Слышимый рокот как пишется

“Слышимый” или “слышемый”: что выбрать?

Нечеткое произношение слов в русском языке становится проблемой. Потому что повинуются люди ошибочному принципу «как слышиться, так и пишется». Такое правило соблюдается в похожем украинском языке, но в русском оно не срабатывает. Поэтому нужно искать другие пути для проверки правописания. Разберем сегодня такой случай на примере слова «слышимый» как пишется верно?

Как правильно пишется

Для того, чтобы подобрать правило, сделаем разбор по составу слова «слышимый»:

  • корень -слыш- (однокоренные — «слышать», «слышно», «слышный»);
  • суффикс -им-;
  • окончание -ый.

Теперь мы видим, что орфограмма находится в суффиксе. После такого разбора уже можно искать подходящее правило.

Какое правило применяется

То, что слово относится к исключениям (то есть оно словарное), и объясняет наличие буквы -и- в словоформе. Правило гласит: если глагол относится ко второму спряжению, то к нему добавляется суффикс -им-, к первому — суффикс -ем-. Единственное исключение здесь — это лексема «движимый». Потому что начальный глагол «двигаться» относится к первому спряжению, но к нему прибавляют суффикс -им-.

При этом нужно помнить и банальное правило, которое еще в детстве записывается где-то на подкорке сознания: -жи-, -ши- пишутся всегда с буквой -и-. Иногда, не задумываясь над тем, что пишем, мы и получаем неверные варианты.

Морфология

Обратимся к морфологии слова, потому что именно это объясняет, почему лексема попала в список исключений. По морфологическим признакам определим, что это страдательное причастие в настоящем времени. Оно было образовано от глаголов настоящего времени несовершенного вида «слышать».

Оно в свою очередь и относится к исключениям на ряду с словоформами «дышать», «держать», «гнать». Постоянные признаки этого страдательного причастия: несовершенного вида, невозвратные. Другие свойства могут меняться в зависимости от контекста — род, падеж, число.

Примеры предложений

Приведем примеры предложений с этой словоформой, чтобы вы запомнили, как пишется слово «слышимый» правильно в разных контекстах:

  1. Звук, слышимый где-то вдалеке даже через несколько стеклопакетов, вызвал табун мурашек у всех, кто находился в комнате.
  2. Малыша позабавил звук, слышимый из новой игрушки, и он с удвоенным любопытством потянулся за ней ручками.
  3. Старая песня, слышимая в эту минуту, навевала на меня воспоминания из далекой молодости, когда я еще жил в маленьком поселке с родителями.
  4. Стихотворение читалось едва слышимым голосом школьника, оно словно переносила Марию Степановну в детство, когда она упорно пыталась наизусть запомнить поэзию Пушкина.

Как неправильно писать

Неправильно будет, если написать словоформы: слышымый, слышемый. Старайтесь не допускать таких вариантов даже из-за невнимательности. Потому что банальные ошибки могут испортить даже идеальную репутацию.

Значение

Запомните и значение слова, это поможет ассоциативным способом определиться с тем, как правильно пишется «слышимый». Так называют причастие от глагола «слышать» — тот, который различим слухом, воспринимается любым объектом, у которого есть слух (живые существа или техника).

Синонимы

Заменить на практике его можно лишь парочкой слов: слышный, различаемый, улавливаемый, чуемый.

Заключение

Знание даже одного правила русского языка может спасти вас в разных ситуациях, поэтому старайтесь изучать примеры и соотносить их с языковыми нормами, законами. После вы сможете применять их и в других ситуациях. К тому же это полезно для тренировки памяти.

Источник статьи: http://pishetsya.ru/orfografiya/slyshimyj-ili-slyshemyj-chto-vybrat

Такой вопрос — «Слышимый» или «слышемый» — как правильно пишется?

«Слышимый» или «слышемый» — как правильно пишется?

Как объяснить правописание слова?

Нужно определить сначала, какой частью речи является предлагаемое слово и в какой морфеме есть орфограмма. Оба суффикса («-им-» или «-ем-«) указывают на грамматическую принадлежность слова к причастиям.

Слыш*мый — это причастие, страдательное, настоящего времени.

Слово образовано от глагола **слышать» — переходного и несовершенного вида. И хотя этот глагол оканчивается на «-ать», но он относится как глагол-исключение (вместе с тремя другими известными глаголами на «-ать») ко второму типу спряжения.

Всё вспомнили, разложили по полочкам в своей голове, остаётся только вспомнить само правило образования таких причастий, а оно регламентирует в страдательных причастиях настоящего времени от глаголов второго спряжения писать суффикс -им-.

Поэтому без всякого сомнения пишем — слышимый с суффиксом -им-.

Можно привести и другие причастия с этим суффиксом -им-:

зависеть — зависимый, любить — любимый, мучить — мучимый, гнать — гонимый, видеть — видимый.

Слово «слыш(е/и)мый» является страдательным причастием и чтобы определить, как пишется «слышИмый» или «слышЕмый», необходимо узнать к какому спряжению относится.

Данное страдательное причастие образовано от глагола «слышать», оканчивающее на «ать», которое выдает как-бы первое спряжение. Но здесь мы имеем дело с исключением из правил, поэтому — второе спряжение, которое предлагает писать суффикс «им» — слышим.

Слово «слышимый» — это отглагольное прилагательное (может быть и причастием), образованное от глагола «слышать». Глагол «слышать» — это глагол второго спряжения.

Есть такое правило в русском языке, которое говорит о том, что прилагательные, образованные от глаголов второго спряжения (и причастия), пишутся с суффиксом «-им». Например: зависеть – зависимый ; делить – делимый и т. д.

Хотя глагол «слышать» не заканчивается на «-ить», как обычные глаголы второго склонения, но это глагол – исключение, и относится он именно к глаголам второго спряжения. Поэтому правильное написание – «слышимый».

Приведем пример предложения:

  • Слышимый украдкой разговор между супругами поразил Евгения.
  • Страдательным причастием настоящего времени;
  • Неодушевлённым прилагательным мужского рода единственного числа в именительном или винительном падеже.

Оба могут быть соотнесены с глаголом «слышать» 2-го спряжения. 2-е спряжение у него по той причине, что он является глаголом-исключением­ , хоть и заканчивается на -АТЬ.

А по правилам русского языка у прилагательных и страдательных причастий настоящего времени в суффиксах -ИМ, -ЕМ пишется буква И, если они образованы от глаголов 2-го спряжения.

Таким образом, ничтоже сумняшеся пишем правильный вариант данного прилагательного или причастия — «слышимый«.

Слышимый — это страдательное причастие, которое было образовано от слова — слышать.

Слышать — глагол второго спряжения ( так как является исключением вместе с такими глаголами как гнать, держать, дышать)

В свою очередь причастия второго спряжения образуются с помощью суффикса — им — , следовательно при написании мы получаем — слышИмый.

Источник статьи: http://wordsofwonders.ru/takoj-vopros-slishimij-ili-slishemij-kak-pravilno-pishetsya/

“СлышИмый” или “слышЕмый” – как правильно пишется?

Основные правила

Слово «слышимый» представляет собой страдательное причастие в форме настоящего времени. Это выражение относится ко второму спряжению, но только в качестве исключения. Например: слышимый — слышать, слышали, слышала. Но причастие второго спряжения «слышимый» в настоящем времени снабжается суффиксом -им, а не -ем, как многие полагают. Именно этим правилом объясняется то утверждение, в соответствии с которым изучаемое выражение пишется только с гласной -и.

Учащимся следует более подробно рассмотреть страдательное причастие. Чтобы каждый мог выбрать правильный суффикс, стоит постараться определить, к какому именно спряжению относится производящий глагол. Если к первому, тогда пишем -ем, ну а когда ко второму, то -им. Причастие было сформировано от глагола «слышать», который заканчивается на -ать. Этот пример относится к категории исключений, так как и слова «дышать», «держать», «гнать». Запрещено писать изучаемое причастие с гласной буквой -е — «слышемый», так как это грубая ошибка.

Основные примеры предложений:

  • Хорошо слышимый звук оказался всего лишь обычной слуховой галлюцинацией, из-за чего он не решался сделать уверенный шаг вперёд, так как не мог видеть в такой темноте.
  • В густом хвойном лесу раздавался едва слышимый стук топора лесника, но ближе к вечеру шум доносился громко.
  • Слышимый из распахнутого окна звук заинтриговал ребёнка, из-за чего он решил стать на стульчик, чтобы услышать чарующую музыку лучше.
  • Звук, слышимый издали, немного напоминал чудное «пение» утончённой скрипки, из-за чего Денис перестал говорить и наверняка успел что-то надумать.
  • Стих, слышимый им в эту минуту, напомнил ему давно забытый вечер из детства. Он еле слышно начал свой разговор, так как его сердце переполняли эмоции.

Только тщательное изучение действующих правил и изложенных предложений поможет ученику разобраться в том, как пишется слово «слышимый», что очень важно для получения хорошей оценки на контрольной работе. Правильное склонение изучаемого выражения по падежам поможет учащимся развёрнуто донести до собеседника или читателя необходимый смысловой посыл:

  • Именительный — слышимый.
  • Родительный — слышимого.
  • Дательный — слышимому.
  • Винительный — слышимый.
  • Творительный — слышимый.
  • Предложный — слышимом.

Все правила должны быть хорошо выучены, так как в русском языке каждый нюанс имеет большое значение.

Фонетический разбор

Фонетика представляет собой универсальный раздел науки, который углублённо занимается изучением звуков речи. Именно буквы являются графической интерпретацией услышанной информации. За счёт этих символов абсолютно любые звуковые данные могут быть записаны в тетрадь. Не во всех случаях общее количество написанных букв соответствует числу звуков.

В некоторых словах звуки могут попросту не произноситься человеком, несмотря на то что при написании обозначаются графически. Буквы — своеобразные символы, видимые человеческому глазу и используемые для создания текстовой информации. А вот звуки — это то, что можно воспринять ухом и сформировать во время произношения.

Схема фонетического анализа:

  • Изучаемое слово необходимо правильно записывают в тетрадь.
  • Нужно определить, на какой именно слог падает ударение.
  • Указать число слогов.
  • Слово записывают в столбик по вертикали, после чего в специальных скобках — [ ] отображают звуковую интерпретацию.
  • Каждому звуку дают развёрнутую характеристику.
  • На финальном этапе анализа записывают точное количество букв, звуков.

Качественный фонетический разбор представляет собой углублённое изучение слоговой и звуковой структуры слова. Изучаемое выражение «слышимый» состоит из трёх слогов: слы-ши-мый. Ударение падает на первый слог. Транскрипция выглядит так: [слышымый’]. Звуко-буквенный анализ изучаемого выражения:

  • С [с] – согласный, парный глухой, твёрдый.
  • Л [л] – согласн., непарн. звонк., твёрд.
  • Ы [ы] – гласный, ударный.
  • Ш [ш] – согласный, парный глухой, твёрдый.
  • И [ы] – гласн., безударн.
  • М [м] – согласный, непарный звонкий, твёрдый.
  • Ы [ы] – гласный, безударный.
  • Й [й’] – согласный, непарный звонкий, мягкий.

В слове 8 букв и столько же звуков.

Всего существует десять гласных букв, а звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Во время их произношения выдыхаемый воздух легко покидает ротовую полость. Голосовые связки формируют своеобразную вибрацию, которая воспринимается ухом человека как звук. Каждое слово состоит из определённого количества слогов, в каждом из которых неизбежно присутствует гласный звук. Итоговое количество слогов и гласных в выражении совпадает.

Развёрнутый морфологический анализ

Морфология — это многогранное направление, которое подразумевает комплексное изучение слова как части речи. Прежде чем приступать к морфологическому анализу, необходимо понять, что каждое выражение обладает определёнными особенностями, которые называют признаками. Эти характеристики могут быть временными, индивидуальными, а также постоянными. К общим признакам можно отнести время, род, число, падеж.

Для анализа глаголов следует вспомнить о спряжении, переходности, возвратности, совершённом и несовершенном виде. Самый минимальный набор признаков свойственен местоимениям. В соответствии с разбором этой части речи следует определить разряд, не забывая об общих характеристиках. Интереснее всего работать с прилагательными примерами, так как в этом случае нужно записать краткую или полную форму, а также относительный или качественный разряд.

Выполнить правильно морфологический разбор слова несложно. Для этого достаточно знать общий план действий, который аналогичен для всех частей речи:

  • Записать в тетрадь слово без единой ошибки, а также определить его частеречную принадлежность и значение.
  • Нужно остановить начальную форму изучаемого выражения.
  • Подробно охарактеризовать основные грамматические признаки (постоянные/непостоянные).
  • Остаётся указать, каким членом предложения является слово.

По описанной схеме можно выполнить разбор выражения «слышимый». Часть речи — имя прилагательное. Начальная форма — «слышимый» (именительный падеж единственного числа мужского рода). Постоянные признаки — качественное. Непостоянные характеристики: единственное число, мужской род, именительный падеж, полная форма. Слово может относиться к разным членам предложения, так как всё зависит от контекста предложения.

Для правильного определения синтаксической роли следует изучить суть изложенного предложения, относящегося к слову «слышимый». Существительное может выступать в качестве дополнения, подлежащего либо обстоятельства.

А вот прилагательное, которое примыкает к существительным, на практике является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Кардинально изменить значение выражения поможет буква -ё, из-за чего итоговый морфологический разбор может быть самым разным.

Морфемный состав слова

Морфемный анализ представляет собой последовательное выявление морфемного состава слова. Начинать лучше всего с определения части речи, к которой оно относится. Эти манипуляции нужны для того, чтобы учащийся мог достоверно узнать, изменяется слово или нет. Если выражение не подвержено изменениям, тогда нужно выделить основу и окончание.

Для прилагательных, глаголов и существительных нужно подобрать соответствующие однокоренные слова, так как сопоставлением его форм можно обозначить окончание и основу, а потом вычленить все соединительные и значимые морфемы. В противном случае придётся работать с неизменяемым словом. Если ученик знает часть речи изучаемого выражения, то это поможет ему выделить суффиксы разных форм. Например: чита-ть (суффикс инфинитива), быстр-ее (суффикс сравнительной степени), уеха-вш-ий (суффикс действительного причастия прошедшего времени).

План разбора слова содержит несколько важных пунктов:

  • Нужно определить часть речи, выделить окончание и основу.
  • Выделить присутствующие формообразующие суффиксы.
  • Важно правильно выявить «обратную» словообразовательную цепочку, чтобы дойти до корня слова.
  • Обозначить морфемы. В этот раздел входит приставка, суффиксы, соединительные гласные, корень.

В соответствии с морфемным разбором слово «слышимый» состоит из нескольких частей: корень (слыш) + суффикс (им) + окончание (ый). Основой этого примера является «слышим». Морфемные анализы одних и тех же выражений могут быть выполнены по-разному и в разных словарях. Каждый такой «источник» аргументирует разбор по-своему. Два учителя могут придерживаться совершенно разных программ определения морфем в выражениях.

Самым лучшим примером являются инфинитивы глаголов. Например, слово «жить»: в одних учебных заведениях частица -ть отмечается как суффикс, а вот в других — как окончание. Не исключён даже третий вариант — суффикс с последующим нулевым окончанием. Существует специальный словарь с морфемным разбором слов, который содержит более ста тысяч примеров в начальной форме. После изучения этого научного материала можно получить знания, которых вполне достаточно для определения морфем в разных склонениях, родах, спряжениях и числах.

Дополнительная информация

Если для изложения собственных мыслей ученику нужно разобраться, как правильно — «слышите» или «слышете», тогда стоит обратиться к правилам русского языка. В соответствии с действующими требованиями правильным является первый вариант, где в окончании стоит буква -и, а не -е. Запрещено использовать следующие выражения: слысаться, услышить, услышить, услышные. В соответствии с правилами правописания эти слова содержат ошибку.

В противном случае ученик допустит ошибку, которая может плохо отобразиться на общей оценке. Изучаемое слово «слышимый» обладает несколькими распространёнными синонимами: испытываемый, чувствуемый, чуемый, ощущаемый, слышаться, неслышимый, расслышать, послышаться, различаемый, слышный, услыхать, улавливаемый, осязаемый. Только ответственный подход к изучению языкознания поможет учащимся повысить как письменный, так и устный уровень грамотности, чтобы можно было чётко и правильно излагать информацию.

После усвоения всех нюансов ученик сможет написать предложение с изучаемым словом под диктовку. Если для изложения какой-либо интересной истории нужно подобрать рифму, тогда следует обратить внимание на следующие примеры: неслышимый, движимый. Для избежания ошибок лучше задействовать проверочное слово. Дополнительно выражение можно проспрягать, но если с этой задачей ученик сталкивается впервые, тогда лучше задействовать научную литературу.

Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/slyshimyy-ili-slyshemyy.html

Как правильно пишется слово «слышимый»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: судоверфь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «слышимый&raquo

Предложения со словом «слышимый&raquo

  • Окно со скрипом приоткрылось, и в дом, под еле слышимый звук колокольчиков, влетел какой-то непонятный свет.

Цитаты из русской классики со словом «слышимый»

  • Всегда прямой его полет производит дребезжащий свист, далеко слышный и неравнодушно слышимый охотниками.

Сочетаемость слова «слышимый&raquo

Значение слова «слышимый&raquo

СЛЫ’ШИМЫЙ, ая, ое; -шим, а, о (книжн.). Прич. страд. прош. вр. от слышать (редко). (Толковый словарь Ушакова)

Афоризмы русских писателей со словом «слышимый&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «слышимый&raquo

СЛЫ’ШИМЫЙ, ая, ое; -шим, а, о (книжн.). Прич. страд. прош. вр. от слышать (редко).

Предложения со словом «слышимый&raquo

Окно со скрипом приоткрылось, и в дом, под еле слышимый звук колокольчиков, влетел какой-то непонятный свет.

Больше часа единственным слышимым звуком оставался скрип шин по асфальту.

– Имел честь помогать группе сопротивления, – с хорошо слышимой горечью пробасило существо, напоминавшее жука.

Синонимы к слову «слышимый&raquo

Сочетаемость слова «слышимый&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9

Морфологический разбор «слышимого рокота»

Морфологический разбор «слышимого»:

«Слышимого»

Грамматический разбор

Морфологический разбор «рокота»:

«Рокота»

Грамматический разбор

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»

Морфологический разбор «слышимого рокота»

Фонетический разбор «слышимого рокота»

Карточка «слышимого рокота»

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

“Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).”

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • – качественное (теплый, молчаливый);
      • – относительное (вчерашний, читальный);
      • – притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Источник статьи: http://how-to-all.com/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F:%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B0

Значение слова «слышимый»

СЛЫ’ШИМЫЙ, ая, ое; -шим, а, о (книжн.). Прич. страд. прош. вр. от слышать (редко). || Различимый слухом, слышный.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: фотостарение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «слышимый&raquo

Предложения со словом «слышимый&raquo

  • Окно со скрипом приоткрылось, и в дом, под еле слышимый звук колокольчиков, влетел какой-то непонятный свет.

Цитаты из русской классики со словом «слышимый»

  • Всегда прямой его полет производит дребезжащий свист, далеко слышный и неравнодушно слышимый охотниками.

Сочетаемость слова «слышимый&raquo

Понятия, связанные со словом «слышимый»

Афоризмы русских писателей со словом «слышимый&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «слышимый&raquo

Окно со скрипом приоткрылось, и в дом, под еле слышимый звук колокольчиков, влетел какой-то непонятный свет.

Больше часа единственным слышимым звуком оставался скрип шин по асфальту.

– Имел честь помогать группе сопротивления, – с хорошо слышимой горечью пробасило существо, напоминавшее жука.

Синонимы к слову «слышимый&raquo

Сочетаемость слова «слышимый&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9

Как правильно пишется словосочетание «слышимые звуки»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: анклав — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «звук&raquo

Синонимы к словосочетанию «слышимые звуки&raquo

Предложения со словосочетанием «слышимые звуки&raquo

  • Окно со скрипом приоткрылось, и в дом, под еле слышимый звук колокольчиков, влетел какой-то непонятный свет.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «слышимые звуки»

  • Он убаюкивался этою тихой жизнью, по временам записывая кое-что в роман: черту, сцену, лицо, записал бабушку, Марфеньку, Леонтья с женой, Савелья и Марину, потом смотрел на Волгу, на ее течение, слушал тишину и глядел на сон этих рассыпанных по прибрежью сел и деревень, ловил в этом океане молчания какие-то одному ему слышимые звуки и шел играть и петь их, и упивался, прислушиваясь к созданным им мотивам, бросал их на бумагу и прятал в портфель, чтоб, «со временем», обработать — ведь времени много впереди, а дел у него нет.

Сочетаемость слова «слышимый&raquo

Сочетаемость слова «звук&raquo

Значение слова «звук&raquo

ЗВУК , -а, м. 1. Слуховое ощущение, вызываемое действием механических колебаний окружающей среды; то, что мы слышим, воспринимаем нашим органом слуха. Звук шагов. Звуки выстрелов. Слабые звуки. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «слышимый&raquo

СЛЫ’ШИМЫЙ, ая, ое; -шим, а, о (книжн.). Прич. страд. прош. вр. от слышать (редко). (Толковый словарь Ушакова)

Афоризмы русских писателей со словом «слышимый&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «звук&raquo

ЗВУК , -а, м. 1. Слуховое ощущение, вызываемое действием механических колебаний окружающей среды; то, что мы слышим, воспринимаем нашим органом слуха. Звук шагов. Звуки выстрелов. Слабые звуки.

Значение слова «слышимый&raquo

СЛЫ’ШИМЫЙ, ая, ое; -шим, а, о (книжн.). Прич. страд. прош. вр. от слышать (редко).

Предложения со словосочетанием «слышимые звуки&raquo

Окно со скрипом приоткрылось, и в дом, под еле слышимый звук колокольчиков, влетел какой-то непонятный свет.

Больше часа единственным слышимым звуком оставался скрип шин по асфальту.

Слышимый или представляемый как слышимый звук может возникнуть лишь от соударения зубов.

Синонимы к словосочетанию «слышимые звуки&raquo

Ассоциации к слову «звук&raquo

Сочетаемость слова «слышимый&raquo

Сочетаемость слова «звук&raquo

Морфология

Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B5+%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8

«Слышут» или «слышат», как пишется правильно?

Слово «слышат» правильно пишется с буквой «а» в безударном окончании — а т как форма третьего лица множественного числа глагола «слышать» второго спряжения.

При произношении интересующего нас слова ударным является гласный корня:

Оставшись в слабой фонетической позиции, неясно слышится гласный в окончании. Какое выбрать написание слова, «слыш а т» или «слыш у т»?

Правописание слова «слышат»

Чтобы правильно написать безударное окончание рассматриваемого слова, действуем пошагово. Вначале определим часть речи, к которой оно принадлежит.

Иногда, к сожалению, люди не слы́шат друг друга.

Это слово обозначает действие и отвечает на вопрос:

люди (что делают?) не слышат.

По этим грамматическим признакам определим, что это глагол в форме третьего лица множественного числа настоящего времени.

Второй шаг: обращаемся к начальной форме этого слова — глаголу «слышать» , и по глагольному суффиксу, находящемуся перед окончанием -ть, выясняем его спряжение. Этот глагол заканчивается на -а-ть, как и глаголы, относящиеся к первому спряжению:

Но помним, что в русской орфографии существует список глаголов-исключений с суффиксом -а-, относящихся ко второму спряжению. Перечислим их:

Глагол «слышать» изменяется по второму типу спряжения. Понаблюдаем за его изменением по лицам и числам:

  • 1 лицо я слыш у — мы слыш и м
  • 2 лицо ты слыш и шь — вы слыш и те
  • 3 лицо он слыш и т — они слыш а т .

Чтобы запомнить написание буквы «а» в безударном окончании слова, прочтем примеры предложений.

Примеры

Когда люди слы́шат прекрасную музыку, созерцают творение великого художника или наблюдают за природой, их душа преображается.

Музыканты хорошо слы́шат звуки, из которых строятся аккорды.

В преклонном возрасте некоторые люди плохо слы́шат.

Все слы́шат, как громко барабанит дождь по крыше.

Дети слы́шат раскаты грома и, закончив игру, бегут домой.

Сравним с окончанием аналогичной формы 3 лица множественного числа глаголов первого спряжения:

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/slyshat-ili-slyshut.html

Словари

Воспринимать слухом (производимые чем-либо звуки).

3. Иметь какие-либо сведения о ком-либо, чем-либо; знать.

СЛЫ́ШАТЬ – глаг., нсв., употр. наиб. часто

Морфология: я слы́шу, ты слы́шишь, он/она/оно слы́шит, мы слы́шим, вы слы́шите, они слы́шат, слы́шь, слы́шьте, слы́шал, слы́шала, слы́шало, слы́шали, слы́шащий, слы́шимый, слы́шавший, слы́шанный, слы́ша; св. услы́шать

функция органов слуха, звуковая информация

1. Если кто-либо слышит, то это означает, что этот человек или животное обладает способностью воспринимать звуки или шумы органами слуха.

Левое ухо совсем не слышит. | Плохо слышу этим ухом. | Старик не слышит.

2. Если кто-либо слышит что-либо, то это означает, что этот человек различает, воспринимает органами слуха издаваемые кем-либо, производимые чем-либо звуки.

Слышать пение дрозда, жужжание мухи. | Слышать эхо. | Слышать игру на рояле. | Слышать крик, смех, стук, гром. | Слышать чье-либо дыхание, чьи-либо шаги. | Я вас не слышу, говорите громче. | св.

Он остановился и прислушался, боясь услышать окрик.

3. Если вы слышите что-то, о чём-то, о ком-то, то это означает, что вы получаете какие-либо сведения о событиях, сообщения о людях из чьих-либо рассказов, новостей и т. п.

Впервые слышать о чём-либо. | Слышать от отца, деда. | Услышать по радио о землетрясении. | Услышать интересную историю.

4. Если вы, к примеру, слышите чьё-либо мнение, то это означает, что в процессе, в результате общения с кем-либо вы получаете представление, узнаёте, что думает другой человек по какому-либо вопросу и т. п.

Всё это слова, а где же факты? Я был бы рад услышать ваши истинные мотивы.

5. Если кто-либо говорит, что слышал своими собственными ушами что-либо, то это означает, что этот человек подтверждает достоверность какой-либо информации, факт её личного восприятия.

6. Если кто-либо впервые (в первый раз) слышит о чём-либо или что-либо, то это означает, что этот человек заявляет о своей прежней неосведомлённости в чём-либо.

Фамилию Каценеленбоген слышу впервые.

7. Выражение Слышал звон, да не знает где он употребляется в том случае, если речь идёт о человеке, который имеет приблизительное, неточное представление о чём-либо.

8. Фразу Что я слышу! кто-либо говорит в том случае, если он удивляется сообщаемой ему информации.

9. Выражение то и дело слышишь употребляется в том случае, если речь идёт о чём-либо, что часто повторяется, о чём часто сообщают средства массовой информации или люди в общении друг с другом.

Сейчас то и дело слышишь о загрязнении воды в разных регионах страны.

10. Если кто-либо не хочет и слышать о чём-либо, то это означает, что этот человек решительно отказывается принимать участие в чём-либо, делать что-либо или обсуждать предлагаемое кем-либо.

После печального опыта с Мурзиком я о кошках и слышать не хочу.

11. Если кто-либо говорит Чтобы я больше не слышал чего-либо, то это означает, что этот человек запрещает кому-либо произносить что-либо, затрагивать в разговоре какую-либо тему и т. п.

Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в доме!

12. Если о ком-либо или о чём-либо не слышно, то это означает, что кто-либо давно не даёт о себе знать, не появляется в обществе, что-либо не имеет место, не происходит.

13. Выражения слышишь, слышите употребляются для подчёркивания сказанного.

Вечером я вас жду, слышите. | Тебе нужно отдохнуть, слышишь.

1. (сов. услышать) кого-что. Воспринимать слухом (производимые чем-н. звуки). Я вас не слышу, говорите громче. «Слышу ли голос твой, звонкий и ласковый.» Лермонтов. «Нынче первый мы слышали гром.» Фет. «Раз ночью сидим мы и слышим: музыка плывет по степи.» Максим Горький. «Слышал звон, да не знает, где он.» Поговорка.

2. без доп. Обладать слухом. Одно ухо у него не слышит. Он одним ухом не слышит.

3. (сов. услышать) что, о ком-чем, про кого-что и с союзом “что”, “будто”, “как” и т. п. Обладать какими-н. сведениями о ком-чем-н., знать. «- Ты слышал? -Что? Об Чацком? -Что такое?» Грибоедов. «Я слышал, будто для певца всего нужнее дарованья.» Баратынский. Он не слышал этой новости. «И ты повторяешь слышанное от других!» Гончаров.

4. (сов. услышать) перен., что и с союзом “что”, “будто”, “как” и т. п. Замечать, чувствовать. «Девка и не слышала, как укололась до крови.» Некрасов. «Удильщик слышит, когда рыба клюнет.» Даль.

5. 2 л наст. вр. слы́шишь (слышите) употр. также для подтверждения сказанного, настоятельного указания. «Приходите к нам в восемь часов, слышите, непременно.» Тургенев.

Не слыша ног (бежать, мчаться и т. п.) – быстро, не замечая усталости. «Словно кипятком ошпаренный, я бежал, не слыша ног.» Некрасов. Ног или земли под собой не слышать – см. нога.

СЛЫ́ШАТЬ, -шу, -шишь; -анный; несовер.

1. кого (что). Различать, воспринимать что-н. слухом. Слышишь: зовут. С. голоса спорящих.

2. Обладать слухом. Старик не слышит (глух).

3. кого (что). Интеллектуально воспринимать на слух (оперу, пьесу, певца, музыканта, чтеца). С. Шаляпина, Качалова. С. оперу «Пиковая дама».

4. о ком (чём) и с союзом «что». Получать какие-н. сведения, узнавать. Я слышал, что он скоро приедет.

5. перен., что и с союзами «что», «как». Замечать, чувствовать (разг.). Слышу, что по руке ползёт муравей. Не слышит запахов.

6. слышишь (слышите), вводн. Употр. для подтверждения сказанного (разг.). Приходи непременно, слышишь!

| совер. услышать, -шу, -шишь; -анный (к 1, 3 и 4 знач.).

-шу, -шишь, -ат, нсв.; услы́шать (ко 2, 3 знач.), сов.

– А звать будешь – кричи громче, я плохо слышу! (Грибачев).

2) (кого/что) Воспринимать слухом какие-л. звуки.

Когда я слышу из гостиной Ваш легкий шаг, иль платья шум, я вдруг теряю весь свой ум (Пушкин).

3) (что, о ком/чем) Узнавать, получать сведения о ком-л. или о чем-л.

Кроме того, и от профессоров, и от наших офицеров, которых посылали за границу “для усовершенствования”, я слышал многое о Германии, и особенно о Саксонии, и не раз мечтал о возможности побывать за границей (Шелгунов).

слы́шаться, слы́шимость, слы́шный, неслы́шный, слы́шащий, слы́шавший, слы́шимый, слы́шанный

Слово общеславянского происхождения. Образовано от слых ‘слух’, ‘молва’, связанного со слух (см. слушать).

И слы́шать не хо́чет – категорически отказывается не только принимать участие в чем-л., делать что-л. и т. п., но и обсуждать, обдумывать предлагаемое.

Себя́ не слы́шать (от чего) – забывая все, горячо, полностью отдаваться чему-л.

СЛЫ́ШАТЬ -шу, -шишь; слы́шимый; -шим, -а, -о; нсв. (св. услы́шать).

1. (кого-что, также с придат. дополнит.). Различать, воспринимать слухом издаваемое, производимое кем-, чем-л. С. смех. С. стук. С. крик. С. гром. Я вас не слышу, говорите громче. Не слышал, как звенел будильник. Своими собственными ушами слышал что-л. С. похвалы. С. возражения. Вы слышали вопрос? И с. об этом не хочу (категорически отказываюсь принимать участие в чём-л., делать что-л. и даже обсуждать предлагаемое).

2. Обладать слухом (1 зн.). Левое ухо совсем не слышит. Плохо слышу этим ухом. Старик не слышит (глухой).

3. что, о ком-чём, про кого-что или с придат. дополнит. Иметь какие-л. сведения, знать по разговорам, слухам и т.п. Слышали анекдот? Это имя я где-то уже слышал. Слышал, что вы побывали в Италии. Не раз слышал о повадках этого зверя от местных жителей. Ты что-нибудь слышал про Петрова? Что я слышу! (возглас удивления услышанным).

4. что и с придат. дополнит. Разг. Распознавать путём ощущения; ощущать, чувствовать, замечать. С. запах, аромат. С. сердцем, душой. В покорности ягуара дрессировщик слышал угрозу. Не слышал, что его толкают. Сердце слышит беду. Земли под собой не слышать (испытывать сильную радость, быть в восторге). Не слышать ног под собой (испытывать чрезмерно сильную усталость от бега, ходьбы или восторга). Себя не слышать от чего (забывая всё, горячо, полностью отдаваться чему-л., какому-л. чувству).

5. кого-что. Разг. Распознавать чутьём; чуять (о животных). Пёс слышит дичь. Старая кошка не слышит мышей.

Слы́шишь; слы́шите, в зн. межд. Разг. Употр. для подчёркивания сказанного, настоятельного указания на что-л. Вечером я вас жду, слышите. Тебе нужно отдохнуть, слышишь.

-шу, -шишь; несов. перех. (сов. услышать).

1. также с придаточным дополнительным и без доп.

Различать, воспринимать слухом (издаваемые, производимые кем-, чем-л. звуки).

Слышать стук. Слышать крик. Слышать смех.

[Надя:] Вот слышите, в роще соловей поет. А. Островский, Воспитанница.

О восприятии речи, ее содержания.

Слышать похвалы. Слышать возражения.

Тяжело было ей слышать суровые слова отказа. Чернышевский, Русский человек на rendez-vous.

– Ай да новичок! – слышал он сзади себя одобрение. Помяловский, Очерки бурсы.

Он уже плохо видел, нетвердо ступал, неясно слышал. Герцен, Долг прежде всего.

– Звать будешь – кричи громче, я плохо слышу! Грибачев, Рассказ о первой любви.

3. также о ком-чем, про кого-что или с придаточным дополнительным.

Иметь какие-л. сведения, знать (по разговорам, слухам и т. п.).

– Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость. Гоголь, Страшная месть.

[Вожеватов:] Слышали новость, Мокий Парменыч? Лариса Дмитриевна замуж выходит. А. Островский, Бесприданница.

– Обычно все коренные жители так или иначе знают друг друга. Во всяком случае, слышали друг о друге. Катаев, Катакомбы.

4. также с придаточным дополнительным. разг.

Распознавать путем ощущения; ощущать.

Она слышала в себе движение новой жизни. Л. Толстой, Анна Каренина.

Он не слышал, как его толкнули справа, слева. А. Н. Толстой, Эмигранты.

Чувствовать, ощущать, замечать.

Слышит душа многое, а пересказать или написать ничего не умею. Гоголь, О лиризме наших поэтов.

В книгах я часто слышал чувство писателя, его гнев, радость. М. Горький, В людях.

Распознавать чутьем (о животных); чуять.

Пес бежит сторонкой, нюхает, Поминутно слышит дичь. Н. Некрасов, Коробейники.

6. 2 л. наст. вр. слы́шишь (слы́шите). разг.

Употребляется для подчеркивания сказанного, настоятельного указания на что-л.

– Помни же, Александр, что у тебя есть дядя и друг – слышишь? И. Гончаров, Обыкновенная история.

[Лидия:] Через десять минут чтобы все было! Слышите, что я говорю! Иначе я вас пускать не велю. А. Островский, Бешеные деньги.

ног< (или земли)> под собой не слышать

испытывать сильную радость, быть в восторге.

чрезмерно, до изнеможения устать от бега, долгой изнурительной ходьбы и т. п.

забывая все, горячо, полностью отдаваться чему-л., какому-л. чувству и т. д.

Когда сын примет, бывало, отца хорошо, то старик себя не слышит от радости. Достоевский, Бедные люди.

категорически отказывается не только принимать участие в чем-л., делать что-л. и т. п., но и обсуждать, обдумывать предлагаемое.

1. что (полный охват предмета действием). Слышать похвалы. Слышать возражения. Тяжело было ей слышать суровые слова отказа (Чернышевский).

2. о чем (частичный охват предмета действием). Слышать о случившемся. Слышать о вчерашних событиях.

слы́шать, слы́шу, слы́шим, слы́шишь, слы́шите, слы́шит, слы́шат, слы́ша, слы́шал, слы́шала, слы́шало, слы́шали, слы́шь, слы́шьте, слы́шащий, слы́шащая, слы́шащее, слы́шащие, слы́шащего, слы́шащей, слы́шащих, слы́шащему, слы́шащим, слы́шащую, слы́шащею, слы́шащими, слы́шащем, слы́шавший, слы́шавшая, слы́шавшее, слы́шавшие, слы́шавшего, слы́шавшей, слы́шавших, слы́шавшему, слы́шавшим, слы́шавшую, слы́шавшею, слы́шавшими, слы́шавшем, слы́шусь, слы́шимся, слы́шишься, слы́шитесь, слы́шится, слы́шатся, слы́шался, слы́шалась, слы́шалось, слы́шались, слы́шься, слы́шьтесь, слы́шимый, слы́шимая, слы́шащаяся, слы́шимое, слы́шащееся, слы́шимые, слы́шащиеся, слы́шимого, слы́шащегося, слы́шимой, слы́шащейся, слы́шимых, слы́шащихся, слы́шимому, слы́шащемуся, слы́шимым, слы́шащимся, слы́шащийся, слы́шимую, слы́шащуюся, слы́шимою, слы́шащеюся, слы́шимыми, слы́шащимися, слы́шимом, слы́шащемся, слышим, слышима, слышимо, слышимы, слы́шанный, слы́шанная, слы́шанное, слы́шанные, слы́шанного, слы́шанной, слы́шанных, слы́шанному, слы́шанным, слы́шанную, слы́шанною, слы́шанными, слы́шанном, слы́шан, слы́шана, слы́шано, слы́шаны

1. различать, разбирать, улавливать; слыхать (разг.); внимать (трад.-поэт.)

Источник статьи: http://sanstv.ru/dict/%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C

«Слышут» или «слышат», как пишется правильно?

Слово «слы­шат» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «а» в без­удар­ном окон­ча­нии —ат как фор­ма тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла гла­го­ла «слы­шать» вто­ро­го спря­же­ния.

При про­из­но­ше­нии инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва удар­ным явля­ет­ся глас­ный кор­ня:

Оставшись в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции, неяс­но слы­шит­ся глас­ный в окон­ча­нии. Какое выбрать напи­са­ние сло­ва, «слышат» или «слышут»?

Правописание слова «слышат»

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ное окон­ча­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва, дей­ству­ем поша­го­во. Вначале опре­де­лим часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит.

Иногда, к сожа­ле­нию, люди не слы́шат друг дру­га.

Это сло­во обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос:

люди (что дела­ют?) не слы­шат.

По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам опре­де­лим, что это гла­гол в фор­ме тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни.

Второй шаг: обра­ща­ем­ся к началь­ной фор­ме это­го сло­ва — гла­го­лу «слы­шать» , и по гла­голь­но­му суф­фик­су, нахо­дя­ще­му­ся перед окон­ча­ни­ем -ть, выяс­ня­ем его спря­же­ние. Этот гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -а-ть, как и гла­го­лы, отно­ся­щи­е­ся к пер­во­му спря­же­нию:

Но пом­ним, что в рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет спи­сок глаголов-исключений с суф­фик­сом -а-, отно­ся­щих­ся ко вто­ро­му спря­же­нию. Перечислим их:

Глагол «слы­шать» изме­ня­ет­ся по вто­ро­му типу спря­же­ния. Понаблюдаем за его изме­не­ни­ем по лицам и чис­лам:

  • 1 лицо я слышу — мы слышим
  • 2 лицо ты слышишь — вы слышите
  • 3 лицо он слышит — они слышат.

ВыводФорма гла­го­ла тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла «слы­шат» име­ет без­удар­ное лич­ное окон­ча­ние -ат.

Чтобы запом­нить напи­са­ние бук­вы «а» в без­удар­ном окон­ча­нии сло­ва, про­чтем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Примеры

Когда люди слы́шат пре­крас­ную музы­ку, созер­ца­ют тво­ре­ние вели­ко­го худож­ни­ка или наблю­да­ют за при­ро­дой, их душа пре­об­ра­жа­ет­ся.

Музыканты хоро­шо слы́шат зву­ки, из кото­рых стро­ят­ся аккор­ды.

В пре­клон­ном воз­расте неко­то­рые люди пло­хо слы́шат.

Все слы́шат, как гром­ко бара­ба­нит дождь по кры­ше.

Дети слы́шат рас­ка­ты гро­ма и, закон­чив игру, бегут домой.

Сравним с окон­ча­ни­ем ана­ло­гич­ной фор­мы 3 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния:

  • колы­хать­ся — колы­шут­ся тра­вы,
  • мур­лы­кать — кош­ки мур­лы­чут,
  • сте­лить — сте­лют сено,
  • гро­хо­тать — поез­да гро­хо­чут.

Источник статьи: http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/slyshut-ili-slyshat-kak-pishetsya-pravilno.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями: