Смех силе брат как пишется

Прошу помогите!!

54. Подчеркните грамматические основы предложений; обозначьте чем они выражены (кстати, тут еще нужно тире расставить тире между подлежащим и сказуемым)

1. Работать в увлечением _ лучшее лечение. 2. Период обращения Земли вокруг Солнца _ около 356 суток. 3. Минус 89 градусов _ наиболее низкая температура воздуха отмеченная в Антарктиде на станции “Восток”. 4. Работы бояться счастья не видать. 5. Одно из достопамятных событий Смутного времени это создание народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского. 6. “Мирово” _ это наречие вовсе не уличное это древнерусское слово с берегов белого моря. 7. Словарь народа _ это ведь мышление народа; это его история его быт и труд. . 8. Гринев _ не героическая личность он просто честный служака. 9. День вечеру _ не указчик. 10. Своя то избушка _ как милая подружка. 11. Нет! Жизнь моя не стала ржавой, не оскудело бытие. Поэзия _ моя держава, я _ вечный поданный ее. 12. Вернейший признак силы _ знать свои недостатки. 13. Смех силе брат. 14. Пушкин _ самое грандиозное явление связанное с историей Лицея. 15. Ганнибал _ абиссинец, сын владетельного князька города Лагона. 16. Литературные знакомые Пушкиных _ люди в основном карамзинского направления, самого передового в русской литературе того времени. 17. Первое дело _ преступившего порог согреть у огня и как следует накормить. 18. Людское сердце _ не лукошко и не порежешь в нем окошко. 19. Я _ человек подневольный. 20. Каждый вздох _ что радости глоток.

Боже мой, не могут даже найти грамматическую основу. Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое.
Я сейчас в 8 классе в Узбекистане. Тут любой мой одноклассник, хоть русский, хоть узбек знает что такое грамматическая основа. А говорят в России гораздо сложнее учить родной язык
Ну помогу немного. Просто так набирать столько.
1. Работать (подлежащее подчеркивается одной чертой) с увлечением – лучшее лечение (сказуемое подчеркивается двумя чертами) . 2. Период (подл. ) обращения Земли вокруг Солнца – около 356 суток. 3. Минус 89 градусов – наиболее низкая температура (сказ) воздуха отмеченная в Антарктиде на станции “Восток”. 4. Работы бояться (подл) – счастья не видать. (сказ) . 5. Одно из достопамятных событий Смутного времени – это создание (сказ) народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского. 6. “Мирово” (подл) – это наречие (сказ) вовсе не уличное – это древнерусское слово
(сказ) с берегов белого моря. 7. Словарь (подл) народа – это ведь мышление (сказ) народа; это его история (сказ) его быт (сказ) и труд (сказ) .Гринев (подл) – не героическая личность (сказ) он просто честный служака (сказ) 9. День (подл) вечеру не указчик сказ) . 10. Своя то избушка (П) как милая подружка (С)
В остальных везде есть тире, кроме 18 и вроде бы 20

Сам недавно эту тему проходил, так что совершенно точно не знаю

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/48861976

Дистанционные курсы для педагогов

650 курсов повышения квалификации от 590 руб.

253 курса профессиональной переподготовки от 2190 руб.

Входим в перечень Министерства просвещения Российской Федерации

Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки

900 курсов от 770 рублей

Разговоры о важном

Рекомендуем всем учителям 1-11 классов

конспект урока литературы в 10 классе “Смех – силе брат”

Методическая разработка урока литературы в 10 классе

(на материалах литературного краеведения).

Цель: развитие личности, свободно действующей в культурологическом пространстве.

Форма урока : комплексный анализ текста.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет В.Ф.Чернова, картина И.И.Левитана «Золотая осень», Б.М.Кустодиева «Купчиха за чаем», выставка картин художника – кулебачанина В.Ф.Чернова, выставка сборников стихов и прозы литературного объединения «Лира», в качестве музыкального сопровождения использована музыка В.Ф.Чернова.

I. Вступительное слово учителя (на фоне музыки и сменяющихся слайдов карты Нижегородской области, въезда в город Кулебаки, здания Музея металлургов):

Нижегородская земля по праву гордится своими земляками. Достаточно вспомнить писателя Максима Горького, который рос и проходил свои “университеты” в Нижнем Новгороде, основоположника научного краеведения А. Мельникова-Печерского, композитора, основателя известной всему миру «Могучей кучки» М.А. Балакирева, механика-самоучку Ивана Кулибина. В историю края вошли имена многих декабристов-нижегородцев: М.П. Бестужева-Рюмина, В.И.Белавина, С.П.Трубецкого, В.Ф.Шаховского, Н.М.Муравьева… Еще одно широко известное имя, связанное с Н. Новгородом, – изобретатель радио А.С.Попов. В 1889-1898 гг. он заведовал ярмарочной электрической станцией.

В нашем крае жили, учились и работали выдающийся химик В.В. Марковников, разработавший теорию взаимного влияния атомов в химическом соединении; основоположник русской физиологической школы И.М. Сеченов; изобретатель метода получения из нефти высококачественных смазочных масел В.И. Рагозин.

Небольшой городок Кулебаки, расположенный к юго-западу от Нижнего Новгорода, тоже богат своими достижениями в области науки и техники. Здесь, в 190 километрах от Нижнего Новгорода, живут и трудятся люди, чьи имена известны кулебачанам. Это доктор технических наук Ю.В.Процив; директор Детско-юношеского центра Наталья Николаевна Щеткина – Почетный работник общего образования Российской Федерации, Член Союза пионерских организаций Нижегородской области; Смирнов Леонид Петрович, председатель Земского собрания; Ульянов Николай Семенович, учитель географии; Чернов Владимир Федорович, главный редактор газеты «Кулебакский металлист» и многие другие. Нам радостно знать, что их имена внесены в Почетную книгу «Кто есть кто? Нижегородская область» наряду с такими известными фамилиями, как Наумов Сергей Владимирович, Немцов Борис Ефимович, Скляров Иван Петрович, Носкова Ольга Владимировна…

Среди вышеперечисленных имен – имя главного редактора нашей местной газеты – Владимира Федоровича Чернова. Кулебачанам он известен также как руководитель литературного объединения «Лира» – в «Кулебакском металлисте» часто можно встретить «Лирическую страничку», подготовленную В.Ф.Черновым. Это то немногое о Владимире Федоровиче, что общеизвестно.

«Чернов Владимир Федорович – главный редактор МУП «Редакционно-издательский центр «Кулебакский Металлист» с 1988 года …область научных, производственных, творческих интересов: литературное творчество, живопись, топонимия Нижегородской области. Призер и лауреат многих всесоюзных и всероссийских смотров художественной самодеятельности, участник многих художественных выставок разного уровня. Автор научных и методических работ. Член Союза журналистов России…Хобби: литературное творчество, живопись, музыка» – такая статья размещена в информационно-биографическом издании 2005 года «Кто есть кто? Нижегородская область».

II. Проверка домашнего задания. Рассказ подготовленной ученицы о В.Ф.Чернове – художнике, композиторе, исследователе… с показом презентации.

Основные тезисы презентации:

Изучение творчества В.Ф.Чернова я решила начать со знакомства с его картинами. 1. Владимир Федорович выполняет свои картины, в основном, в жанре пейзажа, натюрморта. Жителям и гостям нашего города известны работы художника, выставляемые в разное время в городском Музее Металлургов. Это и «Теша», «Дыхание осени», «Улочка» и другие. Чаще всего на полотнах художника можно встретить знакомую местность: берега Теши, городской парк, родные улочки, окрестные деревеньки. Перед глазами встают до боли знакомые картины из детства. Природа, которую автор запечатлел в одном мгновении, создает ощущение присутствия. От нее неотделимо душевное состояние автора в момент создания картины.

В основном, в пейзажах преобладают теплые, звонкие цвета, через них автор не только выражает свою любовь к «малой» Родине, но и хочет показать другим ее красоту и неповторимость.

2. Второе увлечение В.Ф.Чернова – музыка. Баян, труба, балалайка, гитара, гармоника – инструменты, на которых играет композитор Чернов. Мелодии, созданные композитором Черновым, приятные, напевные. Они завораживают слушателей своим лиризмом, легко запоминаются. В музыкальных произведениях, как в картинах и в стихотворениях, выражается любовь автора к своей родине, своему краю, любовь искренняя, неподдельная.

3. Кулебакская земля всегда была богата талантливыми людьми. В их числе особое место занимают литераторы. По инициативе Владимира Федоровича в 1980 году начала работать литературная группа «Лира» при редакции газеты. «Лира» сразу же завоевала большую популярность и в городе, и в районе.

4. Вовсе неожиданным для меня оказалось то, что Владимир Федорович является исследователем. Он занимается топонимикой Нижегородской области. В своих исследованиях мордово-язычных топонимов он решительно отвергает общепринятую теорию происхождения названия «Кулебаки», «Велетьма» и других, приводя научные аргументы, очень убедительные и в то же время действительно обоснованные, доказывающие его точку зрения.

5. Владимир Федорович – человек, прекрасно владеющий навыками работы на компьютере, это «виртуоз». Компьютер – его следующее увлечение. И действительно, для Чернова компьютер, Интернет – «своя стихия» и своего рода – окно в мир информации, знакомства с людьми различных национальностей, проживающих в самых отдаленных уголках мира, переписка с ними, общение.

Познакомившись с таким замечательным человеком, как Владимир Федорович Чернов, я еще раз убедилась в том, что «талантливый человек талантлив во всем». Это яркая, творческая личность, поражающая своей энергией, жаждой познания, целеустремленностью. Все его творчество: и картины, и музыка, и стихотворения, и рассказы – все выражает необыкновенную любовь к Родине, природе родных мест.

Это настолько увлеченный человек, что, кажется, он ни минуты не сидит на месте. И скорее всего, так оно и есть. В его планах сейчас организовать персональную выставку картин, выпустить в свет свою новую художественную книгу о Кулебе… А еще одно желание исследователя – написать монографию по топонимике Нижегородской области. «Как выйду на пенсию», – смеется он.

III. Слово учителя: Сегодня мы поговорим о жанре юмористического рассказа, так как проза Владимира Федоровича в основном представлена юмористическими рассказами, в основе которых лежит комическая ситуация или смешное недоразумение. Итак, запишем тему сегодняшнего урока: «Смех – силе брат». Именно он помогает бороться с отрицательным в жизни, делает человека духовно более сильным, поддерживает дух критики и самокритики. «В смехе только выражается отношение к объекту осмеяния, дается его оценка, но вместе с тем просвечивается и сам смеющийся человек, уровень его культуры, характер его вкусов и т.д.» (Б.Дземидок. О комическом. – М., 1974)

Возьмем, к примеру, рассказ «Кран», в котором отцу не удается объяснить дочери, что такое кран. Автор передает детскую речь: «зняю», «водицька тецёт», «тозе вклюцяет». По моему мнению, автор включил детскую речь в рассказ с той целью, чтобы передать комичность диалога взрослого папы с маленькой дочерью.

Гаврилыч – персонаж, переходящий из рассказа в рассказ. Мы встречаемся с ним в «Лекторе», «Речи Гаврилыча перед книголюбами» и др. Уже исходя из названий видно, что этот герой любит поговорить перед публикой. И совершенно неважно, что Гаврилыч не готов к выступлению – он может вести разговор на любые темы, перед любой аудиторией: будь то классный час на международные темы у первоклассников, или собрание книголюбов. Прототипом Гарилыча явился мужичок, который был мужем сторожихи Болдинского заповедника. Все в Болдине называли его попросту дядя Вася.

Так как в рассказах речь в основном ведется о простых людях, то автором часто используются диалектные слова и выражения, характерные для жителей нашего края: «пращевай», «коли», «дуй» (в значении «иди») и др. Это создает атмосферу обыденности, сближает читателя с героями рассказов В.Ф.Чернова. Несмотря на то, что во всех них автор высмеивает какие-то человеческие пороки, он показывает всех героев бесхитростными и открытыми для общения.

Анализ рассказа «День рождения».

1. Инсценировка рассказа подготовленными учениками.

– К какому виду прозы относится данное произведение? ( Рассказ)

– Дайте определение рассказа. ( Рассказ – небольшое прозаическое произведение, рисующее одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц. Наряду с романом, повестью, сказкой рассказ относится к повествовательным жанрам литературы. В рассказе выделяются 3 части: завязка, кульминация, развязка.

Завязка – событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия рассказа.

Развязка – заключительное действие, которое явилось результатом развития событий.)

– Назовите основные составляющие части этого рассказа.

– Важное место среди произведений художественной литературы занимает юмористический рассказ, в основе которого лежит комическая ситуация или смешное недоразумение. Юмор проявляется в манере повествования, в обрисовке внешности и языке героев. Вспомните авторов, которые писали в жанре юмористического рассказа.

– как вы считаете, почему автор именно так назвал свой рассказ?

Задания первой группе. «Портрет как средство создания образа литературного героя».

– Вспомните, что такое портрет.

– Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа?

– Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры?

– Какие детали в облике героев автор описал более подробно и почему?

Задания второй группе. «Особенности речи героев».

Запись в тетрадь: «Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности». Исходя из этого определения, проследите за речью героев рассказа «День рождения».

– Указывает ли речь героев на то, о чем говорится в определении? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста.

– К какому общему выводу вы пришли?

4. Подведение итогов работы групп.

В рассказе «День рождения» автор изображает главного героя, в течение всей своей жизни не верящего «ни в бога, ни в чертей, ни в колдовские чары». И только в старости герой вспоминает пророчество цыганки, что проживет дед Архип «без бед семь десятков лет и на семьдесят первом году, в ночь перед Рождество, умрет». Изображая лежащего на диване деда Архипа, ждущего своей последней минуты, автор строчками о том, как дед Архип вспоминает о далеких годах юности, о первых днях супружеской жизни, о рождении первого сына, подводит читателя к неминуемой персонажа смерти. И когда кукушка прокуковала одиннадцать часов, дед Архип стал прощаться с бабкой Полиной, подумав, что нужно было сыновьям и дочери сообщить о его скорой смерти.

В конце рассказа, когда автор вновь возвращает нас в дом деда Архипа, мы слышим его «громкий, сочный, такой знакомый-презнакомый храп». Проснувшись утром, Архип стал плясать, весело припевая: «…праздник у меня седня. Тройной! День рождения, воскресенье и Рождество!»

Домашнее задание : Познакомиться с другими рассказами В.Ф.Чернова. Попробовать свои силы в написании юмористического рассказа.

(Вариант: составить рассказ, используя предложенные слова. В каждом предложении должно быть использовано по одному слову. Слова: девушка, костюм, цветок, ключ, крокодил, корабль, земля, солнце, радость, удовольствие).

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt_uroka_literatury_v_10_klasse_smeh_-_sile_brat-471354.htm

смех – силе брат

смех без причины — признак дурачины riso II m рис

смех без причины — признак дурачины

5 il riso fa buon sangue

См. также в других словарях:

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца “из… … Большая биографическая энциклопедия

Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

Вселенная «Дозоров» — Вселенная «Дозоров» фантастическая реальность, придуманная Сергеем Лукьяненко. Описана им в книгах «Ночной Дозор», «Дневной Дозор» (в соавторстве с Владимиром Васильевым), «Сумеречный Дозор», «Последний Дозор», «Новый Дозор», рассказе… … Википедия

Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

ВОЛЯ – НЕВОЛЯ — Надулся, да не отдулся. Из сил выбился. Не сможешь, не осилишь; а надорвешься, не поможешь. Что с ним заведешь: шапки с него не соймешь (от старинного обычая позорить съемкой шапки). С него шапки не сымешь. С него взятки гладки. Лег верблюд, так… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Польская литература — I. Литература шляхетской Польши. 1. Средневековая Польша (X XV вв.). 2. Шляхетская Польша (конец XV и XVI вв.). 3. Разложение шляхты (XVII в.). 4. Разложение шляхетского государства (XVIII в.). II. Польская литература нового времени. 1.… … Литературная энциклопедия

Крылов, Иван Андреевич — знаменитый русский баснописец, род, 2 февраля 1769 г., по преданию в Москве, ум. 9 ноября 1844 г. в Петербурге. Раннее детство Крылова прошло в Оренбурге, где служил в то время отец его, Андрей Прохорович, имеющий некоторое право на известность в … Большая биографическая энциклопедия

Дмитриев, Иван Иванович — государственный деятель и известный поэт, родился 10 сентября 1760 г. в родовом поместье, селе Богородском, Симбирской губ., в 25 вер. от уездн. гор. Сызрани, в старинной дворянской семье, ведущей свой род от князей Смоленских. Отец его, Иван… … Большая биографическая энциклопедия

Добролюбов, Николай Александрович — (род. 17 января 1836, ум. 17 ноября 1861) один из замечательнейших критиков русской литературы и один из характерных представителей общественного возбуждения в эпоху “великих реформ”. Он был сыном священника в Нижнем Новгороде. Отец,… … Большая биографическая энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

Источник статьи: http://translate.academic.ru/%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%85%20-%20%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B5%20%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82/it/ru/

смех – силе брат

смех без причины — признак дурачины riso II m рис

смех без причины — признак дурачины

5 il riso fa buon sangue

См. также в других словарях:

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца “из… … Большая биографическая энциклопедия

Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

Вселенная «Дозоров» — Вселенная «Дозоров» фантастическая реальность, придуманная Сергеем Лукьяненко. Описана им в книгах «Ночной Дозор», «Дневной Дозор» (в соавторстве с Владимиром Васильевым), «Сумеречный Дозор», «Последний Дозор», «Новый Дозор», рассказе… … Википедия

Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

ВОЛЯ – НЕВОЛЯ — Надулся, да не отдулся. Из сил выбился. Не сможешь, не осилишь; а надорвешься, не поможешь. Что с ним заведешь: шапки с него не соймешь (от старинного обычая позорить съемкой шапки). С него шапки не сымешь. С него взятки гладки. Лег верблюд, так… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Польская литература — I. Литература шляхетской Польши. 1. Средневековая Польша (X XV вв.). 2. Шляхетская Польша (конец XV и XVI вв.). 3. Разложение шляхты (XVII в.). 4. Разложение шляхетского государства (XVIII в.). II. Польская литература нового времени. 1.… … Литературная энциклопедия

Крылов, Иван Андреевич — знаменитый русский баснописец, род, 2 февраля 1769 г., по преданию в Москве, ум. 9 ноября 1844 г. в Петербурге. Раннее детство Крылова прошло в Оренбурге, где служил в то время отец его, Андрей Прохорович, имеющий некоторое право на известность в … Большая биографическая энциклопедия

Дмитриев, Иван Иванович — государственный деятель и известный поэт, родился 10 сентября 1760 г. в родовом поместье, селе Богородском, Симбирской губ., в 25 вер. от уездн. гор. Сызрани, в старинной дворянской семье, ведущей свой род от князей Смоленских. Отец его, Иван… … Большая биографическая энциклопедия

Добролюбов, Николай Александрович — (род. 17 января 1836, ум. 17 ноября 1861) один из замечательнейших критиков русской литературы и один из характерных представителей общественного возбуждения в эпоху “великих реформ”. Он был сыном священника в Нижнем Новгороде. Отец,… … Большая биографическая энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

Источник статьи: http://translate.academic.ru/%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%85%20-%20%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B5%20%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82/it/xx/

Тире между главными членами предложения

Дидактический материал для углубленного изучения в старших классах

Прочитайте выдержку из Толкового словаря В.И. Даля.

Тире – один из знаков препинания на письме, будто бы писатель призадумался тут или требует догадки, дополнения, пропуска.

В пятом классе вы познакомились с главным правилом в этой теме и можете объяснить, почему пишется тире в приведенном предложении. И подлежащее, и сказуемое выражены в нем именами существительными в именительном падеже, и пропущен глагол-связка есть.
Можете ли вы объяснить наличие или отсутствие тире в следующих примерах?

Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Слово слову рознь. Слово не обух, в лоб не бьет. Слово бело, да дело черно. Ласковое слово, как говорится в словаре Даля, ключ к любому сердцу. Пустые слова что орехи без ядра. С глупым говорить – что в стену горох лепить.

Выбор варианта – нужно или не нужно писать тире – зависит от целого ряда условий: способов выражения главных членов, порядка слов в предложении, наличия второстепенных членов и способов их выражения, наличия частиц, союзов между подлежащим и сказуемым. Вернемся к данным примерам позже, после того как рассмотрим правила постановки тире между главными членами предложения.

Тире пишется между главными членами предложений при пропуске глагола-связки в следующих случаях:

1. Если оба главных члена предложения выражены именами существительными в именительном падеже:

6. Если перед сказуемым находится одна из указательных частиц это, вот, значит, это значит:

Однако если сказуемое выражено инфинитивом, тире, как правило, сохраняется:

7. Eсли перед именной частью сказуемого обстоятельство или дополнение:

Из данных слов составьте крылатые выражения, в которых должно писаться тире между главными членами предложений:

1. Золото, серебро, молчание, слово.
2. Ягодка, цветочек, пословица, поговорка.
3. Снег, речи, дела, сажа.
4. Себе, вредить, курить.
5. Бессилие, гнев, признак.
6. Значить, понять, наполовину, простить.

Объясните знаки препинания в следующих крылатых выражениях и их смысл:

Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Горе что море: его ни переплыть, ни выплакать.
Один сын не сын, два сына – полсына, три сына – сын.
Хорошо, когда собака – друг, но плохо, когда друг – собака.
Язык – стяг, дружину водит.
Печаль беде не помощник.
Друг, достигший власти, – потерянный друг.
Любовь, по определению французского писателя Фонтенеля, самое утреннее из наших чувств.

Расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях, объясните наличие или отсутствие в них тире.

А. Коса девичья краса. Упрямство есть порок слабого ума. Брат сестре не указ в стряпне. Без хозяина дом сирота. Я ж именинник, да мне ж и пирога нет. Обещать дело господское, исполнять холопское. Злоба что лед, до тепла живет. Мы люди неграмотные, едим пряники неписаные. Без дела жить только небо коптить. Без ума голова что лукошко. Овцы целы, и волки сыты. Лапоть сапогу не пара. Острый язык дарование, длинный язык наказание. Лунная ночь что ненастный день. Смирение молодцу ожерелье. Умный попутчик половина пути. Двое одному рать. Лучший секрет тот который оставляешь при себе. Быль что смола, а небыль что вода. Лето припасиха, зима прибериха.

Б. Счастье не палка: в руки не возьмешь. Всяк своего счастья кузнец. День долог, а век короток. Один в поле не воин. Без призвания труд ремесло, по призванию труд мастерство. С умным разговориться что воды напиться. Печь хлеб дело пекаря. Золото еще не достоинство, а вот ум богатство. Без хозяина земля что круглая сирота. Дом вести не лапти плести. Веселье от всех бед спасенье. Клевета для слуха то же, что полынь для языка. Старость забывчива, юность неопытна. Гусь свинье не товарищ. Дурака учить что мертвого лечить. Хлеб в пути не тяжесть. Юность легкомысленна, старость осторожна. Чистая вода для хвори беда. Человек без друзей что дерево без корней. Знание в юности это мудрость в старости. Лоб что лопата, да ума маловато. Сердце соколье, а смелость воронья. Правда не железо, не гнется.

Знаете ли вы пословицы целиком? Допишите их.

1. Голод не тетка.
2. Терпеть не беда.
3. Попытка не пытка.
4. Слово не стрела.
5. Старость не радость.
6. Язык не лопатка.
7. Любовь не пожар.
8. Слово не воробей.
9. Дело не медведь.
10. Быль не сказка.
11. Чужой рот не огород.
12. Пень не околица.

Ключ: 1. : пирожка не подсунет. 2. – было бы чего ждать. 3. , спрос не беда. 4. , а пуще стрелы разит. 5. , бедность не корысть. 6. – знает, где сладко. 7. , а загорится – не потушишь. 8. : вылетит – не поймаешь. 9. – в лес не уйдет. 10. – из нее слова не выкинешь. 11. – не приставишь ворот. 12. – пустая речь не пословица.

Почему в одних случаях тире перед частицей не пишется, а в других нет?

Слово не стрела, а ранит. Первая пороша не санный путь. Век сжить – не мех сшить. Говорить – не работать, торопиться не надо. Слово не нож, но до ножа доводит. Хозяйство вести – не платком трясти. Жениться не напасть, как бы, женившись, не пропасть. Хвастать – не кашлять: спина не болит. Ломать – не строить. Одна речь не пословица. Один в поле не воин. Пеший конному не попутчик.

Переделайте данные предложения так, чтобы в них писалось тире.

1. Ненависть есть месть труса за испытанный страх.
2. Лицемерие называют данью, которую порок платит добродетели.
3. Какое наслаждение уважать людей!
4. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться.
5. Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой.
6. Это великое свойство души мужество!
7. Татьяна, по словам Достоевского, главная героиня пушкинского романа.
8. Один, три, семь считаются магическими числами.
9. Пастила, по-моему, лишь ухудшенная разновидность варенья.
10. Это главные составляющие в человеческой жизни правда и красота.
11. Джек Лондон определил милосердие как кость, поделенную с собакой, когда ты голоден не меньше нее.

Разделите данные предложения на две группы: бессоюзные сложные и простые с главными членами, выраженными именами существительными в именительном падеже. Для этого восстановите в предложении глагол-связку есть или союзы, например:

Сонливый да ленивый есть (будут, были) два родных братца.
Сонливый да ленивый – два родных братца. – Простое предложение.

Если назвался груздем, то полезай в кузов.
Назвался груздем – полезай в кузов. – Бессоюзное сложное предложение.

1. Красное лето – зеленый покос.
2. Волга – всем рекам мать.
3. Год сухой – хлеб пустой.
4. Человек без родины – соловей без песни.
5. Лицо человека – его дела.
6. Коню овес – земле навоз.
7. Без хозяйки дом – сирота.
8. Век живи – век учись.
9. Разумно жить – минутой дорожить.
10. Долгие проводы – лишние слезы.
11. Дождь вымочит – солнышко высушит.
12. Держи поле в холе – оно и даст боле.

Запишите примеры, вставляя между главными членами предложения сравнительные союзы (как, словно, будто, как будто, ровно), или отрицательные частицы (не, вовсе не, отнюдь не, далеко не), или соединительные союзы (и, тоже, также), или частицы (лишь, только), или вводные слова. Как изменятся знаки препинания в данных предложениях?

1. Жизнь без пользы – это безвременная смерть.
2. Россия – страна необъятная и загадочная.
3. Печорин – лишний человек?
4. Витийствовать – значит говорить красноречиво, ораторствовать.
5. Зависть – яд для сердца.
6. Прилет журавлей – верный признак весны.
7. Лайнер – большое быстроходное судно, и большой пассажирский самолет – лайнер.
8. Иметь разборчивый почерк – первое правило вежливости.
9. Утренние холодные росы в августе – предвестники осенних заморозков.
10. Люди, наделенные способностью влюбляться, – это фантазеры.
11. Ветхий – потрепанный, старый, дряхлый.
12. Возраст – помеха силе чувств.

Разберите по членам предложения следующие примеры. Почему в одних предложениях тире пишется, а в других нет?

1. Единственный путь, ведущий к знанию, – деятельность.
2. Самая большая трата, которую только можно сделать, – трата времени.
3. Тирания всегда признак слабости.
4. Алексей ей двоюродный брат.
5. Огромное зло нерадивость и равнодушие людей.

Осложните данные предложения определениями или придаточными предложениями, поместив их между главными членами предложений.

Простота есть главное условие красоты моральной.
Красноречие – живопись мысли.
Спор – опасная вещь.
Добро не наука, оно действие.
Книги – это духовное завещание одного поколения другому.
Мужество есть великое свойство души.
Скромность – это не только орнамент, но и страж добродетели.
Чрезмерная скромность есть не что иное, как скрытая гордость.
Справедливость – это истина в действии.

Запишите предложения, распространяя их дополнениями или обстоятельствами и помещая их между главными членами предложений.

1. Лицо – зеркало души.
2. Лена – студентка, а Саша – школьник.
3. Апрель – самый лучший месяц.
4. Талант – значит дар Божий.
5. Здешние жители – это странные люди.

Как известно, тире не пишется между главными членами предложений, если их разделяют вводная конструкция или обращение. Запишите следующие предложения, перестроив их, поместив между главными членами предложений вводное слово, вводное словосочетание, вводное предложение или обращение.

1. Птица в клетке – даже наполовину не птица.
2. Равноправие – святой закон человечества.
3. Трудность – оправдание, никогда не принимаемое историей.
4. Всякий человек – история, не похожая ни на какую другую.
5. Краткость – сестра таланта.
6. История – это наука о том, что не повторяется.
7. Видеть и делать новое – очень большое удовольствие.
8. Догматизм – одно из ярких проявлений недоученности.
9. Факт – нечто такое, от чего сомнение отскакивает, как резиновый мяч от железа.
10. Воспитание – великое дело, им решается участь человека.
11. Принять хороший совет – это значит увеличить собственные возможности.
12. Человек – целый мир.

Если в предложении содержится инверсия – непрямой порядок слов, при котором сказуемое находится перед подлежащим, тире между главными членами предложения не пишется. Ср.:

Поменяйте местами подлежащие и сказуемые в следующих предложениях, объясните, как и почему изменяется в них пунктуация.

1. Время – самое драгоценное из всего.
2. Это самая большая слабость чрезмерный страх выглядеть слабым.
3. Именно школа – фундамент будущего.
4. Убеждение – главнейшая дорога человеческого воспитания.
5. Лучшее облегчение в беде – душевное спокойствие.
6. Лицемерие – это дань, которую порок платит добродетели.
7. Воистину немалое благо для семьи изгнание из нее негодяя.
8. Признак лести хвалить человека в лицо, а вовсе не проявление симпатии!
9. Какое счастье иметь приют в такую непогоду!
10. Музыка – это лучшее утешение в печали.
11. Как ужасно струсить в самый ответственный момент!

Объясните наличие или отсутствие тире в следующих предложениях.

Апогей – высшая точка в развитии чего-то, вершина, расцвет.
Агрессивный – значит захватнический, воинственно-угрожающий.
Аутсайдер, в переводе с английского языка, человек, не выдержавший конкуренции, выбывший, последний.
Он арбитр, то есть посредник, третейский судья.
Альтруизм – это антоним к слову эгоизм.
Аксиома, как написано в словаре, бесспорная истина.
Авангард и идущая впереди часть войска, и в то же время передовая общественная группа.
Слово адвокат, произошедшее из латинского причастия со значением «приглашенный», – имя существительное одушевленное.
Авантюра, кажется, рискованное предприятие.
Ассамблея не только название некоторых руководящих органов в международных организациях, но и бал во времена Петра I.
Слово амулет, которое часто путают со словом раритет, – существительное, обозначающее предмет, который, считается, предохраняет от беды.
Арбитр во французском языке только наблюдатель, зритель, а в русском языке – судья.

По образцу предыдущего задания составьте подобное, пользуясь словарем. Предусмотрите все примеры употребления тире между главными членами предложения, а также случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым не пишется.1. Эпитет, конфликт, лирический герой, сюжет, композиция, аллитерация, гипербола, инверсия, градации, эпопея, антитеза, метафора, анафора, фабула, новелла, литота, аллегория, коллизия.

2. Бейджик, блокбастер, папарацци, ноу-хау, ноутбук, пиар, эргономика, мониторинг, уфология, ремейк, постер, лейбл, блейзер, бланшировать, дефолт, клонирование, апофеоз.

3. Вассал, бестселлер, депрессия, инновация, гетто, стеллаж, миссия, хобби, шопинг, триллер, террор, палаццо, прессинг, репрессировать, пессимист, апеллировать, иммигрант, аннексия.

Разберите по членам предложения следующие афоризмы, объясните знаки препинания в них.

1. Уважение к людям есть уважение к самому себе. (Голсуорси)
2. Жизнь без пользы – безвременная смерть. (Гете)
3. Клевета для слуха то же, что полынь для языка. (Руставели)
4. Сознаться в своей неправоте – это быть умнее, чем были. (Буаст)
5. Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. (Шоу)
6. Всего несноснее жить в свете бесполезно. (Карамзин)
7. Жизнь не зрелище и не праздник; жизнь трудное занятие. (Франс)
8. Какое прекрасное занятие труд на благо человечества. (Сен-Симон)
9. Малые печали словоохотливы, глубокая скорбь безмолвна. (Сенека)
10. Молодой человек, лишенный таланта, – это старик. (Ренар)
11. Мудрость для души – то же, что здоровье для тела. (Ларошфуко)
12. Лучшее, что я храню в себе, – это живое чувство к хорошим людям. (Пришвин)
13. Читать и не понимать – то же, что совсем не читать. (Коменский)
14. Стыд и честь как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься. (Апулей)
15. Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, – это дружба. (Ларошфуко)
16. Дружба и любовь – два великих чувства, они то, что совершенно изменяет человека. (Жан Поль)
17. Это мудро поливать колесо дружбы маслом деликатной вежливости. (Коллет)

Среди приведенных примеров выделите предложения, в которых тире пишется между главными членами предложений. Объясните постановку тире в остальных примерах.

Мир да лад – большой вклад. Чужим умом жить – добра не нажить. Недосол на столе – пересол на спине. Зависть и скупость – людская глупость. Годы как воды: пройдут – не увидишь. Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Учение – путь к умению. Всюду: на земле и в воздухе – ощущается приближение осени. Цезарь – так зовут льва в зверинце – спит и кажется совсем ручным. Трижды три – девять. Долины, и леса, и пригорки – все здесь было ему знакомо. Потребность упрощать – наша детская болезнь. Стремление владеть умами – одна из самых сильных страстей. Будешь трудиться – будет и хлеб родиться. Мудрец обвиняет себя, а невежда – друга. Наскоро делать – переделывать. Грузинские села, о которых мы вспоминали, – это сплошные сады. Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать. Волчьи глаза блестят – угольки горят. Говорить правду – потерять дружбу.

Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите примеры, тире в которых пишется не между главными членами предложения, а по другим правилам.

1. Ни помощи, ни советов ничего не предлагай людям, пока тебя не попросят о них. 2. В бричке лежал старый маленький чемодан тощее доказательство не весьма достаточного состояния. 3. Упал он больно встал здорово. 4. Серьезность, скрываемая за шуткой, это юмор. 5. Безумство храбрых вот мудрость жизни! 6. Не быть любимым это всего лишь неудача, не любить вот несчастье. 7. Ты я знаю пишешь статьи включи их в список литературы. 8. Молчание исторгающее мысли вот лучший способ нашего общения. 9. Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского опытного и тонкого ценителя псовых достоинств и безошибочного решителя всевозможных охотничьих споров. 10. Ощущения вещь по-моему зыбкая, и если их не поддерживать, то они скоро выветрятся. 11. Биться в одиночку жизни не перевернуть. 12. Одно дело знать что-то про себя самому, другое вдруг об этом прочитать как о чем-то уже объективно существующем. 13. Немудрено голову сложить мудрено приставить. 14. Сухой треск ракетницы и в небе вспыхивает россыпь зеленых огней. 15. Сказали бы, что вам внезапный мой приезд, мой вид, мои слова, поступки все противно. 16. Творить значит убивать смерть. 17. Знание и могущество одно и то же – так считал Ф.Бэкон. 18. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. 19. Иметь все и не иметь ничего одно и то же. 20. Всякая заинтересованность, личная или материальная, великий стимул.

Объясните, почему в одних случаях тире между главными членами предложения пишется, а в других – нет.

А. 1. Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека. 2. Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. 3. Грушницкий – юнкер. 4. Его цель – сделаться героем романа. 5. Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма. 6. Производить эффект – их наслаждение. 7. Моя солдатская шинель как печать отвержения. 8. Ужасные бестии эти азиаты! 9. Эти горцы – народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? 10. Странная вещь сердце человеческое вообще, и женское в особенности! 11. «Вы странный человек!» – сказала она потом. 12. Нынче поутру зашел ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. 13. Вернер – человек замечательный по многим причинам. 14. Он скептик и материалист, как почти все медики. 15. Здесь все таинственно. 16. Страсти – не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца. 17. Горные речки, самые мелкие, опасны, особенно тем, что дно их – совершенный калейдоскоп. 18. Славное место эта долина! 19. Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? 20. Твои речи – будто острый нож. 21. А разве он юнкер? 22. Грушницкий поблагороднее своих товарищей. 23. Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь? 24. По мнению здешних ученых, этот провал – не что иное, как угасший кратер. 25. Эта княжна Лиговская – пренесносная девчонка! 26. Мы с вами попутчики, кажется?

(Из произведений М.Лермонтова)

Б. 1. По-моему, современный театр – это рутина, предрассудок. 2. По паспорту я – киевский мещанин. 3. Что за человек этот беллетрист? 4. Психологический курьез моя мать. 5. Вы талантливый человек, вам надо продолжать. 6. Вы – доктор и отлично знаете, что вам вреден сырой воздух. 7. Все глупости. Безнадежная любовь – это только в романах. 8. Какой чудак этот Петя. 9. Страх смерти – животный страх. 10. Поймать ерша или окуня – это такое блаженство! 11. В этом городе знать три языка – ненужная роскошь. 12. Повторяю, она честный, благородный человек. А все ваши неудовольствия, простите, это просто капризы. 13. Все-таки какое счастье побывать за границей! 14. Я член земской управы и горжусь этим, если желаете знать. 15. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, – вот цель и смысл нашей жизни. 16. Вишневый сад теперь мой! 17. Дачи и дачники – это так пошло, простите. 18. Ты, Епиходов, очень умный человек и очень страшный; тебя должны безумно любить женщины. 19. Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово. 20. Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. 21. Для тебя наслаждение говорить мне неприятности.

В. 1. Труд пианиста – сладкая каторга, которая начинается в шесть лет – и до бесконечности. Все детство, отрочество, юность и зрелость – это клавиши, пальцы и душа. 2. Птица и поет. А без этого она не птица, а летучая мышь. 3. Крик был похож на звериный, и становилось очевидно, что человек тоже зверь. 4. Сейчас врачи как шабашники. 5. Какое удовольствие ехать на рассвете по пустой Москве! 6. Их счастье как стакан на голове у фокусника. Вода не шелохнется. Однако все так неустойчиво. 7. Алкоголизм тоже душевное заболевание. 8. Она молодая шикарная женщина. 9. Жизнь справедлива, если подумать. 10. Какое счастье встретить такую женщину, как вы. 11. А вся эта личность – не что иное, как самоутверждение за счет других. 12. Мама Игоря считала: Эля тоже художник, просто у нее другие подручные средства. 13. Любовь к близким – вот ее талант. 14. Главное в травнике то, что не брал денег. 15. Зависть – чувство не безобидное. 16. Неожиданная, неподготовленная радость – это тоже сильный стресс. 17. Анна вдруг подумала, что не говорить и не делать плохо, в сущности, Христовы заповеди, те самые: не убий, не пожелай жены ближнего. 18. Движение и позитивное чувство – вот что спасет мир.

(Из произведений В.Токаревой)

Расставьте недостающие знаки препинания, объясните, по каким правилам тире в этих предложениях пишется или не пишется.

А. 1. Прекрасный человек двоюродный ваш брат! 2. Грех не беда, молва не хороша. 3. Вы баловник, к лицу ль вам эти лица! 4. И дым Отечества нам сладок и приятен! 5. Длить споры не мое желанье. 6. Ах, боже мой! он карбонари! 7. Вы, сударь, камень, сударь, лед. 8. Я не отгадчик снов. 9. Кто этот Скалозуб? 10. Тот нищий, этот франт-приятель, отъявлен мотом, сорванцом. 11. Вкус, батюшка, отменная манера. 12. Веселое созданье ты! живое! Какое личико твое! 13. Дома новы, но предрассудки стары. 14. Все это заговор, и в заговоре были он сам и гости все. 15. Бал вещь хорошая, неволя-то горька. 16. Ученье вот чума, ученость вот причина, что ныне пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений. 17. Ох, глухота большой порок. 18. Старушки все народ сердитый. 19. Я глупостей не чтец, а пуще образцовых. 20. Сатира и мораль смысл этого всего? Какое ж диво тут? 21. Я странен, а не странен кто ж? 22. Кто этот весельчак? И звания какого?

Б. 1. Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета. 2. Да, начал Базаров, – странное существо человек. 3. Что такое Базаров? 4. Он нигилист. 5. Нигилист это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру. 6. Главный предмет его естественные науки. 7. Удивительное дело эти старенькие романтики! 8. Сын отцу не судья, и в особенности такому отцу, как ты. 9. «Уж не немка ли здесь хозяйка?» – пришло ему на мысль. 10. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. 11. Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши. 12. А вы не охотник? 13. Личность, милостивый государь, вот главное. 14. Мы ломаем, потому что мы сила. 15. А это заведение твоего отца тоже нравственное явление? – промолвил Базаров, ткнув пальцем на кабак, мимо которого они в это мгновение проходили.

(Из произведений И.Тургенева)

В. 1. Работа что-то чрезвычайно целесообразное, точное, даже в каком-то смысле узкое. 2. Сыграть плохую роль, по словам Раневской, то же, что плюнуть в вечность. 3. Работать с таким актером одно наслаждение. 4. Раневской не часто говорили, что она великая актриса. 5. Театр есть очень странное учреждение. 6. Этот новый спектакль не менее великолепен, чем прошлый. 7. Вернуть Чехова Чехову, вероятно, хорошая мысль. 8. Количество потраченной энергии это еще не работа. 9. «Чайка», я в этом убежден, очень дерзкая, тревожная пьеса. 10. Общий чеховский тон это, конечно, хорошо, но тон еще не смысл. 11. Одно из самых неприятных наших свойств то, что мы подгоняем время. 12. Книга Станиславского кладезь профессиональных тонкостей, она есть то, без чего немыслима работа режиссера. 13. Лучшая роль Хмелева, по воспоминаниям критиков, роль Алексея Турбина. 14. Спектакль «Тартюф» тоже аргумент в их споре. 15. «Дон Жуан» как будто драма безверия. 16. Приходить на репетиции вовремя не привилегия, а обязанность актеров. 17. Этика это не просто вежливость и дисциплина. 18. Мы часто любим говорить, что наш век неизящный и оттого мол наше художественное мышление более жесткое, чем чеховское.

В авторской речи писатели нередко не соблюдают перечисленных в правилах ограничений постановки тире между главными членами предложений. Объясните, какие именно правила нарушены в следующих фрагментах из произведений С.Есенина.

1. Я – пастух, мои хоромы –
В мягкой зелени поля.

2. Прошлогодний лист в овраге
Средь кустов – как ворох меди.

3. Тучи – как озера,
Месяц – рыжий гусь.
Пляшет перед взором
Буйственная Русь.

4. Поэты – все единой крови.
И сам я тоже азиат
В поступках, в помыслах
И слове.

5. Я о своем таланте
Много знаю:
Стихи – не очень трудные дела.

Найдите подобные примеры отступлений от строгих норм использования тире в художественных произведениях, созданных в последнее десятилетие.

Расставьте недостающие знаки препинания, проведите полный синтаксический разбор следующих предложений, составьте схемы предложений, объясните в них знаки препинания.

1. Я все о себе знаю я талантливый конструктор и видеть меня каждый день счастье. (Токарева) 2. Настоящий писатель то же что древний пророк он видит яснее чем обычные люди. (Чехов) 3. Мы должны иметь в виду что народы Кавказа были многократно обмануты своими и чужими и то что сегодня религиозные и национальные проблемы лишь ширма проблем экономических и то что гибель человека всегда трагедия каким бы ни было это лицо чеченским русским или любым другим. (Из газет) 4. До чего же странное учреждение театр и какие ж в нем неоднозначные люди! (Эфрос) 5. Это удивительно приятное чувство принадлежать к семье Медеи, к такой большой семье, что всех ее членов даже не знаешь в лицо и они теряются в перспективе бывшего, не бывшего и будущего. (Улицкая)

Публикация статьи произведена при поддержке школы английского языка English to you. Собираетесь ли вы изучать английский язык с нуля или совершенствовать знания, нужен ли вам язык по работе, в школе, для зарубежной поездки или при подготовке к экзаменам – занятия английским по скайпу смогут решить любую возникшую задачу. Индивидуальная программа занятий с профессиональным репетитором, удобная интенсивность и график, большая речевая практика – Skype сэкономит ваше время на дорогу, сократит стоимость обучения. Изучение английского, используя скайп, оптимизирует процесс обучения и поможет вам достичь лучших результатов.

Напишите данный текст под диктовку, затем сверьте написанное с оригиналом, объясните знаки препинания в тексте.

Как-то Гришка Гарин принес на работу анкету из английского журнала «Лайф». По результатам анкеты выяснились характеры: Сашка – борец за правду с мещанским уклоном, Железнов, без сомнения, мрачный тиран, Ирка лишь дитя с неразвитым вкусом, Гришка – арап по натуре, без мещанства, я же есть обиженный обыватель. Там был еще один характер, до которого у меня не хватило одного плюса, – это интеллигентный человек. Самое большое, на что я способен, – сбежать с работы и пойти в кино на дневной сеанс.
Мою жену зовут Маша, дочку – Витька. Витька отличается от других детей тем, что она моя дочь. Я ни на секунду не сомневаюсь, что моя дочь – талантливейшее творческое существо и в будущем из нее выйдет то, что не вышло из меня. Я люблю Витьку, а она любит меня. Я для нее самый умный и красивый, и она никогда ни на кого меня не променяет. Витька – надежный человек.

Источник статьи: http://rus.1sept.ru/article.php?id=200303807

Когда ставится тире в предложении правило и примеры

Русский язык очень сложен и многогранен. Все правила порой не могут запомнить даже самые талантливые филологи.

И часто у нас возникает вопрос: когда ставится тире в предложении?

Что такое тире

Тире (—) относится к пунктуационным знакам и связывает части предложения по разным требованиям (эмоциональность, пауза, выделение частей речи). Еще он обязателен при построении диалога.

Знак тире между подлежащим и сказуемым — правила постановки

Бывают случаи, когда между подлежащим и сказуемым пишется этот знак препинания. Так происходит в нескольких конструкциях: если в основу входят существительные, инфинитивы и числительные.

Это можно объяснить их разными сочетаниями.

Сохранять чистоту в доме — значит сохранять природу.

Наша работа — хорошо учить уроки.

Гулять по лесу — большое удовольствие.

Также важно логическое ударения:

При этом есть вариант употребления не выделять интонацией — тогда символ не пишется:

Тире перед «это», «это есть», «вот», «это значит»

Знак препинания всегда ставится перед вот, то и остальными словами:

Земля — это третья планета от Солнца.

Волга — это есть душа Руси.

Выпить лимонад в жару — вот настоящее наслаждение!

Бить баклуши — это значит бездельничать.

Если же «значит» является союзом, вводным словом или сказуемым, то перед ним не ставится:

Правописание перед обобщающим словом

Перед обобщающим словом важно ставить тире тогда, когда оно стоит после перечисления:

В Москве, в Ленинграде, в Киеве — везде наш герой побывал. Везде здесь будет обобщающим словом.

Не стоит путать в обратной конструкцией, когда обобщающее слово находится перед перечисленными объектами:

Анна Николаевна посетила многие европейские столицы: и Лондон, и Берлин, и Париж и даже Рим.

Если однородные члены не заканчивают предложения, то перед обобщающим словом тире пишется:

В парке, на улице, в домах — слышались удивленные крики людей.

Тире в значении «а именно»

Правило говорит, что можно опускать связку «а именно», заменяя ее пунктуационным символом:

Я не очень люблю эту ягоду — клубнику.

Тире при наличии пояснительного слова

Пояснительное слово определяет наличие этого знака препинания:

Утром он всегда брал с собой фонарик — единственный источник света на ближайших улицах.

В каких случаях ставится тире в сложных предложениях

Этот символ встречается в бессоюзных предложениях.

В таких вариантах простые предложения соединяются знаком препинания:

    Противопоставление простых предложений:

Природа создает человек разрушает.

Здесь есть возможность заменить символ на союзы «а» или «но»,

Между предложениями есть значение времени или условие:

Честь потеряешь — другой не найдешь.

При добавлении «если» или «когда», символ убирается:

Если честь потеряешь, другой не найдешь.

  • Второе простое предложение имеет значение следствия:
  • Ударила молния — грянул гром по округе.

    Знак заменить можно союзами «и», «так что» и другими.

    Тире между местоимением и существительным

    В большинстве случаев знак между местоимением и существительным опускается:

    Однако когда логическое ударение выделяет местоимение, то тире необходимо:

    Мы — студенты университета.

    После я тоже нужен только в случаях ударения.

    Как понять, когда пишется тире

    Знак пишется еще в некоторых случаях:

    Мой сосед — отставной офицер — очень любил компот со сливой.

    • В сложном предложении при разных смысловых частях:

    Совершала ли она этот проступок — то не мне голову ломать.

    • В предложениях, где есть постановка «от…до»:

    Рейс Москва — Санкт-Петербург.

    Тире не требуется в таких случаях, как:

    • В предложении есть отрицательная частица, то перед не символ не нужен:

    Расстояние дружбе не помеха.

    • Найдется сравнение (как, будто, если):

    Для пунктуации существует множество правил, и если понять их, то запомнить будет совсем не сложно!

    Источник статьи: http://tarologiay.ru/nauka/kogda-stavitsya-tire-v-predlozhenii-pravilo-i-primery.html

    Поиск ответа

    Вопрос № 308363

    В каком числе должно стоять сказуемое предложении: И смех и грех был с этим Ванькой.

    Ответ справочной службы русского языка

    Полагаем, что форма ед. числа при фразеологизме уместна, однако лучше глагол убрать: И смех и грех с этим Ванькой.

    Добрый день! Уважаемые сотрудники образовательного портала “Грамота.ру”, подскажите, пожалуйста, нужна ли тут запятая: “Мы шли, пока моя собака не устала (,) и смех ребёнка не долетел до моих ушей”. Спасибо!

    Ответ справочной службы русского языка

    Ставится ли запятая в выражении и да и нет. Если не ставится, то почему?

    Ответ справочной службы русского языка

    Запятая не ставится. Правило звучит следующим образом.

    Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и. и, ни. ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда, ни два ни полтора, ни дать ни взять, ни сват ни брат, ни взад ни вперед, ни дна ни покрышки, ни то ни се, ни стать ни сесть, ни жив ни мертв, ни да ни нет, ни слуху ни духу, ни себе ни людям, ни рыба ни мясо, ни так ни сяк, ни пава ни ворона, ни шатко ни валко, ни тот ни этот и др. То же при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

    Нужна ли запятая? Ни те (,) ни другие не искали правды и не делали искать ее.

    Ответ справочной службы русского языка

    Запятая не нужна. Ни тот ни другой – устойчивый оборот с повторяющимся союзом, внутри таких конструкций запятая не ставится. Ср.: и день и ночь; и смех и горе; и стар и млад; и так и этак; и там и сям; и туда и сюда.

    Добрый день! Я задал вопрос, нужна ли запятая во фразе: “А мы и сложны(,) и просты”. Я считаю, что запятая не нужна. ! Ответ справочной службы русского языка (283935): “Запятая нужна по общему правилу об однородных членах, соединенных повторяющимися союзами.” Но как же “и днём и ночью”? Есть правило: при двух однородных членах с повторяющимся союзом И запятая НЕ СТАВИТСЯ, если образуется тесное смысловое единство (обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов). Спасибо!

    Ответ справочной службы русского языка

    Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и. и, ни. ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда, ни два ни полтора, ни дать ни взять, ни сват ни брат, ни взад ни вперед, ни дна ни покрышки и т. д.

    Сочетание и сложны, и просты, на наш взгляд, к фразеологизированным не относится.

    Как правильно писать названия произведений:
    Веселое сновидение, ил и Смех и слезы
    Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен
    Нужна ли запятая перед или? Можно ли писать вторую часть с прописной буквы? Почему?

    Ответ справочной службы русского языка

    Правило таково. Если наименование художественного произведения состоит из двух названий, соединенных союзом или , то перед союзом ставится запятая, а первое слово второго названия пишется с прописной буквы: «Веселое сновидение, ил и Смех и слезы», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

    Как правильно : Уступите ему смеха ради ил и смех у ради ?

    Ответ справочной службы русского языка

    Как правильно расставить или убрать лишние знаки препинания?И скажите пожалуйста, если знаете, откуда этот отрывок?Я точно знаю, что автор А.С. Пушкин! Мы окружили его и игра началась. Сильвио имел обыкновение за игрою хранить совершенное молчание, никогда не спорил и не объяснялся. Мы это знали, и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер недавно к нам переведенный. Он, играя, в рассеянности загнул лишний угол. Сильвио взял мел и уравнял счет по своему обыкновению. Офицер думая, что он ошибся, пустился в объяснения. Он потеряв терпение взял щетку, и стер то, что казалось ему напрасно написанным. Сильвио взял мел, и записал снова. Офицер, разгоряченный игрою и смех ом товарищей, почел себя обиженным, и, в бешенстве схватив со стола модный шандал, пустил его в Сильвио.

    Ответ справочной службы русского языка

    Справочная служба не выполняет домашние задания.

    Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%98%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%85

    Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

    Пунктуация

    § 164. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например:

      Дуб – дерево.
      Оптика – раздел физики.
      Москва, Ленинград, Киев, Баку – крупнейшие города СССР.
      Старший брат – мой учитель.
      Старший брат мой – учитель.

    Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например:

    Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например:

    § 165. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопределенной формой или если оба они выражены неопределенной формой, например:

      Назначение каждого человека – развить в себе все человеческое, общее и насладиться им.

    § 166. Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот, если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределенной формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например:

      Коммунизм – это есть Советская власть плюс электрификация всей страны.

    § 167. Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например:

      Надежду и пловца – все море поглотило.

    § 168. Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения:

    1. Если перед приложением можно без изменения смысла его вставить а именно, например:

      Я не слишком люблю это дерево – осину.

    2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например:

      Со мною был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

    § 169. Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например:

      Я вышел, не желая его обидеть, на террасу – и обомлел.

    Примечание 1. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения, например:

      Проси в субботу расчет и – марш в деревню.

    Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например:

    § 170. Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединенными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например:

      Я царь – я раб, я червь – я бог.

    § 171. Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например:

      Хвалы приманчивы – как их не пожелать?

    § 172. Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например:

      Назвался груздем – полезай в кузов.
      Лес рубят – щепки летят.
      Сам запутался – сам и распутывайся; умел кашу заварить – умей ее и расхлебывать; любишь кататься – люби и саночки возить.

      § 173. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например:

        Я вас спрашиваю: рабочим – нужно платить?

      Такое распадение часто наблюдается при пропуске какого-нибудь члена предложения (почему ставящееся в этом случае тире называется эллиптическим), например:

        Пусторослеву за верную службу – чижовскую усадьбу, а Чижова – в Сибирь навечно.

      § 174. Посредством тире выделяются:

      1. Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками (см. § 188) может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например:

        Тут – делать нечего – друзья поцеловались.

      2. Распространенное приложение, стоящее после определяемого cyществительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения (о запятых при приложении см. § 152), например:

        Старший урядник – бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу – скомандовал «строиться».

      3. Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например:

        Обычно из верховых станиц – Еланской, Вешенской, Мигулинской и Казанской – брали казаков в 11-12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский.

      Примечание. Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно (см. § 160).

      § 175. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например:

        Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, – муж мой, которого я знала, как самоё себя.

      § 176. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например:

        Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам.

      § 177. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:

        О, если правда, что в ночи,
        Когда покоятся живые
        И с неба лунные лучи
        Скользят на камни гробовые,
        О, если правда, что тогда
        Пустеют тихие могилы, −
        Я тень зову, я жду Леилы:
        Ко мне, друг мой, сюда, сюда!

      В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, – в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, – когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков, когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, – в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, – в губернском городе К. был съезд помещиков, и кончались дворянские выборы.

      § 178. Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова «от. до»), например:

        Перелеты СССР – Америка.
        Рукописи XI – XIV вв.

      § 179. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п., например:

        Физический закон Бойля – Мариотта.

      Источник статьи: http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/158-tire

      Синтаксический разбор предложения в тексте

      Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

      Как программа делает разбор предложений?
      Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

      Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

      • Показать все 9
      • Глагол в личной форме 1
      • Существительное 3
      • Предлог 1
      • Наречие 1
      • Союз 1
      • Инфинитив 1
      • Прилагательное 1
    • Вариант 1:
    • Часть речи: Глагол в личной форме
    • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ТЕКСТ
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ПОЛ
    • Все характеристики

      Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Наречие
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 2:
    • Часть речи: Предлог
    • Начальная форма: ВЫШЕ
    • Вариант 3:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: ВЫША
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Инфинитив
    • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Прилагательное
    • Начальная форма: синтаксический
    • Все характеристики

    • Вариант 1:
    • Часть речи: Существительное
    • Начальная форма: РАЗБОР
    • Все характеристики

      Характеристика предложения

      По цели высказывания
      По интонации (по эмоциональной окраске)
      По количеству грамматических основ
      По количеству главных членов предложения
      По наличию второстепенных членов

      Об инструменте

      После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

      Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

      Какой вариант разбора выбрать?

      Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

      Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

      Часть речи сверху слова

      Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

      Источник статьи: http://rustxt.ru/sintaksicheskij-razbor

      Синтаксический разбор предложения

      Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

      Что такое синтаксический разбор предложения?

      Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

      1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
      2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
      3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
      4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
      5. Определить грамматические основы.

      При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

      Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

      Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

      • по тексту;
      • по предложению;
      • по словосочетанию.

      Выделяют 5 основных членов предложения:

      1. Подлежащее
      2. Сказуемое
      3. Дополнение
      4. Обстоятельство
      5. Определение

      Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

      Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

      • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
      • Нажимаете кнопку «Разобрать».
      • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

      Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

      1. Какая это часть речи.
      2. Начальная форма.
      3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

      Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

      Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

      Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

      В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

      Источник статьи: http://be1.ru/sintaksicheskij-razbor-predlozheniya/

    Понравилась статья? Поделить с друзьями: