Как правильно писать слово великолепный?
Как правильно пишется «великолепный»
Чтобы узнать как пишется это слово, необходимо узнать какой частью речи оно является. Далее найти правило русского языка, которое определяет правописание. Давайте разбираться.
Правильно писать:
«ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ»
Иные варианты написания слова «великолепный»
Здесь мы приводим все формы слова, склонение по падежам (если это возможно с точки зрения правил русского), единственное и множественное число слова великолепный
Великолепный — прилагательное мужского рода единственного числа в именительном падеже
Великолепный — прилагательное мужского рода единственного числа в винительном падеже
Ед. число | Мн. число | ||||
---|---|---|---|---|---|
Муж. род | Жен. род | Средний род | |||
Им. | норм. | великолепный | великолепная | великолепное | великолепные |
прев. | великолепнейший | великолепнейшая | великолепнейшее | великолепнейшие | |
Род. | норм. | великолепного | великолепной | великолепного | великолепных |
прев. | великолепнейшего | великолепнейшей | великолепнейшего | великолепнейших | |
Дат. | норм. | великолепному | великолепной | великолепному | великолепным |
прев. | великолепнейшему | великолепнейшей | великолепнейшему | великолепнейшим | |
Винит. одуш. |
норм. | великолепного | великолепную | великолепное | великолепных |
прев. | великолепнейшего | великолепнейшую | великолепнейшее | великолепнейших | |
Винит. неодуш. |
норм. | великолепный | великолепную | великолепное | великолепные |
прев. | великолепнейший | великолепнейшую | великолепнейшее | великолепнейшие | |
Тв. | норм. | великолепным | великолепной , великолепною |
великолепным | великолепными |
прев. | великолепнейшим | великолепнейшей , великолепнейшею |
великолепнейшим | великолепнейшими | |
Пред. | норм. | великолепном | великолепной | великолепном | великолепных |
прев. | великолепнейшем | великолепнейшей | великолепнейшем | великолепнейших | |
Кр. прил. | великолепен | великолепна | великолепно | великолепны | |
Сравнит. ст. | великолепнее , великолепней , повеликолепнее , повеликолепней |
Примеры со словом «великолепный»
Но север – это место, где труд даёт великолепные результаты.
Судьба дала этой великолепной женщине очень неудачного мужа.
Источник статьи: http://pravopisanie.com/kak-pishetsya-velikolepnii/
Как правильно пишется слово «великолепный»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: горласто — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «великолепный»
Синонимы к слову «великолепный»
Предложения со словом «великолепный»
Цитаты из русской классики со словом «великолепный»
- Великолепная театральная зала, одна из огромнейших в Европе, полная зрителей, блеск дамских нарядов, яркое освещение, превосходные декорации, богатство сценической постановки, — все вместе взволновало меня более вчерашнего; я должен признаться, что был очарован «Аристофаном».
Сочетаемость слова «великолепный»
Что (кто) бывает «великолепным»
Значение слова «великолепный»
ВЕЛИКОЛЕ́ПНЫЙ , –ая, –ое; –пен, –пна, –пно. 1. Роскошный, отличающийся пышной красотой. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «великолепный»
- Не повторяй — душа твоя богата —
Того, что было сказано когда-то,
Но, может быть, поэзия сама —
Одна великолепная цитата.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «великолепный»
ВЕЛИКОЛЕ́ПНЫЙ , –ая, –ое; –пен, –пна, –пно. 1. Роскошный, отличающийся пышной красотой.
Предложения со словом «великолепный»
Утром с этой веранды открывается просто великолепный вид, и вы сможете всё хорошо разглядеть.
Из окон открывался великолепный вид на залив и холмы на противоположном берегу.
– Обещаю, – отозвался папа. – Завтра будет просто великолепный день!
Синонимы к слову «великолепный»
Ассоциации к слову «великолепный»
Сочетаемость слова «великолепный»
Что (кто) бывает «великолепным»
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Склонение существительного «архитектор»
Существительное «архит е́ ктор» (одуш.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
архит е́ ктор | архит е́ кторы |
Родительный Кого? Чего? |
архит е́ ктора | архит е́ кторов |
Дательный Кому? Чему? |
архит е́ ктору | архит е́ кторам |
Винительный (одуш.) Кого? Что? |
архит е́ ктора | архит е́ кторов |
Творительный Кем? Чем? |
архит е́ ктором | архит е́ кторами |
Предложный О ком? О чём? |
архит е́ кторе | архит е́ кторах |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: объезженный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «архитектор»
Синонимы к слову «архитектор»
Предложения со словом «архитектор»
- Всё это несколько напоминает проект архитектора, который наугад выбирает себе закон физики, а потом задумывается, как бы его использовать для проектирования сложной потолочной конструкции.
Цитаты из русской классики со словом «архитектор»
- Пока Нина Абрамовна каталась по Парижу в золотой карете, старый нувориш, скучавший без журфиксов, весь отдался постройке театра, пригласив руководителем строительства известного архитектора М. Н. Чичагова.
Сочетаемость слова «архитектор»
Каким бывает «архитектор»
Значение слова «архитектор»
АРХИТЕ́КТОР , -а, м. Специалист в области архитектуры; зодчий. (Малый академический словарь, МАС)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «архитектор»
АРХИТЕ́КТОР , -а, м. Специалист в области архитектуры; зодчий.
Предложения со словом «архитектор»
Всё это несколько напоминает проект архитектора, который наугад выбирает себе закон физики, а потом задумывается, как бы его использовать для проектирования сложной потолочной конструкции.
Горжусь старшим сыном, который работает зам. главного архитектора города.
Вы станете архитектором процесса найма, начнёте следить за его результатами и будете главным директором по рекрутингу, ответственным за незаменимых работников.
7 самых известных архитекторов мира, имена которых должен знать каждый
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Архитектура окружала человека всегда и везде, даже если мы ее не замечаем и принимаем как неотъемлемую часть нашей жизни. Именно архитектурные сооружения, и неважно крошечная дача это или грандиозный мост, а может фантастический аэропорт, оказывают огромное влияние на рост сообществ, процветание бизнеса и, конечно же, на психическое и физическое состояние людей. Несмотря на то, что на планете несколько десятков тысяч архитекторов, лишь нескольким удалось создать уникальные шедевры, которые заставляют окружающих восторгаться, удивляться и задумываться.
1. Антонио Гауди (1852-1926 гг.)
Мало найдется цивилизованных людей на планете, которые не слышали об этом каталонском зодчем, творения которого до сих пор заставляют биться сердца чаще и безгранично удивляться и восхищаться его причудливому видению мира. Созданные им здания навсегда изменили облик Барселоны. Примечательно, что из 17 самых известных и грандиозных его проектов с успехом воплощенных в жизнь семь – признанны ЮНЕСКО Всемирным мировым наследием.
До сих пор специалисты спорят, в каком же стиле творил гениальный архитектор, но классифицировать его шедевры невозможно. Ведь теоретически это модерн, в который мастерски вплетены элементы разнообразных течений, стилей и направлений. Причем до такой степени переработаны и изменены, что подобные сооружения, возведенные уже сейчас, называют в «стиле Гауди». Кривые поверхности, фантастически-причудливые формы в строительстве как нельзя лучше отражены в его гениальных работах – Винный погреб Гуэля, Дом Бальо, Дом Мила и естественно в проекте Искупительного храма Святого Семейства. Более подробно о том, как жил и творил великий мэтр можно узнать на станицах Novate.Ru.
2. Фрэнк Гери (1929 г.)
О Фрэнке Гери идет слава смелого, дерзкого, а порой даже шокирующего архитектора современности. Его деконструктивистские проекты характеризуются обилием изломанных поверхностей иногда очень грубых и неожиданных, ведь все его творения имеют запоминающийся, непохожий ни на один из стилей в архитектуре противоречивый и весьма экспрессивный характер.
Но несмотря ни на что, именно такой неординарный стиль, воплощенный в абсолютно нелогичном разрыве между формой и содержанием оценен многими известными международными конкурсами в области архитектуры, отмечая примесями и наградами. Самой ценной из всех стала Притцкеровская премия, присужденная в 1989 году. Наиболее известными и значимыми для мировой архитектуры проектами Фрэнка Гери, привлекающие толпы туристов считаются: музей Гуггенхайма в Бильбао, концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Музей музыки в Сиэтле, а также Stata Center Массачусетского технологического института и многие другие.
3. Ээро Сааринерн (1910-1961 гг.)
Ээро Сааринен — один из известнейших и талантливых архитекторов и дизайнеров мебели XX века. Его творения удивляют и восхищают одновременно, ведь интересы так разнообразны, что диву даешься, как в одном человеке может все уместиться. Ведь после себя он оставил не только удивительной формы кресла и стулья, но и мемориальный комплекс Арка в Сент-Луисе, небоскреб для радиовещательной компании CBS, хоккейный каток для Йельского университета и даже терминал Trans World Airlines в Нью-Йорке не считая другие не менее значимые работы.
Вот поистине тот человек, к которому применимо известное выражение «талантливый человек талантлив во всем». Его уникальные работы привлекают до сих пор внимание не только американцев, он хоть и был финном, но жил и творил в США, но и многих людей своим неофутуристическим стилем, в котором чудесным образом ожившие машины принимают архитектурные очертания.
4. Фрэнк Ллойд Райт (1867- 1959 гг.)
Имя Фрэнка Ллойда Райта по праву вписано золотыми буквами в историю всей мировой архитектуры. Своим творчеством, ведь по-другому его проекты и назвать нельзя, внес огромный вклад в становление основ современной архитектуры и считается родоначальником органической архитектуры. Его здания отличает цельный образ и удивительным образом организованное непрерывное пространство, которое идеально гармонирует с окружающей природой. Основным приемом всех работ Райта стал свободный план, который можно по-настоящему почувствовать.
И уникальность такого восприятия стало основной частью развития сегодняшних архитектурных стилей. Он был очень плодовитым творцом и перечислять сотни его проектом мы назовем лишь самые узнаваемые и знаковые: Дом над водопадом, Roby House, Комплекс «Талиесин», Yamamura House, Синагога BethShаlom, Офис компании Johnson Wax, Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма и многие другие.
5. Ричард Роджерс (1935 г.)
Этот известнейший в творческих кругах британский архитектор является одним из основателей весьма популярного современного стиля high-tech в архитектуре. Также он главный сторонник архитектурного движения, более известного как «Высокие технологии и структурный экспрессионизм». Учитывая неординарность его творений совсем не удивительно, что он в 2000 году стал Лауреатом Императорской премии, а в 2007 самой престижной Притцкеровской премий.
Самыми известными и узнаваемыми проектами Ричарда Роджерса в настоящий момент считаются 4-й Терминал мадридского аэропорта Барахас (Madrid Barajas Airport), Центр Помпиду в Париже (Centre Pompidou), штаб-квартира страховой компании Ллойд в Лондоне (Lloyd’s of London), Европейский суд по правам человека в Страсбурге (European Court of Human Rights), Дом Миллениум в Гринвиче (Millennium Experience), проект восстановления Мирового торгового центра в Нью-Йорке и Национальная ассамблея Уэльса в Кардиффе (National Assembly for Wales).
6. Ренцо Пиано (1937 г.)
Один из самых популярных и востребованных итальянских архитекторов современности является основоположником стиля high-tech в архитектуре. Он хоть и считается метром архитектуры, но никогда не превозносил свое имя ради имени, ведь всегда старается проектировать только функциональные здания. Он не ставит во главу угла только свое личное видение и не стремится к активной демонстрации авторского почерка. Поэтому Ренцо не только пректирует и создает, но еще и принимает участие в реставрации исторических достопримечательностей Италии, Крита, Мальты и даже России (реконструкция бывшей электростанции ГЭС-2 в Москве).
В зданиях гениального архитектора современности нет «звездного почерка», ведь они все разные, но при этом их объединяет настоящее ремесленное качество – они продуманы до мелочей и искусно сочетают все лучшие технологии и функции архитектуры как таковой. Основная часть его произведений базируется в создании общественных центров и учреждений культуры.
Обладатель множества всевозможных премий в области архитектуры, искусств и философии, кавалер орденов и медалей, самыми престижными из которых являются Королевская золотая медаль, Большой крест ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», лауреат Притцкеровской, Императорской премий и премии Эразма. Самыми же известными работами маэстро являются Калифорнийская академия наук, Культурный центр имени Жана-Мари Тжибау в Нумеа, Центр Пауля Клее в Берне, Нью-Йорк-Таймс-билдинг, Музей NEMO в Нидерландах, возглавлял и проектировал Музыкальный парк в Риме и международный аэропорт Кансай в Осаке и многие другие.
7. Заха Хадид (1950-2016 гг.)
Это в действительности великая женщина-архитектор, которая считалась настоящей «королевой форм». Заха Хадид черпала свое неординарное вдохновение из самой матушки-природы, придавая своим творениям гармоничную натуральную форму.
Парящие футуристические структуры, имеющие плавные изогнутые формы действительно бросают настоящий вызов фундаментальным представлениям о дизайне и его геометрии. Ее творения нельзя спутать ни с одним шедевром архитектуры всех времен, поэтому не зря она стала первой женщиной в мире, которую удостоили Притцкеровской премией, и дамой-командором ордена Британской империи, также стала лауреатом Императорской премии и премии Джейн Дрю и награждена Королевской золотой медалью.
Среди ее наиболее известных работ Центр Гейдара Алиева в Баку, Центр водных видов спорта в Лондоне, Музей транспорта Riverside в Глазго, Национальный музей искусств XXI века в Риме, Гражданский суд комплекса Кампус правосудия в Мадриде, Оперный театр в Гуанчжоу и многие другие.
Очень хорошо, что в мире все-таки существуют удивительные архитектурные сооружения, которые создают гениальные авторы. Ведь они действительно становятся подлинным украшением любого места, определяя облик земной цивилизации. С развитием инновационных технологий даже архитектурные шедевры становятся все более масштабными. В следующем обзоре вы увидите 7 грандиозных построек, которые в будущем точно станут настоящими Чудесами Света.
Источник статьи: http://novate.ru/blogs/210319/49850/
Словари
1. Отличающийся пышной красотой, роскошью убранства, отделки.
отт. Преисполненный красоты и величия; торжественный (о природе).
отт. Производящий сильное впечатление своей внешностью (о человеке).
Очень хороший; превосходный, отличный (о предмете, явлении и т.п.).
Выдающийся по своим достоинствам, деловым качествам и т.п. (о человеке).
ВЕЛИКОЛЕ́ПНЫЙ – прил., употр. часто
Морфология: великоле́пен, великоле́пна, великоле́пно, великоле́пны; великоле́пнее; нар. великоле́пно
1. Великолепными вы называете такие предметы, сооружения, дома, которые сделаны, построены и т. п. очень красиво, с применением дорогих материалов и т. п.
Великолепный архитектурный ансамбль. | Великолепные платья, костюмы.
2. Великолепным вы называете очень красивого человека, одетого в красивую одежду и т. п.
Молодая хозяйка дома была просто великолепна.
3. Великолепным специалистом, мастером, знатоком и т. п. вы называете человека, который очень хорошо знает какое-либо дело, профессию.
Великолепный знаток истории, искусства, джаза. | Великолепный архитектор, живописец, скульптор. | Великолепная актриса, певица.
4. Великолепным вы называете всё то, что вам очень нравится и вам хочется похвалить это больше, чем просто словом хороший или очень хороший.
Великолепный ужин. | Великолепная книга, картина. | Великолепные стихи, слова, строки.
5. сказ. Вы произносите восклицание Великолепно!, когда вам что-то очень нравится или, наоборот, когда вы иронически хотите сказать, что вам что-то совсем не нравится.
– Вам понравилось моё выступление? – Великолепно. | Просто великолепно! Теперь, когда я согласился, ты не согласна. Так мы никогда не договоримся!
ВЕЛИКОЛЕ́ПНЫЙ, великолепная, великолепное; великолепен, великолепна, великолепно.
1. Роскошный, пышный, блестящий (книжн.). «Великолепная могила.» Пушкин. Чертог был великолепно украшен.
2. Очень хороший, отличный (разг.). Великолепный работник. Великолепное вино. Он великолепно (нареч.) рисует. Великолепно (нареч.) выспался. Великолепно! (восклицание, выражающее радость, одобрение).
ВЕЛИКОЛЕ́ПНЫЙ, -ая, -ое; -пен, -пна.
1. Отличающийся великолепием. В. вид.
2. Превосходный, отличный (разг.). В. обед. Великолепно (нареч.) чувствовать себя.
1) Роскошный, отличающийся пышной красотой; восхитительный.
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (Пушкин).
боже́ственный (разг.), волше́бный, ди́вный, прекра́сный, ска́зочный, чу́дный, чуде́сный
2) разг. Превосходный, отличный.
Он получает великолепное жалованье и ни в чем не нуждается (Булгаков).
блестя́щий, замеча́тельный, несравне́нный, отме́нный
Образовано от великолепие, являющегося словообразовательной калькой греческого megaloprepeia.
ВЕЛИКОЛЕ́ПНЫЙ -ая, -ое; -пен, -пна, -пно; великоле́пнейший.
1. Отличающийся великолепием; прекрасный, восхитительный. В. дворец. В-ое убранство залов. В этом костюме ты просто великолепен.
2. Превосходный, отличный. В. обед. В-ая осень. В. подарок. В. организатор.
◁ Великоле́пно, нареч. В. петь. Выглядеть в. Как спалось? – В.!
1. Роскошный, отличающийся пышной красотой.
[Ибрагим] довел его до великолепных палат князя Меншикова. Пушкин, Арап Петра Великого.
Служитель клиники принес Мересьеву палку, великолепную, старинную, черного дерева палку, с удобной ручкой из слоновой кости и с какими-то накладными монограммами. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.
Прекрасный, превосходный, отличный.
Квашнин быстро подкатил к площадке на тройке великолепных серых лошадей. Куприн, Молох.
Мы с Александрой Дмитриевной приготовили великолепный ужин с вином. Каверин, Два капитана.
великоле́пный; кратк. форма -пен, -пна; но: Лоре́нцо Великоле́пный
великоле́пный, великоле́пная, великоле́пное, великоле́пные, великоле́пного, великоле́пной, великоле́пных, великоле́пному, великоле́пным, великоле́пную, великоле́пною, великоле́пными, великоле́пном, великоле́пен, великоле́пна, великоле́пно, великоле́пны, великоле́пнее, повеликоле́пнее, великоле́пней, повеликоле́пней
Источник статьи: http://sanstv.ru/dict/%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B9
Когда ставится тире в предложении правило и примеры
Русский язык очень сложен и многогранен. Все правила порой не могут запомнить даже самые талантливые филологи.
И часто у нас возникает вопрос: когда ставится тире в предложении?
Что такое тире
Тире (—) относится к пунктуационным знакам и связывает части предложения по разным требованиям (эмоциональность, пауза, выделение частей речи). Еще он обязателен при построении диалога.
Знак тире между подлежащим и сказуемым — правила постановки
Бывают случаи, когда между подлежащим и сказуемым пишется этот знак препинания. Так происходит в нескольких конструкциях: если в основу входят существительные, инфинитивы и числительные.
Это можно объяснить их разными сочетаниями.
Сохранять чистоту в доме — значит сохранять природу.
Наша работа — хорошо учить уроки.
Гулять по лесу — большое удовольствие.
Также важно логическое ударения:
При этом есть вариант употребления не выделять интонацией — тогда символ не пишется:
Тире перед «это», «это есть», «вот», «это значит»
Знак препинания всегда ставится перед вот, то и остальными словами:
Земля — это третья планета от Солнца.
Волга — это есть душа Руси.
Выпить лимонад в жару — вот настоящее наслаждение!
Бить баклуши — это значит бездельничать.
Если же «значит» является союзом, вводным словом или сказуемым, то перед ним не ставится:
Правописание перед обобщающим словом
Перед обобщающим словом важно ставить тире тогда, когда оно стоит после перечисления:
В Москве, в Ленинграде, в Киеве — везде наш герой побывал. Везде здесь будет обобщающим словом.
Не стоит путать в обратной конструкцией, когда обобщающее слово находится перед перечисленными объектами:
Анна Николаевна посетила многие европейские столицы: и Лондон, и Берлин, и Париж и даже Рим.
Если однородные члены не заканчивают предложения, то перед обобщающим словом тире пишется:
В парке, на улице, в домах — слышались удивленные крики людей.
Тире в значении «а именно»
Правило говорит, что можно опускать связку «а именно», заменяя ее пунктуационным символом:
Я не очень люблю эту ягоду — клубнику.
Тире при наличии пояснительного слова
Пояснительное слово определяет наличие этого знака препинания:
Утром он всегда брал с собой фонарик — единственный источник света на ближайших улицах.
В каких случаях ставится тире в сложных предложениях
Этот символ встречается в бессоюзных предложениях.
В таких вариантах простые предложения соединяются знаком препинания:
-
Противопоставление простых предложений:
Природа создает человек разрушает.
Здесь есть возможность заменить символ на союзы «а» или «но»,
Между предложениями есть значение времени или условие:
Честь потеряешь — другой не найдешь.
При добавлении «если» или «когда», символ убирается:
Если честь потеряешь, другой не найдешь.
Ударила молния — грянул гром по округе.
Знак заменить можно союзами «и», «так что» и другими.
Тире между местоимением и существительным
В большинстве случаев знак между местоимением и существительным опускается:
Однако когда логическое ударение выделяет местоимение, то тире необходимо:
Мы — студенты университета.
После я тоже нужен только в случаях ударения.
Как понять, когда пишется тире
Знак пишется еще в некоторых случаях:
Мой сосед — отставной офицер — очень любил компот со сливой.
- В сложном предложении при разных смысловых частях:
Совершала ли она этот проступок — то не мне голову ломать.
- В предложениях, где есть постановка «от…до»:
Рейс Москва — Санкт-Петербург.
Тире не требуется в таких случаях, как:
- В предложении есть отрицательная частица, то перед не символ не нужен:
Расстояние дружбе не помеха.
- Найдется сравнение (как, будто, если):
Для пунктуации существует множество правил, и если понять их, то запомнить будет совсем не сложно!
Источник статьи: http://tarologiay.ru/nauka/kogda-stavitsya-tire-v-predlozhenii-pravilo-i-primery.html
Почему уехал из России архитектор, который создал новый облик Питера: Архитектор Лидваль и его великолепные дома
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
У Фёдора Лидваля шведские корни (этой национальности были и отец его, и мать), так что северный модерн и скандинавские мотивы были ему близки, возможно, на подсознательном уровне. Родители Фёдора жили в Петербурге.
Будущий велкий архитектор окончил в Петербурге художественную академию им. Штиглица и Высшее художественное училище, в котором, кстати, ему преподавал сам Леонтий Бенуа. Лидваль всегда считал себя его последователем. Бенуа сильно повлиял на его творчество.
Карьера Лидваля как архитектора в Петербурге шла в гору – у него было немало заказов. Однако революция вынудила его покинуть страну. Он перебрался в Швецию, где продолжал заниматься любимым делом, правда, уже не в таких масштабах, как раньше. Скончался Фёдор Лидваль в столице Швеции, дожив до 75 лет.
Доходный дом Нобеля
Здание, расположенное на Лесном проспекте, до революции было спроектировано и построено для рабочих завода Эммануила Нобеля – племянника «того самого» Альфреда Нобеля.
У здания интересная аркада, соединяющая левую и правую части, которые несимметричны. Также несимметрично по отношению к центру постройки расположена башенка, впрочем, отсутствие симметрии как раз характерно для модерна.
В квартирах этого дома до сих пор сохранились камины и старинные двери.
Здание Азовско-Донского банка
Этот дом на Большой Морской относится к модерну лишь отчасти (в нем есть немало черт неоклассицизма), но это не делает его менее интересным.
Здание нарядное, помпезное. У него восхитительные ионические колонны и пилястры. Стены изобилуют мини-скульптурами, а между окнами четвертого этажа расположены необычные медальоны. В районе первого этажа можно увидеть барельефы «Азия» и «Африка» (их сделал для проекта петербургский скульптор Василий Кузнецов).
Интерьеры здания были отделаны мрамором разного цвета, специально доставленным из-за границы.
Гостиница «Астория»
Гостиница «Астория» на Большой Морской – очень известный проект, к которому приложил руку Фёдор Лидваль, хотя с архитектурной точки зрения она, возможно не так интересена, как его некоторые другие здания. Работал он над проектом вместе с Николаем Козловым и Константином Эйлерсом.
Лаконичная и в то же время величественная «Астория» – завершающее здание всей архитектурной композиции Исаакиевской площади.
Доходный дом Толстого
Одно из довольно известных зданий Петербурга, доходный дом Толстого (его еще называют Толстовским домом), тоже построен по проекту Лидваля. Интересно, что этот масштабный дом считается прообразом современных жилых комплексов.
Архитектор сделал внутри комплекса не унылый двор-колодец, какие можно нередко встретить в Петербурге, а благоустроенное пространство для отдыха и прогулок.
Кстати, возле дома и внутри него снимали немало известнейших фильмов, например, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Приключения принца Флоризеля», «Зимняя вишня».
Доходный дом Эйлерса
Этот доходный дом на улице Рентгена был построен в начале прошлого века – еще до того, как улица получила имя великого физика. Заказчиком был Герман Эйлерс, тесть Лидваля. А проектировал дом Фёдор Лидваль вместе с братом своей жены – Константином Эйлерсом.
У бывшего доходного дома Эйлерса невероятно красивый передний фасад, заслуживающий, пожалуй, отдельного рассказа.
Доходный дом Мельцера
Одной стороной этот доходный дом выходит на Большую Конюшенную, а другой – на Волынский переулок, а его башенка заметна издалека тем, кто гуляет по Невскому проспекту.
Считается, что доходный дом Мельцера – одно из самых красивых зданий, спроектированных великим мастером. Тут можно увидеть и кирпичную кладку, и штукатурку, и гранит, и другие камни, и все это вместе смотрится не безвкусно, а талантливо, красиво и грандиозно.
У Лидваля есть и другие замечательные проекты. Например, он построил интересный доходный дом для своей матери, Иды Лидваль. Предлагаем прочитать, какие тайны хранит этот помпезный дом для элиты.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/200920/47620/
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
– |
Об инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник статьи: http://rustxt.ru/sintaksicheskij-razbor
Архитектор Бартоломео Растрелли: 7 знаменитых проектов
Флорентиец Бартоломео Франческо Растрелли — один из знаменитейших русских архитекторов, и здесь нет никакого противоречия. С юности проживая в России, Растрелли много путешествовал, и это помогло ему понять и прочувствовать страну во всем ее многообразии. Сегодня имя Растрелли — практически синоним елизаветинского стиля. На протяжении правления Елизаветы I именно Растрелли вел большинство крупных строительных проектов в России.
Русское узорочье органично сочетается в работах архитектора с французским рокайлем, а во дворцах Санкт-Петербурга благодаря ему проявились черты парижского Версаля.
Эксперт в этой статье
Александр Балабин, архитектор, основатель архитектурной практики «Северин Проект»
Краткая биография Бартоломео Растрелли
Карло Растрелли, отец Бартоломео, и сам был архитектором. Он работал во Франции — до того как в 1715 году Петр I пригласил его в Россию. Карло переехал в Петербург и привлек сына к работе над дворцами Александра Меншикова.
Первыми оригинальными проектами Бартоломео стали дворец в Митаве и Рундальский дворец. Эти «парные» (по требованию заказчика дворцы должны были походить друг на друга) объекты были возведены для Бирона, государственного деятеля и фаворита императрицы Анны Иоанновны, который впоследствии рекомендовал Растрелли на должность обер-архитектора. Сегодня Рундальский дворец открыт в качестве музея и используется для торжественных приемов, а в Митавском располагается Латвийский сельскохозяйственный университет.
Профессиональный расцвет архитектора пришелся на елизаветинскую эпоху: за 20-летнее царствование Елизаветы I Растрелли построил для нее 12 дворцов, множество соборов и роскошных домов для придворных [1]. Он также возглавлял строительство Большого дворца в Петергофе, Андреевского собора в Киеве, Екатерининского дворца в Царском Селе. Грандиозными проектами Растрелли стали Смольный монастырь и Зимний дворец.
Когда на трон взошла Екатерина II, популярность архитектора сошла на нет, а финансовое положение ухудшилось. Новая императрица считала пышность и декоративность барокко излишней и грубой, а потому наняла другого зодчего, чтобы поменять внутреннее убранство Зимнего дворца. Растрелли уволили. Незадолго до смерти он стал академиком архитектуры в Императорской Академии художеств. Местонахождение могилы зодчего осталось неизвестным, по ряду предположений, его похоронили в Митаве рядом с женой. Во время Второй мировой войны захоронение было утрачено.
Рундальский и Митавский дворцы, Курляндия (Латвия)
В 1735 году Растрелли начинает строить поместье в Рундале для Бирона. Архитектор готовит подробный план здания и лично следит за ходом строительства, договаривается с подрядчиками и мастерами [2]. Именно на этой стройке впервые в Курляндии покрывают крышу луженой жестью — на солнце она блестит как драгоценный металл. Отделочные материалы готовятся в Петербургской императорской строительной канцелярии. Но Бирон приостановил стройку — он стал герцогом Курляндии и распорядился частично отправить отделку в Митаву, на другую стройку — для возведения своей главной резиденции. В 1738 году там началось строительство зимнего дворца.
Митавский, а сегодня — Елгавский дворец (город переименован в Елгаву) стоит на берегу реки Лиелупе, которая дополняет общий ансамбль. Во дворце более 300 залов, над их оформлением работал Николай Васильев, коллега и помощник Растрелли.
В 1740 году Бирон был арестован и сослан, строительство остановилось. Многие уже готовые детали интерьеров Рундальского дворца демонтировали и вместе со всеми оставшимися строительными материалами переправили в Россию. Когда Бирон, после помилования в 1764 году, распорядился возобновить строительство, главным архитектором проекта стал уже Иоганн Готфрид Зейдель, а Растрелли занял пост главного интенданта герцогских построек.
Большой Петергофский дворец, Петергоф
Небольшой дворец в Петергофе построен во время правления Петра I. В нем проходили праздники и приемы царских особ. Со временем дворец перестал вписываться в общую концепцию архитектурной барочной роскоши, которую предпочитала Елизавета Петровна. Растрелли было поручено перестроить дворец, учитывая пожелания императрицы. Перед ним стояла задача сохранить стены и осовременить внешний вид здания.
Дворец стал трехэтажным, значительно расширилось его центральное пространство, появились одноэтажные галереи и боковые корпуса — Церковный и Корпус под гербом. Нетронутым остался Дубовый кабинет Петра I [3]. Самым пышным интерьером отличается танцевальный зал, занимающий все Западное крыло.
Главный вход в западном флигеле дворца выделяется богатой эклектичной отделкой. На лестнице расположены разные виды скульптур — статуи, барельефы, вазы, рокайли, а в ее верхней части — аллегорические изображения времен года, вензеля Елизаветы Петровны, двуглавые орлы. В оформлении дворца широко использована любимая Растрелли золоченая резьба по дереву.
Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало и было восстановлено только в 1964 году.
Андреевская церковь, Киев
Многие работы Растрелли не дошли до нас в первозданном виде, но Андреевская церковь в Киеве сохранилась достаточно хорошо. Церковь находится на Андреевской горке. Место, где строили здание, изначально было геологически сложным и размывалось грунтовыми водами, поэтому для строительства был создан инженерно-геологический комитет [4].
При строительстве этой церкви Растрелли впервые применил в оформлении фасадов декоративные детали из чугунного литья, нехарактерные для культовых сооружений на территории Восточной Европы. Капители и орнаментальные украшения для фасадов отливались на тульских металлургических заводах, общий вес литья составил 97,85 тонны [4]. Церковь также знаменита своим иконостасом из липы, покрытым сусальным золотом. Он построен по чертежам Растрелли, а иконы писали живописцы Петербурга.
Смольный собор, Санкт-Петербург
Набожная Елизавета I хотела провести остаток дней в тихом и спокойном месте, поэтому в 1740 году распорядилась построить монастырь с домовыми церквями, колокольней и институтом для благородных девиц. Возглавить строительство она поручила Растрелли. Архитектор планировал построить центрический храм, напоминающий, например, Фрауэнкирхе в Дрездене. Но Елизавета предпочитала традиционный русский стиль с пятиглавием. Высота здания составляет 93,7 м, и увенчать ансамбль должна была колокольня, но ее возвели лишь частично и затем разобрали.
Хотя на этом объекте архитектору и не удалось воплотить свои идеи до конца, Смольный все же относят к его «фирменному» стилю елизаветинского барокко.
Смольный собор — классический пример таланта Растрелли соединять разные архитектурные стили в рамках одного проекта.
Воронцовский дворец, Санкт-Петербург
В 1740 году граф Воронцов решил построить городскую усадьбу и приобрел земельные участки между Садовой улицей напротив Гостиного двора и Фонтанкой. Строительство началось лишь в 1749-м, и архитектором будущего Воронцовского дворца был назначен Растрелли.
Этот дворец — классический пример стиля барокко. Внутри дворца более 50 парадных залов, само здание декорировано лепниной, резьбой в позолоте, коваными деталями. Главный фасад украшают три ризалита (часть здания, выступающая за пределы фасада), а за главным корпусом разбит сад с аллеями и фонтанами, простирающийся до Фонтанки. Со стороны Садовой улицы расположен парадный вход с ажурной решеткой из литого чугуна, сделанной по чертежам Растрелли. Сегодня Воронцовский дворец занимает Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Пушкин
Праздничный декор, торжественность, ослепительный блеск деталей делают Большой Екатерининский дворец одним из ярчайших образцов барокко. Купол со звездой на шпиле украшает южный корпус, над северным сверкают пять позолоченных глав Дворцовой церкви — на процесс золочения ушло около 100 кг червонного золота [5]. Апартаменты дворца смотрятся не менее роскошно. Парадная анфилада во всю длину здания, украшенная золоченой резьбой, получила звание «золотой».
Дворец не раз менялся и перестраивался, а во время Великой Отечественной войны здание настолько пострадало, что работы по его реставрации до сих пор не закончены.
Зимний дворец, Санкт-Петербург
Первое деревянное здание Зимнего дворца построено в 1708 году, затем, во время царствования Петра I, дворец не раз перестраивался. Вступившая на престол Елизавета Петровна тоже решила обновить дворец и увеличить его высоту. В 1754 году появился проект нового здания, для работы было выделено около 4 тыс. человек [6]. За год до завершения строительства, Елизавета Петровна умерла, и дворец у Растрелли принимал уже император Петр III.
Зимний стал самым высоким жилым помещением в Санкт-Петербурге того времени. Общая площадь составила около 60 тыс. кв. м, а число комнат превысило 1,4 тыс. Фасады дворца разделены по горизонтали на три части, а по вертикали — на три ризалита. Через три въездные арки можно попасть во внутренний двор, в центре северного корпуса расположен главный вход во дворец. В течение 150 лет Зимний дворец оставался парадной резиденцией императоров, а в 1917 году стал музеем.
Александр Балабин, архитектор, основатель архитектурной практики «Северин Проект»:
— О Растрелли говорят, что он соединил европейскую архитектурную школу и российскую традицию в зодчестве, восток и запад. Но, на мой взгляд, в его работах нет выраженных восточных черт. Как и нет особенного новаторства: он — естественное продолжение развития отечественной архитектуры. Творчество Растрелли стало знаковым для Санкт-Петербурга: архитектор работал над императорскими заказами, на которые не жалели денег, и масштаб был соответствующий.
Работы Растрелли показывают его собственное миропонимание. С одной стороны — вычурность рококо, с другой — ордера, классические элементы. Растрелли выражал архитектурной пластикой то, что видел, и то, в чем жил. Он создал с нуля архитектурную среду, которой до него не было, среду, поражающую до сих пор.
Туристический образ Санкт-Петербурга и окрестностей появился благодаря Растрелли. Он построил Екатерининский дворец в Царском Селе, Петергофский дворец, Зимний и Строгановский дворцы в Санкт-Петербурге. За Растрелли настолько прочно закрепилась роль главного архитектора эпохи, что его авторству приписывали чуть ли не все парадные строения времен правления Елизаветы.
Любой архитектурный стиль проходит несколько этапов развития. Сначала он авангарден, потом становится классикой, а потом переживает трансформацию. У Растрелли ровно такая же история. Если с его пластичных фасадов ободрать всю «мишуру», получится архитектура Ренессанса, а еще глубже — «палладианский» стиль.
Растрелли вышел из моды вместе со смертью своей покровительницы Елизаветы. Петр III не успел обратить внимание на его архитектуру, а воцарившаяся в результате переворота Екатерина II стиль Растрелли не одобряла и называла «варварской безвкусицей». Он пытался найти себе покровителей в Европе, но оказался неактуальным и умер, забытый всеми.
На мой взгляд, работы Растрелли — не безвкусица, а своего рода вкус. Может ли быть у вкуса вершина? Египетские пирамиды — вершина вкуса? А однообразные триумфальные арки? В их основе — куски камня, решающие утилитарную, рекламно-политическую задачу. Какую задачу решает Зимний дворец? Императрица Елизавета не могла жить в более простом доме? Могла. Но украшения и помпезность подчеркивают статус. С практической точки зрения дворец не нужен, но для императорской власти — необходим. И он настолько великолепен, что по убранству был так же богат, как и церковь, потому как императоры — наместники Бога на Земле.
Источник статьи: http://realty.rbc.ru/news/6087dcd99a7947e97febf5e0
Правописание сложных прилагательных
Правописание сложных прилагательных
Сложные имена прилагательные пишутся слитно, если:
1) они образованы от слитно пишущихся имен существительных :
нефтепроводный (нефтепровод), садоводный (садовод), радиотехнический (радиотехник), железобетонный (железобетон), тепловозный (тепловоз);
2) они образованы из сочетаний слов, которые по значению являются подчиненными одно другому или по способу согласования (железнодорожный от железная дорога), или по способу управления (вагоноремонтный, от ремонт вагонов), или по способу примыкания (легкосъедаемый, от легко съесть). Например:
белоснежный (от белый снег), правобережный (правый берег), широкоэкранный (широкий экран), народнохозяйственный (народное хозяйство), голубоглазый (голубые глаза), нижнесаксонский (Нижняя Саксония), малокалорийный (маленькие калории), высокоорганизованный (высокая организация), глубокоуважаемый (глубокое уважение), чугунолитейный (чугунное литье), машиностроительный (строительство машин), среднесуточный (средняя за сутки), остроумный (острый ум), широкодоступный (широкий доступ);
3) одна из их составляющих частей не может употребляться отдельно , например:
белобрысый, узкогрудый, всеядный, общепонятный, быстротечный, машинописный;
4) они образованы от сочетания прилагательного с существительным, соответствующие географическим названиям :
сергиевопосадский (Сергиев Посад), набережночелнинский (Набережные Челны), южнобутовский (Южное Бутово), великоновгородский (Великий Новгород), карловарский (Карловы Вары);
5) они употребляются в качестве выражений в книжном языке или научно-технических терминов , например:
вечнозеленый, геологоразведочный, дикорастущий, живородящий, заднебедренный, заразнобольной, засухоустойчивый, кишечнополостные, конноспортивный, контрольносеменной, кремнефтористоводородный, молочнокислый, молочнотоварный, мясоконсервный, насекомоядные, нервнотрофический, носоглоточный, обоюдоострый, обратноконический, обратносердцевидный, пахотнопригодный, первобытнообщинный, переднежаберный, плодоовощной, пологопадающий, поперечнополосатый, продолговатомозговой, прочнокомковатый, рассадопосадочный, реакционноспособный, резкопересеченный, свеженадоенный, свежескошенный, спинопоясничный, теснопальчатый, торфонавозный, торфоперегнойный, условнорефлекторный, формальнологический, хлебопекарный, хлебопроизводящий, хлопкоткацкий, хлопкоуборочный, хлопчатобумажный, хлористоводородный, хромолитографский, хромоникельмолибденовый, цветоустойчивый, церковнославянский, частновладельческий, частнохозяйственный, членистоногие, шерсточесальный, щелочноземельный, энергосиловой, энергохимический, языкотворческий, яйцезаготовительный.
1. У многих сложных прилагательных данной группы первая часть образуется словами высоко-, низко-, высоко-, низко-, глубоко-, мелко-, легко-, тяжело-, трудно-, широко-, узко-, много-, мало-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, густо-, крупно-, круто-, остро-, плоско-, выше-, ниже-.
Например: высоковитаминный, высокооплачиваемый; низколетящий, низкоперегнойный; глубокорасположенный, глубокоуважаемый; мелкомасштабный, мелкозернистый; легкоподвижный, легкорастворимый; тяжелоатлетический, тяжелораненый; труднодоступный, труднопроходимый; широкодоступный, широкопредставительный; узковедомственный, узкоспециальный; многоотраслевой, многослойный; малозначащий, малопосещаемый; сильнодействующий, сильнощелочной; слабокислый, слаботорфянистый; толстоногий, толстостенный; тонкоголосый, тонкопрядильный; густошерстный, густонаселенный; крупноблочный, крупнопанельный; крутоизогнутый, крутозалегающий; острогнойный, остродефицитный; плоскопараллельный, плоскочашевидный; вышесредний, вышеуказанный; нижеперечисленный, нижеподписавшийся.
2. Если в предложении существуют пояснительные слова, то в этом случае появляется свободное словосочетание (например: наречие и прилагательное или причастие):
густонаселенные кварталы – густо населенные переселенцами кварталы;
малоисследованные проблемы – мало исследованные наукой области медицины;
скоропортящиеся продукты – продукты, скоро портящиеся в летнее время.
В сложных словах ставится одно ударение, а в словосочетаниях – два самостоятельных ударения, например: быстрорасту́щие декоративные кустарники – бы́стро расту́щие молодые кадры.
Исключение: экономически слаборазвитая страна.
Сложные имена прилагательные пишутся через дефис, если:
1) они образованы от сложных существительных с дефисным написанием , например:
северо-восточный, лейб-гвардейский, нью-йоркский, социал-демократический, орехово-зуевский.
Примечание. Если сложное прилагательное имеет приставку, в таком случае оно пишется слитно: антисоциалдемократический, приамударьинский.
2) они образованы из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия . Проверяются такие прилагательные с помощью союза (и или но), который можно мысленно поставить между их частями в первоначальной форме, например:
торгово-промышленный (торговый и промышленный), выпукло-вогнутый (выпуклый и вогнутый), желудочно-кишечный (желудочный и кишечный), бело-сине-красный (белый и синий и красный), горизонтально-вертикальный (горизонтальный и вертикальный), плодово-ягодный (плодовый и ягодный), русско-немецко-английский (русский и немецкий и английский), сердечно-сосудистый (сердечный и сосудистый), греко-римский (греческий и римский), стале-проволочно-канатный (стальной и проволочный и канатный), целлюлозно-бумажный (целлюлозный и бумажный).
Примечание. Первой частью сложных прилагательных этого типа может быть основа существительного или прилагательного, например: ликеро-водочные изделия (из ликера и водки) – ликеро-водочная промышленность (ликерная и водочная); приемо-сдаточный пункт (прием и сдача) приемно-переводные экзамены (приемные и переводные).
3) их части указывают на неоднородные признаки , например:
добровольно-спортивные общества (добровольные спортивные), национально-освободительное движение (национальное освободительное), официально-деловой стиль (официальный деловой), проектно-конструкторские расчеты (проектные конструкторские), сравнительно-исторический метод (сравнительный исторический), счетно-решающие устройства (счетные решающие), феодально-крепостнический строй (феодальный крепостнический), электронно-оптический усилитель (электронный оптический), электронно-вычислительная машина (электронная вычислительная); также пишется через дефис электронно-лучевой, хотя словообразовательные связи здесь другие – электронные лучи.
4) они начинаются с основ военно-, массово-, народно-, народно-, научно-, учебно , например:
военно-медицинский, военно-революционный, военно-хирургический, военно-юридический (слова военнообязанный, военнопленный, военнослужащий принадлежат к другому типу словообразования); массово-политический, массово-поточный, массово-спортивный; народно-государственный, народно-демократический, народно-поэтический, народно-революционный, но: народнохозяйственный (обусловлено подчинительной связью народное хозяйство); научно-исследовательский, научно-популярный, научно-практический, научно-просветительный, научно-технический; учебно-вспомогательный, учебно-консультационный, учебно-методический, учебно-производственный.
Примечание. Некоторые сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, пишутся слитно, например: новогреческий язык (новый греческий), старорусские обряды (старые русские) и т.д.
5) они обозначают оттенки цветов , а также сочетания цветов , например:
светло-русый, бледно-серый, бутылочно-зеленый, иссиня-черный, молочно-белый, пепельно-седой, темно-синий, черно-бурый (но: чернобурка), ярко-оранжевый; черно-белый, желто-голубой, бело-сине-красный.
6) они образованы от сочетания имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий , например:
брендан-фрейзеровская игра, робин-гудовские приключения, лев-толстовский роман, теодор-драйзеровская трилогия, Андрей-Иванычев паспорт, Анна-Михайловнина сумка.
1. В отдельных случаях встречается слитное написание, например: веропавловские мастерские (от имени и отчества героини романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»), козьмапрутковские сочинения, тарасобульбовская сила.
2. При образовании имени прилагательного от иноязычной фамилии, перед которой стоит служебное слово, последнее пишется слитно, например: дебройлевская гипотеза (де Бройпь).
3. Имена прилагательные, образованные от китайских, корейских, вьетнамских и других восточных составных собственных имен лиц пишутся слитно, например: чанкайшистская политика (Чан Кайши).
7) они обозначают качество с дополнительным оттенком , например:
горько-соленая вода (т.е. соленая с горьким привкусом), раскатисто-громкий голос (т.е. громкий, переходящий в раскаты), мирно-непротивленческая политика, ушибленно-рваная рана.
Примечание. Особенно часто прилагательные этого типа встречаются в языке художественной литературы, например: безгрешно-чистая красота, бесцветно-бледная толпа, блестяще-красное оперение попугая, влажно-махровые цветы, глубоко-нежная улыбка, грациозно-величественный жест, грустно-сиротливая ива, дымно-горький запах, желчно-раздраженный тон, мужественно-суровый вид, невольно-горячая слеза, нескладно-тоскливо-неловкие звуки, нетерпеливо-выжидательное настроение, прозрачно-воздушная радуга, рахитично-хилое растение, резко-сухой звон, робко-ласковый голос, смущенно-счастливое лицо, тайно-счастливое стремление, торжественно-угрюмый облик, тревожно-несвязные думы, уныло-серый цвет, холодно-сдержанный человек, чудно-упругие локоны.
они образуют одно слово (со слитным или дефисным написанием) и словосочетания, состоящие из наречия на -о (-е) и прилагательного или причастия (с раздельным написанием). В таком случае к наречию, играющему роль отдельного члена предложения, можно поставить соответствующий вопрос. Например:
морально-этические проблемы – морально устойчивый человек (в каком отношении устойчивый?); общественно-исторические законы – общественно опасные элементы (опасные для кого?); промышленно-транспортный отдел – промышленно развитая страна (развитая в каком отношении?).
Наречие может указывать также на степень признака, выраженного прилагательным или причастием, например: максимально сжатые сроки, невозмутимо бесстрашный вид, умеренно теплый климат.
1. Чаще всего первым компонентом словосочетания выступают наречия абсолютно, диаметрально, жизненно, истинно, максимально, подлинно, последовательно, прямо, резко, строго, сугубо, явно, ясно и др. Например: абсолютно необходимые меры, диаметрально противоположные предложения, жизненно важное решение, истинно дружеская помощь, максимально точные данные, неизменно сердечное гостеприимство, подлинно братская поддержка, последовательно миролюбивая политика, прямо пропорциональные величины, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, сугубо пристрастный анализ, явно неприемлемые условия, ясно выраженная воля. Ср. также: внутренне содержательный человек, глубоко задумчивый взгляд, демонстративно небрежная прическа, изнурительно долгий путь, исконно русское слово, исчерпывающе полный ответ, намеренно резкий отказ, неизменно ровные отношения, ослепительно голубое небо, откровенно насмешливая улыбка, подозрительно быстрое согласие, подчеркнуто контрастное сравнение, празднично нарядное платье, принципиально новый проект, тонко очерченный контур, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, уморительно забавная пьеса, художественно полноценное произведение, чисто французская галантность и т.п.
2. Обычно отдельно пишутся наречия на -ски, в сочетании с прилагательным характеризующие признак путем уподобления, выделяющие, подчеркивающие его в каком-либо отношении, например: ангельски кроткое отношение, детски наивные высказывания, практически ненужное новшество, рабски покорная готовность, теоретически важная проблема, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, химически чистый состав, энциклопедически разносторонние знания, юридически сложный случай.
9) они входят в состав сложных географических или административных названий и начинаются с основы восточно-, западно-, северно- (северо-), южно- (юго-) , например:
Восточно-Европейская равнина, Западно-Корейский залив, Южно-Африканская республика.
Исключение: Централъноафриканская республика.
Примечание. В нарицательном значении подобные прилагательные пишутся слитно со строчной буквы, например: Северо-Осетинская республика – североосетинское искусство и литература; Южно-Уральская железная дорога – южноуральская флора и фауна.
10) они образованы из сочетания прилагательного с существительным , но с перестановкой этих элементов, например:
литературно-художественный (художественная литература), словарно-технический (технический словарь).
11) они имеют терминологический характер , например:
амплитудно-частотная, атомно-молекулярный, барабанно-дисковый, газо-пылевая (туманность), гнойно-воспалительный, гортанно-глоточный, грудинно-реберный, древесно-кустарниковый, железо-кремнистая (сталь), желудочно-печеночный, заправочно-сливной, зелено-моховое, злако-бобовые, инфекционно-аллергический, интегрально-дифференциальное, каменно-бетонный, клеверо-тимофеечный, комплексно-сопряженные, ланцето-яйцевидный, люцерно-злаковые, магнито-мягкие, металло-диэлектрическая, молочно-мясной, мясо-молочный, мясо-шерстный, наклонно-направленный, овально-сводчатый, огненно-жидкий, округло-шаровидный, опытно-мелиоративный, отгонно-пастбищный, пищеводо-кишечный, плече-шейный, подвздошно-реберный, поточно-механизированные, пространственно-временная рычажно-шатунный, сборочно-автоматический, сверлильно-нарезной, сдельно-прогрессивный, слесарно-штамповочный, словарно-справочный, торфяно-болотный, удлиненно-ланцетовидный, уплотненно-пористо-трещиноватый, феодально-земледельческий, физкультурно-спортивный, фосфорно-калийный, хозяйственно-организаторский, центробежно-лопастный, челюстно-лицевой, шарнирно-роликовый, шерстно-мясной, щелочно-кислотный, щечно-глоточный, экспедиционно-транспортный, электронно-вычислительная.
1. Через дефис пишутся некоторые из сложных прилагательных этого типа, имеющие в первой основе суффикс -ат-, -ист-, -ов-, например: зубчато-ланцетовидные, метельчато-щитовидные, пленчато-чешуйчатая, продолговато-эллиптическая, рыхловато-пористый, складчато-бороздчатые, ступенчато-симметричное; волнисто-изогнутые, волокнисто-дерновая, песчанисто-парниковый, пятнисто-испещренная, сосудисто-волокнистая; дерново-подзолистая, известково-серый, корково-столбчатый, лугово-степная, плодово-ягодные.
2. Часто в качестве первой части сложного прилагательного выступают основы вертикально-, горизонтально-, поперечно-, продольно- и т.п., например: вертикально-сверлильный, вертикально-фрезерный, горизонтально-ковочный, горизонтально-сверлильный, поперечно-строгальный, продольно-строгальный.
3. Через дефис пишутся сложные прилагательные, у которых основа первой части, образованная от слов иноязычного происхождения, оканчивается на -ико, например: диалектико-материалистический, историко-архивный, критико-библиографический, медико-судебный, механико-термический, политико-массовый, технико-экономический, химико-фармацевтический (к другому типу относятся слитно пишущиеся слова с первой основой велико-, например: великодержавный, великомученический, великосветский и др.).
4. Висячий дефис употребляется и при сложных прилагательных, например: семнадцати- и восемнадцатилетние юноши и девушки; кукурузно-, картофеле-, льно-, хлопко- и силосоуборочные комбайны.
Источник статьи: http://langtown.ru/blog/Russian/pravopisanie-slozhnih-prilagatelnih.html