Корни лож-лаг – что это такое, как запомнить правило их написания и как правильно обозначать эти корни на уроке русского языка в школе
Если после корня есть «а» — пишем в нем «а». Если ее нет — пишем «о».
Сразу объясняю правило. В корнях лож-лаг надо писать букву «а», если после них есть «а». Сравните: полагать – положить.
Другое объяснение. Пишем «а» перед «г» и «о» перед «ж»: отложить – безотлагательно.
Это вот та суть, которую вы обязательно должны запомнить и выучить. Выучите ее прямо сейчас и давайте поговорим про эти корни немного подробнее. Тем более, если вы учитесь в школе и готовитесь к ВПР, ЕГЭ или ОГЭ.
Как надо оформлять орфограмму лож-лаг
Вот смотрите, делаете вы дома упражнение по русскому языку. И вам там встретилось слово «перел…жить». Что сделает слабый ученик? Он просто вставит букву «о» и пойдет переписывать упражнение дальше. Что сделает слабый учитель? Ничего. Оставит как есть.
А сильный учитель поступит иначе. Он напишет на полях или под домашней работой «Где объяснение?» и поставит двойку.
Если вам встретилось слово с пропущенной буквой – надо его отработать. То есть объяснить эту пропущенную букву.
В корнях лож-лаг объяснять надо так. Вы подчеркиваете одной черточкой букву «а» или «о», которую вставили в слово. Затем выделяете корень «лож» или «лаг». Если после корня есть суффикс «а», то вы его выделяете как суффикс и подчеркиваете двумя чертами. А если его нет – пишете рядом в скобочках «(нет а)».
Другой вариант объяснения – подчеркнуть двумя чертами «г» или «ж».
Как объяснять эту орфограмму у доски
Все то же самое, только надо еще вслух прокомментировать каждое свое действие. А комментировать надо так (заучивайте прямо готовыми фразами):
- Что? Буква «о».
- Где? В корне «лож».
- Почему? Потому что после корня нет суффикса «а».
Думаю, все просто и понятно. Но если не вникли – смотрите вот это видео, в котором я лично (для вас специально) объясняю, как работать с орфограммами.
О чем надо помнить
Если вы объясняете корни лож-лаг через буквы «г», «ж», то надо помнить про исключение «полог». Ученик может в нем увидеть корень «лог», но на самом деле там все слово корень, поэтому под наше с вами правило «полог» не подходит.
Мне лично этот вариант с буквами г/ж не нравится. Какой-то он мутный. Я его встретил впервые в справочнике Розенталя. В школьных учебниках он нигде не приводится, там всегда предлагается объяснять через наличие/отсутствие суффикса «а».
Это действительно удобно и просто. Есть «а» после корня – пишем «а». Нет «а» – пишем «о».
Примеры слов с чередованием лож-лаг
Обязательно прочитайте все эти примеры вслух. А еще лучше – потренируйтесь объяснять в каждом из них буквы «о» и «а».
- Можно я положу книгу на стол?
- Надо полагать, никто сегодня не придет.
- Я хочу отложить нашу встречу.
- Выполняйте мой приказ безотлагательно.
- Изложите ваш план более детально.
- Переложи морковь из сумки в холодильник.
- Излагайте ваши мысли четко и ясно.
- Сложите мне домик из кубиков.
- Горцы умели слагать прекрасные песни.
- Стихотворение было положено на музыку.
Что надо знать про корни лож-лаг
Это корни с так называемой чередующейся гласной. Вообще в русском языке выделяется ровно три типа гласных, вот они:
- Проверяемые. Их можно проверить, если подобрать какое-нибудь такое слово, в котором гласная будет ударной: в(о/а)да – вОды.
- Непроверяемые. Нельзя проверить вообще никак и надо смотреть в словарь. Например, правописание слова «собака» вы никак не проверите. Ну никак не подберете слово, в котором после «с» будет ударный «о».
- Чередующиеся. Они зависят от каких-то условий чередования. И проверять их ударением нельзя.
То есть если у вас гласная в корне чередующаяся, то проверять ее ударением – грубейшая ошибка. Вот смотрите, беру я слово «пол…гать» и проверяю его ударением: «полОжим». Под ударением «о». Но если я напишу «о», то мне даже компьютер подсветит ошибку. Нет в русском языке слова «пологать». Только «полАгать» и никак иначе.
Почему в лож-лаг чередуется гласная
Сразу запомните и поймите важную тонкость. Мы пишем «о» или «а» не потому, что после корня есть «о» или «а». И не потому, что в корне «г» или «ж». А потому, что эти буквы обусловлены историей языка.
Филологи изучали древние языки и пришли к выводу, что в слове, например, «отложить», этимологическая гласная (то есть самая древняя, исконная, самая правильная) – «о». А вот в слове «безотлагательно» – «а».
Но детям в школе невозможно объяснить суть вот этих древних процессов. Это и студенты-то не всегда понимают. Поэтому в школе мы запоминаем правописание с помощью «вспомогательных» способов – вот этих самых букв после корня или конечных согласных в корне.
Что еще почитать и посмотреть
Начните прямо сейчас заниматься на полностью бесплатных тренажерах от Викиума. Там есть разные тренажеры – на тренировку орфографической зоркости, на работу с правилами пунктуации, на восприятие текста и пр. Отберите для себя те, которые больше всего нравятся (см. раздел «Способность к работе с текстом»), и прокачивайте на них русский в свободное время. Например, в маршрутках.
Когда разберетесь с тренажерами, обязательно прочитайте вот эти мои статьи:
- Как научиться писать грамотно. Я постарался в этой статье дать не просто голословные рекомендации, а собрать указания к конкретным действиям, которые помогут вам быстро повысить уровень грамотности.
- Что такое орфограмма – очень маленькая статья, в которой я объясняю правила работы с орфограммами на уроке русского. И рассказываю о том, как я получил в пятом классе свою первую двойку по русскому. Как сейчас помню.
- Что такое орфография. В этой статье кроме определения орфографии я даю советы по ее быстрому усвоению, рекомендую полезные учебники и справочники.
- Курсы русского языка.
- Курсы русского языка для подготовки к ЕГЭ. В этих двух подборках я описал лучшие курсы русского, которые на данный момент существуют в интернете. Они почти все платные, но многие очень дешевые.
Напишите на этой странице электронный адрес, я на него отправлю вам четыре очень хороших электронных книги по русскому. В них простыми словами объясняются сложные правила, даются таблицы и схемы для быстрого запоминания. Для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ, эти книги будут бесценны.
Если вы ходите на репетиторство, то я вам рекомендую 1-2 занятия пропустить, подкопить деньги и купить за 890 рублей курс «Идеальный русский» от Викиума. Он продается с бессрочным доступом, там есть и теория, и практика в виде программ-тренажеров. Я думаю, хорошая вещь. Тем более, стоит дешево.
Заключение
В этой статье мы поговорили о правописании слов с корнями лож/лаг. Запомнили ли вы, что гласная в этих корнях – чередующаяся, то есть ее ни в коем случае нельзя проверять ударением? Объяснил ли я вам, какие условия чередования влияют на выбор букв «о» и «а»?
Если остались вопросы – присылайте их в комментариях, я отвечу. Всем спасибо, хороших вам оценок в школе.
Источник статьи: http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/lozh-lag
Слова с корнем ЛАГ и ЛОЖ
В русском языке корень слова подвергался изменениям. Такое явление как чередование гласных в основе получило название аблаута. В статье рассмотрим одно из таких особенностей корень -лаг- и -лож- .
Чередование в корнях
Чередование в корнях — это смена каких-либо звуков на другие при образовании и изменении слов. Фонема может являться как гласной, так и согласной. Это правило не поддается школьному, где необходимо поставить гласную под ударение для выбора правильного написания.
Правила чередующихся гласных зависит:
- от значения выражения;
- от буквы, которая следует за гласной;
- от ударения в слове;
- от суффикса, который следует за главной морфемой любой части речи.
Правило -лаг-, -лож-
В корне -лаг- в безударном положении буква «а» употребляется перед буквой «г» в корне. А буква «о»- перед «ж» в основе -лож-.
- По лаг ать — по лож ить;
- При лаг ательное — при лож ение;
- Из лаг ать — из лож ение;
- С лаг ать — с лож ение;
- Воз лаг ать — воз лож ить;
- Распо лаг ать — распо лож ить;
- Пред лаг ать — пред лож ить .
Внимание! Основа -лаг и -лож- не употребляется без приставки:
Правописание некоторых чередующихся гласных
- В корне -гар- ,-гор- под ударением следует писать «а»,без ударения -«о»: за гар , за гор елый.
- В главной части слова — кос (н)- пишется «о», если после них пишется буква «н», в случаях с -кас — «а»: кас аться, кос нуться.
- Основа -мак- употребляется в глаголах, имеющих в контексте словосочетаний значение «погружать в жидкость»: мак ать блин в сгущёнку.
- А -мок- — в глаголах со значением «просеивать жидкость»:про мок нуть под ливнем.
- В морфемах -бер- и -бир-, -дер- и -дир-, -мер- и -мир-, -блест- и -блист-, -стел- и -стил-, и подобных пишется буква « и» , если после них следует суффикс -а-, в противном случае пишется « е» .
Проверка
Чтобы проверить написание сменяющейся гласной в морфеме -лаг, -лож-, нужно знать:
- слова употребляются с приставками искл. ложиться;
- после корня -лаг- всегда есть суффикс -а-;
- букву «о» пишем в морфеме в том случае, если за ним нет суффикса -а-.
Так как проверочных слов к чередующимся корням не существует. При сомнении в выборе правильной буквы, нужно вспомнить правила, рассмотренные выше.
Полезное видео
Источник статьи: http://sklonenie-slova.ru/rus/lag-lozh
Слова с корнем ЛАГ, ЛОЖ
Всего получено оценок: 204.
Всего получено оценок: 204.
Безударные гласные в корне слова проверяют ударением: изменяют форму слова или подбирают однокоренное слово так, чтобы гласный оказался под ударением. Разглядеть — взгляд, снежинка — снег. Если проверочное слово подобрать невозможно, написание следует уточнить по орфографическому словарю и постараться запомнить: вертикаль, оригинальный. Но кроме корней с проверяемой и непроверяемой гласной в русском языке существуют слова, содержащие чередование. К ним относятся корни -лож-/-лаг-.
Что такое чередование
Чередованием называется явление, когда в разных случаях употребления морфемы на одном и том же месте оказываются разные звуки. Чередование свойственно и гласным, и согласным. Дорога — дороженька, свеча — свет, доска — дощатый, блистать — блестеть, загорать — загар, коснуться — касаться. Главный закон взаимодействия с чередующейся гласной формулируется кратко: ни в коем случае нельзя проверять её подбором проверочного слова. Для разных видов этой орфограммы существуют свои правила. Ими и следует руководствоваться.
Правописание слов с корнем -лож-/-лаг-
Правило, регулирующее написание А/О в этом корне, — одно из самых простых среди тех, которые касаются чередования. Это одно из первых правил чередования, которое школьники узнают в 5 классе. На наше счастье, в корне происходит одновременное чередование гласных и согласных звуков. В корне, содержащем букву Ж, всегда пишется О. В корне с буквой Г — всегда А. Единственным исключением из этого правила является слово полог.
Можно встретить и другое объяснение. В слове, где корень содержит букву А есть суффикс А: слагаемое, предлагать. В корне с буквой О такого суффикса нет: изложение, заложить. В любом случае исключением всё равно будет являться слово полог, в нём нет никакого суффикса .
Примеры слов с корнем -лож-
- Существительные с корнем -лож-: предложение, положение, изложение, сложение.
- Глагола с корнем -лож-: отложить, расположить, расположиться, уложить, переложить, предположить.
- Прилагательные и причастия с корнем -лож-: предложный, с ложенный, выложенный, отложной, отложенный.
Примеры слов с корнем -лаг-
- Существительные с корнем -лаг-: слагаемое, прилагательное,
- Глаголы с корнем -лаг-: предлагать, полагать, излагать, предполагать, располагать, налагать.
- Прилагательные и причастия с корнем -лаг-: безотлагательный, излагаемый, налагаемый,
Нужно помнить, что речь идёт только о безударной гласной в корне. Под ударением перед Ж может быть А ( слаженный, налаженный), а перед Г — О ( налоговая, слог).
В русском языке есть слова, корень которых похож на корень -лож-/-лаг- ( логичный, аналог, ложный, наслаждение). Разница заключается не только в неполном совпадении, но и в том, что корни имеют другое лексическое значение. Правило чередования к таким словам применять нельзя.
Что мы узнали?
В корне -лаг-/-лож- происходит одновременное чередование гласного и согласного звука. Поэтому, определяясь с написанием гласной, мы ориентируемся на согласный Ж или Г. Перед Ж пишется О, а корень с буквой Г содержит гласную А.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/slova-s-kornem-lag-lozh.html
Примеры слов с корнем лаг-/лож-, гар-/гор-
Приведем примеры слов с корнем лаг-/лож- и гар-/гор-.
Не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением. В некоторых словах русского языка происходит чередование гласных, как в корнях л а г-/л о ж- и г а р-/г о р-.
Чтобы не ошибиться в написании таких слов, применим правило орфографии.
- изл а гать — изл о жение;
- сл а гать — сл о жение;
- предл а гать — предл о жение.
Примеры слов с корнем лаг-
Обратив внимание на конечный согласный «г» в корне лаг-, напишем правильно с буквой «а» слова:
- полагать
- полагаться на него
- слагать песню
- налагать штраф
- отлагать дело
- приступить без отлагательства
- безотлагательное дело
- безотлагательно
- безотлагательность
- слагаемое
- слагать полномочия
- возлагать цветы
- излагать правило
- пролагать путь
- предлагать помощь
- располагать временем
- располагаться на ночлег
- сослагательное наклонение
- сослагательность.
Примеры слов с корнем лож-
В корне лож- отметим конечный согласный «ж» и выберем букву «о» в словах:
- заложить камень
- возложение венков
- проверить изложение
- положить на стол
- положиться на него
- приложить к стеклу
- приложиться к иконе
- приложение к диплому
- переложить одежду
- предложение выступить
- предложить прогуляться
- наложить книги стопкой
- наложение графиков
- разложить диван
- расположиться на опушке
- удачное местоположение
- налогообложение
- обложной дождь
- сложить брюки
- сложиться вдвое.
Примеры слов с корнем гор-
Чтобы понять, в каких случаях в корне гор-/гар- пишется буква «о» или «а», обратимся к правилу.
Достаточно поставить ударение в слове и правильно написать слова с гласной «о» в корне гор-:
- гори́т костёр
- свеча нагоре́ла
- хорошо загоре́ть
- загоре́лый мальчик
- каша пригоре́ла
- пригоре́лая еда
- деревня погоре́ла
- погоре́лец
- дрова сгоре́ли
- сгоре́вший дом
- лампочка перегоре́ла
- быстрое перегора́ние
- огонь разгоре́лся
- неожиданное возгора́ние
- может возгоре́ться
- несгора́емый шкаф
- полное выгора́ние
- выгора́ть на солнце
- совсем вы́гореть
- угоре́ть от дыма
- бежать как угоре́лый.
Примеры с корнем гар-
Корень гар- пишется с ударной гласной «а» в словах:
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/primeryi-kornem-lag-lozh-gar-gor.html
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Буквы а – о в корнях -лаг- – -лож-; -раст- – -рос-
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Корни с чередующимися гласными.
2. Правило проверки правописания корней с чередующимися гласными.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной части речи (например, дерево, деревце) и могут относиться к разным частям речи (например, дерево, деревянный).
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое однокоренные слова? Слова с одинаковым корнем? Будут ли слова носик и перенос однокоренными, если в обоих словах корень нос-? Нет, конечно, ведь для слова носик однокоренными будут слова нос, переносица, носовой, а для слова перенос – носить, вносит, обноски. Почему? Потому что корень – это не просто набор букв в определённом порядке, но и лексическое значение, объединяющее однокоренные слова. Подумайте об этих словах: заросший, вырасти, отращивать. Можно ли сказать, что они – однокоренные? Да, несмотря на то, что мы видим три разных корня, эти слова явно объединены общим значением. Корни однокоренных слов могут отличаться гласными и/или согласными.
Одну группу таких корней – -раст- – -ращ- – -рос- мы только что рассмотрели, познакомьтесь с другой группой. Слагаемое – сложить. Это слова являются однокоренными, хотя корни отличаются двумя буквами из трёх.
Но как же в таком случае проверить правописание гласной, если в однокоренных словах может писаться и буква а, и буква о?
Начнём с группы -раст- – -ращ- – -рос-. Правило звучит так: безударная буква а пишется перед ст и щ, а буква о – перед с.
Кроме этого есть слова-исключения, правописания которых следует запомнить:
Теперь рассмотрим правописание слов с корнями -лаг- – -лож-. В безударном положении в корне пишется буква а, если после корня идёт суффикс а. Если его нет, пишем букву о.
Итак, правописание корней -раст- – -ращ- – -рос- определяется последними согласными корня, а правописание корней -лаг- – -лож- – наличием суффикса а после корня.
Давайте разберём подробнее несколько примеров.
Посмотрите на словосочетания: р_сти быстро, пр_стейший пример, маленький р_сток. Какие гласные следует писать в этих словах? В слове расти корень с чередованием, значит проверяем последними согласными корня и пишем раст-. Слово росток является исключением, значит пишем не раст-, а рост-. А в слове простейший нет корня с чередованием, так как корень этого слова прост- (вспомните: простой, простота) и эту безударную гласную можно проверить однокоренным словом. Про́сто. Под ударением слышим [о].
Теперь посмотрим на другую группу словосочетаний. Трудное изл_жение, сл_гать гимн, старая тел_грейка.
В словах с чередованием – изложение и слагать проверим наличие суффикса а после корня -лаг- – -лож-. Если суффикс есть, пишем в корне букву а.
В слове телогрейка гласная после буквы л является не гласной корня, а соединительной. Так как соединительной гласной а не бывает, пишем букву о.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите слово с верным написанием.
(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.
Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.
Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Необходимо вспомнить, что правописание корней -раст- – -ращ- – -рос- определяется последними согласными корня, а правописание корней -лаг- – -лож- – наличием суффикса а после корня. В слове слажение/сложение после корня нет суффикса а, поэтому пишем о. В словах вырости/вырасти и отростить/отрастить последние согласные корня – ст, значит, в корне а.
(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.
Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.
Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.
Сортировка элементов по категориям
Рассортируйте слова, в зависимости от вида орфограммы.
Группа 1 – проверяемые безударные гласные
Группа 2 – чередующие гласные
Прилагательное, зелёный, разрослись, площадка, излагать, выращивать, хитрец, поросль.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Чтобы проверить слова с проверяемыми безударными гласными в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором на эту гласную будет падать ударение. А для проверки слов с чередованием гласных а/о нужно смотреть на последние согласные корня или на наличие суффикса а после корня. Прилагательное и излагать относятся к словам с корнями -лаг- – -лож-, слова разрослись, выращивать и поросль – к словам с корнями -раст- – -ращ- – -рос-. А слова зелёный, площадка и хитрец можно проверить однокоренными словами: зелёный – зелень, площадка – площадь, хитрец – хитрый.
Группа 1: зелёный, площадка, хитрец
Группа 2: прилагательное, разрослись, излагать, выращивать, поросль.
Источник статьи: http://resh.edu.ru/subject/lesson/7683/conspect/
Правописание корней
Рассмотрим правописание корней слов с безударными гласными в соответствии с орфографическим правилом русского языка о проверяемых и непроверяемых гласных. Выясним, как пишутся корни с чередующимися гласными.
В русском языке правописание корней слов включает несколько орфограмм:
- проверяемые безударные гласные;
- непроверяемые безударные гласные;
- чередующие гласные в корне;
- согласные в корне.
Безударные гласные
В русском языке многие слова произносятся совсем не так, как следует их написать. Часто в корне слова гласная находится без ударения и по этой причине искажается и слышится неясно. Тогда возникает затруднение, как пишутся слова:
В этих случаях не действует общепринятый принцип орфографии «как слышится так и пишется», который можно применить в написании многих согласных. Безударные гласные в корне слов бывают трёх видов:
Выясним, какие способы проверки можно применить, чтобы правильно написать в корне слова проверяемую гласную.
Проверяемая безударная гласная в корне
Слово «проверяемая» в сочетании с термином «гласная» обозначает, что её написание можно проверить.
Согласно этому правилу можно применить два способа проверки безударной гласной в корне:
- изменить грамматическую форму исследуемого слова;
- подобрать к нему родственное слово.
В обоих случаях добьёмся того, чтобы ударение прояснило гласную в корне, в написании которой возникло сомнение.
В некоторых словах ударение является постоянным, как ни изменяй его грамматическую форму. Тогда прибегаем к помощи родственных слов, в которых сомнительная гласная становиться ударной и слышится ясно и чётко.
Примеры
- отр а ви́ть — отра́ва;
- р о ско́шный — ро́скошь;
- зап и ва́ть водой — пить;
- скр е пи́ть печатью — скре́пка.
В некоторых случаях для безошибочного написания буквы «е» следует учитывать чередование е//ё. Если в проверочном слове под ударением находится буква «ё», то в проверяемом слове пишется буква «е», например:
- в е сна́ — вёсны;
- т е пли́ца — тёплый;
- л е та́ть — лётчик;
- подв е сти́ — подвёл.
При подборе однокоренных слов различаем по смыслу слова, близкие по звучанию, но разные по написанию.
- проживать по адресу (жить) — прожевать сухарик (жёваный);
- выпарить в бане (пар) — выпорите шов (порет);
- уплатил по счёту (плата) — уплотнил график (плотный);
- выполоть крапиву (прополка) — выпалить из ружья (па́лит);
- навевать скуку (веет) — навивать прядь (вить);
- зализать ранку (лижет) — залезать на крышу (лезет);
- спешите увидеть ( спешка) — спишите задание (спишет);
- подражать кумиру (дразнит) — задрожать от испуга (дрожь).
Обратим внимание, что не следует проверять безударную гласную «о» в корне глаголов совершенного вида и образованных от них слов с помощью глаголов с конечным буквосочетанием -ывать/-ивать.
К примеру, в словах «проглотить», «проглотивший», «проглатывая» букву «о» проверим с помощью однокоренного существительного «глотка», а не глагола «проглатывать».
Аналогично проверим безударные гласные в корне глаголов:
- зат о пить — топка, а не затапливать;
- над о ить — надои, а не надаивать;
- раздв о иться — двое, а не раздваиваться;
- оп о здать — поздний, поздно, а не опаздывать.
Непроверяемая гласная в корне
Иногда бывает так, что гласную в корне слова невозможно проверить ни одним из рассмотренных способов. Тогда речь идет о непроверяемой безударной гласной в корне слова. Это так называемые беспроверочные написания. Среди них есть исконно русские, но в основном это слова иноязычного происхождения:
Их написание следует запомнить или заглянуть в орфографический словарь. В написании некоторых исконно русских слов с непроверяемой гласной в корне поможет наблюдательность. Заметим в корне слов полногласия -оро-, -оло-,-ере-:
В корне таких слов пишется одна и та же повторяющаяся буква «о» или «е».
Правописание корней с чередующимися гласными
Не всегда безударные гласные в корне слов можно проверить ударением, если речь идет о чередующихся гласных, как например в этих слова:
В одном и том же корни происходят традиционные чередования гласных, написание которых зависит от позиции в слове
- ударения (клан-/клон-, зар-/зор-, гар-/гор-, твар-/твор-);
- конечной буквы корня (скак-/скоч-, лаг-/лож-, раст-/ращ/рос-);
- суффикса -а- после корня (кас-/кос-, дер-/дир-, мер-/мир- и пр.);
- от смысловых различий (мак-/мок-, равн-/ровн-).
Корень | Правило | Примеры |
---|---|---|
-Г А Р- -Г О Р- |
Под ударением пишется А , без ударения – О |
Уг а́ рный, заг а́ р заг о ре́лый, пог о ре́лец Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь |
-КЛ А Н- -КЛ О Н- |
Без ударения пишется буква О , под ударением то, что слышится |
кл а́ няться скл о не́ние, укл о́ н, накл о ни́ться |
-ТВ А Р- -ТВ О Р- |
Без ударения пишется буква О , под ударением в соответствии с произношением |
тв а рь, сотв о ри́ть, затв о́ р, притв о́ р Исключение: у́тварь |
-З А Р- -З О Р- |
Без ударения пишется А , под ударением то, что слышится |
з а рни́ца, з а́ рево з о́ ри, з о́ ренька |
-ПЛ А В- -ПЛ О В- |
Всегда пишется буква А , кроме двух слов |
спл а вля́ть, попл а во́к, пл а ву́честь пл о ве́ц, пл о вчи́ха |
-К А С- -К О С- |
Буква А пишется, если за корнем следует -а- , О – в остальных случаях |
к а с а ние, к а с а тельная к о снись, прик о сновение |
-М А К- -М О К- |
Буква А пишется в корне со значением “погружать в жидкость”, буква О – “пропускать, впитывать жидкость” |
м а кать вым о кнуть, нам о кнуть |
-Р А ВН- -Р О ВН- |
А пишется в корне, имеющем значение “одинаковый, равный, сходный”, О – при значении “ровный, прямой, гладкий” |
р а вноправие, ср а внять (счет) подр о внять Исключение: равнина, уровень, поравняться, поровну |
-Р А СТ- -Р А Щ- -Р О С- |
Буква А пишется перед ст, щ, О – перед остальными буквами |
отр а сти, нар а щенный, пор о сль Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав |
-СК А К- -СК О Ч- |
Буква А пишется перед к, О – перед ч |
ск а калка, выск о чка Исключение: скачок, личные формы глагола скакать – скачу и пр. |
-Л А Г- -Л О Ж- |
Буква А пишется перед г, О – перед ж |
пол а гать, обл а гать отл о жить, обл о жение |
-Б Е Р-/-Б И Р- -Д Е Р-/-Д И Р- -М Е Р-/-М И Р- -П Е Р-/-П И Р- -Т Е Р-/-Т И Р- -Ж Е Г-/-Ж И Г- -БЛ Е СТ- /-БЛ И СТ- -СТ Е Л-/-СТ И Л- -Ч Е Т-/-Ч И Т- |
Буква И пишется, если за корнем следует -а- , Е – в остальных случаях |
наб и р а ть – наб е ру отд и р а ть – отд е решь отм и р а ть – отм е реть отп и р а ть – отп е реть ст и р а ть – ст е реть приж и г а ть – приж ё г бл и ст а ть – бл е стящий заст и л а ть – заст е лить выч и т а ть – выч е ты |
– ИМ -/- А ( Я ) – ИН -/- А ( Я )- |
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- | переж им а ть – переж а ть зан им а ть – зан я ть нач ин а ть – нач а ть |
Чтобы безошибочно выбрать нужную букву в корне с чередующейся гласной, применяют соответствующее правило орфографии. Начнем с правописания корней, в которых чередующая гласная зависит от ударения.
Правописание корней -гар-/-гор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -зар-/зор-
Понаблюдаем, как реализуется в письменной речи это правило:
- загора́ть, загоре́лый, погоре́льцы, но зага́р, уга́рный газ;
- поклони́ться, поклоне́ние, но кла́няться, покло́н;
- творе́ние, сотвори́ть, притвори́ть, но затво́р;
- заря́нка, зарево́й, но зо́ренька, зо́ри.
Правописание корней раст-/ращ-/рос-, скак-/скоч-, -лаг-/-лож-
Правописание некоторых слов с чередующейся гласной зависит от конечной гласной корня.
В случае отсутствия этих букв-указателей в безударном положении в корне слова пишется буква «о».
В выборе написания слов с корнем скак-/скоч- обратим внимание на конечный согласный.
Убедимся в этом, понаблюдав за написанием слов:
- заскакать от восторга, скаковая лошадь, скакалка;
- заскочить на минутку, отскочить, перескочить.
Правописание корня -кас-/-кос-
Написание корня кас-/кос- с буквой «а» или «о» зависит от суффикса -а.
Правописание корней -мак-/-моч-, -равн-/-ровн-
Выбор буквы «а» или «о» зависит от смыслового содержания корней -мак-/моч-, -равн-/-ровн-.
Исключение : равнина, равняться, подравнять (ряды), уровень, поровну.
Корень -плав-/-плов-
В корнях -бир-/-бер-,-блист-/-блест-, -пир-/-пер-, -дир-/дер-, -тир-/-тер-, -мир-/мер-, стил-/-стел-, жиг-/-жег, -чит-/-чет- пишется буква «и» только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-.
- раст и р а ю — раст е реть;
- зам и р а ть — зам е реть;
- расст и л а ть — расст е лем.
Исключения : сочетать, сочетание.
Правописание проверяемых согласных в корне
Звонкие согласные корня, находящиеся в конце слов или перед суффиксом, обозначенным глухим согласным, как правило, при произношении оглушаются, то есть заменяются парными глухими согласными.
Убедимся в этом, если произнесем слова:
Тем не менее независимо от звучания корневая морфема пишется одинаково во всех родственных словах и их формах, кроме случаев чередования согласных.
Согласные не оглушаются, а звучат ясно и чётко, если за ними находятся любые гласные звуки или звонкие согласные, обозначенные буквами «в», «л», «м», «н», «р».
Чтобы безошибочно написать согласную букву в корне слова, применим правило.
Напишем без ошибки слова, если в соответствии с правилом изменим их грамматическую форму или подберем родственные слова:
- моро з — морозы, морозный;
- овра г — мимо оврага, овраги;
- обе д — после обеда, обеденный;
- оши б ка — нет ошибок, ошибочный;
- кни ж ка — цена книжек, книжный.
Также имеем в виду, что звонкие согласные в корне чередуются только со звонкими. Продемонстрируем эту закономерность фонетики русского языка, рассмотрев слова:
В слове «пичужка» не пишется буква «ш», так как не может чередоваться звонкий согласный [г] с глухим согласным [ш]. Его парой является глухой согласный [к]. Проверим написание слова, изменив его грамматическую форму:
Аналогично проверяем согласные в корне слов:
- стё ж ка — несколько стёжек;
- коври ж ка — вкус коврижек.
Отличаем написания слов с буквой «ш» в суффиксах -ашк-/-яшк-, -ушк-/-юшк-, -ешк-/-ёшк, -ишк-/-ышк-:
Видео «Правописание корней. Безударная гласная, проверяемая ударением»
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/korney.html
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Буквы а – о в корнях -лаг- – -лож-; -раст- – -рос-
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Корни с чередующимися гласными.
2. Правило проверки правописания корней с чередующимися гласными.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной части речи (например, дерево, деревце) и могут относиться к разным частям речи (например, дерево, деревянный).
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое однокоренные слова? Слова с одинаковым корнем? Будут ли слова носик и перенос однокоренными, если в обоих словах корень нос-? Нет, конечно, ведь для слова носик однокоренными будут слова нос, переносица, носовой, а для слова перенос – носить, вносит, обноски. Почему? Потому что корень – это не просто набор букв в определённом порядке, но и лексическое значение, объединяющее однокоренные слова. Подумайте об этих словах: заросший, вырасти, отращивать. Можно ли сказать, что они – однокоренные? Да, несмотря на то, что мы видим три разных корня, эти слова явно объединены общим значением. Корни однокоренных слов могут отличаться гласными и/или согласными.
Одну группу таких корней – -раст- – -ращ- – -рос- мы только что рассмотрели, познакомьтесь с другой группой. Слагаемое – сложить. Это слова являются однокоренными, хотя корни отличаются двумя буквами из трёх.
Но как же в таком случае проверить правописание гласной, если в однокоренных словах может писаться и буква а, и буква о?
Начнём с группы -раст- – -ращ- – -рос-. Правило звучит так: безударная буква а пишется перед ст и щ, а буква о – перед с.
Кроме этого есть слова-исключения, правописания которых следует запомнить:
Теперь рассмотрим правописание слов с корнями -лаг- – -лож-. В безударном положении в корне пишется буква а, если после корня идёт суффикс а. Если его нет, пишем букву о.
Итак, правописание корней -раст- – -ращ- – -рос- определяется последними согласными корня, а правописание корней -лаг- – -лож- – наличием суффикса а после корня.
Давайте разберём подробнее несколько примеров.
Посмотрите на словосочетания: р_сти быстро, пр_стейший пример, маленький р_сток. Какие гласные следует писать в этих словах? В слове расти корень с чередованием, значит проверяем последними согласными корня и пишем раст-. Слово росток является исключением, значит пишем не раст-, а рост-. А в слове простейший нет корня с чередованием, так как корень этого слова прост- (вспомните: простой, простота) и эту безударную гласную можно проверить однокоренным словом. Про́сто. Под ударением слышим [о].
Теперь посмотрим на другую группу словосочетаний. Трудное изл_жение, сл_гать гимн, старая тел_грейка.
В словах с чередованием – изложение и слагать проверим наличие суффикса а после корня -лаг- – -лож-. Если суффикс есть, пишем в корне букву а.
В слове телогрейка гласная после буквы л является не гласной корня, а соединительной. Так как соединительной гласной а не бывает, пишем букву о.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите слово с верным написанием.
(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.
Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.
Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Необходимо вспомнить, что правописание корней -раст- – -ращ- – -рос- определяется последними согласными корня, а правописание корней -лаг- – -лож- – наличием суффикса а после корня. В слове слажение/сложение после корня нет суффикса а, поэтому пишем о. В словах вырости/вырасти и отростить/отрастить последние согласные корня – ст, значит, в корне а.
(Слажение/Сложение) – одно из арифметических действий.
Маруся решила (отростить/отрастить) длинные волосы.
Чтобы (вырости/вырасти) большими и здоровыми, щенкам нужно хорошо питаться.
Сортировка элементов по категориям
Рассортируйте слова, в зависимости от вида орфограммы.
Группа 1 – проверяемые безударные гласные
Группа 2 – чередующие гласные
Прилагательное, зелёный, разрослись, площадка, излагать, выращивать, хитрец, поросль.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Чтобы проверить слова с проверяемыми безударными гласными в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором на эту гласную будет падать ударение. А для проверки слов с чередованием гласных а/о нужно смотреть на последние согласные корня или на наличие суффикса а после корня. Прилагательное и излагать относятся к словам с корнями -лаг- – -лож-, слова разрослись, выращивать и поросль – к словам с корнями -раст- – -ращ- – -рос-. А слова зелёный, площадка и хитрец можно проверить однокоренными словами: зелёный – зелень, площадка – площадь, хитрец – хитрый.
Группа 1: зелёный, площадка, хитрец
Группа 2: прилагательное, разрослись, излагать, выращивать, поросль.
Источник статьи: http://resh.edu.ru/subject/lesson/7683/conspect/306741/
Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-
Количество часов на выполнение модуля: 1
Цели обучения:
Кадет:
- знает условия написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- – -ЛОЖ-;
- применяет на практике правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- – -ЛОЖ-;
- приводит собственные примеры на изученное правило.
Содержание модуля:
а) Введение: основные правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- – -ЛОЖ-;
б) Таблица, отражающая правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- – -ЛОЖ-.
2. Операционный и контрольно-измерительный блоки:
а) Задания к информационной части;
б) Критерии оценивания учебных достижений кадетов;
а) Рекомендации для выполнения заданий;
б) Определение минимального количества баллов для зачета данного модуля;
в) Рекомендуемая литература.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Правописание о-а в корнях –лаг- (-лож-)
Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.
лаг — лог — лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж — о, напр.: излага’ть, облага’ть, предполага’ть, прилага’ть, разлага’ть, безотлага’тельный, отлага’тельство, прилага’тельное, слага’емое, стихослага’тель, но: заложи’ть, изложи’ть, отложи’ть, положи’ть, предложи’ть, приложи?ть, изложе’ние, положе’ние, предложе’ние, стихосложе’ние, обложно’й, отложно’й. Под ударением всегда о: нало’г, зало’г, подло’г, подло’жный, поло?жит, поло’женный. В слове по’лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.
Таблица, отражающая правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- – -ЛОЖ-
ОПЕРАЦИОННЫЙ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ БЛОКИ
Ответьте на вопросы (по 1 баллу за вопрос):
От чего зависит правописание О-А в корнях –лаг- – -лож’
Приведите слово-исключение, которое не подчиняется общему правилу.
Вставьте пропущенные буквы (2 балла за верно выполненное задание).
Изл гать, ул житься, предпол жение, пол г, распол гать, разл жить, пол гаться, пол жение.
Спишите словосочетания, вставляя нужные буквы (2 балла за верно выполненное задание)
Прил. гать усилия, сл. жить вещи, отл. жить праз(_, д)нование, возл. гать надежды, предл. жить блины, безотл. гательное дело, к. снуться ч(ю,у)да, радо(с,ст)ное предпол. жение, к. саться рукой, точки соприк. сновения, не к. саются влаги, распол. житься у костра.
От данных глаголов с помощью суффикса –ени образуйте существительные, запишите и глаголы, и существительные, вставив нужные буквы (3 балла за абсолютно верно выполненное задание):
Изл__гать, пол__гать, предл_гать, нал_гать, предпол_гать, возл_гать, сл_гать, распол_гать, прил_гать, прол_гать.
Тест по теме “О и А в корне –лаг-лож –” (6 баллов за верно выполненное задание)
1. В каких словах напишете О:
2. В каких словах напишете А:
3. В каких словах напишете О:
4. В каких словах напишете А:
5. В каком ряду во всех словах напишете А:
1)Отл. жить, пол. жить, распол. гаться, зал. жить
2)Прил. гать, изл. гать, предл. гать, прил. гательное
6. Укажите номера предложений, содержащих слова, на месте пропусков в которых напишете О:
2).Туристы распол. жились на ночлег.
3).Недалеко от школы распол. гался парк.
4).В предл. жении была допущена ошибка.
Индивидуальное задание.
Напишите сочинение в виде репортажа на тему: “Какие буквы следует писать в корнях –ЛАГ- – -ЛОЖ-”, используя предложенные слова: пол_жение, изл_гать, прил_жение, прил_гательное, отл_жить, сл_гаемое, сл_жение, возл_жить, предл_жить, л_жился. (7 баллов)
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
В этом модуле вам предстоит ознакомиться с такой орфограммой как “Правописание чередующихся гласных О-А в корнях –лаг- – -лож-”. Также вашему вниманию будет представлена таблица, отражающая данное правило.
Начиная с первого модуля, вы будете работать в балльно-рейтинговой системе оценивания, то есть вашему вниманию представлен ряд заданий с соответствующим количеством баллов за каждое из них (чем выше балл, тем сложнее или нестандартнее задание). Работая на индивидуальных занятиях, вы будете зарабатывать определенное количество баллов.
Каждое задание носит либо репродуктивный, либо творческий характер. В каждом блоке стоят конкретные цели выполнения задания и описан ход его выполнения. Задания, отмеченные *, носят контролирующий характер и являются обязательными для всех кадетов.
Выполняя задания данного модуля, Вы сможете набрать максимум 23 балла. Для получения зачёта необходимо набрать минимум 14 баллов.
Рекомендуемая литература.
- Громов С. А. Русский язык. Курс практической грамотности. М.: “Московский лицей”, 2008.
- Кудинова Т. А. Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-н/Д. Феникс,2004.
- Миловидова И. А. Проверяем свою грамотность. М.: Айрис,1996.
- Рахимкулова Г. Ф. Пособие подготовки к ЕГЭ. Ростов-н/Д. Феникс, 2004.
- Розенталь Д.Э. Русский язык без репетитора. Голуб И. Б. М.: АСТ,1998.
- Сидорова Т. Л. Культура речи. Ростов-н/Д. Феникс, 2004.
- Любые лингвистические интернет-сайты
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/657712
Русский язык. Литература
Рубрики
- “Человек есть то, что он читает” (64)
- 10 класс (401)
- 11 класс (561)
- 5 класс (620)
- Литература (285)
- Русский язык (184)
- 6 класс (459)
- 7 класс (507)
- 8 класс (675)
- 8. ОГЭ (13)
- 9 класс (607)
- 9″В”. Мы (14)
- 9в. Доп (33)
- Temet nosce (Познай самого себя!) (9)
- Архитектурные стили. Э.Польский (1)
- ВКласс. Егор и Севастьян (3)
- Гимназия в лицах и личностях (1)
- Говорим грамотно (4)
- ЕГЭ (178)
- ЕГЭ -КТ (6)
- Занимаемся летом В 9 класс (20)
- Индивидуальные траектории (4)
- Концепция сайта (2)
- Критерии оценок (3)
- Л. ря 7 (5)
- М.П. (3)
- Матвей (18)
- Метод.сундук (18)
- Москва (6)
- МХК (390)
- Научные исследования (5)
- Нннн (10)
- ОГЭ (60)
- Олимпиады (14)
- ПП (2)
- Программы и КТП (7)
- Проект Geroiskazok.ru (2)
- Проект Тихона Войтенко (2)
- Проект Фёдора Сопова (1)
- Проекты. Рефераты. Дипломы (45)
- Прочее (282)
- Мы были, видели, чувствовали.. (8)
- Разговор наедине (родителям) (41)
- РКИ (9)
- Спецкурс (136)
- Список для чтения (17)
- Творческие работы (1)
- Участники, победители, призёры (1)
- Учебные программы (1)
- Философия. Иван Ильин (1)
- Цитата дня (28)
- Слова, которые меняют (8)
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
- Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
- Форма слова и однокоренные слова Форма слова – это изменение… (109 801)
- Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
- Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
- Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)
Peклaмa
Поиск
Урок 88. Правописание корней лаг, лож
Размещено 26.01.10 в рубрике 5 класс, Русский язык
Д.з.: тетрадь грамотности – запись №2, параграф 84, орфограмма 12 упр. 435, 436
Правописание корней лаг и лож зависит от согласных в корне: если есть согласная г, то пишется а, если же согласная ж, то в корне пишем гласную о: предлАГать, но предлОЖение. Проверочные слова здесь подбирать нельзя!
УДАРЕНИЯ: оптовый, звонишь, фенОмен, наОтмашь, пЕтлЯ, твОрОг, тОрты
Безударный – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука…
На доске записаны слова:
Излагать, слагать, изложить, сложить, предлагать, предложить.
– Распределите их в два столбика: с корнем лаг – в один столбик, а с корнем лож – в другой.
Излагать – изложить
Слагать – сложить
Предлагать – предложить
– Выделим корни
– Какие это слова?
– В этих словах происходит чередование гласных
– Какие гласные чередуются?
– Наша задача – разобраться, когда в корнях с чередованием пишется а, когда – о.
– Почему в словах 1 столбика пишем в корне букву а?
– Почему в словах 2 столбика – буква о?
– Обозначим орфограмму (стр. 177).
– Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?
– Прочитаем правило с.177 – в толстую тетрадь.
– От чего зависит чередование гласных а – о в корнях –лаг- – – лож-?
– От данных глаголов с помощью суффикса –ени образуйте существительные:
1 вариант 2 вариант
изл__гать пол__гать
предл_гать нал_гать
предпол_гать возл_гать
сл_гать распол_гать
прил_гать прол_гать
– Называю словосочетание, показываете гласную, которая пишется в корне слова с чередованием.
Предлагать (ничью), положительный (герой), располагающая (улыбка), (изменить) положение, (закончить) изложение, (уменьшить) слагаемое, (высказать) предположение, (просклонять) прилагательное, (произвести) сложение.
Д.з.: тетрадь грамотн. – запись №2, параграф 84, орфограмма 12 упр. 435, 436
Комментарии
ЛиЗоК=0) написал(а):
BELLA OFFICAL PAGE написал(а):
Елена Юрьевна написал(а):
Ничего. Для размышлений и осмысления — в самый раз!
таня написал(а):
очень хороший сайт ,мне очень понравился
Иванна написал(а):
Я болела и эту тему пропустила. Всё очень понятно. СПАСИБО.
Е.В. написал(а):
Хорошие задания для урока, спасибо!
света написал(а):
Медина написал(а):
Я пошла в школу , но не хорошо усвоила эту тему . Благодаря этому сайту, я отлично усвоила.Спасибочки.
Источник статьи: http://rusq.ru/?p=868
Слова с корнями “лаг”-“лож”: примеры и правила написания
Изучение русского языка – один из главных моментов школьной образовательной программы. Практически все одиннадцать лет ученики работают над совершенствованием своей устной и письменной речи. Тем не менее с этим всегда возникают трудности по нескольким причинам. Во-первых, довольно сложно именно учить родной язык. Подсознание диктует такую вещь: “Раз язык родной, значит, по умолчанию, я всегда говорю правильно”. Что порой оказывается далеко не так. Второй причиной может явиться нежелание и откровенная лень обучаемого. В любом случае наиболее распространенными ошибками являются неправильная постановка ударений, недопустимое употребление слов, а в письменной речи различные грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки.
Что такое корень
Слово состоит из так называемых морфем – частей слова. Сюда входят приставка, корень, суффикс, окончание и постфикс. Корень – это обязательная морфема. Слово может не содержать ни приставки, ни суффикса и иметь нулевое окончание (фактически его нет), как, например, слово «мать». Существует два типа корней: постоянные и с чередованием. В первом случае форма корня остается неизменной при склонении слова по падежам. Во втором случае при изменении формы слова сама морфема видоизменяется. Так происходит потому, что слова имеют общее значение, но само употребление отличается по грамматическим правилам. Ярким примером будут слова с корнем -лаг-, -лож-. Мы используем их каждый день в своей разговорной и письменной речи.
Почему изменяются корни
Как уже было сказано выше, корни в словах могут изменяться при склонении слова по падежам. Почему это происходит? Например, чередование корней -лаг-, -лож- объясняется правилами русского языка. Если попытаться точнее разобрать причину видоизменения главной морфемы, то нетрудно узнать, что причина кроется в широком разнообразии однокоренных слов. Иначе говоря, в русской речи слишком много слов, имеющих разную форму, но сходное по смыслу значение. В качестве примера рассмотрим слова на -лаг-, -лож-. В самом распространенном варианте эти морфемы употребляются в слове «положить» или сходных. Слово обозначает объединение каких-либо объектов в одном месте или в одно целое.
Корни с чередованием
В школе на уроках русского языка в разделе словообразование довольно подробно изучается такой раздел, как корни с чередованием. Причиной этому служит то, что школьники допускают много ошибок при их использовании. Среди наиболее узнаваемых корней можно назвать -рост-, -раст-, -гор-, -гар-, а также корни -лаг-, -лож-. Примеры можно приводить бесконечно долго, потому что обязательно найдутся такие слова, одна из форм которых будет с видоизмененным корнем.
Правила
Как и во всей школьной программе, в русском языке существуют правила. Они есть во всех разделах, начиная с орфографии и заканчивая пунктуацией. Морфемика не стала исключением. Так как в статье мы рассматриваем именно корни -лаг-, -лож-, правило будет сформулировано именно для них. Для большинства других чередующихся пар есть большое количество информации в дополнительной литературе. Важно отметить, что русский язык – это один из тех немногих предметов, где формулировку правил заучивать не требуется. Самое главное – это понять смысл и уметь применить знания на практике. Тем не менее правила сформулированы для всех ситуаций, за исключением очевидных.
Правило для -лаг-, -лож-
В русском языке правописание -лаг-, -лож- определяется однозначным правилом. Его формулировка выглядит следующим образом: если гласный звук безударный находится перед буквой «г», то пишется «а». В том случае, если стоит буква «ж», следует писать «о». Правило достаточно простое и легко запоминаемое хотя бы потому, что на слуху слова и корни с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры также очевидны: приложить, заложить, прилагать, слагать и так далее.
Особенности употребления корня
Наверное, вы уже обратили внимание на то, что все приведенные примеры были употреблены с приставками. Это и есть главная особенность. Слова с корнем -лаг-, -лож- без приставочной морфемы не употребляются. Об этой особенности некоторые забывают, в результате чего получаются недопустимые к употреблению слова. Единственным исключением является слово «ложиться». Во всех остальных случаях в словах с -лож-, -лаг- правило гласит о том, что необходимо использовать приставки. На эту особенность следует обратить особое внимание, так как именно о ней часто забывают многие люди. Употребление этих корней с чередованием без приставок – самая распространенная ошибка в устной речи. Думается, каждый слышал хотя бы раз слова «ложить» и так далее. Такое употребление недопустимо. Для обозначения этого действия следует использовать слово-заменитель «класть» и его словоформы.
Исключения корня с чередованием
Выше было рассмотрено, каким образом формулируется правило для -лаг-, -лож-. Примеры были приведены, однако было сказано об исключении. Есть одно такое слово – это «полог». Здесь, как мы видим, перед буквой «г» стоит «о». Следует заметить, что под ударением буква в корне не находится, и есть приставка по-. То есть соблюдены все условия, кроме главного – использования буквы в соответствии с правилом.
Основные ошибки с употреблением корней
Как говорилось выше, не только ученики, но и многие жители всей нашей страны с трудом справляются с задачей правильного произношения и соблюдения элементарных правил грамматики. Слова коверкаются, нарушается их стилистика, не учитываются какие бы то ни было правила произношения. Так, наши корни -лаг-, -лож- больше всего «боятся» употребления без приставок. К сожалению, именно этим правилом пренебрегают многие. Нередко можно услышать такие «словоформы», как «ложить», «ложит» и так далее. Помимо всего прочего, ударение в этих «словах» также ставится неправильно – на гласную корня. Следует помнить, что так их недопустимо употреблять ни в коем случае. Если есть желание что-нибудь положить, то это можно также и «класть», то есть использовать синоним, употребление которого допустимо. Еще одним из подобных казусов можно считать слово «садить».
Как не допускать ошибок
Многие спрашивают о том, как правильно говорить. Ответ достаточно прост: необходимо читать как можно больше книг. Зрительная память человека устроена таким образом, что схватывает незнакомые вещи и «сохраняет» их сначала в оперативной, а затем и в долговременной памяти. Иными словами, после прочтения книги с некоторым количеством новых слов они будут постепенно «оседать» в памяти. Закрепление будет происходить автоматически, так как психология человека построена в большинстве своем на подражании. Подсознательно мозг будет «вклинивать» новые слова в вашу речь, благодаря чему слова будут постепенно входить в лексикон и останутся там навсегда. Когда дело коснется написания, сработает зрительный механизм запоминания – слово напишется само собой. В устной речи, дабы не допускать подобных ляпов, которые были описаны выше, совет аналогичный. Еще одним, хотя и спорным, советом будет исправление окружающих. Наверняка вокруг вас есть такие люди, которые употребляют те или иные слова неправильно. Исправляя их, вы будете не только напоминать себе о правильном произношении, но и помогать другим.
Заключение
В статье были рассмотрены правила употребления корней -лаг-, -лож-, примеры слов, в которых они содержатся. Следует сказать также о том, что русский язык – самый сложный во всем мире. Ни в одном другом лингвистическом образовании нет такой сложной системы связи слов по падежам, числам, родам. Именно поэтому невозможно знать всё до мельчайших подробностей. Это и не требуется. Уважающего себя человека, помимо всего прочего, отличает умение грамотно и связно говорить. Для того чтобы научиться этому, необязательно сидеть сутками за словарями и учебниками – такой подход не даст положительных результатов. Достаточно регулярно читать книги и общаться на таком языке, который поможет поддерживать себя в форме. Если есть желание научиться разговаривать литературным языком, можно посетить лингвистические курсы – это будет очень хорошей практикой в совершенствовании языка.
Источник статьи: http://fb.ru/article/171809/slova-s-kornyami-lag—loj-primeryi-i-pravila-napisaniya