Как правильно пишется слово «олицетворение»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вещун — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «олицетворение»
Синонимы к слову «олицетворение»
Предложения со словом «олицетворение»
- Для меня её образ стал олицетворением внутренней силы, безграничных человеческих возможностей, творчества во всех его проявлениях, невероятной женской красоты, гармонии и счастья.
Цитаты из русской классики со словом «олицетворение»
Сочетаемость слова «олицетворение»
Каким бывает «олицетворение»
Значение слова «олицетворение»
ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. олицетворить—олицетворять (в 1 знач.). Олицетворение сил природы. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «олицетворение»
- Говоря о России, постоянно воображают, будто говорят о таком же государстве, как и другие; на самом деле это совсем не так. Россия — целый особый мир, покорный воле, произволению, фантазии одного человека, — именуется ли он Петром или Иваном, не в том дело: во всех случаях одинаково это — олицетворение произвола.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «олицетворение»
ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. олицетворить—олицетворять (в 1 знач.). Олицетворение сил природы.
Предложения со словом «олицетворение»
Для меня её образ стал олицетворением внутренней силы, безграничных человеческих возможностей, творчества во всех его проявлениях, невероятной женской красоты, гармонии и счастья.
Ты – олицетворение сил природы и мать троих моих самых любимых детишек на планете.
Почтительное отношение китайцев не распространялось на чёрных собак, которые считались олицетворением злых сил, символом природных катаклизмов и неблагоприятных факторов.
Значение слова «олицетворение»
1. Действие по глаг. олицетворить—олицетворять (в 1 знач.). Олицетворение сил природы.
2. Изображение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа. [В псалтыри] изображены реки по-античному. Сидят две человеческие фигуры, — из урн выливают потоки рек. — Подобные же олицетворенья рек встречаются и в Русских миниатюрах. Буслаев, Образцы иконописи в Публичном музее.
3. чего. Воплощение идеи, понятия или каких-л. свойств, качеств в человеческой личности. [Отец] показался мне в эту минуту олицетворением мужской красоты и силы. Бунин, Заря всю ночь. [Амакасу] сидел выпрямившись, положив руки на эфес сабли, — олицетворение спокойствия и воинской выдержки. Диковский, Патриоты.
4. Лит. Прием художественного изображения, состоящий в наделении животных и неодушевленных предметов человеческими свойствами (чувствами, мыслями, речью и т. п.).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ОЛИЦЕТВОРЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. олицетворить-олицетворять. О. сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой-н. стихийной силы, явления природы в образе живого
Бог Перун в славянской мифологии был олицетворением грома и молнии. || чего. Воплощение идеи или понятия в человеческой личности, в образе живого существа. Он был живым олицетворением скупости. Для Маркелова Еремей был как бы олицетворением русского народа. Тргнв. 3. Поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных (напр. дар речи и т. п.; лит.). О. — обычный прием в баснях.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
олицетворе́ние
2. результат такого действия; воплощение, конкретное, наглядное, реальное выражение чего-либо
3. филол. вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рационал — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Склонение существительного «олицетворение»
Существительное «олицетвор е́ ние» (неод.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? |
олицетвор е́ ние | олицетвор е́ ния |
Родительный Кого? Чего? |
олицетвор е́ ния | олицетвор е́ ний |
Дательный Кому? Чему? |
олицетвор е́ нию | олицетвор е́ ниям |
Винительный (неод.) Кого? Что? |
олицетвор е́ ние | олицетвор е́ ния |
Творительный Кем? Чем? |
олицетвор е́ нием | олицетвор е́ ниями |
Предложный О ком? О чём? |
олицетвор е́ нии | олицетвор е́ ниях |
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наспаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «олицетворение»
Синонимы к слову «олицетворение»
Предложения со словом «олицетворение»
- Для меня её образ стал олицетворением внутренней силы, безграничных человеческих возможностей, творчества во всех его проявлениях, невероятной женской красоты, гармонии и счастья.
Цитаты из русской классики со словом «олицетворение»
Сочетаемость слова «олицетворение»
Каким бывает «олицетворение»
Значение слова «олицетворение»
ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. олицетворить—олицетворять (в 1 знач.). Олицетворение сил природы. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «олицетворение»
- Говоря о России, постоянно воображают, будто говорят о таком же государстве, как и другие; на самом деле это совсем не так. Россия — целый особый мир, покорный воле, произволению, фантазии одного человека, — именуется ли он Петром или Иваном, не в том дело: во всех случаях одинаково это — олицетворение произвола.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «олицетворение»
ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. олицетворить—олицетворять (в 1 знач.). Олицетворение сил природы.
Предложения со словом «олицетворение»
Для меня её образ стал олицетворением внутренней силы, безграничных человеческих возможностей, творчества во всех его проявлениях, невероятной женской красоты, гармонии и счастья.
Ты – олицетворение сил природы и мать троих моих самых любимых детишек на планете.
Почтительное отношение китайцев не распространялось на чёрных собак, которые считались олицетворением злых сил, символом природных катаклизмов и неблагоприятных факторов.
Значение слова олицетворение
Словарь Ушакова
олицетвор е ние, олицетворения, ср. (книж.).
1. только ед. Действие по гл. олицетворить-олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов.
2. чего. Воплощение какой-нибудь стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Бог Перун в славянской мифологии был олицетворением грома и молнии.
| чего. Воплощение идеи или понятия в человеческой личности, в образе живого существа. Он был живым олицетворением скупости. «Для Маркелова Еремей был как бы олицетворением русского народа.» А.Тургенев .
3. Поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных (напр. дар речи и т.п.; лит.). Олицетворение – обычный прием в баснях.
Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник
(греч. prosopopofia , от prosopon — лицо и poieo — делаю) — один из типов аллегории: стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку: «Обвеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит; из летних листьев разве сотый, блестя осенней позолотой, еще на ветке шелестит» (Ф.И. Тютчев).
О. — один из древнейших тропов. О. было связано в древности с анималистическими представлениями и религиозными верованиями. О. занимает большое место в мифологии (например, Уран (Небо) и Гея (Земля) — личностно-оформленные стихии, отношения между которыми уподобляются человеческому бракосочетанию), в фольклоре: фантастические и зоологические персонажи былин, сказок, легенд и т.п.; «олицетворяются» явления природы, быта (печь, зеркальце и др.).
На О. строится один из самых близких к фольклору жанров — басня, уходящая корнями в глубокую древность. Например: «В лесу воспитанная с негой, под тяжкой трется ось телегой и, неподма-занна, кричит. А Бык, который то везет, везя молчит, изображает ось господчика мне нежна, который держит худо счет, по-русски мот, а Бык — крестьянина прилежна. Страдает от долгов обремененный мот, а этого не воспомянет, что пахарь, изливая пот, трудится и тягло ему на карты тянет» (Сумароков. Ось и Бык).
О. — важнейший структурный элемент античной и средневековой литературы, в частности древнерусской. Например — разговор княза Игоря с рекой в «Слове о полку Игореве».
В современном языке О. чаще1 всего встречаются в языке художественной литературы. Особенно часто писатели обращаются к О., описывая картины природы. Мастерски использовал этот троп Есенин. К клену поэт обращался как к старому доброму знакомому: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел». В его поэзии Заря окликает другую; Плачут вербы, шепчут тополя; Спит черемуха в белой накидке; Стонет ветер, протяжен и глух; Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже; Липы тщетно манят нас, в сугробы ноги погружая.
Как сильное изобразительное средство выступает О. и в художественной прозе. Например: «Непуганая ташкентская весна прошла за окнами, вступила в лето. Фруктовый ларек торговал и для больных тоже — но мои ссыльные копеечки поеживались от цен» (А. Солженицын).
О. употребительно и в обиходно-разговорной речи: Песня за душу берет.
О. бывает неразвернутым — в рамках одного, реже двух предложений: «И если туча оросит, блуждая, лист его дремучий. » (А. Пушкин); развернутым — обычно при уподоблении изображаемого человеку, нередко такое О. ложится в основу стихотворения («Утес» Лермонтова); контекстуальным, преимущественно при описании ситуации: «Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами» (А. Пушкин); содержательно обусловленным, предполагающим более глубокое осмысление изображаемого: «Аисты знают, где селиться» (В. Песков).
Особым видом О. является персонификация (от лат. persona — лицо, facere — делать) — полное уподобление неодушевленного предмета человеку. В этом случае предметы наделяются не частными признаками человека (как при О.), а обретают реальный человеческий облик. Например: «Жил на свете маленький цветок. Он рос один на пустыре. Нечем было ему питаться в камне и глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра; из ветра упадали на глину пылинки; и в тех пылинках находилась пища цветку. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям.
Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев» (А. Платонов. Неизвестный цветок).
Может показаться, что речь идет не о цветке, а о человеке. Это придает речи яркие краски, помогает нарисовать живой образ.
Прием персонификации особенно ценят поэты. Блистательное его применение находим в описани М.Ю. Лермонтовым Терека и Каспия в стихотворении «Дары Терека».
Примерам искусного применения тропа можно противопоставить случаи неудачных О., которые возникают иногда в речи по недосмотру авторов. Так, пишут: Деталь бросается в ванну; Ко встрече большой воды готовятся откачивающие средства и другие механизмы; Четыре тысячи пальто отсюда ежедневно отправляются в магазины столицы; В помощь охотнику в сани впрягается собака; Поросята сразу после рождения обмываются и вытираются полотенцем и т. д. Причина подобных каламбуров в неудачном использовании возвратных глаголов, которые могут указывать на действие и субъекта, и объекта, порождая двусмысленность.
Лит.: Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу.— Т. 1—3. — М., 1866—1869; Белецкий А. В мастерской художника слова (гл. 6. Изображение живой и мертвой природы) // Избр. труды по теории литературы. — М., 1964; Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля // Историческая поэтика. — М., 1989; Квятковский А. Поэтический словарь. — М., 1964; Голуб И.Б., Розен-таль Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.
Источник статьи: http://znachenie-slova.ru/%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Что такое олицетворение и как отличить его от метафоры?
В художественной литературе часто можно встретить интересные образы, которые противоречат действительности, но очень удачно передают признаки тех или иных явлений. Вам наверняка приходилось слышать фразы «закатилось солнце» или «дремлет тополь». Вполне очевидно, что тополь не может дремать, а солнце не закатывается. Однако подобные образы оживляют повествование и наделяет его особыми чертами. Все это – заслуга олицетворений.
Олицетворение: что это такое и для чего используется?
Как и любой художественный троп, олицетворение применяется для усиления качеств и характеристик предмета или явления. Мы часто слышим выражения вроде таких: «тучи плывут», «ива плачет» и так далее. Вполне очевидно, что растение не может плакать, а тучи не умеют плавать. Однако мы так часто употребляем эти образы, что не задумываемся о том, что это не соответствует действительности.
Простыми словами олицетворение – это передача растениям, явлениям, животным и предметам умений, навыков и качеств, которые чаще всего присущи именно человеку.
Кратко разберём, что такое олицетворение и как правильно использовать его в тексте.
Что такое олицетворение: понятие и признаки
Олицетворение в русском языке – это приём, суть которого заключается в наделении человеческими качествами (персонификации) явления и предметы.
Чтобы было проще запомнить значение слова «олицетворение», разберём его суть:
- Оно происходит от глагола олицетворять;
- Оно пришло из греческого языка. В точном переводе олицетворение – это персонификация, которая и означает наделение чего-либо неживого человеческими качествами, умениями и навыками;
- Его сущность заключается в наделении чего-либо неживого человеческими чертами;
- Оно может воплощать стихийные силы или природные явления в образе какого-либо живого существа;
- В его понятие входит воплощение какой-либо идеи или конкретной черты характера или свойства личности человека или существа;
- С помощью него можно передать конкретное свойство предмета или явления посредством яркого образа.
Примеры олицетворений можно встретить в повседневной жизни. Они мелькают в речи каждого человека:
- Бегущие стрелки;
- Идущие часы;
- Время несётся;
- Родившийся месяц;
- Шепчущиеся деревья;
- Дела идут в гору.
Наши предки не знали, что такое олицетворение, но в литературе, народном творчестве и сказках постоянно встречаются примеры так называемого «одушевления» предметов. Найдутся и глядящие пироги, и убегающие буханки свежего хлеба.
Запомните определение олицетворения, чтобы не путать его с другими тропами. Всегда вспоминайте примеры с бегущими стрелками или делами, которые пошли в горы. Так проще отличить олицетворение от метафоры и эпитета.
Зачем использовать олицетворение?
Без ярких образов текст теряет свою изюминку. С помощью персонификации можно более точно передать признаки каких-либо явлений и точно описать их сущность. Удачные примеры подобных образов из басен, поговорок и стихотворений входят в повседневную речь даже тогда, когда мы не задумываемся об этом.
Умелый писатель сможет найти то качество, которое отлично передаст сущность явления и позволит раз и навсегда запомнить его особенности.
Можно долго спорить о том, что такое олицетворение в русском языке и литературе, но одно бесспорно – без него мы потеряли бы богатейший культурный пласт.
Как отличить метафору от олицетворения?
Некоторые тропы очень похожи друг на друга. Олицетворение, метафоры и эпитеты очень часто встречаются в одном предложении, из-за чего возникают проблемы с определением правильного названия приёма.
Разберём на примерах олицетворений и метафор, чтобы увидеть разницу:
Деревья, покачиваемые ветерком, зашептались;
Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох.
В первом предложении представлен пример классического олицетворения. Деревья не могут шептаться – это наделение человеческими качествами.
А вот во втором можно ошибиться из-за сочетания «скрипи, перо». Метафора используется для сравнения двух похожих предметов или явлений. В данном предложении перо отождествляется с коготком и посохом.
Выделим то, чем метафора отличается от олицетворения:
- Метафора завуалированно сравнивает два предмета или явления, делая акцент на их качествах, олицетворение же наделяет что-либо человеческими качествами;
- В метафоре имеется скрытый смысл, а в олицетворении он очевиден.
Итак, разница метафоры и олицетворения скрыта как форме выражения, так и в смысловой части. Перед тем, как записать ответ в задании, попробуйте задать себе вопрос: нет ли скрытого подтекста?
В первом предложении используется олицетворение, а во втором – метафора, так как кот является живым существом.
Запомним: то, что называется олицетворением, всегда относится только к неживым предметам или явлениям. Метафора же является скрытым сравнением и может относиться как к живым, так и к неживым объектам.
Примеры олицетворения в разных источниках
Олицетворение может встречаться в пословицах, баснях, художественных текстах, текстах песен и даже заданиях по русскому языку. Разберём на конкретных примерах, что такое олицетворение и как грамотно использовать его в тексте.
Примеры олицетворений в пословицах и поговорках
Пословицы и поговорки – настоящий кладезь олицетворений. Наши предки очень часто использовали одушевления для передачи своего жизненного опыта будущим поколениям.
Пришла беда – отворяй ворота;
Глаза боятся, а руки делают;
Всяк кулик своё болото хвалит;
Терпенье и труд все перетрут.
Примеры олицетворений в баснях
В баснях Крылова олицетворения встречаются почти во всех строфах. Вот, например:
«Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.»
Примеры олицетворения в литературе
Олицетворение в литературе встречается чаще всего. Без него стихотворения и проза были бы слишком скучными, лишились бы ярких образов.
Яркие примеры олицетворений в литературе чаще всего встречаются в стихотворениях о природе.
«Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И жёлтый тот листок, что наконец свалился.
Лепечет лишь фонтан средь дальней темноты,
О жизни говоря незримой, но знакомой…
О ночь осенняя, как всемогуща ты
Отказом от борьбы и смертною истомой!»
В стихотворениях Ф. Тютчева смешиваются метафоры, аллегории и олицетворения:
«Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.»
У И. Бродского встречаются олицетворения, приписываемые телу:
«Правильно! Тело в страстях раскаялось.
Зря оно пело, рыдало, скалилось.
В полости рта не уступит кариес
Греции древней, по меньшей мере»
Примеры олицетворений встречаются в стихах Владимира Маяковского:
«В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою»
В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Чтобы закрепить пройдённый материал, найдите олицетворения в стихотворении:
«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
Источник статьи: http://penfox.ru/blog/chto-takoe-olicetvorenie-i-kak-otlichit-ego-ot-metafory/
Олицетворение в литературе
Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.
Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.
В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:
Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.
Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.
История появления олицетворения
Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души).
Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.
Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?
Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.
Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.
Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.
Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).
Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.
Какой частью речи выступает олицетворение?
Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.
Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.
Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет).
Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.
Олицетворение — литературный троп
В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.
В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.
Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.
И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.
Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.
Как отличить олицетворение от метафоры?
Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?
Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.
Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой
Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.
Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость
Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.
Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.
Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.
Использование олицетворения в разговоре
Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.
Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.
Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.
Олицетворение и художественная литература
Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.
Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.
Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.
Олицетворение и антропоморфизмы
Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.
Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств.
Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.
Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм.
Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.
Примеры олицетворения
Чтобы понять суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:
- воет море ( нам известно, море не воет, но автор применил прием, давая понять, что море издает сильный шум) — это олицетворение;
- плакала ива (ива — это дерево и оно не может плакать, так автор акцентировал внимание на развесистые гибкие ветви, которые внешне напоминают слезы);
- играло пианино (пианино не может играть само по себе. Такое словосочетание указывает на то, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист).
Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.
Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.
Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.
Самый яркий пример олицетворения — отстают часы.
Основные источники подобного приема — сказки и мифы.
Источник статьи: http://lisel85.ru/copywhiting/russkij-yazik/olicetvorenie
Олицетворение
Солнце спряталось, компьютер издевается, телефон молчит — так говорить нам позволяет литературный прием, который называется олицетворением. Давайте узнаем о нем больше и разберем на примерах.
· Обновлено 24 октября 2022
Определение олицетворения
Олицетворение — это литературный прием, который заключается в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.
Чтобы понять, что такое олицетворение, рассмотрим примеры:
- «воет море» — мы знаем, что море не воет, но понимаем, что море издает сильный шум;
- «играло пианино» — пианино не может играть само по себе, но понятно, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист.
Корней Чуковский применял олицетворение в своем творчестве, например, в стихотворении «Мойдодыр». Тут и бешеная мочалка, и прыгающие брюки, и кривоногий и хромой умывальник:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Приведем еще примеры из нашей речи. Вспомните, как часто вы слышите такие фразы:
- финансы поют романсы,
- погода шепчет,
- время бежит,
- труба зовет.
С точки зрения логики эти фразы бессмысленны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, а труба звать. Тем не менее, мы понимаем смысл этих фраз.
В этом нам помогают исторические корни — в древности люди часто приписывали силам природы и предметам человеческие свойства. Это помогало им лучше понять окружающий мир.
Примеры олицетворения в литературе
С помощью олицетворения предметы словно оживают. Этот прием помогает нашему воображению рисовать более яркие картинки. Рассмотрим предложения с олицетворением из произведений известных авторов.
«И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».
А. П. Чехов «Ванька»
«Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты».
А. С. Пушкин «Пиковая дама»
«Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца…».
А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»
«Но и теперь я не ушел от разъяренного моря: оно снова пустилось за мной вдогонку».
Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Примеры олицетворения в стихотворениях
Олицетворение — популярный прием и у поэтов. С помощью олицетворения можно представить, как идет туча, молчит озеро, рыдает птица, поют ручьи. А еще благодаря этому приему мы можем назвать утро радостным, а сердце мудрым.
И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Н. М. Рубцов «Во время грозы»
Над пучиной в полуденный час
Пляшут искры, и солнце лучится,
И рыдает молчанием глаз
Далеко залетевшая птица.
Н. С. Гумилев «Воспоминание»
…И бьют часы на башне дальней,
считает башня, и печальней
вдали другая вторит ей.
В. В. Набоков «Университетская поэма»
Когда ручьи поют романс
О непролазной грязи,
И вечер явно не про нас
Таинственен и черномаз.
В. Л. Пастернак «Весеннюю порою льда»
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Примеры олицетворения в рекламе
Примеры олицетворения мы видим не только в известных произведениях, но и в рекламе на уличных баннерах, по телевизору или на ютубе. Рекламщики уже давно используют яркие образы и оживляют товар для увеличения продаж.
Например, в серии роликов от M&M’s главные герои — конфеты Желтый и Красный — разговаривают друг с другом и ведут обычную человеческую жизнь.
А вот примеры слоганов с олицетворением:
- «Тefal всегда думает о нас!» (сковородки Тefal);
- « Желает вам осени без гриппа и простуд» (препарат «Анаферон»);
- «Обычная тушь никогда не зайдет так далеко» (тушь L`Oreal).
Разница между метафорой и олицетворением
Метафора и олицетворение — это приемы, которые построены на образности. Оба приема делают речь более живой и яркой. При этом олицетворение считается разновидностью метафоры.
В чем различие между этими двумя приемами:
-
Метафора — это всегда завуалированное непрямое сравнение. А олицетворение — придание чему-то неживому (явлениям в природе, предметам) и животному миру человеческих качеств: характера, эмоций, движения.
Метафора: кот наплакал (так мало, как слез у котика).
Олицетворение: деревья обняли друг друга ветвями (действие, которое характерно для людей, применили к деревьям).
В метафоре смысл нужно искать, а в олицетворении он всегда очевиден.
«Воля моя — кремень». Кремень — метафора. Нужно поразмышлять, что хотел сказать автор. Возможно, что воля крепкая и несгибаемая, как кремень.
«Зима недаром злится, прошла ее пора…». В этом случае автор использует олицетворение, он придает зиме качество человека — злость.
Разница между аллегорией и олицетворением
Иногда олицетворение путают с аллегорией, которая передает абстрактное понятие с помощью конкретного образа. Например, голубь — символ мира.
Однако олицетворение не всегда подразумевает аллегорию. Например, в строке «Горные вершины спят во тьме ночной» Лермонтов приписывает скалам способность спать, как живым существам, но аллегории здесь нет.
Иногда писатель может одновременно использовать и олицетворение, и аллегорию. Тогда объект с человеческими качествами становится символом чего-то более значимого. Так, в лермонтовском стихотворении у паруса есть человеческие качества и он становится аллегорией мятежной души.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М. Ю. Лермонтов
Источник статьи: http://skysmart.ru/articles/russian/olicitvorenie
Олицетворение — это искусство оживлять неживое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Олицетворение – это один из художественных приемов в литературе.
Вместе с «собратьями» — эпитетом, аллегорией, метафорой – оно служит одной цели. Помогает насытить произведение яркими образами, делает его более красочным и интересным.
Но в отличие от остальных, его проще всего распознать и понять, что это такое.
Что это такое на примерах
Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Вот пример известного стихотворения Фета с использованием олицетворений:
Пруд не может грезить, а тополь дремать. Равно как и акация не может «проситься». Все это художественные приемы, оживляющие неживое и вносящие красоту в литературное произведение.
Оставим ненадолго литературу в стороне и приведем пример из нашего привычного лексикона. Вспомните, как часто вы сами говорите или слышите:
Финансы поют романсы
Погода шепчет
Часы бегут/отстают
Труба зовет
Дела пошли в гору
С точки зрения дословного понимания, эти фразы бессмысленны и некорректны. Ведь финансы не могут петь, погода шептать, труба звать – у них же нет для этого рта. Да и часы с ногами себе трудно представить.
Все эти глаголы применимы только к живым существам, будь то человек или животное. Но никак не к неодушевленным предметам. Но в этом и заключается смысл ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.
Само это слово пришло в русский язык из латыни. Правда, там чаще можно встретить синоним (что это?) – персонификация, образованный из двух частей – persona (лицо) и facio (делаю).
Прослеживаются и исторические корни – в древности люди часто приписывали силам природы человеческие свойства, наделяли ими любой предмет. И это помогало им лучше понять окружающий мир. Из этой мистификации и родился литературный прием.
Еще немного примеров для наглядности:
Я бы назвал этот прием несколько иначе — одушевление. Так проще понять его смысл.
Олицетворение в русском фольклоре
Раз уж речь зашла о древних временах, то надо обязательно упомянуть, что много олицетворений можно найти в русских народных пословицах и поговорках. И главное, мы их знаем, постоянно употребляем и воспринимаем как нечто абсолютно нормальное:
Слово не воробей, ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ
НАШЛА коса на камень
Если гора НЕ ИДЕТ к Магомету
Дело мастера БОИТСЯ
И еще один яркий пример народного фольклора с использованием олицетворения – тут оно максимально недвусмысленное:
Как на нашем на базаре
Пироги пекут с глазами.
Их пекут — они БЕГУТ,
Их едят — они ГЛЯДЯТ!
Еще больше олицетворений можно найти в сказках. Там полно всяких неодушевленных предметов, которые умеют двигаться, разговаривать и вообще ведут себя как живые.
Ну, например, можно вспомнить ковер-самолет, ступу Бабы Яги, печку, которая помогла детям убежать от Гусей-лебедей. Да даже Мойдодыр, Щелкунчик, Буратино и Страшила с Железным дровосеком сюда подойдут. Наверняка вы вспомните еще массу примеров, где неодушевленный предмет вдруг становится живым.
В «Слове о полку Игореве» можно встретить следующие примеры олицетворения:
А сколько красивых олицетворений встречается у Александра Сергеевича Пушкина. Достаточно рассмотреть «Сказку о мертвой царевне». Помните, у кого Царевич Елисей просил помощи? У ветра, месяца, солнца.
Свет наш солнышко! Ты ХОДИШЬ
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас ВИДИШЬ под собой.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты ВСТАЁШЬ во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой ЛЮБЯ,
Звезды СМОТРЯТ на тебя.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты ГОНЯЕШЬ стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
НЕ БОИШЬСЯ никого,
Кроме бога одного.
Видите, здесь все они наделены человеческими свойствами. А после вопроса «Не видали ли царевну?» они ведь еще и отвечают Елисею. То есть ведут себя как абсолютно живые.
Примеры олицетворений в литературе
И неслучайно мы упомянули Пушкина. В литературе подобный прием чаще всего встречается в поэзии. Ведь этот жанр (что это такое?) более мелодичен, мечтателен, в нем как нигде приветствуется полет мысли и различные образы.
Вот, например, у Федора Тютчева целые горы оживают, благодаря всего одному слову:
Сквозь лазурный сумрак ночи
Альпы снежные ГЛЯДЯТ;
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
Или знаменитый «Парус» М.Ю.Лермонтова. Ведь в стихотворении ни слова не сказано, что лодкой управляют люди. Она сама по себе — главный герой всего стихотворения, который живет, сражается с волнами и движется к одной ему известной цели:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ИЩЕТ он в стране далекой?
Что КИНУЛ он в краю родном?
Есенин в своем творчестве вообще воспринимал природу как живой организм. И потому в его произведениях часто можно встретить олицетворения.
Например, «ОТГОВОРИЛА роща золотая», «ПОЁТ зима, АУКАЕТ, мохнатый лес БАЮКАЕТ», «о всех ушедших ГРЕЗИТ конопляник», «Луна ХОХОТАЛА, как клоун». А уж в стихотворении «С добрым утром» и вовсе одни олицетворения:
ЗАДРЕМАЛИ звезды золотые,
ЗАДРОЖАЛО зеркало затона …
УЛЫБНУЛИСЬ сонные березки,
РАСТРЕПАЛИ шелковые косы …
У плетня заросшая крапива
ОБРЯДИЛАСЬ ярким перламутром
И качаясь, ШЕПЧЕТ шаловливо:
— С добрым утром!
В прозе также можно найти яркие примеры олицетворения.
Глаза, еще блестевшие от слез, ЗАСМЕЯЛИСЬ дерзостно и счастливо. (Тургенев)
Котелок СЕРДИТСЯ и БОРМОЧЕТ на огне. (Паустовский)
Но все-таки проза всегда выглядит беднее поэзии. Поэтому все самые яркие образы и приемы следует искать именно в стихотворениях.
Олицетворение в рекламе
Примеры олицетворения мы можем также ежедневно видеть на экранах телевизоров или уличных баннерах. Рекламщики уже давно стали использовать яркие образы и «оживлять» тот товар, который необходимо продать.
Всем же знакома серия роликов драже «M&M’s» где главными героями являются конфеты Желтый и Красный.
И многие слышали подобные слоганы:
- «Тefal всегда ДУМАЕТ о нас!» (сковородки Тefal);
- «ГОВОРЯТ на языке твоего тела» (прокладки Always);
- «УХАЖИВАЮТ за красотой твоих ног» (колготки Sanpellegrino);
- «ЖЕЛАЕТ вам осени без гриппа и простуд» (препарат Анаферон);
- «Обычная тушь никогда НЕ ЗАЙДЕТ так далеко» (тушь L`Oreal).
Заключение
Кстати, если заметили, то в качестве олицетворения всегда выступает глагол. Это отличительная черта данного литературного приема. Именно глагол «оживляет» конкретное существительное, наделяя его определенными свойствами.
Но при этом, это не простой глагол, который мы употребляем в своей речи (он идет, он видит, он радуется и т.д.). В данном случае он еще и добавляет тексту выразительности и яркости.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Видя такой пример в литературе, читатели часто переносят его в реальную жизнь. Ведь многие приписывают человеческие свойства, например, своим машинам и даже дают им имена.
Олицетворение в литературе и русском фольклоре-это естественное явление, которое придает красоту народному творчеству. А вот олицетворять предметы в рекламе я считаю кощунством.
Источник статьи: http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/olicetvorenie-chto-ehto-takoe-primer-literature.html
Что такое олицетворение?
Олицетворение — это литературный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы и явления природы наделяются человеческими способностями, даром речи, чувствами и мыслями.
Современной лингвистической науке известно большое количество художественных средств создания образности и выразительности речи. К ним относятся, в первую очередь, тропы и стилистические фигуры речи. Образность и выразительность речи создают различные художественные средства, среди которых можно назвать олицетворение.
В основе возникновения олицетворения лежит перенос свойств и качеств человека неодушевленным предметам и явлениям окружающей действительности. В русской литературе олицетворение является одним из видов метафоры. Писатель, используя этот художественный приём, может нам сообщить в своём произведении, что
- лес проснулся (сравните: ребенок проснулся);
- камыш шепчет (девушка шепчет);
- темнота подкралась (разведчик подкрался).
Олицетворение в литературе. Примеры
Олицетворение как художественный троп часто применяется в сказке, басне и поэтической речи. Приведём примеры олицетворения в поэзии.
Читаем в произведении Сергея Есенина:
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Бубенцы не зазвенели, как обычно бывает, а зарыдали, как рыдают женщины, если у них случилось горе.
Русский поэт Ф.И. Тютчев использовал олицетворение для большей выразительности стихов:
Лазурь небесная смеётся ,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
По воле автора лазурь неба приобрела свойства живого существа и смеётся, как смеётся ребенок или любой человек от радости или удовольствия.
Читаем ещё примеры олицетворения:
Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство , и руку будет мне лизать , и в очи смотреть , в них знак моей читая воли (А.С. Пушкин).
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит .
Олицетворение помогает писателю или поэту создать художественный образ, яркий и неповторимый, расширяет возможности слова в передаче картины мира, ощущений и чувств, в выражении своего отношения к изображаемому.
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
Видео «Тропы. Олицетворение»
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-olitsetvorenie.html
Что такое олицетворение?
В данном материале разберёмся, что такое олицетворение, говоря простыми словами, а также рассмотрим несколько примеров из литературы и обыденной речи.
Что такое олицетворение?
Олицетворение – это наделение неживого предмета или явления человеческими качествами, признаками; литературный приём, суть которого в том, чтобы за счёт приписывания неодушевлённым предметам свойств одушевлённых сделать стихи и прозу ярче и красивее.
Олицетворение, как и другие литературные приёмы, такие как эпитет, аллегория, метафора, помогает насытить произведение яркими образами, сделать его более красочным и интересным.
Примеры из литературы
Устало все кругом, устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что наконец свалился.
Ещё один пример (и вновь Афанасий Фет):
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заострённой,
Где воздух, свет и думы – заодно,
И грудь дрожит от страсти неминучей.
А веткою всё просится пахучей
Акация в раскрытое окно.
Разумеется, если понимать всё дословно, то фразы лишены смысла. Ведь, тополь не может дремать, лес – быть спящий, месяц – рождаться, да и листья не сваливаются, а падают. Это делают одушевлённые предметы, например, люди. Именно так и работает олицетворение – процессы, признаки и свойства неодушевлённых предметов описываются так, будто это предметы одушевлённые.
Примеры из речи
А вот несколько примеров из обычной человеческой речи:
- Мои финансы поют романсы.
- Твои часы отстают.
- Дела у меня пошли в гору.
- Зима подкралась незаметно.
Финансы поют романсы
Мы все понимаем, что означают эти выражения, и часто их используем. Это тоже олицетворения. Все понимают, что «дела пошли в гору» означают успех в каких-то начинаниях или, скажем, в бизнесе. Никто не представляет, что дела нацепили рюкзаки и отправили в поход на вершину по узким горным тропам.
Источник статьи: http://proslo.ru/chto-takoe-olicetvorenie/