РУСТЬЮТОРС
ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ
Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 балла
Интерактивное пособие для подготовки к сочинению
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Пособие “Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ”
300+ аргументов к итоговому
Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение
Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест
Учимся формулировать
проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование
Исключения и трудности ЕГЭ
ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ
200+ аргументов для сочинения ОГЭ
ОГЭ-навигатор 2023
Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023
1000 НАРЕЧИЙ
Слитно, раздельно, через дефис
Проверка сочинения ЕГЭ
Задание 4 ВПР по русскому языку для 7 класса 2020
Практика ВПР: решать 4 задание ВПР по русскому языку 2020 в 7 классе.
Формулировка задания 4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Мы ещё не ходили по(этому) маршруту.
2) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
3) Ты вчера мне говорил то(же) самое.
4) Я думал о поручении, а так(же) и о завтрашнем выступлении.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Вы так(же), как и я, здесь бывали?
2) Он обещал сделать то(же) самое.
3) Малы ягоды земляники, за(то) вкусны.
4) Я хочу, что(бы) ты дал мне почитать эту книгу.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Брат учится в институте, я то(же) хочу там учиться.
2) Чего не знаешь, за(то) не берись.
3) Что(бы) мне почитать о космосе?
4) Борис – пианист, его сестра так(же) человек творческий.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Что(бы) ни случилось, жизнь прекрасна!
2) Отец похвалил нас за(то), что мы не оставили друга в беде.
3) Бедному псу то(же), очевидно, хотелось есть.
4) Эта дверь была без щеколды, вторая так(же) была без замка.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) В работе отстаёт, за(то) в еде обгоняет.
2) Клевета для слуха то(же), что полынь для языка.
3) Я хочу, что(бы) ты дал мне совет.
4) Осенью берёзка смотрелась так(же) красиво, как и весной.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Прибывшие то(же) расположились у костра.
Что(бы) он ни делал, всё выходило плохо.
Незнакомец был невысокого роста, за(то) плечист.
Через минуту он исчез в снежной пурге так(же) внезапно, как и появился.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Всё так(же) ярко, как в полдень, светило солнце.
Это лето то(же) часть твоей жизни.
День выдался пасмурный, за(то) нежаркий.
Всякий человек склонен рассуждать, что(бы) он сделал на месте другого.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Ребята отправились в лес за(то) село, которое известно своей славной историей.
У канатоходцев опасные трюки, но и дрессировщики то(же) рискуют.
Что(бы) победить в конкурсе, мы ежедневно репетировали свой номер.
Одноклассники встречались на каникулах так(же) часто, как и в учебное время года.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Сестра не умела рисовать, (за)то прекрасно пела.
2) Что(бы) ни происходило, брат не терял бодрости духа.
3) Все зрители так(же), как и режиссёр, оценили талант актёра.
4) Родители собирались в театр, сын то(же) захотел пойти на спектакль.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Я люблю, что(бы) солнце светило и птицы пели.
2) Отдыхать Катя поехала в то(же) место, что и в прошлом году.
3) Так(же), как и взрослые, ребята собрали рюкзаки и продолжили путь.
4) Щенок был ещё глуп, за(то) очень мил.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Он зашёл ко мне, что(бы) обсудить новую книгу.
Солнце зашло за(то) облако.
Я так(же), как и вы, играю в теннис.
Мне эта книга то(же) понравилась.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Братья быстро бежали к дому, сестра так(же) не отставала от них.
2) Туристы увидели перед собой то(же) озеро, что и вчера.
3) Семиклассники готовились к диктанту, что(бы) улучшить свои результаты.
4) Всегда приходится отвечать за(то), что делаешь.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Мальчик поблагодарил друга за(то), что друг не оставил его в беде.
Что(бы) нам прочесть об открытиях в области астрономии?
Все ребята работали быстро, я то(же) не отставал в этот раз.
Наши друзья поехали на море, мы с родителями так(же) отправились на юг.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Он волновался так(же), как и я.
Ты то(же) выучил это правило?
Я долго работал, за(то) всё сделал.
Что(бы) сказать тебе в утешение?
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Меня похвалили за(то) выступление.
Надо записать это, что(бы) не забыть.
Ветер затих, снегопад так(же) прекратился.
Выполни то(же) задание, что и вчера.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Он был готов сделать всё, что(бы) ему ни предложили.
Я заглянул в учебник, что(бы) вспомнить правило.
Дремали котята, кошка то(же) отдыхала.
Я решил этот пример так(же), как и мои одноклассники.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Не за(то) волка бьют, что сер.
Я пришёл, что(бы) рассказать правду.
Я то(же) верю в чудеса.
Ребята разошлись так(же) быстро, как и собрались.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Я не спал в эту ночь, за(то) успел дочитать книгу.
Что(бы) мне ни говорили, а я это сделаю.
Меня ждал приз, мой друг так(же) получил приз.
Труд необходим человеку так(же), как и пища.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Он получил грамоту за(то) выступление.
Мы играли, так(же) пели и танцевали.
Пётр то(же) попросил меня о помощи.
Что(бы) почитать сегодня вечером?
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
Я поставил рюкзак за(то) дерево.
Мы позвали соседей, что(бы) отпраздновать новоселье.
Я то(же) восхитился этой картиной.
Люди разошлись так(же) быстро, как и собрались.
Источник статьи: http://rustutors.ru/vprrusskiy/vpr7rus/zadaniavpr7rus/2359-zadanie-4-vpr-7-klass.html
Дистанционные курсы для педагогов
650 курсов повышения квалификации от 790 руб.
253 курса профессиональной переподготовки от 2900 руб.
Входим в перечень Министерства просвещения Российской Федерации
Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки
900 курсов от 770 рублей
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 7 КЛАСС «Слитное написание союзов»
Цель: знакомство с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато; формирование умения различать союзы от местоимений и наречий с частицами бы, же и предлогом за.
Учащимся раздаются карточки для проверки д/з
- Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.
когда
I .
…, когда ==== , === .
II . морф.признаки: подчинительный, простой
- Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.
I .
II . морф.признаки: сочинительный, простой
За правильно составленную схему – 1 балл, за морфологический разбор – 1 балл
II этап. Знакомство с темой урока
Учащиеся записывают в тетради число, тему урока «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато»
Как вы думаете, какова цель нашего урока? (познакомится с союзами, которые пишутся слитно)
В чем, как вам кажется, будет заключаться трудность? ( отличать союзы от других частей речи)
Каковы задачи нашего урока?
- познакомиться с правилами правописания союзов
- найти способы, как можно научиться отличать союзы от других частей речи
Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt__uroka__russkogo_yazyka_7_klass_slitnoe_napisanie_soyuzov-560566.htm
Дистанционные курсы для педагогов
650 курсов повышения квалификации от 790 руб.
253 курса профессиональной переподготовки от 2900 руб.
Входим в перечень Министерства просвещения Российской Федерации
Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки
900 курсов от 770 рублей
Урок русского языка по теме”Отличие на письме союзов зато, тоже,чтобы, от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воздвиженская средняя школа»
Открытый урок по русскому языку 7 класс
Учитель Степанова М.Ю. Эпиграф уроку:
Тема урока : Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же
Тип урока: объяснение нового материала.
1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.
2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО
3. совершенствовать умения использования полученных знаний, высказывать собственное суждение, делать выводы
4. развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.
· научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.
· тренироваться правильно писать союзы
· составить памятку написания союзов и омонимичных частей речи
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: презентация, проектор, экран, раздаточный материал
Здравствуйте, ребята!
Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начинаем урок! Сегодня в нашем классе присутствуют гости. Поприветствуйте их. Я думаю, что сегодняшний урок вам понравится, а полученные на нём знания помогут вам в старших классах при изучении сложноподчиненных и сложносочиненных предложений в 9 классе,а также при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Ну что ж, я желаю вам успешной работы на уроке , думаю, что у вас все получится. Верьте в свои силы.
2. Проверка домашнего задания
А проверку домашнего задания мы проведем в форме мини –экзамена
(На столе лежат билеты, в каждом билете по одному вопросу по теме «Союз»
2.На какие группы по значению делятся сочинительные союзы? Приведите примеры
3.Чем отличаются союзы сочинительные от подчинительных? Приведите примеры
4.На какие группы по значению делятся подчинительные союзы? Приведите примеры.
5.Расскажите о простых и составных союзах.
– Итак, посмотрите внимательно на тему урока, над чем мы сегодня будем работать? Каковы задачи нашего урока?
1. Познакомиться с правописанием союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.
2. Научиться отличать союзы от омонимичных частей речи
Откройте тетради и запишите: Число. Классная работа.
3. Проблемная ситуация. (На столах лежит лист№1)
– Почему одинаково звучащие слова в предложениях пишутся по-разному?
.Он мал, зато удал.- Я поблагодарил друга за то, что он помог.
· Сережа выполнил задание, я тоже его сделал. – Сережа выполнил то же задание, что и я.
· Оля легко решает задачи, сочинение также хорошо пишет. – Оля так же решила задачу, как и все остальные.
· Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны. – Что бы мне рассказать вам интересного? – Почему в каждой паре предложений выделенные слова пишутся по-разному? (во второй паре не союзы) – омонимичные части речи
– Что мы сегодня будем делать на уроке? (выяснять, как пишутся союзы, тренироваться правильно писать союзы, отличать их от омонимичных частей речи)
-. Проверим наше предположение, что союзы только в первых предложениях каждой пары (те, которые пишутся раздельно – не союзы)
– Как мы это сделаем? (надо знать, что такое союз, что соединяет – прост. предложения или однородные члены, значит, находим грам. основы)
– В чем отличие слов во вторых предложениях? (ничего не соединяют, можем задать вопрос, а к союзам не можем).
– Какие это части речи? (местоимение и наречие с частицей)
– Как определили? (задали вопрос, определили, какой член предложения)
Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.
– Используя материал слайда № и параграфа 61, составьте памятку« Слитное написание союзов тоже, зато, чтобы, также».( Работа в паре).
1). Можно переместить часть на другое место.
4). Нельзя убрать или переместить часть на другое место.
5). Нельзя поставить вопрос.
6). Не является членом предложения.
7). Является членом предложения.
8). Заменяем союзами И, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, НО.
9). Заменяем синонимом( самостоятельной частью речи).
– Сверим вашу запись со слайдом. ( Слайд №5).Поднимите руки, кто выполнил задание верно. Оцените свою работу.
Нельзя убрать или переместить часть на другое место.
Можно переместить часть на другое место.
Не является членом предложения.
Является членом предложения.
Заменяем синонимом (самостоятельной частью речи).
Заменяем союзами : тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но.
2. Обратимся к эпиграфу . ( 2 мин.)
Корень учения горек, зато плод его сладок.
Как вы понимаете, это народное мудрое изречение?
Какой частью речи является слово зато?
Какое значение имеет союз зато ?
1. Закрепление материала На основе анализа стихотворения В. Берестова организовать повторение лингвистического материала. (5 мин.)
Цель: воспитание учащихся правильного понимания некоторых нравственных качеств (на слайде стихотворение В. Берестова)
Любили тебя без особых причин
За (то), что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Ребята? Как вы поняли содержание стихотворения, особенно последних двух строчек
Делается вывод о том, что любовь близких насыщает человека «крепкой силой для трудной жизни» и поэтому любовь надо беречь.
Ребята объясняют пропущенные орфограммы;
Почему то пишем раздельно?
4.Первичное закрепление с комментированием .
-Потренируемся в применении памятки, проговаривая условия выбора соседу по парте. Согласны ли вы с тем, что в данных предложениях выделенные слова союзы. (Слайд № 6).
1). Приют наш мал, (за)то спокоен.
2). Я спросил, что(бы) мне почитать об этом.
3). Всё так(же) ослепительно сверкали снега.
4). Надо верить в возможность счастья, что(бы) быть счастливым.
5). Берись(за) то , что тебе по душе.
6). Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.
7). В радости ведь то(же) нужна помощь.
– Сделаем вывод.(В предложениях 1, 4, 6. 7 выделенные слова- союзы, часть союза нельзя убрать или переставить на другое место, они не являются членами предложения, их можно заменить другими союзами. В предложении 2-местоимение с частицей, которую можно убрать. К местоимению можно поставить вопрос, оно является дополнением. В предложении3-наречие с частицей, к которому можно поставить вопрос как?, член предложения-обстоятельство, частицу же можно убрать или переставить на другое место. В 5 предложении – указательное местоимение с предлогом. Его можно заменить существительным дело, член предложения – дополнение.)
– Поднимите руку, кто может себе за эту работу поставить «5», «4», «3». Поставьте оценку на поля.
5.Самостоятельная работа с самопроверкой . (Слайд №7).
Выпишите предложения, в которых выделенные слова пишутся раздельно.
1). Что(бы) мне подарить подруге?
2). Не слышно было ничего такого, что(бы) нарушало спокойствие природы.
3). Незнакомец свернул за(то) здание.
4). Моряки то(же) ушли в море.
5). Крики птиц смолкли, за(то) над прудом запел соловей.
6). Не делай то(же), что и все, если все делают плохо.
7). В дружбе доверие нужно так(же), как надежность.
8). Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то(же) время.
9). Журналисты собрались в студии, что(бы) обсудить проблему.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, меняются тетрадями, проверяют работы и сверяют по правильному ответу. (Слайд№ 8).
1. Что бы мне подарить подруге?
2. Неслышно было ничего такого, что бы нарушало спокойствие природы.
3. Незнакомец повернул за то здание.
4. Не делай то же, что и все, если все делают плохо.
5. В дружбе доверие нужно так же, как и надёжность.
6. Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то же время.
-Поднимите руку, кто в работе не допустил ни одной ошибки, кто одну или две., у кого больше трёх. Оцените вашу работу на этом этапе урока
6. Выборочное письмо. (учащимся раздаются листы с предложениями на парты)
1группа. Выписать предложения с союзами. 2группа. Выписать предложения с омонимичными сочетаниями.
1. Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за(то) их и любят.
2. Красавцы георгины не пахнут, за(то) они украшают сады до самых заморозков.
4. На ней было то(же) платье, что и вчера.
5. Что(бы) ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.
6. Он открыл дверь, что(бы) спуститься по лестнице.
7. Так(же), как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.
8. Ребята нашего класса так(же) побывали на выставке цветов.
9. Что(бы) участвовать в олимпиаде, мы очень долго занимались.
10. Почаще задумывайся, что(бы) хорошее сделать людям.
3. Проверь себя и оцени работу! Слайд
2. Красавцы георгины не пахнут, зато (= но) они украшают сады до самых заморозков.
3. Друзья тоже (= также) приехали.
6. Он открыл дверь, чтобы (= для того чтобы) спуститься по лестнице.
8. Ребята нашего класса также (= тоже) побывали на выставке цветов.
9. Чтобы (= для того чтобы) участвовать в олимпиаде, мы очень долго занимались.
1. Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за (что?) то их и любят.
4. На ней было то (какое?) же платье, что и вчера.
5. Что (что?) бы ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.
7. Так (как?) же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.
10. Почаще задумывайся, что (что?) бы хорошее сделать людям.
5. Но я вам припасла задание посложнее. На строчке вам нужно расставить цифры от 1 до 10. Сейчас я буду медленно читать вам предложения, а вы должны будете под каждой цифрой ставить букву С, если тоже, также, чтобы, зато пишется слитно, Р – если раздельно.
1. Что бы мне подарить другу ко дню рождения? Р
2. Чтобы идти дальше, нужно переложить груз. С
3. То же слово, да не так бы молвить. Р
4. Что бы я делал без помощи друзей. Р
5. Я не попал на выставку, зато встретился с друзьями. С
6. Что бы ни случилось, не теряй бодрости, верь в дружбу. Р
7. Он прячет глаза и тоже хочет плакать. С
8. Вася также глядел вверх. С
9. Он говорил то же, что и всегда. Р
10. Я тоже хочу быть спортсменом. С
– А теперь поменяйтесь своими тетрадками с соседом по парте, возьмите в руки карандаш и давайте вместе проверим правильность выполнения этого задания.
Под цифрами 2,5,7,8,10 должна стоять буква С, в остальных – Р. Если у вашего соседа ответ записан неверно, то аккуратно карандашом перечеркните его.
Подсчитайте количество ошибок. Если ошибок нет – оценка 5, 1-2 ошибки – оценка 4, 3-5 – оценка 3
Составьте текст по опорным словам, которые распечатаны для вас на листках. (ребята работают в течение трёх минут). (3 мин.)
Составьте текст по опорным словам.
Что (бы) тебя уважали надо, (во) первых,…
Уважают человека так (же) и за…
Заслужить уважение трудно, (за) то…
Наш урок я хотела бы закончить синквейном
Ученики.
Старательные, думающие.
Анализируют, создают, учатся.
Работать с вами интересно!
Молодцы.
-На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.
1). Знать отличительные особенности союзов и омонимичных с ними частей речи.
2).Подготовить тест из 5-8 заданий « Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато».
«Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»
1. Нельзя задать вопрос 1. Можно задать вопрос
2. Не являются членами 2. Являются членами предложения предложения
3. Пишутся слитно 3. Пишутся раздельно
(тоже, также, чтобы) (то же, так же, что бы)
Отличайте союзы от других частей речи!
Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)
1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.
2. Часть слова бы, же убрать нельзя.
3.Можно заменить синонимичным союзом.
4. Союз всегда пишется слитно.
1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.
2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.
3. Можно заменить самостоятельной частью речи.
4. Частицы со словами пишутся раздельно.
Отличайте союзы от других частей речи!
Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)
1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.
2. Часть слова бы, же убрать нельзя.
3.Можно заменить синонимичным союзом.
4. Союз всегда пишется слитно.
1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.
2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.
3. Можно заменить самостоятельной частью речи.
4. Частицы со словами пишутся раздельно.
Отличайте союзы от других частей речи!
Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)
1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.
2. Часть слова бы, же убрать нельзя.
3.Можно заменить синонимичным союзом.
4. Союз всегда пишется слитно.
1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.
2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.
3. Можно заменить самостоятельной частью речи.
4. Частицы со словами пишутся раздельно.
Тема: « Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»
І. В каждом столбике укажи союз
ІІ. Укажи предложения с союзами
1)По окончанию митинга народ разошёлся так (же) быстро, как и собрался.
2)Так (же), как в море, над лугами дуют ветры.
3) Олегу то (же) не сиделось в бричке.
4)Мне он то (же) советует заниматься спортом.
5)Что (бы) писать грамотно, надо знать теорию.
ІІІ. Распредели в два столбика
1)Слова, которые пишутся слитно
2)Сова, которые пишутся раздельно
1.Слева от дороги то (же) были холмы.
2.Лес так (же) хорош, как и три года назад.
3.Что (бы) осмотреть другие холмы, нам пришлось пройти пешком.
4.Убранство других комнат так (же) не отличалось комфортом.
5.То (же) слово, да не так бы молвить.
6.Что (бы) вы нам пожелали пред отъездом?
7.Кругом всё было так (же) тихо, как накануне
Тема: « Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»
І. В каждом столбике укажи союз
ІІ. Укажи предложения с союзами
1)Приют наш мал, за (то) спокоен.
2)В школе я любил историю, интересовала меня так (же) физика.
3)Так (же), как и вчера, с утра моросил дождь.
4)Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
5)Что (бы) вы мне посоветовали почитать?
ІІІ. Распредели в два столбика
1)Слова, которые пишутся слитно
2)Сова, которые пишутся раздельно
1.Мне надо подумать о том, что (бы) я хотел пожелать выпускникам школы.
2.Мне нравится тишина ночи, звуки раннего утра мне так (же) милы.
3.Характер для человека – это то (же), что запах для цветка.
4.Он учится в автошколе, я то (же) хочу там учиться.
5.И завтра будет то (же), что вчера.
6. Мы тоже идём на премьеру спектакля в наш театр.
7.Я благодарен вам за (то), что вы мне сделали.
урока по русскому языку в 7 классе
Тема урока «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»
Были поставлены цели урока:
1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.
2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.
3. совершенствовать умения использования полученных знаний, высказывать собственное суждение, делать выводы
4. развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.
· научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.
· тренироваться правильно писать союзы
· составить памятку написания союзов и омонимичных частей речи
На уроке использовались элементы проблемного обучения. Приемы проблемного изложения знаний происходили на всех этапах урока:
3. «Открытие» детьми нового знания.
Для постановки учащимися темы и целей урока был использован подводящий диалог.
На уроке использовались различные виды работы: словарная работа, работа у доски, самостоятельная работа учащихся в тетрадях с последующей проверкой. Использовались электронные ресурсы.
Все учащиеся были охвачены работой.
В конце урока на этапе «Рефлексия» были сделаны выводы по уроку, выставлены оценки.
Цели урока достигнуты. Минусы – на этапе поиска решения проблемы был замедлен темп урока, поэтому диагностический тест был перенесен на второй урок по данной теме.
2. Рубрика «Это интересно». Выступление учащегося на тему «Происхождение союзов».
Слово «союз» пришло из латинского языка. В русском языке появилось в 17 веке. Это слово было образовано с помощью приставки СО от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, вязать узы. Самыми древними являются сочинительные союзы. Сейчас в русском языке около 250 слов и сочетаний, которые выполняют функцию союза. По частоте употребления союз занимает 7-ое место после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия. Составные союзы появились в языке в 18 веке, и сразу же возникли трудности с их правописанием
«Учится» или «учиться»: как правильно писать?
Правописание глаголов в русском языке нередко вызывает трудности. Особенно часто ошибки возникают при выборе написания глаголов, заканчивающихся на «-тся» и «-ться». Сомнения появляются в употреблении мягкого знака − он нужен на конце глаголов далеко не всегда. Чтобы не ошибиться, как правильно писать: «учится» или «учиться», необходимо запомнить правило, действующее при этом. Оно будет применимо и для огромного количества других русских глаголов.
Как правильно пишется?
Слова «учится» и «учиться» − это несовершенные глаголы. Их семантическое значение практически совпадает – «усваивать новую информацию, обретать теоретический и практический опыт».
В русском языке допустимы оба варианта написания: «учится» и «учиться».
Выбор одного из них зависит от того, в какой форме употреблен глагол:
- «Учиться» пишется в том случае, если слово употребляется в начальной форме. Этот глагол является инфинитивом, отвечающим на характерный для данной формы глагола вопрос «что делать?». Здесь можно заметить наличие мягкого знака, что означает необходимость его написания и в самом слове. Это регулируется правилом, согласно которому все инфинитивы оканчиваются на «-ть» или «-ться».
- «Учится» необходимо писать при употреблении глагола в настоящем времени и 3 лице. В этом случае он будет отвечать на вопрос «что делает?». Так как вопрос не заканчивается на мягкий знак, значит, согласно правилу, и в самом слове он будет отсутствовать.
Также следует обратить внимание, что в этих словах ударными являются разные слоги.
Морфемный разбор слов «учиться» и «учится»
Морфемный разбор глагола «учиться»:
- «уч» − корень;
- «и» − суффикс;
- «ть» − суффикс;
- окончание отсутствует;
- «ся» − постфикс;
- «учи+ся» − основа слова (формообразующий суффикс не входит).
В предложении «учиться» может выполнять роль сказуемого.
Морфемный разбор глагола «учится»:
В предложении «учится» может выполнять роль сказуемого.
В каких случаях пишут слово «учится»
Согласно правилу, рассмотренному выше, глагол «учится» пишется, если он употреблен в 3 лице настоящем времени.
Примеры предложений
- Он поступил в университет и теперь учится в другом городе.
- Он очень плохо учится, его вряд ли аттестуют.
- После тяжелой болезни он заново учится ходить и выполнять самые простые действия.
- Этот студент хорошо учится, хоть и пропускает половину занятий.
- Мальчик из соседнего дома учится в нашем классе.
В каких случаях пишут слово «учиться»
С мягким знаком это слово следует писать в том случае, если оно употребляется в начальной форме (глагол является инфинитивом).
При этом к нему можно задать вопрос «что делать?».
Примеры предложений
- Учиться новому никогда не поздно.
- Чтобы хорошо учиться, нужно ответственно подходить к выполнению домашних заданий.
- Я не умею учиться на чужих ошибках, поэтому всегда учусь на своих.
- Учиться, учиться и еще раз учиться!
- Прежде, чем стать профессионалом своего дела, придется долго учиться и совершенствовать свои умения.
Синонимы слова «учиться»
К слову «учиться» можно подобрать следующие синонимы: изучать, грызть гранит науки, научаться, выучиваться, тренироваться, разучивать, сидеть на школьной скамье, проходить, узнавать, овладевать, перенимать, долбить, приучаться, осваиваться, образовываться, специализироваться, штудировать.
Ошибочное написание слов «учится» и «учиться»
Написание мягкого знака на конце глагола недопустимо, если он имеет форму настоящего времени 3 лица. В свою очередь, писать инфинитив без мягкого знака нельзя − это будет ошибкой.
Заключение
Таким образом, допустимыми считаются оба варианта написания рассматриваемого глагола: «учится» и «учиться». Чтобы выбрать правильный, необходимо определить, в какой форме употребляется глагол. Упростить задачу поможет постановка вопроса: «что делает?» – учится; «что делать?» – учиться).
Если на конце вопроса имеется мягкий знак, он будет сохраняться и в глаголах, а если его нет – на конце слова мягкий знак тоже будет отсутствовать.
Источник статьи: http://znanieinfo.ru/orfografiya/uchitsya-ili-uchitsya.html