Преподать урок
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .
Смотреть что такое “Преподать урок” в других словарях:
ПРЕПОДАТЬ — ПРЕПОДАТЬ, преподам, преподашь, преподаст, преподадим, преподадите, преподадут, повел. преподай, прош. вр. преподал, преподала, преподало, преподали, совер. (к преподавать), что кому чему (книжн. ритор.). Наставляя кого нибудь в чем нибудь,… … Толковый словарь Ушакова
УРОК — Вести урок. Помор. Учиться. ЖРКП, 170. На урок. Яросл. Быстро, без отдыха (работать). ЯОС 6, 79. Преподавать/ преподать урок кому. Книжн. Показывать что л. кому л. на примере; поучать кого л. Ф 2, 87. Урок нудистики. Жарг. шк. Пренебр. Нелюбимый… … Большой словарь русских поговорок
ПРЕПОДАТЬ — ПРЕПОДАТЬ, ам, ашь, аст, адим, адите, адут; одал и (разг.) одал, одала, одало и (разг.) одало; ай; оданный ( ан, ана и разг. ана, ано); совер., что (книжн.). Сообщить, советуя, наставляя. Позвольте п. вам совет. П. хороший урок кому н. (перен.:… … Толковый словарь Ожегова
Преподавать/ преподать урок — кому. Книжн. Показывать что л. кому л. на примере; поучать кого л. Ф 2, 87 … Большой словарь русских поговорок
урок — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? урока, чему? уроку, (вижу) что? урок, чем? уроком, о чём? об уроке; что? уроки, (нет) чего? уроков, чему? урокам, что? уроки, чем? уроками, о чём? об уроках 1. Уроками называется задание, которые… … Толковый словарь Дмитриева
преподать — кому что. Преподать детям хороший урок. Преподать товарищу совет … Словарь управления
преподать — B/C гл см. Приложение II препода/л и препо/дал 235 особ см. Приложение II преподала/ препода/ло … Словарь ударений русского языка
преподать — дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; преподай; преподал, ла, ло; преподанный; дан, а и а, о; св. что. Наставляя, советуя, сообщить, изложить. П. первые представления о зарождении жизни. Позвольте п. вам совет. Ему преподали хороший урок… … Энциклопедический словарь
преподать — да/м, да/шь, да/ст, дади/м, дади/те, даду/т; препода/й; препо/дал, ла/, ло; препо/данный; дан, а/ и а, о; св. см. тж. преподавать что Наставляя, советуя, сообщить, изложить. Препода/ть первые предс … Словарь многих выражений
Преподавать урок — кому. ПРЕПОДАТЬ УРОК кому. Книжн. Показывать на примере; поучать. Батарцеву, человеку, привыкшему вершить хозяйственные дела с высоты своего ответственного поста, рабочая бригада Потапова преподаёт урок истинно государственного подхода к делу,… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Источник статьи: http://phraseology.academic.ru/9617/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA
Пр подал урок как пишется
Упражнение 1.
Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую — с приставкой при-, во вторую — с приставкой пре-.
Старинное пр. дание, камень пр. ткновения, пр. чуды природы, пр. ступить (к делу), богатое пр. даное, пр. вратности судьбы, пр. одоление препятствий, не надо пр. рекаться, пр. знание в содеянном, пр. бывать в бездействии, беспр. кословно повиноваться, пр. верженец новых взглядов, пр. дать друга, пр. мирить врагов, пр. бытие поезда, непр. менное условие, полезное пр. обретение, жизнь без пр. крас, пр. забавный случай, пр. ломление лучей, пр. вышение полномочий, пр. остановить слушание дела, давать пр. сягу, искатели пр. ключений.
Упражнение 2.
Запишите и запомните эти слова иноязычного происхождения, объясните их значение. Составьте с данными словами словосочетания или предложения.
Прелюдия, преамбула, превалировать, престиж, привилегированный, прейскурант, премьера, примат, примадонна, претензия, прецедент.
Упражнение 3.
Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.
Обманчивый лес
Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр. красной горной козы и, пр. следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра. стояние.
Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п. гоней, что . скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез. метно . гущался вечер, и н. ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И. дали д. носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в. помнил Генрих о том, как . бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник – горное эхо. Но было уже поздно. Пр. дстояло переночевать в лесу.
Упражнение 4.
Составьте словосочетания с данными словами. Объясните значение приставок пре- и при- .
Превратить, презирать, преодолеть, претворить, привыкнуть, пригласить, приготовить, приостановить, превзойти, превратиться.
Упражнение 5.
Замените обороты словами с приставками пре- и при- .
Усердный, старательный; находящийся возле школы; приехать куда-нибудь; сообщить недругу какую-либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; обратить что-либо в нечто другое; лечь ненадолго; охранник, стоящий у ворот; перестать что-либо делать; немного открыть.
Упражнение 6.
Напишите текст под диктовку. Подчеркните приставки пре- и при- , объясните их написание.
Хитрая мангуста
Я увесил каюту гирляндами бананов. Они на веревочках качались под потолком. Это для мангуст.
Я выпустил ручную мангусту, и она теперь бегала по мне, а я лежал прикрыв глаза. Чуть приоткрыл глаза и вижу, что мангуста прыгнула на пояку, перелезла на раму круглого пароходного окна, покрепче примостилась и глянула на меня. Я притаился. Мангуста толкнула лапкой в стейу, и рама поехала вбок. Когда рама приблизилась к бананам, мангуста рванулась, прыгнула и обеими лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан оторвался, и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Прекрасный акробатический прыжок! Я привскочил поглядеть, но мангуста уже беспрерывно возилась под койкой. Через минуту она предстала передо мной с измазанной мордой и покрякивала от удовольствия.
Упражнение 7.
Вставьте пропущенные буквы, распределяя слова по столбикам (пре-, при-)
Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_небрегать, пр_вращение, пр_следование, пр_знаться, пр_зирать труса, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, , пр_строить, , знаки пр_пинания, пр_забавный котенок. Пр_бывать в неведении – пр_бывать по расписанию; старинное пр_дание – пр_дание силы; пр_данный патриот – пр_данный врагами – пр_данный командованию; пр_емник традиций – пр_емник «Турист-2» – пр_емственность поколений – пр_емлемый вариант; пр_зрение к смерти – пр_зрение сироты – пр_зор; пр_зирать угрозы – пр_зирать детей, потерявших родителей; пр_ображенный – пр_обретенный; пр_творить в жизнь – пр_творить дверь; пр_ткнуться о камень – пр_ткнуться в уголок; пр_увеличивать – пр_уменьшать значение открытия, пр_уменьшать расходы ради экономии; пр_ходящий момент – пр_ходящий медработник; пр_дел в храме – пр_дел всему; пр_клонить ветви – пр_клонить колена; пр_падать к земле – пр_подать урок; пр_скорбный факт – пр_светлый образ.
Тест по теме “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-“
1. В каком слове пишется приставка пре- ?
1) Пр_брежный;
2) пр_остановиться;
3) пр_прятать;
4) пр_увеличить.
2. В каком слове пишется приставка при- ?
1) Пр_успеть;
2) пр_вращать;
3) пр…жать;
4) пр_провождать.
3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.
4. В каком слове пишется приставка пре-?
5. В каком слове пишется приставка при-?
6. В каком слове пишется приставка пре-?
7. В каком слове пишется приставка при-?
8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?
9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?
10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?
Источник статьи: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/124-pravopisaniepristavokpreipriupragneniya.html
Пре и при: как правильно писать приставки?
Приставки ПРЕ и ПРИ и их правописание часто вызывают вопросы у школьников. Эта тема довольно сложная, но после прочтения этой статьи, у Вас не останется вопросов о том, как правильно использовать эти приставки.
При выборе приставки ПРЕ- и ПРИ- действует простое правило – определение смысла слова и подбор приставки по его значению. Для этого достаточно понять контекст предложения и его смысловую конструкцию.
Когда нужно использовать приставку ПРИ-, а когда ПРЕ-
Чтобы раз и навсегда запомнить особенности правописания ПРЕ- и ПРИ-, запомните эту простую таблицу:
Для приставки ПРЕ-
Правило | Пример |
---|---|
Когда приставка означает крайнюю степень признака предмета или явления. Подсказка: можно заменять приставку по смыслу на «очень», «весьма» и «крайне» | Преувеличивать Превозносить Превозмочь Превосходный Премило Прехорошенький (очень хорошенький) Преуменьшать Преинтересный Предерзкий (крайне дерзкий) Премудрый |
Когда она близка по значению к словам с приставкой ПЕРЕ- Подсказка: можно проверить значениями «по-иному» и «через» |
Преграда (=перегородить) Преступить (=переступить) Преступник Предание (=передать) |
Закрепим полученное знание на примере предложений:
- Я преступил черту, когда накричал на неё (=переступил)
- Она премило улыбалась и кокетничала (=очень мило)
- Этот случай не просто уникальный – он преинтересный (=весьма интересный)
- Я не мог приуменьшить его плохие качества (крайне уменьшить)
Попробуйте самостоятельно составить пару-тройку таких предложений, чтобы точно запомнить это правило.
Для приставки ПРИ-
Правило | Пример |
---|---|
Когда слово означает непосредственное примыкание к чему-либо или близость к какому-либо объекту. Подсказка: такие слова можно проверить, используя слово «рядом» | Приволжский Прибрежный (рядом с берегом) Приморский (рядом с морем) Приморье Придорожный (рядом с дорогой) Приднепровье |
Когда слово обозначает приближение, добавление и присоединение | Прикупить Пристроить Прибежать Приделать Пристроить Прикупить Приписать Пририсовать |
Когда действие совершено не в полном объёме или на ограниченный срок | Принести Присесть Приоткрыть Прилечь Приподнять Приползти |
Когда действие доведено до определённого результата | Приготовить Приласкать Примирить Примерить |
Когда слово обозначает действие, совершенное в чьих-либо интересах | Приберечь Припрятать Прислушаться |
Когда в глаголах есть суффиксы: -ыва-ива-ва | Приговаривать Пританцовывать Припевать Приваривать Пристреливать |
Для закрепления материала обратимся к предложениям:
- Марина пританцовывала и напевала песни (есть суффикс –ыва)
- Мама попросила принести сумку (действие не в полном объёме)
- Отец приласкал сына (доведение до результата)
- Саша прикупила новые вещи (=добавила)
- Мы заехали в придорожный магазин (=близость)
Отлично! Теперь никому не составит труда ответить на вопрос: «Причудливый — почему приставка при-»? Теперь очевидно, что дело в том, что это слово обозначает близость к чуду. Именно поэтому оно пишется с приставкой ПРИ-.
Особые случаи написания: приставки ПРЕ- и ПРИ-
К особым случаям относятся такие слова, которые имеют разные гласные и разные значения, но пишутся почти одинаково. Они даже звучат похоже, поэтому допустить ошибку очень просто. Нужно запомнить, что контекст слова будет влиять и на значение приставок пре- и при-.
Приёмник или преемник – как правильно?
- Приёмник – это специальный аппарат. Его можно «опознать» при письме или чтении по наличию буквы ё.
- Преемник – этот человек, получивший чьи-то полномочия.
Приёмник и преемник – правильные формы написания слов, нужно просто понять контекст предложения и выбрать нужную букву.
- Александр стал преемником отца в двадцать шесть лет (=ему перешли полномочия отца)
- Я достал и настроил приёмник (=аппарат)
Приходящий и преходящий – как правильно?
- Особое внимание он уделял критике капитализма, отмечая исторически преходящий характер этого строя.
- Приходящий в себя пациент тяжело раскрыл сомкнутые веки.
Преклонить или приклонить — как правильно?
Притворить или претворить – как правильно?
Определить значение слов можно из контекста всего предложения. Для того, чтобы точно не запутаться и не совершить ошибку, всегда дочитывайте его до конца и анализируйте полученную информацию.
Исключения из правил
Очень часто встречаются такие слова, которые вроде бы по всем правилам должны писаться с «е», но там почему-то стоит «и». Дело в том, что в русском языке (как и в любом другом) довольно часто встречается такой парадокс, поэтому и существуют слова-исключения.
Вот список всех слов-исключений с приставкой ПРЕ-:
- преисподняя
- препоны
- прелюдия
- премьера
- препятствия
- прегрешение
- пренебрегать
- прекословить
- препираться
- престол
- превратный
- пресловутый
- прельстить
- преклонный
- преставиться
- преследовать
- преподаватель
- преподнести
- предел
- препроводить
- преподобный
- прелюбодей
- преткновения (камень)
- пресмыкаться
- преамбула
- препарировать
- престиж
- президент
- претензия
- презумпция
- прерогатива
- превентивный
- прелат
- превалировать
- президиум
- претендент
- прецедент
- префект
Список всех исключений с приставкой ПРИ-:
- прибаутка
- привередливый
- пригожий
- прибор
- приличия
- пристойно
- приесться
- приказ
- приключение
- прикорнуть
- присяга
- притеснять
- притон
- причина
- причуда
- притязание
- природа
- пример
- причёска
- прискорбно
- прицел
- примета
- приверженец
- прилежный
- причиндалы
- примак
- приятный
- приватный
- приматы
- примитив
- примадонна
- привилегия
- приоритет
Рассмотрим это на примере самых частых вопросов
Как пишется слово «преследовать»?
Оно пишется через «е», а не через «и», хотя там так и просится приставка при-, но правильный вариант написания – преследовать. Почему «е»? потому, что это слово относится к списку исключений.
Теперь вопроса «почему е в слове преследовать» больше не появится. Правописание этого слова просто нужно запомнить.
Но бывают и другие случаи – словарные слова. Рассмотрим самые частые из них.
Почему «приемлемый» пишется через «е»?
«Приемлемый» — это словарное слово, написание которого следует запомнить, поскольку написание буквы «е» в безударном суффиксе рассматриваемого слова невозможно проверить с помощью других лексем.
В суффиксе пишется буква «е», и само слово восходит к глаголу «принимать», который относится к первому спряжению. В отглагольных прилагательных, образованных от подобных глаголов, в суффиксе пишется «Е»: приемлемый, колеблемый, читаемый, неиссякаемый.
Источник статьи: http://penfox.ru/blog/pre-i-pri-kak-pravilno-pisat-pristavki/
Проверка орфографии и пунктуации
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить самые громоздкие ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже специалистам. Наша автоматическая проверка орфографии может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
Грамматическая ошибка: Идя по улице , у меня.
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более 60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял ,
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Источник статьи: http://rustxt.ru/check-spelling
ПрЕподнести или прИподнести, как правильно пишется?
Слово «преподнести» правильно пишется с буквой «е» в приставке пре- согласно правилу орфографии.
Чтобы выбрать правильное написание слова «пр е поднести», а не ошибочное «пр и поднести», установим морфемный состав и значение смысловой приставки пре-.
Морфемный состав слова «преподнести»
Чтобы правильно написать интересующее нас слово, важно установить его морфемный состав и определить, в какой его части имеется орфограмма.
Этот глагол произносится с ударным гласным окончания:
пр е п о д н е с ти́ — приставка/приставка/корень/окончание
Поставив ударение, выясним, что в этом слове имеется несколько орфограмм: безударные гласные в приставках и в корне.
Правописание слова «преподнести»
Этот глагол правильно пишется с приставкой пре-, которая равнозначна приставке пере-, что вытекает из лексического значения слова:
- торжественно вручать, дарить что-л.;
- перен. Сообщать что-л. неожиданное.
- перен. Представлять, изображать, излагать каким-л. образом.
«Преподнести» — значит «подарить, вручить», то есть передать из рук в руки подарок или что-либо. Понаблюдаем за употреблением этого слова в прямом и переносном смысле:
- преподнести презент другу;
- преподнести цветы;
- преподнести пасхальное яйцо;
- преподнести горькую правду;
- преподнести свою кандидатуру работодателю с лучшей стороны.
Вторая орфограмма — написание безударной приставки под-, которая неизменна во всех словах, например:
Безударный гласный в корне рассматриваемого глагола проверят формы однокоренных глаголов:
Мы переглянулись — и пошли себе дальше, все так же нетвердо ступая и готовясь преподнести французам большой сюрприз (Артур Конан Дойль. Преступления и призраки).
Хотя отметим, что этот глагол традиционно является словарным словом, написание безударных гласных в котором запоминаются или проверяются по орфографическому словарю.
Чтобы усвоить правильное написание этого слова со смысловой приставкой пре-, прочтем примеры предложений.
Примеры
Поклоннику хочется преподнести цветы любимому артисту.
Нужно осторожно преподнести ей это печальное известие.
Марии поручили преподнести подарок юбиляру.
Хочется всё-таки преподнести это в другом ключе.
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/prepodnesti-ili-pripodnesti.html
Тема урока: “Правописание приставок пре- и при-“. Урок-практикум
Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».
Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы
Задачи:
- Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
- Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
- Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.
Ученики должны:
Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.
Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний
Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.
Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).
I этап. Актуализация знаний
Задание: назвать приставки.
- Эта приставка имеет значение «очень».
- Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
- Эта приставка имеет значение неполноты действия.
- Эта приставка имеет значение «пере-».
- Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском языке? (3 группы)
– Какие это группы приставок? (1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-)
II этап. Целеполагание
III этап. Повторение теоретического материала
1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.
Приставка ПРИ-.
1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.
Приставка ПРЕ-.
Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:
В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».
– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок третьей группы.
2. Речевая ситуация: один из ваших товарищей болен. Как бы вы могли рассказать ему о том, что было на уроке? Составьте устное монологическое высказывание.
3. Трудные случаи написания.
– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-?
– Назовите такие слова.
IV этап. Закрепление материала
1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской, 2006 г.): упр. № 282 (устно)
Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.
Приставки | Их значение | Примеры |
пре- | (= «очень») |
(= «пере»)
Прескучный
Преградить
Прервать
(«присоединение»)
(«приближение»)
Придержать
Приумолкнуть
Приросли
Придвинуть
Приехать
2. Словарный диктант по картинкам
Один ученик у доски.
Задание: записать слова в составе словосочетаний.
1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)
2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)
3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает, приезжает)
4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)
5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться(приветствовать)
3. Работа в рабочей тетради
Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.
1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.
2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…
3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.
4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.
5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…
6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…
7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»
…А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.
– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?
Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»).
– Из каких произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)
– Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)
– В двух предыдущих заданиях было использовано слово «приветствовать». Сейчас мы с вами поработаем с этимологией данного слова.
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)
– Какой словарь нам необходимо открыть? (Этимологический словарь.)
– Открыли этимологический словарь в справочнике.
Презентация. Слайд 9
Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.
Презентация. Слайд 10
Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами. Запишите.
Творческий диктант
Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.
1 группа (сильные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (слабые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
Задание для всех:
1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами в данном тексте словах.
2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
V этап. Тест
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель
3. В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная
1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.
1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»
2. В какой строке все слова пишутся с И:
1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный
3. . В какой строке все слова пишутся с Е:
1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться
4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.
1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый
5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.
1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать
I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)
VI этап. Домашнее задание
Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-.
VII этап. Итог урока
– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?
Оценка деятельности учеников. Выставление отметок.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/551182
Как правильно пишется словосочетание «опоздать на урок»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бугай — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «опоздать»
Ассоциации к слову «урок»
Синонимы к словосочетанию «опоздать на урок»
Предложения со словосочетанием «опоздать на урок»
- Мог, к примеру, нарочно опоздать на урок, а затем энергичным шагом войти в класс и, замахав на товарищей руками, великодушно сказать им: «С-сидите, чего там?!» – хотя, как вы догадываетесь, никто и не собирался вставать.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «опоздать на урок»
- Началось это с того, что однажды, опоздав на урок , Клим Самгин быстро шагал сквозь густую муть февральской метели и вдруг, недалеко от желтого здания гимназии, наскочил на Дронова, — Иван стоял на панели, держа в одной руке ремень ранца, закинутого за спину, другую руку, с фуражкой в ней, он опустил вдоль тела.
Сочетаемость слова «опоздать»
Сочетаемость слова «урок»
Значение слова «опоздать»
ОПОЗДА́ТЬ , –а́ю, –а́ешь; сов. (несов. опаздывать). 1. Прибыть, прийти позже, чем нужно. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «урок»
УРО́К , -а, м. 1. Устар. Работа, заданная на определенный срок. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «опоздать»
- Слова бегут им тесно — ну и что же! —
Ты никогда не бойся опоздать.
Их много — слов, но все же если можешь —
Скажи, когда не можешь не сказать.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «опоздать»
ОПОЗДА́ТЬ , –а́ю, –а́ешь; сов. (несов. опаздывать). 1. Прибыть, прийти позже, чем нужно.
Значение слова «урок»
УРО́К , -а, м. 1. Устар. Работа, заданная на определенный срок.
Предложения со словосочетанием «опоздать на урок»
Мог, к примеру, нарочно опоздать на урок, а затем энергичным шагом войти в класс и, замахав на товарищей руками, великодушно сказать им: «С-сидите, чего там?!» – хотя, как вы догадываетесь, никто и не собирался вставать.
В его душе боролись желание обезопасить смертоносную штуку и опасение опоздать на уроки.
И тут я понимаю, что мне нужно бежать и что я сильно опоздала на урок религиозного воспитания, на котором всегда ужасно скучно.
Пр подал урок как пишется
Автор: Перевозная Ольга Викторовна
Организация: МОУ-СОШ №1 г. Маркса
Населенный пункт: Саратовская область, г .Маркс
Урок соответствует всем требованиям ФГОС. Использованы теоретические материалы подготовки к выполнению 10 задания ЕГЭ по русскому языку. Все задания направлены на практическую отработку решения заданий. На протяжении урока реализуется попутное повторение тестовой части заданий ЕГЭ (задание 5 – паронимы, задание 9, 11 -орфография, задание 4- орфоэпия). Кроме того, предложен материал по изучению этимологии слова. Предусмотрены различные методы отработки изученного материала на предыдущем уроке: метод проблемного обучения, репродуктивный метод, организации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля, а также метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Исходя из реализуемых методов, в ходе урока использованы различные формы деятельности.
Актуальность урока: Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников прослеживаются проблемы при выполнении орфографического блока ЕГЭ. Таким образом, систематическая и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает ученику основательно подготовится к сложным заданиям тестовой части.
Цель урока: закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ с акцентом на отработку 10 задания
образовательные: закрепить знания орфоэпических, грамматических, лексических, синтаксических норм.
развивающие: развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ;
- : способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать настойчивость и трудолюбие; воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма. Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
- Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. Сочинение рассуждение по предложенному эпиграфу предыдущего урока: Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга
3. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя: знакомство с притчей (приложение А)
Ребята, я не случайно начала наш урок с этой притчи.
– Что значит быть успешным человеком? (ответы учеников)
Для вас, учеников старшей школы, первая важная ступенька – это успешная сдача ЕГЭ. Сегодня на уроке мы продолжаем отрабатывать задания в формате ЕГЭ.
Оценивать выполнение заданий вы будете самостоятельно, проставляя баллы в чеке-листе. (приложение 1)
Анализ содержания тестовых заданий ЕГЭ типа А10 (Демонстрационный вариант ЕГЭ 2021)
Проанализируйте задания и определите блок орфографических правил, регулирующих написание данных слов:
1) ро..черк, не..гибаемый, пере..дать;
2) пр..интересный, пр..тендент, пр..творяется (в жизнь);
3) без..скусный, за..нтересованный, во..стину;
4) поз..вчера, не..бозримый, ..твергнуть;
5) без..ядерный, п..едестал, из..ян.
А) слова с орфограммами, которые находятся в приставках.
Б) слова с орфограммами, которые граничат с приставками.
В) орфограммы в сложных словах Г) орфограммы в корне.
Видим и слова с орфограммами, которые граничат с приставками, и орфограммы в сложных словах, и орфограммы в корне. Таким образом, мы анализируем орфограмму с точки зрения наличия в ней приставки.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Расставьте ударение в словах (работа с электронным словарём)
Облегчить , закупорить , обеспечение, приткнутый , прибывший , воспроизведение,
премировать, асимметрия, вероисповедание, избаловать, договор.
Как связаны данные слова с темой сегодняшнего урока? (В них есть приставки, правописание которых регулируется правилами или части морфем, похожие на приставки.)
Практическая отработка полученных теоретических знаний на прошлом уроке. В диаграмме 1 (приложение 1) определите первичный уровень усвоения правил.
Правописание приставок — одна из наиболее сложных тем русской орфографии. В русском языке насчитывается 58 активно действующих приставок.
– Как вы считаете, какие приставки самые беспроблемные? (традиционные)
- традиционными приставками всё не так сложно. А вот правописание приставок пре- и при- вызывают затруднения.
Задание: определить приставку и её значение:
Прервать, прескверный, прикрепить, приехать, приморский, присесть
Учитель: В ряде случаев воспользоваться этим правилом бывает нелегко, необходимо различать правописание приставок в зависимости от значения.
Задание: графически соотнесите предложенные слова с приставкой, с учётом её значения (приложение 2)
1 вариант – определить цифру (ы), обозначающие слова с пре-
2 вариант – определить цифру (ы), обозначающие слова с при-
Определить ответ схематично, обозначить соотношение приставки и предложенного примера . (Проверка задания по эталону)
Перед вами слова: природа, причина, прибор, препона, прекословить
Как вы думаете почему эти слова были определены в группу «Безвозвратно утраченных»? ( В этих словах приставка в значительной степени утратила свое значение или стала частью корня.)
Эти слова надо запомнить или посмотреть в словаре
- Что вы можете сказать об этой группе слов с точки зрения этимологии? президент, привилегия, преамбула, примитивный, приоритет, приватный, престиж, премьера. (слова иноязычного происхождения)
– Можно ли проверить правописание таких слов, применяя известное нам правило? (надо запомнить или уточнить орфографию с помощью словаря.)
Важный совет: Слова с приставками пре- и при- очень часто встречаются в нашей речи, так что трудные случаи стоит запомнить. Для этого можно воспользоваться мнемотехническими формулами. Например, такой: «Престарелое пресмыкающееся преследовало преступника».
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Задание Лови ошибку. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными. (выбор вариантов, верно-неверно, отрабатывается в задании 23 ЕГЭ)
- На конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.
- На конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
- Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный,
перед буквами Е, Ё, Ю, Я (об…ехал, пред…юбилейный, под…ём)
- Ь пишется в сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ (трёх…ярусный, двух…ядерный)
- Ъ пишется после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-
контр-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-
- Ы пишется после приставок на согласную
- И пишется после приставок меж- сверх-
- И пишется после иноязычных приставок и частиц контр-, дез-, транс-, пан-
- И пишется после приставок на гласную
– Какие утверждения правила не отражены в этом задании?
оцените свой ответ в чеке-листе
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Задание 4 Практическое задание по группам Начните заполнять таблицу с опорой на текст, объясняя орфограммы, в нижнюю строку запиши исключения или слова, которые нужно запомнить. (приложение 3)
оцените выполненное задание 4 в чеке-листе
- 5 (дифференцирующее) Перед вами в контролирующих карточки двух видов заданий: А, Б. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его. (прилож. 7)
Проверка по эталону с комментарием учеников
- мы поработали над рядом орфограмм.
В диаграмме 2 (приложение определите ваш уровень знания этих правил по итогу урока
Задание 6. Составьте пары слов, близких или в чём-то совпадающих по лексическому значению: курьер, привилегия, прецедент, приспособленец, преграда, привратник /Слова для справки: фельдъегерь, прерогатива, курьёз, препона, конъюнктурщик, консьерж./ Проверьте свой выбор по эталону.
Задание 7: Паронимы – однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении. Чем отличаются данные пары слов? Выполните тестовые задания
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?
- После ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги. 2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю. 4) Танцоров одели в национальные костюмы.
В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?
- ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой. 2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия. 3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина. 4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.
- Подведение итогов урока. Какова роль приставки в слове? Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли решить их? Определите свой уровень усвоения темы.
5. Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Приложение А
Однажды к Учителю пришел Ученик и попросил научить его добиться успеха. Учитель наполнил водой большую бочку и предложил Ученику погрузиться в воду с головой. Ученик нырнул. Через несколько секунд он попытался вынырнуть, но Учитель не дал ему это сделать. Ученик стал пытаться вынырнуть все энергичнее, и в конце концов ему удалось преодолеть сопротивление рук Учителя.
Отдышавшись, он спросил, почему Учитель не позволял ему поднять голову над водой.
– Скажи, что ты чувствовал, когда не мог вынырнуть? Чего ты хотел больше всего, когда ощущал, как я тебе мешаю?
– Больше всего я хотел дышать.
– Запомни это чувство. И с таким же чувством стремись к успеху. Тогда все получится.
Приложение 1
Диаграмма оценки (первичный уровень )
Источник статьи: http://www.1urok.ru/categories/14/articles/42229
Как написать: “подучить” или “под учить” – слитно или раздельно?
“Ни попить без грамоты, ни поесть, на воротах номера не прочесть!” Эта фраза из произведения “Кот и Лодыри” Самуила Маршака наглядно демонстрирует, насколько необходимо быть грамотным человеком. К сожалению, этим замечательным качеством обладают немногие. С каждым поколением становится все меньше носителей русского литературного языка, которые бережно к нему относятся и стараются сохранить его богатство. Для таких людей – быть грамотным равняется стилю жизни. Если вы хотите приобщиться к грамотному сообществу, но в написании определенных слов сомневаетесь, то рекомендуем вспомнить правописание или “подучить”. Или “под учить”? Ответ вы найдете, прочитав эту статью.
Правильно пишется
Какое правило
Разбор по составу
Морфемный разбор следует делать таким образом: “под” – приставка, “уч” – корень, “и”, “ть”- суффиксы, “подучить” – основа слова. Здесь нет окончания. Удapeниe пaдaeт нa третий слог. Удapнaя глacнaя – буква “и”.
Морфологические и синтаксические свойства
“Подучить” – инфинитив. Постоянными признаками является: 2-е спряжение, переходный, совершенный вид. Подходящим глаголом несовершенного вида можно определить – “подучивать”. Непостоянный признак – изъявительное наклонение.
Синтаксическая особенность – неопределенная форма может играть роль как главного, так и второстепенного члена предложения. Тут следует обращать внимание на контекст.
Значение
Это словообразование чаще используется в разговорной речи и характеризует неполноту действия. Об этом свидетельствует префикс “под”.
Значение слова объясняется так: обучить, научить немного чему-либо, подговорить сделать что-нибудь. Также можно использовать: выучить, научить дополнительно, посоветовать.
Синонимы
Более близкими и схожими по смыслу и значению будут такие слова и выражения: научить сделать что-либо, подговорить, наустить, выучиться чему-либо, научать, уговорить, надоумить, присоветовать, порекомендовать, образумить, подначить, спровоцировать к чему-то, настропалить, подбить, подзубрить.
Примеры предложений
- Дарье Михайловне угодно послушать новый этюд Тальберга: так надо приготовиться и подучить.
- Даже хотела подучить вас отказать, что будто не я, а вы…
- Ее подучила, как все сделать, сердобольная Домнушка, бегавшая проведовать лежавшего в лазарете Тараска.
- Я тоже хочу подучить несколько правил перед сном… Временные параллели – такая сложная штука!
- Актеры подучили свои роли, назначили репетицию, и мы с Писаревым отправились в театр вместе с кн. Шаховским.
Неправильно пишется
Написать “под учить”, разделив глагол и приставку, будет недопустимым вариантом.
Вывод
Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, что запомнить орфографические правила русского языка не так уж и сложно, было бы желание. Если возникают вопросы в правильности написания, чаще обращайтесь к словарям, читайте художественную литературу, чтобы слова и выражения зрительно запоминались, оставались в подсознании. Хочется верить, что как писать глагол “подучить” останется в вашей памяти и будет верно использоваться.
Источник статьи: http://pishetsya.ru/orfografiya/kak-napisat-poduchit-ili-pod-uchit-slitno-ili-razdelno
Как правильно пишется “опоздать”?
В русской грамматике часто возникают затруднения при правописании безударных гласных и сомнительных согласных. На примере глагола с сомнительным безударным гласным разберемся, как пишется опоздать или опаздать, чтобы не допускать ошибок. Традиционно в русской лексике безударный звук -о- правильно произносится как -а-. Часто ответ на возникшие вопросы таится в этимологии слова, способе произношения или правильности ударения. Сомнительные звуки в корнях морфем, мы проверяем подбором родственных слов, чтобы измнить лексему с безударного положения, на ударное, но в этом случае мы соприкаснемся с чередованием гласных -о-, -а-. Если придерживаться таких норм, то вполне возможно совершить ошибку.
Как правильно пишется
Проведем разбор по составу слова опоздать, разделяется три слога (о-позд-ать), ударение на третьем. Основа морфемы опозда-, которая состоит из приставки о-, корня -позд-, суффикса -а-, с глагольным окончанием -ть. Если подобрать однокоренное слово поздний, то под ударением четко слышим звук -о-.
Какое правило применяется
Чтобы ответить на вопрос как пишется опаздал или опоздал, надо прибегнуть к правилам чередования букв -о-, -а- в корнях глаголов. Согласно этимологии морфемы, в основе лежит лексема поздно, сомнительный звук четко слышен, он в ударном положении.
Но в результате перехода глагола из одного вида в другой происходить чередование звуков. Все глаголы разделяются на два вида: совершенного и несовершенного, которые в неопределенной форме отвечают на вопросы: что сделать?, что делать? (спросить-спрашивать, скосить-скашывать, оговорил-оговаривать). Разное ударение в этих формах и написание, поэтому нельзя безударность гласных в корнях этих слов проверять путем перехода из одного вида в другой. Эти нормы относятся только к глаголам.
Чтобы ответить, как пишется слово опоздавший, нужно руководствоваться правилами о правописании причастий, которые имеют признаки прилагательного (отвечают на его вопросы) и глагола (указывают на действие совершенное или происходящее). Причастию характерны те формы глагола, от который оно образовано. В нашем случае сомнительный гласный нельзя проверять путем перехода причастия из совершенного вида в несовершенный (опоздавший поезд – опаздывавший поезд)
Примеры предложений
- Как мне хотелось опоздать на обед, чтобы не встретиться очередной раз с Григорием Петровичем и не выслушивать его нравоучений.
- Я очень торопился, боясь опоздать к началу заседания научного совета, мой вопрос рассматривался первым.
- Мы заказали такси заблаговременно, чтобы приехать вовремя и не опоздать на начало презентации.
- Нельзя опаздывать на встречу с партнерами, это, по крайней мере, является признаком невоспитанности.
- Опоздавший на урок ученик, извинился и попросил разрешения присутствовать на занятии.
- Все на перроне с нетерпением ждали опаздывающий поезд.
Как неправильно писать
Ошибочным будет написание лексемы с буквой -а- в совершенном виде глагола и, наоборот, писать через букву -о- в глаголе несовершенного вида. Также нельзя писать без мягкого знака в конце слова.
Значение словообразования
Термин опоздать обозначает действие, которое указывает на то, что оно произошло позже ожидаемого срока, уже свершилось, не сделать что-то вовремя, к предполагаемому времени.
Синонимы
Синонимами к лексеме будут такие словоформы: задержаться, отстать от, не вовремя, не успеть вовремя, не вовремя сделать, упустить время действия. В народе часто применяют пословицу о приходе “нарасхват шапок”.
Заключение
Умение писать без ошибок, это один из критериев грамотности любого человека. Независимо от положения и статуса в обществе, грамотность всегда является отличительной чертой образованности. Нужно помнить, что, иногда, от одной неверно написанной буквы, могут меняться содержание предложения, время происходящего, неправильно восприниматься события.
Источник статьи: http://pishetsya.ru/orfografiya/kak-pravilno-pishetsya-opozdat