Не надо врать как пишется

«Не надо» или «ненадо» — принципы правописания

Случалось ли вам в момент отрицания задаваться вопросом, как пишется « не надо «: слитно или раздельно? Если вы не руководствуетесь правилом «всегда говори «Да!»», то однозначно сталкивались с это дилеммой. Предлагаем раз и навсегда разобраться с этой задачей, запомнив элементарное правило русского языка и в следующий раз не тратить время на поиски ответа.

Применимое правило

Многие зачастую допускают ошибку, считая « надо » глаголом, а частицу « не » его приставкой и тем самым пишут слитно. На самом деле слово « надо » выступает предикативным наречием и не интерпретирует собой действие, а исполняет роль глагола, побуждая к самому действию. И является синонимом таких слов, как: нужно и необходимо. Поэтому в данном случае нельзя рассматривать отрицательную частицу « не » как приставку.

Определив, к каким частям речи, относятся словоформы, перейдем к самому правилу, диктующему написание в зависимости от конструкции наречия и окончательно решим какой вариант написания будет верным: « не надо » или « ненадо «.

Как пишется: слитно либо раздельно

Слитно пишутся наречия, которые не могут употребляться без не- (невмоготу, нельзя и др.) В остальных случаях, если наречие является самостоятельным словом, отрицательную частицу « не » пишем отдельно.

Обе части « не » и « надо » являются самостоятельными, их можно использовать по отдельности в речи и в написании. Частица « не » лишь придаёт значение отрицания предложению, а не представляет собой часть слова.

Поэтому, слитное написание « ненадо » является ошибочным!

Примеры в предложениях

Для лучшего запоминания и закрепления усвоенного материала, предлагаем рассмотреть написание словосочетания на примерах.

  • «Я множество раз повторял, что не надо этого делать!» — возмущенно ответил управляющий своим подчиненным.
  • При окончании срока эксплуатации, не надо употреблять этот продукт, иначе это чревато последствиями.
  • Не надо по любому поводу впадать в крайности. Ищи баланс. Мир любит гармонию.
  • Начиная забег на длинные дистанции, не надо на старте выкладываться на полную, а лучше распределить ресурс на весь путь, сохранив силы для последнего рывка перед финишем.
  • Расположение улиц в этом городе было на столько удобным, что не надо было прибегать к помощи прохожих, чтобы найти необходимый адрес.

Будьте внимательны, смотрите, к какой части речи относятся слова и, применяя правило написания не- с наречиями, с точностью определяйте, как пишется слово « не надо «.

Еще один часто задаваемый вопрос, вызывающий сомнения «как правильно писать «не надо» или «ни надо»» мы рассмотрим в следующих статьях.

Источник статьи: http://gramotnosty.ru/shpargalki/ne-nado-ili-nenado.html

Как правильно пишется слово не врать?

Правильный вариант написания: не врать
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.

Правило написания глагола с частицей «не»

Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:

  • Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
  • Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
  • Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.

Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:

  1. Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
  2. Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
  3. Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.

Таким образом, «не врать» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.

Примеры использования и цитаты с «не врать»

Я не понимаю, зачем врать? — Ружье хорошее, — заметил мировой, — но шестисот не стоит. … Отлетаев завертелся и покраснел. — Не таковский, чтоб врать, — сказал он. — Так-то-с! Ты вот… ты вот так врешь!

«Двадцать девятое июня» — Чехов Антон

— Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать! — Отродясь не врал, а тут вру… — бормочет Денис, мигая глазами. — Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца…

Злоумышленник — Чехов А.П. полное содержание онлайн

Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит.

Хамелеон — Чехов А.П. полное содержание онлайн

Источник статьи: http://pravica.ru/ne-vrat

НЕНАДО или НЕ НАДО, как правильно пишется, слитно или раздельно?

Слово «не надо» правильно пишется раздельно с отрицательной частицей «не». Давайте узнаем почему.

В написании любого слова с «не» следует выяснять, во-первых, к какой части речи оно принадлежит, а также анализировать конкретную речевую ситуацию. В связи с принадлежностью лексемы, например, к глаголу и деепричастию мы выбираем их раздельное написание:

Чтобы понять, как правильно пишется слово «не надо» или «ненадо», слитно или раздельно, выясним, к какой части речи оно принадлежит.

Часть речи слова «надо»

Но лишь кондукторша рванула веревку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому всё-таки ехать-то надо (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Последний фрагмент этого сообщения о незадачливом коте без билета, которого гнали взашей из трамвая, с точки зрения синтаксиса русского языка представляет собой безличное предложение:

Центром этого подчиненного предложения является предикативная часть, выраженная словами «надо ехать-то». Слово «ехать-то», обозначающее движение, является глаголом, без всякого сомнения.

А что такое слово «надо» в русском языке?

Оно выражает необходимость, долженствование и по значению синонимично словам:

Это слово бывает как самостоятельным предикатом (лат. prаedicatum — cказуемое), так и часто выступает в роли модальной связки в составном глагольном сказуемом:

Не откладывая ни на день, сегодня нам надо собрать спелую малину.

Бежим скорей: надо успеть на последнюю электричку!

Правописание слова «не надо»

Ничего не надо, только смотреть в это полное голубизны, сияния, могущества небо и чувствовать под ладонями теплые гальки (Вениамин Каверин. Два капитана).

Как видно из этого художественного отрывка, интересующее нас слово пишется раздельно с отрицательной частицей «не», которая создает отрицательный смысл высказывания. В выборе раздельного написания слова категории состояния, исходим из его синтаксической роли: оно употребляется в функции сказуемого, как и глаголы, которые пишутся с «не» раздельно.

Аналогично укажем раздельное написание с отрицательной частицей «не» слов категории состояния:

Не жаль мне лет потраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь (С. Есенин. Отговорила роща золотая).

Как вам не жалко потерять хоть одно из этих чудесных мгновений?

Примеры предложений

Проиллюстрируем раздельное написание рассматриваемого слова примерами из художественной литературы.

Если иметь все восемьдесят два тома, то и в школу ходить не надо : выучил весь словарь, вот и получил высшее образование (Анатолий Рыбаков. Кортик).

Не требуют здесь автобиографии, не надо заполнять анкет (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Уже при твоем рождении тебя постигло несчастье, но твои приемные родители сделали, что могли, чтобы возместить тебе эту потерю, и сели ты будешь изредка вспоминать их, то другой награды им не надо (Александр Дюма. Робин Гуд).

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/ne-nado-ili-nenado.html

«Не надо» или, может быть, «ненадо».

Зачастую во время письма у людей возникают проблемы с тем, как правильно пишется слово «не надо»: слитно или раздельно. Для того чтобы понимать, как писать это словосочетание грамотно, необходимо знать несколько простых вещей.

В конце статьи вы можете пройти тест, чтобы закрепить полученную информацию.

Часть речи слова «надо»

Слово «надо», может играть роль нескольких частей речи в предложении. Чтобы понять, в качестве какой части речи используется слово «надо» в каком-то конкретном случае, нужно знать следующее:

  1. Если «надо» стоит в связке с глаголом, следует попытаться заменить его в предложении на «нужно» или «необходимо». Если смысл предложения не теряется и остается прежним, то это значит, что в этом случае «не надо» это наречие.
  2. В том варианте, если «надо» стоит рядом с существительным или местоимением, то это предлог.

Какими правилами нужно руководствоваться при написании слова «не надо»

При употреблении словосочетании «не надо», следует руководствоваться следующими правилами:

  1. С наречиями «не» всегда используется раздельно. Кроме тех случаев, когда без «не» наречия не употребляются, или если наречие с «не» не может быть заменено синонимом без «не».
  2. Предлоги, которые образовались от наречий или деепричастий, пишутся слитно. С существительными предлоги употребляются раздельно.

Примеры предложений

В качестве наречия:

  • Они говорили, что тебе не надо было пропускать школу так много.
  • Я знал, что не надо было этого делать, но все равно поступил по-своему.
  • Его много раз предупреждали, что не надо ехать в ту местность, но он никого не слушал

В качестве предлога:

  • После того как были выяснены эти ужасные и страшные факты, опасность нависла над каждым сидящим в этой комнате, но не надо мной.
  • В нашей школе она была знаменитой задирой и хулиганкой, постоянно над кем-то подшучивая и издеваясь вместе со своими друзьями, но только не надо мной.
  • Не надо мне говорить, что ты этого не хотел.
  • Абсолютно все ему говорили, что не надо этого делать

Неправильные варианты написания слова «не надо»

При возникновении вопроса о том, как правильно написать, нужно знать, что при правописании «не надо», запрещается употребление частицы «не» и «надо» слитно. Ошибочными вариантами являются: «ни надо», «нинада», «не нада», «ненадо», «ни нада».

«Не надо», это единственный правильный вариант написания.

Источник статьи: http://russkiyexpert.ru/kak-pishetsya/ne-nado

НЕНАДО или НЕ НАДО, как правильно пишется, слитно или раздельно?

Слово «не надо» пра­виль­но пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не». Давайте узна­ем поче­му.

В напи­са­нии любо­го сло­ва с «не» сле­ду­ет выяс­нять, во-первых, к какой части речи оно при­над­ле­жит, а так­же ана­ли­зи­ро­вать кон­крет­ную рече­вую ситу­а­цию. В свя­зи с при­над­леж­но­стью лек­се­мы, напри­мер, к гла­го­лу и дее­при­ча­стию мы выби­ра­ем их раз­дель­ное напи­са­ние:

  • не ходи­те по газо­ну,
  • не забудь взять с собой,
  • не посмот­рев под ноги,
  • не гля­дя в лицо.

Слитно пишут­ся гла­го­лы и дее­при­ча­стия, про­из­вод­ные пред­ло­ги, если эле­мент не- явля­ет­ся при­став­кой или частью кор­ня:

  • недо­уме­вать по пово­ду отка­за,
  • гром­ко него­до­вать,
  • невзи­рая на мне­ние.

Чтобы понять, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «не надо» или «нена­до», слит­но или раз­дель­но, выяс­ним, к какой части речи оно при­над­ле­жит.

Часть речи слова «надо»

Но лишь кон­дук­тор­ша рва­ну­ла верев­ку и трам­вай тро­нул­ся, кот посту­пил как вся­кий, кого изго­ня­ют из трам­вая, но кото­ро­му всё-таки ехать-то надо (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Последний фраг­мент это­го сооб­ще­ния о неза­дач­ли­вом коте без биле­та, кото­ро­го гна­ли вза­шей из трам­вая, с точ­ки зре­ния грам­ма­ти­ки пред­став­ля­ет собой без­лич­ное пред­ло­же­ние:

… кото­ро­му все-таки ехать-то надо.

Центром это­го под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния явля­ет­ся пре­ди­ка­тив­ная часть, выра­жен­ная сло­ва­ми «надо ехать-то». Слово «ехать-то», обо­зна­ча­ю­щее дви­же­ние, явля­ет­ся гла­го­лом, без вся­ко­го сомне­ния.

Оно выра­жа­ет необ­хо­ди­мость, дол­жен­ство­ва­ние и сино­ни­мич­но сло­вам:

Слово «надо» явля­ет­ся сло­вом кате­го­рии состо­я­ния.

Оно быва­ет как само­сто­я­тель­ным пре­ди­ка­том (лат. prаedicatum — cка­зу­е­мое), так и высту­па­ет часто в роли модаль­ной связ­ки в состав­ном гла­голь­ном ска­зу­е­мом:

Не откла­ды­вая ни на день, сего­дня нам надо собрать спе­лую мали­ну.

Бежим ско­рей: надо успеть на послед­нюю элек­трич­ку!

Правописание слова «не надо»

Ничего не надо, толь­ко смот­реть в это пол­ное голу­биз­ны, сия­ния, могу­ще­ства небо и чув­ство­вать под ладо­ня­ми теп­лые галь­ки (Вениамин Каверин. Два капи­та­на).

Как вид­но из это­го худо­же­ствен­но­го отрыв­ка, инте­ре­су­ю­щее нас сло­во пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не», кото­рая созда­ет отри­ца­тель­ный смысл выска­зы­ва­ния. В выбо­ре раз­дель­но­го напи­са­ния сло­ва кате­го­рии состо­я­ния, исхо­дим из его син­так­си­че­ской роли: оно упо­треб­ля­ет­ся в функ­ции ска­зу­е­мо­го, как и гла­го­лы, кото­рые пишут­ся с «не» раз­дель­но.

Слово «не надо», явля­ю­ще­е­ся пре­ди­ка­том в пред­ло­же­нии, пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не».

Аналогично ука­жем раз­дель­ное напи­са­ние с отри­ца­тель­ной части­цей «не» слов кате­го­рии состо­я­ния:

Не жаль мне лет потра­чен­ных напрас­но, не жаль души сире­не­вую цветь (С. Есенин. Отговорила роща золо­тая).

Как вам не жал­ко поте­рять хоть одно из этих чудес­ных мгно­ве­ний?

Примеры предложений

Проиллюстрируем раз­дель­ное напи­са­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва при­ме­ра­ми из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Если иметь все восемь­де­сят два тома, то и в шко­лу ходить не надо: выучил весь сло­варь, вот и полу­чил выс­шее обра­зо­ва­ние (Анатолий Рыбаков. Кортик).

Не тре­бу­ют здесь авто­био­гра­фии, не надо запол­нять анкет (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Уже при тво­ем рож­де­нии тебя постиг­ло несча­стье, но твои при­ем­ные роди­те­ли сде­ла­ли, что мог­ли, что­бы воз­ме­стить тебе эту поте­рю, и сели ты будешь изред­ка вспо­ми­нать их, то дру­гой награ­ды им не надо (Александр Дюма. Робин Гуд).

Источник статьи: http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/nenado-ili-ne-nado-kak-pravilno-pishetsya-slitno-ili-razdelno.html

«НЕ НАДО» или «НЕНАДО», как правильно пишется и почему?

Слово «не надо» пра­виль­но пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не». Давайте узна­ем поче­му.

В напи­са­нии любо­го сло­ва с «не» сле­ду­ет выяс­нять, во-первых, к какой части речи оно при­над­ле­жит, а так­же ана­ли­зи­ро­вать кон­крет­ную рече­вую ситу­а­цию. В свя­зи с при­над­леж­но­стью лек­се­мы, напри­мер, к гла­го­лу и дее­при­ча­стию мы выби­ра­ем их раз­дель­ное напи­са­ние:

Слитно пишут­ся гла­го­лы и дее­при­ча­стия, про­из­вод­ные пред­ло­ги, если эле­мент не- явля­ет­ся при­став­кой или частью кор­ня:

Чтобы понять, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «не надо» или «нена­до», слит­но или раз­дель­но, выяс­ним, к какой части речи оно при­над­ле­жит.

Часть речи слова «надо»

Но лишь кон­дук­тор­ша рва­ну­ла верев­ку и трам­вай тро­нул­ся, кот посту­пил как вся­кий, кого изго­ня­ют из трам­вая, но кото­ро­му всё-таки ехать-то надо (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Последний фраг­мент это­го сооб­ще­ния о неза­дач­ли­вом коте без биле­та, кото­ро­го гна­ли вза­шей из трам­вая, с точ­ки зре­ния грам­ма­ти­ки пред­став­ля­ет собой без­лич­ное пред­ло­же­ние:

Центром это­го под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния явля­ет­ся пре­ди­ка­тив­ная часть, выра­жен­ная сло­ва­ми «надо ехать-то». Слово «ехать-то», обо­зна­ча­ю­щее дви­же­ние, явля­ет­ся гла­го­лом, без вся­ко­го сомне­ния.

Оно выра­жа­ет необ­хо­ди­мость, дол­жен­ство­ва­ние и сино­ни­мич­но сло­вам:

Слово «надо» явля­ет­ся сло­вом кате­го­рии состо­я­ния.

Оно быва­ет как само­сто­я­тель­ным пре­ди­ка­том (лат. prаedicatum — cка­зу­е­мое), так и высту­па­ет часто в роли модаль­ной связ­ки в состав­ном гла­голь­ном ска­зу­е­мом:

Не откла­ды­вая ни на день, сего­дня нам надо собрать спе­лую мали­ну.

Бежим ско­рей: надо успеть на послед­нюю элек­трич­ку!

Правописание слова «не надо»

Ничего не надо, толь­ко смот­реть в это пол­ное голу­биз­ны, сия­ния, могу­ще­ства небо и чув­ство­вать под ладо­ня­ми теп­лые галь­ки (Вениамин Каверин. Два капи­та­на).

Как вид­но из это­го худо­же­ствен­но­го отрыв­ка, инте­ре­су­ю­щее нас сло­во пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не», кото­рая созда­ет отри­ца­тель­ный смысл выска­зы­ва­ния. В выбо­ре раз­дель­но­го напи­са­ния сло­ва кате­го­рии состо­я­ния, исхо­дим из его син­так­си­че­ской роли: оно упо­треб­ля­ет­ся в функ­ции ска­зу­е­мо­го, как и гла­го­лы, кото­рые пишут­ся с «не» раз­дель­но.

Слово «не надо», явля­ю­ще­е­ся пре­ди­ка­том в пред­ло­же­нии, пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не».

Аналогично ука­жем раз­дель­ное напи­са­ние с отри­ца­тель­ной части­цей «не» слов кате­го­рии состо­я­ния:

Не жаль мне лет потра­чен­ных напрас­но, не жаль души сире­не­вую цветь (С. Есенин. Отговорила роща золо­тая).

Как вам не жал­ко поте­рять хоть одно из этих чудес­ных мгно­ве­ний?

Примеры предложений

Проиллюстрируем раз­дель­ное напи­са­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва при­ме­ра­ми из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Если иметь все восемь­де­сят два тома, то и в шко­лу ходить не надо : выучил весь сло­варь, вот и полу­чил выс­шее обра­зо­ва­ние (Анатолий Рыбаков. Кортик).

Не тре­бу­ют здесь авто­био­гра­фии, не надо запол­нять анкет (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Уже при тво­ем рож­де­нии тебя постиг­ло несча­стье, но твои при­ем­ные роди­те­ли сде­ла­ли, что мог­ли, что­бы воз­ме­стить тебе эту поте­рю, и сели ты будешь изред­ка вспо­ми­нать их, то дру­гой награ­ды им не надо (Александр Дюма. Робин Гуд).

Источник статьи: http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/kak-pravilno-pishetsja/43035-ne-nado-ili-nenado-kak-pravilno-pishetsja-i-pochemu.html

Правописание “не надо”: почему раздельно, грамматика, употребление

Выражение «не надо» правильно пишется раздельно, так как слово «надо» в нём является краткой разговорной формой среднего рода прилагательного «нужный».

  1. «Если вы не любите математику и вам не доставляет удовольствия делать вещи своими руками, вам не надо учиться на инженера».
  2. «Мы готовы предложить вам кредит на очень выгодных условиях! – Спасибо, не надо».
  3. «Умной, чуткой, отзывчивой женщине и красоты не надо».
  4. «Спроси гостей, не надо ли им ещё сладостей к кофе».

Писать слитно «ненадо» , опираясь на аналогии с «небрежно», «невразумительно», «ненужный», «неосновательно» и т.п. в данном случае неправильно, и на экзамене по русскому такое написание будет зачтено как серьёзная грамматическая ошибка.

О правописании

Краткие формы имеют лишь качественные прилагательные, и в таких формах они как правило пишутся раздельно с противительной частицей «не» во избежание путаницы с приставочными антонимами к тем же полным прилагательным: «красивое платье»«некрасивое платье», но «Это платье не красиво» (см. также ниже, п. VII!).

Исключениями являются случаи, когда:

  1. посредством «не-» образуются антонимы к прилагательным, корни которых начинаются на открытые гласные, то есть по фонетико-семантическим причинам, для облегчения произношения и понимания слов:
  1. При помощи «не-» образуются частичные антонимы, имеющие самостоятельное значение, не прямо противоположное исходному, или же относящиеся лишь к одному из нескольких различных исходных значений:

«глупо» -> «неглупо»; «громко» -> «негромко»; « лишне» -> «нелишне»; «порядочно» (в смысле «правильно, достойно», а не «основательно, солидно») -> «непорядочно» (в смысле «неправильно, недостойно»); «плохо» -> «неплохо»; «хорошо» -> «нехорошо»; «ярко» -> «неярко».

  • «не» используется для образования антонимов к приставочным антонимам, имеющим самостоятельное значение, то есть при образовании частичных синонимов, имеющих несколько иную смысловую нагрузку по сравнению с исходным понятием (большей частью ослабленную, суженную, облегчённую):
  1. В исходном слове приставка слита с корнем:

«невразумительно» (корень «-разум-»); «недоступно» (корень «-ступ-»); «неописуемо» (корень «-пис-» в значении «писать, излагать письменно»; переносное – «описывать словами» ); «несносно» (корень «-нос-» в значении «носить»).

  1. При совпадении обстоятельств по пп. III и IV:
  1. В словах с древними корнями, без «не-» не употребляемых:

«небрежно» (корень «-бреж-» в значении «бережно»); «нелепо» (корень «-леп-» в значении «красиво, подходяще, как надо, как полагается»); «неряшливо» (корень «-ряш-» в значении «аккуратно, по порядку, сообразно месту в ряду прочего такого»).

  • Краткое прилагательное используется как наречие и/или сказуемое в предложении:

«Вы поступили некрасиво (неэтично)» (даёт признак действия «поступать»; сравните с «Это платье не красиво» выше, где «не красиво» говорит о качестве предмета «платье»); «Ваше утверждение неверно» (сказуемое к подлежащему «утверждение»).

«Не надо» ни в один из этих пунктов не укладывается, поэтому данное выражение следует писать раздельно.

Надо сказать, что в последнем случае бывает особенно трудно отличить краткое прилагательное от наречия. Приходится разбирать всё предложение по составу, чтобы понять, слитно или раздельно нужно писать «не» с сомнительным словом. В общем, если оно (то самое слово) само и есть сказуемое, то «не-» в нём скорее всего приставка, пишущаяся, разумеется, слитно. Но если то слово как-то соотносится с подлежащим, причём описывает качество предмета (называть признаки предметов могут и наречия), то, наверное, сомнительное слово тут следует толковать как прилагательное и, соответственно, писать раздельно с частицей «не». Между прочим, подобные ситуации отнюдь не редки и в самых обычных обиходных высказываниях. «Ненужное оборудование», «Это оборудование уже ненужно» – правильно, но «Нам оно более ненужно» – ошибочно; правильно будет раздельно, «Нам оно более не нужно». Русский язык велик и могуч, зато ох как непрост…

Примечание: если вы пользуетесь текстовым редактором MS Word с включённой проверкой орфографии, то во фразе «Нам оно более ненужно» он не обнаружит ошибки. Но в этом случае имеет место просто недостаточное знание тонких особенностей русского языка разработчиками данного программного обеспечения – в последней фразе наречное сказуемое «более» говорит об усиленном отрицании, а значения частиц сильнее равнозначных им приставок, что здесь и необходимо по контексту (общему смыслу высказывания). «уже не нужно» – ну, пусть постоит пока, может, ещё понадобится; «более не нужно» – только зря место занимает, ухода требует да на отчётности висит, продать или списать. «нужно» в такой речевой конструкции трактуется как краткое прилагательное, совместно с противительной частицей выступающее в роли обстоятельства к местоимённому подлежащему «оно».

О грамматике

Слово «надо» довольно-таки трудное и для точного грамматического разбора: академическая лингвистика всё ещё не нашла ему вполне определённого места в русском языке (см. «О грамматике» ниже). Помимо того, есть и первообразный предлог «надо» («Надо мною нависла опасность»).

Современная русская лингвистика считает «надо», употребляемое как сказуемое, наречием особого вида – предикативным. Но беда в том, что само понятие предикатива точно не определено и формально такой части речи в русском языке нет. Одни источники полагают предикатив разновидностью вводного слова (тоже спорная грамматическая категория); другие (например, Викисловарь) – частью речи, употребляемой в значении сказуемого, определяющего не одно действие, а процесс, состояние или качество, понимаемое как состояние («Сила есть, ума не надо»). Но как тогда быть с конструкциями наподобие «не надо », в которых самое что ни на есть типичное глагольное сказуемое уже присутствует явно? И ещё, формальная нестыковка: предикативы на письме отделяются запятыми, но в живой речи «не надо» знаков препинания к себе самому обычно не требует; разве что оно стоит после вводного слова (Пример 2 в начале) или с него начинается выделенный речевой оборот (Пример 4).

Считать «не надо» наречной группой тоже нельзя, поскольку в существующую систему разрядов наречий это выражение никак не вписывается.

Кроме того, разделение прилагательных по разрядам тоже достаточно условно и расплывчато. Немало прилагательных могут использоваться и как качественные («грушевый вкус»), и как относительные («грушевый сок»), и как притяжательные («грушевый лист»). Поэтому вывести ясное определение «надо», исходя от «нужно» тоже не получится.

В целом, правильнее всего будет отнести выражение «не надо» к фразеологизмам – устойчивым неизменяемым словосочетаниям, обладающим собственным определённым значением, отличным от совокупности значений составляющих его (фразеологизм) слов.

Значение

Устойчивое словосочетание «не надо» употребляется в единственном значении (примеры даны вначале):

  • Указывает на отсутствие необходимости (нужды, потребности) в чём-либо – предмете, действии, признаке, качестве.

Синоним «незачем». Синонимичные словосочетания «не надобно», «не нужно», «ни к чему»; частичные «без надобности» (относится преимущественно к предметам, называемым существительными в винительном падеже), «нет надобности (необходимости, нужды)» (то же, с предложным падежом: «в нет необходимости»), «не надоть» (разговорное просторечное) «не потребно» (архаичное, устаревшее), «не следует», «не стоит».

Грамматика

Словосочетание «не надо» – устойчивое неизменяемое (фразеологизм). Состоит из противительной (отрицательной) частицы «не» и краткой разговорной формы среднего рода качественного прилагательного «нужный» («нужно»«надо»). В предложениях используется большей частью как обстоятельство к сказуемому, но и само по себе может быть сказуемым. Постановка ударений и разделение для переноса не́ на́-до.

Примечание: для придания особой экспрессии (выразительности) устному высказыванию ударение может акцентироваться голосом на «не», а «надо» при этом оставаться в безударной позиции – «Мне этого не́ надо».

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Источник статьи: http://pishempravilno.ru/ne-nado/

НЕНАДО или НЕ НАДО, как правильно пишется, слитно или раздельно?

Слово «не надо» пра­виль­но пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не». Давайте узна­ем поче­му.

В напи­са­нии любо­го сло­ва с «не» сле­ду­ет выяс­нять, во-первых, к какой части речи оно при­над­ле­жит, а так­же ана­ли­зи­ро­вать кон­крет­ную рече­вую ситу­а­цию. В свя­зи с при­над­леж­но­стью лек­се­мы, напри­мер, к гла­го­лу и дее­при­ча­стию мы выби­ра­ем их раз­дель­ное напи­са­ние:

  • не ходи­те по газо­ну,
  • не забудь взять с собой,
  • не посмот­рев под ноги,
  • не гля­дя в лицо.

Слитно пишут­ся гла­го­лы и дее­при­ча­стия, про­из­вод­ные пред­ло­ги, если эле­мент не- явля­ет­ся при­став­кой или частью кор­ня:

  • недо­уме­вать по пово­ду отка­за,
  • гром­ко него­до­вать,
  • невзи­рая на мне­ние.

Чтобы понять, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «не надо» или «нена­до», слит­но или раз­дель­но, выяс­ним, к какой части речи оно при­над­ле­жит.

Часть речи слова «надо»

Но лишь кон­дук­тор­ша рва­ну­ла верев­ку и трам­вай тро­нул­ся, кот посту­пил как вся­кий, кого изго­ня­ют из трам­вая, но кото­ро­му всё-таки ехать-то надо (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Последний фраг­мент это­го сооб­ще­ния о неза­дач­ли­вом коте без биле­та, кото­ро­го гна­ли вза­шей из трам­вая, с точ­ки зре­ния грам­ма­ти­ки пред­став­ля­ет собой без­лич­ное пред­ло­же­ние:

… кото­ро­му все-таки ехать-то надо.

Центром это­го под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния явля­ет­ся пре­ди­ка­тив­ная часть, выра­жен­ная сло­ва­ми «надо ехать-то». Слово «ехать-то», обо­зна­ча­ю­щее дви­же­ние, явля­ет­ся гла­го­лом, без вся­ко­го сомне­ния.

Оно выра­жа­ет необ­хо­ди­мость, дол­жен­ство­ва­ние и сино­ни­мич­но сло­вам:

Слово «надо» явля­ет­ся сло­вом кате­го­рии состо­я­ния.

Оно быва­ет как само­сто­я­тель­ным пре­ди­ка­том (лат. prаedicatum — cка­зу­е­мое), так и высту­па­ет часто в роли модаль­ной связ­ки в состав­ном гла­голь­ном ска­зу­е­мом:

Не откла­ды­вая ни на день, сего­дня нам надо собрать спе­лую мали­ну.

Бежим ско­рей: надо успеть на послед­нюю элек­трич­ку!

Правописание слова «не надо»

Ничего не надо, толь­ко смот­реть в это пол­ное голу­биз­ны, сия­ния, могу­ще­ства небо и чув­ство­вать под ладо­ня­ми теп­лые галь­ки (Вениамин Каверин. Два капи­та­на).

Как вид­но из это­го худо­же­ствен­но­го отрыв­ка, инте­ре­су­ю­щее нас сло­во пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не», кото­рая созда­ет отри­ца­тель­ный смысл выска­зы­ва­ния. В выбо­ре раз­дель­но­го напи­са­ния сло­ва кате­го­рии состо­я­ния, исхо­дим из его син­так­си­че­ской роли: оно упо­треб­ля­ет­ся в функ­ции ска­зу­е­мо­го, как и гла­го­лы, кото­рые пишут­ся с «не» раз­дель­но.

Слово «не надо», явля­ю­ще­е­ся пре­ди­ка­том в пред­ло­же­нии, пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не».

Аналогично ука­жем раз­дель­ное напи­са­ние с отри­ца­тель­ной части­цей «не» слов кате­го­рии состо­я­ния:

Не жаль мне лет потра­чен­ных напрас­но, не жаль души сире­не­вую цветь (С. Есенин. Отговорила роща золо­тая).

Как вам не жал­ко поте­рять хоть одно из этих чудес­ных мгно­ве­ний?

Примеры предложений

Проиллюстрируем раз­дель­ное напи­са­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва при­ме­ра­ми из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Если иметь все восемь­де­сят два тома, то и в шко­лу ходить не надо: выучил весь сло­варь, вот и полу­чил выс­шее обра­зо­ва­ние (Анатолий Рыбаков. Кортик).

Не тре­бу­ют здесь авто­био­гра­фии, не надо запол­нять анкет (Анатолий Рыбаков. Прах и пепел).

Уже при тво­ем рож­де­нии тебя постиг­ло несча­стье, но твои при­ем­ные роди­те­ли сде­ла­ли, что мог­ли, что­бы воз­ме­стить тебе эту поте­рю, и сели ты будешь изред­ка вспо­ми­нать их, то дру­гой награ­ды им не надо (Александр Дюма. Робин Гуд).

Источник статьи: http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/nenado-ili-ne-nado-kak-pravilno-pishetsya-slitno-ili-razdelno.html

Правописание “не надо”: почему раздельно, грамматика, употребление

Выражение «не надо» правильно пишется раздельно, так как слово «надо» в нём является краткой разговорной формой среднего рода прилагательного «нужный».

  1. «Если вы не любите математику и вам не доставляет удовольствия делать вещи своими руками, вам не надо учиться на инженера».
  2. «Мы готовы предложить вам кредит на очень выгодных условиях! – Спасибо, не надо».
  3. «Умной, чуткой, отзывчивой женщине и красоты не надо».
  4. «Спроси гостей, не надо ли им ещё сладостей к кофе».

Писать слитно «ненадо» , опираясь на аналогии с «небрежно», «невразумительно», «ненужный», «неосновательно» и т.п. в данном случае неправильно, и на экзамене по русскому такое написание будет зачтено как серьёзная грамматическая ошибка.

О правописании

Краткие формы имеют лишь качественные прилагательные, и в таких формах они как правило пишутся раздельно с противительной частицей «не» во избежание путаницы с приставочными антонимами к тем же полным прилагательным: «красивое платье»«некрасивое платье», но «Это платье не красиво» (см. также ниже, п. VII!).

Исключениями являются случаи, когда:

  1. посредством «не-» образуются антонимы к прилагательным, корни которых начинаются на открытые гласные, то есть по фонетико-семантическим причинам, для облегчения произношения и понимания слов:
  1. При помощи «не-» образуются частичные антонимы, имеющие самостоятельное значение, не прямо противоположное исходному, или же относящиеся лишь к одному из нескольких различных исходных значений:

«глупо» -> «неглупо»; «громко» -> «негромко»; « лишне» -> «нелишне»; «порядочно» (в смысле «правильно, достойно», а не «основательно, солидно») -> «непорядочно» (в смысле «неправильно, недостойно»); «плохо» -> «неплохо»; «хорошо» -> «нехорошо»; «ярко» -> «неярко».

  • «не» используется для образования антонимов к приставочным антонимам, имеющим самостоятельное значение, то есть при образовании частичных синонимов, имеющих несколько иную смысловую нагрузку по сравнению с исходным понятием (большей частью ослабленную, суженную, облегчённую):
  1. В исходном слове приставка слита с корнем:

«невразумительно» (корень «-разум-»); «недоступно» (корень «-ступ-»); «неописуемо» (корень «-пис-» в значении «писать, излагать письменно»; переносное – «описывать словами» ); «несносно» (корень «-нос-» в значении «носить»).

  1. При совпадении обстоятельств по пп. III и IV:
  1. В словах с древними корнями, без «не-» не употребляемых:

«небрежно» (корень «-бреж-» в значении «бережно»); «нелепо» (корень «-леп-» в значении «красиво, подходяще, как надо, как полагается»); «неряшливо» (корень «-ряш-» в значении «аккуратно, по порядку, сообразно месту в ряду прочего такого»).

  • Краткое прилагательное используется как наречие и/или сказуемое в предложении:

«Вы поступили некрасиво (неэтично)» (даёт признак действия «поступать»; сравните с «Это платье не красиво» выше, где «не красиво» говорит о качестве предмета «платье»); «Ваше утверждение неверно» (сказуемое к подлежащему «утверждение»).

«Не надо» ни в один из этих пунктов не укладывается, поэтому данное выражение следует писать раздельно.

Надо сказать, что в последнем случае бывает особенно трудно отличить краткое прилагательное от наречия. Приходится разбирать всё предложение по составу, чтобы понять, слитно или раздельно нужно писать «не» с сомнительным словом. В общем, если оно (то самое слово) само и есть сказуемое, то «не-» в нём скорее всего приставка, пишущаяся, разумеется, слитно. Но если то слово как-то соотносится с подлежащим, причём описывает качество предмета (называть признаки предметов могут и наречия), то, наверное, сомнительное слово тут следует толковать как прилагательное и, соответственно, писать раздельно с частицей «не». Между прочим, подобные ситуации отнюдь не редки и в самых обычных обиходных высказываниях. «Ненужное оборудование», «Это оборудование уже ненужно» – правильно, но «Нам оно более ненужно» – ошибочно; правильно будет раздельно, «Нам оно более не нужно». Русский язык велик и могуч, зато ох как непрост…

Примечание: если вы пользуетесь текстовым редактором MS Word с включённой проверкой орфографии, то во фразе «Нам оно более ненужно» он не обнаружит ошибки. Но в этом случае имеет место просто недостаточное знание тонких особенностей русского языка разработчиками данного программного обеспечения – в последней фразе наречное сказуемое «более» говорит об усиленном отрицании, а значения частиц сильнее равнозначных им приставок, что здесь и необходимо по контексту (общему смыслу высказывания). «уже не нужно» – ну, пусть постоит пока, может, ещё понадобится; «более не нужно» – только зря место занимает, ухода требует да на отчётности висит, продать или списать. «нужно» в такой речевой конструкции трактуется как краткое прилагательное, совместно с противительной частицей выступающее в роли обстоятельства к местоимённому подлежащему «оно».

О грамматике

Слово «надо» довольно-таки трудное и для точного грамматического разбора: академическая лингвистика всё ещё не нашла ему вполне определённого места в русском языке (см. «О грамматике» ниже). Помимо того, есть и первообразный предлог «надо» («Надо мною нависла опасность»).

Современная русская лингвистика считает «надо», употребляемое как сказуемое, наречием особого вида – предикативным. Но беда в том, что само понятие предикатива точно не определено и формально такой части речи в русском языке нет. Одни источники полагают предикатив разновидностью вводного слова (тоже спорная грамматическая категория); другие (например, Викисловарь) – частью речи, употребляемой в значении сказуемого, определяющего не одно действие, а процесс, состояние или качество, понимаемое как состояние («Сила есть, ума не надо»). Но как тогда быть с конструкциями наподобие «не надо », в которых самое что ни на есть типичное глагольное сказуемое уже присутствует явно? И ещё, формальная нестыковка: предикативы на письме отделяются запятыми, но в живой речи «не надо» знаков препинания к себе самому обычно не требует; разве что оно стоит после вводного слова (Пример 2 в начале) или с него начинается выделенный речевой оборот (Пример 4).

Считать «не надо» наречной группой тоже нельзя, поскольку в существующую систему разрядов наречий это выражение никак не вписывается.

Кроме того, разделение прилагательных по разрядам тоже достаточно условно и расплывчато. Немало прилагательных могут использоваться и как качественные («грушевый вкус»), и как относительные («грушевый сок»), и как притяжательные («грушевый лист»). Поэтому вывести ясное определение «надо», исходя от «нужно» тоже не получится.

В целом, правильнее всего будет отнести выражение «не надо» к фразеологизмам – устойчивым неизменяемым словосочетаниям, обладающим собственным определённым значением, отличным от совокупности значений составляющих его (фразеологизм) слов.

Значение

Устойчивое словосочетание «не надо» употребляется в единственном значении (примеры даны вначале):

  • Указывает на отсутствие необходимости (нужды, потребности) в чём-либо – предмете, действии, признаке, качестве.

Синоним «незачем». Синонимичные словосочетания «не надобно», «не нужно», «ни к чему»; частичные «без надобности» (относится преимущественно к предметам, называемым существительными в винительном падеже), «нет надобности (необходимости, нужды)» (то же, с предложным падежом: «в нет необходимости»), «не надоть» (разговорное просторечное) «не потребно» (архаичное, устаревшее), «не следует», «не стоит».

Грамматика

Словосочетание «не надо» – устойчивое неизменяемое (фразеологизм). Состоит из противительной (отрицательной) частицы «не» и краткой разговорной формы среднего рода качественного прилагательного «нужный» («нужно»«надо»). В предложениях используется большей частью как обстоятельство к сказуемому, но и само по себе может быть сказуемым. Постановка ударений и разделение для переноса не́ на́-до.

Примечание: для придания особой экспрессии (выразительности) устному высказыванию ударение может акцентироваться голосом на «не», а «надо» при этом оставаться в безударной позиции – «Мне этого не́ надо».

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Источник статьи: http://pishempravilno.ru/ne-nado/

Не надо врать: для читательского дневника

Зощенко: Не надо врать: Читательские дневники

содержание, план пересказа, главные герои, главная мысль, отзыв, анализ.

Однажды Минька не выполнил домашнее задание в школе, и учитель поставил ему единицу. Мальчик очень боялся реакции отца, и что он теперь останется без подарка ко Дню Рождения. Сестра Леля посоветовала Миньке заклеить страницы дневника.

Однако получилось так, что свой дневник Минька случайно потерял в парке, а второй дневник с единицей мальчик намеренно бросил под школьный шкаф. Страницу третьего дневника с плохой оценкой Минька все же заклеил.

Когда папа Лели и Миньки стал проверять у них дневники, неожиданно к ним домой постучалась прохожая, которая нашла потерянный дневник. Папа мальчика все понял, но он не стал ругать Миньку, а объяснил ему, что врать нехорошо, а правда всегда станет явной.

Минька так обрадовался, что признался в том, что он выкинул свой второй дневник в школьном классе.

Неожиданно в дверь позвонил школьный учитель, и хотел было поругать Миньку, но за него заступился отец, сказав, что он уже знает о проступке сына. Мальчик был так счастлив, что решил больше никогда не врать.

Минька запомнил на всю свою жизнь слова:

‘Люди, которые идут на вранье и обман, смешны и комичны, потому что рано или поздно их вранье всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным.’

И пообещал себе, что никогда больше обманывать других не будет.

Главные герои рассказа ‘Не надо врать’ и их характеристика

  1. Минька. Мальчик 7 лет. Добрый и честный, которого сбила с толка старшая сестра.
  2. Леля. Девочка, 9 лет. Хитрая и находчивая. Не видит ничего страшного в том, чтобы иногда соврать.
  3. Папа. Умный и спокойный человек. Хорошо знает как воспитывать детей.
  4. Учитель. Строгий и дотошный.

План пересказа рассказа ‘Не надо врать’

  • Минька идет в школу
  • Невыученное стихотворение
  • Первая единица
  • Совет Лели
  • Забытый дневник
  • Дневник за шкафом
  • Третий дневник
  • Склеенные страницы
  • Женщина с дневником
  • Стыд
  • Признание Миньки
  • Признание Лели
  • Приход учителя
  • Клятва Миньки.

Кратчайшее содержание рассказа для читательского дневника в 6 предложений

  • Минька только недавно пошел в школу и не услышал учителя, а потому не выучил стихотворение.
  • Учитель поставил ему единицу, а Леля посоветовала заклеить страницы.
  • Минька забыл дневник в саду, а второй дневник закинул за шкаф
  • Минька заклеил страницы третьего дневника, но женщина принесла найденный в саду дневник, и все раскрылось.
  • Минька признался, что выкинул дневник за шкаф и получил фотоаппарат
  • Пришел учитель, но папа уже все знал, а Минька поклялся никогда не врать.

Главная мысль рассказа ‘Не надо врать’

Любое вранье рано или поздно откроется и не сделает человека счастливым.

Чему учит рассказ ‘Не надо врать’

Рассказ учит прежде всего быть честным и уметь отвечать за свои поступки. Учит никогда не обманывать, потому что обман не выход из ситуации. И учит тому, что исправиться никогда не поздно.

Отзыв на рассказ ‘Не надо врать’

Мне очень понравился этот рассказ. Маленький Минька знал, что врать и обманывать не хорошо, но так сложилось, что он невольно стал обманщиком.

И мальчик так сильно раскаивался в своей ошибке, что всю ночь прорыдал. Зато он понял, что врать нельзя ни в коем случае, и больше никогда никого не обманывал.

Пословицы к рассказу ‘Не надо врать’

  • Ложь человека не красит.
  • Вранье не введет в добро.
  • Кто не врет, тот спокойно живет.
  • Ветра не удержишь, правды не скроешь.
  • Как не хитри, а правды не перехитришь.

Главный герой — это, конечно же, Минька. Мальчик неоднократно пытался скрыть от отца то, что получил единицу за невыученное стихотворение, а также двойку за поведение. Вместе с тем его можно охарактеризовать как доброго и совестливого ребёнка, поскольку он сильно переживал из-за того, что обманывал отца. Когда обман обнаружился, он горько плакал и сам себе пообещал никогда больше не врать и более того, сдержал своё слово.

Также можно выделить старшую сестру Лёлю как главную героиню, которая и надоумила брата не рассказывать правду отцу, а заклеить злополучные страницы дневника с плохими отметками.

В рассказе фигурирует папа, который мудро наставляет своего сына, спокойно объясняя, насколько глупо обманывать других, ведь ложь всё-равно, рано или поздно, станет явью, и учительница русского языка, которая придя домой в эту семью, назвала Миньку вруном и обманщиком, правда потом извинилась.

Основная тема заложена в названии произведения: нельзя врать, даже если сказать правду очень тяжело. Лучше, чтобы совесть была чиста, чем ходить с тяжёлым грузом лжи и бояться, что обман в любой момент раскроется.

Примерный план пересказа рассказа ‘Не надо врать’:

  1. Учитель задает учить стихотворение, но мальчик не слышал, ведь его отвлекали соседи по задней парте
  2. Мальчика на следующий день вызывают рассказывать стихотворение и он получает кол.
  3. Сестра мальчика объясняет ему что такое единица и советует заклеить страницы дневника
  4. Мальчик забывает дневник в парке
  5. Учитель выдает ему новый дневник с той же отмткой
  6. Мальчик забрасывает дневник за шкаф
  7. Учитель опять дает ему дневник еще и с двойкой по поведению
  8. Мальчик решает заклеить страницы
  9. Женщина приносит найденный в парке дневник. Папа сердится и стыдит мальчика
  10. Мальчик сознается, что второй дневник закинул за шкаф
  11. Папа радуется, что сын все понял и обещает купить ему фотоаппарат
  12. Сестра Ляля тоже сознается в двойке но ее выгоняют из комнаты
  13. Приходит учитель с найденным за шкафом дневником. Папа говорит что все уже знает. Мальчик обещает себе никогда не врать.

Напишем отзыв о прочитанном и личные впечатления.

Рассказ Михаила Зощенко ‘Не надо врать’ мне понравился. В нём главный герой Минька неоднократно получал единицу в школе и скрывал это от своего папы, поскольку боялся, что тот рассердится и не подарит фотоаппарат. Но, как обычно бывает, рано или поздно, обман выходит наружу. Так и произошло в этот раз.

Но Минька был совестливый мальчик, он сразу рассказал папе всю правду и подарок он, всё же, получил, так как отец порадовался за сына, что тот во всём признался. В произведении мне понравился папа тем, что он не стал ругать сына, а спокойно с ним поговорил. Также Минька молодец, пообещал себе, что всегда будет говорить только правду. Рекомендую почитать этот и другие, не менее интересные и поучительные, рассказы Зощенко.

Какие пословицы подходят к рассказу ‘Не надо врать’

  • ‘Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят’.
  • ‘Обманом много не наторгуешь’.
  • ‘Честность всего дороже’.
  • ‘Честные глаза вбок не глядят’.
  • ‘Лучше печальная правда, чем радостная ложь’

Читательский дневник — 3

В читательский дневник можно написать примерно следующее краткое содержание, достаточно будет 5, 6 предложений:

Рассказ Михаила Зощенко ‘Не надо врать’ повествует о Миньке, который не выучил стихотворение и получил единицу. Старшая сестра Лёля посоветовала заклеить странички дневника с плохой отметкой. Мальчик понимал, что это плохой поступок и в итоге забывает дневник в саду, на скамейке.

Учительница снова поставила кол во второй дневник и Минька, рассердившись, забросил его за шкаф в классе. В третьем по счёту дневнике стояла уже не только единица, но и двойка за поведение. В конечном итоге, как бы ни старался мальчик скрыть правду от отца, его ложь открылась и он испытывал угрызения совести, ему было очень стыдно за свой нехороший поступок. Он во всём признался и искренне раскаялся. Лёжа в кровати поплакал и обещал себе, что впредь всегда будет говорить только правду.

Главными героями рассказа Михаила Зощенко ‘ Не надо врать ‘ являются три персонажа :

  1. Минька — сам автор в семилетнем возрасте, который тогда ещё не умел сосредоточенно слушать учителя, не отвлекаясь на выходки одноклассников. Ребёнок — практически чистый лист, однако уже понимающий, что враньё — это плохо.
  2. Леля — старшая сестра Миньки, девочка какая считала, что иногда, в личных интересах, можно сказать неправду, если через некоторое время ‘искренне’ раскаяться в содеянном.
  3. Отец Миньки и Лели — человек обладающий, достаточным для воспитания детей, жизненным опытом, какой прекрасно применяет его на практике.

Главная мысль рассказа Зощенко Не надо врать заключается в том, что тайное всегда становится явным. Поэтому не следует обманывать людей в надежде скрыть что-то плохое. Минька попытался обмануть отца и скрыть плохие отметки. Но ему это не удалось, правда все равно выплыла наружу.

Рассказ учит быть честным и искренним. Когда Минька сам признался отцу в том, что он забросил второй дневник за шкаф, отец обрадовался искреннему признанию сына.

В рассказе мне понравилась женщина, которая нашла в парке утерянный дневник, узнала по фамилии на дневнике домашний адрес и принесла этот дневник родителям Миньки.

План рассказа.

  1. Начало обучения Миньки в гимназии.
  2. Неуслышанное домашнее задание.
  3. Смешной пересказ невыученного стихотворения.
  4. Непонятный балл.
  5. Объяснение Лели.
  6. Совет старшей сестры.
  7. Потеря дневника.
  8. ‘Помощь’ Лели.
  9. Незамеченная единица.
  10. Возвращение дневника домой.
  11. Отцовское наставление .
  12. Разговор отца с учителем.
  13. Недоразумение.
  14. Полученный урок.

Отзыв о рассказе Михаила Зощенко ‘Не надо врать’.

В рассказе Михаила Зощенко ‘Не надо врать’ главный герой Минька не раз пытался скрыть от отца дневник с единицей за не выученное стихотворение, а потом еще и с двойкой за поведение, потому что боялся что не получит в подарок фотоаппарат. Но, как всегда, все тайное становится явным.

И отец узнал об единице и смог объяснить сыну, что так поступать не хорошо. И тогда Минька признался о том, что это не единственный дневник. И за то, что Минька нашел в себе силы признаться, ему все же был обещан фотоаппарат. После этого случая Минька пообещал всегда говорить только правду.

Этот рассказ нас учит говорить всегда только правду, какой бы горькой она не была.

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко Не надо врать?

  • Вранье не введет в добро.
  • Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
  • Честность всего дороже.

В рассказе ‘Не надо врать’ описано история мальчика Миньки, который решил обмануть родителей.

Главными героями являются:

  1. Минька — нерадивый ученик, который схлопотал двойку, да и забыл дневник в парке. Учитель завел новый дневник и обратно поставил двойку, мальчишка закинул дневник за шкаф.
  2. Лелька — сестра Миньки, которая посоветовала брату склеить страницы дневника, чтобы отец не увидел двойки.
  3. Отец — человек справедливый, за то что Минька сам сознался в содеянном, подарил ему фотоаппарат. Он защищает своих детей перед учителем.
  4. Учитель — не поленился придти к Миньке домой, чтобы лично пожаловаться на ученика.

Главная мысль рассказа — не надо врать, правда рано или поздно все равно откроется, лучше сразу говорить родителям правду.

План пересказа рассказа Михаила Зощенко ‘Не надо врать’:

  1. Минька прослушал домашнее задание.
  2. Мальчик не выучил урок и получает кол.
  3. Совет старшей сестры.
  4. Минька забывает дневник в парке.
  5. Другой дневник Минька выбрасывает за шкаф.
  6. Учитель выдает новый дневник.
  7. Двойка за поведение, попытка заклеить страницу и признание во лжи.
  8. Папа хвалит Миньку за то, что он сказал правду.
  9. Лелька признается в плохой отметке, но ее ругают.
  10. Учитель приходит в отцу.

Отзыв на рассказ Зощенко ‘Не надо врать’.

Этот рассказ мне очень понравился и заставил задуматься о том, что такое вранье и зачем люди врут другим и даже себе.

Оказывается чаще всего люди врут потому,что боятся открыть правду, боятся наказания или непонимания. Именно из-за этого врет герой рассказа Минька. Он боится, что если папа узнает про его отметку, то не подарит новый фотоаппарат.

Но вранье не поможет ему заслужить фотоаппарат, только правда, которую мальчик решается наконец открыть. Только его раскаяние и осознание гибельности вранья трогает папу и фотоаппарат все-таки будет подарен.

Этот рассказ показывает нам то, что всегда следует говорить правду, какой бы горькой она не была.

  1. Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают. (Именно так и произошло. Учительница, найдя дневник в классе за шкафом, Миньку вруном и обманщиком назвала и, по сути, была права)
  2. Кто правдив, тот спокоен. (Мальчик ощутил это на себе, когда во всём признался, ему стало намного легче и спокойнее)
  3. Ложь — болезнь, правда — лечение. (Из-за обмана человек испытывает сильные переживания, а сказав правду, как-будто исцелился)
    И самая основная пословица, отражающая суть:
  4. Сколько верёвочке не виться, а конец будет.

Краткое содержание рассказа ‘Не надо врать’ М.Зощенко для читательского дневника:

Главные герои рассказа брат Минька и сестра Леля. Минька был младше и только что пошел в школу, где его постоянно обижали мальчишки. Из-за этого он однажды не услышал домашнего задания. Оно заключалось в том, что нужно было выучить стихотворение и как назло на следующем уроке спросили Миньку. Он постеснялся признаться в том, что не знает. Одноклассники стали подсказывать, но Минька слышал их слова не очень хорошо и коверкал их. Класс стал смеяться над ним, а учитель поставил двойку, это двойка была первой.

Сестра сказала мальчику, что из-за двойки он не получит подарок на день рождение, который у него скоро наступит. Леля предложила брату заклеить страницы в дневнике, как делала ее подруга. Минька сначала возмутился, но потом Леля уговорила его, потому, что после дня рождения страницы можно расклеить.

В итоге, Минька на обман не решился, но из-за переживаний забыл дневник в парке на скамейки, а в школе его начали ругать за потерю. В новый дневник все равно поставили ту двойку. Когда Минька увидел ее, то уже разозлился и бросил дневник за шкаф в классе. Вечером к семье приходит гостья, которая принесла найденный в парке дневник. Папа увидел двойку и понял, почему дневник забыли. Тогда Минька все рассказал и про второй дневник тоже.

Чуть позже приходит учитель с вестью о найденном дневнике, а папа сказал, что все знает. Минька пообещал себе больше не врать. Этот рассказ учит честности.

Главная мысль рассказа Михаила Зощенко заложена в самом названии ‘ Не надо врать’.

Мальчик Минька — главный герой рассказа, понимал, что врать плохо, но ему так хотелось получить в подарок фотоаппарат, что он соврал, хотя и мучился по этому поводу.

Но ведь все тайное всегда становится явным. И конечно же, отец узнал об единице за не выученное стихотворение. А потом, еще Минька не смог держать в себе ложь и признался во всем. И так как отец увидел, что он нашел в себе смелость признать свои ошибки, все же пообещал Миньке в подарок фотоаппарат.

Значит, этот рассказ нас учит:

  • все тайное всегда становится явным;
  • надо уметь признавать свои ошибки;
  • необходимо всегда говорить только правду, какой бы горькой она не была.

Пословицы учат и убеждают всех, как детей так и взрослых, говорить всегда только правду, никогда и никому не врать, так как о вранье всё равно станет известно.

Я считаю, что к рассказу Михаила Зощенко ‘Не надо врать’ подходят также и такие пословицы как:

  • ‘Лучше печальная правда, чем радостная ложь’;
  • ‘У лжи короткий век’;
  • ‘Всё тайное становится явным’.

Что написать в читательский дневник про рассказ ‘Не надо врать’

Автор рассказа Михаил Зощенко

  1. Мальчик Минька (главный герой рассказа).
  2. Леля (старшая сестра главного героя).
  3. Отец (главного героя).

Второстепенный герой рассказа:

  1. Не надо врать, ведь рано или поздно, вранье все равно всплывет на поверхность, и все узнают правду.
  2. Вранье не красит человека.
  1. Минька не выучил заданное стихотворение и получил единицу
  2. Леля предлагает ему заклеить страницу, но Минька отказывается и тут же теряет дневник в саду на скамейке.
  3. Учитель дал Миньке новый дневник нос единицей и Минька со злости забросил его за шкаф.
  4. В следующем дневнике Минька уже заклеивает страницы и папа не видит ни единицы,ни двойки по поведени.
  5. Женщина приносит дневник с единицей и Минька признается что второй дневник закинул за шкаф.
  6. Приходит учитель, но папа говорит, что уже все знает, и в награду за честность покупает Миньке фотоаппарат.

Главная мысль рассказа заключается в само названии — никогда не надо врать, потому что рано или поздно обман вскроется и будет очень стыдно.

Рассказ учит нас честности.

К этому рассказу подойдут такие пословицы:

Главный герой рассказа М. Зощенко — Минька.

Однажды он в школе получил единицу и никому ничего не сказал. У него было несколько дневников. Один дневник он положил в школьный шкаф, другой дневник потерял. А ещё ему поставили двойку по поведению. Минька решил это скрыть от отца. А сестра Лёля предложила ему заклеить страницу с двойкой, а про оценку сказать, когда у него пройдет день рождения. Но мальчик не выдержал и рассказал про единицу. Но его не отругали.

За правду ему подарили фотоаппарат. А сестра подумала, что подарки дарят за единицы и рассказала, что получила двойку по биологии. А рассказала Леля не сразу. Папа рассердился и послал её учить уроки.

Этот рассказ учит тому, что не надо врать.

‘Не надо врать’ краткое содержание для чит. дневника

  1. Миньке задали в подготовительном классе гимназии выучить стихотворение, но он не услышал, так как ему мешали мальчишки с задней парты.
  2. Миньку вызывают читать стих, но так как он не выучил и путает слова из подсказок ребят, то получает единицу.
  3. Сетра Леля предлагает заклеить страницу дневника, чтобы папа не заметил и подарил ему на его именины фотоаппарат, но тот не соглашается.
  4. В саду мальчик забыл дневник, но вспомнив о нем дома, обрадовался и не пошел искать.
  5. В школе Миньке выдали новый дневник опять с единицей, и когда он забрасывает дневник за шкаф. то учитель опять дает дневник с единицей и еще двойкой за поведение.
  6. Папа не заметил заклеенную страницу и обещает подарить фотоаппарат, но тут приносит дневник женщина, которая нашла его в саду, а затем учитель, Минька же раскаивается и папа все же обещает сделать подарок.

Источник статьи: http://zoshhenko.ru/chitatelskij-dnevnik-17.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями: