НЕ МОГУ или НЕМОГУ — как правильно пишется?
Слово «не могу» правильно пишется раздельно с отрицательной частицей «не». Приведем примеры из произведений художественной литературы написания «не» с глаголами.
Слово «не могу» произносится так, что создается иллюзия, что это одно цельное слово. Как все же правильно писать «немогу» или «не могу«, слитно или раздельно? Попытаемся в этом разобраться, выяснив, словом какой части речи оно является.
Часть речи слово «не могу»
Я могу отрекаться от них [стихов] как угодно, но не могу не признать их своими (А. Блок).
Как видно из контекста, в первой части предложения существует самостоятельное слово «могу»:
я (что делаю?) могу отрекаться.
Это составное глагольное сказуемое, первой частью которого является глагол «могу» в форме первого лица единственного числа настоящего времени. Анализируемое слово выражает волеизъявление, желание, стремление, поэтому является связкой в составном глагольном сказуемом. Этот глагол, начальной формой которого является слово «мочь», не обозначает в одиночку полноценного действия, а является модальным.
Во второй части предложения слово «не могу́» употреблено в отрицательном смысле. Перед ним находится частица «не», которая создает это отрицание.
Правописание слова «не могу»
Интересующее нас слово, как и все глаголы, пишется с «не» раздельно в соответствии с орфографическим правилом:
Понаблюдаем:
Примеры предложений из художественной литературы
Погода была прекрасная, но жара все еще не унималась (И. Тургенев).
Никогда и никого Бим не укусил, хоть на хвост наступи (Г. Троепольский).
Мы не разговаривали, несмотря на множество мыслей, и с великим волнением оглядывали приют человека, обладавшего даром могучего и чистого воображения (К. Паустовский).
Мальчик не сердился на старого кота. Он все прощал за то, что Карл никогда не позволял себе сомневаться в существовании колдуний, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове (К. Паустовский).
Я не могу́ уйти раньше времени, пока не выполню задание.
Не могу́ и не хочу опаздывать на столь интересную встречу с известным актером кино.
Отметим, что в русской орфографии существует ряд глаголов, которые с «не» пишутся слитно.
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/ne-mogu-nemogu-razdelno-slitno.html
“Немогу” или “не могу” – как правильно писать?
Часть речи
Чтобы определить, как пишется «не могу» — раздельно или слитно, необходимо для начала разобраться с тем, с какой частью речи приходится иметь дело. Для этого рекомендуется взять пример употребления слова в предложении, после чего провести синтаксический разбор конструкции, то есть определить ее главные и второстепенные члены. После этого останется лишь задать вопрос от основного слова к зависимому и посмотреть на ту роль, которую выполняет слово.
Вот небольшое предложение, в котором находится интересующая конструкция: Неужели ты не понимаешь, что я не могу поделиться своими знаниями, поскольку мне запрещено их обсуждать. Разбор предложения важно проводить по определенной инструкции, чтобы не допустить распространенных ошибок. Особенно актуально использовать алгоритм для тех, кто обучается в средних классах школы:
- Найти главные члены предложения, то есть подлежащее и сказуемое.
- Задать от них вопросы ко второстепенным членам и определить зависимые слова.
- Посмотреть на роль, которую выполняет интересующая конструкция в тексте.
В данном случае предложение сложное, поскольку состоит из трех грамматических основ: «ты не понимаешь», «я не могу поделиться» и «мне запрещено обсуждать». Однако особое внимание следует обратить лишь на вторую, поскольку именно в ней находится интересующее слово. О чем говорится в предложении? В предложении говорится обо мне. Я что не могу сделать? Не могу поделиться — перед читателем составное сказуемое.
Как известно, сказуемые бывают довольно часто выражены глаголами — частью речи, которая обозначает действие предмета. В данном случае в роли предмета выступает местоимение «я». Если кто-то спросит о том, что делает главный член, то можно ответить: «не может что-то сделать».
Сказуемое состоит из двух неразрывно связанных глаголов, начальная форма первого из которых — «мочь» — отвечает на вопрос «что делать?» Весьма непривычно, но правильно.
Если же вместо вопроса «что делать?» задать вопрос «что сделать?», то получится следующее — «смочь». Ну а во фразе «я не смогу» люди почему-то не совершают так много ошибок. Хотя казалось бы, что глаголы просто отличаются друг от друга приставкой «с», которая никак не влияет на слитное и раздельное написание конструкции с отрицательной частицей «не». Уже на этом этапе можно делать кое-какие выводы.
Правописание «не» с глаголами
Чтобы определить, как пишется слово «не могу» — вместе или раздельно, необходимо вспомнить правила, которые обычно и отвечают на все вопросы. Однако с глаголами дела обстоят довольно просто. Орфографический словарь гласит, что эта часть речи с «не» пишется раздельно во всех случаях, кроме тех слов, которые без «не» не употребляются: ненавидеть, нездоровится, негодовать, недоумевать и так далее. То же самое касается и других форм, которые образованы от этих конструкций — я недоумеваю, она ненавидит, ему нездоровится, оно негодует.
Чтобы определить, может ли глагол употребляться без отрицательной частицы, достаточно просто попробовать употребить глагол без приставки. К примеру, слов «здоровится» или «годовать» попросту не существует в русском языке. В этом можно убедиться, заглянув в справочник по орфографии или просто прислушавшись к голосу интуиции. Как правило, шестое чувство не обманывает, поскольку оно основано на тех случаях, когда человек сталкивался с чем-то подобным на письме. Ну а такие необычные глаголы в текстах попадаются довольно редко.
То ли дело «немогу» — слово, которое можно часто написать с ошибкой в социальной сети, тем самым вводя собеседника в заблуждение. Иногда ситуация доходит до абсурда и люди начинают употреблять совсем уж необычные формы глагола:
И это действительно лишь самые безобидные примеры, которые можно встретить.
Казалось бы, что правило слитного и раздельного написания глагола с «не» крайне простое и забыть его невозможно. Однако именно из-за того, что многие люди попросту не могут правильно определить часть речи или видят, как их друзья ошибочно определяют слова в тексте, происходит вот такая путаница.
Кто знает, вполне возможно, в скором времени в интернете начнет обсуждаться что-то еще более абсурдное. А пока лишь остается надеяться на, что этого не произойдет.
С чего все началось
Но не могли же люди в конце концов просто взять и в один день начать писать глагол неправильно? Должны же были найтись личности, которые бы сказали, что правильно «не можется», а не «неможется». Безусловно, они были. Однако нарастающий «недуг» вокруг глагола «не могу» был куда сильнее здравого смысла. А началось все (барабанная дробь) со всеми любимых мемчиков и довольно популярного лемура, под которым красовалась надпись «ржунимагу».
Со временем это буквенная каша стала чем-то вроде хэштега, по которому люди начинали искать сообщества и видеоролики. Дошло даже до того, что кое-кто стал использовать слово в тексте.
Однако даже ученик начальных классов поймет, что это слово написано с ошибками. Вот только далеко не все люди осознавали, что сразу с двумя, а не с одной. Кто-то просто начал подписывать картинки фразой «ржу немогу», думая, что такое словосочетание является правильным. Со временем в умах тысяч людей сложился стереотип, что «немогу» — единственно правильная форма глагола.
Справедливости ради стоит отметить, что такая тенденция сохраняется до сих пор, но в значительно меньшем количестве. Хотя никто не застрахован от того, что кто-нибудь захочет выложить очередную смешную картинку со словом «ржунимагу» и все начнётся снова.
Упражнения для закрепления
Чтобы в будущем не ошибиться в слитном и раздельном написании «не» с различными частями речи, рекомендуется прямо сейчас вооружиться листком бумаги и ручкой и сделать несколько упражнений, которые помогут закрепить полученные знания. Достаточно просто выписать предложения, написав глаголы с «не» слитно или раздельно. Вот это самое упражнение:
- У меня (не) может (не) получаться столь простая задача, ведь я готов подойти к решению вопроса со всей ответственностью.
- (Не) заметить ошибку в тексте — вполне нормально для ученика, не стоит от этого (не) доумевать.
- Мне сегодня (не) здоровится, поэтому отмечать день рождения я (не) пойду.
- Я никак (не) пойму, почему вы (не) надумали себе ничего дурного, после того как узнали правду.
- (Не) приехать, потому что (не) уметь водить — железный аргумент, (не) поспоришь.
- Если (не) давать детям карманных денег с самого рождения, то они не будут (не) годовать по этому поводу вовсе.
- У меня (не) имеется компьютера, через который я мог бы перевести средства, так что я физически (не) могу этого сделать.
- Эта игра меня уже совсем (не) радует, более того, я начинаю ее (не) навидеть.
Если выполнять хотя бы по 8 таких упражнений каждый день, то уже через неделю у ученика выработается интуиция, которая будет напоминать ему, как правильно писать глаголы с «не». Само собой, в литературе можно найти и более сложные примеры, однако лучше всего начать с них, поскольку вряд ли они будут часто употреблять в тексте слова, находящиеся в старой форме.
Алгоритм для самопроверки
Чтобы наверняка быть уверенным в том, что слово с «не» написано правильно, можно воспользоваться определенной инструкцией, которой обычно руководствуются еще ученики в школах. Однако после выпуска она, конечно же, обычно забывается, после чего люди совершают банальные ошибки. Чтобы этого не происходило, рекомендуется проводить разбор интересующих конструкций по следующим пунктам:
- Найти главные члены предложения. Но не стоит забывать о том, что далеко не всегда подлежащие и сказуемые могут быть представлены в виде одного слова. Иногда они бывают составными, поэтому важно обращать внимание на роль каждого слова в предложении и на то, можно ли опустить ту или иную конструкцию без вреда для текста.
- Найти второстепенные члены предложения. Делать это необходимо в первую очередь для того, чтобы не ошибиться в определении главных конструкций. Ведь если какой-то из глаголов попросту «зависнет» в тексте, то можно будет поймать себя на ошибке, что он не был включен в часть составного сказуемого.
- Задать от главного слова вопросы к второстепенным, а также посмотреть на ту роль, которую они выполняют в предложении, а также их формы, которые изменяются по родам, числам и склоняются по падежам. К примеру, глаголы отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?» и обозначают действие предмета, о чем можно убедиться, вчитавшись в смысл текста.
- Попробовать убрать приставку «не» от слова. В некоторых случаях глаголы не употребляются без нее и звучат довольно глупо и непривычно. Если сделать это не удается, то слово должно писаться слитно. Во всех остальных случаях важно помнить, что «не» с глаголами пишется отдельно.
Ну и дабы закрепить все знания на практике, можно разобрать пример из предыдущего раздела, используя определенный алгоритм. Взять хотя бы последнюю конструкцию:
- Главные члены предложения «игра не радует» и «я начинаю ненавидеть» — предложение сложное. Кроме того, второе сказуемое является составным, поскольку отделить один глагол от другого нельзя.
- Конструкция осложнена небольшими дополнениями и даже одной вводной частью, которая выделяется на письме. Определить это довольно легко — достаточно просто задать вопрос от главных слов к зависимым.
- Также с помощью вопроса можно определить то, что сказуемое с частицей «не» выражено именно глаголом, поскольку оно отвечает на вопрос «что делать?» — начинаю ненавидеть.
- Глагол «радует» может употребляться без отрицательной частицы «не». А вот слова «навидеть» в русском языке попросту не существует.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что первый глагол пишется с «не» раздельно, а второй — вместе. Выполняя упражнения согласно этому алгоритму, можно научиться выполнять подобные задания без ошибок.
Интуитивный подход
Помнят ли профессиональные писатели правила, которым их учили еще в школьные годы? Возможно, некоторые и помнят. Однако большинство все-таки позабыло слова, сказанные в учебниках по русскому языку. Как же они продолжают писать огромные тексты без единой ошибки? Все дело в интуиции, которая выработана настолько сильно, что подсказывает человеку, как правильно писать те или иные слова, даже не задумываясь о том, почему так, а не иначе.
Чтобы научиться подобному навыку, придется разобрать довольно много примеров с употреблением глаголов на письме. Кроме того, рекомендуется больше читать и стараться разобрать каждое предложение по описанному ранее алгоритму. Сначала могут возникать вопросы и сомнения, но со временем мозг начнет запоминать важные данные и человек обзаведется так называемой интуицией.
Таким образом, вопрос о том, как правильно пишется «не могу», является очень многогранным, но в то же время крайне простым. Люди стали совершать ошибку в написании глагола по собственной неосмотрительности. Возможно, свою роль также сыграл и стадный инстинкт. Как бы то ни было, человек, который любит русский язык и хочет писать грамотно, не должен совершать таких банальных ошибок. Особенно это касается тех, кто планирует связать в дальнейшем свою жизнь с писательством, в котором умение писать слова правильно ценится гораздо выше, чем знание различных правил.
Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/nemogu-ili-ne-mogu.html
“Немогу” или “не могу” – как правильно?
Если человеку нужно отказаться от участия в каком-либо мероприятии или показать, что у него отсутствует возможность выполнить просьбу, он отвечает привычной для всех фразой. Но как правильно написать отказ на письме или через чат социальной сети: немогу или не могу? И как доказать, что выбранный вариант будет верным?
Часть речи слова “не могу”
Первым шагом при рассуждениях станет определение, к какой части речи относится слово. Рассматриваемая лексема – глагол, имеющий форму 1 лица, единственного числа, настоящего времени. К нему задают вопрос «Что делаю?».
Примеры других модальных лексем:
- стал бы – Миша, а ты стал бы афишировать своё княжеское происхождение?
- хочу – Я хочу добавить себе варенья;
- нужно – Васе нужно сходить на ярмарку;
- хотела бы – Мария хотела бы сдать экзамены на «отлично».
В данном выражении слово используется с частицей не. Лексическое значение частицы – отрицание действия. Это служебная часть речи, которая не имеет самостоятельности. Является тем же членом предложения, что и глагол, при котором употребляется.
Правильно пишется
Анализируемую фразу правильно писать раздельно. При этом пользуются знаниями из школьной программы обучения русскому языку.
Данным правилом предусмотрены исключения. Слитно пишутся с частицей те глаголы, которые без неё теряют смысловое содержание: негодовать, недоумевать, нездоровится. В указанных примерах не входит в структуру корня слова. Если её отбросить, можно убедиться, что нет таких слов: годовать, здоровится, доумевать.
Глагол 1-го лица обычно употребляется при местоимении я, указывающим на субъект действия. Если я отсутствует, местоимение всё равно подразумевается.
Какой вариант безошибочный – “помощник” или “помошник? Узнать правильный ответ можно здесь.
ВАЖНО! Личное местоимение допустимо вставлять в высказывание или убирать его, общий смысл предложения не нарушится.
Примеры с этим словом
- Не могу точно подсчитать, сколько нужно метров ткани купить на шторы.
- Валерий Петрович, я не могу вам ответить, кто завтра будет дежурить на вахте.
- Я больше не могу терпеть этого администратора на нашей работе – грубый и безответственный.
Неправильное написание
Ошибочно писать рассматриваемый глагол и частицу слитно. Ещё одну ошибку делают на письме, когда используют гласную а вместо о в первом слоге лексемы. Слово произносится и слышится как смагу, потому что в сильную позицию попадает гласная у.
Чтобы выбрать, каким правилом воспользоваться, необходимо разобрать слово по составу:
Буква о находится в значимой части слова. Проверяют её при помощи подбора однокоренных слов, чтобы гласная стояла под ударением: поможет, смогут, смочь. У всех лексем общий корень. Чередование звуков ж/г/ч – явление, обусловленное историческими изменениями, связано с упрощением языка.
На букву, вызывающую сомнение, падает ударение, она произносится с особой интонацией, отчётливо. Проводим аналогию с рассматриваемым глаголом. Делаем вывод: в корне слова пишется буква о.
На ваш взгляд, как правильно писать – “к встрече” и “ко встрече”? Правописание в разных случаях мы рассмотрели в следующей статье. Читайте и запоминайте!
Отношение к событиям и действиям лексически выражается разными способами. Один из них – употребление модальных глаголов. Если вносится в предложение отрицательное значение, рядом с модальным словом пишут отрицательную частицу. При этом самостоятельную и служебную части речи разделяет пробел.
Источник статьи: http://kakpravilno.ru/pravopisanie/nemogu-ili-ne-mogu
Отличия при употреблении союзов “пока” и “пока не”
About | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|