Не могу не спросить как пишется правильно

Как правильно пишется слово не спросить?

Правильный вариант написания: не спросить
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.

Правило написания глагола с частицей «не»

Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:

  • Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
  • Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
  • Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.

Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:

  1. Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
  2. Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
  3. Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.

Таким образом, «не спросить» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.

Примеры использования и цитаты с «не спросить»

Я едва не умерла! Немного погодя она приходит в себя и уже вопросительно … Я вижу, она борется с собой, ей нужно что-то сказать, о чем-то спросить, но она не находит слов, ей неловко, страшно, мешает радость… — Знаете что…

Шуточка — Чехов А.П. полное содержание онлайн

Равным образом не помню нашего переезда во Мценск, в наемный дом с мезонином, по случаю службы отца в должности уездного предводителя дворянства. В этот период ребяческая память сохранила несколько совершенно ясных…

«Ранние годы моей жизни» — Фет Афанасий

Не спросить ли у «Головы с дыркой»? — осведомился Патрик (это было прозвище, которое они дали мне), — у Санди Пруэля, который все знает?

Источник статьи: http://pravica.ru/ne-sprosit

Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения

Содержание статьи:

Краткий видео-обзор статьи:

В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на – е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Источник статьи: http://yourwriter.ru/articles/crib/neni/

Проверка орфографии и пунктуации

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить самые громоздкие ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже специалистам. Наша автоматическая проверка орфографии может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

Грамматическая ошибка: Идя по улице , у меня.

Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более 60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял ,

«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Источник статьи: http://rustxt.ru/check-spelling

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ

Орфография

ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ

§ 48. Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению.

1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:

а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть. (т. е. «должен упомянуть»), нельзя не сознаться. (т. е. «надо сознаться»).

б) В вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя с ними сочетания: как не, кто не, кто только не, где не, где только не, чем не, чего не, чего только не и т. п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием нели, например: Ну, как не порадеть родному человечку! (Грибоедов). Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин). Чем ты не молодец? (Пушкин). Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа! Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов). Да не изволишь ли сенца? (Крылов).

в) В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду.

г) Частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, обозначающих предположение, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, отнюдь не справедливое решение, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средствo.

д) Частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а, например: Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин). Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (Чехов). У партизан были не только винтовки, но и пулеметы (Ставский).

2. Частица ни употребляется для усиления отрицания, например: Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов). На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев). Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев). В деревне теперь ни души: все в noлe(Фадеев).

Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например: Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов). Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга (Пушкин). Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов). Я не знаю ни кто вы, ни кто он (Тургенев).

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни:

а) Частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например: Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин). Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков). Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).

Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни, как ни, как бы ни, сколько ни, сколько бы ни, куда ни, куда бы ни, где ни, где бы ни, какой ни, какой бы ни, чей ни, чей бы ни, когда ни, когда бы ни и т. п.

Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и т. п.

б) Частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далee, ни слова и т. п.

в) Частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто, никого (ни у кого) и т. д.; ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; никакой, никакого (ни у какого) и т. д.; ничей, ничьего (ни у чьего) и т. д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, ничуть, а также в состав частицы -нибудь.

Пишется ни в устойчивых сочетаниях, в которые входят местоимения, например: остался ни при чем, остался ни с чем, пропал ни за что.

г) Двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мертв; ни то ни се; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т. п.

Источник статьи: http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/126-gl-19-13

Правильно ли написано : “Не могу ни сказать ?

Русский язык | 10 – 11 классы

Правильно ли написано : “Не могу ни сказать .

Не могу не сказать об этом .

Как правильнее?

К сожалению, завтра я не смогу.

К сожалению, завтра я не могу.

И чем отличается могу и смогу?

Как правильно не с мог или не смог?

Как правильно не с мог или не смог?

Помогите какие группы?

Я не могу понять те что написаны не правильные.

Не могу написать сочинение Весенние каникулы?

Не могу написать сочинение Весенние каникулы.

Я не могу написать сочинения что мне делать не получается у меня не могу сочинять (((?

Я не могу написать сочинения что мне делать не получается у меня не могу сочинять (((.

Как правильно написать?

Помогите я не могу написать номер2?

Помогите я не могу написать номер2.

Размышляя о разуме и чувствах я не могу ни вспомнить о произведении А?

Размышляя о разуме и чувствах я не могу ни вспомнить о произведении А.

С. Пушкина “Евгений Онегин” как правильно написать “я не могу ни вспомнить” или “я ни могу ни вспомнить “?

Не могу понять что написано, после слов “Он прошёл через всё ?

Не могу понять что написано, после слов “Он прошёл через всё .

Как правильно написать слово?

Как правильно написать слово?

Как правильно написать слово?

На этой странице находится вопрос Правильно ли написано : “Не могу ни сказать ?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 10 – 11 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

Набережная существительное одной чертой(какая) красивая двумя чертами Около подчеркиваем волнистой линией в. В сл моря одна черта существительное Время дня одной чертой сущ какое жаркое двумя чертами ветвями какими большими.

А) парочку Б) дразнится В) стишок.

1 схема. Солнце светит. Повествовательное. 2 схема. Девочка делает зарядку. Повествовательное. 3 схема. С дерева упало сочное яблоко. Повествовательное. 4схема. Мальчик думает о маме и о папе. Повествовательное. 5схема. Крпсивый лебедь п..

Жила – была бедная старушка. Такая она была бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у неё соседка – злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью её попрекала. И вдруг заметила соседка : как только она принимается хлеб ..

1. Звуки речи 2. Сами звуки 1. Песня 2. Басня 3. Конец.

Розы – существительное , укрывают – глагол , на – предлог, зиму – существительное , потому – наречие , что – наречие , побеги – существительное , непокрытая – прилагательное , снегом – существительное , обмерзают – глагол , при – предлог , низких – п..

Начнем с главных членов предложения. 1) Хорош лес 2) окрашена листва 3) расстилаются листья 4) видны шляпки а теперь определение и дополнение. Дополнение(сущ. ) – 1) дни, 2) цвет, 3) – , 4) – . Определение(в данном случае это прилагательные) – 1)..

ПрЕломление ПрЕподнести ПрЕкратить споры ПрЕстиж ПрЕзумция ПрЕмьера ПрЕвратно понятый ПрЕсимпатичный ПрЕсимпатичный.

Решение в приложении Всё остальное у Вас правильно.

Раз – вед – чи – ки | р а с в * э ч * и к * и | 4 слога р (р) согл. , зв. Непарн. , тв. Непарн. , а (а) глас. , безуд. , з (с) согл. , глух. Парн. , тв. Парн. , в (в) согл. , зв. Парн. , мягк. Парн. , е (э) глас. , уд. , д ч(ч) сог..

Источник статьи: http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/4930106_pravilno-li-napisano-ne-mogu-ni/

«Не у кого» или «ни у кого»: как правильно пишется?

Написание отрицательных частиц «НЕ» и «НИ» вызывает много вопросов. В каких случаях мы говорим «не у кого», а в каких − «ни у кого», сейчас мы разберемся вместе.

В этих выражениях ударение может падать на частицу, а может, и на последнее слово, от этого будет зависеть и смысл выражения, и лексическое значение.

Как правильно пишется?

Правильными могут быть оба варианта написания: НИ У КОГО, НЕ У КОГО, важен контекст, в котором выражения употребляются в предложении.

Важно знать, что частица «НЕ» употребляется при любом отрицании, а частица «НИ» еще усиливает это отрицание.

Кроме этого, еще нужно помнить, что частица «НЕ» всегда – ударная, а «НИ» – всегда безударная.

В каких случаях пишется «не у кого»

Если ударение падает на частицу «НЕ», то пишется «НЕ У КОГО». Кроме этого, давайте вспомним правила написания отрицательных и неопределенных местоимений.

«НЕКОГО» – неопределенное местоимение, оно пишется слитно, но если отрицательная частица «НЕ» отделена от местоимения «КОГО» предлогом, как в этом случае, то выражение пишется в три слова «НЕ У КОГО». Это правило работает для всех случаев написания частиц с предлогами и местоимениями.

Примеры предложений

  1. Мне совершенно не у кого спросить совета, ведь я совсем одна в этом мире.
  2. Он был один в незнакомом городе, без денег и документов, и не у кого было взять в долг, и некому было пожаловаться на превратности судьбы.

В каких случаях пишется «ни у кого»

Частица «НИ» пишется, если ударение падает на местоимение, и чтобы усилить отрицание. Кроме того, отрицательная частица «НИ» пишется с предлогом «У» и местоимением «КОГО» в три слова строго раздельно.

Конечно, частицы «НЕ» и «НИ» при разговоре звучат похоже, но написание у этих частиц разное, а также меняется и смысл сказанного, поэтому нужно всегда держать в памяти, что именно ты хочешь сказать и на что сделать логическое ударение.

Примеры предложений

  1. Сколько я не спрашивала, ни у кого не оказалось правильных ответов к тестам.
  2. Девочка съела все пирожные с блюда, ни у кого не спросив позволения.
  3. Ни у кого из студентов не было учебника, и мне пришлось идти в библиотеку.
  4. Поскольку ни у кого не оказалось достаточно мужества для протеста, то мы все согласились с мнением начальника и вышли на работу в воскресенье.

Ошибочное написание сочетаний «не у кого» и «ни у кого»

Поскольку верны оба варианта написания: и «НЕ У КОГО», и «НИ У КОГО», то неверным может быть только слитное написание или через дефис. А чтобы не сделать ошибку при написании, нужно помнить, что отрицательная частица «НЕ» употребляется под ударением, а «НИ» – без ударения.

Кроме этого, многое зависит и от контекста предложения, частица «НЕ» дает отрицание, а частица «НИ» его многократно усиливает. Сравните, например, два таких предложения: не у кого спросить правильную дорогу до станции. Ни у кого не спросишь дорогу до станции.

Заключение

Язык − главный инструмент культуры и воспитания.

Только с помощью языка мы получаем информацию, причем неважно написанную или сказанную, но чтобы нас правильно понимали, нужно верно излагать свои мысли, не надеясь на сообразительность собеседника. А чтобы четко и ясно выражаться, нужно хорошо знать родной язык, в том числе, и правила орфографии и пунктуации.

Не следует думать, что правила, изученные в начальных классах школы, вам никогда не пригодятся, ведь порой так трудно правильно составить простое предложение и написать все слова верно. А порой по таким мелочам складывается мнение об интеллекте человека.

Источник статьи: http://znanieinfo.ru/orfografiya/ne-u-kogo-ili-ni-u-kogo.html

“Немогу” или “не могу” – как правильно писать?

Часть речи

Чтобы определить, как пишется «не могу» — раздельно или слитно, необходимо для начала разобраться с тем, с какой частью речи приходится иметь дело. Для этого рекомендуется взять пример употребления слова в предложении, после чего провести синтаксический разбор конструкции, то есть определить ее главные и второстепенные члены. После этого останется лишь задать вопрос от основного слова к зависимому и посмотреть на ту роль, которую выполняет слово.

Вот небольшое предложение, в котором находится интересующая конструкция: Неужели ты не понимаешь, что я не могу поделиться своими знаниями, поскольку мне запрещено их обсуждать. Разбор предложения важно проводить по определенной инструкции, чтобы не допустить распространенных ошибок. Особенно актуально использовать алгоритм для тех, кто обучается в средних классах школы:

  • Найти главные члены предложения, то есть подлежащее и сказуемое.
  • Задать от них вопросы ко второстепенным членам и определить зависимые слова.
  • Посмотреть на роль, которую выполняет интересующая конструкция в тексте.

В данном случае предложение сложное, поскольку состоит из трех грамматических основ: «ты не понимаешь», «я не могу поделиться» и «мне запрещено обсуждать». Однако особое внимание следует обратить лишь на вторую, поскольку именно в ней находится интересующее слово. О чем говорится в предложении? В предложении говорится обо мне. Я что не могу сделать? Не могу поделиться — перед читателем составное сказуемое.

Как известно, сказуемые бывают довольно часто выражены глаголами — частью речи, которая обозначает действие предмета. В данном случае в роли предмета выступает местоимение «я». Если кто-то спросит о том, что делает главный член, то можно ответить: «не может что-то сделать».

Сказуемое состоит из двух неразрывно связанных глаголов, начальная форма первого из которых — «мочь» — отвечает на вопрос «что делать?» Весьма непривычно, но правильно.

Если же вместо вопроса «что делать?» задать вопрос «что сделать?», то получится следующее — «смочь». Ну а во фразе «я не смогу» люди почему-то не совершают так много ошибок. Хотя казалось бы, что глаголы просто отличаются друг от друга приставкой «с», которая никак не влияет на слитное и раздельное написание конструкции с отрицательной частицей «не». Уже на этом этапе можно делать кое-какие выводы.

Правописание «не» с глаголами

Чтобы определить, как пишется слово «не могу» — вместе или раздельно, необходимо вспомнить правила, которые обычно и отвечают на все вопросы. Однако с глаголами дела обстоят довольно просто. Орфографический словарь гласит, что эта часть речи с «не» пишется раздельно во всех случаях, кроме тех слов, которые без «не» не употребляются: ненавидеть, нездоровится, негодовать, недоумевать и так далее. То же самое касается и других форм, которые образованы от этих конструкций — я недоумеваю, она ненавидит, ему нездоровится, оно негодует.

Чтобы определить, может ли глагол употребляться без отрицательной частицы, достаточно просто попробовать употребить глагол без приставки. К примеру, слов «здоровится» или «годовать» попросту не существует в русском языке. В этом можно убедиться, заглянув в справочник по орфографии или просто прислушавшись к голосу интуиции. Как правило, шестое чувство не обманывает, поскольку оно основано на тех случаях, когда человек сталкивался с чем-то подобным на письме. Ну а такие необычные глаголы в текстах попадаются довольно редко.

То ли дело «немогу» — слово, которое можно часто написать с ошибкой в социальной сети, тем самым вводя собеседника в заблуждение. Иногда ситуация доходит до абсурда и люди начинают употреблять совсем уж необычные формы глагола:

И это действительно лишь самые безобидные примеры, которые можно встретить.

Казалось бы, что правило слитного и раздельного написания глагола с «не» крайне простое и забыть его невозможно. Однако именно из-за того, что многие люди попросту не могут правильно определить часть речи или видят, как их друзья ошибочно определяют слова в тексте, происходит вот такая путаница.

Кто знает, вполне возможно, в скором времени в интернете начнет обсуждаться что-то еще более абсурдное. А пока лишь остается надеяться на, что этого не произойдет.

С чего все началось

Но не могли же люди в конце концов просто взять и в один день начать писать глагол неправильно? Должны же были найтись личности, которые бы сказали, что правильно «не можется», а не «неможется». Безусловно, они были. Однако нарастающий «недуг» вокруг глагола «не могу» был куда сильнее здравого смысла. А началось все (барабанная дробь) со всеми любимых мемчиков и довольно популярного лемура, под которым красовалась надпись «ржунимагу».

Со временем это буквенная каша стала чем-то вроде хэштега, по которому люди начинали искать сообщества и видеоролики. Дошло даже до того, что кое-кто стал использовать слово в тексте.

Однако даже ученик начальных классов поймет, что это слово написано с ошибками. Вот только далеко не все люди осознавали, что сразу с двумя, а не с одной. Кто-то просто начал подписывать картинки фразой «ржу немогу», думая, что такое словосочетание является правильным. Со временем в умах тысяч людей сложился стереотип, что «немогу» — единственно правильная форма глагола.

Справедливости ради стоит отметить, что такая тенденция сохраняется до сих пор, но в значительно меньшем количестве. Хотя никто не застрахован от того, что кто-нибудь захочет выложить очередную смешную картинку со словом «ржунимагу» и все начнётся снова.

Упражнения для закрепления

Чтобы в будущем не ошибиться в слитном и раздельном написании «не» с различными частями речи, рекомендуется прямо сейчас вооружиться листком бумаги и ручкой и сделать несколько упражнений, которые помогут закрепить полученные знания. Достаточно просто выписать предложения, написав глаголы с «не» слитно или раздельно. Вот это самое упражнение:

  • У меня (не) может (не) получаться столь простая задача, ведь я готов подойти к решению вопроса со всей ответственностью.
  • (Не) заметить ошибку в тексте — вполне нормально для ученика, не стоит от этого (не) доумевать.
  • Мне сегодня (не) здоровится, поэтому отмечать день рождения я (не) пойду.
  • Я никак (не) пойму, почему вы (не) надумали себе ничего дурного, после того как узнали правду.
  • (Не) приехать, потому что (не) уметь водить — железный аргумент, (не) поспоришь.
  • Если (не) давать детям карманных денег с самого рождения, то они не будут (не) годовать по этому поводу вовсе.
  • У меня (не) имеется компьютера, через который я мог бы перевести средства, так что я физически (не) могу этого сделать.
  • Эта игра меня уже совсем (не) радует, более того, я начинаю ее (не) навидеть.

Если выполнять хотя бы по 8 таких упражнений каждый день, то уже через неделю у ученика выработается интуиция, которая будет напоминать ему, как правильно писать глаголы с «не». Само собой, в литературе можно найти и более сложные примеры, однако лучше всего начать с них, поскольку вряд ли они будут часто употреблять в тексте слова, находящиеся в старой форме.

Алгоритм для самопроверки

Чтобы наверняка быть уверенным в том, что слово с «не» написано правильно, можно воспользоваться определенной инструкцией, которой обычно руководствуются еще ученики в школах. Однако после выпуска она, конечно же, обычно забывается, после чего люди совершают банальные ошибки. Чтобы этого не происходило, рекомендуется проводить разбор интересующих конструкций по следующим пунктам:

  • Найти главные члены предложения. Но не стоит забывать о том, что далеко не всегда подлежащие и сказуемые могут быть представлены в виде одного слова. Иногда они бывают составными, поэтому важно обращать внимание на роль каждого слова в предложении и на то, можно ли опустить ту или иную конструкцию без вреда для текста.
  • Найти второстепенные члены предложения. Делать это необходимо в первую очередь для того, чтобы не ошибиться в определении главных конструкций. Ведь если какой-то из глаголов попросту «зависнет» в тексте, то можно будет поймать себя на ошибке, что он не был включен в часть составного сказуемого.
  • Задать от главного слова вопросы к второстепенным, а также посмотреть на ту роль, которую они выполняют в предложении, а также их формы, которые изменяются по родам, числам и склоняются по падежам. К примеру, глаголы отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?» и обозначают действие предмета, о чем можно убедиться, вчитавшись в смысл текста.
  • Попробовать убрать приставку «не» от слова. В некоторых случаях глаголы не употребляются без нее и звучат довольно глупо и непривычно. Если сделать это не удается, то слово должно писаться слитно. Во всех остальных случаях важно помнить, что «не» с глаголами пишется отдельно.

Ну и дабы закрепить все знания на практике, можно разобрать пример из предыдущего раздела, используя определенный алгоритм. Взять хотя бы последнюю конструкцию:

  • Главные члены предложения «игра не радует» и «я начинаю ненавидеть» — предложение сложное. Кроме того, второе сказуемое является составным, поскольку отделить один глагол от другого нельзя.
  • Конструкция осложнена небольшими дополнениями и даже одной вводной частью, которая выделяется на письме. Определить это довольно легко — достаточно просто задать вопрос от главных слов к зависимым.
  • Также с помощью вопроса можно определить то, что сказуемое с частицей «не» выражено именно глаголом, поскольку оно отвечает на вопрос «что делать?» — начинаю ненавидеть.
  • Глагол «радует» может употребляться без отрицательной частицы «не». А вот слова «навидеть» в русском языке попросту не существует.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что первый глагол пишется с «не» раздельно, а второй — вместе. Выполняя упражнения согласно этому алгоритму, можно научиться выполнять подобные задания без ошибок.

Интуитивный подход

Помнят ли профессиональные писатели правила, которым их учили еще в школьные годы? Возможно, некоторые и помнят. Однако большинство все-таки позабыло слова, сказанные в учебниках по русскому языку. Как же они продолжают писать огромные тексты без единой ошибки? Все дело в интуиции, которая выработана настолько сильно, что подсказывает человеку, как правильно писать те или иные слова, даже не задумываясь о том, почему так, а не иначе.

Чтобы научиться подобному навыку, придется разобрать довольно много примеров с употреблением глаголов на письме. Кроме того, рекомендуется больше читать и стараться разобрать каждое предложение по описанному ранее алгоритму. Сначала могут возникать вопросы и сомнения, но со временем мозг начнет запоминать важные данные и человек обзаведется так называемой интуицией.

Таким образом, вопрос о том, как правильно пишется «не могу», является очень многогранным, но в то же время крайне простым. Люди стали совершать ошибку в написании глагола по собственной неосмотрительности. Возможно, свою роль также сыграл и стадный инстинкт. Как бы то ни было, человек, который любит русский язык и хочет писать грамотно, не должен совершать таких банальных ошибок. Особенно это касается тех, кто планирует связать в дальнейшем свою жизнь с писательством, в котором умение писать слова правильно ценится гораздо выше, чем знание различных правил.

Источник статьи: http://nauka.club/russkiy-yazyk/orfografiya/nemogu-ili-ne-mogu.html

Когда пишется «не», а когда – «ни»?

Порой сразу бывает трудно решить, как соблюсти грамотность и правила русского языка: что правильно употребить — «не» или «ни» — в том или ином предложении. Но на самом деле всё элементарно, можно наглядно это доказать.

Немного теории. Чаще всего выбор между «не» и «ни» зависит от смысла фразы: «не» — отрицает, «ни» — усиливает. Давайте осмыслим.

Начнём с самых простых примеров отрицаний:

Я пришёл не один (а с товарищем).
Не раз я приходил (а пять раз).

В свою очередь, усиление выглядит следующим образом:

Ни один не пришёл (совсем никто).
На пляже ни души (совсем никого).

Также отрицание можно выразить с помощью союзов «не то чтобы не»; «если не, то»; «не только, но и»; «не то, не то». В данных конструкциях следует употреблять только «не».

Теперь отметим устойчивые формы с «ни»:

  • ни дать ни взять;
  • откуда ни возьмись;
  • во что бы то ни стало;
  • ни с того ни с сего;
  • как бы там ни было.

Именно с «не» употребляются следующие наречия: пока, едва, только.

«Ни» встречается в похожих друг на друга конструкциях: где бы ни, что бы ни, какой бы ни, сколько бы ни.

И снова вернёмся к отрицанию. Рассмотрим двойное отрицание. Смысл у него получается противоположный:

Не мог не посмотреть — значит посмотрел.
Не смог не взять — значит взял.

Применяем в данных случаях только «не».

Если предполагаемое «не» или «ни» в предложении (например, «не увидел ни луны, ни звёзд») заменяет собой союз «и», соединяющий однородные члены, то мы пишем «ни».

Чтобы убедиться в этом, разберём два похожих друг на друга примера:

«Где я только не был!»
«Где я ни был, везде хорошо».

Почему в первом случае пишется «не», а во втором — «ни»? В простых предложениях с восклицанием или «вопрошанием» надо писать «не», а в придаточном предложении — «ни».

В данной ситуации правильность выбора между «не» и «ни» можно легко проверить: если частицу убрать и смысл предложения не потеряется — надо писать «ни»; если потеряется или изменится — «не». «Где я только был» — предложение не имеет смысла. «Где я был, везде хорошо» — смысл остался прежним.

Рассмотрим случай, в котором выбор между «не» и «ни» зависит непосредственно от ударения. Например, нЕкто, но никтО; нЕ у кого, но ни у когО, выбор правильности написания частицы вновь зависит от смысла. Но в данной позиции попадаются и исключения: сложно будет определиться, к примеру, с правильностью написания наречия «немало/нимало».

Рассмотрим с ним пару примеров.

«Немало воды утекло» и «Нимало не испугался».

Здесь можно применить уже использованное выше правило правописания «изменения смысла при отсутствии конструкции». Если из предложений убрать именно «не» и «ни», то получится: мало воды утекло (полностью меняется смысл фразы) и мало не испугался (получается неверный набор слов, но в общем смысл текста не меняется — чуть не испугался).

Но есть и более простой вариант: «немало» — значит много, а «нимало» — значит совсем. В первом случае факт отрицаем, во втором — усиливаем. И снова делаем вывод, что выбор правильности написания «не» или «ни» зависит от смысла. Думаю, примеры наглядно это подчеркнули. Фото: YayMicro/songbird839, PressFoto.ru

Запоминайте примеры, ловите смысл слов и пишите грамотно! Любите русский язык!

Проголосовали 245 человек

Комментарии (62):

Войти через социальные сети:

Есть настоящие учёные, как НЕ быть.
Или.
Есть настоящие учёные, как НИ быть.
Как правильно?
Большое спасибо!

Vladimir Zlotnik, А какие и где ударения в словах а а а а а.

Как пишется фраза – Это ни есть хорошо .

валентина третьякова, Это ни ни есть хорошо

Полезно! Столько ошибок делают, что страх. Даже в песнях.

К. Ю. Старохамская, В словах к музыке

И г-ну Дмитриеву. По моему понятию все это пишется через НЕ. Но когда ставим в какой-либо падеж “Он этого не делал НИ одного года”.
А когда есть противопосталение, то писать надо НЕ. “Он это делал НЕ один год, но все пять”. А в общем, черт ногу сломит. Академиков надо приглашать на такие обсуждения.

Роман Солодов, Вы подтвердили интуицию,которая как “Нет не солгало предчувствие мне, // нет, не солга-ало” ( с Утёсова)

Сергей Дмитриев, Это по речке ИДЕТ ПАРАХОД.

А меня никак не напрягает слово “Течение” в разных понятиях. В “течение времени, мысли, войны и так далее. ” и в “течении реки”. Так пишут, и упрощать русский язык, сводить его к примитиву только потому, что кто-то не хочет задумываться над правописанием, мне кажется, не стоит. И так все слишком упрощено. В свое “оправдание” скажу, что в “оправдании” преступника нет никакого смысла. И “в заключении” он провел худшие годы своей жизни, поняв “в заключение”, что был виноват. И так далее. Просто надо чуть-чуть напрягать мозги. порой это очень полезно. И когда задается вопрорс, а почему. Ответ простой: да потому. Так пишется, и это надо знать. Но не подгонять язык под малограмотных. И для меня кофе навсегда останется как ОН.

Роман Солодов, уж извините, но “Так пишется, и это надо знать”, на мой взгляд, и значит “сводить к примитиву”. Приведенные Вам и примеры просто формы разных падежей с разными окончаниями. Падежные окончания жестко связаны с вопросами, на которые слово отвечает, что Вы и продемонстрировали. Умение задать вопрос- это замечательное умение. И поэтому я искренне радуюсь, слыша ” а почему. “

Статья хорошая – да. И не про жрачку-)

Но некоторая логика русского языка меня всегда удивляла: кофе, ставший ныне и ср. рода – оно, изначально и стоило сделать ср. рода. Слово, да, иностранное, но ведь и серсо, и пальто – иностранные слова ср.р. И, вообще, в русском языке все заканчивающееся на “о” или “е” ср.р. (море, поле, горе). народ был логичнее заумных филологов. Зачем было городить огороды, чтобы в конце разрешить то, что изначально было логично-)

Или, например, почему “в течениЕ”, а не “в течениИ”? Ведь не куда – в течениЕ (я выпускаю рыбу), а в чем – в течениИ (дня и ночи).

Пока вспомнилось, навскидку, это. Хотя можно еще вспомнить.

Игорь Ткачев, времени , мига ,взгляда . Жизне

Игорь Ткачев, вы правы: с кофе действительно. огород. Оно абсолютно логично укладывается в структуру русской грамматики . Неодушевленное существительное с окончанием -о или-е – среднего рода.Но заимствовалось это слово дважды: первый раз как английское coffee вошло в язык как склоняемое “кофий”(Не хотите ли кофию?). А второй раз как итальянское cafe.
Впрочем, по-моему, последней реформой орфографии слово это уже приведено в порядок – отнесено к среднему роду.
А что касается предлога “в течение” , то это один из парадоксов русского словообразования: форма винительного падежа (во что? в такое-то время ) в течение потеряла связь с исходным значением и з а с т ы л а, превратившись в предлог с временным значением.

Людмила ЛивинА что касается предлога “в течение” , то это один из парадоксов русского словообразования: форма винительного падежа (во что? в такое-то время ) в течение потеряла связь с исходным значением и з а с т ы л а, превратившись в предлог с временным значением.

Так вот *в течение* Русского языка врывалось много предложений . Русский язык , Могуч и не Победим,

Часто заумные филологи-зелоты, неcмотря на свою образованность, тупо придерживаются именно правил, заданных кем-то и когда-то, и не мыслят логически и.. душевно (язык, особенно народный – ведь живая субстанция, а не только бездушный набор правил).
И часто эти лингвофашисты (-) и сами объяснить свою любовь к такой правильности не умеют. Главное, что нет-словари им так диктуют.
И также часто форма (правильность правописания) важнее содержания. Увы.

Игорь Ткачев, в категорию филологов-зелотов (в русском есть более понятное и выразительное слово – начетчики), к моему огорчению, входят 80% словесников и не только школьного масштаба.
Меня больше всего раздражают жесткие требования, связанные с местом ударения. Как правило, это застывшие нормы, а разговорный язык – живой, и слово, зачастую, наполнено игрой смыслов.
Помню, мой старший двоюродный брат, дальнобойщик, всегда смеялся надо мной, занудной училкой, когда я пыталась поправлять его речь.
– Может, кто из тех, кто права себе купил – шофёр, а я тридцать лет как шОфер. И ни одной аварии.

Людмила Ливина, добрый день. Я бы очень хотел с вами связаться. Мне нужна Ваша помощь.

Людмила Ливина, я солидарНен З Вами.

Игорь Ткачев, вопреки знатокам языка “народ-языкотворец” говорит ихний,чейный, ейный и пр. И мне хочется объяснять прокурорам, почему это происходит.

Игорь Ткачев, это течение меня тоже издавна напрягало.
Я придумывал всяки-разны оправдания этому Е, типа: в соответствиЕ, в обоснованиЕ, в оправданиЕ, в заключениЕ и т.д.
Но шаткие сомнения посещают время от время(ени).

Очень хорошая статья. Все на месте. Только я бы написал: “Где я только нИ был”. И ошибки бы не было. Стоп!
Сейчас прочитал и понял, что автор прав, потому что нИ глаз режет. Писать надо: “Где я только не был”. Сколько уже пишу, а впервые задумался над правописаинем НЕ и НИ именно в этой фразе. Век живи.
Оценка статьи 5

Роман Солодов, редкая, расхристанная самокритичность.

Роман Солодов, glen 555 Главная стройка десятилетия -Керченский мост.
Это ссылка на статью, которая и сейчас “висит” на(в) ресурсе “МирТесен”.

Роман Солодов, свежак из Сети: “. известно, что нЕ один год, нЕ одно десятилетие и даже нЕ один век люди задумавылись. “

Я везде исправил И на Е. Как правильно?

Сергей Дмитриев, правильно исправили. В данном контексте НЕ дает частичное отрицание. НЕ один год – а много лет задумывались. Частицу НИ можно ставить, если сказуемое отрицательное. то есть если бы было так: НИ один год. НЕ задумывались.

Людмила Ливина, О-о-о! ПуЩай ПЁтров в кепке почитает это место.

Отличная статья и очень нужная! Спасибо!
Думаю, надо продолжать дальше. Грамотность падает катастрофически, и, самое печальное, никто этим не заморачивается и не обращает внимания на правописание.
Да и тесты будут интересны многим.
Успехов!

Статья интересная.Отдельное,и огромное спасибо Людмиле Ливиной-за мастер-класс.Профессионал.Чистая работа!Я себе скопировал.Ибо-туп. P.S. В реальной жизни,как правило,помогает интуиция.

Статья правильная. Прежде всего тем, что предлагает обратиться к здравому смыслу. Но несколько рыхлая: трудно запомнить что к чему. Позволю себе по другому расставить акценты.
Частица ни – не просто усиление,а усиление отрицания. Полное отрицание – это частица не перед глаголом-сказуемым. Отсюда вывод: если перед глаголом не есть, то вторая частица в предложении будет ни. Неважно,войдет ли она в состав наречия(нигде) не был, или местоимения (никого)не было, или это будет союз (ни мне ни тебе не дали).
Без не перед глаголом частица ни не употребляется. То есть не может быть предложения, в котором ни – есть, а не -нет. Разве что в предложении вообще опущено отрицательное сказуемое (Ни дня без строчки!), но ведь оно подразумевается.
Это в простом предложении. Всложном зависимое придаточное может иметь в своем составе одно НИ. Но у него не будет отрицательного значения (Отказался,как ни уговаривали. Но ведь уговаривали изо всех сил).Здесь мы имеем дело с союзами: как ни; куда ни; когда ни; сколько ни. Эти союзы запросто можно заменить союзом хотя. Собственно, к этим двум положениям можно свести весь комплекс правил, связанных с разграничением отрицательных частиц.
Только добавить 3 нюанса.
1 Двойное отрицание. Это когда минус на минус дает плюс. Не мог не пойти, нельзя не сказать. Но тут обе частицы в сказуемом.
2. Риторический вопрос или восклицание. Предложение кончается знаком ! или ? Где он только не бывал, по каким дорогам не ходил!
3. Фразеологизмы или устойчивые словосочетания не требуют обязательного НЕ при глаголе. Он вообще ни то ни се, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни в городе Богдан ни в селе Селифан.
Автор об этом достаточно подробно писала.

Людмила Ливина, а такого быть не может? Например: Будет так, что ни мне ни тебе, Получится так, что ни мне ни тебе.

Источник статьи: http://www.shkolazhizni.ru/school/articles/56236/

НЕ МОГУ или НЕМОГУ — как правильно пишется?

Слово «не могу» правильно пишется раздельно с отрицательной частицей «не». Приведем примеры из произведений художественной литературы написания «не» с глаголами.

Слово «не могу» произносится так, что создается иллюзия, что это одно цельное слово. Как все же правильно писать «немогу» или «не могу«, слитно или раздельно? Попытаемся в этом разобраться, выяснив, словом какой части речи оно является.

Часть речи слово «не могу»

Я могу отрекаться от них [стихов] как угодно, но не могу не признать их своими (А. Блок).

Как видно из контекста, в первой части предложения существует самостоятельное слово «могу»:

я (что делаю?) могу отрекаться.

Это составное глагольное сказуемое, первой частью которого является глагол «могу» в форме первого лица единственного числа настоящего времени. Анализируемое слово выражает волеизъявление, желание, стремление, поэтому является связкой в составном глагольном сказуемом. Этот глагол, начальной формой которого является слово «мочь», не обозначает в одиночку полноценного действия, а является модальным.

Во второй части предложения слово «не могу́» употреблено в отрицательном смысле. Перед ним находится частица «не», которая создает это отрицание.

Правописание слова «не могу»

Интересующее нас слово, как и все глаголы, пишется с «не» раздельно в соответствии с орфографическим правилом:

Понаблюдаем:

Примеры предложений из художественной литературы

Погода была прекрасная, но жара все еще не унималась (И. Тургенев).

Никогда и никого Бим не укусил, хоть на хвост наступи (Г. Троепольский).

Мы не разговаривали, несмотря на множество мыслей, и с великим волнением оглядывали приют человека, обладавшего даром могучего и чистого воображения (К. Паустовский).

Мальчик не сердился на старого кота. Он все прощал за то, что Карл никогда не позволял себе сомневаться в существовании колдуний, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове (К. Паустовский).

Я не могу́ уйти раньше времени, пока не выполню задание.

Не могу́ и не хочу опаздывать на столь интересную встречу с известным актером кино.

Отметим, что в русской орфографии существует ряд глаголов, которые с «не» пишутся слитно.

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie/ne-mogu-nemogu-razdelno-slitno.html

“Немогу” или “не могу” – как правильно?

Если человеку нужно отказаться от участия в каком-либо мероприятии или показать, что у него отсутствует возможность выполнить просьбу, он отвечает привычной для всех фразой. Но как правильно написать отказ на письме или через чат социальной сети: немогу или не могу? И как доказать, что выбранный вариант будет верным?

Часть речи слова “не могу”

Первым шагом при рассуждениях станет определение, к какой части речи относится слово. Рассматриваемая лексема – глагол, имеющий форму 1 лица, единственного числа, настоящего времени. К нему задают вопрос «Что делаю?».

Примеры других модальных лексем:

  • стал бы – Миша, а ты стал бы афишировать своё княжеское происхождение?
  • хочу – Я хочу добавить себе варенья;
  • нужно – Васе нужно сходить на ярмарку;
  • хотела бы – Мария хотела бы сдать экзамены на «отлично».

В данном выражении слово используется с частицей не. Лексическое значение частицы отрицание действия. Это служебная часть речи, которая не имеет самостоятельности. Является тем же членом предложения, что и глагол, при котором употребляется.

Правильно пишется

Анализируемую фразу правильно писать раздельно. При этом пользуются знаниями из школьной программы обучения русскому языку.

Данным правилом предусмотрены исключения. Слитно пишутся с частицей те глаголы, которые без неё теряют смысловое содержание: негодовать, недоумевать, нездоровится. В указанных примерах не входит в структуру корня слова. Если её отбросить, можно убедиться, что нет таких слов: годовать, здоровится, доумевать.

Глагол 1-го лица обычно употребляется при местоимении я, указывающим на субъект действия. Если я отсутствует, местоимение всё равно подразумевается.

Какой вариант безошибочный – “помощник” или “помошник? Узнать правильный ответ можно здесь.

ВАЖНО! Личное местоимение допустимо вставлять в высказывание или убирать его, общий смысл предложения не нарушится.

Примеры с этим словом

  1. Не могу точно подсчитать, сколько нужно метров ткани купить на шторы.
  2. Валерий Петрович, я не могу вам ответить, кто завтра будет дежурить на вахте.
  3. Я больше не могу терпеть этого администратора на нашей работе – грубый и безответственный.

Неправильное написание

Ошибочно писать рассматриваемый глагол и частицу слитно. Ещё одну ошибку делают на письме, когда используют гласную а вместо о в первом слоге лексемы. Слово произносится и слышится как смагу, потому что в сильную позицию попадает гласная у.

Чтобы выбрать, каким правилом воспользоваться, необходимо разобрать слово по составу:

Буква о находится в значимой части слова. Проверяют её при помощи подбора однокоренных слов, чтобы гласная стояла под ударением: поможет, смогут, смочь. У всех лексем общий корень. Чередование звуков ж/г/ч – явление, обусловленное историческими изменениями, связано с упрощением языка.

На букву, вызывающую сомнение, падает ударение, она произносится с особой интонацией, отчётливо. Проводим аналогию с рассматриваемым глаголом. Делаем вывод: в корне слова пишется буква о.

На ваш взгляд, как правильно писать – “к встрече” и “ко встрече”? Правописание в разных случаях мы рассмотрели в следующей статье. Читайте и запоминайте!

Отношение к событиям и действиям лексически выражается разными способами. Один из них – употребление модальных глаголов. Если вносится в предложение отрицательное значение, рядом с модальным словом пишут отрицательную частицу. При этом самостоятельную и служебную части речи разделяет пробел.

Источник статьи: http://kakpravilno.ru/pravopisanie/nemogu-ili-ne-mogu

Понравилась статья? Поделить с друзьями: