Омыва мый как пишется

Омыва мый как пишется

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание: ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ, РАСПУЩЕННЫЙ, ЗАСМОТРИШЬСЯ, СЛОМЛЕННЫЙ, ОМЫВАЕМЫЙ. Правильный ответ ЗАСМОТРИШЬСЯ, так как это глагол 2 спряжения.

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния уча­щи­е­ся долж­ны знать:

—что такое лич­ная форма глагола;

—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;

—как за­ви­сит на­пи­са­ние суф­фик­са при­ча­стия от спря­же­ния глагола;

—в каких слу­ча­ях на­пи­са­ние суф­фик­са причастия/деепричастия опре­де­ля­ет­ся спряжением, а в каких нет.

11.1 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

Правило опре­де­ле­ния спря­же­ния гла­го­ла яв­ля­ет­ся базовым, ос­нов­ным пра­ви­лом для ТРЁХ орфограмм, из­ло­жен­ных в этом пункте.

В зависимости от буквы в окончании все гла­го­лы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы

Глаголы первого спряжения в окончаниях имеют буквы Е (Ё) и УТ(ЮТ)

Глаголы второго спряжения в окончаниях имеют буквы И и АТ(ЯТ)

1. Если личное окон­ча­ние на­хо­дит­ся под ударением, то опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла легко: в приведённых парах лич­ные формы гла­го­лов ИДТИ, ПЕТЬ и СИ­ДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют удар­ные лич­ные окончания.

Гла­гол от­но­сит­ся к I спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит Е; УТ/ЮТ .

Гла­гол от­но­сит­ся к II спряжению, если его окон­ча­ние со­дер­жит И; АТ/ЯТ .

Слов с удар­ным окон­ча­ни­ем до­ста­точ­но много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.

Обратите внимание: по­яв­ле­ние приставки ВЫ не вли­я­ет на на­пи­са­ние окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.

2. Вто­рые пары слов, лич­ные формы гла­го­лов ПИ­САТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют уда­ре­ния на окончании. В них на­пи­са­ны буквы Е- УТ и И -ЯТ толь­ко потому, что было установлено: это гла­го­лы I и II спряжения. Спи­сок слов с без­удар­ным окон­ча­ни­ем го­раз­до более обширен.

Спряжения слова с без­удар­ным окон­ча­ни­ем определяют, ис­хо­дя из того, на какие буквы оканчивается гла­гол в на­чаль­ной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).

Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.

Все осталь­ные гла­го­лы на -ОТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ, -ТИ,-УТЬ, -АТЬ, -ЫТЬ.

1) все гла­го­лы на -ИТЬ, кроме

стелить (употребляется толь­ко в ин­фи­ни­ти­ве и про­шед­шем времени; лич­ные гла­голь­ные формы об­ра­зу­ют­ся от гла­го­ла стлать — стелют),

2) 4 гла­го­ла на -АТЬ и 7 гла­го­лов на -ЕТЬ: гнать, держать, смот­реть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть .

Об­ра­ти­те внимание : до­бав­ле­ние при­став­ки не из­ме­ня­ет спря­же­ние глагола. Таким образом, и ЗАгнать, и ПРИсмотреть, и Услы­шать будут по-прежнему глаголами вто­ро­го спряжения.

Примечание 1: В на­чаль­ной школе вас учили опре­де­лять спря­же­ние по тре­тье­му лицу глагола: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—глагол I спряжения, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это пра­ви­ло работает, но толь­ко в том случае, если вы точно знаете, как пра­виль­но на­пи­сать тре­тье мно­же­ствен­ное (ОНИ). В этих примерах—они бор..тся или они слыш..т— выбрать буквы Я/Ю или А/У сложно, а вот уме­ние опре­де­лять спря­же­ние по ин­фи­ни­ти­ву не подведёт: бо­роть­ся (на ОТЬ, I спряжение, значит, пишем ЮТ; слы­шать (II спр., исключ., пишем АТ).

Примечание 2 : Ин­фи­ни­тив дол­жен быть того же вида, что и лич­ная форма глагола. К примеру, есть слово «настраивает» (он). Ин­фи­ни­тив будет «настраивать», что делать?, не­со­вер­шен­ный вид, как и у слова «настраивает». Это пер­вое спряжение, по­это­му пи­шет­ся Е. Если же оши­боч­но взять ин­фи­ни­тив дру­го­го вида, «на­стро­ить» (что сделать), то уж вы­хо­дит вто­рое спряжение, и нужно пи­сать И. Это букву мы на­пи­шем в форме «на­стро­Ит» (что сделает, со­вер­шен­но­го вида).

Примечание 3 . По­стфикс СЯ/СЬ не вли­я­ет на спряжение.

Примечание 4 . В не­ко­то­рых ин­фи­ни­ти­вах на­пи­са­ние букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вы­зы­ва­ет сложности. Таб­ли­ца таких гла­го­лов опуб­ли­ко­ва­на в «Справке» к за­да­нию 10.

Примечание 5: К некоторым глаголам подобрать неопределённую форму непросто. Записывайте такие глаголы и запоминайте их начальные формы. Например, слово «уколет» имеет начальную форму уколоть (не уколить), глагол «мелет» имеет форму молоть (не мелить).

Рассмотрим орфограммы, ос­но­ван­ные на этом правиле.

11.1.1 Без­удар­ные лич­ные окон­ча­ния гла­го­лов

Чтобы определить, пи­сать в окон­ча­нии гла­го­ла букву И или Е, тре­бу­ет­ся уста­но­вить его спряжение.

Первым делом убе­ди­тесь в том, что в гла­го­ле нет при­став­ки вы, если же она есть, убе­ри­те её и сле­дуй­те ос­нов­но­му пра­ви­лу опре­де­ле­ния спря­же­ния глагола. Не об­ра­щай­те вни­ма­ния на пост­фикс СЯ или СЬ, он не вли­я­ет на спряжение. Например, даны слова: постро..шь, устраива..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).

Увидели при­став­ку вы в слове вынес..т, убра­ли её, оста­лось слово несЁТ с удар­ным окончанием.

Остальные гла­го­лы ста­вим в на­чаль­ную форму (не пу­та­ем ВИД!) и опре­де­ля­ем спряжение: по­стро­ИТЬ (II спряжение, на ИТЬ), устра­и­вАТЬ (I спряжение, на АТЬ, нель­зя «устроить», вид не тот), оби­дЕТЬ­ся (II спряжение, исключение). Встав­ля­ем буквы: построИшь, устра­и­ва­Ет (он), оби­дИт­ся (он), вы­не­сЕт (он).

11.1.2 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Ключевым мо­мен­том этого пра­ви­ла яв­ля­ет­ся по­ни­ма­ние того, что при­ча­стия на­сто­я­ще­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов на­сто­я­ще­го времени, а выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ за­ви­сит от спря­же­ния глагола . Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 3 лице. Сравним:

И это не сов­па­де­ние не случайно, ведь для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы УЩ/ЮЩ, а для образования при­ча­стий от гла­го­лов II спря­же­ния — АЩ/ЯЩ.

Как видно из таблицы, гласные буквы в окончаниях глаголов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) совпадают с буквами в суффиксах причастий: они мечтаЮт — они мечтаЮщие; они колЮт — они колЮщие; они дремлЮт — они дремлЮщие.

Рассмотрим на примерах, как зна­ние пра­вил об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни по­мо­га­ет из­бе­жать ошибок.

Возьмём гла­гол «следовать». Об­ра­зу­ем от гла­го­ла «следовать», 1 спряжения, 3-е лицо: следуЮТ. Уберём окончание, оста­вим основу, до­ба­вим суффикс: следу+ЮЩ+ий=следуЮЩий. Вот почему неверно «следущий», без буквы Ю.

Об­ра­зу­ем при­ча­стие от слова «быть», 1 спряжение. Ставим в третье лицо, они будУТ Об­ра­зу­ем причастие, беря основу: буд+УЩ+ий= будУЩий. Вот почему неверно «будующий», с буквой Ю.

Возьмём слово с не­яс­ной букой в суф­фик­се леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в инфинитиве, значит, не можем определить спряжение. Такие слова нужно запоминать. В «Справке» к за­да­нию 10 это слово было в табличке, по­то­му впи­сы­ва­ем лелеЯть, а далее по схеме: спря­же­ние I, значит, они лелеЮТ, значит, лелеЮЩий.

В за­да­нии 11 нам пред­ла­га­ет­ся прой­ти об­рат­ный путь, то есть опре­де­лить спря­же­ние гла­го­ла по уже об­ра­зо­ван­но­му при­ча­стию и вста­вить букву.

Кашля. щий←кашляЮТ←кашлЯТЬ. Спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←борОТЬся. По тре­тье­му лицу спря­же­ние не уда­лось определить, по на­чаль­ной легко, I спряжение, нужен суф­фикс ЮЩ;

Увлека..щийся←увлекаЮТся←увлекАТЬся, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ;

Мел..щий (кофе, зерно или говорящий ерунду, чепуху )←молОТЬ, спря­же­ние I, суф­фикс при­ча­стия ЮЩ

Запомним слова-исключения из этого правила:

брезжУЩий, зыблЮЩийся, зиждУЩийся, внемлЮЩий.

11.1.3 Без­удар­ные глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий на­сто­я­ще­го вре­ме­ни

Как и в преды­ду­щем пункте, выбор при­со­еди­ня­е­мых суф­фик­сов при­ча­стий ЕМ или ИМ за­ви­сит от спря­же­ния глагола.

Верно об­ра­зо­ван­ные и пра­виль­но на­пи­сан­ные при­ча­стия имеют в суф­фик­се ту же букву, что и гла­го­лы в 1 лице мно­же­ствен­но­го числа (мы). Сравним:

Для об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий от гла­го­лов I спря­же­ния ис­поль­зу­ют­ся суф­фик­сы ЕМ/ОМ, а для при­ча­стий от гла­го­лов II спряжения— ИМ.

Рассмотрим, как применять это правило на примерах.

Расходу. мый (материал)← (мы) расходуЕМ← так как «расходовАТЬ» — глагол I спря­же­ния , суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ;

Неконтролиру. мый (процесс)←(мы) не контролируЕМ←так как «контролировАТЬ» — глагол I спря­же­ния, суф­фикс при­ча­стия ЕМ, окон­ча­ние гла­го­ла ЕМ.

Запомним слова, на­пи­са­ние букв в суф­фик­се ко­то­рых вы­зы­ва­ет затруднение:

приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕМый.

Слово дви­жИ­Мый пи­шет­ся с ИМ, так как об­ра­зо­ва­но не от слова «двигать», а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.

11.2 НАПИСАНИЯ, КО­ТО­РЫЕ НЕ ЗА­ВИ­СЯТ ОТ СПРЯ­ЖЕ­НИЯ ГЛАГОЛА.

Сформулируем общее правило, по­ни­ма­ние ко­то­ро­го поз­во­лит не до­пус­кать ошибок: при­ча­стия и де­е­при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни об­ра­зу­ют­ся от ос­но­вы инфинитива , поэтому до­ста­точ­но знать, как пи­шет­ся ин­фи­ни­тив и как про­ис­хо­дит об­ра­зо­ва­ние гла­голь­ных форм.

11.2.1 Глас­ные перед суф­фик­сами дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Написание про­пу­щен­ной буквы в при­ча­сти­ях типа увидЕвший, обидЕвший, на­кле­Ив­ший опре­де­ля­ет­ся толь­ко тем, какая буква была на этом месте в на­чаль­ной форме глагола , ведь эти слова об­ра­зо­ва­ны от основ увидЕть, обидЕть, на­кле­Ить при по­мо­щи суф­фик­са ВШ. Эта буква—та же самая, что и перед Л в гла­го­лах про­шед­ше­го времени: тот, ко­то­рый увидЕл—увидЕвший, отредактировАл—отредактировАвший, переписывАл—переписывАвший.

Приведём примеры из задания 11

ненавид. вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: ненавидЕть. Вписываем эту букву в причастие, ненавидЕвший.

Обратите внимание : то, что глагол входит в список исключений, для данного правила не имеет никакого значения.

Приведём пример ошибочного рассуждения: слово образовано от глагола -исключения, значит, нужно писать и. (Букву и нужно писать, но только в формах не прошедшего времени, а в формах настоящего).

выгор..вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: выгорЕть. Вписываем эту букву в причастие, выгорЕвший.

11.2.2 Ана­ло­гич­но пра­ви­ло ра­бо­та­ет и при опре­де­ле­нии без­удар­ной глас­ной буквы перед суф­фик­сами деепри­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни :

Сравним пары слов в столбиках:

Причастия (какой?, ко­то­рый что сделал) Деепричастия (что сделав?)

Гласная буква—суффикс на­чаль­ной формы— перед вы­де­лен­ны­ми суф­фик­са­ми ОДНА и та же, и она «перешла» вме­сте с ос­но­вой на­чаль­ной формы глагола, от ко­то­рой обе формы образованы.

Приведём сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).

11.2.3 Глас­ные в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни

Формы стра­да­тель­ных при­ча­стий об­ра­зу­ют­ся от основ ин­фи­ни­ти­ва при помощи суффикса ЕНН или НН.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся не на ИТЬ, то есть с со­хра­не­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;

замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;

обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.

Таким образом, перед НН пи­шет­ся та же самая буква, что и в ос­но­ве инфинитива.

Если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ИТЬ, то есть с усе­че­ни­ем глас­ной буквы основы, например:

УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН;

закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕНН.

Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.

Отдельно стоит от­ме­тить случаи, если ос­но­ва гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на ЕТЬ: не­ко­то­рые линг­ви­сты счи­та­ют в при­ча­сти­ях суф­фикс ЕНН, дру­гие видят два суффикса, Е и НН:

УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, ука­за­ны два суффикса;

рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, ука­зан один суффикс.

При раз­ном под­хо­де к опре­де­ле­нию со­ста­ва слова на­пи­са­ние буквы Е перед НН остаётся неизменным.

Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.

Этим же пра­ви­лам под­чи­ня­ют­ся и отглагольные прилагательные, об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида:

пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суф­фикс И усекается, до­бав­ля­ет­ся ЕН;

вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;

сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.

Ряд слов, об­ра­зо­ван­ных от ПО­ХО­ЖИХ гла­го­лов нужно от­ме­тить особо.

выкачАнная (качАть) из ко­лод­ца вода — вы­ка­чЕн­ная из под­ва­ла бочка (выкатИть);

развешАнное бельё (развешАть) — на­ве­шЕн­ная дверь (навесИть); взве­шЕнн­ный товар (взвесИть);

замешАнный в аван­тю­ру (замешАть) — за­ме­шЕн­ное тесто (замесИть);

вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вы­ва­лЕн­ный мусор (вывалИть).

Знание пра­виль­ной формы ин­фи­ни­ти­ва по­мо­га­ет и в на­пи­са­нии слов

измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;

измерЕННый (измерИть, что сделать?, от из­ме­рЯть при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни не образуется);

Источник статьи: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=7438

1. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?
Оберега..мый, омыва..мый, расста..вший
Усыпля..мый, кле..вший,овева..мый
Озлобл..нный,броса..мый,чита..мый
Брос..вший, называ..мый, увид..нный

2. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква?
К цветущ..й акации, о наступающ..й осени, перед разваливш..мся зданием
К улыбающ..йся девочке, в подъехавш..м автобусе, о блестящ..м таланте
О состоявш..мся экзамене, о сражавш..мся отряде, перед открывш..мся окном
Кусочки пахуч..ей рыбы, в син..м халате, чарующ..м звучанием

3. В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?
Крас..щий, колебл..щийся, зеленее..щийся
Маш..щая,слыш..щая,рокоч..щий
Череду..щиеся,чувству..щий, стел..щимся
Барабан..щий, шеству..щий,пен..щихся

4. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется раздельно?
Книги (не)сложены, (не)тронутый снег, (не)выспавшийся утром ребенок
(Не)тронутый снег, (не)доумевающий взгляд, еще (не)оконченный путь
(Не)выполненная вовремя работа, окна (не)вымыты, (не)прочитанная, а просмотренная книга
(Не)гре..щее солнце, (не)видимый на фоне леса, (не)годующий возглас

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
В степи(1) расположенной по соседству с пустынными песками(2) в полдень(3) находилось большое стадо овец(4) улегшихся на отдых.

6. В каком варианте ответа содержится грамматическая ошибка?
Подгоняемая лодка неслась по реке ветром.
Тысячи звуков смешивались в длинный скачущий гул.
Мы медленно пробирались по узкой, заросшей травой лесной тропинке.
Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом.
Мы разместились в доме, который был построен лесником.
Туристы пришли к реке, которая переливалась всеми цветами радуги.
Каменистое дно поросло пышными подушками зеленого мха, который мягко пружинит под ногами.
Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Прочитайте текст и выполните задания 8-10
(1)Утром, когда багровое солнце только поднималось над задымленным городом, с передовыми частями мы въехали в Орел. (2) Командир полка, первым ворвавшегося в Орел, и его заместитель ехали впереди на усталых, лоснящихся от пота конях. (3) Пехотинцы, с которых еще не схлынуло упоение только что отшумевшего боя, густо покрытые пылью и пороховой гарью, измученные, но счастливые, в просоленных потом гимнастерках шли, как на параде, четко отбивая шаг. (4) Каждый из них в эту минуту заслуженно чувствовал себя героем.
(5) Полк шел к центру Орла. (6) Сколько сцен, трагических и радостных, патетических и забавных, сцен, которых никогда не забудешь, можно было наблюдать на пути полка, шагавшего по улицам только что освобожденного города. (7) Пожилая женщина, державшая на руках большеголового с восковым личиком ребенка, улыбалась и плакала, стоя на перекрестке. (8) Девушки бросали под ноги бойцам цветы. (9) Какая-то седая женщина в бурых лохмотьях выбежала из калитки, несколько мгновений стояла как вкопанная, глядела на проходивший полк, потом ее лицо озарилось радостью. (10) Тут же на мостовой она упала на колени и часто-часто закрестилась на покосившийся купол взорванной немцами церкви. (11) Какая-то женщина, с виду учительница или врач, поставила на перекрестке стол, покрытый белоснежной скатертью, и предлагала красноармейцам воду. (12) Их отовсюду звали зайти отдохнуть, предлагали постирать белье, починить одежду.

8. Из предложений 10-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
_______________________________________________________________________________________

9. Из предложения 10 выпишите причастный оборот.
_______________________________________________________________________________________

10. Среди предложений 2-4 найдите такое, в котором нет причастного оборота.
______________________________________________________________________________________

11.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы причастий.
Услыш…нный разговор, выкач…нная бочка, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, разве…нные ветром, постро. нный дом, взлеле. нное дитя.
Колебл. мый, озаря. мый, слыш…мый, рекоменду…мый, дремл. щий, стел…щийся, ла…щий, бор. щийся, кле…щий, стро. щийся.

12.Раскройте скобки, выбрав слитное или раздельное написание НЕ с причастиями.
(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное поручение; задача (не) решенная, а только начатая; неприятель (не) обнаружен; (не) исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (не) сжатая рожь; телефон (не) отремонтирован; еще (не) доделанная работа; (не) проходимые леса; (не) забываемое впечатление, (не) проницаемые сумерки; (не) видимое солнце; (не) освещенные солнцем.

Источник статьи: http://znanija.site/russkii-yazyk/26531954.html

1. В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?
Оберега..мый, омыва..мый, расста..вший
Усыпля..мый, кле..вший,овева..мый
Озлобл..нный,броса..мый,чита..мый
Брос..вший, называ..мый, увид..нный

2. В каком варианте ответа пропущена одна и та же буква?
К цветущ..й акации, о наступающ..й осени, перед разваливш..мся зданием
К улыбающ..йся девочке, в подъехавш..м автобусе, о блестящ..м таланте
О состоявш..мся экзамене, о сражавш..мся отряде, перед открывш..мся окном
Кусочки пахуч..ей рыбы, в син..м халате, чарующ..м звучанием

3. В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?
Крас..щий, колебл..щийся, зеленее..щийся
Маш..щая,слыш..щая,рокоч..щий
Череду..щиеся,чувству..щий, стел..щимся
Барабан..щий, шеству..щий,пен..щихся

4. В каком варианте ответа НЕ- со всеми словами пишется раздельно?
Книги (не)сложены, (не)тронутый снег, (не)выспавшийся утром ребенок
(Не)тронутый снег, (не)доумевающий взгляд, еще (не)оконченный путь
(Не)выполненная вовремя работа, окна (не)вымыты, (не)прочитанная, а просмотренная книга
(Не)гре..щее солнце, (не)видимый на фоне леса, (не)годующий возглас

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
В степи(1) расположенной по соседству с пустынными песками(2) в полдень(3) находилось большое стадо овец(4) улегшихся на отдых.

6. В каком варианте ответа содержится грамматическая ошибка?
Подгоняемая лодка неслась по реке ветром.
Тысячи звуков смешивались в длинный скачущий гул.
Мы медленно пробирались по узкой, заросшей травой лесной тропинке.
Каждый звук словно стоит в застывшем воздухе

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом.
Мы разместились в доме, который был построен лесником.
Туристы пришли к реке, которая переливалась всеми цветами радуги.
Каменистое дно поросло пышными подушками зеленого мха, который мягко пружинит под ногами.
Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Прочитайте текст и выполните задания 8-10
(1)Утром, когда багровое солнце только поднималось над задымленным городом, с передовыми частями мы въехали в Орел. (2) Командир полка, первым ворвавшегося в Орел, и его заместитель ехали впереди на усталых, лоснящихся от пота конях. (3) Пехотинцы, с которых еще не схлынуло упоение только что отшумевшего боя, густо покрытые пылью и пороховой гарью, измученные, но счастливые, в просоленных потом гимнастерках шли, как на параде, четко отбивая шаг. (4) Каждый из них в эту минуту заслуженно чувствовал себя героем.
(5) Полк шел к центру Орла. (6) Сколько сцен, трагических и радостных, патетических и забавных, сцен, которых никогда не забудешь, можно было наблюдать на пути полка, шагавшего по улицам только что освобожденного города. (7) Пожилая женщина, державшая на руках большеголового с восковым личиком ребенка, улыбалась и плакала, стоя на перекрестке. (8) Девушки бросали под ноги бойцам цветы. (9) Какая-то седая женщина в бурых лохмотьях выбежала из калитки, несколько мгновений стояла как вкопанная, глядела на проходивший полк, потом ее лицо озарилось радостью. (10) Тут же на мостовой она упала на колени и часто-часто закрестилась на покосившийся купол взорванной немцами церкви. (11) Какая-то женщина, с виду учительница или врач, поставила на перекрестке стол, покрытый белоснежной скатертью, и предлагала красноармейцам воду. (12) Их отовсюду звали зайти отдохнуть, предлагали постирать белье, починить одежду.

8. Из предложений 10-12 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
_______________________________________________________________________________________

9. Из предложения 10 выпишите причастный оборот.
_______________________________________________________________________________________

10. Среди предложений 2-4 найдите такое, в котором нет причастного оборота.
______________________________________________________________________________________

11.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы причастий.
Услыш…нный разговор, выкач…нная бочка, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, разве…нные ветром, постро. нный дом, взлеле. нное дитя.
Колебл. мый, озаря. мый, слыш…мый, рекоменду…мый, дремл. щий, стел…щийся, ла…щий, бор. щийся, кле…щий, стро. щийся.

12.Раскройте скобки, выбрав слитное или раздельное написание НЕ с причастиями.
(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное поручение; задача (не) решенная, а только начатая; неприятель (не) обнаружен; (не) исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (не) сжатая рожь; телефон (не) отремонтирован; еще (не) доделанная работа; (не) проходимые леса; (не) забываемое впечатление, (не) проницаемые сумерки; (не) видимое солнце; (не) освещенные солнцем.

Источник статьи: http://znaniya.site/russkii-yazyk/30662185.html

Словари

простое омываньѥ гробное тѣлу бываѥ(т) токмо. (λουτρόν) ГБ к. XIV, 30а.

Омываниѥ д҃ши. бл҃го мо‹лит›вьна‹˫а› [в изд. слитно] сльза. (λουτήρ ἀγαθὸς ψυχῇ τῆς προσευχῆς τὸ δοκρυον) Изб 1076, 77 об.; ни всѧкъ пострига˫аисѧ сп҃стьсѧ нъ иже аще схранить ˫аже мнихомъ достоина˫а орѹжиѥ ѹбо оц҃и пѣниѥ. мл҃твѹ же стѣнѹ. омываниѥ же непорочнѹю слезѹ. исповѣданиѥ расѹди-ша. без нихъже никтоже… видить г(с)а. (λουτήρα) ПНЧ 1296, 48 об.

2. Результат такого действия.

ОМШЫТЬ, омо́ю, омо́ешь; -Шытый; сов., кого-что (устар. и высок.). То же, что обмыть (в 1 знач.). О. лицо. Дождь омыл листву. Боевые знамёна омыты кровью (перен.).

молю вы и заклинаю. да… ни же ѡмываите ѹбогаго моѥго тѣла. ЖФП XII, 63в; ѡна же възьмши рыбы нача ѡмывати. ПрЛ 1282, 80б; А се ѥсть ѹ женъ. аже не възлюбѧть ихъ мѹжи. то ѡмывають тѣло своѥ водою. и тѹ водѹ дають мѹжемъ. КН 1285-1291, 538б; и пришьдше сѹсѣди начаша ѡмывати тѣло ѥго. Пр 1313, 40г; не тѣла на погребенье ѡмывае(т). (λούεται) ГБ к. XIV, 29в; ѹтѣшати маломощны˫а. служ(и)ти болнымъ. ногы сты(х) странныхъ ѡмывати. ЗЦ XIV/XV, 42б; ѥгда бо родисѧ и начаша его ѡмывати в сосꙊдѣ и(ж) бѣ на то Ꙋстроенъ. СбТр XIV/XV, 156; Исше(д) нахоръ… во внутренюю пустыню… и мниха нѣкоего… достигъ вертьпа… к немуже теплѣ припадъ омыва(ш) нозѣ его слезами (πλύνει) ЖВИ XIV-XV, 105в; самъ же по всѧ не(д)ли причащение имаше слезами ѡмыва˫а лице. свое. ЛИ ок. 1425, 189 (1168).

слезами ѡмываю-ще всѧ || прегрѣшень˫а. ЛЛ 1377, 57-57 об. (1068); обѣща очьрнившимъсѧ грѣхы омывати. Пр 1383, 28а; да и ты ѿ ѹнынь˫а въспрѧни. ѡмы-вающи сльзами сво˫а прегрѣшени˫а. КТурКан XII сп. XIV, 226; да сѧ ос҃тѧть воды. и навыкъну(т) омывати грѣхи чл҃вчьски˫а. СбЧуд к. XIV (1), 142б.

1. Смывать пыль, грязь; ополаскивая водой, освежать, очищать.

2. Плескаться обо что-либо (о воде, волнах).

3. Окружать, ограничивать собою (о морях, реках, заливах и т.п.).

ОМЫВА́ТЬ, омываю, омываешь, несовер. (книжн.).

1. несовер. к омыть (ритор.). «Умерших монахов и схимников, как известно, не омывают.» Достоевский.

2. что. О морях, водных пространствах; ограничивать собой, течь около чего-нибудь, окружать своими водами. Африку омывают два океана.

2. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.), что. О водных пространствах: окружать собой. Границы страны омывают моря и океаны.

ОМЫВА́ТЬ -а́ю, -а́ешь; нсв. кого-что.

2. Обдавать со всех сторон (водными струями). Волны омывают подножие горы.

3. Окружать своими водами (о морях, течениях и т.п.). Холодные течения омывают Сахалин. Воды Чёрного моря омывают город с юга.

2. Струиться вокруг чего-л., по сторонам чего-л., обдавать волнами.

В теченье медленном река Вблизи плетень из тростника Волною сонной омывала И вкруг него едва журчала. Пушкин, Руслан и Людмила.

Голубые волны омывают подножие памятника знаменитому русскому путешественнику. Соколов-Микитов, В горах Тянь-Шаня.

3. Окружать своими водами (о морях, течениях и т. п.).

Холодные течения, идущие от северных островов —, омывают Сахалин с обеих сторон. Чехов, Остров Сахалин.

На маленьком острове, омываемом хмурым в этих краях океаном, я познакомился с этим человеком. Б. Полевой, Скальд с далекого фиорда.

Источник статьи: http://sanstv.ru/dict/%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B2%D0%B0

Главред “Грамоты.ру” объясняет самый сложный случай из “Тотального диктанта”: частица “не” со словами на “-мый”

Правило о том, как писать частицу “не” со словами, оканчивающимися на “-мый”, все позабыли, сетует главред «Грамоты.ру» Владимир Пахомов. В таких словах чаще всего допускали ошибки те, кто писал “Тотальный диктант” в этом году. Что же это за правило?

” _id=”5e01375ef4352e43d95a3773″ name=”a055210c1aa3ac4ec5ec5a4c02abd00b.jpg” height=”0″ src=”https://static.life.ru/posts/2016/04/403091/a055210c1aa3ac4ec5ec5a4c02abd00b.jpg” loading=”lazy”/>

Фото: © РИА Новости/Евгений Биятов

— В этом году в тексте диктанта была фраза «с нескрываемым от смертных азартом». Очень многие — даже филологи и некоторые преподаватели — говорили, что в тексте диктанта ошибка. Нет, ошибки нет, — говорит Владимир Пахомов. — Действительно, общее правило гласит: “не” с причастием пишется раздельно, если есть зависимые слова, это правило помнят все. Но в написании слов, которые оканчиваются на “-мый, есть особое правило, известное гораздо меньше. Итак. Если у этих слов на “-мый” есть зависимое слово в творительном падеже, то пишем раздельно. Например: “не скрываемый богами азарт”. Кем — богами, творительный падеж, пишем раздельно. А если у нас зависимое слово не в творительном падеже? Например “нескрываемый от смертных азарт”? От кого — от смертных, родительный падеж. Пишем слитно. Вот и выходит, что на диктанте многие вспомнили про общее правило: если есть зависимое слово, то пишем раздельно, и забыли про то, что для слов на «-мый» действует особенное правило, что здесь не любое зависимое слово отменяет слитное написание.

Фото: facebook.com/Владимир Пахомов

Владимир Пахомов подчеркнул, что результаты “Тотального диктанта” — это повод лингвистам задуматься над формулировками правил в учебниках.

— Ту огромную пищу для размышлений, которую нам дал этот диктант, мы будем обсуждать в феврале на конференции. В ней участвуют и сотрудники орфографической комиссии РАН, и те, кто занимается проблемами кодификации правил орфографии, правил пунктуации. Делятся наблюдениями, смотрят статистику. Вот дал нам диктант такую расстановку знаков препинания, а нам интересно посмотреть, как расставляют знаки в художественной литературе, насколько часто это встречается. Это повод для научной работы, для продолжения исследований по орфографии и пунктуации, но, конечно, это никак не повод для того, чтобы мигом по результатам экзамена взять и переписать полный свод правил правописания.

Напомним, “Тотальный диктант” — это самое массового анкетирование взрослых людей на предмет владения нормами письменной речи. Почти 150 тысяч человек в мире написали тотальный диктант в этом году.

Источник статьи: http://life.ru/p/403091

Русский язык. Литература

Рубрики

  • “Человек есть то, что он читает” (64)
  • 10 класс (401)
  • 11 класс (561)
  • 5 класс (620)
    • Литература (285)
    • Русский язык (184)
  • 6 класс (458)
  • 7 класс (507)
  • 8 класс (674)
  • 8. ОГЭ (13)
  • 9 класс (604)
  • 9″В”. Мы (13)
  • 9в. Доп (33)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (9)
  • Архитектурные стили. Э.Польский (1)
  • ВКласс. Егор и Севастьян (3)
  • Гимназия в лицах и личностях (1)
  • Говорим грамотно (4)
  • ЕГЭ (178)
  • ЕГЭ -КТ (6)
  • Занимаемся летом В 9 класс (20)
  • Индивидуальные траектории (4)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (3)
  • Л. ря 7 (5)
  • М.П. (3)
  • Матвей (18)
  • Метод.сундук (18)
  • Москва (6)
  • МХК (389)
  • Научные исследования (5)
  • Нннн (10)
  • ОГЭ (60)
  • Олимпиады (14)
  • ПП (2)
  • Программы и КТП (7)
  • Проект Geroiskazok.ru (2)
  • Проект Тихона Войтенко (2)
  • Проект Фёдора Сопова (1)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (45)
  • Прочее (282)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
  • Разговор наедине :-) (родителям) (41)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (136)
  • Список для чтения (17)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Философия. Иван Ильин (1)
  • Цитата дня (28)
    • Слова, которые меняют (8)
  • Январь 2023

    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова – это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    Д.з. №2 на 6 марта. Сделать через САЙТ

    Размещено 2.03.17 в рубрике 11 класс

    НА 6 марта задание 11 по Цыбулко (все варианты)+теория по спряжению и правописанию суффиксов причастий и окончаний глаголов и ЭТОТ ТЕСТ только через сайт и только до 6 утра 6 марта
    До 6 утра 6 марта принимаю и выставляю оценки

    1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    неприемл..мый
    подпрыгн..т
    стро..вший
    завеш..нный шторами
    увид..в

    2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    выдвин..шь
    вылет..вший
    незыбл..мый
    отутюж..нный
    наточ..шь

    3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    догон..шь
    озадач..вший
    мы разбуд..м
    омыва..мый
    беспоко..шься

    4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    подстрел..нный
    знаком..шься
    проветр..шь комнату
    провер..вший ошибки
    постро..те

    5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    шепч..шься
    расчист..в
    изобража..мый
    изуч..нный
    перевяж..шь

    6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    недвиж..мый
    прикле..м
    вытерп..шь
    клянч..шь
    пропол..шь

    7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    закруч..нный
    бор..шься
    увид..вший
    огранич..шь
    плещ..шься

    8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    обсуд..шь
    ненавид..мый
    держ..шься
    скаж..шь
    нянч..вший

    9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    обид..вшись
    зате..вшие игру
    повал..нный
    наскуч..вший
    исполня..мый

    10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    выраст. вший
    независ..мый
    принос..шь
    проветр..в
    бор..шься

    Комментарии

    Кирилл Т. написал(а):

    1. строивший
    2. наточишь
    3. омываемый
    4. подстреленный
    5. расчистив
    6. прополешь
    7. ограничишь
    8. скажешь
    9. наскучивший
    10. борешься

    Пинская Ника написал(а):

    1. строивший
    2. наточишь
    3. омываемый
    4. подстреленный
    5. расчистив
    6. прополешь
    7. ограничишь
    8. скажешь
    9. наскучивший
    10. борешься

    Кирилл написал(а):

    1 строивший
    2 наточишь
    3 омываемый
    4 подстреленный
    5 расчистив
    6 прополешь
    7 ограничишь
    8 скажешь
    9 наскучивший
    10 борешься

    Катя Мартыченко написал(а):

    1.строивший
    2.наточишь
    3.омываемый
    4.подстреленный
    5.расчистив
    6.прополешь
    7.ограничишь
    8.скажешь
    9.наскучивший
    10.борешься

    Ивушкина Даша написал(а):

    1-строивший
    2-наточишь
    3-омываемый
    4-подстреленный
    5-расчистив
    6-прополешь
    7-ограничишь
    8-скажешь
    9-наскучивший
    10-борешься

    Андреев Даниил написал(а):

    1 – строивший
    2 — наточишь
    3 — омываемый
    4 — подстреленный
    5 — расчистив
    6 — прополешь
    7 – ограничишь
    8 – скажешь
    9 – наскучивший
    10 — борешься

    Никита Николаев написал(а):

    строивший
    наточишь
    омываемый
    подстреленный
    расчитстив
    прополешь
    ограничишь
    скажешь
    наскучивший
    борешься

    Дымова написал(а):

    1. строивший
    2. наточишь
    3. омываемый
    4. подстреленный
    5. расчитстив
    6. прополешь
    7. ограничишь
    8. скажешь
    9. наскучивший
    10. борешься

    Анастасия Полежаева написал(а):

    1. строивший
    2. наточишь
    3. омываемый
    4. подстреленный
    5. расчистив
    6. прополешь
    7. ограничишь
    8. скажешь
    9. наскучивший
    10. борешься

    Гладышева Мария написал(а):

    1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
    строивший

    2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
    наточишь

    3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
    Омываемый

    4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
    подстреленный

    5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
    расчистив

    6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ё
    прополешь

    7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
    ограничишь

    8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
    скажешь

    9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
    наскучивший

    10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
    борешься

    Маша Д написал(а):

    Аня Каширина написал(а):

    1. строивший
    2. наточишь
    3. омываемый
    4. подстреленный
    5. расчистив
    6. прополешь
    7. ограничишь
    8. скажешь
    9. наскучивший
    10. борешься

    Тамара Авакян написал(а):

    1. строивший
    2. наточишь
    3. омываемый
    4. подстреленный
    5. расчистив
    6. прополешь
    7. ограничишь
    8. скажешь
    9. наскучивший
    10. борешься

    Лилиана написал(а):

    Строивший
    Наточишь
    Омываемый
    Подстреленный
    Расчистив
    Прополешь
    Ограничишь
    Скажешь
    Наскучивший
    Борешься

    Дмитрий Патрушев написал(а):

    1-строивший
    2-наточишь
    3-омываемый
    4-подстреленный
    5-расчистив
    6-прополешь
    7-граничишь
    8-скажешь
    9-наскучивший
    10-борешься

    Егор написал(а):

    1.-строивший
    2.-наточишь
    3.-омываемый
    4.-подстреленный
    5.-расчистив
    6.-прополешь
    7.-граничишь
    8.-скажешь
    9.-наскучивший
    10.-борешься

    Маша Гр написал(а):

    1 — строивший
    2 — наточишь
    3 — омываемый
    4 — подстреленный
    5 — расчистив
    6 — прополешь
    7 — ограничишь
    8 — скажешь
    9 — наскучивший
    10 — борешься

    Устюжанина Анна написал(а):

    1. строивший
    2. наточишь
    3. омываемый
    4. подстреленный
    5. расчистив
    6. прополешь
    7. ограничишь
    8. скажешь
    9. наскучивший
    10. борешься
    Лучше поздно, чем никогда. С латинского: Potius sew, quam nunquam (потиус серо, квам нунквам).

    Дарья Зольникова написал(а):

    1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    неприемл..мый
    подпрыгн..т
    стро..вший +
    завеш..нный шторами
    увид..в

    2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    выдвин..шь
    вылет..вший
    незыбл..мый
    отутюж..нный
    наточ..шь +

    3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    догон..шь
    озадач..вший
    мы разбуд..м
    омыва…мый +
    беспоко..шься

    4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    подстрел..нный +
    знаком..шься
    проветр..шь комнату
    провер..вший ошибки
    постро..те

    5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    шепч..шься
    расчист..в+
    изобража..мый
    изуч..нный
    перевяж..шь

    6. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    недвиж..мый
    прикле..м
    вытерп..шь
    клянч..шь
    пропол..шь +

    7. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    закруч..нный
    бор..шься
    увид..вший
    огранич..шь +
    плещ..шься

    8. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    обсуд..шь
    ненавид..мый
    держ..шься
    скаж..шь+
    нянч..вший

    9. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    обид..вшись
    зате..вшие игру
    повал..нный
    наскуч..вший +
    исполня..мый

    10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

    выраст…вший
    независ..мый
    принос..шь
    проветр..в
    бор..шься+

    Настя Канджа написал(а):

    1) строивший
    2) наточишь
    3) омываемый
    4) подстреленный
    5) расчистив
    6) прополешь
    7) увидивший ошибка!
    8) скажешь
    9) наскучивший
    10) борешься

    Аня Попова написал(а):

    1.строивший
    2.наточишь
    3.омываемый
    4.подстреленный
    5.расчистив
    6.прополешь
    7.ограничишь
    8.скажешь
    9.наскучивший
    10.борешься

    Кубалова Маша написал(а):

    1. строивший
    2. наточишь
    3. омываемый
    4. подстреленный
    5. расчистив
    6. прополешь
    7. ограничишь
    8. скажешь
    9. наскучивший
    10. борешься

    Источник статьи: http://rusq.ru/?p=10389

    В этом причастии пишется суффикс – ем – ( – ом – ) : движ?

    Русский язык | 5 – 9 классы

    В этом причастии пишется суффикс – ем – ( – ом – ) : движ.

    14. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква И?

    14. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква И.

    1. подразумева…мый, соседоточ…нный 2.

    Правописание причастий Развева?

    Правописание причастий Развева.

    Вставить пропущенный буквы?

    Вставить пропущенный буквы.

    Щий, колыш…щийся, кол…щий, плач…щий, стел…щийся, стро…щийся, та…щий, хмур…щий, хохоч…щий ; вид…мый, движ…мый, изуча…мый, колебл…мый, независ…мый, освеща…мый, слыш…мый, увлека…мый.

    Найди слово в котором пишется буква И : а) слыш?

    Найди слово в котором пишется буква И : а) слыш.

    Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?

    Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?

    Подберите к причастиям подходящие существительные.

    Запишите словосочетания, обозначая суффиксы причастий.

    Завис(е / и)мый, бор( ю / я )щийся, слыш( и / е )мый, слыш( у / а )щий, хлопоч( у / а )щий, вид ( е / и )мый, держ ( у / а)щий, управля ( е / и)мый, Дыш ( а / у)щий, озаря ( е / и )мый.

    Запишите в два столбика причастия с суффиксами – ем – , – им – и вставьте попуски в буквах?

    Запишите в два столбика причастия с суффиксами – ем – , – им – и вставьте попуски в буквах.

    Мый в стену гвоздь, спряга.

    1) Спиши, вставив пропущенные буквы, выдели суффикс, укажи время причастий?

    1) Спиши, вставив пропущенные буквы, выдели суффикс, укажи время причастий.

    Слыш…мого рокота, вид…мый в микроскоп, навева…мый воспоминаниями, огражда…мый от невзгод, колебл…мый ветром, озаря…мого луной, ороша…мый водами, леле…мый родителями, оберега…мый товарищами, невид…мый глазом, обижа…мый братом, ожида…мого поезда, освеща…мый светом, согрева…мый солнцем.

    (Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?

    (Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?

    Подберите к причастиям подходящие существительные.

    Запишите словосочетания, обозначая суффиксы причастий.

    ) Завис(е / и)мый, бор(ю / я)щийся, слыш(и / е)мый, слыш(у / а)щий, хлопоч(у / ф)щий, вид(е / и)мый, держ(у / а)щий, управля(е / и)мый, дыш(а / у)щий, озаря(е / и)мый.

    Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?

    Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?

    Подберите к причастиям подходящие существительные.

    Запишите словосочетания, обозначая суффиксы причастий.

    Завис(е / и)мый, бор( ю / я )щийся, слыш( и / е )мый, слыш( у / а )щий, хлопоч( у / а )щий, вид ( е / и )мый, держ ( у / а)щий, управля ( е / и)мый, Дыш ( а / у)щий, озаря ( е / и )мый.

    Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?

    Какую букву вы напишите в суффиксах причастий настоящего времени?

    Подберите к причастиям подходящие существительные.

    Запишите словосочетания, обозначая суффиксы причастий.

    Завис(е / и)мый, бор( ю / я )щийся, слыш( и / е )мый, слыш( у / а )щий, хлопоч( у / а )щий, вид ( е / и )мый, держ ( у / а)щий, управля ( е / и)мый, Дыш ( а / у)щий, озаря ( е / и )мый.

    Перед вами страница с вопросом В этом причастии пишется суффикс – ем – ( – ом – ) : движ?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 – 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.

    Набережная существительное одной чертой(какая) красивая двумя чертами Около подчеркиваем волнистой линией в. В сл моря одна черта существительное Время дня одной чертой сущ какое жаркое двумя чертами ветвями какими большими.

    А) парочку Б) дразнится В) стишок.

    1 схема. Солнце светит. Повествовательное. 2 схема. Девочка делает зарядку. Повествовательное. 3 схема. С дерева упало сочное яблоко. Повествовательное. 4схема. Мальчик думает о маме и о папе. Повествовательное. 5схема. Крпсивый лебедь п..

    Жила – была бедная старушка. Такая она была бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у неё соседка – злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью её попрекала. И вдруг заметила соседка : как только она принимается хлеб ..

    1. Звуки речи 2. Сами звуки 1. Песня 2. Басня 3. Конец.

    Розы – существительное , укрывают – глагол , на – предлог, зиму – существительное , потому – наречие , что – наречие , побеги – существительное , непокрытая – прилагательное , снегом – существительное , обмерзают – глагол , при – предлог , низких – п..

    Начнем с главных членов предложения. 1) Хорош лес 2) окрашена листва 3) расстилаются листья 4) видны шляпки а теперь определение и дополнение. Дополнение(сущ. ) – 1) дни, 2) цвет, 3) – , 4) – . Определение(в данном случае это прилагательные) – 1)..

    ПрЕломление ПрЕподнести ПрЕкратить споры ПрЕстиж ПрЕзумция ПрЕмьера ПрЕвратно понятый ПрЕсимпатичный ПрЕсимпатичный.

    Решение в приложении Всё остальное у Вас правильно.

    Раз – вед – чи – ки | р а с в * э ч * и к * и | 4 слога р (р) согл. , зв. Непарн. , тв. Непарн. , а (а) глас. , безуд. , з (с) согл. , глух. Парн. , тв. Парн. , в (в) согл. , зв. Парн. , мягк. Парн. , е (э) глас. , уд. , д ч(ч) сог..

    Источник статьи: http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/2941623_v-etom-pricastii-pisetsa-suffiks-em/

    Русский язык. Литература

    Рубрики

    • “Человек есть то, что он читает” (64)
    • 10 класс (401)
    • 11 класс (561)
    • 5 класс (620)
      • Литература (285)
      • Русский язык (184)
    • 6 класс (458)
    • 7 класс (507)
    • 8 класс (674)
    • 8. ОГЭ (13)
    • 9 класс (604)
    • 9″В”. Мы (13)
    • 9в. Доп (33)
    • Temet nosce (Познай самого себя!) (9)
    • Архитектурные стили. Э.Польский (1)
    • ВКласс. Егор и Севастьян (3)
    • Гимназия в лицах и личностях (1)
    • Говорим грамотно (4)
    • ЕГЭ (178)
    • ЕГЭ -КТ (6)
    • Занимаемся летом В 9 класс (20)
    • Индивидуальные траектории (4)
    • Концепция сайта (2)
    • Критерии оценок (3)
    • Л. ря 7 (5)
    • М.П. (3)
    • Матвей (18)
    • Метод.сундук (18)
    • Москва (6)
    • МХК (389)
    • Научные исследования (5)
    • Нннн (10)
    • ОГЭ (60)
    • Олимпиады (14)
    • ПП (2)
    • Программы и КТП (7)
    • Проект Geroiskazok.ru (2)
    • Проект Тихона Войтенко (2)
    • Проект Фёдора Сопова (1)
    • Проекты. Рефераты. Дипломы (45)
    • Прочее (282)
      • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
    • Разговор наедине :-) (родителям) (41)
    • РКИ (9)
    • Спецкурс (136)
    • Список для чтения (17)
    • Творческие работы (1)
    • Участники, победители, призёры (1)
    • Учебные программы (1)
    • Философия. Иван Ильин (1)
    • Цитата дня (28)
      • Слова, которые меняют (8)
  • Январь 2023

    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова – это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    Размещено 12.12.18 в рубрике 11 класс

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    1) раздел..шь, преобразу..мый
    2) колебл..мый, раскраш..нный
    3) курлыч..щие (журавли), (хирурги) леч..т
    4) трат..щиеся (средства), (они) мол..т о помощи
    5) умнож..вший, отгон..шь

    1) дыш..щий ровно, (мастера) выточ..т (деталь)
    2) откусыва..шь, встреч..нный
    3) маяч..т (огни), пряч. щийся (в кустах)
    4) распущ..нный, засмотр..шься
    5) разлож..шь, муч..мый

    1) сломл..нный, омыва..мый
    2) завеш..нный шторами, увид..в
    3) (они) затащ..т, скач..щий
    4) увид..вший, просе..шь
    5) чин..щий (утюг), (кузнецы) выку..т

    1) расстав..в, насыпл..шь
    2) во..щий (на луну), броса..щийся (на всех)
    3) провод..шь, заслуж..нный
    4) (мы) разбуд..м. омыва..мый
    5) курлыч..щие (журавли), флаги трепещ..т

    1) перекормл..нный, проед..шься
    2) (овцы) щипл..т (траву), дав..щая повязка
    3) догон..шь, озадач..вший
    4) подпрыгн..шь, стро..вший
    5) жажд..щий успеха, сороки стащ..т

    1) постигн..шь, заброш..нный
    2) (родители) тревож..тся, ропч..щий (на судьбу)
    3) выдвин..шь, незыбл..мый
    4) сража..щийся (отряд), (они) ночу..т (в палатке)
    5) отутюж..нный, беспоко..шься

    1) (они) неж..тся (на солнце), слыш..щийся (издали)
    2) исправ..вший (ошибки), проветр..шь комнату
    3) подстрел..нный, зате..вшие игру
    4) изобража..мый, расчист..в
    5) повал..нный, знаком..шься

    1) наточ..шь, вылет..вший
    2) постро..те, шепч..шься
    3) изуч..нный, перевяж..шь
    4) выраст..вший, независ..мый
    5) (много) знач..щие (жесты), клокоч..щий вулкан

    1) обид..вшись, увид..вший
    2) погас..м свечи, неопису..мая радость
    3) тащ..щийся в гору, (они) калеч..т (здоровье)
    4) скаж..шь, нянч..вший
    5) ненавид..мый, держ..шься

    1) (тракторы) паш..т, скач..щие (всадники)
    2) закруч..нный, плещ..шься
    3) недвиж..мый, прикле..м
    4) блещ..щий (залив), (звери) меч..тся
    5) закле..вший, расстрел..нный

    Комментарии

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

    2) колеблемый, раскрашенный
    4) тратящиеся (средства), (они) молят о помощи
    5) умноживший, отгонишь

    1) дышащий ровно, (мастера) выточат (деталь)
    2) откусываешь, встреченный
    5) разложишь, мучимый

    1) сломленный, омываемый
    2) завешенный шторами, увидев
    4) увидевший, просеешь

    2) воющий (на луну), бросающийся (на всех)
    5) курлычущие (журавли), флаги трепещут

    1) перекормленный, проедешься
    3) догонишь, озадачивший

    1) постигнешь, заброшенный
    3) выдвинешь, незыблемый
    4) сражающийся (отряд), (они) ночуют (в палатке)

    1) (они) нежатся (на солнце), слышащийся (издали)
    2) исправивший (ошибки), проветришь комнату

    3) изученный, перевяжешь
    4) вырастивший, независимый

    1) обидевшись, увидевший
    3) тащащийся в гору, (они) калечат (здоровье)
    5) ненавидимый, держишься

    1) (тракторы) пашут, скачущие (всадники)
    2) закрученный, плещешься
    3) недвижимый, приклеим
    4) блещущий (залив), (звери) мечутся

    Рустам написал(а):

    Полина написал(а):

    Ксения Харламова написал(а):

    1) 245
    2) 125
    3) 124
    4) 25
    5) 13
    6) 134
    7) 12
    8) 34
    9) 135
    10) 1234

    Маша Войновская написал(а):

    Источник статьи: http://rusq.ru/?p=14687

    100 баллов. ВО ВСЕХ СЛОВАХ ВСТАВИТЬ БУКВЫ:1.В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?Оберега..мый, омыва..мый, расста..вшийУсыпля..мый, кле..вший,овева..мыйОзлобл..нный,броса..мый,чита..мыйБрос..вший, называ..мый, увид..нный2.В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?Крас..щий, колебл..щийся, зеленее..щийсяМаш..щая,слыш..щая,рокоч..щийЧереду..щиеся,чувству..щий, стел..щимсяБарабан..щий, шеству..щий,пен..щихся3.В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?Вид..мый, реша..мый, изуч..нныйПрипа..нный, разгорож..нный, слышимыйПодхвач..нный, избира..мый, передава..мыйУправля..мая, слож..ны, завис..мый 4.В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?Незабыва..мое событие, о приближающ..йся туче, у заросш..го прудаВ разваливш..йся избушке, чарующ..м звучанием, о всеобщ..м призванииРаста..вший снег, игра..щие дети,пен..щиеся волныВыгора..мые на солнце, движущ..Йся автомашины, стелющ..мся туманом​

    Вопрос школьника по предмету Русский язык

    100 баллов. ВО ВСЕХ СЛОВАХ ВСТАВИТЬ БУКВЫ:
    1.В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?

    Оберега..мый, омыва..мый, расста..вший

    Брос..вший, называ..мый, увид..нный

    2.В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?

    Крас..щий, колебл..щийся, зеленее..щийся

    3.В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?

    Припа..нный, разгорож..нный, слышимый

    Подхвач..нный, избира..мый, передава..мый

    Управля..мая, слож..ны, завис..мый

    4.В каком варианте ответа во всех словах пропущена одна и та же гласная?

    Незабыва..мое событие, о приближающ..йся туче, у заросш..го пруда

    В разваливш..йся избушке, чарующ..м звучанием, о всеобщ..м призвании

    Раста..вший снег, игра..щие дети,пен..щиеся волны

    Выгора..мые на солнце, движущ..Йся автомашины, стелющ..мся туманом

    Ответ учителя по предмету Русский язык

    Оберегаемый, омываемый, растаявший

    Бросивший, называемый, увиденный

    Красящий, колеблющийся, зеленеющийся

    Чередующиеся,чувствующий, стелющимся

    3.В каком варианте ответа во всех словах на месте пропуска пишется гласная е?

    Видимый, решаемый, изученный

    Припаянный, разгороженный, слышимый

    Подхваченный, избираемый, передаваемый

    Управляемая, сложены, зависимый

    Незабываемое событие, о приближающейся туче, у заросшего пруда

    В развалившейся избушке, чарующим звучанием, о всеобщем призвании

    Растаявший снег, играющие дети,пенящиеся волны

    Выгораемые на солнце, движущиЙся автомашины, стелющимся туманом

    Источник статьи: http://ded-otvet.ru/100-%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2-%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%85-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%85-%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B1/

    Правописание частицы не с глагольными образованиями на -мый

    7 класс

    Правописание глагольных форм на -мый является одним из самых трудных вопросов орфографии. Ключом для безошибочного написания частицы не в таких случаях является правильное отнесение данного слова к соответствующей части речи – причастию или прилагательному, поскольку каждая из этих частей речи подчиняется своим правилам орфографии. Неумение различать отглагольные прилагательные на -мый и причастия приводит к устойчивым ошибкам в работах школьников.

    К сожалению, в школе изучение правописания глагольных образований на -мый в рамках традиционной программы не предусматривается, однако опыт работы подсказывает, что знакомство с правописанием таких слов надо начинать уже с 7-го класса.

    Необходимость этого объясняется наличием в учебнике упражнений, требующих выбора слитного/раздельного написания частицы не с этими глагольными формами.

    Так, в упражнении № 101 (Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык. 7-й класс. М.: Просвещение, 1993) даются формы (не)видимый, (не)сокрушимой. Как писать не с этими словами? Как определить, к какой части речи они относятся? Учебник не дает ответов на эти вопросы. Видимо, предполагается, что ученик сможет разрешить проблему самостоятельно. Думаю, сказанного уже достаточно, чтобы убедить коллег в необходимости изучения правописания глагольных форм на -мый именно на этом этапе обучения.

    Статья опубликована при поддержке интернет-сайта «receptino.ru». На сайте Вы найдёте популярные кулинарные рецепты приготовления блюд с пошаговыми инструкциями и фотографиями, а также секреты кулинарии. Салаты, супы, блюда из мяса, рыбы, птицы, овощей, творога, яиц, грибы, домашнее консервирование, закуски, выпечка и многое другое. Выбирайте понравившееся блюдо, например, плов (http://receptino.ru/plovy/1718-plov-iz-telyatiny-v-multivarke) и готовьте с удовольствием! Приятного аппетита!

    На одном из уроков закрепления темы «Не с причастиями» ученикам предлагается такое задание:

    Раскрыть скобки, объяснив слитное и раздельное написание не:

    1) (не)законченный эксперимент; (не)законченный лабораторией эксперимент; эксперимент (не)закончен; эксперимент до сих пор (не)закончен;
    2) (не)просохшая после дождя земля; (не)просохшая земля; (не)утихающий, а усиливающийся ветер;
    3) (не)замеченная ошибка; (не)обнаруженные при осмотре дефекты; (не)поладки (не)устранены;
    4) (не)прекращающийся всю ночь снегопад; (не)прекращающиеся метели; движение транспорта (не)прекращено;
    5) (не)принятое комиссией предложение; (не)приятный для всех разговор; решение (не)принято;
    6) совсем (не)исследованные районы; совсем (не)исследованные геологами районы;
    7) (не)установленные до конца причины; совершенно (не)выясненные обстоятельства;
    8) (не)заменимый на данной работе сотрудник; никем (не)заменимый сотрудник; (не)любимая ребенком игрушка.

    Последнее, восьмое задание позволяет создать на уроке проблемную ситуацию: ученики не могут правильно объяснить слитное/раздельное написание не в этих примерах.
    Поставим вопрос: (не)заменимый, (не)любимый – это причастия или прилагательные?
    Нужно обратить внимание учеников на суффиксы обоих слов (в данном случае – -им-) и подвести их к мысли, что по форме они похожи на страдательные причастия настоящего времени. Здесь полезно обратиться к таблице «Образование страдательных причастий настоящего времени» (см. учебник, с. 39). Ребята должны вспомнить, что интересующая нас разновидность причастий не образуется ни от глаголов совершенного вида, ни от непереходных глаголов несовершенного вида. Стоит поговорить и о том, в каких контекстах употребляются страдательные причастия настоящего времени:

    (обратим внимание на то, что подлежащее исходного предложения в конструкциях со страдательным причастием превращается в дополнение в форме тв. п.).
    Вернемся к поставленному вопросу. От каких глаголов образованы интересующие нас слова?

    На отглагольные прилагательные с -ем-/-им- распространяются правила правописания имен прилагательных, а не причастий: частица не может писаться слитно с полными прилагательными такого типа и при наличии зависимых, поясняющих слов, а также с прилагательными такого типа в краткой форме: методы работы неприменимы в данных условиях, запасы солнечной энергии неистощимы, независимое от ударения написание и т.д.

    Раздельно с не пишутся отглагольные прилагательные на -мый в двух случаях:

    1) если от них зависят отрицательные местоимения или наречия с частицей ни (ср.: почти неизлечимая болезнь – не излечимая никакими средствами болезнь);
    2) если при них есть частицы далеко не, отнюдь не и др. (ср. у него независимый характер – это отнюдь не зависимый показатель).

    Необычно ведут себя отглагольные образования на -мый, восходящие к переходным глаголам несовершенного вида: будучи формально «законными» причастиями, в сочетании с не они ведут себя то как причастия, то как прилагательные. Они считаются причастиями и пишутся раздельно с не, когда:

    1) от них зависят отрицательные местоимения и наречия с частицей ни (никем не любимый человек, нисколько не почитаемый праздник);
    2) от них зависит дополнение в форме тв. п. (не любимая ребенком игрушка, не определяемое нами понятие – но: неопределяемое в рамках этой теории понятие).

    В этом и заключается особенность страдательных причастий настоящего времени: все остальные пишутся раздельно с не при наличии любых зависимых слов (слова со значением высшей степени качества не в счет). Ср.: нелюбимая с детства игра – не полюбившаяся с детства игра, неопределяемое в данной теории понятие – не определенное в данной теории понятие).

    Эта особенность отглагольных образований на -мый делает правило еще более запутанным. Чтобы справиться с ним, удобно воспользоваться приведенным ниже алгоритмом.

    Следует, однако, иметь в виду, что отглагольные прилагательные на -мый очень часто без не не употребляются и поэтому пишутся слитно с этой частицей (полный их список приводится ниже).

    Алгоритм правописания отглагольных образований на -мый

    Теперь необходимо вернуться к записанным словам и выяснить, как же пишется с ними частица не.

    (Не)заменимый на данной работе сотрудник: (не)заменимый – слово образовано от глагола заменить совершенного вида; это отглагольное прилагательное. При слове нет отрицательного местоимения, нет части типа отнюдь не. Вывод: пишу незаменимый на данной работе. Никем (не)заменимый сотрудник: к отглагольному прилагательному относится отрицательное местоимение.

    Вывод: пишу никем не заменимый сотрудник.

    (Не)любимая ребенком игрушка: (не)любимая – слово образовано от глагола любить несовершенного вида, переходного. Это причастие на -мый. Оно пишется с не раздельно, если у него есть зависимое слово в тв. п.: (не)любимый (кем? чем?) ребенком – значит, пишу не любимая ребенком игрушка.

    На этом этапе урока очень важно строго соблюдать шаги алгоритма, чтобы избежать ошибочных написаний.

    После того как основное правило разграничения отглагольных образований на -мый осмыслено учащимися, полезно записать в словари исключения, то есть слова, которые пишутся с не всегда слитно. Эти 45 слов входят в активный словарный запас школьников и часто употребляются ими в различных письменных работах. Не стоит требовать от учеников заучивания этих слов. Постоянная работа со словарем, включение этих слов в разного рода диктанты сформируют необходимый навык правописания. Таблица с этими словами может постоянно находиться на стенде в кабинете русского языка в качестве зрительной опоры.

    На заключительном этапе урока предложим ученикам следующее упражнение:

    Объясните написание не с прилагательными на -мый в данных примерах.

    Никем несокрушимая сила, неразличимые невооруженным глазом детали, неуловимое для глаз движение, никем не уловимое движение, ничем не объяснимый случай, ни с чем не сравнимая радость, непереводимое на другой язык выражение, не нарушаемая нами тишина; не спрягаемая, а склоняемая часть речи.

    В конце урока учащиеся получают домашнее задание: выучить алгоритм, внимательно перечитать слова-исключения и выполнить синтаксический разбор предложений, расставив в них знаки препинания, раскрыв скобки и объяснив орфограммы.

    1. Многое в них было (не)понятно закрыто (н_)кем (не)ощутимой (н_)кому (не)видимой завесой.

    2. Ему самому захотелось что есть духу бежать туда где на снегу лежал этот маленький (н_)кем (не)любимый человек оказавшийся вдруг таким стойким.

    На следующем уроке материал закрепляется уже на более сложных примерах. Хочу порекомендовать коллегам упражнение из книги: Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М.: Просвещение, 1990. С. 140, № 302.

    Богатый материал содержится и в пособии Хлебниковой А.В., Плотниковой А.В. Сборник текстов для закрепления навыков орфографии и пунктуации. М.: Просвещение, 1967. С. 136–138.

    Думаю, что каждый учитель отберет необходимый материал с учетом возможностей своего класса. Предложенная система, проверенная в работе автора в течение нескольких лет, дает хорошие результаты и позволяет добиться устойчивого орфографического навыка.

    Надеюсь, что описанный в статье опыт работы заинтересует коллег-словесников и окажет им практическую помощь в изучении трудных вопросов правописания.

    Источник статьи: http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200301005

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями: