Как правильно пишется слово «смог»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: юница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «смог»
Синонимы к слову «смог»
Предложения со словом «смог»
Цитаты из русской классики со словом «смог»
- Но вместе с тем было чувство, что я попаду в более свободный мир и смогу дышать более свободным воздухом.
Сочетаемость слова «смог»
Каким бывает «смог»
Значение слова «смог»
СМОГ , -а, м. Загрязненный воздух (смесь дыма, тумана и пыли), характерный для промышленных городов. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «смог»
- Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «смог»
СМОГ , -а, м. Загрязненный воздух (смесь дыма, тумана и пыли), характерный для промышленных городов.
Предложения со словом «смог»
Люди всегда смогут найти причину того, что не позволяет им в корне изменить жизнь.
Если вас соберётся немного, не устанавливай определённое количество прыжков, а делай их столько, сколько сможешь сделать безошибочно.
Вероятно, даже на этой стадии распада страхов вы ещё сможете понять, что было их истинной причиной.
Синонимы к слову «смог»
Ассоциации к слову «смог»
Сочетаемость слова «смог»
Каким бывает «смог»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Буквы ы-и после приставок
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Если корень слова начинается с буквы И и к этому слову прибавилась приставка, оканчивающаяся на согласную, то буква И заменяется на письме буквой Ы:
- играть – подыграть, разыграть, сыграть;
- искать – отыскать, подыскать, разыскать;
- интегральный – подынтегральный;
- июльский – предыюльский.
НО: поИграть (оканчивается на гласную)
Рассмотрим исключения из правила, то есть случаи, когда после приставки, оканчивающейся на согласную, пишется не Ы , а И .
1. И пишется после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-:
- межинститутские соревнования,
- сверхизысканный.
2. И пишется после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-:
3. И пишется после иноязычных приставок и частиц ДЕЗ,
КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-:
- дезинформация,
- контригра,
- постимпрессионизм,
- субинспектор,
- суперинтендант,
- трансиорданский,
- панисламизм.
4. И пишется в сложносокращённых словах:
Фин. нспектор, об. скивать, пред. дущий пост. мпериализм, спорт. гра, меж. рригационный с. митировать, из. скать, дез. нфицировать транс. ранский, контр. гра, пред. дущий
без. нвентарный, пост. нфарктный, с. гранный , без. мянный, с. мпровизированный, сверх. зысканный, раз. грать без. дейный, мед. нститут, воз. меть, сверх. зысканно, пред. юньский, дез. нтеграция, мед. нститут, сверх. нтеллигентность, вз. мать, пед. нститут, небез. звестный, пред. стория, пред. юльский, по. нтересоваться, с. мпровизировать, двух. гольный, без. тоговый, без. ндукционный, меж. гровой, пред. дущий, без. мянный, спорт. нвентарь, от. грать , с. ронизировать, из. сканный, от. гравшись , раз. грать, дез. нформировать, по. скать, пред…юльские события, с…гранная, сверх…нтересно, пред…нфарктное, меж…гровой, про…грыш, роз…грыш, под…тожить, до…сторическое, из…скать, супер…гра, сверх…зобретательные, небез…нтересный, меж…здательское, без…скусное, сверх…нтересный, раз…гралась, от…скать, без…мянный, с…грать, дез…нфекция, меж…нститутский, под…тожить, небез…звестный, из…сканный, пред…словие.
Задание .Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждой группе лишнее слово, подчеркните.
- Супер…гра, супер…яхта, трёх…ярусный.
- С…знова, вз…скать, с…кономить.
- Пред…нфарктное, пред…кзаменационное, пред…дущее.
- Об…ндеветь, за…ндеветь, об…скать.
По…скать, на…грать, вз…мать. В какой группе лишнего слова не оказалось?
Упражнение №1. С…грать, под…скать, с…митировать, под…тожить, меж…нститутские, пред…дущий, под…грать, раз…грать, меж…здательское, без…глый, с…кономить, вышел в супер…гру, пред…юньское, без…нициативный, в ожидании сан…нспекции, смог от…граться, поступил в мед…нститут, вз…мать, об…ск, начать с…знова, без…дейное, спец…нвентарь, ветви об…ндевели, без…гольное, меж…гровой, вз…скательный, роз…ск.
Фин. нспектор, об. скивать, пред. дущий пост. мпериализм, спорт. гра, меж. рригационный с. митировать, из. скать, дез. нфицировать транс. ранский, контр. гра, пред. дущий
без. нвентарный, пост. нфарктный, с. гранный , без. мянный, с. мпровизированный, сверх. зысканный, раз. грать без. дейный, мед. нститут, воз. меть, сверх. зысканно, пред. юньский, дез. нтеграция, мед. нститут, сверх. нтеллигентность, вз. мать, пед. нститут, небез. звестный, пред. стория, пред. юльский, по. нтересоваться, с. мпровизировать, двух. гольный, без. тоговый, без. ндукционный, меж. гровой, пред. дущий, без. мянный, спорт. нвентарь, от. грать , с. ронизировать, из. сканный, от. гравшись , раз. грать, дез. нформировать, по. скать, пред…юльские события, с…гранная, сверх…нтересно, пред…нфарктное, меж…гровой, про…грыш, роз…грыш, под…тожить, до…сторическое, из…скать, супер…гра, сверх…зобретательные, небез…нтересный, меж…здательское, без…скусное, сверх…нтересный, раз…гралась, от…скать, без…мянный, с…грать, дез…нфекция, меж…нститутский, под…тожить, небез…звестный, из…сканный, пред…словие.
Задание . Образуйте возможные однокоренные слова от данных с указанными приставками. Приставки: об-, по-, пере-, с-, про-, от-, под-, раз-, на-, до-, от-, без-, сверх-.
Задание .Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждой группе лишнее слово, подчеркните.
- Супер…гра, супер…яхта, трёх…ярусный.
- С…знова, вз…скать, с…кономить.
- Пред…нфарктное, пред…кзаменационное, пред…дущее.
- Об…ндеветь, за…ндеветь, об…скать.
По…скать, на…грать, вз…мать. В какой группе лишнего слова не оказалось?
Упражнение №1. С…грать, под…скать, с…митировать, под…тожить, меж…нститутские, пред…дущий, под…грать, раз…грать, меж…здательское, без…глый, с…кономить, вышел в супер…гру, пред…юньское, без…нициативный, в ожидании сан…нспекции, смог от…граться, поступил в мед…нститут, вз…мать, об…ск, начать с…знова, без…дейное, спец…нвентарь, ветви об…ндевели, без…гольное, меж…гровой, вз…скательный, роз…ск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочий лист “Буквы Ы-И после приставок.”
Данный материал содержит теорию (схема) и практику, возможно использование на разных этапах: изучение нового матерала, закрепление, повторение во время подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Конспект и материалы к уроку в 10 классе “Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок”
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски.
Интерактивный тренажёр – раскраска “Орфограмма “Буквы Ы, И после приставок”
Интерактивный тренажёр-раскраска “Орфограмма «Буквы ы, и после приставок”. Работа выполнена при помощи технологического приёма “Интерактивная раскраска”. Можно использовать на уроке русско.
Буквенный диктант по теме «Буквы и — ы после приставок» для 6 класса
Буквенный диктант по теме «Буквы и — ы после приставок» для 6 класса.
Буквы Ы-И после приставок урок в 6 классе
урок в 6 классе по русскому языку по теме “Буквы Ы-И после приставок” – плановый урок по программе и учебнику М.М. Разумовской.
Технологическая карта урока 6 класс “Буквы И- Ы после приставок на согласную”
Урок по теме “Буква И-Ы после приставок на согласную” составлен в соответствии с ФГОС.
Урок русского языка в 6 классе по теме “Буквы Ы-И после приставок на согласный”.
Урок русского языка в 6 классе по теме “Буквы Ы-И после приставок на согласный”.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2021/02/11/bukvy-y-i-posle-pristavok
Как правильно пишется слово «смог»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: чуприна — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «смог»
Синонимы к слову «смог»
Предложения со словом «смог»
Цитаты из русской классики со словом «смог»
- Но вместе с тем было чувство, что я попаду в более свободный мир и смогу дышать более свободным воздухом.
Сочетаемость слова «смог»
Каким бывает «смог»
Значение слова «смог»
СМОГ , -а, м. Загрязненный воздух (смесь дыма, тумана и пыли), характерный для промышленных городов. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «смог»
- Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «смог»
СМОГ , -а, м. Загрязненный воздух (смесь дыма, тумана и пыли), характерный для промышленных городов.
Предложения со словом «смог»
Люди всегда смогут найти причину того, что не позволяет им в корне изменить жизнь.
Если вас соберётся немного, не устанавливай определённое количество прыжков, а делай их столько, сколько сможешь сделать безошибочно.
Вероятно, даже на этой стадии распада страхов вы ещё сможете понять, что было их истинной причиной.
Синонимы к слову «смог»
Ассоциации к слову «смог»
Сочетаемость слова «смог»
Каким бывает «смог»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Дистанционные курсы для педагогов
650 курсов повышения квалификации от 590 руб.
253 курса профессиональной переподготовки от 2190 руб.
Входим в перечень Министерства просвещения Российской Федерации
Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки
900 курсов от 770 рублей
Примите участие в конкурсе «Старт»
Наградные всем учителям и ученикам
Методический материал “Правописание приставок. Гласные ы,и после приставок”
Если корень слова начинается с буквы И и к этому слову прибавилась приставка, оканчивающаяся на согласную, то буква И заменяется на письме буквой Ы:
· играть – подыграть, разыграть, сыграть;
· искать – отыскать, подыскать, разыскать;
НО: поИграть (оканчивается на гласную)
Рассмотрим исключения из правила, то есть случаи, когда после приставки, оканчивающейся на согласную, пишется не Ы, а И.
1. И пишется после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-:
2. И пишется после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-:
3. И пишется после иноязычных приставок и частиц ДЕЗ,
КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-:
4. И пишется в сложносокращённых словах:
Зад.1 Фин. нспектор, об. скивать, пред. дущий пост. мпериализм, спорт. гра, меж. рригационный с. митировать, из. скать, дез. нфицировать транс. ранский, контр. гра, пред. дущий
без. нвентарный, пост. нфарктный, с. гранный , без. мянный, с. мпровизированный, сверх. зысканный, раз. грать без. дейный, мед. нститут, воз. меть, сверх. зысканно, пред. юньский, дез. нтеграция, мед. нститут, сверх. нтеллигентность, вз. мать, пед. нститут, небез. звестный, пред. стория, пред. юльский, по. нтересоваться, с. мпровизировать, двух. гольный, без. тоговый, без. ндукционный, меж. гровой, пред. дущий, без. мянный, спорт. нвентарь, от. грать , с. ронизировать, из. сканный, от. гравшись , раз. грать, дез. нформировать, по. скать, пред…юльские события, с…гранная, сверх…нтересно, пред…нфарктное, меж…гровой, про…грыш, роз…грыш, под…тожить, до…сторическое, из…скать, супер…гра, сверх…зобретательные, небез…нтересный, меж…здательское, без…скусное, сверх…нтересный, раз…гралась, от…скать, без…мянный, с…грать, дез…нфекция, меж…нститутский, под…тожить, небез…звестный, из…сканный, пред…словие.
Задание .Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждой группе лишнее слово, подчеркните.
1. Супер…гра, супер…яхта, трёх…ярусный.
2. С…знова, вз…скать, с…кономить.
3. Пред…нфарктное, пред…кзаменационное, пред…дущее.
4. Об…ндеветь, за…ндеветь, об…скать.
По…скать, на…грать, вз…мать. В какой группе лишнего слова не оказалось?
Упражнение №1. С…грать, под…скать, с…митировать, под…тожить, меж…нститутские, пред…дущий, под…грать, раз…грать, меж…здательское, без…глый, с…кономить, вышел в супер…гру, пред…юньское, без…нициативный, в ожидании сан…нспекции, смог от…граться, поступил в мед…нститут, вз…мать, об…ск, начать с…знова, без…дейное, спец…нвентарь, ветви об…ндевели, без…гольное, меж…гровой, вз…скательный, роз…ск.
Фин. нспектор, об. скивать, пред. дущий пост. мпериализм, спорт. гра, меж. рригационный с. митировать, из. скать, дез. нфицировать транс. ранский, контр. гра, пред. дущий
без. нвентарный, пост. нфарктный, с. гранный , без. мянный, с. мпровизированный, сверх. зысканный, раз. грать без. дейный, мед. нститут, воз. меть, сверх. зысканно, пред. юньский, дез. нтеграция, мед. нститут, сверх. нтеллигентность, вз. мать, пед. нститут, небез. звестный, пред. стория, пред. юльский, по. нтересоваться, с. мпровизировать, двух. гольный, без. тоговый, без. ндукционный, меж. гровой, пред. дущий, без. мянный, спорт. нвентарь, от. грать , с. ронизировать, из. сканный, от. гравшись , раз. грать, дез. нформировать, по. скать, пред…юльские события, с…гранная, сверх…нтересно, пред…нфарктное, меж…гровой, про…грыш, роз…грыш, под…тожить, до…сторическое, из…скать, супер…гра, сверх…зобретательные, небез…нтересный, меж…здательское, без…скусное, сверх…нтересный, раз…гралась, от…скать, без…мянный, с…грать, дез…нфекция, меж…нститутский, под…тожить, небез…звестный, из…сканный, пред…словие.
Задание . Образуйте возможные однокоренные слова от данных с указанными приставками. Приставки: об-, по-, пере-, с-, про-, от-, под-, раз-, на-, до-, от-, без-, сверх-.
Задание .Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждой группе лишнее слово, подчеркните.
5. Супер…гра, супер…яхта, трёх…ярусный.
6. С…знова, вз…скать, с…кономить.
7. Пред…нфарктное, пред…кзаменационное, пред…дущее.
8. Об…ндеветь, за…ндеветь, об…скать.
По…скать, на…грать, вз…мать. В какой группе лишнего слова не оказалось?
Упражнение №1. С…грать, под…скать, с…митировать, под…тожить, меж…нститутские, пред…дущий, под…грать, раз…грать, меж…здательское, без…глый, с…кономить, вышел в супер…гру, пред…юньское, без…нициативный, в ожидании сан…нспекции, смог от…граться, поступил в мед…нститут, вз…мать, об…ск, начать с…знова, без…дейное, спец…нвентарь, ветви об…ндевели, без…гольное, меж…гровой, вз…скательный, роз…ск.
Источник статьи: http://infourok.ru/metodicheskij-material-pravopisanie-pristavok-glasnye-y-i-posle-pristavok-6079559.html
Смог от граться как пишется
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Ответ: БЕСЦЕРЕМОННЫЙ ВСПЫХНУТЬ или ВСПЫХНУТЬ БЕСЦЕРЕМОННЫЙ.
и написаний, связанных с ними, проверяется в задании 10.
Орфограммы, проверяемые в данном задании:
9.1.1 Не изменяющиеся на письме приставки
1. В большинстве приставок гласные и согласные, согласно морфологическому принципу русского правописания, пишутся одинаково, независимо от каких-либо условий: С-, В-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-, ЗА-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ, ДО-, НА-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, СО-, РАЗО-
ЗАПОМНИТЕ: есть приставка С- (сделать, сгинуть), но нет приставки 3.
2. Правописание гласных в приставках в безударном положении (кроме приставок ПРЕ-, ПРИ-и РАЗ/РОЗ) можно проверить, подобрав слово, где эта же приставка стоит в ударном положении:
отказать — Отклик, наказать — нАспех.
3. Правописание согласных в приставках (кроме приставок на 3-, С-) можно проверить, подобрав слово,
где после этой приставки стоит гласная или согласные В, Л, М, Н, Р: обходить — оБрастать.
4. Приставка ПРА- употребляется в словах:
5. Приставка ПА- встречается только под ударением:
ПОдать, ПОдача, ПОданный и ПОДдать, ПОДдавки, ПОДданный
ПОдержать, ПОдержанный и ПОДдержать, ПОДдержанный
9.1.2 Приставки, оканчивающиеся на буквы З и С
которые оканчиваются на 3-, С- и имеют не менее двух букв определяется последующим согласным.
3 — пишется перед звонким согласным (разМышлять)
звонкие согласные: р, л, м, н, й, б, в, г, д, ж, з
С — перед глухим согласным (расСматривать)
глухие согласные: х, ц, ч, щ, к, п, с, т, ш, ф
Эти приставки называют также зависящими от произношения: в приставке пишем то, что слышим. Под влиянием звонкого звука корня становится звонким и последний звук приставки, и точно так же, под влиянием глухого звука корня оглушается приставка. И это звучание отражается на письме: слышим [раСшум’эт’ца] пишем раСшуметься; слышим [иЗбижат’], пишем иЗбежать.
2. В написаниях типа НЕ+ИЗ+бежный, в котором две приставки, работает правило приставки НА З/С.
В написаниях типа НЕ+С+гораемый, в котором две приставки, работает правило написания приставки С.
3. В словах раСчёт, раСчётливый, расчесть пишется одна С (перед корнем -ЧЕТ-).
В глаголе раССчитать, в причастии раССчитанный пишутся две С (перед корнем -ЧИТ-).
5. Близ — предлог (близ дома).
Но: близстоящий, близсидящий (причастие).
9.1.3 Приставки ПРЕ и ПРИ
Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- зависит от значения слова.
Приставка ПРИ- имеет значение:
— близость (приморский — близко от моря);
— неполное действие (приоткрыть);
— действие, доведённое до конца (придумать);
— близкое к приставке ДО- (приписывать);
— усиление действия (приналечь);
— действие в собственных интересах (принарядиться).
Приставка ПРЕ- имеет значение:
— очень (прекрасный — очень красивый);
— близкое к приставке ПЕРЕ- (преодолеть).
В некоторых случаях различение приставок ПРИ-/ПРЕ- определяется контекстом:
прИбывать в город — прЕбывать в городе;
прИдать вид — прЕдать друга;
прИзреть сироту — прЕзирать недруга;
прИдел (в храме) — прЕдел (терпению);
прИёмник (радиоприёмник) — прЕемник (продолжатель начатого дела, традиций);
прИвратник (сторож, при вратах) — прЕвратный (неправильный), но: прИврать (немного соврать)
прИтерпеться (привыкнуть) — прЕтерпевать (пережить);
прИклонить (ветви) — прЕклоняться (перед кем-то);
прИступать (к чему-либо) — прЕступать (через что-либо);
прИтворить (дверь) — прЕтворить (в жизнь);
прИходящий (приходит) — прЕходящий (непостоянный);
прИпереть (дверь) — прЕпираться (спорить);
прИложить (усилие) — непрЕложный, не подлежащий изменению;
прИстанище (приют) — беспрЕстанно (не переставая);
прИткнуться (устроиться без удобств)— камень прЕткновения (помеха, затруднения, =фразеологизм)
прИменьшить (немного)— прЕуменьшить (много, значительно)
Значение, неясное в существительном (прилагательном), можно прояснить предыдущим этапом словообразования:
пристанище — пристать, призвание — призвать, прикладной — прикладывать.
Значения, вносимые в слово приставками пре-, при-, могут быть объяснены словами или словосочетаниями, близкими по смыслу: преобразовать — переделать, перестроить; причалить — пристать, пришвартоваться; прекратить — перестать что—либо делать; пререкаться — перебивать друг друга, переругиваться; превратное (мнение) перевёрнутое; неприемлемый — то, что нельзя принять; неприхотливый — без прихотей; привередливый — человек с большими прихотями, капризами.
Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками ПРЕ-/ПРИ-, значение которых утрачено и
Источник статьи: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=90
«Сможете» или «сможите»: как пишется слово?
Выбор гласной в окончании глагола может оказаться проблематичным. Чтобы не допустить ошибку на письме, необходимо выяснить, к какому спряжению относится глагол, и применить соответствующее правило. Таким образом, следует поступить и при выборе правильного варианта между «сможете» или «сможите».
Как правильно пишется?
Несмотря на то, что рассматриваемое слово часто встречается в письменной речи, его часто пишут с ошибкой.
Согласно русской орфографии, оно имеет единственный верный вариант написания: «сможете».
В этом случае интересующая орфограмма стоит в окончании глагола и проверяется соответствующим правилом: «В глаголах, относящихся к первому спряжению, могут употребляться окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)».
Чтобы разобраться с написанием глагола «сможете», для начала необходимо выяснить его спряжение. Делают это, как правило, по окончанию инфинитива. Но поскольку инфинитив «смочь» имеет нулевое окончание, обращаем внимание на окончание этого глагола в третьем лице: «смогут» − окончание «ут» соответствует первому спряжению.
Так как слово «сможете» является глаголом первого спряжения, окончание в нем будет -ете.
Морфемный разбор слова «сможете»
«Сможете» состоит из следующих морфем:
с мож ете
- «с» − приставка;
- «мож» − корень;
- «ете» − окончание;
- «смож» − основа слова.
Слово «сможете» − это глагол, который выполняет функцию сказуемого в предложении.
Примеры предложений
- Вы сможете мне помочь выбрать нужный костюм?
- Думаю, вы сможете справиться с этим отчетом самостоятельно.
- Сможете выйти вместо меня завтра на работу?
- Вы обязательно сможете преодолеть эти временные трудности.
- Сделайте, пожалуйста, это задание настолько быстро, насколько сможете.
Синонимы слова «сможете»
Слово «сможете» имеет следующие синонимы: сумеете, сдюжите, будете в состоянии, найдете в себе силы, будете в силах, преодолеете, найдете способ, добьетесь успеха, решите проблему, сдержите слово.
Ошибочное написание слова «сможете»
Рассматриваемый глагол неправильно писать с гласной «и» в окончании: вариант «сможите» будет являться нарушением орфографии русского языка.
Заключение
Написание рассматриваемого слова регулируется правилом употребления окончаний в глаголах первого спряжения. Это правило необходимо запомнить, чтобы избегать ошибок на письме.
Источник статьи: http://znanieinfo.ru/orfografiya/smozhete-ili-smozhite.html
Правило-конспект “И-Ы после приставок”
Если корень слова начинается с буквы И и к этому слову прибавилась приставка, оканчивающаяся на согласную, то буква И заменяется на письме буквой Ы:
· играть – подыграть, разыграть, сыграть;
· искать – отыскать, подыскать, разыскать;
НО: поИграть (оканчивается на гласную)
Рассмотрим исключения из правила, то есть случаи, когда после приставки, оканчивающейся на согласную, пишется не Ы, а И.
1. И пишется после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-:
2. И пишется после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-:
3. И пишется после иноязычных приставок и частиц ДЕЗ,
КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-:
4. И пишется в сложносокращённых словах:
Фин. нспектор, об. скивать, пред. дущий пост. мпериализм, спорт. гра, меж. рригационный с. митировать, из. скать, дез. нфицировать транс. ранский, контр. гра, пред. дущий
без. нвентарный, пост. нфарктный, с. гранный , без. мянный, с. мпровизированный, сверх. зысканный, раз. грать без. дейный, мед. нститут, воз. меть, сверх. зысканно, пред. юньский, дез. нтеграция, мед. нститут, сверх. нтеллигентность, вз. мать, пед. нститут, небез. звестный, пред. стория, пред. юльский, по. нтересоваться, с. мпровизировать, двух. гольный, без. тоговый, без. ндукционный, меж. гровой, пред. дущий, без. мянный, спорт. нвентарь, от. грать , с. ронизировать, из. сканный, от. гравшись , раз. грать, дез. нформировать, по. скать, пред…юльские события, с…гранная, сверх…нтересно, пред…нфарктное, меж…гровой, про…грыш, роз…грыш, под…тожить, до…сторическое, из…скать, супер…гра, сверх…зобретательные, небез…нтересный, меж…здательское, без…скусное, сверх…нтересный, раз…гралась, от…скать, без…мянный, с…грать, дез…нфекция, меж…нститутский, под…тожить, небез…звестный, из…сканный, пред…словие.
Задание .Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждой группе лишнее слово, подчеркните.
1. Супер…гра, супер…яхта, трёх…ярусный.
2. С…знова, вз…скать, с…кономить.
3. Пред…нфарктное, пред…кзаменационное, пред…дущее.
4. Об…ндеветь, за…ндеветь, об…скать.
По…скать, на…грать, вз…мать. В какой группе лишнего слова не оказалось?
Упражнение №1. С…грать, под…скать, с…митировать, под…тожить, меж…нститутские, пред…дущий, под…грать, раз…грать, меж…здательское, без…глый, с…кономить, вышел в супер…гру, пред…юньское, без…нициативный, в ожидании сан…нспекции, смог от…граться, поступил в мед…нститут, вз…мать, об…ск, начать с…знова, без…дейное, спец…нвентарь, ветви об…ндевели, без…гольное, меж…гровой, вз…скательный, роз…ск.
Фин. нспектор, об. скивать, пред. дущий пост. мпериализм, спорт. гра, меж. рригационный с. митировать, из. скать, дез. нфицировать транс. ранский, контр. гра, пред. дущий
без. нвентарный, пост. нфарктный, с. гранный , без. мянный, с. мпровизированный, сверх. зысканный, раз. грать без. дейный, мед. нститут, воз. меть, сверх. зысканно, пред. юньский, дез. нтеграция, мед. нститут, сверх. нтеллигентность, вз. мать, пед. нститут, небез. звестный, пред. стория, пред. юльский, по. нтересоваться, с. мпровизировать, двух. гольный, без. тоговый, без. ндукционный, меж. гровой, пред. дущий, без. мянный, спорт. нвентарь, от. грать , с. ронизировать, из. сканный, от. гравшись , раз. грать, дез. нформировать, по. скать, пред…юльские события, с…гранная, сверх…нтересно, пред…нфарктное, меж…гровой, про…грыш, роз…грыш, под…тожить, до…сторическое, из…скать, супер…гра, сверх…зобретательные, небез…нтересный, меж…здательское, без…скусное, сверх…нтересный, раз…гралась, от…скать, без…мянный, с…грать, дез…нфекция, меж…нститутский, под…тожить, небез…звестный, из…сканный, пред…словие.
Задание . Образуйте возможные однокоренные слова от данных с указанными приставками. Приставки: об-, по-, пере-, с-, про-, от-, под-, раз-, на-, до-, от-, без-, сверх-.
Задание .Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждой группе лишнее слово, подчеркните.
5. Супер…гра, супер…яхта, трёх…ярусный.
6. С…знова, вз…скать, с…кономить.
7. Пред…нфарктное, пред…кзаменационное, пред…дущее.
8. Об…ндеветь, за…ндеветь, об…скать.
По…скать, на…грать, вз…мать. В какой группе лишнего слова не оказалось?
Упражнение №1. С…грать, под…скать, с…митировать, под…тожить, меж…нститутские, пред…дущий, под…грать, раз…грать, меж…здательское, без…глый, с…кономить, вышел в супер…гру, пред…юньское, без…нициативный, в ожидании сан…нспекции, смог от…граться, поступил в мед…нститут, вз…мать, об…ск, начать с…знова, без…дейное, спец…нвентарь, ветви об…ндевели, без…гольное, меж…гровой, вз…скательный, роз…ск.
Источник статьи: http://znanio.ru/media/pravilo-konspekt-i-y-posle-pristavok-2827990
Как правильно пишется слово «смочь»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: блудодей — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «смочь»
Синонимы к слову «смочь»
Предложения со словом «смочь»
Цитаты из русской классики со словом «смочь»
Сочетаемость слова «смочь»
Значение слова «смочь»
СМОЧЬ , смогу́, смо́жешь, смо́гут; прош. смог, –ла́, –ло́; сов., с неопр. (несов. мочь 1 ). Оказаться в состоянии сделать что-л. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «смочь»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «смочь»
СМОЧЬ , смогу́, смо́жешь, смо́гут; прош. смог, –ла́, –ло́; сов., с неопр. (несов. мочь 1 ). Оказаться в состоянии сделать что-л.
Предложения со словом «смочь»
Люди всегда смогут найти причину того, что не позволяет им в корне изменить жизнь.
Если вас соберётся немного, не устанавливай определённое количество прыжков, а делай их столько, сколько сможешь сделать безошибочно.
Вероятно, даже на этой стадии распада страхов вы ещё сможете понять, что было их истинной причиной.
Синонимы к слову «смочь»
Ассоциации к слову «смочь»
Сочетаемость слова «смочь»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Как правильно пишется слово не смог?
Правильный вариант написания: не смог
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.
Правило написания глагола с частицей «не»
Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:
- Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
- Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
- Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.
Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:
- Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
- Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
- Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.
Таким образом, «не смог» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.
Примеры использования и цитаты с «не смог»
Не перестаёт писать пролетарский поэт и о любви. Главная муза и возлюбленная его, по мнению историков, это … Но, к сожалению так и не смог выехать к ней за рубеж.
Маяковский Владимир — стихи
Прошедший столько испытаний, писатель просто не смог бы писать весёлые и лёгкие произведения. … Понять и оценить произведения Достоевского может не каждый.
Достоевский Федор — романы, повести и рассказы
В Хороссане есть такие двери, Но открыть те двери я не мог. У меня в руках … У меня в руках довольно силы, Но дверей не смог я отпереть. Ни к чему в любви моей…
«В Хороссане есть такие двери» — Есенин Сергей
Источник статьи: http://pravica.ru/ne-smog
Правописание глагола “сможете”: грамматика, спряжение, примеры
Писать правильно слова «сможете», «сможет» нужно так, как тут – с суффиксом «е».
Поэтому написания «сможите», «сможит», «сможат», «сможут», «сможили» – глубоко, непростительно ошибочны . Однако объяснимы, поскольку классическая «школьная» орфография неправильно относила исходную форму (инфинитив) «смочь» к 1-му спряжению, а «лихие» языковеды «лохматых» годов вкупе с их современными последователями окончательно запутали проблему, о чём подробнее можно прочитать в статье о слове «приедешь».
Правила
Глаголы несовершенного вида «мочь» и соответствующий ему совершенного вида «смочь» очень древние, оставшиеся в русском языке от древнеславянского, в котором времён и спряжений было больше. Удобные для произношения и написания архаичные формы выжили; неудобные отмерли, заменившись подходящими из актуальных спряжений. Спряжения таких глаголов называются изолированными, так как они (соответствующие глаголы) спрягаются каждый по-своему, особенно. То есть, некоего общего «изолированного типа» спряжений нет. Если в грамматическом описании глагола значится «изолированное спряжение», то это не значит, что другой глагол с такой же пометкой спрягается аналогично. Правописание глаголов изолированного спряжения нужно просто запоминать; к счастью, в русском языке таких немного: бежать, болеть, брать, быть, дать, есть, мочь/смочь (см. ниже), трепать, хотеть – вот, пожалуй, и все из часто употребляемых.
Примечание: дополнительно о причинах и ходе «редукции форм» в русском языке см. в конце.
Для ряда глаголов изолированного спряжения характерна смена согласных в корне. В нашем случае «ч » – «г» – «ж»: «смочь» – «смог» – «сможешь». Наткнувшись на слова, в которых наблюдается подобное явление, справляйтесь об их правописании обстоятельнее. К сожалению, пресловутый Викисловарь, следуя, видимо, своей идеологической «сверхзадаче», напускает в данном вопросе изрядно туману. Так, в нём типичнейшим, так сказать, образцовым глаголам 1-го спряжения «приехать» и «прийти» назначено изолированное (!) спряжение, а для нашего «мочь» указано некое спряжение 8c/b. Поднять источник – его автор, похоже, пытается вернуться к древнеславянским спряжениям, сдабривая их собственными, мягко говоря, недостаточно обоснованными домыслами.
Грамматика
Итак, слова «сможете» и «сможешь» суть личные формы древнего глагола совершенного вида изолированного спряжения смочь, состоящего из приставки «с-» и корня «-мочь». Соответствующий глагол несовершенного вида «мочь». Напомним, глаголы совершенного вида обозначают действие уже совершённое или совершающееся, результат которого очевиден. И обратно – глаголы несовершенного вида значат, что действие или предстоит совершить, или же его результат неоднозначен. Оба глагола «мочь» и «смочь» непереходные, т.е. действие происходит с субъектом высказывания, с тем, кто действует, а не производится тем же субъектом над чем-то или кем-то.
Личные формы глагола «смочь» таковы:
- (Я) смогу́ (будущ.)/ смо́г (прошедш. муж.)/ смогла́ (прош. жен.)/ смо́г (смогла́) илисмо́г (смогла́) (сослагательн.)/ (Я/мы) смо́чьили (Мне/вам) смо́чь (повелительн.).
- (Мы) смо́жем (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́ или смогли́ (сослагательн.)/ смо́чьили (Мне/нам) смо́чь /смо́жем / смо́жем; смо́жемте (повелительн.).
- (Ты) смо́жешь (будущ.)/ смо́г (смогла́) (прошедш.)/ смо́г (смогла́) илисмо́г (смогла́) (сослагательн.)/ смо́чь; смоги́ (повелительн., устаревшая форма).
- (Вы) смо́жете (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́илисмогли́ (сослагательн.)/ смо́чь (повелительн.); смоги́те (повелительн., устаревшая форма).
- (Он) смо́жет (будущ.)/ смо́г (прошедш.)/ смо́гилисмо́г (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
- (Она) смо́жет (будущ.)/ смогла́ (прошедш.)/ смогла́илисмогла́ (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
- (Оно) смо́жет (будущ.)/ смогло́ (прошедш.)/ смогло́илисмогло́ (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
- (Они) смо́гут (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́илисмогли́ (сослагательн.)/ смо́гут (повелительн.).
Действительное причастие прошедшего времени смо́гший. Деепричастие прошедшего времени смо́гши.
Разделение переносами: смо-гу́; смо-гла́; смог-ла́; смо́-жем; смо́ж-ем; смо-гли́; смог-ли́; смо-ги́; смо́-жете; смо́ж-ете; смо́же-те; смо-ги́те; смоги́-те; смо́-жемте; смо́ж-емте; смо́же-мте; смо́жем-те; смо́-жешь; смо́ж-ешь; смо-ги́те; смог-и́те; смоги́-те; смо́-жет; смо́ж-ет; смо-гло́; смог-ло́; смо́-гут; смо́г-ут.
Значение
Глагол «смочь» и его словоформы в русском языке имеют всего три значения:
- Быть или прийти в состояние для свершения чего-либо; оказаться в соответствующих условиях: «Вы сможете приехать ко мне после работы?»; «Давай-ка застеклим балкон металлопластиком. Тогда я смогу мастерить что-нибудь полезное и зимой». Частичные синонимы «суметь», «наладиться».
- Решиться на некое дело или предприятие (как правило, взвесив все обстоятельства): «Да, пожалуй, мы смогли бы раскошелиться на капитальное остекление балкона». Синоним «осилить».
- Довести до успешного конца начатое (как правило, невзирая на препоны): «Мама, смотри, я сегодня смог сам поделать все уроки!»; «Смоги подтягиваться пять раз на турнике – сможешь делать и подъём переворотом». Синоним «суметь»; частичные «довершить», «осилить».
О временах и спряжениях
Кирилл и Мефодий, как известно, разработали первославянскую грамматику на основе латинской. Латиняне же свою основали на древнегреческой. В те времена то и другое было более чем оправдано: славянский язык тогда был малоразвит, а греки первыми создали общедоступный литературный язык – койнэ – на котором можно было выражать тончайшие оттенки человеческой мысли; свидетельства тому достижения греческой науки и литературы. Шумерскому опыту («Сказание о Гильгамеше») не повезло – он по ряду объективных причин канул в лету, а колоссальные творения индийцев и китайцев долгое время оставались фактически в культурной изоляции, т.к. их создатели не рассчитывали на аудиторию с совершенно иным образом мыслей. Греки же придумали грамматику, изначально приспособленную к внятному общению представителей различных социокультурных групп – к тому времени единая ойкумена уже сложилась.
Однако разработка оптимальной флексии – очень трудная штука. Если её мало, мысли плохо выражаются. Если слишком много – язык становится сложным, тяжёлым, учить его трудно. Поэтому койнэ, латынь и непосредственно происходящие от них современные европейские языки ещё не вполне флективны: в них были и есть вспомогательные слова для указания, к примеру, родов, обобщённых количеств (одно, несколько, много), категорий времени (давнопрошедшее, прошедшее, завершающееся, только что завершившееся, совершающееся, вот-вот совершащееся, которое совершится), и отношений модальности (возможности, обязанности, долженствования: «можешь, если хочешь», «давай, разрешаю», «должен, делай, и нечего тут»). Подобный способ изъяснения достаточно удобен и потому дожил до наших дней.
Судьба древнерусского языка оказалась особенной: он и задолго до монгольского нашествия сильнейшим образом взаимодействовал с тюркскими языками. А в них словообразование происходит принципиально иным способом – агглютинативным, «склеиванием» корней и частиц, имеющих каждая своё собственное значение, причём значение «склеенного» слова получается другое. К примеру, «кара» это чёрный, «ак» белый, а «су» – текущая вода, струя. Но «карасу» означает мутную речку или ручей; «аксу» – чистую, прозрачную.
Агглютинация как способ выражения мыслей в целом гораздо менее удобна, чем флексия, но общение с тюркоязычными народами дало русичам опыт работы с частицами и окончаниями, который Западу, как говорится, и не снился, расширило «ассортимент предлогов» и позволило кардинально усовершенствовать, так сказать, технологию словосборки. Артикли, модальные глаголы и пр. «лишние слова» (по выражению Бернарда Шоу) стали не нужны – великорусский язык стал чисто флективным, по гибкости (в т.ч. и по восприимчивости иностранных слов) не имеющим себе равных.
Однако на этом русский язык надолго впал в летаргию: давление на Русь и с Востока, и с Запада было отнюдь не только и не столько культурным. «Заснули» вместе со строем языка и устаревшие словоформы, оставшиеся от «латиноподобной» грамматики. Немало поспособствовали этому и церковники – статус грамотного священнослужителя в те очень «нескучные» времена обеспечивал личную безопасность и благосостояние, которых подчас не имели и владетельные особы, так что клир, храня монополию на грамотность, всячески препятствовал упрощению письменной речи.
Первым, кто, образно говоря, растолкал русский язык под микитки, был Пётр Великий. А внезадолге М. В. Ломоносов уже вполне по-научному оптимизировал его грамматику, повыкидывав лишнее, ничего не говорящее, или дублирующее более понятное. После того было ещё несколько реформ языка, но и современная русская грамматика в основе своей ломоносовская. Глаголы изолирующего спряжения в ней остались неспроста: они доказали свою жизнеспособность, т.е. сказать/написать то же самое, насильно вгоняясь в некие формальные рамки, будет сложнее и смутнее.
Что же касается выразительности, то в ней «греко-латинические» языки и русский фактически равны. Там – Гомер с Еврипидом, Шекспир и Байрон; здесь – Пушкин и Лев Толстой. Но способы выражения там и там всё-таки различны. Попытки «переломать» строй языка под иной умаляют его выразительность, и обращение к изжившим себя способам словообразования, равно как отказ от действительных в живом языке это, самое меньшее, весьма и весьма неумный подход к решению лингвистических вопросов.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Источник статьи: http://pishempravilno.ru/smozhete/