида «смочь». Пояснения к грамматической характеристике:

  • «Непереходный» – действие совершается самим действующим субъектом. Если я не могу что-то сделать, то и не сделаю, действия не будет.
  • «Несовершенный вид» говорит о том, что действие ещё не совершено или совершается, но не закончено. Может быть, думал, что могу, и взялся за дело, но не осилил. А вот если смог, закончил начатое, то уж точно сделал.
  • «Невозвратный» – действие не обращено на себя. Чтобы я что-то смог, нужно, чтобы было за что и чем взяться. Возможно, какой-то частью себя, но обязательно на что-то вне себя. Чтобы я мог видеть, нужны глаза и нечто, на что смотреть. Чтобы я мог, например, лечь, нужно какое-то ложе или хотя бы пригодная для этого поверхность. Но, к примеру, «почесаться» возвратный глагол (о чём говорит суффикс «-ся»): чтобы почесаться, скажем, за ухом, достаточно самого себя или только частей себя – руки с пальцами, уха.

Личные формы глагола «мочь» таковы:

  • (Я) могу́ (наст.)/ мог (прошедш. муж.)/ дала́ (прош. жен.)/ мог (могла́́) илимог (могла́́) (сослагательн.).
  • (Мы) мо́жем (наст.)/ могли́ (прошедш.)/ могли́ или могли́ (сослагательн.).
  • (Ты) мо́жешь (наст.)/ мог (могла́́) (прошедш.)/ мог (могла́́) илимог (могла́́) (сослагательн.)/ моги́ (повелительн.)*.
  • (Вы) мо́жете (наст.)/ могли́ (прошедш.)/ могли́илимогли́ (сослагательн.)/ моги́те (повелительн.)*.
  • (Он) мо́жет (наст.)/ мог (прошедш.)/ могилимог (сослагательн.).
  • (Она) мо́жет (наст.)/ могла́ (прошедш.)/ могла́илимогла́ (сослагательн.).
  • (Оно) мо́жет (наст.)/ могло́ (прошедш.)/ могло́илимогло́ (сослагательн.).
  • (Они) мо́гут (наст.)/ могли́ (прошедш.)/ могли́илимогли́ (сослагательн.).

Действительное причастие настоящего времени могу́щий; прошедшего мо́гший; страдательное да́нный. Деепричастие прошедшего времени мо́гши.

Будущее время образуется сочетаниями инфинитива со вспомогательным глаголом «быть» (который и спрягается): «буду/будем/будете/будет/будут мочь».

Повелительного наклонения 1-го и 3-го лиц не существует. Повелительные наклонения 2-го лица (отмечены *) употребляются в грубом просторечии. Помните песенку беспризорников из старого фильма «Республика Шкид»? «У кошки четыре ноги, / А сзади у ей длинный хвост. / Но трогать её не моги / За её малый рост, малый рост». Если не необходимо употребить «мочь» в повелительном наклонении, то используется совершенный глагол «смочь»: «смогу», «сможем», «смоги», и т.д.

Значение

Глагол «мочь» употребляется в русском языке в трёх прямых значениях:

  1. Быть в силах (способным, в состоянии) сделать что-то: «Я могу пять раз сделать подъём переворотом на турнике»; «Он может класть из кирпича стены, но не печи»; «Она могла бы выгодно выйти замуж, но пока не хочет».
  2. Быть пригодным на что-то: «Сегодня вы можете получить у нас скидку»; «Вы не можете служить в армии – у вас плоскостопие».
  3. Иметь возможность что-то сделать: «Вы не могли бы дать мне взаймы до конца месяца? – К сожалению, не могу, сам на мели».

О причинах «неправильности»

Слово «мочь» с его словоформами – древнейшее, выжившее со времён Древней Руси. Тогда этот глагол был правильным: древнерусский язык по строю был близок к современным романо-германским; в нём, в частности насчитывалось 4 прошедших времени, 2 будущих и 7 (или 8?) спряжений. Монгольское нашествие фактически полностью уничтожило Древнюю Русь как государственное и этнокультурное явление: пережившим иго русичам пришлось начинать свою историю практически с нуля.

Но – худа без добра не бывает. В результате взаимодействия с монгольским языком – тюркской языковой семьи и совершенно иного, агглютинативного, типа – русский язык стал чисто флективным и приобрёл необычайную выразительность. Помните старый непристойный анекдот о том, что на русском одним словом можно всё сказать? Придумали его, между прочим, филологи, а использованы в нём далеко не все формы того самого нехорошего слова из трёх букв.

Однако не бывает и добра без худа: ничто даром не даётся, и русский язык, наряду с китайским классическим, делит первое место в мире по сложности и трудности изучения. Но, к слову, неправильных глаголов в русском мало сравнительно с теми же романо-германскими языками.

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Источник статьи: http://pishempravilno.ru/mozhete/

«СможЕте» или «сможИте» – как правильно пишется?

Как правильно писать окончания глаголов? Выбор нужной буквы зависит от спряжения. В зависимости от данного признака можно поставить е или и. Например, окончание слова сможете как пишется, можно определить после выяснения, к какому спряжению оно относится.

Грамматическое описание слова

Исследуемая лексема состоит из 3-х слогов по числу гласных звуков. Ударным является первый. При изменении в корне происходит чередование согласных ж//г//ч (смогу, смочь). Гласные в окончании занимают слабую позицию, поэтому вызывают трудности в написании.

Слово составлено из нескольких частей. В неё входят приставка (с), корень (мож), окончание (ете). Образовано оно приставочным способом от глагола в инфинитиве мочь.

С точки зрения грамматики данная языковая единица относится к глаголам совершенного вида I спряжения. Окончание -ете указывает на форму будущего времени множественного числа 2-го лица. На уровне предложения она играет роль сказуемого.

Правописание глагола

Чтобы определить, как пишется – сможите или сможете, следует обратить внимание на спряжение глагола, которым является рассматриваемое слово.

Существует 2 способа прояснить этот момент:

по инфинитиву. Если неопределённая форма оканчивается на –ить, глагол II спряжения. Сюда добавляются 11 слов-исключений (7 на -еть и 4 на -ать). Если же начальная форма оканчивается на другое сочетание, это I спряжение. К нему также относятся брить, стелить;

по форме 3-го лица множественного числа. Глаголы I спряжения в данной форме имеют окончания –ут (-ют), а II-го – -ат (-ят).

Знание обозначенного признака позволяет определить, какую букву писать в окончании. Е фигурирует в глаголах I спряжения, а И – II-го.

Рассматриваемое нами слово относится к I спряжению. Значит, личные окончания у него пишутся с буквой Е, включая морфему – ете.

Сочетание букв –ите возможно у глаголов повелительного наклонения. Тогда и является суффиксом, а –те окончанием. Этот факт не относится к исследуемой лексеме, так как она в изъявительном наклонении.

Примеры предложений

Это общеупотребительное слово, которое широко используется в разговорной и книжной речи. Оно активно проявляет себя в контексте.

Если сможете, придите пораньше.

«Я уверен: вы сможете выиграть соревнования», – обратился тренер к спортсменам.

Вы не сможете решить задачу, если не знаете её условия.

Читайте также, как пишутся другие проблемные слова:

Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/smozhete-ili-smozhite-kak-pravilno-pishetsya.html

Как пишется “не сможет” – слитно или раздельно?

В речи слово не сможет употребляется довольно часто. Когда требуется написать выражение, возникает вопрос: слово пишется полностью слитно или делится на две части? На этот случай в русском языке есть правило.

Правильно пишется

Сочетание состоит из двух частей. Не – это отрицательная частица. Основное её назначение: обозначать в тексте отрицание какого-либо действия или признака.

Сможет – глагол в форме 3-го лица, единственного числа. Лексическое значение: утверждение, что человек, о котором говорят собеседники, в состоянии выполнить какое-то действие, совершить конкретный поступок.

Как остаточное напоминание об этом, в однокоренных лексемах наблюдается чередование согласных звуков и букв: ч/г/ж. Примеры:

  • корень неопределённой формы глагола оканчивается на ч – мочь;
  • корень глагола 1-го лица, единственного числа на конце имеет согласную г: могу;
  • значимая часть слова в 1-м лице, множественного числа оканчивается на ж: сможем.

Между вариантами: слитное написание фразы несмогу или раздельное не смогу, следует выбирать второй способ. Форма лица и числа не влияют то, как пишется выражение: не смогут во множественном, не может в единственном числе подчиняются общему правилу.

Лексемы с отрицательной частицей нужно отличать от глаголов с приставкой недо-:

  • в значении неполного действия: недолюбливают, недовесить;
  • недостатка времени действия: недодержать, недокиснуть;
  • недостаточной интенсивностью действия: недослышать, недодумать.

Для них характерно слитное написание. Среди слов с приставкой недо- выделяется группа глаголов, не употребляющихся без не: недомогаю, недоумевать, недооценил. Таких лексем, как домогаю, доумевать, дооценивал не бывает.

Правописание “как никак” – раздельно или через дефис? Ответ читайте в этой статье.

Примеры предложений

  1. Павел не сможет оказать помощь Петру, он уехал в командировку.
  2. Мальчишки не смогут доказать, что они не курили возле школы.
  3. Бабушка одна не может перейти дорогу.

Неправильно пишется

Ошибочно писать выражение полностью слитно, не выделяя главное и служебное слово, с буквой и в окончании: несможит. Это противоречит и правилу, и грамматике русского языка.

Под ударение попадает гласная о в корне. Буква е в окончании –ет находится в слабой позиции и произносится нечётко. Проверяют букву, опираясь на спряжение глаголов.

Принято определять тип спряжения по инфинитиву слова. Но у рассматриваемой лексемы неопределённая форма имеет нулевое окончание: мочь. Поэтому за основу берут глагол 3-го лица множественного числа. Получившееся окончание –ут соответствует I типу спряжения. Для слов I спряжения – ет характерное окончание в форме 3-го лица единственного числа.

А вы знаете, как правильно пишется название города Москва с предлогами и родовыми существительными? Если данный вопрос заставил вас задуматься, то переходите в следующую статью и читайте наш познавательный материал на эту тему.

Правописание тесно связано с правилами русского языка, имеющими доказательную логику утверждений. Полагаться на интуицию не рекомендуется, она способна подвести. Служебные части речи (частицы и предлоги) пишутся отдельно от самостоятельных лексем. Слитное употребление допускается в исключительных случаях, если слова без не теряют смысл.

Если в окончании имеется безударная гласная, это приводит к увеличению количества ошибок. Безударные глагольные окончания нельзя проверить ударением. Гласную проверяют через спряжение.

Источник статьи: http://kakpravilno.ru/pravopisanie/ne-smozhet

Можешь – как правильно пишется слово, с «е» или «и», с мягким знаком или без него – разбираемся во всех тонкостях

Пишем только так: «можешь». С «е» и с мягким знаком на конце.

Глагол «можешь» мы всегда пишем с «ь» и с буквой «е» после «ж». Мягкий знак необходим, потому что глагол употреблен в форме второго лица единственного числа, а «е» пишется, потому что глагол первого спряжения.

Давайте разбираться в правописании этого слова более детально. И учиться объяснять его написание в школе.

Почему «можешь» пишется с «ь»

Итак, причина в том, что глагол во втором лице единственном числе.

Как понять, что лицо второе? Вот смотрите, первое лицо – это Я. Второе – тот, с кем я говорю, то есть Ты. Третье – постороннее лицо, которое в нашем разговоре вообще не участвует – Он.

К слову «можешь» легко подставляется местоимение «ты». «Ты можешь». Вывод – глагол во втором лице.

Ну а то, что число единственное, и так понятно. Во множественном была бы форма «могут».

Как объяснять мягкий знак на уроке

Когда вы делаете домашнее задание или работаете у доски, надо сделать со словом «можешь» следующие махинации.

Во-первых, надо подчеркнуть мягкий знак одной чертой. Одна черта показывает, что написание этой буквы вызывает у вас сомнения, вы колеблетесь.

Во-вторых, надо выделить ту морфему, то есть часть слова, где находится сомнительная буква. В нашем случае это окончание «-ешь». Если учитель спросит, почему окончание именно такое, просто измените слово: можешь – могут. Буквы «г» и «ж» чередуются, на них внимание не обращаем. А все, что после «г» и «ж», меняется. Следовательно, это окончание.

В-третьих, надо дать объяснение. Напишите рядом со словом в скобках следующее: «(2 л. е. ч.)» – второе лицо, единственное число. Этого достаточно.

Почему в слове «можешь» пишется «е»

Разбираемся теперь со второй орфограммой. Мы пишем «е», потому что глагол «можешь» относится ко второму спряжению. Учительница может вас попросить доказать, что спряжение второе, и вот тут надо не спасовать.

  1. Личные окончания у глагола «мочь» безударные: ты мОжешь, вы мОжете, он мОжет и пр.
  2. Смотрим на инфинитив. Что делает? Может. Что делать? Мочь. Оканчивается не на -ить, к исключениям не относится. Вывод: спряжение первое.
  3. У глаголов первого спряжения в окончаниях никогда не пишется «и». У них могут быть только окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
  4. Вывод: глагол «мож…шь» пишется с «е».

Как объяснять букву «е» на уроке

Вслух на уроке вы должны проговорить то, что я написал выше. А в тетради и у доски оформить объяснение следующим образом:

  1. Подчеркнуть «е».
  2. Выделить окончание «-ешь».
  3. Надписать над глаголом «I» (то есть спряжение первое).

Что еще почитать и посмотреть

В каждой своей статье по орфографии я рекомендую к просмотру свой ролик про орфограмму. В нем я объясняю и показываю, как правильно работать с орфограммами на уроке. Посмотрите, ролик небольшой.

Еще рекомендую вам к прочтению несколько моих статей по русскому:

  1. Курсы русского языка. Подборка начинается с хороших бесплатных тренажеров по русскому языку. В статье вы также найдете ссылку для скачивания нескольких бесплатных электронных пособий. Они незаменимы при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому.
  2. Что такое орфография. Я объясняю в этой статье, как правильно учить орфографические правила, чтобы они быстро запоминались и не вылетали потом из памяти.
  3. Как научиться писать грамотно. Материал будет полезен школьникам, а также всем тем, кто работает с текстом. Например, копирайтерам, редакторам.

Заключение

Мы разобрали правописание слова «можешь». Все ли вам понятно? Сможете ли вы теперь грамотно объяснить на уроке обе орфограммы, которые в нем встречаются?

Если остались какие-то вопросы – пишите их в комментариях. Я стараюсь отвечать в течение суток.

Источник статьи: http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/mozhesh-kak-pravilno-pishetsya-slovo

Получится или получиться – как правильно пишется слово, как легко запомнить правило и больше никогда не путаться

У меня всё (что сделает?) получится. У меня должно (что сделать?) получиться. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе «получиться» он тоже есть.

Давайте разбираться, в каких случаях надо писать «получится», а в каких – «получиться». Чтобы не путаться, надо просто задать вопрос к этому слову. Смотрите: «Картина у меня (что сделает?) получится». В вопросе нет «ь», в глаголе тоже нет. «Картина должна (что сделать?) получиться». В вопросе мягкий знак есть, в слове «получиться» тоже есть.

Это правило применимо вообще ко всем глаголам с тся/ться. Просто приучите себя сразу задавать к ним вопрос.

В принципе, это все, что вам надо знать. Но я советую пробежаться взглядом по всей статье, потому что дальше я объясню, как надо комментировать эту орфограмму в школе, приведу примеры с получится/получиться, порекомендую хорошие материалы по русскому языку.

Как объяснять слово «получится»

Вот вы делаете домашнее задание и видите слово «получит…ся». Какие ваши действия? Надо не просто это слово списать, надо еще его объяснить.

Предположим, у вас предложение «У Маши получит…ся этот пирог». Вы мысленно задаете вопрос «что сделает?», понимаете, что мягкого знака там нет, и переписываете «получится» без «ь».

Дальше наступает самый сложный этап. Надо правильно объяснить это слово.

Подчеркните букву «т» и выделите ту часть слова, в которой она находится. У нас это окончание «ит». Если вы не уверены, что это именно окончание – измените слово. Получится, получатся – то, что после «ч», меняется, значит это окончание. Обвели в квадратик.

Рядом в скобках надо написать объяснение. То есть надо пояснить, почему вы выбрали именно вариант «получится».

В 5-6 классах достаточно будет для объяснения написать в скобках вопрос «(что сделает?)» и выделить в нем окончание «ет». Учитель поймет: «Ага, в вопросе мягкого знака нет, в глаголе тоже нет, объяснение дано верно».

Но начиная с 7 класса школы, учителя обычно требуют чуть более сложный комментарий. И правило это они объясняют немного иначе.

Правило для 7-11 класса

«Получится» пишется без «ь», если это глагол в форме 3 лица единственного числа.

Вот так. То есть в объяснении вам надо будет указать морфологическую форму этого глагола, написать «(3 л., ед. ч.)».

Как запомнить, что это именно 3 лицо? Подставить местоимение. Я, мы – это первое лицо; ты, вы – второе; он, она, оно, они – третье.

Подставляем: «Пирог получится» – «Он получится». Вот и всё, третье лицо, единственное число.

Как говорить правильно

Обратите внимание, пожалуйста, что при устном ответе надо будет сказать: «Глагол в третьем лице, единственном числе». Потому что эти признаки – непостоянные. А вот если бы они были постоянными, то мы бы сказали: «глагол третьего лица, единственного числа». Тонкость, но все же…

Как объяснять слово «получиться»

Для примера возьмем предложение «Это может получит…ся». Вы начинаете его писать, мысленно задаете вопрос: «Это может (что сделать?) получиться». В вопросе мягкий знак есть, в глаголе, следовательно, тоже есть.

Написали «получиться», переходим к объяснению.

Когда вы задали вопрос «что сделать?», у вас в голове сразу должно вспыхнуть: «Это начальная форма глагола, или инфинитив!» Да, потому что именно глагол в начальной форме отвечает на «что делать?» и «что сделать?»

А раз это инфинитив, то у него какое окончание? «-ть». Это однозначно и бесповоротно. Иначе быть не может вообще никак.

Ваши действия – подчеркнуть «ть», обвести эти буквы в квадратик (знак окончания). И написать в скобках объяснение.

В 5-6 классах сгодится «(что сделать?)» с выделенным окончанием «ть». В более старших классах лучше указывать форму слова, то есть писать «(н. ф.)» (начальная форма) или «(инф.)» (инфинитив).

Для закрепления можете посмотреть мое видео о том, как пишется слово «получится».

О чем еще надо помнить

На некоторых сайтах это правило объясняется через ударение. Например, если ударение падает на «у», то мягкий знак не пишется, а если на «и», то пишется:

  1. У меня полУчится.
  2. У меня должно получИться.

Мне такое объяснение не нравится, и я вам не рекомендую его запоминать. Почему? Потому что, во-первых, запомнить трудно, вы всегда будете путаться. Во-вторых, это объяснение не логичное. С вопросом намного логичнее – там мягкий знак, значит и в глаголе мягкий знак.

В третьих, это правило применимо только к «получится». А если вы в голове будете задавать вопрос, то сможете проверять абсолютно все глаголы с тся/ться. Вот вообще все.

И это очень круто. Это сразу крылья за спиной, огонь в глазах и пр.

Примеры предложений со словами «получится» и «получиться»

В каждой статье по орфографии я обязательно привожу несколько примеров с анализируемым словом. Примеры я даю не по порядку. Прочитайте их все вслух и объясните разными способами наличие и отсутствие мягкого знака.

  1. А у меня получится?
  2. Я уверен, что у вас все получится.
  3. Если применить мою формулу, то должно получиться.
  4. Так нарисовать не получится.
  5. Если повернуть на 90 градусов, то может получиться, да?

О синтаксической роли слов «получится» и «получиться»

Этот материал тоже возьмите на заметку. Он пригодится вам в 8 и 9 классах, когда начнется синтаксис.

«Получится» – вполне себе обыкновенный глагол. Он в предложении будет простым глагольным сказуемым. Например: «Текст получится слишком большим». Что? Текст – подлежащее. Текст что сделает? Получится – простое глагольное сказуемое.

А «получиться» – инфинитив. Он сам по себе в предложении быть никогда не может. У него обязательно будет вспомогательный глагол или слова «должен», «обязан» и пр. А в целом они будут образовывать составное глагольное сказуемое.

Например: «Это дело может получиться, попробуйте». Что? Дело – подлежащее. Что говорится о деле? Может получиться – составное глагольное сказуемое. Двумя сплошными чертами его подчеркнули и надписали над «может» – всп. гл. (вспомогательный глагол), а над «получиться» – инф. (инфинитив).

Полезные материалы по теме статьи

Обязательно посмотрите мою статью-подборку с курсами русского языка. В самом начале подборки я ссылаюсь на бесплатные тренажеры по русскому языку от сайта Викиум, а еще даю ссылочку на бесплатный архив с четырьмя пособиями для подготовки к экзаменам.

Посмотрите мое видео о том, как надо объяснять орфограммы на уроке. Старайтесь всегда делать объяснение именно по такой схеме, чтобы орфографические правила не выпадали у вас из памяти.

И еще рекомендую вам к прочтению вот эти мои статьи:

  1. Что такое пунктуация – на основании каких правил мы ставим запятые в русском языке. И можно ли эти правила освоить за достаточно короткий срок.
  2. Что такое орфография – рассказываю, как быстро запоминать даже очень сложные орфографические правила, тренировать орфографическую зоркость.
  3. Как увеличить словарный запас – в последние годы этот материал особенно актуален для учеников, потому что появился устный экзамен по русскому языку. Да и в сочинении/изложении хороший словарный запас не повредит.
  4. Как научиться писать грамотно – я думаю, вам понравятся практические упражнения, которые я в этой статье привожу. И вы поймете, что писать грамотно – это совсем не трудно.

Заключение

Мы разобрали правописание слов «получится» и «получиться». Понятно ли вам теперь, в каком случае они пишутся с мягким знаком и без него? Сможете ли вы грамотно объяснить орфограмму в этих словах при выполнении письменных работ?

Уважаемые читатели, если остались вопросы, обязательно их задавайте в комментариях.

Буду ждать от вас обратной связи, всем спасибо.

Источник статьи: http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/poluchitsya-ili-poluchitsya

Как правильно пишутся окончания -ться и -тся: какой вопрос задать, правило русского языка, правописание

Содержание статьи:

В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.

Правило -тся, -ться можно считать одним из самых простых и логичных в русском языке. Однако, люди часто сомневаются, какое окончание правильно, и это является одной из самых распространённых орфографических ошибок.

В этой статье вам будет предложено подробно ознакомиться и понять, в чем же разница между -тся, -ться и как не ошибиться в постановке правильного окончания.

Затруднение в выборе -тся, -ться? Вопрос вам в помощь.

Для того чтобы понять, как правильно пишутся окончания -ться и- тся достаточно задать к глаголу вопрос. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах. Внимательно прочитайте следующие предложения:

  • Я сегодня собираюсь заниматься йогой.
  • Сегодня вечером я хочу встретиться с Оксаной.
  • Осторожно! Эта собака может кусаться!
  • Чтобы все получилось, нужно много трудиться.
  • Мне бы хотелось развиваться в юридическом направлении.

Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:

  • Я сегодня собираюсь что делать? Заниматься йогой.
  • Сегодня вечером я хочу что сделать? Встретиться с Оксаной.
  • Осторожно! Эта собака может что делать? Кусаться!
  • Чтобы все получилось, нужно что делать? (Много) трудиться
  • Мне бы хотелось что делать? Развиваться (в юридическом направлении).

Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).

Рассмотрим примеры других предложений:

  • Они сегодня задерживаются.
  • Завтра она представится своим коллегам.
  • Смотри! Он приближается!
  • Моя доченька развивается очень быстро, молодец!
  • Пусть они хорошенько там повеселятся.
  • Они сегодня что делают? Задерживаются.
  • Завтра она что сделает? Представится (своим коллегам).
  • Смотри! Он что делает? Приближается!
  • Моя доченька что делает? Развивается (очень быстро).
  • Пусть они хорошенько там что сделают? Повеселятся.

Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.

-ТСЯ, -ТЬСЯ. Примеры вопросов и глаголов.

Что делать? Что сделать?

Что (с)делает? Что (с)делают?

Заберётся, забирается, заберутся, забираются

Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.

Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.

В учебнике русского языка 5-го класса (авторы: Ладыженская, Тростенцова) правило –тся и -ться в глаголах выглядит следующим образом:

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).

Проще говоря, для того чтобы определить, как правильно пишется -тся, -ться в окончания глаголов нужно использовать следующий алгоритм.

  1. Необходимо определить, от какого слова зависит интересующий глагол.
  2. Поставить вопрос к глаголу. Примеры таких вопросов были рассмотрены выше.
  3. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в окончании будет писаться -тЬся.
  4. Если в вопросе не содержится мягкого знака, то и в окончании его не будет, т.е. пишем –тся.

Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.

Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.

Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.

Чтобы проверить, насколько вы усвоили правописание -тся и -ться в глаголах, после прочтения статьи, предлагается выполнить следующее задание:

Поставить вопросы к глаголам и вставить –тся, -ться в окончания. Если сомневаетесь, поставить -тся или –ться, см. образец выше.

  1. Я предпочитаю развлека___ с друзьями, нежели в одиночку. А моя сестра всегда развлекае___ одна.
  2. Занима___ спортом – значит воспитывать силу воли. Но он совсем не занимае___ спортом.
  3. Завтра он будет труди___ до поздней ночи. А я не привык так труди___.
  4. Посмотри, как она старае___! Этим можно бесконечно восхища___.
  5. Дети меня не слушаю___. Разве можно так балова___?
  6. Знаю, что одному мне не справи___. Она прекрасно справляе___ с этим заданием.
  7. Поезд до Петрозаводска отправляе___ сегодня в девять часов по московскому времени. Как же я могу отправи___ туда без тебя?
  8. Мне кажется, ей понрави___ мой подарок. Он всем должен понрави___.
  9. Разве можно так громко смея___? Скажи ему, пусть смеё___ потише.
  10. Они же совсем не хотят учи___! Вот не выуча___ и не смогут быть хорошими специалистами.

Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.

Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.

Мягкий знак пишется всегда:

  1. В неопределенной форме глагола (инфинитив). Эта форма, как уже было сказано выше, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры: учиться, печь, помочь, стричься.
  2. В глаголах 2-го лица единственного числа (перед которыми стоит или мысленно можно подставить местоимение ТЫ). Примеры: почистишь, читаешь, намоешься, выучишься.
  3. В глаголах повелительного наклонения. Примеры: приготовься, приготовьте, намажьте.

Зная это, необходимо учесть и следующие правила:

  • Если вы видите, что перед вами глагол во 2-м лице настоящего и будущего времени, то в конце слова после шипящих будет ставиться «Ь»: моешь – моешься – помоешься, чистишь – почистишь;
  • У глаголов, которые выражают приказ (совет), мягкий знак перед постфиксом «ся» сохраняется: добавь – добавься, исправь – исправься, намажь – намажься.

Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.

  1. Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа настоящего времени: рисовать, изучать, понимать, прибегать, развивать, практиковать, думать, плавать.
  2. Поставьте глагол в форму 2-го лица единственного числа будущего времени: придумать, выступать, позвать, пригласить, позвонить, рассказать.
  3. Определите неопределенную форму глаголов (инфинитив): бегу, решаем, меняет, планирую, развиваем, читает, играю, изучаешь.

Любите и изучайте русский язык! –Ться, -тся, в таком случае, как и многое другое, станет понятно и с легкостью покорится вам. Тем более, наша работа и ее качество — это хорошее знание русского языка и умение его правильно использовать.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Источник статьи: http://yourwriter.ru/articles/crib/tsarsya/

Понравилась статья? Поделить с друзьями: