Как правильно пишутся слова и словосочетания в русском языке. Большая база слов и выражений. Быстрый поиск
Слышивший или слышавший как пишется правильно
«СлышАвший» или «слышИвший» – как правильно пишется?
ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку проверяют знания детей 9 и 11 класса. Для того чтобы быть грамотным и успешно сдать экзамены, необходимо не только читать художественную литературу, но и изучать правила русского языка. Так, ниже будет представлен ответ на вопрос о том, слышавший как пишется.
Лексическое значение
Учитывая начальную форму, данное слово используют в следующих случаях (по словарю С.И. Ожегова):
Ударение в причастие всегда ставится на слог, где есть буква «Ы».
Морфологический разбор
Данное слово является полным причастием. Оно имеет такие постоянные признаки, как: прошедшее время (в слове присутствует суффикс «вш»), несовершенный вид, действительное. Также есть непостоянные признаки: употребление в единственном числе, именительном падеже и мужском роде.
В предложении подчеркивается волнистой линией и является определением.
Разбор слова по составу
Объяснение правила орфографии
Для того чтобы окончательно запомнить и понять написание, необходимо выучить правила. Так, можно следовать следующему алгоритму действий:
Понять, к какой части речи относится то или иное слово: если отвечает на вопрос «Что сделавший?» и «Какой?», то это причастие;
Определить время. «Слышавший» — это причастие прошедшего времени;
Найти глагол, от которого образуется причастие: начальной формой является «слышать»;
Если основа глагола заканчивается на гласную, то используется суффикс «вш», в другом же случае – «ш» (Например: «ненавидеть» и «ненавидящий»);
Перед суффиксом «вш» сохраняется такая же буква, как и в основе производящего глагола (Например: «размышлять» и «размышлявший»).
Примеры предложений
Выше было разобрано, как правильно писать слово слышавший, а далее будут приведены примеры из повседневной жизни:
Мальчик, слышавший игру Томми Эммануэля на гитаре, купил гитару и начал практиковаться;
Охотник, слышавший звуки приближающихся животных, испугался и спрятался за дерево;
Студентка, слышавшая об особенностях строения клетки, успешно ответила на заданный вопрос.
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мехмат — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «слышать»
Синонимы к слову «слышать»
Предложения со словом «слышать»
Цитаты из русской классики со словом «слышать»
Князь Абрезков. Невольным свидетелем неприятной сцены. Я бы желал не слыхать. Но, услыхав, считаю долгом сказать, что слышал. Меня направили сюда, и у двери я должен был дождаться выхода этих господ. Тем более что мои постукивания в дверь были не слышны за голосами очень громкими.
Сочетаемость слова «слышать»
Значение слова «слышать»
СЛЫ́ШАТЬ , –шу, –шишь; несов. перех. (сов. услышать). 1. также с придаточным дополнительным и без доп. Различать, воспринимать слухом (издаваемые, производимые кем-, чем-л. звуки). Слышать стук. Слышать крик. Слышать смех. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «слышать»
И тот блажен, кто слушает и слышит! О, сколько он узнает и поймет, — Разведав путь в звучащий мир гармоний, — Непонятых поэм, неведомых симфоний.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «слышать»
СЛЫ́ШАТЬ , –шу, –шишь; несов. перех. (сов. услышать). 1. также с придаточным дополнительным и без доп. Различать, воспринимать слухом (издаваемые, производимые кем-, чем-л. звуки). Слышать стук. Слышать крик. Слышать смех.
Предложения со словом «слышать»
– Что же далее? – спросила маска. – Скажите что-нибудь поинтереснее, а это я уже слышала много раз.
Тебе наверняка уже приходилось слышать слово осознанность и, возможно, даже задумываться, почему оно так часто встречается.
Благодаря этому миллионы лет назад её предки уже могли слышать звуки, издаваемые другими животными, и спасаться от хищников.
Cлово «слышишь» правильно пишется с буквой «и» в безударном окончании глагола.
Чтобы понять, почему правильно пишется «слыш и шь», а не «слыш е шь», начнем с определения части речи, к которой принадлежит анализируемое слово.
Часть речи слова «слышишь»
Ты слышишь этот громкий детский смех? (Ольга Пахомова).
Это слово обозначает действие и отвечает на вопрос: что делаешь? По этим грамматическим признакам выясним, что это глагол в форме 2 лица единственного числа настоящего времени. Поставив ударение, убедимся, что ударным является гласный корня. Оставшись в слабой фонетической позиции без ударения, неясно слышится гласный окончания:
слы́ш и шь — корень/окончание.
Делаем вывод, что орфографическая проблема состоит в написании безударного личного окончания формы глагола.
Правописание слова «слышишь»
Чтобы правильно написать это слово, выбрать в окончании букву «и» или «е», применим следующий безошибочный алгоритм:
выясним морфемный состав слова и поставим ударение;
установим начальную форму (инфинитив);
в соответствии со спряжением правильно выберем безударное личное окончание;
Интересующее нас слово имеет начальную форму — инфинитив «слышать». Обратим внимание на конечное -а-ть, которое чаще всего отмечается в составе глаголов первого спряжения, например:
Слово «слышать», несмотря на конечное -а-ть, входит в список глаголов-исключений:
Если вы обладаете даром слышать музыку текста, вы поймёте, что в каждой написанной строчке есть музыка (Артур Конан Дойл. Сквозь волшебную дверь).
Понаблюдаем, как изменяется этот глагол по лицам и числам (спрягается):
Спряжение глагола “слышать”
ты слыш- и шь – вы слыш- и те
он слыш- и т – они слыш- а т
Теперь вполне обоснованно выберем правильное написание нужного нам слова «слы́шишь».
Есть волшебные слова: Скажешь слово — слы́шишь два
Через некоторое время понял, что слышит неистовый топот лошадиных копыт, с едва различимыми выкриками людей и ударами железа об железо (Влад Менбек).
Слово «слышат» правильно пишется с буквой «а» в безударном окончании — а т как форма третьего лица множественного числа глагола «слышать» второго спряжения.
При произношении интересующего нас слова ударным является гласный корня:
Оставшись в слабой фонетической позиции, неясно слышится гласный в окончании. Какое выбрать написание слова, «слыш а т» или «слыш у т»?
Правописание слова «слышат»
Чтобы правильно написать безударное окончание рассматриваемого слова, действуем пошагово. Вначале определим часть речи, к которой оно принадлежит.
Иногда, к сожалению, люди не слы́шат друг друга.
Это слово обозначает действие и отвечает на вопрос:
люди (что делают?) не слышат.
По этим грамматическим признакам определим, что это глагол в форме третьего лица множественного числа настоящего времени.
Второй шаг: обращаемся к начальной форме этого слова — глаголу «слышать» , и по глагольному суффиксу, находящемуся перед окончанием -ть, выясняем его спряжение. Этот глагол заканчивается на -а-ть, как и глаголы, относящиеся к первому спряжению:
Но помним, что в русской орфографии существует список глаголов-исключений с суффиксом -а-, относящихся ко второму спряжению. Перечислим их:
Глагол «слышать» изменяется по второму типу спряжения. Понаблюдаем за его изменением по лицам и числам:
1 лицо я слыш у — мы слыш и м
2 лицо ты слыш и шь — вы слыш и те
3 лицо он слыш и т — они слыш а т .
Чтобы запомнить написание буквы «а» в безударном окончании слова, прочтем примеры предложений.
Примеры
Когда люди слы́шат прекрасную музыку, созерцают творение великого художника или наблюдают за природой, их душа преображается.
Музыканты хорошо слы́шат звуки, из которых строятся аккорды.
В преклонном возрасте некоторые люди плохо слы́шат.
Все слы́шат, как громко барабанит дождь по крыше.
Дети слы́шат раскаты грома и, закончив игру, бегут домой.
Сравним с окончанием аналогичной формы 3 лица множественного числа глаголов первого спряжения:
Не слыхала или не слышала: в чем разница? ⇐ Стилистика
Сообщение marine » 22 апр 2020, 11:00
По словарю глагол “слыхать” относится к разговорным, но есть ли между этими словами семантическое отличие? В современной литературе мне встретился такой текст:
. Внучка Екатерины Скавронской, продолжал хвалиться портрет, знаменита не меньше бабки. Вы её точно знаете — Юлия Пален.
— Никогда не слыхала, — сказала Вера.
— А если под фамилией Самойлова?
Вообще говоря, глагол “слыхать” довольно часто использовался в литературе раньше, да и сейчас тоже его можно встретить. Вот, к примеру, у Лермонтова: мы. по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем; фамилии его я никогда не слыхал. [М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (1839-1841)]
В романе Вера — искусствовед, и еще она умеет разговаривать с портретами. Поэтому вряд ли она стала бы пользоваться разговорно-просторечной лексикой. Или это всё-таки разговорный стиль, а не особая семантика? Возможно, здесь есть особая коннотация (некоторое недоверие, пренебрежение к собеседнику или к ситуации)?
Сообщение daslex » 22 апр 2020, 11:34
Сообщение marine » 22 апр 2020, 12:05
Спасибо за ответ. Итак, вы полагаете, что семантических различий нет. И у Лермонтова тоже просторечный диалект? Но вот в Нацкорпусе 862 примера, где встречается сочетание “не слыхала”. Большинство из них вряд ли можно отнести к просторечию.
И коннотации в моем примере тоже нет? А вы в этом уверены, можете обосновать свою точку зрения? Чтобы любить и понимать русскую художественную речь, нужно внимание и терпение, поспешные выводы и суждения не всегда правильны.
И еще к вам дополнительный вопрос. А в глаголе “выдумать” (в вашем тексте) есть коннотация? Например, пренебрежение к вопросу автора, подчеркивание его незначительности. Или мне это показалось? Я недавно на форуме, возможно, это принятый здесь стиль общения и мне не стоит обращать на это внимание?
Сообщение daslex » 22 апр 2020, 12:37
Это из первых ссылок поиска про просторечия у Лермонтова. Это к тому, что он любил язык народа, а не брезговал им, как напыщенные ценители.
Отправлено спустя 8 минут 26 секунд:
Сообщение marine » 22 апр 2020, 13:16
Спасибо, что уделили мне внимание. ВСего лишь пара замечаний. Печорин – представитель дворянского класса, предложение взято из его дневника. Откуда там разговорно-просторечная речь? Почему он не использовал нейтральный глагол “слышать” в своих записках? О чем-то это говорит, как вы думаете?
И про “выдумывать”? Я всего лишь изложила свое мнение, и вряд ли это глагол, а также выражение “если угодно”, уместны при вежливом общении с собеседником. А ведь этот форум вроде бы оценивается его участниками как очень доброжелательный. Не хотелось бы разочароваться.
Сообщение daslex » 22 апр 2020, 14:07
Сообщение marine » 22 апр 2020, 15:40
Ну, ТЬСЯ и ТСЯ – это описка, а не ошибка, я же всё-таки не в школе учусь, а это детская орфограмма. На эту тему я могу целую “поэму” написать, например, три способа проверки ТЬСЯ и ТСЯ, также причина орфограммы и всё такое прочее. А по поводу глагольного сочетания вы, конечно, правы, тоже невнимательность, извините. Я хотела поправить, но “карандаш” не сразу нашла.
Просто это дополнительные замечания, а они у вас на первом месте оказались, практически весь ответ занимают. Я бы их в примечания отправила, если бы давала ответ.
Сообщение daslex » 22 апр 2020, 16:48
ОК. Я убрал свои замечания. Теперь могу предложить версию, но это гипотеза, что У Печорина были армейские привычки и в этих привычках проскакивало армейское просторечие. Говорить сложнее, чем писать. А привычки, в том числе паразитного характера, часто появляются незаметно.
Читаю биографию (в википедии):
Сразу возникает вопрос: “А был ли он на самом деле образованным?”. Может создаться впечатление, что Вы считаете, что все дворяне рождаются уже образованными.
Отправлено спустя 12 минут 32 секунды: Разведка доложила:
Сообщение marine » 22 апр 2020, 18:10
В Интернете все пишут: «по его словам, обучение ему скоро наскучило». А откуда это? И какое у светских богатых молодых людей могло быть «обучение»? Там было воспитание и образование. Эти люди знали несколько языков, читали иностранную литературу в подлиннике, изучали древние языки и всемирную историю. А кроме этого светское образование: музыка, танцы, рисование, фехтование, верховая езда, знание этикета. Вряд ли наше общество может дать молодежи такое образование. Возьмем биографию самого Лермонтова: сначала домашнее воспитание, потом московский пансион, затем университет, потом гвардейская школа в Петербурге. Их беда состояла в том, что они не могли применить свои знания на практике: «мы иссушили ум наукою бесплодной». А знания, которые не используются, обременительны для человека, так как люди нуждаются в их творческом применении. Но цели в жизни нет, на хлеб зарабатывать не надо, служить необязательно. На Кавказ же Печорин попадает после «истории», скорее всего, после дуэли, так он становится армейским офицером. Поэтому непонятно, о каком «наскучившем обучении» пишут авторы в своих сочинениях, вернее, списывают друг у друга.
Просторечие в его словах? Но ведь мы любую фразеологию может отнести к разговорному стилю. Фразеологические обороты делают нашу речь ярче, выразительнее. Детали? Они очень важны, настоящий художник слова придает деталям большое значение, здесь не может быть небрежности и торопливости.
Сообщение daslex » 22 апр 2020, 18:33
Отвлечёмся? Я могу сказать о современности и не могу о людях прошлого (в тем более не могу о вымышленных людях прошлого). Наше общество — может, другой вопрос, что жизнь, которую выбирают нам, а не которую выбираем мы, диктует ненужность этого, одна фальсификация вокруг, включая знание: имитируют учение, наскоро вываливая сотни и тысячи гигабайт как мусор, а не как ценность, в головы поколений. Эта тема пересекается с той, о которой нельзя говорить. Надо делать вид, что всё прекрасно.
Отправлено спустя 18 минут 41 секунду: Откуда это про “наскучило”. Посмотрим:
Сообщение marine » 22 апр 2020, 20:14
Печорин здесь говорит скорее о специализированных знаниях, в то время как общий образовательный уровень у него достаточно высок. По крайней мере он вполне владеет грамотным русским языком, что видно из его записок. А вот углубиться в какую-то область знаний не получается, для этого опять же нужна мотивация. Что ему изучать, психологию, экономику, точные науки? Но где он их может применить, только если в искусстве управлять людьми, а это непременно когда-нибудь надоест. Другими словами, не мог он найти свое призвание, и возможно, по объективным причинам.
А теперь про наше общество. У нас за последнее время случилось два знаковых события: информационная революция, которая длится уже 20 лет, и вот теперь еще пандемия. Мир уже не будет прежним, думаю, и образование изменится значительно. Каким оно будет? Хотелось бы, чтобы новое поколение стало более творческим, нам нужны мыслители, а не исполнители, истинные знания, а не их имитация. Многое будет зависеть от каждого из нас. Так что нам с вами досталось интересное, хотя и трудное время. Наверное, Печорин не отказался бы жить в нем и, может быть, нашел бы себя, но – “времена не выбирают”.
Сообщение daslex » 22 апр 2020, 21:24
Вас надо тыкать как котёнка, чтобы навык внимательности в письме прокачать?
Отправлено спустя 4 минуты 57 секунд: Про углубиться в какую-то область знаний, это, полагаю, Вы решили, что так. Я же вижу в обсуждаемом моменте отражение самого Лермонтова, незакончившего гимназию, где он изучал в том числе и русский язык, и отправленного спустя несколько лет на Кавказ.
Сообщение marine » 22 апр 2020, 22:29
Спасибо теперь за котенка (в трех или четырех программах проверила текст, ошибок нигде не нашли).
Также спасибо за беседу, в то же время мы далеко ушли от темы. Если же к ней вернуться, то мой вывод такой: слыхать — глагол особый, в словаре ему уделено недостаточно внимания. Замена его нейтральным глаголом слышать меняет текст, обычно ухудшает его. Это мое личное мнение, я это воспринимаю на слух. Считаю, что и в моем примере, и во всех других примерах авторы выбирали именно этот вариант намеренно.
В любом случае мне был интересен ваш ответ.
Кстати, о Лермонтове: с 1828 по 1830 год он учился в Московском университетском Благородном пансионате. Осенью поступил в Московский университет на нравственно-политическое, потом на словесное отделение, где проучился два года(1830-32). Не закончил Московский университет, так как решил посвятить себя военной карьере и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге, а с 1834 года он начал службу в звании корнета в гусарском полку в Царском селе.
Сообщение daslex » 22 апр 2020, 22:45
Вы считаете, что программы всегда знают, где надо ставить запятые? У Вас в этот раз вводные выражения не обособлены, и Вы игнорируете это обособление вообще. Снова будете отвечать, что это не ошибка? Читающему мне читать тяжело. Когда называете слово, как сейчас: “слыхать — глагол особый”, “Замена его нейтральным глаголом слышать” — выделяйте называемое слово или кавычками, или курсивом по правилам, или не по правилам жиром, цветом или ещё как-то, чтоб было видно, что это именно, что слово, а не значение.
Ухудшает или нет — зависит от субъективного чувства восприятия, от необходимости использовать и выдержать стиль.
Ваше мнение — это хорошо. Из увлеченцев, живущих на форуме, я здесь самый слабый, так что ждём других участников. Они могут дать более ценную информацию.
Сообщение marine » 22 апр 2020, 23:52
Так вот откуда история про котенка, которого надо потыкать носом. Вам не хватает вводных слов?
А вы в курсе, что практически любое вводное слово имеет парное наречие, и я имею право выбрать нужный мне вариант (в соответствии с правилами, конечно). Это касается “скорее” и “по крайней мере”, у меня эти слова употреблены в значении наречий. Вы ко мне очень строги (в основном по оформительским мелочам, курсивы, кавычки), а давайте-ка я вас проверю. Я тоже умею это делать.
Вот ваше предложение: Я же вижу в обсуждаемом моменте отражение самого Лермонтова, незакончившего гимназию, где он изучал, в том числе, и русский язык, и отправленного спустя несколько лет на Кавказ.
1) Слитное написание НЕ, а должно быть раздельное 2) Некорректно построенное предложение с союзом В ТОМ ЧИСЛЕ. В каком это том числе изучал он русский язык? Почитайте Справочник по пунктуации.
В ТОМ ЧИСЛЕ, союз. Присоединительные обороты, начинающиеся союзом «в том числе», обособляются. На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где он еще не был, и в том числе к Ростовым. Вот так эти обороты строятся.
И вывод. Я скромно задаю на форуме очень простой вопрос, надеясь получить на него короткий и ясный ответ. Мне интересно, почему автор употребил разговорно-просторечный вариант слова при наличии нейтрального варианта? В этом есть особый смысл или кто-то плохо знает русский язык (автор, персонаж, составитель словаря)? Нет ответа. Зато меня научили правильно писать ТСЯ и ТЬСЯ, употреблять курсив и кавычки, а также обособлять вводные слова. Это всё как бы взамен отсутствующего ответа, причем в довольно невежливой форме. Казалось бы, в этом случае строгий учитель должен знать язык безупречно, но это далеко не так.
Мне очень хотелось подружиться с автором ответа, но ничего не получилось. Нет, не нравится мне на этом форуме. Это какой-то некорректный форум.