Слышимый как пишется спряжение

“СлышИмый” или “слышЕмый” – как правильно пишется?

Основные правила

Слово «слышимый» представляет собой страдательное причастие в форме настоящего времени. Это выражение относится ко второму спряжению, но только в качестве исключения. Например: слышимый — слышать, слышали, слышала. Но причастие второго спряжения «слышимый» в настоящем времени снабжается суффиксом -им, а не -ем, как многие полагают. Именно этим правилом объясняется то утверждение, в соответствии с которым изучаемое выражение пишется только с гласной -и.

Учащимся следует более подробно рассмотреть страдательное причастие. Чтобы каждый мог выбрать правильный суффикс, стоит постараться определить, к какому именно спряжению относится производящий глагол. Если к первому, тогда пишем -ем, ну а когда ко второму, то -им. Причастие было сформировано от глагола «слышать», который заканчивается на -ать. Этот пример относится к категории исключений, так как и слова «дышать», «держать», «гнать». Запрещено писать изучаемое причастие с гласной буквой -е — «слышемый», так как это грубая ошибка.

Основные примеры предложений:

  • Хорошо слышимый звук оказался всего лишь обычной слуховой галлюцинацией, из-за чего он не решался сделать уверенный шаг вперёд, так как не мог видеть в такой темноте.
  • В густом хвойном лесу раздавался едва слышимый стук топора лесника, но ближе к вечеру шум доносился громко.
  • Слышимый из распахнутого окна звук заинтриговал ребёнка, из-за чего он решил стать на стульчик, чтобы услышать чарующую музыку лучше.
  • Звук, слышимый издали, немного напоминал чудное «пение» утончённой скрипки, из-за чего Денис перестал говорить и наверняка успел что-то надумать.
  • Стих, слышимый им в эту минуту, напомнил ему давно забытый вечер из детства. Он еле слышно начал свой разговор, так как его сердце переполняли эмоции.

Только тщательное изучение действующих правил и изложенных предложений поможет ученику разобраться в том, как пишется слово «слышимый», что очень важно для получения хорошей оценки на контрольной работе. Правильное склонение изучаемого выражения по падежам поможет учащимся развёрнуто донести до собеседника или читателя необходимый смысловой посыл:

  • Именительный — слышимый.
  • Родительный — слышимого.
  • Дательный — слышимому.
  • Винительный — слышимый.
  • Творительный — слышимый.
  • Предложный — слышимом.

Все правила должны быть хорошо выучены, так как в русском языке каждый нюанс имеет большое значение.

Фонетический разбор

Фонетика представляет собой универсальный раздел науки, который углублённо занимается изучением звуков речи. Именно буквы являются графической интерпретацией услышанной информации. За счёт этих символов абсолютно любые звуковые данные могут быть записаны в тетрадь. Не во всех случаях общее количество написанных букв соответствует числу звуков.

В некоторых словах звуки могут попросту не произноситься человеком, несмотря на то что при написании обозначаются графически. Буквы — своеобразные символы, видимые человеческому глазу и используемые для создания текстовой информации. А вот звуки — это то, что можно воспринять ухом и сформировать во время произношения.

Схема фонетического анализа:

  • Изучаемое слово необходимо правильно записывают в тетрадь.
  • Нужно определить, на какой именно слог падает ударение.
  • Указать число слогов.
  • Слово записывают в столбик по вертикали, после чего в специальных скобках — [ ] отображают звуковую интерпретацию.
  • Каждому звуку дают развёрнутую характеристику.
  • На финальном этапе анализа записывают точное количество букв, звуков.

Качественный фонетический разбор представляет собой углублённое изучение слоговой и звуковой структуры слова. Изучаемое выражение «слышимый» состоит из трёх слогов: слы-ши-мый. Ударение падает на первый слог. Транскрипция выглядит так: [слышымый’]. Звуко-буквенный анализ изучаемого выражения:

  • С [с] – согласный, парный глухой, твёрдый.
  • Л [л] – согласн., непарн. звонк., твёрд.
  • Ы [ы] – гласный, ударный.
  • Ш [ш] – согласный, парный глухой, твёрдый.
  • И [ы] – гласн., безударн.
  • М [м] – согласный, непарный звонкий, твёрдый.
  • Ы [ы] – гласный, безударный.
  • Й [й’] – согласный, непарный звонкий, мягкий.

В слове 8 букв и столько же звуков.

Всего существует десять гласных букв, а звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Во время их произношения выдыхаемый воздух легко покидает ротовую полость. Голосовые связки формируют своеобразную вибрацию, которая воспринимается ухом человека как звук. Каждое слово состоит из определённого количества слогов, в каждом из которых неизбежно присутствует гласный звук. Итоговое количество слогов и гласных в выражении совпадает.

Развёрнутый морфологический анализ

Морфология — это многогранное направление, которое подразумевает комплексное изучение слова как части речи. Прежде чем приступать к морфологическому анализу, необходимо понять, что каждое выражение обладает определёнными особенностями, которые называют признаками. Эти характеристики могут быть временными, индивидуальными, а также постоянными. К общим признакам можно отнести время, род, число, падеж.

Для анализа глаголов следует вспомнить о спряжении, переходности, возвратности, совершённом и несовершенном виде. Самый минимальный набор признаков свойственен местоимениям. В соответствии с разбором этой части речи следует определить разряд, не забывая об общих характеристиках. Интереснее всего работать с прилагательными примерами, так как в этом случае нужно записать краткую или полную форму, а также относительный или качественный разряд.

Выполнить правильно морфологический разбор слова несложно. Для этого достаточно знать общий план действий, который аналогичен для всех частей речи:

  • Записать в тетрадь слово без единой ошибки, а также определить его частеречную принадлежность и значение.
  • Нужно остановить начальную форму изучаемого выражения.
  • Подробно охарактеризовать основные грамматические признаки (постоянные/непостоянные).
  • Остаётся указать, каким членом предложения является слово.

По описанной схеме можно выполнить разбор выражения «слышимый». Часть речи — имя прилагательное. Начальная форма — «слышимый» (именительный падеж единственного числа мужского рода). Постоянные признаки — качественное. Непостоянные характеристики: единственное число, мужской род, именительный падеж, полная форма. Слово может относиться к разным членам предложения, так как всё зависит от контекста предложения.

Для правильного определения синтаксической роли следует изучить суть изложенного предложения, относящегося к слову «слышимый». Существительное может выступать в качестве дополнения, подлежащего либо обстоятельства.

А вот прилагательное, которое примыкает к существительным, на практике является определением, а в краткой форме может быть сказуемым. Кардинально изменить значение выражения поможет буква -ё, из-за чего итоговый морфологический разбор может быть самым разным.

Морфемный состав слова

Морфемный анализ представляет собой последовательное выявление морфемного состава слова. Начинать лучше всего с определения части речи, к которой оно относится. Эти манипуляции нужны для того, чтобы учащийся мог достоверно узнать, изменяется слово или нет. Если выражение не подвержено изменениям, тогда нужно выделить основу и окончание.

Для прилагательных, глаголов и существительных нужно подобрать соответствующие однокоренные слова, так как сопоставлением его форм можно обозначить окончание и основу, а потом вычленить все соединительные и значимые морфемы. В противном случае придётся работать с неизменяемым словом. Если ученик знает часть речи изучаемого выражения, то это поможет ему выделить суффиксы разных форм. Например: чита-ть (суффикс инфинитива), быстр-ее (суффикс сравнительной степени), уеха-вш-ий (суффикс действительного причастия прошедшего времени).

План разбора слова содержит несколько важных пунктов:

  • Нужно определить часть речи, выделить окончание и основу.
  • Выделить присутствующие формообразующие суффиксы.
  • Важно правильно выявить «обратную» словообразовательную цепочку, чтобы дойти до корня слова.
  • Обозначить морфемы. В этот раздел входит приставка, суффиксы, соединительные гласные, корень.

В соответствии с морфемным разбором слово «слышимый» состоит из нескольких частей: корень (слыш) + суффикс (им) + окончание (ый). Основой этого примера является «слышим». Морфемные анализы одних и тех же выражений могут быть выполнены по-разному и в разных словарях. Каждый такой «источник» аргументирует разбор по-своему. Два учителя могут придерживаться совершенно разных программ определения морфем в выражениях.

Самым лучшим примером являются инфинитивы глаголов. Например, слово «жить»: в одних учебных заведениях частица -ть отмечается как суффикс, а вот в других — как окончание. Не исключён даже третий вариант — суффикс с последующим нулевым окончанием. Существует специальный словарь с морфемным разбором слов, который содержит более ста тысяч примеров в начальной форме. После изучения этого научного материала можно получить знания, которых вполне достаточно для определения морфем в разных склонениях, родах, спряжениях и числах.

Дополнительная информация

Если для изложения собственных мыслей ученику нужно разобраться, как правильно — «слышите» или «слышете», тогда стоит обратиться к правилам русского языка. В соответствии с действующими требованиями правильным является первый вариант, где в окончании стоит буква -и, а не -е. Запрещено использовать следующие выражения: слысаться, услышить, услышить, услышные. В соответствии с правилами правописания эти слова содержат ошибку.

В противном случае ученик допустит ошибку, которая может плохо отобразиться на общей оценке. Изучаемое слово «слышимый» обладает несколькими распространёнными синонимами: испытываемый, чувствуемый, чуемый, ощущаемый, слышаться, неслышимый, расслышать, послышаться, различаемый, слышный, услыхать, улавливаемый, осязаемый. Только ответственный подход к изучению языкознания поможет учащимся повысить как письменный, так и устный уровень грамотности, чтобы можно было чётко и правильно излагать информацию.

После усвоения всех нюансов ученик сможет написать предложение с изучаемым словом под диктовку. Если для изложения какой-либо интересной истории нужно подобрать рифму, тогда следует обратить внимание на следующие примеры: неслышимый, движимый. Для избежания ошибок лучше задействовать проверочное слово. Дополнительно выражение можно проспрягать, но если с этой задачей ученик сталкивается впервые, тогда лучше задействовать научную литературу.

Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/slyshimyy-ili-slyshemyy.html

Такой вопрос — «Слышимый» или «слышемый» — как правильно пишется?

«Слышимый» или «слышемый» — как правильно пишется?

Как объяснить правописание слова?

Нужно определить сначала, какой частью речи является предлагаемое слово и в какой морфеме есть орфограмма. Оба суффикса («-им-» или «-ем-«) указывают на грамматическую принадлежность слова к причастиям.

Слыш*мый — это причастие, страдательное, настоящего времени.

Слово образовано от глагола **слышать» — переходного и несовершенного вида. И хотя этот глагол оканчивается на «-ать», но он относится как глагол-исключение (вместе с тремя другими известными глаголами на «-ать») ко второму типу спряжения.

Всё вспомнили, разложили по полочкам в своей голове, остаётся только вспомнить само правило образования таких причастий, а оно регламентирует в страдательных причастиях настоящего времени от глаголов второго спряжения писать суффикс -им-.

Поэтому без всякого сомнения пишем — слышимый с суффиксом -им-.

Можно привести и другие причастия с этим суффиксом -им-:

зависеть — зависимый, любить — любимый, мучить — мучимый, гнать — гонимый, видеть — видимый.

Слово «слыш(е/и)мый» является страдательным причастием и чтобы определить, как пишется «слышИмый» или «слышЕмый», необходимо узнать к какому спряжению относится.

Данное страдательное причастие образовано от глагола «слышать», оканчивающее на «ать», которое выдает как-бы первое спряжение. Но здесь мы имеем дело с исключением из правил, поэтому — второе спряжение, которое предлагает писать суффикс «им» — слышим.

Слово «слышимый» — это отглагольное прилагательное (может быть и причастием), образованное от глагола «слышать». Глагол «слышать» — это глагол второго спряжения.

Есть такое правило в русском языке, которое говорит о том, что прилагательные, образованные от глаголов второго спряжения (и причастия), пишутся с суффиксом «-им». Например: зависеть – зависимый ; делить – делимый и т. д.

Хотя глагол «слышать» не заканчивается на «-ить», как обычные глаголы второго склонения, но это глагол – исключение, и относится он именно к глаголам второго спряжения. Поэтому правильное написание – «слышимый».

Приведем пример предложения:

  • Слышимый украдкой разговор между супругами поразил Евгения.
  • Страдательным причастием настоящего времени;
  • Неодушевлённым прилагательным мужского рода единственного числа в именительном или винительном падеже.

Оба могут быть соотнесены с глаголом «слышать» 2-го спряжения. 2-е спряжение у него по той причине, что он является глаголом-исключением­ , хоть и заканчивается на -АТЬ.

А по правилам русского языка у прилагательных и страдательных причастий настоящего времени в суффиксах -ИМ, -ЕМ пишется буква И, если они образованы от глаголов 2-го спряжения.

Таким образом, ничтоже сумняшеся пишем правильный вариант данного прилагательного или причастия — «слышимый«.

Слышимый — это страдательное причастие, которое было образовано от слова — слышать.

Слышать — глагол второго спряжения ( так как является исключением вместе с такими глаголами как гнать, держать, дышать)

В свою очередь причастия второго спряжения образуются с помощью суффикса — им — , следовательно при написании мы получаем — слышИмый.

Источник статьи: http://wordsofwonders.ru/takoj-vopros-slishimij-ili-slishemij-kak-pravilno-pishetsya/

“Слышимый” или “слышемый”: что выбрать?

Нечеткое произношение слов в русском языке становится проблемой. Потому что повинуются люди ошибочному принципу «как слышиться, так и пишется». Такое правило соблюдается в похожем украинском языке, но в русском оно не срабатывает. Поэтому нужно искать другие пути для проверки правописания. Разберем сегодня такой случай на примере слова «слышимый» как пишется верно?

Как правильно пишется

Для того, чтобы подобрать правило, сделаем разбор по составу слова «слышимый»:

  • корень -слыш- (однокоренные — «слышать», «слышно», «слышный»);
  • суффикс -им-;
  • окончание -ый.

Теперь мы видим, что орфограмма находится в суффиксе. После такого разбора уже можно искать подходящее правило.

Какое правило применяется

То, что слово относится к исключениям (то есть оно словарное), и объясняет наличие буквы -и- в словоформе. Правило гласит: если глагол относится ко второму спряжению, то к нему добавляется суффикс -им-, к первому — суффикс -ем-. Единственное исключение здесь — это лексема «движимый». Потому что начальный глагол «двигаться» относится к первому спряжению, но к нему прибавляют суффикс -им-.

При этом нужно помнить и банальное правило, которое еще в детстве записывается где-то на подкорке сознания: -жи-, -ши- пишутся всегда с буквой -и-. Иногда, не задумываясь над тем, что пишем, мы и получаем неверные варианты.

Морфология

Обратимся к морфологии слова, потому что именно это объясняет, почему лексема попала в список исключений. По морфологическим признакам определим, что это страдательное причастие в настоящем времени. Оно было образовано от глаголов настоящего времени несовершенного вида «слышать».

Оно в свою очередь и относится к исключениям на ряду с словоформами «дышать», «держать», «гнать». Постоянные признаки этого страдательного причастия: несовершенного вида, невозвратные. Другие свойства могут меняться в зависимости от контекста — род, падеж, число.

Примеры предложений

Приведем примеры предложений с этой словоформой, чтобы вы запомнили, как пишется слово «слышимый» правильно в разных контекстах:

  1. Звук, слышимый где-то вдалеке даже через несколько стеклопакетов, вызвал табун мурашек у всех, кто находился в комнате.
  2. Малыша позабавил звук, слышимый из новой игрушки, и он с удвоенным любопытством потянулся за ней ручками.
  3. Старая песня, слышимая в эту минуту, навевала на меня воспоминания из далекой молодости, когда я еще жил в маленьком поселке с родителями.
  4. Стихотворение читалось едва слышимым голосом школьника, оно словно переносила Марию Степановну в детство, когда она упорно пыталась наизусть запомнить поэзию Пушкина.

Как неправильно писать

Неправильно будет, если написать словоформы: слышымый, слышемый. Старайтесь не допускать таких вариантов даже из-за невнимательности. Потому что банальные ошибки могут испортить даже идеальную репутацию.

Значение

Запомните и значение слова, это поможет ассоциативным способом определиться с тем, как правильно пишется «слышимый». Так называют причастие от глагола «слышать» — тот, который различим слухом, воспринимается любым объектом, у которого есть слух (живые существа или техника).

Синонимы

Заменить на практике его можно лишь парочкой слов: слышный, различаемый, улавливаемый, чуемый.

Заключение

Знание даже одного правила русского языка может спасти вас в разных ситуациях, поэтому старайтесь изучать примеры и соотносить их с языковыми нормами, законами. После вы сможете применять их и в других ситуациях. К тому же это полезно для тренировки памяти.

Источник статьи: http://pishetsya.ru/orfografiya/slyshimyj-ili-slyshemyj-chto-vybrat

Как правильно пишется слово «слышимый»

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: хрестоматийный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «слышимый&raquo

Предложения со словом «слышимый&raquo

  • Окно со скрипом приоткрылось, и в дом, под еле слышимый звук колокольчиков, влетел какой-то непонятный свет.

Цитаты из русской классики со словом «слышимый»

  • Всегда прямой его полет производит дребезжащий свист, далеко слышный и неравнодушно слышимый охотниками.

Сочетаемость слова «слышимый&raquo

Значение слова «слышимый&raquo

СЛЫ’ШИМЫЙ, ая, ое; -шим, а, о (книжн.). Прич. страд. прош. вр. от слышать (редко). (Толковый словарь Ушакова)

Афоризмы русских писателей со словом «слышимый&raquo

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «слышимый&raquo

СЛЫ’ШИМЫЙ, ая, ое; -шим, а, о (книжн.). Прич. страд. прош. вр. от слышать (редко).

Предложения со словом «слышимый&raquo

Окно со скрипом приоткрылось, и в дом, под еле слышимый звук колокольчиков, влетел какой-то непонятный свет.

Больше часа единственным слышимым звуком оставался скрип шин по асфальту.

– Имел честь помогать группе сопротивления, – с хорошо слышимой горечью пробасило существо, напоминавшее жука.

Синонимы к слову «слышимый&raquo

Сочетаемость слова «слышимый&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9

Спряжение глагола “слышимый”

Спряжение – один из постоянных признаков глагола, обозначающий изменение глагола по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени.

В современном русском языке у глаголов два спряжения: первое (I) и второе (II), и определяется оно по суффиксу, который обозначается буквами а, я, о, е, и, у, нуи находится перед окончанием -тьнеопределённой формы глагола (инфинитива).

Глаголы, относящиеся к тому или другому из этих спряжений, имеют совершенно определённые окончания в 1-м, 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа.

Для чего нужно знать спряжение?

Спряжение необходимо знать для того, чтобы безошибочно писать Е или И в безударныхокончаниях.

Как определить спряжение?

Спряжение глаголов определяется двумя способами:

  1. если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется по суффиксу неопределённой формы
  2. по личному окончанию, если оно ударное

1-й способ для определения спряжения

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:

  1. поставить глагол в неопределённую форму (пишет – пис ать); (рубит – руб ить)
  2. определить, какая гласная стоит перед -ть.
  3. выбрать спряжение

Как узнать, какие глаголы относятся к тому или иному спряжению?

Ко II спряжению относятся:

  • глаголы в неопределённой форме, оканчивающиеся на -ить(кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться);
  • 7 глаголов на -еть:смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
  • 4 глагола на -ать:слышать, дышать, гнать, держать и их однокоренные глаголы с приставками.

Например: услышать, догнать, стерпеть, завертеть.

К I спряжению относятся:

  • Все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на-еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть.

Например: плавать, думать, сохнуть, лаять.

  • Глаголыбрить,стелить, зыбиться, зиждиться и производные от них.

При спряжении неопределённая форма глагола (начальная) изменяется на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе. И если личные окончания глаголов безударные, то возникают трудности при выборе гласной в написании. Вот здесь как раз и нужны знания спряжения.

Например, нам нужно вставить нужные буквы в личные окончания глагола плакать

  • 1 лицо – я плачу,мы плач .м
  • 2 лицо – ты плач .шь,вы плач .те
  • 3 лицо – он плач .т, они плач .т

Личные окончания глагола плакать безударные.

Какую букву нужно писать в окончаниях?

По инфинитиву глагола можно определить его спряжение: глагол на -ать, не исключение, значит – I спряжение, поэтому в личных формах нужно писать буквы е (в ед.ч.) и у (во мн.ч.):

Как в этой ситуации ведут себя глаголы-исключения брить, стелить и зиждиться?

  • 1 лицо – я брею, стелю, мы бре ем, стел ем
  • 2 лицо – ты бреешь, стел ешь, вы бре ете, стел ете
  • 3 лицо – он бреет, стел ет, зижд ется,они бре ют, стел ют, зижд утся (глагол зиждиться употребляется только в двух данных формах).

Как видим, глаголы изменяются точно так же, как все глаголы I спряжения.

Теперь выбираем нужную букву в глаголе II спряжения.

Изменим глагол жарить по лицам и напишем выбранную букву:

  • 1 лицо – я жарю, мы жар .м
  • 2 лицо – ты жар .шь, вы жар .те
  • 3 лицо – он жар .т, они жар .т

Личные окончания глагола жарить безударные.

По инфинитиву глагола можно определить его спряжение:
глагол на -ить, не исключение, значит – II спряжение, поэтому в личных формах нужно писать буквы и (в ед.ч.) и а (во мн.ч.).

  • 1 лицо – я жарю, мы жар им
  • 2 лицо – ты жар ишь, вы жар ите
  • 3 лицо – он жар ит, они жар ят

А как поведут себя 11 глаголов-исключений?

Возьмём глаголы-исключения на -ать – гнать, на -еть – вертеть и однокоренной глагол с приставкой завертеть.

Вывод: глаголы исключения имеют такие же личные окончания, как и все глаголы II спряжения.

Все формы глагола должны быть одного вида, иначе можно ошибиться в определении спряжения:

  • Встретишь – встретить (сов. вид, II спряжение)
  • Встречаешь – встречать (несов. вид, I спряжение)

2-й способ определения спряжения

Во втором способе, мы будем определять спряжение по ударному окончанию.

Ударные личные окончания не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу.

  • Смеяться – сме ёшься – сме ётся – сме ются – I спряжение
  • Сидеть – сид ишь – сид ит – сид ят – II спряжение

Примечание:
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:

Помимо глаголов I и II спряжений, в русском языке есть глаголы, не относящиеся ни к одному из них – это разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения.

Что такое разноспрягаемые глаголы?

Это такие глаголы, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения.

К разноспрягаемым глаголам относятся глаголы бежать, брезжить, чтить и хотеть и однокоренные с ними приставочные глаголы: сбежать, вбежать, забрезжить; захотеть, расхотеть и др.

Как же спрягаются разноспрягаемые глаголы?

Рассмотрим таблицу: Спряжение разноспрягаемого глагола « хотеть»

Спряжение разноспрягаемых глаголов бежать, брезжить, чистить

Хотеть
по 1 спряжению по 2 спряжению
Бежать, брезжить, чтить

по 1 спряжению

по 2 спряжению

бег у, брезж у, чт у

беж ишь, брезж ишь, чт ишь

беж ит, брезж ит, чт ит

беж им, брезж им, чт им

беж ите, брезж ите, чт ите

бег ут, брезж ут, чт ут

Итак, мы убедились, что данные глаголы действительно разноспрягаемые: глагол хотеть в единственном числе имеет личные окончания первого спряжения, а во множественном числе – окончания второго спряжения; глаголы бежать, брезжить, чтить в третьем лице множественного числа имеют окончание первого спряжения, а в остальных лицах – второго спряжения.

Глаголы особого спряжения.

В русском языке есть три глагола: дать, создать, есть, которые при спряжении имеют окончания, отличные от окончаний первого и второго спряжений, но и к разноспрягаемым глаголам они не относятся.

Они имеют особые окончания:

  • я да/м, ты да/шь, он да/ст, мы дад/им, вы дад/ите, они дад/ут;
  • я созд/ам, ты созд/ашь, он созд/аст, мы создад/им,
  • вы создад/ите, они создад/ут;
  • я е/м, ты е/шь, он е/ст, мы ед/им, вы ед/ите, они ед/ят.

Это и есть глаголы особого спряжения.

Особые окончания этих глаголов остались ещё от древнерусского языка.

Оставшаяся особенность заключается в способе образования форм, когда личные окончания присоединяются непосредственно к корню глагола. Таких глаголов в древнерусском языке было немного. Это так называемая группа нетематических глаголов, к которым относились и глаголы дать, создать, есть.

Кстати, к глаголам особого спряжения относятся и глаголы, образованные от указанных при помощи приставок, например: задать, отдать, наподдать и т.п.; недоесть, переесть и т.п.

К этой же группе глаголов особого спряжения относится глагол быть, но у него особая судьба: в современном русском языке сохранились редко употребительные формы настоящего времени – есть и суть. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров), а формы будущего времени образуются от другого корня: буду, будешь, будет, будем, будете, будут.

Проблем с правильным написанием глаголов особого спряжения обычно не возникает, поскольку их окончания ударные.

Итак, теперь мы знаем, что такое спряжение глаголов, как его определять и главное – зачем?

Ответ простой – чтобы грамотно писать.

А эта таблица будет верным помощником.

Спряжение 10-ти случайных глаголов

  • расклёшить
  • отсуствовать
  • муниципализировать
  • поселяться
  • определять
  • выкинуть
  • подмочить
  • школьничать
  • уткнуться
  • разболтать

Источник статьи: http://www.slovogriz.ru/sprjazhenie-glagolov/%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9

СлышИшь или слышЕшь, как правильно пишется?

Cлово «слышишь» правильно пишется с буквой «и» в безударном окончании глагола.

Чтобы понять, почему правильно пишется «слыш и шь», а не «слыш е шь», начнем с определения части речи, к которой принадлежит анализируемое слово.

Часть речи слова «слышишь»

Ты слышишь этот громкий детский смех? (Ольга Пахомова).

Это слово обозначает действие и отвечает на вопрос: что делаешь? По этим грамматическим признакам выясним, что это глагол в форме 2 лица единственного числа настоящего времени. Поставив ударение, убедимся, что ударным является гласный корня. Оставшись в слабой фонетической позиции без ударения, неясно слышится гласный окончания:

слы́ш и шь — корень/окончание.

Делаем вывод, что орфографическая проблема состоит в написании безударного личного окончания формы глагола.

Правописание слова «слышишь»

Чтобы правильно написать это слово, выбрать в окончании букву «и» или «е», применим следующий безошибочный алгоритм:

выясним морфемный состав слова и поставим ударение;

установим начальную форму (инфинитив);

в соответствии со спряжением правильно выберем безударное личное окончание;

Интересующее нас слово имеет начальную форму — инфинитив «слышать». Обратим внимание на конечное -а-ть, которое чаще всего отмечается в составе глаголов первого спряжения, например:

Слово «слышать», несмотря на конечное -а-ть, входит в список глаголов-исключений:

Если вы обладаете даром слышать музыку текста, вы поймёте, что в каждой написанной строчке есть музыка (Артур Конан Дойл. Сквозь волшебную дверь).

Понаблюдаем, как изменяется этот глагол по лицам и числам (спрягается):

ты слыш- и шь – вы слыш- и те

он слыш- и т – они слыш- а т

Теперь вполне обоснованно выберем правильное написание нужного нам слова «слы́шишь».

Есть волшебные слова:
Скажешь слово — слы́шишь два

Через некоторое время понял, что слышит неистовый топот лошадиных копыт, с едва различимыми выкриками людей и ударами железа об железо (Влад Менбек).

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/slyshish-ili-slushesh.html

«Слышут» или «слышат», как пишется правильно?

Слово «слышат» правильно пишется с буквой «а» в безударном окончании — а т как форма третьего лица множественного числа глагола «слышать» второго спряжения.

При произношении интересующего нас слова ударным является гласный корня:

Оставшись в слабой фонетической позиции, неясно слышится гласный в окончании. Какое выбрать написание слова, «слыш а т» или «слыш у т»?

Правописание слова «слышат»

Чтобы правильно написать безударное окончание рассматриваемого слова, действуем пошагово. Вначале определим часть речи, к которой оно принадлежит.

Иногда, к сожалению, люди не слы́шат друг друга.

Это слово обозначает действие и отвечает на вопрос:

люди (что делают?) не слышат.

По этим грамматическим признакам определим, что это глагол в форме третьего лица множественного числа настоящего времени.

Второй шаг: обращаемся к начальной форме этого слова — глаголу «слышать» , и по глагольному суффиксу, находящемуся перед окончанием -ть, выясняем его спряжение. Этот глагол заканчивается на -а-ть, как и глаголы, относящиеся к первому спряжению:

Но помним, что в русской орфографии существует список глаголов-исключений с суффиксом -а-, относящихся ко второму спряжению. Перечислим их:

Глагол «слышать» изменяется по второму типу спряжения. Понаблюдаем за его изменением по лицам и числам:

  • 1 лицо я слыш у — мы слыш и м
  • 2 лицо ты слыш и шь — вы слыш и те
  • 3 лицо он слыш и т — они слыш а т .

Чтобы запомнить написание буквы «а» в безударном окончании слова, прочтем примеры предложений.

Примеры

Когда люди слы́шат прекрасную музыку, созерцают творение великого художника или наблюдают за природой, их душа преображается.

Музыканты хорошо слы́шат звуки, из которых строятся аккорды.

В преклонном возрасте некоторые люди плохо слы́шат.

Все слы́шат, как громко барабанит дождь по крыше.

Дети слы́шат раскаты грома и, закончив игру, бегут домой.

Сравним с окончанием аналогичной формы 3 лица множественного числа глаголов первого спряжения:

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/slyshat-ili-slyshut.html

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Содержание:

От чего зависит выбор гласной в личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий?

Когда буква зависит от спряжения

Спряжение пригодится для выбора буквы, если глагол или причастие НЕ в прошедшем времени:

  • он кле(И/Е)т, они кле(Я/Ю)т, кле(Я/Ю)щий, кле(И/Е)мый;
  • он стел(Е/И)т, они стел(Ю/Я)т, стел(Ю/Я)щийся;
  • он слыш(И/Е)т, они слыш(А/У)т, слыш(А/У)щийся, слыш(И/Е)мый.

Подборки слов в задании состоят из подобных примеров, когда на слух правильный вариант подобрать трудно, а иногда и невозможно. Чтобы решить задачу, определяем спряжение глагола.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

  1. Поставим глагол в неопределенную форму: пилит — (что делать?) пилить.
  2. Определить, какая гласная стоить перед — ть.

I спряжение

Глаголы на -ить (кроме брить, стелить), например: пилить, клеить

II спряжение

Все остальные глаголы, например: паять, таять, сеять, краснеть, открыть, бороться, танцевать + брить, стелить.

Определяя спряжение глаголов, не забываем про следующие тонкости:

1. Правильно поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив) – это значит сохранить вид – совершенный/несовершенный, например:

(он) улов…т: вопрос к слову – что сделает? (сов.в), начальная форма – (что сделать?) – уловить II спр.

Если «потерять» вид, то получим ошибочный вариант :улавливать (что делать? – несов.в), в котором окончание пишется по I спр.

2. Спряжение не зависит от постфикса СЯ/СЬ – если эта часть мешает разобраться, ее убирают, но на результате это не сказывается.

Вернувшись к примерам, приведенным выше, получаем ответ:

  • он кле…т – клеИТЬ – II спр.;
  • он стел…т – стелИТЬ (искл.) – I спр.;
  • он слыш…т – слышАТЬ (искл.) – II спр.

Следующий шаг – выбор гласной.

Гласная в личных окончаниях

Зная спряжение глагола, букву выбирают, как показано в таблице:

Если слово начинается с приставки ВЫ-, попробуйте эту часть отбросить: чаще сразу получаем ударное окончание, например:

ВЫшь…шь – шЁшь, ВЫбер…шь – берЁшь, ВЫлет…т – летИт.

Возвращаясь к примерам, вписываем букву в окончание:

  • он клеИт, они клеЯт;
  • он стелЕт, они стелЮт,
  • он слышИт, они слышАт.
  • в окончаниях глаголов I спр. встречаются только гласные Е/У(Ю);
  • в окончаниях глаголов II спр. встречаются только гласные И/А(Я),

выпускник без труда разберется с суффиксами причастий наст. вр.

Гласная в суффиксах причастий настоящего времени

Причастия наст. вр. всегда образовываются от глаголов в той же форме с помощью суффиксов, в которых стоит та же гласная, что и в личных окончаниях глаголов:

  1. Страдательные причастия от глаголов I спр. – ЕМ: забываЕмый (забывать), читаЕмый (читать);
  2. Страдательные причастия от глаголов II спр. – ИМ: ненавидИмый (ненавидеть).
  3. Действительные причастия от глаг. I спр. – УЩ (ЮЩ): колЮщий (колоть);
  4. Действительные причастия от глаг. II спр. – АЩ (ЯЩ): строЯщий (строить).

Запомни слова, написание букв в суффиксе которых вызывают затруднения:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕмый.

Слово движимый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать» а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

Закончим с примерами из начала статьи:

Итак, в настоящем времени в глаголах I спр. и причастиях, образованных от них, пишем Е/ У(Ю), проще запомнить по одному соединению в букве. в остальных случаях – И/ А(Я). Две соединительные линии в буквах

Когда буква НЕ зависит от спряжения

Глаголы и причастия прошедшего времени пишут по другим правилам. Глаголы перед -Л- всегда сохраняют гласную инфинитива, а в причастиях все зависит от залога (действительные/страдательные):

  1. От инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ гласная перед ТЬ сохраняется в основе глаголов, действительных и страдательных причастий:
    • услышАть – услышАл, услышАвший, услышАнный;
    • посеЯть – посеЯл, посеЯвший, посеЯнный.

  2. Действительные причастия перед суффиксами Ш, ВШ сохраняют гласную инфинитива. По этому же правилу пишут деепричастия:
    • построИть – построИл, построИвший, построИв;
    • увидЕть – увидЕл, увидЕвший, увидЕв.

  3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН никогда не встречается И, даже если исходный глагол на ИТЬ. Если слово не относится к первому пункту (АТЬ, ЯТЬ), то в суффиксе пишем Е.
    • простроИть – построЕнный;
    • увидЕть – увидЕнный.

Ряд слов, образованных от Похожих глаголов нужно отметить особо.

  • выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть).
  • развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕнный товар (взвесИть);
  • замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
  • вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вываЛить).

Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов:

  • измучЕнный (измуЧить), слова «измучанный» нет.
  • измерЕнный (измерИть, что сделать?, от измерять причастия прошедшего времени не образуется).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Источник статьи: http://bingoschool.ru/manual/206/

Слышимый как пишется спряжение

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1. произносИшь (личное окончание глагола 2 спр.), слышИмый (от глагола 2 спр.)

2. относИшься (личное окончание глагола 2 спр.), надумаешь (1 спр.)

3. засмотрИшься (личное окончание глагола 2 спр.), решаемый (от глагола 1 спр.)

4. невидИмый (суффикс причастия, образованного от глагола 2 спряжения), разгонишься (2 спр.)

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния уча­щи­е­ся долж­ны знать:

—что такое лич­ная форма глагола;

—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;

—как за­ви­сит на­пи­са­ние суф­фик­са при­ча­стия от спря­же­ния глагола;

—в каких слу­ча­ях на­пи­са­ние суф­фик­са причастия/деепричастия опре­де­ля­ет­ся спряжением, а в каких нет.

11.1 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

Правило опре­де­ле­ния спря­же­ния гла­го­ла яв­ля­ет­ся базовым, ос­нов­ным пра­ви­лом для ТРЁХ орфограмм, из­ло­жен­ных в этом пункте.

В зависимости от буквы в окончании все гла­го­лы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы

1. Если личное окон­ча­ние на­хо­дит­ся под ударением, то опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла легко: в приведённых парах лич­ные формы гла­го­лов ИДТИ, ПЕТЬ и СИ­ДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют удар­ные лич­ные окончания.

Гла­гол от­но­сит­ся к I спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит Е; УТ/ЮТ .

Гла­гол от­но­сит­ся к II спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит И; АТ/ЯТ .

Слов с удар­ным окон­ча­ни­ем до­ста­точ­но много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.

Обратите внимание: по­яв­ле­ние приставки ВЫ не вли­я­ет на на­пи­са­ние окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.

2. Вто­рые пары слов, лич­ные формы гла­го­лов ПИ­САТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют уда­ре­ния на окончании. В них на­пи­са­ны буквы Е- УТ и И -ЯТ толь­ко потому, что было установлено: это гла­го­лы I и II спряжения. Спи­сок слов с без­удар­ным окон­ча­ни­ем го­раз­до более обширен.

Спряжения слова с без­удар­ным окон­ча­ни­ем определяют, ис­хо­дя из того, на какие буквы оканчивается гла­гол в на­чаль­ной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).

Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.

Все осталь­ные гла­го­лы на -ОТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ТИ,-УТЬ, -АТЬ, -ЫТЬ.

1) все гла­го­лы на -ИТЬ, кроме

стелить (употребляется толь­ко в ин­фи­ни­ти­ве и про­шед­шем времени; лич­ные гла­голь­ные формы об­ра­зу­ют­ся от гла­го­ла стлать — стелют),

2) 4 гла­го­ла на -АТЬ и 7 гла­го­лов на -ЕТЬ: гнать, держать, смот­реть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть .

Об­ра­ти­те внимание : до­бав­ле­ние при­став­ки не из­ме­ня­ет спря­же­ние глагола. Таким образом, и ЗАгнать, и ПРИсмотреть, и Услы­шать будут по-прежнему глаголами вто­ро­го спряжения.

Примечание 1: В на­чаль­ной школе вас учили опре­де­лять спря­же­ние по тре­тье­му лицу глагола: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—глагол I спряжения, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это пра­ви­ло работает, но толь­ко в том случае, если вы точно знаете, как пра­виль­но на­пи­сать тре­тье мно­же­ствен­ное (ОНИ). В этих примерах—они бор..тся или они слыш..т— выбрать буквы Я/Ю или А/У сложно, а вот уме­ние опре­де­лять спря­же­ние по ин­фи­ни­ти­ву не подведёт: бо­роть­ся (на ОТЬ, I спряжение, значит, пишем ЮТ; слы­шать (II спр., исключ., пишем АТ).

Примечание 2 : Ин­фи­ни­тив дол­жен быть того же вида, что и лич­ная форма глагола. К примеру, есть слово «настраивает» (он). Ин­фи­ни­тив будет «настраивать», что делать?, не­со­вер­шен­ный вид, как и у слова «настраивает». Это пер­вое спряжение, по­это­му пи­шет­ся Е. Если же оши­боч­но взять ин­фи­ни­тив дру­го­го вида, «на­стро­ить» (что сделать), то уж вы­хо­дит вто­рое спряжение, и нужно пи­сать И. Это букву мы на­пи­шем в форме «на­стро­Ит» (что сделает, со­вер­шен­но­го вида).

Примечание 3 . По­стфикс СЯ/СЬ не вли­я­ет на спряжение.

Примечание 4 . В не­ко­то­рых ин­фи­ни­ти­вах на­пи­са­ние букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вы­зы­ва­ет сложности. Таб­ли­ца таких гла­го­лов опуб­ли­ко­ва­на в «Справке» к за­да­нию 10.

Примечание 5: К некоторым глаголам подобрать неопределённую форму непросто. Записывайте такие глаголы и запоминайте их начальные формы. Например, слово «уколет» имеет начальную форму уколоть (не уколить), глагол «мелет» имеет форму молоть (не мелить).

Рассмотрим орфограммы, ос­но­ван­ные на этом правиле.

11.1.1 Без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов

Чтобы определить, пи­сать в окон­ча­нии гла­го­ла букву И или Е, тре­бу­ет­ся уста­но­вить его спряжение.

Первым делом убе­ди­тесь в том, что в гла­го­ле нет при­став­ки вы, если же она есть, убе­ри­те её и сле­дуй­те ос­нов­но­му пра­ви­лу опре­де­ле­ния спря­же­ния глагола. Не об­ра­щай­те вни­ма­ния на пост­фикс СЯ или СЬ, он не вли­я­ет на спряжение. Например, даны слова: постро..шь, устраива..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).

Увидели при­став­ку вы в слове вынес..т, убра­ли её, оста­лось слово несЁТ с удар­ным окончанием.

Остальные гла­го­лы ста­вим в на­чаль­ную форму (не пу­та­ем ВИД!) и опре­де­ля­ем спряжение: по­стро­ИТЬ (II спряжение, на ИТЬ), устра­и­вАТЬ (I спряжение, на АТЬ, нель­зя «устроить», вид не тот), оби­дЕТЬ­ся (II спряжение, исключение). Встав­ля­ем буквы: построИшь, устра­и­ва­Ет (он), оби­дИт­ся (он), вы­не­сЕт (он).

11.1.2 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Ключевым мо­мен­том этого пра­ви­ла яв­ля­ет­ся по­ни­ма­ние того, что при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов на­сто­я­ще­го времени, а выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ за­ви­сит от спря­же­ния глагола . Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 3 лице. Сравним:

И это не сов­па­де­ние не случайно, ведь для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы УЩ/ЮЩ, а для образования при­ча­стий от гла­го­лов II спря­же­ния — АЩ/ЯЩ.

Как видно из таблицы, гласные буквы в окончаниях глаголов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) совпадают с буквами в суффиксах причастий: они мечтаЮт — они мечтаЮщие; они колЮт — они колЮщие; они дремлЮт — они дремлЮщие.

Рассмотрим на примерах, как зна­ние пра­вил об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни по­мо­га­ет из­бе­жать ошибок.

Возьмём гла­гол «следовать». Об­ра­зу­ем от гла­го­ла «следовать», 1 спряжения, 3-е лицо: следуЮТ. Уберём окончание, оста­вим основу, до­ба­вим суффикс: следу+ЮЩ+ий=следуЮЩий. Вот почему неверно «следущий», без буквы Ю.

Об­ра­зу­ем при­ча­стие от слова «быть», 1 спряжение. Ставим в третье лицо, они будУТ Об­ра­зу­ем причастие, беря основу: буд+УЩ+ий= будУЩий. Вот почему неверно «будующий», с буквой Ю.

Возьмём слово с не­яс­ной букой в суф­фик­се леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в инфинитиве, значит, не можем определить спряжение. Такие слова нужно запоминать. В «Справке» к за­да­нию 10 это слово было в табличке, по­то­му впи­сы­ва­ем лелеЯть, а далее по схеме: спря­же­ние I, значит, они лелеЮТ, значит, лелеЮЩий.

В за­да­нии 11 нам пред­ла­га­ет­ся прой­ти об­рат­ный путь, то есть опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла по уже об­ра­зо­ван­но­му при­ча­стию и вста­вить букву.

Кашля. щий←кашляЮТ←кашлЯТЬ. Спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←борОТЬся. По тре­тье­му лицу спря­же­ние не уда­лось определить, по на­чаль­ной легко, I спряжение, нужен суф­фикс ЮЩ;

Увлека..щийся←увлекаЮТся←увлекАТЬся, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Мел..щий (кофе, зерно или говорящий ерунду, чепуху )←молОТЬ, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ

Запомним слова-исключения из этого правила:

брезжУЩий, зыблЮЩийся, зиждУЩийся, внемлЮЩий.

11.1.3 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Как и в преды­ду­щем пункте, выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий ЕМ или ИМ за­ви­сит от спря­же­ния глагола.

Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 1 лице мно­же­ствен­но­го числа (мы). Сравним:

Для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы ЕМ/ОМ, а для при­ча­стий от гла­го­лов II спряжения— ИМ.

Рассмотрим, как применять это правило на примерах.

Расходу. мый (материал)← (мы) расходуЕМ← так как «расходовАТЬ» — глагол I спря­же­ния , суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ;

Неконтролиру. мый (процесс)←(мы) не контролируЕМ←так как «контролировАТЬ» — глагол I спря­же­ния, суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ.

Запомним слова, на­пи­са­ние букв в суф­фик­се ко­то­рых вы­зы­ва­ет затруднение:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕМый.

Слово дви­жИ­Мый пи­шет­ся с ИМ, так как об­ра­зо­ва­но не от слова «двигать», а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

11.2 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ НЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

Сформулируем общее правило, по­ни­ма­ние ко­то­ро­го поз­во­лит не до­пус­кать ошибок: при­ча­стия и де­е­при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы инфинитива , поэтому до­ста­точ­но знать, как пи­шет­ся ин­фи­ни­тив и как про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние гла­голь­ных форм.

11.2.1 Глас­ные перед суф­фик­сами дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Написание про­пу­щен­ной буквы в при­ча­сти­ях типа увидЕвший, обидЕвший, на­кле­Ив­ший опре­де­ля­ет­ся толь­ко тем, какая буква была на этом месте в на­чаль­ной форме глагола , ведь эти слова об­ра­зо­ва­ны от основ увидЕть, обидЕть, на­кле­Ить при по­мо­щи суф­фик­са ВШ. Эта буква—та же самая, что и перед Л в гла­го­лах про­шед­ше­го времени: тот, ко­то­рый увидЕл—увидЕвший, отредактировАл—отредактировАвший, переписывАл—переписывАвший.

Приведём примеры из задания 11

ненавид. вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: ненавидЕть. Вписываем эту букву в причастие, ненавидЕвший.

Обратите внимание : то, что глагол входит в список исключений, для данного правила не имеет никакого значения.

Приведём пример ошибочного рассуждения: слово образовано от глагола -исключения, значит, нужно писать и. (Букву и нужно писать, но только в формах не прошедшего времени, а в формах настоящего).

выгор..вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: выгорЕть. Вписываем эту букву в причастие, выгорЕвший.

11.2.2 Ана­ло­гич­но пра­ви­ло ра­бо­та­ет и при опре­де­ле­нии без­удар­ной глас­ной буквы перед суф­фик­сами деепри­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни :

Сравним пары слов в столбиках:

Причастия (какой?, ко­то­рый что сделал)

Гласная буква—суффикс на­чаль­ной формы— перед вы­де­лен­ны­ми суф­фик­са­ми ОДНА и та же, и она «перешла» вме­сте с ос­но­вой на­чаль­ной формы глагола, от ко­то­рой обе формы образованы.

Приведём сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).

11.2.3 Глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Формы стра­да­тель­ных при­ча­стий об­ра­зу­ют­ся от основ ин­фи­ни­ти­ва при помощи суффикса ЕНН или НН.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся не на ИТЬ, то есть с со­хра­не­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;

замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;

обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.

Таким образом, перед НН пи­шет­ся та же самая буква, что и в ос­но­ве инфинитива.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ИТЬ, то есть с усе­че­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН.

Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.

Отдельно стоит от­ме­тить случаи, если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ЕТЬ: не­ко­то­рые линг­ви­сты счи­та­ют в при­ча­сти­ях суф­фикс ЕНН, дру­гие видят два суффикса, Е и НН:

УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, ука­за­ны два суффикса;

рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, ука­зан один суффикс.

При раз­ном под­хо­де к опре­де­ле­нию со­ста­ва слова на­пи­са­ние буквы Е перед НН остаётся неизменным.

Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.

Этим же пра­ви­лам под­чи­ня­ют­ся и отглагольные прилагательные, об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида:

пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕН;

вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;

сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.

Ряд слов, об­ра­зо­ван­ных от ПО­ХО­ЖИХ гла­го­лов нужно от­ме­тить особо.

выкачАнная (качАть) из ко­лод­ца вода — вы­ка­чЕн­ная из под­ва­ла бочка (выкатИть);

развешАнное бельё (развешАть) — на­ве­шЕн­ная дверь (навесИть); взве­шЕнн­ный товар (взвесИть);

замешАнный в аван­тю­ру (замешАть) — за­ме­шЕн­ное тесто (замесИть);

вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вы­ва­лЕн­ный мусор (вывалИть).

Знание пра­виль­ной формы ин­фи­ни­ти­ва по­мо­га­ет и в на­пи­са­нии слов

измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;

измерЕННый (измерИть, что сделать?, от из­ме­рЯть при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни не образуется);

Источник статьи: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=14471

Спряжения глаголов. Стихи – запоминалки

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. В русском языке у глаголов выделяют первое и второе спряжение, которые различаются окончаниями. В большинстве личных окончаний глаголов первого спряжения пишется буква «е», а у глаголов второго спряжения — буква «и».

У многих глаголов окончания являются безударными, что вызывает затруднения в их правописании. Чтобы правильно выбрать окончание глагола, следует определить его принадлежность к первому или второму спряжению по неопределенной форме (что делать?).

Ко второму спряжению относятся:

  1. глаголы, заканчивающиеся на -ить, кроме глаголов «брить», «стелить» и односложных (пить, лить и др.);
  2. семь глаголов, заканчивающихся на -еть: видеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, смотреть;
  3. четыре глагола, заканчивающихся на -ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Запоминалки спряжений глаголов. Фото – фотобанк Лори

Чтобы запомнить глаголы-исключения, можно использовать следующие стихотворные запоминалки:

Запоминалка спряжений глаголов – 1

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов – 2

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Запоминалка спряжений глаголов – 3

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Запоминалка спряжений глаголов – 4

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

Запоминалка спряжений глаголов – 5

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

Источник статьи: http://materinstvo.ru/art/16961

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Спряжение глагола “слышать”
Глаголы первого спряжения в окончаниях имеют буквы Е (Ё) и УТ(ЮТ) Глаголы второго спряжения в окончаниях имеют буквы И и АТ(ЯТ) Деепричастия (что сделав?)